Порядок заполнения списка литературы. Правила оформления списка литературы и библиографических ссылок

Если вы ученик, студент или аспирант, то наверняка сталкиваетесь достаточно часто с написанием различных научных статей, рефератов, итоговых работ в конце года, дипломов. В конце любой работы необходимо указывать список использованных источников. О том, как правильно его оформить, читайте в нашей статье.

Список использованных источников - это описание всех книг, журналов, диссертаций, монографий и электронных ресурсов, которые были прочитаны и проанализированы во время написания работы. В некоторых случаях на список литературы обращается повышенное внимание, ведь он дает представление о фундаментальности исследований в научном труде.

В список использованных источников запрещается включать любую литературу, на которую нет ссылок в тексте. Будьте внимательны при оформлении списка, ведь это немаловажная часть вашей работы.

Библиографические данные

При использовании литературы вы должны внести все данные в список использованных источников. Оформление в данном случае имеет четкие требования. Вся информация об источнике приводится в следующем порядке:

  • Автор или авторы литературного источника. Если авторов много, то указываются только первые три, или можно заменить огромный список фразой « Под редакцией (фамилия и инициалы главного автора)».
  • Название.
  • Информация об издании, если книга (монография, учебник) переиздавалась повторно.
  • Город, в котором использованный источник издавался.
  • Название издательства.
  • Год, в который был издан источник.
  • Полное количество страниц.

В списке запись будет обозначена таким образом:

Николаенко Г.В. аудита: Учебное пособие. - 2-е изд., доп. - Москва: Высш. шк., 2009. - 452с.

Также следует в точности повторить все знаки пунктуации.

Оформление списка использованных источников

Обязательно поинтересуйтесь у научного руководителя, каким именно образом необходимо располагать источники в списке, так как вариантов имеется несколько.

  • Алфавитный. Самый распространенный вариант написания списка. Все источники указываются по алфавиту в зависимости от фамилии автора или названия.
  • Хронологический. Часто используется при написании работ на историческую тематику. Все источники указывают в хронологическом порядке по дате издания.
  • По разделам. Можно группировать источники по видам. Например, нормативные акты, документы, книги, монографии, статьи в журналах, электронные источники. Внутри каждой группы список использованных источников формируется в алфавитном порядке.
  • В порядке упоминания в тексте. Данный вариант подходит для небольших работ. Каждому источнику присваивается тот номер, который равен номеру ссылки на него в тексте. Если ссылка в тексте на определенный источник указана несколько раз, то учитывается только первое упоминание.

Каждый новый источник информации необходимо писать с абзаца. Номер обозначается после которых ставится точка.

Если вы включаете в список использованных источников Интернет-ресурс, то обязательно укажите полное название и автора, статьи или книги, которую вы используете. Также в пропишите, что это электронный ресурс. Ну, и в заключении укажите ссылку. Пример записи об электронном источнике выглядит так:

Власенко В. Бухгалтерский учет основных средств: [Электронный ресурс]. 2010-2011. URL: http://textbook.vlasenkovaccount.ru. (Дата обращения: 18.04.2013).

Не используйте в качестве Интернет-ресурса страницы, адрес или содержимое которых может меняться. Не рекомендуется делать ссылки на форумы, блоги и статьи, содержание которых регулярно редактируется (например, данные Википедии).

Уважаемые преподаватели, аспиранты, соискатели и студенты! В научно-технической библиотеке университета можно получить консультации по составлению библиографических списков к научным работам в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. Обращаться в НТБ ауд. 153 а.

Оформление библиографических ссылок (цитат)
(по ГОСТу Р 7.0.5 — 2008 «Библиографическая ссылка»)

  • цитировании;
  • заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций;
  • необходимости отсылки к другому изданию, где более полно изложен вопрос;
  • анализе опубликованных работ.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать словами "Цит. по"; "Цит. по кн."; "Цит. по ст.".

При необходимости нужно подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, - лишь один из многих, где подтверждается (высказывается, иллюстрируется) положение основного текста, то в таких случаях используют слова "См., например", "См., в частности".

Дополнительную литературу, которую необходимо показать, представляет ссылка "См. также". Ссылку, приведенную для сравнения, поясняют сокращением "Ср.". Если работа, указанная в ссылке, более подробно освещает затронутый в основном тексте предмет, пишут "Об этом подробнее см.".

на весь источник, например:
Большой интерес среди американцев вызвала статья А. Пауэла "Падая в пропасть" (Powell A Falling for the Gap // Reason. 1999. N. 11, Nov. P. 36-47.), в которой он достаточно подробно изложил суть проблемы информационного неравенства.

ссылка на номер источника в списке использованной литературы и номер страницы, откуда взята цитата, например:
Наиболее удачным, с точки зрения автора, является определение научного коллектива Института развития информационного общества, в котором под "цифровым неравенством" понимается "новый вид социальной дифференциации, вытекающий из разных возможностей использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий" (5, с. 43).

Подстрочные ссылки - это ссылки, располагающиеся внизу страницы, под строками основного текста в отчерченном колонтитуле. Для связи подстрочных ссылок с текстом документа используют знак сноски, который приводят в виде цифр (порядковых номеров), звездочек, букв и др. знаков, и располагают на верхней линии шрифта.

При нумерации подстрочных б/с применяют единообразный порядок для всего документа: сквозную нумерацию по всему тексту, в пределах каждой главы, раздела или данной страницы документа.

Только эстетическое измерение, по словам Маркузе, по-прежнему сохраняет свободу выражения, позволяющую писателю и художнику называть людей и вещи своими именами, то есть, давать название тому, что не может быть названо другим способом. «Протест против неясного, скрытого, метафизического характера универсалий техногенного мира, настойчивое требование знакомой и безопасной надежности здравого и научного смысла до сих пор обнаруживают нечто от той первобытной тревоги, которая именно и направляла зафиксированную в письменных источниках философскую мысль в ее эволюции от религии к мифологии и от мифологии к логике, а защищенность и безопасность по-прежнему составляют важнейшую часть интеллектуального багажа человечества».

Затекстовые ссылки - это указание на источники цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце работы. Совокупность затекстовых библиографических ссылок (б/с) (отсылок) оформляется как перечень библиографических записей, помещенных после текста документа или его составной части. Затекстовая ссылка визуально разделена с текстом документа. Порядковый номер библиографической записи в затекстовой ссылке указывают в знаке выноски на верхней линии шрифта или в отсылке, которую приводят в квадратных скобках в строку с текстом документа.

Например: в тексте.

«Изучением данного вопроса занимались такие ученые, как А. И. Пригожин , Л. Я. Колалс , Ю. Н. Фролов и многие другие »

25. Пригожин, А. И. Инноваторы как социальная категория // Методы активизации инновационных процессов. М., 1998. С. 4-12.

26. Колалс, Л. Я. Социальный механизм инновационных процессов. Новосибирск, 1989. 215с.

Например: в тексте:

10. Бердяев, Н. А. Смысл истории. М. : Мысль, 1990. 175 с.

в тексте:

[Бахтин, 2003, с. 18]

Бахтин, М. М. Формальный метод в литературоведении: критическое введение в социальную поэтику. М. : Лабиринт, 2003. 192с.

