Подзаконные акты рф. Подзаконные нормативно - правовые акты

Признаками подзаконных нормативных актов , которые отличают их от , является то, что они:

Таким образом, подзаконный акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:

Рассмотрим их подробнее.

Указы и распоряжения Президента России

В российской истории указ как правовой акт оказывал влияние на развитие правовой системы в течение многих сотен лет. Так, в дореволюционной России в форме указов утверждались Высочайшие повеления монарха, которые фактически имели силу закона. Поэтому не случайно толковый словарь В.И. Даля толкует слово «указ» как «письменное приказание, повеление государя».

В советское время указы издавали Президиумы Верховных Советов СССР и союзных республик. Часть этих указов (по вопросам законодательного характера) передавалась на утверждение очередной сессии законодательных органов.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Между ними существует различие. Считается, что указ — акт более широкого, значимого действия, а распоряжение — документ более частного, конкретного назначения. В целом распоряжения Президента, как правило, не являются нормативными правовыми актами (т.е. не содержат норм права). Обычно они принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т. д.).

Указы Президента также не все являются нормативными правовыми актами. Зачастую они принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т. д.). В этом случае они являются правоприменительными актами. Их отличие от распоряжений Президента несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

Нормативные указы Президента имеют отличительные признаки:

Таким образом, указ президента нормативного характера — это подзаконный акт, содержащий нормы права, регулирующий разнообразные сферы общественной жизни и имеющий приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

В зависимости от характера полномочии Президента все его указы можно классифицировать:

Акты Правительства РФ

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство Российской Федерации может издавать постановления и распоряжения. Исходя из этого можно отмстить, что акты Правительства РФ имеют подзаконный и даже «подуказный» характер.

Постановления Правительства РФ, как правило, нормативны, т. с в большинстве своем они являются нормативно-правовыми актами. Исполнение постановлений Правительства РФ осуществляется в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

Распоряжения , как правило, адресуются узкому кругу исполнителей и являются правоприменительными актами.

Акты федеральных министерств и ведомств

Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Иногда в связи с межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел.

Акты федеральных министерств и ведомств издаются в виде приказов и инструкций.

Приказы могут быть нормативными и ненормативными.

Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям. Ненормативные приказы являются правоприменительными актами.

Инструкции регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников. Они имеют нормативное содержание.

Подзаконные акты на уровне субъекта РФ

Акты исполнительной власти субъектов РФ

Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, издают указы и распоряжения.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения, правительство регионов (если таковое имеется) при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.

Соответствующие региональные министерства, ведомства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкции . Эти акты издаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями, уставами и законами субъектов Федерации, а также в соответствии с Конституцией и законами РФ. Они имеют локальную сферу действия, распространяются лишь на территорию соответствующих субъектов Федерации. Все отмеченные акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Акты органов местного самоуправления

В соответствии с Конституцией РФ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В пределах своих полномочий органы местного самоуправления издают соответствующие правовые акты:

  • постановления и распоряжения глав органов местного самоуправления;
  • акты поселковых и сельских сходов (собраний);
  • акты представительных органов.

Все отмеченные выше акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)

Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением предприятия или учреждения. Так, каждое предприятие или учреждение имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка и т. п. Их действие имеет правовое значение. А посему все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами.

В качестве примеров локальных нормативно-правовых актов можно привести:

  • приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений и организаций. Сих помощью регулируются вопросы внутреннего распорядка, материального поощрения;
  • решения коллегиальных органов управления (общего собрания акционеров, совета директоров и т. п.).

Это документы, которые издаются в пределах компетенции исполнительных органов госвласти. Они не должны противоречить Конституции, ФЗ, действующим на территории страны. Рассмотрим далее существующие виды подзаконных актов.

Основные признаки

Подзаконные акты РФ обладают спецификой. По их основным признакам можно отличить их от других принимаемых документов. Среди специфических черт следует отметить:

  1. Соответствие закону.
  2. Регулирование отдельных конкретных аспектов общественных отношений.

Основная функция, которую выполняют подзаконные акты, это исполнение и развитие норм, конкретизация их положений.

Классификация

К подзаконным актам относятся:

Это исчерпывающий список существующих документов из рассматриваемой категории.

Указы и распоряжения главы страны

Такие виды подзаконных актов во все времена обладали особым воздействием на развитие права в России. В дореволюционную эпоху, в частности, Указами утверждалась Высшая воля монарха. Фактически такие акты имели действие закона. В годы Советского Союза указы принимались Президиумами ВС страны и республик. Часть таких документов, касающихся вопросов законодательного характера, направлялась на рассмотрение на очередной сессии представительных структур. В настоящее время в Конституции установлено право президента издавать распоряжения и указы. Считается, что последние обладают более широким и существенным действием. Распоряжения, как правило, не содержат правовых норм. Обычно они утверждаются по определенным оперативным вопросам, касающимся госуправления. Также не все указы выступают как подзаконные акты. Это обусловлено тем, что они также часто принимаются по оперативным вопросам. Например, указы о присвоении званий, назначении на пост и так далее.

Специфика нормативных указов

Такие документы:

  1. Не могут противоречить положениям федерального законодательства, однако обладают приоритетным действием относительно прочих подзаконных нормативных документов.
  2. Включают в себя правовые положения.
  3. Обладают общим обязательным характером.
  4. Регламентируют разные сферы жизни общества.

По характеру полномочий указы президента разделяются на принятые:

  • В пределах своей компетенции.
  • В рамках полномочий, переданных парламентом.

Существуют также указы, которые должны утверждаться в Совете Федераций. Они касаются введения военного положения, назначения на должности Генпрокурора, должностных лиц высших судов.

Правительственные постановления

Основная цель, которую реализуют такие подзаконные акты, - это исполнение Конституции, ФЗ, нормативных президентских указов. Как правило, правительственные постановления содержат правовые нормы. Исполнение этих подзаконных актов производится в пределах предметов полномочий и ведения России и совместного ее ведения с субъектами.

Документы ведомств и министерств

Акты такого рода подчиняются правительственным нормативным положениям и, как правило, обладают отраслевым назначением. Последнее означает, что их действие распространяется исключительно на субъектов, занятых в конкретной отрасли. В ряде случаев, однако, они могут охватывать более широкий круг отношений. Это может быть обусловлено, например, функциональной, межотраслевой направленностью ведомства/министерства. В таких случаях подзаконные акты адресуются нескольким структурам и регулируют межотраслевые взаимодействия.

Приказы и инструкции

Это две основные категории документов, издаваемых на министерском/ведомственном уровне. Приказы могут иметь нормативный характер или не содержать правовых положений. Первые посвящены наиболее актуальным вопросам деятельности исполнительных органов госвласти. В частности, они регламентируют их структуру, функции, задачи. Ненормативные приказы выступают как правоприменительные документы. Инструкциями регламентируются основные формы/виды служебной деятельности. Они устанавливают функциональные обязанности для конкретных категорий трудящихся. Инструкции обладают нормативным содержанием.

Региональные нормы

Подзаконным актом является указ или распоряжение президента республики, входящей в состав России. Такие документы принимаются в соответствии с Конституцией страны и конкретного региона. Право издавать распоряжения и постановления имеют также губернаторы, главы в администрациях автономных областей и округов, городов фед. значения, краев, правительства регионов (при наличии). Принятие и утверждение соответствующих документов осуществляется в пределах полномочий этих субъектов. Право на издание инструкций и приказов есть и у региональных департаментов, министерств, ведомств и прочих исполнительных институтов региональной власти. Такие акты принимаются в соответствии с полномочиями каждого конкретного органа, в рамках конституций, нормативных положений, уставов, ФЗ. Они действуют локально - их положения обязательны для исполнения в пределах конкретной территории (в границах субъекта).

Нормативные положения местных институтов власти

По Конституции, территориальные органы самоуправления осуществляют самостоятельную деятельность в пределах административно-территориальной единицы. В частности, они осуществляют управление муниципальным имуществом, составляют, утверждают и исполняют впоследствии местный бюджет, формируют сборы и налоги в конкретном МО. В их функции также входит обеспечение охраны, поддержания порядка в обществе, решение прочих вопросов местного характера. В рамках переданных полномочий, территориальные властные структуры издают:


Локальные документы

К ним относятся подзаконные акты, издаваемые в пределах учреждений и организаций. Такими документами регламентируются научные, коммерческие, учебные, производственные, управленческие и прочие взаимодействия, касающиеся назначения предприятия. В каждом учреждении или организации, таким образом, действует собственный устав, нормативное положение либо другой учредительный акт, правила внутренней дисциплины, распорядка и прочие нормы. Все они обладают правовым значением. Подзаконные локальные акты подлежат утверждению либо регистрации в государственных уполномоченных структурах. В качестве такого рода документов могут, например, выступать:

  1. Распоряжения, приказы как индивидуального, так и нормативного значения, которые принимаются руководителями организаций, учреждений, предприятий. Такими документами регламентируются вопросы, связанные с установлением внутреннего распорядка, назначением материального поощрения (вознаграждения) и пр.
  2. Решения, утвержденные коллегиальными органами управления. К таким структурам, в частности, относят советы директоров, общее собрание учредителей (акционеров). Решения в этом случае касаются управления, организации деятельности предприятия.

Подзаконный акт - это нормативный правовой акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы.

Признаки подзаконного акта:

Закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции;

Зависимость подзаконных нормативных правовых актов от законов;

В данной группе актов осуществляется опосредование норм законов при помощи их воспроизведения, дополнения, конкретизации, развития, детализации и др.;

Им присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом, поэтому они быстрее и оперативнее реагируют на изменение жизненной обстановки, с большей эффективностью приспосабливаются к меняющейся действительности;

Нормы подзаконных правовых актов в большинстве своем являются нормами видового значения по отношению к нормам законов;

Подзаконным правовым актам присуща высокая степень неоднородности, условно объединяемых в одну общую группу. Все эти акты имеют различную юридическую силу, имеют различные наименования и форму издания.

Классификация подзаконных актов (по издавшему органу):

а) общие акты, действующие на всей территории Российской Федерации и в отношении всех граждан Российской Федерации и иных лиц, находящихся на территории Российской Федерации:

Акты Президента Российская Федерация (указы и распоряжения);

Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации (постановления Государственной Думы и Совета Федерации);

Акты Правительства Российская Федерация (постановления, распоряжения);

Акты федеральных министерств и ведомств (приказы, директивы, распоряжения).

б) региональные акты - акты органов государственной власти субъектов Российская Федерация, которые распространяют свое действие только на территорию и население соответствующего субъекта Российской Федерации (постановления губернатора, постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приказы министерств и иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации);

в) местные акты - акты органов местного самоуправления, действующие исключительно на территории конкретного муниципального образования (постановления и иные решения глав, глав администраций и представительных органов муниципальных образований);

г) локальные акты - акты различных акты организаций, которые действуют в только пределах этих организаций и распространяются на их работников (приказы руководителя организации, решения общего собрания акционеров акционерных обществ, участников ООО, решения совета директоров и др.).

57. Действие права

Существуют пределы действия норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. В некоторых работах отмечается также определение пределов действия по предмету.

1) Действие норм права во времени.

Характеризуется двумя моментами: вступлением нормативно-правового акта в силу и утратой юридической силы. Вступление в силу связано с решением о принятии нормативно-правового акта. Но этот способ, применяемый к подзаконным нормативно-правовым актам, не может использоваться широко, так как в большинстве случаев вступление в силу отдалено от принятия и связано с моментом его опубликования. В самом нормативно-правовом акте может предусматриваться дата его вступления в силу. Если не указано иное, федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней с момента опубликования, указы Президента и распоряжения Правительства – по истечению 7 дней. В отношении некоторых нормативно-правовых актов нужно различать вступление его в силу и введение его в действие. Вступление акта в силу – это официально зарегистрированное волеизъявление на установление (или модификацию) юридических норм, предусмотренных данным актом, введение в действие - начало возникновения (изменения, прекращения) правоотношений, предусмотренных данным актом.

Нормативно-правовой акт может вступать в силу с момента подписания, с момента принятия, с момента опубликования, с возникновением определённых обстоятельств (чрезвычайное происшествие, война и др.), с даты регистрации.

Утрата юридической силы: истечение срока действия, если акт был принят на определённый срок; прямая отмена нормативно-правового акта с указанием об этом во вновь принятом нормативно-правовом акте (хороший стиль законотворчества); фактическая отмена нормативно-правового акта, когда применяется новый акт, а старый применяется в непротиворечащей части или не применяется вовсе.

2) Действие норм права в пространстве.

Связано с идеей о государственном суверенитете. Согласно этому принципу законы и другие нормативные правовые акты действуют на территории государства безраздельно и исключительно. Государственная территория – пространство, на которое распространяется политическое и правовое верховенство государства: сухопутная территория и внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство (столб высотой до 110 км), недра, посольства, космические и морские корабли, авиация. Кроме того, есть нормы, действующие на определённых территориях государства (при чрезвычайном положении в части государства; нормы субъектов федерации, муниципальных образований, локальные нормы права).

3) Действие по кругу лиц означает, что нормативно-правовые акты распространяются на всех, кто признан субъектом права на данной территории. Различают общих и специальных (например, военные) субъектов. Национальные нормативно-правовые акты страны пребывания не распространяются на лиц с дипломатическим иммунитетом.

4) Действие по предмету определяется тем, на какой предмет – круг общественных отношений – распространяются нормы, содержащиеся в данном законе, и к какой разновидности они относятся – общим, отраслевым, специальным. Общие законы – такие нормативно-правовые акты, которые содержат наиболее общие нормы, имеющие в основном межотраслевое значение и близкие к правовым принципам (конституции и т.п.).

Большинство законов закрепляют лишь общие положения в той или иной сфере. Помогают конкретизировать закон так называемые подзаконные акты - сборники норм, которые дополняют основные государственные положения. Какие нормативные акты относятся к подзаконным и какими признаками они обладают? Ответ на этот вопрос будет найден в статье.

Что представляет собой подзаконный акт?

Зачастую государственные законы представляют собой сборники очень конкретных норм, которые не позволяют в полной мере понять устройство той или иной сферы. Дабы не возникали юридические дыры и коллизии, законодатели принимают специальные подзаконные акты - постановления, указы, распоряжения и прочие документы. Подобные акты имеют своей целью дополнить основные государственные законы, облегчить их применение и понимание.

Для принятия подзаконного акта необходимо учитывать специфику отдельной общественной сферы. Во внимание стоит также брать интересы людей, особенности территории и многие другие элементы. К подзаконным нормативным актам относятся документы, которые принимаются на базе основных предписаний государственного характера.

Признаки подзаконных актов

Какими признаками обладают документы, которые относятся к подзаконным нормативным актам? Вот что выделяют специалисты в области права:

  • наличие законной основы;
  • меньшая, чем у основного закона, правовая сила;
  • соответствие компетенции органа, который издает акт подзаконного характера;
  • регулирование обширной сферы общественных отношений, направленной на решение актуальных задач;
  • число подзаконных актов превышает количество законов;
  • акты подзаконного характера представляют собой основу для деятельности правоприменительного характера;
  • документы являются инструментом оперативного воздействия на отношения общественного характера.

Таким образом, рассматриваемая группа нормативных актов обладает большим количеством самых разных признаков и особенностей. Если хотя бы один признак не соответствует документу, то вряд ли придется говорить о нем как о нормативном акте.

Указы главы государства

Какие нормативные правовые акты относятся к подзаконным? Для начала стоит выделить распоряжения и указы, формируемые и издаваемые российским Президентом.

Указы главы государства издаются в нашем государстве уже много веков. В дореволюционной России высшей юридической силой обладали указы самодержавного монарха. Даже Владимир Даль толкует понятие "указ" как письменный приказ государя.

В настоящее время глава государства также обладает законотворческим правом. Однако право это строго контролируется Конституцией и некоторыми органами власти. Так, президент издает указы в строгом соответствии со статьей 90 основного закона страны. Здесь сказано, что глава государства должен издавать нормативные акты по основным вопросам государственного управления. Президентские постановления делятся на распоряжения и указы. Распоряжением называют документ конкретного назначения, имеющий частный характер. Указ же является более значимым актом, имеющим широкое значение.

Особенности президентских указов и распоряжений

Что относится к подзаконным нормативным актам, которые принимаются главой государства? Здесь стоит назвать документы, формируемые по наиболее важным вопросам в сфере управления государством. Например, это создание трудовых комиссий и комитетов, выделение российским регионам финансовых средств из общего бюджета и многое другое.

Далеко не все президентские указы относятся к подзаконным нормативным актам. Существуют так называемые правоприменительные акты, относящиеся к конкретным случаям и явлениям. Здесь стоит назвать, например, акты о присвоении звания или награды, о назначении лица на должность и др.

Все президентские распоряжения и указы обладают рядом важнейших признаков. Здесь стоит назвать, например, содержание юридических норм, общеобязательный характер, регулирование разных общественных сфер и многое другое. Однако основным признаком рассматриваемых актов будет отсутствие противоречий законам федерального типа.

Правительственные акты

Российская Конституция закрепляет право федерального органа исполнительной власти на реализацию законотворческих полномочий. Данная норма закреплена в статье 114 основного закона государства. Постановления Правительства относятся к подзаконным нормативным актам. Необходима разработка таких постановлений для исполнения российской Конституции, федеральных законов, нормативных указов главы государства и т. д.

Чем отличаются распоряжения от постановлений? Распоряжения издаются для небольшого круга лиц. Они являются, скорее, правоприменительными актами, адресованными узкому кругу исполнителей. Постановления же более нормативны. Их исполнение обязательно для всей Федерации - центра совместно с региональными субъектами.

Министерские акты

Как известно, министерства являются частью российского Правительства. Все они осуществляют отдельные функции в той или иной общественной сфере. Акты министерств и ведомств имеют, таким образом, отраслевой характер. Однако зачастую некоторые правительственные группы объединяются в целях создания общего акта. В таких случаях принято говорить о документах межотраслевого характера. Простой пример - акты МВД, Минфина, Минобрнауки и т. д.

Что относится к подзаконным нормативно-правовым актам правительственных ведомств и министерств? В российской законодательной системе это инструкции и приказы. Инструкции призваны регулировать основные формы профессиональной деятельности тех или иных работников, определять их функциональные обязанности. Все инструкции имеют нормативное содержание. Приказы делятся на ненормативные и нормативные. В первом случае речь идет о правоприменительных актах, а во втором - о документах, посвященных наиболее важным вопросам исполнительных органов.

Стоит привести пример подзаконных нормативных актов, относящихся к № 44-ФЗ, Закону "О контрактной системе закупок". Это объемный федеральный закон, который дополняется множеством ведомственных актов. Статья 34 закона, в которой рассказывается про реализацию закупок, регулируется правительственным постановлением "Об определении размеров штрафов заказчиком". Статья 22 про планирование - Постановлением "Об определении цены контракта" и т. д.

Акты органов местного самоуправления

В главе 8 российской Конституции указывается возможность местных самоуправленческих органов управлять собственностью муниципального характера. Органы обладают правом на формирование, регистрацию и реализацию местного бюджета, на установку муниципальных налогов и сборов и на многие другие функции.

Во всех представленных случаях самоуправление обязано издавать нормативные или правоприменительные акты. Это могут быть, например:

  • акты законодательных инстанций;
  • распоряжения и постановления глав местного самоуправления;
  • акты сельских сходов или поселковых собраний и т. д.

Инстанции местного самоуправления обладают довольно обширными полномочиями в области благоустройства отдельной территории. Именно поэтому соответствующие подзаконные акты издаются ими довольно часто.

Региональные подзаконные акты

Итак, что же относится к подзаконным нормативным актам Российской Федерации? Здесь все довольно просто: это президентские, правительственные и министерские постановления. А какие существуют акты в российских регионах?

Управленческие, производственные, коммерческие, образовательные, научные и многие другие виды отношений регулируются специальными подзаконными актами. Принимаемые в регионах документы называют также локальными актами. Все они имеют определенное правовое значение, так как устанавливают правила внутреннего распорядка, закрепляют узкие группы общественных отношений и т. д. Простой пример локального подзаконного акта - решение коллегиального органа управления.