Правила применения специальных средств сотрудниками милиции. Применение специальных средств сотрудниками полиции: основания, порядок применения, ограничения

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 21 Закона о Полиции

1. Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи подлежит расширительному толкованию. Не обязательно, чтобы нападение было осуществлено либо на гражданина, либо на сотрудника полиции. Несомненно, основания применения специальных средств имеются и при нападении на них обоих.

2. Сопротивление, о котором речь идет в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, подразумевает активное противодействие, а не выразившийся в словах отказ подчиниться законному требованию сотрудника полиции.

3. Необходимость пресечения оказываемого сотруднику полиции сопротивления как основание применения специальных средств имеет место лишь в случае законных действий сотрудника полиции. Если выяснится, что сотрудник полиции осуществлял в отношении лица незаконные действия, то и сопротивление этим действиям могло осуществляться гражданином в рамках необходимой обороны. В таком случае основания применения к гражданину специальных средств будут отсутствовать.

4. В пунктах 4 и 5 ч. 1 комментируемой статьи употреблен термин "задержание". Это более широкое понятие, чем то задержание, о котором речь идет в УПК РФ. Названная разновидность задержания равнозначна кратковременному ограничению возможности лица по своему усмотрению осуществлять определенного рода телодвижения в целях обеспечения его доставления в полицию. После того как гражданин успешно ограничен в указанной возможности, применять к гражданину специальные средства по данному основанию нельзя. Хотя возможно применение указанных средств по некоторым другим закрепленным в комментируемой статье основаниям.

5. Вооруженным сопротивление следует признавать, когда у лица имеется оружие (любая из разновидностей такового), которым оно намерено воспользоваться, а равно при намерении лица использовать против сотрудника полиции в качестве оружия иные подручные средства (железный прут, палку и т.п.).

6. Под конвоированием понимается принудительное сопровождение лица к месту назначения.

7. Действия, о которых речь идет в п. 6 ч. 1 комментируемой статьи, следует документировать так, чтобы они были письменно отражены в каком-либо документе. Таким документом может быть составленный сотрудником рапорт. Закрепление в письменном документе указанных в комментируемой статье оснований ("оснований полагать") является гарантией возможности осуществления контроля над законностью применения специальных средств в рассматриваемой ситуации.

8. В случае применения или использования специальных средств начальник органа (подразделения) внутренних дел, разрешивший их передачу, назначает служебную проверку.

9. Если будет доказано, что специальные средства применялись или использовались неправомерно, они подлежат сдаче по указанию лица, разрешившего их выдачу.

10. В пункте 9 ч. 1 комментируемой статьи упомянуто право сотрудника полиции требовать остановки транспортного средства. Данное право закреплено в п. 6.11 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090. Требование об остановке транспортного средства может быть подано с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель обязан остановиться в указанном ему месте.

11. Под водителем в комментируемом Федеральном законе понимается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. К водителю приравнивается обучающий вождению. Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации водителем является и погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. Между тем данное лицо может быть включено в круг тех водителей, о которых идет речь в комментируемом Федеральном законе, лишь применительно к содержанию п. 20 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

12. Одним из специальных средств названы служебные животные. Обычно в этом качестве используются собаки. Основы организации деятельности кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, касающиеся организации приобретения, содержания, сбережения, кормления, ветеринарного обеспечения, списания служебных собак, деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел при организации исследований запаховых следов человека с использованием служебных собак и образовательных учреждений МВД России, осуществляющих подготовку специалистов-кинологов органов внутренних дел, урегулированы Наставлением по организации деятельности кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31 декабря 2005 г. N 1171.

13. В патрульно-постовой службе полиции служебные собаки используются на маршрутах и постах в основном в вечернее и ночное время, в лесопарковых зонах, на окраинах городов и других населенных пунктов, на неосвещенных улицах и в иных подобных местах.

14. Ведомственными нормативными правовыми актами запрещается патрулирование со служебными собаками без намордника в местах с массовым пребыванием людей, в поездах, в общественном транспорте, а также передача собак другим лицам и оставление их без присмотра во время патрулирования.

15. Служебная собака закрепляется за полицейским-кинологом приказом начальника органа внутренних дел. Сотрудники полиции, не прошедшие специальной подготовки, на должность полицейского-кинолога не назначаются.

16. Во всех случаях применения собаки для задержания правонарушителя должностное лицо полиции обязано доложить рапортом с указанием: когда, где, против кого, при каких обстоятельствах она применялась и каковы результаты применения.

17. Массовые беспорядки - это грубое нарушение общественного порядка, сопровождающееся причинением насилия гражданам, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.

Судебная практика по статье 21 Закона о Полиции:

  • Решение Верховного суда: Определение N 47-О13-19, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

    Группой лиц, осознавая, что эти действия повлекут существенное нарушение конституционных прав и законных интересов С а также охраняемых законом интересов общества и государства, применили в отношении него физическое насилие. В отсутствие предусмотренных ст.ст. 20 и 21 ФЗ «О полиции оснований для применения физической силы, Макаев ЭР. и Гончаренко А.С нарушая требования ст. 5 указанного Федерального закона, запрещающие сотруднику полиции прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению, совершая действия явно выходящие за пределы их полномочий...

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов, уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Статья 20. Применение физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Статья 21. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 37-ФЗ)

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Закон РФ «О полиции» - N 3-ФЗ - ориентирован на создание корректных взаимоотношений между обществом и такой силовой структурой, как полиция. Утверждает, что данный орган предназначен для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан нашей страны, а также иностранцев, лиц без гражданства. Устанавливает правовой статус полиции и права, а также обязанности её служащих, границы, необходимость и порядок применения огнестрельного оружия, использования специальных устройств и физической силы. Корректирует деятельность полиции с учётом современных требований общества. Регламентирует меры принуждения и порядок их применения.

