Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей сирот. Гарантии социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Алёна | 18.03.2013

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста как мне оформить алименты? Какие док-ты нужны, куда и к кому обращаться. У меня ребёнок-инвалид (с рождения), 19.07.09 г.р. Отец приходит очень редко. Мне очень тяжело одной воспитывать. Я считаюсь матерью-одиночкой, брак был не зарегистрирован не до, не после рождения ребёнка. И экспертиза, как и где делать. Мне сказали это будет за счёт отца…

КСЕНИЯ | 08.04.2013

Здравствуйте!Посткажите пожалуйста как так закрепили жилье что в опеки сказали в 23 года меня смогут выписать.И где потом жить сирота должна.спасибо за ответ.

Оксана | 13.11.2013

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста что делать если:
1.Администрация предоставила жилое помещение в найм,сроком на пять лет, с задолжностью за коммунальные услуги;
2.Без ремонта (после «старых» жильцов: Старые деревянные оконные рамы (через которые «хорошо» вентилирует), газовая плита (90-х), ванная комната — вообще не поддается описанию, полы не ровные («пляшут»), обои обшарпанные и в некоторых местах склеены мазайкой, ЦО, горячая вода только из титана (отапливается дровами).
Вообщем общая картина описана, только вот не знаю что делать, в администрации сказали что квартира прошла все проверки и подходит по нормам, а если меня данное жилье не устраивает то другое я не смогу получить в ближайшие два-три года, а у меня ребенок и времени ждать так долго не могу так как нуждаюсь в жилье.
Подскажите пожалуйста как поступить и что сделать в данной ситуации. Заранее спасибо.

Анна | 12.12.2013

Скажите пожалуйста, в течение какого времени могут дать сироте жильё…заранее спасибо за ответ…

Татьяна | 15.12.2013

Здраствуйте. подскажите пожалуйста как можно получить квартиру сироте,не дожидаясь когда подойтет очередь.

Роман | 28.01.2014

Добрый день, подскажите пожалуйста, еще в декабре один хор. человек подсказал, что вышел закон о детдомовских на получение жилья, не зависимо от возраст. То есть в своем детстве, когда он должен был получить жилье, ему об этом никто не сказал, а сейчас он не попадает под возрастную категорию. Что это за закон, как он выглядит и существует ли он на самом деле? Спасибо…

Александр | 09.07.2014

Здравствуйте!Ребенок находился в детском доме, после выпуска из детдома ей не предоставили жилье, сказали собрать документы, после того как документы собрали сообщили что эти документы потеряны, Теперь девушка живет с ребенком, но своего жилья нет.Как быть в этой ситуации, и куда можно обратиться?

Анастасия | 07.10.2014

Добрый день! Мы с мужем являемся сиротами. Мы не расписаны,но у нас ребенок 2х лет, и сейчас мы ждем второго.Ребенок по документам получается без отца (я иду как мать-одиночка). Но в ближайшее время мы хотим переоформить ребенка на него.Мужу 25 лет, и ему не предоставляют жилье, хотя он сирота с детства и проживал в интернате. Его не ставили очередь, но когда иы обратились в суд, то решение суда было таковым- признать за ним половину (левого) дома на праве пользования без права собственности. Но как такое возможнр? Тоесть он может придти в совершенно чужой дом и побыть там в роли квартиранта? Сейчас мы снова собираемся подавать в суд,о том чтобы его признали сиротой без жилья и поставили его на очередь. Скажите если по документам у него пока один ребенок и он ждет второго то какие у него шансы на жилье? Суд поставит его на очередь на получение жилья? Заранееспасибо за ответ.

екатерина | 20.03.2015

Елена | 30.09.2015

Доброй день.подскажите мне пожалуйста,сколько должен сирота плотить за квадратный метр по договору соц найму.в Краснодаре?я вам буду очень благодарна.и могут меня выселить с квартиры за то что я не плочу по договору соц найму?

Любовь | 02.11.2015

здравствуйте, скажите, могу ли я получить квартиру или хотя бы встать на очередь как сирота после 23 лет? На данный момент мне 26 лет. спасибо.Воспитывалась в детском доме, родители лишены были родительских прав. Училась в училище, потом в институте. Там временно предоставляли общежитие, а теперь некуда идти. Постоянной прописки никогда не было.

Виктория | 12.11.2015

Здравствуйте,подала документы на очередь на жил. помещение как сирота,нахожусь в браке,есть ребенок. В браке была приобретена квартира (в ипотеку,платить за нее еще 7 лет) ,которая полностью оформлена на мужа. В отделе опеки отказали в очереди на квартиру,ссылаясь на то,что я имею долю в этой квартире. Законно ли отказали в очереди? Есть ли смысл подавать в суд?

Альбина | 19.11.2015

здравствуйте, скажите, могу ли я получить квартиру или хотя бы встать на очередь как сирота после 23 лет? спасибо.

Светлана | 04.12.2015

Здравствуйте! Я полная сирота.Стою в очереди на получение жилья по месту рождения в г.Прохладном,а живу и прописана уже почти 10 лет в Нальчике.Скажите пожалуйста,могу ли я получить жилье в Нальчике?

Юлия | 24.03.2016

Здравствуйте! Подскажите!!!У нас такая ситуация:Я, два брата(18лет и 24года), мать прописаны и проживаем в бараке(не приватизированн). Мать лишена родительских прав отец умер. Я опекуном была у братьев. Братья стоят на очереди на жилье отдельное, как сироты. Барак под снос, и в нашей администрациии сказали что вместо барака дадут квартиру по площади такую же(52,6м), но братьев сразу снимут с очереди. Скажите имеют право ли заселить братьев опять с матерью лишенную прав в одну квартиру, или им положено отдельное жилье? Спасибо за ответ!

