Кто осуществляет ремонт внутридомовых дорог? Обязанность по обустройству дороги в населенном пункте

Представьте себе такую ситуацию: Во дворе дома на дороге образовалась яма. Проехать на машине к подъезду стало достаточно проблематично. Кто и как должен осуществлять ремонт? Попробуем разобраться.

Чтобы определить, кто должен ремонтировать внутридомовые дороги, следует прежде всего найти их хозяина.

Поясним, что если разбитая дорога является частью придомовой территории, то она (дорога) оформлена в общедолевую собственность и является общим имуществом, за содержание и ремонт которого отвечает управляющая организация (ПП РФ №491). Границы придомовой территории можно определить по данным кадастрового учета или техническому паспорту многоквартирного дома, который расположен на земельном участке (придомовой территории).

В случае, если речь идет о городских улицах (т.е. если внутридворовая дорога не выделена в общее имущество), то можно сказать, что за содержание и ремонт этих дорог ответственность несет муниципалитет согласно ФЗ РФ №196 «О безопасности дорожного движения» (статья 12 п.2.).

Таким образом, если участок дороги, требующий ремонта, находится в общедолевой собственности жильцов многоквартирного дома, то вопросы, связанные с ремонтом аварийного участка и соответствующего финансирования, решаются на общем собрании собственников многоквартирного дома.

В ситуации с муниципальной дорогой все вопросы, связанные с финансированием и ремонтом аварийных объектов, решаются через органы местного самоуправления. Жители дома с разрушенной внутридомовой дорогой вправе обратиться с требованием привести объект в надлежащее состояние (Конституция РФ статья 33). Для этого нужно составить коллективное заявление и отправить его с уведомлением в администрацию района. Второй экземпляр заявления остается у отправителя. В течение 30 календарных дней на ваше заявление должен поступить ответ. Отказ органов самоуправления в восстановлении внутридомовой дороги можно обжаловать в суде, ссылаясь на незаконность отказа в ремонте, и потребовать привести дорожное полотно в надлежащее состояние из средств городского бюджета.

Справка

Напомним, что по российским требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, размеры ям не должны быть больше следующих параметров: 15 см по длине, 5 см в глубину и 60 см в ширину. Ямы, размеры которых превышают один из параметров, должны быть обозначены и огорожены в соответствии с ГОСТ 50597–93.

Гражданам, обнаружившим на городских дорогах или у себя во дворах несоответствия, связанные с общими требованиями состояния автомобильных дорог и улиц, можно обратиться с жалобой в ГИБДД или прокуратуру через сайт http://rosyama.ru .

Фото Илья Безручко

Автомобильные пути сообщения между российскими городами, поселками и деревнями отличаются не только качеством покрытия и количеством выбоин, но и собственником. К слову, первое от второго, зачастую, зависит напрямую. Сегодня мы расскажем, в чем же разница.

Бывает так: едешь ты по дороге, едешь, а она внезапно заканчивается. Вернее начинается нечто, состоящее больше из выбоин, нежели из асфальта. В этой ситуации, чтобы в будущем сохранить подвеску своего авто, не лишним будет включить гражданское самосознание и обратиться к властям, чтобы те, несмотря на отговорки об отсутствии денег, выполнили ремонт. Да-да, это работает! Но для начала лучше знать, куда именно обратиться. Давайте разберемся, какие бывают в России дороги, и кто за них отвечает.

На первый взгляд, структура проста и понятна, но, как показывает практика, даже журналистам ведущих изданий не сразу удается в ней разобраться. Пару лет назад на пресс-конференции с главой Росавтодора некое уже далеко не юное создание выдало: «Роман Владимирович, на этот раз мы все выучили, чтобы без ошибок. Прокомментируйте ход ремонта на трассе М-4». Юмор в том, что за эту дорогу отвечает совершенно другое ведомство – Госкомпания «Автодор». Но, обо всем по порядку.

Росавтодор

Полное название – Федеральное дорожное агентство, сокращенно ФДА или Росавтодор. Подчиняется непосредственно Министерству транспорта. В ведении Росавтодора порядка 50 тысяч километров дорог, из которых около 20 тысяч – международные транспортные коридоры. Это федеральные автомобильные дороги, соединяющие крупнейшие города страны, а также ведущие за границу. Причем их число и протяженность не постоянны – после определенных процедур региональные дороги могут получить федеральный статус, и наоборот. К этому часто прибегают, чтобы привести «убитую», но приобретающую значимость дорогу в нормальное состояние.