Закон РФ «О полиции» 2015 года № 3-ФЗ был принят 28.01.2011 г.

Закон РФ «О полиции» – регулирует организацию милиции в нашем государстве, служебные обязанности, права, правила приёма и увольнения, гарантии правовой и соц. защиты сотрудников милиции. Утверждает систему данной структуры, описывает иерархию должностного подчинения в её рамках. Указывает гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции, а также ситуации, когда сотрудникам милиции допустимо применять специальные средства, огнестрельное оружие и физическую силу.

Сегодня рассмотрим тему - интересную и подчас весьма актуальную - о тех технических приспособлениях и предметах (официально именуемых специальными средствами), которые полицейские используют для усмирения граждан, пресечения беспорядков и т. п. О чем именно пойдет речь?

В законе "О полиции" не содержится определения подобного термина. Тем не менее данное понятие с 1988 года упоминается среди юридических актов бывшего СССР. Что же это такое и когда именно сотрудник полиции имеет право применять эти средства? Тема эта - достаточно сложная и весьма неоднозначная. В средствах массмедиа порой мелькает информация о случаях нарушения прав личности при подобных действиях представителей правоохранительных органов. Как и о трагических эпизодах, связанных с гибелью людей в связи с неправомерным применением данных средств или превышением полицейскими степени необходимой самообороны. Попробуем в рамках предлагаемой статьи осветить основные моменты, связанные с такими средствами.
Начнем с определения

Правильнее всего классифицировать специальные средства сотрудников полиции в качестве состоящих на вооружении органов МВД и применяемых в отдельных определенных законом случаях технических изделий (веществ и предметов), а также служебных животных, назначение которых - оказывать физическое воздействие принудительного характера на людей либо объекты материального плана.

Что же подразумевается под применением специальных средств сотрудниками полиции? МВД располагает арсеналом порядка тринадцати их наименований и видов со множеством модификаций. Речь идет о слезоточивом газе, наручниках, резиновых палках, а также резиновых пулях непроникающего (ударного) действия, отвлекающих светозвуковых средствах. Кроме того, ведется использование бронемашин, водометов, служебных собак, электрошоковых устройств, а также средств, предназначенных для разрушения преград и принудительных остановок транспорта. Есть у полицейских и материалы для специальной окраски, о чем речь ниже.

Кто разрешает их применять?

Сотрудник полиции обязан перед применением специальных средств получить на это разрешение. Кто же уполномочен его выдавать? Относительно наручников, резиновых палок, аэрозольных распылителей и бронезащитных индивидуальных средств такое разрешение выдается оперативным дежурным (старшим дежурным смены). Когда речь идет о патронах и выстрелах непроникающего действия, распылителях высокого давления, специальных палках, ручных гранатах с раздражающим (слезоточивым) действием, газовых средствах (пистолетах и генераторах), отвлекающих светозвуковых средствах и прочих перечисленных абзацем выше материалах, разрешение исходит от начальника МВД либо его заместителя.

Существует правовая основа применения сотрудниками полиции специальных средств, включенных в утвержденный Правительством РФ Перечень. Разрешение их использовать может быть выдано министром внутренних дел РФ, его заместителями, начальниками ГУВД, МВД субъектов РФ либо их заместителями.

Решение о количестве и типах спецсредств, которые требуются на проведение той или иной конкретной операции, принимается ее руководством. В случае индивидуальных действий сотрудника МВД подобное решение он принимает самостоятельно, отчитавшись впоследствии путем рапорта-доклада перед непосредственным начальством.

Отдельные особенности применения сотрудниками полиции специальных средств
При проведении спецоперации ими обязан быть произведен осмотр места действия, чтобы обнаружить возможных пострадавших, собрать либо уничтожить оставшиеся невостребованными предметы и вещества, выявить потенциальные повреждения и возгорания, а также устранить прочие негативные последствия. Спецсредства запрещается использовать в случае их технической неисправности либо те, у которых истек срок хранения.

Имеются определенные правила применения специальных средств сотрудниками полиции, соблюдение которых обязательно. Российским законом "О полиции" регламентировано использование силовых методов вкупе с огнестрельным оружием должностными лицами в процессе поддержания правопорядка, если имеется вероятность чрезмерно тяжелых ранений (речь идет о неоправданном риске).

Применение специальных средств сотрудниками полиции статья закона рассматривает с возможностью расширения списка подобных. То есть приведенный выше перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен и расширен.

Это вам не шутки

Помимо того, у МВД РФ имеются законные основания применения специальных средств сотрудниками полиции (в ряде случаев), а также огнестрельного оружия с боеприпасами из арсенала правоохранительных органов других стран.

О чем идет речь? О пластиковых пулях, "тайзере" (устройстве для выстрелов тонкими стрелами с подсоединенными проводами, способными вызывать паралич путем электрического тока), "флэш-боле" (так называется устройство, стреляющее снарядами размером с теннисный мяч, действие которых аналогично удару боксера), пейнтбольном оружии, представляющем из себя пневматику, стреляющую желатиновыми шариками с несмываемой краской (используется для пометки участников уличных массовых беспорядков) и т.п.

Таким образом, права гражданина при применении властью спецсредств, не обозначенных в законе "О полиции", на практике ничем не обеспечены. На его стороне - лишь минимум юридических гарантий. Остается надеяться, что в экстремальной ситуации будет соблюдаться порядок применения специальных средств сотрудниками полиции относительно степени допустимой обороны и причинения вреда в процессе задержания.

