Окончание процедуры наблюдения. Процедура банкротства предприятия: этапы, сроки и цели. Процедуры банкротства. Судом вынесено определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения

В актуальной версии закона РФ «О неплатежеспособности (несостоятельности)» прописаны основные составляющие процедуры банкротства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В их число, наряду с конкурсным производством, внешним управлением и мировым соглашением, входит этап наблюдения. Обычно он предшествует новому для законодательства России «финансовому оздоровлению».

Что это такое

В результате проведения этой процедуры должны быть достигнуты две главные цели:

  1. Имущество находящегося на рассмотрении должника сохраняется, не допускается его дальнейший упадок.
  2. Финансовое состояние объекта наблюдения тщательно анализируется.

Процедура наблюдения является подготовительным этапом перед оздоровлением или ликвидацией. Она нужна, прежде всего, для того, чтобы изучаемое предприятие получило возможности и время на:

  • сбор необходимых документов;
  • анализ сложившейся ситуации;
  • оповещение всех заинтересованных в развитии событий сторон;
  • принятия решения на основе полученных данных.

Этот этап отличается от остальных (таких как конкурсное производство, оздоровление или внешнее управление) тем, что он является обязательным. Прочие процедуры банкротства применяются не всегда.

Введение

Решение о необходимости проведения этой процедуры может быть принято по-разному. Например, в Америке после ходатайства кредиторов или самого должника предприятие автоматически попадает под закон о ликвидации или реорганизации.

По мере течения процесса ликвидация может быть заменена реорганизацией, или наоборот. В России (как и во Франции) законом предусмотрен специальный период наблюдения.

Арбитражный суд, постанавливая необходимость введения этого этапа, должен дополнять свое решение указаниями:

  • о признании претензий заявителя обоснованными (должны быть выявлены веские причины для введения наблюдения).
  • о назначении временного управляющего;
  • о размере и источнике гонорара, положенного этому новому действующему лицу.

Как происходит

В рамках процедуры наблюдения осуществляются такие действия:

  • производится общий анализ финансовых и хозяйственных функций должника;
  • предпринимаются меры по сохранению его имущества и недопущению дальнейшего упадка;
  • осуществляются попытки возвращения дебиторских долгов;
  • организовывается встреча акционеров;
  • проводится собрание кредиторов.

В результате появляется возможность принять правильное решение о целесообразности восстановления состоятельности должника.

При включении процесса наблюдения возникают некоторые правовые последствия. Главные среди них перечислены в списке ниже:

  • кредиторы имеют право требовать от должника уплаты обязательных платежей по задолженностям (имеющимся к моменту начала процедуры) лишь в соответствии с порядком, установленным законом Российской Федерации «О неплатежеспособности»;
  • после ходатайства кредитора временно прекращаются процессы по делам, касающимся взыскания с объекта наблюдения долгов. Требования к предприятию должны предъявляться в рамках Федерального закона «О банкротстве»;
  • требования учредителей предприятия о выдачах паев (долей в имуществе рассматриваемого предприятия) в связи с выходом из числа акционеров не должны удовлетворяться. Также становится невозможным выкуп предприятием существующих активов. Запрещается производить выплаты стоимостей паев;
  • должнику не разрешается прекращать финансовые обязательства путем удовлетворения требований, если подобные действия могут быть произведены не в установленном порядке. Очередность выплаты долгов установлена в закона о банкротстве.

Также на время процесса теряют силу приказы, касающиеся взыскания имущества. Прекращается арест на собственность должника, отменяются ограничения на распоряжение имуществом, которые были установлены во время исполнительного производства.

Исключение составляют те исполнительные документы, которые были выданы на основании судебных актов, вступивших в силу до начала этапа наблюдения.

Это могут быть постановления:

  • о взыскании долгов по зарплате;
  • необходимости выдать вознаграждения авторам различной интеллектуальной собственности;
  • востребовании собственности от незаконных владельцев;
  • возмещении морального вреда или ущерба здоровью и жизни.

Постановление арбитражного суда о начале периода наблюдения является законным основанием для временной остановки исполнения всех прочих исполнительных документов.

За осуществлением процедуры должен следить арбитражный уполномоченный (временный управляющий).

На этом этапе существующее руководство не увольняется. Его члены обязаны способствовать деятельности временного руководителя.

Временный управляющий

После введения наблюдения в процедуру банкротства в руководстве предприятия появляется новое действующее лицо, обладающее исключительными полномочиями. Временного управляющего назначает арбитражный суд.

Если у суда при вынесении постановления о начале процедуры нет подходящего кандидата на роль управляющего, может быть принято постановление об отложении судебного процесса на 15 дней, но не более.

