Смягчающая ответственность за санитарные правонарушения

Смягчающие административную ответственность обстоятельства влияют на наказание, назначаемое по административному делу. Рассмотрим, какие обстоятельства могут быть учтены в качестве смягчающих, и как они применяются.

Назначение административного наказания: общие положения

Порядок назначения административного наказания урегулирован главой 4 КоАП РФ. В данном разделе содержатся правила, которыми должны руководствоваться суды и должностные лица административных органов, применяя меры ответственности.

Каждая статья или часть статьи особенной части КоАП РФ определяют минимальный и максимальный размеры наказания за то или иное нарушение закона. Правоприменители должны выбрать, какую конкретно ответственность понесет привлекаемое лицо (вид и размер наказания).

Для того, чтобы назначить наказание, должны учитываться:

  • характер допущенного нарушения, то есть должно быть определено, насколько деяние общественно опасно;
  • личность нарушителя, то есть характеризующие его обстоятельства;
  • материальное положение. Данная характеристика учитывается в большей мере для того, чтобы определить, может ли нарушитель оплатить штраф или нет, имеет ли смысл назначать альтернативное наказание;
  • перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств, то есть определенных законом условий, которые позволяют уменьшить назначаемое наказание или изменить его вид;
  • отягчающие обстоятельства, то есть условия, которые не позволяют назначить минимальное наказание.

Важно! При рассмотрении дела правоприменители обязаны установить все изложенные выше обстоятельства. Без этого, объективное наказание назначено быть не может. Если данные факторы не выяснялись – это нарушение прав привлекаемого лица.

Смягчение административного наказания путем применения смягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 4.2 КоАП РФ

Перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств определен в ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ. Данная норма целиком посвящена возможным факторам, которые могут послужить основанием для снижения назначаемого наказания.

К смягчающим административную ответственность обстоятельствам можно отнести следующие:

  1. Раскаяние в содеянном. Раскаяние невозможно без признания вины. Данное обстоятельство предполагает активные действия привлекаемого лица, направленные на доведение до сведения правоприменителей своей позиции. Позиция заключатся в том, что человек осознал, что поступил неправильно, и утверждает, что впредь подобного поведения не допустит.
  2. Прекращение неправильного поведения по доброй воле. Применение данного обстоятельства возможно при длящемся нарушении, например, когда автомобиль лица долгое время стоял в неположенном месте, а затем был добровольно переставлен в другое место, где стоянка разрешена.
  3. Сообщение о правонарушении. Очень редко применяемое обстоятельство, поскольку мало кто добровольно сознается в содеянном и сообщает об этом.
  4. Помощь в расследовании. В качестве примера можно привести ситуацию, когда организация, сбрасывающая нечистоты в водоем, самостоятельно проводит исследования проб, которые доказывают факт нарушения, тем самым помогая правоприменителям.
  5. Устранение последствий нарушения и возмещение ущерба.
  6. Добровольное исполнение предписания об устранении нарушения.
  7. Действия в состоянии аффекта. Это обстоятельство очень трудно доказывается.
  8. Несовершеннолетие нарушителя, либо беременность женщины-нарушителя. Сюда можно отнести и наличие малолетних детей.

Другие обстоятельства, которые могут повлиять на возможность снижения наказания

Указанный выше (в ст. 4.2 КоАП РФ) перечень обстоятельств не полный. Правоприменителям дано право самостоятельно признавать то или иное обстоятельство смягчающим.

В связи с этим, привлекаемым лицом может быть заявлено письменное ходатайство о смягчении наказания по административному правонарушению, с обоснованием своей позиции. Такое ходатайство должно быть обязательно рассмотрено, с оглашением решения по нему, либо доведением его до сведения заявителя в письменной форме. Если просьба отклоняется, должно быть вынесено письменное определение об этом.

Основания для снижения наказания могут быть любыми, например:

  • совершение нарушения пенсионером;
  • совершение нарушения сиротой;
  • нарушение закона матерью-одиночкой.

Важно! Регионам РФ дано право законодательно определять дополнительные смягчающие обстоятельства, не предусмотренные КоАП РФ. В этой части у законодателей полная свобода действий, поэтому смягчающими обстоятельствами, согласно законам субъектов, могут быть признаны абсолютно любые факторы.

