Федеральные органы правительственной связи и информации. Правовое положение федерального агентства правительственной связи и информации при президенте рф Войска федерального агентства правительственной связи

Составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федера­ции, входящей в систему федеральной исполнительной власти, являются федеральные органы правительственной связи и информации (ФОПСИИ). Их назначение, правовая основа, принципы организации и основные на­правления деятельности, система, обязанности и права, силы и средства, а также виды и порядок контроля и надзора за их деятельностью определя­ются Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О федераль­ных органах правительственной связи и информации» 1 (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 7 ноября 2000 г.).

Согласно Закону на ФОПСИИ возложено обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации (далее - государственные органы), организаций, предприятий, учреждений специальными видами связи и информации, а также организа­ция деятельности центральных органов федеральной исполнительной вла­сти, организаций, предприятий, учреждений по обеспечению криптографи­ческой и инженерно-технической безопасности шифровальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом, осуществление госу­дарственного контроля за этой деятельностью. В пределах своей компетен­ции ФОПСИИ участвуют с Главным управлением охраны РФ в организа­ции и обеспечении президентской связи.

Правовую основу деятельности ФОПСИИ составляют Конституция РФ, законы «О безопасности», «Об обороне», «О внешней разведке», «О феде­ральных органах правительственной связи и информации», а также прини-

1 Ведомости РФ. 1993. № 12. Ст. 423.

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка

маемые в соответствии с ними нормативные акты Президента и Правитель­ства РФ.

ФОПСИИ строят свою деятельность на основе принципов законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, сохранности государст­венных секретов, подконтрольности и подотчетности высшим органам государственной власти Российской Федерации. В единую систему ФОПСИИ входят:

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (далее - Федеральное агентство);

Органы правительственной связи и информации (центры правительст­венной связи, информационно-аналитические органы) в субъектах Россий­ской Федерации;

Учебные заведения, научно-исследовательские организации, предпри­ятия.

На ФОПСИИ возложены следующие основные обязанности:

Обеспечивать правительственной связью в местах постоянного или временного пребывания Президента Российской Федерации, Председателя Федерального Собрания, Председателя Государственной Думы, Председа­теля Правительства РФ, Председателя Конституционного Суда РФ, Пред­седателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;


Участвовать в пределах своей компетенции совместно с Главным управлением охраны РФ в организации и обеспечении президентской свя­зи, соблюдая при этом ее единство, надежность, безопасность и оператив­ность;

Осуществлять разведывательную деятельность в сфере шифровальной, засекреченной и иных видов специальной связи;

Обеспечивать высшие органы государственной власти Российской Фе­дерации, центральные органы федеральной исполнительной власти, Совет Безопасности РФ специальной информацией, необходимой им для приня­тия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техни­ки, международных отношений, экологии, а также мобилизационной го­товности;

Обеспечивать безопасность правительственной связи Российской Фе­дерации;

Обеспечивать готовность систем правительственной связи и специаль­ной информации для работы в военное время и в чрезвычайных ситуациях, поддерживать в постоянной боевой готовности технические средства опо­вещения государственных органов.

Для реализации обязанностей, возложенных на ФОПСИИ, им предос­тавлены следующие основные права:

Издавать нормативные акты в части организации, обеспечения функ­ционирования и безопасности правительственной, шифровальной и иных

^Глава 13. Органы обеспечения безопасности

|видов специальной связи, а также безопасности информационно-анали­тических сетей, комплексов технических средств, баз данных высших ор­ганов государственной власти и Совета Безопасности РФ;

Налагать ограничения по согласованию с соответствующими органами, > владеющими распределением и назначением радиочастот, на использование " радиоэлектронных средств любого назначения, если они работают с нару-: шением требований нормативных актов и создают радиопомехи работе

средств правительственной связи;

Осуществлять разведывательную деятельность в сфере шифровальной, I засекреченной и иных видов специальной связи с территории Российской | Федерации и за ее пределами с использованием радиоэлектронных средств! и методов;

Определять порядок проведения работ в Российской Федерации по вы­явлению электронных устройств перехвата информации в технических сред­ствах; осуществлять лицензирование деятельности по выявлению электрон­ных устройств перехвата информации в технических средствах и помещени­ях государственных структур;

Осуществлять контакты и сотрудничество с соответствующими служ­бами иностранных государств по вопросам обеспечения правительственной международной связи, разведывательной деятельности в сфере шифроваль­ной, засекреченной и иных видов специальной связи, защиты информации, организации шифровальной связи и поставок шифровальных средств.

Контроль за ходом выполнения основных задач, возложенных на Фе­деральное агентство, утверждение программ развития ФОПСИИ и санкционирование проведения мероприятий этих органов, затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации, осуществляет Прези­дент РФ.

Парламентский контроль за деятельностью ФОПСИИ осуществляется в форме заслушивания отчетов генерального директора Федерального агент­ства, а также сообщений должностных лиц ФОПСИИ в парламенте. Надзор за исполнением законов Российской Федерации ФОПСИИ осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации
Эмблема ФАПСИ, 1999 г.
Страна: Россия
Создана: 24 декабря 1991 года
Распущена (преобразована): 1 июля 2003 года
Штаб-квартира: Москва , Россия
Руководство
Руководитель:

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации - Спецслужба Российской Федерации , существовавшая в период с 24 декабря 1991 года по 1 июля 2003 года .

В 1990-х годах должность главы ФАПСИ называлась «Генеральный директор - Главнокомандующий войсками» [источник? ] .

Генеральные директора ФАПСИ

  • Старовойтов, Александр Владимирович (24 декабря 1991 - 7 декабря 1998)
  • Шерстюк, Владислав Петрович (7 декабря 1998 - 31 мая 1999)
  • Матюхин, Владимир Георгиевич (31 мая 1999 - 11 марта 2003)

См. также

Источники

  • Указ Президента РСФСР N 313 от 24 декабря 1991 г. «О создании Федерального агентства правительственной связи при Президенте РСФСР»;
  • Закон РФ N 4524-1 от 19 февраля 1993 г. «О федеральных органах правительственной связи и информации»;
  • Указ Президента РФ N 338 от 15 марта 1999 г. «Об учреждении геральдического знака - эмблемы федеральных органов правительственной связи и информации»;
  • Указ Президента РФ N 1228 от 15 октября 2001 г. «О флаге Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и знамени войск Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 11 марта 2003 года N 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации».

Ссылки

  • Правительство России и федеральные органы исполнительной власти до 1995 г. ;

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации" в других словарях:

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации (официальное полное действительное наименование); на английском языке The Academy of Federal Security Guard… … Википедия

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации (официальное полное действительное наименование); на английском языке The Academy of Federal Security Guard… … Википедия - Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя… … Википедия

    Флаг Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации ФАПСИ Россия … Википедия

    Эмблема ФАПСИ, 1999 г. Флаг ФАПСИ, 2001 г. Спецслужба Российской Федерации, существовавшая в период с 24 декабря 1991 года по 1 июля 2003 года. Полное наименование: Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте… … Википедия

    ВЧК при СНК РСФСР (1917 1922) ГПУ при НКВД РСФСР (1922 1923) ОГПУ при СНК CCCР (1923 1934) … Википедия

19 февраля 1993 года был принят закон «О Федеральных органах правительственной связи и информации». В соответствии с этим законом, структура этих органов включала ФАПСИ и органы правительственной связи и информации в субъектах РФ.