Оба определения арбитражного суда (о необходимости введения процедуры наблюдения и назначении временного руководителя) должны немедленно начать исполняться. Они могут быть обжалованы, но процесс это не остановит.

На нового руководителя возлагаются две основные функции, которые он должен выполнять в рамках процедуры наблюдения:

  • анализ действий руководства предприятия;
  • изучение состояние финансовых дел.

Целью этого контроля является:

  • определение истинного положения дел и оснований для ликвидации предприятия в связи с его банкротством, или финансового оздоровления, если в таковом есть смысл;
  • сбор сведений о кредиторах должника.

Сделки, контролируемые временным управляющим

Законом определены виды сделок, которые руководство предприятия-должника после вступления в силу процедуры наблюдения имеет право заключать только при условии письменного разрешения арбитражного уполномоченного.

Подконтрольными временному управляющему являются операции:

  • имеющие отношение к распоряжению собственностью должника, если оценочная стоимость этого имущества превышает 5% от общей стоимости акций в день начала процедуры;
  • относящиеся к выдаче и получению кредитов, гарантий, поручительств.
  • связанные с передачей прав требования, с оформлением доверенности на имущество предприятия.

Расширить этот список по своему усмотрению может арбитражный суд. Любую сделку может быть запрещено совершать без разрешения временного управляющего.

Если процедура наблюдения применяется к участнику рынка ценных бумаг, ограничения на совершения им сделок не касаются операций с активами его клиентов, если они совершаются по их поручению.

После начала процесса о банкротстве клиенты должны подтвердить, что доверили субъекту право провести данные сделки.

Решения, принятие которых является недопустимыми

Есть также и такие меры, которые во время действия процедуры не могут предприниматься даже с согласия арбитражного управляющего.

Таковыми действиями являются:

  • слияние компаний;
  • разделение компании на независимые составляющие, создание филиалов, отделов;
  • преобразование;
  • уничтожение предприятия;
  • создание юридических лиц;
  • присоединение к другим юридическим лицам;
  • выдача дивидендов;
  • раздел прибыли;
  • размещение ценных бумаг кроме акций (капитал предприятия может увеличиваться дополнительными вкладами пайщиков);
  • выходить из состава участников юридического лица;
  • участвовать в холдинговых компаниях и любых объединениях юридических лиц.

Собрание кредиторов

Временный управляющий назначает время организации первой встречи кредиторов. В соответствии с предписаниями закона о финансовой несостоятельности, он должен уведомить о его проведении:

  • всех обнаруженных конкурсных кредиторов;
  • уполномоченные инстанции;
  • представителей наемных работников предприятия;
  • прочих субъектов, имеющих право принимать участие в собрании.

Важно помнить, что первая встреча должна произойти не позже, чем за 10 дней до завершения процесса наблюдения.

На этом мероприятии выносятся на обсуждение следующие проблемы:

  1. Решение о целесообразности введения процедуры финансового оздоровления и подачи соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
  2. Решение о необходимости обращения в суд с ходатайством о начале процедуры внешнего управления.
  3. Решение о неизбежности или необязательности ходатайства о признании предприятия неплатежеспособным (с открытием конкурсного производства).
  4. Создание комитета, в состав которого должны входить кредиторы, определение его членов, их полномочий, количественного состава.
  5. Формирование новых требований к кандидатам на роль администратора, внешнего и конкурсного управляющих.
  6. Выбор кандидатуры внешнего управляющего из состава саморегулирующегося комитета, из членов которого впоследствии будет выбираться арбитражный представитель.
  7. Выбор одного из членов организации на роль реестродержателя.
  8. Рассмотрение других вопросов, не выходящих за рамки закона о банкротстве.

Срок процедуры наблюдения при банкротстве

За исключением тех случаев, когда дело возбуждается после поступления заявления самого должника, процедура наблюдения вступает в силу после анализа обоснованности претензий заявителя.

Если заявление подано самим руководством предприятия, процедура вводится с дня его поступления в арбитражный суд и принятия к производству.

Заканчивается период наблюдения в момент вынесения определенного заключения судом по поводу рассматриваемой ситуации или решения о прекращении процесса (в некоторых случаях, установленных законом).

Действия, предпринятые во время наблюдения, необходимы для того, чтобы суд мог принять правильное решение при назначении других процедур банкротства.

Завершение процедуры наблюдения

Этот этап заканчивается в день:

  • начала процесса финансового оздоровления;
  • введения внешнего управления;
  • признания судом предприятия неплатежеспособным;
  • открытия конкурсного производства;
  • введения мирового соглашения.

При этом согласно законодательству период наблюдения не может продолжаться дольше 7 месяцев. Наблюдаемое предприятие получает временное освобождение от долга.

В соответствии с п. 1 ст. 62 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если после рассмотрении заявления о банкротстве арбитражный суд признает его обоснованным, то вводится процедура наблюдения.

