Обязанности вахтенного на трапе, контрольно-пропускной режим. Перечень судовых работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда Требования охраны труда при общесудовых работах

Охрана труда на морском транспорте



1. Основные законодательные акты по охране труда

Обучение и проверка знаний по охране труда

Понятие производственного травматизма и профессиональных заболеваний

Работы повышенной опасности

Основы электробезопасности

Основы гигиены труда

Защита от вредных воздействий производственной пыли и токсичных веществ

Защита от шума и вибрации

Освещенность судовых помещений

Литература

охрана труд травматизм защита


Основные законодательные акты по охране труда


Основными законодательными актами по охране труда являются:

Национальные документы:

Конституция Украины;

Закон Украины "Про охорону праці";

Закон Украины "Про загальнообов"язкове державне соціальне страхування від нещасного випадку на виробництві та професійного захворювання, які спричинили втрату працездатності";

Закон Украины " Про пожежну безпеку";

Закон Украины " Про використання ядерної енергії та радіаційну безпеку";

Закон Украины " Про забезпечення санітарного та епідемічного благополуччя населення".

Международные документы:

1.Международный Кодекс безопасного обслуживания судов. International Safety Management-Code (ISM- Code) ;

2.Контрольные листы (Сheck Lists) на проведение опасных работ на судне - разработаны в компаниях на основе требований Международных конвенций и ISM- Code.

На базе этих документов издаются специальные правила и нормы охраны труда, в которых изложены конкретные требования по повышению безопасности и улучшению условий труда.

В современную систему правовых норм охраны труда входят:

правила и нормы, регулирующие взаимоотношения администрации и профорганизации в области охраны труда;

правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и охраны внешней среды с учетом обеспечения индивидуальной защиты работающих от производственных вредностей;

правила, регулирующие планирование и организацию охраны труда;

нормы, определяющие уровень ответственности должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда.


2. Обучение и проверка знаний по охране труда


Трудовое законодательство обязывает администрацию предприятий проводить инструктаж и регулярное обучение работающих безопасным приемам работы. Ответственность за своевременное проведение инструктажей, обучение экипажей судов и за допуск их к самостоятельной работе возлагается на старших помощников капитанов и старших механиков судов. Производятся инструктажи и обучение следующих основных видов:

вводный инструктаж (вступительный) - производится со всеми направляемыми на работу на судно (в том числе и с практикантами при прохождении плавпрактики). Инструктаж проводится специалистом по охране труда предприятия (судовладельца), как правило, в кабинете охраны труда;

первичный - непосредственно по прибытии на судно;

повторный - не реже 2 раз в году, а для работающих с повышенной опасностью - каждые 6 месяцев;

внеплановый - проводится после аварий или несчастных случаев;

целевой - перед выполнением работ, на которые необходимо оформлять наряд-допуск.

первичный, повторный, внеплановый, целевой проводит непосредственно руководитель работ (старший помощник капитана или старший механик или электромеханик для экипажей судов, перевозящих опасные и вредные грузы.).

Не прошедший инструктаж к самостоятельной работе не допускается.

На судах иностранных компаний государств-членов ИМО в первый день прибытия на судно старший помощник капитана проводит с прибывшим членом экипажа занятия по общим вопросам техники безопасности. Инструктаж по вопросам охраны жизни на море и предотвращения загрязнения должен регистрироваться в специальном журнале.

На рабочем месте с мотористом проводится инструктаж (Checklist No1. 08 Bridge Familiarzation). Оригинал документа остается на судне, а копия отправляется в компанию.


Понятие производственного травматизма и професиональных заболеваний


Производственной называется травма, полученная человеком в процессе труда в результате воздействия на него опасного производственного фактора и несоблюдения требований безопасности труда.

В зависимости от обстоятельств и обстановки, при которых получена травма, несчастные случаи квалифицируются как производственные несчастные случаи; несчастные случаи, связанные с работой, и бытовые несчастные случаи, т.е. не связанные с работой.

Травма может привести к временной или полной утрате трудоспособности или даже к смерти пострадавшего. В зависимости от количества пострадавших различают одиночные и групповые несчастные случаи.

Профессиональным называют заболевание, вызванное систематическим или длительным воздействием на человека вредных производственных факторов (шум, вибрация, действие токсичных веществ, электромагнитное и ионизирующее излучения и т. д.).


Ответственность за нарушение законодательства об охране труда


Анализ производственного травматизма на флоте показывает, что основными причинами травматизма являются организационные:

неудовлетворительная организация работ;

некачественное проведение обучения и проверки знаний по охране труда;

непрофессионализм и неподготовленность моряка к работе на судах;

слабый надзор за исправностью оборудования и безопасностью работ;

нарушение трудового законодательства (злоупотребление сверхурочными работами);

отсутствие должного надзора за применением спецодежды и индивидуальных средств защиты;

низкая трудовая дисциплина.

В связи со сложностью и опасностью длительных морских плаваний трудовая дисциплина на судах непосредственно связана с травматизмом. Употребление спиртных напитков, лихачество, неосторожность, применение заведомо опасных приемов работы, выполнение непорученной работы - все это является грубым нарушением трудовой дисциплины.


Общие требования безопасности


Моторист должен знать о возможном контакте с вредными и опасными производственными факторами:

при работе в машинно-котельном отделении (МКО) - это шум, вибрация от работающих механизмов, повышенное содержание вредных веществ в воздухе из-за испарения топлива, масел, продуктов сгорания, повышенная температура от нагретых поверхностей механизмов и оборудования;

при работах в замкнутых пространствах (топливных, балластных и др.танках) может иметь место недостаток кислорода, испарения нефтепродуктов;

при палубных работах на открытом воздухе неблагоприятные метеофакторы, острые кромки, заусеницы, движущиеся механизмы, подвижные части производственного оборудования;

при ремонтных работах - шум, локальная вибрация, пыль, острые кромки, заусеницы; при сварочных работах - слепящее воздействие сварочной дуги, а также вредные вещества в воздухе рабочей зоны и возможность поражения электрическим током.

При выполнении порученной работы моторист не должен покидать свое рабочее место без разрешения руководителя или принимать участие в работах ему не порученных. Во время работы не разрешается курить и принимать пищу.

При использовании оборудования бытового назначения моторист обязан выполнять требования инструкции по его эксплуатации.

При нахождении на судне запрещается:

Распивать спиртные напитки и являться на судно в состоянии алкогольного опьянения;

спускаться или входить в трюма и отсеки судна без разрешения администрации и без сообщения об этом вахтенному помощнику капитана;

входить в неосвещенные трюма и другие судовые помещения;

снимать, переставлять ограждения, знаки и другие устройства, обеспечивающие безопасность работ:

работать неисправным инструментом и на неисправном оборудовании, при обнаружении, при обнаружении неисправности механизма его надо немедленно восстановить;

самостоятельно производить ремонт електрооборудования;

становиться или садиться на комингсы открытых трюмов, фальшборт, ограждения, кнехты, прыгать с борта судна на причал, другие суда или в воду;

находиться в местах производства судовых работ лицам не участвующих в работах;

курить пользоваться открытым огнем и бытовыми электронагревательными приборами, за исключением специально выделенным мест;

выбрасывать за борт что-либо. Особенно горящие или тлеющие предметы (окурки и др.);

использовать бензин, спирт и др. огнеопасные материалы для протирания палубы, переборок и др. поверхностей. Пролитые бензин или другие нефтепродукты должны быть немедленно убраны;

использовать каустическую соду, антидепон и другие едкие вещества при мойке палуб и переборок;

купаться с судов, шлюпок, плотов на акваториях портов и судоремонтных заводов;

передвигаться по судовым трапам не держась за поручни и в обуви без задников или в колодках;

высовываться в иллюминатор во время швартовных операциях, оставлять открытыми иллюминаторы при уходе из помещения.

