Судебная власть: понятие и основные признаки. Ее соотношения с законодательной и исполнительной ветвями власти. Судебная власть как ветвь государственной власти: понятие и основные признаки

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ.

Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей , которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость . В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.

Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

- конституционного;
- гражданского;
- административного;
- уголовного.

Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ , поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.

Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами .

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ , а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ , верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи , которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ , федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Судебная власть - вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть - это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова “власть” истолковывается в основном значении как “право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования”, “право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо”, “могущество, господство, сила”.

Анализируя понятие “судебная власть” К.Ф. Гуценко пишет: “Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как государственному органу… властью является то, что данный орган может и в состоянии сделать. По существу, это полномочия, функция, но не исполнитель”. В.И. Швецов считает, что, “исходя из семантики слова, “власть” следует понимать не как орган или систему органов, ее осуществляющих, а как право, основанную на законе возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий”

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного , гражданского, уголовного, ад-министративного и арбитражного судопроизводства с соблюдением про-цессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, при-нимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

«Судебная власть - возможность и способность, занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы». Гуценко К.Ф., М.А. Ковалев. Правоохранительные органы. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО-М, 2001. - с. 41

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основ-ных признаков:

Судебная власть - вид государственной власти. Она осу-ществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и дру-гими законами.

Судебная власть принадлежит только судам - государст-венным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируе-мым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседа-телей. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждо-му человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенст-ва) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требова-ний справедливости независимым и беспристрастным судом.

Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации при-надлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

Независимость, самостоятельность, обособлен-ность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Независимость судебной власти одновременно означает за-прет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государст-венных органов, не входящую в какую-либо другую государственную струк-туру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно ре-гулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, ре-гулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социаль-ную ценность. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедли-вость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной сте-пени затрагивает судебную власть.

Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных зако-ном оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последо-вательности, установленной процессуальным законом и протекает в процес-суальных формах.

Подзаконность судебной власти означает, что компетенция су-дов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но соз-данные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Особой юридической силой обладает толкование Конституции Россий-ской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно явля-ется официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Судебная власть в России принадлежит только судебным органам. Ее осуществляет только суд. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года “О судебной системе Российской Федерации”. Понятие “суд” применяется в различных значениях: и как здание, в котором размещается соответствующее учреждение, и как состав суда, принявший решение по конкретному делу, и т. д.

Суд, реализующий судебную власть, - только государственный орган. Иные организации, в названии которых содержится слово “суд” (например, суды чести в Вооруженных Силах), судебной властью в том смысле, который заложен в Конституции Российской Федерации и соответствующих законах, не обладают и судами не являются. Конституция РФ предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции (ст. 126), арбитражные суды (ст. 127). Все они относятся к федеральным судам. Но Закон о судебной системе определил и суды субъектов Российской Федерации, отнеся к ним конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировых судей (ч. 4ст.4).

По процессуальной компетенции суды подразделяются на:

суды первой инстанции;

суды второй (кассационной) инстанции;

суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подраз-деление), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, про-верка законности и обоснованности этих решений).

Судебная система -- совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечи-вается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Кон-ституцией Российской Федерации и Федеральным конституци-онным законом о судебной системе РФ;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроиз-водства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также кон-ституций (уставов) и других законов субъектов Российской Фе-дерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Рос-сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из феде-рального бюджета.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, кон-ституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Россий-ской Федерации, составляющие судебную систему Российской Фе-дерации.

Систему федеральных судов составляют:

1) Конституционный Суд Российской Федерации;

2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

3) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Кроме того, Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъ-ектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Совокупность судов (а порой их деятельность) именуется юстицией (от лат. justitia -- справедливость).

Деятельность суда по разрешению правовых конфликтов называется юрисдикционной, а предметная и пространственная сфера такой деятельности -- юрисдикцией (лат. jurisdictio -- судебное разбирательство; судебный округ). Юрисдикционная деятельность может быть в известных пределах присуща и представительным и административным органам, однако подобные случаи суть исключение из правила и, кроме того, такая деятельность административных органов в демократическом государстве всегда подконтрольна суду.

Юрисдикционная деятельность судов представляет собой правосудие, то есть вынесение подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам. Это достигается благодаря. применению специальных процессуальных форм, призванных гарантировать права человека в судебном процессе и облегчить по каждому рассматриваемому делу установление истинных его обстоятельств.

Социальная роль судебной власти в демократическом обществе заключается в том, чтобы в разного рода юридических конфликтах обеспечивать господство права, выраженного прежде всего в конституциях и других законах, международных договорах, а также в приравненных к закону или подзаконных высокого уровня актах -- указах, декретах, ордонансах, внутригосударственных публично-правовых договорах и т.п. Примечательно, что во многих странах законно изданные нормативные акты ведомственного характера, не говоря уже об актах местного значения, источниками права не признаются. Они обязательны к исполнению соответствующими субъектами, но их правовая обоснованность может быть в любое время относительно легко оспорена и проверена. В странах англосаксонской правовой системы суд в случаях пробелов в законодательстве руководствуется также прецедентным, или общим, правом, включая создание прецедентов высшими судами страны.