Процедура наблюдения при банкротстве вводится в целях:

  • обеспечения сохранности имущества должника;
  • проведения анализа его финансового состояния;
  • составления реестра требований кредиторов;
  • проведения первого собрания кредиторов.

Процедура наблюдения является обязательной, так как благодаря ей наиболее четко определяется платежеспособность должника. Для осуществления процедуры арбитражный суд назначает временного управляющего. Права и обязанности временного управляющего прописаны в ст. 66 и 67 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Последствия введения процедуры наблюдения при банкротстве юридического лица

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:

  • кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, предусмотренном законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием денежных средств;
  • на основании определения о введении наблюдения приостанавливается исполнение имущественного взыскания, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства (за исключением исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате; выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности; об истребовании имущества из чужого незаконного владения; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; о выплате компенсации сверх возмещения вреда);
  • не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;
  • не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Этапы проведения процедуры наблюдения при банкротстве

    Направление сообщений о введении процедуры наблюдения.

    Первым этапом процедуры наблюдения является публикация в официальном издании (газета «Коммерсантъ») сообщения о введении процедуры наблюдения.

    Руководитель должника течение 10 дней с даты вынесения судом определения о введении процедуры наблюдения должен уведомить об этом работников, учредителей (участников), собственника имущества должника – унитарного предприятия (п. 3 ст. 68 закона о банкротстве).

    В целях выявления имущества должника и предотвращения его незаконного отчуждения руководителю также следует уведомить о введении процедуры наблюдения федеральную службу судебных приставов, фонд социального страхования, налоговую службу, банки, в которых хранятся счета.

    Проведение анализа финансового состояния должника.

    Анализ финансового состояния проводится временным управляющим на основании бухгалтерского учета и финансовой отчетности должника. Данный анализ должен быть обязательно проведен, так как на его основе временный управляющий может наиболее точно определить достаточность принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов, определить возможность или невозможность восстановления платежеспособности.

    Установление размера требований.

    На основании списка кредиторов, анализа финансового состояния должника, а также публикации о проведении процедуры наблюдения в официальном издании должны выявиться все кредиторы, которые в дальнейшем примут участие в первом собрании. Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30-ти календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.

    Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих их обоснованность. На основании определения суда они должны быть включены в реестр требований.

    Подготовка к проведению первого собрания кредиторов.

    После составления реестра требований временный управляющий определяет дату, время проведения и повестку дня первого собрания кредиторов. О месте и времени проведения собрания временный управляющий должен уведомить каждого кредитора, включенного в реестр.

    Временный управляющий должен подготовить следующий пакет документов: анализ финансовый деятельности должника, отчет о деятельности, реестр требований кредиторов, журнал регистрации участников собрания, бюллетени для голосования и материалы для ознакомления.

  1. Порядок проведения первого собрания кредиторов.

    В компетенцию первого собрания кредиторов входит принятие решения по следующим вопросам:

    • введение финансового оздоровления;
    • введение внешнего управления;
    • обращение в суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
    • образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий, избрание членов комитета;
    • определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
    • определение кандидатуры арбитражного управляющего;
    • выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией.

После проведения общего собрания кредиторов временный управляющий должен направить в арбитражный суд отчет и решение кредиторов.

На основании решения первого собрания кредиторов арбитражный суд должен вынести одно из следующих определений:

  • о введении финансового оздоровления;
  • о введении внешнего управления;
  • о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу.

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица не является поводом для увольнения сотрудников организации. На этом этапе они могут продолжить работу в прежнем режиме.

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица

Процедура наблюдения

Порядок действий:

Определить возможность начала процедуры банкротства.

Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд с заявлением должника путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Должник не менее чем за пятнадцать календарных дней до даты подачи заявления о признании должника банкротом обязан опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд с заявлением должника путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

3.2.

Документы, подтверждающие наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

3.3.

Документы, подтверждающие основание возникновения задолженности.

3.4.

Учредительные документы.

3.5.

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

3.6.

Свидетельство о постановке на налоговый учет.

3.7.

Список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей и указанием адресов кредиторов и должников заявителя.

3.8.

Бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы.

3.9.

Решение собственника имущества должника - унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об обращении должника в арбитражный суд с заявлением должника (при наличии).

3.10.

Решение собственника имущества должника - унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об избрании (назначении) представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия.

3.11.

Протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должника.

3.12.

Отчет о стоимости имущества должника, подготовленный оценщиком (при наличии).

3.13.

Документы, подтверждающие наличие у руководителя должника допуска к государственной тайне, с указанием формы такого допуска (при наличии у должника лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну).

3.15.

Квитанции о направлении копий заявления и приложений к нему, лицам, участвующим в деле.

3.16.

Выбрать саморегулируемую организацию арбитражных управляющих

В целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора в порядке, установленном регулирующим органом, при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника.

Оплатить госпошлину

Образец заполнения квитанции об уплате госпошлины и необходимые реквизиты вы можете найти на сайте арбитражного суда своего региона.

Направить копию пакета документов сторонам процесса

Готовое заявление с приложенными документами направьте по почте всем известным кредиторам: вам понадобятся копии квитанций о направлении заявления кредиторам, помимо прочих документов их нужно будет приложить к заявлению в суд.

Готовое заявление с приложенными документами направьте по почте должнику: вам понадобятся копии квитанций о направлении заявления, помимо прочих документов их нужно будет приложить к заявлению в суд.

Направить заявление с приложениями к нему в суд

Заявление о банкротстве подается в арбитражный суд по месту нахождения должника - юридического лица.

У суда есть пять рабочих дней, чтобы решить: принять заявление, отказать в принятии, вернуть или оставить без движения.

Принять участие в рассмотрении дела в суде

Судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

Судом вынесено определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения

Определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным п. 2 ст. 33 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", признано обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда, установлено наличие оснований, предусмотренных п. 2 ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", либо заявление должника соответствует требованиям ст. 8 или ст. 9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности заявления должника и вынесения определения о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения, срок исчисляется с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.

Арбитражный суд для осуществления функций наблюдения назначает временного управляющего. Временный управляющий действует параллельно с руководством должника, которое не отстраняется от выполнения своих обязанностей.

Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" порядка предъявления требований к должнику.

По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения.

Не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая).

Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная п. 4 ст. 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" очередность удовлетворения требований кредиторов.

Не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества.

Не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

Цели процедуры наблюдения

12.1.

Обеспечение сохранности имущества должника.

12.2.

Анализ финансового состояния должника.

12.3.

Составление реестра требований кредиторов.

12.4.

Проведение первого собрания кредиторов.

Мероприятия в процедуре наблюдения

13.1.

Сообщение о введении наблюдения – направление для публикации.

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ сведения о введении наблюдения подлежат обязательному опубликованию.

Наименование должника и его адрес;

Наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату принятия такого судебного акта и указание на наименование введенной процедуры банкротства, а также номер дела о банкротстве должника;

Фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего и адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации и ее адрес;

Установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве;

Иную информацию.

Срок: В течение 3 дней с даты получения определения Арбитражного суда.

Рекомендации: Сведения, подлежащие опубликованию, публикуются в официальном издании, определенном Правительством РФ - газете «Коммерсантъ». Сведения, публикуются также в электронных средствах массовой информации в порядке, определенном Правительством РФ (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

В случае отсутствия у должника имущества, достаточного для возмещения расходов на опубликование, оно осуществляется за счет средств кредитора, обратившегося с заявлением о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве.

13.2.

Уведомление о публикации – в Арбитражный суд.

Уведомить о публикации Арбитражный суд.

13.3.

Уведомление о введении процедуры наблюдения – руководству предприятия – должника.

Уведомление руководителя должника, главного бухгалтера, председателя Совета директоров о назначении временного управляющего, последствиях введения процедуры наблюдения и ограничениях по совершению сделок.

Срок: В течение 5 дней с момента получения Определения Арбитражного суда.

13.4.

Запрос руководителю должника о предоставлении документов.

Запрос руководителю о предоставлении перечня документов, с указанием почтовых адресов. Запросы руководителю должника о представлении необходимых документов для анализа финансового состояния должника (уставные документы, сведения о расчетных счетах должника, бухгалтерские балансы и отчетность за прошедшие 2 года, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности, сведения о составе имущества и пр.).

Срок: В течение 3 дней с момента получения Определения Арбитражного суда.

Рекомендации: Одновременно с уведомлением руководства, следует направить запрос о предоставлении документов. Данные документы необходимы для составления финансово-экономического анализа Должника. Основными документами для проведения анализа являются бухгалтерские балансы с отчетами о прибылях и убытках поквартально за предыдущие два года

13.5.

Уведомление кредиторов.

Уведомление всех выявленных кредиторов о введении наблюдения.

Срок: В течение 14 дней с момента Публикации.

13.6.

Договор страхования ответственности временного управляющего – предоставить в Арбитражный Суд при необходимости.

При необходимости предоставить договор страхования профессиональной ответственности в Арбитражный суд, в случае, если балансовая стоимость основных средств на последнюю отчетную дату более 100 млн. рублей, предоставить договор дополнительного страхования.

Срок: В течение 10 дней с момента Назначения.

Рекомендации: Временный управляющий обязан застраховать ответственность дополнительным договором страхования, если балансовая стоимость активов должника превышает 100 млн. руб. данный договор предоставляется в Арбитражный суд.

13.7.

Уведомление государственных органов о введении наблюдения – ФНС, ФССП, ФСС.

Уведомление ИФНС, ССП, ФСС о введении наблюдения.

Рекомендации: Необходимо уведомить все государственные органы о введении процедуры наблюдения. Это необходимо сделать с целью выявления имущества должника и предотвращения его незаконного отчуждения, а также во избежание в дальнейшем конфликтных ситуаций. Желательно уведомить наибольшее число государственных органов и организаций.

13.8.

Уведомление банка должника о введении наблюдения.

Уведомление банков о введении наблюдения.

Рекомендации: Обязательно уведомляются все банки, где имеются расчетные счета Должника. Это необходимо сделать с целью предотвращения незаконного снятия с данных расчетных счетов денежных средств фискальными органами.

13.9.

Запрос о предоставлении протокола собрания трудового коллектива.

Направить запрос о предоставлении протокола собрания Трудового коллектива.

Рекомендации: Рекомендуем способствовать проведению собранию трудового коллектива с целью избрания представителя трудового коллектива на первом собрании кредиторов. Особенно в случае большой задолженности Должника по заработной плате.

13.10.

Контроль за уведомлением руководителем должника заинтересованных лиц.

Контроль за уведомлением руководителем работников должника, учредителей (участников) должника, акционеров о введения процедуры наблюдения и назначении временного управляющего.

Срок: В течение 10 дней с момента вынесения Определения Арбитражного суда.

13.11.

Контроль за сделками должника.

Контроль за сделками, совершаемыми должником в период наблюдения.

13.12.

Контроль за обеспечением сохранности имущества.

Контроль за исполнением мер по обеспечению сохранности имущества, наложенных судом на должника.

Рекомендации: Временный управляющий должен оценить меры, принимаемые по сохранности имущества. При недостаточности мер принимаемых Должником по сохранению своего имущества, временный управляющий принимает меры по сохранению имущества Должника.

13.13.

Анализ финансового состояния.

Анализ документов, полученных от руководителя должника.

Составление полного анализа Финансово-хозяйственной деятельности должника.

Вывод о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Вывод о достаточности средств должника для покрытия судебных расходов и выплаты вознаграждения арбитражному управляющему.

Юридический анализ документов должника. Запросить необходимые документы (договоры о крупных сделках за предыдущие 3 года).

13.14.

Направление требований о признании сделок должника недействительными.

При необходимости направление от своего имени в Арбитражный суд требований о признании недействительными сделок должника, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок.

Рекомендации: При анализе документации должника проверяются сделки Должника на соответствие закона. При обнаружении сделок которые противоречат действующему законодательству нужно с исковым заявлением обратиться в Арбитражный суд. Обнаруженные факты рекомендуем отразить в анализе финансово-экономического состояния Должника.

13.15.

Выявление кредиторов должника.

В случае необходимости выявить кредиторов должника путем анализа финансовых документов.

13.16.

Запросы в ФНС, ФССП.

Запросы в ИФНС, ССП с целью выявления адресов неустановленных кредиторов и задолженности по оплате труда.

Рекомендации: В налоговом органе запрашиваются дубликаты учредительных документов и другие документы. В службе судебных приставов запрашивается информация о имеющихся исполнительных производствах относительно имущества Должника.

13.17.

Участие в судебных заседаниях – возражения должника на требования кредиторов.

Участие в судебных заседаниях по рассмотрению возражений должника на требования кредиторов.

Рекомендации: Заявленные требования кредиторов рассматриваются Арбитражным судом. Временный управляющий должен участвовать в заседаниях суда. Но есть практика, что временный управляющий участвует в судебныхмзаседаниях через представителей.

13.18.

Реестр требований кредиторов – составление.

Составление реестра требований кредиторов с целью участия в первом собрании кредиторов.

13.19.

Первое собрание кредиторов – подготовка.

Определить дату проведения и повестку дня первого собрания кредиторов.

Уведомление представителя трудового коллектива, руководителя должника, представителя собственника имущества должника, уполномоченных органов о проведении собрания кредиторов.

Уведомление всех кредиторов о дате, времени, месте проведения и повестке дня 1-го собрания кредиторов.

Срок: За 14 дней до проведения Собрания Кредиторов.

Рекомендации: Временный управляющий заранее определяет дату первого собрания кредиторов. Все кредиторы, включенные в реестр требований кредиторов должны быт должным образом уведомлены. При отсутствии помещения подходящего для проведения собрания кредиторов у Должника, по письму должника временный управляющий сам выбирает место проведения собрания. Место проведения собрания должно устраивать кредиторов. Секретарь собрания выбирается из числа кредиторов или подбирается управляющим заранее. К собранию кредиторов готовиться весь пакет документов, а именно: реестр требований кредиторов, бюллетени для голосования, анализ финансово-экономического состояния, отчет о деятельности, доказательства уведомления участников собрания, журнал регистрации участников собрания.

