Осуществления правосудия только судом. Принципы правосудия

В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ право­судие в Российской Федерации осуществляется только судом, уполномоченным реализовывать судебную власть посредством отправления правосудия. Конкретизируется это конституционное положение в ч. 1 ст. 4 Закона о судеб­ной системе, в которой сказано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотрен­ных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается».

Поскольку создание чрезвычайных судов запрещено, то в случае введения чрезвычайного положения на соот­ветствующих территориях должны действовать суды, соз­данные согласно гл. 7 Конституции РФ и указанному За­кону. Если же в силу введения чрезвычайного положения на определенных территориях осуществление правосудия соответствующими судами не представляется возможным, то Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ вправе изменить подсудность дел на этих территориях.

Чрезвычайные суды нельзя смешивать со специализи­рованными судами, возможность создания которых преду­смотрена ст. 4 и 26 Закона о судебной системе, но не ре­ализована. Во-первых, специализированные суды - это федеральные суды общей юрисдикции, к полномочиям ко­торых относится рассмотрение некоторых категорий граж­данских и административных дел (но не уголовных). Во- вторых, полномочия, порядок образования и деятельность специализированных федеральных судов должны быть установлены федеральным конституционным законом, ко­торый еще надлежит принять.

Осуществление правосудия в Российской Федерации только судом - принцип не декларативного характера. Его нормативное закрепление на конституционном уровне имеет не только правовое, но и существенное социальное значение, поскольку является одной из конституционных гарантий, исключающих внесудебные расправы, подобные тем, которые осуществлялись так называемыми «особыми совещаниями», «двойками» и «тройками» в годы репрес­сий. В ст. 49 Конституции РФ и ст. 8 УПК РФ установ­лено, что никто не может быть признан виновным в совер­шении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законом. Этот принцип предполагает также право подсу­димого на рассмотрение уголовного дела по его обвинению в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отне­сено (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ). В соответствии со ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических пра­вах от 19 декабря 1966 г. каждый имеет право при рассмо­трении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное раз­бирательство дела компетентным, независимым и беспри­страстным судом. Проще говоря, только суд, действующий на основании закона, может признать человека виновным и назначить ему наказание. Что же касается правосудия в целом, то согласно ст. 4 Закона о судебной системе пре­рогатива его отправления в Российской Федерации при­надлежит Конституционному Суду РФ, судам общей юрис­дикции и арбитражным судам, а также конституционным (уставным) судам и мировым судьям субъектов РФ. Толь­ко перечисленные в Законе о судебной системе суды вправе осуществлять правосудие как единственную функцию судебной власти. Ни один государственный орган, кроме су­да, не наделен властными полномочиями по отправлению правосудия.

Принцип осуществления правосудия только судом

В соответствии со ст.118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Также данное положение конкретизировано в ч.1 ст.4 Закона о судебной системе, где сказано: "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается." Применительно к разбирательству уголовных дел рассматриваемый принцип детализируется в ст.49 Конституции РФ и ч.1 ст.8 УПК .В последней по данному принципу сказано следующее: "Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленным настоящим Кодексом." Круг органов уполномоченных вершить правосудие четко ограничен законами. К ним отнесены: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые судьи, военные суды, а также федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ. Этот перечень является исчерпывающим. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.

Презумпция невиновности

Презумпция невиновности является одним из наиболее важных институтов демократического государства. Основные положения данного принципа регламентированы в ст. 49 Кон­ституции РФ, а также в отраслевом уголовно-процессуаль­ном законодательстве (ст. 14 УПК РФ) . Сущность презумпции невиновности заключается в том, что все граждане предпо­лагаются добропорядочными и могут считаться виновными в совершении преступлений лишь при наличии определенных условий и в строго определенный законом момент.

Презумпция невиновности является важнейшей гаранти­ей от необоснованного осуждения лица, обязывает должност­ных лиц, ответственных за производство по делу, доказать виновность лица в совершении преступления, соблюсти про­цедуру установления виновности лица.

Принцип законности

Принцип законности включает в себя требование к судам правильно применять нормы материального (регулятивного) пра­ва и совершать процессуальные действия, руководствуясь законо­дательством о судоустройстве в хозяйственных судах.

Определяя законность, необходимо учитывать, что сама по себе законность - это и метод, и принцип, и режим, точнее - комплексное государственно-правовое явление, которое олицетворяет­ся надлежащей государственно-правовой практикой и отражается в названной категории.

Принцип законности в хозяйственном процессе имеет довольно сложный интегрированный состав, в котором четко выделяются две стороны: материально-правовая и процессуальная. Так, суды осуще­ствляют правосудие на основе Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.

В соответствии со ст. 7 Кодекса о судоустройстве и статусе су­дей, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного правового акта Конституции Респуб­лики Беларусь, он принимает решение в соответствии с Конститу­цией Республики Беларусь и после вступления в законную силу су­дебного постановления ставит перед Верховным Судом и Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос, о внесении ими предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о при­знании данного нормативного правового акта неконституционным.

Понятие законности является многогранным и объемным. Существует множество различных подходов к раскрытию приро­ды (сущности) исследуемого явления 124 . Законность рассматрива­ется как принцип, т. е. закрепленное в законодательстве требова­ние соблюдать правовые предписания, обращенные к субъектам общественных отношений; как метод, когда законность (соблюде­ние норм права) в силу различных причин, в том числе и мер госу­дарственного принуждения, проявляется в конкретном поведении, деятельности субъектов общественных отношений; как режим, т.е. режим общественной жизни, выражающийся в том, что большин­ство участников общественных отношений соблюдают и исполня­ют правовые отношения (нормы права), и как следствие - в обще­стве устанавливается правопорядок.

Сущность принципа законности заключается в строгом и не­уклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права дей­ствующих законов и основанных на них правовых актов. Именно эти качественные характеристики присущи законности любого исторического периода независимо от условий, времени и сферы общественных отношений.

Законность в хозяйственном процессе достигается при реали­зации двух составляющих: во-первых, правильного применения судами норм регулятивного права; во-вторых, соблюдения установ­ленного законодательством порядка рассмотрения и разрешения экономических (хозяйственных) споров, обязательного для всех судов. Отмеченные элементы принципа законности тесно связаны между собой: нарушение или несоблюдение процессуальных норм обычно ведет к неправильной квалификации спорных материаль­но-правовых отношений, порождает ошибки в применении норм регулятивного права. Законность в деятельности суда означает пол­ное соответствие всех его постановлений и совершаемых процес­суальных действий содержанию норм материального и процессу­ального права, т.е. закону 125 .

В хозяйственном процессуальном праве принцип законности имеет свое содержание и свою систему гарантий, что предопреде­ляет необходимость его выделения из системы принципов судо­производства. Все иные принципы хозяйственного процесса име­ют более узкий и в достаточной степени специализированный аспект действия.

Принцип законности в этом отношении является универсаль­ным. Нарушение любого принципа системы принципов хозяйственного процесса, например непосредственности, нередко приво­дит к нарушению принципа законности или всей системы. Какая бы норма процессуального права ни применялась в судебной деятельно­сти, одновременно соблюдается (нарушается) принцип законности. Данное положение обусловлено пониманием сущности правовых принципов, которое в процессуальном праве сводится к выявлению их взаимосвязи с нормами права путем решения проблемы обязатель­ности или необязательности их нормативного закрепления 126 .



Законность предполагает предоставление одинаковых прав и предъявление единых тробований ко всем участникам судопроиз­водства, предусматривает существование определенных гарантий, содержащихся в нормах процессуального закона, его предписаниях 127 . Так, гарантиями реализации принципа законности являются:

· возможность отвода судьи и других участников судопроиз­водства;

· участие прокурора в процессе;

· право сторон вести свое дело в суде через представителя;

· четкий регламент формы и содержания искового заявления;

· письменная форма решения и подробная регламентация его структуры.

Цель хозяйственного процесса состоит в том, чтобы в результа­те рассмотрения дела были установлены действительные фактичес­кие обстоятельства дела и правильно применена норма материаль­ного права. Нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными, если: 1) хозяйственный суд не при­менил закон, подлежащий применению; 2) применил закон, не под­лежащий применению; 3) неправильно истолковал закон.

Правосудие по уголовным, гражданским, административным делам в соответствии с Конституцией может осуществлять только суд (ст. 118). Применительно к правосудию по уголовным делам Конституция устанавливает, что лицо может быть признано виновным лишь приговором суда (ст. 49). Статья 8 УПК, находящаяся в соответствии с приведенными положениями, указывает на то, что только суд в своем приговоре может признать лицо виновным в совершении преступления, а также подвергнуть его уголовному наказанию.

Конституция не только определяет исключительные полномочия суда в осуществлении правосудия, но и устанавливает порядок назначения судей первого и второго звеньев федеральных судов общей юрисдикции Президентом РФ, а судей высшего звена по его представлению -- Советом Федерации РФ (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102). Необходимо к тому же принять во внимание установление Конституцией правила о несменяемости и неприкосновенности судей (ст. 121, 122). Эти и другие положения свидетельствуют о том, что Конституция не только провозгласила самостоятельность судебной власти (ст. 10), но и предусмотрела правовые средства обеспечения независимости судей Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г «О судебной системе Российской Федерации» [Текст](с изменениями и дополнениями) // СПС Гарант.

Суду предоставлены исключительные полномочия по осуществлению правосудия потому, что ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе непосредственного, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного судебного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон. При этом законом предусмотрено, что подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено УПК (ч. 3 ст. 8 УПК).

В соответствии с нормами УПК, например, в стадии судебного разбирательства находит наиболее полную реализацию вся система принципов судопроизводства и правосудия. В этой стадии уголовного судопроизводства более широкие права, чем на других этапах процесса, предоставлены обвиняемому (подсудимому), его защитнику и законному представителю, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям. Все это обеспечивает именно суду наибольшие возможности для установления объективной истины и вынесения справедливого приговора. В результате судебного разбирательства суд может вынести обвинительный или оправдательный приговор. Обвинительный приговор суд не обязательно выносит по тому обвинению, которое сформулировано в обвинительном заключении. Однако, хотя судебное разбирательство производится лишь по тому обвинению, по которому назначено слушание дела, суд вправе изменить обвинение, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту (ст. 252 УПК).

При осуществлении правосудия по уголовным делам судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону (ст. 120 Конституции). Конституцией установлено: «Разбирательство дела во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом» (ч. 1 ст. 123). Принцип гласности устанавливается для всех судов в качестве правила, а закрытое судебное разбирательство -- как изъятие из этого правила, причем только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Гласности судебного разбирательства посвящена ст. 241 УПК. Оговорив общее правило об открытом разбирательстве дел, законодатель отметил, что его действие ограничивается исключениями, предусмотренными ч. 2 ст. 241 УПК. Закрытое судебное разбирательство допускается на основании постановления (определения) суда, когда:

* разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;

* рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет;

Устность судебного разбирательства состоит в том, что доказательства должны быть восприняты судом устно и устно обсуждаться участниками процесса. Наряду с устной формой судопроизводства действует правило письменного оформления отдельных процессуальных действий (путем составления протоколов, определений, вынесения приговоров), что способствует их точной фиксации и позволяет вышестоящему суду проверить законность и обоснованность конечного вывода суда, а также ранее произведенных процессуальных действий.

Развитие демократических начал уголовного судопроизводства и деятельности суда по осуществлению правосудия невозможно без усиления действия таких принципов уголовного процесса, как состязательность, гласность, обеспечение обвиняемому (подсудимому) права на защиту. Их практическая реализация в судебном заседании в значительной степени зависит от обеспечения действия принципа устности судебного разбирательства.

Этот принцип в той или иной формулировке воспроизводится во многих законодательных актах, регулирующих вопросы правосудия.

Суд является единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти .

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» правосудие осуществляется Конституционным Судом РФ , Верховным Судом РФ , Высшим Арбитражным Судом РФ, верховными судами республик в составе Российской Федерации, судами краев, областей, городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районными судами, окружными военными судами и гарнизонными военными судами, а в системе арбитражных судов – окружными и судами субъектов рФ . Кроме перечисленных федеральных судов, правосудие осуществляют конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

Упомянутый федеральный конституционный закон предусматривает возможность создания специализированных федеральных судов с целью рассмотрения гражданских и административных дел. Эти категории дел будут рассматриваться по существу, т. е. в первой инстанции, а принимаемые решения подлежат проверке в установленном порядке в федеральных судах второго звена.

Учреждение иных судов возможно только путем внесения изменений в указанные акты.

Акты правосудия (приговоры и иные судебные решения) после вступления в законную силу приобретают обязательную силу. Решения суда могут изменить или отменить только вышестоящие суды, круг которых четко ограничен указанными выше законами.

Рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела суд способен, если он законен, компетентен и беспристрастен. Существенное значение в обеспечении перечисленных свойств на этом направлении имеет определение законом состава суда на основе единоличного и коллегиального начал, который должен рассматривать конкретное дело. Состав суда определяется федеральным законом и зависит от инстанции, в которой рассматривается дело.

Законодательством установлено положение, в соответствии с которым каждое дело должно быть рассмотрено одним и тем же составом суда.

Функционирование системы судебного контроля – важная составляющая обеспечения правосудия строго в рамках закона. Особая роль принадлежит Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду рФ, которые обобщают судебную практику, анализируют причины допускаемых нарушений и дают судам необходимые разъяснения, публикуя свои документы для широкого использования в Бюллетене Верховного Суда РФ и Вестнике Арбитражного Суда РФ.

Некоторые совместные документы двух высших судов уточняют вопросы распределения полномочий по рассмотрению дел так, чтобы во всех случаяхправосудие осуществлялось только судом.

Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом. Этот принцип, предусматривающий исключительное право суда осуществлять правосудие, не допускает переложения данной функции ни на один внесудебный орган государства. Судебная власть – это государственная власть, призванная (уполномоченная и обязанная) рассматривать и разрешать правовые конфликты, споры о праве в особом, законом предусмотренном порядке.

Указанный принцип, сформулированный в ст. 32, 118 Конституции РФ, ст. 13 УПК РФ, получил свое развитие в ст. 49 Конституции РФ, раскрывающей саму суть правосудия: признать лицо виновным в совершении преступления, а также подвергнуть его уголовному наказанию полномочен только суд своим приговором.

Данный принцип означает, что:

1) суд занимает особое положение суда среди иных органов государственной власти и правомочен принимать решения, имеющие силу закона;

2) отмена или изменение судебных решений может иметь место лишь в пределах судебной системы;

3) исключительное право суда при осуществлении правосудия – признавать лицо виновным либо невиновным и применять наказание к виновному.

Только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание, применить к лицу принудительные меры медицинского характера, применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия, отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом (п. 1 ст. 29 УПК).

Это придает судебному разбирательству значение важнейшей стадии процесса, а суд выделяет из всех иных органов, ведущих производство по делу, ставит его в особое положение, обязывая выступать гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном УПК.

Принцип осуществления правосудия только судом не ограничивается судебным разбирательством в суде первой инстанции, а характеризует все судебные стадии процесса. В каждой из них правосудие осуществляется в тех формах, какие соответствуют характеру и назначению разрешаемых данной стадии задач.

Принцип определяет такой правовой режим, при котором отмена или изменение судебных решений допускается не иначе как вышестоящим судом и в порядке осуществления правосудия по уголовным делам. Ни одно судебное решение не может быть отменено или изменено каким бы то ни было государственным органом, в т. ч. высшей государственной властью. В этом проявляется не только исключительность, но и полнота судебной власти: вступившие в законную силу решения суда обязательны для всех, не исключая высшие органы власти (ст. 392 УПК РФ).

Исключительное право суда осуществлять правосудие исходит из того, что деятельность суда протекает в особом правовом порядке, который создает такие преимущества в разрешении уголовных дел, какими не располагает ни одна иная форма государственной деятельности. Этот порядок заключает в себе наибольшие гарантии для вынесения по делу законного и справедливого решения.

Подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено.

В суде первой инстанции дела рассматриваются:

1) единолично:

а) судьей федерального суда общей юрисдикции;

б) мировым судьей;

2) коллегиально:

а) с участием присяжных заседателей;

б) коллегией из трех профессиональных судей.

Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора – в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.