В связи с функцией судебной власти встает вопрос о влиянии политического фактора на ее деятельность. По логике, такое влияние должно бы быть исключено. Если законодательная власть и исполнительная власть не только постоянно находятся под непосредственным воздействием политических сил, но и сами представляют собой активную политическую силу, то судебная власть должна бы быть полностью деполитизирована, ибо в противном случае она не сможет быть беспристрастной (пристрастный судья -- не судья), а при разрешении дел будет руководствоваться не правом, а политической целесообразностью.

Да, по идее это должно бы быть так. Известно латинское изречение: «Fiat justitia, регеаt mundus!» («Да свершится правосудие, хотя бы погиб мир!"), служившее девизом германскому императору Фердинанду I (1556--1564). Оно означает, что право должно при-меняться судом, несмотря ни на какие политические и иные пос-ледствия. Но даже самая гениальная идея в жизни обычно не может быть реализована в голом виде, ибо попытки реализовать ее таким образом часто дают обратные результаты, в чем мы в своей истории уже неоднократно получали возможность убедиться. И кому будет нужно правосудное решение, если мир из-за него по-гибнет?

На практике, конечно, полная деполитизация судебной власти невозможна. Судьи, особенно при разрешении дел в сфере публич-ного права (его недаром называют политическим правом), не могут не предвидеть политических последствий тех или иных своих ре-шений, а вынося решения, не могут не считаться с этими послед-ствиями.

В противном случае суд утрачивает самостоятельность и пре-вращается в простой придаток других ветвей власти, как это имеет место при авторитарных, а особенно тоталитарных режимах, когда действует хорошо нам известное «телефонное право» и суд часто выступает орудием политической расправы.

В общем судебная власть -- это инструмент, посредством ко-торого право воздействует на общественные отношения. Инстру-мент не единственный, но главнейший в конфликтных случаях. Из всех властей судебная власть -- слабейшая: она не опирается на волеизъявление избирателей, как законодательная власть, и не располагает силовыми структурами для принуждения, как власть исполнительная. Но сила судебной власти в уважении цивилизованного общества к праву и к суду как его профессиональному толкователю и справедливому применителю. Не случайно в западных странах юристы не сразу могут взять в толк, о чем идет речь, когда мы спрашиваем их о последствиях неисполнения судебных решений. Они не могут себе представить, как это возможно -- не исполнить решение суда.

Сказанное не значит, что в демократических странах суд всегда и обязательно справедлив, что судебные решения всегда и обяза-тельно правосудны. Есть, конечно, и противоположные случаи. Может быть, их иногда значительно больше, нем кажется допустимым. Но все же это именно случаи, а не система; иначе никакой демокра-тический режим, никакой конституционный строй вообще невозмо-жен. Суд -- это последний бастион, последний рубеж демократии; если он подчинен "телефонному праву» (неважно, чьим указаниям он внимает -- партийного лидера, президента страны или пахана преступного сообщества) либо если судебные решения могут безна-казанно игнорироваться, в такой стране нет конституционного строя, а конституция если и есть, то не стоит той бумаги, на которой напечатана.

Необходимо рассмотреть также принципы судебной деятельности - основополагающие принципы судебного прогресса, то есть установленного законом порядка рас-смотрения и разрешения судебных дел.

В полной мере они определены в текущем судебно-процессуальном законодательстве (кодексах уголовного, гражданского, ад-министративного судопроизводства и т.п.), но во многих странах ряд важных принципов судебного процесса получает отражение в конституциях.

Наиболее часто среди конституционных принципов судебного процесса встречается гласность (публичность, открытость су-дебных заседаний). При этом обычно указывается на возможность проведения в ис-ключительных случаях закрытых судебных заседаний с тем, что решение по делу объявляется публично.

Весьма распространен конституционный принцип связанности судей только законом. Это значит не только то, что судья не должен при разрешении дел получать указания ни от кого, включая и вышестоящие суды, но также и то, что нормативные акты, нижестоящие по отношению к закону, имеют значение для суда лишь постольку, поскольку, по его мнению, соответствуют закону.

Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону.

Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.

Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

Конституционного;

Гражданского;

Административного;

Уголовного.

Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.

Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Признаки судебной власти - характерные черты судебной власти, качественно отличающие ее от других ветвей власти.

Признаками судебной власти являются:

Осуществление судебной власти только уполномоченными на то органами - судами.

Самостоятельное, особое положение судебной власти в государственной системе.

Осуществление властных полномочий в форме правосудия.

Осуществление власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Особый статус выразителей судебной власти - судей.

Принципы осуществления судебной власти в РФ.