Федеральная трасса М-10 «Россия»/фото Илья Безручко

Главная задача ведомства в последние годы заключалась в приведении всей своей сети к нормативам. Говоря простым языком, основные силы направлены на то, чтобы сделать дороги ровными, безопасными и долговечными, способными принять современный трафик. Для этого покрытие старых дорог ремонтируют, иногда капитально, с усилением основания. Порой дело доходит до реконструкции – то есть дорогу фактически перестраивают заново. Но самое главное – федеральные дорожники начали более тщательно следить за содержанием вверенной им сети. Это предполагает не только своевременное латание ям, но и много других технологических и технологичных операций, в том числе превентивных, чтобы предотвратить появление выбоин. Сегодня на эти цели – на ремонт и содержание дорог – уходит около половины бюджета ФДА. Кстати, деньги в полном объеме (согласно нормативу) на выполнение этих работ, впервые в истории новой России начали выделять всего года четыре назад. Но финансовую сторону мы рассмотрим ниже.

Как уже сказано, качеством дорог федеральные дорожники всерьез озаботились не так давно. Сюда же можно присовокупить и работу по внедрению новых технологий и обновлению нормативно-технической базы, то есть правил, как строить и ремонтировать автотрассы. Зачастую в ситуации, которую мы рассмотрели в самом начале статьи, «хорошая дорога» – это именно федеральные участки, а «выбоины» находятся в ведении региональных или муниципальных властей. Кстати, федеральные дороги можно определить не только по качеству – на километровых столбиках под цифрой с 2012 года находится надпись «Росавтодор».

Регионы и муниципалитеты

По протяженности эти дороги занимают первое место. В совокупности их в России порядка полутора миллионов километров. Региональные дороги обычно соединяют крупные населенные пункты субъекта федерации, а муниципальные находятся в населенных пунктах, или непосредственно ведут к ним. И состояние этих дорог самое плачевное. Главная причина как раз в том, что денег на них не хватает. Но, как мы обещали выше, денежный вопрос мы рассмотрим отдельно, потому как система финансирования дорожного хозяйства представляет особый интерес.


Участок трассы между Петрозаводском и Выборгом/фото Илья Безручко

За региональные дороги обычно отвечают местные министерства транспорта (могут быть вариации в названии, но подчиняются они непосредственно правительству субъекта федерации), а за муниципальные – местное самоуправление. Например, если это город, то в структуре администрации должен быть специализированный отдел, а если поселок, то можно смело идти к главе поселения.

Беда с этими дорогами в том, что их много, протяженность большая, бюджет невелик, зачастую на это накладывается недостаточно высокая квалификация заказчика, и, как следствие, низкий уровень качества выполняемых работ подрядчиком при отсутствии должного контроля. Но опять же от региона к региону ситуация может меняться кардинально, очень многое зависит от грамотности и мотивированности руководящего состава.

Стоит отметить, что федеральные дорожники с региональными периодически контактируют. Так через ФДА организован процесс софинансирования, то есть из федерального бюджета выделяются суммы, покрывающие часть расходов регионов на строительство крупных объектов, например мостов. Или же оказывают помощь, когда ситуация с дорогами совсем аховая.

Необходимо также упомянуть один важный проект под названием «Безопасные и качественные дороги», который был запущен год назад. Идея его состоит в том, чтобы привести в порядок пути сообщения в трех десятках агломераций с населением свыше 1 млн человек. Половину денег выделяет регион, половину федерация, контроль берет на себя Росавтодор. Но этот проект требует отдельного рассмотрения. Кстати, следует упомянуть еще одного игрока на федеральном поле…

Госкомпания «Автодор»

Полное название – Государственная компания «Российские автомобильные дороги», или же Госкомпания «Автодор». Сокращение «ГК» представители этой структуры недолюбливают, путаница с Росавтодором (эту ошибку допускают в именовании даже некоторые губернаторы) вызывает вполне обоснованное негодование.


Строительство М-11/фото Илья Безручко

«Автодор» создали около семи лети назад специальным федеральным законом в общем-то для одной цели – начать строить в России платные автодороги, а заодно внедрять в отрасли передовые технологии, с чем компания успешно справляется. Конечно, это крайне грубое упрощение, но оставим этот тезис без расшифровки, иначе придется писать отдельный материал.