Моторист должен:

Знать правила оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях и уметь ее оказывать;

знать инструкции по эксплуатации механизмов и оборудования;

обо всех замеченных неисправностях оборудования, устройств, а также при нарушениях на судне охраны труда немедленно сообщить руководителю работ или вахтенному механику

Невыполнение требований по охране труда рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.


6. Работы повышенной опасности


К работам повышенной опасностью на судах относятся:

работы за бортом судна (Out board work). Разрешается производить с люлек, беседок, плотов и рабочих шлюпок. Спуск людей на плот или на рабочую шлюпку, подъем с них на борт судна должны осуществляться по забортному трапу или по штормтрапу с применением предохранительного пояса со страховочным канатом под наблюдением руководителя работ. У места производства забортных работ должен находиться спасательный круг с линем. Перешвартовку плота или рабочей шлюпки с людьми можно производить только вручную, при этом люди должны сидеть на настиле плота или на банках шлюпки. Работающим на плоту или на рабочей шлюпке нельзя самостоятельно выполнять перешвартовку, а также снимать леерное ограждение плота. На работающем за бортом должен быть надет спасательный жилет и закреплен страховочный конец, длина которого должна быть не менее высоты надводного борта судна. Верхний конец страховочного линя необходимо закрепить за прочные части корпуса. У места выполнения забортных работ необходимо иметь спасательный круг с бросательным концом, длинойне менее 27,5 м.

Запрещается:

производство работ на высоте и за бортом во время хода судна, между бортами двух судов, между бортом судна и причалом;

спускать за борт, поднимать или переносить беседку с находящимся на ней человеком;

поднимать беседку на сращенном или соскакивающем с блока гордене, если блок горденя заедает;

подъем (спуск) людей на высоту с помощью лебедок;

спускать, поднимать плоты и рабочие шлюпки с людьми;

проворачивание главного двигателя. На пульте его управления вывешивается табличка: "Не включать! Работают люди".

работы на высоте (Top work). Должны производиться только в специально оборудованных беседках или люльках с леерным ограждением высотой 120 см. Перед началом работы гордень, на котором осуществляется подъем и крепление беседки к нему, должен быть испытаны на статическую нагрузку и нее должен иметь сплесей. На работающем на высоте должен быть предохранительный пояс со стропом (или карабином), с помощью которого он обязан перед началом работ прикрепиться к прочным конструкциям рангоута (корпуса судна. Страховочный конец предохранительного пояса должен иметь длину, при которой обеспечивается передвижение работающего в люльке. При выполнении работ вблизи радио- или радиолокационных антенн, судового тифона об этом должны быть предупреждены соответственно вахтенный помощник, вахтенный механик, а на пультах включения вывешены таблички: " Не включать! Работют люди". Запрещается работа на высокорасположенных местах на ходу судна, за исключением аварийных ситуаций, а также одновременное выполнение работы на двух высокорасположенных местах, если они находятся в одной вертикальной плоскости, т.е. друг над другом.

При выполнении работ за бортом и на высоте допускаются лица, имеющие квалификацию не ниже матроса 1 класса при опыте работы на судах не менее 1 года.. При этом должен назначаться наблюдающий за каждой беседкой, который обязан неотлучно находиться в местах крепления тросов, на которых поднимаются люльки или спускаются беседки за борт.. Ответственным за проведение работ на высоте и за бортом судна является старший механик или старший помощник в зависмости от вида работы.

Работа в закрытых помещениях или емкостях (Enclosed or confined space work). Может начинаться только после их тщательной вентиляции и анализа состава воздуха. Входящий должен иметь при себе индивидуальный портативный прибор для замеров содержания кислорода в воздухе, надеть каску, предохранительный пояс с лямками и страховочным канатом, второй конец которого должен находиться в руках у страхующего вне помещения. Один человек не должен входить в такое помещение, если за ним не наблюдает второе лицо, находящееся вне этого помещения (у входа в него). У страхующего должен быть комплект изолирующих средств защиты, позволяющий спускаться в помещение для оказания помощи, и медицинская аптечка.

Для освещения танков и цистерн применяется только низковольтное освещение со светильниками взрывобезопасного исполнения.

Работы с электрооборудованием под напряжением (Electrician work). Допускаются только в аварийных ситуациях и только электриком и электромехаником при условии, что предприняты все меры безопасности.

Огневые работы (Welding work) - это судовые работы, связанные с открытым огнем (сваркой и резкой металлов), производятся только для ремота судна и с письменного разрешения капитана судна под контролем старшего механика и вахтенной службы.

Работы в холодных и горячих помещениях и емкостях (Hot Work and Colde Work) Допускаются исключительно в аварийных ситуациях и только с разрешения старшего механика.

Огневые работы на борту судна при стоянке в порту допускаются только с разрешением капитана порта.

На все работы повышенной опасностью оформляются контрольные листы (Check-List) и соответствующие разрешения (Permission).


Выполнение работ в штормовых условиях


При получении штормового предупреждения на судне проводятся следующие мероприятия:

проверяется задраивание грузовых трюмов;

выбирается слабина крепления палубного груза, при необходимости он подкрепляется дополнительными найтовами;

проверяется крепление спасательных шлюпок, грузовых стрел, шкиперского камбузного и др. имущества;

якоря в клюзах берутся на дополнительные стопоры, палубные клюзыцементируются и закрываются крышками;

палубные люки, двери, иллюминаторы задраиваются;

трюмные вентиляторы разворачиваются по ветру и задраиваются чехлами;

проверяются штормовые портики, шпигаты для стока воды, обеспечиваются свободные проходы к мерительным и воздушным трубам, портикам и шпигатам;

по возможности устанавливается в диаметральной плоскости судна штормовой леер (стальной трос);

швартовные концы, не находящиеся на вьюшках, убираются в кладовые;

на верхней палубе протягиваются штормовые леера из растительного каната окружностью не менее 60мм, обеспечивающие безопасное передвижение людей.

В исключительных случаях или аварийных ситуациях и только с разрешения капитана могут проводиться палубные работы в штормовых условиях:

непосредственное руководство работами на месте обеспечивает лицо командного состава, имеющее стаж работы на флоте не менее трех лет;

перед выходом людей на палубу необходимо лечь на курс и изменить ход для уменьшения заливания палубы волнами, на мостике выставляется наблюдатель для предупреждения о подходе случайной крупной волны;

на работающих должны быть надеты спасательные жилеты и страховочные пояса;

в темное время суток места должны освещаться прожекторами, стационарными люстрами;

непосредственный руководитель свистком предупреждает работающих об опасности (один длинный свисток - приступить к работе, ряд коротких свистков - прекратить работу, укрыться);

перед каждым выходом на открытую палубу работающих с ними проводят инструктаж, проверяется знание сигналов, указываются ближайшие места для укрытия;

к работе на палубе допускаются наиболее квалифицированные лица;


Применение средств индивидуальной защиты


Одним из важных мероприятий для защиты работающих от не устраненных опасностей труда является применение средств индивидуальной защиты (СИЗ). К ним относятся: спецодежда, спецобувь, средства защиты органов человека от вредных производственных факторов и предохранительные приспособления. СИЗ применяются в тех случаях, когда безопасность труда не может быть обеспечена путем организации производства и использования соответствующих конструкций судового оборудования и средств коллективной защиты. Какие защитные средства необходимо использовать определяется характером выполняемых работы, а также метеорологическими условиями.


