Автономные учреждения закон 174 фз. Фз об автономном учреждении. Федеральный закон «Об автономных учреждениях»

от 03.11.2006 N 174-ФЗ

"Об автономных учреждениях"*1

_____
*1 В связи с большим объемом текст официального документа не приводится.

Комментарий

О.А. Мясников,
юрисконсульт Департамента налогов и права ООО "ФБК", к.ю.н.

1. Общие положения

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) ввел в систему юридических лиц новую некоммерческую организацию - автономное учреждение. Данный нормативный правовой акт определил в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества.

Кроме того, в Законе N 174-ФЗ предусмотрены основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам.

Таким образом, в системе юридических лиц появилась новая некоммерческая организация - автономное учреждение. Принятие Закона N 174-ФЗ обусловило необходимость внесения изменений и дополнений в другие нормативные правовые акты, что и было сделано Федеральным законом от 03.11.2006 N 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об автономных учреждениях”, а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений" (далее - Закон N 175-ФЗ). Понятие "автономное учреждение" включено в ГК РФ, Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), Бюджетный кодекс Российской Федерации, в Законы РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

Кроме того, внесены изменения и дополнения в Федеральные законы от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".

2. Правовой статус автономного учреждения

Понятие "автономное учреждение" дано в части 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, согласно которой автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

По смыслу п. 2 ст. 120 ГК РФ (в ред. Закона N 175-ФЗ) автономное учреждение является одним из видов государственных и муниципальных учреждений.

Автономное учреждение обладает статусом юридического лица и от своего имени имеет право приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права. Кроме того, автономное учреждение может нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Для осуществления финансово-хозяйственной деятельности законодатель наделил автономное учреждение правом открывать счета в банках и иных кредитных учреждениях.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение, причем использоваться они должны согласно части 8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ для достижения целей, ради которых создано автономное учреждение.

В соответствии с частью 9 ст. 2 Закона N 174-ФЗ собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

3. Имущество автономного учреждения

В ст. 3 Закона N 174-ФЗ определены порядок наделения автономного учреждения имуществом и порядок его использования.

Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ (часть 1 ст. 3 Закона N 174-ФЗ); порядок использования имущества, закрепленного на праве оперативного управления, установлен в ст. 296 ГК РФ.

Собственниками имущества автономного учреждения могут быть соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В соответствии с частью 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение не имеет права без согласия учредителя распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему на эти цели учредителем. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение может распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено частью 6 ст. 3 Закона N 174-ФЗ.

В части 3 ст. 3 Закона N 174-ФЗ содержится определение понятия "особо ценное движимое имущество", под которым понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Согласно части 4 ст. 3 Закона N 174-ФЗ решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении вышеуказанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.

В соответствии с частью 5 ст. 3 Закона N 174-ФЗ недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных ему на эти цели учредителем, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету в установленном порядке.

Необходимо отметить, что полномочия автономного учреждения по распоряжению своим имуществом существенно ограничены. Так, согласно части 6 ст. 3 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение имеет право вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя.

В части 7 ст. 3 Закона N 174-ФЗ определен порядок пользования автономным учреждением земельным участком, необходимым для выполнения учреждением своих уставных задач: этот участок предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

4. Ответственность автономного учреждения

В соответствии с частью 4 ст. 2 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом. Но взыскание по обязательствам автономного учреждения не может быть обращено на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленные за ним учредителем или приобретенные автономным учреждением за счет выделенных учредителем средств.

При этом собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Автономное учреждение, в свою очередь, не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения. Это предусмотрено частями 5 и 6 ст. 2 Закона N 174-ФЗ. Аналогичные положение введены Законом N 175-ФЗ и в п. 2 ст. 120 ГК РФ.

Следует отметить, что ответственность автономного учреждения существенно отличается от ответственности других некоммерческих организаций - частного и бюджетного учреждений. Так, согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ (в ред. Закона N 175-ФЗ) частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник соответствующего имущества.

На обязанность собственника нести ответственность по долгам учреждения указывают и арбитражные суды. Так, в информационном письме Президиума ВАС РФ от 14.07.1999 N 45 "Об обращении взыскания на имущество учреждения" содержатся следующие разъяснения. В случае недостаточности у учреждения денежных средств взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.

Схожий подход приведен и в постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (см. п. 3). Поскольку в силу п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, по долгам учреждения не может быть обращено взыскание на иное имущество, как на закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, так и на приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Согласно п. 7 вышеупомянутого постановления Пленума ВАС РФ при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.

Но теперь, с принятием Закона N 174-ФЗ, субсидиарную ответственность будут нести только собственники частных и бюджетных учреждений, поскольку собственник автономного учреждения не отвечает по долгам последнего.

5. Создание автономного учреждения

В соответствии с главой 2 Закона N 174-ФЗ, автономное учреждение может быть создано двумя способами:

1) путем его учреждения;

2) путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения.

Важная гарантия защиты имущественных интересов автономных учреждений предусмотрена частью 11 ст. 5 Закона N 174-ФЗ, согласно которому при создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не допускается изъятие либо уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным учреждением.