Таким образом, смягчающие административную ответственность обстоятельства закреплены в ст. 4.2 КоАП РФ, региональных законах. Они в обязательном порядке должны быть исследованы по каждому делу. Кроме того, правоприменители вправе признать смягчающим любое не определенное законом обстоятельство.

1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция регулирует порядок возбуждения дела о санитарном правонарушении, составлении протокола, рассмотрении дела, вынесения постановления о наложении административного взыскания (предупреждения или штрафа), порядок его обжалования и исполнения.

на должностных лиц - не более суммы 3-месячного дохода;

на работающих граждан - не более суммы месячного дохода;

на неработающих граждан - не более 50 рублей.

на работающих граждан - не более суммы месячного должностного оклада (заработной платы).

1.7. Минимальная месячная оплата труда устанавливается специальным законом Российской Федерации.

1.8. Административная ответственность для граждан наступает по достижении ими 16-летнего возраста.

Должностное лицо несет ответственность за совершение санитарного правонарушения, если выполнение санитарного законодательства, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов входит в его служебные обязанности.

Под должностным лицом следует понимать работника предприятия, учреждения, организации независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, постоянно или временно выполняющего возложенные на него должностной инструкцией, приказом, контрактом, решением общего собрания кооператива, колхоза или другим документом властно - распорядительные функции, связанные с соблюдением (исполнением) санитарного законодательства, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.

Должностные лица и граждане, являющиеся народными депутатами, в соответствии со ст. 31 Закона РСФСР "О статусе народного депутата РСФСР" и со ст. 30 Закона РСФСР "О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР" за совершение санитарного правонарушения подлежат административной ответственности в общем порядке.

1.9. Административное взыскание в виде предупреждения или штрафа налагается постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, главными государственными санитарными врачами республик в составе Российской Федерации, автономных областей и автономных округов, краев, областей, городов, административных округов г. Москвы, районов, бассейнов и линейных участков на водном транспорте, а также на воздушном транспорте и их заместителями (далее - главные государственные санитарные врачи и их заместители).

1.10. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения главный государственный санитарный врач или его заместитель, получив материалы из органов дознания или следствия, имеет право наложить административное взыскание не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Если административное взыскание не наложено в указанные сроки, то виновное лицо за данное правонарушение к ответственности привлечено быть не может.

2. Возбуждение дела

2.1. Возбуждение дела о санитарном правонарушении начинается с составления протокола. В соответствии со ст. 234 КоАП РСФСР протокол является единственной формой документа, в котором фиксируется факт совершения лицом правонарушения.

Акты, докладные, протоколы лабораторно - инструментальных исследований и прочие служебные документы могут служить основанием для составления протокола и прилагаться к нему.

2.2. Протокол о санитарном правонарушении может быть составлен:

Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и его заместителями;

главными государственными санитарными врачами республик в составе Российской Федерации, автономных областей и автономных округов, краев, областей, городов, административных округов города Москвы, районов, бассейнов и линейных участков на водном, воздушном транспорте и их заместителями;

Перечисленные должностные лица в случае противодействия проведению обследования, выемке образцов, составлению протокола о санитарном правонарушении вправе обратиться за содействием к работникам милиции, которые в соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 10 Закона РСФСР "О милиции" обязаны помогать должностным лицам государственных органов и учреждений в осуществлении их законной деятельности.

Если в отношении должностных лиц органов и учреждений Государственной санитарно - эпидемиологической службы применяются угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества путем поджога либо произошло нанесение легких телесных повреждений, побоев, совершение иных насильственных действий - виновные лица привлекаются к уголовной ответственности по ст. 193 УК РСФСР.

2.3. Протокол о санитарном правонарушении составляется на специальном бланке (форма N 001/у). При отсутствии бланка протокол составляется с указанием обязательных реквизитов.