Необходимо знать, что совокупность затекстовых библиографических ссылок не является библиографическим списком литературы, как правило, помещаемом после текста документа. Список литературы является самостоятельным справочным аппаратом. Перечень затекстовых ссылок составляется отдельно.

Как видно из исследований последних лет (12; 34; 52. С.14-19; 64. С. 21-23).

Если возникает необходимость сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов, либо аргументируемое в нескольких работах одного и того же автора, то следует отметить все порядковые номера источников, которые разделяются точкой с запятой. Например:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется.

3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник.

4. При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник. Однако, таким цитированием злоупотреблять не следует.

5. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы.

7. Если автор научной работы, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, он должен это специально оговорить, т. е. после поясняющего текста ставится точка, затем указываются инициалы автора научной работы, а весь текст заключается в круглые скобки.

Вариантами таких оговорок являются следующие: (разрядка наша. - А. А.); (подчеркнуто мною. - А. А.); (курсив наш. - А.А.).

При оформлении цитат следует знать правила, связанные с написанием прописных и строчных букв, а также с употреблением знаков препинания в цитируемых текстах.

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного - когда эта цитата представляет собой часть предложения автора работы.

Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек ставят отточие. Здесь возможны два варианта оформления цитат. Первый вариант: цитата начинается с прописной буквы, если цитируемый текст идет после точки, например:

Серж Тубиана отмечал: "Делёз был подлинным синефилом. В строгом смысле этого слова… Он раньше и лучше нас понял, что в каком-то смысле само общество - это кино".

Второй вариант: цитата начинается со строчной буквы, если цитата вводится в середину авторского предложения не полностью (опущены первые слова), например:

При посещении Президентской библиотеки Дмитрий Анатольевич Медведев потребовал "…скорость входа на сайт библиотеки должна быть налажена так, чтобы даже читатель с Камчатки мог мгновенно получить доступ, а не ждать часами".

Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например:

Делёз приписывал кино необычайно высокий теоретический статус, говоря, что "поскольку философия после своей смерти разлита по всему пространству культуры, то почему бы не найти ее в кино?"

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка "№", например: рис. 3, табл. 1, с. 34, гл. 2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например: "из рисунка видно, что...", "таблица показывает, что..." и т. д.

Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова, если же оно относится к предложению (или группе предложений), то - в конце. По отношению к знакам препинания знак сноски ставится перед ними (за исключением вопросительного и восклицательного знаков и многоточия).

Оформление результатов учебной и научной работы

Оформление результатов учебной и научной работы (реферат, курсовая работа, дипломная работа, научная статья, доклад, диссертация) является одним из важнейших этапов научно-исследовательской и творческой работы. Данный этап работы (оформление библиографической части рукописи) включает:

использование цитат и ссылок;

оформление списка литературы;

библиографическое описание документов в этом списке.

Работа с рукописью основывается на нормативно-регламентирующих документах (ГОСТах), которые определяют формальные требования к научной рукописи и техническому документу. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД) — это система общетехнических и организационно-методических доку­ментов. Все стандарты, разрабатываемые в области информации, библиотечного дела, библиографической деятельности и издательского дела объединены под общим заголовком «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Для оформления первичных документов используются:

ГОСТ 7.32-2001.Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

Кроме общих требования к научным рукописям существуют специальные требования к определенным видам документов. Эти стандартные документы объединены в серии — Единая серия конструкторской документации (ЕСКД) и Единая серия технологической документации (ЕСТД).

ЕСКД представлена (в том числе) следующими стандартами:

ГОСТ 2.104-68 ЕСКД. Основные подписи.

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

ГОСТ 2.106-96 ЕСКД. Текстовые документы.

ГОСТ 2.109-73 ЕСКД. Основные требования к чертежам.

ГОСТ 2.702-75 ЕСКД.Правила выполнения электрических схем.

ГОСТ 2.721-74 ЕСКД. Обозначения условные графические в схемах. Обозначения общего применения.

ЕСТД включает:

ГОСТ 3.1001-81 (Ст. СЭВ 875-78) ЕСТД. Общие положения.

ГОСТ 3.1102-81 (Ст. СЭВ 1799-79) ЕСТД. Стадии разработки и виды документов.

Оформление вторичных документов опирается на:

ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76). Реферат и аннотация. Общие требования.

ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: Общие требования и правила составления.

ГОСТ Р 7.0.12-2011. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила.

Оформление списка литературы

Список литературы — органическая часть любой научной работы. Список включает в себя цитируемые в данной работе, просмотренные произведения, архивный материал, имеющий отношение к теме. Варианты расположения литературы в списке:

  • алфавитное;
  • по типам документов;
  • систематическое;
  • по мере использования (по главам и разделам);
  • хронологическое и др.

Расположение материала в списках либо определяется автором, либо автор согласовывает его с правилами, принятыми в данной организации, журнале, совете по защите диссертаций и т. д. В любом случае внутри разделов сведения об источниках располагаются в алфавите библиографического описания (автор или заглавие).

Алфавитное расположение источников означает, что выдерживается строгий словный алфавит заголовков библиографического описания (авторов или заглавий). Этот способ расположения записей аналогичен расположению карточек в алфавитном каталоге библиотек. Отдельно выстраивается алфавитный ряд на кириллице (русский язык, болгарский и т. п.) и ряд на языках с латинским написанием букв (английский, французский, немецкий и т. п.).

При расположении по типам документов материал в списке литера­туры располагается сначала по типам изданий: книги, статьи, официальные документы, стандарты и т. д.

Систематической расположение означает деление списка на разделе в соответствии с системой науки или отрасли. В этом случае за основу можно брать известные системы классификаций, например библиотечные. В этом случае список напоминает разделы систематического каталога библиотеки.

Расположение по мере использования (по главам и разделам). Простая структура такого списка неудобна в связи с тем, что в нем трудно ориентироваться и искать нужный источник. Такой способ чаще всего применяют в небольших статьях (докладах), где список использованных источников небольшой. Если структура такого списка усложняется тем, что выделяются отдельные подсписки к разделам, или главам, то искать нужную публикацию в списке проще. Чаще всего такой способ применяется в крупных научных изданиях — монографиях. При этом есть определенное неудобство, которое заключается в том, что один и тот же источник, используемый в нескольких разделах, будет включен в список несколько раз.

Хронологическое расположение материала используется чаще всего в работах исторического характера, где важно показать периоды и обратить внимание на то, в какое время был опубликован тот или иной источник.

Расположение материала диктуется видами изданий, описание на которые включены в список литературы (например, если в списке стандартные документы, то удобнее располагать их по мере возрастания номеров — в номерном порядке и т. д.). Основой списка источников (литературы) является библиографическое описание издания, которое и позволяет выстроить список в той или иной логике.

Сокращение слов и словосочетаний

С 1 сентября 2012 года введен в действие ГОСТ Р 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила». Он разработан взамен ГОСТ 7.12 - 93 с аналогичным названием. Данный стандарт регламентирует применение сокращений в записях на все виды документов и определяет новые условия использования сокращений слов в элементах библиографического описания.