Чем вооружены полицейские

В распоряжении органов МВД в настоящее время имеются в наличии резиновые палки разных модификаций (например, ПР-89, ПР-73, ПР-90 и т. д.) Они предназначены для применения в определенных условиях сотрудниками различных подразделений - от ГИБДД и участковых уполномоченных до патрульно-постовой службы (включая отряды особого назначения).

Резиновые палки можно назвать основным видом оружия полицейского. Применяется данный предмет в тех ситуациях, когда требуется отразить нападение на полицейских или мирных граждан, пресечь оказываемое сопротивление либо групповое действие, ведущее к нарушению работы транспорта, различных организаций и связи.

Существуют специальные правила, которые сотрудник полиции обязан при применении специальных средств выполнять. Резиновыми палками запрещается вести нанесение ударов по шее, голове, области ключиц, живота и половым органам. Но следует учесть, что данные ограничения касаются лишь случаев применения их по собственной инициативе (т. е. наступательного характера). Когда же палку используют в виде средства защиты при необходимой обороне, все зависит от расстановки сил и сложности ситуации. То есть в подобных экстремальных условиях удары разрешается наносить по любым органам.

Теоретически по закону обязаны учитываться любые обстоятельства, влияющие на реальный расклад сил сторон конфликта - число участвующих в драке с той и другой стороны, их возраст и степень физического развития, отсутствие или наличие у преступников оружия, время и обстоятельства совершаемого действия. Если посягательство совершается группой лиц, имеются основания применения сотрудниками полиции специальных средств и мер пресечения к любому из нападающих сообразно степени опасности, исходящей от всей преступной группы.

О слезоточивом газе

Спецсредства с содержанием слезоточивых веществ можно разделить по следующим видам:
1. Ручные гранаты слезоточивого (раздражающего) действия модификаций «Рулет - ВВ», «Дрейф».
2. Выстрелы и патроны того же действия для средств «Сирень-7», «Черемуха - 7М».
3. Распылители аэрозольного действия, именуемые «Зверобоем - 10», а также «Зверобоем - 10М».
4. Жидкостный ранцевый аппарат.

Когда используют слезоточивый газ? Случаи применения сотрудниками полиции специальных средств такого типа - необходимость отразить нападение на рядовых граждан и полицейских, пресечь сопротивление, оказываемое сотруднику полиции, либо задержать лицо, поведение которого указывает на возможность оказания вооруженного сопротивления.

Кроме того, с использованием слезоточивого газа освобождают людей, насильственно удерживаемых в качестве заложников при штурме захваченных зданий и помещений, а также транспортных средств, участков и сооружений. Применяется он в актах пресечения групповых действий и беспорядков массового характера.

При этом порядок применения специальных средств сотрудниками полиции запрещает прицельно стрелять по правонарушителям, применять спецсредства повторно в период их действия в зоне поражения. Часть слезоточивых веществ разрешены к применению лишь в условиях открытой местности.

О знаменитой "Сирени"

Наиболее часто происходит применение сотрудниками полиции специальных средств такого типа в виде слезоточивого газа «Сирень» - CS (или ортохлорбензальмалононитрила), помещенного в аэрозольную упаковку весом 100 мл с температурным диапазоном хранения 10 - 40 ⁰С. Активный состав имеет дальность выброса полтора-два метра и воздействует на нарушителя в течение двух-трех секунд.

Эффект повышается в летнее время по сравнению с зимой и снижается в случае осадков либо сильного ветра. Применение сотрудниками полиции специальных средств этого вида разрешается как в условиях открытой местности, так и в помещении. Цель использования - лишение правонарушителя возможности совершать активные действия на короткий промежуток времени.

Тактико-технические данные такого спецсредства позволяют эффективно использовать его по отношению к конкретному человеку. Оптимальное расстояние при этом составляет меньше метра. Следует помнить о соблюдении мер безопасности с учетом силы ветра, возможного наличия открытого огня и т. д.

Данное средство способно серьезно травмировать органы зрения. Если через четверть часа после его применения правонарушитель продолжает испытывать резкую боль в глазах, сотрудником полиции ему обязана быть оказана медицинская либо доврачебная помощь. Следует упомянуть, что Федеральным законом "Об оружии" номер 150-ФЗ, принятым в декабре 1996 года, эти средства рассматриваются в качестве газового вооружения. Такой подход принимается нормативным актом касательно содержащихся под стражей обвиняемых и подозреваемых.

Когда применяют наручники?

На вооружении в органах МВД имеются наручники типов БР и БР-С. Когда сотрудник полиции имеет право использовать их по назначению? В случае необходимости пресечь оказываемое ему сопротивление, задержать гражданина, застигнутого при совершении серьезного преступления и пытающегося скрыться. Имеется в виду преступление против здоровья, жизни либо собственности.

Также наручники требуются в случае доставки задерживаемого в полицию, конвоирования арестованных (в том числе в случае административного ареста), если те собственным поведением демонстрируют склонность к побегу, причинению вреда окружающим либо возможности противодействия полицейским.

Если в конкретной ситуации у сотрудника полиции наручники отсутствуют, он имеет право пользоваться для связывания рук другими вспомогательными средствами, так как это не нарушает главной цели применения - ограничения опасных либо противоправных действий нарушителя.

Важные нюансы

Сотрудник полиции обязан при применении специальных средств в виде наручников периодически проверять (каждые пару часов или чаще) состояние фиксации их замков. Цель проверки - предотвратить возможное расстегивание замков либо, напротив, чрезмерное их затяжение, ведущее к травмам рук.

Из самого названия "наручники" видно, что они предназначены для застегивания на руках. В реальных условиях порой нарушителя требуется пристегнуть к неподвижному предмету (дереву, батарее), надеть указанный предмет на ногу либо пристегнуть вместе руку с ногой. С юридической точки зрения это антигуманно и в общем случае обязано расцениваться в качестве превышения полномочий.