Далеко не все дороги, которыми управляет «Автодор» платные. Госкомпании передали в доверительное управление федеральные дороги М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», часть малой бетонки А-107. Постепенно «Автодор» их перестраивает, преимущественно организуя платные участки скоростных магистралей. Кроме того на основе государственно-частного партнерства «Автодор» строит новые трассы: М-11 «Москва – Санкт-Петербург », а также очередное кольцо вокруг столицы – ЦКАД. Частично «Автодор» будет заниматься новым международным транспортным коридором «Европа – Западный Китай».

Важно упомянуть инновационную деятельность Госкомпании. Сегодня «Автодор» аккумулирует в себе лучший зарубежный и отечественный опыт строительства дорог. И их дороги, особенно новые, можно считать самыми лучшими в стране. Но это не мудрено – все новые платные дороги соответствуют высшей технической категории Iа, которая по ряду параметров строже, чем у немецких автобанов.

К слову, сейчас Гокомпания разрабатывает концепцию строительства скоростного автодорожного каркаса России, который представляет собой сеть скоростных автодорог, которые свяжут все наиболее крупные промышленные центры страны.

Платные автодороги – отдельная категория. Строятся они на основе различных моделей государственно-частного партнерства. И помимо «Автодора» в стране есть несколько таких крупных примеров. Самый яркий – Западный скоростной диаметр в Петербурге. При этом автомобили поехали по мосту через Каму в Удмуртии, запущен проект строительства обхода Хабаровска, на низком старте возведение четвертого моста в Новосибирске. Число таких объектов, проезд по которым будет платным, а при их строительстве используются частные деньги, будет лишь увеличиваться. Вкладываться в инфраструктуру рискованно, но выгодно.


Западный Скоростной Диаметр/фото Илья Безручко

Здесь выбоин, пожалуй, и не встретишь. За состоянием дороги следит специальная организация – оператор (впрочем, это справедливо и для объектов «Автодора»), главная цель которой сделать проезд по трассе максимально безопасным и комфортным. Иначе зачем платить за проезд по такой дороге.

Деньги есть

А теперь о самом интересном – о денежках! Не будем развязывать полемику на тему, что «все врут», вернее – «все крадут», остановимся непосредственно на системе. В России с 2013 года введен институт дорожных фондов. Это обособленная, так называемая «окрашенная» часть бюджета – средства, которые можно потратить только на дороги. Формируется он из разных источников (их около полутора десятков), но главные из них – акцизы на ГСМ и транспортный налог. Дорожные фонды разделяются на федеральный, региональные и муниципальные.


фото Илья Безручко

То есть у каждого владельца дорог есть свой мешочек с золотом, которое можно и нужно (в соответствии с законом) потратить только на дорожное хозяйство. Вот только федеральный дорожный фонд пополняется в требуемом объеме, а у регионов ситуация сложнее – дорожные фонды субъектов наполняются в среднем около трети от норматива. Но при этом наблюдается странная штука – многие регионы часть «дорожных» денег тратят совсем на другие нужды, например, на социалку, а в сторону федерального бюджета не устают повторять избитое «дайте денег». Муниципальные дорожные фонды – также обособленные финансовые мешочки, часть денег в которые должен выделять регион. И здесь тоже многое зависит от знаний, умений и активности чиновников, от чего напрямую зависит эффективность управления местными дорогами.

Так что, если видите яму – узнайте, на какой дороге вы находитесь, опознайте ближайший километр, и сообщите об этом владельцу дороги. Впрочем, обращаться следует не только в организацию, которая отвечает за конкретный участок трассы, но и в контролирующие органы. На всякий пожарный.

https://www.сайт/2017-03-20/eksperty_rasskazali_pochemu_uvelichenie_shtrafov_dlya_chinovnikov_za_plohoe_soderzhanie_dorog_vryad_

«Мэры будут больше тратить денег на юристов, чем на дороги»

Штрафы для чиновников за плохое содержание дорог увеличат, но это вряд ли принесет пользу

В России вступают в действие поправки в Административный кодекс, которые заметно ужесточат ответственность чиновников за плохие дороги. Гаишникам теперь станет проще выписать штраф конкретному должностному лицу, призванному следить за состоянием дорожного покрытия. При этом сами штрафы вырастут даже не в разы — если раньше речь шла о сумме в 2-3 тысячи рублей, то теперь оштрафованному чиновнику придется заплатить от 20 до 30 тысяч. Новых порядков в местных администрациях ждут с плохо скрываемым скепсисом, и это разделяют эксперты: закручивание гаек вряд ли улучшит состояние и безопасность дорог, зато может создать новые проблемы.

