Инструкция по учету дорожно транспортных происшествий. Контрольные вопросы. I. Общие положения

В автотранспортных предприятиях и организациях должен про­водиться учет и анализ всех ДТП с участием транспортных средств, владельцами которых они являются, независимо от места возник­новения ДТП, его последствий и вины водителей.

Общими задачами учета и анализа ДТП на предприятиях, в организациях, учреждениях является оценка состояния БДД и анализ причин и условий возникновения ДТП с последующей разработкой необходимых профилактических мероприятий.

Учет ДТП в АТО осуществляется работниками службы БДД или иными лицами, назначенными приказом по организации.

Предприятия и организации обязаны немедленно сообщать в органы внутренних дел по территориальной принадлежности о всех ДТП с участием принадлежащих им транспортных средств. Предприятия и организации ежемесячно сверяют с территори­альными органами внутренних дел сведения о ДТП с пострадав­шими.

При анализе структуры аварийности используют удельные и относительные показатели аварийности, объектами сопоставле­ния при таком анализе могут быть:

виды ДТП;

типы и марки транспортных средств;

группы водителей с разным стажем (общим и в организации), возрастом, другими особенностями;

регулярные маршруты, обслуживаемые организацией;

подразделения организации (колонны, отряды, бригады) и др.

При этом сопоставление производится также со средними зна­чениями соответствующих показателей по отрасли.

Для детализации причин аварийности проводят анализ по вре­мени и месту совершения ДТП, виду и характеру перевозки, ви­дам нарушений ПДД, в зависимости от продолжительности рабо­ты на линии и т.д. Целью анализа является выявление условий, характеризующихся повышенной частотой совершения ДТП или повышенной тяжестью последствий.

Анализ аварийности завершается построением матрицы при­чины ДТП -мероприятия (или направления деятельности) по ус­транению причин ДТП.

При выявлении причин ДТП используют также материалы слу­жебных расследований, проводят опросы водителей и специалис­тов АТО.

Для проведения анализа аварийности в АТО необходимо иметь и накапливать не только данные о ДТП, но и данные о послед­ствиях ДТП; данные о парке транспортных средств, о водительс­ком составе (сведения о водителях, как правило, накапливают и обобщают в карточках персонального учета водителей); данные о скоростных режимах движения (средних скоростях, заложенных в расписании); данные о нарушениях ПДД и принятых мерах; све­дения о реализации запланированных мероприятий по БДД (чис­ло проверок, медицинских осмотров, инструктажей и т.д.).

Для анализа и оценки профилактической работы по БДД целе­сообразно применять так называемые неаварийные показатели. Их использование обусловлено, во-первых, тем, что часто данных об аварийности недостаточно для анализа и оценки аварийности, а во-вторых, неаварийные показатели позволяют реагировать на симптомы неблагоприятных тенденций до того, как они станут причинами ДТП.



Приведем перечень показателей, разделенных по основным задачам деятельности по предупреждению ДТП.

1. Обеспечение надежности водительского состава.

1.1. Аварийные показатели:

Число ДТП, погибших и раненых в ДТП по вине водителей;

Коэффициент виновности в разных классах ДТП (отношение ДТП по вине водителей к ДТП с участием транспортных средств АТО).

1.2. Неаварийные показатели:

Число выявленных нарушений ПДД водителями на линии по отношению к числу проверок;

Число водителей в «опасном состоянии» (нетрезвом, пере­утомленном, болезненном), отстраненных после предрейсового медицинского осмотра;

Число нарушений ПДД, число водителей с неоднократными нарушениями ПДД;

Число водителей, повысивших свою квалификацию;

Число водителей со стажем работы до 1 года.

2. Обеспечение технической исправности транспортных средств в эксплуатации.

2.1. Аварийные показатели:

Число ДТП по причине технической неисправности транс­портных средств;

Удельная тяжесть последствий, связанная с неисправностью транспортных средств.

2.2. Неаварийные показатели:

Число сходов транспортных средств с линии по технической

неисправности;

Число транспортных средств, выявленных на линии с техни­ческими неисправностями;

Число транспортных средств, не оснащенных необходимыми приборами и оборудованием;

Число транспортных средств со сроками эксплуатации, пре­вышающими нормативные.

3. Обеспечение безопасности при организации перевозочного

процесса.