Анна | 06.05.2016

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста,я сирота, нет обоих родителей, на каких условиях я могу получить квартиру?Дело в том, что я прописана в квартире у опекуна, а у квартиры большая площадь, и когда я обратилась в гороно с документами на получение квартиры, мне сказали, что квартира мне не положена, т.к. большая площадь в квартире где я проживаю, но я же там просто прописана, у меня нет там своей доли. Заранее спасибо за ответ.

Сергей | 23.06.2016

Здравствуйте, такой вопрос, я из детского дома в 10 лет остался круглой сиротой, до того времени жил с мамой в общежитие которое дали ей при выпусе из детского дома в 90-х годах, после её смерти в детском доме мне сказали что эта комната сохраняеться за мной и на очередь ставить меня не будут. общежитие (13 кв.м) муниципальное не привотезированно и нет договора о социальном найме, только штамп в паспорте. и с того времени законы редактируються каждый год но понять их проблемотично без должного образования. и вот вопрос могу ли я как то добиться поставки мненя на очередь на предоставление жилья? заранее спасибо (20 лет выпустился из д/д в 2012)

Елена | 24.08.2016

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, я училась в институте как сирота на бесплатном,но меня отчислили,есть ли возможно востоновиться обратно на бесплатное?

Елена | 06.10.2016

Здравствуйте скажите я сирота мне 32 года и маленький ребенок получила жилье по соц найму могу ли я его привотезировать,и как я могу это сделать и после какого срока проживания в этом доме,по закреплению жилья какие у меня права могу ли я что то строить на территории дома или делать ремонт.

ИВАН | 04.12.2016

Здравствуйте.Я сейчас нахожусь в приемной семье.Отдел опеки и попечительства перечисляет опекунам на мое содержание деньги,но в июле мне уже исполнится 18 лет.В опеке сказали,что сразу прекращают выплачивать деньги на мое содержание.Но на тот момент я еще буду продолжать учебу в техникуме.Кто дальше будет выплачивать мне на жизнеобеспечение и в каком размере.Спасибо.

Бондаренко Татьяна Александровна | 21.02.2017

могу ли я получить подъемные как сирота выпускник при получении 2 образования, поступив на базе 9 классов!

Алексей | 20.06.2017

Здравствуйте. Мне 26. Принят в качестве нуждающегося в жилом помещении. Но в очередь на получение квартиры не ставят из за того что я не написал какое-то заявление до 23 лет. Каковы должны быть мои действия? Спасибо.

Любовь | 26.10.2017

Здравствуйте,я тетя,воспитывалась в детском доме,воспитывала племянницу с 2 лет которая проживает и учится в другом городе, не там где прописана, при окончании техникума ею были собраны документы в КУМИ, ей пришел отказ не обоснованный, ей уже 26 лет,2 детей, снимает квартиру,сейчас находится в отпуске по уходу за ребенком. инспектор по сиротам в институте, где она сейчас учится сказал, что надо дальше добиваться. подскажите, как нам быть дальше.За не закреплен барак без гор.воды и ванной, но в этом бараке прописаны ее мама и сестра, которая удочерена в 1 год. и по просьбе ее родителей мы не имеем права искать с ней встреч, жилье муниципальное и приватизировать без согласия всех жильцов нет возможности, вот и получается что хотя и жилье есть, но проживать или как-то улучшить условия нет.Спасибо.

В соответствии с требованиями международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Правовые основы социальной защиты етей составляют 3 основных закона - Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ (1-я часть) и Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ. Указанный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С целью проведения мер по социальной адаптации и реабилитации детей изучаемой категории, в соответствии с потребностями региона, создаются государственные и негосударственные учреждения и центры в системе социальной защиты населения и образования.

Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособии опекунам на питание, одежду, обувь; осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения осуществляется в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов; утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Дополнительные права на образование:

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Обучающиеся, воспитанники всех типов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске из этих образовательных учреждений обеспечиваются соответствующим образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда.

Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.

Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению образовательного учреждения зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.

Выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования при трудоустройстве на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее пяти минимальных размеров оплаты труда. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ.

При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы.

Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание:

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение:

1.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждена или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

2.Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

3. Выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющем закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов городов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ.

При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов РФ.

4.Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которые являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права.

В случае смерти родителей или принудительного размена жилой площади, родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители обязаны в течение месяца приватизировать жилую площадь, оформить договор передачи жилого помещения (или части его) в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Приватизация осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников.

7. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса.

Дополнительные гарантии права на труд:

Органы государственной службы занятости населения (далее органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного Фонда занятости населения РФ.

Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные рабочие места гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ.

Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров (контрактов), регулирующих их отношения с гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социальной обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места.

5.Ищущим работу и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей., лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

6.Работникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ.

Ответственность за неисполнение настоящего закона:

Должностные лица органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего закона в соответствии с Конституцией РФ, с законодательством РФ.

Государство, руководствуясь принципом защиты детей и необходимостью предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения, полноценного развития всех сфер их жизни – физической, психической, социальной и духовно-нравственной, предоставляет соответствующие гарантии социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения достойных условий жизни, достойного образования и мер защиты здоровья.