Принятый в начале марта пакет поправок в целый ряд статей КоАП РФ заработал в минувшие выходные. Законодатель рассчитывает, что эти изменения расширят возможности ГИБДД воздействовать на дорожные службы и на собственников дорог общего пользования. В городах и районах таковыми выступают местные администрации, где определены ответственные за то, чтобы местные дороги соответствовали нормативным требованиям, а значит, были безопасными.

Раньше ГИБДД было сложно наказать тех, кто плохо справляется с грузом ответственности. Максимум, что могли сделать гаишники, — выписать предписание по поводу «ненормативной» выбоины в дорожном покрытии или, скажем, открытого люка. При этом распространена была практика, когда муниципалы вовсе не реагировали на эти предписания или отделывались обещанием все исправить. Ускорить реакцию могло обращение органа ГИБДД в местную прокуратуру. Но пока шла межведомственная переписка, истекали сроки действия предписания, так что работу приходилось начинать сначала.

Теперь отмахнуться от «писем счастья» из ГИБДД местным чиновникам станет сложнее.

Во-первых, вступающие в силу поправки позволят сотрудникам ГИБДД прямо на месте не только выдать предписание, но и подвергнуть штрафу должностное лицо, ответственное за состояние дороги. Причем если раньше речь шла о наказании в 2-3 тыс. рублей, то теперь придется платить штраф в размере от 20 до 30 тысяч. Юридическое лицо — то есть местная администрация — заплатит до 300 тыс. рублей. Если же окажется, что яма или какой-то другой дефект в дорожном полотне привели к серьезным последствиям (понятно, что речь идет о ДТП), то платить придется еще больше: размер штрафа для ответственного чиновника возрастет до 50-100 тыс. рублей, а для администрации, на чьем балансе оказался аварийный участок улично-дорожной сети, — до 400-500 тыс. рублей.

В Росавтодоре отреагировали на мнение, что на дороги нет денег из-за Крымского моста

Во-вторых, невыполнение предписания от ГИБДД тоже сильно «подорожает» в цене. Если раньше чиновник мог отделаться штрафом в 300-500 рублей, то теперь за это придется заплатить от 30 до 50 тысяч! При повторном таком нарушении в течение года должностному лицу грозит дисквалификация на срок до трех лет. Так что понятно, почему закон, вводящий в действие все эти драконовские наказания, сейчас под лупой изучают в местных администрациях.

Особенно тревожатся в малых городах и сельских поселениях, у которых меньше всего финансовых возможностей содержать дороги в нормативном состоянии. Впрочем, и в городах побольше поправки по тем же — финансовым — причинам не вызывают воодушевления.

Муниципальные бюджеты в настоящее время настолько малы, что органы местного самоуправления вынуждены экономить буквально на всем, констатирует исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской области Олег Иванов. В этой ситуации, по его словам, зачастую и речи быть не может о капитальном ремонте муниципальных дорог, максимум — о ямочном ремонте, да и то на самых критических участках дорожной сети.

«В 2016 году администрация получила 70 предписаний ГИБДД по приведению дорог в нормативное состояние, причем некоторые предписания состояли из более 10 пунктов, с обозначением конкретных работ», — рассказал сайт вице-мэр одного из городов Свердловской области с населением чуть более 60 тыс. жителей. По словам чиновника, штрафов на администрацию выписали на 300 тысяч, еще два штрафа — на общую сумму 4 тыс. рублей — выписали ему самому как должностному лицу.

При этом, говорит собеседник, объем средств, запланированных в бюджете городского округа на 2017 год по «дорожной» статье, в 13 раз меньше нормативной потребности.

Финансирование не покрывает даже нормативов содержания дорог, не говоря об их ремонте. При этом никто не отменял необходимость развивать дорожную сеть: даже в условиях кризиса строительство жилья и других объектов в городе продолжается, увеличивая обязательства муниципальных властей.

Как в этих условиях сложится новая административная практика, вице-мэр не берется даже предположить. «Я посмотрел — размеры штрафов больше, чем моя зарплата. Мне это разорение зачем? Еще и дисквалификация. Если я пойму, что мне останется только уволиться, я это сделаю без колебаний», — сказал чиновник, заметив, что исход кадров из местного самоуправления может оказаться массовым, в чем вряд ли заинтересовано государство.