В состав ФАПСИ вошли Государственный информацион­но-вычислительный центр при Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям (Госцентр СССР) с подведомствен­ными ему организациями (НИИ «Ромб», НИИ «Энергия», НИЦ «Терминал», Научно-тематический центр) и Москов­ский НИИ электротехники Научно-производственного объ­единения «Автоматика». 24 сентября 1992 г. распоряжением Президента России Б.Н. Ельцина в составе ФАПСИ был уч­режден научно-технический центр правовой информации «Система».

ФАПСИ является центральным органом федеральной ис­полнительной власти, отвечающим за организацию и обес­печение правительственной, междугородной, шифрованной, документальной и иными видами специальной связи государ­ственных органов (органов власти и управления, силовых структур, ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса, атомных электростанций и др.); решение в рам­ках компетенции задач разведывательного характера; инфор­мирование по выделенному спектру вопросов высших орга­нов государственной власти РФ и центральных органов федеральной исполнительной власти.

Единую систему федеральных органов правительственной связи и информации составляют:

    Федеральное агентство правительственной связи и ин­формации при Президенте РФ;

    органы правительственной связи и информации (управ­ления правительственной связи в регионах, центры пра­вительственной связи и информационно-аналитичес­кие органы в субъектах РФ).

    Войска, на которые возложено обеспечение всеми ви­дами специальной связи органов власти и управления и военного руководства в военное время; в мирное вре­мя войска выполняют данную задачу на учениях Во­оруженных Сил России и по решениям Президента РФ для управления контингентами Вооруженных Сил, формируемыми на период выполнения конкретных задач, а также привлекаются к организации правитель­ственной связи в чрезвычайных ситуациях из мест, не оборудованных стационарными средствами этой связи.

    Учебные заведения, научно-исследовательские органи­зации, предприятия.

Правовую основу деятельности ФАПСИ составляют Кон­ституция РФ; законы РФ «О безопасности», «О внешней раз­ведке», «Об обороне», Закон РФ «О федеральных органах пра­вительственной связи и информации» от 19 февраля 1993 г. (с поправками и изменениями от 24 декабря 1993 г.), Положение о ФАПСИ, утвержденное в 1994 г.; Указ Президента России от 3 апреля 1995 г. «О мерах по соблюдению законодательства в области разработки, производства и реализации шифроваль­ных средств», определяющие принципы организации феде­ральных органов правительственной связи, их назначение, основные функции, полномочия, силы и средства.

Контроль над деятельностью ФАПСИ был возложен на Комитет по безопасности Государственной Думы, Конт­рольное управление Администрации Президента и Счетную палату Минфина России.

Основные задачи ФАПСИ:

    Совершенствование правительственной связи, других видом специальной связи и систем специальной информации для государственных органов. В дальнейшем, эти функции перешли в Спецсвязь России, а в дальнейшем – в ФСО.

    Организация и обеспечение криптографической безопасности, шифрованной связи в России и ее учреждениях за рубежом (эти функции перешли к ФСБ).

    Организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов (эти функции перешли к ФСБ).

В соответствии с данными задачами разработана структура Агентства, основу которой составляют:

1. Главное управление правительственной связи (ГУПС), обеспечивающее различными видами связи высшие органы государственной власти РФ, силовые структуры, ведущие предприятия оборонно-промышленного комплекса и другие объекты, имеющие жизненно важное значение для безопас­ности РФ.

2. Главное управление безопасности связи (ГУБС), создан­ное на базе бывшего 8-го Главного Управления КГБ СССР, занимающееся криптографической защитой информации. Данное направление обеспечивается также Академией криптографии РФ, действующей при ФАПСИ, совместно с Российской Академией наук и рядом других отраслевых ака­демий. Специалисты ФАПСИ осуществляют разработку и со­провождение шифровальной техники для заинтересованных ведомств, обеспечивают все министерства и ведомства крип­тографически качественными, надежно защищенными от не­санкционированного доступа ключевыми документами. Сила­ми спецслужбы осуществляется государственный контроль за обеспечением информационной безопасности во всех сетях специальной связи в России и ее учреждениях за рубежом. В пределах своей компетенции ФАПСИ осуществляет лицензи­рование и сертификацию в области защиты информации, про­водит работы по проверке и защите особо важных помещений федеральных органов государственной власти и установленных в них технических средств, с целью выявления и предотвраще­ния утечки информации по техническим каналам.

3. Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи (ГУРРСС). Создано на базе бывшего 16-го управления КГБ СССР. Обеспечивает ведение внешней разведыватель­ной деятельности в политической, экономической, военной -и научно-технической сферах с использованием радиоэлек­тронных средств.

4. Главное управление информационных систем (ГУИС). Создано 21 февраля 1992 г. в первоначальном варианте как Главное управление информационных ресурсов (ГУИР) на базе упраздненного Управления информационных ресурсов Администрации Президента РФ. Позже ГУИР переименова­но в ГУИС, которое организует информационное и инфор­мационно-технологическое обеспечение органов государ­ственной власти, включая региональный уровень. ГУИС осуществляет информационную поддержку баз данных, со­здаваемых в региональных и ведомственных структурах уп­равления, готовит по заказу государственных органов анали­тические материалы, проводит анализ публикаций в СМИ. участвует в формировании, сопровождении и предоставлении пользователям справочных, фактографических и проблемно-ориентированных баз и банков данных.

5. Главное административное управление (ГАУ). Органи­зовано на базе бывшего штаба ФАПСИ.

Помимо указанных управлений, в структуру ФАПСИ входят:

    криптографическая служба, ведущая внешнюю радио­электронную разведку и шифрование, осуществляющая первичную обработку развединформации;

    служба собственной безопасности.

При ФАПСИ также действует Академия криптографии РФ. Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации являются:

    организация и обеспечение эксплуатации, безопаснос­ти, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специ­альной информации для государственных органов;

    обеспечение в пределах своей компетенции сохранно­сти государственных секретов;

    организация и обеспечение криптографическими и организационно-техническими методами безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее уч­реждениях за рубежом;

    организация и ведение внешней разведывательной де­ятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием ра­диоэлектронных средств и методов;

    обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (матери­алы внешней разведывательной деятельности, информа­ция по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизацион­ного назначения, информация социально-экономичес­кого мониторинга), необходимой для принятия реше­ний в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, эколо­гии, а также мобилизационной готовности.

ФАПСИ имело следующие права:

    Лицензирование и сертификация деятельности предприятий и организаций, независимо от формы собственности по разработке, производству, реализации и эксплуатации шифровальных средств и предоставление услуг в области шифрования информации.

    Определение порядка и обеспечение выдачи лицензии на экспорт и импорт шифровальных средств и нормативно-технической документации на их производство и использование (эти права перешли к ФСБ).

11 марта 2003 года был принят указ президента № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности РФ»:

1 июля 2003 г. Федеральное Агентство правитель­ственной связи и информации при Президенте РФ было уп­разднено.

    Упразднялась Федеральная пограничная служба РФ как самостоятельный орган. Данные функции передавались ФСБ. В структуре ФСБ была создана пограничная служба, которую возглавлял 1-й заместитель директора ФСБ – руководитель пограничной службы.

    Упразднялось ФАПСИ. Создавалась Служба специальной связи и информации при Федеральной службе охраны РФ (Спецсвязь России). Служба являлась федеральным государственным органов, осуществляющим в пределах своих полномочий организацию обеспечения эксплуатации безопасности, развития и совершенствования систем Спецсвязи и информации для государственных органов.