3.1. Аварийные показатели:

Число ДТП, совершенных водителями после 8 ч работы на

Число ДТП, совершенных водителями при использовании

автомобиля в личных целях;

Число ДТП, совершенных неопытными водителями (со ста­
жем работы от 1 до 3 лет).

3.2. Неаварийные показатели:

Число выявленных нарушений режимов труда и отдыха води­телей и нарушений Правил перевозки пассажиров и грузов;

Частота проведения линейного контроля;

Число (процент) водителей, не охваченных предрейсовым ме­дицинским осмотром.

4. Обеспечение безопасных условий работы водителей на ли­нии.

4.1. Аварийные показатели - число ДТП по причине неудов­летворительных дорожных условий.

4.2. Неаварийные показатели:

Число маршрутов, на которых не обследовались дорожные условия в установленные сроки;

Число (процент) маршрутов регулярных перевозок, на кото­рые не составлены паспорта и схемы маршрутов с указанием опас­ных мест;

Число сходов транспортных средств с линии из-за неблаго­приятных дорожных условий, срывов графиков движения и др.

Увеличение значений аварийных и неаварийных показателей с большой вероятностью свидетельствует о наличии проблем БДД, т.е. отклонений в работе служб АТО по ОБДД.

Итак, на основании анализа аварийности (сопоставительного анализа динамики и структуры аварийности), анализа единичных ДТП (в ходе и по материалам служебных расследований), анализа неаварийных показателей, анализа практики реализации меро­приятий по БДД в АТО, анализа выполнения требований норма­тивных документов выявляются основные причины ДТП, форми­руются проблемы (узкие места, недостатки) в деятельности АТО по БДД, определяются задачи, основные направления деятельно­сти по устранению выявленных причин, проблем.

Результаты проведенного комплексного анализа являются ба­зой для формирования плана (программы) конкретных меро­приятий по БДД.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 1513 (Российская газета, N 238, 10.12.97);
(Российская газета, N 162, 25.08.98);
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2000 года N 100 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 6, 07.02.2000);

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 (Собрание законодательства Российской Федерации N 7, 14.02.2005);
(Российская газета, N 245, 28.11.2008) (вступило в силу с 1 января 2009 года);
(Российская газета, N 31, 25.02.2009);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 37, 10.09.2012).

____________________________________________________________________


Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила учета дорожно-транспортных происшествий и ввести их в действие с 1 января 1996 года.

2. Федеральным органам исполнительной власти привести ведомственные нормативные акты по вопросам учета дорожно-транспортных происшествий в соответствие с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными настоящим постановлением.

3. Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации разработать и до 1 марта 1996 г. утвердить Положение о порядке предоставления информации о дорожно-транспортных происшествиях юридическим и физическим лицам, в том числе на договорной основе.

4. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по статистике изучить в течение 1996 года возможность применения в государственной статистической отчетности порядка отнесения лиц к числу пострадавших, используемого в статистике Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

Правила учета дорожно-транспортных происшествий

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 июня 1995 года N 647

I. Общие положения

1. Правила учета дорожно-транспортных происшествий обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации.

2. Основные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах:

"дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения;

"дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;

"транспортное средство" - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, мопед, велосипед с подвесным мотором, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных);

"владельцы транспортных средств" - юридические лица независимо от форм собственности, являющиеся собственниками транспортных средств либо пользующиеся или распоряжающиеся транспортными средствами в установленном порядке;

"погибший" - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 859 ;

"раненый" - лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

3. Учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия.

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий.

4. Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется:

органами внутренних дел;

владельцами транспортных средств;

государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог.

Медицинские организации ведут учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 859 .

5. В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

6. В государственную статистическую отчетность не включаются сведения о дорожно-транспортных происшествиях, возникших:

во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки и т.п.), когда пострадали зрители, участники и персонал, обслуживающий спортивные мероприятия;

при выполнении транспортными средствами технологических производственных операций, не связанных с перевозкой людей или грузов (прокладка траншей, производство сельскохозяйственных работ, лесозаготовка, погрузочно-разгрузочные работы, установка мачт, опор и т.п.);

в результате стихийных бедствий;

вследствие нарушения правил техники безопасности и эксплуатации транспортных средств (запуск двигателя при включенной передаче, при сцепке-расцепке транспортных средств, механизмов, приспособлений и т.п.);

в связи с попыткой покончить жизнь самоубийством или действиями, совершенными в состоянии невменяемости;

в результате умышленных посягательств на жизнь и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного ущерба.

