Отклонение заявки на основании отсутствие информации о стране происхождения товара. Страна происхождения товара спорных заявок: отклонить или допустить

Д.Ф. Аяцков

Научный руководитель Межрегионального института дополнительного образования, действительный государственный советник РФ 2 класса, доктор исторических наук, профессор

Дорогие друзья!

Мы реализуем программы, в основу которых был положен принцип сочетания фундаментальных и прикладных знаний. Мы сотрудничаем с ведущими специалистами – практиками отраслей, представленных в нашем институте. Занятия проходят как в классической форме, так и в форме мастер-классов, тренингов, деловых игр.
Абсолютно уверен, что знания, полученные в Межрегиональном институте дополнительного образования, дадут вам новые возможности для эффективной мобильности и профессионального роста в Вашей профессиональной сфере.
Удачи Вам!


Е.В. Лабазнова

Ректор Межрегионального института дополнительного образования, кандидат экономических наук, доцент

Дорогие друзья!

Сегодня Институт предлагает широкий ряд программ, различающихся по продолжительности, содержанию, методикам и охватывающих весь цикл подготовки в системе дополнительного профессионального образования.
Созданный кумулятивный эффект от знаний, сформированных на основе совместного труда большого количества ведущих экспертов и преподавателей в своей отрасли, позволит Вам существенно повысить свою квалификацию и профессиональный статус.
Наши выпускники практически всегда говорят нам, что, покидая наши аудитории, они начинают видеть новые возможности и перспективы. Мы надеемся, что знания и навыки, полученные Вами в институте, послужат успеху и процветанию Вашей семьи, Вашей организации и страны в целом. Искренне желаем сделать правильный выбор, и помните – Ваш успех только в Ваших руках!

Сложности текущих политических и экономических взаимоотношений между странами неизбежно отражаются на госзакупках. Без ориентации участников торгов в соответствующих ограничениях и приоритетах российской контрактной системы, а также знания ими порядка указания страны происхождения и производителя продукции (товара, работы, услуги) в документации они могут лишиться возможности принять участие в конкурсной процедуре или же быть наказанными за необоснованное нарушение конкуренции. Рассмотрим с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ, какие в связи с этим возникают вопросы у участников торгов, и дадим на них ответы.

В соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В первой части заявки участника закупки содержится информация о стране происхождения товара с используемым союзом «или» (например, Япония или Нидерланды). Информация о стране происхождения товара содержится не по каждой конкретной позиции объекта закупки, а в отдельно указанной в заявке «таблице странпроизводителей» (например, Hewlett-Packard (HP) - Япония, Kyocera – Япония, Xerox – Япония или Нидерланды).

Следует ли отклонить заявку участника закупки в связи с тем, что в числе прочих сведений, указываемых в соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, участник указал не одну, а две страны происхождения товара?

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ в документацию об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, обязательно включаются в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3–6 ст. 66 этого Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара определены в п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ. В частности, она должна содержать следующую информацию:

– если в документации об электронном аукционе содержится, помимо прочего, указание на наименование страны происхождения товара, первая часть заявки должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара (пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ);

– если в документации об аукционе такого указания не содержится, первая часть заявки должна содержать указание на наименование страны происхождения товара (пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ участник закупки не допускается к участию в аукционе в случае:

1) непредставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, или представления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям не допускается (ч. 5 ст. 67 Закона № 44-ФЗ).

В случае указания участником в первой части заявки более одной страны происхождения товара очевидно, что речь о непредставлении необходимой информации (п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ) не идет – информация представлена. Говорить в такой ситуации о том, что представленная информация не соответствует требованиям документации о таком аукционе, также неверно – документация об аукционе не содержит требования об указании одной страны происхождения товара.

Как представляется, требование об указании в первой части заявки страны происхождения товара установлено для целей соблюдения национального режима осуществления закупок в отношении товаров, работ и услуг, установленного ст. 14 Закона № 44-ФЗ. Из части 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ следует, что при установлении Правительством РФ запрета либо ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством РФ. При этом Законом № 44-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами не установлено никаких требований к порядку указания наименования страны происхождения товара в заявках участников, в том числе запрета на указание более одной страны происхождения товара.