Рис.1 Средства индивидуальной защиты.


Основы электробезопасности


Соприкосновение человека с открытыми токоведущими частями, находящимися под напряжением, приводит к поражению электрическим током. Проходя через тело человека, электрический ток оказывает тепловое, электрическое и биологическое воздействия. Тепловое воздействие приводит к ожогам кожи и перегреву тела. Электирическое воздействие вызывает электролиз крови, что приводит к нарушению нормального функционирования организма. Биологическое воздействие проявляется в опасном возбуждении живых клеток и тканей, что приводит к прекращению деятельности органов дыхания и кровообращения.

Насыщенность современных судов электрооборудованием приводит к случаям попадания людей под напряжение.

Причем наиболее вероятным является соприкосновение человека не с двумя, а с одной фазой сети. Так как на судах применяются системы с изолированной нейтралью, то величина тока, проходящего через тело человека, будет зависеть не только от напряжения сети и сопротивления тела, но и от сопротивления току утечки через изоляцию на корпус, то есть от сопротивления изоляции. Поэтому поддержанию сопротивления изоляции на судне в пределах, обусловленных Правилами Регистра ПТЭСЭ, уделяется первоочередное внимание

Основными причинами электротравматизма на судах являются:

грубые нарушения Правил технической эксплуатации судового электрооборудования (ПТЭСЭ) и техники электробезопасности;

выполнение работ под напряжением без действительной необходимости в этом и при несоблюдении защитных мероприятий;

несовершенство конструкций электрифицированных механизмов (палубных устройств, машинного отделения и др.);

несовершенство конструкции светотехнических устройств и электроустановочной арматуры;

неисправность и несовершенство переносной арматуры и переносного инструмента;

отсутствие единообразия в выборе напряжений цепей управления пускорегулирующей аппаратуры;

неудовлетворительное состояние электрической изоляции сети,

отсутствие должного контроля за проводимыми работами с электрооборудованием;

несвоевременное устранение возникших неисправностей и повреждений электрооборудования;

формальное проведение инструктажа по безопасным приемам работы.

Использование электрической энергии на судах связано не только с опасностью поражения обслуживающего персонала электрическим током, но и с возможностью возникновения пожаров. В нормальных условиях тепловое действие тока нормировано, то есть нагрев проводников и токоведущих деталей в электрооборудовании рассчитывают таким образом, чтобы он не превышал установленных норм. Вследствие несоблюдения ПТЭСЭ и правил техники безопасности, повреждений, воздействия на электрооборудование окружающей среды (сырости, пыли, химически активных веществ) его нормальное состояние нарушается. При этом в судовых электрических установках возникают короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления, дуговые и искровые разряды, что также может привести к пожарам.

Для защиты персонала, работающего на электрических установках, от поражения электрическим током, воздействия электрической дуги и продуктов ее горения и т. п. применяются основные и дополнительные средства защиты. Основные - это средства, изоляция которых надежно выдерживает рабочее напряжение электроустановки и позволяет прикасаться к токоведущим частям, находящимся под напряжением. Дополнительные - это средства, которые сами по себе не могут при данном напряжении обеспечить безопасность от поражения током. Они служат для защиты от шагового напряжения и воздействия на человеческий организм электрической дуги и продуктов ее горения. К основным защитным средствам в электроустановках напряжением до 1000 В относятся диэлектрические перчатки, инструмент с изолированными рукоятками, указатели напряжения, изолирующие и токоизмерительные клещи К дополнительным средствам относятся диэлектрические галоши и боты, диэлектрические резиновые коврики, изолирующие подставки. Кроме основных и дополнительных, применяются вспомогательные защитные средства обслуживающего персонала от световых, тепловых и механических воздействий. К ним относятся защитные очки, противогазы, специальные рукавицы и т. п.Все защитные изолирующие средства должны быть пронумерованы и учтены в соответствующих книгах учета. При приемке в эксплуатацию их необходимо проверять независимо от заводских испытаний. Внеочередные испытания должны проводиться в случае неисправности защитных средств или после их ремонта Перед каждым использованием защитных средств исправность и убедиться, что нет внешних повреждений, проколов; проверить по штампу, при каком напряжении можно пользоваться данным периодического испытания. Запрещается использовать защитные средства: с механическим повреждением, на открытом воздухе в испытания, не по назначению.

Оказание первой помощи пострадавшим от электрического тока

Перед оказанием первой помощи необходимо, предварительно обезопасив себя, быстро освободить пострадавшего от тока и стесняющей его дыхание одежды, затем осмотреть полость рта и удалить слизь, если она имеется.

Для определения состояния пострадавшего необходимо положить его на спину на твердую поверхность, проверить дыхание, пульс на лучевой артерии у запястья или на сонной артерии на переднебоковой поверхности шеи, определить ширину зрачка (широкий зрачок - признак резкого ухудшения кровоснабжения мозга

Во всех случаях поражения электрическим током вызов врача является обязательным независимо от состояния пострадавшего.Если пострадавший находится в сознании, но до этого был в обморочном состоянии, его нужно удобно положить на подстилку и накрыть сверху какой-нибудь одеждой, до прибытия врача обеспечить полный покой, непрерывно следя за дыханием и пульсом. Если же пострадавший потерял сознание, но при этом сохраняются устойчивое дыхание и пульс, необходимо ровно и удобно уложить его на подстилку, расстегнуть пояс и одежду, обеспечить приток свежего воздуха, давать нюхать нашатырный спирт. В тех случаях, когда дыхание очень редкое и судорожное или отсутствуют всякие признаки жизни, следует сделать искусственное дыхание и массаж сердца. Переносить. пострадавшего в другое место разрешается только тогда, когда ему или оказывающему помощь угрожает опасность


10. Основы гигиены труда


Гигиена труда - это наука о здоровье людей и о взаимодействии человека с окружающей средой и предсталяет собой как систему организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий.

Гигиена труда изучает воздействие организма человека с производственной средой в процессе его трудовой деятельности и занимается разработкой практических мер, направленных на улучшение санитарных условий труда и отдыха моряков.

Вредные производственные факторы (шум, вибрация, действие токсичных веществ, электромагнитное и ионизирующее излучение и т. д.), а также действие инфекций, вирусов вызывают нарушение жизнедеятельности человека, вызывают острые и хронические заболевания. Меры по оздоровлению производственной среды, улучшению условий труда и быта людей изучает наука - физиология труда.


Микроклимат в производственных и жилых помещениях


Микроклимат определяется газовым составом воздуха, его температурой, относительной влажностью, скоростью движения воздуха, а также барометрическим давлением. Основными средствами поддержания нормальной воздушной среды в судовых помещениях являются вентиляция и кондиционирование воздуха. Более совершенной является система кондиционирования воздуха. Которая обеспечивает по заданной программе параметры воздушной среды, независимо от наружных условий и осуществляется автоматически специальными установками - кондиционерами.


12. Защита от вредных воздействий производственной пыли и токсичных веществ


Органическая пыль образуется из таких веществ, как древесина, хлопок, джут, каучук, шерсть и пр. Неорганическая - из различных минералов: наждак, карборунд. Цемент, известь, асбест, уголь, кремнезем, а также из металлов. Она может вызвать раздражение кожных покровов, слизистых оболочек глаз, органов дыхания и пищеварения человека. Длительная работа в условиях запыленности может привести к тяжелым хроническим профессиональным заболеваниям. Острые частицы пыли могут вызвать ранения и заболевания кожи и органов зрения.