7. Государственная статистическая отчетность по дорожно-транспортным происшествиям ведется органами внутренних дел на основе учетных данных этих органов.

8. Форма государственной статистической отчетности по дорожно-транспортным происшествиям разрабатывается Министерством внутренних дел Российской Федерации и по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации утверждается Федеральной службой государственной статистики (пункт в редакции .

9. Сведения о дорожно-транспортных происшествиях являются открытыми для опубликования и предоставляются заинтересованным юридическим и физическим лицам в установленном порядке.

II. Учет дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел

10. Органы внутренних дел производят учет дорожно-транспортных происшествий на территории обслуживания.

11. На каждое дорожно-транспортное происшествие, сведения о котором подлежат включению в государственную статистическую отчетность, заполняется карточка учета дорожно-транспортного происшествия. Форма карточки устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

12. Порядок организации учета дорожно-транспортных происшествий, сбора и обобщения сведений о них и контроля за полнотой и достоверностью этих сведений определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

13. Орган внутренних дел, получивший сообщение о дорожно-транспортном происшествии, в котором погибли или были ранены люди, информирует о случившемся заинтересованных лиц в установленном порядке.

14. Главные государственные инспектора безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, организуют сверку с медицинскими организациями сведений о погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях, а также не реже одного раза в месяц предоставляют владельцам транспортных средств, государственным органам управления автомобильными дорогами, владельцам ведомственных и частных дорог возможность проведения сверки данных о дорожно-транспортных происшествиях (пункт в редакции, введенной в действие со 2 сентября 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 866 постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 859 ; в редакции, введенной в действие с 5 марта 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 106 .

III. Учет дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств

15. Владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения.

16. Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

17. Владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств.

18. Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств (пункт в редакции, введенной в действие с 5 марта 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 106 .

IV. Учет дорожно-транспортных происшествий государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог

19. Государственные органы управления автомобильными дорогами, владельцы ведомственных и частных дорог учитывают дорожно-транспортные происшествия, совершенные на дорогах, находящихся в их ведении.

20. Форма учета дорожно-транспортных происшествий государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог определяется Российским дорожным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2000 года N 100 .

21. Государственные органы управления автомобильными дорогами, владельцы ведомственных и частных дорог обязаны немедленно сообщать в управление (отдел) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, о каждом дорожно-транспортном происшествии, совершенном на дорогах, находящихся в их ведении (пункт в редакции, введенной в действие с 5 марта 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 106 .

22. Государственные органы управления автомобильными дорогами, владельцы ведомственных и частных дорог ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях, совершенных на дорогах, находящихся в их ведении (пункт в редакции, введенной в действие с 5 марта 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 106 .

V. Учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях в медицинских организациях

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 859 , -

23. Медицинские организации учитывают сведения о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, которые обратились или были доставлены для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 859 .

24. Форма учета медицинскими организациями сведений о раненых и погибших в дорожно-транспортных происшествиях определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 859 ; в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 .

25. Медицинские организации обязаны немедленно сообщить в органы внутренних дел по месту своего нахождения (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 859 :

о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях:

о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, направленных в другие медицинские организации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 859 .

26. Медицинские организации в срок, не превышающий одни сутки, обязаны сообщить в органы внутренних дел по месту своего нахождения сведения о раненых, скончавшихся в течение 30 суток после дорожно-транспортного происшествия (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 859 .

27. Медицинские организации предоставляют органам внутренних дел возможность проведения сверки сведений о погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 859 .

28. Медицинские организации обязаны представлять органам внутренних дел по их запросам справки о раненых, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 859 .

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

В данной статье рассмотрим учет дорожно-транспортных происшествий в процедуру проведения служебного расследования.

В соответсвии со Статьей 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, в соответствии с пунктом 1.2. Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» и в соответствии с пунктом 2 «Постановлениея Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий»:

  • дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Исходя из данной формулировки определяем что основными признаками ДТП являются:

  • участником является транспортное средство ;
  • событие произошло в процессе движения по дороге ;
  • причинен ущерб .

