Правовые основы национальной безопасности (административные и информационные аспекты). Нормативное правовое обеспечение национальной безопасности

Стремительные изменения в России и во всем мире в конце XX – начале XXI века и связанные с ними положение граждан страны, состояние общества и государственных институтов, а также международных отношений обусловили широкий интерес к политике национальной и международной безопасности.

Формирование политики национальной безопасности России для XXI века – это интеллектуальный вызов для дипломатов, ученых, военных экспертов, всех специалистов сферы обеспечения безопасности. Острота и специфика содержания и смысла этого вызова обусловлена помимо всего прочего новыми подходами США к своей безопасности, к международным отношениям и международному праву в целом, зафиксированные в Стратегии национальной безопасности США, которая по сути является отрицанием всей системы межгосударственных отношений, утвердившейся со времен Вестфальского мира 1648 года.

В политическом лексиконе России термин «национальная безопасность» стал использоваться в последние 15-20 лет. Он заимствован у некоторых стран, в которых данный термин имеет широкое научное и прикладное хождение. При этом нередко упускается из виду, что национальная компонента (как этнический фактор) в политической системе общества (устройстве государства, организации власти и других вопросах) этих стран не имеет такого большого значения, как в России.

Поэтому использование термина «национальная безопасность» в отечественных условиях может с некоторой вероятностью привести к двум нежелательным последствиям: восприятию национальной безопасности как безопасности титульной нации, т. е. русской части населения; инициированию проблемы национальной безопасности другими нациями, проживающими в России. С учетом этого, в России более корректным и политически менее проблемным был бы термин «общенациональная безопасность». Однако словосочетание «национальная безопасность» является установившимся и общепринятым.

В политике национальной безопасности отражен известный концептуальный подход к проблеме национальной безопасности, суть которого в триаде: интересы – угрозы – защита. Исходя из этого, под национальной безопасностью автором понимается состояние страны, при котором отсутствуют или обеспечивается надежное устранение (парирование) внешних и внутренних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для Российской Федерации как многонационального федеративного государства термин «национальная безопасность» означает всю совокупность наций и народностей, проживающих на ее территории и формирующих единый российский суперэтнос.

Составными частями национальной безопасности являются экономическая, оборонная, внешнеэкономическая, геополитическая, общественная, экологическая, информационная безопасность и ряд других составляющих национальной безопасности. Они существуют в единой системе, взаимозависят друг от друга и взаимодействуют между собой.

Проблему национальной безопасности в целом и ее составных частей нельзя рассматривать только с точки зрения интересов текущего периода; она должна тесно увязываться с потребностями и возможностями перспективного периода. С другой стороны формирование национальной безопасности и ее слагаемых, не может быть застывшим и постоянным по своим подходам и формам, по методам практической реализации. Они всегда должны учитывать реально сложившуюся ситуацию, как в целом, так и в отдельных областях, а также наиболее вероятные тенденции развития. В этой связи формирование политики национальной безопасности в целом и ее слагаемых требует глубокого и абсолютно объективного анализа, как текущего положения, так и условий жизни страны в перспективе. Любые «подгонки» положений и требований национальной безопасности под сиюминутные интересы отдельных групп недопустимы, ибо делают всю эту работу практически бессмысленной и даже вредной.

Становление политики национальной безопасности России в первую очередь связано с поиском ею своей национальной идентичности и, соответственно, определением национальной Стратегии развития, а также с происходящими в мире весьма противоречивыми процессами глобализации, обостряющими старые и создающими новые проблемы международной безопасности.

Важными этапами в концептуальном осмыслении политики национальной и международной безопасности и ее правовыми основами явились такие важнейшие документы, как Закон «О безопасности» 1992 года, Конституция Российской Федерации 1993 года, Концепция внешней политики РФ 1993 года, Основные положения военной доктрины 1993 года, Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1996 года, Концепция национальной безопасности РФ 1997 года, Военная доктрина РФ 1998 года, Концепция национальной безопасности РФ 2000 года и Концепция внешней политики РФ 2000 года. Правовыми источниками политики национальной и международной безопасности России являются также ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию, его выступления по важнейшим проблемам внутренней и внешней политики страны. В конце 2002 года Президент РФ дал указание Совету безопасности РФ подготовить Стратегию национальной безопасности РФ.

В этих документах, начиная с Закона «О безопасности» 1992 года, закреплен принципиально новый для российского сознания подход к понятию «безопасность», которое ранее прочно ассоциировалось этим сознанием со словом «государство». И в Советском Союзе, и ранее – в Российской империи у наших граждан воспитывалось чувство необходимости жертвовать всем, в том числе и жизнью, ради интересов именно государственной безопасности. При этом интересы государства определялись самой властью.

В Законе 1992 года, а также во всех последующих документах заложено широкое толкование понятия «безопасность», принятое во многих других странах мира. Безопасность в них определена как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. При этом под жизненно важными интересами понимается не вся совокупность возможных интересов, а тех, которые обеспечивают возможность прогрессивного развития. Объектами обеспечения безопасности Закон определяет личность, общество и государство. При этом государство является еще и субъектом обеспечения безопасности. Личности должна быть обеспечена защита ее прав и свобод, обществу – защита его материальных и духовных ценностей. А государство обязано обеспечить безопасность личности, общества и свою собственную безопасность, но только в части конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Еще одним новаторским концептуальным моментом, заложенным в вышеупомянутые документы по национальной безопасности, является определение категории «безопасность» не как отсутствия опасности, а в контексте Стратегии развития. В Послании по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1996 года отмечается: «Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации – это деятельность государства, всего общества и каждого гражданина в отдельности, направленная на защиту национальных интересов и национальных ценностей и их приумножение. Она, однако, не сводится к защите. Идея национальной безопасности тесно связана с концепцией устойчивого демократического развития, выступает в качестве ее неотъемлемой части и одновременно условия ее реализации. Переход России к такому развитию провозглашен в Указе Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию". В связи с этим обеспечение безопасности должно быть направлено не только на предотвращение угроз, но и на осуществление комплекса мер по развитию и укреплению прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства. Речь идет о долгосрочной государственной политике.

Главным приоритетом деятельности государства является повышение качества жизни его граждан, которое обеспечивается правовыми, политическими, экономическими и другими средствами.

Основными задачами политики национальной безопасности... являются обеспечение безопасности и развития граждан и общества, укрепление российской государственности, укрепление нынешних геополитических рубежей и территорий и обеспечение достойной роли и места России в мировой политике. На основе политики национальной безопасности и во взаимосвязи с ней разрабатываются военная доктрина, концепция внешней политики, концепция военного строительства, стратегии экономической, информационной, экологической и других видов безопасности» .

По мнению автора данного учебного пособия, основополагающие государственные документы по национальной безопасности должны иметь строгую иерархию. Так, чрезвычайно важно различать политику, стратегию и концепцию национальной безопасности.

Политика безопасности России (2008–2016 гг.), задачей которой является возрождение страны через укрепление российской государственности, удержание в этот период нынешних геополитических рубежей, восстановление роли и влияния России на мировой арене в качестве великой державы, должна быть основана на Стратегии национального развития и безопасности (50 лет). Ее задачей является выход России в категорию одной из крупнейших и лидирующих держав мира по качеству жизни и влиянию на мировую политику. В свою очередь, Стратегия национального развития и безопасности должна быть основана на Концепции безопасности и развития России, которая должна включать не только долгосрочные, но и «вечные» национальные интересы. Задачей последней является сохранение, воспроизводство и развитие российского суперэтноса как носителя самобытной национальной культуры, призванной стать одним из важнейших элементов формирующейся в мире интеркультуры.

Каждому из этапов реализации национальных интересов России соответствует своя оценка ее геополитического, геостратегического и геоэкономического положения, угроз безопасности и основных носителей этих угроз, механизма реализации национальных интересов, ресурсов, которые используются в целях такой реализации. Каждому из этапов должна соответствовать и своя оценка основных понятий и категорий безопасности, главных направлений политики безопасности.