Данные гарантии предусматриваются законодательством субъектов РФ и, кроме обозначенных выше сфер жизни, осуществляются также для обеспечения детям достойных условий труда, защиты их прав и законных интересов в суде, для обеспечения их жильем и предоставления льгот при уплате налогов и сборов. Рассмотрим виды гарантий, предоставляемых детям-сиротам и детям без попечения родителей.

Гарантии обеспечения условий жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Гарантия права на устройство в семью на воспитание

  • Дети до 14 лет имеют право на устройство в семью под опеку, в приемную семью или патронатную семью;
  • Дети от 14 до 18 лет имеют право на устройство в семью под попечительство, в приемную семью или патронатную семью;
  • Устройство в семью на воспитание (усыновление или удочерение);
  • До момента реализации данного права, если возможности организовать прием в семью пока нет, детям гарантируется временное пребывание в организации для детей-сирот, согласно СК РФ (п. 1 ст. 123, ст. ст. 152, 155.1), а также ст. 12 Закона г. Москвы № 12 от 14 апреля 2010 г.

При этом Семейный кодекс РФ (п. 3 ст. 124, п. 5 ст. 145) не допускает для братьев и сестер усыновление или передачу под опеку разным лицам, за исключением случаев, когда такое разделение отвечает интересам детей.

Также Семейный кодекс РФ (п. 1 ст. 132, п. 4 ст. 145) гарантирует учет мнения ребенка при передаче его в семью под опеку и попечительство. С момента, когда ребенку исполнится 10 лет, получение его согласия при усыновлении или передаче под опеку и попечительство обязательно.

Согласно Федерального Закона № 48-ФЗ от 24 апреля 2008 г. (ч. 5 ст. 10) близким родственникам ребенка дано преимущественное право на в отношении ребенка.

Также Семейный кодекс РФ гарантирует сохранение тайны усыновления (см. ст. 139). Разглашение тайны усыновления влечет за собой уголовную ответственность по ст. 155 УК РФ.

2. Гарантии, сохраняющиеся для ребенка при устройстве его в семью на воспитание

Ребенок, получивший в связи со смертью родителей право на получение пенсии и соответствующих пособий, согласно СК РФ (п. 1 ст. 137, ст. 138), сохраняет это право и после усыновления, если на момент усыновления право действовало.

Права, которые сохраняются за детьми, перешедшими под опеку или попечительство, гарантируются в соответствии с СК РФ (п. 1 ст. 55, ст. 148) и с Постановлением Правительства РФ № 548 от 28 июня 2013 г.. К таким правам относятся:

  • Право на общение со своими родственниками;
  • Право на получение алиментов, денежных пособий и социальных выплат;
  • Право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. Если данные права у ребенка отсутствуют, ему гарантируется право на получение жилого помещения и право на регистрацию в нем согласно жилищному законодательству и условиям договора социального найма жилого помещения;
  • Право на содержание. Размер и порядок выплаты содержания определяется требованиями законодательства субъектов РФ. Средства на содержание выделяются и выплачиваются ежемесячно, если только опекуны и попечители не назначаются по заявлению родителей ребенка.

3. Гарантии, которые имеют воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ребенок, для которого на настоящий момент нет возможности для передачи его на воспитание в семью, имеет гарантию направления в организацию для детей-сирот, находящуюся ближе всего к его месту жительства. В некоторых случаях, например, когда привычная социальная среда оказывает на ребенка негативное воздействие или если в субъекте РФ, в котором проживает ребенок, такая организация отсутствует, согласно с п. п. 17, 18 Положения, Утвержденного Постановлением Правительства РФ № 481 от 24 мая 2014 г., организация для детей-сирот, в которую будет направлен ребенок, может находиться в другом субъекте РФ.

Дети, являющиеся братьями, сестрами или имеющие другую родственную связь, будут направлены в одну организацию для детей-сирот и размещены в одной группе, если только это не противоречит их собственным интересам (см. п. 16 Положения № 481).

Дети, направленные на воспитание в организацию для детей-сирот, сохраняют право на полное обеспечение со стороны государства, в том числе право на бесплатное питание, одежду, обувь, бесплатное общежитие, медицинское обслуживание, образование и мягкий инвентарь, согласно п. 26 Положения № 481).

При поступлении детей на воспитание в организацию для детей-сирот им не назначаются опекуны и попечители, при этом на принимающую организацию возлагаются все обязанности по воспитанию, образованию и содержанию своих воспитанников, а также защита их законных прав и интересов. Эти обязанности организации для детей-сирот осуществляют в соответствии с Семейным Кодексом РФ (п. 1 ст. 155.1, п. 2 ст. 155.2) и Письмом от 11 мая 2016 г. Министерства образования и науки РФ № ДЛ-172/07, Министерства здравоохранения РФ № 15-3/10/2-2844 и Министерства труда и социальной защиты РФ № 12-3/10/В-3155.

Кроме данных гарантий, организация для детей-сирот гарантирует обеспечение необходимых условий для общения детей со своими родственниками, если только это общение не противоречит законным интересам детей и не запрещено органами опеки и попечительства. Согласно п. 49 Положения № 481 и Письму Минобрнауки № 07-3446 от 15 августа 2016 г. общение детей, находящихся на воспитании в организации для детей-сирот, может быть разрешено в том числе и с родителями, ограниченными в родительских правах или если только органы опеки и попечительства дали согласие на это общение и оно не влияет на ребенка негативно.