Защиту от пыли осуществляют применением СИЗ: защитные маски, очки, щитки, респираторы и фильтрующие противогазы. Наиболее радикальный метод борьбы с промышленной пылью - это механизация и автоматизация производственных процессов и удаления человека из зоны воздействия пыли.

Некоторые химические вещества, применяемые на судах, а также перевозимый опасный груз могут представлять опасность для экипажей судов из-за своей токсичности. Систематический контроль состояния воздушной среды и уровня концентрации в ней токсичных веществ, применение для работы в загазованной среде аппаратов на сжатом воздухе (АСВ) сводит до минимума возможность отравлений.


Защита от шума и вибраций


Длительное и интенсивное действие шума и вибрации влияет на органы слуха, приводя иногда к глухоте. Вызывает серьезные расстройства нервнопсихической и сердечно-сосудистой деятельности организма. Степень вредности шума и вибрации определяется во время постройки и ремонта судов. Для этого шум измеряется прибором - шумомером, а вибрация - осциллографом и вибромером. Полученные результаты сравнивают с требованиями "Санитарных правил для морских судов Украины" При превышении уровня шума и вибрации осуществляют мероприятия по их уменьшению: экранирование шума, поглощение шума и вибрации (применение глушителей шума и амортизаторов), применение звукопоглощающих материалов и виброизоляции и т. д. Кардинальным способом решения проблемы снижения вредного влияния шума и вибрации на людей является внедрение средств автоматизации и дистанционного управления судовыми установками и оборудованием, а также применение безвахтенного обслуживания механизмов и устройств.


Защита от электромагнитных и ионизирующих излучений


Оборудование современных судов мощными средствами радионавигации, являющиеся источниками электромагнитных излучений, применение в приборах радиоактивных изотопов, а также возможная перевозка на судах опасных грузов класса 7 (радиоактивные материалы) неблагоприятно воздействуют на здоровье человека. Длительное облучение людей электромагнитными и ионизирующими (альфа, бета, нейтронные, гамма и ренгеновские излучения) может вызвать лучевую болезнь в острой или хронической форме.

Применяют организационно-профилактические и технические мероприятия для защиты экипажей судов от вредного действия электромагнитных и ионизирующих излучений. Одним из действенных способов обеспечения радиоактивной безопасности является систематический дозиметрический контроль уровней радиации, а также внешнего и внутреннего облучения экипажа судов.


15. Освещенность судовых помещений


К освещенности судовых помещений предъявляются повышенные требования как гигиенического. Так и технико-экономического характера, так как неудачный выбор светильников или недостаточная освещенность контрольно-измерительных приборов может явиться причинами несчастных случаев и аварий. Нормы освещенности судовых помещений регламентируются "Санитарными правилами для морских судов Украины"

В зависимости от источника света освещение может быть естественным и искусственным, осуществляемым электрическими осветительными приборами. Освещенность палуб и судовых помещений должна быть равномерной, без глубоких теней и слепящих отблесков. При необходимости предусматривается подсветка шкал приборов, расположенных на щитах и постах управления.

Создание в судовых помещениях рациональных условий освещения в большой степени зависит от правильного обслуживания осветительной аппаратуры и выполнения Правил технической эксплуатации судового электрооборудования.


Список литературы


1.Артемов Г. А., Горбов В. М. Суднові енергетичні установки: Навчальний посібник. - Миколаїв: УДМТУ, 2002. - 356 с.

2.Донатка Р., Перепечко А. Книга о судах. - Пер. с нем. - Л.; Судостроение, 1981. - 208 с., ил.

Дунаевский Е. Я., В.Г.Жбанов "Спасание на море",М., "Транспорт", 1991г.

Емельянов П. С. Судовые энергетические установки. Тексты лекций. - СПб.: ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2006. - 171 с.

Закон Украины "О пожарной безопасности".

."Кодекс торгового мореплавания Украины".

Международная конвенция о предотвращении загрязнения моря - МАРПОЛ-73/78, изд. 2004 г.

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море - СОЛАС-74 (SOLAS-74), изд. 2008 г.

Международный морской кодекс по опасным грузам - ММОГ, изд. 2006 г.

10.Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты - ПДМНВ-78/95,

изд. 2006 г.

11.Пахомов Ю. А. Судовые энергетические установки с ДВС. Учебник. - М.: ТрансЛит, 2007. - 528 с., ил.

12.Позолотин, В.Г.Торский, Любченко В.И. СОЛАС-74 в вопросах и ответах, Одесса, Астропринт, 2002г.

Перельман Р. С. Суднове енергетичне устаткування: Енергетика. - О.: Фенікс, 2006. - 92 с.

14.Правила пожежної безпеки на морських суднах України, НАПБ.Б. 01.013 - 2007. - Київ: Основа, 2007.

Соловьев Е. М. Энергетическое оборудование, механизмы и системы судна. - М.: Мир, 2003. - 280 с., ил.

Ниверсальный словарь-справочник для моряков, работающих под иностранным флагом, Одесса. - СП Дракар, 1996.

Управление борьбой с пожаром на судне: Учебное пособие. - Одесса, 2002.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Во время стоянки судна у причала вахтенный матрос должен постоянно находиться у трапа. Обязанности вахтенного матроса:
- должен быть одет согласно установленной форме и иметь нарукавную повязку ли бэйджик;
- должен убедиться в наличии у верхней площадки трапа спасательного круга с линем и закрепленной под трапом спасательной сетки. Если трап нельзя положить на причал, то с нижней площадки подается сходня, при этом необходимо проверить надежность ее крепления. При минусовых температурах и наличии осадков трап должен быть освобожден от снега и льда и при необходимости посыпан песком;

Категорически запрещается уходить со своего поста и отвлекаться на выполнение каких-либо работ или поручений без разрешения вахтенного помощника. В случае неотложной необходимости отлучиться от трапа вахтенный матрос должен вызвать вахтенного помощника и спросить у него на это разрешение.
Вызов помощника осуществляется двумя звонками или по радиостанции. На время отсутствия вахтенного матроса на посту у трапа остается либо сам помощник, либо он поручает этот пост другому матросу;
- должен знать о персональном составе суточной вахты по всем основным службам. Кроме того, важно всегда быть осведомленным, кто именно из лиц командного состава отсутствует, а кто в данный момент находится на борту. Для этого у трапа устанавливается «Доска вахтенной службы». Вахтенный матрос обязан отмечать присутствие лиц командного состава на борту судна;
- в течение всей вахты матрос наблюдает за окружающей обстановкой на судне и около судна, в районе поста. Обо всех случаях, которые могут отразиться на безопасности судна и людей или отрицательно сказаться на общем ходе его производственной деятельности, вахтенный матрос немедленно докладывает вахтенному помощнику и затем действует по его указанию;
- при выносе с судна вещей или каких-либо предметов вахтенный у трапа проверяет у их владельца должным образом оформленный пропуск. При отсутствии такового задерживает человека и вызывает вахтенного помощника;
- при сходе капитана с борта и возвращении его на судно подается три звонка. По этому сигналу вахтенный помощник немедленно выходит к трапу;
- вахтенный матрос у трапа не имеет права самостоятельно, без разрешения помощника, пропускать на борт посторонних лиц. Остановив у трапа поднявшегося на борт человека, вахтенный матрос вызывает помощника, который проверяет у прибывшего документы и выясняет у него цель посещения судна. Документ, удостоверяющий личность прибывшего, хранится у помощника или вахтенного матроса и возвращается владельцу при уходе с судна. Вахтенный помощник обязан сопровождать прибывшего от трапа до каюты, куда направляется посетитель. Обратное сопровождение до трапа осуществляет тот, кто принимал посетителя, либо помощник. Если постороннее лицо при оставлении судна никто не сопровождал, то вахтенный матрос обязан доложить об этом помощнику;
- смена вахтенных матросов у трапа производится только в присутствии вахтенного помощника. Заступающий матрос должен быть ознакомлен со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.
В случае возникновения пожара на судне или вблизи него, а также при других аварийных либо иных чрезвычайных происшествиях вахтенный матрос немедленно объявляет по судну тревогу, используя для этого звонки громкого боя, судовой колокол и другие средства. Он обязан знать способы вызова береговых пожарных команд и расположение ближайших к судну водяных колонок на берегу.
При тревогах вахтенный матрос у трапа остается на своем посту, не допуская на судно посторонних лиц. Он может покинуть пост лишь по указанию капитана, старшего или вахтенного помощника.