«Я бы еще понял, если бы речь шла о санкциях в отношении подрядных организаций, которые недобросовестно следят за качеством дорог. Но какой смысл ужесточать ответственность для местных бюджетов, в которых и так нет денег на дороги?» — недоумевает Юрий Гурман, руководитель Ассоциации городских и сельских поселений Челябинской области. По его словам, сельские поселения в этой части хотя бы защищены федеральным законом, который передал вопрос ремонта и содержания дорожной сети в ведение муниципальных районов, в чей состав они входят. Если региональный законодатель не пошел на дополнительное регулирование этого вопроса, а между районом и поселениями в его составе не было заключено особых соглашений, то сельские главы избавлены от дамоклова меча предписаний и штрафных санкций за их невыполнение. С городскими поселениями все сложнее — вопрос с дорогами остается их головной болью, притом что и размер проблемного хозяйства в городах куда значительнее.

Есть еще один нюанс, обращает внимание Юрий Гурман. В 2015 году принята норма (Пункт 4. Статья 24.5. КоАП РФ), которая освобождает от ответственности местные администрации и должностных лиц, если выяснится, что они требовали денег на реализацию своих полномочий, но бюджетные средства не выделялись. «По сути, вооружившись этой бумагой, можно отбиваться от любых проверяющих и надзорных органов, не только от автодорожной инспекции, — рассказал сайт председатель депутатского собрания одного из сельских поселений на юге Урала. — Мы, например, так успешно отразили атаку Госпожнадзора, который указал нам на отсутствие пожарного водоема на территории поселения. Мы предъявили в суде бумагу о том, что просили денег на это в районе, а нам за отсутствием средств отказали. В итоге суд освободил нас от ответственности».

Похоже, что дело идет к тому, что грамотные и опытные главы просто начнут тратить больше денег на хороших юристов, чем на плохие дороги, мрачно шутит глава районного центра Касли в Челябинской области Юрий Скулыбердин. В противном случае размеров штрафов не выдержат не только сами чиновники (которых, кстати, с хорошей квалификацией, на невысокие зарплаты днем с огнем не заманишь), но и местные бюджеты.

По мнению главы поселения, важно учитывать и то, что новые положения Административного кодекса могут заметно возвысить роль полицейского начальства на местах.

Иными словами, если руководителю городского или районного отдела ГИБДД (или кому-то, кто имеет на него влияние) вдруг захочется свести счеты с местной администрацией, его возможности теперь трудно переоценить.

Тем более на подходе и другие поправки, ужесточающие требования к соблюдению различных ГОСТов при эксплуатации улично-дорожной сети в населенных пунктах и за их пределами. А о том, что гипотетический конфликт на самом деле не такая уж и редкость, свидетельствует пример того же Екатеринбурга, где дают о себе знать давние разногласия между мэрией и руководством областного управления ГИБДД.

«На мой взгляд, новые размеры штрафов не чрезмерны, однако не думаю, что увеличение штрафов вообще способно стимулировать ответственных лиц содержать дороги в надлежащем состоянии», — считает Олег Иванов из Совета муниципальных образований Московской области. Плохое состояние дорожного покрытия он называет комплексной проблемой, первопричина которой все-таки не безответственность чиновников, а особенности российского законодательства. Пока победу в конкурсах на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд будет обеспечивать минимальная предложенная цена, трудно требовать от чиновников обеспечивать привлечение на дорожные объекты подрядчиков с высоким качеством выполнения.

Жители Челябинска просят поставить светофор на опасном перекрестке

Сергей Воронин, адвокат АНО Экспертный центр «Консультант», согласен с тем, что от увеличения штрафов, от которых грамотные и опытные чиновники по-прежнему смогут уходить, вряд ли будет толк. Куда эффективнее было бы развивать институт дисквалификации и запрета на работу для тех, кого поймали на плохом качестве дорожных работ.

А Юрий Гурман, который в своем регионе продолжает борьбу за восстановление прямых выборов муниципальных руководителей, а на федеральном уровне бьется за расширение финансовых основ местного самоуправления, убежден, что можно было бы и вовсе обойтись без штрафов. «В нормальной системе у местных властей есть возможность за счет средств местного бюджета решать вопросы обустройства того места, где проживают и избранный жителями глава, и избранные жителями депутаты, и то население, которое избирало эту местную власть..

