Эвакуационные органы (постоянно действующие, создаваемые в угрожаемый период). Эвакуационные органы и порядок проведения эвакомероприятий В чем заключаются основные функции сэп

2.1. Организацию и осуществление контроля за подготовкой и проведением эвакуационных мероприятий, своевременным комплектованием и качественной подготовкой эвакуационных органов осуществляет эвакуационная комиссия при Правительстве субъекта Российской Федерации. Состав и положение об эвакуационной комиссии при Правительстве субъекта Российской Федерации утверждаются постановлением Правительства субъекта Российской Федерации.

2.2. Для планирования, подготовки и проведения эвакуации исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и организациями заблаговременно создаются эвакуационные органы:

эвакуационные комиссии, организующие эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

сборные эвакуационные пункты городские и объектовые;

промежуточные пункты эвакуации;

группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения;

эвакоприемные комиссии в муниципальных образованиях, осуществляющих прием эвакуируемого и рассредоточиваемого населения, материальных и культурных ценностей;

приемные эвакуационные пункты;

администрации пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт (с транспорта).

2.3. Эвакуационные органы в практической деятельности руководствуются Федеральным законом от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и настоящим Положением.

2.4. В состав эвакуационных комиссий назначаются лица из числа руководящих работников, соответственно, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований субъекта Российской Федерации и организаций, а также работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, транспортных организаций, органов образования, здравоохранения, социального обслуживания, органов внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, кроме граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

В состав эвакоприемных комиссий назначаются лица из числа руководящего состава органов местного самоуправления муниципальных образований субъекта Российской Федерации, работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, транспортных организаций, органов образования, здравоохранения, социального обслуживания, органов внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, кроме граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

2.5. Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

планирование эвакуации на соответствующем уровне;

осуществление контроля за планированием эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в органах и подведомственных организациях;

организация и контроль подготовки и проведения эвакуационных мероприятий;

организация и осуществление контроля за своевременным комплектованием, качественной подготовкой иных эвакуационных органов;

2.6. Сборные эвакуационные пункты (далее - СЭП) создаются для сбора, постановки на учет эвакуируемого населения и организованной отправки его в безопасные районы. Располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт и в исходных пунктах маршрутов пешей эвакуации населения.

СЭП обеспечивается связью с эвакуационной комиссией муниципального района (городского округа), администрацией пункта посадки, исходного пункта на маршруте пешей эвакуации населения, эвакоприемными комиссиями, расположенными в безопасных районах, а также автомобильным транспортом. Каждому СЭП присваивается номер.

К СЭП прикрепляются организации, работники которых с неработающими членами семей, и население, не занятое в производстве, эвакуируются через этот СЭП.

За СЭП закрепляются:

ближайшие защитные сооружения гражданской обороны;

медицинская организация;

организации жилищно-коммунального хозяйства.

2.7. Промежуточные пункты эвакуации создаются в целях:

кратковременного размещения населения за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах безопасных районов, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения и оборудованных противорадиационными укрытиями и укрытиями;

перерегистрации населения и проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки эвакуированного населения и последующей организованной отправки его в места постоянного размещения в безопасных районах.

2.8. Группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения (далее - группа управления) возглавляются начальниками маршрутов, которые назначаются решениями руководителей соответствующих эвакуационных комиссий и осуществляют:

организацию и обеспечение движения пеших колонн на маршруте;

ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;

оказание медицинской помощи в пути следования;

организацию охраны общественного порядка.

Группа управления делится на звенья (отделения) связи, учета прохождения колонн, обеспечения движения, регулирования движения и охраны общественного порядка, медицинской помощи.

Для обслуживания пеших колонн на маршруте пешей эвакуации населения создаются подвижные медицинские бригады.

2.9. Эвакоприемные комиссии создаются органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) субъекта Российской Федерации в безопасных районах, на территорию которых планируется эвакуация, в целях:

планирования и осуществления приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения;

организации и контроля комплектования, качественной подготовки подведомственных эвакуационных приемных комиссий;

организации и контроля обеспечения эвакуации;

учета и обеспечения хранения материальных и культурных ценностей.

2.10. Приемные эвакуационные пункты (далее - ПЭП) создаются для организации приема и учета прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуированным населением, материальными и культурными ценностями и последующей их отправки в места постоянного размещения (хранения) в безопасных районах.

При необходимости на ПЭП оборудуются укрытия для эвакуированного населения, материальных и культурных ценностей, развертывается медицинский пункт.

Основные задачи ПЭП:

встреча прибывающих эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автомобильных, пеших колонн и обеспечение высадки эвакуируемого населения совместно с администрацией пункта высадки;

во взаимодействии с автотранспортной службой муниципального района (городского округа) организация отправки эвакуируемого населения в пункты его постоянного размещения автомобильным транспортом и пешим порядком;

доклады в эвакоприемную комиссию, созданную в безопасном районе, о времени прибытия, количестве прибывшего эвакуируемого населения и отправке его в места расселения;

Значительные объемы, сложность организации и проведения эвакомероприятий предъявляют повышенные требования к созданию эвакуационных органов и их своевременной и качественной подготовке к проведению эвакуации.

Планирование, организация и проведение эвакуации непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – региональные центры), органы управления ГОЧС.

Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, в которых планируется проведение эвакуации, создаются эвакуационные органы, работающие во взаимодействии с соответствующими органами и службами, осуществляющими управление гражданской обороной.

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в мирное время формируются следующие эвакуационные органы:

эвакуационные комиссии - федеральных органов исполнительной власти, республик, краев, областей, районов, городов, округов, городских районов и организаций;

сборные эвакуационные пункты (СЭП) - городские (населенных пунктов) и организаций;

промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения;

эвакоприемные комиссии - районные, городские (населенных пунктов);

приемные эвакуационные пункты (ПЭП) - в населенных пунктах в безопасных районах;

администрации пунктов посадки (высадки)населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт (с транспорта);

оперативные группыпо вывозу (выводу) эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей.

Состав комиссий и других эвакуационных органов, а также их функции и права определяются положениями об этих органах, которые утверждаются руководителями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций соответственно.

В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица из числа руководящего состава органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, мобилизационных и транспортных органов, органов образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов и др.

Лица, пребывающие в запасе, имеющие мобилизационные предписания, в состав эвакуационных органов не назначаются.

Личный состав эвакуационных органов заблаговременно (в мирное время) проходит плановую подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны, в ходе учений и тренировок по гражданской обороне.

Эвакуационные комиссии создаются во всех субъектах Российской Федерации, звеньях, соответствующих административно-территориальному делению их территорий и на объектах экономики, где планируется эвакуация.

В состав территориальных эвакуационных комиссий решением соответствующих глав администраций назначаются ответственные работники указанных административно-территориальных образований.

Федеральные органы исполнительной власти руководят планированием, обеспечением и проведением эвакуационных мероприятий сотрудников, материальных и культурных ценностей центральных аппаратов и подведомственных организаций, согласовывают планы эвакуации с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся, а также с планами эвакуации органов военного управления, организуют и контролируют всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий.

Эвакуационные комиссии создаются в организациях с численностью 500 и более человек, а в организациях с меньшей численностью - группы по организации вывоза (вывода) эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей.

Эвакуационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, республик, краев, областей, районов, городов, округов, городских районов, организаций и эвакоприемные комиссии возглавляются заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти, заместителями глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заместителями руководителей органов местного самоуправления и организаций.

Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

разработка и корректировка планов эвакуации населения, материальных и культурных ценностей на своем уровне;

организация и контроль разработки планов эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в подведомственных организациях и на подведомственных территориях;

организация и контроль за всесторонним обеспечением эвакуационных мероприятий;

организация и контроль за своевременным комплектованием и качественной подготовкой эвакуационных органов;

организация и контроль за подготовкой и проведением эвакуационных мероприятий.

Организацию планирования, обеспечения и проведения эвакуационных мероприятий осуществляют эвакуационные комиссии совместно с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной.

Эвакоприемные комиссии создаются в районах загородной зоны при органах местного самоуправления районов, городов и иных населенных пунктов, куда планируется эвакуация населения, материальных и культурных ценностей. Они предназначаются для организации приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения в загородной зоне, а также приема и размещения эвакуированных материальных и культурных ценностей.

Основными задачами эвакоприемных комиссий являются:

разработка и корректировка планов приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения;

организация и контроль своевременного комплектования и качественной подготовки эвакуационных органов;

организация и контроль всестороннего обеспечения эвакуационных мероприятий;

организация приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения;

организация учета и обеспечения хранения материальных и культурных ценностей.

В районах загородной зоны эвакоприемные комиссии при участии соответствующих органов, осуществляющих управление гражданской обороной, разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения, приема, обеспечения укрытия и хранения эвакуируемых материальных и культурных ценностей.

Сборные эвакуационные пункты предназначаются для сбора, учета эвакуируемого населения и организованной отправки его в безопасные районы и создаются на базе одной организации. СЭП располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации. Каждый СЭП обеспечивается связью с районной эвакуационной комиссией, администрацией пункта посадки (станцией, пристанью), исходного пункта на маршруте пешей эвакуации, эвакоприемными комиссиями в безопасных районах и автомобильным транспортом. За каждым СЭП закрепляются автомобильный транспорт, ближайшие защитные сооружения гражданской обороны, медицинское учреждение, организации жилищно-коммунального хозяйства, соответствующие организации, гражданский персонал которых с неработающими членами семей, и остальное население, не занятое в производстве, будут эвакуироваться через данный СЭП.

Промежуточные пункты эвакуации предназначаются для:

кратковременного размещения населения за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах загородной зоны, заблаговременно подготовленных в инженерном отношении, вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения;

перерегистрации и проведения (при необходимости) дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки эвакуированного населения и последующей организованной его отправки в места постоянного размещения в загородной зоне.

Для обеспечения управления движением пеших колонн решением руководителя соответствующей эвакуационной комиссии назначаются начальники маршрутов, которые возглавляют группы управления на маршрутах пешей эвакуации .

Основными задачами групп управленияявляются:

организация и обеспечение движения пеших колонн на маршруте;

ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;

оказание медицинской помощи в пути следования;

организация охраны общественного порядка;

контроль за подготовкой и обеспечением содержания маршрута в надлежащем состоянии.

Начальники маршрутов пешей эвакуации размещаются на исходных пунктах маршрутов и организуют выполнение возложенных задач методом патрулирования по маршруту на транспортных средствах.

Приемные эвакуационные пункты предназначаются для встречи прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуированными населением, материальными и культурными ценностями, для организации их приема, учета и последующей отправки в места постоянного размещения в безопасных районах. При необходимости ПЭП оборудуются простейшими укрытиями, для оказания медицинской помощи на ПЭП развертывается медицинский пункт.

Для эвакуации материальных и культурных ценностей формируются специальные колонны, сопровождаемые должностными лицами органов, обеспечивающих безопасность движения и сохранность материальных и культурных ценностей на маршруте эвакуации.

Администрации пунктов посадки (высадки) формируются из руководителей и представителей соответствующих транспортных органов.

Их основными задачами являются:

обеспечение своевременной подачи специально оборудованных для перевозки людей транспортных средств к местам посадки (высадки);

организация посадки (высадки) населения на транспортные средства;

организация погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

обеспечение своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учет и информирование соответствующих эвакуационных комиссий.

Организация эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из приграничных зон в случае возникновения локальных вооруженных конфликтов возлагается на оперативные группы . Они формируются из представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и соответствующих эвакуационных органов, в их состав включаются представители органов военного управления, а также органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях

субъектов Российской Федерации, городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне.

Основными задачами оперативных групп являются:

организация оповещения, сбора, учета и посадки эвакуируемого населения на транспортные средства;

организация учета и погрузки на транспортные средства материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

организация контроля за проведением мероприятий по защите не подлежащих эвакуации культурных ценностей по месту их постоянного хранения;

формирование эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн и сопровождение их на маршрутах эвакуации;

контроль за обеспечением и ходом проведения эвакуации;

информирование вышестоящих эвакуационных органов.

Принципы и способы эвакуации

Планирование и проведение эвакуации осуществляется исходя из принципа крайне важно й достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств.

Количество людей, подлежащих эвакуации, каждый раз определяется местными органами власти с учётом рекомендаций органов управления ГОЧС. исходя из условий, характера и масштабов чрезвычайных ситуации.

Во время эвакуации вывозят (выводят) людей в загородную зону, ᴛ.ᴇ. в те районы и населœенные пункты, где дальнейшее проживание не представляет опасности. Их удалённость должна быть самой различной, от нескольких до сотен километров. Районы (населённые пункты), где размещается эвакуированное населœение, как правило, находятся вблизи желœезных и автомобильных дорог, речных пристаней.

В условиях возникновения чрезвычайной ситуации особо важное значение приобретают сроки эвакуации. Для их уменьшения применяют комбинированный способ. Он предусматривает как вывоз населœения автомобильным, желœезнодорожным, водным транспортом, так и массовый вывод в пешем порядке.

Эвакуационные мероприятия планируются и реализуются по производственно - территориальному принципу. Эвакуация рабочих, служащих и членов их семей осуществляется по производственному принципу, то есть по предприятиям, цехам, отделам. Эвакуация населœения, не связанного с производством, производится по территориальному принципу - по месту жительства, через домоуправления и различные другие жилищно-эксплуатационные организации. Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, но в особых случаях образовательные учреждения и детские сады вывозятся самостоятельно.

Организуют эвакуацию начальники ГО - главы администраций городов, районов, руководители предприятий, организаций, учреждений. Рабочим органом являются управления ГОЧС.

Эвакуационные комиссии создаются на предприятиях, в организациях и учреждениях. Ведут учёт количества рабочих, служащих и членов их семей, подлежащих эвакуации. Разрабатывают документы, контактируют с районными (городскими) органами, сборным эвакуационным пунктом (СЭП), эвакоприёмной комиссией и приёмным эвакопунктом (ПЭП) в загородной зоне.

Сборный эвакуационный пункт предназначен для сбора, регистрации и организованной отправки населœения. При вывозе людей желœезнодорожным или водным транспортом СЭП размешаются вблизи станций, портов (пристаней) и на предприятиях, имеющих свои подъездные пути. При вывозе населœения автотранспортом СЭП размещается на территории или вблизи тех объектов, рабочие и служащие которых следуют этим транспортом. Каждому СЭП присваивается порядковый номер, к нему приписываются ближайшие учреждения и организации.

Приёмные эвакуационные пункты создаются для встречи прибывающих в загородную зону людей, их учёта и размещения в конечных населённых пунктах.

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) назначаются для населœения, эвакуируемого пешим порядком, когда конечные пункты размещения значительно удалены от города. Οʜᴎ размещаются в населённых пунктах, находящихся на маршрутах движения. Оттуда дальше населœение следует пешком или вывозится транспортом.

Для оказания помощи больным используются местные лечебные учреждения, а также тот медицинский персонал, который должен быть приписан к колонне.

Пункты посадки организуются на желœезнодорожных станциях и платформах, в портах и на пристанях, у подъездных путей предприятий. Пункты посадки на автотранспорт создаются, как правило, непосредственно у СЭП.

Пункты высадки располагаются вблизи мест размещения эвакуируемого населœения.

1.Значительные объемы, сложность организации и проведения эвакомероприятий предъявляют повышенные требования к созданию эвакуационных органов и их своевременной и качественной подготовке к проведению эвакуации населения.

2.Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры), штабы ГОЧС.

К эвакуационным органам относятся:

Эвакуационные комиссии;

Эвакоприемные комиссии;

Сборные эвакуационные пункты (СЭП):

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

Группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

Оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.

3. Эвакуационные комиссии создаются во всех субъектах РФ, звеньях, соответствующих административно-территориальному делению их территорий и на объектах экономики, где планируется эвакуация населения, рабочих и служащих.

В состав территориальных эвакуационных комиссий решением соответствующих глав администраций назначаются ответственные работники указанных административно-территориальных образований.

Председателем эвакуационной комиссии назначается, как правило, заместитель главы административно-территориального образования. Членами эвакуационных комиссий назначаются руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспортных организаций, управлений (отделов) внутренних дел, представители начальников гарнизонов и (или) военных комиссариатов.

Для ведения делопроизводства эвакокомиссий и технической работы назначается рабочий аппарат из сотрудников администраций территориальных органов управления. Рабочий аппарат эвакуационных комиссий комплектуется по направлениям работы и может состоять с учетом местных условий из нескольких групп: по учету вывозимого и выводимого населения, эвакотранспортной, по учету, приему и размещению эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечения эвакомероприятий и др.

Объектовую эвакокомиссию возглавляет, как правило, один из заместителей директора (руководителя) предприятия, учреждения, организации. В состав объектовой эвакуационной комиссии назначаются начальники основных служб (отделов), начальники цехов или их заместители.

Примерная организационная структура и основные задачи эвакуационных комиссий при выполнении эвакуационных мероприятий из зон ЧС мирного времени приведены в приложениях 6-10.

4. Для разработки планов и организации непосредственного приема, размещения и обеспечения эвакуированного из зон ЧС населения в безопасных районах создаются эвакоприемные комиссии.

В состав эвакоприемных комиссий, формируемых при органах местного самоуправления, включаются представители местной администрации, а также предприятий, объединений, учреждений, организаций сферы материального производства или непроизводственной сферы независимо от их организационно-правовой формы (далее - объектов экономики).

Примерная организационная структура и основные задачи эвакоприемных комиссий при проведении эвакуации в ЧС приведены в приложениях 11-14.

Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим начальникам гражданской обороны и работают в тесном взаимодействии со штабами ГОЧС.

5. Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения. формирования эвакуационных, колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы эвакуируемого населения.

СЭП размещаются вблизи железнодорожных станций, морских и речных портов, пристаней, вблизи маршрутов пешей эвакуации, в местах, обеспечивающих условия для сбора людей. Количество СЭП и их пропускная способность определяется с учетом численности эвакуируемого населения, количества маршрутов эвакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн, эшелонов, судов. Для размещения СЭП используются различные общественные здания и сооружения. На СЭП или в непосредственной близости от него для защиты населения подготавливаются имеющиеся защитные сооружения (убежища, подвалы и другие заглубленные помещения), оборудуются простейшие укрытия.

СЭП создаются из расчета один СЭП вблизи каждой станции (пункта) посадки на транспорт и маршрута эвакуации пешим порядком для обеспечения отправления 5-6 поездов в сутки или комплектования и подготовки к маршу двух (по 500 чел.) пеших колонн в час.

СЭП должен обеспечивать одновременное размещение людей не менее чем на один поезд (судно, колонну).

Каждому СЭП присваивается порядковый номер. За ним закрепляются объекты экономики, жилищно-эксплуатационные организации, а также пункты посадки, с которых организуется вывоз населения и маршруты пешей эвакуации.

СЭП обеспечиваются прямой связью с городскими, районными, объектовыми эвакуационными комиссиями, с пунктами посадки на транспорт и транспортными органами.

Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников территориальных исполнительных органов, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.

Примерная организационная структура СЭП и основные задачи его администрации приведены в приложениях 15 и 16.

6. Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) развертываются в пунктах высадки эвакуируемого населения и предназначаются для его встречи и отправки в места последующего размещения.

Местами для развертывания ПЭП могут быть школы, клубы и другие, общественные и административные здания, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время - возможность обогрева.

В зависимости от количества прибывающего населения и времени его прибытия на ПЭП предусматривается организация питания и снабжение питьевой водой.

Для этого могут быть использованы стационарные пункты общественного питания - столовые, кафе и др., а при их отсутствии - подвижные пункты питания.

Численность персонала ПЭП определяется с учетом численности прибывающего по эвакуации населения и объема мероприятий по его обеспечению.

Примерная организационная структура ПЭП и основные задачи его администрации при проведении эвакуации в ЧС приведены в приложениях 17 и 18.

7. Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП.

Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы.

Для подготовки и проведения эвакуации привлекаются органы по делам ГОЧС, эвакуационные органы, органы военного командования, министерства, ведомства, объекты экономики, коммерческие организации. Непосредственное планирование, организация и проведение эвакуации населения возлагается на эвакуационные органы. К ним относятся: эвакуационные комиссии (ЭК), эвакоприемные комиссии (ЭПК), сборные эвакуационные пункты (СЭП), приемные эвакуационные пункты (ПЭП); промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), оперативные группы по вывозу эваконаселения (ОГ), группы управления на маршрутах эвакуации; администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта).

Эвакуационные и эвакоприемные комиссии бывают территориальные и объектовые. Территориальные ЭК и ЭПК работают под руководством заместителей начальников ГО местного самоуправления, а объектовые – заместителей начальников ГО объектов экономики. Основные задачи эвакокомиссии: разработка и корректировка планов эвакуации на своем уровне и в подведомственных звеньях; организация и контроль всестороннего обеспечения эвакомероприятий; комплектование и подготовка эвакоорганов; подготовка и проведение эвакомероприятий. Эвакоприемные комиссии создаются для организации приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения. По решению местной администрации в загородной зоне формируется районная (городская) ЭПК, возглавляемая заместителем главы администрации.

Сборные эвакуационные пункты (СЭП)предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакоколонн и эшелонов и их своевременной отправки по назначению, а также для обеспечения общественного порядка и укрытия населения в защитных сооружениях по сигналам ГО. СЭП следует размещать вблизи железнодорожных станций, морских и речных портов, пристаней и в других местах, обеспечивающих условия для сбора и отправки людей. Для их размещения используются общественные здания и сооружения. Каждому СЭП присваивается свой номер. К нему приписываются объекты, домоуправления и т.п. с общей численностью эвакуируемых до 4-6 тысяч человек в смену. Администрация СЭП назначается решением соответствующих исполнительных органов, а на объекте – приказом его руководителя.

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ).Создаются за пределами зон возможных разрушений (заражений, загрязнений) в ближайших к ним населенных пунктах, вблизи путей сообщения. Они заблаговременно подготавливаются в инженерном отношении и предназначаются для кратковременного размещения (отдыха) эвакуируемого населения, его перерегистрации, проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, санобработки людей и отправки их в места расселения. Если требуется, то на ППЭ осуществляется обмен или специальная обработка одежды и обуви.

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП)предназначаются для приема, учета и размещения прибывающего населения. Они располагаются вблизи пунктов (станций, пристаней) высадки в общественных и административных зданиях. В структуру ПЭП входят следующие группы: встречи, приема и размещения, регистрации и учета, отправки и сопровождения эвакуируемых, охраны общественного порядка; а также стол справок, медицинский пункт, комната матери и ребенка, комендантская служба.

Группы управленияпредназначаются для обеспечения управления движением пеших колонн и поддержания порядка в пути следования. Они назначаются решением администрации города (района). В группу управления входят представители МВД, ГОиЧС, отраслей (объектов) экономики, персонал которых выводится по данному маршруту пешим порядком, а также органов местного самоуправления районов загородной зоны, по территориям которых они проходят.

Оперативные группысоздаются, как правило, при локальных военных конфликтах и необходимости скорейшего вывоза населения из пунктов приграничной зоны. Они формируются из представителей органов местного самоуправления и военного управления, органов МВД и ГОЧС. В их состав входят следующие подразделения: оповещения, учета и регистрации населения, транспортные, охраны общественного порядка, размещения людей, посты организации общественного питания, обеспечения предметами первой необходимости и медицинские.

Администрация пунктов посадки (высадки).В них включаются в основном представители транспортных органов. Задачи таких пунктов: обеспечение своевременной подачи транспортных средств, организация посадки (высадки) людей, контроль за обеспечением охраны общественного порядка и медицинской помощи, учет отправки (прибытия) транспортов и информирование об этом соответствующих эвакокомиссий.

3.3. Понятие о планировании и обеспечении эвакуации

Планирование эвакомероприятий организуют эвакокомиссии органов исполнительной власти, отраслей и объектов экономики совместно с соответствующими органами управления ГОЧС и службами ГО объектов заблаговременно, еще в мирное время. Планы эвакуации оформляются в виде самостоятельных разделов плана ГО и согласовываются с планами по переводу экономики с мирного на военное положение, мобилизационного развертывания Вооруженных Сил. Планы эвакуации согласовываются также с планами приема и размещения эвакуируемого населения, подготавливаемыми эвакоприемными комиссиями.

Для определения очередности эвакуации граждан и более четкого планирования, проведения и размещения все эвакуируемые делятся на три группы. ПЕРВАЯ – рабочие и служащие, продолжающие производственную деятельность в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов, а также обеспечивающие их жизнедеятельность. ВТОРАЯ (трудоспособное население) – рабочие и служащие, прекращающие в особых условиях трудовую деятельность или переносящие ее в загородную зону. ТРЕТЬЯ – остальное население, основная часть которого может быть вывезена еще до начала общих эвакомероприятий. При планировании, подготовке и проведении эвакуации предусматриваются и заблаговременно прорабатываются все виды обеспечения.

Оповещение. Органы управления ГОЧС города (района), а также руководство отраслей экономики оповещают руководителей объектов по своим ведомственным каналам связи. Население же получает сообщения об эвакуации, обстановке и о порядке действий с помощью средств местного вещания. После получения сообщения об эвакуации, эвакуируемые берут с собой документы, личные вещи (ручную кладь) с расчетом на длительное пребывание в загородной зоне, но не более 50 кг на одного взрослого человека, а также продукты питания на 2-3 суток. Затем самостоятельно, на городском транспорте, работающем в этот период круглосуточно, прибывает на СЭП.

Транспортное обеспечение включает подготовку, распределение и эксплуатацию транспорта, предназначенного для эвакоперевозок. Его осуществляют органы министерств транспорта и путей сообщения, ведомств, организаций и учреждений, имеющих транспорт. Кроме того, заключаются соглашенияобязательства с владельцами личного транспорта на участие в эвакомероприятиях и на его материальное обеспечение. Примерные нормы вместимости транспортных средств при эвакоперевозках населения приведены в табл. 2.

Т а б л и ц а 2 Примерные нормы вместимости транспортных средств при выполнении эвакуационных перевозок населения

1. Железнодорожный транспорт
Наименование и тип транспортных средств Вместимость, чел.
Пассажирские цельнометал. вагоны открытого типа
Пассажирские цельнометал. купейные и мягкие вагоны
Вагоны электропоездов и дизельпоездов
Грузовые крытые, почтовые и почтово-багажные вагоны 2. Автомобильный транспорт
Автобусы РАФ, УАЗ, ГАЗель (особо малые) 10-12
Автобусы малые типов ПАЗ, КАВЗ
Автобусы средние типов ЛАЗ, ЛИАЗ 45-50
Автобусы большие (Икарус-180, 280) до 140
Грузовые а/м грузоподемкости 2-5т (ГАЗ-53, ЗИЛ-130)
Грузовые а/м грузоподемкости 5-8т (МАЗ-200, 500, УРАЛ)
Грузовые а/м грузоподемкости более 8т (КРАЗ, КАМАЗ) 3. Водный транспорт (речной)
Пассажирские суда типа «Ленин»
Пассажирские суда типа «Москва»
Пассажирские суда типа «Россия»
Пассажирские суда типов «Метеор» («Ракета») соответственно 150 (70)
Грузовые самоходные суда типов «Волго-Дон» (Балтий- 2200 (1000)

Примечание. Нормы вместимости судов определены из потребностей площади 1 кв.м на человека с учетом использования полезных площадей трюмов, твиндеков, палуб.

Медицинское обеспечениеосуществляется по территориальнопроизводственному принципу и включает своевременное оказание медицинской помощи на всех этапах эвакуации и в загородной зоне, санитарнопрофилактические мероприятия.

Обеспечение безопасности движения и охраны общественного порядкавозлагается на органы внутренних дел, закрепленные за соответствующей территорией, и формирования служб ГО.

Инженерное обеспечениеосуществляют органы Минстроя РФ и другие строительные организации независимо от форм собственности, а также инженерные службы ГО. Оно включает оборудование убежищ и укрытий, мест разбора воды в мелкую тару и их содержание, устройство санузлов. На маршрутах движения улучшаются дороги, усиливаются мосты, оборудуются переправы и объезды разрушенных или непроходимых участков, на водных маршрутах устанавливаются навигационные знаки.

Материально-техническое обеспечение- это техническое обслуживание и ремонт транспорта, снабжение горючим и смазочными материалами, запасными частями, водой, продуктами питания и предметами первой необходимости. Такие мероприятия возлагаются на органы Госкомрезерва, министерства сельского хозяйства и продовольствия, на предприятия и организации жилищнокоммунального хозяйства, торговли и соответствующие службы ГО.

Коммунально-бытовое обеспечение в загородной зоне осуществляется предприятиями жилищно-коммунального хозяйства органов местного самоуправления, министерств и ведомств.

Финансовое обеспечение.В федеральных органах исполнительной власти и в подчиненных им организациях оно выполняется за счет федерального бюджета; в субъектах РФ и входящих в их состав административнотерриториальных образованиях на это идут средства субъектов и местных бюджетов; на самостоятельных предприятиях используются средства, выделяемые на административно-управленческие и эксплуатационные расходы.

Разведкаведется с целью получения достоверных данных о состоянии дорог, водных преград, речных и морских маршрутов, об очагах радиоактивного загрязнения и химического заражения, а также уточнения медицинской, эпидемиологической, ветеринарной и фитопатологической обстановки.

Защита- важнейший элемент жизнеобеспечения людей. Она заключается в планировании и проведении радиационной и химической разведки, дозиметрического и химического контроля, в подготовке средств коллективной и индивидуальной защиты. Кроме того, она предполагает охрану жизни и здоровья эвакуируемых от криминала, диверсий и т.п. Наиболее сложные мероприятия защиты выполняются с привлечением формирований защиты, войсковых частей и подразделений МВД, ГОиЧС.