Виды опасных работ, допуск к ним.

На каждом судне должен находиться перечень судовых работ повышенной опасности, на которые требуется получение разрешения на проведение судовых работ повышенной опасности, к которым в том числе относятся работы:

1) выполняемые на высоте и за бортом;

2) выполняемые в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров, выполняемые с использованием изолирующих СИЗ;

3) связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях;

4) связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами;

5) выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;

6) связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);

7) выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов требуют оформления разрешения.

Разрешение на проведение судовых работ повышенной опасности (далее - Разрешение) должно содержать следующие сведения:

1) наименование судовой работы повышенной опасности;

3) время действия Разрешения;

4) сведения о проведении целевого инструктажа по охране труда с исполнителями работ;

5) сведения об осмотре оборудования, инструментов, приспособлений (нахождение в исправном, рабочем состоянии, соответствие требованиям охраны труда, даты испытаний);

6) сведения об обеспечении работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты;

7) Ф.И.О. и должность страхующего лица;

8) сведения об оповещении вахтенной службы о предстоящей работе, согласовании и проверке системы связи руководителя работы и исполнителя работы;

9) Ф.И.О. исполнителя работы, время начала и окончания работы;

10) сведения о завершении работы, извещение вахтенных о завершении работы.

18. На каждом судне должен находиться перечень судовых работ повышенной опасности, на которые требуется получение разрешения на проведение судовых работ повышенной опасности, к которым в том числе относятся работы:

1) выполняемые на высоте и за бортом;
2) выполняемые в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров, выполняемые с использованием изолирующих СИЗ;
3) связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях;
4) связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами;
5) выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;
6) связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);
7) выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов требуют оформления разрешения.

19. Разрешение на проведение судовых работ повышенной опасности (далее - Разрешение) должно содержать следующие сведения:

1) наименование судовой работы повышенной опасности;
2) Фамилия, имя, отчество (далее - ФИО) и должность руководителя работы;
3) время действия Разрешения;
4) сведения о проведении целевого инструктажа по охране труда с исполнителями работ;
5) сведения об осмотре оборудования, инструментов, приспособлений (нахождение в исправном, рабочем состоянии, соответствие требованиям охраны труда, даты испытаний);
6) сведения об обеспечении работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты;
7) ФИО и должность страхующего лица;
8) сведения об оповещении вахтенной службы о предстоящей работе, согласовании и проверке системы связи руководителя работы и исполнителя работы;
9) ФИО исполнителя работы, время начала и окончания работы;
10) сведения о завершении работы, извещение вахтенных о завершении работы.

Требования охраны труда при общесудовых работах

20. Работы на судах должны производиться в соответствии с требованиями Правил, инструкций по охране труда, правил технической эксплуатации судов, инструкций заводов-изготовителей по обслуживанию установленных на судне механизмов, оборудования и устройств, технологических карт, а также документов по безопасной эксплуатации механизмов, оборудования и устройств.
21. Каждый член экипажа судна должен быть обучен безопасным способам обслуживания механизмов и устройств, находящиеся в его заведовании.
22. В целях поддержания в порядке и исправности технические средства судна, устройства и средства борьбы за живучесть, оборудование и снабжение, индивидуальные и коллективные средства защиты, техническая документация, инструменты, принадлежности, а также помещения распределяются распорядительным документом по заведованиям среди членов экипажа судна.
23. Любые работы на судне выполняются только с разрешения руководителя работы.
24. Руководитель работы обязан принять первоочередные меры, обеспечивающие безопасность выполнения судовых работ:

1) обеспечить соблюдение мер безопасного производства работ;
2) провести инструктаж по охране труда при выполнении работ;
3) обеспечить освещение в соответствии с действующими нормами;
4) убедиться в удовлетворительном состоянии палубных покрытий;
5) проверить правильность применения приспособлений, инструментов и средств индивидуальной защиты, а также их исправность и надежность;
6) распределить работающих в соответствии с объемом и характером работы;
7) удалить с места работы лиц, не участвующих в данной работе;
8) обеспечить устранение утечки масла, топлива и других жидкостей в районе проведения работ;
9) обеспечить установку ограждений и соответствующее обозначение опасных мест в темное время суток;
10) обозначить место работы знаками безопасности, в необходимых случаях и до установки знаков безопасности назначить наблюдающих.

25. Во время шторма выход, перемещение и работы на открытой палубе судна допускаются только по распоряжению капитана. При этом перемещения должны совершаться группой в составе не менее двух человек с обязательным применением спасательных жилетов, защитных касок и предохранительных поясов со страховочными концами.
26. Открывать проемы в фальшбортах, убирать леерные ограждения для производственных нужд допускается только с разрешения вахтенного помощника капитана. При этом должны быть приняты меры, предупреждающие падение людей за борт, в том числе установлены знаки безопасности. По окончании работ проемы в фальшборте должны быть немедленно закрыты, а снятые ограждения установлены на место и закреплены.
27. Запрещается черпать воду из-за борта судна, перешагивать и садиться на фальшборт, леерное ограждение, кнехты.
28. При ремонте двигателей, вспомогательных механизмов, электрооборудования, устройств и установок должно быть отключено подающееся на них питание (или приводные системы), а на пусковом устройстве этих механизмов и в других местах, откуда возможно осуществить пуск (распределительные щиты (далее - РЩ), пульты управления, посты управления, рубки), должны быть вывешены таблички с надписью «Не включать - работают люди». Снятие таблички с такой надписью допускается исключительно лицом, которым она вывешена.
29. При открытии клапанов и кранов подачи пара или горячей воды для безопасности следует находиться там, где можно избежать воздействия горячей струи.
30. Для освещения следует применять переносные аккумуляторные фонари или переносные светильники во взрывобезопасном исполнении напряжением не более 12 В:

1) при осмотре, чистке, замерах уровня топлива в цистернах с горюче-смазочными материалами;
2) в помещениях хранения лакокрасочных материалов и баллонов с горючими газами;
3) при вскрытии и осмотре картеров двигателей, компрессоров, зубчатых передач, холодильных машин, где возможно скопление паров топлива, масла и газов взрывоопасных концентраций;
4) в балластных танках, коффердамах, грузовых танках, балластных цистернах, междудонном пространстве.