Принципы осуществления судебной власти в РФ - это основные характеристика судебной власти, при осуществлении ею собственных властных полномочий.

К принципам осуществления судебной власти в РФ относятся:

Подчинение Конституции РФ

Законность.

Демократичность.

Открытость.

Гласность.

Гуманизм.

Соблюдение прав человека и гражданина.

Судебная власть,правосудие в РФ осуществляется только судом.Это закреплено в ч.1 ст.118 Конституции РФ и направлено на обеспечение гарантий законности,охраны прав и интересов граждан и организаций.Носителями судебной власти являются только судьи,а в ряде случаев присяжные и народные заседатели. Судьи - это «лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе».

Судебная власть в РФ осуществляется в целом на основе таких общедемократических принципов, как равенство всех граждан перед законом и судом, уважение личности, открытость судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон, обеспечение нацио-нального языка судопроизводства и др. Вместе с тем в зависимости от характера рассматриваемых правоотношений она может осуществляться в специфически разных формах. В этой связи ч. 2 ст. 118 Конституции РФ говорит о том, что судебная власть осуществляется по-средством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а в ст. 127 отдельно закрепляется еще и арбитражное судопроизводство.

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Она включает федеральные суды, а также конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов РФ. Федеральные суды - это: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Суды субъектов РФ - это конституционные (уставные) суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Таким образом, встречающиеся еще иногда товарищеские суды, третейские суды, как и некоторые другие квазисудебные органы (например, Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ или Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ), являются, по сути дела, административными органами, в судебную систему не входящими и судебной властью не обладающими.Конституция РФ (ч. 3 ст. 118) особо выделяет то, что создание чрезвычайных судов не допускается.

Конституционный Суд (КС) Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.



Что же касается Верховного Суда РФ, то он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126). Высший Арбитражный Суд РФ - это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляющий в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающий разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127). В апреле 1995 г. был принят Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», а с июля 1995 г. действует Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Одним из важнейших конституционных принципов в организации и осуществлении судебной власти в РФ является ее единство. Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 3), единство судебной системы обеспечивает-ся:

а) установлением судебной системы РФ Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;

б) соблюдением всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

в) применением всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

г) признанием обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

д) законодательным закреплением единства статуса судей;

е) финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Вместе с тем нельзя не видеть, что единство судебной системы РФ не исключает создание ни специализированных судов, ни судов субъектов РФ, в том числе и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, которые не составляют единой системы с Конституционным Судом РФ.

Формирование судов РФ осуществляется по Конституции РФ (ст. 128) путем назначения на должность. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральном законом. Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. Как уже отмечалось, приняты фе-деральные конституционные законы «О Конституционном Суде Российской Федерации» (1994), «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (1995), Федеральный закон «О судебной системе Российской Федерации» (1996) и др. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. 21 июня 1995 г.),* в частности, установил, что представление о кандидатах в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ Президент РФ вносит с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов субъектов РФ назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ. Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представ-лению Председателя Верховного Суда РФ. Для назначения судьи любого суда необходимо положительное заключение соответствующей квалификационной коллегии судей.

ПРО СУДЕЙ.

К судьям закон предъявляет ряд базовых, минимальных требований. Статья 119 Конституции РФ и Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» определяет в этой связи, что судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Конституция установила, что федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. Указанный закон РФ о статусе судей РФ закрепил, что для кандидата на должность судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ минимальный стаж профессиональной деятельности установлен не пять, а десять лет.

Конституция РФ (ст. 120-122, 124 и др.) и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 5, 15, 16 и др.) четко определяют важнейшие черты конституционно-правового статуса судей - их независимость, несменяемость и неприкосновенность. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1, ст. 120). Судьи не сменяемы; полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ст. 121). Судьи неприкосновенны; судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определенном федеральным законом (ст. 122).

К числу важнейших гарантий независимости судей относятся: установленная законом процедура осуществления правосудия, исключающая постороннее воздействие на судей и запрет чьего бы то ни было вмешательства в деятельность судьи по осуществлению правосудия; освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было; организация и действие системы органов судейского сообщества, выражающих интересы судей; право судьи на отставку с соответствующим материальным и социальным обеспечением; предоставление судье за счет государства обеспечения, соответствующего его высокому статусу; особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества; право судьи на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия и др. Целям обеспечения независимости судей служат и ст. 124 Конституции РФ, которая предусматривает, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Независимость судей обеспечивается и принципами их несменяемости и неприкосновенности. В результате отказа от былой периодической выборности судей в нашей стране, как и в большинстве демократических стран мира, утвердилась более стабильная судебная система, где судьи назначаются на неограниченный срок и поэтому оказываются в более независимом положении, освобождаясь от чувства боязни быть неизбранным вновь. (Только начинающие судьи районных (городских) народных судов и судьи военных гарнизонов назначаются в испытательных целях сроком на три года.) Важно и то, что без его добровольного согласия судья не может быть перемещен на другую должность или в другой суд, а решение о приостановлении или прекращении полномочий судьи вправе принять только соответствующая квалификационная коллегия судей при наличии одного из оснований, установленных в Законе РФ «О статусе судей Российской Федерации».

Для приостановления полномочий судьи основаниями являются: признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу; участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ; избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ и органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ. Для прекращения полномочий судьи основаниями являются: письменное заявление судьи об отставке; неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи; письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; прекращение гражданства РФ; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер меди-цинского характера; совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособности; смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

СУДЕБНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ.

Согласно федеральному законодательству закрытые судебные заседания допускаются, когда этого требуют интересы охраны государственной или коммерческой тайны, а также при рассмотрении дел, связанных с половыми преступлениями, с преступлениями лиц, не достиг-ших 16-летнего возраста, и ряде других случаев. Но приговоры и решения судов во всех случаях оглашаются публично, в открытых заседаниях суда. Заочное разбирательство уголовных дел допускается в таких исключительных случаях, как отсутствие подсудимого в пределах страны и его уклонение от явки в суд, а также ходатайство подсудимого о разбирательстве дела в его отсутствие, когда не может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Такое отступление от очного судебного разбирательства возможно только при условии, что это не пре-пятствует установлению истины, в связи с чем суд вправе признать явку подсудимого обязательной.

Делу установления истины служит и принцип состязательности и равноправия сторон. Он направлен на обеспечение оптимальных условий для принятия судом правильного и справедливого решения, на преодоление одностороннего преувеличения места и роли прокурора в судебном процессе, чрезмерно обвинительного характера его деятельности, да и деятельности суда в прошлом. В ходе осуществления в нашей стране судебной реформы в начале 90-х гг. были учреждены суды присяжных заседателей для рассмотрения дел о наиболее тяжких и опасных преступлениях (государственная измена, терроризм, бандитизм и др.), за которые предусмотрены суровые наказания. В связи с этим обвиняемому предоставлено право ходатайствовать о рассмотрении его дела судом присяжных и такое ходатайство должно быть удовлетворено. Суд присяжных образуется в краевом, областном и равнозначном им суде субъекта РФ в составе судьи и 12 присяжных заседателей, списки которых составляются соответствующей администрацией на основе списков избирателей и с учетом требований закона. Особенности деятельности судов присяжных подробно рассматриваются законом.

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВОСУДИЯ

1.1 Понятие судебной власти, ее соотношениес другими ветвями государственной власти. Разделение властей

1.2 Признаки судебной власти

2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ. ВЕТВИ

СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

2.1 Суды общей компетенции (юрисдикции)

2.2 Верховный Суд Российской Федерации. Место Верховного Суда

РФ в системе судов общей юрисдикции и его функции

2.3 Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ

2.4 Конституционный Суд РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Всякая власть имеет определенные институциональные формы, определенную организацию. Форма общественной власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население, - это государственная власть. Она осуществляет организованное воздействие на сознание и поведение людей с помощью различного рода средств, направленное на достижение общественно-значимых целей - права, авторитета, воли, убеждения или принуждения. Власть всегда выражена в официальных формах.

Одно из проявлений общего понятия власти и понятия государственной власти, в частности, - судебная власть. Что же понимается под судебной властью?

Судебная власть - это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Следовательно, судебную власть следует рассматривать как обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охраны от любых посягательств на конституционный строй, политическую и экономическую системы, права и законные интересы граждан, государственных органов и других организаций.


1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВОСУДИЯ

1.1 Понятие судебной власти, ее соотношение с другими ветвями государственной власти. Разделение властей

В соответствии с теорией разделения властей судебная власть - одна из трех основных ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть», Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», другими федеральными конституционными и федеральными законами .

Принцип разделения властей - фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации. Суть его в том, что демократический правовой режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующими органами государственной власти. Таким образом, Конституцией РФ признано, что судебная власть является одним из видов государственной власти.

Однако самостоятельность и независимость судебной власти в известном смысле относительны. Таковой она должна быть только во взаимоотношениях с другими ветвями власти. По отношению к народу судебная власть, будучи частью государственной власти, своим происхождением обязана народу, являющемуся единственным источником любой власти (ст. 3 Конституции РФ), не должна быть самостоятельной. В этой связи существует необходимость взаимодействия трех видов государственной власти как равновесных, но подчиненных власти народа, призванных обеспечивать и оберегать власть народа.

1.2 Признаки судебной власти

Судебная власть характеризуется следующими основными признаками .

1. Судебная власть - вид государственной власти. Она - одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.

2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами - судами. Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд - орган государственной власти, который создается и упраздняется только в соответствии с Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. При этом ни один суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.

Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.

3. Исключительность судебной власти - признак, тесно связанный с названным выше. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Так, только суд может признать человека виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию. Законодательный императив не допускает выбора иного варианта действий: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законом (ст. 14 УПК РФ).

4. Судебная власть едина, вследствие чего установлено единство судебной системы страны. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Конституция РФ запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118), в том числе и в условиях чрезвычайного и военного положения.

5. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий суды подчиняются только Конституции РФ и закону (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона о судебной системе). Никто не вправе давать судьям указания, как разрешить то или иное конкретное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность (ст. 294 УК РФ). Одновременно с этим независимость судебной власти означает, что судьи не имеют права подчиняться чьему-либо мнению и обязаны противостоять попыткам такого воздействия, должны обладать высокими нравственными качествами, хранить верность закону.

Самостоятельность судебной власти означает, что судебная власть неделима, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в какую-либо другую государственную структуру; организационно они никому не подчинены. Взаимодействие судов с другими ветвями государственной власти осуществляется в рамках закона, гарантирующего независимость судей и выделившего суды в самостоятельную, обособленную систему.

6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебной системе. Судопроизводство - это форма реализации судебной власти. В более узком смысле под судопроизводством понимают порядок рассмотрения дел судами. В соответствии с законом (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ) судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства: конституционного - разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов; гражданского - рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений; административного - рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях; уголовного - досудебного и судебного производства по уголовному делу. Разновидностью гражданского и административного судопроизводства, исходя из ст. 127 Конституции РФ, является арбитражное судопроизводство - разрешение экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

7. Процессуальный порядок деятельности - еще один важный признак судебной власти. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (гл. 7, 8, ст. 43-83 и ряд статей разд. 3) гражданское, уголовное и арбитражное - по правилам, установленным соответственно ГПК РФ, УПК РФ и АПК РФ. По делам об административных правонарушениях процессуальный порядок деятельности определяется КоАП РФ (разд. 4 и 5).

Процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры, - важная гарантия законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.

8. Подзаконность судебной власти означает, что она действует в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ, ч. I, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).

Подзаконность судебной власти распространяется на правосудие, конституционный и судебный контроль, толкование законов и других нормативных правовых актов и т. д., а также на все без исключения органы, ее представляющие.

9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Это означает, что решения суда имеют властный характер и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории государства. Их неисполнение влечет ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ. Реализация судебных решений составляет функцию органов исполнительной власти, прежде всего Минюста России. Эти органы наделены правом применять принудительные меры (привод, наложение ареста на имущество, арест ценных бумаг и т. д. - см. § 3 гл. 16 учебника) с целью реализации судебных решений.

Если иметь в виду, что ч. 5 ст. 32 Конституции РФ предусматривает право граждан участвовать в отправлении правосудия, то можно отметить и такое свойство судебной власти, как участие представителей народа в ее осуществлении. Участвуя в отправлении правосудия, граждане участвуют и в осуществлении судебной власти. В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могут входить присяжные и арбитражные заседатели.


2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ. ВЕТВИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Судебная власть осуществляется специально учреждаемым государственным органом - судом (ст. 1 Закона о судебной системе) . В юридическом значении суд - это орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел в порядке, установленном процессуальным законом. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 118) суд - единственный орган, который вправе осуществлять особую функцию государственной власти - правосудие.

В соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе в настоящее время существует три системы судов: Конституционный Суд РФ, суды общей компетенции (юрисдикции), арбитражные суды (Схема 1).

Кроме того, арбитражи могут создаваться на самодеятельных началах, выбираться самими участниками спора; могут создаваться и третейские суды. Данный перечень носит исчерпывающий характер. Изменение его возможно только на основе изменения указанных актов.

Субъекты РФ могут создавать суды, но в пределах установленного федеральным законодателем перечня. Правила судопроизводства установлены федеральными законами и обязательны для всех судов. Равным образом обязательно для всех судов применение Конституции и законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Акты судов, вступившие в законную силу, обязательны для исполнения на всей территории РФ. Федеральное законодательство закрепляет единый статус для судей всех судов.

Финансирование всех судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124 Конституции РФ).

Перечисленными и рядом иных свойств суды отличаются от органов, выполняющих законодательные и исполнительные функции. Суд как орган государства представляет собой учреждение, где работают на профессиональной основе не один, а несколько судей. Правосудие по конкретным делам осуществляется не всеми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами. В судебный состав могут входить, как уже упоминалось, представители народа в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Независимо от того, в каком составе рассматривается то или иное конкретное дело, - судьей единолично, коллегией из трех судей, судом присяжных, все они являются государственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие, т. е. судом, и действуют не от своего имени, а от имени государства.

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, определенной законом. Районный суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд помимо этого проверяет обоснованность и законность решений районного суда. Кроме того, районные суды рассматривают в порядке апелляционного судопроизводства судебные решения, вынесенные мировыми судьями. Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела; принять к своему производству гражданское или уголовное дело они не вправе.