Следует подчеркнуть, что создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения, что указано в части 14 ст. 5 Закона N 174-ФЗ.

В соответствии со ст. 6 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение может иметь только одного учредителя, которым соответственно признается:

1) Российская Федерация - в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

2) субъект Российской Федерации - в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;

3) муниципальное образование - в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

В соответствии с частью 1 ст. 7 Закона N 174-ФЗ учредительным документом автономного учреждения является устав, который утверждается его учредителем и должен содержать следующие сведения:

1) наименование автономного учреждения, включающее слова "автономное учреждение" и содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества;

2) место нахождения автономного учреждения;

3) сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения;

4) предмет и цели деятельности автономного учреждения;

5) исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение имеет право осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

6) сведения о филиалах, представительствах автономного учреждения;

7) структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов;

8) иные предусмотренные федеральными законами сведения.

6. Управление автономным учреждением

Органами управления автономного учреждения в соответствии с частью 2 ст. 8 Закона N 174-ФЗ являются:

1) наблюдательный совет автономного учреждения;

2) руководитель автономного учреждения;

3) иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы, например общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет.

Статья 9 Закона N 174-ФЗ устанавливает компетенцию учредителя в области управления автономным учреждением, в том числе:

1) утверждение устава автономного учреждения, внесение в него изменений;

2) рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;

3) реорганизация и ликвидация автономного учреждения, а также изменение его типа;

4) утверждение передаточного акта или разделительного баланса;

5) назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

6) назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий;

7) рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о совершении сделок с имуществом автономного учреждения в случае, если в соответствии с частями 2 и 6 ст. 3 Закона N 174-ФЗ для совершения таких сделок требуется согласие учредителя автономного учреждения;

8) решение иных предусмотренных Законом N 174-ФЗ вопросов.

Согласно ст. 10 Закона N 174-ФЗ в автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее пяти и не более одиннадцати членов. В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.

В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.

Статья 11 Закона N 174-ФЗ устанавливает компетенцию наблюдательного совета автономного учреждения, которая заключается в рассмотрении:

1) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав автономного учреждения;

2) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;

3) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации;

4) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления;

5) предложения руководителя автономного учреждения об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника;

6) проекта плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;

7) по представлению руководителя автономного учреждения проектов отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения;

8) предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно;

9) предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупных сделок;

10) предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

11) предложения руководителя автономного учреждения о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета;

12) вопросов проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации.

В соответствии со ст. 13 Закона N 174-ФЗ руководителем автономного учреждения в зависимости от его вида может быть:

1) директор;

2) генеральный директор;

3) ректор;

4) главный врач;

5) художественный руководитель;

6) управляющий.

К компетенции руководителя автономного учреждения относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом автономного учреждения к компетенции учредителя автономного учреждения, наблюдательного совета автономного учреждения или иных органов автономного учреждения.

Согласно части 2 ст. 13 Закона N 174-ФЗ руководитель автономного учреждения действует без доверенности от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени. Наряду с этим руководитель автономного учреждения утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, его годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.

Статья 14 Закона N 174-ФЗ определяет понятие "крупная сделка". Следует отметить, что данная норма права является существенной новеллой законодательства о некоммерческих организациях. Причем сам термин "крупная сделка" уже давно известен корпоративному праву и используется, в частности, в Федеральном законе от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (глава X).

Но акционерное общество в отличие от автономного учреждения является коммерческой организацией. До принятия Закона N 174-ФЗ гражданское законодательство не регламентировало порядок совершения крупной сделки некоммерческой организацией.

По смыслу ст. 14 Закона N 174-ФЗ, крупной сделкой признается сделка, связанная:

- с распоряжением денежными средствами;

- с привлечением заемных денежных средств;

- с отчуждением имущества (которым в соответствии с Законом N 174-ФЗ автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно);

- с передачей такого имущества в пользование или в залог.

При этом цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества должна превышать 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Порядок совершения крупных сделок и последствия его нарушения определены в ст. 15 Закона N 174-ФЗ. Так, согласно части 1 ст. 15 Закона N 174-ФЗ крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения, который должен рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом не предусмотрен более короткий срок.

В соответствии с частью 2 ст. 15 Закона N 174-ФЗ крупная сделка, совершенная с нарушением требований данной статьи этого нормативного акта, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения.

При этом согласно части 3 ст. 15 Закона N 174-ФЗ руководитель автономного учреждения несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных автономному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных законом требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

Вышеприведенные положения Закона N 174-ФЗ необходимо учитывать не только самому автономному учреждению, но и его контрагентам по гражданско-правовым сделкам. Это объясняется тем, что партнеры автономного учреждения, заключая с ним договоры на крупные суммы, должны проверить, выполнены ли требования Закона N 174-ФЗ о порядке совершения крупных сделок; в противном случае партнеры несут риски, связанные с признанием подобной сделки недействительной.

В ст. 16 Закона N 174-ФЗ говорится о заинтересованности в совершении автономным учреждением сделки.