В результате данной реорганизации ФСБ приблизилось к масштабам прежнего КГБ. Она вновь стала спецслужбой страны. Централизация решала задачи по усилению координации деятельности органов государственной безопасности, сокращение госаппарата.

Положение о Спецсвязи России было утверждено указом президента России от 14 июля 2003 года. В соответствии с указом президента России от 7 августа 2004 года, Спецсвязь России включена в состав ФСО, и на ее базе создано структурное подразделение ФСО. Этим же указом утверждено новое положение о ФСО.

24 декабря 1991 г. в соответствии с указом президента Бориса Ельцина было создано Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (сокращенно - ФАПСИ). С этого времени и до 2003 года, на протяжении одиннадцати с небольшим лет, эта специальная служба обеспечивала безопасность информации и правительственную связь Российской Федерации. Соответственно, 24 декабря отмечался и ушедший в прошлое праздник - День ФАПСИ. В начале 2003 г. президентом РФ Владимиром Путиным был подписан указ, в соответствии с которым предусматривалось упразднение Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Функции ФАПСИ были переданы трем другим российским спецслужбам - Федеральной службе безопасности (ФСБ), Службе внешней разведки (СВР) и Федеральной службе охраны (ФСО). Тем не менее, хотя ФАПСИ нет уже 12 лет, о существовании агентства не стоит забывать, ведь это достаточно интересная страница в отечественных спецслужб, выпавшая на нелегкие для страны «лихие девяностые».

В современном информационном обществе вопросы защиты информации, обеспечения специальной связи правительственных структур и главы государства, играют важнейшую роль в общей системе национальной безопасности. Соответственно, со времени развития систем связи, возникла и необходимость в существовании специальной структуры, которая могла бы эффективно обеспечивать как защиту передаваемой информации, так и перехват информации противника (или вероятного противника). История российской правительственной связи уходит своими корнями в советскую эпоху. Сформированное в 1991 г. Федеральное агентство правительственной связи и информации стало преемником Комитета правительственной связи при Президенте РСФСР, который, в свою очередь, возник после прекращения существования Комитета государственной безопасности СССР (КГБ СССР) и включил в свой состав управления и отделы КГБ, отвечавшие за правительственную связь, шифрование и дешифрование, ведение радиоэлектронной разведки.


От Спецотдела до Главка

Еще в мае 1921 г. Постановлением Малого Совнаркома был создан Специальный отдел ВЧК (Всероссийской Чрезвычайной Комиссии) - криптографическая служба страны. Его возглавил Глеб Бокий (1879-1937) - известный большевик с дореволюционным стажем, участник Октябрьского вооружённого восстания в Петрограде и член Петроградского военно-революционного комитета. Несмотря на то, что подразделение, которым руководил Глеб Бокий, входило в структуру ВЧК, фактически оно было автономным и подчинялось непосредственно ЦК РКП (б). Автономность Спецотдела объяснялась сверхважными и секретными задачами, которые он выполнял. Естественно, что советские руководители подходили очень тщательно и к подбору кадрового состава Спецотдела. Кстати, в своей работе отдел опирался на изучаемый опыт спецслужб Российской империи, а также зарубежных спецслужб. Специалистов для нового отдела готовили на специальных полугодовых курсах, но, тем не менее, в начале своего существования отдел испытывал значительный дефицит квалифицированных кадров. В 1925 г. Глеб Бокий смог занять пост заместителя председателя ОГПУ. Под его руководством была организована эффективная деятельность по криптографии и радиоразведке, а в 1927 г. создана Радиопеленгаторная станция, с которой берет начало военно-морская радиоразведка Советского Союза. В 1929 г. было создано отделение правительственной связи ОГПУ, а в 1930 г. начали функционировать первые линии высокочастотной связи Москва - Ленинград и Москва - Харьков. В следующем 1931 г., в соответствии с Приказом ОГПУ №308/183 от 10 июня 1931 года было создано 5-е отделение Оперативного отдела ОГПУ, в компетенцию которого входила эксплуатация междугородной правительственной телефонной связи. Тридцатые годы стали временем закладки основ отечественной системы правительственной связи.

Фактически, именно в этот период был заложен фундамент мощнейшей системы правительственной связи, шифрования и дешифрования, существовавшей в Советском Союзе и унаследованной затем постсоветской Россией. Именно в 1930-е годы началось строительство магистральных воздушных линий связи для обеспечения нужд междугородной правительственной высокочастотной связи. В 1935 г. был образован отдел технической связи Управления коменданта Московского Кремля, а в следующем 1936 г. - образованы отдел связи Главного управления охраны (ГУО) НКВД СССР и отдел связи Хозяйственного управления (ХОЗУ) НКВД СССР. Главной задачей органов правительственной связи в 1930-х гг. стала защита информации от прямого прослушивания - с помощью устройств маскировки речи. Была разработана и изготовлена для высокочастотной связи первая отечественная автоматическая междугородная телефонная станция (АМТС).

Годы Великой Отечественной войны стали серьезным испытанием и для структур, отвечавших за шифрование и дешифрование, за обеспечение защиты информации. Перед подразделениями правительственной связи были поставлены серьезные задачи по обеспечению коммуникации правительства, командования фронтов, соединений Красной Армии. В феврале 1943 г., для обеспечения задач по поддержанию и защите высокочастотной связи, были созданы войска правительственной связи. Первым командующим войсками, который оставался на своем посту шестнадцать лет - до августа 1959 г., был Павел Федорович Угловский (1902-1975). В прошлом телеграфист железнодорожной станции, Павел Угловский в 1924 г. был призван на службу в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а как человек, имеющий образование телеграфиста и опыт работы, был направлен в войска связи. В 1925 г. Угловский окончил курсы военного голубеводства, стал начальником опытной военной станции голубеводства в составе пограничного округа ГПУ Белорусской ССР. Затем Павел Федорович продолжил образование, окончив курсы при Киевской военной школе связи и академические курсы усовершенствования технического состава при Ленинградской военной электротехнической академии. Он занимал должность начальника технического отдела Московской пограничной школы связи НКВД СССР, а в 1937 г. возглавил отделение отдела связи, а затем отдел связи Главного управления пограничных войск НКВД СССР. В январе 1943 г. Угловский был поставлен во главе войск правительственной связи СССР. В 1944 г. ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта войск связи. Под командованием генерала Угловского войска правительственной связи с честью прошли боевой путь в годы Великой Отечественной войны. Как справедливо отметил Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, ««использование средств правительственной связи в годы войны произвело революцию в управлении войсками» (Цит. по: http://www.fso.gov.ru/struktura/p2_1_2.html).

