Штрафы за трудоустройство иностранных граждан. Какой штраф за неоформленного работника? Юридическая практика

Прием на работу иностранных граждан для российских работодателей всегда сопряжен с некоторыми сложностями. Основная причина – это возможность нарушения миграционных предписаний по незнанию или неосторожности. Борьба с такими работниками и фирмами ведется в России довольно давно. Самыми эффективными рычагами воздействия в этом вопросе в 2019 году выступают штраф за нелегального рабочего, который взимается с безответственного работодателя, и депортация такого же нерадивого мигранта за пределы страны с запретом на въезд.

Что может стать причиной штрафа

Первое, что необходимо принять во внимание: за нарушение миграционных законов наказание последует неизбежно. При этом постигнет оно обе стороны - и нанимателя, и наемного сотрудника. Степень штрафной санкции будет зависеть от характера нарушения.

Итак, список нарушений включает в себя:

  • отсутствие у мигранта патента или разрешения на ведение трудовой деятельности;
  • отсутствие у работодателя специального разрешения, на основании которого он может прибегать к услугам иностранной рабочей силы;
  • несвоевременное уведомление или неуведомление компанией миграционной службы о принятии или увольнении работника-иностранца;
  • если мигрант работает по другой специальности, чем та, которая указана в его разрешении, или делает это за пределами своего региона.

Большой неосторожностью будет забыть и о том, что штраф может быть выписан за несоблюдение техники безопасности или нарушение Трудового кодекса: это касается как российских граждан, так и иностранных.

Что предписывает закон

Важным остается вопрос, работниках в случае обнаружения таковых. Уполномоченной инстанцией по всем вопросам мигрантов является миграционная служба. Подать уведомление можно в письменной форме непосредственно в отделении, отправив сообщение посредством почты или заполнив электронную форму на сайте ГУВМ МВД.

ФМС начали проверять оплату патента автоматически: Видео

Здравствуйте!

В соответствии с п. 1, п.2. п.4.5 ст. 13 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии состатьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образо

То есть, работодатель имеет право привлекать на рабту иностранных граждан без получения специального разрешения, если работники прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы или являются высококвалифицированными специалистами.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность без разрешения (патента) в вышеуказанных случаях. Поэтому, если работники имеют РВП или ВНЖ на территории РФ или иные основания, то они имеют право работать без патента.

В силу ст. 18 .10 КоАП РФ Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, -влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

То есть, иностранный гражданин может быть привлечен к административной ответственности за нарушение вышеуказанных требований законодательства.

Порядок проведения проверок работодателей н апредмет моблдения вышеуказаннго законодательства установлен Приказом МВД РФ N 338, ФМС РФ N 97 от 30.04.2009 "Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда" {

СОгласно п. 15 18, п.22-26 , п. 37 Регламента Выездная проверка проводится в срок до 7 дней. Срок проверки, в том числе проводимой с участием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, может быть продлен назначившим ее должностным лицом системы ФМС России на 7 дней. Участие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в выездной проверке при продлении сроков ее проведения согласовывается с руководителем соответствующего органа внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном пунктами 50 - 53 Административного регламента.

Максимальный срок проведения проверки (с учетом возможного продления) - 14 дней.

Документарная проверка проводится в срок до одного месяца. Срок документарной проверки может быть продлен назначившим проверку должностным лицом системы ФМС России на один месяц.

Проверка считается начатой с даты издания распоряжения о ее проведении, если иное не указано в распоряжении.

Проверка может быть завершена раньше срока, установленного в распоряжении о ее проведении.

Назначившее проверку должностное лицо системы ФМС России может продлить период проверки в случае:

необходимости изучения значительного объема проверяемой информации;

непредоставления проверяемым юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, заказчиком работ (услуг) и/или иными организациями документов в установленный срок;

необходимости запроса и изучения дополнительных документов и материалов.