При этом лицом, заинтересованным в совершении автономным учреждением сделок с другими юридическими лицами и гражданами, признается член наблюдательного совета автономного учреждения, руководитель автономного учреждения и его заместитель, если данное лицо, его супруг (в том числе бывший), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные:

1) являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

2) владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20% и более голосующих акций акционерного общества или превышающей 20% уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью долей либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

3) занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем.

В соответствии с частью 4 ст. 16 Закона N 174-ФЗ заинтересованное лицо до совершения сделки обязано уведомить руководителя автономного учреждения и наблюдательный совет автономного учреждения об известной ему совершаемой сделке или известной ему предполагаемой сделке, в совершении которых оно может быть признано заинтересованным.

Институт заинтересованности в совершении сделки известен гражданскому законодательству, в частности, этому посвящена глава XI Федерального закона "Об акционерных обществах".

Согласно части 1 ст. 17 Закона N 174-ФЗ сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок.

В соответствии с частью 2 ст. 17 Закона N 174-ФЗ решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения, не заинтересованных в совершении этой сделки. Если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете автономного учреждения большинство, решение об одобрении такой сделки принимается учредителем автономного учреждения.

Частью 3 ст. 17 Закона N 174-ФЗ предусмотрено, что сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований настоящей статьи этого Закона, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если другая сторона сделки не докажет, что она не знала и не могла знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки или об отсутствии ее одобрения.

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что вышеприведенный порядок заключения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, не применяется при совершении сделок, связанных с выполнением автономным учреждением работ, оказанием им услуг в процессе его обычной уставной деятельности, на условиях, существенно не отличающихся от условий совершения аналогичных сделок (часть 2 ст. 16 Закона N 174-ФЗ).

7. Реорганизация и ликвидация автономного учреждения, изменение его типа

В соответствии с частью 2 ст. 18 Закона N 174-ФЗ реорганизация автономного учреждения может быть осуществлена в форме:

1) слияния двух или нескольких автономных учреждений;

2) присоединения к автономному учреждению одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности;

3) разделения автономного учреждения на два учреждения или несколько учреждений соответствующей формы собственности;

4) выделения из автономного учреждения одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности.

Согласно части 3 ст. 18 Закона N 174-ФЗ автономные учреждения могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если они созданы на базе имущества одного и того же собственника, что обусловлено тем, что в силу части 2 ст. 6 этого Закона автономное учреждение может иметь только одного учредителя.

Важная гарантия реализации основных прав и свобод человека и гражданина закреплена в части 4 ст. 18 Закона N 174-ФЗ, согласно которому автономное учреждение может быть реорганизовано, если это не повлечет нарушение конституционных прав граждан в социально-культурной сфере, в том числе прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатного образования или права на участие в культурной жизни.

В соответствии с частью 5 ст. 18 Закона N 174-ФЗ бюджетное учреждение может быть создано по решению учредителя автономного учреждения путем изменения его типа в порядке, устанавливаемом:

1) Правительством РФ - в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;

3) органом местного самоуправления - в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Согласно части 1 ст. 19 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ.

Требования кредиторов ликвидируемого автономного учреждения удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с Законом N 174-ФЗ может быть обращено взыскание.

Имущество автономного учреждения, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам автономного учреждения, передается согласно части 3 ст. 19 Закона N 174-ФЗ ликвидационной комиссией учредителю автономного учреждения.

8. Вступление закона в силу

Закон N 174-ФЗ вступил в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования в "Российской газете" от 08.11.2006 N 250, то есть 8 января 2007 года.

Закон №174 был принят для урегулирования отношений, возникающих в процессе создания автономных учреждений. Учредителями таких ассоциаций являются: Российская Федерация, муниципальное образование и субъекты РФ. Согласно положениям закона учредителем может быть только одно юридическое лицо. Главным документом, в котором содержатся важные положения ассоциации, является устав .

Федеральный закон «Об автономных учреждениях» был принят 11 октября 2006 года. Одобрен законодательный акт был 27 октября того же года. Вступил в силу ФЗ-174 3 ноября 2006 года. Последние поправки в закон вносились 3 июля 2016 года.

  • правовое положение автономных учреждений;
  • порядок их создания;
  • реорганизация и ликвидация;
  • цели и порядок формирования и использование их имущества;
  • основы управления самостоятельными организациями;
  • основы отношений самостоятельных организаций с их учредителями;
  • ответственность учреждений по своим обязанностям.

Согласно положениям Федерального закона №174, автономное учреждение — это некоммерческая организация, которая создается в РФ субъектами Российской Федерации или муниципальным образованием в целях выполнения работ, оказания услуг для осуществления полномочий гос органов и самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения и других.

В качестве автономного учреждения выступает юридическое лицо. Оно от своего имени может приобретать и выполнять имущественные или личные неимущественные права.

Финансовый орган субъекта РФ устанавливает порядок для открытия и ведения лицевых счетов автономных учреждений. Счета, которые открывают территориальные органы Федерального казначейства, обслуживаются Центробанком или другими кредитными организациями без взимания дополнительной платы.

В соответствии со ст 2 ФЗ-174, все неиспользованные средства, которые поступили на счета автономных учреждений в качестве обязательных социальных выплат, должны быть использованы в последующем году для тех же целей.