Ребенок, находящийся на воспитании в организации для детей-сирот, может быть передан временно, на срок не более 3 месяцев в семью. Этот срок в соответствии с СК РФ (п. 4 ст. 155.2) и п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 432 от 19 мая 2009 г. может быть увеличен до полугода, но только в исключительных случаях, например, для прохождения курса лечения или при выезде на отдых или на каникулы на территории Российской Федерации.

Гарантии в области получения образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Гарантии детям в области образования установлены в следующих законодательных актах:

  • Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (ч. 5 ст. 36, ч. 5, 7-9 ст. 71, ч. 6 ст. 86, ч. 14 ст. 108);
  • Закон г. Москвы № 61 от 30 ноября 2005 г. (ст. ст. 8 и 15);
  • Федеральный Закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. (ст. 6);
  • Нормы, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1117 от 18 сентября 2017 г.;
  • Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1116 от 18 сентября 2017 г. (п. 3 и 4);
  • Вопросы № 25-29 в Информации Минюста РФ от 20 июля 2015г.

Среди этих гарантий следующие:

  1. Право на получение образования за счет бюджета (однократно) по программам профессиональной подготовки по рабочим профессиям и должностям служащих в очной форме обучения;
  2. Право на получение второго среднего профессионального образования за счет бюджета по программам профессиональной подготовки по профессиям квалифицированных рабочих должностей и должностям служащих в очной форме;
  3. До завершения обучения по основным общеобразовательным программам или по программам профессиональной подготовки по рабочим профессиям и должностям служащих за счет бюджета ребенок сохраняет право на полное государственное обеспечение;
  4. Ребенок, обучающийся по общеобразовательной программе в очной форме, имеет право на выплату социальной стипендии от государства и ежегодного пособия в размере трехмесячной стипендии на приобретение учебников и письменных принадлежностей;
  5. Если ребенок берет по медицинским показателям академический отпуск, ему гарантировано сохранение стипендии и полного государственного содержания на весь период отпуска;
  6. Дети, обучающиеся по общеобразовательной программе, имеют право на получение полной заработной платы, начисленной в период прохождения производственной практики и производственного обучения;
  7. Если ребенок имеет среднее общее образование, ему гарантировано право на прием в подготовительные отделения федеральных государственных образовательных учреждений высшего образования за бюджетный счет;
  8. Преимущественное право поступления в учреждения, обучающие граждан по общеобразовательным программам среднего и общего образования, интегрированные с дополнительными образовательными программами обучения для подготовки к военной или государственной службе, а также к службе в рядах казачества;
  9. Если ребенок успешно проходит вступительные экзамены, он имеет преимущественное право на поступление на обучение за бюджетный счет в образовательную организацию по программе бакалавриата или специалитета. (До 1 января 2019 г. зачисление на обучение по данным программам происходит в рамках установленных квот);
  10. Гарантия бесплатного проезда на городском общественном транспорте, пригородном и внутрирайонном (для сельской местности) транспорте, кроме такси. Один раз в год ребенок имеет право на бесплатный проезд к месту учебы и обратно в соответствии с законами субъектов РФ;
  11. Выпускники организаций для детей-сирот и организаций, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучались очно за бюджетный счет, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета по установленным нормам одеждой, обувью, постельным бельем, мебелью и единовременным денежным пособием не менее 500 руб.;
  12. Для Москвы детям-сиротам также гарантировано устройство в дошкольные образовательные учреждения вне очереди, бесплатное дополнительное образование в художественных, музыкальных, спортивных и других образовательных организациях дополнительного образования, а также бесплатное питание в образовательных учреждениях и бесплатное посещение спортивных учреждений и организаций культуры в г. Москве.

Гарантии в области здравоохранения для детей, оставшихся без попечения родителей и детей сирот

Гарантии в здравоохранении предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Приказом ФСБ РФ № 73 от 16 февраля 2012 г., ст. 11 Закона № 61, ст. 7 Закона № 159-ФЗ и Ответами на вопросы граждан, связанными с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ответы № 30 и 31):

1. Гарантии на бесплатное получение медицинской помощи в медицинских учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения за счет федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным законодательством:

  • Проведение диспансеризации;
  • Проведение регулярных медицинских осмотров;
  • Проведение оздоровления;
  • Высокотехнологичная медицинская помощь;
  • Лечение за границей РФ

2. Гарантии на получение путевок в организации отдыха и оздоровления детей, а при наличии медицинских показаний – в санаторно-курортные организации с обеспечением бесплатного проезда к месту отдыха или лечения и обратно;

3. Для Москвы дети в период обучения в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования гарантировано получают бесплатные медицинские препараты по назначению врача.

Гарантии в трудовой сфере для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Гарантии по труду, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, определены в Трудовом Кодексе РФ (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 81), Федеральном Законе № 159-ФЗ (ст. 9), Законе № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (ст. 34.1) и в Законе № 61 (ст. 14):

  1. Гарантия проведения профессиональной ориентации и диагностики профпригодности органами службы занятости для детей в возрасте от 14 до 18 лет с учетом состояния здоровья;
  2. Если ребенок зарегистрирован в службе занятости, ищет работу впервые и проходит профессиональное обучение по направлению службы занятости, во время обучения ему гарантированно выплачивается пособие по безработице и стипендия. Пособие выплачивается в течение полугода, размер пособия соответствует среднему уровню заработной платы в данном субъекте РФ. Стипендия при обучении ребенка по направлению службы занятости выплачивается в таком же размере;
  3. Если ребенок-сирота попадает под сокращение штатов или увольнение в связи с ликвидацией предприятия, ему гарантировано профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет работодателей или из правопреемников;
  4. В Москве образовательные учреждения, в которых проходили обучение дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны оказать своим выпускникам содействие в трудоустройстве.