В настоящий момент актуальной задачей является разработка, утверждение и воплощение в жизнь государственной политики национальной безопасности России в контексте безопасности международной на ближайший президентский выборный цикл (два срока), т.е. на 2008-2016. Причем для такой работы сложились теоретические основы в политологии, социологии, экономике, философии, в науке о международных отношениях.

Правовые основы обеспечение национальной безопасности России

национальный государство безопасность

З.А. Мамишева

Россия вступила в XXI век в условиях крупных внутренних преобразований и сложной международной обстановки: попыток создания однополярного мира, бурного процесса глобализации, разгула международного терроризма, экспансии США в другие страны. В этих условиях задача укрепления суверенитета, обеспечения безопасности и устойчивого развития приобретает особое значение. Здесь вспоминаются слова В.В. Путина о том, что «Россия не та страна, которая отступает перед вызовами. Россия сосредотачивается, собирается с силами и достойно отвечает на любые вызовы. Преодолевает испытания и всегда нение приоритетов национальной безопасности является фундаментальным основанием для определения направления дальнейшего развития страны и вызывает озабоченность общественных и государственных деятелей, ученых, всех граждан России. Многоаспектность и комплексность этой проблемы сделали ее предметом исследования специалистов практически всех отраслей научного знания. Анализ проблем обеспечения национальной безопасности государства представляет собой сложный процесс исследования постоянных и переменных характеристик государственного организма, общества, показывающих их возможности (реальные или потенциальные) по защите и реализации собственных жизненно важных интересов.

Интерес гуманитарных наук к проблемам безопасности является давним, но особенно широко он распространился в последние десятилетия и приобрел полипарадигмальный характер: юриспруденция, политология, философия, социология исследуют различные аспекты безопасности. Вместе с тем, существование устойчивого внимания к вопросам безопасности в обществе, усложнение проблем обеспечения безопасности обусловили становление и развитие специальной отрасли научных знаний, посвященной как безопасности в целом, так и различным ее проявлениям.

В концептуальном документе «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» подчеркивается, что «в условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности» . Именно наличие такого программного обеспечения по дальнейшему внутреннему и внешнему развитию страны является важнейшим фактором, оказывающим решающее воздействие на жизнь россиян.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему обеспечения стабильного развития и безопасности государства, общества и личности. Одним из основных приоритетов «Стратегии...» является внутриполитическая стабильность государства. Под данным тезисом понимается тот факт, что для продвижения модернизации необходима стабильная внутриполитическая обстановка. Имея различные аспекты, процесс консолидации общества своей основной целью ставит формирование единой гражданственности для представителей различных этнических и конфессиональных групп России, иными словами, формирование единой российской нации.

Прежде чем приступить к анализу политико-правовой интерпретации национальной безопасности, следует рассмотреть феномен безопасности, концептуальные подходы к которому отличаются разнообразием. В качестве классического может рассматриваться определение безопасности как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» . Необходимо заметить, что в российском обществе понятие безопасности локализуется в понятии национальной безопасности. Центральным в вопросе национальной безопасности государства выступают его национальные интересы, осознанные обществом и сформулированные в виде конкретных задач, которые должно отстаивать государство как внутри страны, так и за ее пределами.

Между тем, понятие национального интереса непостоянно и меняется с развитием общества. Процессы глобализации, объективно определяющие трансформацию миропорядка в постбиполярную эпоху, ставят новые проблемы, требуют новых подходов в определении понятия национальных интересов и приоритетов.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» под национальными интересами понимается «совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства» . Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Приоритеты современного независимого развития государства в значительной степени зависят от того, насколько четко и недвусмысленно сформулированы его национальные интересы, а также от ясного понимания путей и средств реализации этих интересов. Среди приоритетных целей устойчивого развития государства на первом месте стоит обеспечение национальной безопасности во всех ее формах и проявлениях.

В политико-правовой мысли под национальными интересами принято понимать стратегически важные цели, которые ставит перед собой каждое государство, и средства, с помощью которых оно рассчитывает их достичь. Российские национальные интересы это наиболее существенные потребности российского общества и государства, удовлетворение которых способно обеспечить их устойчивое развитие. Поэтому национальные интересы являются важнейшими задачами внутренней и внешней политики. Опираясь на опыт истории, можно утверждать, что национальные интересы -- это совокупность общих для членов данной социокультурной общности интересов и потребностей, удовлетворение и защита которых является необходимым условием ее существования в качестве субъекта истории. В национальных интересах выражается потребность национальной общности занимать то место в мировом сообществе, которое максимально соответствует ее культурно историческим и духовным традициям, позволяет наиболее полно реализовать ее потенциальные ресурсы .

Утверждать и отстаивать национальные интересы России необходимо, прежде всего, внутри страны. Так, классифицируя приоритетные национальные интересы во внутренней политике, Я.А. Пляйс выделяет следующие: приумножение народа; сохранение целостности государства; глубокое реформирование общественно-политической, экономической, правовой систем на принципах демократии и плюрализма; решение проблем взаимоотношений в рамках СНГ; возрождение промышленного и научно технического потенциала; развитие науки, образования, культуры; осуществление политики открытости внешнему миру; обеспечение территориальной и иной безопасности .

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что Россия имела и имеет свои национально-государственные интересы, отражающие потребности ее существования и развития. Иерархия национальных интересов России может быть условно определена следующим образом: безопасность России как государства; демографическая безопасность; культурно-исторические традиции России; интересы социального и экономического развития России; политические ценности.

Следует согласиться с г.В. Осиповым в том, что национальные интересы России должны быть увязаны как с сохранением достигнутого уровня открытости общества и гражданской свободы, начиная с широкого ассортимента товаров массового потребления, с социально ориентированной экономической, так и с ее опережающей модернизацией на основе новейших наукоемких производств и технологий нового поколения, экономикой, отражающей бесспорный приоритет личности и социальной защищенности граждан .

Национальные интересы формируются в соответствии с политическими параметрами и ресурсными возможностями государства с учетом множества взаимосвязанных, конфликтующих, разнонаправленных структур, интересов, предпочтений, симпатий и т.д. Реальные, объективные национальные или государственные интересы, затрагивающие суверенитет, территориальную целостность, принцип невмешательства во внутренние дела и т.д., являются главным движущим фактором внешнеполитической деятельности государства. Формирование национальных интересов представляет собой длительный исторический процесс, осуществляющийся в сложном переплетении экономических, социальных, национально психологических и иных факторов, в совокупности определяющих содержание и характер национально-исторического опыта данного народа. В таком качестве национальные интересы являются общественно-историческим феноменом и не могут существовать независимо от сознания их носителей .

Главная составляющая национального интереса -- это самосохранение государства. Содержание, параметры национального интереса определяются идеалом, отражающим ценность данного общества, но все же этот идеал немыслим без основополагающего императива -- самосохранения. Основой всей системы национальных интересов России, главным стратегическим приоритетом следует назвать обеспечение государственной безопасности России, характеризуя которую, необходимо отметить, что она складывается из двух основных элементов. Во-первых, это обеспечение суверенитета России, его защита от внешних и внутренних угроз. При этом суверенитет -- верховенство и независимость государственной власти -- рассматривается как качество власти. Во-вторых, государственная безопасность России предполагает обеспечение ее территориальной целостности, установление ее границ, их незыблемость.

Понятия государственная безопасность и национальная безопасность отражают разные уровни социальной реальности России, как в исторической ретроспективе, так и в настоящее время. Концепция национальной безопасности включается в концепцию государственной безопасности как часть и целое и характеризует процессы, которые протекают на социокультурном и этнополитическом уровнях и интегрируются в геополитическое пространство.