В протоколе о санитарном правонарушении указываются:

Дата и место его составления;

Должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

Сведения о личности правонарушителя;

Место, время совершения и существо административного правонарушения;

Объяснение нарушителя;

Иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом, однако не требуется фиксация этого факта с указанием свидетелей. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

2.4. Сведения о личности нарушителя: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения (в отношении несовершеннолетнего - не достигшего 18-летнего возраста - указываются число, место и год рождения), место жительства и работы, занимаемая должность, размер заработной платы (дохода), иные сведения, необходимые для рассмотрения дела (семейное положение, количество лиц, находящихся на иждивении нарушителя и т.п.), а также данные о привлечении его ранее к административной ответственности - устанавливаются по имеющимся при нем документам. Если таковые отсутствуют, то данные могут быть проверены по телефону по месту его работы или жительства, путем направления запроса и т.п.

2.5. Существо правонарушения должно быть описано таким образом, чтобы было видно, где, когда оно было совершено и в каком именно действии (бездействии) выразилось с указанием на конкретные санитарные правила, нарушенные лицом.

2.6. В качестве нормативного акта, предусматривающего ответственность за санитарное правонарушение, указывается соответствующая статья Особенной части Кодекса РСФСР об административных правонарушениях либо соответствующая статья нормативного правового акта, еще не включенного в Кодекс, но действующего непосредственно (например, ст. 84 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", ст. 125 Земельного кодекса РСФСР).

2.7. Главный государственный санитарный врач, его заместитель, иное должностное лицо, составляющее протокол, обязаны разъяснить нарушителю его права и обязанности и сделать об этом запись в протоколе.

Вышестоящий главный государственный санитарный врач или его заместитель по своей инициативе может затребовать дело для рассмотрения исходя из его общественной значимости, размера причиненного ущерба и других обстоятельств и вынести по нему постановление.

Истребованы ли необходимые дополнительные материалы;

О ходатайствах лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката.

3.5. При подготовке к рассмотрению дела необходимо убедиться, что лица, участвующие в рассмотрении дела, извещены о времени и месте его рассмотрения.

Извещение о времени и месте рассмотрения дела производится путем отправления повестки с уведомлением о вручении, передачи по телеграфу, телетайпу, телексу или по радио, что должно быть удостоверено соответствующими документами (почтовая карточка, выписка из регистра почтовых отправлений, выписка из журнала радиограмм и т.п.).

Привод как мера обеспечения явки по делам о нарушениях санитарного законодательства не предусмотрен.

3.7. В рассмотрении дела могут участвовать следующие лица: потерпевший, законные представители, адвокат, свидетели, эксперт, переводчик.

3.8. Интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам о санитарных правонарушениях, вправе представлять их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).

3.9. Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к ответственности, на стадии рассмотрения дела может участвовать адвокат.

Адвокат, участвующий в рассмотрении дела, вправе знакомиться со всеми материалами дела; заявлять ходатайства; по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по делу.

Полномочия адвоката удостоверяются только ордером, выдаваемым юридической консультацией.

3.10. В качестве лица, участвующего в деле, может привлекаться эксперт. Эксперт назначается должностным лицом, в производстве которого находится дело, в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях: для оценки нарушения санитарного законодательства, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, определения характера и размера ущерба, причиненного здоровью граждан, расходов лечебно - профилактических и санитарно - профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий и т.п.

Эксперт обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.

Эксперт вправе:

Знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;

Заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

С разрешения должностного лица, в производстве которого находится дело, задавать лицу, привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;

Присутствовать при рассмотрении дела.

3.11. Возмещение расходов и выплата вознаграждения экспертам производится в соответствии со ст. 254 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. N 245.

За экспертом сохраняется средний заработок по месту его работы за все время, затраченное им в связи с вызовом.

Экспертам за проведение экспертиз устанавливается вознаграждение. Размер вознаграждения определяется главным государственным санитарным врачом или его заместителем в зависимости от квалификации эксперта и сложности выполняемой работы.

Эксперт не имеет права на вознаграждение, если обязанности выполнялись им в порядке служебного задания.

Возмещение расходов и выплата вознаграждения производятся из средств, специально отпускаемых органам Государственного санитарно - эпидемиологического надзора по смете на указанные цели.