Данный стандарт разработан с целью установления основных правил сокращения слов на русском языке в библиографических записях на все виды документов. Он определяет правила сокращения часто встречающихся в библиографической записи слов, устанавливает единый способ сокращения слов при различных вариантах прочтения его сокращения. Новые варианты сокращений отдельных слов и словосочетаний на русском языке разработаны в соответствии с современной практикой ведущих библиотек страны.

Стандарт распространяется на библиографические записи и библиографические ссылки, подготавливаемые библиотеками, центрами государственной библиографии, органами научно-технической информации, издателями и книготорговыми организациями.

Одним из нововведений ГОСТа является ограничение на использование сокращений:

1.не сокращают слова или словосочетания, если при расшифровке сокращения возможно различное понимание текста библиографической записи

2.не сокращают слова и словосочетания, входящие в состав основного, параллельного, другого и альтернативного заглавия

3.не сокращают слова и словосочетания, входящие в состав сведений, относящихся к заглавию, обозначающие название издателя при подготовке библиографических записей для изданий государственной библиографии, каталогов и картотек, макета аннотированной карточки.

Например:

Иконникова, Г. И. История философии XIX-начала XX века: учебное пособие для вузов нефилософских специальностей / Г. И. Иконникова, Н. И. Иконникова. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. —303, ; 22 см. — Библиогр. в конце гл. —1000 экз. —ISBN 978-59558-0201-5 (Вуз. учеб.) (в пер.). —ISBN 978-5-16-004820-8 (ИНФРА-М).

Исключение из данного правила - разрешается сокращать слова и словосочетания в сведениях, относящихся к заглавию при составлении библиографической записи для списков литературы, в библиографических пособиях, не относящихся к государственным библиографическим указателям, для библиографических ссылок.

Новым в ГОСТе является и сокращение обозначения места издания, которое теперь рекомендовано сокращать только для библиографических ссылок (Москва — М.; Санкт —Петербург —СПб. и т.д.).

ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ

Новикова, А. М. Универсальный экономический словарь / А. М. Новикова, Н. Е. Новиков, К. А. Погосов.- Москва: Экономика, 1995. - 135 с.

Религии мира: пособиедляпреподавателей / Я. Н. Шапов [и др]. - Санкт-Петербург: Питер, 1996. - 496 с.

Сборник задач по физике: учеб. пособие для вузов / под ред. С. М. Павлова. - 2-е изд., доп.- Москва: Высшая школа, 1995. - 347 с.

Многотомные издания.

Издание в целом.

Книгаокнигах: библиографическоепособие: в 3 т. - Москва: Книга, 1990.

Отдельный том.

Книга о книгах: библиографическое пособие: в 3 т. - Москва: Книга, 1990. - Т. 1. - 407с.

Учебно-методическое пособие

Водоснабжение и водоотведение жилых и общественных зданий: пример расчета: учеб.-метод. пособие к вып. курс. проекта для студ. спец. 290700 / Г. Ф. Богатов. - Калининград: Изд-во КГТУ,1997. - 40 с.

Сетевые ресурсы

Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. - Режим доступа: http: // zhurnal.mipt.rssi.ru.

ОПИСАНИЕ СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ДОКУМЕНТА.

Статьяиз книги.

Ткач, М. М. Технологическая подготовка гибких производственных систем / М. М. Ткач // Гибкие автоматизированные производственные системы / под ред. Л. С. Ямпольского. - Киев, 1995. - С. 42-78.

Статья из журнала.

Вольберг, Д. Б. Основные тенденции в развитии энергетики мира / Д. Б. Вольберг// Теплоэнергетика. - 1996. - № 5. - С. 5-12.

Статья из газеты.

Будиловский, Г. Здоровье человека - основа политики / Г. Будиловский //Калининградская правда. - 1997. - 28 янв. - С. 8.

Статья из сборника трудов.

Минько, А. А. Методика определения уплотняющего усилия в торцовых прецизионных разъемах ТНВД / А. А. Минько // Эксплуатация судовых энергетических установок, систем и оборудование сельскохозяйственного производства: сб. науч. тр. / КГТУ. - Калининград: Изд-во КГТУ, 1994. - С. 57-61.

Научная работа или публикация всегда основывается на каких-либо источниках, откуда взяты основные понятия, факты, аксиомы, почерпнуты наиболее важные мысли.

Поэтому каждая статья, реферат, курсовая работа, дипломный проект, монография и другие авторские труды обязательно должны иметь список использованных источников, оформленных согласно требованиям действующих стандартов ГОСТ.

Что может быть взято в качестве источника

Источниками для получения информации с целью создания совершенно нового труда могут быть нормативные акты, справочники, научные издания, библиотечные каталоги, периодика, учебники, пособия, методические рекомендации, электронные ресурсы.

Именно использованная литература для написания любой научной работы служит подтверждением ее достоверности, хорошей проработки и анализа информационного материала и гарантирует качество созданного труда.

Чаще всего существует главный источник, на котором основана работа. Список использованных источников и литературы может быть как единичным (иметь один главный источник), так и множественным.

Виды и размещение ссылок в работе

  • расположенные внутри текста (внутритекстовые);
  • находящиеся под текстом, после черты в самом низу документа, называемые сносками (подстрочные);
  • расположенные после всего текста документа, в его отдельной части, другими словами, выноски (затекстовые).

Роль списка литературы в работе

Список литературы печатается на отдельной странице в конце работы между заключением и приложениями. Каждый новый источник нумеруется по порядку и указывается с красной строки.

Не стоит недооценивать значение списка источников для всего труда в целом. Небольшие разделы научной работы: заключение, список использованных источников, введение - являются хоть и самыми краткими ее частями, но по степени важности и информационности не уступают основным разделам.

Введение несет общую информацию об описываемой проблеме, ее суть, важность, позволяет завлечь и заинтересовать читателя.

В заключении приводятся все обобщенные выводы после проведенного анализа.

А в списке литературы указаны наиболее важные ссылки на информацию, то есть вся суть, ядро, на котором построена работа. Без него научный труд не имеет под собой никакой доказательной базы, признанных фактов, значит, может нести неправдивые, выдуманные или ложные сведения.

Правила оформления списка литературы

Оформление списка использованных источников для удобства и быстрого поиска нужного происходит в алфавитном порядке. При этом если присутствуют названия книг или фамилии авторов на иностранном языке, они указываются в том же списке новым алфавитным рядом, после того как будут перечислены все источники на русском языке.

Весь список условно состоит из нормативно-правовых актов и других печатных изданий (монографий, статей), как бы разделяясь на две части. Визуального разделения между частями не делают, список источников идет одним сплошным рядом.

Список использованных источников: часть первая

Нормативные акты должны быть указаны в соответствии с их силой действия в порядке убывания:

  • международные законодательные и правовые акты, Конституция;
  • законы, указы, распоряжения и постановления президента;
  • правительственные распоряжения и постановления;
  • уставы и законы субъектов РФ;
  • документы, утратившие силу (с указанием в скобках об этом).

Одинаковые по силе нормативные документы размещаются в списке хронологически от принятых законодательством позже к более ранним. Обязательна ссылка на источник, откуда взят правовой акт (Конституция, кодекс, электронный ресурс, др.). Отдельным пунктом не принято указывать акты о внесении дополнений и изменений, связанных с законами, в список использованных источников.

1. Закон Краснодарского края «О частных предприятиях Краснодарского края» от 20 июля 2007 г. с дополнениями от 22 января 2008 г. // Газета России. 2009. - 30 сентября.

Вторая часть списка литературы

Вторая часть может содержать в себе следующие издания:

  • монографии, сборники статей;
  • книги, учебники, пособия;
  • статьи, публикации в периодических изданиях;
  • электронные ресурсы.

Список использованных источников оформляется в таком порядке:

  • фамилия, инициалы автора (до трех авторов); если их больше, то после третьего пишется "и др.";
  • название;
  • назначение издания (пособие, учебник, сборник статей);
  • город издания; допускается сокращение города Москва (М.) и Санкт-Петербург (Спб.);
  • издательство;
  • год издания;
  • общее количество страниц в источнике, для статьи - номера страниц, на которых она размещена в сборнике.

Статья указывается в списке с названием не только самой публикации, но и периодического издания, в котором она напечатана, номером журнала, страницей газеты и датой выхода.

Оформление списка использованных источников происходит в строго определенной последовательности, с использованием знаков препинания в соответствии с требованиями и правилами русского языка.

1. Ковалев А.В. Историческое развитие банковской системы: пособие для вузов. - Спб.: Издательство ВВМ, 2007. - 334 с.

2. Распутин О.М. Социальное становление общества // Культура и развитие: материалы региональной конференции ученых. Кишинев: ММП, 2003. - С. 26-34.

Электронные ссылки

Список электронных ресурсов оформляется в таком же порядке, по тем же правилам, что и список монографий, книг, статей, но дополняется ссылкой и датой обращения к ресурсу.

1. Борисов Ю.Н. Оптимальное управление ресурсами предприятия - Сочи: Экономист, 2011. - 347 с. [Электронный ресурс]. URL: http: // .... (26.11.2012).

Достоверность информации зависит от того, из каких источников она будет взята и насколько авторы проработанного материала признанные и уважаемые в своей области науки. Отбор качественного материала, взятого для работы и изучения, - наиболее важный этап в написании любого научного труда.

В заключение стоит отметить, что правильно составленный список использованных источников - важная составляющая часть всей работы в целом. Поэтому особое внимание следует уделить отсутствию орфографических и пунктуационных ошибок, опечаток в фамилиях и инициалах авторов.

НОВЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ В 2018 ГОДУ С ПРИМЕРАМИ

Пользоваться нужно следующими документами:
ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления

*************************************************

Записи в списке литературы должны быть пронумерованы. После номера приводят само описание издания в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления" . Списки литературы набирают шрифтом такого же размера, как и в основном тексте. Ниже приведены примеры описаний в списках литературы.

Моноиздания

Описание книг (монографий, учебников и т.д.) составляется под фамилией автора или под заглавием. Если авторов не более трех, то оно проводится под фамилией автора или авторов. Если у книги четыре и более авторов, то под названием.

Фамилия автора, инициалы. Название издания / Информация о переводе и редакторе, если они есть. Место издания.: Издательство (издающая организация), год выхода издания в свет. (Допускается указывать только место издания, год выхода издания, если нет точного указания издательства). Количество страниц. Например:

1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. - М.: Наука, 1976. - 383 с.

2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. - М.: Рус. язык, 1983. - 269 с.

3. Wierzbicka A. Lingua Mentalis. - Sydney etc.: Acad. Press, 1980. - 367 р.

4. Купина Н.А. Риторика в играх и упражнения: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов университета. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 232 с.

5. Бунин И.А. Темные аллеи: Рассказы, повести. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003. - 592 с.

6. Соколов А.Н. История русской литературы ХIХ века. (Первая половина): Учеб. для филол. спец. вузов. - 5-е изд., испр. - М.: Высш. школа, 1985. - 584 с.

7. Ольшевская Л.А., Травников С.Н. Литература Древней Руси и XVIII века: Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996. - 328 с.

1. Лингвистическое обеспечение в системе автоматического перевода третьего поколения /Ю.Д.Апресян, И.М.Богуславский, Л.Л.Иомдин и др. - М.: Наука, 1978. - 38 с.

Многотомное издание

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Под ред. А.В.Запорожца и др. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1-6.

2. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: В 14 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952.

Один том из многотомного издания

1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 8 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. - С. 305.

2. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. В.В.Давыдова и В.П.Зинченко. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 2: Развитие произвольных движений. - 296 с.

3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. - Т. 1. - М.: Мир, 1992. - 496 с.

4. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 2 т. - Т. 2. Стихотворения. Проза. Статьи. Письма / Сост. и коммент. Ю.Л. Прокушева. - М.: Сов. Россия: Современник, 1991. - 384 с.

5. Гоголь Н.В. Полн. Собр. соч.: В 14 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 3. - С. 41-42.

Сборники

Название сборника / Сведения о составителях; Редакторах и т.п.: Вид издания. Место издания.: Издательство, год выхода в свет. Количество страниц. Например:

1. Жанры речи / Редколлегия: В.Е.Гольдин (отв. ред.), Л.В.Балашова, В.В.Дементьев (отв. секр.), О.Б.Сиротинина, М.Ю.Федосюк. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ "Колледж”, 1997. - 212 с.

2. Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 17. Теория речевых актов. Сб. ст. Пер. с англ. / Сост. и вступ. ст. И.М.Кобозевой и В.З.Демьянкова. Общ. ред. Б.Ю.Городецкого. - М.: Прогресс, 1986. - 424 с.

3. III Международный симпозиум МАПРЯЛ по лингвострановедению: Тез. докладов и сообщений. Одесса, 19879. - Ч. 1 - 179 с. Ч 2. - 230 с.

4. Язык и структуры представления знаний: Сб. научно-аналитических обзоров. Серия: Теория и история языкознания. М., ИНИОН, 1992. - 163 с.

5. От слова к делу. Сб. докладов / Х Конгресс МАПРЯЛ (Санкт-Петербург - 2003). - М.: Гос. ИРЯ им. А.С.Пушкина, 2003. - 448 с.

Учебники, учебные пособия

1.Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. - 2-е изд., испр. и доп. / Л.А.Новиков, Л.Г.Зубкова, В.В.Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А.Новикова. - Спб.: Лань, 1999. - 864 с.

1. Русская литература ХIX - XX веков: В 2 т. Т.2: Русская литература ХХ века. Литературоведческий словарь: Учебное пособие для поступающих в вузы / Сост. и науч. ред. Б.С.Бугров, М.М.Голубков - 3-е изд., доработ. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. - 480 с.

2. Культура делового общения: Учеб. пособие / Под ред. И.А.Стернина. - Воронеж, 2002. - 228 с.

3. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся сред. школы / Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. - М.: Просвещение, 1978. - 223 с.

4. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений. - В 2 ч. Ч. 1 / Сост. В.В.Агеносов, Э.Л.Безносов, А.В.Леденев. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 384 с.

Справочные издания, энциклопедии, словари

1. Словарь иностранных слов. - 11-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1984. - 608 с.

2. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю.Иванова, А.П.Сковородникова, Е.Н.Ширяева и др. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 840 с.

3. Энциклопедия для детей. Т. 15. Всемирная литература. Ч. 1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера / Глав. ред. М.Д.Аксенова. - М.: Аванта+, 2000. - 672 с.

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. - М.: НПК «Интелвак», 2003. - 1600 стб.

Главы из монографий, отдельные произведения из собрания сочинений, статьи из энциклопедий, словарей

Фамилия и инициалы автора. Название главы, статьи (или другой составной части издания) // Фамилия и инициалы автора (в собраниях сочинений, избранных трудах опускают). Название издания. - Место издания: издательство, год издания. - Том. - Страницы начала и конца главы, статьи.

1. Ю.Д.Апресян. Лексические синонимы. Гл. 4. // Избранные труды, т. I. Лексическая семантика: 2-е изд., исп. и доп. - М.: Школа "Языки русской культуры”, издательская фирма "Восточная литература” РАН, 1995. - С. 216-248.

2. В.Н.Телия. Номинация // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - С. 336-337.

3. Козлов В.И. Этническая общность // Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М., 1978. - Т. 30. - С. 298.

4. С.А.Есенин. Из эпистолярной прозы. Юношеские письма // Собр. соч.: В 2 т. Т.2. Стихотворения. Проза. Статьи. Письма. /Сост. и коммент. Ю.Л.Прокушева. - М.: Сов. Россия: Современник, 1991. - С. 294-319

Статьи из сборников

Перед сведениями об издании, в котором помещена составная часть (статья, доклад, глава, раздел, параграф и т.п.), ставят знак две косые черты (//), которые отбивают неразрывным пробелом от предыдущих сведений и узким от последующих.

В сведениях о сборниках и других изданиях, в которых помещена статья, сокращают названия журналов, типовые названия, названия, начинающиеся с наименования конференции, симпозиума, совещания, семинара (Сб. ст.; Сб. науч. тр.; Тез. докл. и сообщ. конф.; Тр. междунар. семинара; Тр. симпоз.; Материалы науч.-практ. конф.; Материалы совещ. и т.д.).

1. Безменова Н.А., Герасимов В.И. Некоторые проблемы теории речевых актов // Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики: Чб. обзоров. М., Наука, 1984. - С. 146-196.

2. Сиротинина О.Б. Характеристика типов речевой культуры в сфере действия литературного языка // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. М.А.Кормилицыной. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. Вып. 2. - С. 3-20.

2. Паршин П.Б. К вопросу о лингвистически ориентированной классификации знаний // Труды по искусственному интеллекту: Диалоговые системы и представление знаний: Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. - Тарту, 1981. - Вып. 594. - С. 102-116.

3. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Уфимцева Н.В. Язык, сознание, культура // Методы и организация обучения иностранному языку в языковом вузе: Сб. научн. трудов - М., 1991. - Вып. 370. - с. 20-29.

4. Петров В.С. Понятийно-терминологические проблемы педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. научных трудов/ Отв. ред. Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург, 1996. - Вып. 2. - С. 28-34.

5. Левкович Я.Л. Лицейские «годовщины» // Стихотворения Пушкина 1820-1830-х годов. История создания и идейно-художественная проблематика. Сб. статей. - Л.: Наука, 1974. - С. 95-96.

Статьи из журналов, газет

Фамилия и инициалы автора (если авторов больше трех, то фамилия и инициалы первого автора с добавлением "и др."). Название статьи // Сокращенное название журнала (как в реферативных журналах). Год издания. Номер тома. Номер выпуска. Страницы начала и конца статьи.

1. Петров В.С., Сергеев Е.И. Общеинженерные дисциплины в профессиональной подготовке инженера-педагога // Вестник Учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета. - Екатеринбург, 1998. - Вып. 2(23). - С. 30-40.

2. Петров В.С. Современная российская школа и педагогическое образование: состояние, проблемы и перспективы развития // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: Научный журнал. - Сер. 3. Педагогика. Психология. Методика преподавания. - Челябинск: Факел, 1998. - № 3. - С. 7-14.

3. Формановская Н.И. Размышления о единицах общения // Русский язык за рубежом. - 2001. - № 1. - С. 56-63.

4. Баранов А.Н., Кобозева И.М. Семантика общих вопросов в русском языке (категория установки) // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1983. - № 3. - С. 263 - 274.

5. Евсеева И.А.. Повесть о разорении Рязани Батыем // Уч. запю МГПИ им. В.П.Потемкина. - М., 1955. - Т. 48. - Вып. 5. - С. 3-27.

6. Gibbs, R.W.Jr. What makes some indirect acts conventional? // Journal of Memory and Language. - 1986. - ¹ 25 - P. 181-186.

Диссертации и авторефераты диссертаций

1. Персианова Н.А. Особенности творческого решения педагогических задач при обучении русскому языку студентов-иностранцев. Дисс. … канд. педагог. наук. Л., 1971. - 267 с.

3. Шульскис С.А. Явление бессоюзия в устной речи. Автореф. дисс. … канд. филолог. наук. М., 2000. - 20 с.

Материалы научных конференций и семинаров

1. Петров В.С. Нужен ли контролер // Инновационные формы и технологии в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Тезисы Докладов 3-й Российской научно-практической конференции (в рамках 3-го российско-американского семинара по проблемам образования). - Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1995. - С. 27-29.

2. Петров В.С. Деятельностный подход как один из эффективных методов подготовки специалистов-энергетиков // Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога: Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции, 25 марта 1998 г. - Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1998. - Ч. 1. - С. 16.

Учебно-методические работы, программы, государственные образовательные стандарты

1.Петров В.С. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования: Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0470 - Лабораторная диагностика / ВУНМЦ. - М., 1997. - 26 с.

2. Петров В.С. Методика научного педагогического эксперимента: Программа курса для магистратуры. - Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1997. - 13 с.

3. Петров В.С. Методические рекомендации по образовательной области «Естественные дисциплины»: Региональный компонент содержания экологического образования базисного учебного плана Свердловской области: В 2 ч. Ч. 1.: Образовательная программа «Экология». - Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1995. - 30 с.

4. Петров В.С. Проектирование системы педагогического образования: Метод. Рекомендации. - Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1995. - 6 с.

5. Петров В.С. Рабочая тетрадь по курсу «Педагогические теории и системы». - Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1997. - 13 с.

6. История русской литературы XIX века. Программа дисциплин предметной подготовки по направлению 520300 - Филология для студентов-иностранцев /Автор-составитель: И.И.Величкина. - 2003. - 63 с.

Материалы из сети Интернет

При оформлении ссылки на материалы из Интернета нужно по возможности максимально следовать таким же требованиям, как и при оформлении библиографии печатных работ, обязательно указывая полный адрес материала в Интернете, включая название сайта и дату рецепции материала.

2. Петров В.С. Возможна ли интегральная теория права? // Неофициальный сайт ЮрФака СПбГУ: URL: http://lawfac.narod.ru/integr_teor.

Справочный раздел содержит описание правил, которые действовали в журнале "Психологические исследования" до 1 апреля 2012 г. ГОСТ допускает определенную вариативность оформления списка, в других журналах могут иметься некоторые отличия от правил журнала ПИ. Например, может встретиться требование разделять части описания при помощи тире, обычно используется знак № etc. Пожалуйста, имейте это в виду. В конце раздела приведены примеры библиографических описаний.

Оформление

Список приводится в алфавитном порядке после текста статьи. Пункты не нумеруются и разделяются пустой строкой (дополнительным нажатием кнопки Enter). Имена авторов либо названия работ выделяются курсивом.

Ссылки в русскоязычной версии статьи даются на языке оригинала. Сначала - источники на кириллице (на русском, сербском, украинском etc), затем - на латинице (на англ., фр. etc). Правила описания одинаковы для всех источников , отечественных и иностранных.

При наличии нескольких работ одного автора (авторов) - ссылки выстраиваются по годам в порядке возрастания, от ранних работ к более поздним. Работы одного автора (авторов) и одного года помечаются в алфавитном порядке латинской буквой при годе издания, без пробела после указания года: 2007b. В этом случае отсылки в тексте также содержат букву при указании года [Иванов, 2007b].

Тире между частями описания в библиографических ссылках отсутствует (это допускается ГОСТ Р 7.0.5-2008). Все ссылки должны быть оформлены единообразно: только с точкой, без тире между частями описания.

Символы № и & не используются; номер обозначается лат. буквой N без точки после нее; см. ниже Cокращения в библиографических описаниях .

Двойной косой чертой отделяется описание более крупного документа, на фрагмент которого ссылаются. Перед двойной косой чертой // точка не ставится. Пробелы до и после // обязательны.

Обязательно указывают

  • Для книг: имя автора (имена авторов), название работы, место издания, издательство и год издания.
  • Для коллективных монографий и сборников: добавляется имя редактора (имена реакторов).
  • Для статей и т.п.: имя автора, название работы // источник, год издания, том - номер (выпуск, часть etc), диапазон страниц.
    При указании диапазона страниц между цифрами ставится короткое тире (не дефис), а пробелы отсутствуют.
  • Для переводных работ: язык, с которого сделан перевод. Рекомендуем указывать имя переводчика.

Начало описания: имена авторов либо название работы

Имена всех авторов вне зависимости от их количества указываются в начале описания (после фамилии запятая не ставится, инициалы - без пробелов между ними: Иванов А.А., Ivanov A.A.). Если имена авторов не указаны (например, указан только редактор), описание начинается с названия работы.

  • Клиническая психология : пер. с нем. / под ред. М.Перре, У.Бауманна. 2-е междунар. изд. М. и др.: Питер, 2007. [Пробелы до и после / обязательны.]

Сохраняются все особенности написания имен: Ariès, Børglum, Büchner, Janáč, Längle etc.

В иностранных источниках редакторы обычно указываются перед названием работы (с пометкой (Ed.). или (Eds.). - на англ. яз.). Этот порядок следует сохранить.

  • Runco M.A., Albert R.S. (Eds.). Theories of creativity. Newbury Park, CA: Sage, 1990.
  • Baumann U., Perrez M. (Hrsg.). Klinische Psychologie - Psychotherapie. 2. Aufl. Bern: Huber, 1998.
    Существительные в немецком Языке (но: только в немецком Языке) обязательно пишутся с большой Буквы.

Имена иностранных авторов

Фамилии иностранных авторов в русскоязычной версии списка литературы после написания кириллицей указываются в оригинальном написании (если исходное имя - на латинице) либо в общераспространенной латинской транскрипции (например, имена японских авторов), в квадратных скобках. В англоверсии сохраняются только оригинальные (общераспространенные) имена иностранных авторов.

  • Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т.: пер. с нем. М.: Педагогика, 1986.
  • Heckhausen H. Motivatsiya i deyatel"nost": v 2 t.: per. s nem. M.: Pedagogika, 1986.

Фрагмент документа: статья в книге...

Если описывается фрагмент более крупного документа и имеется указание на конкретный выпуск, том, часть и т.п., то они следуют после года издания. В конце описания - диапазон страниц.

  • Иванов И.И. Название работы // Психологические аспекты: сб. ст.: в 2 ч. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. Ч. 1. С. 215-228.

Статья в журнале

При описании статьи из журнала сначала указывается год с точкой после него. Затем - том, а через запятую номер (выпуск и т.п.), после номера (выпуска) - точка . Затем - диапазон страниц . Цифрам здесь и везде предшествует пробел.

Название журнала. 2001. Т. 5, вып. 7. С. 11-23.
Journal Title. 2007. Vol. 5(7). P. 21-54.

Для иностранных источников настоятельно рекомендуем образец Vol. 5(7), без пробела перед скобкой. Недопустимо смешивать номер тома (volume number) и номер выпуска (issue number). Описания доступны на сайтах журналов. Номер выпуска указывается в круглых скобках после номера тома, без пробелов.

  • Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. N 1. С. 5-19.
  • Pison G., D"Addato A.V . Frequency of twin births in developed countries // Twin Research and Human Genetics. 2006. Vol. 9(2). P. 250-259.

В названии журнала после слова "Серия" ставится двоеточие (Серия: Психология). Если журнальная серия имеет номер, ее название приводится после запятой: Серия 12, Психология. Социология. Педагогика. Номер серии указывают арабскими цифрами: Серия 10, Дифференциальная психология.

Сдвоенные журнальные номера указывают через косую черту (не через тире) без пробелов: N 1/2.

Вид документа: диссертация, сборник статей...

Вид документа (дис., материалы конф., энцикл., сб. ст., избр. тр. и т.п.) помещается после названия, отделяясь двоеточием. Пробела перед двоеточием нет. Одно слово не сокращается ("справочник", но "справ. пособие"; "учебник", но "учеб. для вузов").

  • Описание диссертации, автореферата диссертации
    Иванов А.А. Название работы: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2005.
    Сидоров Б.Б. Название работы: дис. ... канд. психол. наук. Тверь, 2005.

    Перед многоточием и после него пробел. Указывается город, в котором защищалась диссертация, а не место, где печатался автореферат. В описании диссертации отсутствует название издательства, поскольку это рукопись. Оно может опускаться и при описании авторефератов.

  • Сборники материалов конференций
    Указывают редактора (редакторов), а также место и дату проведения конф. (после запятой либо в круглых скобках - так, как указано в выходных данных), например:
    Психология XXI века : материалы междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 10-12 мая 2011 г. / отв. ред. А.А.Иванов. СПб.: Изд-во Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011.

Переведено с другого языка

Сведения о том, что издание является переводом с другого языка (при отсутствии фамилии переводчика; об указании имен - см. ниже), указывают после вида документа (или непосредственно после названия, если вид не отражен), отделяя двоеточием.

  • Ажеж К.

Имена редакторов, переводчиков, названия учреждений...

Имена составителей, редакторов, переводчиков, названия учреждений и иные сведения об ответственности указывают после косой черты, до и после / ставится пробел. Группы однородных сведений разделяют точкой с запятой.

Если переводчиков и/или редакторов три или более - указывается фамилия первого переводчика и/или редактора с добавлением слов "и др."; можно привести фамилии всех.

  • Экман П. Психология лжи / науч. ред. В.В.Знаков; пер. с англ. Н.Исуповой и др. СПб. и др.: Питер, 2008. [Фамилия переводчика указана после косой черты, в сведениях об ответственности.]

Информация об издании

Информация об издании (какое оно по счету, стереотипное, исправленное, дополненное, перепечатанное с иного издания и т.п.), если она есть, дается после сведений об ответственности, отделяясь от них точкой. Например:

  • Маслоу А.

Выходные данные

После места издания (города, где издан документ) через двоеточие дается название издательства (примеры названий см. ниже). При необходимости указать два места издания или более их разделяют точкой с запятой. Если мест издания / издательств три или более, можно описать одно - выделенное на титуле или первое, заменяя опущенное словами "и др.".

  • М.; Новосибирск: Изд-во АН СССР, 1950.
  • Paris; London; New York: Harvard University Press, 2001.
  • СПб. и др. (мест издания три или более)
  • М.; СПб.: Питер и др. (издательств три или более)

Cокращаются названия только трех городов: М., СПб., Н.Новгород. Все остальные места издания указываются полностью.

Наименования нескольких издателей разделяют двоеточием.

  • Майерс Д.Дж. Социальная психология: интенсив. курс. 3-е междунар. изд. СПб.: Прайм-Еврознак: Нева; М.: Олма-Пресс, 2000. [Город и разделенные двоеточием два издательства - точка с запятой - второй город и издательство.]

Если невозможно установить место издания, то приводят в квадратных скобках аббревиатуру [Б.м.] (без места) или (sine loco) для документов на латинице.

При отсутствии сведений об издательстве приводят в квадратных скобках слова [б.и.] (без издательства) или (sine nomine).

Если в источнике не указан год издания, приводят в квадратных скобках аббревиатуру [б.г.] (без года) или (sine anno). Отсылки в тексте при этом выглядят так: [Иванов, б.г.]; .

Названия некоторых издательств

Слова "Издательство", "Издательский/Книжный центр/дом", "ООО", "НПО", Ltd, Inc, GmbH и т.п. в библиографическом описании опускаются.

Правильно Неправильно

Издательство имеет собственное название
Академия Издательский центр «Академия»
Аспект Пресс Аспект-Пресс
Едиториал УРСС Эдиториал УРСС
ИП РАН
[Название издательства:
Институт психологии Российской академии наук]
Изд-во «Институт психологии РАН»
Когито-Центр Когито Центр
МОДЭК НПО «МОДЭК»
РОССПЭН РОССПЕН
Самар. ун-т
[Название издательства:
Самарский университет;
до 1997 г.: Изд-во Самар. ун-та]
Изд-во СГУ

Издательство кого / чего
Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та Л.: ЛГУ
М.: Изд-во Ин-та практ. психологии М.: ИПП
М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та М.: МПСИ
М.: Изд-во Моск. ун-та М.: МГУ
Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ун-та Пермь: ПГПУ
СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та СПб.: СПбГУ
СПб.: Иван Лимбах СПб.: Изд. Ивана Лимбаха
СПб.: Михайлов В.А. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.

Сокращения в библиографических описаниях

Сокращения основного заглавия работ не применяются. В других частях описания следует руководствоваться ГОСТ 7.11, ГОСТ 7.12, например:

Русскоязычные ссылки Англоязычные
ссылки
И др. Et al.
№ = N № = N (без точки после буквы)
Том = Т. Volum = Vol. (с точкой в конце)
Выпуск = Вып. Issue = Issue
Стр. = С. Page = P. (с точкой после буквы)
В 3 томах (и т.п.) = в 3 т. In 3 vols.
Редактор/ры = Ред.
Издание = Изд.
Editor/s = Ed./Eds.
Edition = Ed.
Перевод = Пер. Translation = Transl.

Ссылки на электронные ресурсы

Цифровой индентификатор doi

Электронные публикации, которым международной организацией International DOI Foundation (http://www.doi.org) присвоен цифровой идентификатор объекта (Digital Object Identifier, или doi), описываются аналогично печатным изданиям, с указанием doi без точки после него. В этом случае URL не приводится, поскольку doi позволяет однозначно идентифицировать объект в базах данных, в отличие от сетевого адреса, который может измениться.

  • D"Addato A.V.

Публикации без doi

Следует указывать обозначение материалов для электронных ресурсов [Электронный ресурс]. Электронный адрес и дату обращения к документу в сети Интернет приводят всегда. Дата обращения к документу - это дата, когда человек, составляющий ссылку, данный документ открывал, и этот документ был доступен (формат: число-месяц-год = чч.мм.гггг).

  • Даль В.И.
  • Белоус Н.А.

По информации на главной странице сайта/портала даются: название и описание ресурса, если указано - место и год издания.

  • Лапичкова В.П. Стандартизация библиотечных процессов. Опыт Национальной библиотеки Республики Карелии [Электронный ресурс] // Library.ru: информ.-справочный портал. М., 2005-2007. URL: http://www.library.ru/1/kb/articles/article.php?a_uid=225 (дата обращения: 24.12.2007).

В примечаниях приводят сведения, необходимые для поиска и характеристики технических спецификаций электронного ресурса. Сведения приводят в следующей последовательности: системные требования, сведения об ограничении доступности, дату обновления документа или его части, электронный адрес, дату обращения к документу.

Сведения об ограничении доступа приводят в том случае, если доступ к документу возможен, например, из какого-то конкретного места (локальной сети, организации, для сети которой доступ открыт), только для зарегистрированных пользователей и т.п. В описании в таком случае указывают: "Доступ из …", "Доступ для зарегистрированных пользователей" и др. Если доступ свободный, то в сведениях не указывают ничего.

Системные требования приводят в том случае, когда для доступа к документу нужно специальное программное обеспечение, например Adobe Acrobat Reader, Power Point и т.п.

В электронных публикациях часто присутствует дата, которую включают в описание. Сначала следует год, а затем число и месяц.

  • Панасюк А.Ю. Имидж: определение центрального понятия в имиджелогии [Электронный ресурс] // Академия имиджелогии. 2004. 26 марта. URL: http://academim.org/art/pan1_2.html (дата обращения: 17.04.2008).

Дата обновления документа или его части указывается в том случае, если она зафиксирована на сайте. Если дату обновления установить нельзя, то не указывается ничего.

  • Общие ресурсы по лингвистике и филологии: сайт Игоря Гаршина. [Электронный ресурс]. 2002. Дата обновления: 05.10.2008. URL: http://katori.pochta.ru/linguistics/portals.html (дата обращения: 05.10.2008).

Не следует ссылаться на электронные ресурсы, нарушающие авторское право.

Примеры оформления библиографических ссылок по ГОСТ Р 7.0.5-2008

По ГОСТ-2008 допускается не использовать тире между областями библиографического описания. Все ссылки должны быть оформлены единообразно: только с точкой, без тире между частями описания.

Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. [Не «Казань: КГУ».]

Ажеж К. Человек говорящий: вклад лингвистики в гуманитарные науки: пер. с фр. Изд. 2-е, стер. М.: Едиториал УРСС, 2006. [Фамилия переводчика не указана; указание на перевод - после двоеточия; указание фамилии переводчика - см. пункт «Экман» ниже.]

Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2006. [Не «Аспект-Пресс».]

Антонова Н.А. Стратегии и тактики педагогического дискурса // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М.А.Кормилицыной, О.Б.Сиротининой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. Вып. 7. С. 230-236. [«под. ред.» - с маленькой буквы; фамилии редакторов, переводчиков etc указывают после косой черты; если их более двух: А.А.Иванов и др.; можно указать всех. Диапазон страниц - без пробелов вокруг тире.]

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Решение диагностических задач практическим психологом в системе образования // Вопросы психологии. 2000. N 6. C. 26-37. [Символ номера (№) не используется, заменяется буквой N без точки после нее.]

Барт Р. Лингвистика текста: пер. с англ. // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1978. Вып. VIII: Лингвистика текста. С. 442-449. [Обязательно приводится оригинальное написание имени иностранного автора. Название выпуска можно опустить. Фамилия переводчика не указана; указание на перевод - после двоеточия; указание фамилии переводчика - см. пункт «Экман» ниже.]

Белянин В.П. Психолингвистика: учебник. 3-е изд., испр. М.: Флинта: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2005. [Не «М.: МПСИ».]

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания: пер. с англ. М.: Медиум, 1995. [Обязательно приводится оригинальное написание имен иностранных авторов. Фамилия переводчика не указана; указание на перевод - после двоеточия; указание фамилии переводчика - см. пункт «Экман» ниже.]

Браславский П.И., Данилов С.Ю. Интернет как средство инкультурации и аккультурации // Взаимопонимание в диалоге культур: условия успешности: в 2 ч. / под общ. ред. Л.И.Гришаевой, М.К.Поповой. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2004. Ч. 1. С. 215-228. [Не «Воронеж: ВГУ»; «под общ. ред.» - с маленькой буквы.]

Куфтяк Е.В. Адаптация опросника «Супружеский копинг» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12, Психология. Социология. Педагогика. 2009. Ч. 1, вып. 3. С. 246-253. [После номера серии - запятая; подробнее о журнальных сериях см. выше. После номера части - запятая, затем - номер выпуска etc.]

Майерс Д.Дж. Социальная психология: пер. с англ. 3-е междунар. изд. СПб.: Прайм-Еврознак: Нева; М.: Олма-Пресс, 2000. [Город: Издательство - точка с запятой - Другой город: Другое издательство.]

Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. 3-е изд. СПб. и др.: Питер, 2008. [Фамилия переводчика не указана, указание на перевод - после двоеточия; указание фамилии переводчика - см. пункт «Экман» ниже.]

Мироненко И.А. Современные теории в психологии личности. СПб.: Михайлов В.А., 2003.

Нестандартизированные психодиагностические методики исследования мышления - обеспечение сопоставимости и надежности данных : метод. пособие / С.-Петерб. психоневрол. ин-т им. В.М.Бехтерева. СПб., 1995. [Коллективный автор указан после косой черты; без участия издательства.]

Пиаже Ж. Эгоцентрическая речь: пер. с фр. // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: сб. ст. / сост. и общ.ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской. М.: Гардарики, 2001. С. 41-46.

Психология индивидуальности : материалы II всерос. науч. конф., Москва, 12-14 нояб. 2008 г. / отв ред. А.К.Болотова. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2008. [Указаны место и дата проведения конф., имя редактора.]

Пташкин А.А. Название статьи // Психология индивидуальности: материалы II всерос. науч. конф., Москва, 12-14 нояб. 2008 г. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2008. С. 12-15. [Обязательно - диапазон страниц. Условный пример.]

Терехин А.Т., Будилова Е.В . Сетевые механизмы биологической регуляции // Успехи физиологических наук. 1995. Т. 26, N 4. С. 75-97. [Запятая после номера тома. После N точка не ставится.]

Фомина Е.В. Функциональная асимметрия мозга и адаптация человека к экстремальным спортивным нагрузкам: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. Тюмень, 2006.

Школовая М.С. Лингвистические и семиотические аспекты конструирования идентичности в электронной коммуникации: дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2005. [Пробел до и после многоточия.]

Экман П. Психология лжи / пер. с англ. Н.Исуповой и др. СПб. и др.: Питер, 2008. [Фамилия переводчика указывается после косой черты, как и фамилии редакторов etc; указание на перевод без фамилии переводчика - см. выше.]

Campbell K.J., Collis K.F., Watsn J.M. Visual processing during mathematical problem solving // Educational Studies in Mathematics. 1995. Vol. 28(2). P. 177-194. [Недопустимо смешивать номер тома (Vol.), и номер выпуска (N). Настоятельно рекомендуем приведенный вариант описания: 28(2). Если выпуски/номера одного тома имеют сплошную нумерацию в пределах тома, допустимо указание только тома (Vol.). Пож., проверяйте описания на сайтах журналов. Символ & не используется. Кавычки в описаниях на латинице - только “лапки”, не «елочки».]

Hebb D.O. The organization of behavior. New York: Wiley, 1949. [Не “N.Y.”, используются только три сокращения: М., СПб., Н.Новгород.]

Ссылки на электронные ресурсы: примеры

С указанием doi, по правилам описания печатных источников

Если электронной публикации присвоен цифровой идентификатор doi, применяются правила описания печатных источников. В конце указывается doi. Точка после doi не ставится. Сетевой адрес (URL) не указывается.

D"Addato A.V. Secular trends in twinning rates // Journal of Biosocial Science. 2007. Vol. 39(1). P. 147-151. doi:10.1017/s0021932006001337

По ГОСТ Р 7.0.5-2008, с указанием материала [Электронный ресурс], для web-ресурсов - URL и даты обращения

В источниках на русском языке используются элементы: [Электронный ресурс], URL, (дата обращения: ...).

Белоус Н.А. Прагматическая реализация коммуникативных стратегий в конфликтном дискурсе [Электронный ресурс] // Мир лингвистики и коммуникации: электрон. научн. журн. 2006. N 4. URL: http://www.tverlingua.by.ru/archive/005/5_3_1.htm (дата обращения: 15.12.2007).

Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления [Электронный ресурс]: издание официальное. М.: Стандартинформ, 2008. URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511 (дата обращения: 05.10.2008).

Библиография по социальным и гуманитарным наукам, 1993-1995 [Электронный ресурс] / Ин-т науч. информ. по обществ. наукам (ИНИОН). М., 1995. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). [Коллективный автор указан после косой черты]

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: подгот. по 2-му печ. изд. 1880-1882 гг. М.: ACT и др.: 1998. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Дрешер Ю.Н. Внедрение информационных технологий и системы управления качеством в библиотечно-информационное производство [Электронный ресурс] // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: 12 междунар. конф. «Крым - 2005», Судак, 4-12 июня 2005 г. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2005/disk/163.pdf (дата обращения: 24.12.2007).

Панасюк А.Ю. Имидж: определение центрального понятия в имиджелогии [Электронный ресурс] // Академия имиджелогии. 2004. 26 марта. URL: http://academim.org/art/pan1_2.html (дата обращения: 17.04.2008).

Парпалак Р. Общение в Интернете [Электронный ресурс] // Персональный сайт Романа Парпалака. 2006. 10 декабря. URL: http://written.ru (дата обращения: 26.12.2006).

Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия [Электронный ресурс] // Materia Medica. 1996. N 1(9). С. 5-25. URL: http://flogiston.ru/library/sokolova-berezin (дата обращения: 23.07.2008).