Публичные слушания проводятся по инициативе. Публичные слушания: организация, порядок проведения, результаты

(действия на собрании и после него)

Публичные слушания проходят в несколько этапов. Основные этапы - это экспозиция проекта, собрание участников публичных слушаний (то, что в народе собственно и называют "слушаниями" и сбор письменных отзывов на проект.

1. Кто и как может участвовать.

На собрании может присутствовать и выступать любой гражданин. Но голосовать (путем сдачи отзыва на проект) могут только следующие категории:

Постоянно проживающие в районе

Постоянно работающие в районе

Имеющие собственность в районе.

Кроме того, на собрание должны иметь доступ СМИ и должна вестись аудио/видеозапись. Помещение должно быть доступно для инвалидов.

2. Как готовиться к собранию (особенно, если вы выступаете против предлагаемого проекта и опасаетесь фальсификаций).

1. Постарайтесь своими силами позвать больше людей на собрание - обычно официальные организаторы недостаточно информируют население. не распространяют информацию так, как положено по закону.

2. Постарайтесь прийти заранее. Часто застройщик за час до начала регистрации запускает в зал "своих" людей и занимает лучшие места. Т. е. если официальное время начала -19 час., регистрация с 18 час.- лучше быть на месте уже в 17-17.30.

3. Полезно иметь технику: фотоаппарат, диктофон, видеокамеру . Это может потребоваться для фиксации замеченных нарушений или важной информации.

4. Если вы имеете подробные замечания по проекту, лучше написать их заранее и принести с собой. Не всем удается выступить, но вы можете потребовать приложить ваши замечания к протоколу. К замечаниям можно прилагать документы, фотографии.

5. Полезно иметь бумажный плакат, который легко развернуть и держать в руках. На плакате можно выразить свою позицию по проекту. Это связано с тем, что иногда пытаются фотографировать спокойно сидящий зал и давать подпись "жители поддержали проект", в то время, как на собрании люди дружно выступали против. Кроме того, на плакате вы можете выразить мысль, которую важно донести до аудитории.

6. Вы можете привести с собой экспертов (архитекторов, строителей, экологов и т. п.). Помните, что на собрании имеют право выступать любые граждане, не только те, кто может голосовать.

7. Если вы идете с группой соседей или коллег по работе, договоритесь, кто в первую очередь должен выступить, распределите тезисы своих выступлений.

8. На собрании часто бывают представители СМИ - вы можете обратиться к ним, дать копии важных документов.

9. На собрании бывает очень полезно взять контакты активных жителей района, экспертов, представителей общественных организаций, и дать им свои координаты. Это облегчит дальнейшие действия по защите своих интересов. Подготовьте то, что нужно для записи контактов.

3. Что делать на собрании

1. Регистрация . Каждый пришедший должен быть зарегистрирован.

Не забудьте зарегистрироваться.

Проверяйте правильность регистрации, примите участие в контроле регистрации.

Должны быть отдельные журналы для разных категорий: жители района; работающие на территории района; представители органов власти; СМИ; жители других районов.

Журнал регистрации должен иметь прошитые, пронумерованные страницы.

Часто в журнале есть графа для записи замечаний по самому проекту. Следите за тем, чтобы в этой графе не оставалось пустого места рядом с данными зарегистрированных, иначе можно потом вписать ложный отзыв. В пустых графах должен быть поставлен знак "зет". После окончания собрания должна быть подведена черта под списком зарегистрированных и тоже зачеркнуто пустое пространство.

Следите, чтобы не регистрировали без документов тех, кто имеет право голосовать. Бывает, что застройщик незаконно регистрирует "своих" людей, чтобы они голосовали за проект. Как правило, это не местные жители, не работающие в районе.

2. Выступления . На собрании обычно выступает представитель застройщика, потом ему задают вопросы. Затем выступают участники слушаний.

Имейте в виду, что сейчас обычно слушания проводятся по так называемому "градостроительному плану земельного участка" (ГПЗУ). Это всего-навсего уточнение границ выделяемого участка земли и уточнение назначения земельного участка (например, под жилищное строительство, под учреждения здравоохранения). Ныне действующее законодательство таково, что после одобрения "градостроительного плана" застройщик может разработать любой проект и не вынести его на публичные слушания. То есть, одобряя "проект ГПЗУ", вы подписываетесь под чистым листом. Будьте внимательны, пишите в отзыве, на какое назначение участка вы согласны, а какое требуете запретить. Например: "назначение земельного участка - только под учреждения здравоохранения!"

В то же время, застройщик обязан представить обоснование проекта застройки. Это не просто описание, что хотят построить! Обоснование - это необходимость строительства именно такого объекта, возможность строительства(например, нагрузка на коммуникации, подъездные пути), результаты экспертиз проекта (экологической, градостроительной, транспортной и т. п.).

Требуйте от докладчика (проектировщика, застройщика):

Чтобы тема выступления соответствовала предмету слушаний. Если это проект градостроительного плана - чтобы говорил именно о нем, давал обоснование предлагаемого использования земли .

Чтобы все их заявления были подкреплены предъявлением документов. По Градостроительному кодексу города Москвы, документация по проекту должна быть представлена в полном объеме, в том числе, разрешительные документы, материалы экспертизы проекта.