В послевоенные годы развитие войск правительственной связи и органов правительственной связи, шифрования и дешифрования СССР вышло на новый уровень. Усовершенствовались технические средства, запускалось новое оборудование связи и защиты информации, разрабатывались инновационные методики организации службы. Правительственная связь стала автономной от сети связи общего пользования. После создания Комитета государственной безопасности СССР в его составе были созданы профильные управления, ответственные за информационную безопасность. К ним относились Восьмое Главное управление КГБ СССР, отвечавшее за шифрование, дешифрование и правительственную связь, и (с 1973 г.) Шестнадцатое управление, отвечавшее за ведение электронной разведки, дешифровальной работы и радиоперехват. В составе войск КГБ СССР были войска правительственной связи, подчиненные Восьмому Главному управлению КГБ СССР, и части радиоразведки и радиоперехвата, подчиненные Шестнадцатому управлению КГБ СССР. Естественно, что новый уровень развития правительственной связи и защиты информации требовал и совершенствования системы подготовки кадрового состава органов и войск правительственной связи. С этой целью в Багратионовке Калининградской области 27 сентября 1965 года, на базе военного городка 95 пограничного отряда и первого корпуса Высшего пограничного командного училища, было создано Военно-техническое училище КГБ СССР с трехгодичным сроком обучения. Училище стало выпускать офицеров для войск правительственной связи КГБ СССР. 1 сентября 1966 г. в училище начался учебный процесс. 1 октября 1972 г. училище было переведено в г. Орёл и преобразовано в Орловское высшее военное командное училище связи (ОВВКУС), в котором началась подготовка офицеров с высшим образованием для войск правительственной связи. До 1993 г. училище осуществляло подготовку офицеров по четырехгодичной программе.

История советской специальной связи в годы «Холодной войны» - это история отчаянного и практически неизвестного обществу противоборства в сфере информационной разведки и защиты информации. Спецслужбы противников Советского Союза и КГБ СССР действовали с переменным успехом, причем серьезной проблемой для Советского Союза оставались поступки предателей и перебежчиков. Так, известные успехи советской разведки в сфере изучения секретов западных спецслужб были поставлены под удар в октябре 1979 г. Во время командировки в Польшу 33-летний майор Виктор Шеймов, служивший в отделе защиты шифровальной связи 8-го Главного управления КГБ СССР, по собственной инициативе установил контакт с американскими разведчиками. Вернувшись в Советский Союз, майор Шеймов несколько раз встречался с представителями резидентуры ЦРУ, которым передавал сведения о своей работе. Затем Шеймов, с женой Ольгой и малолетней дочерью, сумел тайно покинуть Советский Союз и выехать в США, воспользовавшись помощью американских спецслужб. Благодаря полученной от Шеймова информации, американская радиоэлектронная разведка в ФРГ смогла организовать в апреле 1981 г. операцию по организации прослушивания автомобилей советского военного атташе и его помощников, работавших в ФРГ. В шасси автомобилей, которые были произведены на заводе фирмы «Опель», установили аппаратуру, которую нельзя было обнаружить без разрушения автомобилей. Результатом проведенной американцами операции стало выявление нескольких советских агентов и расшифровка кодов советской военной разведки. Еще одной неприятной историей было предательство лейтенанта Виктора Макарова, служившего в 16-м Управлении КГБ СССР. В мае 1985 г. лейтенант по собственной инициативе предложил свои услуги разведывательной службе Великобритании МИ-6 и передал информацию о дешифрованных канадских, греческих и немецких сообщениях, относившихся к деятельности НАТО в Европе.

С другой стороны, к числу известных побед советских спецслужб в сфере прослушивания можно отнести прослушку посольства Франции в Москве в начале 1980-х гг. В январе 1983 г. посольство Франции в Москве сообщило об обнаружении постороннего электронного устройства, которое могло передавать получаемую телеграфную информацию во внешнюю электросеть. Также в начале 1980-х гг. сотрудниками КГБ СССР и МГБ ГДР был взломан код НАТО, после чего они получили возможность читать сообщения переписки командования бундесвера и западных союзников ФРГ.

Создание ФАПСИ

После событий августа 1991 г. в системе государственной безопасности страны произошли трансформационные изменения. Комитет государственной безопасности прекратил свое существование. 26 ноября 1991 года Президент РСФСР Борис Ельцин издал указ № 233 «О преобразовании Комитета государственной безопасности РСФСР в Агентство федеральной безопасности РСФСР». Однако в сфере управления правительственной связью масштабные преобразования начались несколько раньше.
Практически сразу же после августовских событий 1991 г. был создан Комитет правительственной связи при Президенте СССР, председателем которого 25 сентября 1991 г. был назначен генерал-лейтенант Александр Владимирович Старовойтов (р.1940), прежде занимавший должность заместителя начальника Управления войск правительственной связи по вопросам технического оснащения Комитета государственной безопасности. Александр Старовойтов был одним из наиболее грамотных специалистов, с большим опытом научно-технической и руководящей деятельности как в профильных научно-технических организациях, так и в Комитете государственной безопасности. После окончания Пензенского политехнического института, Александр Старовойтов работал на заводе «Калугаприбор», где прошел путь от инженера до заместителя начальника цеха. Затем перевелся в Пензу - на предприятие «почтовый ящик 30/10» Министерства радиопромышленности СССР. После того, как на базе предприятия был создан Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт Министерства промышленности средств связи СССР, Александр Старовойтов стал сотрудником этого института и проработал в нем двадцать лет - до 1986 года. С декабря 1982 г. он занимал должность первого заместителя генерального директора Пензенского производственного объединения «Кристалл» по науке - директора Пензенского научно-исследовательского электротехнического института, а в феврале 1983 г. возглавил Пензенское производственное объединение «Кристалл» Министерства промышленности средств связи СССР. Как крупный специалист в своей области, Александр Старовойтов, числившийся подполковником действующего резерва КГБ СССР, был призван на военную службу и в мае 1986 г. назначен на должность заместителя начальника Управления войск правительственной связи по вопросам технического оснащения, с присвоением звания «генерал-майор». В мае 1988 г. генерал-майору Александру Старовойтову было присвоено очередное воинское звание «генерал-лейтенант».

24 декабря 1991 года Указом Президента РСФСР № 313 от 24 декабря 1991 года «О создании Федерального агентства правительственной связи при Президенте РСФСР» было создано Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РСФСР. В состав новой специальной службы вошли органы Комитета правительственной связи при Президенте РСФСР, включавшего структуры бывшего 8-го ГУ КГБ СССР, Государственный информационно-вычислительный центр при Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям, а также бывшее 16-е управление КГБ СССР - Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи. Генеральным директором Федерального агентства правительственной связи и информации был назначен генерал-лейтенант Александр Старовойтов. Первым заместителем генерального директора ФАПСИ - начальником управления по работе с личным составом был назначен Владимир Викторович Макаров. Заместителем генерального директора ФАПСИ был назначен генерал-майор Анатолий Иванович Куранов.

Самая секретная спецслужба

Под руководством Александра Старовойтова началось превращение Федерального агентства правительственной связи и информации в мощную специальную службу, которая на протяжении 1990-х годов постоянно развивалась и совершенствовалась, оставаясь едва ли не самой засекреченной из российских силовых структур. 19 февраля 1993 года был подписан Закон Российской Федерации «О федеральных органах правительственной связи и информации», принятый Верховным Советом страны и заложивший основы нормативно-правового обеспечения деятельности органов правительственной связи Российской Федерации. В 1994 г. в состав ФАПСИ на некоторое время было включено Управление информационных ресурсов Администрации Президента Российской Федерации, которое в структуре ФАПСИ существовало под названием «Главное управление информационных ресурсов». Затем оно вновь было возвращено в Администрацию Президента РФ - на этот раз под названием «Управление информатизации и документационного обеспечения Администрации Президента». 3 апреля 1995 г., в соответствии с Указом Президента РФ № 334 «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации», в составе ФАПСИ был создан Федеральный центр защиты экономической информации. Вместе с тем, следует отметить, что функции обеспечения президентской связи с 1992 г. были выделены из компетенции ФАПСИ в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 28 сентября и от 29 октября 1992 года. Технические средства президентской связи и личный состав, задействованный в их обслуживании, был передан из Федерального агентства правительственной связи и информации в состав Главного управления охраны Российской Федерации. В составе ГУО Российской Федерации было создано Управление президентской связи, которое возглавил заместитель начальника Главного управления охраны Российской Федерации Ю.П. Корнеев. После преобразования Главного управления охраны в Федеральную службу охраны Российской Федерации, Управление президентской связи осталось в составе новой спецслужбы. Что касается органов ФАПСИ, то они внесли огромный вклад в обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в 1990-е гг. Военнослужащие ФАПСИ участвовали в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, выполняли многие другие важные государственные задачи, включая и информационное обеспечение выборов Президента Российской Федерации в 1996 г. За эффективную деятельность на посту генерального директора ФАПСИ, указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, 23 февраля 1998 года генерал-полковнику Александру Старовойтову присвоено воинское звание генерал армии.