13.20.

Собрание кредиторов – проведение.

Подготовка плана проведения и проектов решений первого собрания кредиторов.

Отчет временного управляющего - подготовка доклада временного управляющего о финансовом состоянии должника и перспективах восстановления платежеспособности.

Подготовка журнала регистрации, выдачи бюллетеней и голосования участников первого собрания кредиторов.

Приложения к протоколу собрания кредиторов:

1) реестр на дату собрания кредиторов;

2) документы, подтверждающие полномочия участников;

3) материалы для ознакомления;

4) доказательства уведомления о собрании кредиторов;

Подготовка документов к собранию кредиторов:

1) Уведомление представителя трудового коллектива, руководителя должника, представителя собственника имущества должника, уполномоченных органов о проведении собрания кредиторов.

2) Уведомление всех кредиторов о дате, времени, месте проведения и повестке дня 1-го собрания кредиторов.

3) Подготовка плана проведения и проектов решений первого собрания кредиторов.

4) Подготовка доклада временного управляющего о финансовом состоянии должника и перспективах восстановления платежеспособности.

5) Подготовка журнала регистрации, выдачи бюллетеней и голосования участников первого собрания кредиторов.

Мероприятия при проведении собрания кредиторов:

1) Регистрация участников первого собрания кредиторов.

2) Доклад временного управляющего по итогам проведения процедуры наблюдения, анализ финансового состояния должника и рекомендации по целесообразности последующей процедуры банкротства.

3) Выработка решения о введении финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства, основываясь на докладе временного управляющего.

4) Подсчет результатов голосования по вопросам повестки собрания и принятие решений путем голосования представителей кредиторов в соответствии ст. , Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и на основании данных реестра.

5) Возможность увеличения размера вознаграждения временного управляющего.

6) Определение требований к кандидатуре следующего арбитражного управляющего.

7) Определение саморегулируемой организации, которая должна будет представить в Арбитражный суд кандидатуры управляющих.

8) Определение количественного состава комитета кредиторов и избрание его членов путем кумулятивного голосования.

9) Оформление протокола первого собрания кредиторов.

Рекомендации: Собрание кредиторов проводится в установленный срок. Обязанность по проведению собрания лежит на временном управляющем. Рекомендуем временному управляющему предоставить полную информацию о имуществе Должника и о его финансовом состоянии.

13.21.

Отчет Внешнего управляющего в Арбитражный суд – о проведении наблюдения.

Отчет Временного управляющего в Арбитражный суд о проведении наблюдения. Протокол собрания №1 в Арбитражный Суд с доказательствами уведомления кредиторов о проведении первого собрания кредиторов.

1) Отчет о проведении наблюдения.

2) Сведения о финансовом состоянии должника.

3) Реестр требований кредиторов.

4) Предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Срок: Не позднее 5 дней с момента проведения Собрания Кредиторов.

13.22.

Отчет в СРО.

Направить реестр кредиторов, финансовый анализ, отчет, протоколы временного управляющего в СРО.

Рекоммендации: Параллельно с направлением отчета в Арбитражный суд отсылаются документы для отчета в СРО.

Окончание процедуры наблюдения

Вопросы окончания наблюдения регулируются ст. 75 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с которой арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;

(см. текст в предыдущей редакции)

По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом ;

4. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона на дату введения наблюдения, с даты введения наблюдения до даты введения следующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.

Указанные проценты за период проведения наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.

В случае предъявления кредитором требований к должнику в ходе финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства при определении в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона размера его требования размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.

5. В случае прекращения производства по делу о банкротстве по основанию, предусмотренному абзацем седьмым пункта 1 статьи 57 настоящего Федерального закона (в том числе в результате погашения должником всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе наблюдения или погашения таких требований в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, третьим лицом в порядке, установленном статьей 113 или настоящего Федерального закона), кредитор вправе предъявить должнику требование о взыскании оставшихся процентов в размере установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения ставки рефинансирования, которые начислялись за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, по правилам настоящего Федерального закона, в порядке, установленном процессуальным законодательством.

6. Если при рассмотрении дела о банкротстве суд в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, установит, что должник или кредитор, являющийся заинтересованным лицом, обращался с заявлением о признании должника банкротом и при этом указанные лица знали, что должник является платежеспособным и преследует цель необоснованного неправомерного получения выгод от введения процедур, применяемых в деле о банкротстве, суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве при условии, что должник продолжает к этому моменту оставаться платежеспособным и это соответствует интересам кредитора.