Внимание!!! Если вы хотите выступить - обязательно начните с фразы: "Я, ФИО, прошу занести в протокол..." и далее - само выступление. Если вы не скажете эту фразу, ваше мнение не занесут в протокол. Старайтесь сразу сказать главное, например: требую отклонить проект ГПЗУ, поскольку считаю невозможным изменение назначения земельного участка", или "я против проекта, потому что...".

Контроль ведения собрания. Требуйте, чтобы председатель объяснил присутствующим правила (сдать письменный отзыв, называть себя при устном выступлении, заявлять требование о внесении в протокол своего мнения). Требуйте соблюдения общепринятых процедур ведения деловых совещаний(например, запись на выступления, равный доступ к микрофону). На нарушения в ведении собрания можно жаловаться в Окружную градостроительную комиссию.

При регистрации вы получаете бланк для записи замечаний. В ходе собрания вы заполняете и сдаете его. Постарайтесь однозначно выразить свою позицию - за/против проекта. Вы не обязаны писать обоснование своего мнения. Кроме того, вы можете написать любые замечания в свободной форме (например, на отдельном листе) и потребовать приобщить к протоколу.

Постарайтесь проследить, чтобы в конце собрания все собранные письменные отзывы были пересчитаны и составлен акт - сколько всего голосов имеется. Иногда участники собрания замечают нарушения процедуры. Например, застройщик может привести группу "своих" людей и дать им бланки отзывов без регистрации. Тогда активные участники следят, чтобы отзывы из этой группы не попали в общую массу.

4. Подготовка к 3 этапу слушаний

Не уходите с собрания, не взяв координаты у активных жителей, которые будут участвовать в сборе письменных отзывов на проект.

4. Что делать после собрания

Третий этап слушаний - сбор письменных отзывов на проект среди жителей, которые не смогли попасть на собрание. Обычно требуется собрать несколько тысяч подписей (например, против проекта). Срок сдачи - в течение недели (реально - 6 дней) после собрания.

Сбор подписей проводится путем обхода квартир жителями-добровольцами (среди работающих в районе - добровольцами по месту работы).

Обычно на собрании можно получить от активных жителей готовые варианты отзывов и узнать, куда можно сдать подписанные листы. Также можно написать свой отзыв самостоятельно и сдать его в Окружную градостроительную комиссию в Префектуре округа. Если сдаете отзыв сами, не забудьте получить штамп о принятии на копии сдаваемого документа. Не отправляйте отзыв по почте, он может не дойти вовремя. Нежелательно слать письмо по эл. почте, так как в этом случае нет гарантий, что ваше письмо будет засчитано.

Лучше всего сдавать индивидуальные отзывы (текст+одна подпись). Если у вас много подписей под текстом - на каждой странице с подписями должен быть титул ("шапка"), например "против строительства жилого комплекса по адресу такому-то". Никогда не собирайте подписи на отдельных листах без текста и "шапки" и не ставьте подписи на таких листах.

В последнее время застройщики собирают фальшивые подписи за проект - например, вымогают у людей подписи обманом на листе без "шапки", или дают ложную информацию о проекте. Иногда по месту работы требуют подписать одобрение проекта. Требуется по возможности отслеживать такую активность. При обнаружении мошенничества задерживать сборщиков, вызывать полицию, оформлять протокол. Подавать жалобу в городскую Градостроительно-земельную комиссию, сообщать в СМИ.

5. Что делать после слушаний.

Итоги слушаний подводит Окружная градостроительная комиссия, но окончательное решение о судьбе проекта принимает Градостроительно-земельная комиссия Москвы с участием мэра. Потому и после слушаний вы можете писать обращения в правительство Москвы и Градостроительно-земельную комиссию. Можно продолжать привлекать внимание к своей теме путем работы с журналистами, проведения общественных кампаний.

3. Все полученные в ходе публичных слушаний замечания и предложения рассматриваются уполномоченным органом. В случае изменения Правил землепользования и застройки города, рассмотрение происходит на Комиссии по землепользованию и застройке. В случае обсуждения Проекта планировки территории или Проекта межевания рассмотрение проводит Департамент градостроительства и архитектуры города. В любом случае подача замечаний и предложений не бесполезна, есть примеры внесения изменений в проект по результатам публичных слушаний.

4. Замечания и предложения в ходе публичных слушаний можно подавать только по предмету публичных слушаний. Предложения и замечания по другим вопросам на проект никак не влияют.

Если вы действительно желаете принять содержательное участие в публичных слушаниях, оказать влияние на развитие территории вашего проживания и не знаете с чего начинать, рекомендуем вам:

  1. Надо найти официальные документы о назначении публичных слушаний. Сделать это можно на сайте администрации города.
  2. Если не получается найти через сайт, то дату собрания и дату окончания срока приёма замечаний и предложений можно попытаться узнать по телефону., например, в call-центре Главы города или в Департаменте градостроительства и архитектуры. По дате собрания наверняка удастся найти информацию и на сайте.
  1. На сайте обычно выложены и вынесенные на публичные слушания проекты, что позволит детально с ними ознакомиться. Изменения в Правила землепользования и застройке публикуются всегда, однако Проекты планировки территории и Проекты межевания не публикуются. Однако все документы вывешиваются для ознакомления, обычно в администрациях районов. Уточнить адреса мест, где вывешены проекты, можно в постановлении о назначении публичных слушаний
  2. Идти на собрание, проводимое в рамках публичных слушаний, стоит только в следующих случаях:
  • задать уточняющие вопросы специалистам;
  • узнать что-то относительно конкретного места (публикуемые карты крайне неудобны, выяснить по ним обычно трудно или невозможно);
  • если вы недовольны чем-либо в проекте или у вас есть критические замечания, то желательно их изложить письменно и передать в или своему депутату или непосредственно на публичных слушаниях.
  • Указывайте, на какие именно публичные слушания в подаются замечания, так как нередко проходит несколько слушаний параллельно. Можно указать название или краткое резюме проекта, внесенного на обсуждение, или указать номер постановления о назначении публичных слушаний.
  • Максимально точно указывайте территорию, которой касается ваше замечание. Если вам известен кадастровый номер земельного участка — это лучший вариант. Можно указать адрес здания (приемлемо), можно даже просто описать меду какими ориентирами располагается участок (худший вариант).
  • Указывайте своё отношение к территории, по которой вы подаёте замечание. Вы можете быть как собственником жилья или земельного участка, так и действовать в общественных интересах (защищать парк), но тогда этот общественный интерес следует детально описать.
  • Указывайте свои фамилию имя отчество, адрес, телефон и желательно адрес эл.почты. ФИО и адрес требуются по закону, а телефон и адрес эл.почты поможет уточнять у вас, если что-то в вашем заявлении будет непонятно.
  • Желательно детально и понятно указать своё предложение по изменению проекта. Простое немотивированное выражение несогласия с проектом возможно, но оно менее действенно.
  1. Замечания подаются в свободной форме.
  1. Закон позволяет направлять обращения граждан через интернет, поэтому можно пробовать использовать интернет для подать замечания и предложения на публичных слушаниях. В случае, если официальный адрес Департамента градостроительства и архитектуры не опубликован, следует пользоваться интернет-приёмной администрации города.

Публичные слушания проводятся в целях:
а) информирования жителей и органов местного самоуправления о фактах и существующих мнениях по вопросам публичных слушаний;
б) выявления общественного мнения по вопросам публичных слушаний;
в) подготовки предложений и рекомендаций по вопросам публичных слушаний.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

1 - 2. Утратили силу. - Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ.

3. Общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (далее в настоящей статье - общественные обсуждения или публичные слушания), проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.

(в ред. Федеральных законов от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

4. При проведении общественных обсуждений или публичных слушаний в целях обеспечения участников общественных обсуждений или публичных слушаний равными возможностями для участия в общественных обсуждениях или публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

5 - 7. Утратили силу. - Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ.

8. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

9. Глава местной администрации с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение:

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;

2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

Градостроительный кодекс (ГрК) РФ специализируется на регулировании градостроительной деятельности, направленной на развитие территорий городов, различных поселений и отдельных (связанных с этими работами, услугами) отношений. Способствует обеспечению стабильного развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. Контролирует сбалансированность учёта экономических, экологических, социальных и т.п.факторов при осуществлении градостроительных работ. Провозглашает обеспечение лицам с инвалидностью надлежащих условий для их беспрепятственного доступа к объектам различного назначения. Поднимает такие вопросы, как участие людей и их объединений в осуществлении градостроительства, обеспечение свободы подобного участия, ответственность органов государственной власти нашей страны, госструктур власти субъектов РФ и местного самоуправления за обеспечение достойных условий жизнедеятельности человека и т.д.

Демократия, приходя в общество, приносит с собой определенные новшества, правила, нормы и принципы. Они меняют жизнь населения, делая ее более активной и интересной. Каждому гражданину полезно знать, что такое публичные слушания. Это инструмент влияния человека на государство. Им стоит пользоваться, когда понимаешь, как это правильно делать. Вы знаете? Нет? Давайте разберемся.

Определение

Понятие «публичные слушания» было законодательно оформлено в октябре 2003 года (в РФ). Оно относится к сфере местного самоуправления. Имелось в виду, что население муниципального образования должно принимать участие в обсуждении решений власти. В принципе, желание у граждан присутствовало, но не было механизма учета их инициатив. Его закрепили законодательно, выделив сферу политики для применения.

Таким образом, публичные слушания – это форма волеизъявления гражданского общества. Она не единственная. Существуют и иные формы образования обратной связи руководства муниципальных образований и населения. Особенность понятия «публичные слушания» в том, что при их проведении люди получают возможность влиять на принятие властных решений, участвовать в их формировании. При этом учитывается мнение основных групп населения, осуществляется поиск консенсуса, учет интересов разных слоев.

Какие вопросы должны рассматриваться публично?

Важной особенностью законодательного закрепления рассматриваемого механизма является то, что он принуждает власти советоваться с гражданами по темам, напрямую затрагивающим их жизни. Принять решение без учета мнения населения становится не то что невозможно, но проблематично. Тем более что о проведении публичных слушаний необходимо оповещать народ как можно шире. Данная норма закреплена в законодательстве. Выносятся же на обсуждение следующие вопросы:

  • правила жизни в муниципальном образовании (устав) и все изменения в них;
  • бюджет (доходы и расходы);
  • проекты программ, направленных на развитие, в которые планируется вложить средства;
  • все новшества, связанные с преобразованиями в данном регионе.