По данным «Российской газеты» , которая на днях опубликовала вступающие в силу поправки, только в январе 2017 года в России зарегистрировано более 6 тыс. ДТП, причиной которых стало несоблюдение требований к безопасному состоянию дорог. Причем речь идет только о тех авариях, в которых пострадали люди. В ГИБДД констатируют, что это на 8% больше, чем в прошлом году. Точно так же, на 8,8%, возросло число ДТП с гибелью людей (643 человека). Когда снег со льдом сходят с дорог вместе с асфальтом, принятие очень жестких мер в отношении тех, кто отвечает за состояние дорог, как нельзя кстати, убеждено издание. Но приведет ли пакет поправок к ожидаемому эффекту, большой вопрос.

Новости России

Россия

В России возбудили уголовное дело об умышленном загрязнении нефти в нефтепроводе «Дружба»

Россия

В Красноярске крупный пожар на территории завода по производству ракет «Сармат» и «Синева»

Во время церемонии схождения огня

Россия

Откуда берется благодатный огонь? Мнения верующих и скептиков

Россия

Мария Воронцова, которую называют дочерью Путина, вошла в состав совета по генетике

Россия

Глава Минприроды предложил выпустить косаток из «китовой тюрьмы» в Приморье к июлю

Россия

В ЕСПЧ подана жалоба из-за задержания на Кубани феминисток и угроз со стороны казаков

Россия

Навальный ответил Силуанову и Цаликову, критиковавшим расследование ФБК об их недвижимости

Россия

В Архангельске протестующие против московского мусора записали обращение к Путину

Кто отвечает за дороги.

Автомобильные дороги в России распределены между собственниками дорог. Согласно закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» владельцы автомобильных дорог — исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации;

1. Собственность на автомобильные дороги.

1.1. К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (закон о дорогах…).

1.2. Перечень федеральных автомобильных дорог утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 928.

1.3.Автомобильные дороги общего пользования федерального значения, включенные в перечень, закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства , за исключением автомобильных дорог, переданных в установленном порядке в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги». 1.4. К собственности субъекта Российской Федерации (области, края, республики, округа) относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (постановлением правительства области, края, республики или округа).

1.5. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения утверждается постановлением Главы муниципального образования (поселения).

1.6. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения утверждаются постановлением администрации городского округа.

1.7. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень дорог утверждаются постановлением главы администрации муниципального района.

1.8. К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, муниципального района и городского округа.

2. Осуществление дорожной деятельности.

Дорожная деятельность — деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

2.1. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается:

— федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства (Федеральным дорожным агентством (Росавтодор), находящимся в ведении Министерства транспорта РФ;

— или в случае, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», этой компанией. 2.2. Дороги , закрепленные за Федеральным дорожным агенством (Росавтодор):

— М2 «Крым»: Москва — Тула — Орел — Курск — Белгород — граница с Украиной;

М5 «Урал»: Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа – Челябинск;

М7 «Волга»: Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань – Уфа;

М8 «Холмогоры»: Москва — Ярославль — Вологда – Архангельск;

М9 «Балтия»: Москва — Волоколамск — граница с Латвийской Республикой;

— М10 «Россия»: Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург;

— Р21 (М18) «Кола»: Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск — Печенга — граница с Норвегией;

— Р22 (М6) «Каспий»: автомобильная дорога М-4 «Дон» — Тамбов — Волгоград – Астрахань;

— другие дороги в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 928 “О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения”.

2.3. Дороги , закрепленные за компанией «Российские автомобильные дороги» (в дальнейшем Автодор»):

-Автомобильная дорога М1 «Беларусь» (Минское шоссе) - автомобильная дорога федерального значения Москва - Смоленск - государственная граница с Республикой Беларусь.

— Автомобильная дорога М-3 «Украина» Москва – Калуга – Брянск — государственная граница с Украиной.

— Автомобильная дорога М-4 «Дон» Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск.

— М11 – строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва — Санкт-Петербург;

— строящаяся центральная кольцевая автомобильная дорога Московской области (ЦКАД).

2.4. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Такими органами являются департаменты дорожного хозяйства, департаменты автомобильных дорог областей, краев, республик и округов. Департаменты осуществляет право оперативного управления в отношении региональных дорог, закрепленных за ними правительствами регионов.

2.5. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (в городских округах, муниципальных районах) обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (департаменты транспорта, дорог и благоустройства; управления по благоустройству; отделы жилищно-коммунального хозяйства; отделы транспорта, связи и благоустройства и т.д.).