3.12. Рассмотрение дела начинается с представления должностного лица, рассматривающего данное дело. Главный государственный санитарный врач или его заместитель при рассмотрении дела о санитарном нарушении обязан выяснить: было ли совершено санитарное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб.

3.13. К числу обстоятельств, смягчающих ответственность в соответствии со ст. 34 КоАП, относятся:

Чистосердечное раскаяние виновного;

Предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

Совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

Совершение правонарушения несовершеннолетним;

Совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Главный государственный санитарный врач, рассматривающий дело о санитарном правонарушении, может признать смягчающими и иные обстоятельства, не указанные в законодательстве.

3.14. Обстоятельствами, отягчающими ответственность в соответствии со ст. 35 КоАП, признаются:

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

Повторное в течение года совершение однородного санитарного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

Вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

Совершение правонарушения группой лиц;

Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

Совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Главный государственный санитарный врач или его заместитель, налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Перечень обстоятельств, указанных в ст. 35 КоАП РСФСР, отягчающих ответственность, является исчерпывающим, т.е. должностное лицо, решающее дело, не вправе признать отягчающим обстоятельство, не названное в ст. 35 .

4. Вынесение постановления

4.1. Рассмотрев дело о санитарном правонарушении, главный государственный санитарный врач или его заместитель выносит постановление о наложении административного взыскания (Форма N 003/у). Постановление должно содержать: наименование должностного лица, вынесшего постановление, дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное санитарное правонарушение; принятое по делу решение (предупреждение или штраф с указанием его размера). Постановление подписывается должностным лицом.

4.2. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

Копия постановления вручается под расписку. Постановление может быть отправлено заказным или ценным письмом, передано по телеграфу, телетайпу, телефаксу, телексу или по радио, отправление и получение должно быть удостоверено соответствующими документами (почтовая карточка, опись ценного письма, выписка из реестра почтовых отправлений, выписка из журнала радиограмм и т.п.).

5. Обжалование постановления

5.1. Постановление по делу о санитарном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим.

Постановление главного государственного санитарного врача или его заместителя о наложении штрафа обжалуется вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным.

Постановление о наложении предупреждения обжалуется вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю, после чего жалоба может быть подана в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным.

Жалоба направляется главному государственному санитарному врачу или его заместителю, вынесшему постановление. Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом в суд или вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю, правомочным рассматривать дело и которым она адресована.

5.2. Жалоба на постановление главного государственного санитарного врача или его заместителя по делу о санитарном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен вышестоящим главным государственным санитарным врачом или его заместителем или народным судом, правомочными рассматривать жалобу.

О восстановлении пропущенного срока и об отказе в восстановлении сообщается лицу, подавшему ходатайство. Срок не считается пропущенным, если жалоба сдана до его истечения по почте.

Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении штрафа до рассмотрения жалобы.

5.3. Жалоба на постановление по делу рассматривается вышестоящим главным государственным санитарным врачом или его заместителем в десятидневный срок со дня их поступления. Исчисление десятидневного срока начинается со дня регистрации поступившей жалобы вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю, правомочным ее рассматривать.

При рассмотрении жалобы на постановление вышестоящий главный государственный санитарный врач (его заместитель) принимает одно из следующих решений:

Оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

Отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;

Отменяет постановление и прекращает дело;

Изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за санитарное правонарушение с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.

Если будет установлено, что постановление вынесено должностным лицом, неправомочным в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 38 Закона РСФСР "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" решать данное дело, то постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного должностного лица.

О любом принятом решении сообщается главному государственному санитарному врачу или его заместителю, действия которых обжалуются.

Копия решения по жалобе на постановление в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе.

6. Исполнение постановления

6.1. Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с момента его вынесения. При обжаловании или опротестовании постановления оно подлежит исполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения.

Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.

6.2. Исполнение постановления о наложении административного взыскания в виде предупреждения производится главным государственным санитарным врачом или его заместителем, вынесшим постановление, путем его объявления после окончания рассмотрения дела.

6.3. Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.

При наличии обстоятельств, вследствие которых немедленное исполнение постановления о наложении штрафа невозможно (болезнь и т.п.), предоставляется возможность по решению главного государственного санитарного врача (его заместителя), вынесшего постановление, отсрочить исполнение на срок до одного месяца.