31. Запрещается открывать и закрывать клинкеты, вентили, краны ключами с удлиненными ручками, контрключами и трубами.
32. При снятии ограждений для выполнения определенного вида работ должны быть приняты меры для предупреждения утери крепежных деталей.
33. Запуск механизмов (устройств) на судне должен производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации механизмов (устройств) после предупреждения лиц, находящихся вблизи, о предстоящем пуске, а также при отсутствии на механизмах (устройствах) посторонних предметов. Пуск главных двигателей судна, связанный с проворачиванием гребных винтов, при стоянке судна в порту допускается после осмотра забортного пространства за кормой на предмет отсутствия там плавсредств и людей.
34. При обнаружении неисправности предохранительных устройств или сигнализации запуск механизмов запрещается. Если в процессе работы механизмов была обнаружена неисправность предохранительных устройств или сигнализации механизмы должны быть остановлены до устранения нарушений.
35. Мелкие повреждения корпуса, оборудования или оснастки судна (выступающие гвозди или шурупы, шатающиеся крепления или рукоятки, неровности или повреждения палубного покрытия, необработанные и расщепившиеся края деревянных изделий, заедающие), которые могут стать причиной травм и падений, должны быть устранены при обнаружении.
36. Рабочие места на судне, проходы и пути эвакуации к ним должны быть свободны от грузов и посторонних предметов, немедленно очищаться от пролитых нефтепродуктов и других веществ, вызывающих скольжение, систематически очищаться от снега и льда. Плиты настилов машинно-котельного отделения судна должны быть закреплены на месте, все вырезы в них закрыты.
37. Освещенность рабочих мест на судне должна соответствовать требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Запрещается снимать предохранительные колпаки со светильников для увеличения освещенности помещений и палуб судна.
38. Места, где временно вскрыт настил, должны быть ограждены, а в темное время суток освещены. Снятые листы настила должны быть уложены рядом с местом ремонта и закреплены, чтобы исключить самопроизвольное их перемещение.
39. Мигающие лампочки могут указывать на наличие дефектов в проводке или оборудовании, которые могут привести к поражениям электрическим током или пожару. Дефекты должны быть выявлены и устранены. Вышедшие из строя лампочки подлежат замене.
40. Предупредительные таблички, надписи и рабочие индикаторы должны быть легкоразличимыми и четкими.
41. Тяжелые предметы, особенно если они установлены над уровнем палубы судна, должны быть надежно закреплены с учетом движения судна. Мебель и другие предметы, которые могут упасть или сдвинуться в штормовую погоду, должны быть соответствующим образом закреплены.
42. Двери, горловины, лазы, крышки и люки грузовых и иных помещений судна как в открытом, так и в закрытом состоянии, должны надежно фиксироваться.
43. Судовое имущество, сменно-запасные части, переносной инструмент, приспособления и инвентарь судна должны располагаться на своем штатном месте и надлежаще закреплены. Крепление имущества следует проверять каждый раз после выполнения судовых работ, а также перед выходом судна в рейс и перед штормом.
44. Техническое состояние фальшборта и леерного ограждения судна необходимо постоянно контролировать и при необходимости ремонтировать. Ослабление креплений леерных ограждений или их повреждение должно быть немедленно исправлено, при этом подходы к поврежденному леерному ограждению необходимо закрыть.
45. Баллоны с аэрозолем, содержащие летучие и легковоспламеняющиеся компоненты, нельзя использовать или хранить вблизи открытого огня или других источников тепла, даже если баллон пуст.
46. Лакокрасочные материалы, бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся жидкости должны храниться в специальном помещении в плотно или герметично закрытой негорючей таре.
Запрещается хранить лакокрасочные материалы и легковоспламеняющиеся жидкости в полиэтиленовой и стеклянной таре.
47. Хранение легковоспламеняющихся материалов в машинном отделении запрещается.
48. На дверях помещений, в которых хранятся и применяются ядовитые вещества, лакокрасочные материалы, нефтепродукты, должны быть нанесены предупреждающие знаки безопасности. Двери таких помещений должны закрываться на замок, помещения вентилироваться.
49. При выполнении хозяйственно-бытовых работ на судне:

1) установленные в пищеблоке, прачечной, гладильне и других санитарно-бытовых и общественных помещениях оборудование, электроприборы для выполнения хозяйственно-бытовых работ должны эксплуатироваться в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей;
2) в случае обнаружения неисправности оборудования для выполнения хозяйственно-бытовых работ или его повреждения необходимо докладывать лицу, в чьем заведовании оно находится.
При этом запрещается устранять неисправности своими силами и приступать к работе с использованием этого оборудования до устранения выявленных неисправностей;
3) при прекращении подачи электроэнергии к оборудованию для выполнения хозяйственно-бытовых работ необходимо отключить пусковое устройство электрооборудования;
4) командный состав судна обязан контролировать и поддерживать в помещениях пищеблока исправность и регулярную работу вентиляции, контролировать наличие и исправность штормовых креплений в помещениях пищеблока, в столовой и кают-компании, уведомлять персонал пищеблока о приближении шторма.

50. При выполнении прачечных работ на судне:

1) стирка, сушка и глажение белья и специальной одежды разрешаются только в специально оборудованных для этих целей помещениях;
2) при использовании ручных утюгов или стационарных гладильных катков необходимо принимать меры предосторожности, чтобы избежать ожогов, отключать и ставить их в штатное положение всякий раз, когда пользователь выходит из помещения прачечной, обеспечивать рабочее место диэлектрическим ковриком;
3) замена сукна на прижимных или гладильных валках сушильно-гладильной машины должна производиться при ее остановке, выключенном электродвигателе и охлажденных валках;
4) при использовании химикатов для сухой чистки необходимо выполнять меры предосторожности, указанные в инструкции по применению химикатов;
5) при сушке одежды нельзя развешивать ее непосредственно на нагревателях или вплотную к ним и сушить в машинном отделении.

51. В ванных и душевых комнатах необходимо иметь либо нескользящий мат, либо препятствующие скольжению укрепленные решетки под душем, либо резиновый коврик.
52. В душевых и ванных комнатах поручни, оборудование и палубное покрытие (кафель или иной материал) должны быть в исправном состоянии.
53. При выполнении уборочных работ на судне:

1) применяемые электроприборы включать в сеть и выключать необходимо сухими руками, разборку и чистку электроприборов производить только после отключения от электросети;
2) мытье и протирку подволоков, высоко расположенных светильников, иллюминаторов, а также верхней части переборок следует производить при помощи специальных (на удлиненных или телескопически вдвигающихся ручках) зажимов для тряпок, губок, щеток;
3) при качке судна уборка помещений на высоте более 2 м не производится;
4) не разрешается для протирки, мытья высоко расположенных объектов вставать на случайные и не обладающие устойчивостью предметы. При стоянке судна в порту разрешается при небольшой высоте объектов уборки вставать на устойчивые (высотой не более 500 мм табуретки (банкетки);
5) мытье поверхностей внутренних помещений судна следует производить в резиновых перчатках;
6) сухую протирку электропроводки, электроприборов, осветительной арматуры следует производить при отключенном электропитании.