Юрисдикция (совокупность правомочий) каждого суда распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил РФ (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует административно-территориальной единице (Костромской областной суд) или структурной сфере его деятельности (военный суд Северного флота). В отдельных случаях судебная юрисдикция распространяется на определенных лиц или социальную группу. В соответствии со ст. 93 Конституции РФ высшие судебные инстанции дают заключение при возбуждении вопроса об отрешении от должности Президента РФ; Верховным Судом РФ рассматриваются уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства (ст. 452 УПК РФ).

В системе арбитражных судов действуют федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-территориальным делением

2.1 Суды общей компетенции (юрисдикции)

В соответствии с Законом о судебной системе суды общей юрисдикции входят в единую систему судов страны как организационно обособленные и самостоятельные. Напомним, что в судебную систему входят федеральные суды и суды субъектов РФ. Тем самым законодатель не сводит суды общей юрисдикции только к федеральным судам, а закрепляет возможность существования судов общей юрисдикции субъектов РФ в виде мировых судов

Система судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ, подразделяется на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие (гражданские) суды, рассматривающие общие уголовные, гражданские и административные дела, другую - военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.Исходя из принятого трехзвенного деления судов, суды общей юрисдикции представлены во всех звеньях. Высшим звеном является Верховный Суд РФ.

Среднее звено судов общей юрисдикции наиболее представительно - верховные суды республик в составе Российской Федерации (их 21), краевые суды (6), областные суды (49), суды городов федерального значения - Московский городской суд и Санкт-Петербургский городской суд, суд автономной области (1) и суды автономных округов (10). Низшее звено составляют районные суды.

Низшее звено военных судов включает гарнизонные военные суды. Среднее звено составляют окружные (флотские) военные суды. Высшее звено военных судов - Военная коллегия Верховного Суда РФ.

2.2 Верховный Суд Российской Федерации. Место Верховного Суда РФ в системе судов общей юрисдикции и его функции

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судебную класть в пределах полномочий Российской Федерации. Он призван обеспечивать правильное и единообразное применение законов при осуществлении правосудия, всемерную охрану прав и свобод граждан, законных интересов предприятий, учреждений, организаций.

В этой связи его полномочия, организация деятельности имеют свои особенности. Помимо рассмотрения дел в пределах своих полномочий в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ). Кроме того, Конституция РФ наделяет Верховный Суд РФ, наряду с двумя другими высшими судебными инстанциями - Конституционным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ, - правом законодательной инициативы, что в совокупности определяет его роль и место в системе судов общей юрисдикции.

Роль и место Верховного Суда РФ как равного среди других указанных судов, возглавляющих судебную власть страны, состоящую из двух подсистем - гражданских и военных судов общей юрисдикции, производны от его функций, закрепленных Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Его юрисдикция распространяется на всю территорию России. Судебные акты Верховного Суда РФ в кассационном порядке обжалованию и опротестованию не подлежат. Он вправе пересматривать в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу.

В соответствии со ст. 126 Конституции РФ и ст. 19 Закона о судебной системе круг деятельности (функции) Верховного Суда РФ как вершины судов общей юрисдикции и самостоятельной триединой ветви государственной власти - судебной власти, определяется выполнением задач, которые возлагаются на него как на высший судебный орган страны. В этом качестве Верховный Суд РФ наделен следующими полномочиями :

1. Рассматривать по существу(по первой инстанции) наиболее сложные и ответственные гражданские, уголовные, административные и иные дела, подсудные судам общей юрисдикции, кроме тех, которые отнесены к ведению Конституционного Суда РФ. Практически Верховному Суду РФ принадлежит окончательное слово по конкретным судебным делам, рассмотренным общими (гражданскими) и военными судами, в первую очередь относящимися к среднему звену. Верховный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск (п. 4 ст. 19 указанного Закона);

2. Осуществлять с соблюдением установленных законом правил судопроизводства, судебный надзорза деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Реализация этой функции, направленная на выявление и исправление возможных судебных ошибок, является важным средством обеспечения независимости судов общей юрисдикции, законности и обоснованности принимаемых ими решений;

3. Изучать и обобщать судебную практику, анализировать судебную статистику,давать на этой основе разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

4. Очень важной функцией Верховного Суда РФ является реализация предоставленного ему Конституцией РФ права законодательной инициативы, т. е. внесения проекта закона или поправок к законопроекту в законодательный орган с целью его обсуждения и принятия решения. Это в высшей мере эффективное средство совершенствования законов на основе обратной связи правотворческих органов с практикой применения издаваемых ими нормативных правовых актов.

При возбуждении Государственной Думой процесса об отрешении Президента РФ от должности Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

Предметом постоянной заботы Верховного Суда РФ является работа по формированию судейского корпуса России. Подбор кандидатов на судейские должности осуществляется весьма тщательно. Это связано с тем, что в сфере правосудия не должны работать лица, не обладающие высокими моральными качествами.

Верховный Суд РФ совместно с Высшим Арбитражным Судом РФ стал учредителем государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования - Российской академии правосудия 3 . Она создана для повышения квалификации судей, работников аппаратов и Судебного департамента, подготовки кандидатов на должности судей, специалистов судебной системы в России.

2.3 Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ

Арбитражные суды России - сравнительно новая система судов, существующая около 15 лет. Они заменили систему органов государственного и ведомственного арбитража страны. Экономическая реформа, развитие рыночных отношений, отказ от административно-командной системы управления экономикой создали для этого объективные условия.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ . Госарбитраж СССР являлся системой квазисудебных органов, не входивших в судебную систему страны, но осуществлявших рассмотрение споров между социалистическими предприятиями одной формы собственности. Такие споры были неподсудны судам общей юрисдикции. Кроме того, органы Госарбитража выполняли контрольные и другие управленческие функции.

Введение в экономику различных форм собственности обусловило необходимость отказа от государственного арбитража и перехода к судебным процедурам рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами. В отличие от государственного арбитража арбитражный суд не вмешивается в деятельность сторон, осуществляя правосудие на основе таких принципов, как законность, независимость судей арбитражного суда, равенство организаций и граждан перед законом и судом, состязательность и равноправие сторон, непосредственность судебного разбирательства, диспозитивность и гласность разбирательства.

Арбитражный суд был создан в соответствии с законом РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде».

В настоящее время арбитражный суд - это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Арбитражные суды, являясь федеральными судами, входят в единую судебную систему РФ. Их место в ней определяется тем, что арбитражные суды составляют особую ветвь (подсистему) судов; в силу подведомственности дел они непосредственно не связаны с другими ветвями судебной власти - судами общей юрисдикции и Конституционным Судом РФ (см. схему 3).

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

· Высший Арбитражный Суд РФ;

· федеральные арбитражные суды округов;

· арбитражные апелляционные суды;

· арбитражные суды в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов).

Задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются:

Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в этой сфере, органов государственной власти РФ, се субъектов, органов местного самоуправления, иных органов,

Должностных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Обеспечение доступности правосудия в указанной сфере;

Справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

Укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Формирование уважительного отношения к закону и суду;

Содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

В условиях рыночной экономики система арбитражных судов играет особую роль, их значимость и ответственность возрастают. Осуществляемое арбитражными судами правосудие позволяет установить жесткую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический произвол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства.

Как и суды общей юрисдикции, арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских, административных и иных правоотношений. В АПК РФ такие споры названы экономическими (ст. 1). Их разрешение и рассмотрение иных дел, отнесенных к ведению данных судов АПК РФ и другими федеральными законами, является исключительной компетенцией арбитражного суда.

Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам, процедура судебного разбирательства и принятия решений, порядок и основания их обжалования определены АПК РФ. Эти прерогативы разработаны с учетом задач и особенностей функционирования арбитражных судов и не могут использоваться никакими другими органами. Так, не может использоваться арбитражная процессуальная форма в процессе третейского разбирательства экономических споров, отнесенных законом к ведению арбитражных судов. Осуществляемая третейскими судами деятельность по защите прав сторон не является правосудием.

Согласно АПК РФ (ст. 27) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, возникающие из экономических отношений, а именно: между юридическими лицами (организациями), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя; между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами РФ.

Кроме того, на арбитражные суды возлагается разбирательство дел о некоторых административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

2.4 Конституционный Суд РФ

Сущностные отличия Конституционного Суда РФ от других судов обусловлены его главной функцией - обеспечением конституционного контроля, т. е. проверкой федеральных законов, других актов на предмет их соответствия Конституции РФ. Конституционный Суд РФ как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ, при этом он не устанавливает фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции других правоприменительных органов и лежит в основе их правоустанавливающих решений по конкретным делам. Это закреплено в ч. 3 и 4 ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ: «Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права» .

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов».

Статус Конституционного Суда РФ не предполагает обжалование принимаемых им решений. Иное не соответствовало бы его природе как органа конституционного контроля. В судебной системе РФ нет иного органа конституционного судопроизводства, управомоченного проверять соответствие нормативных правовых актов Конституции РФ и в случае их неконституционности лишать их юридической силы (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ является органом, принимающим окончательное решение по этому вопросу. Конечно, и другие суды применяют Конституцию РФ и истолковывают ее положения, но у каждого свои полномочия. Однако официальное истолкование Конституции и тесно связанное с этим истолкование смысла закона, в том числе с учетом его реализации, - это исключительная прерогатива Конституционного Суда РФ. Поэтому решения Суда о неконституционности закона предопределяют обязанность пересмотреть соответствующее правоприменительное решение, в том числе и решения других судов, основанное на таком законе.

Деятельность Конституционного Суда РФ представляет собой особую процедуру - конституционное производство, которое не вправе осуществлять другие суды. Председатель Конституционного Суда РФ, в отличие от назначаемых Советом Федерации председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, избирается судьями Конституционного Суда РФ. Имеются и иные отличия.

Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по отношению друг к другу выступают органами одного уровня, являясь высшими судебными органами по конкретным делам, подсудность которых определена федеральными законами; Конституционный Суд РФ, по мнению ряда авторов, является не только судебным, но и одним из высших конституционных органов, что отличает его от первых двух судов. Конституционный Суд РФ наделен правом прекратить действие правового акта, что делает его своеобразным «негативным законодателем», а учитывая то, что он толкует конституционные нормы, привнося в их содержание новые моменты,

Полномочия Конституционного Суда РФ за время его существования претерпели ряд изменений. Отчасти это связано с более четким разграничением его полномочий, отчасти - с ограничением правовых возможностей Суда в системе разделения властей. Полномочия Конституционного Суда РФ, закрепленные главным образом в Конституции РФ (ст. 125), с точки зрения существа решаемых дел подразделяются на следующие семь групп.

1. По проверке соответствия Конституции РФ федеральных законов и иных актов:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Под законами и иными нормативными актами субъектов РФ понимаются нормативные акты, принимаемые законодательными (представительными) органами и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ (правительствами, губернаторами, президентами и т. д.). Акты министерств, ведомств в очерченный круг не входят;

в) договоров между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный Суд РФ ограничивает круг договоров,

конституционность которых проверяет, сводя их только к государственно-правовым договорам.

2. По разрешению споров о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный Суд рассматривает споры о компетенции между государственными органами с точки зрения разделения властей.

3. По толкованию Конституции РФ. Конституционный Суд РФ - единственный орган, которому при рассмотрении дел в любой из установленных законом процедур принадлежит исключительное право официального, а потому обязательного для всех правоприменителей толкования конституционных норм. Тем самым Суд устраняет неясности в понимании Конституции РФ при ее применении, что может быть одним из достаточно эффективных способов ее приспособления к изменяющимся общественным отношениям при неизменности текста. Конституция РФ содержит исчерпывающий перечень должностных лиц и государственных органов, имеющих право обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции. По своей инициативе толковать Конституцию Суд не вправе.

4. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов (проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле).

5. Связанные с дачей заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Конституционный Суд РФ выступает предпоследней инстанцией в процедуре отрешения Президента от должности. По запросу Совета Федерации Суд обязан дать одно из следующих заключений: или о соблюдении, или несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Второй вариант заключения влечет прекращение процедуры отрешения Президента (ч. 1 ст. 93, м. 7 ст. 125 Конституции РФ).

6. По реализации права выступления с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Конституционный Суд почти не использует указанное полномочие, что объясняется его статусом. Чаще в его решениях содержатся рекомендации для Федерального Собрания об урегулировании в законах тех или иных вопросов.

7. Другие полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы:

1. Судебная власть - это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.

2. Признаки судебной власти: судебная власть - вид государственной власти. Она - одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти;

судебная власть осуществляется только специальными государственными органами - судами; исключительность судебной власти - признак, по которому никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия; единство судебной власти;

независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти; судебная власть осуществляется путем судопроизводства; процессуальный порядок деятельности; подзаконность судебной власти и др.

3. Судебная власть осуществляетсятолько судом. Суд - это орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел в порядке, установленном процессуальным законом. В соответствии с Конституцией РФ суд - единственный орган, который вправе осуществлять особую функцию государственной власти - правосудие.

4. В соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе в настоящее время существует три системы судов: Конституционный Суд РФ, суды общей компетенции (юрисдикции), арбитражные суды.

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)(ред. от 24.07.2007)(с изм. и доп., вступающими в силу с 07.09.2007) // Консультант Плюс.

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18. 12. 2001 г. № 174-ФЗ // Консультант Плюс.

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях" от 30.12.2001 г. 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001): в ред. от 22.07.2008 // Консультант Плюс.

5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».

7. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы».

9. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации: (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.

10. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

11. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном суде Российской Федерации».

12. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ст. 4-7.

Литература

14. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

15. Лазарев В. А. Судебная власть и уголовное судопроизводство // Государство и право. 2007. № 5. С. 23-28.

16. Лебедев В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб., 2006.

17. Никоров Г. И. Судебная власть в правовом государстве // Государство и право. 2005. № 3. С. 17-29.

18. Попова Ю. А. Административное судопроизводство в системе судов общей юрисдикции // Государство и право. 2008. № 3. С. 12-18.

19. Савюк Л. К. Правоохранительные органы: учебник / Л. К. Савюк. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.

20. Салищева Н. Г., Абдуллаев Е. В. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2004. № 1. С. 7-9.


Лебедев В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб., 2006.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об ар­битражных судах в Российской Федерации», ст. 4-7.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Кон­ституционном суде Российской Федерации».