В ФЗ-174 перечислены способы контроля за деятельностью автономных учреждений:

  • федеральные гос органы, которые осуществляют функции и полномочия учредителей автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
  • в порядке, который устанавливается высшим исполнительным органом РФ;

Согласно положениям ФЗ-174, все доходы автономного учреждения поступают в его личное владение и направляются на решение вопросов, ради которых была создана организация. Автономное учреждение обязано предоставлять сведения о своей деятельности в следующие организации:

  • государственную статистику;
  • налоговую;
  • иные лица и организации, предусмотренные настоящим законом.

Федеральный закон №174 «Об автономных учреждениях» содержит 5 глав и 21 статью. Согласно положениям закона, автономное учреждение обеспечивает открытость и доступность информации, которая содержится в следующих документах:

  • устав организации с внесенными в него изменениями;
  • свидетельство о регистрации организации;
  • письменное решение учредителя о создании сообщества;
  • письменное назначение руководителя сообщества;
  • пункт о всех действующих филиалах;
  • сведения о наблюдательном совете;
  • годовая бухгалтерская отчетность и другие.

Чтобы подробнее ознакомиться с последней редакцией ФЗ-174, скачайте его тут.

Как уже было сказано выше, последние поправки в закон №174 вносились 3 июля 2016 года. Изменения коснулись части 4 статьи 4. Из старой редакции было исключено слово «соответствующего».

Ниже будут рассмотрены статьи, в которые при последней редакции ФЗ об автономных учреждениях с изменениями не были внесены поправки, но они важны для рассмотрения.

В ст 3 ФЗ-174 описаны положения, связанные с имуществом автономного учреждения. Его собственниками являются:

  • Российская Федерация;
  • субъект РФ;
  • муниципальное образование.

Согласно ФЗ-174, автономной организации запрещено распоряжаться недвижимым и движимым имуществом без согласия учредителя. В перечень запрещенных средств входит только то, на которое учредитель выделил собственные деньги. Всем остальным имуществом учреждение вправе распоряжаться по своему усмотрению.

Перечни особого движимого имущества определяются:

  • федеральными гос органами;
  • в порядке, который устанавливает высший гос орган субъекта РФ;
  • в порядке, который устанавливает местная администрация.

Правительство РФ устанавливает порядок отнесения имущества ввиду особого движимого. Согласно ст 3, если автономному учреждению необходим земельный участок, то он предоставляется ему на постоянном бессрочном праве.

В ст 4 перечислены виды деятельности автономных учреждений. Основной их деятельностью является достижение целей, ради которых они были созданы. Согласно уставу самостоятельных организаций, они могут выполнять задачи государственных органов, но только при условии, что они согласованы с учредителем.

Согласно положениям ФЗ-174, отказаться от поставленных задач самостоятельное предприятие не имеет права.

Порядок и условия выполнения гос задачи определяется:

  • Правительством РФ;
  • высшим исполнительным органом;
  • местной администрацией.

Согласно положениям ст 5, решение о создании самостоятельной организации на базе имущества принимается высшим исполнительным органом. Самостоятельное предприятие может быть создано путем изменения вида государственного или муниципального.

Предложение о смене статуса должно содержать:

  • обоснование для создания самостоятельного союза;
  • сведения об одобрении смены со статуса государственное на автономное;
  • сведения об имуществе;
  • иные сведения, предусмотренные законодательством РФ.

Если Правительство Российской Федерации принимает положительное решение о переводе союза из государственного типа в самостоятельный, то оно должно содержать :

  • сведения об имуществе, которое было закреплено за государственной общиной;
  • список мероприятий, которые необходимо выполнить самостоятельной общине.

Чтобы более подробно изучить последнюю редакцию ФЗ-174, скачайте его по ссылке.

Об автономных учреждениях

После выхода Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) прошло некоторое время, и, как полагается, часть положений закона нашла свое отражение в постановлениях Правительства РФ. Постановления предусматривают механизмы реализации самого закона в части полномочий учредителя автономных учреждений, в части определения видов имущества и отнесения имущества к особо ценному недвижимому имуществу для внесения такого перечня в устав АУ и в части оформления документов о создании автономных учреждений (АУ).

Рассмотрим все перечисленные выше положения путем обзора вышедших в 2007 году постановлений Правительства РФ, касающихся автономных учреждений.

В Законе № 174-ФЗ предусматривается, что в случае, если иное не установлено федеральными законами или нормативным правовым актом Президента РФ, функции и полномочия учредителя АУ, предусмотренные упомянутым законом, осуществляются федеральным органом исполнительной власти в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Во исполнении с п. 1 ч. 3 ст. 6 Закона № 174-ФЗ Правительство РФ выпустило постановление от 10.10.2007 № 662 «Об утверждении положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения».

Для АУ, создаваемых исполнительным органом государственной власти субъекта РФ на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, полномочия учредителя определяются высшим исполнительным органом государственной власти этого субъекта. Для АУ, создаваемых органом местного самоуправления на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования, полномочия учредителя определяются местной администрацией.

Таким образом, мы сможем пока рассмотреть только полномочия учредителя на федеральном уровне.

Что же предусматривает указанное постановление?