Виды проверок: 22.1. Выездная проверка за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами, находящимися по адресу проведения выездной проверки в период ее проведения, в отношении проверяемого объекта проводится группой сотрудников подразделений системы ФМС России по месту нахождения объекта проверки и (или) ведения им деятельности. 22.1.1. Основанием для проведения плановой или внеплановой выездной проверки является: наличие сведений о проверяемом объекте в плане проведения проверок, формируемом на соответствующий период, предусмотренный установленным порядком планирования деятельности подразделений системы ФМС России;осуществление контроля за исполнением проверяемым объектом определений об устранении причин и условий нарушения положений миграционного законодательства Российской Федерации; осуществление контроля за исполнением проверяемым объектом положений миграционного законодательства Российской Федерации в случае поступления информации о наличии в его деятельности нарушений положений миграционного законодательства Российской Федерации;получение подразделением системы ФМС России информации, свидетельствующей о наличии признаков административных правонарушений в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) признаков нарушений федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере миграции;получение подразделением системы ФМС России и (или) органом внутренних дел Российской Федерации информации, свидетельствующей о возможных фактах нарушения иностранными гражданами законодательства Российской Федерации в сфере миграции;непосредственное выявление факта осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином с нарушением положений миграционного законодательства Российской Федерации. 22.1.2. Выездная проверка по контролю за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами в местах проживания (пребывания), а также в местах фактического осуществления трудовой деятельности проводится сотрудниками подразделения системы ФМС России по месту фактического либо установленного по имеющимся сведениям о миграционном учете места проживания (пребывания) иностранного гражданина на территории Российской Федерации, а также места фактического осуществления им трудовой деятельности. В случае выявления нарушения положений миграционного законодательства Российской Федерации, допущенных иностранными гражданами в местах проживания (пребывания), установленных по адресу, указанному в распоряжении, при выявлении факта осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином с нарушением миграционного законодательства Российской Федерации назначается проверка юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо заказчика работ (услуг), привлекающих иностранных работников в Российскую Федерацию и использующих их труд.22.2. При проведении совместной выездной проверки (плановой или внеплановой) группой сотрудников подразделения системы ФМС России, в состав которой по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, а также иными органами государственной власти и местного самоуправления в установленном законодательством Российской Федерации порядке включены сотрудники указанных органов, проверяется соблюдение положений миграционного законодательства Российской Федерации проверяемым объектом.Совместная выездная проверка проводится в соответствии с пунктами 44 - 54 Административного регламента.

Документарная проверка проводится в случае получения подразделением системы ФМС России сведений о возможных нарушениях положений миграционного законодательства Российской Федерации, а также наличия в имеющихся сведениях признаков, указывающих на административное правонарушение.

Проверка осуществляется на основании распоряжения о проведении проверки.Распоряжение о проведении совместной выездной плановой или внеплановой проверки издается в случае, если имеются основания полагать, что в процессе проведения проверки могут быть выявлены нарушения требований законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль и надзор за соблюдением которых не входит в компетенцию ФМС России.

В случае выявления при проведении проверки нарушений законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль и надзор за соблюдением которых не относится к компетенции ФМС России, материалы, полученные при проведении проверки, направляются по принадлежности в срок не позднее 10 рабочих дней с момента выявления таких нарушений, а в случае выявления уголовных составов преступления - незамедлительно.

Организация выездных проверок возлагается на начальника или заместителя начальника подразделения системы ФМС России, сотрудники которого на основании распоряжения проводят проверку. Последовательность действий при проведении выездной проверки:выезд по адресу нахождения (осуществления деятельности) проверяемого объекта;объявление распоряжения о проведении проверки;предъявление служебного удостоверения;вручение копии распоряжения о проведении проверки законному представителю проверяемого объекта;ознакомление представителей проверяемого объекта с их правами и обязанностями при проведении проверки;осмотр территории и установление факта нахождения иностранных граждан на территории проверяемого объекта, проверка соблюдения ими положений миграционного законодательства Российской Федерации, в том числе определение законности их пребывания и осуществляемой ими деятельности. Об осмотре территории делается запись в итоговом акте проверки. При осмотре может использоваться фото- и видеосъемка. В случае выявления административного правонарушения в ходе осмотра в целях фиксации доказательств составляется в установленном порядке протокол осмотра. В случае составления протокола об административном правонарушении в акте проверки делается соответствующая запись:изучение документов, сведений и информации, полученных в ходе осмотра и истребованных на проверяемом объекте;передача запросов о предоставлении дополнительной информации либо информации, для подготовки которой объективно необходимо время, в порядке, установленном Административным регламентом;изучение предоставленных по запросам документов;сопоставление оригиналов истребуемых документов с их копиями и подписание актов приема-передачи копий документов, подлежащих приобщению к материалам проверки;запрос (устный) у представителя проверяемого объекта и получение устных пояснений по мере необходимости;по мере необходимости запросы у должностных лиц проверяемого объекта, иных организаций и органов государственной власти дополнительных документов и информации;фиксирование в установленном порядке выявленных фактов нарушения миграционного законодательства Российской Федерации;завершение проверки.Направление (вручение) копии распоряжения о проведении проверки представителю объекта проверки производится в день выезда на проверяемый объект.