То есть для того чтобы признать что действительно произошло ДТП, и его необходимо учесть и провести расследование, должны совпасть следующие факторы: одним из участников происшествия должен быть автомобиль, один из участников ДТП должен двигаться по дороге, и в результате ДТП должен быть причинен ущерб. Если какой либо из этих факторов отсутствует то событие не является дорожно-транспортным происшествием и не возникает обязанность владельца транспортного средства учитывать ДТП.

Учет ДТП

Если всё таки происшествие признано как ДТП то в первую очередь его необходимо учесть. Пункт 3 «Правил учета дорожно-транспортных происшествий» № 647 гласит:

  • Учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия.

То есть дорожные происшествия учитываются вне зависимости от вины водителя, места совершения аварии и её последствий. Пункт 4 Правил перечисляет кем должен осуществляться учет ДТП:

  • Органами внутренних дел;
  • Владельцами транспортных средств ;
  • Государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог;
  • Медицинские организации ведут учет погибших и раненых в ДТП.

Теперь рассмотрим правила учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств. Это описано в пунктах с 15 по 18 главы 3 «Правил учета дорожно-транспортных происшествий»:

  • Владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения .
  • Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
  • Владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств.
  • Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Форма учета ДТП разъяснена в отдельном Приказе Министерства транспорта РФ от 02.04.1996 № 22, который так и называется «Об утверждении формы учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств». Форма может быть выполнена в виде журнала, где должны быть указаны сведения о владельце транспортного средства и его адрес, и форма должна содержать 2 раздела:

  • Раздел 1. Сведения, подлежащие сверке с территориальными органами внутренних дел.
  • Раздел 2. Сведения внутреннего характера , подлежащие выяснению в процессе проведения служебного расследования.

Как видно из названий разделов, именно раздел № 1 подлежит сверке в органах ГИБДД, и как мы уже знаем, сверка должна проводится ежемесячно. В разделе № 1 фиксируется только факт ДТП с минимально-необходимыми статистическими сведениями:

  • Владелец транспортных средств.
  • Адрес владельца транспортных средств.
  • Учетный номер карточки (МВД).
  • Дата дорожно-транспортного происшествия.
  • Время дорожно-транспортного происшествия.
  • Место дорожно-транспортного происшествия.
  • Вид дорожно-транспортного происшествия.
  • Модель, номерной знак транспортного средства.
  • Фамилия, имя, отчество водителя.
  • Условия и обстоятельства, способствовавшие возникнонию ДТП (погодные, дорожные условия, состав и действия участников ДТП).
  • Выявленные причины дорожно-транспортного происшествия.
  • Последствия дорожно-транспортного происшествия: погибло человек, ранено человек.

Именно эти сведения должны ежемесячно сверяться в территориальных органах ГИБДД. Сверку можно проводить как личным посещением так и отправкой этих сведений по почте, главное чтобы об этом было какое либо письменное подтверждение от органов ГИБДД.

В раздел № 2 вносится более детальная информация о ДТП. Для ГИБДД эта информация не нужна, но эти сведения необходимы для проведения внутреннего служебного расследования в организации, и это мы рассмотрим более подробно.

Служебное расследование

Необходимость проведения служебного расследования ДТП вытекает из обязанности учета ДТП. Прямого указания о необходимости проведении служебных расследований ДТП в законодательстве нет. Но пункт 1 Статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» гласит:

  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: …анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств…

Это же есть в пункте 3 Правил учета дорожно-транспортных происшествий:

  • Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий.

Согласно пункта 1.2. Приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 26.04.1990 года № 49 «Об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий»:

  • Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.

То есть проведение расследования ДТП необходимо для понимания его причин и устранения причин его возникновения в дальнейшем, путем проведения каких либо мероприятий, например, изменением маршрута движения ТС, проведением занятий с водителями, инструктажами и т.д… Анализ и изучение причин ДТП проводится посредством проведения служебного расследования.