6.4. Штраф вносится в учреждение Сбербанка Российской Федерации на специальный расчетный счет.

В случае неуплаты штрафа нарушителем в 15-дневный срок постановление о наложении штрафа и предложение об удержании неуплаченного штрафа (форма N 006/у) направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иного заработка, пенсии, стипендии по месту постоянной работы, учебы и т.п.

Направленное постановление о наложении штрафа подлежит обязательному исполнению администрацией предприятия, учреждения, организации. Неисполнение постановления влечет ответственность в соответствии со ст. ст. - Закона РСФСР "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения".

6.5. В соответствии со ст. 286 КоАП если лицо, подвергнутое штрафу, не работает или взыскание штрафа из заработной платы или иного заработка невозможно по другим причинам, взыскание производится путем его обращения на личное имущество нарушителя, а также на его долю в общей собственности. Взыскание производится на основании постановления главного государственного санитарного врача или его заместителя о наложении штрафа, направленного судебному исполнителю, в порядке, предусмотренном Инструкцией об исполнительном производстве, утвержденной Приказом Министра юстиции СССР от 15.10.85 N 22.

6.6. Постановление о наложении штрафа, по которому взыскание штрафа произведено полностью, с отметкой об исполнении возвращается главному государственному санитарному врачу или его заместителю, вынесшему постановление.

Приложение 2
к Приказу
Госкомсанэпиднадзора России
от 8 мая 1992 г. N 47

За нарушение установленных на законодательном уровне санитарных норм и правил, юридические и физические лица привлекаются к различным видам ответственности. Самые строгие наказания подразумевают собой правонарушения, относящиеся к категории уголовных. Тема привлечения нарушителей к соответствующему виду ответственности регламентируется УК РФ, в частности — 236 статьей нормативной документации.

Законом предусмотрены и другие за нарушение санитарного законодательства, которые являются менее серьезными.

Под уголовной ответственностью принято понимать одну из разновидностей форм юридической ответственности. Она предусмотрена законом, привлечение к ней осуществляется в результате совершения лицом преступных действий.

Главное отличие уголовной ответственности от остальных видов ответственности — строгость. Осуждение в данном случае может исходить исключительно со стороны государства

В случае с нарушением санитарного законодательства уголовная ответственность может наступать за совершение соответствующего вида правонарушений, повлекших за собой гибель или отравление граждан, массовое распространение болезней и эпидемий и т.п.

В свою очередь санитарный режим представляет собой совокупность определенных правил и мероприятий (к примеру, карантин), соблюдение которых позволяет предотвратить развитие заболеваний, таких как оспа, чума, холера и др.

Тема уголовной ответственности за нарушения санитарного правопорядка отражена в различных нормативных актах. Одним из таковых является ФЗ №7 , который имеет название — “Об охране окружающей среды”. В июле текущего года был принят закон РФ, согласно которому в ФЗ №7 были внесены изменения. Не менее значимую важность имеет ФЗ №52 , который имеет характерное для изучаемого вопроса название — “О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения”.

С какого возраста можно привлечь граждан

Видеоматериал

Как работает Роспотребнадзор: в каком случае назначается проверка, какие существуют проверки, как защитить компанию от нежелательной проверки, как она проходит и какие санкции могут быть наложены в случае выявленных нарушений:

Когда наступает за санитарно-эпидемиологическое правонарушение

Важно учесть — для наступления уголовной ответственности должны соблюдаться определенные правила. Главным среди них по праву можно считать наличие причинно-следственной связи между деянием нарушителя (или его бездействием) и отравлением, заболеванием или гибелью граждан.

Для того чтобы привлечь лицо, нарушившее нормы санитарного законодательства к ответственности, необходимо доказать его вину. С этой целью проводится соответствующее расследование. В данном случае в нем должны принимать участие представители различных структур, в том числе специалисты, имеющие профессиональные знания по теме вирусологии, эпидемиологии, санитарии и медицины.

Преступные действия считаются совершенными только в том случае, если также соблюдены такие условия, при которых наступает уголовная ответственность:

  • несоблюдение норм санитарии и гигиены;
  • многочисленное распространение болезни;
  • наличие доказанной взаимосвязи между вышеперечисленными пунктами.

Обстоятельства смягчающие ответственность

Практически, как и при всех других формах ответственности, уголовная может быть смягчена при наличии соответствующих обстоятельств. к обстоятельствам смягчающим за санитарные правонарушения при уголовной ответственности относится:

  • несовершеннолетний возраст преступника;
  • беременность;
  • наличие малолетних детей;
  • раскаяние/сострадание, признание вины в содеянном;
  • непростые жизненные обстоятельства;
  • за совершение деяния в результате оказания психологического или физического воздействия.

Каждый конкретный случай рассматривается индивидуально. При вынесении решения судебными органами учитываются все характеристики нарушителя и особенности санитарного правонарушения.

В современном мире приобретает все большее значение. Она ориентирована на обеспечение правопорядка и законности в рамках общественных отношений.

Привлечение к административной ответственности: общие сведения

Регулирование общественных отношений осуществляется посредством издания норм, которые определяют основания применения мер к нарушителям, инструменты принуждения, порядок рассмотрения проступков и реализации санкций. В правовой доктрине под юридической ответственностью понимают применение наказания. Оно присутствует во всех мерах, используемых по отношению к нарушителю в рамках законодательства. Привлечение к административной ответственности допускается при наличии правонарушения. В этом случае активируется механизм санкции нормы. Из потенциальной возможности наступления негативных последствий для виновного она преобразуется в действительную меру.

Какая ответственность административная?

Действующее законодательство не формулирует точного определения. Глава вторая КоАП содержит в названии такие понятия, как "административная ответственность" и "правонарушение". При этом в ст. 2.1 разъясняется только понятие проступка. В качестве него выступает виновное, противоправное поведение юрлица либо гражданина, за которое КоАП предусматривает санкции. Юридические лица привлекаются к ответственности в случае, если доказано, что они имели возможность соблюсти установленные нормы и правила, но не предприняли все зависящие от них меры для предотвращения нарушения. Применение санкций к организациям не освобождает от них физлиц, равно как и наоборот.


Исходя из указанных признаков, можно заключить, что административная ответственность выступает в качестве способности виновного лица при совершении им правонарушения претерпеть неблагоприятные последствия имущественного/личного характера, которые предусматриваются в соответствующих нормах КоАП.

Важный момент

Особое значение при реализации мер принуждения в отношении виновных имеют отягчающие и смягчающие обстоятельства. При их наличии варьируется размер санкций. Следует отметить, что эти признаки предусматриваются не только в КоАП. Отягчающие и смягчающие обстоятельства играют существенную роль при рассмотрении уголовных дел.

Критерии для уменьшения размера санкций

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:


Указанные критерии, таким образом, включают в себя признаки, по которым можно квалифицировать степень опасности проступка. Эти признаки учитываются, когда в рамках рассматриваемого дела происходит назначение наказания. При смягчающих обстоятельствах применяются менее суровые санкции.

Раскаяние

Оно предполагает наличие отрицательной оценки у самого виновного лица совершенного проступка и нанесенного вреда. В данном случае субъект исходит из собственного мировоззрения. Именно оно характеризует негативное отношение к нарушению. Раскаяния, полученные под влиянием физического или морального принуждения, не будут выступать как обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Последствия

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются добровольные действия лица по предотвращению вреда, возмещению или устранению ущерба. Оценивая эти признаки, необходимо учесть ряд моментов. В частности:


Опасные последствия нарушения КоАП отождествляет с физическим, моральным или имущественным вредом, который нанесен гражданину или организации.

Ущерб

Такие обстоятельства, смягчающие наказание, как возмещение или устранение причиненного вреда, возможны только при совершении нарушения. Добровольность действий субъекта означает, что он действовал самостоятельно и без внешних принуждений. Данные обстоятельства, смягчающие наказание, относятся к юридическому лицу или гражданину, умышленность поведения которых доказана постановлением, вступившим в силу. При применении санкций должны учитываться факты возмещения или устранения нанесенного вреда.

