Организация учета материальных средств в подразделении

КНИГА

Учета наличия и движения автомобильной техники

Автомобиль грузовой Урал-4320 2________ Код по КВТ МО Д2 31 3261 Щ

Наименование автомобильной техники

Положено по штату: всего - 26 ; в том числе боевых - 0 , строевых - 16 , транспортных - 8 , учебных - 2

Состоит
Дата записи Наименование документа № документа Дата документа Поставщик (получатель) Прибыло Убыло всего из них по категориям по группам эксплуатации по сроку нахождения в эксплуатации 1 мсб РМО
I II III IV V Б Ст Тр Уч до 5 лет от 6 до 10 лет свыше 10 лет
Положено иметь
20.11.99г. Книга ф27 № 2/56 стр.12 перенос остатка 21 21 11 8 2 3 15 3 6 15
30.11 Сверено подпись подпись
10.12.99г. Приказ ком-ра в/ч 00000 214 8.12.99 в/ч 00011 1 22 22 12 8 2 4 15 3 7 15
12.12.99г. Приказ ком-ра в/ч 00001 284 10.12.99 внутри части 22 22 12 8 2 4 15 3 8 14
15.12.99г. Наряд в/ч 10000 42/1/587 5.12.99 10010 2 24 2 22 14 8 2 6 15 3 10 14
16.12.99г. Акт ф. 12 42/1/247 10.12.99 списано 1 23 2 22 14 8 1 6 15 2 10 13
19.12.99г. Приказ командира в/ч 00000 234 15.12.99 в/ч 01112 3 20 2 18 12 7 1 5 13 2 9 11
28.12.99г Сверено
Состоит на 1.01.2000г.

ПОЯСНЕНИЯ К ФОРМЕ 27

1. Книга предназначена для учета наличия и движения автомобильной техники, других категорийных и некатегорийных материальных средств, а также бланков учетных документов строгого учета в службе воинской части (соединения).

2. При учете автомобильной техники в воинской части (соединении) на каждый тип, наименование и марку машины отводится отдельная страница в последовательности перечня марок машин, предусмотренного в Донесении о наличии и техническом состоянии автомобильной техники.*

Каждому подотчетному подразделению (воинской части, соединению) отводится лицевой счет в одну графу (начиная с 22-й). При наличии большого количества подразделений в книге отводятся дополнительные листы.

3. Первоначальные записи в книге производятся на основании учетных документов или данных об остатках, взятых из предыдущей книги. В случае переносов остатков из предыдущей книги, записываются: в графе 2 - “Книга учета”, в графе 3 - ее номер, в графе 4 - страница книги, в графе 5 - “Перенос остатка”. Первой строкой в графе 2 записывается “Положено”, а в графах с 22 (по лицевым счетам) - количество техники (штатная потребность).

4. При движении автомобильной техники внутри воинской части (кроме перевода из типа в тип) записи в графах 6 и 7 не производятся. В графах 8-13 повторяются предыдущие остатки; изменения остатков производятся в лицевых счетах только тех подразделений, которые по учетным документам являются получателями (сдатчиками) или поставщиками.

При списании техники в графе 5 делается запись “Списано”, а в графе 7 указывается количество техники.

5. Отметка о сверке записывается в книге очередной строкой. При этом в графе 1 указывается дата сверки, в графе 2 - делается запись “Сверено”, а под лицевыми счетами расписываются лица, ответственные за учет в подразделениях, на складе (в службе воинской части).


Книга № 5/58

учета наличия и движения материальных средств в подразделении

Ремонтной роты
войсковая часть 00000
Наименование материальных средств и их категории
Станок сверлильный Ацетиленовый генератор Выпрямитель зарядный
Код номенклатуры
Дата записи Наименование документа № и дата документа Поставщик (получатель) НС-12 АСН-1,25 ВСА-5
Единицы измерения
шт. шт. шт.
прибыло убыло состоит прибыло убыло состоит прибыло убыло состоит
12.01.99 Книга ф 26 5/23 стр 5 перенос остатка 2 2
16.01.99 Акт ф13 23 от 15.01.99 списано 1 1
19.01.99 Накладная 45 от 19.01.99 склад АИ 1 - 1
30.01.99 Сверено подпись лица проводившего сверку - - 2 - - 1 - - 1
3.02.99 Накладная в/ч 00001 58 от 2.02.99 в/ч 00003 1 1

Пояснения к форме 26

1. Книга предназначена для учета наличия и движения вооружения, техники, боеприпасов, горючего, продовольствия, различного имущества, оборудования, инструментов и других материальных средств.

Для учета ядовитых и сильнодействующих веществ ведется отдельная книга.

2. Книга ведется в подразделении, мастерской и на других объектах войскового (корабельного) хозяйства.

3. На каждое наименование и категорию материальных средств в книге отводится лицевой счет. Группировка лицевых счетов на листе производится с учетов движения отдельных номенклатур материальных средств и их перечня по классификатору продукции.

4. Операции, связанные с приходом и расходом материальных средств, в книге отражаются ежедневно.

5. Учет оборудования, инструмента в ремонтном подразделении ведется в книге по цехам. При этом для каждого цеха, в зависимости от количества наименований учитываемых материальных средств, отводится необходимое число страниц.

6. Записи данных в графах реквизита "Состоит" производятся только по тем материальным средствам, по которым было движение.

7. Отметки о сверке учетных данных записываются очередной строкой (пример строка 4). Лица проводившие сверку расписываются в графе реквизита "Поставщик (получатель)".


КНИГА № 3/51


Похожая информация.


Законодательство Российской Федерации о материальной ответственности военнослужащих

Согласно Федеральному закону РФ «О статусе военнослужащих», военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, они привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Федеральным Законом РФ №161-ФЗ от 19 июля 1999г. «О материальной ответственности военнослужащих».

Исторический опыт материальной ответственности военнослужащих в России

История института материальной ответственности военнослужащих уходит еще в античные времена. Воина, который потерял оружие, военную амуницию, сурово наказывали розгами, а также существенно ограничивали в гражданских правах. Наемные войска несли службу с собственным оружием, военной амуницией и лошадьми. За их потерю или продажу применялись дисциплинарные наказания в виде вычета из жалования. Данные меры выступали предпосылкой возникновения института материальной ответственности военнослужащих и обеспечивали сохранность оружия и военной амуниции.

Становление института материальной ответственности военнослужащих в современном его понимании, как в нашей стране, так и в государствах Западной Европы, приходится на XVII - XVIII вв. В этот период вводятся имущественные санкции за порчу или утрату оружия и военной амуниции. В Российской империи становление института материальной ответственности связано с образованием регулярной армии. Петр I ввел материальную ответственность военнослужащих, которая сочеталась с телесными наказаниями.

Материальную ответственность за «порчу, утрату, промотание» оружия и военной амуниции несли военнослужащие низших чинов, дворянское служивое сословие к материальной ответственности не привлекалось. Правовое регулирование материальной ответственности изначально регламентировалось Артикулом воинским.

В XIX в. правовое регулирование материальной ответственности военнослужащих регламентировалось Воинским уставом о наказаниях, Уставом дисциплинарным, Военно-судебным уставом. Данные нормативные правовые акты дополнялись соответствующими приказами по военному ведомству Российской империи. К концу XIX в. прекращаются телесные наказания военнослужащих за «порчу, утрату, промотания оружия и военной амуниции» и начинают применяться исключительно меры материальной ответственности. Свое нормативное закрепление получают основания материальной ответственности, а также конструктивные признаки состава правонарушения, которое может повлечь применение мер материальной ответственности. Так, получают свое закрепление такие признаки, как вина, противоправность деяния, причинно-следственная связь между деянием и наступившим последствием в виде причинения материального ущерба военному имуществу. Сложившийся в конце XIX в. режим материальной ответственности военнослужащих просуществовал до 1918 г.