Вслед за специалистами следует подчеркнуть, что национальная безопасность является одной из глобальных проблем человечества. Национальная безопасность как факт политической жизни является многоплановым явлением. Ее следует рассматривать, исходя из масштабов обеспечения, как разновидность международной безопасности. Национальная безопасность органически связана с региональной и международной (глобальной) безопасностью. Национальная безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Следовательно, она зависима от содержания национально государственных интересов. Национальная безопасность характеризует положение страны, при котором ей не угрожает опасность войны либо других посягательств на суверенное развитие. Национальная безопасность -- это состояние государства, при котором сохраняется его целостность и возможность быть самостоятельным субъектом системы международных отношений.

Кроме того, при интерпретации понятия «национальная безопасность» следует иметь в виду то, что оно относится не только к российскому обществу и государству, но и ко всему многонациональному составу населения страны. При этом национальные интересы разных народов, как и отдельных социальных групп, не всегда и не во всем совпадают с интересами государства, что в определенной степени представляет угрозу национальной безопасности России. Следовательно, в содержании понятия национальной безопасности должны учитываться условия для адекватного согласования интересов личности, общества и государства.

Принято считать, что сущность национальной безопасности составляют физическое выживание общества, сохранение суверенитета и территориальной целостности государства, обеспечение его дееспособности перед лицом угрозы применения вооруженной силы со стороны других субъектов международных отношений.

Но безопасность государства -- это не только сведение к минимуму угрозы военного нападения, захвата территории, уничтожения населения. В широком смысле понятие «безопасности» включает обеспечение гражданам необходимых условий для нормальной цивилизованной жизни, свободного развития и самовыражения. Поэтому политический, экономический, военный, социальный и иные внешние и внутренние аспекты национальной безопасности, поддержание оптимальных условий, обеспечивающих полнокровное развитие общества, составляют внешние и неотъемлемые ее компоненты.

Следует подчеркнуть, что в национальной безопасности различают три уровня -- безопасность личности, общества и государства . Безопасность государства достигается при наличии эффективного механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты. Общество и граждане могут обеспечить свое безопасное функционирование лишь в том случае, если они располагают достаточно надежным и эффективным инструментом, способным соединить интересы различных социальных групп и отдельных граждан на основе их прав, обязанностей и единого для всех законодательства.

Высшей ценностью и приоритетом в сфере национальной безопасности должно быть обеспечение безопасности общества, понимаемой как некое множество состояний социальной системы, при котором обеспечивается ее выживаемость и способность к развитию. Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества (в том числе и действиям со стороны государства).

Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволяли бы ей развивать и реализовывать социально значимые потребности и способности, не испытывая противодействия со стороны государства и общества. Под безопасностью личности следует понимать способность и готовность государства, общества ограждать индивида от угроз и опасностей для его жизни, здоровья, имущества, гражданских прав, свобод и законных интересов.

Национальная безопасность, представляемая в виде трех базовых элементов: безопасность личности, общества и государства, имеет место как объективно существующая реальность, отражающая срез общественных отношений, складывающихся по поводу защиты конституционного строя России, ее суверенитета, территориальной целостности, национального единства, экономического, научно-технического и оборонного потенциала, прав и свобод граждан, их духовности и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз. Поэтому инновационная парадигма в национальной безопасности России должна, на наш взгляд, дать ответ на следующие вопросы: кто определяет интересы личности, общества и государства и каковы параметры и требования к их интересам; кто и каким образом сможет сформировать совокупность заранее сбалансированных интересов, и как их следует сбалансировать; каковы приоритеты интересов, как по сферам общественной жизни, так и по субъектам.

Исходя из вышеизложенного, национальную безопасность можно определить как способность государства, выступающего в качестве основного субъекта обеспечения защищенности государственного суверенитета и территориальной целостности, к самосохранению и саморазвитию в условиях политической напряженности и глобализационной конфликтогенности, инициирующих негативное отношение к национальным интересам и общечеловеческую унификацию в переустройстве мирового правопорядка.

Таким образом, повышенный интерес ученых разных отраслей научного знания к проблемам обеспечения национальной безопасности объясняется целым рядом факторов, основным в ряду которых, очевидно, является неадекватность сложившейся системы национальной безопасности реально существующим угрозам жизненно важным интересам России. Основной из них можно назвать угрозу стабильности государственной жизни как состоянию устойчивого функционирования всех существующих в нем институтов, основанного на создании совокупности экономических, политических, правовых и других условий реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства. В этой связи, основываясь на том, что «Стратегия.» является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности, необходимо объединить научные усилия в сфере исследований проблем национальной безопасности в соответствии с новой государственной политикой.

Примечания

  • 1. Путин В.В. Россия сосредотачивается -- вызовы, на которые мы должны ответить // Известия. 2012. 16 января.
  • 2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. 2009. 19 мая.
  • 3. Яновский Р.г. Безопасность // глобалистика: энциклопедия. М.: Слово, 2003. С. 63.
  • 4. галкин А., Красин Ю. Национальные интересы и национальная безопасность России // Обозреватель. 2003. №10. С. 24.
  • 5. Пляйс Я.А. Национальные интересы и стратегия внешней политики России // Обозреватель. 2003. №4. С. 19.
  • 6. Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. С. 129.
  • 7. Саидов А.Х., Кашинская Л.Ф. Национальная безопасность и национальные интересы: взаимосвязь и взаимодействие // Журнал российского права. 2005. №12. С. 42.
  • 8. Зубков А.И. Проблемы национальной безопасности России. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 102.
  • 9. Райгородский В.Л. Национальная безопасность России: политико правовые средства обеспечения. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. С. 87.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Правовые основы обеспечение национальной безопасности России

национальный государство безопасность

З.А. Мамишева

Россия вступила в XXI век в условиях крупных внутренних преобразований и сложной международной обстановки: попыток создания однополярного мира, бурного процесса глобализации, разгула международного терроризма, экспансии США в другие страны. В этих условиях задача укрепления суверенитета, обеспечения безопасности и устойчивого развития приобретает особое значение. Здесь вспоминаются слова В.В. Путина о том, что «Россия не та страна, которая отступает перед вызовами. Россия сосредотачивается, собирается с силами и достойно отвечает на любые вызовы. Преодолевает испытания и всегда нение приоритетов национальной безопасности является фундаментальным основанием для определения направления дальнейшего развития страны и вызывает озабоченность общественных и государственных деятелей, ученых, всех граждан России. Многоаспектность и комплексность этой проблемы сделали ее предметом исследования специалистов практически всех отраслей научного знания. Анализ проблем обеспечения национальной безопасности государства представляет собой сложный процесс исследования постоянных и переменных характеристик государственного организма, общества, показывающих их возможности (реальные или потенциальные) по защите и реализации собственных жизненно важных интересов.

Интерес гуманитарных наук к проблемам безопасности является давним, но особенно широко он распространился в последние десятилетия и приобрел полипарадигмальный характер: юриспруденция, политология, философия, социология исследуют различные аспекты безопасности. Вместе с тем, существование устойчивого внимания к вопросам безопасности в обществе, усложнение проблем обеспечения безопасности обусловили становление и развитие специальной отрасли научных знаний, посвященной как безопасности в целом, так и различным ее проявлениям.

В концептуальном документе «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» подчеркивается, что «в условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности» . Именно наличие такого программного обеспечения по дальнейшему внутреннему и внешнему развитию страны является важнейшим фактором, оказывающим решающее воздействие на жизнь россиян.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему обеспечения стабильного развития и безопасности государства, общества и личности. Одним из основных приоритетов «Стратегии...» является внутриполитическая стабильность государства. Под данным тезисом понимается тот факт, что для продвижения модернизации необходима стабильная внутриполитическая обстановка. Имея различные аспекты, процесс консолидации общества своей основной целью ставит формирование единой гражданственности для представителей различных этнических и конфессиональных групп России, иными словами, формирование единой российской нации.