Полномочия сотрудников, проводящих проверку, подтверждаются служебными удостоверениями и распоряжением о проведении проверки.В начале проведения проверки сотрудник, проводящий проверку, объявляет распоряжение о проведении проверки и вручает представителю объекта проверки копию распоряжения о проведении проверки. На оригинале распоряжения о проведении проверки, остающемся у сотрудника, проводящего проверку, представитель проверяемого объекта проставляет отметку о получении копии с подписью и с указанием своей должности (иного подтверждения своего статуса представителя), фамилии, имени и отчества, а также даты получения копии. Подписанный представителем проверяемого объекта оригинал распоряжения приобщается к материалам проверки.В случае отказа представителя проверяемого объекта от получения копии распоряжения о проведении проверки, в оригинале распоряжения о проведении проверки делается соответствующая запись.

В случае выявления в действиях иностранных граждан, находящихся на территории проверяемого объекта, административного правонарушения, сотрудниками, проводящими проверку, незамедлительно принимаются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.

В ходе проведения проверки сотрудники, проводящие проверку, вправе истребовать документы, обязательные к наличию в соответствии с перечнями, установленными в нормативных правовых актах, предусмотренных пунктом 8 Административного регламента.

Сотрудник, проводящий проверку, знакомит представителя проверяемого объекта с порядком проведения проверки и его правами и обязанностями. После вручения копии распоряжения о проведении проверки и ознакомления представителя проверяемого объекта с порядком проведения проверки и его правами и обязанностями сотрудники, проводящие проверку, приступают к изучению, обобщению и анализу информации, полученной в ходе осмотра территории по адресу проведения проверки, и сравнению ее с информацией, полученной путем изучения и анализа документов, сведений и информации, предоставленных представителем проверяемого объекта. В дальнейшем выездная проверка проводится путем последовательного истребования и изучения документов, сведений и информации на проверяемом объекте, в иных организациях, органах государственной власти и сведений, имеющихся в подразделениях системы ФМС России.Представляемые копии документов должны быть заверены подписью представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, заказчика работ (услуг) или уполномоченного ими лица, представляющего сведения, и скреплены печатью. Оригиналы документов предоставляются только сотрудникам группы по проведению проверки. Изъятие сотрудниками, проводящими проверку, оригиналов документов или копий документов, в предоставлении которых было отказано, допустимо только в случае выявления административного правонарушения в качестве обеспечительной меры в предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядке.В случае если по требованию сотрудника, проводящего проверку, документы (их копии) не могут быть предоставлены в установленный им срок либо отсутствуют, уполномоченное лицо проверяемого объекта должно до истечения такого срока предоставить сотруднику, проводящему проверку, письменное мотивированное объяснение о причинах неисполнения требования.Требование о предоставлении документов оформляется письменным запросом. Запрос оформляется в двух экземплярах: первый экземпляр вручается (направляется) представителю проверяемого объекта с подтверждением его вручения (направления), второй приобщается к материалам проверки. В случае если по решению сотрудника, проводящего проверку, заверенные копии документов подлежат приобщению к материалам проверки, сотрудником и представителем проверяемого объекта подписывается акт приема-передачи документов.Акт приема-передачи документов подготавливается в двух экземплярах. В акте приема-передачи документов указывается перечень документов, передаваемых представителем проверяемого объекта в подразделение системы ФМС России и (или) орган внутренних дел Российской Федерации, и дата приема-передачи документов.

Права и обязанности сотрудников, осуществляющих проверку, определяются законодательством Российской Федерации.

При проведении проверки сотрудники, осуществляющие проверку, имеют право требовать у лиц, находящихся по месту расположения проверяемого объекта, документы, удостоверяющие их личность, и документы, подтверждающие законность их пребывания на территории Российской Федерации, а также, при необходимости, документы, подтверждающие право на осуществление ими трудовой деятельности. При проведении проверки сотрудники, осуществляющие проверку, имеют право требовать от представителя проверяемого объекта :документы о его государственной регистрации и иные сведения, установленные законодательством Российской Федерации;сведения об иных юридических и физических лицах, осуществляющих деятельность на проверяемом объекте, и всю необходимую информацию, позволяющую определить, в чьих интересах и по поручению кого на объекте проверки осуществляется трудовая деятельность иностранными гражданами, с ведома кого они проживают (находятся) по данному адресу;документы и сведения, установленные законодательством Российской Федерации, подтверждающие надлежащее исполнение положений миграционного законодательства Российской Федерации в отношении иностранных граждан и иностранных работников;иные документы и сведения, необходимые для целей проверки.

То есть, при проведении проверки сотрудники ФМС имеют вышеуказанные права, том числе осмотр мест фактического осуществления трудовой деятельности и истребование документов у работодателя и работников.

ОДнако изъятие паспортов иностранных граждан является неправомерным.

Поэтому иностранные работники имеют право обжаловать действия УФМС в административном порядке. В свою очередь ИП имеет право обжаловать нарушения процедуры проведения проверки в в административном и судебном порядке.

С могу оказать услугу по составлению жалобы, а также проконсультировать по обжалованию иных неправомерных действий сотрудников ФМС.

С уважением Ф. Тамара

Статья 18.15. КОАП, самая используемая сотрудниками ФМС. По ней накладывается больше всего Штрафов ФМС.

Часть 1 статья 18.15. накладывает ответственность за отсутствие РАЗРЕШЕНИЯ НА РАБОТУ.

Разрешение на работу - Пластиковая карточка. Она должна быть, как у граждан СНГ, так и у граждан Визовых стран, работающих в России.

Здесь для споров с ФМС, следует обратить внимание на следующие 2 правовых момента -

1. Доказательство привлечение к работе иностранного гражданина.

1.1. Решение споров о привлечении к работе иностранного гражданина заложено в Примечании к этой статье.

1.2. Но и здесь, есть несколько приемов, которые позволяют доказать обратное. Их несколько и они применимы только в конкретных ситуациях. Поэтому мы их здесь не приводим. Лучше придите на консультацию.

2. Отсутствие у иностранца - Разрешения на работу. (Пластиковой карточки)

2.1. На первый взгляд, кажется, что отсутствие Пластикой карточки - вопрос простой. Либо она есть, либо ее нет.

2.2. Но на практике - это не простой вопрос. Дело в том, что Работодатель не должен устанавливать, подлинную ли Пластиковую карточку, ему предъявляет иностранец, когда устраивается на работу. И если карточка фальшивая, то Работодатель за это не отвечает.

2.3. НО ФАКТ НАЛИЧИЯ ПЛАСТИКА ЕСТЬ И ПРИМЕНЕНИЕ - части 1 ст. 18.15. в такой ситуации не законно.

Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

(введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих - иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу , если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 руб. до 5 000 рублей; на должностных лиц - от 25 000 руб. до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 250 000 руб. до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников , если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

3. Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 руб. до 5 000 рублей; на должностных лиц - от 35 000 руб. до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 400 000 руб. до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Как получить Пластиковую Карточку - Разрешение на работу, Вы можете узнать на страницах нашего сайта -

найти

Штрафы работодателю за работу иностранных граждан и как их избежать

Мы продолжаем цикл статей об Аутстаффинге , как одном из действенных способов избежать рисков работодателя, связанных с использованием труда мигрантов. С «Правилами оформления иностранных граждан на работу в России » вы можете подробнее ознакомиться в нашей предыдущей статье. Сегодня мы остановимся на штрафах работодателю за работу иностранных граждан в свете последних изменений 2016 года.

Несоблюдение правил миграционного учета, предусмотренных законом, может повлечь за собой наложение административных штрафов и иных мер воздействия на правонарушителя, которым одновременно может выступать и работодатель, и сам иностранный рабочий.



В этой статье мы не будем рассматривать огромное количество правил и ответственность за их нарушения самим иностранцем, таких как незаконное пересечение границы или нарушение правил пребывания на территории РФ, попробуем разобраться именно в вопросе оформления трудовой деятельности со стороны работодателя и в том, как же не получить штраф за иностранного работника.

Основные нарушения, за которые работодатель может получить штраф за иностранного рабочего:

Какой штраф за привлечение иностранной рабочей силы в 2018 году?

За все эти нарушения грозит следующая ответственность:

  • На должностное лицо – штраф 35 000 - 70 000 рублей;
  • На юридические лица – штраф 400 000 - 1 000 000 рублей, либо приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

В связи с жестким миграционным законодательством следует быть очень бдительным при приеме иностранцев на работу и на протяжении всего срока работы трудового

мигранта.

Например, если в штате компании работает иностранец, который был принят на работу в соответствии с законодательством, однако через несколько месяцев после работы на предприятии у него заканчивается первичная регистрация (90 суток), ГУВМ МВД (ФМС) рассмотрит такое нарушение как привлечение к работе нелегального иностранца, что повлечет за собой огромные штрафы от ГУВМ МВД (ФМС) за нелегалов.

Важно отслеживать, чтобы иностранные сотрудники, работающие по патенту, в срок оплачивали ежемесячные авансовые взносы по патентам. При просрочке оплаты патент может быть аннулирован, о чем ГУВМ МВД (ФМС) может и не уведомить ни мигранта, ни его работодателя, и ситуация выйдет тем же боком, что и в случае, описанном выше.

Нельзя забывать и про то, что патент выдается на конкретную специальность, и работодатель не имеет права допускать такого сотрудника к другим видам работ, иначе инспекторы тут же выпишут штраф работодателю за иностранца.

Стоит внимательно проверять все документы и отслеживать их сроки действия, ведь в случае просрочки вина косвенно возлагается на работодателя и ему может прийти огромный штраф за нелегала, в худшем случае могут даже остановить производство, а это обернется куда более значительными потерями.

Полный перечень нарушений и штрафов работодателя

Работодатель мигранта может получить штраф за:

  • Отсутствие документов.
  • Нарушение трудового законодательства.
  • Уклонение от оформления трудового договора.
  • Нарушение государственных нормативных требований охраны труда.
  • Непроведение или неправльное проведение оценки условий труда на рабочих местах.
  • Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей.
  • Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

За каждое из этих нарушений налагается штраф.

Полный перечень с подробным описанием каждого пункта и размерами штрафа вы найдете в нашей памятке для работодателя по нарушениям и штрафам.

Получить памятку

Проверьте, не светит ли вам штраф за иностранных сотрудников в ближайшее время - проведите !

Подробнее о других штрафах за иностранного работника в 2018 году и способах их избежать читайте в наших статьях или обращайтесь за бесплатной консультацией по телефону.

24.05.2016

Вопросы и ответы

Получит ли штрафы работодатель, если иностранный работник официально не оформлен?

В случае если на предприятии у юридического лица в ходе проверки ГУВМ МВД (ФМС) будут выявлены нелегальные рабочие, прибывшие из других стран, такой организации грозит привлечение к административному производству, наложение штрафов за работников без оформления - до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток.

Штраф для ответственного лица за привлечение к труду нелегала - до 70 000 рублей. Для самого нелегала – выдворение за пределы РФ и штраф в размере 5 000 рублей.

Какие штрафы за нелегалов для юр. лиц?

Штраф за нелегалов для юридических лиц в 2016 году - от 400 000 до 1 000 000 рублей. Помимо штрафа за нарушение трудового законодательства работодателем могут быть приняты меры по приостановлению деятельности организации, использующей труд нелегальных мигрантов.

Сегодня за все основные нарушения в области миграционного законодательства установлены одни и те же меры наказания. За несвоевременное оформление и привлечение к труду иностранцев из дальнего зарубежья без специального разрешения так же установлен штраф до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности организации сроком до 90 суток. Важно помнить, что с июня 2015 года тот же штраф налагается за трудоустройство мигрантов по специальности, отличающейся от той, которая прописана в патенте.

Как узнать, есть ли штраф за мигранта?

По завершении проверки ГУВМ МВД (ФМС) на предприятии составляется акт по результатам ее проведения - «Акт проверки», который состоит из двух частей: первая - вводная, вторая – основная.