Какие гарантии в судопроизводстве предусмотрены для детей-сирот

Кроме предоставления гарантии социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, В соответствии с Федеральным Законом № 159-ФЗ (ст. 10) и законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантирована бесплатная юридическая помощь.

Сиротой считается несовершеннолетнее лицо, лишенное попечения биологических и приемных родителей. Поддержка детей-сирот является приоритетным направлением общегосударственной помощи. Главной задачей государства является обеспечение детей сирот всеми необходимыми благами до достижения совершеннолетия.

Право на льготы и пособия, а также возможность получения бесплатного жилья от государства устанавливаются следующими нормативными актами:

  • , статьи 54 и 123;
  • Федеральный закон № ;
  • , статья 292;
  • , статья 57.

Главным документом, регулирующим общие принципы, содержание, способы социальной поддержки и льготы для данной категории детей, является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по общественной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Российская Федерация берет на себя заботу о детях сиротах, лишенных родительского попечения. Государство предоставляет им различные преимущества. Соответствующие преференции предоставляются из областных бюджетов России.

Согласно законодательным актам, сирота имеет право:

  • на получение пенсионных выплат. Пенсия бывает двух видов: социальная и трудовая. Если родитель лишен родительских прав, то он обязан выплачивать несовершеннолетнему лицу алименты;
  • на преференцию в сфере образования. Сироты имеют преимущество при поступлении в среднее или высшее учебное заведение. Ребенок сирота поступает в ВУЗ на основании вступительных экзаменов. На протяжении всей учебы, им выплачивается стипендия из денежных средств бюджета региона;
  • государственную поддержку в сфере обеспечения жильем. Согласно закону о получении жилья, государство обязано обеспечить детей-сирот квартирой. Данная процедура может быть исполнена 2 способами: если родители имели собственное жилье, то оно сохраняется за ребенком; если наследство отсутствует, по достижению совершеннолетия государство обязуется обеспечить его бесплатным жильем;
  • льготы по оплате услуг. Сиротам предоставляются льготы в сфере уплаты коммунальных услуг. Законным опекунам будет компенсироваться половина суммы за: свет, газ, квартплату, воду и вывоз мусора;
  • государственную поддержку в сфере медицины. Дети-сироты, лишенные родительской заботы, получают любые медицинские услуги абсолютно бесплатно. А также подросткам предоставляются путевки на льготной основе в санатории и оздоровительные лагеря;
  • другие пособия . Дети сироты имеют право бесплатно ездить на общественном транспорте, кроме такси и частных маршрутов. Местными властями выдается материальная помощь, а также выплачивается денежное пособие: 30 000 - единовременно; 10 000 - ежемесячно.

Закон об обеспечении детей сирот жильем

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ был принят участниками Государственной Думы 04 декабря 1996 г., а одобрен Советом Федерации 10 декабря того же года. Настоящий документ регламентирует общие правила содержания и меры общественной поддержки детей, которые остались без родителей.

ФЗ о социальной поддержке сирот состоит из 13 статей:

  • ст 1. Основные понятия;
  • ст 2. Взаимоотношения, регулируемые действительным законом;
  • ст 3. Нормативно-правовые акты РФ о дополнительных гарантиях по общественной поддержке детей-сирот, оставшихся без родителей;
  • ст 4. Способы обеспечения дополнительных гарантий;
  • ст 5. Финансовое обеспечение;
  • ст 6. Дополнительные преференции относительно образования;
  • ст 7. Дополнительные преференции относительно медицинского обслуживания;
  • ст 8. Дополнительные преференции относительно права на имущество и жилье;
  • ст 9. Общественная защита от безработицы;
  • ст 10. Судебная защита прав детей-сирот;
  • ст 11. Ответственность за несоблюдение настоящего законопроекта;
  • ст 12. Приведение нормативно-правовых актов в соответствии с действительным Федеральным законом;
  • ст 13. Вступление в законную силу Федерального закона № 159.

До достижения совершеннолетия сироты находятся в детских домах и интернатах, которые после 18-летия, они обязаны покинуть, в следствии чего и возникают проблемы с приобретением собственного жилья. Для этого в РФ разработана программа, в соответствии с которой детям-сиротам предоставляется жилье на определенных условиях. Согласно закону, право на бесплатное жилье имеют не только несовершеннолетние дети сироты, но и лица, которые до достижения 23 лет остались одни и без собственного жилья.

Когда детям сиротам предоставляется жилье?

Законодательство РФ предоставляет право сиротам получить жилье, которое осуществляется местными властями регионов. Порядок передачи соответствующим лицам квартир и домов определяет закон о выдаче детям-сиротам жилья № 159-ФЗ. Начиная с 2013 года, обеспечение жильем осуществляется вне существующей очереди и за счет специализированного счета.

Правом на получение бесплатного жилья обладают:

  • дети-сироты, которые достигли совершеннолетия, либо ставшие дееспособными раньше положенного срока (к примеру, после вступления в брак);
  • дети-сироты, вернувшиеся из армии, либо которые закончили профессионально-техническое образование;
  • дети сироты, которые отбывали срок в местах лишения свободы в колонии для несовершеннолетних за совершенное преступление.

Согласно законодательству, если сироте исполнилось 14 лет, он должен быть включен в реестр детей-сирот. Для того чтобы получить жилье, необходимо предоставить заявление от опекуна, попечителя, либо администрации организации, в которой жил ребенок. Если соответствующее заявление предоставлено не было, по достижению совершеннолетия человек вправе самостоятельно это сделать.