В таком случае должник обязан уплатить проценты, подлежащие начислению по условиям обязательства, за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве. Если данные обстоятельства будут установлены судом при прекращении производства по делу о банкротстве на ином основании, суд также вправе указать в определении о таком прекращении на обязанность должника уплатить за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, подлежащие начислению по условиям обязательства проценты.

Перед тем, как начать детально разбирать этапы процедуры банкротства предприятия , нужно определить, что из себя представляет банкротство как правовое явление. Если же читателя интересуют не теоретические вопросы, а цена или другие нюансы банкротства юридических лиц, то используйте любую из форм обратной связи на сайте.

Термин «банкротство » происходит от итальянских слов bancа и rottа, что дословно означает «сломанная скамья». Этот термин возник в средневековой Италии, где ростовщики, осуществлявшие свою деятельность в людных местах на скамьях, ломали их, если разорялись.
В соответствии с современным российским законодательством, а именно с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве), банкротство можно рассматривать в двух понятиях:

  • банкротство – как юридический факт, неспособность физического лица или организации погасить задолженность , рассчитаться по своим долгам перед кредиторами в связи с отсутствием средств, разорением.
  • банкротство – как судебная процедура, которая вводится арбитражным судом по заявлению либо самого должника, либо его кредитора. Порядок введения данной процедуры регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, основным из которых является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Хочется сразу сделать оговорку, что в данной статье речь пойдет только о банкротстве организаций (юридических лиц) , поскольку банкротство физических лиц, несмотря на то, что оно предусмотрено в законе, в нашей стране пока не реализуется из-за отсутствия проработанных правовых механизмов. В настоящее время в Государственной думе находится соответствующий законопроект, который призван более детально урегулировать отношения между заемщиком – физическим лицом и кредитором-организацией (речь идет прежде всего о неспособности вернуть задолженность по банковскому кредиту). Однако эти вопросы будут рассмотрены в отдельной статье. В 2015 году банкротство физических лиц было введено, но по состоянию на 2016-2017 годы работоспособность механизма вызывает сомнения по ряду причин.

Чаще всего банкротство организации наступает из-за неспособности погасить долг , возникший вследствие ведения хозяйственной деятельности, заключения гражданско-правовых договоров или из-за неуплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Суть процедуры банкротства заключается следующем: если организация не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам перед контрагентами, она либо предоставляет свое имущество кредиторам для реализации в счет долга, либо в отношении нее вводятся специальные процедуры, направленные на улучшение финансового состояния и восстановление платежеспособности для последующего погашения задолженности.

Для признания должника банкротом необходимо, чтобы компания обладала предусмотренными законом признаками банкротства. Таких условий два: у компании должна быть задолженность не менее 300 000 рублей, а просрочка платежа составлять более трех месяцев с момента, когда обязанность по оплате должна была быть исполнена.

Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано самой компанией, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства.

Стоит отметить, что процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное банкротство, и является уголовно наказуемым. Кроме этого, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство– действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности.
После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления, а именно проверяет наличие вышеуказанных признаков банкротства. Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент данного судебного заседания, суд вводит наблюдение – одну из четырех процедур, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).

Наблюдение не вводится и заменяется конкурсным производством в случае, когда подано заявление о банкротстве компании, находящейся в стадии ликвидации.

Процедура “Наблюдение”

По общему правилу процедура наблюдения длится 7 месяцев. Ее главными задачами являются – принять эффективные меры по сохранению имущества должника. Сохранность этого имущества – ключевой фактор, который необходим для анализа финансового состояния несостоятельной компании и в дальнейшем принятия решения относительно справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также будущего организации. Для наиболее эффективного и независимого анализа финансового состояния организации, а также в целях ее управления на период процедуры наблюдения, суд назначает временного управляющего. Цель анализа финансового состояния – выяснить возможно ли восстановление платежеспособности данной организации, погасить кредиторскую задолженность, определить достаточность имеющихся активов для покрытия судебных расходов, задолженностей по зарплате сотрудникам должника.

Другой важной задачей процедуры наблюдения является составление реестра требований кредиторов. Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд. Таким образом, выясняется общее количество кредиторов должника и характер их требований. Каждое требование кредитора суд рассматривает отдельно, проверяет обоснованность их требований и выносит определение о включении или об отказе во включении в реестр. Юристы ЮК Антанта оказывают услугу по включению в реестр кредиторов должника физических и юридических лиц. Кредиторы, заявившие свои требования в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов , имеют право участвовать в первом собрании кредиторов. Требования кредиторов, пропустивших этот срок, рассматриваются в следующей процедуре, после наблюдения. Также такие кредиторы не имеют права голоса на первом собрании кредиторов.

Проведение первого собрания кредиторов – это еще один важный этап процедуры наблюдения. На этом собрании решается дальнейший ход процедуры банкротства, а именно прорабатываются следующие вопросы: какая из дальнейших процедур будет введена после наблюдения (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), есть ли возможность заключить мировое соглашение. Также утверждается кандидатура арбитражного управляющего, который будет руководить следующей процедурой, создается комитет кредиторов, выбирается реестродержатель. Эти вопросы решаются путем голосования.
Далее рассмотрим три процедуры, которые могут быть введены после процедуры наблюдения. Это внешнее управление, финансовое оздоровление и конкурсное производство. Первые две процедуры схожи, поскольку обе направлены на восстановление платежеспособности должника и являются альтернативой конкурсному производству, которое обычно заканчивается ликвидацией предприятия.

Процедура банкротства – Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление имеет две важных особенности.
Во-первых, организация продолжает свою хозяйственную деятельность, участники (учредители) должника сохраняют относительный контроль над компанией, несмотря на введенную в отношении нее процедуру банкротства. Органы управления должником обычно остаются прежними. Хотя есть некоторые ограничения: например, должник не имеет права без согласия комитета кредиторов принимать решение о реорганизации . Без согласия административного управляющего организация не имеет права заключать сделки, которые связаны с отчуждением имущества должника (кроме имущества, изготовление и реализация которого является целью ее деятельности).
Во-вторых, при финансовом оздоровлении суд, вынося определение о введении финансового оздоровления, утверждает план погашения задолженности перед кредиторами, а также устанавливает срок финансового оздоровления. Данная процедура банкротства вводится на срок не более двух лет, и в случае, если требования по-прежнему не удовлетворены, то собрание кредиторов обращается с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, либо конкурсного производства.

Процедура банкротства – Внешнее управление

Что касается внешнего управления, то здесь, в отличие от процедуры финансового оздоровления, отстраняются генеральный директор и другие органы управления должником, обязанность по руководству организацией возлагается на внешнего управляющего. Важной особенностью внешнего управления является установление моратория на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли до его введения, что позволяет должнику отсрочить осуществление выплат. Благодаря этой мере увеличивается вероятность того, что у компании-должника будет достаточно времени для восстановления своего финансового благополучия.
Помимо этого, в рамках данной процедуры составляется план внешнего управления, в котором предусмотрены меры для устранения несостоятельности. Эти меры могут быть различны: закрытие убыточных производств, продажа имущества должника, перепрофилирование деятельности организации, уступка прав требования и др. Данная процедура вводится на 18 месяцев и может быть продлена судом на срок до полугода.

Конкурсное производство – завершающая стадия банкротства

В случае, если задолженность перед кредиторами устранить не удалось в рамках описанных выше процедур, вводится завершающая фаза процедуры банкротства – конкурсное производство . С момента введения этой процедуры должник считается банкротом. Цель данной процедуры – ликвидация должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества компании – банкрота. Конкурсное производство осуществляется конкурсным управляющим, и вводится на срок в шесть месяцев (может быть продлено по ходатайству лица, участвующего в деле). Одной из главной задач конкурсного управляющего является полная инвентаризация и оценка стоимости имущества должника. Это имущество образовывает конкурсную массу, из которой соразмерно удовлетворяются требования кредиторов, что отмечается в отчете конкурсного управляющего. На основании этого отчета, после удовлетворения всех требований (насколько это было возможно в рамках имевшейся конкурсной массы) арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий направляет данное определение в органы, осуществляющие государственную регистрацию, которые вносят запись о ликвидации данного юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.

В рамках конкурсного производства управляющий при наличии оснований подает заявление об оспаривании сделок должника и о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Стоит отметить, что конкурсное производство является крайней мерой , поскольку велика вероятность, что требования кредиторов не смогут быть удовлетворены в полном объеме в рамках сформированной из имущества должника конкурсной массы.

Таким образом, мы видим, что законодательством предусмотрены несколько сценариев развития процедуры банкротства должника – от полной финансовой «реабилитации» до ликвидации бизнеса и даже уголовной ответственности учредителей. Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления дают шанс организации привести свою деятельность в порядок, восстановить свое финансовое положение. Это также выгодно и кредиторам, поскольку появляется вероятность, что должник сможет полностью расплатиться по своим обязательствам, пусть даже и в несколько другой форме. Если же восстановить платежеспособность должника не получится, закон гарантирует защиту интересов кредиторов, предоставляя возможность для принудительной ликвидации должника и взыскания задолженности (или части задолженности) за счет его имущества. Таким образом, закон защищает и интересы должника, освобождая его от пожизненного «долгового рабства» и исключая парализацию хозяйственной деятельности должника одним кредитором с целью заставить должника исполнить перед ним свои обязательства.