АУ создается решением Правительства РФ и на основании предложений федеральных органов исполнительной власти.

Функции и полномочия учредителя осуществляются федеральным органом исполнительной власти, указанном в решении Правительства РФ о создании АУ, и в том числе в случае создания АУ путем изменения типа существующего государственного учреждения (бюджетного учреждения). Таким образом, так же как и у бюджетного учреждения, в уставе АУ будет указано, кто же является его учредителем.

В компетенцию учредителя входит:

1. Утверждение устава АУ и вносимых в него изменений и дополнений, но только На сегодняшний день такие полномочия возложены на Минимущество России.

2. Установление заданий АУ в соответствии с утвержденной в его уставе основной деятельностью.

3. Рассмотрение предложений руководителя АУ о создании или ликвидации его филиалов, открытии или закрытии его представительств.

4. Представление на рассмотрение наблюдательного совета АУ предложений:

· о внесении изменений в устав;

· о создании или ликвидации филиалов;

· об открытии или закрытии представительств;

· о реорганизации или ликвидации автономного учреждения;

· об изъятии имущества, закрепленного за АУ на праве оперативного управления.

5. Принятие решений:

· о создании или ликвидации филиалов АУ;

· об открытии или закрытии его представительств;

· о реорганизации или ликвидации АУ.

6. Принятие решения об отнесении имущества АУ к особо ценному движимому имуществу и об исключении из состава особо ценного движимого имущества объектов, закрепленных за АУ, которые перестали относиться к видам особо ценного имущества. Это решение принимается только по согласованию с органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом.

7. Выдача согласия на распоряжение недвижимым имуществом, закрепленным за АУ или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на его приобретение. А также выдача согласия на распоряжение особо ценным движимым имуществом, закрепленным за АУ или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на его приобретение. Согласие выдается только при наличии его согласования с органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом.

8. Выдача согласия на внесение АУ денежных средств и иного имущества в уставные капиталы других юридических лиц или передачу имущества иным способом другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника. При внесении в качестве вклада недвижимого имущества согласие выдается только по согласованию с органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом.

9. Внесение в орган исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом предложений о закреплении за АУ недвижимого имущества или об изъятии такового.

10. Представление предложения о создании бюджетного учреждения путем изменения типа АУ.

11. Назначение руководителя АУ и прекращение его полномочий.

12. Заключение и прекращение трудового договора с руководителем АУ.

13. Принятие решения об одобрении сделки с имуществом АУ, в совершении которой имеется заинтересованность, если лица, заинтересованные в ее совершении, составляют большинство в наблюдательном совете АУ. Таким образом, на учредителе лежит ответственность за принятие решения о совершении сделки, в которой имеется заинтересованность.

14. Принятие решения о совершении сделки в отношении недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. Здесь учредитель является представителем собственника, то есть выступает от имени государства, поэтому на него и возлагается функция контроля за использованием государственного имущества.

15. Определение органа массовой информации, в котором АУ должно публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества. При этом учредитель обязан учитывать доступность таких средств массовой информации для потребителей услуг АУ.

16. Принятие решений по иным, возникающим вопросам, предусмотренным в законах и, в частности, в Законе «Об автономных учреждениях».

Все свои решения учредитель обязан довести до АУ в течение 7 дней с даты их принятия и обязательно только в письменной форме.

А что же может или должно быть отнесено к особо ценному движимому имуществу АУ?

На этот вопрос отвечает еще одно постановление Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения».

Для целей Федерального закона «Об автономных учреждениях» под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (ч. 3 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Правительство установило, что виды особо ценного движимого имущества определяются совместным решением органа исполнительной власти, соответственно осуществляющего нормативное правовое регулирование в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, и органа исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом.

В состав особо ценного движимого имущества подлежит включению:

· движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тысяч рублей;

· иное движимое имущество, балансовая стоимость которого менее 50 тысяч рублей, но без которого осуществление своей основной деятельности АУ будет существенно затруднено. Как мне кажется, например, в образовании это могут быть персональные ЭВМ, приборы, лабораторное оборудование, другие виды небольшого по стоимости оборудования, но без которого учебный процесс невозможен;

· имущество, отчуждение которого проводится в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда РФ. По моему мнению, к такому имуществу в образовании могут быть отнесены редкие книги и рукописи, библиотеки известных ученых, переданные в дар вузу, и т.п.

Постановлением предусмотрено, что к особо ценному движимому имуществу не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности АУ, а также имущество, приобретенное АУ за счет средств доходов , полученных от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом.

Порядок определения видов особо ценного движимого имущества АУ, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ и муниципальной собственности, устанавливается соответствующим постановлением органа государственной власти субъекта или муниципалитета с учетом требований настоящего постановления в части определения видов особо ценного движимого имущества.

Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 № 325 утверждена форма предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 261 утверждены разработанные министерством методические рекомендации по ее заполнению.

Форма содержит 9 разделов, в каждом из которых есть комплекс показателей или обоснований для создания АУ.

1 раздел. Обоснование создания автономного учреждения.

В разделе необходимо привести веские обоснования создания АУ путем изменения типа существующего государственного учреждения. А именно привести описание целесообразности такого действия с учетом возможных социально-экономических последствий создания АУ.