Прежде чем приступить к анализу политико-правовой интерпретации национальной безопасности, следует рассмотреть феномен безопасности, концептуальные подходы к которому отличаются разнообразием. В качестве классического может рассматриваться определение безопасности как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» . Необходимо заметить, что в российском обществе понятие безопасности локализуется в понятии национальной безопасности. Центральным в вопросе национальной безопасности государства выступают его национальные интересы, осознанные обществом и сформулированные в виде конкретных задач, которые должно отстаивать государство как внутри страны, так и за ее пределами.

Между тем, понятие национального интереса непостоянно и меняется с развитием общества. Процессы глобализации, объективно определяющие трансформацию миропорядка в постбиполярную эпоху, ставят новые проблемы, требуют новых подходов в определении понятия национальных интересов и приоритетов.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» под национальными интересами понимается «совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства» . Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Приоритеты современного независимого развития государства в значительной степени зависят от того, насколько четко и недвусмысленно сформулированы его национальные интересы, а также от ясного понимания путей и средств реализации этих интересов. Среди приоритетных целей устойчивого развития государства на первом месте стоит обеспечение национальной безопасности во всех ее формах и проявлениях.

В политико-правовой мысли под национальными интересами принято понимать стратегически важные цели, которые ставит перед собой каждое государство, и средства, с помощью которых оно рассчитывает их достичь. Российские национальные интересы это наиболее существенные потребности российского общества и государства, удовлетворение которых способно обеспечить их устойчивое развитие. Поэтому национальные интересы являются важнейшими задачами внутренней и внешней политики. Опираясь на опыт истории, можно утверждать, что национальные интересы -- это совокупность общих для членов данной социокультурной общности интересов и потребностей, удовлетворение и защита которых является необходимым условием ее существования в качестве субъекта истории. В национальных интересах выражается потребность национальной общности занимать то место в мировом сообществе, которое максимально соответствует ее культурно историческим и духовным традициям, позволяет наиболее полно реализовать ее потенциальные ресурсы .

Утверждать и отстаивать национальные интересы России необходимо, прежде всего, внутри страны. Так, классифицируя приоритетные национальные интересы во внутренней политике, Я.А. Пляйс выделяет следующие: приумножение народа; сохранение целостности государства; глубокое реформирование общественно-политической, экономической, правовой систем на принципах демократии и плюрализма; решение проблем взаимоотношений в рамках СНГ; возрождение промышленного и научно технического потенциала; развитие науки, образования, культуры; осуществление политики открытости внешнему миру; обеспечение территориальной и иной безопасности .

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что Россия имела и имеет свои национально-государственные интересы, отражающие потребности ее существования и развития. Иерархия национальных интересов России может быть условно определена следующим образом: безопасность России как государства; демографическая безопасность; культурно-исторические традиции России; интересы социального и экономического развития России; политические ценности.

Следует согласиться с г.В. Осиповым в том, что национальные интересы России должны быть увязаны как с сохранением достигнутого уровня открытости общества и гражданской свободы, начиная с широкого ассортимента товаров массового потребления, с социально ориентированной экономической, так и с ее опережающей модернизацией на основе новейших наукоемких производств и технологий нового поколения, экономикой, отражающей бесспорный приоритет личности и социальной защищенности граждан .

Национальные интересы формируются в соответствии с политическими параметрами и ресурсными возможностями государства с учетом множества взаимосвязанных, конфликтующих, разнонаправленных структур, интересов, предпочтений, симпатий и т.д. Реальные, объективные национальные или государственные интересы, затрагивающие суверенитет, территориальную целостность, принцип невмешательства во внутренние дела и т.д., являются главным движущим фактором внешнеполитической деятельности государства. Формирование национальных интересов представляет собой длительный исторический процесс, осуществляющийся в сложном переплетении экономических, социальных, национально психологических и иных факторов, в совокупности определяющих содержание и характер национально-исторического опыта данного народа. В таком качестве национальные интересы являются общественно-историческим феноменом и не могут существовать независимо от сознания их носителей .

Главная составляющая национального интереса -- это самосохранение государства. Содержание, параметры национального интереса определяются идеалом, отражающим ценность данного общества, но все же этот идеал немыслим без основополагающего императива -- самосохранения. Основой всей системы национальных интересов России, главным стратегическим приоритетом следует назвать обеспечение государственной безопасности России, характеризуя которую, необходимо отметить, что она складывается из двух основных элементов. Во-первых, это обеспечение суверенитета России, его защита от внешних и внутренних угроз. При этом суверенитет -- верховенство и независимость государственной власти -- рассматривается как качество власти. Во-вторых, государственная безопасность России предполагает обеспечение ее территориальной целостности, установление ее границ, их незыблемость.

Понятия государственная безопасность и национальная безопасность отражают разные уровни социальной реальности России, как в исторической ретроспективе, так и в настоящее время. Концепция национальной безопасности включается в концепцию государственной безопасности как часть и целое и характеризует процессы, которые протекают на социокультурном и этнополитическом уровнях и интегрируются в геополитическое пространство.

Вслед за специалистами следует подчеркнуть, что национальная безопасность является одной из глобальных проблем человечества. Национальная безопасность как факт политической жизни является многоплановым явлением. Ее следует рассматривать, исходя из масштабов обеспечения, как разновидность международной безопасности. Национальная безопасность органически связана с региональной и международной (глобальной) безопасностью. Национальная безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Следовательно, она зависима от содержания национально государственных интересов. Национальная безопасность характеризует положение страны, при котором ей не угрожает опасность войны либо других посягательств на суверенное развитие. Национальная безопасность -- это состояние государства, при котором сохраняется его целостность и возможность быть самостоятельным субъектом системы международных отношений.

Кроме того, при интерпретации понятия «национальная безопасность» следует иметь в виду то, что оно относится не только к российскому обществу и государству, но и ко всему многонациональному составу населения страны. При этом национальные интересы разных народов, как и отдельных социальных групп, не всегда и не во всем совпадают с интересами государства, что в определенной степени представляет угрозу национальной безопасности России. Следовательно, в содержании понятия национальной безопасности должны учитываться условия для адекватного согласования интересов личности, общества и государства.

Принято считать, что сущность национальной безопасности составляют физическое выживание общества, сохранение суверенитета и территориальной целостности государства, обеспечение его дееспособности перед лицом угрозы применения вооруженной силы со стороны других субъектов международных отношений.

Но безопасность государства -- это не только сведение к минимуму угрозы военного нападения, захвата территории, уничтожения населения. В широком смысле понятие «безопасности» включает обеспечение гражданам необходимых условий для нормальной цивилизованной жизни, свободного развития и самовыражения. Поэтому политический, экономический, военный, социальный и иные внешние и внутренние аспекты национальной безопасности, поддержание оптимальных условий, обеспечивающих полнокровное развитие общества, составляют внешние и неотъемлемые ее компоненты.

Следует подчеркнуть, что в национальной безопасности различают три уровня -- безопасность личности, общества и государства . Безопасность государства достигается при наличии эффективного механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты. Общество и граждане могут обеспечить свое безопасное функционирование лишь в том случае, если они располагают достаточно надежным и эффективным инструментом, способным соединить интересы различных социальных групп и отдельных граждан на основе их прав, обязанностей и единого для всех законодательства.

Высшей ценностью и приоритетом в сфере национальной безопасности должно быть обеспечение безопасности общества, понимаемой как некое множество состояний социальной системы, при котором обеспечивается ее выживаемость и способность к развитию. Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества (в том числе и действиям со стороны государства).

Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволяли бы ей развивать и реализовывать социально значимые потребности и способности, не испытывая противодействия со стороны государства и общества. Под безопасностью личности следует понимать способность и готовность государства, общества ограждать индивида от угроз и опасностей для его жизни, здоровья, имущества, гражданских прав, свобод и законных интересов.