2.6. Ремонт и содержание региональных автомобильных дорог и дорог местного значения осуществляется дорожными подразделениями (ДРСУ, ДЭУ и т. д.), а также привлекаемыми в отдельных случаях на основе конкурсов (подрядных торгов) другими специализированными организациями.

За дорожными организациями закрепляются автомобильные дороги по линейному или территориальному принципу. Протяженность участков дорог, обслуживаемых дорожными организациями, устанавливается в зависимости от категории дороги, климатических особенностей и типов покрытий, начертания сети автомобильных дорог и т.п.

2.7. Ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог осуществляется федеральными казенными учреждениями – управлениями автомобильных дорог, федеральными государственными унитарными дорожно эксплуатационными предприятиями, дорожными организациями других форм собственности.

Автотранс-консультант.ру.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Требования к содержанию дорог и безопасности дорожного движения

К полномочиям органов местного самоуправления относятся (п. 5 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ):

– дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест);

– муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения.

Дорожная деятельность в отношении дорог местного значения осуществляется за счет местных бюджетов. Она включает в себя в том числе текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог (ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Органы местного самоуправления обязаны поддерживать состояние дорог местного значения в соответствии с техническим требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»,

Органы местного самоуправления в пределах совей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (БДД). Полномочия местных властей в этой области – расходные обязательства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют мероприятия организации дорожного движения, чтобы повысить его безопасность и пропускную способность дорог (Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Органы государственной власти проводят государственный надзор и контроль за выполнением законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения БДД (ст. 5, ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ).

Когда суды признают муниципалитет виновным

Плохое качество дорожного полотна часто становится причиной серьезных аварий. Если других виновников дорожно-транспортного происшествия нет, суд обяжет органы местного самоуправления компенсировать вред жизни и здоровью граждан, а также имуществу пострадавших физических и юридических лиц.

Если муниципалитет не выполняет требования к состоянию дорог местного значения, судьи обяжет устранить недостатки. Пример – в апелляционном определении Волгоградского областного суда от 22.09.2016 г. по делу № 33-12823/2016 .

Иногда местные власти ссылаются на то, что владелец автомобиля знал об особенностях участка дороги и был недостаточно осторожным. Судьи не принимают такие аргументы.

Участки дороги, на которых проводятся ремонтные работы, должны быть огорожены и оснащены дорожными знаками. Их отсутствие создает аварийную обстановку на дороге. В случае ДТП суд признает орган местного самоуправления виновным в аварии и потребует компенсировать ущерб.

Какие доводы срабатывают в суде

Крайне редко органам местного самоуправления удается избежать ответственности за ненадлежащее содержание дорог. Это происходит, если муниципалитет может подтвердить свою невиновность документально. Изучите схему ДТП. Она может содержать веские аргументы в вашу пользу.

Дерево упало на автомобиль. Кто несет ответственность?

Ответственность за содержание дороги местного значения и благоустройство прилегающих к ней территорий несет местная администрация. Это касается и состояния зеленых насаждений. Если дерево упало на автомобиль, когда он двигался по дороге местного значения, именно местные власти будут отвечать за последствия.

Если дерево упало на автомобиль, припаркованный во дворе, ответственность возлагается на управляющую компанию или ТСЖ в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом.

Если дерево упало на территории, которая находится в ведении органа местного самоуправления, его вину или невиновность суд установит по документам. Они должны подтверждать все обстоятельства дела. Полицейский обязан осмотреть дерево и отразить в протоколе состояние ствола, корней и т.д. Из протокола должно быть понятно, упало ли дерево само или его спилили либо срубили, повредили каким-либо иным способом.

Истец должен пригласить представителей администрации или организации, ответственной за содержание зеленых насаждений, чтобы зафиксировать в акте неудовлетворительное состояние дерева. Если он этого не сделал и других доказательств ненадлежащего состояния дерева нет, судьи откажут в иске.

Дендрологическая экспертиза в отношении упавших деревьев сегодня не проводится. Хотя именно она может установить, было ли дерево аварийным и подлежащим спилу.

Ремонт автомобиля, который пострадал от падения дерева на частном земельном участке, оплатит собственник участка. Также не возмещайте ущерб, если автомобиль стоял на месте, где парковка транспортных средств запрещена (в лесу, лесопарковой зоне, на тротуаре и т.п.). Собственник будет оплачивать ремонт сам.