В вводной части указывают время и дату проведения проверки, основные реквизиты, адрес проверяемого объекта.

В основной же части непосредственно описано то, что было выявлено во время этой проверки. Если были нарушения, то описываются факты и доказательства.

Данный акт издается в двух экземплярах, и один экземпляр передается организации, а другой остается в материалах дела ГУВМ МВД (ФМС). ГУВМ МВД (ФМС) обязаны передать материалы дела на руки представителю организации под роспись.

Соответственно, после прочтения дела организация будет осведомлена обо всех выявленных нарушениях и штрафах за нелегальных мигрантов, возложенных ГУВМ МВД (ФМС).

С этим же актом нужно идти в суд, если предприятие примет решение обжаловать штраф на организацию за иностранца.

Можно ли оспорить штраф за работу без разрешения и патента на работу?

Существует масса случаев, когда организации, получив большой штраф за мигрантов от ГУВМ МВД (ФМС), идут оспаривать его в суд или другие вышестоящие органы.

Однако если было нарушение, например, когда ГУВМ МВД (ФМС) "поймала за руку" на предприятии нелегального иностранца, оспаривать штраф нет смысла. В крайнем случае, такой работодатель может рассчитывать только на смягчения самого штрафа за привлечение иностранцев.

Часто организации пытаются применять различные схемы уклонения, которые в девяноста девяти случаях из ста не венчаются успехом. Но есть и позитивные ноты в страшном миграционном деле.

Дефицит кадров требует от предпринимателей решительных действий. В поисках выхода представители бизнеса обращаются к мигрантам. Однако такой метод сопряжен с определенным риском. Трудоустройство граждан других государств осуществляется по специфическим правилам. Нарушения грозят внушительными санкциями и приостановкой деятельности. В 2019 году штраф ИП за недочеты при найме иностранного работника назначают в административном порядке. Денежные взыскания исчисляются сотнями тысяч рублей.

Как правильно оформить договор с мигрантом

Использование труда иностранцев налагает на работодателей дополнительные обязанности. Коммерсанты должны соблюдать предписания ТК РФ, следовать правилам миграционного контроля, помнить об особенностях документального оформления. Большое влияние на порядок оказывают международные договоры и конвенции.

Условно работников из-за рубежа можно поделить на две большие группы. Сотрудничество с представителем каждой из них имеет особенности.

Граждане стран ЕАЭС

Сотрудники из Армении, Киргизии, Белоруссии и Казахстана имеют право работать в России без патента. Такая возможность закреплена международным соглашением о создании Евразийского экономического союза от 29.05.2014 . Специальные разрешения гражданам этих стран оформлять не нужно, а нормы о квотах на них не распространяются.
Работодателю мигрант предъявляет удостоверение личности. Требовать нотариальный перевод нужно, если паспорт составлен на иностранном языке, а страницы не продублированы на русском. Документы об образовании признают автоматически (ст. 97 Договора о ЕАЭС). Специальная процедура легализации необходима для специалистов в области юриспруденции, медицины, педагогики и фармацевтики. При найме зарубежных специалистов по указанным профилям придется провести процедуру признания дипломов.

У граждан стран ЕАЭС должен быть СНИЛС. При его отсутствии у работодателя возникает обязанность по оформлению документа. Другим важным условием найма является заполнение трудовой книжки. Предпринимателям позволено вносить записи лишь в советские или российские формы. Если у мигранта документа не имеется, его следует завести. Переносить в бланк сведения из зарубежных книжек не нужно. Руководством служит письмо Роструда № 908-6-1 от 15.06.2005 . Ориентирами также служат ст. ст. 65 , 327.3 , 327.4 ТК РФ.

И, наконец, пункт 8 статьи 13 закона 115-ФЗ обязывает работодателей извещать территориальные подразделения МВД о заключении договоров. Уведомление, утвержденное ведомственным приказом № 11 от 10.01.2018 , следует направить до истечения 3 суток с момента найма.

Важно! В мае 2017 года опубликовали постановление Верховного Суда России № 78-АД17-19 . Высшая инстанция отказалась признавать за работодателями обязанность извещать правоохранителей о найме белорусов, армян, киргизов или казахов. Юристы не рекомендуют спешить с выводами. Подход сложно назвать устоявшимся, а потому отказываться от процедуры уведомления не стоит. В 2019 году однозначного подтверждения верности позиции нет

Другие мигранты

Включение в штат иностранных работников из стран, не вошедших в ЕАЭС, предполагает соблюдение дополнительных требований. Базовыми регламентами для предпринимателей являются закон № 115-ФЗ от 25.07.02 и правительственное постановление № 1365 от 14.11.2018 . Влиять на процедуру будет режим пребывания мигранта в России.

Категория сотрудников Перечень документов и обязанности работодателя Примечание
Иностранцы, проживающие в стране постоянно Претендент на должность предъявляет удостоверение личности и вид на жительство. В список включены СНИЛС, трудовая книжка, полис медицинского страхования, документы об образовании.

Работодатель должен составить договор с сотрудником и уведомить о найме местное подразделение миграционного контроля. Функции переданы правоохранительной структуре. Специалисты не рекомендуют пренебрегать проверкой подлинности документов. Сделать это можно на официальном сайте МВД РФ.

Получать разрешение на привлечение мигранта или проверять наличие у соискателя патента не нужно. Аналогичный порядок действует в отношении:
- аккредитованных иностранных журналистов;
- зарубежных студентов в период каникул;
- ученых и педагогов, прибывших по приглашению;
- персонала дипломатических представительств;
- специалистов иностранных организаций, выполняющих монтаж или сервисное обслуживание оборудования;
- переселенцев по государственным программам;
- гастролеров с периодом выступлений до 30 суток;
беженцев и лиц, получивших убежище.

Полный перечень иностранцев, осуществляющих деятельность без патента, содержит пункт 4 статьи 13 закона 115-ФЗ

Вид на жительство выдают на 5 лет с возможностью пролонгации. Статус снимает территориальные ограничения трудовой деятельности. Мигрант может устроиться на работу в любом регионе страны. Процедура мало отличается от заключения договора с россиянином
Мигранты, проживающие в России временно Принцип трудоустройства аналогичен найму обладателей вида на жительство. В качестве подтверждения законного пребывания в стране соискатели предъявляют работодателю разрешение на временное проживание. Документ выдают на 3 года Работать этой группе лиц разрешено в конкретном регионе
Иностранцы с правом временного пребывания При заключении договора необходимо проверить наличие и подлинность патента. Кандидаты получают документ самостоятельно после оплаты госпошлины, предъявления миграционной карты и подтверждения постановки на учет по месту размещения. В остальном процедура не отличается от стандарта. Предпринимателю придется уведомить подразделение МВД РФ о контракте в течение 3 суток Трудовая деятельность допускается в пределах одного региона, до окончания сроков миграционной карты и патента. Работать можно лишь по той специальности, которая указана в документах. Заключать договоры могут работодатели, не имеющие непогашенных административных взысканий в сфере трудоустройства иностранных граждан (ст. 13.3 закона 115-ФЗ)
Визовые специалисты Стандартный набор документов дополняют визой и разрешением на работу. Предпринимателям необходимо получать специальную санкцию МВД РФ на привлечение таких сотрудников. Выдается документ в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом № 827 от 01.11.2017 . Въезд зарубежных специалистов осуществляется по приглашению, а на работодателей ложится обязанность оказания помощи в оформлении документов С 2015 года за разрешение на привлечение мигрантов работодатели платят в бюджет 10 000 рублей. Сбор предусмотрен за каждого специалиста. Еще 800 рублей придется заплатить за приглашение каждого специалиста. С иностранцев удерживают пошлину – 3500 в отечественной валюте (ст. 333.28 НК РФ)


Чем грозит нарушение правил

Законодательство России предусматривает суровое наказание за пренебрежение порядком трудоустройства иностранцев. За не оформленного работника с предпринимателей взыскивают административные штрафы. Их размер зависит от тяжести проступка.

Санкции налагают за следующие недочеты и злоупотребления:

  1. Отсутствие разрешений. Согласно статье 18.15 КоАП РФ взыскание от 5 000–50 000 рублей грозит за привлечение к труду иностранцев, не имеющих патента или разрешения. Основанием может служить наем мигранта вне зоны действия таких документов. Эта же норма предусматривает штраф за заключение договора с иностранцами без оформления специального разрешения в МВД РФ. Проступок обойдется предпринимателю от 25 000–50 000 рублей.
  2. Игнорирование правил об уведомлении. Наказание применяют, опираясь на третий пункт статьи 18.15 КоАП РФ . Ошибки при заполнении формы извещения, просрочка или иные недочеты грозят взысканием от 35 000– 50 000 рублей. Если речь идет о высококвалифицированных специалистах, санкция увеличивается. Нарушение обойдется работодателю от 35 000–70 000 рублей.
  3. Незаконный допуск мигрантов к работе на торговых объектах. За нелегала последуют не только штрафы. К таким проступкам применяют статью 18.16 КоАП РФ . Привлечение к труду или предоставление места для реализации товаров грозит взысканием от 350 000–800 000 рублей. Инспектор вправе приостановить деятельность предпринимателя на 14–90 календарных дней.

Контролирующий орган назначает штраф за нарушение по каждому мигранту. Взыскания суммируются. Для бизнесменов Москвы, Санкт-Петербурга, а также прилегающих к городам областей, предусматриваются более жесткие санкции. Подход обусловлен экономической значимостью регионов.

Обзор практики: распространенные нарушения

В большинстве случаев причинами привлечения предпринимателей к ответственности служат невнимательность или откровенное незнание законов. Коммерсанты допускают следующие ошибки:

  1. Отсутствие уведомления об увольнении иностранца. Работодатели обязаны извещать МВД РФ не только о заключении, но и о расторжении трудовых договоров.
  2. Работа по просроченным разрешениям и патентам. Истечение срока документа является основанием отстранения сотрудника от должности. Расторгать соглашение с ним предприниматель не должен. На оформление новых бумаг мигрантам отводится месяц. Уволить иностранца можно лишь по завершении этого периода при отсутствии действующего разрешения. Заработную плату за время отстранения начислять не нужно ().
  3. Превышение лимитов. Постановление Правительства России № 1365 от 14.11.18 вводит ограничение по количеству иностранцев в штате. Нормативы действуют в сельском хозяйстве, розничной торговле, спорте, грузоперевозках.
  4. Направление мигрантов в командировки. Разъездной характер работы неприемлем для некоторых категорий иностранцев. Если сотрудник имеет право работать только в одном регионе, отправлять его в служебные поездки нельзя. Исключения перечислены в приказе Минздравсоцразвития России № 564н от 28.10.2010 . Максимальная продолжительность командировок для лиц, указанных в акте, зависит от статуса. Лицам, предъявившим при трудоустройстве разрешение или патент, можно работать вне региона 10 дней. В совокупности за время действия документа служебные поездки не должны превысить 60 суток. Высококвалифицированные специалисты могут находиться в командировке только 30 дней. Однако ограничений по количеству таких отлучек закон не предусматривает. Мигранты, проживающие в России временно, имеют право выезжать по служебным делам на 40 суток за 1 год. При разъездном характере труда норматив увеличивают до 90 дней. О других иностранцах в приказе не упоминается, а потому отправлять их в командировки рискованно.
  5. Наличные выплаты. Рассчитываться с зарубежными работниками можно только через банк. Письмо № ЗН-4-17/15799 опубликовали на сайте ФНС РФ . Аналогичную позицию высказал Верховный Суд России в постановлении № 307-АД15-691 . Ограничение распространяется на иностранцев-нерезидентов – лиц, постоянно пребывающих в России менее 183 дней в году. Нарушением также является выплата вознаграждений в иностранной валюте. Расчеты производят только в рублях.

Перечень проступков сложно назвать полным. Привлечь предпринимателя к ответственности могут за опоздание при отправке документов, ошибки в формах и даже невнимательность. Не стоит забывать и о соблюдении трудового законодательства.

Предпринимателям советуют помнить об общих условиях найма иностранцев. Трудовое соглашение можно заключить с лицом, достигшим совершеннолетия. Обязательными требованиями являются полная дееспособность и подлинность документов. Проверить представленные претендентом сведения можно при помощи онлайн-сервисов. На сайте МВД РФ имеется исчерпывающий набор инструментов.

Другой рекомендацией специалистов является постановка системы внутреннего контроля. Проводить оценку соответствия миграционным требованиям следует регулярно. Кроме того, важно следить за изменением правового регулирования и инструктировать сотрудников кадровых служб.