Обжалование решения антимонопольного органа. Обжалование решения фас. Юридические услуги по судебному обжалованию решений ФАС
- On 27.03.2018
- 0 Комментарии
- 44-ФЗ, ЕИС, Закупка лекарств, медоборуд., Закупки в строительстве, Конкурс, Нарушения в закупках, ФАС
Если участник закупки считает, что его права нарушены, он может . Антимонопольный орган рассматривает такие обращения в особом порядке и очень быстро выносит решение. Но иногда какая-либо из сторон остается им недовольна. В таком в случае можно обжаловать решение ФАС в арбитражном суде.
Сроки
Часть 4 статьи 198 АПК РФ гласит, что заявление в арбитражный суд должно быть подано в течение 3 месяцев с того момента, как заявитель узнал о нарушении его прав. Применительно к жалобе в ФАС срок исчисляется с даты, когда был получен полный текст решения антимонопольного органа , которое подлежит обжалованию. Отметим, что ФАС готовит свои решения незамедлительно и тут же передает их заинтересованным сторонам.
Куда обращаться
Подавать заявление нужно в арбитражный суд по месту нахождения ответчика . Таковы требования части 1 статьи 34, а также статьи 35 АПК РФ. Другими словами, если оспариваемое решение вынесено УФАС по городу Москве, то и обращаться нужно в Арбитражный суд города Москвы.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :
Что указать в заявлении
В исковом заявлении должна быть указана такая информация :
- Название органа, который принял оспариваемое решение.
- Наименование и реквизиты акта, который будет оспорен.
- Перечень прав и интересов заявителя, которые нарушены этим решением.
- Ссылки на законодательные и другие нормативные акты, которые с точки зрения заявителя были нарушены.
- Требование о признании решения недействительным.
К исковому заявлению нужно приложить собственно текст оспариваемого акта , а также документы, которые указаны в статье 126 АПК РФ. Среди них числятся:
- документа об уплате госпошлины;
- подтверждение направления другим фигурантам дела копии искового заявления;
- копия свидетельства о госрегистрации компании или ИП;
- выписка из государственного реестра;
- документы, подтверждающие обстоятельства искового заявления и некоторые другие.
Примеры решений арбитражных судов по жалобам на ФАС
Рассмотрим несколько примеров, в которых арбитры принимали решения как в пользу заявителя, так и в пользу антимонопольного органа.
Закупка лекарственных препаратов в определенной упаковке
Заказчик запросил лекарственный препарат во флаконе, участник же, поставляющий его в ампулах, расценил это как нарушение конкуренции. ФАС приняла сторону поставщика, но заказчик обратился в суд и выиграл спор.
Арбитры определили, что в данном случае требование поставить лекарство во флаконе продиктовано необходимостью его дальнейшего хранения. Тогда как препарат в ампуле хранению не подлежит. Судьи указали, что требование к упаковке хоть и снижает в некоторой степени конкуренцию, но в целом способствует повышению эффективности использования препарата и экономии бюджетных средств . Сыграл роль и тот факт, что на процедуру было подано 7 заявок, в которых участники предлагали поставить товар именно во флаконах. Решение ФАС было отменено.
Закупка компьютеров и ПО
Заказчик включил в один лот компьютерную технику и программное обеспечение. Отдельные участники посчитали, что таким образом нарушается конкуренция. ФАС приняла решение в пользу поставщиков и аннулировала закупку, после чего заказчик обратился в суд.
Мнение арбитров не совпало с позицией ФАС. Судьи указали, что в данном случае программное обеспечение и компьютерная техника включены в один лот правомерно, поскольку являются функционально и технологически связанными объектами . Без ПО компьютеры надлежащим образом использовать не получится. В связи с этим суд отменил решение Антимонопольной службы.
Строительные работы и проектная документация
ФАС решила, что заказчик строительных работ нарушил пункт 1 части 1 статьи 50 закона 44-ФЗ, поскольку не разместил в ЕИС проектную документацию. Заказчик обратился в суд, но отстоять свою правоту ему не удалось.
Судьи указали, что на основании проектной документации определяется объем и содержание строительных работ , в том числе выбираются разного рода решения - технологические, функциональные, конструктивные и прочее - которые должны применяться в ходе реализации контракта. Поэтому проектно-сметная документация должна быть размещена в ЕИС в составе конкурсной документации. Поскольку заказчик этого не сделал, суд признал, что он нарушил закон о контрактной системе.
Если ФАС провела проверку закупочной процедуры и выявила в ее проведении нарушения, по итогам которых выдала предписание об устранении, заказчик имеет право обжаловать решение ФАС.
Для этого ему необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением. Рассмотрим порядок обжалования постановлений ФАС и приведем образец заявления на обжалование.
Срок обжалования решений ФАС
В соответствии со ст. 53 Закона № 135-ФЗ о защите конкуренции, любое принятое антимонопольным органом решение или предписание, может быть обжаловано в течение трех месяцев с момента принятия решения (выдачи предписания). Когда заказчик подает заявление на обжалование предписания ФАС в суд, исполнение этого предписания по закону приостанавливается до момента, когда суд вынесет решение по заявлению, и решение вступит в законную силу. Датой принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме, которая не может превышать срок в 10 рабочих дней с момента оглашения резолютивной части.
Обжалование решения и предписания ФАС
Так, в заявлении на обжалование следует подробно указать все фактические обстоятельства дела (только фактические и только те, которые имеют прямое отношение к сути рассматриваемого вопроса). Никакой оценки действий должностных лиц, за исключением аргументированного предположения их юридической неправоты, в заявлении присутствовать не должно.
Также заказчику необходимо четко определить и указать в своем заявлении, во-первых, какие именно его права каким образом были нарушены решением (предписанием) ФАС, и как его отмена их восстановит. Во-вторых заказчику при обжаловании решения УФАС следует указать, в чем именно действия антимонопольного органа не соответствуют закону (и приложить ссылки на конкретные нормы законодательства, подтверждающие правоту заказчика).
Таковыми незаконными действиями могут быть нарушения, которые контролеры допустили в ходе проверки, либо несоответствие требований выданного предписания полномочиям ФАС, и так далее, вплоть до того, что предписание было подписано не уполномоченным на это должностным лицом. Следует, однако, принять во внимание, что нарушения, на которые указал заказчик в своем заявлении, должны носить характер существенных, иначе они не будут приняты судом во внимание, как не влияющие на суть рассматриваемого вопроса.
Обжалование предписаний ФАС: образец
В части контактов заказчик указывает Арбитражный суд, в который он подает заявление, с его полным наименованием и адресом. Указываются заявитель (с полным наименованием и адресом) и заинтересованные лица (соответственно, УФАС, с полным наименованием отделения антимонопольного органа и его адресом).
В тексте самого заявления заказчик просит признать незаконным такое-то предписание за таким-то номером от такого-то числа, выданное таким-то отделением антимонопольного органа. Указывается краткое содержание предписания , какой законодательный акт, по мнению ФАС, оно нарушает, и какие обязанности оно накладывает на заказчика.
Далее заказчик в заявлении об обжаловании предписания ФАС формулирует свое несогласие с возложением на него данных обязанностей и заявляет, что он считает, что обязанности по исполнению предписания возложены на него незаконно. Перечисляются основания, по которым, как считает заказчик, УФАС вынесло незаконное решение, и далее в заявлении заказчик просит признать незаконным и отменить предписание (сведения о котором, номер и дата повторяются).
К заявлению также необходимо приложить документы, подтверждающие обстоятельства, к которым заказчик апеллирует в качестве доказательства своей правоты.
Ответы на любые рабочие вопросы вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»
На сегодняшний для честного соперничества в предпринимательской среде действуют положения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ). На основании данного нормативного акта осуществляет свою деятельность Федеральная антимонопольная служба (ФАС), основной целью которой является проверка компаний на предмет соблюдения законодательства о конкуренции.
ФАС по результатам проведенной проверки имеет законные основания вынести :
- решение о нарушении антимонопольного законодательства;
- назначить меру административного взыскания;
- вынести предписание об устранении всех выявленных нарушений.
Оформляется данное решение в письменном виде.
В соответствии со ст. 52 Закона № 135-ФЗ вердикт комиссии ФАС может быть обжалован на протяжении трехмесячного срока со дня принятия данного решения или выдачи предписания.
Обратите внимание!
Оспаривание вынесенного решения антимонопольного органа относится к подсудности Арбитражного суда РФ. Руководствоваться для определения подсудности следует: п. 2 ч.1 ст. 29, ч. 1 ст. ст. 34, 35 и ч.1 ст. 198 АПК РФ.
Лицо, в отношении которого было вынесено предписание либо решение ФАС, вправе обжаловать действия/бездействие антимонопольного органа, их должностных лиц и решений, принятых/осуществляемых ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном порядке.
Как правильно подготовить заявление об оспаривании вынесенного решения ФАС рассмотрим подробнее в представленном материале.
Необходимые документы для обжалования решения ФАС
Заявление об оспаривании вынесенного вердикта должно быть подано в судебную инстанции в течении трех месяцев с того момента, когда стало известно о нарушении прав и интересов заявителя. При наличии уважительных причин о пропуске срока, отведенного для подачи, он может быть восстановлен судебной инстанцией при подаче заявителем соответствующего ходатайства.
Данное заявление оформляется в соответствии со ст. 199 АПК РФ, то есть по правилам, предъявляемым к исковому заявлению.
Заявление должно содержать и отражать следующую информацию:
- полное наименование антимонопольного органа, принявшего опротестуемый акт, вердикт, заключение, решение, оспариваемые действия или бездействия, с указанием номера, даты и времени совершения таких действий;
- какие по мнению заявителя были нарушены права и законные интересы;
- законы и другие нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение или действие/бездействие антимонопольного органа;
- требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий/бездействия незаконными.
Основываясь на ст. 126 АПК РФ, обязательно совместно с заявлением необходимо направить документы и сам текст оспариваемого решения.
Кроме того, с целью минимизации правовых рисков, рекомендуется указать в заявлении требование о приостановке действия оспариваемого решения ФАС.
В том случае, если вынесенное решение антимонопольного органа оспаривается через судебную инстанцию, то его исполнение подлежит приостановлению до того момента, когда решение суда вступит в законную силу.
Стоимость обжалования решения
Обжалование решения антимонопольного органа очень непростой, сложный и включающий множество нюансов, исходя из конкретного дела, процесс. Он занимает довольно продолжительный отрезок времени и требует много сил. Поэтому лучше сразу обратиться за помощью к квалифицированному юристу.
На формирование стоимости обжалования подобных решений влияет множество факторов: тип сопровождения, квалификация и опыт представляющего вас юриста, территориальное расположение (учитывая, что ценовая категория на подобные услуги в крупных городах, как Москва, зачастую имеет высокую ставку), период оказания услуг, сложность дела и т.д.
Альтернативой очному обращению к юристу может послужить онлайн-консультация. Наши специалисты детально изучат вашу ситуацию и оценят ее с точки зрения действующего законодательства, разработают стратегию дальнейших действий по оспариванию решений ФАС.
Контроль за соблюдением норм законодательства в антимонопольной сфере, в области государственных закупок, а также недобросовестной конкуренции, осуществляет Федеральная антимонопольная служба(ФАС). При выявлении нарушений указанные органы могут выносить предписание участникам рынка или решение о привлечении к ответственности, а обжалование указанных актов ФАС возможно в досудебном или судебном порядке.
Обжалование предупреждения ФАС - заявление
Основания для проведения проверок и вынесения различных санкций учреждением ФАС регламентированы Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а в сфере государственных и муниципальных тендеров - Федеральным законом 05.04.2013 № 44-ФЗ. При этом предметом проверки антимонопольного органа могут являться любые действия участников рынка, а также факты, изложенные в обращениях граждан и юридических лиц.
К наиболее распространенным случаям можно отнести:
- действия субъектов предпринимательства, а также государственных учреждений, направленные на неправомерное ограничение конкуренции;
- сговор между участниками рынка с целью регулирования цен или условий реализации товаров, работ и услуг;
- нарушения в сфере закупочной деятельности, а также при исполнении контрактов, заключенных по результатам конкурсных процедур;
- нарушение требований об обязательном раскрытии информации или несоблюдение принципов открытости и прозрачности в сфере конкуренции.
При выявлении данных обстоятельств орган ФАС имеет право проводить плановые и внеплановые проверки, по итогам которых может составляться акт о выявленных нарушениях. В этом случае происходит возбуждение административного дела, могут применяться различные санкции к виновным лицам.
Участникам административного дела предоставлено право на обжалование предупреждения или решения ФАС путем подачи заявления в суд или в вышестоящий антимонопольный орган. Указанное заявление можно подать в срок не позднее трех месяцев со дня принятия оспариваемых решений.
- наименование органа, в который направляется документ;
- данные юрлица или предпринимателя, оспаривающее решение уполномоченного органа;
- основания для подачи - факты нарушения законодательства либо доводы, свидетельствующие о неправомерном привлечении к ответственности;
- требования - отмена неправомерного акта и освобождение от ответственности.
Если по результатам рассмотрения вышестоящая инстанция не отменила решение, возникает право обжалования через арбитражный суд.
Обжалование решения ФАС - цена
Чтобы обжаловать в суде неправомерное решение органа ФАС, необходимо соблюсти досудебный порядок урегулирования спора. После этого подается заявление в арбитражный суд по месту нахождения органа УФАС. С заявлением могут обратиться юридические лица и предприниматели, признанные виновными в нарушении антимонопольного законодательства.
Обжалование решения ФАС в суде также осуществляется на основании поданного заявления. При этом в содержании нужно указать не только исходные основания для оспаривания, но и доводы, указанные вышестоящим антимонопольным органом при рассмотрении жалобы.
Обратите внимание!
В случае, если обжалование акта ФАС осуществляется в судебном порядке, действие предписания или решения приостанавливается на весь период рассмотрения дела.
Ввиду крайне существенных штрафов и тяжести иных санкций по итогам привлечения к ответственности, целесообразно осуществлять обжалование при сопровождении опытного юриста. В этом случае все необходимые документы будут подготовлены в строгом соответствии с законодательством, а интересы клиента будут представлены на всех досудебных и судебных стадиях рассмотрения жалобы.
Цена юридических услуг за обжалование решения ФАС будет включать в себя:
- устное и письменное консультирование по всем вопросам в сфере антимонопольного законодательства;
- подготовка всех документов для оспаривания предписаний и решений ФАС;
- защита интересов предприятия в судебном процессе или при рассмотрении жалобы в вышестоящем органе ФАС.
Обращение к юристу целесообразно уже на начальной стадии возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Поскольку с момента принятия решения ФАС начинается исчисление срока для подачи жалобы, только своевременная правовая поддержка специалиста поможет соблюсти процессуальный срок для подачи документов в суд.
Если вам необходима помощь или консультация опытного юриста, советуем вам воспользоваться помощью наших специалистов в Санкт-Петербурге. Мы гарантируем оформление всех документов в кратчайшие сроки, а сопровождение квалифицированных юристов позволит выиграть процесс любой сложности. Позвоните по телефонам, указанным на нашем сайте, и проконсультируйтесь по любым вопросам, связанным с обжалованием решений антимонопольного органа.
Мадрих - Юридическая компанияВ большинстве случаев УФАС как контрольный орган в области госзакупок добросовестно относится к исполнению своих обязанностей, справедливо рассматривает жалобы и принимает решения по ним, сотрудники обладают профессионализмом. Но иногда на практике антимонопольный орган принимает незаконные и необоснованные решения, которые подлежат оспариванию в судебном порядке.
Срок обжалования решения ФАС
Процессуальное законодательство устанавливает 3х-месячный срок на обжалование решения ФАС. Данный срок считается с даты принятия решения антимонопольным органом.
Если такой срок нарушен, необходимо одновременно с заявлением об оспаривании решения УФАСа направить в арбитражный суд ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления. В ходатайстве обычно указывают и обосновывают причину невозможности обратиться с соответствующим заявлением ранее, а также прилагают документы, которые подтверждают данные доводы.
Жалоба на решение ФАС
Жалоба рассматривается по общим правилам искового производства, но подается в рамках производства по делам из публичных (административных правоотношений).
Такое заявление должно содержать информацию обязательную для включения в исковое заявление и специальную информацию.
К общим требованиям для включения в заявление относится:
- наименование суда;
- информация о заявителе (название, адрес, телефон и электронная почта);
- перечень приложений.
К специальным требованиям для включения в заявление относятся:
- наименование территориального УФАС;
- название, номер, дата решения по жалобе;
- ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются решением;
- законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
- требование о признании решения недействительным.
Вместе с заявлением в суд направляются:
- подлинник квитанции об отправке заявления УФАСу или уведомление о вручении;
- подлинник платежного поручения об оплате госпошлины (ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты госпошлины);
- документы, которые обосновывают доводы и требования заявителя;
- копия свидетельства о регистрации юридического лица (предпринимателя);
- доверенность или иные документы на подписание заявления (если подписывает директор, то решение о назначении);
- выписка из единого реестра юридических лиц (предпринимателей) получения не позднее 30 дней до даты обращения в суд;
- копия обжалуемого решения.
Одновременно с подачей заявления желательно подать ходатайство о приостановлении действия оспариваемого акта. Такое ходатайство может подано отдельным документом или указываться в заявлении. При этом нужно обосновать необходимость такого приостановления.
Порядок обжалования
При досудебном порядке жалоба подаеться в вышестоящий антимонопольный орган, а при судебном в арбитражный суд.
Заявление об оспаривании решения УФАС подается в канцелярию суда (отправлением по почте) либо через электронный сервис «Мой арбитр». Заявление должно содержать все вышеуказанные сведения и сопровождаться необходимыми документами. Если данные требования не соблюдены, то суд оставит заявление без движения и установит срок на устранение нарушений.
В течение 5 дней с даты поступления заявления суд обязан принять заявление и вынести определение о назначении даты заседания или вернуть заявление, оставить без движения.
Заявление рассматривается судом в срок не более 3х календарных месяцев. Но он может быть продлен до 6 месяцев ввиду сложности дела.
УФАС обязан доказать соответствие решения нормам законодательства и факты принятия решения. Заявитель доказывает незаконность принятого решения.
Если в заседание не явились стороны по делу (одна сторона), которые извещены надлежащим образом, суд вправе рассмотреть дело без участия сторон (одной стороны).
После рассмотрения дела суд выносит решение об удовлетворении заявления и признании решения недействительным либо решение об отказе в удовлетворения заявления.
Таким образом, мы видим, что процедура подготовки и подачи заявления об оспаривании решения УФАС сложная, поэтому целесообразно поручить ведение дела представителю с юридическим образованием и имеющему опыт работы по 44-ФЗ, 223-ФЗ и антимонопольному законодательству.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.