При невозможности отключения электропитания необходимо надевать диэлектрические перчатки. Влажную протирку электропроводки следует производить обесточив ее, а электроприборы и светильники отключив от сети.
54. При выполнении работ с применением химикатов на судне:

1) при технической эксплуатации судового оборудования для мойки, обеззараживания и дезинфекции химикаты должны храниться в специально отведенных помещениях, оборудованных согласно проектно-технической документации. Персонал, использующий химикаты, должен быть обучен безопасным приемам и методам работы с химикатами, применять средства индивидуальной защиты кожного покрова, зрения и органов дыхания;
2) на борту судна должна находиться разработанная и согласованная в установленном порядке работодателем (судовладельцем) инструкция по применению химикатов, содержащая сведения о физико-химических свойствах, токсическом действии препарата на организм человека, вопросы производственной санитарии и меры безопасности;
3) химикаты необходимо хранить в собственной упаковке или в других упаковках, снабженных соответствующими этикетками с их наименованием.
Химикаты должны храниться в закрытом, хорошо вентилируемом, помещении;
4) необходимо применять СИЗ;
5) запрещается принимать на борт судна, использовать химикаты, находящиеся в таре, без информационной этикетки, инструкции по их использованию.

55. Покрытие палубы в спортивных залах (каютах) не должно быть скользким.
Зону плавательного бассейна следует оснастить предупредительными знаками и надписями, запрещающими плавание в одиночку, а также ныряние в бассейн. В случае штормового предупреждения бассейн должен быть осушен.

Перечень работ повышенной опасности на предприятии составляют с учетом специфики конкретного производства. О том, как правильно составить и оформить этот документ, читайте в статье. Смотрите образец приказа и перечня работ повышенной опасности.

Из статьи вы узнаете:

Какие виды трудовой деятельности включены в общий перечень работ повышенной опасности

Одна из главных обязанностей работодателя - обеспечить безопасные условия труда сотрудникам. Для этого работодатели внедряют новые технологии, используют современные инструменты и оборудование, снижающие риски производственных травм. Но полностью устранить эти риски можно не для всех видов трудовой деятельности.

Существуют виды работ с высокой травмоопасностью. Примерный перечень работ повышенной опасности есть в приложении 1 к положению «Работы с повышенной опасностью. Организация проведения» , разработанном Минэкономики России, далее - «Положение». Документ устанавливает основные требования, выполнение которых позволит максимально обеспечить безопасность сотрудников при проведении работ на высоте, в колодцах и в других особо опасных условиях .

П еречень видов работ повышенной опасности

К видам работ повышенной опасности относят работы:

  • в небольших замкнутых пространствах: камерах, коллекторах, колодцах, очистных забоях , нагревательных печах и т.п.;
  • по внутреннему обслуживанию и ремонту разного рода емкостей (воздушных, газовых, гидравлических аккумуляторных, из-под взрывоопасных и токсичных веществ);
  • которые проводят не в специально оборудованных помещениях или без специальных устройств пневматических и гидравлических испытаний трубопроводов и емкостей, эксплуатируемых под давлением более 70 кПа;
  • по очистке и ремонту емкостей для хранения цианистых солей и цианистых растворов;
  • по монтажу и демонтажу сооружений и механизмов, масса которых превышает 5 тонн;
  • по подъему и перемещению крупногабаритного и тяжеловесного оборудования и конструкций без подъемных кранов нужной грузоподъемности;
  • по ремонту, монтажу , техническому освидетельствованию грузоподъемных кранов, грузовых и пассажирских лифтов;
  • по приемке, перемещению и утилизации емкостей для хранения сжиженных и сжатых газов, щелочей и кислот, щелочных металлов, сильнодействующих ядов;
  • по выполнению разовых технических операций особой сложности, не являющихся частью производственного процесса (уничтожение и разрядка боеприпасов, утилизация радиоактивных материалов, изготовление крупногабаритных деталей);
  • по демонтажу и обрушению кладки стен промышленных сооружений, укрепление аварийных деталей зданий;
  • по монтажу и демонтажу ремонтно-строительных и монтажных лесов;
  • на высоте от 1,3 метров от уровня земли с применением лестниц, лесов, элементов строений и пр.

Перечень работ, и профессий повышенной опасности

В него включены те рабочие специальности, которые, как правило, связаны с выполнением видов работ, включенных в «Перечень». Среди них специальности:

  • аккумуляторщик;
  • взрывник;
  • вулканизаторщик;
  • гасильщик извести;
  • дозиметрист;
  • кислотоупорщик;
  • кровельщик;
  • машинист;
  • стропальщик;
  • трубокладчик;
  • электромеханик и пр.

Перечень работ повышенной опасности 2018, утвержденный Минэкономразвития России, включает в себя несколько десятков пунктов. Он является примерным. Это значит, что каждый работодатель должен скорректировать его под те конкретные производственные условия, в которых работают сотрудники данного предприятия.

Обратите внимание! При составлении потребуется указать, что он привлекался к работам повышенной опасности. Для чего это нужно, расскажет эксперт « ».

Как составить перечень работ повышенной опасности на предприятии

Локальные перечни работ повышенной опасности составляют для всего предприятия в целом или для каждого из производственных подразделений, где такие работы производят. При необходимости их можно дополнять с учетом специфики деятельности компании. Перечни в обязательном порядке согласовывают с профсоюзной организацией работников. Их утверждает руководитель или главный инженер (техническим директором) организации.

Утверждение перечня работ повышенной опасности и включение в него определенных видов трудовой деятельности необходимо, чтобы установить особый порядок проведения таких работ. Применение особых мер и правил безопасности при проведении работ, включенных в список, позволяет минимизировать вероятность производственных травм и возникновения аварийных ситуаций.

Обратите внимание! Пересмотр и актуализацию перечня работ повышенной опасности на предприятии нужно делать ежегодно. Его дополняют теми новыми видами работ, которые запланированы на текущий год.

Для введения в действие изменений, составляют приказ, а перечень работ повышенной опасности оформляют как приложение к нему.

Текст приказа о введении в действие нового перечня работодатель вправе составить самостоятельно.

Кроме того, служба охраны труда при содействии главного электрика, механика и прочих, должна разработать инструкцию по организации и производству работ с повышенной опасностью. С этим документом необходимо знакомить под подпись всех работников организации, в том числе работников подрядных организаций, привлекаемых к выполнению видов трудовой деятельности, указанных в перечне работ повышенной опасности.

  • Как оформить допуск рабочего к самостоятельной работе на опасном производственном объекте
    Чем поможет: узнать, каким образом сотрудник может быть допущен к выполнению особо опасных работ.
  • Как организовать обучение по охране труда сотрудников
    Чем поможет: узнать, как проводится обучение и проверка знаний сотрудников по охране труда.
  • Как провести обучение и аттестацию сотрудников опасных производственных объектов
    Чем поможет: узнать, при каких обстоятельствах сотрудник может быть допущен или отстранен от работ повышенной опасности.

Как выполняют работы повышенной опасности

Что из себя представляет порядок выполнения видов трудовой деятельности, входящих в перечень работ повышенной опасности?

К производству работ, включенных в перечень, допускают только совершеннолетних сотрудников организации. Допуск они получают после того, как пройдут:

  • медицинское освидетельствование;
  • первичный и вводный инструктаж на рабочем месте;
  • обучение, стажировку и проверку знаний, в том числе по охране труда, с оформлением в соответствующих журналах;
  • квалификационную аттестацию.

В течение первого года работы сотрудник может выполнять особо опасные виды трудовой деятельности только под присмотром опытного наставника. Впоследствии к самостоятельному выполнению работ сотрудника допускают приказом руководителя подразделения.