1. Последствия для потребителей услуг госучреждения, каким образом расширится перечень предоставляемых услуг, повысится качество и доступность предоставляемых услуг. Например:

  • увеличится количество специальностей обучения;

2. Последствия для работников учреждения и их семей . Например:

повышение уровня заработной платы работников и примерно на сколько (в процентах);

3. Последствия для государства. Например, увеличение доли налоговых поступлений в соответствующий бюджет.

Рекомендуется провести анализ доступности оказываемых услуг в случае изменения формы госучреждения. Как было до изменения и как стало после, можно ли будет воспользоваться услугами вновь создаваемого учреждения удаленным регионам и территориям. Например:

после изменения формы госучреждения АУ станет предоставлять услуги по обучению дистанционным способом, по заочной форме обучения, цена при этом будет значительно ниже, чем при очно-заочной или очной форме обучения. Сколько примерно человек и в каких регионах смогут в этом случае дополнительно воспользоваться вновь предлагаемыми формами обучения;

какие именно дополнительные виды подготовки предложит АУ;

  • будут ли дополнительно оказываемые услуги соответствовать качеству, определяемому в национальных стандартах, образовательных стандартах, технических регламентах, процедурам их оказания, требованиям потребителей подготовленных специалистов – предприятиям и организациям?
  • Необходимо описать основные цели и направления деятельности создаваемого АУ. Указать реквизиты решения об одобрении изменения типа существующего учреждения высшим коллегиальным органом данного госучреждения (совета, ученого совета, художественного совета, совета трудового коллектива, конференции трудового коллектива и т.д.).

    Этот пункт рекомендаций подтверждает необходимость выполнения требования ч. 6 ст. 5 Закона № 174-ФЗ – предложение о создании АУ путем изменения типа существующего госучреждения должно подготавливаться только по инициативе или с согласия госучреждения.

    К предложению должна быть приложена копия соответствующего решения, заверенная руководителем учреждения или руководителем органа государственной власти, в ведении которого находится учреждение.

    Раздел 2. Общие сведения о существующем государственном или муниципальном учреждении.

    В данном разделе указываются все сведения об учреждении: его полное наименование, сокращенное наименование, местонахождение, фамилия, имя, отчество его руководителя и реквизиты документа, на основании которого он назначен на должность, сведения о собственнике имущества, сведения об учредителе, реквизиты документа о создании учреждения, регистрационный номер учреждения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет в налоговом органе (КПП), коды по ОКВЕД, перечень филиалов и представительств учреждения на территории Российской Федерации и за рубежом.

    Источниками заполняемых сведений являются устав, документы, свидетельствующие о постановке на учет в налоговой инспекции, о присвоении регистрационного номера, о создании учреждения, и др.

    К предложению об изменении типа существующего госучреждения должны быть приложены заверенные руководителем учреждения все копии необходимых документов.

    Раздел 3. Сведения о целях и видах деятельности существующего государственного или муниципального учреждения.

    В данном разделе должна быть отражена информация о целях и видах деятельности госучреждения. Подтверждением видов деятельности являются лицензии, свидетельства, сертификаты, выданные учреждению на право вести соответствующую деятельность, а также устав учреждения, в котором перечислены все виды деятельности, которые вправе вести госучреждение. Соответственно, все копии перечисленных документов должны быть заверены и приложены к предложению об изменении типа существующего госучреждения.

    Раздел 4. Сведения об имуществе существующего государственного или муниципального учреждения.

    Раздел заполняется на основе сведений бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату, достоверность бухгалтерской отчетности должна быть подтверждена аудиторским заключением.

    Перечни имущества, закрепленного на праве оперативного управления и приобретенные госучреждением за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, поступившего в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываемого на его отдельном балансе, должны быть согласованы с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом.

    При этом сами перечни имущества с указанием его стоимости утверждаются соответствующим органом исполнительной власти, в ведении которого находится госучреждение, а для подтверждения правильности представляемой информации прикладываются копии свидетельств о внесении имущества в реестр федерального имущества, имущества субъекта РФ или муниципального имущества.

    При заполнении пункта 27 раздела 4 следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения».

    Раздел 5. Сведения об ином имуществе, подлежащем передаче в оперативное управление создаваемого автономного учреждения.

    Помимо того имущества, которым владеет госучреждение, при создании автономного учреждения путем изменения формы госучреждения может создаться такая ситуация, при которой необходимо дополнительно закрепить за вновь создаваемым автономным учреждением целый ряд имущественных объектов. Например, потребуется закрепить за ним дополнительные здания или сооружения (иные объекты недвижимости), поскольку при создании АУ расширяется сфера его деятельности по сравнению с существующим госучреждением. Или на момент создания АУ в его оперативное управление будет передано движимое имущество, с помощью которого АУ будет осуществлять дополнительные виды услуг для конкретных потребителей данных услуг. В момент создания АУ может возникнуть ситуация, при которой учредитель передаст в оперативное управление АУ дополнительное оборудование (движимое имущество или особо ценное движимое имущество).

    Раздел 6. Сведения о финансировании и доходах существующего государственного или муниципального учреждения.

