Статья 1 конституции российской федерации. Конституция российской федерации

Первая Конституция новой России была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведенного в соответствии с указом президента РФ от 15 октября 1993 года. Вступила в силу в день ее официального опубликования - 25 декабря.

Конституция 1993 года существенно изменила структуру высших органов государственной власти. В ней закреплен принцип разделения властей, определен состав федеративного устройства России. Документ в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества.

За 20 лет в Основной закон был внесен ряд поправок. 9 января 1996 года указом президента РФ Бориса Ельцина - Ингушская Республика и Республика Северная Осетия были переименованы в Республику Ингушетия и Республику Северная Осетия-Алания соответственно. В 1996, 2001 и 2003 годах президент еще трижды уточнял названия регионов своими указами. Изменения коснулись Калмыкии, Чувашии и Ханты- Мансийского автономного округа. Поправки, связанные с укрупнением субъектов РФ, вносились пять раз - в 2005 году и по два раза в 2007 и 2008 годах. В документе появились Пермский, Камчатский и Забайкальский края, шесть округов и три области были исключены.

30 декабря 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон "О поправке к Конституции Российской Федерации" "Об изменении срока полномочий президента Российской Федерации и Государственной думы". Одновременно был принят закон "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации". В соответствии с этими документами, были увеличены сроки полномочий президента и Госдумы до 6 и 5 лет соответственно. Также были расширены полномочия Госдумы в части контроля над исполнительной властью, а именно: была установлена норма, обязывающая правительство России ежегодно отчитываться в Госдуме по итогам деятельности.

22 ноября 2013 года Госдума приняла, а 27 ноября Совет Федерации одобрил поправку в Конституцию РФ о создании объединенного Верховного Суда на базе действующих Верховного и Высшего арбитражного судов.

В ознаменование принятия всенародным голосованием Конституции Российской Федерации с 1994 года указами президента России /"О Дне Конституции Российской Федерации" и "О нерабочем дне 12 декабря"/ день 12 декабря был объявлен государственным праздником и являлся официальным выходным. 24 декабря 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. Закон предусматривает отмену выходного дня в День Конституции. День Конституции 12 декабря причислен к памятным датам России.

В конце ноября 2013 года с предложением обсудить возможность объявления выходного дня 12 декабря в День Конституции выступила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В начале декабря эту инициативу поддержал председатель Госдумы Сергей Нарышкин.

Конституция Российской Федерации обладает принципиальными отличиями от предыдущих Законов. В настоящее время в ней отражены новые ориентиры и ценности социально-экономического и политического развития. В их центре находятся свободы и права человека. Конституция РФ сформулирована с учетом принципов гуманизма, свободы и независимости, представительной формы правления, разделения власти. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет Основной Закон.

Общие сведения

Действующая Конституция Российской Федерации используется всеми судами страны. На базе основного закона выстроена существующая система формирования публичной власти, действуют механизмы, предотвращающие возрождение тоталитарного режима в государстве и обществе, способствующие защите гражданской позиции от посягательств государства.

Конституция выступает в качестве подлинного источника права. Сегодня Основной Закон представляет собой один из наиболее значимых инструментов, используемых при осуществлении экономических и политических реформ, образовании рыночной отношений, гражданского общества.

Предпосылки к созданию нового проекта

Известно, что существовавшая до 1993 года Конституция принадлежала к другому времени. Ее утвердили еще в 1978-м. Фактически она явилась "слепком" Основного Закона 77-го года. В прежнем документе была закреплена руководящая роль КПСС, недопустимость создания частной собственности и абсолютное огосударствление экономической сферы. При этом федерализм был провозглашен как принцип, однако своего дальнейшего развития он не получил. Управление государственными делами выполнялось посредством командно-административного аппарата. Имела место подмена закона "телефонным правом", инструкцией, приказом.

Декларация о суверенитете

Она была утверждена на Первом съезде народных депутатов. В Декларации заявлялось, что суверенитет РСФСР провозглашается во имя реализации высших целей. Ими считалось обеспечение каждому гражданину неотъемлемого права на свободное развитие, достойную жизнь, пользование родным для него языком. При этом народ в целом получал возможность самоопределяться в выбранных им национально-государственных и культурных формах.

Принятие этой Декларации считается отправной точкой в работе по подготовке проекта новой Конституции. На Первом съезде народных депутатов была сформирована соответствующая Комиссия. Главой ее стал тогда Б. Ельцин. На Пятом съезде новый проект был принят к сведению. Комиссии при этом было поручено доработать его, учитывая замечания и предложения народных депутатов, и вынести на рассмотрение очередного Съезда. При этом страна продолжала свою жизнь по старой Конституции, положения которой все больше расходились с преобразованиями, которые проводились в государстве.

Для устранения прямых противоречий и возникающих несоответствий в Основной Закон вносились постепенно дополнения и изменения. Они существенным образом влияли на содержание Конституции. В итоге общее количество поправок перевалило за 300. Однако становилось ясно, что решить задачи конституционных преобразований таким путем не представляется возможным. Сложности возникали главным образом в связи со спешным и массовым внесением поправок. Это порождало в самом тексте документа противоречивость идей и несогласованность многих статей. Зачастую неясности приобретали критический характер.

Современные реалии

Сегодня, когда страна переходит к новому строю, появляется достаточно много острых конфликтов и кризисных ситуаций. Повышенную актуальность приобретает исследование и анализ социальных противоречий, проявляющихся в юридических формах в том числе. Эти явления в полной мере затрагивают и современный российский конституционализм.

Становится весьма очевидным тот факт, что степень реальности демократических принципов, провозглашаемых Основным Законом, эффективность регулирования определяются во многом глубиной его проникновения в природу конфликтов и социальных противоречий современного государства и общества.

Конституция РФ: последняя редакция

Проект действующего Закона являет собой результат совместной продолжительной работы депутатов, представителей государственных органов власти разного уровня. В подготовке его участвовали и члены некоторых общественных объединений, предпринимательских кругов, а также видные юристы. Проект очень широко освещался в СМИ и подвергался всестороннему рассмотрению на Конституционном совещании. Такая масштабность обсуждения была связана с тем, что он затрагивал все слои общества в стране. Только после завершения всей предварительной работы, проект был вынесен на всенародное обсуждение. Обнародовал его Президент РФ. Конституция после голосования была одобрена гражданами.

Характеристика Основного Закона

Конституция, выполняя регулятивную функцию, призвана обеспечивать внутреннюю целостность норм внутригосударственной правовой системы. Вместе с этим она должна способствовать установлению эффективного взаимодействия с иностранными законодательными структурами. Конституция исчерпывающим образом определяет перечень основных нормативных актов. В него, в частности, входят законы о судебной системе, порядке функционирования Правительства страны при чрезвычайном положении и так далее. Всего их 14.

Конституция РФ (последняя редакция), фиксируя основные законы, круг отношений, которые они регулируют, закрепляет их центральную позицию в действующем законодательстве. Вместе с этим они приобретают особую юридическую силу. Принятие Конституции РФ осуществляется по усложненному порядку. Для одобрения Основного Закона необходимо не меньше 3/4 голосов всех членов СФ.

Усилению позиции Конституции в правовой системе страны весьма способствует и тот факт, что на нее не может наложить вето Президент. По своей структуре Основной Закон представляет собой "кодекс". Однако это не означает, что его регулирование существующих государственно-правовых отношений можно считать исчерпывающим. В связи с этим некоторые авторы используют несколько иную формулировку, характеризующую Основной Закон, - "кодексообразный документ".

Монозаконность

Суть Конституции РФ связана с характером формирующейся в стране государственной системы. До недавнего времени, аналогично советскому и постсоветскому периодам, развитие осуществлялось в рамках "монозаконности". Это значит, что Конституция представляет собой единую, целостную структуру. Любые дополнения и корректировки, вносимые законом, непременно инкорпорировались и в ее текст.

Здесь стоит привести наглядный пример. В частности, можно сказать о принятии законов о дополнении и изменении Конституции 1989-93 гг. Существенные поправки были внесены в 1992 году в ходе VI Съезда народных депутатов. Такой порядок существовал вплоть до конца сентября 1993 года. Съездом народных депутатов могли вноситься дополнения и изменения посредством закона, при согласии не менее 2/3 от всего числа депутатов. Этот же порядок соблюдался при принятии решений о приостановлении действий отдельных частей Конституции, делегировании полномочий Верховному совету от СНД.

Во всей системе монозаконности, существовавшей до определенного периода в стране, имели место два исключения. В данном случае конституционным значением были наделены Декларации о суверенитете РФ (от 12-го июля 1990 года) и свободе и независимости граждан (от 22-го ноября 1991 года). Многие предписания указанных источников имели особое значение при становлении демократической государственности в стране. Свободы и права человека и гражданина, таким образом, были возведены в категорию высших ценностей общества и власти. В связи с этим они были инкорпорированы в текст Главного Закона.

Новая система

Закон считается принятым при наличии одобрения большинства от не менее 3/4 голосов общего количества членов СФ и не менее 2/3 от всего количества депутатов Госдумы. После утверждения в течение 14 суток он подлежит подписанию представителем верховной власти. Им является Президент. После этого закон обнародуется. Содержание Конституции РФ предусматривает утверждение таких законов, как, например:

  • О порядке, согласно которому осуществляется изменение статуса субъекта страны.
  • О государственном гимне, гербе и флаге и правилах их использования.
  • О судебной системе и прочих.

Положения Конституции РФ в гл. 1, 2 и 9 могут корректироваться не ФС. Для внесения изменений существует вновь сформированный орган. Им является Конституционное Собрание. При этом корректировки утверждаются при наличии одобрения решения 3/5 голосов от общего числа членов ФС и депутатов Госдумы. Принятие поправок к гл. 3-8 осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным для введения конституционного федерального закона. В свою силу они вступают после того, как будут одобрены представителями органов законодательной власти не менее чем от 2/3 субъектов страны.

Утверждение Основного Закона

Принятие Конституции РФ было реализовано, как выше было указано, посредством проведения всенародного голосования. До этого момента в стране действовал Основной Закон 78-го года. Новый проект был утвержден в 1993 году, 12-го декабря. Новый проект имеет свои характерные черты, существенно отличающие его от предыдущих.

Особенности Конституции РФ 1993 года в первую очередь заключены в том, что она выступает в качестве Основного Закона действительно суверенного, самостоятельного государства, а ее утверждение связано с возрождением независимости и незыблемости демократической основы. Безусловно, данный проект не обладает учредительным характером. Главы Конституции РФ не формируют нового государства – оно существовало и ранее в разных границах при различных формах правления в течение многих столетий. В Основном Законе подчеркивается идея о сохранения единства, сложившегося исторически. Вместе с этим, статьи Конституции РФ выделяют ее среди предписаний аналогичного ранга. Они отражают ее связь с новой эпохой в истории страны.

Особенности Конституции РФ

По своей структуре Основной Закон близок к аналогичного рода документам, традиционно присутствующим в демократических странах. В большинстве из них отражено стремление скоординировать деятельность всех уровней власти в государстве. При этом преследуется одновременно цель установить реальные приоритеты каждой ветви с учетом специфики сформированных политических отношений в определенный исторический этап становления и развития страны.

Оценивая позицию Президента, Правительства, ФС, многие политологи и юристы обнаруживают аналоги в иностранных законодательствах. Достаточно явно сходство с французской Конституцией, которая была принята в 1958 году на референдуме. Следует отметить, что ее концепция была определена в то время Ш. де Голлем. Он являлся, как известно, президентом Франции. Влияние де Голля на формирование Конституции было связано, главным образом, с необходимостью обладать значительной личной властью, которая смогла бы обеспечить выход страны из кризисного состояния, сложившегося в те годы. Тем не менее при внешнем сходстве формул власти, просматриваются достаточно явные отличия в практике их применения.

Основные черты Закона

В первую очередь стоит отметить, что в своем современном значении Конституция выступает как акт, утверждаемый народом и от его имени. Примечательно, что сам факт возникновения в 17-м столетии идеи о необходимости такого документа, был связан именно с указанной чертой. Она и сегодня признается как доминирующая в теории и практике законотворчества.

Неслучайным, таким образом, является начало Основных Законов большинства демократических стран: "Мы, народ, провозглашаем (учреждаем и т. п.) настоящую Конституцию". Еще одна достаточно значимая черта документа – его учредительный характер. Он обусловлен особенностью субъекта, принимающего Конституцию. В связи с тем, что носителем суверенитета в стране выступает народ, и он же считается то только он имеет и высшее ее проявление. Это означает, что он имеет право принимать Конституцию, утверждать посредством ее новые основы государственности, которые выбирает он сам. Только имея учредительную власть, можно изменить, даже самым радикальным образом, существующие основы политического и общественного режима. Проявление этой черты также просматривается в том, что главы Конституции РФ выступают как первоосновы. Они считаются исходными.

Предмет регулирования

В данном случае речь идет о специфике того уровня общественных взаимодействий, которыми управляет Конституция РФ. Нормативные акты затрагивают все сферы социальной жизнедеятельности. Это в первую очередь область экономических, политических, духовных, социальных отношений. В этих сферах нормы Конституции РФ регулируют фундаментальные, базовые основы взаимодействия между субъектами.

Юридические свойства

Они считаются производными от приведенных выше черт. Юридические свойства, которые имеют статьи Конституции РФ, выражены в:

  • Верховенстве Основного Закона.
  • Роли Конституции как центра государственной правовой системы.
  • Особой охране Основного Закона.
  • Специфическом порядке пересмотра и утверждения документа, внесения поправок в него.

Конституция страны представляет собой нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий базу конституционного строя, фундамент правового статуса гражданина и человека, устройство страны, принципы организации и функционирования, а также всю структуру органов местной и государственной власти.

Соответствие современной ситуации

Говоря о том, каковы особенности Конституции РФ, нельзя не упомянуть и о ее адекватном характере. В Основном Законе отражены переходные процессы, происходящие в обществе, противоречивость его существования в целом. Статьи Конституции РФ воплощают все то, что достиг и отстаивает многонациональный народ. Это, в частности, разнообразие форм собственности, свобода экономических отношений, идеологический и политический плюрализм, конкуренция. К этому списку стоит, безусловно, отнести и признание свобод и прав гражданина и человека, самостоятельный статус системы местного самоуправления, федеративное устройство, которое основывается на равноправии и самоопределении народа. Присутствующие в Основном Законе предписания носят абстрактный характер. Это связано с тем, что их цель состоит в закреплении самого главного момента в тех или других общественных отношениях.

Специфика

Особенности Конституции РФ отражают ее место в юридической системе. Посредством их выражена специфика механизма регулирования отношений в обществе. Основные особенности Конституции РФ состоят в ее преемственности, перспективности, легитимности, стабильности, верховенстве. Как выше было сказано, отдельное значение имеет и специфика порядка утверждения документа и внесения в него поправок.

Легитимный характер, которым обладает 1 Конституция РФ, заключается в том, что утверждена она была на всенародном референдуме. Он проводился впервые за всю отечественную историю. Гражданам страны бы предоставлен проект, предложенный Главой государства и одобренный на Конституционном совещании. В новом Основном Законе более последовательно, чем в предыдущих, указано на наличие субъекта – народа. Документ выступает в качестве своего рода модели регулирования современных отношений. Именно в этой связи ему присущ и прогностический характер, отражающийся в такой черте, как перспективность. Поэтому вместе с закреплением достигнутых итогов в Основном Законе фиксируются цели и стремления, выступающие задачами на будущее.

Преемственность Конституции обуславливается непрерывностью исторического становления государственного строя. Ядром в данном случае снова выступает народ, а также единство и власть. В преамбуле содержится идея преемственности. В ней выражено стремление народа сохранять исторически сложившееся государственное единство, незыблемость демократического строя. Немаловажной чертой, которой обладает Основой Закон, является его реальность. В качестве главного критерия оценки этой особенности выступает соответствие документа действительности. Если существующая ситуация и Основной Закон находятся в единстве, обеспечивая при этом соответствия предписаний экономическим и социальным условиям формирования общества, то можно без сомнения говорить о реальности документа. В отличие от предыдущих проектов, новое издание наиболее приближено к действительности.

В заключение

В отличие от существующих обычных законов, Конституционные положения отличаются долговечностью и стабильностью. Данные характерные черты предписаний, содержащихся в документе, обусловлены рядом обстоятельств. В первую очередь стоит отметить, что, вследствие абстрактного содержания положений Конституции, они не подвержены постоянным изменениям. Кроме этого, в качестве гаранта жизнеспособности и долговечности выступает упомянутый уже не раз порядок утверждения и внесения поправок в Основной Закон.

Текст Ст. 1 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Комментарий к Ст. 1 Конституции Российской Федерации

1. Эта статья в наиболее общем виде закрепляет обобщенную характеристику российского государства и является ярким примером нормы-дефиниции (краткое определение, отражающее существенные признаки предмета), присущей отечественному конституционному праву, особенно первой главе Основного закона. Рассмотрим подробнее каждый из принципов, сформулированных в статье 1 Конституции России.

Демократическое государство. Как известно, демократия (от гр. demos — народ, kratos — власть) — это власть народа, т.е. политический режим, характеризующийся в первую очередь периодической сменяемостью избираемых населением органов публичной власти. Степень развития демократии зависит от количества избираемых органов власти и числа граждан, участвующих в выборах. В Российской Федерации к числу избираемых органов власти относятся Президент России, нижняя палата Федерального Собрания — Государственная Дума, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, большинство органов местного самоуправления. Выборы осуществляются периодически, на основе всеобщего равного в основном прямого избирательного права, выдвижение кандидатов на выборные должности осуществляется на альтернативной основе (см. и ). При выборах применяются в различных сочетаниях мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. С этих формальных позиций Российская Федерация может считаться демократическим государством.

Вместе с тем отказ от избрания населением губернаторов (глав) субъектов Федерации, введение полностью пропорциональной избирательной системы и увеличения порогового числа голосов избирателей при прохождении списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы, отказ от непосредственного избрания населением субъектов Федерации членов верхней палаты Парламента (см. комментарий ко второму разделу Конституции) — свидетельство частичного отказа от ряда преимуществ демократического режима.

Помимо названных признаков, демократический политический режим характеризуется свободой печати, отказом от цензуры, приоритетом прав человека перед правами государства, его органов. С формально-юридической точки зрения все эти признаки демократии в России конституционно закреплены (см. и ), однако на практике не всегда соблюдаются и не получили должного закрепления в текущем законодательстве.

Федеративное государство. Как известно, все государства мира по своему политико-территориальному устройству делятся на федеративные (от лат. foederatio — союз, объединение), т.е. сложные по составу, включающие в себя относительно самостоятельные государственные образования, называемые субъектами федерации (штаты, кантоны, земли, и т.д.), и унитарные (от лат. unitas — единство), т.е. простые по составу, разделенные на несамостоятельные административно-территориальные единицы, подчиненные единому центру. Федеративных государств в мире меньшинство, не более 26. Однако их число растет, некоторые государства, например Италия, Испания, находятся на стадии перехода от унитарных к федеративным. Причина очевидна: федеративные государства в силу децентрализации и деконцентрации государственной власти становятся более демократичными.

При этом следует отметить, что в мировой практике отсутствует четкий набор факторов, определяющих тип политико-территориального устройства того или иного государства. Как правило, это набор субъективных, исторически сложившихся факторов и событий. Не является исключением в этом ряду и Россия. Исторически процесс формирования унитарных и федеративных государств по времени различен. Те европейские государства, в которых процесс формирования централизованного государства завершился в XVI-XVIII вв., оформились как унитарные (Франция, Великобритания, Россия). А те страны, где этот процесс пришелся на рубеж XVIII-XX столетий или подвергся некоторым внешним воздействиям, как, например, США, ФРГ или Швейцария, превратились в федеративные государства. Российская империя в силу набора объективных и субъективных причин, несмотря на огромную территорию, полинациональный состав и многоконфессиональность, сформировалась как жестко централизованное государство. Однако неудачный для России исход первой мировой войны, три сокрушительные социальные революции поставили ее на грань распада. Большевики нашли единственно возможный, с их точки зрения, способ сохранить целостность государства через спекуляцию на национальных чувствах угнетаемых царизмом народов, т.е. через гипертрофированное толкование принципа самоопределения наций.

В результате на развалинах Российской империи образовались самостоятельные государства: БССР, УССР, ЗСФСР, Бухарская и Хорезмская народные республики, Польша и Финляндия. А на территории центральной России сформировалась уникальное по своей организации государство — Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика*(6). Уникальность изначального федеративного устройства России состояла в том, что это была федерализация «сверху», осуществляемая по указанию центральной власти, путем так называемой автономизации. В составе РСФСР были сформированы шесть типов государствоподобных образований — автономные республики, автономные области, национальные (позже автономные) округа, трудовые коммуны (например, немецкая Трудовая коммуна, преобразованная в 1923 г. в АССР немцев Поволжья), края и области. Из всего перечня образований только автономные республики могли претендовать на статус субъектов Федерации, поскольку имели право на принятие собственной Конституции и автономное законодательство. Остальные территории страны находились в административном подчинении центру, — т.е. в положении административно-территориальных единиц, присущих унитарному государству. Тем не менее государство в целом получило название федеративного. Такая асимметрия могла существовать только в условиях жесткой административной, организационной и политической централизации.

Поэтому, когда в период так называемой перестройки началось бурное преобразование территориального устройства страны: республики были объявлены суверенными государствами в составе РФ, большинство автономных областей, за исключением Еврейской, были также преобразованы в республики, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области, были образованы города федерального значения, Москва и Санкт-Петербург, остальные девять автономных округов, области и края потребовали равноправного статуса субъектов Федерации, — был заключен так называемый Федеративный договор (точнее, три договора; подробнее см. комментарий ко второму разделу Конституции), согласно которому каждая из групп субъектов Федерации (суверенные республики; области, края, города федерального значения; автономные округа) получала свою систему взаимоотношений с центральной властью.

Различия в этих отношениях были минимальные. Пожалуй, наиболее существенным отличием было признание центральной властью республик суверенными государствами в составе Российской Федерации. Это была вынужденная акция, предотвратившая возможный распад Российской Федерации, наметившийся вслед за распадом СССР, произошедшим в декабре 1991 г. Однако кризис федеративных отношений миновал, а Федеративный договор, согласно второму разделу Конституции, формально продолжает действовать (во всяком случае, ни одна сторона его не денонсировала)*(7). Поэтому перед авторами Конституции стояла трудная задача. С одной стороны, в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г. Россия объявлялась суверенным государством и эта норма в соответствии с общемировой практикой должна была получить закрепление именно в первой статье Конституции. С другой — объявление всех субъектов равноправными между собой и во взаимоотношениях с центральной властью (см. ) требовало одностороннего отказа от суверенитета республик в составе Российской Федерации. Тогда авторы Конституции пошли по компромиссному пути взаимного «отказа» от суверенитета: России — в первой статье Конституции, а республик — в пятой. При этом, разумеется, Россия объявлялась суверенным государством, но косвенным образом, путем закрепления отдельных его признаков (см.

И заменила его Федеральным Собранием Российской Федерации , состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной Думы, избираемой народом.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя, государственное устройство , образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, .

История конституции

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР , которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей.

Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года , разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:

  • , созванного по решению Президента РФ Б. Н. Ельцина

В итоге проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен Президентом на всенародное голосование.

12 декабря 1993 года голосование состоялось. За принятие Конституции проголосовало 58,43 %, против - 41,57 %. Новая Конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования 25 декабря того же года.

Конституция Российской Федерации 1993 года

Структура

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей , закрепляющих основы политической , общественной, правовой , экономической , социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности , федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти , а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

  • Раздел первый
    • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)
    • Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)
    • Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)
    • Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)
    • Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)
    • Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)
    • Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)
    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137)
  • Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Отличия от

  • Ликвидирована система Советов (включая Съезд народных депутатов России);
  • Ликвидировано закрепление земли и недр в качестве достояния народов, проживающих на соответствующей территории (ст.11 Конституции 1978 г.);
  • Россия стала симметричной федерацией : полномочия республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стали одинаковыми (пункт 4 , пункт 2 , пункт 1 ). Однако, республики, входящие в Россию, имеют право устанавливать свой государственный язык, в отличие от иных субъектов России . В - гг. компетенция республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных области и округов различалась (см. , Конституции 1978 года), а до этого, в - гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) и вовсе были только национальные образования (республики).
  • Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);
  • Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России ; (в - гг. составлял 65 лет);
  • Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации ;
  • Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации ;
  • Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в - гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);
  • Президент Российской Федерации был наделен полномочиями главы государства, но перестал считаться главой исполнительной власти и её частью.
  • введено разделение законов на обычные (федеральные законы), органические (ФКЗ , принимаются двумя третями голосов депутатов ГД и одобряются тремя четвертями голосов членов СФ) и законы о поправках к Конституции (порядок принятия тот же (за исключением поправок к главам 1, 2 и 9) + ратификация субъектами).
    • Согласие субъектов Федерации (ратификация) теперь требуется для любых поправок к Конституции (а не только для изменения норм о федеративном устройстве).
    • Установлен усложненный порядок изменения основ конституционного строя (глава 1), норм о правах человека (глава 2) и порядке изменения Конституции (глава 9). Ранее любой раздел Конституции (включая основополагающие её нормы) мог быть изменен Съездом народных депутатов России (законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации).
  • нормы об основах системы государственной власти субъектов России выведены из Конституции в федеральные законы (прежде всего - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Ранее система государственной власти во всех субъектах была регламентирована непосредственно Конституцией России (разделы и Конституции 1978 года)
  • отменена регламентация структуры представительных и исполнительных органов местного самоуправления, в прежней Конституции статус местных Советов народных депутатов и местной администрации регламентировался непосредственно (главы и )
  • принципы избирательной системы выведены в законы. Ранее они регламентировались Конституцией ()
  • государственная символика стала устанавливаться федеральными конституционными законами. Ранее флаг и герб были установлены непосредственно Конституцией (статьи 180 и 181 Конституции 1978 года), а гимн определялся Верховным Советом России (статья 182).
  • Конституция получила высшую юридическую силу (статья 15 Конституции России). Ранее говорилось лишь о том, что «все законы и иные акты государственных органов Российской Федерации издаются на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.» (статья 184 Конституции России 1978 года), что было связано с отказом Съезда народных депутатов России рассматривать беловежское соглашение, включая отказ отменять формальное действие и высшую юридическую силу Конституции СССР
  • Отменен институт приостановления отдельных статей Конституции законодательным органом (ранее статья 185 Конституции 1978 года предусматривала, что Съезд народных депутатов России может это сделать не менее, чем двумя третями голосов народных депутатов России).
  • Исключены нормы о делегировании парламентом своих полномочий (ранее они предусматривались статьей 185 Конституции России 1978 года)
  • В Конституцию введены нормы о порядке принятия новой Конституции (Конституционным Собранием , двумя третями голосов от общего числа членов Собрания, либо референдумом, назначенным Собранием). Прежняя Конституция не включала прямых норм о порядке принятия Конституции, но содержала указание на эту процедуру среди исключительных полномочий Съезда (пункт 1 части третей статьи 104 КРФ 1978 года).

Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Субъектами конституционной законодательной инициативы, то есть, субъектами , которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются:

  • законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
  • группа численностью не менее одной пятой членов Совета федерации или депутатов Государственной думы.

Порядок внесения поправок в Конституцию и её пересмотра регламентируется Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:

  1. пересмотр положений глав (основы конституционного строя), (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции;
  2. поправки к остальным главам (кроме );
  3. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации;
  4. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава Российской Федерации.

Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.

Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта России

Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:

В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Нормативный акт До изменений После
Ингушская Республика Республика Ингушетия
Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 Республика Северная Осетия Республика Северная Осетия - Алания
Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. № 173 Республика Калмыкия - Хальмг Тангч Республика Калмыкия
Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 679 Чувашская Республика - Чаваш Республики Чувашская Республика - Чувашия
Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. № 841 Ханты-Мансийский автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава России

В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции:

Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации

Федеральный конституционный закон Дата внесения изменений Исключено из статьи 65 Включено в статьи 65
от 25 марта 2004 года № 1 1 декабря Пермская область ; Коми-Пермяцкий АО Пермский край
от 14 октября 2005 года № 6 1 января Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО ; Эвенкийский АО Красноярский край
от 12 июля 2006 года № 2 1 июля Камчатская область ; Корякский АО Камчатский край
от 30 декабря 2006 года № 6 1 января Усть-Ордынский Бурятский АО Иркутская область
от 21 июля 2007 года № 5 1 марта Читинская область ; Агинский Бурятский автономный округ Забайкальский край

Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации

Статья 136 Конституции гласит: Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации"

Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»

Поправки в главы 3-8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.

Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции

В статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор не принят.

Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором - вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3-8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.

Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание - особый учредительный орган , порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:

  • подтверждает неизменность Конституции;
  • разрабатывает проект новой Конституции, который:
    • принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов или
    • выносится на всенародное голосование , где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.

Отличие Конституции от законов

Конституция:

  • закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
  • обладает высшей юридической силой;
  • обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);
  • отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;
  • является базой для текущего законодательства.

Конституция и ограничение прав и свобод человека

Несмотря на то, что в соответствии с конституцией России права и свободы человека являются высшей ценностью, конституция России допускает их ограничение. Исходя из требований ст. 55 конституции России, такие ограничения должны удовлетворять следующим требованиям:

  • ограничение прав не должно достигать таких размеров, при которых можно будет говорить об отмене или даже умалении отдельных прав человека и гражданина, подразумевающем законодательное установление в сфере соответствующих прав и свобод меры свободы меньшей, чем необходимая с точки зрения основного содержания этих прав и свобод;
  • никакие ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут быть сделаны на основе подзаконных актов;
  • исчерпывающим перечнем оснований для ограничения прав и свобод человека и гражданина является «защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»;
  • ограничение права и свобод не должно превышать минимально необходимую меру, позволяющую реализовать приведённые в предыдущем пункте цели;
  • должны одновременно выполняться все перечисленные в пп. 1-4 требования, а также остальные требования конституции России.

В противном случае ограничение прав и свобод человека считается антиконституционным.

Вышеуказанные требования входят в так называемую «генеральную клаузу» - общую норму, на основании и в соответствии с которой допускается ограничение прав и свобод человека в Российской Федерации. Тем не менее отдельные статьи второй главы Конституции России содержат специальные основания ограничения тех или иных прав. К примеру, право собственности на землю в соответствии с ч.2 ст. 36 Конституции России осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде. Таким образом, требование защиты окружающей среды является специальным конституционным основанием ограничения права собственности.

Некоторые из оснований ограничения прав граждан, в частности защита нравственности, являются весьма растяжимыми с нормативной точки зрения. Обращая внимание на критерии оправданности применения ограничений Конституционный Суд России указал: "Публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату ".

Конституционный Суд России также воспринял ряд принципов, введённых в практику Европейским Судом по правам человека в качестве необходимых для ограничения прав условий. Так, в одном из постановлений КС России было установлено, что «ограничения права собственности, равно как и свободы предпринимательской и иной экономической деятельности могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности), носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо данного конституционного права».

Издание Конституции

Официальное издание Конституции Российской Федерации осуществляет московское издательство «Юридическая литература ». Осуществлено четыре официальных издания основного закона: в 1993, 1997, 2005, 2009 годах и публикация текста Конституции в Российской газете . Существуют десятки переизданий Конституции Российской Федерации.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Текст Конституции Российской Федерации на официальном сайте Президента России
  • Сайт, посвященный Конституции России (Гарант-Интернет) (рус.) (англ.) (нем.) (фр.) (В редакции от 25 июля 2003 года).
  • Конституция Российской Федерации, с изменениями от 30 декабря 2008 года Российская газета 21 января 2009 года.

главный нормативный акт РФ, имеющий высшую юридическую силу на всей территории РФ и закрепляющий основы ее социального, экономического и политического устройства.

Действующая К. РФ принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8% от внесенных в списки. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.

До 12 декабря 1993 г. в РФ действовала Конституция РСФСР 1978 г. с многочисленными изменениями и дополнениями. Проект новой Конституции начал разрабатываться в июне 1990 г. специально созданной для этого Конституционной комиссией Съезда народных депутатов РСФСР.

К. РФ состоит из преамбулы, основного Первого раздела, включающего 9 глав и 137 статей, и Второго раздела, включающего 9 параграфов переходных и заключительных положений. Преамбула К. РФ представляет собой небольшой вводный текст, имеющий важное концептуально-идеологическое значение. Она провозглашает идею приоритета прав и свобод человека, настраивает общество на гражданский (т.е. внутренний) мир и согласие. Последовательно отражена идея сохранения государственного единства РФ, возрождения ее суверенной государственности в сочетании с равноправием и самоопределением народов. Подчеркнуты стремление обеспечить благополучие и процветание РФ, идеи ответственности перед настоящим и будущими поколениями и включения (интеграции) РФ в мировое сообщество.

Подобно многим другим новейшим конституциям текст К. РФ начинается главой, посвященной основам конституционного строя, в которой устанавливается конституционный статус РФ как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления и содержатся следующие фундаментальные принципы: а) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; б) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Отражая этот принцип конституционного строя, РФ учитывает международный опыт и принципы, отраженные во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 г. и гласящей: признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, равных и неотъемлемых прав их - основа свободы, справедливости и всеобщего мира; в) народовластие. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народный суверенитет означает, во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в РФ, во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления; г) демократия как основа образа жизни в РФ и ее политического режима; д) идеологическое и политическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной. Политическое многообразие означает свободу деятельности в рамках закона различных политических сил, что выражается прежде всего в признании многопартийности. Партии и другие общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений. цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований. разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни; е) свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности. В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В соответствии с господствующей в современной мировой конституционной практике традицией в К. РФ сразу за главой об основах конституционного строя помещаются положения о правовом статусе личности. В гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" К. РФ в соответствии с нормами международного права устанавливает, что принципами конституционного статуса личности в РФ являются: свобода личности; принадлежность человеку основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемость; соответствие статуса личности в РФ требованиям и стандартам, сложившимся в мировом сообществе; сочетание индивидуальных интересов личности с интересами других лиц, общества и государства; всеобщность основных прав, свобод и обязанностей: юридическое равенство, т.е. равноправие граждан, включая равенство всех перед законом и судом, равные права и свободы для мужчины и женщины: непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, соответствие конституционным основам статуса личности всех норм текущего законодательства и правоприменительной практики; обеспеченность конституционного статуса личности процессуальными и иными гарантиями.

Указанные принципы свидетельствуют о коренном изменении концепции регулирования основных прав и свобод. В советских конституциях человек рассматривался как часть определенной социально-экономической системы, а также как непременный, активный участник политической жизни страны, и только затем уже шла о нем речь как об индивиде, имеющем личную жизнь, до известных пределов неприкосновенную для публичного интереса и охраняемую государством. Соответственно, основные права и свободы делились на три группы в следующем порядке приоритетности: социально-экономические, политические, личные.

В действующей К. РФ личные права и свободы поставлены на первое место. Вторая группа - общественно-политические, или публично-политические, права и свободы (поскольку по сравнению с советским временем общественная жизнь в значительной степени деполитизирована). На третьем месте стоят социально-экономические права, причем и содержание этих прав, и их последовательность принципиально иные, чем в советское время. На первом плане - свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, право частной собственности, свобода труда, затем уж все остальное. Большое внимание уделяется обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. Третий крупный блок норм в К. РФ посвящен территориальной организации РФ. В гл. 3 "Федеративное устройство" содержатся положения, раскрывающие принцип федерализма как одной из основ конституционного строя. К.РФ предусматривает три вида субъектов федерации - республики в составе РФ (государства), национально-территориальные образования - автономная область, автономные округа, территориальные (или территориально-государственные) образования - края, области, города федерального значения.

Как и многие зарубежные конституции, К. РФ содержит поименный перечень всех субъектов Федерации, причем изменения наименований субъектов отражаются в К. РФ автоматически, т.е. без соблюдения обычной процедуры внесения поправок. К. РФ определяет, что субъекты РФ являются равноправными и между собой, и в отношениях с федеральными органами государственной власти. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.

Исходя из принципа единства государства К.РФ использует понятие "суверенитет" только по отношению к РФ, утверждая, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. К. РФ.и ФЗ имеют верховенство на всей территории государства. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Уважая право субъектов на свою территорию, РФ, тем не менее, не допускает установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Виды форм собственности, определенные К. РФ, могут существовать на территории каждого субъекта РФ, им обеспечивается равная защита государством. Общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются ФЗ.

К. РФ определяет предметы исключительного ведения РФ, а также совместного ведения РФ и субъектов РФ. Она провозглашает принцип: вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Обеспечивая самостоятельность субъектов, РФ, тем не менее, оставляет за собой право на установление общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления; в отношении законодательства она требует, чтобы акты субъектов РФ соответствовали К. РФ и законам РФ; но в случае противоречия между ФЗ и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным последним в пределах своих прав, действует акт субъекта.

Задачей К. РФ является установление формы правления и системы; органов власти.

В гл. 4 "Президент Российской Федерации" закреплены статус Президента РФ и перечень его властных полномочий.

В гл. 5 "Федеральное Собрание" К. РФ закрепила основы его статуса как парламента РФ, представительного и законодательного органа РФ.

В гл. 6 "Правительство Российской Федерации" К. РФ определяет Правительство РФ как орган, осуществляющий исполнительную власть.

Глава 7 "Судебная власть" содержит комплекс норм, определяющих основы организации судебной системы РФ и осуществления правосудия. В ту же главу включена статья о прокуратуре РФ.

Предложения о поправках и пересмотре положений К. РФ могут вносить Президент РФ, СФ, ГД, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группы депутатов. В гл. 9 предусмотрено четыре различных процедуры внесения поправок в К. РФ в зависимости от вида норм, подлежащих пересмотру.

Положения гл. 1 "Основы конституционного строя", 2 "Права и свободы человека и гражданина" и самой гл. 9 не могут быть пересмотрены ФС. Оно вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Если предложение о пересмотре будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность К. РФ, либо разрабатывает проект новой конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3, голосов от общего числа его членов или выносится на референдум. При проведении референдума К. РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании.

Поправки к остальному тексту К. принимаются квалифицированным большинством голосов - не менее 3/4 в СФ и 2/3 в ГД. Принятые поправки вступают в силу только после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Поправки принимаются в форме особого правового акта - ФЗ о поправке к К. РФ.

Изменения ст. 65 К. РФ, касающиеся состава субъектов РФ, вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Заканчивается К. РФ разделом вторым "Заключительные и переходные положения". В нем объявляется, что К. РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. Этот день - 12 декабря 1993 г. - считается днем принятия К. РФ. Одновременно прекращается действие Конституции 1978 г.

В разделе втором четко обозначен приоритет К. РФ перед иными актами. Если ей не соответствуют положения Федеративного договора, других договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоры между органами власти субъектов - действуют положения К. РФ. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу К. РФ, применяются в части, не противоречащей ей.

Отличное определение

Неполное определение ↓