Состояние аффекта

Противоправные действия гражданина в отдельных случаях могут стать следствием неосознанной реакции. В этом случае должностное лицо либо уполномоченный орган квалифицирует содеянное в состоянии аффекта как смягчающее обстоятельство. В качестве важнейших критериев неосознанной реакции выступают сиюминутный порыв, нестандартное психоэмоциональное состояние, внезапность действий, которые могут привести к нанесению ущерба. Для доказательства наличия в составе проступка признаков сильного волнения обычно необходима экспертиза. Заключение специалиста может учитываться в ходе административного разбирательства. При несогласии с оценкой эксперта уполномоченный орган или должностное лицо может назначить повторное исследование.

Прочие факторы

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, могут относиться к тяжелому жизненному положению лица. Под ним в большинстве случаев следует понимать имущественные (денежные) проблемы. Вследствие неблагополучного материального состояния субъект совершает правонарушение. В качестве фактора, влияющего на уменьшение размера санкций, выступает недостижение лицом совершеннолетия. Как правило, такие граждане не могут адекватно оценить степень опасности поведения. Нахождение женщины в беременном состоянии или наличие у нее малолетнего иждивенца также выступают как обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В данном случае при рассмотрении дела учитываются физиологические особенности, которые не всегда позволяют предвидеть вероятный вред от поведения.

Дополнительно

При рассмотрении дела о правонарушении должностное лицо или уполномоченный орган принимают во внимание не только указанные в КоАП и прочих нормативных актах обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Они вправе учесть и иные существенные факторы, которые могли, по их мнению, повлиять на поведение субъекта. Данное право закреплено непосредственно в КоАП.

Схема применения санкций

Административная ответственность наступает по трем основаниям:


Чтобы наступила реальная ответственность, необходимо, чтобы указанные основания возникли именно в такой последовательности. В первую очередь появляется норма. Она устанавливает определенную обязанность и предусматривает санкцию за нарушение. При наличии соответствующей нормы и поведения, противоречащего предписанию, уполномоченное лицо/орган может наложить взыскание в сформулированном в законе порядке.

Расширение действия КоАП

В течение многих лет значение административной ответственности постепенно становилось выше. Во второй половине 80-х гг. усиление ее роли стало проявляться активнее. В этот период участилось использование многих составов правонарушений. При этом сама ответственность стала строже, усилились санкции за проступки. Сегодня перечень действий, за которые могут применяться меры принуждения, существенно расширен. В первую очередь это обусловливается возникновением ответственности за деяния, которые ранее не считались нарушениями. Среди них следует отметить, например, неуважение к суду, неисполнение требований прокурора и иных должностных лиц и так далее. Кроме этого в КоАП добавлены составы, которые ранее считались преступлениями, гражданско-правовыми нарушениями, дисциплинарными проступками. В законодательстве сегодня присутствуют нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц.

Предпосылки к ужесточению законодательства

По мнению ряда авторов, расширение сферы действия КоАП обусловливается в первую очередь негативными последствиями НТР. Достаточно широко сегодня используются компьютеры, ресурсы, радиоактивные элементы, сложная техника. Это все требует от общества заботы о противопожарной, информационной, санитарной и другой безопасности. Многие знают, какой ущерб может причинить дорожное происшествие или загрязнение окружающей среды. Охрана граждан, материальных ценностей природных ресурсов регламентируется законодательством. И в этой сфере КоАП играет существенную роль.

Кроме этого приняты нормы, устанавливающие ответственность за невыполнение актов муниципальных и государственных структур, представителей власти, за неуважение к суду. Они призваны сформировать благоприятные условия для реализации уполномоченными органами и лицами их обязанностей по обеспечению дисциплины и правопорядка в обществе. Немаловажно и то, что административные нормы охраняют таможенное, налоговое дело, работу по борьбе с монополиями и многие экономические отношения, которые возникли и продолжают возникать в процессе преобразований в государстве.

Заключение

Административное наказание выступает в качестве установленной на государственном уровне меры ответственности за совершенные правонарушения. Оно применяется главным образом в воспитательных целях. Административная ответственность направлена на предотвращение совершения новых проступков. Она оказывает влияние на самих нарушителей и на остальных членов общества. Законодательство учитывает вероятность возникновения разных жизненных факторов и обязывает уполномоченных субъектов принимать во внимание обстоятельства, смягчающие вину. Санкции в рамках КоАП не могут использоваться для унижения достоинства гражданина либо причинения ему физического страдания, равно как и для нанесения вреда репутации организации.

К административной ответственности могут привлекать органы, имеющие соответствующие полномочия по закону. Они выступают как субъекты функциональной власти. При реализации своих обязанностей они вправе налагать взыскания. По действующему законодательству такими субъектами выступают суды и многие исполнительные структуры. Административная ответственность регулируется норами права, в которых содержатся исчерпывающие перечни нарушений, санкций и органов, а также порядок привлечения лиц.

лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено.

Наказание за совершение административного правонарушения налагается в пределах и в точном соответствии с законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, т. е. не допускается применение наказания ниже низшего предела .

Административные наказания должны налагаться полномочным органом (должностным лицом) с учетом характера совершенного правонарушения: объекта посягательства, последствий, распространенности деяния и состояния борьбы с ними, обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность. Кроме того, если субъектом правонарушения выступает физическое лицо, учитывается также личность виновного, его имущественное положение, для юридических лиц – имущественное и финансовое положение.

§ 5. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за административные правонарушения, относятся (ст. 42 КоАП РФ):

а) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

б) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения;

в) добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

г) совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

д) совершение правонарушения несовершеннолетним;е) совершение правонарушения беременной женщиной или жен-

щиной, имеющей малолетнего ребенка. Орган (должностное лицо), решающий дело, вправе признать смягчающими и другие обстоятельства. Ими могут являться возраст, состояние здоровья и т. д.

К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся (ст. 43 КоАП РФ):

а) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

б) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек один год со дня окончания исполнения административного наказания;

в) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

г) совершение правонарушения группой лиц;д) совершение правонарушения в условиях стихийного бедст-

вия или при других чрезвычайных обстоятельствах; е) совершение правонарушения в состоянии опьянения (в зави-

симости от характера административного правонарушения данное обстоятельство может быть и не признано отягчающим).

Перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим. Отягчающие обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они являются квалифицирующими признаками административных правонарушений в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При нескольких административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, административное наказание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Однако если дела одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), то взыскание налагается в пределах только одной санкции.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях установлены сроки давности привлечения к административной ответственности. Административные наказания могут быть назначены:

1) не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения;

2) за ряд административных правонарушений, указанных в законе (ст. 45 КоАП РФ), например за нарушение законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континенталь-

ном шельфе, за совершение таможенных, налоговых и других правонарушений – не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – со дня обнаружения;

3) при применении дисквалификации – не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – со дня обнаружения;

4) в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Сроки давности могут быть приостановлены до передачи материалов дела уполномоченному органу (должностному лицу) при удовлетворении ходатайства гражданина о рассмотрении дела по месту жительства. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Указанный срок (один год) учитывается при квалификации правонарушения как повторного, что служит обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

При малозначительности совершенного административного правонарушения правонарушитель может быть освобожден от административной ответственности. Если в результате административного правонарушения нанесен имущественный вред, то судья, рассматривая дело, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. В случае если дело рассматривается иным уполномоченным органом (должностным лицом), спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом по правилам гражданского судопроизводства. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются также в судебном порядке.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ К ТЕМЕ VIII

1. Какие общественные отношения регулирует административное право?

а) отношения, связанные с совершением преступлений; б) отношения в сфере государственного управления;

в) имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения;

г) отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

2. Предельный возрастной срок нахождения на государственной службе, который определен законодателем:

а) 55 лет; б) 60 лет; в) 65 лет; г) 70 лет.

3. Административным правонарушением признается:

а) виновное действие (бездействие) физического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность;

б) противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность; в) противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная

ответственность.

4. Размер административного штрафа по действующему законодательству не может быть менее:

а) 1/3 минимального размера оплаты труда (МРОТ);