При проведении служебного расследования, согласно Приказа Минтранса № 22, необходимо собрать и внести в Раздел 2 Формы учета дорожно-транспортных происшествий следующие сведения:

  • Данные о водителе: а) фамилия, имя, отчество; б) квалификация, стаж работы (всего лет, в т.ч. в организации на данном автомобиле); в) на каком часу работы произошло ДТП; г) состояние здоровья.
  • Данные о транспортном средстве: срок эксплуатации, пробег, время проведения последних «ТО-1» и «ТО-2».
  • Условия организации и осуществления перевозок, приведших к ДТП: а) вид груза, вес груза, правильность загрузки транспортного средства, число пассажиров, маршрут, отклонение от маршрута, вид перевозки; б) нарушение правил: перевозки, эксплуатации, ремонта, режима труда и отдыха водителя и др.
  • Сведения о пострадавших в ДТП по вине работников организации: а) категория (пассажир, водитель, пешеход, иное лицо); б) тяжесть последствий (погиб, ранен); в) фамилия, имя, отчество, возраст.
  • Материальный ущерб от повреждения (млн. руб): транспортных средств, груза, дорог, иных сооружений.
  • Принятые меры.

Эти, вносимые в журнал сведения должны быть подкреплены документами. Например данные о водителе должны быть подкреплены копией его паспорта и водительского удостоверения, приказом о назначении на должности, объяснительная об обстоятельствах ДТП, копия журнала предрейсового медосмотра и копия путевого листа. И так должны быть собраны сведения по каждому пункту Раздела 2 Формы учета ДТП. Непосредственно сбором данных и проведением служебного расследования должна заниматься комиссия из нескольких человек. Состав комиссии назначается приказом по организации. Результатом расследования должен быть документ, на основании которого должны приниматься дальнейшие действия по устранению причин ДТП. Этим документом является Акт служебного расследования ДТП. Форма акта также утверждается приказом по организации.

Итог

Любое ДТП должно быть учтено в журнале учета ДТП. О всех ДТП необходимо сообщать в ГИБДД и ежемесячно проводить с ними сверку, о чем должна быть отметка в журнале учета ДТП. Обязательно по всем ДТП необходимо проводить внутренние служебные расследования.

Для организации учета ДТП и проведения служебного расследования необходимо иметь следующие документы:

  • Журнал учета ДТП;
  • Приказ о создании постоянной комиссии по расследованию ДТП;
  • Приказ об утверждении формы акта о служебном расследовании.

Последовательность действий при ДТП:

  • Незамедлительно сообщить в органы ГИБДД;
  • Внести данные о ДТП в Журнал учета;
  • Назначенная приказом комиссия проводит служебное расследование;
  • По итогам расследования составляется Акт о служебном расследовании;
  • Наказание водителя в случае его вины и решение вопроса о возмещении материального ущерба;
  • Проводится внеплановый инструктаж водителей;
  • Проводится ежемесячная сверка Раздела 1 Журнала учета ДТП с органами ГИБДД.

При учёте ДТП и проведении служебного расследования необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Статьи 2 и 20.
  • Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий». Пункт 2, 3, 4, 15, 16, 17, 18.
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 02.04.1996 № 22 «Об утверждении формы учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств».
  • Приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 26.04.1990 года № 49 «Об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий». Пункт 1.2.
  • Дополнительно для перевозчиков Приказ Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД» , можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.сайт можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты» , и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")

Тождественное определение понятия "дорожно-транспортное происшествие" содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ , утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п. 3.1.2 Рекомендаций по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р).

Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения (утратившие с 12.05.2015 года Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденные Федеральной дорожной службой России 29.05.1998 года).

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)

В действующем с 12.05.2015 года Отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.6.015-2015 "Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации", утв. распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р, выделены лишь следующие виды ДТП:

дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек (п. 3.1.3). При этом под раненым в ДТП понимается лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения (п. 3.1.10). Под погибшим в ДТП понимается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более. (п. 3.1.4).

В прежних Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ, утвержденных Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года содержалась более развернутая характеристика дорожно-транспортного происшествия, которая выгоднее отличалась от ныне действующих Рекомендаций, утвержденных Росавтодором 12 мая 2015 г.

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в утративших силу Правилах 1998 года

В действовавших до 12 мая 2015 г. Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной дорожной службы России от 29 мая 1998 г. N 168, дорожно-транспортные происшествия подразделялись на следующие виды:

Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Иной вид ДТП - бесконтактное ДТП

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включал также "иной вид ДТП ". Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли "пострадавший" автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что "из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие " (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, "дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения , в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под термином "дорога " понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что «поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения , то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия - страхового случая , предусмотренного договором добровольного страхования».

Кто считается погибшим, раненым в ДТП? Определение понятия "ограниченная видимость" и "дорожные условия, сопутствующие ДТП"

В ныне утративших силу Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998 содержались определения следующих терминов:

"4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

6. Ограниченная видимость - расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.

7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП , - фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)".

Аварии случаются потому, что нынешние водители ездят по вчерашним дорогам на завтрашних машинах с послезавтрашней скоростью!

Витторио Де Сика

Система сбора и обработки информации о дорожно-транспортных происшествиях

Аннотация

Существенное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, наблюдаемое в некоторых субъектах России в последние время, обусловлено комплексом разнообразных факторов. Воздействие на причины ДТП в целом, равно как и на факторы, детерминирующие ее рост, может быть достаточно эффективным только при том непременном условии, что такое воздействие будет осуществляться комплексом идеологических, организационных, экономических, социальных, политических и иных мер. Исследователем раскрываются общие вопросы системы сбора и обработки информации о дорожно-транспортных происшествиях в Российской Федерации.

Ключевые слова

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП), причины и условия ДТП, государственная система учета ДТП, формы государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения, электронный учет ДТП.

Общее ежегодное число жертв дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России в несколько раз превышает количество погибших и раненых, которые пострадали в стихийных бедствиях, техногенных катастрофах и прочих чрезвычайных ситуациях. Около 35% погибших в ДТП составляют люди наиболее трудоспособного возраста (25-45 лет).

Следовательно, от дисциплинированности участников дорожного движения и профессиональной подготовки водителя зависит безопасность не только движения на дороге, но, как показывает статистика, во многом, и всего общества.

Специализированные государственные органы, в свою очередь, должны проводить учет и анализ обстановки, складывающейся на дорогах России, - оценивать общее состояние аварийности, изучать и устранять причины ДТП, выявлять опасные участки сети дорог с повышенной вероятностью возникновения ДТП (участков концентрации ДТП), разрабатывать и осуществлять эффективные меры по повышению безопасности движения на участках концентрации ДТП. При этом необходимо обеспечивать достоверность и оперативность получения данных о дорожно-транспортных происшествиях, а также своевременное обобщение и анализ сведений об авариях.

Выявление и изучение факторов, значимо влияющих на риск ДТП при решении задачи повышения безопасности на дорогах, должно рассматриваться как приоритетная задача. Это позволит принимать правильные комплексные решения, которые действительно смогут устранить сторонние причины ДТП.

К сегодняшнему дню ключевой причиной аварийности, как, впрочем и раньше, является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении правилами дорожного движения. Значительное влияние на уровень аварийности оказывают неудовлетворительные дорожные условия.

Статистика ДТП крайне негативна:

  • каждые три минуты (в среднем) на дорогах России происходит одно ДТП;
  • каждые полчаса (в среднем) на дорогах России гибнет один человек;
  • каждый год (в среднем) в России в ДТП гибнет 25 тыс. человек, что сопоставимо с населением среднего города России.

Таким образом, выявление причин и условий, их систематизация, определение степени влияния на механизм ДТП имеют большое значение. При этом необходимо, чтобы их связь с происшествием была действительно реальной, а не мнимой. В механизме ДТП необходимо выделение главных, определяющих факторов и условий. В противном случае будет невозможно выявление их действительной природы, определение роли и места каждого из взаимодействующих компонентов.

Причинный комплекс ДТП можно представить в следующем общем виде:

субъективные причины (личностный фактор) - неадекватное поведение водителя автотранспортного средства, вызванное индивидуально-психофизиологическими особенностями личности, недостаточным уровнем квалификации и опыта вождения, неправильной мотивацией своих действий, весьма низким уровнем правовой культуры;

основные причины ДТП из-за невнимательности водителей:

  • отсутствие права на управление транспортным средством соответствующей категории (подкатегории);
  • несоответствие скорости конкретным дорожным условиям;
  • несоблюдение очередности проезда;
  • грубое нарушение правил перестроения;
  • сознательный выезд на полосу встречного движения;
  • выезд на сторону проезжей части, предназначенной для встречного движения;
  • неправильный выбор дистанции;
  • нарушение требований дорожных знаков;
  • управление транспортным средством в состоянии опьянения;
  • нарушения требований сигналов светофора;
  • нарушения правил проезда пешеходного перехода;
  • грубое нарушение правил обгона;
  • нарушение требований линий разметки;
  • превышение установленной скорости;
  • ослепление светом фар;
  • нарушение водителем правил применения ремней безопасности;
  • отказ водителя от прохождения медицинского освидетельствования;
  • эксплуатация технически неисправного автомобиля;
  • нарушение правил применения мотошлема;
  • управление транспортом лицом, лишенным права управления;
  • нарушение правил перевозки детей;
  • несоблюдение условий разрешения движения транспорта задним ходом;
  • тонировка стекол сверх нормы;
  • нарушение правил пользования светом фарами;
  • разговор с пассажирами;
  • стоянка на проезжей части и обочине без освещения;
  • еда за рулем;
  • курение за рулем;
  • прослушивание музыки;
  • управление электронными устройствами (например радио, CD, MP3 проигрывателем или GPS, ГЛОНАСС навигацией) во время движения;
  • усталость водителя;
  • умышленное создание аварийной ситуации.

Грубое нарушение правил обгона и выезд на встречную полосу - главная причина большинства смертельных аварий. Большинство всех ДТП связано с нарушениями правил дорожного движения водителями транспортных средств. Практически в каждом седьмом происшествии водитель находился в состоянии опьянения, при этом количество таких ДТП увеличивается.

Государственная система учета обеспечивает организацию и проведение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности уличного движения.

Подлежат учету все ДТП с участием хотя бы одного находящегося в движении транспортного средства, повлекшие гибель или телесные повреждения людей, либо повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества. В статистическую отчетность государства включаются сведения органов внутренних дел (полиции) о ДТП независимо от степени вины водителей транспортных средств и места их совершения.

Помимо этого, в воинских частях подлежат учету ДТП с гибелью и ранением людей, совершенные военнослужащими этих воинских частей - владельцами личного транспорта.

Учет ДТП осуществляется для изучения причин и условий их возникновения, а также принятия мер по устранению этих причин и условий.

Помимо органов внутренних дел, учет ДТП осуществляется:

  • владельцами транспортных средств;
  • государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог.

Медицинские организации ведут учет погибших и раненых в ДТП.

В государственную статистическую отчетность могут не включаться сведения о дорожно-транспортных происшествиях, возникших:

  • в результате стихийных бедствий;
  • при выполнении транспортными средствами технологических производственных операций, не связанных с перевозкой людей или грузов (прокладка траншей, производство сельскохозяйственных работ, лесозаготовка, погрузочно-разгрузочные работы, установка мачт, опор);
  • во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки), когда пострадали зрители, участники и персонал, обслуживающий спортивные мероприятия;
  • в результате умышленных действий, направленных на причинение имущественного ущерба, посягательств на жизнь и здоровье граждан;
  • вследствие нарушения правил техники безопасности и эксплуатации транспортных средств (запуск двигателя при включенной передаче, при сцепке-расцепке транспортных средств, приспособлений, механизмов);
  • в связи с действиями, совершенными в состоянии невменяемости или с попыткой покончить жизнь самоубийством.

Государственная статистическая отчетность по ДТП ведется органами внутренних дел на основе учетных данных этих органов. Форма государственной статистической отчетности по ДТП утверждается Федеральной службой государственной статистики, а разрабатывается Министерством внутренних дел Российской Федерации и по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации.

Перечислим наиболее важные задачи учета данных о состоянии аварийности:

  • обоснование мероприятий по всем направлениям деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, а также оценка эффективности мероприятий и определение очередности их проведения;
  • прогнозирование состояния аварийности;
  • создание универсальных программных комплексов для компьютеров, предназначенных для ввода, контроля, хранения, поиска и выдачи информации;
  • анализ причин и условий возникновения конкретных, единичных ДТП.

Вопрос о системе сбора и обработки информации о ДТП детально прописан в Правилах учета ДТП и Правилах государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения органами внутренних дел.

В частности, они устанавливаю и регламентируют:

  • порядок учета ДТП в органах внутренних дел;
  • порядок учета ДТП владельцами транспортных средств;
  • порядок учета ДТП государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог;
  • порядок учета погибших и раненых в ДТП в медицинских организациях;
  • виды показателей, по которым осуществляется государственный учет ГИБДД;
  • порядок формирования показателей состояния безопасности дорожного движения;
  • формы государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения и порядок предоставления сведений юридическим и физическим лицам.

Значительная часть ДТП происходит из-за того, что водитель недооценивает помеху справа. Особенно ту, которая рядом и не закрывает рот!

Стас Янковский