Часть сотрудников полиции в свое оправдание при использовании подобной формы фиксации приводит необходимость эффективного пресечения буйного сопротивления задержанного. Но в целом подавляющее большинство случаев позволяет применять в таких случаях обычный способ связывания.

О правах задержанных

Срок, в течение которого возможно применение сотрудниками полиции специальных средств в виде наручников в однократном порядке, не регламентируется. Порой в части ведомственных нормативных актов встречается упоминание о двухчасовой его продолжительности. Например, речь может идти о содержании в спецприемниках при органах МВД задержанных в порядке административного ареста за мелкое хулиганство лиц.

Факт применения наручников обязан быть юридически зафиксирован по установленной форме. То есть, например, протокол, составленный в случае административного задержания, обязан содержать факт применения их с указанием времени надевания и снятия. При этом обязательно следует ссылка на основания их применения. В случае использования их патрульно-постовой службой устав ее требует документального отражения данного факта в форме составления рапорта.

На практике в большинстве случаев, когда наручники применяются во время задержания, конвоирования и доставки пешим порядком либо в автомобиле, обходится это все без составления документов.

Отвлекающие светозвуковые средства и прочая техника

Речь идет об оперативно-техническом стационарном средстве под названием «Пламя-М» и светозвуковой ручной гранате «Заря-2». Применяют их в случаях, аналогичных перечисленным выше. То есть для отражения агрессивных действий задержанных либо подозреваемых граждан (или когда есть основания полагать, что лицо намерено оказать вооруженное сопротивление), а также в процессе освобождения заложников и пресечения беспорядков массового характера. Применять их разрешено на расстоянии свыше 2 метров от людей.

ограничения при применении сотрудником полиции специальных средств
К средствам, используемым для разрушения преград, относятся малогабаритные устройства взрывного действия "Импульс" и "Ключ". Их запрещено применять в помещениях, где могут содержаться заложники, а также на расстоянии менее 2 метров от людей.

Если требуется принудительная остановка средства транспорта (когда водитель не выполняет требования об этом сотрудника полиции), это тоже делается благодаря спецсредствам. При нарушении водителем ПДД его транспортное средство останавливают путем громкоговорящей связи, жестов рукой либо жезлом, специальных сигналов светового и звукового характера.

Ограничения при применении сотрудником полиции специальных средств по отношению к транспорту

Под запретом остановка автомобилей на участках дорог ограниченной видимости, перед поворотом и после него, сразу перед вершиной подъема либо после нее, перед переходом, перекрестком и в зоне железнодорожного переезда. Относится это и к прочим опасным местам. Исключение составляют случаи, когда безотлагательная остановка - необходимость.

В случае игнорирования водителем сигнала полицейского об остановке его действия можно квалифицировать как невыполнение законного требования представителя власти. По юридическому смыслу средство принудительной остановки может применяться в случае даже однократного отказа подчиниться.

Если же действия водителя создают реальную опасность здоровью и жизни окружающих и он игнорирует неоднократные сигналы остановиться, допускается воспользоваться огнестрельным оружием с целью повредить транспортное средство.

В данном случае разрешает применение специальных средств сотрудниками полиции статья 153-я "Закона о полиции" (пункт 1-й ее 2-й части). Запрещается применять принудительную остановку к автомобильному транспорту общего использования и грузовым автомобилям, в которых перевозятся люди. Не подлежит подобному применению также автотранспорт дипломатических представительств, мототехника, любые транспортные средства на горных дорогах либо при ограниченной видимости. Запрещено делать это на мостах, эстакадах, железнодорожных переездах, путепроводах, в туннелях.

Прочие спецсредства

К другим подобным вариантам техники, используемым в полиции, можно отнести бронетранспортеры марок БТР - 60ПБ, БТР - 80, БТР - 70), водометы («Лавину», пожарную автоцистерну АЦ - 40), специальную машину СПМ - 1, разведывательную боевую дозорную машину (БРДМ - 2).

Применение специальных средств сотрудниками полиции в этом случае (речь идет о бронемашинах и водометах) возможно лишь по непосредственному распоряжению начальника органа УВД либо криминальной полиции с обязательным уведомлением прокурора в течение ближайших суток с начала операции. К действию водометов прибегают в случае необходимости рассредоточить участников массового беспорядка, а также ликвидировать пожар при помощи выпускаемой под давлением струи воды. Их запрещено применять, если температура воздуха ниже 0⁰С.

Ранее для разгона участников уличных беспорядков нередко прибегали к использованию пожарных машин. Но в 1994 году был принят закон "О пожарной безопасности" (номер 69-ФЗ), статьей № 4 которого было отменено привлечение средств борьбы с огнем к действиям по предупреждению и ликвидации массовых конфликтов и беспорядков.

В каких случаях применяется бронемашина? Необходимость этого может возникнуть в случае операции задержания группы вооруженных преступников или бесчинствующих масс, при блокировке движения или при необходимости организовать проход среди заграждений, а также доставить личный состав в труднодоступное место.

О служебных собаках и химических средствах

В качестве специальных окрашивающих средств применяется ряд химикатов - раствора фенолфталеина, риванола, тетрациклина, а также спецчернил и люминесцентных карандашей. С помощью их выявляются лица, причастные к совершению преступлений. Возможна установка таких окрашивающих средств на объектах собственности по согласию с владельцем.

Следует еще упомянуть о служебных собаках, которые могут содержаться на поводках и в намордниках либо без таковых. Все случаи, в которых предусмотрено их использование, регламентируются отдельными пунктами и положениями закона. Причем относится это к разным видам действий с собаками - с применением намордников и поводков или без них.