Национальная безопасность, представляемая в виде трех базовых элементов: безопасность личности, общества и государства, имеет место как объективно существующая реальность, отражающая срез общественных отношений, складывающихся по поводу защиты конституционного строя России, ее суверенитета, территориальной целостности, национального единства, экономического, научно-технического и оборонного потенциала, прав и свобод граждан, их духовности и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз. Поэтому инновационная парадигма в национальной безопасности России должна, на наш взгляд, дать ответ на следующие вопросы: кто определяет интересы личности, общества и государства и каковы параметры и требования к их интересам; кто и каким образом сможет сформировать совокупность заранее сбалансированных интересов, и как их следует сбалансировать; каковы приоритеты интересов, как по сферам общественной жизни, так и по субъектам.

Исходя из вышеизложенного, национальную безопасность можно определить как способность государства, выступающего в качестве основного субъекта обеспечения защищенности государственного суверенитета и территориальной целостности, к самосохранению и саморазвитию в условиях политической напряженности и глобализационной конфликтогенности, инициирующих негативное отношение к национальным интересам и общечеловеческую унификацию в переустройстве мирового правопорядка.

Таким образом, повышенный интерес ученых разных отраслей научного знания к проблемам обеспечения национальной безопасности объясняется целым рядом факторов, основным в ряду которых, очевидно, является неадекватность сложившейся системы национальной безопасности реально существующим угрозам жизненно важным интересам России. Основной из них можно назвать угрозу стабильности государственной жизни как состоянию устойчивого функционирования всех существующих в нем институтов, основанного на создании совокупности экономических, политических, правовых и других условий реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства. В этой связи, основываясь на том, что «Стратегия.» является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности, необходимо объединить научные усилия в сфере исследований проблем национальной безопасности в соответствии с новой государственной политикой.

Примечания

1. Путин В.В. Россия сосредотачивается -- вызовы, на которые мы должны ответить // Известия. 2012. 16 января.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. 2009. 19 мая.

3. Яновский Р.г. Безопасность // глобалистика: энциклопедия. М.: Слово, 2003. С. 63.

4. галкин А., Красин Ю. Национальные интересы и национальная безопасность России // Обозреватель. 2003. №10. С. 24.

5. Пляйс Я.А. Национальные интересы и стратегия внешней политики России // Обозреватель. 2003. №4. С. 19.

6. Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. С. 129.

7. Саидов А.Х., Кашинская Л.Ф. Национальная безопасность и национальные интересы: взаимосвязь и взаимодействие // Журнал российского права. 2005. №12. С. 42.

8. Зубков А.И. Проблемы национальной безопасности России. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 102.

9. Райгородский В.Л. Национальная безопасность России: политико правовые средства обеспечения. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. С. 87.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие национальной безопасности. Роль органов судебной власти в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Практика и проблемы обеспечения защищиты интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

    реферат , добавлен 23.01.2016

    Понятие и структура экологической безопасности. Деятельность государства и гражданского общества для предотвращения глобальной экологической угрозы и минимизации ее последствий. Правовые основы обеспечения экологической (национальной) безопасности в РФ.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2017

    Основные направления национальной безопасности России: укрепление обороноспособности, территориальная целостность, экономическая и экологическая безопасность. Укрепление конституционных основ государственной безопасности как первостепенная задача.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2010

    Принципы обеспечения национальной безопасности, защиты стратегических национальных интересов Беларуси. Обеспечение экономической, научно-технологической, социальной, демографической, информационной, политической, военной, экологической безопасности.

    презентация , добавлен 11.11.2012

    Проблема информационной безопасности в Российской Федерации. Информационная безопасность общества, государства и личности. Классификация опасных информационных воздействий. Группы информационно-технических опасностей. Концепция национальной безопасности.

    реферат , добавлен 29.06.2013

    Защита информации как приоритетная задача обеспечения национальной безопасности России, основные проблемы и задачи. Законодательная база в сфере информационной безопасности. Информационное законодательство - основной источник информационного права.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2010

    Объекты, цель, основные задачи, нормативная основа, элементы, состав, структура, функции и функционирование обеспечения экономической безопасности государства. Правовые действия и операции. Субъекты и участники обеспечения экономической безопасности.

    реферат , добавлен 16.10.2012

    Нормативные правовые акты, регламентирующие обеспечение защиты информационных систем от несанкционированного доступа. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, как основной документ в сфере обеспечения информационной безопасности.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Обеспечение национальной безопасности как первостепенная задача любого государства. Место правоохранительных органов в системе безопасности России. Основные функции Федеральной службы безопасности, Совета безопасности и органов внешней разведки.

    реферат , добавлен 13.06.2016

    Органы обеспечения государственной безопасности. Место ФСБ в системе обеспечения национальной безопасности РФ. Общие положения о милиции в РФ. Особенности государственного управления органами обеспечения безопасности России.

В статье рассматриваются основные особенности правового регулирования национальной безопасности Российской Федерации, влияния административного права на содержание информационной безопасности как компонента национальной безопасности. На основании проведенного анализа нормативно-правовой базы Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года формулируются авторские предложения по совершенствованию административно-правового регулирования национальной безопасности.

Ключевые слова: национальная безопасность, национальные интересы и ценности, административное право и информационная безопасность, оборона, общественная и государственная безопасность.

Legal fundamentals of national security (administrative and information aspects)
Yu.I. Migachev, N.A. Molchanov

Migachev Yurij Ivanovich, professor of the Chair of Administrative Law and Procedure of the Moscow State Law University named after O.E. Kutafin, doctor of juridical sciences, professor.

Molchanov Nikolaj Andreevich, Honored Scientist of the Russian Federation, Head of the Science Education Centre for Law Support of National Security of the Moscow State Law University named after O.E. Kutafin, doctor of military sciences, professor.

The article considers fundamental peculiarities of legal regulation of national security of the Russian Federation, impact of administrative law on the contents of information security as a component of national security. On the basis of the analysis made with regard to the legal and regulatory framework, the Strategy of the national security of the Russian Federation till 2020, the author formulates the proposals on improvement of administrative-law regulation of national security.

Key words: national security, national interests and values, administrative law and information security, defense, public and state security.

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, которая является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства. В преамбуле Стратегии содержится ряд важных положений, указывающих на то, что в условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Российская Федерация в качестве гаранта благополучного национального развития успешно переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности <1>.
——————————–
<1> СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

28 декабря 2010 г. был принят Федеральный закон N 390-ФЗ "О безопасности" <2>, которым определяются объект, предмет, цели, задачи, принципы и содержание правовых норм, направленных на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации <3>.
——————————–
<2> СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.
<3> Белокрылова Е.А., Бевзюк Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности". М., 2012. С. 12 - 14.

В Законе устанавливаются общие положения в области обеспечения государственной, общественной, экологической, территориальной, техногенной, информационной и иных видов национальной безопасности Российской Федерации и подчеркивается, что в настоящее время в целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы <4>.
——————————–
<4> Дугенец А.С., Мельников А.В., Васильев Ф.П., Дашко М.Н. Вопросы административно-правового регулирования обеспечения безопасности современной России // Административное право и процесс. 2012. N 3. С. 65 - 67.

Однако анализ нормативных и научных источников позволяет сделать вывод о том, что в отечественном законодательстве и научной литературе пока не выработан единый понятийный аппарат в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации. Это обстоятельство нередко приводит к неоднозначному пониманию содержания различных дефиниций в теории и создает проблемы в правоприменительной практике. В настоящее время правовое регулирование вопросов, касающихся отдельных видов безопасности, осуществляется на основании более чем 70 федеральных законов, 200 указов Президента РФ, около 500 постановлений Правительства РФ, а также других подзаконных актов. Большинство из них имеют фрагментарный характер, касаются частных угроз и порождают локальные, разрозненные массивы правовых норм, относящиеся к различным отраслям права <5>.
——————————–
<5> Крохина Ю.А. Контроль реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Законодательство. 2012. N 3.