Для выполнения производственных заданий, включенных в перечень работ повышенной опасности, наряд-допуск является обязательным документом. Его можно не оформлять только в нескольких случаях, например, когда:

  • спасательные работы проводят во время пожаров, аварий, стихийных бедствий (ответственность за безопасность в таких ситуациях возлагается на руководителя подразделения);
  • работы выполняют на систематической основе, по установленной методике и технологии и с работниками проводятся все необходимые инструктажи по охране труда и промышленной безопасности;
  • выполнение работ оформляют иными документами: нарядами, письменными распоряжениями, в которых указаны все требования их безопасного производства (если в этих документах приведены только односторонние меры безопасности, оформление наряда-допуска является обязательным).

Не существует унифицированной формы наряда-допуска , на основании которого сотрудники допускаются к видам деятельности, указанной в перечнях работ повышенной опасности. Рекомендуемые образцы этого документа можно найти в отраслевых нормативных требованиях охраны труда по конкретным видам работ. На крупном предприятии могут использовать несколько вариантов формы наряда-допуска, в зависимости от видов работ.

Когда работы повышенной опасности выполняют на основании иных документов, эти виды распоряжений нужно оформлять в письменном виде. В распоряжении указывают содержание работы, место и время ее выполнения, перечисляют принятые меры безопасности и лиц, которым поручено ее выполнение. В случае, когда сотрудники допущены к видам деятельности, упомянутым в перечне работ повышенной опасности, факт допуска фиксируется в Журнале учета работ по нарядам и распоряжениям.

Перечень работ повышенной опасности используйте при установлении особых требований и правил оформления допуска сотрудников к таким работам. Назначьте приказом лиц, ответственных за соблюдение повышенных требований, предъявляемых при ведении работ повышенной опасности.

Приказом Минтрудасоцзащиты РФ № 367н от 5 июня 2014 г. введены в действие «Правила по охране труда на судах морского и речного флота».
Данные правила не распространяются на суда, занятые рыбным или аналогичным промыслами, а также на военные корабли и вспомогательные суда ВМФ. Для рыбопромыслового флота действуют «Правила техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР» (утверждены Приказом Минрыбхоза СССР № 476 от 26.12.1990 г.). В части обеспечения живучести судна для судов рыбопромыслового флота можно также руководствоваться «Уставом службы на судах флота рыбной промышленности» (Приказ Роскомрыболовства № 140 от 11.10.1995 г.).
Более подробно об охране труда в пищевой и рыбной промышленности, включая особенности охраны труда и правила безопасности при работе на флоте можно прочесть в статье «Охрана труда в пищевой и рыбной промышленности» (нажмите для перехода по ссылке) .
Правила содержат требования ко всем работам, проводимым на судне всеми службами, включая требования по ОТ при проведении пассажирских операций, требования охраны труда при работах на специализированных судах (танкер, газовоз, химовоз, контейнеровоз, паром, суда портофлота, некоторые другие типы судов). Также целый раздел посвящен проектируемым, реконструируемым и вновь строящимся судам.
Новые Правила не отменяют «Правила техники безопасности на судах морского флота (РД 31.81.10-91 — в ред. извещения по охране труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N 1-95)».
Некоторые положения Правил (организация охраны труда на судах).
Что должно быть на судне (перечень необходимых документов).
1) нормативно-техническая документация по охране труда;
2) учетно-отчетная документация: журнал учета осмотров и испытаний переносного электрооборудования, журнал осмотров и испытаний электросварочного и газосварочного оборудования;
3) документы контролирующих надзорных органов: сертификаты на штормтрапы, акты испытаний штормтрапов, предохранительных поясов и страховочных концов, карты специальной оценки условий труда, сертификаты соответствия организации работ по охране труда;
4) документация по обучению вопросам охраны труда: журналы регистрации инструктажа по охране труда, удостоверения, подтверждающие прохождение обучения и проверку знаний требований охраны труда, сертификат об окончании курсов по оказанию медицинской помощи для лица, назначенного ответственным за оказание медицинской помощи на судне.
На каждом судне должна находиться копия коллективного договора, заключенного работодателем (судовладельцем) с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работников (при его наличии).
Суда, совершающие международные рейсы, валовой вместимостью 500 или более регистровых тонн должны иметь свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве.
Средства индивидуальной защиты.
За обеспечение членов экипажа СИЗ отвечает работник из комсостава, назначенное капитаном ответственным за организацию работ по ОТ на судне. Нормы выдачи СИЗ приведены в Межотраслевых правилах обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н. Также следует руководствоваться «Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 22 июня 2009 г. N 357н, и нормами коллективного трудового договора.
Обучение членов экипажа.
Обучение по охране труда для членов экипажа организуется в полном соответствии с действующим законодательством РФ. В целом по организации (судоходной компании) за обучение отвечает работодатель (судовладелец), непосредственно на судне - капитан судна. Комсостав проходит обучение не реже одного раза в три года.
Обучение членов экипажа безопасным приемам и методам работы проводят руководители судовых служб, фиксируя это как инструктаж на рабочем месте.
Вводный инструктаж проводится комсоставом; для разового посещения - членом комсостава (руководителем соответствующей службы) или членом экипажа, сопровождающим посетителей и обеспечивающим их безопасность.
Стажировка проводится для всех рядовых членов судовой команды со стажем по профессии менее года, а также для членов экипажа, не работавших на данном типе оборудования, энергетической установки, по данной технологии, либо при изменении характера работы, или при перерыве более одного года. Длительность стажировки на рабочем месте установлена от двух до десяти смен. Если руководитель судовой службы считает целесообразным допустить работника к работе без стажировки - об этом делается запись в журнале инструктажа по охране труда. В этом случае руководитель берет под личный контроль работу такого члена экипажа в течение до десяти вахт.
Инструктаж по электробезопасности (в Правилах - «первичный инструктаж по вопросам электробезопасности на судне») проводится электромехаником. Если в штатном расписании отсутствует такая единица - инструктаж проводит старший (главный) механик, или лицо, его замещающее.
Работы повышенной опасности
Любые работы вообще выполняются только с разрешения руководителя работ. Работы повышенной опасности требуют получения разрешения на проведение.
Перечень работ (неполный), требующий получения разрешения на проведение:
1) выполняемые на высоте и за бортом;
2) выполняемые в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров, выполняемые с использованием изолирующих СИЗ;
3) связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях;
4) связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами;
5) выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;
6) связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);
7) выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов требуют оформления разрешения.
Разрешение выдается в письменном виде и содержит следующие сведения:
1) наименование работы
2) ФИО и должность руководителя работы
3) время действия разрешения, сведения о проведении целевого инструктажа
4) сведения об осмотре оборудования (инструментов, приспособлений)
5) сведения об обеспечении СИЗ
6) ФИО и должность страхующего
7) сведения об оповещении вахтовой службы о работе
8) сведения о согласовании и проверке системы связи руководителя работы и исполнителя работы.
В соответствии с приложением к Правилам (Перечень условных сигналов для работающих в замкнутых, труднодоступных, плохо вентилируемых помещениях):

  1. Одно подергивание или один удар (от страхующего) - «Как самочувствие?»
  2. Одно подергивание или один удар (от работающего) - «Чувствую себя хорошо»
  3. Два подергивания или два удара (от работающего) - «Мало воздуха»
  4. Три подергивания или три удара (от страхующего) - «Выходи»
  5. Три подергивания или три удара (от работающего) - «Выхожу»
  6. Частые подергивания (более трех раз) или удары (от работающего) - «Самостоятельно выйти не могу».

Подготовлено «Область на островах»