Напоследок уточним, что любой случай, допускающий согласно федеральному законодательству применение огнестрельного оружия, автоматически подразумевает разрешение на использование перечисленных в статье специальных средств. Практически это означает расширенную сферу их действия по сравнению с первым. И об этом не следует забывать никому - с законом, как известно, шутки плохи.

Хочется всем читателям пожелать отнестись со всей серьезностью к изложенной в статье информации. Как известно, от сумы и тюрьмы зарекаться не советуется никому, особенно в условиях нашей суровой действительности. Но очень многие (особенно представители молодого поколения) отдают себе довольно слабый отчет в том, что такое конфликт с представителями закона. И к каким последствиям ведут попытки его нарушения - от мелкого хулиганства до серьезных противоправных действий. Речь даже не идет сейчас о неминуемом подчас очень суровом наказании. Сама процедура столкновения с вооруженным полицейским способна в одночасье отрезвить любые горячие головы. Желаем всем читателям разумного поведения и отсутствия проблем с законом.

А. М. Сильников*

Виды специальных средств, состоящих на вооружении ОВД, и их классификация

В статье на основе анализа видов специальных средств, закреплённых Федеральным законом «О полиции», перечня специальных средств, состоящих в настоящее время на вооружении органов внутренних дел, предлагается вариант их классификации, раскрывается содержание термина «служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения», понятие «применение специальных средств».

Ключевые слова: специальное средство, виды специальных средств, классификация специальных средств, применение специальных средств, служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения.

A.M. Silnikov*. Types and classification of special equipment adopted by the Russian interior ministry units. The paper based on the analysis of various types of special equipment listed in the Federal «Police Law» and the list of special equipment adopted by the Russian Interior Ministry units proposes a classification of that equipment, explains the term «police limited firearms» and opens the term maintenance of «use of special equipment».

Keywords: special equipment, types of special equipment, classification of special equipment, use of special equipment, police limited firearms.

В основу принятого в России Федерального закона «О полиции» положено несколько концептуальных идей, среди которых обратим внимание на две: закрепление правоохранительного предназначения полиции в обществе и гуманизация форм и методов работы полиции.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О полиции», она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.

Для достижения указанных целей сотрудникам полиции предоставлено право применять к лицам, злостно нарушающим установленные правовые запреты, состоящие на вооружении ОВД специальные средства принуждения, значительная часть которых по своим тактико-техническим характеристикам является оружием несмертельного действия.

Чтобы иметь представление о способах принудительного воздействия, используемых при применении специальных средств, необходимо дать характеристику специальным средствам, состоящим на вооружении органов внутренних дел, и провести их классификацию.

Виды специальных средств перечислены в ст. 21 Федерального закона «О полиции». В свою очередь, перечень специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 731 «Об утверждении перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, и Правил применения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации специальных средств» (с изм. и доп., внесенными постановлением Правительства РФ от 24 июня 2005 г. № 397 и распоряжением Правительства РФ от 14 июня 2006 № 992-р)1.

Согласно указанным нормативным документам, к специальным средствам относятся:

1. Палки специальные (палки резиновые специальные; палки универсальные).

2. Специальные газовые средства: 1) аэрозольные распылители); 2) распылители высокого давления, аппараты ранцевые; 3) ручные гранаты раздражающего (слезоточивого) действия; 4) патроны и выстрелы раздражающего (слезоточивого) действия, газовые пистолеты; 5) пиротехнические газовые генераторы.

3. Средства ограничения подвижности: наручники.

4. Специальные окрашивающие средства: комплект препаратов «Огонек», препарат красящий «Кармин», препарат запаховый «Лайка».

5. Электрошоковые устройства: автономные искровые разрядники, электрошоковые устройства.

6. Светошоковые устройства: фонарь специальный лазерный «Поток»; малогабаритный помеховый лазерный комплекс «Паук»; многофункциональная лазерная система для подавления групповых целей «Осьминог».

* Сильников, Алексей Михайлович, адъюнкт кафедры административного права. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Телефон: 936-00-89. E-mail: [email protected].

* Silnikov, Alexis, Associate Chair of Administrative Law. St. Petersburg State University Russian Interior Ministry. Address: Russia, 198 206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel: 936-00-89. E-mail: [email protected].

7. Служебные собаки: розыскные, специальные, патрульные, конвойные, караульные, собаки-детекторы.

8. Световые и звуковые специальные средства: ручная светозвуковая граната «Заря-2»; ручная светозвуковая многоэлементная граната «Факел»; изделие «Гном»; стационарное оперативнотехническое средство «Пламя»; выстрел ГСЗ-50 светозвукового действия.

9. Средства принудительной остановки транспорта: устройства остановки автотранспорта «Еж», «Диана»; автозаградитель «Гарпун».

10. Средства сковывания движения: средство сковывания движения биологических объектов «Невод».

11. Водометы: водомет «Лавина» ЛВС 40 (6953), модель 249, водомет (автоцистерна пожарная АЦ-40).

12. Бронемашины: бронетранспортеры; боевая разведывательная дозорная машина; боевая машина пехоты.

13. Средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп правонарушителей: спирали из АКЛ, АСКЛ, АМКЛ; модернизированные колючие ленты.

14. Средства разрушения преград: малогабаритные взрывные устройства «Ключ», «Импульс»; выстрел ГВ-50 и надульное тормозное устройство.

В наименованиях специальных средств отражают принцип действия этих средств, их целевое назначение, индивидуальное оригинальное название. В литературе справедливо указывается на то, что их название должно быть не просто «специальные средства», а «специальные средства принуждения»2. Однако законодатель, принимая Федеральный закон «О полиции», не стал на этом акцентировать внимание.

Определения термина «специальные средства» Федеральный закон «О полиции» так же, как и ранее действовавший Закон о милиции, не дает.

По мнению Б.П. Кондрашова, Ю.П. Соловья, В.В. Черникова, специальные средства - это «состоящие на вооружении... технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, которые прямо предназначены для оказания принудительного физического воздействия на человека или материальные объекты»3. В данном определении авторы подчеркивают, что к специальным средствам относятся только те, которые «прямо предназначены» для принудительного воздействия.

В свою очередь, В.Л. Войтенко, И.П. Данилов и С.С. Миронов специальные средства определяют как «совокупность устройств, приспособлений, а также приемов и способов принудительно-силового воздействия на правонарушителей, предназначенных для пресечения их противоправных действий в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и обеспечивающих лишение лиц, против которых они применяются, способности осуществлять активные действия»4. Как видим, авторы указывают на цели правоохраны, для достижения которых предназначено применение специальных средств.

В качестве нормы-дефиниции понятие специальных средств сформулировано в приложении № 2 к приказу МВД России, ФСБ России и Минздрава России от 10 декабря 1996 г. № 647/541/406, где «под специальными средствами понимаются оружие, боеприпасы и иные технические средства, обеспечивающие нелегальное воздействие путем временного выведения из строя человека без нанесения ущерба, который может стать причиной смерти или необратимых изменений в организме».

Если в ранее приведенных авторских определениях специальные средства именовались «технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные», «совокупность устройств, приспособлений, а также приемов и способов принудительно-силового воздействия», то в норме-дефиниции они именуются «оружие, боеприпасы и иные технические средства, обеспечивающие нелетальное воздействие». Изучение полного перечня приведенных выше специальных средств показывает, что часть из них относится к числу служебных образцов «нелетального» оружия (НО) или оружия не смертельного действия (ОНД), на что одним из первых обратил внимание Д.Л. Корецкий5.

В свою очередь, Н.В. Князев, Л.В. Мураити, Д.В. Попандопуло определяют специальные средства органов внутренних дел России, как «предметы, животные, химические вещества, боеприпасы нелетального действия, транспортные средства, взрывные и иные технические устройства, применяемые... в целях пресечения правонарушений; выявления, задержания, доставления и конвоирования лиц, их совершивших; обеспечения безопасности личного состава, а также находящимися под охраной лиц, движимых и недвижимых объектов»6. Авторы акцентируют внимание на правоохранительных целях применения специальных средств.

Итак, для характеристики применяемых специальных средств используются термины: технические изделия (устройства, предметы), химические вещества, приспособления, оружие, боеприпасы, технические средства (в т.ч. транспортные), механизмы, животные, которые специально предназначены для оказания принудительного воздействия. В приведенной выше норме-дефиниции, закрепляющей определение специальных средств, обращается внимание на то, что при их применении обеспечивается нелетальное воздействие. По мнению зарубежных специалистов, «нелетальное оружие - это оружие, специально разработанное и используемое главным образом с целью выведения из строя личного состава или материальных ценностей при минимизации потенциальных потерь, причинения необратимого вреда личному составу, нежелательного разрушения собственности и нанесения вреда окружающей среде»7.

При этом проводится дифференциация между нелетальным оружием, предназначим для применения против личного состава противника, и оружием, направленным против материальных ресурсов.

«Нелетальное оружие против личного состава - это оружие, разработанное и применяемое для относительно непродолжительного воздействия, которое проходит просто по истечению определенного времени или после непродолжительного лечения.

Нелетальное оружие, направленное против материальных ресурсов, созданное и используемое либо

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (51) 2011

(a) для достижения относительно непродолжительного эффекта, которое проходит просто по истечению определенного времени или после непродолжительного ремонта, либо

(b) для нанесения вреда или выведения из строя цели невзрывоопасными средствами»8.

В данном определении представлен военный подход к пониманию оружия нелетального действия.

Применение оружия нелетального действия с точки зрения правоохранительного подхода (если такое применение осуществлялось строго в рамках соответствующих инструкций и наставлений) должно приводить не только к несмертельному, но и полностью обратимому (предпочтительно самообратимому с течением времени) поражению живой цели, воздействовать на людей путем иммобилизации (приостановки физической активности).

Обобщив оба эти подхода, а также мнения отечественных и зарубежных исследователей, А.К. Муранов определяет «оружие нелетального действия» как «устройства и предметы, конструктивно предназначенные для несмертельного поражения живой цели, её иммобилизации, а также вывода из строя техники и объектов инфраструктуры при сведении к минимуму их значительного физического разрушения»9.

Учитывая данное обстоятельство, состоящие на вооружении органов внутренних дел специальные средства можно подразделить на три группы: 1) оружие несмертельного действия, 2) иные технические средства (изделия, приспособления, вещества), 3) служебные животные.

К специальным средствам, являющимся оружием несмертельного действия, и применяемым в соответствии со ст. 21 ФЗ «О полиции» в отношении человека, относятся: палки специальные; специальные газовые средства; электрошоковые устройства; светошоковые устройства; световые и звуковые специальные средства; водометы.

Выделение данной подгруппы имеет практическую направленность. Так, в ч. 3 ст.18 ФЗ «О полиции» указывается, что «в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать... по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие. Поэтому при применении газового или электрошокового оружия, не состоящего на вооружении полиции, сотрудник полиции вправе применить его в случаях и порядке, установленных соответственно для газовых средств или электрошоковых устройств.

К специальным средствам, являющимся оружием несмертельного действия, и применяемым в соответствии со ст. 21 ФЗ «О полиции» в отношении материальных объектов, относятся: средства принудительной остановки транспорта; средства разрушения преград.

Перечисленные виды оружия несмертельного действия предназначены для «активного наступательного воздействия» путем контрнападения на человека для приостановки его физической активности либо для повреждения, разрушения материальных предметов, объектов. Их применение влечет причинение физического или материального ущерба.

Наряду с оружием несмертельного действия, к специальным средствам относятся иные технические средства, а именно: средства ограничения подвижности; специальные окрашивающие средства; средства сковывання движения; бронемашины; средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп правонарушителей.

Особенность данной группы спецсредств состоит в том, что они менее вредоносны и направлены на воспрепятствование противоправным действиям путем сковывания, ограничения подвижности, блокирования.

Кроме перечисленных, к специальным средствам относятся служебные животные. Согласно перечню специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 731, служебным животным относятся служебные собаки, которые являются специально обученными помощниками при выполнении сотрудником полиции возложенных на него служебных обязанностей.

В литературе приводятся различные классификации специальных средств и применения специальных средств как меры административного пресечения.

В зависимости от характера воздействия меры пресечения, осуществляемые с помощью технических средств, делятся на:

Вызывающие болевые ощущения (палка специальная);

Воздействующие на органы дыхания (слезоточивый газ);

Воздействующие на зрительно-слуховые органы (светозвуковые устройства);

Препятствующие свободному передвижению (бронетехника, пожарные автоцистерны, устройства для принудительной остановки транспорта);

Вскрывающие помещения, захваченные правонарушителями.

По цели, а точнее, по характеру правоохранительных ситуаций, в которых они применяются, их можно подразделить на средства активной обороны, к которым относится палки специальные, служебные собаки, слезоточивый газ, и средства обеспечения специальных операций - бронетехника, взрывные устройства, пожарные автоцистерны, светошумовые гранаты11.

По мнению В.Н. Опарина, специальные меры административного пресечения, в т.ч. специальные средства, можно классифицировать по объекту воздействия. Они могут быть применены в отношении: 1) людей; 2) животных; 3) предметов, веществ, механизмов12.

Непосредственно специальные средства можно сгруппировать по различным основаниям. В частности, О.И. Бекетов и В.Н. Опарин классифицируют их по способу воздействия на средства:

1) ударно-раздробляющего действия (резиновые палки, резиновые пули ударного непроникающего действия);

2) физико-химического действия (средства разрушения преград, специальные окрашивающие средства, электрошоковые устройства, светозвуковые средства отвлекающего воздействия);

3) механического действия (наручники, спирали, устройства для принудительной остановки транспорта);

4) психофизического действия (служебные собаки)13.

В частности, специальные средства, относящиеся к оружию нелетального действия, по «видам воздействия» в зависимости от его физических и химических свойств подразделяют на оружие, основанное:

На кинетическом (ударном) воздействии;

На воздействии физико-химических композиций;

На воздействии различных видов излучений;

На акустических воздействиях;

На воздействии электрического тока;

На комбинированных видах воздействия14.

Однако применение не всех перечисленных в ст. 21 ФЗ «О полиции» специальных средств направлено на непосредственное пресечение (прекращение) противоправных действий. К примеру, «специальные окрашивающие средства» применяются «для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения». Внезапное окрашивание лица, совершающего или уже совершившего преступление или административное правонарушение, при срабатывании химической ловушки, безусловно, оказывает психологическое воздействие на правонарушителя, однако, как отмечается в литературе, выбор дальнейшей линии поведения после

окрашивания остается за лицом, совершающим преступление или административное правонарушение.

Учитывая изложенное, можно предложить следующую классификацию указанных выше групп специальных средств по видам воздействия и его действию на объект.

1. Служебные образцы оружия не смертельного действия, основанные на следующих видах воздействия: кинетическом; использовании физико-химических композиций; использованииразличных видов излучений; акустическом; использовании электрического заряда; комбинированном - при применении к объекту воздействия оказывают следующие виды действия:

На человека: ударно-болевое; раздражающее (слезоточивое); свет шоковое; звукошоковое; электрошоковое;

На предметы и материальные объекты: повреждающее, разрушающее.

2. Иные технические средства, основанные на физическом и химическом воздействии, при применении к объекту воздействия оказывают следующие виды действия: ограничивающее подвижность, сковывающее, блокирующее, окрашивающее.

3. Служебные собаки, при их применении оказывают комплексное психофизическое действие.

По способу доставки к объекту воздействия специальные средства можно подразделить на

применяемые:

С помощью мускульной силы применяющего (при непосредственном контакте с объектом воздействия);

С использованием орудий доставки (на значительном расстоянии от объекта воздействия).

К орудиям доставки отдельных специальных средств относятся:

23-мм карабин специальный КС-23; 23-мм карабин специальный КС-23 М; 23-мм карабин специальный КС-23 К - для доставки 23-мм патрона со слезоточивой гранатой «Черемуха-7М»; 23-мм патрона с гранатой раздражающего действия «Сирень-7»;

50-мм ручной гранатомет специальный РГС-50; 50-мм ручной гранатомет специальный РГС-50М

Для доставки выстрела ЭГ-50М отвлекающего действия, выстрела ГС-50М слезоточиво-раздражающего действия, выстрела ГСЗ-50 светозвукового действия, выстрела ГВ-50, и надульное тормозное устройство.

Гранатомет ГП-25 - для доставки 40-мм выстрела с гранатой раздражающего действия «Г воздь».

Приведенный перечень свидетельствует, что орудиями доставки отдельных специальных средств

являются карабины и гранатометы, которые относятся к огнестрельному оружию, состоящему на вооружении органов внутренних дел.

При отстреливании снаряда, являющегося специальным средством ударно-шокового действия (патроны и выстрелы), оно рассматривается ФЗ «О полиции» как «служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения». К такому огнестрельному оружию относятся карабины и гранатометы, используемые для отстреливания (доставки) следующих видов снарядов: 23-мм патрон с резиновой пулей «Волна-Р»; патрон травматический 18,5х60Т; 18,5-мм патрон с резиновой пулей КСП-РП; выстрел ЭГ-50 ударно-шокового действия для специального гранатометного комплекса РГС-50; 43-мм выстрел ударно-шокового действия ВГМ93.600.

Служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения снаряжается резиновыми пулями или эластичными ударными элементами, оказывающими ударно-шоковое или травматическое воздействие на объект. Основания их применения закреплены в ч. 4 ст. 23 ФЗ «О полиции».

Принимая во внимание изложенное, сделаем вывод: термин «специальное средство» охватывает широкую номенклатуру изделий, в т.ч. являющихся оружием нелетального действия, технических средств и служебных собак, которые применяются для воздействия на людей и материальные объекты в случаях

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

и порядке, установленными законом. Для его определения целесообразно использовать формально юридический подход, поскольку этот собирательный термин имеет фактическое наполнение в виде конкретного перечня специальных средств, принятых на вооружение органов внутренних дел.

С учетом представленной выше классификации специальных средств, под применением специальных средств как мерой специального административного пресечения, по мнению автора, следует понимать использование тактико-технических свойств состоящих на вооружении ОВД образцов оружия несмертельного действия, иных технических средств и служебных собак для воздействия на людей, животных, предметы и объекты в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Список литературы

1. Войтенко В. А., Данилов И. П., Миронов С. С. Правовые и организационно-тактические основы применения специальных средств: учебное пособие. - М.: ВНИИ МВД России, 1995. .

2. Мингес, А. В. Специальные меры административного пресечения: применение огнестрельного оружия, физической силы и специальных средств представителями исполнительной власти государства.

Волгоград: ВЮИ МВД России, 1999.

3. Бекетов, О. И., Опарин, В. Н. Применение полицейской силы по законодательству Российской Федерации: монография. - Омск: Омская академия МВД России, 2001.

4. Каплунов, А. И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика: монография / под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004.

5. Князев, Н. В., Мураити, А. В., Попандопуло, Д. В. Специальные средства органов внутренних дел Российской Федерации: учебно-наглядное пособие. - Ростов-на-Дону: ГУВД по Ростовской области, 2007.

6. Муранов, А. К. Административно-правовой режим оружия нелетального действия: проблемы формирования и реализации: дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВНИИ МВД России, 2009.

7. Koplow, David A. Non-Lethal Weapons: The Law And Policy Of Revolutionary Technologies For The Military And Law Enforcement. Cambridge: - Cambridge university press, 2006.

1. Voitenko, V. A., Danilov, I. P., Mironov, S. S. Legal and organizational-tactical bases of application of special means. - Мoscow 1995.

2. Minges, A. V. Special measures of administrative suppression: application of a fire-arms, physical strength and special means representatives of executive power of the state. - Volgograd, 1999.

3. Beketov, O. I., Oparin, V. N. Application of police force under the legislation of the Russian Federation.

4. Kaplunov, A. I. The administrative compulsion applied by law-enforcement bodies: the theory and practice. - Saint-Petersburg, 2004.

5. Knyazev, N. V., Muraiti, A. V., Popandopulo, D. V. Special means of law-enforcement bodies of the Russian Federation. - Rostov, 2007.

6. Muranov, A. K. Administratively-legal regime weapon of non lethal action: formation and realisation problems. - Moscow, 2009.

7. Koplow, David A. Non-Lethal Weapons: The Law And Policy Of Revolutionary Technologies For The Military And Law Enforcement. - Cambridge: Cambridge university press, 2006.

2 См.: Соловей Ю.П. Закон РСФСР «О полиции» (инициативный авторский проект) // Информационное и правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел: Межвуз. сб. науч. тр. Часть II. Омск: Высшая школа милиции МВД РСФСР, 1991. С. 103; Бекетов О.И., Опарин В.Н. Применение полицейской силы по законодательству Российской Федерации: Монография. Омск: Омская академия МВД России, 2001. С. 49.

3 См.: Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский Закон о милиции. М.: МП «Вердикт», 1992. С. 135; Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». 5-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 288-289.

4 Войтенко В.А., Данилов И.П., Миронов С.С. Правовые и организационно-тактические основы применения специальных средств: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1995. С. 7.

5 См.: Корецкий Д.А. Уголовно-правовой режим средств самообороны. Спецкурс по криминальной армалогии. М.: ИКЦ

«МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. С. 49.

6 Князев Н.В., Мураити А.В., Попандопуло Д.В. Специальные средства органов внутренних дел Российской Федерации: учебно-наглядное пособие. Ростов-на-Дону: ГУВД по Ростовской области, 2007. С. 5.

7 David A. Koplow. Non-Lethal Weapons: The Law And Policy Of Revolutionary Technologies For The Military And Law Enforcement. Cambridge: Cambridge university press, 2006. S. 38.

9 Муранов А. К. Административно-правовой режим оружия нелетального действия: проблемы формирования и реализации: дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВНИИ МВД России, 2009. С. 21.

10 См.: Мингес А.В. Специальные меры административного пресечения: применение огнестрельного оружия, физической

силы и специальных средств представителями исполнительной власти государства. Волгоград: ВЮИ МВД России, 1999. С. 16.

11 См. там же. С. 16.

12 См.: Опарин В. Н. Правовое регулирование применения мер непосредственного принуждения должностными лицами правоохранительных органов Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Омск: ОЮИ МВД России, 1998. С. 56-57.

13 См.: Бекетов О.И., Опарин В.Н. Указ. соч. С. 52-53.

14 См. подробнее: Муранов А. К. Указ. соч. С.23-35.

15 См.: Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика: монография / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. С. 215.