Запрета и ограничения на указание в заявке участника более одной страны происхождения товара не содержит и приказ Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 № 155, определяющий условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Справедливости ради надо отметить, что п. 10 названного документа содержит рекомендации в контракте указывать страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений, окончательном предложении, с которым заключается контракт, и данные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа. Однако из указанного пункта не следует, что в заявке и, соответственно, в контракте не могут быть указаны две и более страны происхождения товара.

При отсутствии указаний заказчика в аукционной документации о закупке товара только определенной страны происхождения указание заказчиком в первой части заявки более одной страны происхождения товара, исходя из требований закона, не может оказать никакого влияния на результат аукциона, ограничить конкуренцию между его участниками. При отсутствии же законных оснований отклонение первой части заявки участника электронного аукциона с указанными двумя странами происхождения товара будет необоснованным.

Вместе с тем сказанное является лишь экспертным мнением. На практике имеет место и противоположная позиция проверяющих органов. Так, в решении Омского УФАС России от 26.05.2015 по делу № 03-10.1/172-2015 контролирующий орган признал правомерным отказ в допуске к участию в электронном аукционе заявителю, указавшему в заявке на участие в электронном аукционе в отношении одной позиции товара две страны его происхождения, буквально истолковав норму пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ как содержащую требование к указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе только одной страны происхождения товара в отношении конкретного товара.

За официальным разъяснением ситуации необходимо обратиться в Минэкономразвития РФ либо в Федеральную антимонопольную службу России.

В соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ участник электронного аукциона в первой части заявки должен указать наименование страны происхождения товара.

Вправе ли заказчик включить в аукционную документацию требование об указании участником аукциона наименования страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ), принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта РФ от 14.12.2001 № 529-ст?

К сожалению, предоставить однозначный ответ на этот вопрос невозможно. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3–6 ст. 66 этого Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В свою очередь в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна в перечисленных в этой части случаях содержать информацию о наименовании страны происхождения товара.

Законом № 44-ФЗ не установлено требований к порядку указания наименования страны происхождения товара в заявках участников. Из части 3 ст. 14 данного Закона лишь следует, что при установлении Правительством РФ запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом № 44-ФЗ не установлена обязанность участника закупки определять наименование страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ) (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 14.12.2001 № 529-ст). Как следует из Введения к указанному классификатору, он предназначен для идентификации стран мира и используется в процессе обмена информацией при решении задач международных экономических, научных, культурных, спортивных связей и т.д.

Отдельными нормативными актами, принятыми во исполнение Закона № 44-ФЗ, действительно предусматриваются требования, в соответствии с которыми при осуществлении закупок информация о наименовании страны происхождения товара должна указываться в соответствии с ОКСМ (например, п. 20 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Минфина России от 24.11.2014 № 136н, а также приложение 2 к приказу Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея от 07.05.2015 № 155-п). Однако, как показывает правоприменительная практика, поскольку такие требования к содержанию заявки положениями Закона № 44-ФЗ не предусмотрены, установление в документации об электронном аукционе требования об указании участником аукциона наименования страны происхождения товара в соответствии с ОКСМ может быть признано неправомерным (например, решение ФАС от 19.06.2015 № К-734/15). По логике вещей, даже если рассматривать такое условие документации об аукционе как прямо не нарушающее Закон № 44-ФЗ, само по себе то обстоятельство, что указанное в конкретной заявке наименование страны происхождения товара отличается от формулировок, использованных в ОКСМ, однако позволяет однозначно определить страну происхождения товара, не может рассматриваться в качестве основания для отказа в допуске к участию в аукционе лица, подавшего такую заявку. Поэтому следует полагать, что при формировании документации об аукционе в нее нецелесообразно включать указанное в вопросе требование. Однако каких-либо иных, помимо приведенного решения ФАС, примеров из правоприменительной практики, где рассматривался бы заданный вопрос, обнаружить не удалось.

Заказчик проводит электронный аукцион на поставку мяса (говядина замороженная) с применением Постановления Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 и приказа Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 № 155. Все участники аукциона предложили в первых частях заявок российский товар. Все участники, кроме победителя, во вторых частях заявки продекларировали страну происхождения товара и производителя товара. Победитель аукциона во второй части заявки указал в декларации страну происхождения – Россию, но не указал производителя. Также во второй части заявки отсутствуют какие-либо иные документы, подтверждающие производителя товара. В первой части заявки победителя указана только страна происхождения.

Можно ли в этом случае признать заявку победителя не соответствующей требованиям, установленным к документации, на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ?

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ в целях защиты
основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики Правительство РФ своими правовыми актами может устанавливать ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок.

В свою очередь Минэкономразвития РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, п. 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437).

В рамках реализации указанных полномочий Правительством РФ и Минэкономразвития РФ, соответственно, были приняты упоминаемые в вопросе постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и приказ Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», действие каждого из которых распространяется в том числе и на такой товар, как говядина замороженная.

Вместе с тем при применении указанных нормативных правовых актов следует иметь в виду то обстоятельство, что
они действуют только в том случае, если при определении поставщика путем проведения конкурентных процедур, упомянутых в данных актах, к поставке предлагаются товары как из государств ЕАЭС, так и из иных государств (п. 1 постановления № 832, п. 1 приказа № 155). Причем из п. 2 постановления № 832 вытекает, что данное постановление не подлежит применению, если наряду с заявками на поставку определенного вида иностранного товара подана лишь одна заявка на поставку этого товара из государств ЕАЭС, либо две и более заявок на поставку товара из ЕАЭС содержат указание на то, что данный товар произведен одним и тем же производителем. В приведенной ситуации будет действовать Приказ № 155.

Из вышеизложенного следует, что в том случае, когда все заявки, поданные на электронный аукцион, содержат предложения о поставке замороженной говядины только российского происхождения, ограничения и правила, установленные постановлением № 832 и приказом № 155, не применяются.

Тем не менее необходимо учитывать, что обязанность участника электронного аукциона представить в составе второй части своей заявки документы, подтверждающие соответствие такого участника и (или) предлагаемых им товаров условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ, предусмотрена не положениями вышеуказанных нормативных правовых актов, а нормой п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ. При этом исполнение указанной обязанности участником электронного аукциона не зависит от того, предлагаются ли участниками данного аукциона только товары, происходящие из стран ЕАЭС, или также и иностранные товары.

Согласно ч. 1 ст. 69 Закона № 44-ФЗ, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона № 44-ФЗ, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия ее в том числе требованиям, установленным ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ.

Следовательно, установленное заказчиком в документации об электронном аукционе требование о представлении участником в составе заявки документов, подтверждающих наименование производителя товара, внесенного в перечень, утвержденный постановлением № 832, должно быть исполнено участником закупки. Заявка участника, не содержащая сведений о производителе такого товара, подлежит отклонению (например, решение УФАС по Брянской области от 19.10.2016 № 227, решение УФАС по Москве от 07.11.2016 № 2-57-12589/77-16, решение УФАС по Свердловской области от 01.11.2016 № 1573-з).

Следует также обратить внимание на то, что требование заказчика об указании наименования производителя в первой части заявок, представляемых на электронный аукцион, не соответствует требованиям закона. Ведь, согласно ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, в первых частях заявок правомерно требовать указания лишь наименования страны происхождения товара. Наименование производителя товара раскрывается участником электронного аукциона во второй части заявок в силу уже упоминавшегося п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ (например, решение УФАС по Новосибирской области от 04.10.2016 № 08-01-358).

Добрый вечер! Впп. а – б п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона 44 –ФЗ участник размещения заказа обязан указать в первой части заявки наименование места происхождения товара. С января 2014г. во всех заявках по рекомендации Главного управления торгов Самарской обл. местом происхождения товара указывали- РФ.Все заявки были приняты. В июне 2014г. один из Заказчиков г. Тольятти отклонил заявку аргументируя тем, что РФ -не достаточно, надо указать округ, город. Правомерно ли это? Ведь в ФЗ-44 и Документации такой конкретики не было? С уважением, Ирина

  • Вопрос: №738 от: 2014-06-15.

Исходя из формулировок, указанных в пп. а - б п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона 44 -ФЗ участник закупки обязан указать в первой части заявки наименование места происхождения товараили наименование производителя товара.

Мое мнение, что законодатель изначально требовал указания вышеуказанных показателей, чтобы проверить и сопоставить предлагаемый к поставке товар, данным о товаре, указанным в заявке.

В качестве примераможно привести ситуацию, при которой участник указал в заявке страну происхождения Россия, а по факту поставил товар со страной происхождения - Китай.

Аналогично и с требованием об указаниинаименования производителя товара. Участник указал в заявке одного производителя, а по факту поставил товар от другого производителя.

Однако заказчики в совокупности с органами антимонопольной службы, как свойственно большинству людей, начали «домысливать» формулировку законодателя о месте происхождения товараили наименовании производителя товара.

В связи с вышеуказанным, начала складываться разнообразная и, зачастую, диаметрально противоположная практика.

Опишу две основные позиции по данному вопросу.

В качестве первого подхода сложилось суждение, что страна происхождения товара (Россия, КНР, США) не является наименованием места происхождения товара, руководствуясь ссылкой на статью 1516 ГК РФ.

Сторонники вышеуказанного суждения в лице заказчиков и органов антимонопольной службы выносят решения о признании обоснованным отклонения первых частей заявок в случае указания только страны происхождения без места происхождения товара (например: Россия без указания Оренбургская область, город Оренбург и т.д.).

Сторонники второго подхода, в лице заказчиков и органов антимонопольной службы (Московский УФАС России, Челябинский УФАС России) указывают, что в рамках статьи 66 Закона 44-ФЗ не установлено требование, что месту происхождения товара должна быть предоставлена правовая охрана.Следовательно, достаточно указывать только государство/страну происхождения товара.

Мое личное мнение, что достаточно указать государство/страну происхождения товара, т.к. при желании можно еще глубже «истолковать» требования законодателя, дойдя до абсурда.

В качестве пример можно привести следующее. В заявке указано - «Китай», в то же время официальное название государства -Кита́йская Наро́дная Респу́блика или в заявке указано - «Бразилия», а полное официальное название государства - Федерати́вная Респу́блика Брази́лия и т.д.

В отдельных случаях высказывается точка зрения, что необходимо полностью описать и место происхождения товара, и наименование производителя.

В качестве примера можно привести следующее. Комиссией Новосибирского УФАС России рассмотрена жалоба ООО «Синема-Мебель» на действия заказчика МКП г. Новосибирска ДК «Прогресс» по проведению открытого аукциона в электронной форме на поставку и монтаж кресел для театрально-концертного зала МКП «Дворец культуры «Прогресс».

В заявке ООО «Синема-Мебель» в техническом задании было указано наименование места происхождения товара - Российская Федерация, но не указано наименование производителя предлагаемого для поставки товара.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 25.04.2014 года заявка ООО «Синема-Мебель» была отклонена, так как первая часть заявки не соответствует требованиям документации об аукционе, а именно пункту 3.2.2 - не указано наименование производителя предлагаемого для поставки товара.

Комиссия Новосибирского УФАС России признала жалобу ООО «Синема-Мебель» на действия заказчика МКП г. Новосибирска ДК «Прогресс» необоснованной (источник http://www.novosibirsk.fas.gov.ru/news/14612).

В отношении наименования производителя товара позиция антимонопольной службы состоит в том, что наименование производителя должно быть полным, т.е. с указанием организационно - правовой формы (например: ООО, ОАО, ЗАО, АНО и т.д.).

В данной ситуации считаем обоснованным придерживаться позиции, что для избегания отклонения, особенно при участии в закупках заказчиковсубъектов России, желательно указывать полностью и место происхождения товара, и полное наименования производителя.

Наше мнение основано на том, что в конечном итоге лучше приложить максимум усилий со стороны исполнителей (менеджеров, юристов, технических специалистов) на этапе подготовки заявки и указать развернутую информацию в заявке, чем отклоненная заявка и непрогнозируемые перспективы обжалования в органах ФАС.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Требует указывать в первой части заявки место, где произвели ту или иную продукцию. Наименование страны происхождения товара по 44 ФЗ — это одно или несколько государств, на территории которых его произвели. Требование указывать такую информацию нужно в обязательном порядке включить в или .

Рассматриваемое понятие не стоит путать со следующими терминами:

  1. Наименование происхождения продукции. Оно определяет конкретное место, которое ассоциируется с уникальными вещами. К примеру, тульский пряник.
  2. Местонахождение производителя. Оно не тождественно стране производства. Из практики антимонопольного органа следует, что если в заявке указать на производителя (например, производитель: МФ Боровичи, Беларусь), ее отклонят в связи с несоблюдением условий документации о торгах.
  3. Страна торгового знака. Следует отметить, что государство, из которого пришел торговый знак, может отличаться от места изготовления продукции. Так, например, продукция может быть сделана в Китае, а торговая марка при этом зарегистрирована в США как продукция Apple (iPhone, iPad и др.).

Необходимо отметить, что ст. 33 ФЗ-44 устанавливает требование к документации. Так не должно включать ссылки на товарные знаки, наименование места возникновения или наименование производителя.

Как правильно указать происхождение

Также классификатор указывает цифровой код страны происхождения товара, который помогает определить, где он изготовлен.

Важно добавить, что заказчики должны соблюдать так называемый (напомним, он применяется к товарам, которые изготовлены на территории иностранных государств).

Как подтвердить страну-производителя

При оформлении на участие в конкурсе или необходимо указать в первой части заявки место возникновения тех или иных товаров. Во второй части нужно приложить подтверждающие документы (в том случае, если заказчиком установлено такое требование). В большинстве случаев будет достаточно констатации самого факта.

Проведение экспертизы для установления государства необходимо для продукции, которая предназначена на экспорт. Вещи отечественного производства для оборота внутри государства подвергаются сертификации (при этом также проводится экспертиза). Проводит ее Торгово-промышленная палата.

Среди сертификатов необходимо обратить внимание на сертификат формы СТ-1. Такой документ оформляется на продукцию, которая вывозится за пределы РФ в государства — участники СНГ. Срок действия такого сертификата составляет один год.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о декларации страны происхождения товара при участии в закупках в рамках 44-ФЗ. Такая декларация необходима в том случае, если Заказчиком при проведении закупки установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (ст.14 44-ФЗ “национальный режим” и ). Национальный режим был введен на законодательном уровне для создания преимуществ производителям из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия). В этой статье мы подробно разберемся с тем, какие документы позволяют подтвердить страну происхождения товара (СПТ) и где их взять.

1. Страна происхождения товара

Давайте начнем с самого начала. Итак…

Страной происхождения товара является страна, где товар был полностью произведен или подвергнут серьезной обработке или переработке в соответствии с установленными критериями (критерии достаточной переработки).

Страна происхождения товара может быть подтверждена следующими документами:

  1. Сертификат о происхождении товара СТ-1 . Это документ, подтверждающий факт производства товара в стране-экспортере и выдается он уполномоченными органами этой страны. В нашей стране сертификат СТ-1 выдается Торгово-промышленной палатой либо одним из ее региональных подразделений. Подробнее о данном сертификате вы можете прочитать ;
  2. Декларация страны происхождении товара . Такая декларация представляет собой заявление, сделанное производителем товара, продавцом или иным лицом, которое его отправляет из страны происхождения. В заявление вносится информация, на основании которой можно определить, в какой именно стране был произведен товар.

2. Образцы деклараций страны происхождения товара для юрлица и ИП

Декларация СПТ для участия в закупках по 44-ФЗ готовится очень просто и представляет собой документ, подготовленный на фирменном бланке участника закупки. Если вы индивидуальный предприниматель, то можно обойтись и без фирменного бланка.

Декларация состоит из следующих обязательных атрибутов:

  1. Шапка , в которой указывается “Декларация о стране происхождения предлагаемых к поставке товаров”;
  2. Текстовый блок следующего содержания “В целях исполнения п.6 ч.5 ст. 66, ч.4 ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» “название участника ” сообщает:”
  3. Таблица , состоящая из трех столбцов: № п/п, наименование товара и наименование страны происхождения товара. В этой таблице участник декларирует СПТ предлагаемого к поставке товара. Важный момент: НСПТ должно указываться в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (постановление Госстандарта России от 14.12.2001 г. № 529-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира»). Там нам понадобится Приложение А — Наименования стран мира в алфавитном порядке.
  4. Должность, ФИО, подпись, печать (при наличии) . Важный момент: Не обязательно распечатывать документ, подписывать, ставить на нем печать и сканировать. Можно прикрепить этот документ на электронной площадке в виде обычного файла в формате *.doc без подписи и печати, т.к. он будет подписан электронной подписью.

Готовые образцы деклараций СПТ вы можете скачать ниже:

Образец декларации для ИП — скачать

Образец декларации для юрлица — скачать

3. Нужна ли декларация или достаточно просто указать страну происхождения товара?

В соответствии с п.п. «з» п.1 ч.2 ст.51, п.6 ч.5 ст.66, п.6 ч.3 ст.73 участником закупки в заявке должны быть предоставлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со ст.14 44-ФЗ, или копии этих документов (в конкурсах и запросах котировок — заверенные копии этих документов).

В соответствии с абзацем 1 пункта 13 приказа № 155 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к приказу № 155 перечне, является декларация участника закупки.

Однако в абзаце 2 пункта 13 приказа № 155 также сказано о том, что если участником закупки не представлена соответствующая декларация, к такому участнику просто не применяются положения настоящего приказа (т.е. преференции).

В соответствии с письмом Минпромторга России от 2 декабря 2014 г. № 07-3347 согласно постановлению № 656 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в пунктах 1-14, 28 и 43-66 перечня товаров, поименованных в приложении к данному постановлению, является сертификат о происхождении товара, то есть сертификат СТ-1, выдаваемый в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 г.

Таким образом, в случае отсутствия сертификата СТ-1 в составе заявки участника, такая заявка будет отклонена даже в том случае, если в ней будет указано место происхождения товара.

Если же товар не имеет аналогов произведенных в РФ (ПП РФ от 17.07.2015 г. №719 “О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации”), то в данном случае СПТ подтверждается актом экспертизы от Минпромторга РФ.

4. Изменения в декларировании СПТ с 01.07.2018 года

С 1 июля 2018 года в 44-ФЗ вступают в силу поправки, внесенные в декабре 2017 года Федеральным законом № 504-ФЗ.

Согласно этим поправкам, если в заявке участника будут отсутствовать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 44-ФЗ, то такая заявка будет приравниваться к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Таким образом участник лишится соответствующих преференций, но заявку его не отклонят.

Заявка будет отклонена лишь в том случае, если в отношении закупаемых товаров, работ, услуг установлен явный запрет, предусмотренный ст.14 44-ФЗ.

На этом моя статья подошла к концу. Буду очень рад, если данная информация помогла вам разобраться в вопросе декларирования СПТ. А если это так, то поставьте пару “лайков” и нажмите на звездочку, чтобы эту статью чаще находили в поиске другие участники закупок.