Таким образом, необходимо отметить, что для решения вопросов административно-правового регулирования национальной безопасности необходимо решение на теоретическом уровне ряда вопросов, которые являются ключевыми для понимания сущности национальной безопасности и ее природы.
Одним из важнейших вопросов здесь является вопрос о понятии национальной безопасности и ее содержании.
"Безопасность" является очень широким понятием, его можно рассматривать в различных аспектах, поэтому понятие "национальная безопасность" многогранно. При этом следует отметить, что в Конституции Российской Федерации термин "безопасность" употребляется десять раз. В части 5 ст. 13 Конституции запрещается "создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на подрыв безопасности государства". В части 3 ст. 37 сказано: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности". В части 3 ст. 55 и ч. 1 ст. 56 речь идет об условиях допустимости ограничения прав и свобод человека, среди которых называются безопасность государства и граждан. Пункт "м" ст. 71 относит безопасность к ведению Российского государства. Статья 72 (п. "б" и "д") закрепляет за совместным ведением РФ и ее субъектов обеспечение общественной и экологической безопасности. Часть 2 ст. 74 оговаривает возможность ограничения перемещения товаров и услуг в России, если это необходимо для обеспечения безопасности. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу, в которой обязуется защищать безопасность государства (ч. 1 ст. 82 Конституции). Пункт "д" ч. 1 ст. 114 относит к ведению Правительства РФ обеспечение государственной безопасности. Кроме того, п. "ж" ст. 83 закрепляет полномочия главы государства по формированию и руководству Советом Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом.
Таким образом, в Конституции Российской Федерации понятие безопасности употребляется в различных значениях и в широком понимании этого слова.
В широком плане под национальной безопасностью понимают совокупность внутренних и внешних условий существования личности, общества, государства, обеспечивающих достойную жизнь гражданам, защиту интересов общества, суверенитет народа, исключающих возможность насильственного изменения конституционного строя.
В теории отмечается, что национальная безопасность неразрывно связана с деятельностью государства. Только оно может, опираясь на свой аппарат, властные органы, деятельность которых поставлена в жесткие рамки и подкрепляется соответствующими правовыми актами, обеспечить покой граждан, создать благоприятные условия для их жизни и деятельности. Никакие другие социальные силы не смогут выполнить этой задачи.
Следовательно, национальная безопасность рассматривается как категория во многом не только юридическая, но и политологическая. Политика национальной безопасности может принимать разнообразные формы и использовать различные средства: экономические, дипломатические, военные и т.д. <6>.
——————————–
<6> См., в частности: Мамонов В.В. Понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России // Журнал российского права. 2003. N 6.

В связи с этим понятие национальной безопасности определяется Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, которая является официально признанной системой стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
Согласно Стратегии национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Также ключевым вопросом в понимании природы национальной безопасности является понятие национальных ценностей, интересов и приоритетов.
В теории национальной безопасности отмечается, что национальные ценности, интересы и приоритеты играют решающую роль в формировании и обеспечении национальной безопасности.
Национальные ценности сводятся к трем основным блокам: процветанию народа, защите и обустройству территории проживания, сохранению и развитию национальной культуры. Внутренние и внешние суверенные потребности государства в обеспечении национальной безопасности реализуются через стратегические национальные приоритеты.
Национальные интересы представляют собой жизненно важные интересы, важные интересы и просто интересы.
К первой группе относятся интересы, связанные с реализацией и защитой таких ценностей, утрата которых может привести к подрыву самих основ существования людей, общества и государства, таких, как суверенитет, государственная и территориальная целостность, конституционный строй, обороноспособность страны, нравственное и физическое здоровье нации.
Вторая группа связана с реализацией конституционных прав и свобод граждан, сохранением социально значимого достояния общества, преодолением и пресечением социальной, расовой, национальной и религиозной розни, организованной преступности и т.п.
В третью группу входят интересы, связанные с обеспечением благоприятных условий для развития общества, гражданского мира и согласия, реализацией принципов демократического общества и социальной справедливости, защитой окружающей среды, утверждением взаимовыгодного и добрососедского сотрудничества с зарубежными государствами.
Четких границ между группами интересов нет, они подвижны в силу конкретной ситуации в стране. Кроме того, интерпретация их, по своей сути, субъективна и противоречива. Вполне очевидно, что реально их интерпретируют элиты, и прежде всего властные элиты. Здесь имеет значение наличие или отсутствие дискуссии, наличие оппонентов и институтов обсуждения как определенной гарантии избежать ошибок <7>.
——————————–
<7> См.: Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А. Прохожева. М.: РАГС, 2002. С. 45 - 58.

Согласно Стратегии национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются: в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики; в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.
Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития: повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения; экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства; экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.
Важным вопросом административного права является обеспечение информационной безопасности как компонента национальной безопасности. Это обусловлено тем, что современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.
В практической сфере информационная безопасность - это охрана каналов поступления, хранения, обработки и передачи информации, защита любых информационных ресурсов по уровням доступа. Защите подлежит любая документационная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Режим защиты информации устанавливается в отношении конфиденциальной документационной информации собственником информационных ресурсов, т.е. самой организацией. Результатом реализации угроз информации может быть: утрата (разрушение, уничтожение), утечка (извлечение, копирование, подслушивание), искажение (модификация, подделка), блокирование <8>.
——————————–
<8> См.: Ковалева Н.Н. Государственное управление в информационной сфере: Научно-практическое пособие. М., 2011. С. 25 - 27.

Доктриной информационной безопасности, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. N Пр-1895, выделены четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере:
- соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;
- информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;
- развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в т.ч. индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности;
- защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
С учетом изложенного представляется необходимым в Федеральном законе "О безопасности" и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года сформулировать основные направления деятельности государственных органов безопасности по обеспечению информационной безопасности.

Литература

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537) // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
2. Федеральный закон "О безопасности" N 390-ФЗ от 28 декабря 2010 г. // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.
3. Белокрылова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" / Е.А. Белокрылова, Е.А. Бевзюк. М., 2012.
4. Дугенец А.С. Вопросы административно-правового регулирования обеспечения безопасности современной России / А.С. Дугенец, А.В. Мельников, Ф.П. Васильев, М.Н. Дашко // Административное право и процесс. 2012. N 3.
5. Ковалева Н.Н. Государственное управление в информационной сфере: Научно-практическое пособие. М., 2011.
6. Крохина Ю.А. Контроль реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Законодательство. 2012. N 3.
7. Мамонов В.В. Понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России // Журнал российского права. 2003. N 6.
8. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А. Прохожева. М.: РАГС, 2002.

Мигачев Юрий Иванович, профессор кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор.

Молчанов Николай Андреевич, заслуженный деятель науки Российской Федерации, руководитель Научно-образовательного центра правового обеспечения национальной безопасности Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор военных наук, профессор.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

1(22)/2008

О.А.КОЛОБОВ,

доктор исторических наук,

профессор, действительный член АВН;

О.О.ХОХЛЫШЕВА,

доктор исторических наук,

кандидат юридических наук,

действительный член АВН;

А.О.КОЛОБОВ,

кандидат политических наук, доцент

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность - явление сложное и многогранное и весьма трудно поддающееся точному определению. В принципе, ее вполне можно классифицировать в качестве положения, при котором отсутствует угроза опасности или опасность кому-либо или чему-либо1.

Существуют разновидности безопасности, среди которых чаще всего принято выделять такие виды, как международная (универсальная, коллективная, региональная) и национальная или государственная безопасность. Выделяют еще безопасность личности, труда, производства, но эти и им подобные аспекты безопасности далее будут затронуты самым поверхностным образом, хотя в принципе, априори, следует признать, что именно эти, на первый взгляд кажущиеся незначительными, аспекты общей базовой концепты и их практическое воплощение могут, напротив, стать ее определяющими составляющими, поскольку, по сути, одной из основных задач современной политики государства на международной и внутригосударственной арене должна бы стать забота об отдельно взятом индивиде.