Этот перечень неполный. Законодательно закреплена возможность инициирования гражданами или главой муниципального образования рассмотрения иных проблем в порядке публичных слушаний. Кстати, часто люди задаются вполне понятным вопросом: а каким образом им организовать данный процесс, в какие двери стучаться? В первую очередь следует изучить устав муниципального образования. В него, согласно законодательству, должны быть внесены все нюансы проведения этой работы. То есть, чтобы понять, с какой стороны подойти к власти в регионе, нужно прочесть устав. После этого рекомендуется внимательно ознакомиться с действующим законодательством. Тогда станет понятно, как использовать описываемую форму взаимодействия власти с обществом во благо.

Немного о местном самоуправлении

Чтобы понять, для чего проводятся публичные слушания по проекту, следует иметь представление о форме организации муниципальной жизни. Руководит всем местная власть, избираемая, согласно основному закону, плебисцитом. Граждане реализуют свои права на участие в управлении, когда отдают свой голос за политические силы. Но на этом их участие в муниципальной жизни не ограничивается.

Механизм взаимодействия властных структур с народом включает в себя инициативы граждан, их самореализацию, организацию публичных обсуждений важных решений и контроль за их исполнением. Эти формы соответствуют нормам демократического устройства общества. Власти совместно с населением должны стремиться к внедрению их в жизнь. Конечно, это идеальная модель. На практике все значительно сложнее. К примеру, организаторы публичных слушаний сталкиваются с проблемами уже на этапе привлечения людей к своим мероприятиям. Но обо всем по порядку.

Об организации данной формы работы

Рассмотрим правовые принципы института публичных слушаний. Среди их основ законодательно закреплены таковые:

  • предмет слушаний – это, по сути, проекты муниципальных актов, темы которых закреплены законодательно и приведены выше;
  • субъекты инициирования данной формы работы – это население и представительный орган региона;
  • процедура подготовки и проведения, закрепленные уставом.

В указанном нормативно-правовом акте закрепляется открытость проведения обсуждений. Также там должна быть приведена пошаговая инструкция по их проведению. Все описывается понятно и доступно, чтобы граждане могли вникнуть в суть своих прав и обязанностей, чтобы не возникало разночтений. Взаимодействие власти с обществом должно иметь простой и строгий порядок. Публичные слушания для того и проводятся, чтобы донести до населения суть развития региона. Чтобы люди понимали, почему приоритет отдается тем или иным проектам, высказывали собственное мнение, отстаивали взгляды и позиции.

Классификация института публичных слушаний

Данный вид работы можно рассматривать с точки зрения ее функциональности, обязательности проведения, инициаторов, целеполагания и так далее. Существуют такие обсуждения, что затрагивают важные для всех вещи. Некоторые касаются лишь часто населения. К примеру, возьмем классификацию по функциям. Публичные слушания могут проводиться в формах:

  • участие населения в решении местных управленческих вопросов;
  • выявление мнения;
  • привлечения к решению государственных задач;
  • осуществления права на информацию.

Если рассмотреть подобную деятельность с точки зрения обязательности проведения, то увидим, какие именно вопросы нельзя решать без общественности. Они указаны в законодательстве. Так, публичные слушания по проекту бюджета должны быть проведены обязательно. К ним привлекаются широкие слои населения.

Назначение публичных слушаний

Перейдем к бюрократическим процедурам. Когда возникает необходимость проведения данного мероприятия, следует издать специальное распоряжение главы муниципального образования. В нем указываются:

  • тема;
  • точная дата проведения;
  • персональный состав организационного комитета, в который включаются представители и власти, и общественности.

Гражданам следует знать, что муниципалитет (представительный орган) рассматривает их инициативу на очередной сессии. Ее могут и отклонить. Законодательно закреплено, что если документ, в котором формулируется инициатива, подписало более пятисот граждан, то слушания назначаются в обязательном порядке. Конечно, это касается не всех вопросов. К примеру, публичные слушания по бюджету проводятся в обязательном порядке. Это мероприятие, согласно нормам действующего законодательства, нельзя отменить.

Порядок подготовки обсуждения

Всей предварительной работой занимается оргкомитет. Его формируют в течение трех дней с момента принятия инициативы (вынесения решения). Оргкомитет собирается, выбирает председателя, вырабатывает план действий. Проанализировав тему слушаний, этот орган предлагает руководителю муниципалитета назначить ответственной за мероприятие то или иное структурное подразделение исполнительной власти. Кроме того, определяется круг лиц, привлекаемых к организации подготовки повестки дня и ее вопросов.

Здесь необходимо понимать, что любая тема должна быть обеспечена экспертными оценками, при ее рассмотрении следует учесть общественное мнение. То есть слушания готовятся широким кругом специалистов, которыми руководит оргкомитет. Обнародуется информация о проведении публичных слушаний за сорок дней до даты мероприятия. Эта обязанность закреплена законодательно за оргкомитетом. Все нюансы соблюдения порядка, приглашения населения и специалистов, подбора помещения и так далее тоже ложатся на плечи его членов. В их обязанности также входит ведение документации по учету экспертов и их мнений, подготовке итогового документа.

Порядок проведения публичных слушаний

Мы подошли к организации самого мероприятия публичных слушаний. Перед его началом всех участников регистрируют. Ведущий обязан огласить присутствующим тему обсуждения. Далее общим голосованием определяется регламент мероприятия. Только после этого слово предоставляется экспертам в порядке подачи предложений в итоговый документ. По окончании каждого выступления ведущий обязан дать возможность участникам мероприятия задать очередному оратору вопросы. Кроме того, в его обязанности входит поинтересоваться, не изменил ли эксперт своего мнения. После всех выступлений проводится корректировка итогового документа с учетом результатов прений. Ведущий информирует присутствующих, что они имеют возможность внести дополнительные предложения в течение семи дней.

Публикация итогового документа

Этой работой также занимается оргкомитет. Еще семь дней принимаются дополнительные предложения, которые оформляются отдельно от итогового документа. Последний по истечении указанного срока публикуется в местных СМИ, на официальных интернет-ресурсах. Все материалы публичных слушаний передаются главе муниципального образования для дальнейшей работы. Власти обязаны учитывать решение общественности при принятии решений по обсужденному вопросу.

Утверждено
Решением представительного органа
муниципального образования
от №________

Положение
о публичных слушаниях в муниципальном образовании

Настоящее Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании (далее - Положение) устанавливает в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", уставом муниципального образования порядок организации и проведения публичных слушаний.

1. Общие положения

1.1. Публичные слушания проводятся с целью выявления и учета мнения населения муниципального образования по проектам муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и обеспечения непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

1.2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, возглавляющего исполнительно распорядительный орган (далее - глава муниципального образования).

1.3. На публичные слушания выносятся в обязательном порядке:

1) проект устава муниципального образования, а также проекты решений представительного органа муниципального образования о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования;

2) проект бюджета муниципального образования;

3) отчет об исполнении бюджета муниципального образования;

4) проекты планов и программ развития муниципального образования;

5) вопросы о преобразовании муниципального образования;

6)проект генерального плана муниципального образования и проекты изменений генерального плана муниципального образования;

7) проекты правил землепользования и застройки в муниципальном образовании, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий муниципального образования, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства в муниципальном образовании, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

1.5. Каждый житель муниципального образования вправе принять участие в публичных слушаниях, а также направить в органы местного самоуправления муниципального образования свои предложения по вопросам, рассматриваемым на публичных слушаниях.

2. Выдвижение инициативы проведения публичных слушаний

2.1. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

2.2. Инициативная группа жителей муниципального образования в количестве не менее 10 человек вправе направить предложение в представительный орган муниципального образования о назначении публичных слушаний по проекту муниципального правового акта, внесенного на рассмотрение представительного органа муниципального образования, или проекту муниципального правового акта, подготовка которого отнесена к ведению администрации (исполнительно распорядительного органа) муниципального образования уставом муниципального образования, решением представительного органа муниципального образования или иным муниципальным правовым актом.

Инициативная группа граждан, выступившая с правотворческой инициативой, также вправе направить предложение в представительный орган муниципального образования о назначении публичных слушаний по внесенной ею правотворческой инициативе.

2.3. Предложения о проведении публичных слушаний по инициативе представительного органа муниципального образования могут внести депутаты, постоянные и временные комиссии, фракции и депутатские группы представительного органа муниципального образования.

2.4. Предложения о проведении публичных слушаний по инициативе главы муниципального образования могут направляться главе муниципального образования руководителями структурных подразделений администрации муниципального образования .

3. Назначение публичных слушаний

3.1. Представительный орган муниципального образования вправе принять график проведения публичных слушаний на квартал, полугодие или календарный год.

3.2. Решение о назначении публичных слушаний должно содержать указание места, даты, времени начала и окончания публичных слушаний, проектов муниципальных правовых актов, вынесенных на обсуждение на публичных слушаниях, а также инициаторах публичных слушаний.

Решение о назначении публичных слушаний подлежит официальному опубликованию (обнародованию) до даты проведения публичных слушаний, в сроки, не превышающие установленные настоящим положением в соответствии с федеральными законодательными актами. Одновременно с указанным решением публикуются проекты муниципальных правовых актов, вынесенных на обсуждение, порядок учета предложений по указанным проектам, а также порядок участия граждан в обсуждении проектов, вынесенных на публичные слушания.

3.3. Представительный орган муниципального образования назначает публичные слушания по предложениям инициативных групп граждан, депутатов, постоянных и временные комиссий, фракций и депутатских групп представительного органа муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования обязан назначить публичные слушания в соответствии с настоящим положением по проектам муниципальных правовых актов, проведение публичных слушаний по которым является обязательным в соответствии с федеральными законодательными актами и уставом муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования может отклонить предложение о проведении публичных слушаний по проектам муниципальных правовых актов, проведение публичных слушаний по которым не является обязательным, по предложению постоянной (профильной) комиссии представительного органа, если указанные проекты являются актами индивидуального применения (не содержат норм права), проекты правовых актов с аналогичным содержанием ранее вносились в представительный орган и были отклонены, указанные проекты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования.

Решение о назначении публичных слушаний принимается большинством голосов от установленного уставом муниципального образования численного состава депутатов представительного органа.

Отклонение представительным органом муниципального образования инициативы граждан по проведению публичных слушаний может быть оспорено в суде

3.4. Глава муниципального образования вправе назначить публичные слушания по проектам муниципальных правовых актов по решению вопросов, отнесенных к его ведению федеральными законодательными актами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, решениями представительного органа муниципального образования или иными муниципальными правовыми актами .

4. Подготовка публичных слушаний, учет предложений жителей муниципального образования и их участие в обсуждении проектов, вынесенных на публичные слушания

4.1. Подготовка публичных слушаний, назначенных представительным органом муниципального образования, осуществляется уполномоченными подразделениями представительного органа.

Подготовка публичных слушаний, назначенных главой муниципального образования, осуществляется уполномоченными подразделениями местной администрации.

4.2. Представительный орган муниципального образования или глава муниципального образования назначают, основного докладчика, председателя (ведущего) и секретаря публичных слушаний и членов секретариата.

4.3. В порядке подготовки публичных слушаний профильные комиссии представительного органа, а также подразделения администрации муниципального образования представляют заключения на проекты муниципальных правовых актов, вынесенных на публичные слушания.

4.4. Предложения и замечания жителей муниципального образования по проектам муниципальных правовых актов вынесенных на публичные слушания, а также поправки к их положениям направляются в представительный орган муниципального образования, а также главе муниципального образования.

4.5. Жители муниципального образования, направившие предложения, замечания и поправки вправе выступить перед участниками публичных слушаний с обоснованием своих предложений и поправок.

5. Порядок проведения публичных слушаний

5.1. Участникам публичных слушаний предоставляются следующие материалы:

порядок работы публичных слушаний (повестка заседания);

регламент (ведения) публичных слушаний;

порядок учета предложений, замечаний и поправок, поступивших от жителей муниципального образования при принятии проектов муниципальных правовых актов;

проекты муниципальных правовых актов, вынесенных на публичные слушания и материалы, приложенные к ним авторами;

заключения на проекты муниципальных правовых актов;

предложения, замечания и поправки, поступившие к указанным проектам;

иные дополнительные материалы по тематике публичных слушаний.

5.2. Авторы проектов муниципальных правовых актов, предложений, замечаний и поправок вправе распространить среди участников публичных слушаний дополнительные материалы по своим предложениям через секретариат публичных слушаний.

5.3. Участники публичных слушаний регистрируются, указывая свои имя, отчество, фамилию, адрес места жительства

5.4. Участники публичных слушаний обязаны соблюдать регламент публичных слушаний, общественный порядок, уважительно относиться к друг к другу, выступающим и председателю (ведущему) публичных слушаний. Участники публичных слушаний выступают с сообщениями, а также участвуют в прениях в порядке, установленном регламентом публичных слушаний. Слово выступающим предоставляется председателем (ведущим) публичных слушаний.

5.5. Заседание публичных слушаний может быть продлено или продолжено в другой день по решению председателя (ведущего) публичных слушаний.

5.6. Секретариат публичных слушаний ведет протокол заседания.

5.7. В итоговых рекомендациях публичных слушаний должны содержатся предложения участников публичных слушаний об одобрении или отклонении вынесенных на рассмотрение проектов правовых актов, об одобрении или отклонении поступивших предложений, замечаний и поправок к рассмотренным проектам. Решение об одобрении или отклонении принимается большинством голосов участвующих в обсуждении. Итоговые рекомендации публичных слушаний принимаются в порядке, установленном настоящим Положением.

5.8. Председатель (ведущий) публичных слушаний открывает публичные слушания, следит за порядком в зале заседаний, предоставляет слово выступающим, предупреждает выступающих об окончании времени, отведенного для выступления, предоставляет дополнительное время для выступления, лишает слова участников публичных слушаний, нарушающих порядок ведения публичных слушаний. В случае необходимости объявляет голосование по тем или иным вопросам и организует подсчет голосов. Организует принятие итоговых рекомендаций публичных слушаний, подписывает протокол публичных слушаний, итоговые рекомендации публичных слушаний и направляет их в органы местного самоуправления, а также направляет итоговые рекомендации для опубликования в средства массовой информации.

6. Регламент публичных слушаний

6.1. Представительный орган муниципального образования или глава муниципального образования утверждают регламент публичных слушаний.

6.2. В регламенте указываются:

время начала и время завершения заседания;

время выступления основного докладчика (представителя представительного органа или главы муниципального образования);

время выступлений в прениях;

права и обязанности председателя (ведущего) публичных слушаний;

7. Порядок учета предложений, замечаний и поправок, поступивших от жителей муниципального образования при принятии проектов муниципальных правовых актов

7.1. Предложения, замечания и поправки, поступившие от жителей муниципального образования в порядке проведения публичных слушаний, а также рекомендации публичных слушаний в обязательном порядке рассматриваются представительным органом муниципального образования при принятии проекта муниципального правового акта. Авторы предложений, замечаний и поправок вправе присутствовать при их рассмотрении.

Поправки к проектам муниципальных правовых актов в обязательном порядке принимаются или отклоняются большинством голосов от установленного численного состава депутатов представительного органа в порядке установленном регламентом представительного органа.

7.3. Предложения, замечания и поправки, поступившие по проекту муниципального правового акта, подготовленного администрацией муниципального образования (главой муниципального образования), а также рекомендации публичных слушаний назначенных главой муниципального образования рассматриваются комиссией (рабочей группой), создаваемой главой муниципального образования для подготовки проекта муниципального правового акта.

8. Публичные слушания по проекту устава муниципального образования, а также проектам решений о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования

8.1. Публичные слушания по проекту устава муниципального образования, а также проектам решений о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть назначены по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования в порядке, установленном в разделе 3 настоящего Положения.

8.2. Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования представительным органом муниципального образования, и не позднее, чем за 20 дней до проведения публичных слушаний.

8.3. В итоговых рекомендациях публичных слушаний должны содержатся предложения участников публичных слушаний об одобрении или отклонении проекта устава муниципального образования, проектов решений о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также об одобрении или отклонении поступивших предложений, замечаний и поправок к указанным проектам.

9. Публичные слушания по проекту бюджета муниципального образования и отчету об исполнении бюджета муниципального образования

9.1. Публичные слушания по проекту бюджета муниципального образования и отчету об исполнении бюджета муниципального образования должны быть назначены главой муниципального образовании

Представительный орган муниципального образования вправе назначить публичные слушания по проекту бюджета муниципального образования, если администрация муниципального образования выразила не согласие с поправками и предложениями депутатов, комитетов и комиссий представительного органа.

Представительный орган муниципального образования вправе назначить публичные слушания по проекту отчета об исполнении бюджета муниципального образования, если контрольный орган муниципального образования или комиссия представительного органа муниципального образования признали исполнение бюджета либо проекта отчета неудовлетворительными.

9.2. Проект бюджета муниципального образования и отчета об исполнении бюджета муниципального образования, выносящиеся на публичные слушания, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного порядка учета предложений по указанным проектам, а также порядка участия граждан в его обсуждении не позднее, чем за 14 дней до проведения публичных слушаний.

9.3. В итоговых рекомендациях публичных слушаний по проекту бюджета должны содержаться предложения участников публичных слушаний об одобрении или отклонении проекта, а также поступивших предложений, замечаний и поправок к проекту бюджета.

В итоговых рекомендациях публичных слушаний по проекту отчета об исполнении бюджета муниципального образования могут содержаться оценки исполнения отдельных разделов бюджета, оценки исполнения финансирования целевых программ, а также предложение признать исполнение бюджета и(или) отчета удовлетворительным или неудовлетворительным.

10. Публичные слушания по проектам планов и программ развития муниципального образования

10.1. Публичные слушания по проектам планов и программ развития муниципального образования в том числе проектам планов и программ социально-экономического развития муниципального образования, целевым муниципальным программам могут быть назначены по инициативе главы муниципального образования или представительного органа муниципального образования на этапе их разработки.

В течение 40 дней со дня внесения указанных проектов на рассмотрение представительного органа представительный орган обязан назначить по ним публичные слушания.

10.2. Проекты планов и программ развития муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного порядка учета предложений по указанным проектам, а также порядка участия граждан в его обсуждении не позднее, чем за 30 дней до проведения публичных слушаний.

10.3. В итоговых рекомендациях публичных слушаний должны содержаться рекомендации участников публичных слушаний принять, доработать или отклонить указанные проекты, а также рекомендации об одобрении или отклонении поступивших предложений, замечаний и поправок к указанным планам и проектам.

11. Публичные слушания по вопросам преобразования муниципального образования

11.1. Публичные слушания по вопросам объединения муниципальных образований, разделения муниципальных образований, изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа могут быть назначены по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования в порядке, установленном в разделе 3 настоящего Положения.

Публичные слушания по вопросам преобразования муниципального образования по инициативе населения назначаются представительным органом муниципального образования не позднее чем через 30 дней после обращения инициативной группы, образованной в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

В случае выдвижения инициативы о преобразовании муниципального образования органами государственной власти субъекта Российской Федерации публичные слушания по вопросам преобразования муниципального образования назначаются представительным органом муниципального образования не позднее чем через 30 дней после обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

11.2. Обоснование инициативы по вопросу преобразования муниципального образования инициаторов предложения, проект закона субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования, а также заключения представительного органа муниципального образования и администрации муниципального образования, содержащие юридическую и социально-экономическую экспертизу указанной инициативы подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного порядка учета предложений по указанным инициативам, а также порядка участия граждан в их обсуждении не позднее, чем за 30 дней до проведения публичных слушаний и не позднее чем за 60 дней до проведения голосования населения по вопросу преобразования муниципального образования.

11.3. В итоговых рекомендациях публичных слушаний по вопросам преобразования муниципального образования должны содержаться предложения участников публичных слушаний об одобрении или отклонении указанных инициатив, а также рекомендация согласиться или отклонить указанные инициативы.

12. Публичные слушания по проекту генерального плана муниципального образования и проектам изменений генерального плана муниципального образования

12.1. Публичные слушания по проекту генерального плана муниципального образования проводятся в каждом населенном пункте, входящем в состав территории муниципального образования. При внесении изменений в генеральные планы публичные слушания проводятся в населенных пунктах, в отношении территорий которых предлагается внесение изменений в генеральные планы, а также в населенных пунктах, имеющих общую границу с указанными населенными пунктами.

Для проведения публичных слушаний территория населенного пункта может быть разделена на части в соответствии с установленной законом субъектов Российской Федерации предельной численностью населения, проживающей на территории для проведению публичных слушаний по проектам генеральных планов.

12.2. Публичные слушания по проекту генерального плана муниципального образования и проектам изменений генерального плана муниципального образования назначаются главой администрации муниципального образования.

12.3. Проект генерального плана, проекты изменений генерального плана, документы, входящие в состав генерального плана в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного порядка учета предложений по указанным инициативам, а также порядка участия граждан в их обсуждении не позднее, чем за 1 месяц до дня проведения публичных слушаний.

12.4. Администрация муниципального образования в обязательном порядке организует выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению со дня опубликования проекта генерального плана по день проведения публичных слушаний.

12.5. Итоговые рекомендации публичных слушаний (протокол публичных слушаний) по проекту генерального плана муниципального образования и проектам изменений генерального плана муниципального образования должны содержать предложения участников публичных слушаний об одобрении или отклонении поступивших предложений, замечаний и поправок к проектам, а также заключение о результатах публичных слушаний с рекомендацией об одобрении или отклонении указанных проектов в целом или их отдельных частей.

12.6. В случае внесения изменений в проект генерального плана и повторного внесения проекта генерального плана на рассмотрение представительного органа публичные слушания назначает представительный орган муниципального образования.

13. Публичные слушания по проектам правил землепользования и застройки в муниципальном образовании

13.1. Публичные слушания по проектам правил землепользования и застройки в муниципальном образовании назначаются представительным органом или главой муниципального образования в срок не позднее чем через десять дней со дня внесения проекта на рассмотрение представительного органа муниципального образования.

13.2. Проект правил землепользования и застройки, документы, входящие в состав правил землепользования и застройки в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного порядка учета предложений по указанным инициативам, а также порядка участия граждан в их обсуждении не позднее, чем за 2 месяца до дня проведения публичных слушаний.

13.3. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией состоящей из представителей представительного органа муниципального образования, администрации муниципального образования и специалистов территориальному планированию и архитектуре. Состав комиссии и председатель комиссии утверждаются представительным органом муниципального образования.

13.4. Итоговые рекомендации публичных слушаний (протокол публичных слушаний)по проекту правил землепользования и застройки должны содержать предложения участников публичных слушаний об одобрении или отклонении поступивших предложений, замечаний и поправок к проектам, а также заключение о результатах публичных слушаний с рекомендацией об одобрении или отклонении указанного проекта в целом или его отдельных частей.

14. Публичные слушания о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства

14.1. Публичные слушания о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства в муниципальном образовании назначаются представительным органом или главой муниципального образования в срок не позднее чем через десять дней со дня внесения заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

14.2. Публичные слушания о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства в муниципальном образовании проводятся комиссией состоящей из представителей представительного органа муниципального образования, администрации муниципального образования и специалистов территориальному планированию и архитектуре. Состав комиссии и председатель комиссии утверждаются представительным органом муниципального образования.

14.3. Итоговые рекомендации публичных слушаний (протокол публичных слушаний) о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства должны содержать предложения участников публичных слушаний об одобрении или отклонении поступивших предложений, замечаний и поправок к проекту решения, а также заключение о результатах публичных слушаний с рекомендацией об одобрении или отклонении указанного проекта решения в целом или его отдельных частей.

15. Публичные слушания о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

15.1. Публичные слушания о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства назначаются представительным органом или главой муниципального образования в срок не позднее чем через десять дней со дня внесения заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

15.2. Публичные слушания о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства проводятся комиссией состоящей из представителей представительного органа муниципального образования, администрации муниципального образования и специалистов территориальному планированию и архитектуре. Состав комиссии и председатель комиссии утверждаются представительным органом муниципального образования.

15.3. Итоговые рекомендации публичных слушаний (протокол публичных слушаний) о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства должны содержать предложения участников публичных слушаний об одобрении или отклонении поступивших предложений, замечаний и поправок к проекту решения, а также заключение о результатах публичных слушаний с рекомендацией об одобрении или отклонении указанного проекта решения в целом или его отдельных частей.

16. Публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории

16.1. Публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории назначаются представительным органом или главой муниципального образования в срок не позднее чем через десять дней со дня внесения заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

16.2. Публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся комиссией состоящей из представителей представительного органа муниципального образования, администрации муниципального образования и специалистов территориальному планированию и архитектуре. Состав комиссии и председатель комиссии утверждаются представительным органом муниципального образования.

16.3. Итоговые рекомендации публичных слушаний (протокол публичных слушаний) по проекту планировки территории и проекту межевания территории должны содержать предложения участников публичных слушаний об одобрении или отклонении поступивших предложений, замечаний и поправок к проекту решения, а также заключение о результатах публичных слушаний с рекомендацией об одобрении или отклонении указанного проекта решения в целом или его отдельных частей.

1 Данная норма имеет смысл в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.

2 Данная норма имеет смысл в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.