Условия получения жилья;

  • сирота не может быть собственником другого социального жилья, которое было получено по договору найма;
  • претендующее лицо на получение жилого помещения на текущий момент должно проживать в условиях, признанных неприемлемыми;
  • использовать данное жилое помещение можно только в целях личного проживания.

Важно! Чтобы продать или обменять полученную квартиру, данному лицу необходимо будет предоставить документацию из областной администрации, которая подтверждает разрешение на проведение данной процедуры с жильем.

Скачать текст закона

При предоставлении жилья детям сиротам, полностью исключается процедура приватизации данного жилого помещения. В настоящем законе также определены ситуации, согласно которым сирота не имеет право воспользоваться данной площадью. Законодательством было введено понятие «невозможности проживания на нынешнем месте».

Обстоятельства, которые запрещают сироте проживать на выданной ему территории:

  • проживание совместно с лицом, пораженным тяжким недугом, нуждающимся в постоянной заботе;
  • если ребенок вынужден делить жилплощадь с родителями, лишенными родительских прав;
  • данная территория официально признана непригодной для целевого использования;
  • квартира или дом не соответствует санитарным нормам Жилищного Кодекса РФ.

Важно! Каждое обстоятельство должно быть подтверждено документально.

Скачать Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ в последней редакции .

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ регулирует отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Москве. Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются понятия, определенные Федеральным законом и Законом города Москвы от 4 июня 1997 года № 16 . Статья 2. Категории граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии по социальной поддержке Дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые настоящим Законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, если иное не установлено федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Статья 3. Правовая основа дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Правовую основу дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа составляют Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав города Москвы, настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты города Москвы. Статья 4. Полномочия органов исполнительной в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, предоставляемые в соответствии с настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, обеспечиваются органами исполнительной . 2. Органы исполнительной в пределах своих полномочий: 1) реализуют государственную политику в сфере социальной поддержки и защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа; 2) принимают нормативные правовые акты по вопросам, касающимся социальной поддержки и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспечивают их исполнение и осуществляют контроль за исполнением указанных актов; 3) создают и осуществляют финансирование государственных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе образовательных, лечебных и реабилитационных учреждений для указанных детей, являющихся детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, в целях получения ими доступного по состоянию здоровья образования, профессионального обучения и воспитания; 4) разрабатывают, утверждают и исполняют городские целевые программы по социальной поддержке, реализации и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в соответствии с их потребностями; 5) обеспечивают поддержку негосударственных организаций, осуществляющих проведение социально-психологической адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе содействующих реализации и защите их прав и законных интересов, устройству на воспитание в семью, организации лечения и оздоровительного отдыха, профессиональной ориентации и трудоустройству, предоставляющих юридические услуги, а также оказывающих иные виды помощи и поддержки указанным категориям граждан. Статья 5. Финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1. Предусмотренные Федеральным законом и настоящим Законом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, за исключением обучающихся и (или) содержащихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами города Москвы. 2. Дополнительные меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, за исключением обучающихся и (или) содержащихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы и являются расходными обязательствами города Москвы. 3. Размеры бюджетного финансирования государственных и негосударственных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются нормативами по обеспечению детей питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, предметами хозяйственного обихода, личной гигиены, играми, игрушками, книгами, медицинскими препаратами, а также другими нормативными затратами на содержание и обслуживание указанных учреждений в соответствии с нормами, утверждаемыми . 4. Порядок и размер выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье, на патронатном воспитании, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Статья 6. Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на надлежащее воспитание и развитие 1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право жить и воспитываться в семье. Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется при передаче их на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание, а также при устройстве их на воспитание в семью в иных формах, предусмотренных федеральным законодательством и законами города Москвы. 2. Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является приоритетным и наилучшим образом обеспечивает интересы и потребности ребенка. Передача ребенка на воспитание в государственное или негосударственное учреждение города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, допускается только при невозможности устройства его на воспитание в семью. 3. Опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели, государственные и негосударственные учреждения города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также органы опеки и попечительства в соответствии с семейным законодательством и с учетом интересов ребенка принимают меры для сохранения его контактов с родителями и иными родственниками. 4. Приоритетным критерием оценки эффективности деятельности органов опеки и попечительства, государственных и негосударственных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются результаты их работы по устройству детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. 5. В государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны создаваться условия пребывания детей, максимально приближенные к семейным. Статья 7. Единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка На возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка в городе Москве усыновителю (одному из усыновителей) устанавливается единовременная компенсационная выплата в порядке и размере, установленных . Статья 8. Дополнительные гарантии права на образование 1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, пребывающие в государственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении. 2. Нормы питания, обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, предметами хозяйственного обихода, личной гигиены, играми, игрушками, книгами, медицинскими препаратами, нормы расходов на каждого ребенка для проведения культурно-массовой работы, размер денежных средств на личные нужды детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, пребывающих в государственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядок выплаты денежных средств утверждаются и не могут быть меньше размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих федеральных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 3. Обучающиеся, воспитанники государственных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этими учреждениями одеждой и обувью по нормам, утверждаемым , а также единовременным денежным пособием в порядке и размере, устанавливаемых , но не менее размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих категорий выпускников федеральных государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 4. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Порядок и размер возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа устанавливаются . 5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования города Москвы без взимания платы. Порядок и размер возмещения расходов государственных образовательных учреждений начального профессионального образования города Москвы на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа устанавливаются . 6. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования города Москвы, а также обучающиеся, студенты, потерявшие в период обучения родителей (единственного родителя), зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данных образовательных учреждений. 7. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, обучающимся в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования города Москвы, помимо полного государственного обеспечения выплачиваются стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленным для обучающихся в данном образовательном учреждении, 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, а также ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых государственным образовательным учреждениям начального, среднего и высшего профессионального образования города Москвы из бюджета города Москвы. Порядок и размер увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей устанавливаются . 8. Выпускникам государственных образовательных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающим в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению совета образовательного учреждения могут предоставляться бесплатное питание и проживание на период их пребывания в данном образовательном учреждении. 9. Выпускники государственных образовательных учреждений города Москвы - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, за счет средств соответствующих государственных образовательных учреждений обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием по нормам, утверждаемым , и единовременным денежным пособием в порядке и размере, устанавливаемых , но не менее размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих категорий выпускников федеральных государственных образовательных учреждений. По желанию выпускников государственных образовательных учреждений города Москвы им может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования. Указанная денежная компенсация может быть перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации. 10. Дополнительные гарантии, установленные в частях 1 - 3, 8 и 9 настоящей статьи, распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, направленных в негосударственные учреждения города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по решению органов опеки и попечительства города Москвы и пребывающих (пребывавших) в этих учреждениях. 11. При предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, обучающимся в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования города Москвы, академического отпуска по медицинским показаниям (в том числе по уходу за ребенком) за ними сохраняется на весь период отпуска полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Государственное образовательное учреждение содействует организации их лечения. 12. На лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старше возраста 23 лет, принятых на обучение по очной форме в государственные образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования города Москвы впервые до достижения ими возраста 23 лет, распространяются дополнительные гарантии, установленные частями 6 - 9 и 11 настоящей статьи, в полном объеме до окончания ими обучения в указанных учреждениях. 13. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение бесплатного дополнительного образования в спортивных, музыкальных, художественных школах, школах искусств и других учреждениях дополнительного образования детей города Москвы. Порядок возмещения расходов, связанных с получением детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, бесплатного дополнительного образования в указанных учреждениях, определяется . 14. Дополнительные гарантии, установленные частями 3 и 9 настоящей статьи, распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, устроенных на воспитание в семью, по окончании ими обучения в государственных и негосударственных общеобразовательных учреждениях или по окончании их нахождения на воспитании в семье в связи с достижением возраста 18 лет. 15. Исключение обучающихся, студентов - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из государственных образовательных учреждений города Москвы возможно только с согласия органов опеки и попечительства города Москвы при условии дальнейшего их трудоустройства или направления на учебу в другое государственное образовательное учреждение с обязательным предоставлением жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. 16. Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, состоящим в браке с такими же лицами и имеющим детей, до окончания обучения предоставляется ежемесячная компенсационная выплата на содержание детей в порядке и размере, устанавливаемых . Данная выплата предоставляется также в случаях расторжения брака между указанными лицами, смерти одного из супругов, рождения ребенка одинокой матерью. Статья 9. Единовременная компенсационная выплата детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании их пребывания в государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании нахождения в связи с достижением возраста 18 лет в приемной семье, на патронатном воспитании, при прекращении попечительства предоставляется единовременная компенсационная выплата в порядке и размере, устанавливаемых . Статья 10. Дополнительные гарантии права на льготный проезд Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пребывающие в государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или находящиеся на воспитании в семье, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся, студенты государственных образовательных учреждений города Москвы обеспечиваются бесплатным проездом на городском и пригородном пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства, расположенному за пределами города Москвы, и обратно к месту учебы в порядке, установленном . Статья 11. Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание и отдых 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа предоставляются бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в лечебно-профилактических учреждениях города Москвы, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. 2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа во время обучения в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются бесплатно медицинскими препаратами по рецептам врача. 3. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа предоставляются бесплатно путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно. 4. Порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, определяется . Статья 12. Гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являющимся детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья 1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на достойное и полноценное участие в жизни общества. 2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечиваются медицинской помощью, основанной на ранней диагностике, корригирующими и реабилитационными методами лечения, протезированием, находятся под наблюдением врачей-специалистов, при необходимости помещаются в установленном порядке в специализированные учреждения города Москвы. Статья 13. Дополнительные гарантии права на жилище и имущество 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, достигшим возраста 18 лет, по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, нахождения на патронатном воспитании, при прекращении попечительства, а также по окончании обучения в учреждениях профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно, на условиях и в порядке, установленных , вне очереди однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договору безвозмездного пользования, если имеется хотя бы одно из следующих обстоятельств: 1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва; 2) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали, находятся в городе Москве; 3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье, на патронатном воспитании на основании решения органов опеки и попечительства города Москвы, при условии отсутствия у указанных граждан закрепленного жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации. 2. Возвращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в сохраненные за ними жилые помещения невозможно, если это противоречит интересам указанных граждан в связи с наличием любого из следующих обстоятельств: 1) предоставление жилых помещений, ранее занимаемых детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, другим лицам; 2) проживание по любым основаниям в таких жилых помещениях лиц: а) лишенных родительских прав; б) отстраненных в установленном порядке от выполнения обязанностей опекунов или попечителей; в) бывших усыновителей, если усыновление отменено; г) не являющихся членами семей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа; д) больных хроническим алкоголизмом, наркоманией и состоящих на учете в наркологическом диспансере; е) больных психическими заболеваниями и состоящих на учете в психоневрологическом диспансере; ж) признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности; з) страдающих туберкулезом, тяжелыми формами хронических заболеваний, которые делают совместное с такими лицами проживание невозможным по медицинским, санитарным или иным показаниям; 3) несоответствие общей площади жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении, социальной норме предоставления жилых помещений в городе Москве, в том числе если такое несоответствие появится в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа; 4) снос дома, в котором находилось сохраненное за несовершеннолетним жилое помещение, или несоответствие жилого помещения санитарным, техническим и иным требованиям, разрушение (угроза разрушения, нахождение в аварийном состоянии) или гибель жилого помещения или его части, а также несоответствие жилого помещения требованиям благоустроенности применительно к условиям города Москвы; 5) наличие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа тяжелых форм хронических заболеваний или психических отклонений, дающих им право на отдельное жилое помещение или исключающих совместное проживание с иными лицами по медицинским, санитарным или иным показаниям; 6) утрата жилого помещения, сохраняемого за несовершеннолетним на время его пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или нахождения на воспитании в семье, вследствие сделок по отчуждению или обмену жилого помещения и отсутствие исполненного судебного решения по фактическому возвращению жилого помещения; 7) иные заслуживающие внимания обстоятельства, препятствующие социальной адаптации в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа при вступлении в самостоятельную жизнь. 3. Жилые помещения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляются в виде отдельных квартир по нормам предоставления, действующим в городе Москве, с учетом состояния здоровья, семейного положения этих лиц и других заслуживающих внимания обстоятельств. 4. Если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, то на время их пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нахождения на воспитании в семье, а также на время обучения по очной форме в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования они освобождаются от расходов по оплате за пользование жилыми помещениями, за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги (за исключением случаев сдачи указанными лицами или их законными представителями жилого помещения в поднаем). 5. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в соответствии с установленным порядком осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилого помещения), так и по месту временного пребывания указанных лиц (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья, семья патронатного воспитателя). 6. Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. 7. Органы опеки и попечительства по месту нахождения жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, совместно с органами опеки и попечительства по месту выявления и первичного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их законными представителями осуществляют контроль за такими помещениями и обеспечивают их сохранность в соответствии с санитарными и техническими требованиями в порядке, установленном . 8. Органы исполнительной по месту нахождения жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, организуют проведение ремонта указанных жилых помещений, замену кухонных плит, сантехнического и иного оборудования, а также проведение других необходимых мероприятий по подготовке жилых помещений к заселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или нахождения на воспитании в семье. 9. Органы опеки и попечительства города Москвы при предъявлении иска о лишении родителей родительских прав или при решении вопроса о возвращении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилые помещения, откуда они были направлены в учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или на воспитание в семью, рассматривают вопрос о предъявлении иска о выселении родителей, лишенных родительских прав, из занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, невозможно. 10. Гражданам, лишенным родительских прав и выселенным из занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений в связи с невозможностью проживания с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, предоставляются по договору социального найма другие жилые помещения, размер которых соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие. Статья 14. Дополнительные гарантии права на труд 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, являющимся выпускниками государственных образовательных учреждений города Москвы или достигшим возраста 14 лет и исключенным из государственных образовательных учреждений города Москвы, а также достигшим возраста 15 лет и самостоятельно оставившим обучение, оказывается содействие в трудоустройстве. Обязанность по содействию в трудоустройстве возлагается на администрации учреждений, в которых указанные лица обучались (воспитывались). 2. Дополнительные гарантии права на труд лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляются работодателями путем трудоустройства таких лиц или путем резервирования отдельных видов работ (профессий) в порядке, устанавливаемом . 3. Условия и порядок квотирования рабочих мест для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Статья 15. Льготы, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей 1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся и студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют соответственно льготы: 1) на внеочередное устройство в дошкольные образовательные учреждения и бесплатное пользование услугами этих учреждений; 2) на бесплатное питание в общеобразовательных учреждениях; 3) на бесплатное посещение учреждений культуры и спортивных учреждений города Москвы: музеев, выставочных залов, картинных галерей, театров, кинотеатров, парков культуры и отдыха, зоопарка, культурно- массовых мероприятий, спортивных секций, спортивных соревнований (при наличии свободных мест) и других аналогичных учреждений. 2. Детям, чьи родители являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке и на льготных условиях предоставляются места в дошкольных образовательных учреждениях. Данная льгота предоставляется также в случаях расторжения брака между указанными лицами, смерти одного из родителей, рождения ребенка одинокой матерью. 3. Реализация льгот, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется в порядке, установленном . Статья 16. Ответственность за неисполнение настоящего Закона 1. За неисполнение настоящего Закона должностные лица органов государственной , органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, организаций и учреждений города Москвы несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. 2. Нормативные правовые акты органов исполнительной , принятые с нарушением настоящего Закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействующими в установленном законодательством порядке. Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года, за исключением статьи 7, частей 14 и 16 статьи 8 и статьи 9, которые вступают в силу с 1 июля 2006 года. 2. Со дня вступления в силу настоящего Закона нормативные правовые акты города Москвы, принятые до дня вступления в силу настоящего Закона, предусматривающие дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону. 3. Предложить принять нормативные правовые акты в целях реализации настоящего Закона в течение трех месяцев со дня его вступления в силу. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 30 ноября 2005 года № 61