Образование Рабоче-крестьянской Красной армии потребовало нового административно-правового регулирования прохождения военной службы, а также создания режима материальной ответственности военнослужащих. Порядок регламентации материальной ответственности в 20-е годы XX в. определялся актами Революционного Военного Совета (РВС), Совета Народных Комиссаров (СНК), Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК).

Подобное регулирование носило нестабильный характер и существенно нарушало права военнослужащих, привлекаемых к материальной ответственности. В 30 - 40-е годы XX в. в Красной армии вводятся два порядка возмещения материального ущерба - административный и судебный.

Появление административного порядка возмещения материального ущерба потребовало введения института административного расследования. Во время Великой Отечественной войны режим материальной ответственности в силу объективных причин носил достаточно жесткий характер.

В 60 - 80-е годы XX в. в Советской армии принимаются два положения о материальной ответственности военнослужащих, которые закрепили административно-правовой механизм привлечения военнослужащих к материальной ответственности и исполнения принятых решений. Следует отметить, что положение о материальной ответственности военнослужащих распространилось и на сотрудников органов внутренних дел.
Оно было отменено в 1999 г. в связи со вступлением в юридическую силу Федерального закона РФ «О материальной ответственности военнослужащих».

Законодательство РФ о материальной ответственности военнослужащих

Материальная ответственность военнослужащих регулируется как общими нормами законодательства Российской Федерации, так и специальными нормами военного права, действующими в сфере военно-служебных отношений.

Материальная ответственность военнослужащих - это предусмотренные законодательством о материальной ответственности меры имущественного характера, применяемые к тем, кто причинил реальный материальный ущерб воинской части.

Режим материальной ответственности военнослужащих устанавливается не нормами трудового права, как для большинства рабочих и государственных служащих, а нормами административного права. Данное положение имеет довольно продолжительную историю и обусловлено тем, что военная служба как особый вид государственной службы сопряжена с особым риском для лиц, которые проходят данный вид государственной службы, а также тем, что военная служба осуществляется в специфической сфере управления -в области обороны государства.

Раскрывая специфику материальной ответственности военнослужащих, необходимо отметить, что привлечение к данному виду юридической ответственности не освобождает военнослужащего от других видов юридической ответственности.

Данная особенность материальной ответственности вообще, и материальной ответственности военнослужащих в частности, заключается в том, что санкции материальной ответственности, как и гражданско-правовой ответственности, носят правовосстановительный и воспитательный характер.

Эти обстоятельства сближают вышеназванные виды юридической ответственности. Однако есть и принципиальные различия названных видов юридической ответственности, которые накладывают свой отпечаток на их природу и содержание.

Материальную и дисциплинарную ответственность военнослужащих объединяет то, что названные виды юридической ответственности реализуются в процессе прохождения военной службы. Различия названных видов юридической ответственности военнослужащих заключаются в применяемых санкциях и основаниях привлечения к ответственности. Данные аспекты являются основополагающими при дифференциации различных видов юридической ответственности военнослужащих.

Последствием имущественного правонарушения является реальный ущерб. В соответствии с законом он заключается: а) в утрате или повреждении имущества воинской части; б) в расходах, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества; в) в излишних денежных выплатах, произведенных воинской
частью.

Под утратой имущества понимается его выбывание из владения воинской части помимо волеизъявления собственника или пользователя, вследствие непринятия действенных мер по его сохранности. Имущество может быть утрачено, например, при его похищении, потере.

Повреждение по смыслу закона выражается в полном или частичном приведении имущества воинской части в негодность для использования по прямому назначению путем прямого воздействия на него со стороны виновного. Примером повреждения имущества является, например, его разрушение в результате взрыва.

Реальный ущерб включает, помимо стоимости утраченного или поврежденного имущества, также расходы на восстановление, приобретение утраченного или поврежденного имущества, которые произвела или должна произвести воинская часть. К ним, в частности, относятся расходы по ремонту поврежденного имущества.

Ущерб может заключаться и в излишних денежных выплатах, произведенных воинской частью, в виде штрафов, пени, неустоек, возмещения ущерба по гражданско-правовым» договорам и т.д.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Под имуществом воинской части в законе понимаются все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью.

Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

Законодательство РФ предоставляет командирам (начальникам) специальные полномочия по привлечению военнослужащих к юридической ответственности и предусматривает специальные условия для их реализации.

Федеральный закон о материальной ответственности военнослужащих в ряде случаев диф-ференцирует ответственность в зависимости от того, как осуществляется военная служба по призыву или по контракту. За отдельные правонарушения привлекаются к ответственности только командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители.

Закрепляя положение о том, что возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной, или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб (статья 8), данный закон затем указывает, что военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме. Основанием материальной ответственности военнослужащих является проступок, именуемый в юридической литературе имущественным правонарушением, т.е. виновное, противоправное деяние военнослужащих, причинившее реальный ущерб имуществу воинской части, за совершение которого предусмотрена материальная ответственность.

Особенности материальной ответственности военнослужащих

Материальная ответственность военнослужащих наступает за нанесение ущерба государству при исполнении обязанностей военной службы и заключается в полном или частичном возмещении причиненного материального ущерба. Исполнение тех или иных обязанностей по службе предполагает определенный риск причинения ущерба государству. Установлены пределы ответственности, сообразуемые с денежным содержанием виновного лица (в отличие от гражданско-правовой ответственности, где имущественный ущерб, как правило, подлежит полному восстановлению).

Основанием материальной ответственности военнослужащего является проступок, который по степени своей опасности может быть приравнен к административному правонарушению или дисциплинарному проступку.

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

В случае когда причинивший ущерб военнослужащий уволен с военной службы и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части.

Военное законодательство в зависимости от размера возмещаемого ущерба различает два вида материальной ответственности военнослужащих: ограниченную и полную.

Ограниченная материальная ответственность. Данный вид материальной ответственности заключается в обязанности военнослужащего возместить реальный ущерб, но не свыше установленного законодательством предела, выраженного в кратности к окладу месячного денежного содержания и размеру одной месячной надбавки за выслугу лет.

Различаются четыре разновидности (предела) ограниченной материальной ответственности: а) не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; б) не более двух окладов месячного денежного содержания; в) не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет; г) не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Материальная ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет, наступает в случаях причинения ущерба воинской части в результате:

Неосторожных действий (бездействия) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, при исполнении обязанностей военной службы;

Нарушения командирами (начальниками) в своих приказах (распоряжениях) установленного порядка учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества;

Непринятия командирами (начальниками) необходимых мер к предотвращению хищения, уничтожения, повреждения, порчи имущества, излишних денежных выплат;

Непринятия командирами (начальниками) необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба.

Ограниченная материальная ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания, предусмотрена для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в случаях причинения ущерба воинской части в результате неосторожных действий (бездействия).

Ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет, наступает для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в случаях причинения ущерба воинской части в результате уплаты воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей.

Материальная ответственность в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет, установлена для командиров (начальников) воинских частей за ущерб воинской части, причиненный излишними денежными выплатами в результате:

Незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы);

Незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности.

Полная материальная ответственность военнослужащих. Этот вид материальной ответственности заключается в обязанности военнослужащего возместить в полном размере ущерб, причиненный по его вине, независимо от какого-либо предела. Она наступает в случаях, когда ущерб причинен:

Военнослужащему, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

Действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

В результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

Умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;

Военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

При определении размера причиненного ущерба по общему правилу учитываются: а) фактические потери - на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности на день обнаружения ущерба (цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами); б) степень износа имущества по установленным на дань обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

В ст. 6 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» установлены и иные правила определения размера причиненного ущерба (пп. 3-6).

При обнаружении ущерба командир (начальник) воинской части обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц.
Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба (этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц). Результаты административного расследования оформляются в письменной форме с приложением соответствующих документов. Материалы административных расследований брошюруются в отдельные дела и хранятся в соответствии с правилами организации делопроизводства в воинской части. В процессе проведения административного расследования составляется рапорт или другой документ, на основании которого проводится административное расследование. На нем ставится резолюция командира (начальника) о назначении административного расследования. К материалам служебного расследования приобщаются объяснения должностных лиц, свидетелей и т.п.; справка финансового органа о денежном размере причиненного ущерба с учетом применения соответствующих коэффициентов; в случае причинения ущерба здоровью - медицинское заключение о характере и степени телесных повреждений; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела; заключение лица, проводившего расследование, с указанием условий, причин, характера нарушений и рекомендаций командованию по привлечению к дисциплинарной и (или) материальной ответственности и другие материалы.

По окончании административного расследования составляется заключение офицера, который проводил данное расследование, отмечаются все установленные в ходе расследования обстоятельства, а также готовятся предложения для принятия соответствующего решения. Данное заключение составляется на имя командира (начальника) и должно иметь три составные части: вводную, описательную и резолютивную.

Если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия, административное расследование может не проводиться.

Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» предусматривает три вида порядка возмещения ущерба:

а) добровольный. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме;

б) по приказу командира (начальника) воинской части. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия причинившего ущерб;

в) судебный. Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части.

Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся, как правило, в размере 20% месячного денежного довольствия. В ряде случаев, указанных в Законе о материальной ответственности военнослужащих, размер удержаний может составлять 50% месячного денежного довольствия.

Законодательство ограничивает общий размер всех денежных удержаний 50% месячного денежного довольствия военнослужащих, если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Их очередность определяется законодательством Российской Федерации.

Во вступительном слове руководителю занятий необходимо заострить внимание на актуальности изучаемой темы, отметить важность повышения юридической грамотности военнослужащих.

При рассмотрении первого вопроса надлежит сделать акцент на понятиях материальной ответственности как важных принципах поддержания постоянной боевой готовности войск, правопорядка и крепкой воинской дисциплины.

В ходе изложения второго вопроса руководителю занятия целесообразно привлечь внимание обучаемых к актуальным проблемам повышения дисциплины и правопорядка в своей части (подразделении), раскрыть сущность и особенности привлечения к материальной ответственности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву.

В заключение необходимо отметить, что материальная ответственность военнослужащих имеет особое значение в вопросах обеспечения боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил РФ. Подвести итоги занятия и сделать краткие выводы. Ответить на вопросы слушателей и дать рекомендации на проведение занятий.

2. Федеральный закон РФ N8161 -ФЗ от 19 июля 1999 г. «О материальной ответственности военнослужащих».

4. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ.

Полковник
Виктор Осипович
научный редактор журнала «ОРИЕНТИР»,Арам Хачатрян

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

К приказу Министра обороны СССР

1979 года № 260

РУКОВОДСТВО

ПО УЧЕТУ ВООРУЖЕНИЯ, ТЕХНИКИ, ИМУЩЕСТВА И ДРУГИХ МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ СССР

УЧЕТ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ, ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ, НА КОРАБЛЯХ И В СОЕДИНЕНИЯХ

МОСКВА -1980

Настоящее Руководство определяет: организацию и порядок ведения учета всех видов вооружения, боевой и другой техники, ракет, боеприпасов, топлива, горючего, продовольствия, вещевого, инженерного, химического и иного иму­щества, материалов и специальных жидкостей различного назначения, казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений и земельных участков в подразделениях, воинских частях, на кораблях и в соединениях, на складах, базах, арсеналах и в органах управления Вооруженных Сил СССР в мирное и военное время; формы учетных документов; организацию контроля за веде­нием учета.

Руководство состоит из четырех частей:

часть I - учет в подразделениях, воинских частях, на кораблях и в соеди­нениях,

часть II - учет на складах, базах и арсеналах объединений и центрального подчинения;

часть III-учет в органах управления объединений и видов Вооруженных Сил, в главных и центральных управлениях Министерства обороны СССР;

часть IV -учет в органах квартирно-эксплуатационной службы казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений и земельных участков.

Документы по формам, установленным настоящим Руководством, могут составляться и обрабатываться как вручную, так и с использованием средств механизации и автоматизации управления.

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Все виды вооружения, боевой и другой техники, ракеты, боеприпасы, топливо, горючее, продовольствие, вещевое, инженер­ное, химическое и иное имущество, материалы и специальные жид­кости различного назначения, казарменно-жилищный фонд и ком­мунальные сооружения, а также земельные участки 1 , используе­мые Вооруженными Силами СССР в мирное и военное время, яв­ляются государственной собственностью. Они подлежат обязатель­ному учету, правильному использованию, экономному и законному расходованию.

2. Учет материальных средств должен быть своевременным, полным, достоверным и точным.

3. Учет материальных средств в Вооруженных Силах ведется в целях: своевременного обеспечения соответствующих должност­ных лиц и органов управления достоверными данными о наличии, движении и качественном (техническом) состоянии материальных средств 2 , необходимыми для планирования и организации обеспе­чения ими войск 3 ; контроля за сохранностью, законностью, целесо­образностью и эффективностью расходования (использования) ма­териальных средств; подготовки исходных данных для составления отчетных документов, установленных табелями срочных донесе­ний.

4. Учет материальных средств заключается в оформлении установленными оправдательными документами и осуществлении пра­вильных и своевременных записей в книгах (карточках) учета (на­копителях информации ЭВМ) всех операций, связанных с движе­нием и изменением качественного (технического) состояния мате­риальных средств.

5. Учет материальных средств (кроме казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений и земельных участков) в подразделениях 4 , на объектах войскового (корабельного) хозяйства 5 , а также в службах воинских частей 6 и соединений, как в мирное, так и в военное время ведется в соответствии с частью I настоя­щего Руководства. Ведение учета этих материальных средств по другим положениям и формам документов запрещается.

6. Организация и ведение учета материальных средств осуще­ствляется с соблюдением требований соответствующих приказов Министра обороны СССР по обеспечению сохранения государ­ственной и военной тайны.

7. Учет материальных средств ведется с использованием современных средств механизации и автоматизации управления. Широкое применение этих средств повышает оперативность учета и обеспечивает высокое качество учетных операций.

8. Учету подлежат все материальные средства независимо от их назначения, источников поступления и способов приобретения. При этом материальные средства неприкосновенных запасов учи­тываются отдельно от других материальных средств.

9. Качественное (техническое) состояние материальных средств учитывается по категориям (не более пяти) или степени годности (годные, негодные) и сортности в соответствии с ГОСТами. Поря­док категорирования и определения степени годности материаль­ных средств устанавливается главными и центральными управле­ниями Министерства обороны СССР или органами управления ви­дов Вооруженных Сил, ведающими обеспечением войск соответст­вующими видами материальных средств 1 .

10. Учет материальных средств ведется в натуральных пока­зателях и стандартных единицах измерений, приведенных в прило­жении 2 к части I настоящего Руководства.

В учетных документах цены указываются только в случаях:

приема материальных средств, за которые производятся денеж­ные расчеты;

отпуска материальных средств за плату или в счет лимита, выделенного в денежном выражении;

определения разме­ров утрат и недостач материальных средств;

списания материаль­ных средств.

Цены устанавливаются по действующим ценникам (прейскурантам).

11. Руководство организацией учета материальных средств в воинской части (соединении) осуществляет командир части (соединения); организуют учет соответствующих материальных средств начальник штаба, заместитель командира по тылу (тех­нической части, вооружению, инженерно-авиационной службе) или помощник командира по снабжению, а также начальники служб и командиры подразделений.

Ответственность за выполнение требований части I настоя­щего Руководства несут:

а) командир воинской части (соединения) -за состояние учета всех материальных средств в части (соединении) и своевременное представление в вышестоящие органы управления отчетных доку­ментов, установленных табелями срочных донесений;

б) начальник штаба воинской части (соединения), заместитель командира по тылу (технической части, вооружению, инженерно-авиационной службе) или помощник командира по снабжению- за состояние учета материальных средств и отчетности в подчинен­ных им службах;

в) начальник службы-за состояние учета материальных средств службы в воинской части (соединении), законное и пра­вильное оформление операций, связанных с движением и измене­нием качественного (технического) состояния материальных средств, своевременное ведение записей в книгах (карточках) учета, правильное оформление учетных документов, правильное составление и своевременное представление отчетных документов по службе;

г) командир подразделения, а также начальник склада, ма­стерской и другого объекта войскового (корабельного) хозяйства - за состояние учета материальных средств в подразделении (на складе, в мастерской и на ином объекте);

д) лицо, непосредственно ведущее учет,- за законное и пра­вильное оформление (по кругу обязанностей) всех учетных доку­ментов, своевременное ведение записей в книгах (карточках) учета операций, связанных с движением и изменением качествен­ного (технического) состояния материальных средств; за подго­товку документов для передачи в вычислительный пункт (центр) и сдачи в архив; за сохранность учетных документов;

е) начальник вычислительного пункта (центра)-за качест­венное и в установленные сроки решение задач по учету материаль­ных средств и своевременное возвращение (выдачу) учетных доку­ментов начальникам служб.

12. Все должностные лица, в обязанности которых входит организация учета или непосредственное ведение его в подразделе­ниях воинских частях и соединениях, должны твердо знать, вы­полнять положения части I настоящего Руководства и в пределах своей компетенции осуществлять систематический контроль за их выполнением подчиненными должностными лицами.

13. Командиры (начальники) всех степеней при проверках под­разделений, воинских частей и соединений обязаны принимать не­обходимые меры по наведению и поддержанию должного порядка в учете материальных средств.

Глава II

ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ

УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ

14. Учетный документ - документ, содержащий в зафиксиро­ванном виде информацию, оформленную в установленном настоя­щим Руководством порядке, имеющий в соответствии с действую­щим законодательством правовое значение.

Учетные документы в зависимости от их назначения подразде­ляются на первичные документы, книги и карточки учета, доку­менты вспомогательного характера.

Первичные учетные документы - накладные, наряды, чековые требования, раздаточно-сдаточные ведомости, акты, квитанции, путевые, рабочие, производственные и раздаточные листы, атте­статы-служат для оформления операций, связанных с движе­нием и изменением качественного (технического) состояния мате­риальных средств, и являются основанием для записей учетных данных в книгах и карточках учета.

В книгах и карточках учета отражаются наличие, движение и качественное (техническое) состояние материальных средств за определенный период по подразделениям (частям), складам, ма­стерским, другим объектам войскового (корабельного) хозяйства и в целом за воинскую часть (соединение).

Учетные документы вспомогательного характера-сводные и иные ведомости (кроме раздаточно-сдаточных), доверенности, со­проводительные и упаковочные листы, листы отпуска горячей пищи, раскладки, стеллажные ярлыки, описи материальных средств, извещения, донесения, подтверждения-способствуют вы­полнению операций, связанных с движением и изменением качест­венного (технического) состояния материальных средств

Основными частями учетного документа являются: заголовоч­ная часть; содержательная часть; оформляющая часть.

Заголовочная часть должна содержать реквизиты 1 , дающие полное и четкое представление о виде и характере документа

Клетки, образуемые пересечением строк и граф таблицы в про­цессе оформления документа, заполняются реквизитами-основа­ниями.

Оформляющая часть документа обычно содержит: даты состав­ления, подписи и утверждения документа; наименования должно­стей лиц, подписавших документ; личные подписи и их расшиф­ровку; соответствующие печати (на документах, где они предус­мотрены). При необходимости указывается номер доверенности по­лучателя.

15. При составлении и оформлении первичных учетных доку­ментов соблюдаются следующие правила:

а ) в заголовочной части документа обязательно указываются: его номер;

основание (цель) и дата операции, связанной с движе­нием и изменением качественного (технического) состояния мате­риальных средств;

наименование службы, выдавшей документ;

гру­зоотправитель (сдатчик) и грузополучатель (приемщик);

срок дей­ствия документа;

б ) в содержательной части документа обычно показываются:

номер по порядку;

наименование материальных средств;

код но­менклатуры; единица измерения;

количество материальных средств.

При необходимости, кроме того, указываются: категория, сорт, за­водской номер, цена единицы и сумма стоимости материальных средств, а также иные данные, предусмотренные конкретной фор­мой документа.

в ) документ подписывается соответствующим начальником и другими должностными лицами. Подпись начальника заверяется:

на документах, предназначенных для отправки из воинской части (соединения),- мастичной гербовой печатью воинской части (со­единения);

на документах, предназначенных для обращения внутри воинской части (соединения),- мастичной печатью «Для внутренних хозяйственных документов» воинской части (соедине­ния);

г ) документ считается исполненным, если указанные в нем операции выполнены, хотя бы и не в полном объеме. На дополучение (довыдачу) или досдачу материальных средств составляется новый документ;

д ) документы, составляемые в двух и более экземплярах, за­полняются через копировальную бумагу печатающим устройством или химическим карандашом (шариковой ручкой, копироваль­ным пером);

е ) все первичные документы (кроме чековых требований и аттестатов), составляемые в службе, регистрируются в книге учета (форма 25), порядковый номер регистрации является номе­ром документа.

Если документ состоит из нескольких листов, то его номер указывается на каждом листе документа. При наличии приложений к основному документу на всех их листах тоже ста­вится его номер. Реквизит-основание «Регистрационный номер» записывается только на входящих документах.

По документам, не подписанным правомочными должностными лицами, не зарегистрированным в книге учета (форма 25) и не имеющим печати (где она предусмотрена), производить операции, связанные с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств, категорически запрещается.

16. Исполненные первичные документы после записи в книгах (карточках) учета склада произведенных по ним операций, связан­ных с движением и изменением качественного (технического) со­стояния материальных средств, в конце рабочего дня сдаются в соответствующую службу воинской части (соединения) под рас­писку в книге учета (форма 25). В службу принимаются полностью оформленные документы. Документ без подписей получателя и сдатчика материальных средств считается недействительным.

17. При ведении учета вручную в службе воинской части (со­единения) на всех исполненных первичных документах делаются отметки о записи в книгах (карточках) учета о произведенных операциях, связанных с движением или изменением качественного (технического) состояния материальных средств. В отметке указы­ваются номер книги (карточки) учета и страница, на которой за­писана учетная операция. При наличии в документе нескольких на­именований материальных средств отметка производится по каж­дому наименованию. Для отметок используется графа реквизита «Примечание» или чистое поле документа.

При учете материальных средств с использованием вычисли­тельной техники на всех исполненных первичных документах в вы­числительном пункте (центре) делаются отметки с указанием даты их обработки, фамилий исполнителей и мест хранения инфор­мации.

18. При оформлении и ведении книг и карточек учета соблю­даются следующие правила:

а ) в каждой книге учета листы нумеруются, прошнуровываются, скрепляются мастичной печатью «Для пакетов» воинской части (соединения). Количество листов удостоверяется подписями:

в книгах учета, ведущихся в подразделениях,-командиров под­разделений; в книгах учета, ведущихся на складах и других объек­тах войскового (корабельного) хозяйства, а также на складе, в мастерской, в службах воинской части (соединения),-начальни­ков соответствующих служб.

В книге учета для каждого наименования материальных средств в зависимости от частоты записей отводится определен­ное количество страниц. Очередность записи наименований должна соответствовать последовательности, предусмотренной формами донесений и отчетов. В начале книги учета показывается ее со­держание, в котором последовательно отражаются наименования материальных средств и номера страниц, отводимых для них;

б ) карточка учета составляется на одно наименование матери­альных средств 1 . Правильность оформления карточки учета удо­стоверяется подписью начальника соответствующей службы. Под­пись заверяется мастичной печатью «Для внутренних хозяйствен­ных документов» воинской части (соединения);

в ) все книги учета материальных средств, ведущиеся в под­разделениях, на складах и других объектах войскового (корабель­ного) хозяйства, а также в службах воинской части (соединения), учитываются в штабе части (соединения) и выдаются в порядке, установленном статьей 133 Руководства по служебной переписке в Вооруженных Силах СССР 2 . Карточки учета материальных средств учитываются в соответствующих службах по книгам учета (форма 25) и выдаются под расписки в них; порядок оформ­ления и учета этих книг аналогичен порядку оформления и учета, установленному для книг учета материальных средств;

г ) записи в книгах (карточках) учета материальных средств производятся только на основании подлинных, законно и пра­вильно оформленных первичных документов. При необходимости проводки в течение дня большого количества приходных (расход­ных) документов разрешается записи в книгах (карточках) учета производить по сводным ведомостям (форма 7). Сводные ведо­мости составляются в службе отдельно на приходные и расходные документы и подписываются лицом, ведущим учет. Первоначаль­ные записи в новых книгах (карточках) учета производятся на основании первичных документов, а также актов инвентаризации (передачи) или учетных данных предыдущих книг (карточек) учета. Записи об остатках материальных средств, перенесенные из других книг (карточек) учета, подтверждаются подписями началь­ника соответствующей службы и лица, ведущего учет материаль­ных средств. По материальным средствам, имеющим сроки службы (эксплуатации), при переносе их остатков в новые книги (карточки) учета одновременно указываются и даты выдачи этих материальных средств;

д ) итоги о приходе (расходе) материальных средств в книгах и карточках учета подводятся по отчетным периодам и за год, а также при инвентаризациях, ревизиях, передаче должности ма­териально-ответственным лицом и в других необходимых случаях. Итоги подчеркиваются чертой (годовые итоги-двумя чертами) и заверяются подписями: лица, ответственного за состояние учета, и лица, непосредственно ведущего учет;

е ) записи в книгах (карточках) учета о сверке остатков мате­риальных средств производятся в порядке, указанном в поясне­ниях к формам документов (приложение 1 к части I настоящего Руководства);

ж ) книги и карточки учета материальных средств ведутся до полного использования. Остающиеся на следующий операционный год книги, карточки учета перерегистрируются в новых соответст­венно «Перечне дел, книг и журналов» 3 и книге учета (форма 25) с отметкой об этом в прежних «Перечне дел, книг и журналов» и книге учета (форма 25). Карточки, законченные в течение опера­ционного года, прилагаются к вновь заведенным и хранятся вме­сте с ними до конца операционного года;

з) в случае утери книги (карточки) учета учетные данные восстанавливаются в новой книге (карточке) по первичным учет­ным документам.

19. Документы вспомогательного характера составляются и оформляются так же, как и первичные документы.

20. При ведении учета вручную переменные реквизиты первич­ных документов «Признак информации», «Код документа», «Код операции» и «Итого» не указываются. Переменный реквизит «Еди­ница измерения» указывается по сокращенному наименованию.

21. На всех учетных документах указываются присвоенные подразделениям (воинским частям, соединениям), а также постав­щикам материальных средств условные наименования (коды). При отсутствии условных наименований указываются действительные наименования.

22. Учетные документы должны составляться и вестись разбор­чиво, без помарок и подчисток. Для исправления ошибок, допу­щенных при записях, неправильные цифры или слова зачерки­ваются тонкой чертой так, чтобы зачеркнутое можно было прочи­тать, а над ним записываются правильные цифры и слова. Сделан­ное исправление оговаривается на свободном месте этой же стра­ницы документа: «Исправленному (указывается правильная запись) верить» и заверяется в книге (карточке) учета подписью исполнителя, а в первичном документе-подписью начальника, подписавшего документ.

В случае, когда производится только зачеркивание ошибочной записи без исправления ее, зачеркнутое оговаривается: «Зачеркну­тое (указываются цифры или слова) не считать» и также заве­ряется в книге (карточке) учета подписью исполнителя, а в пер­вичном документе - подписью начальника, подписавшего документ.

Подпись должностного лица об исправлениях в первичном до­кументе заверяется соответствующей печатью.

При исправлении записи в книге (карточке) учета должны быть исправлены и последующие итоги с указанием даты исправ­ления. Если после исправленной записи произведено еще две и бо­лее правильных записей, то итог (остаток) исправляется только в последней записи.

23. Все исполненные учетные документы вместе с приложения­ми к ним подшиваются в дела строго в хронологическом порядке их поступления или исполнения; при этом каждое дело форми­руется, как правило, по однотипным (приходным или расходным) документам.

По мере подшивки документов в деле листы нумеруются. Коли­чество их в каждом законченном деле подтверждается подписью начальника соответствующей службы и заверяется мастичной печатью «Для внутренних хозяйственных документов» воинской ча­сти (соединения).

24. Все учетные документы, не содержащие секретных данных, хранятся в запирающихся шкафах (ящиках), обеспечивающих сох­ранность документов. Ежедневно по окончании работы эти шкафы (ящики) должны запираться и опечатываться металлическими но­мерными печатями исполнителей. Хранение документов в ящиках рабочих столов и незапирающихся шкафах (ящиках) запрещается.

Магнитные ленты, пакеты дисков, перфоленты и перфокарты, содержащие учетную информацию, а также рабочие программы решения задач по учету материальных средств хранятся в вычис­лительном пункте (центре) в специально оборудованных для этой цели помещениях.

25. Составление, учет и хранение учетных документов, а также магнитных лент, пакетов дисков, перфолент и перфокарт, содержа­щих секретные данные, и установление степени их секретности осуществляются с соблюдением требований соответствующих при­казов Министра обороны СССР по обеспечению сохранения госу­дарственной и военной тайны.

26. Ответственность за организацию хранения учетных доку­ментов несут начальники соответствующих служб, а в подразделе­ниях-командиры подразделений. Учетные документы хранятся в воинской части (соединении) в течение сроков, установленных приказом Министра обороны СССР 1975 года № 0215.

По истечении установленных сроков хранения учетных докумен­тов в воинской части (соединении) или в случае ее расформиро­вания эти документы сдаются в архив или уничтожаются в уста­новленном порядке.

27. Учет бланков строгого учета (чековых требований, атте­статов и др.) ведется в соответствующих службах воинской части (соединения) в книгах учета (форма 27) по количеству книжек и бланков с указанием их серий и номеров. Бланки строгого учета хранятся отдельно от других бланков и документов в сейфах на­чальников служб. Израсходованные бланки строгого учета спи­сываются в конце отчетного периода в каждой службе на основа­нии акта комиссии, в котором указываются и номера испорченных бланков. Комиссией устанавливается законность выдачи бланков и правильность оформления их корешков. Акт комиссии утверж­дается командиром воинской части (соединения). Корешки израс­ходованных бланков строгого учета хранятся в делах учетных до­кументов. Бланки других учетных документов учитываются по карточкам учета (форма 44).

ВоинскойДокумент

ПОСТАВКУ ВООРУЖЕНИЯ , ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ , ПРОДУКЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ДРУГИХ МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ...

Страница 1 из 3

Одной из основных обязанностей командира корабля по ведению корабельного хозяйства является организация постоянного и дей­ственного контроля за хозяйственной и финансовой деятельностью на корабле.

Контроль хозяйственной деятельности на корабле (в части) осуществляется в соответствии с Положением о контроле за хозяйственной деятельностью, введенном в действие приказом Министра обороны 1982 года № 250.

Руководство организацией учёта материальных средств на корабле осуществляет командир корабля; организуют и ведут учёт помощник командира корабля (офицер по снабжению), а также командиры боевых частей и начальники служб, старшины команд, баталеры и боцманы.

1. Порядок получения, учета и использования материальных средств

1.1. Порядок истребования и получения материальных средств

Обеспечение кораблей и береговых частей Военно-Морского Флота материальными средствами осуществляется, как правило, по месту их базирования через управления (отделы, отделения и службы) флотов (флотилий, военно-морских баз) по установленной номенклатуре.

Зачисление кора6лей и частей на все виды обеспечения производится:

Кораблей и частей, входящих в состав флотов (флотилий, военно-морских баз),- директивой штаба флота (флотилии, Военно-Морской базы);

Частей, учреждений и заведений центрального подчинения, дислоцирующихся в зонах флотов (флотилий, военно-морских баз), – директивой Главного штаба ВМФ;

Частей, учреждений и заведений, дислоцирующихся вне зон флотов (флотилий, военно-морских баз) – директивой Генерального штаба Вооруженных Сил.

Обеспечение кораблей (частей) флота материальными средствами производится по схеме центр – флот (флотилия, военно-морская база) – соединение – корабль (часть) – служба (подразделение) корабля (части).

Принятая схема обеспечения не является постоянной, а в зависимости от конкретных условий базирования кораблей и дислокации частей может изменяться. В целях сокращения излишних звеньев снабжения отдельные корабли, береговые части могут находиться на обеспечении непосредственно в органах флота.

Общее руководство обеспечением всеми видами материальных средств возлагается на командующих флотами (флотилиями), командиров военно-морских баз, соединений, кораблей, береговых баз, начальников учреждений и заведений. Непосредственными организаторами материального обеспечения являются заместители командиров и начальников всех степеней по тылу – начальники тыла объединения, соединения, части, учреждения.

Обеспечение кораблей (частей) материальными средствами осуществляется по нормам и табелям обеспечения.

Нормой снабжения материальных средств, положенных к выдаче на определенный срок на каждую установку, механизм, агрегат и другую технику, либо в целом на корабль, а также на каждого человека, группу людей или экипаж.

Табелем снабжения называется перечень отдельных предметов или комплектов материальных средств с указанием их количества, положенных для содержания в подразделении, корабле (части), соединения.

Нормы снабжения личного состава кораблей (частей) флота утверждаются Правительством и после этого объявляются приказами Министра Обороны и главнокомандующего Военно-Морским Флотом. Табели снабжения утверждаются начальником Генерального штаба Вооруженных Сил или начальником Главного штаба ВМФ для каждого корабля (части), соединения. Штаты утверждаются Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ. При отсутствии постоянных или временных норм расхода на отдельные виды двигателей, агрегатов и приборов впредь до их утверждения горючее, смазочные материалы и специальные жидкости расходуются по заводским паспортам на эти двигатели (агрегаты, приборы), а для кораблей - по фактическому расходу в период государственных испытаний согласно акту государственной приемки корабля.

Все корабли (части), как правило, ежегодно составляют заявки (отчеты – заявки) на все виды материальных средств в сроки, установленные табелем срочных донесений.

Потребность в имуществе для ремонта вооружения, техники, плавсредств в заявки не включаются, ее исчисляют органы обеспечения.

Исчисление потребности в материальных средствах производится на основании:

Плана боевой подготовки;

Сведений о штатной численности вооружения и техники;

Сведений о списочной численности личного состава;

Норм и табелей снабжения;

Заявки утверждаются командиром корабля (части) и подписываются командиром боевой части (начальником службы) и утверждаются командиром корабля (части). Материальные средства со складов, баз отпускаются кораблям (частям), приписанным на постоянное или временное снабжение, а также передаются другим кораблям (частям) только лишь на основании нарядов или распоряжений, выдаваемых органами обеспечения.

Корабли (части) одновременно с требованием или заявкой выписывают доверенность на получение материальных средств.

Требование и доверенность выписываются боевыми частями (службами), подписываются командиром корабля (части), командиром боевой части (службы), командиром корабля (части) и скрепляются гербовой мастичной печатью. Заявки на имущество могут пересылаться довольствующему органу обеспечения почтой или нарочным.

Доверенность выдается приемщику материальных средств под расписку. Доверенность принимается при получении всех видов материальных средств, за исключением продовольствия, горючих и смазочных материалов. Доверенность остается на складе, выдающем материальные средства по наряду.

Наряд выписывается довольствующим органом в 5 экземплярах, Экз. № 1 и 2 являются исполнительными документами: первый экземпляр служит расходным документом для склада, второй - приходным документом для корабля (части). Пятый экземпляр является справочным документом довольствующего органа, выдавшего наряд. Экз. № 3 для подтверждения органу обеспечения о выполнении наряда. Экз. № 4 для уведомления получателем (кораблем, частью) органа обеспечения о получении материальных средств.

Наряд действителен только на тот срок, который на нем указан. После приемки материальных средств приемщик расписывается во всех экземплярах наряда, получает на руки два экземпляра (№ 2 и 3) наряда, удостоверение о качестве, пропуск на вывоз материальных средств.

Кораблям материальные средства, как правило, доставляют транспортом тыла флота (флотилии), соединения непосредственно к борту корабля. Подачу материальных средств к борту корабля принято называть централизованным подвозом. Во всех случаях материальные средства до борта корабля сопровождает представитель склада, и оформление приема производится непосредственно на корабле (у борта корабля.).

1.2. Организация учета материальных средств

1.2.1. Общие положения

Учет является составной и наиболее важной частью контроля.

Учет материальных средств должен быть своевременным, полным, достоверным и точным.

Учет материальных средств заключается в оформлении оправдательных документов и осуществлении правильных и своевременных записей в книгах (карточках) учета (накопителях информации ЭВМ) всех операций, связанных с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств.

Учет материальных средств, как в мирное, так и военное время ведется в соответствии с «Руководством по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в ВС» (часть1), введенном приказом Министра обороны 1979 года № 260.

На кораблях 1 и 2 ранга учет материальных средств ведется в полном объеме.

На кораблях 3 ранга, ведущих самостоятельное хозяйство и обеспечиваемых материальными средствами непосредственно органами управления служб флота (флотилии, вмб), учет материальных средств ведется за весь корабль в целом в одной книге учета (форма № 26).

На кораблях, не ведущих самостоятельное хозяйство и обеспечиваемых материальными средствами службами береговых (плавучих) баз, учет материальных средств, как правило, не ведется. Все находящиеся на таком корабле материальные средства учитываются по книгам и карточкам учета в соответствующих службах береговых (плавучих) баз, а вооружение и инвентарное имущество, кроме того, включается в опись материальных средств корабля,

В подразделениях, расположенных отдельно от своей воинской части, учет материальных средств ведется по их видам лицами, назначенными приказом командира воинской части.

Учет материальных средств ведется с использованием современных средств механизации и автоматизации управления.

Учету подлежат все виды материальных средств независимо от их назначения, источников поступления и способов приобретения. При этом учет материальных средств неприкосновенного запаса ведется отдельно.

Качественное (техническое) состояние материальных средств учитывается по категориям (не более пяти) или степени годности (годные, негодные) и сортности в соответствии с ГОСТ. Порядок категорирования и определения годности материальных средств устанавливается главными и центральными управлениями Министерства обороны или органами управления видов Вооруженных Сил, ведающих обеспечением войск и сил флота соответствующими видами материальных средств.

Учет материальных средств ведется в натуральных показателях и стандартных единицах измерения. В учетных документах цены указываются только в случаях приема материальных средств за плату или в счет лимита, определения размера утрат и недостач материальных средств, при списании материальных средств. Цены устанавливаются по действующим ценникам (прейскурантам).

Общее руководство организацией учета материальных средств в воинской части осуществляет командир части. Организуют учет соответствующих материальных средств в воинских частях - начальник штаба, заместитель командира по тылу (технической части, вооружению).

Руководство организацией учёта материальных средств на корабле осуществляет командир корабля; организует и ведут учёт помощник командира корабля (офицер по снабжению), а также командиры боевых частей и начальники служб, старшины команд, баталеры и боцманы.

Ответственность за выполнение требований Руководства несут:

Командир корабля – за состояние учёта всех материальных средств на корабле и своевременное представление в вышестоящие органы отчётных документов, установленных табелем срочных донесений;

Помощник командира по снабжению (офицер по снабжению) – за состояние учёта материальных средств и отчётности на корабле;

Командир боевой части (начальник службы) - за состояние учёта материальных средств в боевых частях (службах), за полное и правильное оформление операций, связанных с движением и изменением качественного (технического)состояния материальных средств, своевременное ведение записей в книгах (карточках) учёта, правильное оформление учётных документов, правильное составление и своевременное представление отчётных документов;

Командир подразделения (баталер) – за состояние учёта материальных средств в подразделении;

Лицо, непосредственное ведущее учёт, – за законное и правильное оформление (по кругу своих обязанностей) всех учётных документов, своевременное ведение записей в книге (карточках) учёта операций, связанных с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств; за подготовку документов для сдачи в архив; за сохранность учётных документов.

Все должностные лица, в обязанности которых входит организация учёта и непосредственное ведение его, должны твердо знать и выполнять положение Руководства по учёту и в пределах своей компетенции систематически осуществлять контроль за их выполнением подчиненными.

1.2.2. Документы учета материальных средств, порядок их оформления и ведения.

Учетный документ – документ, содержащий в зафиксированном виде информацию, оформленную в установленном порядке, имеющий в соответствии с действующим законодательством правовое значение.

Учетные документы в зависимости от их назначения подразделяются на:

Первичные документы (накладные, наряды, чековые требования, раздаточно-сдаточные ведомости, акты, квитанции, рабочие, производственные и раздаточные листы, аттестаты);

Книги и карточки учета;

Документы вспомогательного характера (сводные ведомости, кроме раздаточно-сдаточных, доверенности, сопроводительные, упаковочные листы, листы отпуска горячей пищи, раскладки, стеллажные ярлыки, описи материальных средств, донесения, подтверждения).

Первичные документы служат для оформления операций, связанных с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств, и являются основанием для записей учетных данных в книгах и карточках учета.

В книгах и карточках учета отражаются наличие, движение, качественное (техническое) состояние материальных средств за определенный период по подразделениям (частям), складам, мастерским, другим объектам корабельного (войскового) хозяйства и в целом за корабль (часть).

Учетные документы вспомогательного характера способствуют выполнению операций, связанных с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств.

Категорически запрещается производить хозяйственные операции с документами, не подписанными правомочными должностными лицами, не имеющими печати (где она предусмотрена) и не зарегистрированными в книге учета (форма № 25),

Исполненные документы в конце рабочего дня сдаются в службу корабля (части) записью в книге учета (форма № 25). В службу принимаются только полностью оформленные документы. Документы без подписей получателя и датчика материальных средств считаются недействительными.

Учетные документы должны составляться и вестись разборчиво, без помарок и подчисток. Для исправления ошибок, допущенных при записях, неправильные цифры или слова зачеркиваются тонкой чертой так, чтобы зачеркнутое место можно было прочитать, а под ним записываются правильные цифры и слова. Сделанное исправление оговаривается на свободном месте этой же страницы документа: «Исправленному (указывается правильная запись) верить», заверяется в книге (карточке) учета подписью исполнителя, а в первичном документе - подписью начальника, подписавшего документ.

В случае, когда только зачеркивается ошибочная запись, без исправления ее, зачеркнутое оговаривается: «3ачеркнутое (указываются цифры или слова) не считать», также заверяется в книге (карточке) учета подписью исполнителя, а в первичном документе – подписью начальника, подписавшего документ. Подпись должностного лица об исправлениях в первичном документе заверяется соответствующей печатью.

При исправлении записи в книге (карточке) учета должны быть исправлены и последующие итоги с указанием даты исправления. Если после исправленной записи сделаны еще две или более правильные записи, то итог (остаток) исправляется только в последней записи.

Все исполненные учетные документы вместе с приложениями к ним подшиваются в дела строго в хронологическом порядке их поступления, при этом каждое дело формируется, как правило, по однотипным (приходным или расходным) документам. По мере подшивки документов листы нумеруются. Количество их в каждом законченном деле подтверждается подписью соответствующего командира подразделения, начальника службы и заверяется мастичной печатью «Для внутренних хозяйственных документов» корабля (части).

Все учётные документы, не содержащие секретных данных, хранятся в запирающихся шкафах (ящиках), обеспечивающих сохранность документов, которые в конце рабочего дня (окончания работы) должны опечатываться. Хранение документов в ящиках рабочих столов и незапирающихся шкафах (ящиках) запрещается.

Ответственность за организацию хранения учётных документов несут начальники соответствующих боевых частей, служб, подразделений корабля. Срок хранения документов установлен приказом Министра обороны № 215 - 75 года. По истечении установленных сроков хранения учётных документов они сдаются в архив или уничтожаются установленным порядком.

Учёт бланков строгого учёта (чековых требований, аттестатов и т. д.) ведётся в книгах учёта форма № 27. Бланки строгого учёта хранятся отдельно от других бланков и документов в сейфах соответствующих начальников. Израсходованные бланки строгого учёта списываются в конце отчётного периода на основании акта комиссии, в котором указываются и номера испорченных бланков.

1.2.3. Организация, сроки и порядок составления и представления отчетных документов

Значение отчетности состоит в том, что она является орудием планирования, средством контроля хозяйственной деятельности и учетным материалом для обработки данных о наличии и движении материальных средств в масштабе корабля (части), соединения.

К отчетно-заявочным документам предъявляются определенные требования. Отчеты-заявки и донесения должны включать совокупность показателей, которые бы позволяли проанализировать деятельность боевой части (службы), дать оценку ее работы. Данные отчетов-заявок, донесений должны быть правильными, точными, основываться на проверенных и документально подтвержденных записях в книгах и карточках учета.

Определение потребности корабля (части) в материальных средствах при составлении отчетов-заявок и донесений производится на основе действующих законоположений, а также штатов, табелей, норм снабжения и директив довольствующих органов.

Отчеты-заявки и донесения должны составляться по установленным формам и представляться довольствующему органу в установленные сроки. Так, например, корабли, ведущие самостоятельное хозяйство, представляют довольствующему органу следующие документы:

Отчет-заявку по вещевому имуществу (ф. 1/вещ.);

Донесение о выявленных утратах и недостачах материальных средств (ф.12/т);

Донесение об экономической работе (ф. 11/т);

Отчет по продовольствию (ф. 1) и т. д.

Отчеты-заявки и донесения составляются командиром боевой части (начальником службы), подписываются им и утверждаются командиром корабля (части).

Подпись командира заверяется гербовой печатью (мастичной) с условным наименованием корабля (части), а при представлении отчетных документов секретным порядком – с действительным наименованием корабля (части).

Отчеты-заявки и донесения составляются в двух экземплярах, при этом первый экземпляр представляется довольствующему органу, а второй остается в делах корабля (части).

Составлению отчетности на корабле (части) предшествует большая подготовительная работа. Прежде всего, необходимо проверить обеспеченность корабля (части), личного состава теми или иными материальными средствами и дообеспечить в соответствии с нормами. Излишествующее и негодное имущество от подразделений, у личного состава изымается и после сдачи на склад (в кладовую) рассортировывается по степени годности и видам ремонта.

К моменту составления отчетности завершаются документальное оформление и проводки по книгам и карточкам учета всех приходных и расходных операций, выводятся остатки материальных средств.

Перед составлением отчетов-заявок и донесений обязательно проводится инвентаризация материальных средств в сроки, установленные приказом Министра обороны 1977 года № 105 (ст. 753).

В подготовительный период, кроме того, проводится взаимная сверка данных учета материальных средств корабля (части) со складами (базами) довольствующего органа. После выполнения всех подготовительных работ приступают к составлению отчетов.

1.3. Организация хранения и расходования материальных средств на корабле (в части)

В целях сохранения количества и качества материальных средств проводится ряд организационных и технических мероприятий, основными из которых являются:

Соблюдение установленных правил хранения и сбережения запасов;

Подбор соответствующих роду хранимого имущества помещений;

Внутреннее оборудование помещений;

Обеспечение охраны запасов материальных средств.

Все поступающее имущество должно иметь техническую документацию – паспорта, формуляры, сертификаты, удостоверения о качестве.

Материальные средства каждого вида снабжения объединяют при хранении по группам. При отсутствии достаточного количества отдельных кладовых (хранилищ) допускается совместное хранение нескольких групп имущества, сходных по однородности материала, физико-химическим свойствам, за исключением группы взрывчатых, ядовитых и химических материалов, которым необходимы особые условия хранения.

В процессе хранения материальных средств проводят и другие мероприятия по их сбережению, к которым относятся:

Контроль качества хранимого имущества;

Соблюдение существующих правил хранения;

Соблюдение правил техники безопасности при работах.

Порядок хранения, сбережения материальных средств на кораблях (в частях) флота подробно изложен в соответствующих руководствах по хранению, сбережению и ремонту соответствующих видов материальных средств. Так, например, порядок хранения противолодочного, противоминного, торпедного и минного оружия и вооружения определен в «Руководстве по хранению и ремонту противолодочного, торпедного, минного и противоминного оружия и вооружения», утвержденном заместителем главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению, а порядок хранения продовольствия на кораблях (в частях) изложен в «Руководстве по хранению продовольствия и имущества службы продовольственного снабжения», утвержденном начальником Центрального продовольственного управления Министерства обороны.

Выдача (отпуск) материальных средств с кладовых (складов) корабля (части) подразделениям и отдельным военнослужащим производится по накладным (форма № 2) или раздаточным ведомостям (форма № 8), выписываемым в соответствующих боевых частях (службах) корабля (части).

Отпуск материальных средств из кладовых (складов) корабля (части) по документам не установленной формы или устным распоряжениям категорически запрещается.

Оформление выдачи материальных средств учетными документами производится в соответствии с «Руководством по учету материальных средств».

Учет материальных ценностей в воинской части осуществляется в службах, подразделениях, мастерских, на складах и объектах войскового хозяйства. Учету подлежат все материальные ценности, которые имеются или поступают в воинскую часть. Они учитываются в документах учета независимо от источников их поступления (приобретения). Руководство организацией учета материальных ценностей в воинской части осуществляет командир воинской части.

В воинских частях и учреждениях Министерства обороны России за ведение учета материальных ценностей отвечают: начальник штаба, заместители (помощники) командира (начальника), начальники служб, начальник отдела (отделения) операционного и планового (операционного и комплектации), начальники отделов хранения центров материально-технического обеспечения (складов, технических баз вооружения и комплексов) и командиры подразделений, материально ответственные лица.

По учету материальных ценностей на должностных лиц накладываются определенные обязанности. Начальники служб, отделов (отделений), групп, ведающих обеспечением войск (сил) материальными ценностями:

Организуют ведение учета в количественном и качественном выражении, выполнение планов поставок, обеспечения (снабжения) и ремонта, реализацию фондов и расход лимитов, расчетов с поставщиками;
- принимают меры по предотвращению недостач, хищений, утрат, уничтожения, повреждения, а также других противоправных действий (бездействия) с материальными ценностями;

- организуют учет лицевых счетов обеспечиваемых воинских частей по соответствующей службе;
- разрабатывают схемы прикрепления на обеспечение материальными ценностями к складам комплексного хранения центра материально-технического обеспечения военного округа (флота);
- разрабатывают и представляют в установленные сроки отчетные документы в соответствии с табелями срочных донесений.

Начальник штаба воинской части, заместители (помощники) командира воинской части:

Осуществляют контроль за ведением учета в подчиненных службах и своевременное представление в довольствующие органы отчетных документов, установленных табелями срочных донесений;
- организуют эффективное, экономное, законное и целевое расходование материальных ценностей;
- проводят в установленные сроки выборочно внезапные проверки фактического наличия материальных ценностей в подразделениях и на складах воинской части и ведения учета материально ответственными лицами;
- принимают меры по предотвращению недостач, хищений, утрат, уничтожения, повреждений, а также других противоправных действий (бездействия) с материальными ценностями;
- обеспечивают контроль за соблюдением графика документооборота и представления первичных документов в штатный (обслуживающий) финансовый орган;
- дают в пределах своей компетенции письменные заключения по актам на списание материальных ценностей и ущерба по закрепленной номенклатуре.

Начальники служб воинской части отвечают:

За ведение учета материальных ценностей и своевременное представление в довольствующие органы отчетных документов, установленных табелями срочных донесений;
- за оформление первичных учетных документов, связанных с движением материальных ценностей;
- за ведение книг и карточек учета материальных ценностей.
- за хранение учетных документов вспомогательного характера

Они также обязаны:

Проводит с производством записи в регистрах учета сверку учетных данных с подразделениями и складом, штатным (обслуживающим) финансовым органом, а также перед составлением установленной отчетности – с довольствующим органом;
- организует эффективное, экономное, законное и целевое расходование материальных ценностей;
- проводит в установленные сроки выборочно внезапные проверки фактического наличия материальных ценностей в подразделениях и на складах воинской части и ведения учета материально ответственными лицами;
- принимает меры по предотвращению недостач, хищений, утрат, уничтожения, повреждений, а также других противоправных действий (бездействия) с материальными ценностями;
- отвечает за соблюдение графика документооборота и представления первичных документов в штатный (обслуживающий) финансовый орган;
- дает в пределах своей компетенции письменные заключения по актам на списание материальных ценностей и ущерба по закрепленной номенклатуре.

На должностных лиц, отвечающие за ведения учета материальных ценностей запрещается возлагать обязанности материально ответственных лиц.

Таким образом, общее руководство учетом в воинской части осуществляется командиром части, который несет полную ответственность за соблюдение требований к учету материальных ценностей. Контроль за ведением учета возлагается на начальника штаба и заместителей (помощников) командира воинской части. Учет проводится во всех службах, подразделениях, складах и на объектах материально-технической базы части.

Все виды вооружения, военной и специальной техники и других материальных ценностей являются государственной собственностью. Они должны быть своевременно и правильно учтены, правильно храниться, расходоваться и эксплуатироваться.