    При заполнении этого раздела потребуются данные за предыдущие три года об объемах финансирования за счет средств бюджета, размерах доходов, полученных от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также о размерах доходов, полученных от сдачи в аренду государственного имущества. Сведения подаются начиная с года, предшествующего году подачи предложения о создании АУ.

    Раздел 7. Сведения о задолженности.

    В разделе приводятся также сведения о кредиторской и дебиторской задолженности за последние 3 года по существующему госучреждению.

    Раздел 8. Сведения об услугах, оказываемых государственным или муниципальным учреждениям.

    (Данный раздел не заполняется научными учреждениями и организациями).

    В разделе 3 были перечислены виды деятельности существующего госучреждения. А вот в разделе 8 по указанным ранее видам деятельности нужно сделать группировку перечней услуг и количества потребителей услуг в разрезе финансовых источников деятельности за последние 3 года.

    Перечень оказываемых услуг за счет средств бюджета – подготовка специалистов.

    Количество потребителей услуг за счет средств бюджета:

    2007 год 500 человек

    2006 год 500 человек

    2005 год 500 человек.

    Перечень оказываемых платных услуг – подготовка специалистов.

    Количество потребителей платных услуг:

    2007 год 800 человек

    2006 год 800 человек

    2005 год 500 человек.

    Перечень оказываемых услуг на частично платной основе – подготовка специалистов.

    Количество потребителей услуг, оказываемых на частично платной основе:

    2007 год 200 человек

    2006 год 200 человек

    2005 год 100 человек.

    Если по какому-то виду деятельности, предусмотренному в уставе, услуги не оказываются, то в форме указывается, что услуга «не оказывается».

    Раздел 9. Сведения о работниках государственного или муниципального учреждения и об уровне оплаты труда.

    В этом разделе приводятся данные за последние 3 года по штатной и по фактической численности работников, численности работников, работающих по гражданско-правовым договорам. Эта информация указывается не за предыдущий год, как при предоставлении информации об имуществе и финансовых объемах, а на дату представления предложения о создании АУ. От этой даты ведется отсчет по данным за предыдущие годы.

    В разделе также указываются данные по средней заработной плате работников госучреждения, которые представляются по сведениям бухгалтерского отчета за предыдущий год.

    Средняя заработная плата представляется в разрезе источников финансирования: средняя зарплата работников, которая обеспечивалась за счет средств бюджета, и средняя зарплата работников, которая обеспечивалась за счет средств внебюджетных источников.

    Об экологической экспертизе

    (с изменениями от 15 апреля 1998 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 4, 18 декабря 2006 г., 16 мая, 26 июня, 23, 24 июля, 8 ноября, 30 декабря 2008 г., 9 апреля, 8 мая, 17 декабря 2009 г.)

    1. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся:

    делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;

    принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы;

    организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;

    организация по требованию населения общественных экологических экспертиз;

    информирование федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования;

    информирование органов прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органов государственной власти субъектов Российской Федерации о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

    осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации иных полномочий в данной области.

    2. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов имеют право:

    получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на окружающую среду в пределах территории соответствующего муниципального образования, и о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;

    направлять в письменной форме федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

    Глава III. Государственная экологическая экспертиза

    Федеральным законом от 16 мая 2008 г. № 75-ФЗ в статью 14 настоящего Закона внесены изменения. Изменение вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования Федерального закона № 75-ФЗ

    1. Граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

    2. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

    Глава VIII. Разрешение споров в области экологической экспертизы

    Президент Российской Федерации Б. Ельцин

    Москва, Кремль

    Закон №174 был принят для урегулирования отношений, возникающих в процессе создания автономных учреждений. Учредителями таких ассоциаций являются: Российская Федерация, муниципальное образование и субъекты РФ. Согласно положениям закона учредителем может быть только одно юридическое лицо. Главным документом, в котором содержатся важные положения ассоциации, является устав .

    Федеральный закон «Об автономных учреждениях» был принят 11 октября 2006 года. Одобрен законодательный акт был 27 октября того же года. Вступил в силу ФЗ-174 3 ноября 2006 года. Последние поправки в закон вносились 3 июля 2016 года.

    ФЗ-174 определяет:

    • правовое положение автономных учреждений;
    • порядок их создания;
    • реорганизация и ликвидация;
    • цели и порядок формирования и использование их имущества;
    • основы управления самостоятельными организациями;
    • основы отношений самостоятельных организаций с их учредителями;
    • ответственность учреждений по своим обязанностям.

    Согласно положениям Федерального закона №174, автономное учреждение — это некоммерческая организация, которая создается в РФ субъектами Российской Федерации или муниципальным образованием в целях выполнения работ, оказания услуг для осуществления полномочий гос органов и самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения и других.

    В качестве автономного учреждения выступает юридическое лицо. Оно от своего имени может приобретать и выполнять имущественные или личные неимущественные права.

    Финансовый орган субъекта РФ устанавливает порядок для открытия и ведения лицевых счетов автономных учреждений. Счета, которые открывают территориальные органы Федерального казначейства, обслуживаются Центробанком или другими кредитными организациями без взимания дополнительной платы.

