Раздел первый. Основные положения. Понятие конституционного строя. Основы конституционного строя как конституционно-правовой институт

Основные элементы конституционного строя Российской Федерации

Выделение основ конституционного строя в качестве от­дельной главы и размещение ее перед всеми другими разде­лами Конституции РФ не случайно. Законодатель стремился показать приоритетность положений, закрепляемых в главе 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя".

Основы конституционного строя - это начала, состав­ляющие идейную и нормативную базу всей системы консти­туционного права. Они представляют собой концентриро­ванно выраженные и обобщенные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу наиболее важных вопро­сов: формы правления, государственного устройства, поли­тического режима, конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, обеспечивая их взаимодействие»

Основы конституционного строя - это императивные нормы, обладающие особой юридической силой. Это подтвержда­лся усложненной процедурой их изменения и дополнения. Так, в соответствии со статьей 135 Конституции РФ положения гла­вы 1 не могут быть пересмотрены российским парламентом. Та­кое право предоставлено Конституционному Собранию, кото­рое либо подтверждает неизменность Конституции Российской федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции. Этот проект принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или выносится на всена­родное голосование. Положениям главы 1 должны соответство­вать все другие нормы конституционного права, в том числе создаваемые в договорной практике Российского государства.

Выделяют три уровня основ конституционного строя:

1) базовыеценности, на которые ориентируется общество;

2) основныепринципы, выступающие в качестве руково­дящих для отрасли конституционного права;

3) конституционно-правовыеинституты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование и закрепление.

Единый комплекс норм, который составляют основы конституционного строя, обладает рядом специфических черт:

Основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение;

Политико-правовой характер;

Нормативность и общеобязательность;

Юридическое верховенство по отношению ко всем ос­тальным положениям Конституции и других нормативных ак­тов государства;

Сжатость и концентрированность изложения;

Общепризнанность;

Целостность и устойчивость, особый порядок изменения.

Исходя из этого можно говорить об особой юридической природе норм главы 1 Конституции РФ по отношению ко всем остальным нормам, в том числе и конституционным. Так, в случае коллизии между Конституцией и всеми иными актами Конституционный Суд РФ вправе решить дело, основываясь на смысле статей главы 1 "Основы конституционного строя" Конституции РФ.

Впервые перечень основных элементов конституционного строя России был закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, получив развитие в Конституции РФ 1993 года.

Государственный суверенитет РФ (ст. 1, 4 Конституции РФ)

В науке конституционного права обычно различаются понятия народного, национального и государственного сувере­нитета. Это взаимосвязанные понятия. Полновластие народа и нации, выражающееся в свободном, самостоятельном опре­делении ими форм своего политического, социального и ду­ховного бытия, лежит в основе государственного суверените­та. Народный, национальный суверенитет является основой суверенитета государства, а последний в свою очередь высту­пает как политико-юридическая форма выражения полновлас­тия народа и суверенной воли наций и народностей.

Суверенитет не есть сама власть, это - важнейший орга­низационно-политический и функциональный принцип и усло­вие государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а так­же территориальное верховенство государства и его незави­симость во внешних сношениях.

Российская Федерация как суверенное государство явля­ется полноправным субъектом международного права, пред­ставляет собой демократическое федеративное правовое го­сударство с республиканской формой правления. В соответ­ствии с принципом суверенного равенства Российская Феде­рация обязана уважать суверенитет других государств. В пре­делах собственной территории Россия вправе осуществлять государственную власть, решать важнейшие вопросы внутрен­ней и внешней политики.

Государственным суверенитетом в России обладает толь­ко сама Российская Федерация, а не ее субъекты.

Гуманный статус человека (ст. 2, 6 Конституции РФ)

Идея прав человека является связующим звеном и глав­ным содержанием Конституции Российской Федерации. За­крепляя общечеловеческие стандарты прав и свобод личности государство разрабатывает специальные меры по соблю­дению и охране прав человека от различных посягательств.

Конституция РФ как нормативный акт высшей юридичес­кой силы закрепила основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Однако к основным правам относятся не только те права, которые указаны в Конституции; их пе­речень может быть расширен законом. Кроме того, выделение особой группы основных прав вовсе не значит, что другие права в чем-то ущербны и охраняются с меньшей силой или даже неэффективно.

Ядром конституционного статуса личности являются при­знаваемые Конституцией основные права, свободы и обязан­ности. Исходное начало формирования правового статуса че­ловека - принадлежность лица к гражданству определенного государства, из которого непосредственно вытекает его праводееспособность. Определяющая роль в характеристике об­щего статуса личности принадлежит конституционным прин­ципам прав и свобод человека и гражданина. Реализация прав и свобод человека невозможна без системы установленных го­сударством гарантий, главное место среди которых принадле­жит юридическим. Пределы реализации прав и свобод выра­жаются в их конституционных ограничениях.

Народовластие (ст. 3, 12 Конституции РФ)

Демократия - это форма правления, в условиях кото­рой сам народ осуществляет свой суверенитет. Само понятие "народ" - собирательное, конструкция человеческого разума. В статье 3 говорится о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации яв­ляется народ. Это означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на им же определенных условиях.



Суверенитет народа - первоисточник власти, право на развитие в той форме, которую выбирает само общество. На­род представляет собой совокупность индивидов, но не отож­дествляется ни с одним из них. Данная разновидность сувере­нитета существует для наиболее полного обеспечения прав составляющих его людей, а не наоборот.

Способами осуществления народного суверенитета яв­ляются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к другому государству или объединение с ним, установление любого другого политического ста­туса, определенного народом.

Воля народа является единственным базисом демократи­ческого государства, от нее исходит мандат на устройство го­сударственной власти и любые изменения ее формы. Обще­ство может оказать сопротивление любой попытке насильствен­но свергнуть конституционный строй.

Власть народа реализуется в двух формах:

непосредственное народовластие (осуществляется наро­дом путем прямого волеизъявления);

Представительная демократия (осуществляется через орга­ны, действующие по поручению народа, представляющие его).

Причем нельзя говорить о приоритете той или иной фор­мы демократии, так как они равным образом важны для реа­лизации народовластия.

Народ выступает как носитель власти в Российской Феде­рации на трех уровнях:

федеральном (как многонациональный народ всей России);

Региональном (как народ каждого из субъектов Россий­ской Федерации);

Местном (как сообщество жителей территориальных кол­лективов, где действует местное самоуправление).

Народовластие предполагает право на местное самоуп­равление. Российское государство в соответствии с требовани­ями Европейской Хартии местного самоуправления берет на себя обязательство содействовать реализации этого права и защищать его.

Федерализм (ст. 5 Конституции РФ)

Россия является федеративным государством, территория которого состоит из территорий субъектов Федерации. Такая форма национально-государственного устройства является для России оптимальной; она позволяет избежать сверхцентрали­зации, которая, как показывает исторический опыт, может привести к авторитарному режиму.

Федерализм в России обусловлен рядом причин:

Огромной территорией;

Спецификой экономического развития отдельных регио­нов:

Этническим многообразием населения;

Социокультурными различиями.

В соответствии с Конституцией РФ федерализм в нашем государстве основан на закреплении права на самоопределе­ние и самоуправление наций в составе России. Особое значе­ние в этом контексте имеет положение о том, что во взаимо­отношениях с федеральными органами государственной влас­ти все субъекты Федерации равноправны. Последнее, к сожа­лению, не всегда соблюдается на практике.

Социальное государство (ст. 7 Конституции РФ)

Понятие социального государства включает в себя такой государственно-правовой порядок, при котором государствен­ная власть подчинена правам человека и гражданина. Главное назначение социального государства - создание условий, обес­печивающих достойную жизнь и свободное развитие личнос­ти. Такое государство берет на себя обязанность о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Важнейшее условие для реализации прав и свобод граж­данина - проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостоя­ния каждого человека и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости.

Социальное государство призвано осуществлять следую­щие функции:

Охрана труда и здоровья людей;

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

Обеспечение государственной поддержки семьи, мате­ринства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей;

Развитие системы социальных служб;

Установление государственных пенсий и пособий.

Многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8, 9 Конституции РФ)

Российское государство признает частную, государствен­ную, муниципальную и иные формы собственности, обеспечи­тся их равную правовую защиту.

Экономические отношения, как правило, возникают и развиваются объективно; вместе с тем общество и государ­ство, используя законодательство и социальные нормы, мо­гут оказывать на них существенное влияние. Как показывает исторический опыт, существуют две возможные модели эко­номической системы: рыночная и планово-регулируемая.

Составляющими элементами экономических основ кон­ституционного строя являются:

Отношения собственности (существуют две основные формы собственности - частная и публичная; все остальные производны от них);

Производство материальных благ, в основе которого лежит созидательный труд человека.

Публичная собственность, в отличие от частной, недели­ма. Субъектами права публичной собственности могут быть го­сударство в целом, его составные части (в федерации - субъекты, в унитарном государстве - административно-тер­риториальные единицы), самоуправляющиеся местные тер­риториальные общности или их органы.

Публичная собственность имеет коллективный характер и предполагает равный для всех объем имущественных прав.

Частная собственность выступает в различных видах: ин­дивидуальной, групповой, коллективной, солидарной и дру­гих. Субъектами права частной собственности признаются лю­бые физические и юридические лица.

Возможен перевод из частной собственности в публичную - национализация, и наоборот - приватизация. Эти сложные процессы связаны с соотношением различных социально-по­литических сил в обществе, сознанием правящими кругами своих подлинных интересов.

Другим важным элементом экономической основы консти­туционного строя является материальное производство. Ни одно общество не способно существовать, ничего не производя, поэтому оно заинтересовано в создании благоприятных усло­вий для труда человека.

В основе трудовых отношений лежит право граждан распо­ряжаться своими способностями к производительному и творчес­кому труду. Конституция закрепляет новое для России право - право частной собственности, в том числе и на землю. Одно из важнейших проявлений свободы личности - свобода предприни­мательства, гарантией которой выступает запрет на монополис­тическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.

Разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ)

Принцип разделения властей воплощен в Российской Фе­дерации в ходе радикальных демократических реформ.

Главное содержание этого принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной вла­сти между самостоятельными органами может быть установ­лен демократический режим правления. Как известно, суще­ствуют три основные функции государственной власти: зако­нодательная, исполнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства.

Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее единственным источником в Российской Фе­дерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе пол­номочия по осуществлению суверенной государственной влас­ти. Речь в данном случае идет только о распределении функ­ций и ответственности между различными государственными органами.

Конституционный принцип, в соответствии с которым "го­сударственная власть в Российской Федерации осуществляет­ся на основе разделения на законодательную, исполнитель­ную и судебную", предполагает создание органов, представ­ляющих каждую ветвь власти.

В пределах своей компетенции по осуществлению указан­ных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая не превышала пределы отведенных ей полномочий. Такая "сис­тема сдержек и противовесов" применяется в той или иной мере в большинстве демократических государств.

Особенность Российской Федерации заключается в том, что Президент, являясь главой государства, в полной мере не входит в систему разделения властей. Одна из важнейших за­дач Президента - координация деятельности всех ветвей вла­сти. Для этого Конституция наделила его различными полно­мочиями как в законодательной, так и в исполнительной и даже судебной области.

На федеральном уровне система разделения властей выглядит следующим образом: законодательная власть - Федеральное Собрание Российской Федерации; исполнительная власть - Президент РФ (с вышеназванными оговорками), Правительство РФ; судебная власть - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

На уровне субъектов Федерации государственную власть осуществляют органы, структура и компетенция которых определяется субъектами Федерации самостоятельно.

Идеологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ)

Идеологическое многообразие означает возможность сво­бодного сосуществования в обществе различных политичес­ких взглядов, школ, концепций, идеологий, партий и органи­заций. Никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Социальная цен­ность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечи­вается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отно­шению к различным группам в обществе (политическим, со­циальным и религиозным).

Под политическим плюрализмом понимается прежде всего многопартийность - система власти, основанная на взаимо­действии и "противовесах" партий и объединений. Он предпо­лагает возможность борьбы политических сил с помощью легитимных средств, т. е. в рамках Конституции.

Будучи одним из видов общественных объединений граж­дан, политические партии являются тем инструментом, по­средством которого осуществляется социально-политическая активность граждан, их участие в общественной жизни стра­ны. От других объединений, действующих на политической арене (профессиональных, предпринимательских союзов), партии отличаются тем, что открыто борются за места в пар­ламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него - всем обществом, и, как правило, большей структурированностью и организацион­ной оформленностью.

О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий. Партия организуется по ини­циативе учредителей (физические и юридические лица) и может начать легальную деятельность после регистрации ее устава в Министерстве юстиции РФ. Принцип добровольности является основополагающим для создания и функционирования любых политических партий. Однако законами Российской федерации устанавливаются ограничения права на член­ство в политических партиях для судей, работников правоох­ранительных органов, военнослужащих и государственных слу­жащих.

Конституция запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия кото­рых направлены на насильственное изменение основ консти­туционного строя, нарушение целостности и подрыв безопас­ности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиоз­ной вражды.

В настоящее время закон, который бы специально за­креплял основы статуса политических партий в России, еще не принят. Общественные отношения, связанные с создани­ем, функционированием и роспуском политических партий, регулируются Законом об общественных объединениях 1995 года. Подлинная многопартийность у нас только складывается.

Принцип светскости государства (ст. 14 Конституции РФ)

Свобода совести - непременное условие создания свет­ского конституционного строя, при котором обеспечивается защита гражданина от господства любых учений - как материалистических, так и идеалистических.

Провозглашенный Российским государством принцип от­деления церкви от государства означает взаимное невмеша­тельство как государства в дела церкви, так и церкви в дела государства. Это означает полное невмешательство государ­ственных институтов в дела религиозных объединений и от­сутствие у последних каких-либо государственных функций (запись актов гражданского состояния, непременное участие в инаугурации Президента РФ, освящение начала строитель­ства, присутствие на принесении воинской присяги и др.).

Религиозные объединения в соответствии с частью 2 ста­тьи 14 Конституции РФ отделены от государства и равны пе­ред законом. Не допускается какая-либо дискриминация или предоставление каких-либо преимуществ любым конфессиям Российской Федерации.

Целостность и незыблемость основ конституционного строя Российской Федерации (ст. 15,16 Конституции РФ)

Основы составляют единую систему, где все нормы взаимообусловлены и взаимодополнены. В целом они представляют собой четкую, логичную структуру, функционирование кото­рой должно обеспечивать стабильность и устойчивость суще­ствующего конституционного строя и его совершенствование. Среди вышеперечисленных элементов конституционного строя целесообразно обратить внимание на те положения гла­вы 1 Конституции РФ, которые характеризуют формы при­надлежности власти народу и способы ее осуществления.

Конституционный строй - это система сложившихся в стране и конституционно закреплённых общественных отношений, определяющих природу и характер деятельности государственных и общественных институтов, принципы их взаимоотношений друг с другом, основные права и свободы граждан.

Название «Основы конституционного строя» носит глава 1 Конституции РФ.

Конституция РФ устанавливает целостную систему принципов конституционного строя:

- права и свободы человека, гражданина как высшая ценность;

Народовластие и республиканская форма правления;

- федеративное устройство;

Разделение властей;

Государственный суверенитет;

Верховенство права;

Политическое и идеологическое многообразие;

Единство экономического пространства и свобода экономической деятельности;

Социальный характер государства;

Светский характер государства;

Признание и гарантирование местного самоуправления.

Статья 1 Конституции определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Конституция РФ, обладая высшей юридической силой и имея прямое действие на всей территории России, закрепляет основные политические права человека и гражданина на уровне международных стандартов и должна соблюдаться всеми. Права и свободы человека признаются высшей ценностью. Государство обязано соблюдать и защищать их.
Единственным источником власти в России, носителем ее суверенитета является многонациональный народ.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на: законодательную, исполнительную и судебную.

Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством.

Правовое государство - это конституционное государство. Конституция является центром правовой системы, на ее базе строится весь механизм законности государства. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.
Основы государственного, территориального устройства России определены в статье 5 Конституции РФ и основаны на принципе федерализма.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет и равноправие наций, проживающих на территории Российской Федерации. Суверенитет наций - это верховенство и независимость в решении вопросов внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями. Их свободное волеизъявление - в избрании формы своей национальной государственности. Равноправие наций означает равенство прав наций во всех вопросах государственного строительства, развитие национальной культуры, в том числе и национального языка и литературы.

Конституция РФ установила в государстве республиканскую форму правления. Российская Федерация - смешанная республика, так как одновременно обладает признаками и президентской, и парламентской республики. В статье 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация - это светское государство, в котором не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

Статья 28 гарантирует каждому гражданину свободу совести, свободу вероисповедания.
Статьей 7 Конституции РФ заложено в основу конституционного строя понятие «социальное государство».

Подразумевает, что все члены общества подчиняются конституции и государственному праву. Правительство должно реализовывать свою власть, придерживаясь определенных принципов. Самые важные из них представляют основы конституционного строя. Демократия соединяет в себе суверенитет, федерализм, народовластие, государственную, местную власть, а также свободы и права граждан.

Конституционный строй - основополагающие общественные отношения, которые регулируются правовыми нормами. Для него характерна целая система принципов:

Свободы и права людей;

Федеративное устройство;

Светский и социальный характеры государства;

Верховенство права;

Народовластие;

Суверенитет государства;

Республиканская форма управления;

Свобода деятельности;

Идеологическое и политическое многообразие;

Единое экономическое пространство.

1. Социальные основы конституционного строя. Россия - государство, у которого политика направлена на построение условий, способных обеспечить людям свободное развитие и достойную жизнь. Правительство действует в следующих направлениях:

Определение и гарантия МРОТ;

Охрана труда человека;

Бесплатное медицинское обслуживание;

Государственная поддержка семьи, отцовства, материнства, детства, пожилых граждан и инвалидов;

Развитие систем социальных служб;

Пенсии, различные пособия и гарантии.

2. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации. Гарантия единого экономического пространства, поддержка конкуренции, свободное перемещение финансов, услуг и товаров, свобода деятельности. В России защищаются все виды собственности: частная, и т.п. Права индивидуальных предпринимателей охраняются законом. Все а также земля используются в РФ. Они охраняются, так как являются основой жизни и деятельности. Все народы, находящиеся на могут по закону ими пользоваться, заниматься сельским хозяйством и производством. Природные ресурсы находятся в государственной, частной, муниципальной и прочих формах собственности. Граждане России вправе быть владельцами земли. Собственники могут свободно распоряжаться природными ресурсами, если при этом не нарушаются законные интересы и права иных лиц.

Социальное государство должно обеспечивать человеку свободное развитие и достойную жизнь. Правительство предоставляет: прожиточный минимум, личную безопасность, доступ к культурным ценностям, социальное обеспечение, медицинское обслуживание, возможность обладать социальными и материальными благами, жильем и т.д. Достойная жизнь подразумевает свободное умственное, физическое и нравственное самосовершенствование.

Строя обеспечивают равноправие и суверенитет наций, которые проживают на территории России. Люди могут свободно излагать свою волю. Равноправие означает, что все нации имеют одинаковые права в вопросах государственного строительства, национального языка, культуры, литературы.

Основы конституционного строя определяют форму правления в нашей стране. Россия - это она одновременно имеет признаки парламентской и президентской республики. в стране избираются населением. Через этот метод осуществляется принцип народовластия.

Российская Федерация - это конституционное государство, в котором официально существует несколько религий и вероучений. Люди сами выбирают, какого бога почитать. Государство гарантирует гражданину свободу вероисповедания и совести.

Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Понятие «конституционный строй» применимо только к такому государству, в котором все соответствует конституции, но главное - государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений , устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. Иначе конституционный строй можно определить как устройство гражданского общества и государства, закрепленное конституцией.

Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

Основы конституционного строя

Под основами обычно понимаются важнейшие, исходные начала, положения, охватывающие главные свойства, черты, особенности, определяющие его сущность, содержание.

Исходя из этого, основы конституционного строя включают в себя не все общественные отношения, составляющие суть конституционного строя, а лишь главные, ключевые общественные отношения, составляющие суть устройства общества и государства.

Основополагающие принципы организации общества и государства образуют как бы фундамент конституционного строя. Эти нормы в научной литературе чаще всего именуются нормами-принципами.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Гражданское общество как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти.

Значение гл. I Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формулируется гуманистическая направленность конституционного строя, содержатся от этатизма (установления тотального государственного контроля за общественной жизнью). Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.).

Очень важное указание содержится в ч. 2 ст. 16 , где говорится, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

Конституция РФ не только объявляет положения гл. 1 основами конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией. Согласно ст. 135 основы конституционного строя не могут быть пересмотрены . Это может сделать только Конституционное Собрание, созываемое на основе федерального конституционного закона, и только в случае, если предложение о пересмотре будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов и Государственной Думы. Такое намеренное усложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели: сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.

Конституция - это основной закон государства и общества, регули­рующий важнейшие стороны их внутренней организации.

Конституция состоит из преамбулы (вступительной части), двух разделов (первый раздел состоит из девяти глав и 137 статей и пропи­сывает основы существующего строя; второй раздел содержит заклю­чительные и переходные положения).

Основные черты Конституции:

1) высшая юридическая сила (ей подчиняются все остальные норма­тивно-правовые акты);

2) основополагающий характер (прописывает основы существую­щего строя);

3) стабильность (рассчитана на долгий срок действия и имеет осо­бый порядок внесения поправок или изменения каких-либо поло­жений);

4) прямое действие (вступает в силу без утверждения высших долж­ностных лиц).

Принципы конституционного строя:

1. Народовластие: Россия - демократическое государство, носите­лем суверенитета и единственным источником власти в котором явля­ется народ.

2. Федерализм: равноправие и самоопределение народов, прожива­ющих на территории РФ. Разграничение полномочий Федерации и ее субъектов.

3. Правовое государство: верховенство права в деятельности орга­нов государственной власти.

4. Разделение властей : государственная власть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную.

5. Приоритет прав человека: человек, его права и свободы - выс­шая ценность. РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неот­чуждаемые права человека и гражданина закрепленные международ­ными договорами и декларациями.

6. Социальное государство: государство берет на себя ответствен­ность по социальной защите граждан, его деятельность должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

7. Государственный суверенитет: верховенство, единство и незави­симость государственной власти РФ.

8. Экономическое многообразие и свобода экономической дея­тельности: многообразие форм собственности и их равная защита: частной, государственной, муниципальной. Гарантируется свободная конкуренция.

9. Политический плюрализм: наличие многообразных политиче­ских структур, функционирующих в обществе, многопартийность.

10. Идеологический плюрализм: идеологическое многообразие, до­пускается свободное существование и развитие любых идеологических учений и теорий, свободная борьба их между собой.

11. Светское государство: церковь отделена от государства. Каж­дый человек может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Никакая религия не может быть установлена как государ­ственная.

Основные положения Конституции

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 8.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономи­ческого пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финан­совых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической дея­тельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным об­разом частная, государственная, муниципальная и иные формы соб­ственности.

Статья 12. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномо­чий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в си­стему органов государственной власти.

Статья 15. 4 . Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются со­ставной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрен­ные законом, то применяются правила международного договора.