Однако этот вопрос довольно сложен и щепетилен в своей основе. Хотя неплохо было бы предложить лицам, принимающим решения (ЛПР) в России, озаботиться его решением.

Факторы, такие как, религия, культура, экономика, общественный и личностный аспект, влияющие на все без исключения виды безопасности и определяющие ее формы, множественны, а спектр инструментов для реализации на практике весьма широк, вбирая правовые, военные, политические, дипломатические меры2.

В отношении международной и коллективной, а также региональной безопасности дело обстоит сравнительно просто, поскольку все эти виды безопасности надлежащим образом обеспечены нормами действующего международного публичного права (МПП) и систематизированы вместе с надлежащим инструментарием (существует даже отдельная отрасль его - право международной безопасности), создающими фундамент данного общего указанного аспекта. Более того, необходимо подчеркнуть, что собственно задача обеспечения международной безопасности в конечном итоге сведена к решению проблем, связанных с выработкой и реализацией политико-правовых средств предотвращения войн и вооруженных конфликтов, поддержания или восстановления международного мира3.

Следует констатировать, что весь нормативный материал современного действующего международного публичного права направлен на решение проблем, связанных с обеспечением международного мира и безопасности и реализацией его субъектами, в первую очередь, государствами и международными межправительственными организациями, мер, допустимых для решения поставленных задач в рамках общего контекста международных отношений и мировой политики. Такие принципы, как неприменение силы или угрозы силой, детализируют и конкретизируют существующие политико-правовые и военные меры для реализации и выполнения задач, связанных с обеспечением международной безопасности.

На международном уровне не существует единой концепции безопасности (Устав ООН, а также последующие принятые документы, детализирующие и проясняющие его положения, выполняют роль сугубо нормативного обеспечения с предположением о последующей надлежащей и добросовестной реализации участниками международных отношения комплекса предложенных мер). В целом же положение вещей сводится к тому, что, в принципе, концептуальное обеспечение международной составляющей зависит от самих субъектов международного права и участников международных отношении и, в первую очередь, государств, которое, в свою очередь, зависит от существующих или возникающих рисков и\или угроз, совпадающих для всех участников, отдельного региона или же одного субъекта, т.е. концепция международной безопасности весьма эклектична и зависит от целеполагания каждого субъекта или участника международного общения4. Существуют своеобразные «повестки» международных дел, издаваемые, прежде всего, ООН и другими организациями, но чаще всего они характеризуются слишком общими положениями, требующими детального прояснения или детализации. Чаще всего то или иное государство вырабатывает свою собственную концепцию национальной безопасности, слегка корректируя ее практическую реализацию общими концептуальными положениями, полагаясь исключительно на особенности внутреннего развития и устройства. Более того, ввиду преобладания норм международного публичного права над внутригосударственными правовыми нормами можно в определенной мере надеяться, что национальная безопасность и меры ее реализации так или иначе будут соответствовать международно-правовой концепте и инструментарию. Следует отметить и то, что довольно трудно оказать влияние на процесс развития международной концепции безопасности в рамках обоснования ключевых положений международной «повестки дня», сообразуясь с собственными потребностями и нуждами. Хотя существует мнение, что великие державы и, прежде всего, США, претендуя на звание мирового гегемона, задают тон в современных международных отношениях и настойчиво диктуют свою волю остальным. Такое мнение не совсем обстоятельно, поскольку именно на международном уровне существует отлаженная система сдержек и противовесов в виде СБ ООН, позволяющего абстрагироваться от возможного доминирования того или иного участника, предоставив каждому из пяти постоянных членов Совета право вето. Или, скажем, мнение относительно политики Великобритании, основой которой остается сугубо прагматичный интерес, реализация которого на практике зачастую приобретает весьма своеобразные формы. В любом случае, в нарушении ли тем или иным государством норм МПП или при поиске лакун в нем для обустройства собственных дел, всегда сохраняется возможность оказания сопротивления или реализации ответных мер либо тех способов выражения протеста или несогласия, которые допустимы в качестве контрмер.

Таким образом, международная безопасность является сложным, комплексным политико-правовым понятием, и его содержание определяется политической, военной и правовой составляющими.

Система коллективной безопасности - это одна из форм организованного коллективного обеспечения международного мира. Такая концепция наиболее разработана и в теоретическом, и в практическом плане. Под коллективной безопасностью подразумевается система межгосударственного сотрудничества, при которой акт агрессии (см. определение агрессии 1974 года) против одного расценивается как агрессия против всего международного сообщества.

В отличие от альянсов, примером которых может служить НАТО, направленных на угрозы извне, система коллективной безопасности может быть обращена вовнутрь против того из участников такой системы, который решит по тем или иным причинам прибегнуть к актам агрессии. Именно для такой системы безопасности существует единая организация, и самая ярким примером здесь может служить ООН и организации, созданные на основе ее Устава (глава 8).

Система коллективной безопасности, в свою очередь, может быть универсальной и региональной (то есть системой безопасности конкретного заданного географического региона). Правовой механизм деятельности региональных организаций (не военно-политических альянсов) детально изложен в Уставе ООН, основная задача которого также состоит в обеспечении и поддержании международного мира и безопасности, сообразуясь с положениями, целями и задачами уставных документов. Устав ООН (как и других, созданных на его основе организаций) предусматривает как принудительные меры по отношению к нарушителям, так и предупредительные или превентивные меры, осуществляемые при выполнении надлежащих процедур при согласовании с СБ ООН, который, в первую очередь, ответственен за их реализацию. Примерами региональных механизмов могут считаться такие структуры, как ОАГ, ОАЕ, ЛАГ, ОБСЕ, СНГ. НАТО - военный альянс. Он не является международной региональной организацией в формальном содержании, поскольку уставный документ этой структуры и меры, предпринимаемые его участниками, ни в коей мере не соответствуют целям и задачам ООН, а присяга на верность НАТО является правовой фикцией. В 1990 году ОВД, созданная в противовес НАТО, объявила о самороспуске. НАТО же, напротив, значительно укрепилась в регионе, означенном в уставном документе, Североатлантическом договоре, и более того, укрепило свои позиции за счет бывших республик распавшегося СССР, предприняв расширение на Восток и не только (имеются в виду проекты расширения и заключения договоров с Израилем, Алжиром, Тунисом и Марокко). Можно было предположить, что НАТО благородно заявит о самороспуске после распада такой угрозы, как СССР, но произошло как раз обратное, и образовавшийся с упразднением ОВД вакуум был быстро и своевременно заполнен.

Международная безопасность и все ее разновидности вбирают в себя такой важный аспект, как меры по поддержанию безопасности, касающиеся разоружения и ограничения вооружений, оружия массового уничтожения (ОМУ), организации, реализации и укрепления мер доверия, процедуры демилитаризации и нейтрализации, а также меры контроля добросовестного выполнения принятых на себя обязательств в указанной сфере. Соответственно очевидно, что при всем этом международная безопасность является прямым руководством к действию и выработке национальной доктрины государственной безопасности, и наоборот, но в гораздо меньшей степени, государство ставит во главу угла свои интересы и уж тем более оно не в состоянии внести их в повестку дня международной безопасности. Если рассматривать самый яркий пример в отношении такого единичного аспекта, как контроль и ограничение вооружений, то можно легко убедиться относительно пожертвовании части своего суверенитета и определенной, а иногда и значительной доли своих интересов в общее дело поддержания международного мира и безопасности. Поэтому, вырабатывая свою внутриполитическую доктрину или концепцию безопасности, российское государство вполне может приспособиться к констатируемым общим целям и задачам.

Национальная или государственная безопасность - явление не менее многогранное и многоаспектное, но и совершенно отличное по сути и форме от международной, хотя во многом от поддержания, обеспечения и реализации именно внутригосударственной безопасности зависит также положение дел и международная политика государства.