В 1990-е гг. серьезные изменения произошли и в сфере подготовки офицерского состава Федерального агентства правительственной связи и информации. Прежде всего, следует отметить, что приказом генерального директора ФАПСИ Александра Старовойтова, 23 апреля 1992 года Орловское высшее военное командное училище связи им. М. И. Калинина преобразовано в Военный институт правительственной связи (ВИПС). Начальником института был назначен генерал-майор В. А. Мартынов. С первых дней существования в обновленном виде, учебное заведение стало одним из наиболее престижных военных вузов России. 6 марта 1994 года Военный институт правительственной связи первым из военных вузов России получил лицензию на право ведения образовательной деятельности по установленным специальностям. В 1998 г., в целях организации профессиональной подготовки военных специалистов для федеральных органов правительственной связи и информации, в Воронеже было создано Воронежское военно-техническое училище. Оно было создано для покрытия потребности Федерального агентства правительственной связи и информации в технических специалистах с качественным средним профессиональным образованием, способных работать с системами связи и коммуникации. В Воронежском военно-техническом училище срок обучения был рассчитан на 2,5 года, а после окончания училища присваивалось воинское звание «прапорщик». Учебное заведение вело подготовку специалистов со средним профессиональным образованием по специальностям «сети связи и системы коммутации», «многоканальные телекоммуникационные системы», «радиосвязь, радиовещание и телевидение».

ФАПСИ в конце 1990-х гг.

7 декабря 1998 г. первый директор ФАПСИ генерал армии Александр Старовойтов был отправлен в отставку с должности, с формулировкой «в связи с переходом на другую работу». В 1999 г. Александр Старовойтов был уволен с военной службы в запас. В дальнейшем «отец-основатель» ФАПСИ занимал различные руководящие должности в российских научно-технических учреждениях, вплоть до настоящего времени активно сочетает научно-практическую работу и научно-педагогическую деятельность. На посту директора ФАПСИ Старовойтова сменил генерал-полковник Владислав Петрович Шерстюк (р.1940). Уроженец Краснодарского края, Владислав Шерстюк получил образование на физическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, затем поступил на военную службу в органы Комитета государственной безопасности при Совете министров СССР. Он проходил службу в 8-м Главном управлении КГБ СССР (шифрование, дешифрование и правительственная связь). В 1992 г., после создания ФАПСИ, продолжал службу в Главном управлении радиоэлектронной разведки средств связи, а в 1995 г. был назначен начальником Главного управления радиоэлектронной разведки ФАПСИ. С 1998 г. он также занимал должность заместителя генерального директора ФАПСИ. Однако, на посту руководителя спецслужбы генерал Владислав Шерстюк пробыл недолго. Он был назначен на пост 7 декабря 1998 года, а уже 31 мая 1999 года, всего через полгода после назначения, был переведен на должность первого заместителя Секретаря Совета Безопасности РФ. Эту должность он занимал до мая 004 г., а затем, на протяжении шести лет, был помощником Секретаря Совета Безопасности РФ. Как и Александр Старовойтов, Владислав Шерстюк - не только видный государственный и военный деятель, но и ученый. Он - член-корреспондент Академии криптографии РФ и действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН).

К концу 1990-х гг. структура ФАПСИ выглядела следующим образом. В состав Федерального агентства входило пять главных управлений. Главное административное управление ФАПСИ (ГАУ ФАПСИ) включало в себя штаб ФАПСИ и занималось организацией управления и прочими штабными функциями. Главное управление правительственной связи ФАПСИ (ГУПС ФАПСИ) было сформировано на основе подразделений Управления правительственной связи КГБ СССР и выполняло задачи по обеспечению безопасности абонентов президентской связи и правительственной связи, правительственной междугородней связи. Главное управление безопасности связи ФАПСИ (ГУБС ФАПСИ) было создано на базе 8-го Главного управления КГБ СССР (шифрование и дешифрование) и продолжало его деятельность. Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи ФАПСИ (ГУРРСС ФАПСИ) было создано на базе 16-го Управления КГБ СССР, занимавшегося организацией электронной разведки, радиоперехвата и продолжило его функции. Главное управление информационных ресурсов ФАПСИ (ГУИР ФАПСИ) отвечало за информационное и информационно-технологическое обеспечение органов государственной власти и управления Российской Федерации, начиная от Совета безопасности РФ и Федеральной службы безопасности и заканчивая региональными органами власти и управления. В компетенцию ГУИР входила и работа с открытыми источниками информации, включая средства массовой информации. В задачи ГУИР входило обеспечение органов власти и управления «достоверной и независимой от других источников специальной информацией». Естественно, что именно на основе ГУИР строили свои информационные базы и структуры президентской администрации. Также, помимо главных управлений, в состав ФАПСИ входили Криптографическая служба, в компетенции которой находились шифрование и первичная обработка разведывательной информации, направляемой затем в другие спецслужбы и органы власти, и Служба собственной безопасности, обеспечивающая охрану сотрудников ФАПСИ, помещений спецслужбы, а также борьбу с коррупцией и шпионажем.

Федеральное агентство правительственной связи и информации принимало активное участие в контртеррористических операциях федеральных сил на территории республик Северного Кавказа, в первую очередь - в Чеченской республике. Важную роль выполняли подразделения радиоэлектронной разведки ФАПСИ, а также подразделения правительственной связи. Ряд военнослужащих ФАПСИ погиб во время боевых действий на территории Чечни - при исполнении своих служебных обязанностей. В то же время, ряд источников обращает внимание на недостаточный уровень организации защиты информации, в первую очередь - связи, во время первой Чеченской кампании, что привело к многочисленным трагическим ситуациям и внушительным человеческим потерям среди федеральных сил. Представители боевиков неоднократно демонстрировали журналистам, как они перехватывают переговоры российских военнослужащих и милиционеров, данная тема постоянно поднималась в средствах массовой информации, но никто из высокопоставленных ответственных лиц так и не дал внятных объяснений.

После ухода с поста генерал-полковника Владислава Шерстюка, новым, третьим и последним, Генеральным директором Федерального агентства правительственной связи и информации, был назначен генерал-полковник Владимир Георгиевич Матюхин (род.1945). Он, как и его предшественник, был ветераном органов государственной безопасности и начал службу в КГБ СССР еще в конце 1960-х гг. В 1968 г. Владимир Матюхин окончил Московский энергетический институт и в 1969 г. начал службу в 8-м Главном управлении КГБ СССР (шифрование, дешифрование, правительственная связь). Параллельно со службой в органах КГБ, молодой офицер повышал свой образовательный уровень - в 1973 г. он окончил механико-математический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, а в 1983 г. - аспирантуру при Высшей школе КГБ СССР. В составе ФАПСИ Владимир Матюхин в 1991 г. возглавил Научно-исследовательский центр Главного управления безопасности связи ФАПСИ, а в 1993 г. стал заместителем генерального директора ФАПСИ. 31 мая 1999 г. он был назначен на должность Генерального директора Федерального агентства правительственной связи и информации. Как генеральный директор ФАПСИ, Владимир Матюхин был включен в состав Оперативного штаба по управлению контртеррористическими действиями в Северо-Кавказском регионе, также входил в состав Совета безопасности Российской Федерации и Комиссии Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам. Под руководством Владимира Матюхина, значительные преобразования произошли в системе высшего профессионального образования органов правительственной связи и информации. Так, в конце марта 2000 г., в соответствии с распоряжением Президента РФ от 30 марта 2000 года № 94-рп и постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2000 года № 336, для совершенствования качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере правительственной связи, специальной связи, радиоэлектронной разведки средств связи и защиты информации, Военный институт правительственной связи был преобразован в Академию Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (сокращенное наименование - Академия ФАПСИ). Данное образовательное учреждение продолжало подготовку высококвалифицированных кадров для органов правительственной связи по специальностям, связанным с обеспечением информационной безопасности.

Ликвидация ФАПСИ

В начале 2000-х гг. изменившаяся политическая и экономическая ситуация в стране заставила руководителей российского государства задуматься о дальнейшем совершенствовании системы обеспечения национальной безопасности страны. Как известно, после распада СССР и ликвидации КГБ СССР, бывшей единственной и всесильной спецслужбой Советского Союза, в постсоветской России существовало сразу несколько спецслужб, возникших на основе КГБ - 1) Федеральная служба безопасности, отвечавшая за контрразведку, экономическую безопасность и защиту конституционного строя; 2) Служба внешней разведки, отвечавшая за внешнюю разведку; 3) Федеральная служба охраны, отвечавшая за охрану первых лиц государства и стратегических государственных объектов; 4) Федеральное агентство правительственной связи и информации, отвечавшее за правительственную связь и защиту информации, за радиоэлектронную разведку; 5) Федеральная пограничная служба, отвечавшая за охрану государственных границ и являвшаяся преемником Пограничных войск КГБ СССР. Теперь же, в соответствии с изменившейся обстановкой, было решено значительно изменить структуру российских специальных служб. В частности, был взят курс на укрупнение и укрепление Федеральной службы безопасности и Федеральной службы охраны. В результате начавшегося реформирования, было принято решение об упразднении Федеральной пограничной службы и переподчинении ее структур, органов и войск Федеральной службе безопасности, в составе которой создавалась Пограничная служба ФСБ. Также было принято решение и о ликвидации Федерального агентства правительственной связи и информации - одной из самых закрытых и эффективно действовавших специальных служб Российской Федерации. По мнению некоторых экспертов, одной из причин решения о включении подразделений этой спецслужбы в состав других органов безопасности, стал ряд громких скандалов второй половины 1990-х гг., связанных с деятельностью некоторых высокопоставленных сотрудников организации. Кроме того, стала очевидна потребность в единой структуре, способной собирать и анализировать информацию, либо - обеспечивать безопасность высших лиц государства - не только физическую, но и информационную. Этими задачами и объяснялось грядущее разделение ФАПСИ между ФСБ и ФСО.

11 марта 2003 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ об упразднении Федерального агентства правительственной связи и информации. Функции ФАПСИ были распределены между Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации. Генеральный директор ФАПСИ генерал-полковник Владимир Матюхин был переведен на должность председателя Государственного комитета Российской Федерации по государственному оборонному заказу при Министерстве обороны Российской Федерации - первого заместителя министра обороны Российской Федерации. Тогда же, 11 марта 2003 г., Владимиру Матюхину было присвоено воинское звание генерал армии. Значительная часть личного состава и имущества ФАПСИ была передана Федеральной службе охраны Российской Федерации, в составе которой была создана Служба специальной связи и информации, начальник которой получил ранг заместителя директора Федеральной службы охраны Российской Федерации. Службу специальной связи и информации ФСО возглавил генерал-полковник Юрий Павлович Корнев (1948-2010), который прежде, с 1991 по 2003 гг., возглавлял Управление президентской связи ФАПСИ (с 1992 г. - ГУО, затем - ФСО), а в 2003-2010 гг. - Службу специальной связи и информации ФСО. После безвременной кончины Юрия Павловича Корнева в 2010 г., в 2011 г. Службу специальной связи и информации возглавил Алексей Геннадьевич Миронов.

В подчинение Федеральной службы охраны Российской Федерации были переданы и военно-учебные заведения ФАПСИ. Академия Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2003 г., была переименована в Академию Службы специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (сокращенно - Академия спецсвязи). Воронежское военно-техническое училище ФАПСИ было переименовано в Воронежское военно-техническое училище ФСО РФ. 15 ноября 2004 г. было принято решение о переименовании Академии Службы специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации в Академию Федеральной службы охраны Российской Федерации (сокращенно - Академия ФСО РФ). В 2008 г. к Академии ФСО в качестве филиала было присоединено Воронежское военно-техническое училище Федеральной службы охраны. В настоящее время учебное заведение продолжает подготовку квалифицированных специалистов по специальностям: многоканальные телекоммуникационные системы; радиосвязь, радиовещание и телевидение; сети связи и системы коммутации; информационная безопасность телекоммуникационных систем; автоматизированные системы обработки информации и управления; юриспруденция (правовое обеспечение национальной безопасности). Филиал, созданный на базе Воронежского военно-технического училища, осуществляет подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, срок обучения составляет 2 года и 9 месяцев, а по окончании учебного заведения выпускникам присваивается воинское звание «прапорщик». Для Федеральной службы охраны передача в ее структуру учебных заведений ФАПСИ стала особым событием, поскольку до этого ФСО не имела собственных военно-учебных заведений. Традиции службы специальной связи сохраняются - теперь уже в Федеральной службе охраны Российской Федерации. Но для многих людей, проходивших службу в органах и войсках ФАПСИ в 1991-2003 гг., день образования ФАПСИ по-прежнему имеет значение, поскольку с этой службой, просуществовавшей все первое и столь тяжелое десятилетие постсоветской российской государственности, для них связано очень многое - молодость, профессиональное становление и совершенствование, нелегкие будни службы и даже героические подвиги.

П Р И К А З Федерального агентства правительственной связи и информации от 1 октября 2002 г. N 284 Об утверждении Положения Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 5 ноября 2002 г. Регистрационный N 3901 В целях совершенствования правового регулирования и повышения эффективности деятельности центров правительственной связи приказываю: Утвердить Положение о центре правительственной связи (приложение 1) для каждого центра правительственной связи согласно приложению 2. ___________ Приложение 1 при Президенте Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 284 П О Л О Ж Е Н И Е о центре правительственной связи I. Общие положения 1. Центр правительственной связи (далее - Центр) является федеральным органом правительственной связи и информации, осуществляющим в пределах своей компетенции на территории соответствующего субъекта Российской Федерации организацию, эксплуатацию и развитие правительственной связи и иных видов специальной связи, меры по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи, информационное обеспечение органов государственной власти. Центр входит в единую систему федеральных органов правительственной связи и информации. 2. Центр подчиняется управлению Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации в соответствующем федеральном округе. 3. Центр при решении возложенных на него задач взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от форм собственности. 4. Центр в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФАПСИ, а также настоящим Положением. 5. Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, бюджетные лицевые счета в органах федерального казначейства и в разрешенных случаях - текущие счета в банках. Центр от своего имени приобретает и осуществляет гражданские права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде. 6. Центр имеет необходимые для осуществления своей деятельности соответствующие печати, штампы, бланки. 7. Центр имеет действительное и условное наименования. 8. Материально-техническое и тыловое обеспечение Центра, а также социально-бытовое, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудников Центра осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФАПСИ. 9. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, находящегося на балансе Центра, осуществляют Минимущество России и ФАПСИ, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 10. Центр финансируется из федерального бюджета, а также из других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 11. Реорганизация и ликвидация Центра осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. II. Основные задачи Центра 12. Основными задачами Центра являются: 1) обеспечение правительственной связью и иными видами специальной связи органов государственной власти, а также организаций независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе из неподготовленных в отношении связи районов и при чрезвычайных ситуациях); 2) обеспечение функционирования, развития и совершенствования систем правительственной связи и иных видов специальной связи; 3) участие в обеспечении в пределах своей компетенции криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи и информационной безопасности в информационно-телекоммуникационной системе специального назначения в интересах органов государственной власти (ИТКС), обнаружение и предупреждение информационных воздействий на ИТКС; 4) осуществление государственного контроля за организацией, обеспечением функционирования и безопасности шифрованной связи на подконтрольных объектах шифрслужб; 5) обеспечение радиоконтроля в полосе частот, используемых в интересах федеральных органов правительственной связи и информации; 6) участие в проведении государственной политики в области правовой информатизации России, реализация мероприятий по правовой информатизации в субъекте Российской Федерации; 7) участие в пределах своей компетенции в информационном обеспечении органов государственной власти; 8) участие в формировании государственных информационных ресурсов в субъекте Российской Федерации; 9) участие в пределах своей компетенции в обеспечении защиты государственной и иной охраняемой законом тайны. III. Основные функции Центра 13. Основными функциями Центра в соответствии с возложенными на него задачами являются: 1) участие в пределах своей компетенции в обеспечении президентской связи; 2) проведение мероприятий по организации и обеспечению в установленном порядке правительственной связи и иных видов специальной связи в мирное и военное время, а также в случае возникновения чрезвычайных ситуаций с использованием возможностей взаимоувязанной сети связи Российской Федерации и ведомственных сетей связи; 3) организация резервных каналов связи, восстановление правительственной связи и иных видов специальной связи при повреждениях на взаимоувязанной сети связи Российской Федерации; 4) эксплуатация технических средств сетей правительственной связи и иных видов специальной связи; 5) обеспечение готовности к работе в условиях военного времени резервных станций правительственной и засекреченной связи на запасных пунктах управления органов государственной власти, поддержание в постоянной готовности к задействованию по предназначению технических средств правительственной связи и иных видов специальной связи на этих пунктах; 6) участие в пределах своей компетенции в организации и проведении работ по обеспечению информационной безопасности помещений органов государственной власти и организаций независимо от форм собственности; 7) участие в пределах своей компетенции по просьбам таможенных органов Российской Федерации в организации и проведении экспертизы радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств), имеющих в своем составе шифровальные средства, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых из Российской Федерации; 8) осуществление инспектирования и проверок по специальным вопросам подконтрольных объектов шифровальных служб; 9) участие в координации деятельности по созданию, эксплуатации и развитию защищенных информационно-телекоммуникационных систем; 10) участие в пределах своей компетенции в лицензионной и сертификационной деятельности; 11) противодействие техническим разведкам; 12) взаимодействие с органами, осуществляющими надзор за связью в субъекте Российской Федерации, при согласовании вопросов установки радиосредств, поиск источников радиопомех в полосах частот, используемых в интересах федеральных органов правительственной связи и информации, а также при осуществлении радиотехнического контроля; 13) осуществление совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и соответствующими органами государственной власти субъекта Российской Федерации сбора и аналитической обработки документированной открытой информации, а также информации ограниченного распространения о социально-экономической и общественно-политической ситуации в субъекте Российской Федерации, правовой и другой информации; 14) взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при решении задач, возложенных на Центр; 15) участие в пределах своей компетенции в информационном обеспечении органов государственной власти; 16) участие в создании и ведении информационных систем, формировании банка данных информационных ресурсов субъекта Российской Федерации; 17) участие в создании, обеспечении функционирования и развития информационно-телекоммуникационных систем и баз данных органов государственной власти субъекта Российской Федерации; 18) участие в создании общероссийской сети публичных центров правовой информации в субъекте Российской Федерации; 19) техническое обслуживание и программное сопровождение информационно-телекоммуникационных систем главного федерального инспектора (федерального инспектора) аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе; 20) выполнение в установленном порядке функций заказчика строительства и реконструкции объектов правительственной связи и иных видов специальной связи, а также жилищного строительства; 21) обеспечение в пределах своей компетенции государственной и иной охраняемой законом тайны; 22) подготовка предложений по совершенствованию организационно-штатной структуры Центра; 23) проведение мероприятий по обеспечению безопасности военной службы, сохранению и укреплению здоровья сотрудников Центра, предотвращению их гибели и травматизма; 24) проведение кадровой, воспитательной и правовой работы в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФАПСИ; 25) обеспечение во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности и другими правоохранительными органами мероприятий по защите сотрудников Центра и членов их семей от противоправных посягательств, а также по профилактике правонарушений среди сотрудников Центра; 26) организация охраны и обороны зданий и сооружений Центра, обеспечение безопасности перевозок специальных грузов - носителей сведений, составляющих государственную тайну; 27) проведение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов в местах расположения объектов Центра; 28) формирование фонда служебного жилья и управление им, подготовка предложений по обеспечению жильем сотрудников Центра и учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий; 29) организация и ведение бухгалтерского учета в порядке, установленном для бюджетных организаций; составление и своевременное представление статистической и бухгалтерской отчетности в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФАПСИ; 30) выполнение других функций, предусмотренных федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами ФАПСИ. IV. Основные права Центра 14. Центр имеет право в установленном порядке: 1) проводить в пределах своей компетенции специальные обследования помещений, специальные проверки и специальные исследования технических средств органов государственной власти и организаций независимо от форм собственности; 2) осуществлять контроль защищенности технических средств и объектов органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, защита которых входит в компетенцию Центра; 3) давать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами предписания в части организации, обеспечения функционирования и безопасности правительственной связи и иных видов специальной связи, а также по иным вопросам в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; 4) осуществлять доступ на объекты связи независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, на территории которых проходят линии правительственной связи или на которой размещены средства правительственной связи, а также пользоваться технической документацией таких объектов и выполнять на них работы, связанные с осуществлением функций, возложенных на Центр; 5) налагать ограничения по согласованию с соответствующими органами, ведающими распределением и назначением радиочастот, на использование радиоэлектронных средств любого назначения, если они работают с нарушением требований нормативных актов и создают радиопомехи работе средств правительственной связи и иных видов специальной связи; 6) проводить в пределах своей компетенции мероприятия по контролю за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности (за исключением шифровальных органов министерств и ведомств Российской Федерации); 7) работать со сведениями, составляющими государственную тайну; 8) заключать для решения возложенных на Центр задач и функций договоры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 9) арендовать в установленном порядке в пределах выделенных лимитов денежных средств необходимые для решения возложенных на Центр задач помещения, строения и другую недвижимость; 10) оказывать содействие на договорной основе организациям независимо от форм собственности в разработке и реализации мер защиты сведений конфиденциального характера с помощью технических средств, если это не противоречит задачам и принципам деятельности федеральных органов правительственной связи и информации; 11) оказывать при соблюдении мер защиты информации услуги местной и междугородной связи, а также подвижной радиосвязи с использованием ресурсов сети общего пользования при получении в случае необходимости лицензий соответствующих федеральных органов исполнительной власти; 12) осуществлять на договорной основе приносящую доход деятельность по предоставлению услуг правительственной связи и иных видов специальной связи физическим и юридическим лицам и взимать плату по тарифам, установленным ФАПСИ по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. V. Организация деятельности Центра 15. Структуру и штат Центра утверждает генеральный директор ФАПСИ. 16. Центр возглавляет начальник Центра, который непосредственно подчиняется начальнику управления Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации в соответствующем федеральном округе. Назначение на должность и освобождение от должности начальника Центра осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и ФАПСИ. 17. Начальник Центра: 1) руководит деятельностью Центра и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Центр задач; 2) руководит подготовкой и воспитанием сотрудников Центра; 3) осуществляет без доверенности действия от имени Центра; 4) является прямым начальником сотрудников Центра. Пользуется в отношении военнослужащих правами, установленными общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации; 5) принимает в установленном порядке на военную службу (работу), назначает на воинские должности (должности), увольняет с военной службы (работы), предоставляет отпуска, а также реализует в пределах своей компетенции другие права при работе с кадрами; 6) утверждает положения о подразделениях Центра и должностные обязанности сотрудников Центра; 7) обеспечивает соблюдение штатной и финансовой дисциплины; 8) распоряжается денежными средствами Центра в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФАПСИ; 9) отвечает за обеспечение безопасности военной службы, необходимых условий труда для сотрудников Центра, обеспечение их правовой и социальной защищенности, осуществление мероприятий по охране труда, соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности; 10) организует прием граждан, рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб по вопросам, входящим в его компетенцию; 11) осуществляет другие функции, пользуется другими правами в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФАПСИ. ___________ Приложение 2 к приказу Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 284 П Е Р Е Ч Е Н Ь центров правительственной связи I. Центральный федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Белгородской области (г. Белгород) 2. Центр правительственной связи в Брянской области (г. Брянск) 3. Центр правительственной связи во Владимирской области (г. Владимир) 4. Центр правительственной связи в Воронежской области (г. Воронеж) 5. Центр правительственной связи в Ивановской области (г. Иваново) 6. Центр правительственной связи в Калужской области (г. Калуга) 7. Центр правительственной связи в Костромской области (г. Кострома) 8. Центр правительственной связи в Курской области (г. Курск) 9. Центр правительственной связи в Липецкой области (г. Липецк) 10. Центр правительственной связи в Орловской области (г. Орел) 11. Центр правительственной связи в Рязанской области (г. Рязань) 12. Центр правительственной связи в Смоленской области (г. Смоленск) 13. Центр правительственной связи в Тамбовской области (г. Тамбов) 14. Центр правительственной связи в Тверской области (г. Тверь) 15. Центр правительственной связи в Тульской области (г. Тула) 16. Центр правительственной связи в Ярославской области (г. Ярославль) II. Северо-Западный федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Республике Карелия (г. Петрозаводск) 2. Центр правительственной связи в Республике Коми (г. Сыктывкар) 3. Центр правительственной связи в Архангельской области (г. Архангельск) 4. Центр правительственной связи в Вологодской области (г. Вологда) 5. Центр правительственной связи в Калининградской области (г. Калининград) 6. Центр правительственной связи в Мурманской области (г. Мурманск) 7. Центр правительственной связи в Новгородской области (г. Великий Новгород) 8. Центр правительственной связи в Псковской области (г. Псков) III. Южный федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Республике Адыгея (Адыгея) (г. Майкоп) 2. Центр правительственной связи в Республике Дагестан (г. Махачкала) 3. Центр правительственной связи в Республике Ингушетия (г. Назрань) 4. Центр правительственной связи в Кабардино-Балкарской Республике (г. Нальчик) 5. Центр правительственной связи в Республике Калмыкия (г. Элиста) 6. Центр правительственной связи в Карачаево-Черкесской Республике (г. Черкесск) 7. Центр правительственной связи в Республике Северная Осетия - Алания (г. Владикавказ) 8. Центр правительственной связи в Чеченской Республике (г. Грозный) 9. Центр правительственной связи в Краснодарском крае (г. Краснодар) 10. Центр правительственной связи в Ставропольском крае (г. Ставрополь) 11. Центр правительственной связи в Астраханской области (г. Астрахань) 12. Центр правительственной связи в Волгоградской области (г. Волгоград) 13. Центр правительственной связи на Кавказских Минеральных Водах (г. Кисловодск) IV. Приволжский федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Республике Башкортостан (г. Уфа) 2. Центр правительственной связи в Республике Марий Эл (г. Йошкар-Ола) 3. Центр правительственной связи в Республике Мордовия (г. Саранск) 4. Центр правительственной связи в Республике Татарстан (Татарстан) (г. Казань) 5. Центр правительственной связи в Удмуртской Республике (г. Ижевск) 6. Центр правительственной связи в Чувашской Республике - Чувашии (г. Чебоксары) 7. Центр правительственной связи в Кировской области (г. Киров) 8. Центр правительственной связи в Оренбургской области (г. Оренбург) 9. Центр правительственной связи в Пензенской области (г. Пенза) 10. Центр правительственной связи в Пермской области (г. Пермь) 11. Центр правительственной связи в Самарской области (г. Самара) 12. Центр правительственной связи в Саратовской области (г. Саратов) 13. Центр правительственной связи в Ульяновской области (г. Ульяновск) V. Уральский федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Курганской области (г. Курган) 2. Центр правительственной связи в Тюменской области (г. Тюмень) 3. Центр правительственной связи в Челябинской области (г. Челябинск) VI. Сибирский федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Республике Алтай (г. Горно-Алтайск) 2. Центр правительственной связи в Республике Бурятия (г. Улан-Удэ) 3. Центр правительственной связи в Республике Тыва (г. Кызыл) 4. Центр правительственной связи в Республике Хакасия (г. Абакан) 5. Центр правительственной связи в Алтайском крае (г. Барнаул) 6. Центр правительственной связи в Красноярском крае (г. Красноярск) 7. Центр правительственной связи в Иркутской области (г. Иркутск) 8. Центр правительственной связи в Кемеровской области (г. Кемерово) 9. Центр правительственной связи в Омской области (г. Омск) 10. Центр правительственной связи в Томской области (г. Томск) 11. Центр правительственной связи в Читинской области (г. Чита) VII. Дальневосточный федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Республике Саха (Якутия) (г. Якутск) 2. Центр правительственной связи в Приморском крае (г. Владивосток) 3. Центр правительственной связи в Амурской области (г. Благовещенск) 4. Центр правительственной связи в Камчатской области (г. Петропавловск-Камчатский) 5. Центр правительственной связи в Магаданской области (г. Магадан) 6. Центр правительственной связи в Сахалинской области (г. Южно-Сахалинск) 7. Центр правительственной связи в Еврейской автономной области (г. Биробиджан) ___________