    В соответствии со ст 2 ФЗ-174, все неиспользованные средства, которые поступили на счета автономных учреждений в качестве обязательных социальных выплат, должны быть использованы в последующем году для тех же целей.

    В ФЗ-174 перечислены способы контроля за деятельностью автономных учреждений:

    • федеральные гос органы, которые осуществляют функции и полномочия учредителей автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
    • в порядке, который устанавливается высшим исполнительным органом РФ;

    Согласно положениям ФЗ-174, все доходы автономного учреждения поступают в его личное владение и направляются на решение вопросов, ради которых была создана организация. Автономное учреждение обязано предоставлять сведения о своей деятельности в следующие организации:

    • государственную статистику;
    • налоговую;
    • иные лица и организации, предусмотренные настоящим законом.

    Скачать закон об автономных учреждениях

    Федеральный закон №174 «Об автономных учреждениях» содержит 5 глав и 21 статью. Согласно положениям закона, автономное учреждение обеспечивает открытость и доступность информации, которая содержится в следующих документах:

    • устав организации с внесенными в него изменениями;
    • свидетельство о регистрации организации;
    • письменное решение учредителя о создании сообщества;
    • письменное назначение руководителя сообщества;
    • пункт о всех действующих филиалах;
    • сведения о наблюдательном совете;
    • годовая бухгалтерская отчетность и другие.

    Чтобы подробнее ознакомиться с последней редакцией ФЗ-174, скачайте его .

    Изменения в ФЗ 174

    Как уже было сказано выше, последние поправки в закон №174 вносились 3 июля 2016 года. Изменения коснулись части 4 статьи 4. Из старой редакции было исключено слово «соответствующего».

    Ниже будут рассмотрены статьи, в которые при последней редакции ФЗ об автономных учреждениях с изменениями не были внесены поправки, но они важны для рассмотрения.

    Статья 3

    В ст 3 ФЗ-174 описаны положения, связанные с имуществом автономного учреждения. Его собственниками являются:

    • Российская Федерация;
    • субъект РФ;
    • муниципальное образование.

    Согласно ФЗ-174, автономной организации запрещено распоряжаться недвижимым и движимым имуществом без согласия учредителя. В перечень запрещенных средств входит только то, на которое учредитель выделил собственные деньги. Всем остальным имуществом учреждение вправе распоряжаться по своему усмотрению.

    Перечни особого движимого имущества определяются:

    • федеральными гос органами;
    • в порядке, который устанавливает высший гос орган субъекта РФ;
    • в порядке, который устанавливает местная администрация.

    Правительство РФ устанавливает порядок отнесения имущества ввиду особого движимого. Согласно ст 3, если автономному учреждению необходим земельный участок, то он предоставляется ему на постоянном бессрочном праве.

    Статья 4

    В ст 4 перечислены виды деятельности автономных учреждений. Основной их деятельностью является достижение целей, ради которых они были созданы. Согласно уставу самостоятельных организаций, они могут выполнять задачи государственных органов, но только при условии, что они согласованы с учредителем.

    Согласно положениям ФЗ-174, отказаться от поставленных задач самостоятельное предприятие не имеет права.

    Порядок и условия выполнения гос задачи определяется:

    • Правительством РФ;
    • высшим исполнительным органом;
    • местной администрацией.

    Статья 5

    Согласно положениям ст 5, решение о создании самостоятельной организации на базе имущества принимается высшим исполнительным органом. Самостоятельное предприятие может быть создано путем изменения вида государственного или муниципального.

    Предложение о смене статуса должно содержать:

    • обоснование для создания самостоятельного союза;
    • сведения об одобрении смены со статуса государственное на автономное;
    • сведения об имуществе;
    • иные сведения, предусмотренные законодательством РФ.

    Если Правительство Российской Федерации принимает положительное решение о переводе союза из государственного типа в самостоятельный, то оно должно содержать :

    • сведения об имуществе, которое было закреплено за государственной общиной;
    • список мероприятий, которые необходимо выполнить самостоятельной общине.

    Чтобы более подробно изучить последнюю редакцию ФЗ-174, скачайте его по .

    В рамках проводимой реструктуризации бюджетного сектора вводится новый тип государственного (муниципального) учреждения - автономное учреждение.

    Это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

    Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

    Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.

    Основным видом деятельности автономного учреждения является бесплатное либо частично платное для потребителя оказание услуг по заданию учредителя. Финансирование указанной деятельности осуществляется из соответствующего бюджета в форме субвенций, субсидий, государственных внебюджетных фондов и иных источников. Автономное учреждение наделено правом оказывать платные услуги в рамках своей основной деятельности сверх объемов заданий учредителя.

    Определен порядок создания автономного учреждения и управления им. Преобразование существующих государственных (муниципальных) учреждений в автономные осуществляется только с согласия учреждения. При создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным (муниципальным) учреждением.

    Создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией.

    Изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не допускается.

    В целях осуществления общественного контроля за деятельностью автономного учреждения создается наблюдательный совет автономного учреждения, куда входят представители учредителя, иных государственных (муниципальных) органов власти, общественности, трудового коллектива. Одной из функций наблюдательного совета является одобрение крупных сделок с имуществом автономного учреждения.

    Федеральный закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования.