Преференции по 223 фз в году. Преференции для российских товаров. Когда приоритет российским ТРУ не предоставляется

Обязан ли заказчик (бюджетное учреждение) применять нормы Постановления 925 при проведении аукциона по 223-ФЗ на поставку медицинского оборудования? В положении о закупках нет информации по преференциям.

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Преференции применяются в отношении любой продукции, закупаемой в рамках Закона № 223-ФЗ согласно условиям и правилам, установленным Постановлением Правительства РФ № 925. Исключений в отношении видов закупаемой продукции Постановление Правительства РФ № 925 не содержит.

Прежде чем устанавливать преференции необходимо в Положении о закупках прописать все условия и порядок применения, а также продублировать указанный порядок в закупочной документации.

Как применять постановление № 925: обзор практики ФАС

С 1 января 2017 года заказчики по Закону № 223-ФЗ обязаны предоставлять преимущества российским товарам, работам, услугам. Однако практика ФАС показала, что применять преференции заказчик не вправе, если не внес изменения в Положение о закупке. Расскажу, на какие еще особенности и противоречия обратить внимание, когда применяете постановление № 925.

Преимущества предоставьте, если в положении корректно прописали условия, на которых действует приоритет

Чтобы предоставить приоритет отечественным товарам, работам, услугам, в положении и документации о закупке необходимо отразить в полном объеме сведения, которые указаны в пункте 5 постановления № 925. Ссылки на постановление № 925 недостаточно.

Заказчики вправе предоставить приоритет отечественным товарам, работам и услугам, если в положении и документации о закупке указаны сведения, перечисленные в пункте 5 постановления № 925, а именно:

  • положение об ответственности участников закупки, которые предоставят недостоверные сведения о стране происхождения товара;
  • условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам;
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений из заявки участника, с которым договор заключают;
  • положение о заключении договора в случае уклонения победителя;
  • условие о замене страны происхождения товара при исполнении контракта.

Практика:

В Положении о закупке преференции установили, установите их в извещении и документации

Если заказчик не установит в извещении и документации о закупке приоритет отечественным товарам, работам или услугам, то нарушит пункт 9 части 10 статьи 4 и пункт 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, постановление № 925.

В извещении и документации о закупке указывают сведения, определенные Положением о закупке (ч. 8-10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Практика:

В Положении о закупке преференции не установили - внесите изменения

Условия предоставления приоритета должны быть установлены в Положении о закупке.

Если в Положении о закупке отсутствуют сведения, предусмотренные в пункте 5 постановления № 925, то заказчик нарушает часть 1 статьи 2, пункт 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, постановление № 925.

Практика:

В Положении о закупке преференции не установили, не устанавливайте и в документации

Заказчик вправе не устанавливать преференции в документации, если информация о приоритетах не указана в Положении о закупке.

Положение о закупке - документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедуры, порядок заключения и исполнения договора, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Практика:

В практике УФАС был случай, когда комиссия выдала заказчику предписание рассмотреть заявки с учетом постановления № 925. При этом в положении и документации о закупке приоритет российской продукции не был установлен (решение Московского УФАС от 27 апреля 2017 года № 1-00-793/77-17).

Приоритет не устанавливайте, если закупаете только российскую продукцию

Заказчику не нужно устанавливать приоритет, если в техническом задании перечислена продукция только российских производителей.

Обоснование: приоритет не предоставляют, когда заявки участников содержат предложения о поставке только российских товаров (подп. «в» п. 6 постановления № 925).

Приоритет предоставьте только российским товарам, работам, услугам

Вывод: приоритет установлен в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых гражданами России. Круг лиц, которым может быть предоставлен приоритет, ограничен юрисдикцией Российской Федерации без каких-либо условий и оговорок, которые могут относиться к странам - участникам ВТО и ЕАЭС (п. 1 постановления № 925).

Обоснование: Правительство РФ приняло постановление № 925 с целью поддержать российского производителя. Некорректное толкование постановления № 925 приведет к тому, что приоритет будет предоставлен странам - участникам ВТО и ЕАЭС. В таком случае постановление № 925 потеряет свой политико-правовой смысл и экономический эффект.

Практика:

Противоречивая практика:

В практике УФАС был случай, когда комиссия признала действия заказчика по предоставлению приоритета товарам из КНР правомерными. Однако в такой ситуации приоритет российским товарам утрачивает смысл (решение ФАС России от 27 апреля 2017 года № 223ФЗ-369/17).

Проверьте, достоверны ли сведения о стране происхождения товара

Вывод: при рассмотрении и оценке заявок проверьте, достоверна ли информация о стране происхождения товара. Для этого запросите в составе заявки участника копии деклараций или сертификатов о происхождении товара.

Обоснование: если допустите до участия в закупке участника, который предоставил недостоверную информацию о стране происхождения товара, нарушите принципы равноправия и справедливости, ограничите интересы участников закупки.

Заказчик вправе в документации о закупке устанавливать требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, при условии, что такие требования предусмотрены в Положении о закупке (п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Практика:

Когда предоставить приоритет российским объектам закупки по 223-ФЗ

С 1 января 2017 года при закупках по Закону № 223-ФЗ товарам российского происхождения, работам и услугам, которые выполняют и оказывают российские лица, предоставьте приоритет. Такое правило установлено Правительством РФ в постановлении от 16 сентября 2016 г. № 925.

Устанавливайте приоритет с учетом положений:

Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. - ГАТТ 1994 (протокол ВТО от 16 декабря 2011 г.);

Когда предоставить приоритет российским объектам закупки по 223-ФЗ

Приоритет отечественным товарам, работам и услугам предоставляют, если документация о закупке содержит:

  • требование об указании участником закупки в заявке или ее части наименования страны происхождения товаров;
  • положение об ответственности участников закупки, которые представят недостоверные сведения о стране происхождения товара;
  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги по закупке;
  • условие о том, что заявку, в которой не указана страна происхождения товара, не отклоняют, а рассматривают как предложение о поставке иностранных товаров;
  • условие о том, как определить соотношение цены объектов закупки российского и иностранного происхождения;
  • условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам. На основании документов о месте регистрации участника-организации и ИП или удостоверяющих личность для физлиц;
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений из заявки на участие в закупке от участника, с которым договор заключают;
  • положение о заключении договора в случае уклонения победителя. Если в итоге договор заключаете с участником, который предложил те же условия или вторые после победителя;
  • условие о замене страны происхождения товара при исполнении контракта. Основное условие замены товара - качество, технические и функциональные характеристики или потребительские свойства не уступают указанным в договоре.

Правительство РФ утвердило этот список в пункте 5 постановления от 16 сентября 2016 г. № 925.

Чтобы определить соотношение, рассчитайте цену единицы каждого товара, работы и услуги, которые участник предложил, по формуле:

Чтобы вычислить коэффициент изменения НМЦ договора, воспользуйтесь формулой.

Определено, что в сфере закупок, которые осуществляют госкомпании (за исключением закупки у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика), должен действовать приоритет товаров российского происхождения, а также работ и услуг, оказываемых российскими лицами. Имеется в виду приоритет по отношению к товарам, работам и услугам, имеющим иностранное происхождение (постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 " ").

Новые правила вступят в силу с 1 января 2017 года. При этом их действие не будет распространяться на закупки, приглашения принять участие в которых были направлены до этой даты, а также если извещения об их проведении размещены в единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru).

Кабмин установил, что если закупки осуществляются способом, при котором победитель определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок (например, в конкурсе), а равно если победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену, то оценки заявок, содержащих предложения о поставке товаров российского происхождения или осуществлении работ и услуг российскими лицами проводятся по предложенной в них цене, но сниженной на 15%. Договор при этом заключается по цене, указанной в такой заявке.

Допускает ли Закон № 223-ФЗ установление заказчиком требований к участникам закупки, ограничивающих допуск к участию в конкретной закупке? Ответ – в "Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Если закупка производится путем снижения начальной цены (в сфере закупок так проводится аукцион), а победителем стало иностранное лицо, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им. Но при ситуации, когда в таком же виде закупки цена договора снижена до нуля и победителем признано иностранное лицо, договор с ним заключается, наоборот, по цене, увеличенной на 15% от предложенной.

Новое постановление также закрепляет, что условием предоставления приоритета российским товарам, работам и услугам является включение в закупочную документацию определенных сведений. В частности, это положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указание страны происхождения поставляемого товара, работы или услуги, сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги и т. д.

В то же время установлены случаи, когда приоритет не предоставляется. Например, если закупка признана несостоявшейся, и договор заключается с ее единственным участником, или если в заявке на участие не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами и в некоторых других случаях.

Напомним, полномочие устанавливать приоритет российских товаров, работ и услуг перед иностранными закреплено в законе (п. 1 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ " "). По мнению правительства, принятая мера стимулирует развитие всех отраслей российской экономики.

Кабинет контрактного управляющего

Приоритет российских товаров: что обязательно исправить в вашей документации о закупках

Анатолий Галимский,
эксперт по коммерческим закупкам

С 1 января 2017 года заказчики по Закону № 223-ФЗ обязаны давать преимущества отечественным товарам. Разъясним, что нужно прописать в положении о закупках и документации, чтобы не попасть под штрафы. Для заказчиков по контрактной системе мы подготовили . Проверьте, какие запреты действуют для вас.

П равительство ввело для заказчиков по Закону № 223-ФЗ ограничения на закупку импортных товаров (Постановление Правительства от 16.09.2016 № 925). Впервые правила корпоративных закупок оказались жестче, чем для закупок по контрактной системе. Если в 44-ФЗ запреты на импорт точечные, то корпоративные заказчики на конкурентных процедурах должны дать приоритет отечественным производителям по всем товарным группам.

Разберем, что такое приоритет отечественных товаров, когда можно его не применять и какие шесть обязательных условий к поставщикам должны появиться к 2017 году в документации и положении о закупках. А в таблице на покажем, какие части документации и положения нужно поправить.

Что вписать в документацию Раздел документации Где указано в законе
Страна происхождения товара Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке Требования к описанию участниками поставляемого товара, являющегося предметом закупки Пункт 2 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Пункт 3 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Начальная (максимальная) цена единицы товара Пункт 5 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Принадлежность участника к российским или иностранным лицам Требования к участникам Пункт 9 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Договор со вторым участником Последствия признания процедуры несостоявшейся
Место и дата рассмотрения заявок участников и подведения итогов
Пункт 11 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Соотнесение цен российского и иностранного товара Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) Пункт 5 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Замена страны происхождения товара Особенности исполнения договора Постановление № 925

Как применять приоритет отечественного

Приоритет отечественного не означает, что импорт закупать нельзя. Это значит, что оценивать поставщиков нужно по специальному алгоритму, который ввело правительство. После оценки заявок нужно скорректировать цены в зависимости от страны происхождения товара.

Правительство разделило конкурентные закупки на два типа и прописало, как действовать при каждом варианте.

Первый тип: оценочный. В таких процедурах победителя определяют по предложениям участников. При конкурсе и запросах предложений участников оценивают по цене и качеству товара. В запросах котировок учитывают только цену. В оценочных процедурах применяйте к заявкам с российскими товарами цену, сниженную на 15% от той, что предложил участник. И если участник с российскими товарами выиграет, заключайте договор с ним по предложенной цене, а не по сниженной.

Пример

На конкурс подали 3 заявки с отечественными химреактивами и 1 заявку с импортными. Все по цене 100 руб. При оценке заявок исходите из того, что российские заявки поданы как бы по цене 85 руб. (с учетом преимущества 15%). Оцените заявки по конкурсным критериям, выявите победителя, но заключите с ним договор не по 85 руб., а по 100 руб.

Второй тип: аукционный. Это торг в реальном времени, где участники снижают цену на шаг в аукционе. Если победит участник с импортными товарами, заключайте с ним договор, снизив итоговую цену на 15%.

Пример

На аукцион поступила 1 заявка на поставку отечественных шин и 2 заявки на поставку импортных. Все участники предлагают цену по 1000 руб. за штуку. На процедуре победил участник с импортными шинами, который снизил цену до 800 руб. Заключите с ним договор по цене 800 руб. - 15% = 680 руб.

Когда можно не применять преференции

Не применять преференции вы можете, если допустили к процедуре лишь одну заявку и ваша конкурентная закупка не состоялась. В таком случае вы заключаете договор с единственным участником.

Преференции можно не давать, если все участники предложили российские товары, а иностранные не предложил никто. Или наоборот - все участники пришли с импортом, и никого нет с отечественным.

Не будет работать приоритет при конкурсах, где участник предложил смешанные товары, российские и иностранные и стоимость импортных - более 50% от цены всех товаров. Или если смешанные товары предложили на аукционе, где цена отечественных - более 50% общей стоимости.

Во всех остальных случаях вы обязаны в документации и положении указать приоритет отечественного. Если этого не сделать, контролеры могут наложить штраф 3 тыс. руб. на должностное лицо или 10 тыс. руб. - на юридическое по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП.

Намерены вы покупать импортное или нет, - внесите 6 правок по преференциям в положение о закупках и документацию. И применяйте ограничения на импорт при любых конкурентных процедурах.

Следите за изменениями

До сентября 2016 года никаких документов по преференциям отечественным товарам по Закону № 223-ФЗ не существовало. Случалось, что контрольный орган расценивал преимущества для товаров российского происхождения как ограничение конкуренции. Например, в решении ФАС № 223ФЗ-253/16 от 09.06.2016.

1. Страна происхождения товара

В положении о закупке внесите требование, что участник декларирует в заявке наименование страны происхождения товара. Сделайте это в той части заявки, где участник делает предложение о поставке товара. Указать страну происхождения товара обязаны не только участники закупки, но и победитель.

Объедините в документации требования к участникам и к победителю. Ведь участник, с которым вы заключите договор, уже и так представил наименование страны происхождения товара в декларации на этапе подачи заявки.

Напишите, что если участник не укажет страну происхождения товара, вы не будете отклонять его заявку, а будете считать, что он предложил импортные товары.

Пример идентичных товаров - планшетные компьютеры, ноутбуки и смартфоны. Однородные работы, услуги тоже, не будучи идентичными, имеют сходные характеристики. Это позволяет им быть коммерчески или функционально взаимозаменяемыми.

Для определения однородности работ, услуг учитывайте их качество, а также уникальность и коммерческую взаимозаменяемость.

Какие общедоступные источники можно использовать

Для анализа цен товаров, работ и услуг вы можете использовать общедоступную информацию из открытых источников. Перечислим, что к ним относится:

  • цены в контрактах, которые исполнены и по которым не было неустойки с поставщика;
  • цены в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц. То есть то, что называется публичной офертой;
  • котировки на российских биржах и иностранных биржах;
  • котировки на электронных площадках;
  • данные государственной статистической отчетности о ценах;
  • цены на официальных источниках информации государственных и муниципальных органов, цены в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций;
  • сведения о рыночной стоимости объектов оценки;
  • данные информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка.

Можно учитывать также результаты изучения рынка, которые провел заказчик по своей инициативе, в том числе на основании контракта. Их учитывают при условии раскрытия методологии расчета цен.

Прайс-листы: за и против

К общедоступной информации относятся прайс-листы поставщиков с их официального сайта. Этот источник цен Минэкономразвития в своем письме от 06.05.2016 № ОГ-Д28-6303 (далее - письмо от 06.05.2016) называет наиболее объективным обоснованием НМЦК. Ведь, по мнению ведомства, такие сведения о ценах направлены на неопределенный круг лиц.

Между тем контрактная служба ЮУГМУ стоит на другой позиции: на сайтах организаций не всегда размещают актуальную информацию.

Прайс-лист может устареть из-за того, что повысилась цена на товар или он в данный момент отсутствует на складе. Если заказчик воспользуется такими некорректными данными, он может неправильно рассчитать НМЦК.

Кроме того, как правило, прайс-листы составляют с учетом одного (привычного для составителя) варианта условий поставки. Так, цены могут быть представлены с учетом самовывоза и при, например, внесении 30-процентного аванса.

У одного и того же поставщика при доставке заказчику и в условиях оплаты после полной поставки цены на эти товары могут быть иными.

Чем грозит заниженная или завышенная НМЦК

Важно обосновать НМЦК корректно. Ведь если НМЦК занижена, процедура закупки может не состояться, поскольку никто из потенциальных поставщиков не захочет участвовать в аукционе себе в убыток. Есть вероятность заключить контракт с недобросовестным поставщиком, который либо не выполнит условия контракта, либо выполнит их некачественно, с технологическими нарушениями. Занижение НМЦК может произойти, если заказчик использовал неактуальные прайс-листы или при отсутствии учета инфляции.

Если НМЦК завышена, контрольные органы могут обвинить вас в неэффективном расходовании бюджетных средств. В этом случае может возникнуть ситуация, что будет подана одна заявка на аукцион и контракт будет заключен по НМЦК без ожидаемой экономии бюджетных средств.

Что нужно для запроса цен у поставщиков

Минэкономразвития говорит, что для обоснования НМЦК методом анализа рынка заказчик вправе направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее чем 5 поставщикам и воспользоваться данными, полученными не менее чем от трех поставщиков.

Для определения НМЦК контрактная служба университета в основном использует такой способ: посылает запросы поставщикам - по каждой из закупок не менее чем пяти потенциальным участникам. Там указаны сведения о наименовании и основные характеристики товара, работ, услуг, требуемом их количестве (разумеется, с указанием единиц измерения). Также в таких запросах содержится перечень сведений, необходимых для определения их идентичности или однородности.

Кроме того, сотрудники контрактной службы ЮУГМУ в этом запросе обязательно указывают основные условия исполнения контракта, а также срок предоставления ценовой информации.

В конце запроса ценовой информации обязательно нужно указать контактное лицо нашей стороны, а также то, что такой запрос, будучи процедурой сбора информации, не влечет за собой возникновения обязательств.

Как хранить оригиналы запросов

Закон не говорит о том, где и как хранить запросы цен. Однако для подстраховки на случай проверки контрольных органов контрактная служба университета хранит оригиналы запросов на предоставление ценовой информации и полученные коммерческие предложения.

Также контрактная служба хранит скриншоты экрана в отдельных пронумерованных папках вместе с иными документами, касающимися конкретной закупки, чаще всего электронного аукциона.

Как указать основные условия исполнения контракта

Чтобы потенциальные поставщики понимали условия контракта, в запросе указывают такие сведения.

Обязательные условия исполнения контракта: предполагаемый срок проведения закупки; порядок поставки (выполнения работ, оказания услуг); место проведения работ (оказания услуг); место доставки товара.

При необходимости в эти условия могут входить: место ввода в эксплуатацию и место обучения персонала заказчика особенностям работы с товаром; сроки работ (период услуг), доставки товара, ввода в эксплуатацию, обучения персонала; дополнительные условия поставки; особые условия поставки; порядок оплаты; размер обеспечения контракта; требования к гарантийному сроку товара (работы, услуги) и (или) объему предоставления гарантий и их качества, оперативность реагирования в гарантийный срок.

С начала 2017 года начали действовать положения Постановление №925 отечественного Правительства, которое установило приоритет российских товаров при осуществлении госзакупок по 223-ФЗ. В результате участники торгов, поставляющие местную продукцию, получили преимущество перед импортерами в размере 15% от суммы закупки.

Важно отметить, что новые правила действуют при проведении закупочных процедур по 223-ФЗ для всех предусмотренных законом форм выбора поставщика, включая конкурс и аукцион.

При использовании для определения победителя конкурса критерия предлагаемой участником цены, приоритет российских товаров заключается в том, что оценка поступивших предложений, предусматривающих их поставку, производится по сниженной на 15% стоимости. Тем не менее, договор с выигравшим участником заключается по цене предложения.

Для наглядности и большего понимания механизма, предоставляющего приоритет российским товарам, можно привести такой достаточно простой пример. Проводится открытый конкурс , на котором 2 поставщика подали предложения о поставке на 10 млн. рублей.Один из них готов для осуществления закупки предоставить российский товар, а другой - зарубежный.

При вычислении количества баллов по критерию “цена” первый участник должен получить оценку, исходя из сниженной на 15% суммы предложения, другими словами, 8,5 млн. рублей. В то же время при его выигрыше в конкурсе контракт будет заключен на исходные 10 млн. рублей.

Применение национального режима в рамках Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ регламентировано постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами". На данный момент, это единственное постановление, которое устанавливает правила применения национального режима в рамках 223-ФЗ. Однако, не исключено, что в скором времени эта ситуация изменится. Принятый в рамках секционного пакета Федеральный закон от 04.06.2018 N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" распространяет своё действие на закупки в рамках 223ФЗ. Отнести его к нормативно-правовому документу, регламентирующим применение национального режима нельзя только до тех пор, пока не будет установлен полный перечень стран, которые входят в состав недружественных, а так же установлен перечень товаров, работ и услуг, на которые будет распространяться ограничение. Как только будут установлены перечни действие 127-ФЗ будет относиться к национальному режиму.

Порядок применения ПП №925

Используя ПП №925 в закупках важно определить границы его применения. ПП РФ № 925 вступило в силу с 01.01.2017 года и не распространяется на закупки, извещения о проведении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу постановления.

Согласно ПП №925 условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке сведений, определенных положением о закупке.

Это значит:

  • Предоставить приоритет можно, только если эти сведения будут включены в документацию о закупке, состав которой определяется положением о закупке.
  • Отсутствие указанных сведений может привести к неверному определению победителя запроса предложений.

Заказчик, не указав в Положении о закупках и закупочной документации сведений, предусмотренных пунктом 5 Постановления Правительства №925, нарушает требования части 1 статьи 2, пункт 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках, а также Постановление Правительства № 925. В Положении необходимо предусмотреть подробные требования к составу документации о закупке, требование об указании в ней сведений, необходимых для установления приоритета ТРУ российского происхождения, над иностранными ТРУ.

При размещении закупок важно учитывать, что определенного перечня товаров, работ и услуг по данному постановлению не предусмотрено, в отличии он закупок по 44-ФЗ, регламентированных приказом Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 г. N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Это значит, что действие 925 постановления распространяется на все виды товаров, работ и услуг. Помимо этого, действие данного постановления распространяется на все способы закупки согласно положению о закупках, а исключением являются закупки у единственного поставщика. Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.12.2017 N505-ФЗ, разделившего закупки по 223-ФЗ на конкурентные и неконкурентные, не увеличило количество исключений из действия 925 постановления. Все конкурентные и неконкурентные закупки, кроме закупок у единственного поставщика, должны проводиться в соответствии с 925 постановлением.

Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

  1. Путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
  2. Иными способами, установленными положением о закупке.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3.

Механизмы применения ПП№925

Исходя из количества возможных способов проведения закупок были разработаны два механизма применения ПП №925.

Первый механизм регламентирует проведение конкурса или аналога конкурса (запрос котировок и запрос предложений), когда выбор победителя осуществляется по одному (наименьшая цена) или нескольким критериям (оценка и сопоставление), указанным в заявке на участие. Согласно этому механизму, в случаях, когда в заявке есть предложение ТРУ российского происхождения:

  • Оценка и сопоставление заявок по стоимостным критериям производятся по предложенной в заявках цене договора, сниженной на 15 %;
  • Договор заключается по цене договора, предложенной участником.

Таким образом, российский поставщик получает приоритет благодаря введению условной скидки по его предложению.

Пример

Способ закупки - запрос котировок.

НМЦК = 100 рублей;

Участник № 2 (УЗ 2) = 100 рублей (ТРУ российского происхождения).

Без применения приоритета С применением приоритета
ЦБ (УЗ 1) = 90 руб. (!) ЦБ (УЗ 1) = 90 руб.
ЦБ (УЗ 2) = 100 руб. ЦБ (УЗ 2) = (100 х 0,85) = 100 руб. (!)

Как видно из примера, при НМЦК в 100 рублей заявка УЗ1 с меньшей стоимостью побеждает в торгах. Однако, применение приоритета ТРУ российского происхождения позволяет сделать условную скидку при рассмотрении заявки. При этом, договор заключается по первоначальной цене участника.

Пример

Способ закупки - конкурс.

НМЦК = 100 рублей;

Участник № 1 (УЗ 1) = 90 рублей;

Участник № 2 (УЗ 2) = 100 рублей (ТРУ российского происхождения);

Используем формулу для расчета цены:

Как видно из этого примера, применение этого механизма даёт приоритет участнику с ТРУ российского происхождения.

Еще один механизм применения ПП №925 распространяет своё действие на аукцион и аналог аукциона, когда установлен размер шага, на который может изменяться НМЦД. Согласно этому механизму, в случаях, когда в заявке победителя нет предложения ТРУ российского происхождения возможны два варианта:

    по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены договора.

    Цена договора: 85 рублей.

    Договор с победителем заключается по цене, увеличенной на 15% от предложенной им цены договора (в случаях ведения торгов на повышение).

    Цена договора победителя: 100 рублей (нет ТРУ российского происхождения).

    Цена договора: 115 рублей (заплатит заказчику).

Применение первого или второго механизма напрямую зависит от подготовленной документации, то есть от того, какой способ торгов будет указан в положении о закупках. Помимо этого, ПП №925 содержит следующие требования к информации в закупочной документации и положении о закупках:

    Требование об указании (декларировании) участником в заявке (в соответствующей части заявки, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров.

    Декларирование товаров происходит на основании страны происхождения товаров, указанных в заявке, а определение работ и услуг на основании сведений о месте регистрации подрядчиков или исполнителей. Сведения о субподрядчиках или соисполнителях, в случае их наличия, не учитываются в заявке.

  • Условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
  • Положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;
  • Сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого ТРУ, являющихся предметом закупки;
  • Условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (удостоверяющих личность);
  • Указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке;
  • Положение о заключении договора с участником закупки («вторым местом»), если победитель признан уклонившемся от заключения договора;
  • Условие о том, что при исполнении договора с участником, которому предоставлен приоритет, не допускается замена страны происхождения товаров (за исключением случая замены иностранных товаров российскими товарами). Качество заменяемых товаров не должно уступать качеству товаров, указанных в договоре.

Таким образом, в положении и документации необходимо описать:

  • Критерии оценки (снижение цены на 15 %);
  • Заключение договора (снижение/увеличение цены на 15 %);
  • Условие отнесения участника закупки к российским/иностранным лицам;
  • Когда приоритет ТРУ не предоставляется;
  • Требования к составу заявки на участие в закупке;
  • Порядок рассмотрения заявок (не может быть отказа в допуска за отсутствие страны происхождения);
  • Порядок заключения договора (страна из заявки);
  • Порядок изменения договора (замена страны).

Случаи не применения ПП №925

Применять ПП РФ №925 нужно всегда, однако, бывают случаи, в которых фактически ПП РФ № 925 не применяется:

  • Закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;
  • В заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;
  • В заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами.

Стоит обратить внимание, что в положении не указано что считаются только допущенные заявки. Отсутствие этого уточнения влияет на действия заказчика. В случаях, когда на участие в электронном аукционе подано несколько заявок и от российских поставщиков, и от иностранных, но российские заявки в ходе торгов были отклонены, то заказчик должен снизить цену договора иностранному поставщику.

На практике зачастую встречаются смешанные заявки, которые также попадают под действие ПП №925 необходимо определить стоимостное соотношение товаров российского происхождения, работ и услуг, осуществляемых российскими лицами, и товаров иностранного происхождения, работ и услуг, осуществляемых иностранными лицами, а так же, исходя из способа закупки, правильно применить ПП №925.

Пример

При проведении конкурса или аналога конкурса, в случаях, когда заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 % стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг снижение цены при расчете по критериям не применяется.

Получается, если в конкурсе участвует смешанная заявка, в которой ТРУ российского происхождения <50%, то снижение цены при расчете по критериям не применяется.

Пример

На аукционе или аналоге аукциона, если в заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 % стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг, то снижение цены договора не применяется.

Получается, если в аукционе участвует смешанная заявка, в которой ТРУ российского происхождения >50%, то снижение цены договора не применяется.

В случаях, когда цена единицы не указана в заявке применяется условие о том, что для установления соотношения цены предлагаемых товаров, выполнения работ, оказания услуг цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы ТРУ на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора.

Цены, полученные при расчете, нужны только заказчику и определяют процентное соотношение ТРУ российского происхождения в смешанной заявке для применения ПП РФ №925. Цены в договоре могут измениться.

Помимо этого, ПП РФ №925 невозможно применить на практике в следующих случаях:

  • Не установлена цена договора. Это связано с тем, что 925 постановление содержит требования к предоставлению приоритета по цене договора, а если в заявке не определены объемы закупки и цены договора нет, то по факту использовать данное постановление не представляется возможным;
  • Производится закупка товара с товарным знаком. В этом случае формально 925 постановление применяется, но на практике нет.

Установление приоритета с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Положением о закупке могут быть установлены антидемпинговые меры, которые применяются, в случае если участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена договора, которая ниже установленного ценового уровня. Учитывать или нет снижение цены при применении ПП № 925 для целей антидемпинговых мер решает каждый заказчик самостоятельно

На практике часто встречаются иностранные заявки, которые тоже могу пользоваться приоритетом. Приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Таким образом, действие ПП РФ №925 будет распространяться на товары не только российского происхождения, но и на иностранные товары, в случае если страна-производитель входит в состав ВТО. По аналогии, работы и услуги, предоставляемые участниками из стран ЕАЭС, приравниваются к российским.

Исходя из вышесказанного, можно перечислить основные принципы применения ПП РФ №925:

  1. Использовать данное постановление в закупках по 223-ФЗ необходимо всегда;
  2. Применять постановление нужно с учетом ГАТТ 1994 года и Договора о ЕАЭС;
  3. Применять с учетом практики УФАС.