Классификации опасностей. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия

Статистические данные свидетельствуют о том, что люди погибают, становятся инвалидами и больными от опасностей природного, техногенного, антропогенного, биологического, экологического, социального происхождения. Чрезвычайные ситуации как таковые не возникают сами по себе, а являются производными таких явлений техногенного или природного характера, как аварии, катастрофы, стихийные бедствия и другие подобные события.

Опасность – это явление, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др. Данное определение опасности в безопасности жизнедеятельности является наиболее общим и включает такие понятия как опасные, вредные факторы производства, поражающие факторы и пр. Признаками, определяющими опасность, являются: угроза для жизни; возможность нанесения ущерба здоровью; нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. Опасность – понятие относительное. Угроза, это опасность на стадии перехода из возможности в действительность, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим. Угроза всегда носит предметный характер, наполнена конкретным содержанием и в случае чётко выраженного опасного состояния часто приобретает конкретную правовую характеристику.

В связи с многообразием опасностей, угроз и источников их возникновения требуется их классификация. Как в любой отрасли науки и техники, в безопасности жизнедеятельности существует номенклатура опасностей – система названий, терминов, употребляемых в какой – либо отрасли науки, техники. В безопасности жизнедеятельности выделяют несколько уровней номенклатуры: общая, локальная, отраслевая, местная (для отдельных объектов - производств, цехов, рабочих мест, профессий, процессов и т.д.). Значение номенклатур состоит в том, что они содержат перечень потенциальных опасностей, облегчают их идентификацию и имеют профилактическую направленность. А занимается всем этим таксономия – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, событий.

Совершенная, достаточно полная классификация опасностей в настоящее время пока не разработана. Но она может быть проведена по следующим признакам:

По происхождению – природные, техногенные, антропогенные, экологические, биологические, социальные;

По характеру воздействия на человека – механические, физические, химические, биологические, психофизиологические;

По времени проявления отрицательных последствий – импульсные и кумулятивные;

По локализации – атмосферные, гидросферные, литосферные, космические;

По вызываемым последствиям – утомление, заболевание, травмы, аварии, кризисные ситуации, катастрофы, летальные исходы;

По наносимому ущербу – технические, экономические, экологические, социальные;

По сфере проявления – бытовые, производственные, спортивные, дорожно - транспортные, военные;

По структуре – простые и производные, порождаемые взаимодействием простых;

По реализуемой энергии – активные и пассивные (которые проявляются за счёт энергии, носителем которой является сам человек).

Или опасности как угрозы могут быть классифицированы По :

Объектам – человек, общество, государство;

Направлениям – экономические, социальные, политические, информационные;

Величине ущерба – предельный, значительный, незначительный;

Вероятности возникновения – весьма вероятные, вероятные, маловероятные;

Причинам появления – стихийные, преднамеренные;

Иерархическому принципу – межпланетные, ноосферные «глобальные», региональные межгосударственные, государственные «национальные», региональные внутренние, местные «локальные», личностные.

Все рассмотренные опасности и угрозы глобального уровня являются внешними по отношению к объектам безопасности, расположенным ниже иерархических уровней: регионального, государственного, общественного и индивидуального.

К внутренним опасностям и угрозам нижних иерархических уровней относят:

Региональные и национальные социальные взрывы и конфликты;

Голод, распространение болезней, деградация людей;

Нарастание насилия, терроризма, преступности, наркомании, пьянства и т.д.

Так как многие из опасностей носят скрытый характер, их необходимо обнаружить (идентифицировать). Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных характеристик. Необходимых и часто достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности. Именно в процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (их координаты), возможный ущерб и, главное, их причины. Таким образом, идентификация – это качественный анализ опасностей.

Существует несколько способов классификации опасностей для человека: По природе происхождения: а) природные; б) технические; в) антропогенные; г) экологические; д) смешанные. По локализации: а) связанные с литосферой; б) связанные с гидросферой; в) связанные с атмосферой; г) связанные с космосом. По вызываемым последствиям: а) утомление; б) заболевание; в) травма; г) летальный исход и др. (таб. 8 ).

Таблица 8.

Классификация опасностей (по Русак О.Н.)

Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизические. Физические опасности – движущиеся машины и механизмы, повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, аномальная температура воздуха, повышенный уровень шума, вибраций, звуковых колебаний и т.д.. Химические опасности – общетоксичные, раздражающие, канцерогенные, мутагенные и т.д. Биологические опасности – патогенные микроорганизмы (в т.ч. вирусы) и продукты их жизнедеятельности. Психофизические опасности – физические и нервно-психические перегрузки.

Указанные классификации носят частный характер, поскольку осуществляют классификацию только по какому-либо одному признаку.

Наиболее полной представляется следующая классификация. Все опасности (факторы, приводящие к появлению опасности), по объекту воздействия, времени и пространству представляется целесообразным разделить на три группы:

1- факторы, непосредственно влияющие на индивидуума, степень воздействия которых может накапливаться или релаксировать во времени – факторы инкубационного действия;

2- факторы мгновенного действия, носящие случайный характер, воздействие которых, распространяется на индивидуума или локализовано ноксосферой;

3- факторы экологического воздействия, как правило, опосредованного действия, проявляющиеся вне индивидуума, вне данного производства, но являющиеся следствием реализации конкретного технологического процесса в данном производстве. Такая классификация является наиболее удобной при анализе конкретного производства, т.к. позволяет выявить, спрогнозировать и дать количественную оценку возможным опасностям еще на ранних стадиях технологической подготовки производства.

По видам источников возникновения различают опасности: естественные, техногенные и антропогенные. Естественные опасности обусловлены стихийными явлениями, климатическими условиями, рельефом местности и т.п. Опасности, создаваемые техническими средствами, называют техногенными , а антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или группы людей и делятся по :

- видам потоков в жизненном пространстве опасности делятся на энергетические, массовые и информационные.

- моменту возникновения опасности делятся на прогнозируемые и спонтанные.

- виду воздействия на человека различают вредные и травмоопасные опасности.

- объектам защиты различают опасности, действующие на человека, на природную среду и на материальные ресурсы.

- видам зон воздействия опасности делятся на производственные, бытовые, городские (транспортные и др.), зоны чрезвычайных ситуаций.

Опасности по вероятности воздействия на человека и среду обитания разделяют на потенциальные, реальные и реализованные.

Реализованные опасности принято разделять на происшествия, аварии, катастрофы и стихийные бедствия. Происшествие – событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным или материальным ресурсам. Чрезвычайное происшествие – событие, происходящее кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы. К чрезвычайным происшествиямотносятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия. Авария – происшествие в технической системе, не сопровождается гибелью людей, и восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно. Катастрофа – происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей. Стихийное бедствие – происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, к гибели или потере здоровья людей. Чрезвычайная ситуация – состояние объекта, территории или акватории, как правило, после чрезвычайного происшествия, при котором возникает угроза жизни и здоровью для группы людей, наносится материальный ущерб населению и экономике, деградирует природная среда.

Причинами происшествий в технических системах являются отказы и инциденты. Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособности технической системы. Инцидент – отказ технической системы, вызванный неправильными действиями оператора.

Опасность - центральное понятие безопасности жизнедеятельности, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т. е. вызывать нежелательные последствия.
Явления или воздействия характеризуют как опасные следующие признаки: вероятность нанесения непосредственного ущерба, здоровью человека (травмы различной тяжести вплоть до смертельной); вероятность заболевания; затруднение нормального функционирования органов человека; изменение окружающей среды.
Опасности обычно классифицируют по следующим признакам:
♦ по происхождению: природные, техногенные, антропогенные, биологические, экологические, социальные;
♦ по воздействию на человека (классификация ГОСТ): физические, химические, биологические, психофизиологические;
♦ по характеру воздействия энергии: активные и пассивные (активизирующиеся за счет энергии человека);
♦ по вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, летальные исходы, аварии, чрезвычайные ситуации.

2. По локализации (в литосфере, гидросфере, космосе, атмосфере)

3.По виду источника

Физические (различные излучения, высокая температура воздуха, движущиеся части и предметы);

Химические (химические вещества)

Биологические (бактерии, микробы)

Психофизиологические (эпилепсия, лунатизм)

4. По времени проявления последствий:

Мгновенные (действующие сразу)

Отложенные (действующие с запаздыванием)
Как указывалось выше, практика свидетельствует о том, что абсолютная безопасность деятельности недостижима. Стремление к абсолютной безопасности в ряде случаев вступает в антагонистические противоречия с техническими и экономическими возможностями общества на данном этапе его развития. Следовательно, возникает проблема определения допустимого риска.
Опасности носят стохастический характер, т. е. они могут проявиться или не проявиться. Поэтому в качестве адекватной оценки риска можно принять вероятность наступления нежелательного события, определяемую статистически.

Опасности в основе своей материальны. Поэтому в борьбе с опасностями очень важно выделить материальные объекты, которые являются их носителями. В трудовом процессе к таким объектам относятся: предметы труда, средства труда (машины, станки, инструменты, сооружения, здания, дороги, реки, каналы и т.д.), различные виды энергии (электрическая, химическая, атомная, механическая, тепловая, мускульная и др.), продукты труда и полуфабрикаты, природно-климатическая среда (неблагоприятные метеоусловия, землетрясения, грозы, наводнения, сели, ураганы, флора, фауна), люди (например, человек может создать опасные условия для окружающих своими ошибочными действиями).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и задачи БЖД

Опыт свидетельствует что любая деятельность потенциально опасна это утверждение носит аксиоматический характер в то же время признается что.. в учебной дисциплине безопасность жизнедеятельности соединены тематика.. задачи БЖД идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

1 Виды и характер воздействия опасностей…….3

2 Метеоусловия……………………………………..7

3 Запыленность и загазованность воздуха
в рабочих зонах……………………………………..11

4 Уровни электробезопасности…………………16

5 Список литературы

Виды и характер воздействия опасностей

В процессе жизнедеятельности человека постоянно сопровождают
опасности. Опасность может возникнуть в окружающей человека внешней среде или в самом человеке.

Опасность представляет собой угрозу или возможность возникновения при определенных обстоятельствах вреда. Под опасностью чаще
всего понимается угроза природной, техногенной, социальной, военной,
экономической и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья или смерти человека, а
также нанесению ущерба окружающей среде. По масштабам распространения опасности варьируются от угрозы отдельному человеку до
опасности глобальных катастроф. К основным показателям опасности
относятся интенсивность и риск.

Интенсивность опасности - степень ее напряженности, которая выражается скоростью возможного наступления угрожаемого
события, его количественной и качественной характеристиками. Количественная характеристика включает повторяемость угроз за определенный период времени и масштабы их проявления. Качественная оценка состоит в силе разрушительного воздействия ожидаемого события.

Риск- вероятность наступления опасности с конкретными последствиями и неопределенной величиной ущерба. Например, риск
заболевания, риск получения травмы, риск проживания в сейсмически
опасной зоне.

Ущерб - это убыток, урон экономического, социального, экологического или смешанного характера, определяемый как условные средние потери за соответствующий период времени. Ожидаемый ущерб в
ситуациях, связанных с риском, отличается неопределенностью своей
величины.

В настоящее время возникла и активно развивается теория рисков,
которая положена в основу новой науки - рискологии. Ее становление связано со снижением безопасности человека в результате возросшей агрессивности среды его обитания. Несмотря на достижения научно-технического прогресса, значительное совершенствование технологии в производственных процессах, способствующие повышению безопасности, возникают новые виды опасностей, которые по своим последствиям превосходят ранее существовавшие. Это обусловлено: структурными и технологическими сдвигами в экономике, связан-
ными с развитием принципиально новых производств, распространением микроэлектроники, робототехники, освоением космического про-
странства и др.;

ростом потребления всех видов энергии и природных ресурсов;

глобальными изменениями природной среды (потепление климата,
образование «озоновых дыр» в атмосфере);

увеличением концентрации и возникновением новых загрязнителей
и форм нарушения качества окружающей среды, в частности высоко-
токсичных химических соединений, мутагенных и канцерогенных органических веществ и др.;

информационным давлением на психику человека, приводящим к
распространению большого числа психических расстройств;

появлением новых заболеваний (наркомании, СПИДа и др.);

усилением военного противостояния в локальных и межнациональных конфликтах и обострением криминогенной обстановки.

В результате действия перечисленных опасностей увеличиваются
масштабы и количество рисков. Управление рисками становится одной
из актуальных и сложных проблем.

Понятия опасности и риска являются основными в концепции
безопасности жизнедеятельности человека в обществе, производственной и природной среде. Эта концепция базируется на необходимости
достижения допустимых на данном этапе уровней ряска и безопасности.

Виды рисков. Существует ряд классификационных признаков
рисков природных, социальных, финансовых, предпринимательских и
прочих, позволяющих свести их в определенные группы. Ниже приводятся виды рисков, относящихся к вопросам безопасности жизнедеятельности.

По масштабам распространения различают риски, приходящиеся
на отдельного человека, группу людей, население региона, нацию, все

человечество.

С позиций целесообразности риск бывает обоснованным и необоснованным (безрассудным).

По волеизъявлению подразделяют вынужденный и добровольный

По отношению к сферам человеческой деятельности выделяют
экономический, социально-бытовой, политический, технологический
риски и риск в природопользовании.

По степени допустимости риск бывает пренебрижимый, приемлемый, предельно допустимый, чрезмерный. Пренебрежимый
риск имеет настолько малый уровень, что он находится в пределах
допустимых отклонений естественного (фонового) уровня. Приемлемый риск допускает такой уровень риска, с которым мирятся,
учитывая технико-экономические и социальные возможности общества
на данном этапе развития. Предельно допустимый риск
представляет собой максимальный риск, который не должен превышаться независимо от ожидаемой выгоды. Чрезмерный риск
характеризуется исключительно высоким его уровнем, который в подавляющем большинстве случаев приводит к негативным последствиям.

На практике достичь нулевого уровня риска невозможно. Пренебрежимый риск в настоящих условиях также не может быть обеспечен, так как отсутствуют технические и экономические предпосылки
для этого. Поэтому современная концепция безопасности жизнедеятельности исходят из приемлемого риска.

Величину приемлемого риска можно определить, используя затратный механизм, который позволяет распределять расходы общества
на достижение заданного уровня безопасности между природной, техногенной и социальной сферами. Необходимо поддержание сбалансированных затрат в указанные сферы, поскольку нарушение соотношения в пользу одной из сфер резко увеличит риск, и его уровень выйдет за границу приемлемого. Так, сокращение расходов на охрану окружающей среды в пользу техногенной и социальной сфер вызовет деградацию природы и снижение качества жизни человека в результате загрязнения атмосферы, воды, почвы и связанных с ними последствий в
пищевом рационе, ростом заболеваемости, ухудшением комфортных
условий и т.д Вместе с тем, недостаточность выделения средств на
поддержание и развитие техногенной сферы приведет к отсталости
производственных технологий, росту травматизма и общему падению
объемов производства. Снизится также уровень обороноспособности
страны. С другой стороны, снижение затрат на социальную сферу прямо
влияет на жизнеобеспечение людей и повышает риск в связи с обнищанием, криминализацией общества.

Для определения минимального значения общего риска необходимо построение трехмерной модели, отображающей зависимости уровней рисков, возникающих в природной, техногенной и социальной сфе-
рах (соответственно Кп, Кг, К;) от величины затрат в эти сферы (Кп, Кт,
Кс). Упрощенной графической иллюстрацией приведенных рассуждений могут служить зависимости уровней рисков (Кпт и Кс) от суммар-
ных затрат в природную и техногенную сферы (Кпт) и затрат в социаль-
ную сферу (Кс). Выражение Ко&в = Кщ + К, является целевой функцией,
экстремальное значение которой соответствует минимальному общему
приемлемому риску (Ко&д пил) и оптимальному выбору величины затрат
(Кот.) в различные сферы жизнедеятельности (рис. 2).


1

Рис. 2. Зависимость уровня риска (R) от величины затрат (К) природную, техногенную и социальную сферы :

1 - уровень рисков, возникающих в природной и техногенной сферах; 2 - уровень рисков,
возникающих в социальной сфере; 3 - урока, общего приемлемого риска

Определение величины риска (по материалам ). Величину
риска в жизнедеятельности человека (R) рассчитывают как отношение
количества свершившихся событий с негативными последствиями (n) к
максимально возможному их количеству (N), на которое могут распро-
страниться негативные последствия, за конкретный временной период
по формуле:

Формула (1) позволяет рассчитать величину общего и группового
риска. При оценке общего риска величина N обозначает максимальное
количество всех событий, а при оценке группового риска - максималь-
ное количество событий в конкретной группе, выбранной из их общего
количества по определенному признаку. В частности, в группу могут
входить люди по принадлежности к одной профессии, полу, возрасту;

группу может составлять также подвижной состав одного типа; один
класс субъектов хозяйственной деятельности и т.д.

Характерным примером определения общего риска служит расчет
численного значения общего риска гибели человека в дорожно-
транспортном происшествии в РФ. Согласно статистическим данным,
ежегодно в стране в результате ДТП погибает примерно 35 000 чело-
век, то есть n = 3,5 10 4 чел. Риску попасть в ДТП подвергается практи-
чески все население страны, т.е. N = 1,5 10 8 чел. Отсюда определяется
численное значение общего риска:

R=3,5·10 4 /1,5·10 8 =2,33·10 -4

Для сравнения приводятся расчетные значения общего риска гибе-
ли человека на видах транспорта в США:

Автомобильный транспорт........... 3 10- 4

Водный « ........... 9 10- 6

Воздушный « .......... 9 10- 6

Железнодорожный « ........... 4 10- 6

Общий совокупный риск.......... 3,2 10- 4

Риск гибели в различных сферах жизнедеятельности человека в
развитых странах составляет:

Природная сфера............................ 1·10- 5

Техногенная сфера.......................... 1 10- 3

Социальная сфера........................... 1 10- 4

Максимально приемлемым уровнем общего риска гибели человека
во многих странах мира принята величина Rобш= 10 -6 в год, а группово-
го профессионального риска - в среднем 2,5 10 -6 в год.

Сведения о характеристиках рисков как основных показателей
опасности позволяют оценить потенциальное воздействие опасности на
жизнедеятельность человека.

Источники и факторы опасности. Опасность может возникнуть
при любой деятельности человека и различных состояниях окружающей
среды.

Источник опасности находится в телах, объектах и явлениях мате-
риального мира, с которыми человек непосредственно соприкасается в
процессе своей деятельности. Это вызывает в среде жизнедеятельности
активизацию факторов опасности.


Метеоусловия

Общие вопросы безопасности жизнедеятельности, рассмотренные
применительно к сферам существования человека, являются основой
для изучения вопросов безопасности жизнедеятельности на транспорте,
так как функционирование транспорта и его инфраструктуры происхо-
дит в природной, производственной и социальной сферах. Вместе с тем,
следует учитывать специфические особенности транспорта, влияющие
на характер проявления опасностей и способы защиты от них.

Одной из особенностей транспорта является высокая степень зависимости его функционирования от природных факторов. Большое влияние на характер движения транспортных средств оказывают метеорологические условия. Неблагоприятные метеорологические условия могут значительно осложнить и даже приостановить работу транспорта.

Метеорологические условия характеризуют состояние атмосферы и
атмосферных процессов. К таким условиям относятся температура, дав-
ление, влажность воздуха, ветер, облачность и осадки, туманы, грозы, а
также продолжительность солнечного сияния, температура и состояние
почвы, высота снежного покрова и др. Метеоусловия могут быть дли-
тельно влияющими, как, например, отрицательная температура и снего-
вой покров в зимнее время, и кратковременно проявляющимися - осад-
ки, туман, гололед.

Транспортная безопасность в наибольшей степени зависит от нали-\
чия и характера осадков, которые определяют дальность видимости,]
ухудшают сцепные качества шин с дорожным покрытием. Особую опас-|
ность для всех видов транспорта представляет тумая. Сильный туман
создает почти полное отсутствие видимости, в результате чего скорость
движения транспортных средств должна быть резко снижена, а в авиа-
ции и на водном транспорте движение может быть полностью прекра-
щено. При низкой облачности ухудшаются условия взлета и посадки
самолетов, что иногда приводит к закрытию аэропортов. Грозовые
фронты в атмосфере также представляют собой источник опасности для
самолетов и вертолетов.

Температура и состояние почвы оказывают влияние
на возможность использования и сроки существования автозимников в
северных районах России. К автозимникам относятся сезонные дороги,
сооруженные из снега и льда. По продолжительности эксплуатации то
подразделяют: на регулярные, возобновляемые каждую зиму; времен-
ные, используемые в течение одного или двух зимних сезонов; разового
пользования, служащие для однократного пропуска транспорты»
средств. Автозимники прокладывают на суше или по льду рек, озер
морей. Эксплуатация автозимников связана с ограничением допустимой
нагрузки на ледяное полотно дороги в зависимости от толщины льда.
Для обеспечения безопасности движения по границе ледовой переправы
устанавливают вехи и знаки допустимой нагрузки, скорости транспорт
ных средств, интервалы движения, часы работы, особые условия движе
ния и т.д. На переправе не допускаются остановка и обгон. Перевозк
пассажиров через ледовые переправы запрещается. При повышеню
температуры несущая способность автозимников снижается. Они стано
вятся опасными для движения.

Состояние почвы является важным условием функционирования не
только автозимников, но и регулярных дорог, действующих всесезонно.
В весенний период грунт дорожного земляного полотна переувлажняет
ся, и его прочность снижается. Разжиженный грунт оказывает слабое
сопротивлению нагрузке, создаваемой колесами автомобиля на дорож
ную одежду, которая под их воздействием прогибается, а после снять
нагрузки возвращается в прежнее положение. В это время, являющееся
самым неблагоприятным для эксплуатации, дорога выполняет свои
функции в большей степени за счет дорожной одежды и подвержен

разрушению.

Находящаяся в грунте земляного полотна вода постоянно переме-
шается от мест с большей влажностью к более сухим и от более нагретых к холодным. Вследствие этого, вода, проникшая в поры земляного
полотна, при снижении температуры почвы до отрицательных значений
замерзает, увеличиваясь в объеме на 1/11 часть от первоначального. В
результате частицы грунта раздвигаются, и происходит выпучивание
рожной одежды. При оттаивании грунта происходит обратное явле-
ние: дорожная одежда оседает, ее несущая способность снижается. По-
этому в весенний период на дорогах низших категорий вводят ограни-
чение для движения транспортных средств большой грузоподъемности.
Скользкие дороги являются, согласно статистике, одной из главных причин автотранспортных аварий и катастроф. До 30% аварий
га автомобильном транспорте в зимний период обусловлены гололедными явлениями. На большей части территории России длительность
этого периода составляет от 5 до 50 дней. Гололедом называют образо-
вание слоя льда на поверхности дорожного покрытия. Гололед образует-
:я в результате выпадения дождя или мороси при положительной тем-
температуре воздуха (+3° С) на покрытие с отрицательной температурой. В
95% случаев появление гололеда происходит при температуре воздуха,
приближающейся к 0° С, и относительной влажности воздуха от 80 до
100%. При возникновении скользкости коэффициент сцепления шин с
поверхностью дороги уменьшается до 0,08 - 0,15, что приводит к рез-
кому снижению безопасности движения.

На железных дорогах условия торможения грузовых поездов в утренние часы с инеем и заморозками ухудшаются. Это приводит к раз-
рывам составов.

Высота и состояние снежного покрова на дороге также
создают опасность для транспорта. Снежный покров на территории России содержится от 200 дней в северных районах до нескольких дней в
южных. Наличие снега на проезжей части уже с высотой в 3 - 5 см вы-
зывает необходимость снижения скорости движения автомобилей, а при
высоте свыше 25 см движение становится невозможным. Уплотнение
снега колесами движущихся автомобилей приводит к созданию снежно-
го наката со скользкой поверхностью. Снежные заносы на железных
дорогах образуют помехи движению и могут вызвать его прекращение.

Основным способом защиты дорог от снежных заносов и борьбы с
наледями является снегоочистка - один из наиболее распространенных

видов работ по зимнему содержанию дорог, но в то же время трудоем-
кий и дорогостоящий.

Сложную комплексную проблему безопасности жизнедеятельности
авиации представляет наземное обледенение самолетов, которое
называет влияние на летно-технические характеристики и может вызвать авиационные происшествия или предпосылки к ним. Причем|
полеты современных самолетов на дальних магистральных линиях свя-
заны с пересечением различных климатических зон, что обусловливает;

возможность образования обледенения практически в любое время года
но наиболее часто на территории России оно возникает в весенний и
осенний периоды.

На практике встречаются различные виды наземного обледенения,
среди которых можно выделить три основные группы. К первой группе
относится обледенение, образующееся в результате перехода (сублимат
ции) пара в лед, минуя жидкое состояние. Оно может представлять со-
бой иней, твердый (кристаллический) налет и кристаллическую измо-
розь. Иней возникает в ясную тихую погоду в виде тонкого слоя ледя-
ных кристаллов на поверхности предметов, создающих сильное тепло-
вое излучение ночью и охлаждающихся при этом до температур ниже
0° С. Твердый (кристаллический) налет толщиной в несколько милли-
метров появляется при потеплениях, когда предметы сохраняют более
низкую отрицательную температуру по сравнению с пришедшими мас-
сами теплого воздуха. Кристаллическая изморозь образуется в тихую
погоду при сильном морозе в виде рыхлых снегообразных кристалле
льда вследствие пересыщения воздуха водяным паром. Все вышеука-
занных виды обледенения непрочны и могут сравнительно легко уда-
ляться с поверхности самолетов.

Значительно более прочными являются ледяные отложения второй
группы, которые обусловлены присутствием в атмосфере переохлаж-
денной воды в виде капель дождя, тумана или мороси. Они кристалли-
зуются на поверхности самолетов и могут достигать больших размеров.

Прочные образования представляют также наземные обледенения
третьей группы, появляющиеся в результате замерзания на поверхност
самолета переохлажденного дождя, мокрого снега, конденсата водя-
ных паров и т.д.

В целях обеспечения безопасности полетов взлет самолетов запре-
шается при образовании наземного обледенения любого вида. Это тре-
бование записано в наставлении по производству полетов и руково-
дствах по летной эксплуатации и основано на многолетнем опыте, кото-
рый показал, что присутствие даже самого незначительного обледенении
на поверхности самолета может привести к авнацнонному происшестию
при взлете. Благополучный взлет обледеневшего самолета возмо-
жен, но степень риска настолько велика, что такие взлеты запрещаются
не только при выполнении рейсов, но и в испытательных целях. На
практике имели место случаи нарушения работы двигателей, возникновения опасных вибраций, кренения на взлете на многих типах зарубеж-
ных и отечественных самолетов. В легкомоторной авиации летные происшествия, связанные с наземным обледенением, происходят ежегодно.

Для защиты от наземного обледенения проводят распыление по
поверхности самолета противообледенительной жидкости (с низкой
температурой замерзания), которая способствует удалению ледяных
отложений и препятствует повторному обледенению. В отечественной
авиации используют противообледенительную жидкость "Арктика-200",
которая предохраняет самолет от повторного обледенения в течение 30
мин. Помимо этого, для удаления льда с поверхности самолета приме-
няются тепловые обдувочные машины, которые эффективны лишь в
случае, когда процесс наземного обледенения прекратился. Иначе в
течение времени руления самолета и его взлета лед образуется вновь.

Наземное обледенение самолета более обширно и опасно в сравне-
нии с обледенением его в полете, когда лед образуется, как правело, лишь
на лобовых частях самолета. При полетах с большой скоростью (более
600 км/ч) происходит кинетический нагрев самолета, предотвращающий
отложение льда. Обледенение возникает во время взлета, набора высо-
ты, снижения и захода на посадку.

Обледенение является одним из наиболее сложных природных явлений, напрямую влияющих на безопасность и регулярность полетов в авиации.

Запыленность и загазованность воздуха
в рабочих зонах

Воздушная среда производственных помещений, в которой содержат вредные вещества в виде пыли и газов, оказывает непосредственное влияние на безопасность труда. Воздействие пыли и газов на организм человека зависит от их ядовитости (токсичности) и концентрации в воздухе производственных помещений, а также времени пребывания человека в этих помещениях.

Пыль. В производственных подразделениях транспортных предприятий может образовываться значительное количество пыли.

Пыль - аэрозоль с твердыми частицами дисперсной фазы размером

преимущественно 10 -4 – 10 -1 мм. Являясь вредным производственным
фактором, пыль оказывает негативное воздействие на здоровье человека. В большом количестве пыль образуется при перегрузке и перевозке
пылящих грузов (цемента, угля, песка, щебня и др.), выполнении работ
по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава (убороч-
но-моечных, шлифовальных, термических, кузнечных, сварочных, ши-

номонтажных, обойных, опиловочных и др.).

Производственная пыль по своему происхождению бывает двух

видов - органическая и неорганическая. К органической относят пыль
растительную (древесную, зерновую, мучную, хлопковую), животную
(шерстяную, волосяную) и искусственную органическую (резиновую,
пластмассовую). Неорганическая пыль бывает минеральная (песок, асбест, стекловата) и металлическая (чугунная, медная, алюминиевая).

Пыль различается своими размерами и формой частиц. Частицы пыли бывают видимые - размером более 10 мкм, микроскопические -
от 0,25 до 10 мкм и ультрамикроскопические - менее 0,25 мкм. Чем
мельче частицы пыли, тем дольше они находятся в воздухе в виде аэрозоля и тем легче в процессе дыхания попадают в организм человека.
Форма пылевых частиц обусловливает скорость их оседания, а также
степень вредного воздействия. Пылевые частицы с зазубренными ост-
рыми краями (металлическая, минеральная пыль) оседают медленнее я
в большем количестве попадают в дыхательные пути. При этом они
могут травмировать слизистые оболочки. Электрически заряженные частицы пыли быстрее захватываются организмом, и их количество,

попадающее в трахею, бронхи, легкие, в 2 - 3 раза превышает количе-
ство нейтральной пыли. Частицы, несущие электрический заряд, явля-
ются агрессивными по отношению к внутренним органам человека.

Характер воздействия пыли на организм человека зависит от ее
химического состава, который определяет биологическую активность
пыли. По этому признаку пыль подразделяют на пыль раздражающего
действия и токсическую. К первой относится неорганическая и древес-
ная пыль. Токсической является пыль хрома, мышьяка, свинца и неко-
торых других веществ. Попадая в организм человека, частицы такой
пыли взаимодействуют с кровью и тканевой жидкостью, и в результате
протекания химических реакций образуют ядовитые вещества.

Отдельные виды пыли могут растворяться в воде и биологических
жидких средах: крови, лимфе, желудочном соке, что может иметь как
положительные, так и отрицательные последствия. Для нетоксических
пылей свойство растворимости способствует более быстрому их выведе-
нию из организма, для токсических, наоборот, оно усугубляет отрица-
тельное действие.

Медико-биологические исследования показали непосредственную
связь между количеством, концентрацией, химическим составом пыли в
рабочей зоне и возникающими профессиональными заболеваниями
работников транспорта. В запыленном воздухе дыхание становится
затрудненным, насыщение крови кислородом ухудшается, что предрас-
полагает к легочным заболеваниям. Продолжительное действие пыли
на органы дыхания может привести к профессиональному заболеванию-

пневмокониозу. Пневмокониоз характеризуется разрастанием соедини-
тельной ткани в дыхательных путях. В группу пневмокониозов входит
большое количество различных видов заболеваний легких - силикоз (от
кварцевой пыли), антракоз (от угольной пыли), сидероз (от железосо-
держащей пыли), асбестоз (от асбестовой пыли) и др.

Наряду с пневмокониозом, наиболее частым заболеванием, вызы-
ваемым действием пыли, является бронхит. Он сопровождается силь-
ными приступами кашля, одышкой. В бронхах скапливается мокрота, и
болезнь хронически прогрессирует.

Пыль, попадающая на слизистые оболочки глаз, вызывает их раз-
дражение, конъюнктивит. Оседая на коже, пыль забивает кожные поры,
препятствуя терморегуляции организма, и может привести к дермати-
там, экземам. Некоторые виды токсической пыли (извести, соды, мышь-
яка, карбида кальция) при попадании на кожу вызывают химические
раздражения и даже ожоги.

Мерами борьбы с производственной пылью являются: рационализа-
ция производственных процессов, организация общей и местной венти-
ляции, замена токсичных веществ нетоксичными, механизация и авто-
матизация процессов, влажная уборка помещений и др. Кроме того,
применяются средства индивидуальной защиты: респираторы, фильт-
рующие противогазы, марлевые повязки, защитные очки, специальная
одежда из пыленепроницаемой ткани.

Вредные пары и газы. При сжигании различных видов топлива,
работе двигателей транспортных средств, гальванических процессах, во
время окрасочных, сварочных и термических работ, а также при других
процессах на транспорте выделяется большое количество вредных газо-
образных веществ. В большинстве случаев эти вещества являются ядовитыми, оказывающими сильное токсическое действие на организм
человека. Свойства их определяются химической структурой и агрегатным состоянием.

В числе органических веществ, относящихся к ядам, на транспорте
наиболее часто встречаются углеводороды ароматического ряда (бензол,
толуол, ксилол), их производные (хлорбензол, нитробензол, анилин),
спирты, альдегиды. Ядами неорганического происхождения являются
соединения углерода, серы (сероводород, сернистый газ), азота (аммиак,
оксиды азота), тяжелые и редкие металлы (свинец, ртуть, цинк, марга-
нец, кобальт, хром, ванадий).

Ядовитые вещества проникают в организм человека через дыха-
тельные пути, желудочио-кишечный тракт, кожный покров. При дыха-
нии яды, смешанные с воздухом, поступают в легкие. Во время приема
пищи, особенно с загрязненных рук, а также курения яды попадают в
желудок и далее разносятся по организму. На участки кожи яды могут
оказывать локальное болезненное воздействие.

По степени воздействия на организм человека вредные вещества
подразделяются на 4 класса: 1-й - чрезвычайно опасные, 2-й - высоко-
опасные, 3-й - умеренно опасные, 4-й - малоопасные. Для отнесения
вредных веществ к определенному классу опасности (табл. 1) использу-
ются следующие основные показатели .

Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в
воздухе рабочей зоны - концентрации, которые при ежедневной (кроме
выходных дней) работе в течение 8 ч или при другой продолжительно-
сти, но не более 41 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не могут
вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаружи-
ваемых современными методами исследований в процессе работы или в
отдельные сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Таблица 1. Параметры разделения вредных веществ
на классы опасности

Показатель

Класс опасности

Предельно допустимая кон-
центрация (ПДК) вредных
веществ в воздухе рабочей
зоны, мг/м 3

Средняя смертельная доза при
введении в желудок, мг/кг

Средняя смертельная доза при
нанесении на кожу, мг/кг

Средняя смертельная концен-
трация в воздухе, мг/м 3

Более 50000

Коэффициент возможности
ингаляционного отравления

Зона острого действия

Средняя смертельная доза при введении в желудок - доля вещест-
ва, вызывающая гибель 50% животных при однократном введении в
желудок.

Средняя смертельная доза при нанесении на кожу - доля вещест-
ва, вызывающая гибель 50% животных при однократном нанесении на
кожу.

Средняя смертельная концентрация в воздухе - концентрация ве-
щества, вызывающая гибель 50% животных при двух - четырехчасовом
ингаляционном воздействии.

Коэффициент возможности ингаляционного отравления - отно-
шение максимально достижимой концентрации вредного вещества в
воздухе при температуре 20° С к средней смертельной концентрации
вещества для мышей.

Зона острого действия - отношение средней смертельной концентрации вредного вещества к минимальной (пороговой) концентрации, вызывающей изменение биологических показателей на уровне целостного организма, выходящих за пределы приспособительных физиологических реакций.

Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно
превышать установленных ПДК (табл. 2), которые определены клини-
ческими и санитарно-гигиеническими исследованиями и носят законо-
дательный характер. Для контроля загазованности воздуха часто приме-
няют метод отбора проб в зоне дыхания при выполнении технологических процессов с помощью хроматографов или газоанализаторов.
Фактические значения вредных веществ сопоставляют с нормами ПДК.

Для оценки концентрации вредных веществ на рабочих местах используется также экспрессный метод, а для определения содержания в
воздухе наиболее опасных веществ - индикационный метод.

В основу экспрессного метода положены быстропротекающие хими-
ческие реакции с изменением цвета наполнителя в прозрачных стеклян-
ных трубках.

При индикационном методе используется свойство некоторых хи-
мических реактивов мгновенно менять окраску под действием ничтож-
ных концентраций определенных веществ или соединений.

В том случае, если содержание вредных веществ в воздухе рабочей
зоны превышает предельно допустимую концентрацию, необходимо
принятие специальных мер предупреждения отравления. К ним относят-
ся ограничение использования токсичных веществ в производственных
процессах, герметизация оборудования и коммуникаций, автоматиче-
ский контроль воздушной среды, применение естественной и искусст-
венной вентиляции, специальной защитной одежды и обуви, нейтрали-
зующих мазей и других индивидуальных средств защиты.

Для работников, постоянно находящихся в зоне выделения ядови-
тых веществ, установлены сокращенный рабочий день, дополнительный
отпуск и другие льготы.

Таблица 2. Предельно допустимая концентрация некоторых веществ, наиболее часто встречающихся на транспорте

Наименование вещества
(пыпь, аэрозоли)

Класс
опас-
ности

Наименование вещества (газы и пары)

ПДК. мг/м 3

Класс опасности

Азота оксиды (в пересчете на NO2)

Пыль стеклянного и минерального волокна

Ангидрид сернистый

Пыль растительного и животного происхождения,
содержащая до 10% SiO 2

Бензин топливный
(в пересчете на С)

Бериллий и его соединения

Керосин, уайт-спирит

Кобальт (оксид кобальта)

Ртуть металлическая

Оксиды титана

Тетраэтилсвинец

Никель (оксиды никеля)

Углерода оксид

Уровни электробезопасности

Опасность поражения людей электрическим током на производстве
обусловлена несоблюдением мер предосторожности, а также отказом
или неисправностью электрического оборудования. Следствием этого
могут быть местные и общие нарушения в организме. Местные наруше-
ния могут варьироваться от незначительных болевых ощущений до тя-
желых ожогов с обгоранием и обугливанием отдельных частей тела.
Общие нарушения вызывают сбои в функционировании центральной
нервной системы, органов дыхания и кровообращения. При этом на-
блюдаются обмороки, потеря сознания, расстройства речи, судороги,
нарушение дыхания вплоть до остановки. При тяжелых поражениях
электрическим током может наступить мгновенная смерть.

По характеру воздействия различают биологическое,
тепловое, механическое и химическое действия электрического тока.

Биологическое действие проявляется в раздражении и возбуждении
живых тканей организма (судороги).

Тепловое действие вызывает ожоги отдельных участков тела, нагрев
кровеносных сосудов и нервных волокон. Внешнее проявление ожогов
начинается с покраснения кожи и образования пузырей с жидкостью до
почернения и обугливания кожи и мягких тканей.

Механическое действие связано с сильным сокращением мышц
вплоть до их разрыва, вывихом суставов и даже повреждением костей.

Химическое действие тока приводит к электролизу (разложению)
крови, межтканевой и других жидкостей организма- Опасность электрического тока как поражающего фактора состоит в
том, что его присутствие не ощущается органами чувств человека. Толь-
ко в момент прикосновения тела человека к источнику электрического
напряжения и возникновения поражающего воздействия организм начи-
нает ощущать болевые проявления от протекания тока.

Введение

Безопасность жизнедеятельности - наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Взаимодействие со средой обитания может быть позитивным или негативным. Негативные воздействия в системе «человек - среда обитания» принято называть опасностями.

Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям, т. е. это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье человека и на окружающую среду.

Опасность - центральное понятие в безопасности жизнедеятельности. В современных условиях обеспечение безопасной жизнедеятельности человека во всех сферах его деятельности является актуальным. Это обусловлено наличием множества опасностей различного характера, которые создают угрозу для здоровья и жизни населения.

Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности является основной целью безопасности жизнедеятельности.

Цель данной работы: изучить и охарактеризовать виды опасностей, дать их классификацию; раскрыть причины несчастных случаев.

Информационную базу исследования составили учебно-методические пособия по безопасности жизнедеятельности: Р.И. Айзмана, О.Б. Назаренко, А.М. Плахова, И.О. Степанова и других авторов.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы.

Виды опасностей, их классификация

Опасность - центральное понятие безопасности жизнедеятельности

Опасность - центральное понятие безопасности жизнедеятельности, под которым понимаются любые явления, процессы, объекты, свойства предметов, угрожающие жизни и здоровью человека.

В широком смысле слова, опасность - это угроза неблагоприятного (негативного) воздействия чего-либо на какой-то объект (организм, устройство, организацию), которое может придать ему нежелательные качества и динамику развития, ухудшить его свойства, результаты функционирования. Айзман Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности / Р.И. Айзман, С.В. Петров, В.М. Ширшова. - Новосибирск: АРТА, 2011. - С. 25.

Угроза понимается как синоним слова «опасность», но более конкретная и непосредственная форма опасности причинения ущерба. Разница в том, что опасность может присутствовать, но не угрожать непосредственно. Например, ружье на стене - только потенциальная опасность, а в руках нападающего - уже конкретная угроза, непосредственная реальная опасность. Термин «угроза» позволяет более точно обозначить стадию перехода от возможной (потенциальной) опасности и наличия опасных факторов к возникновению реальной опасной ситуации, когда эти факторы накапливаются до критического уровня и готовы начать оказывать свое непосредственное неблагоприятное действие на человека, машину или иной объект.

Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа. Данное определение опасности в безопасности жизнедеятельности поглощает существующие стандартные понятия (опасные и вредные производственные факторы), являясь более объемным, учитывающим все формы деятельности.

Опасности хранят в себе все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Объектом изучения в безопасности жизнедеятельности является комплекс явлений и процессов в системе «человек - среда обитания», негативно воздействующих на человека и природную среду. Универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания является потенциальная опасность. Жизнедеятельность человека потенциально опасна!

Аксиома о потенциальной опасности - основополагающий постулат безопасности жизнедеятельности. Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла. Аксиома предопределяет, что все действия человека и компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие или результат неизбежно сопровождается возникновением новых негативных факторов.

Справедливость аксиомы можно проследить на всех этапах развития системы «человек - среда обитания». Универсальность аксиомы заключается в утверждении факта, что не существуют отдельно «хорошие» и «плохие» факторы окружающей среды. Каждый из них может быть и тем и другим, всё зависит от конкретного уровня. Например, жизненно необходимая концентрация кислорода во вдыхаемом воздухе - 21 %. Но уже концентрации его менее 16 % и более 26 % делают воздух дискомфортным, другими словами, непригодным для поддержания нормальной жизнедеятельности. Плахов А. М. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2006. - 180 с. С. 11.

На всех этапах своего развития человек постоянно стремился к обеспечению личной безопасности и сохранению своего здоровья. На ранних стадиях своего развития, при отсутствии технических средств, человек непрерывно испытывал воздействие негативных факторов естественного происхождения: пониженных и повышенных температур воздуха, стихийных бедствий, контактов с дикими животными и т. п. Для защиты от естественных негативных факторов человек создает надежное жилище. Но появление жилища грозило его обрушением, ожогами от огня, пожарами. Наличие в современных квартирах бытовых приборов существенно облегчает быт, делает его комфортным и эстетичным, но одновременно вводит целый комплекс негативных факторов техногенного происхождения: электрический ток, электромагнитные излучения, шумы, вибрации, повышенная концентрация токсичных веществ в окружающем пространстве и т.д. Аналогично развиваются процессы и в производственной сфере. Назаренко О.Б. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / О.Б. Назаренко. - Томск: ТПУ, 2010. С. 5.

Признаками, определяющими опасность, являются:

1) угроза жизни и здоровью живых объектов;

2) возможность нанесения ущерба здоровью и окружающей среде;

3) возможность нарушения условий нормального функционирования организма человека и экологических систем.

Актуализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами.

Классификация видов опасности, основные методы обеспечения безопасности

Опасность - это явление, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др.Данное определение опасности в БЖД является наиболее общим и включает такие понятия как опасные, вредные факторы производства, поражающие факторы и пр.

Существует несколько способов классификации опасностей :

По природе происхождения:

а) природные;

б) технические;

в) антропогенные;

г) экологические;

д) смешанные.

По локализации:

а) связанные с литосферой;

б) связанные с гидросферой;

в) связанные с атмосферой;

г) связанные с космосом.

По вызываемым последствиям:

а) утомление;

б) заболевание;

в) травма;

г) летальный исход и др.

Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизические. Физические опасности (рис.2) - движущиеся машины и механизмы, повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, аномальная температура воздуха, повышенный уровень шума, вибраций, звуковых колебаний и т.д.Химические опасности - общетоксичные, раздражающие, канцерогенные, мутагенные и т.д.

Принципов обеспечения безопасности много. Их можно классифицировать по нескольким признакам. Например, ориентирующие, технические, организационные, управленческие. Ориентирующие: активности оператора, гуманизации деятельности, деструкции, замены оператора, классификации, ликвидации опасности, системности, снижения опасности. Технические: блокировки, вакуумирования, герметизации, защиты расстоянием, компрессии, прочности, слабого звена, флегматизации, экранирования. Организационные: защита временем, информации, резервирования, несовместимости, нормирования, подбора кадров, последовательности, резервирования, эргономичности. Управленческие: адекватности, контроля, обратной связи, ответственности, плановости, стимулирования, управления, эффективности. Рассмотрим детальнее некоторые принципы. Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый уровень (ПДУ), нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности и др.

Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, который устроен так, что воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасное явление. Примеры реализации данного принципа: предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление, молниеотводы, предохранители и др. Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.

Принцип классификации (категорирования) состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями. Примеры: санитарно-защитные зоны (5 классов), категории производств (помещений) по взрыво- пожарной опасности (А, Б, В, Г, Д) и др. Для определения методов обеспечения безопасности дадим определение следующим понятиям: Ноксосфера - пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности. Гомосфера - пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе

рассматриваемой деятельности. Совмещение гомосферы и ноксосферы с позиции безопасности недопустимо, но это не всегда удается. На основании анализа возможных опасностей и их последствий можно выявить общие закономерности, на базе которых сформулированы три наиболее общих метода защиты от опасностей:

I - Пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления,

автоматизации, роботизации, специальной организации и др.

II - Нормализация ноксосферы путем исключения или уменьшения количественных характеристик опасности. Это совокупность мероприятий,

защищающих человека от шума, газа, пыли и пр. средствами коллективной защиты.

III - Адаптация человека к условиям ноксосферы и повышение его защищенности. Метод реализует возможности профессионального отбора, обучения, психологического воздействия, применения средств индивидуальной защиты. В реальных условиях реализуется комбинация всех трех факторов.

Средства обеспечения безопасности.

Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ). В свою очередь, СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д. Основные методы обеспечения безопасности

Классификация методов:

а) пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы;

б) нормализация ноксосферы;

в) адаптация человека к соответствующей среде;

г) комбинирование.

Средства обеспечения безопасности:

а) производственные средства безопасности;

б) средства индивидуальной защиты;

в) средства коллективной защиты;

г) социально-педагогические.