Качественная реализация мер безопасности, обеспечение порядка и стабильности, экономический рост, благосостояние и обеспеченность граждан на внутригосударственном уровне придает вес и солидность государству, поскольку соперничество между государствами на международной арене продолжается, что составляет суть действия всей системы современных международных отношений. Высокая степень обеспечения безопасности наряду с благосостоянием позволяет тому или иному субъекту находиться в более выигрышном положении перед другими. Действительно, правильность обеспечения безопасности, гибкость политики и маневрирования, экономическая стабильность и развитие обеспечивают максимальную возможность для внушения доверия и в большей степени оппонентам, нежели сторонникам и союзникам. Именно поэтому ЛПР России совершенно необходимо в первую очередь заняться концептуальным обеспечением безопасности государства и последующим ее воплощением.

Геополитическое и географическое положение РФ, многие геофизические факторы и, кстати, климат, отнюдь не представляются выигрышными для Отечества. Следовательно, лицам, разрабатывающим стратегическую концепцию поведения России на мировой арене, важно именно данное обстоятельство. Кроме того, довольно невыгодное географическое положение, которое несколько компенсируется площадью территории, ставит РФ в исключительно оборонительное положение в отличие от таких активных соседей, как, скажем, США, ведущих многоплановую, довольно агрессивную внешнюю политику весьма несдержанно и непоследовательно, что так или иначе отражается и на внутригосударственном устройстве (иммигранты, даже после длительного проживания на территории США, так и продолжают считать их своей «второй родиной», материально поддерживая оставшихся в стране своего рождения многочисленных родственников).

Ввиду наличия вышеизложенных причин, не стоит удивляться многоплановости национальной концепции безопасности РФ, вбирающей в себя множественные аспекты.

В последние годы ее выполнение отличается высоким качеством, несмотря на препоны и трудности реализации, и последовательностью выполнения. Особенно следует отметить военную компоненту, которая совершено разумно строится на социальной поддержке военных, в первую очередь. Это и есть конкретный пример проявления заботы со стороны государства и совершенно справедливо, что руководство страны наконец-то оказалось способным увязывать интересы государства с заботой о личности.

Принятые на себя международные обязательства Россия до сих пор добросовестно выполняет, сообразуя свои действия со всеми без исключения нормами МПП.

Шокирующим для мировой общественности стал выход РФ из ДОВСЕ, на поверку оказавшийся предсказуемым ответным действием, причем совершенно допустимым, особенно в контексте политики, проводимой НАТО и США, и, особенно, в свете размещения совершенно очевидно несущих угрозу безопасности РФ радаров и станций, расположенных в прямой близости к ее границам.

В центре внимания формирующейся новой политики РФ необходимо продолжить действенную работу, прежде всего, в рамках постсоветского пространства, привлекая как можно большее число сторонников. При этом, ни в коем случае не следует пренебрегать государствами Восточной Европы, забыв на время существующие разногласия.

Не следует так уж опасаться так называемого «косовского кризиса» и стараться любой ценой выгородить сербов в этой крайне невыгодной для РФ ситуации, поскольку в случае очевидных провалов, вина и ответственность могут пасть именно на нее. Эта игра не стоит свеч, и ее итог легко предсказуем и очевиден. Сербам необходимо предоставить возможность самостоятельно проявить себя в решении этой проблемы и задействовать все политические механизмы, имеющиеся в их распоряжении.

России в этой ситуации необходимо придерживаться принципа права, сводящемуся к тому, что «не следует делать того, чего от тебя не просят», поскольку предоставление средств помощи должно быть конкретным и адекватным ситуации. Инициатива здесь совершенно неуместна, и стоит вспомнить принцип относительно невмешательства во внутренние дела государства, что влечет ответные меры, вплоть до борьбы с агрессором.

Каждое государство вправе определять свою внутреннюю политику (согласно тому же МПП). Следовательно, не стоит опасаться необходимых мер для защиты своих интересов и интересов своих граждан, государство на то и предназначено, чтобы их обеспечивать и реализовывать.

Что касается Кавказа и пресловутого сепаратизма, экстремизма и прочих негативных явлений, дестабилизирующих российскую внутригосударственную ситуацию. Решение этих вопросов должно быть только политическим и в очень незначительной степени военным. Ни в коем случае нельзя допускать противостояния на межрелигиозной почве. Напротив, именно межконфессиональный диалог должен максимально способствовать разрешению и смягчению острейших этноконфессиональных проблем. Нельзя продолжать упорно отождествлять ислам с терроризмом, экстремизмом и прочими явлениями, излишне нагнетая ситуацию и дестабилизируя общественную обстановку. Напротив, ислам в России, наряду с остальными конфессиями (поскольку Конституция РФ 1993 года закрепляет равенство конфессий, утверждает многоконфессиональное и многонациональное государство, объявляя его светским, то и реализовывать положения основного закон страны требуется неукоснительно) способен внести определенный вклад в обеспечение государственности при выполнении, конечно, ряда условий, связанных с надлежащим отношением ЛПР к представителям мусульманской части российского населения, не отдавая при этом приоритет никому ни перед кем. Такой подход способен реально снизить остроту существующего национального вопроса в России как в многонациональном государстве и, кроме того, снизит риски проявления экстремизма и терроризма на этнонациональной почве. «Никто не знал, что такое Аль-Каида» - как-то отметил ответственный сотрудник госдепартамента США Р. Кларк. В это, конечно, трудно поверить, так как американские чиновники обычно хорошо осведомлены и информированы. Речь, видимо, идет о сознательной дезинформации общества глобального риска (Global Risk Society) с максимальным прагматическим учетом меняющегося в мире отношения к РФ со стороны всех игроков мировой политики. К сожалению, общее отношение к России в мире становится все более негативным. Россия по-прежнему считается варварской, неразвитой, отсталой страной. Критериями обывательских, и не только, оценок до сих пор служат так называемые нарушения прав человека и энергетическая политика РФ. Поэтому, пока ни в коем случае не следует усугублять сложившуюся ситуацию. Время придет.

Сегодня международное право остается одним из самых мощных средств поддержания международного мира и стабильности. Данное обстоятельство представляется концептуальным для обеспечения национальной безопасности России в сложных условиях глобализации. ЛПР в России должны при разработке долгосрочной стратегии деятельности государства учитывать все без исключения достижения международного права, поскольку они затрагивают принципы:

Неприменения силы или угрозы силой;

Нерушимости границ;

Территориальной целостности государств;

Суверенного равенства;

Невмешательства во внутренние дела;

Уважения прав человека и основных свобод;

Равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой;

Сотрудничества между государствами;

Добровольного выполнения международных обязательств.

Таким образом, в рамках сложного процесса обеспечения национальной безопасности Российской Федерации необходимо обратить максимальное внимание на внутренние ресурсы, не забывая ни в коем случае о наращивании той активности на международной арене, которая направлена на привлечение как можно большего числа сторонников российской конструктивной деятельности при постоянном следовании международному праву и надлежащей поддержке необходимых влиятельных международных структур без стремления к скорейшему реформированию оных, настойчиво следуя формуле канцлера А. Горчакова «Россия сосредотачивается».

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Подробнее см.: Колобов А.О., Колобов О.А., Хохлышева (Колобова) О.О. Три трактата о мировой политике. -М./Н.Новгород: АБОП/ИСИ, 2007. С. 3-160, 161-374,377-463.

2. См.: Колобов А.О. Сила, полная решимости..? (О специальных операциях США, их союзников и влиятельных международных организаций в современной мировой политике) - Н.Новгород: Издательство «Медина», 2005.С. 2-152.

3. Хохлышева О.О. Мировая политика и международное право в 2-х т. - Н. Новгород: ННГУ, 2005, т. 1. С. 452-478.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте