171 фз о государственном регулировании. Законодательная база российской федерации. С изменениями и дополнениями от

Основным законом регулирующим производство и оборот алкогольной продукции является 171 ФЗ от 22.11.1995 г. 18.07.2011 был принят 218 ФЗ, внесший поправки в федеральный закон.

На кого распространяется закон 171 , по отношению к рознице:

Статья 1 пункт 2 ФЗ 171.

Данный закон распространяется на юридических лиц, которые осуществляю продажу алкоголя и пива.

А так же на физических лиц (Индивидуальных Предпринимателей) осуществляющих продажу пива.

Алкогольной продукцией в соответствии с 171 ФЗ является:

Статья 2 пункт 7 ФЗ 171.

Алкогольным продуктом является пищевой продукт, произведенный с использованием этилового спирта или со спиртосодержащим продуктом с содержанием 0,5 этилового спирта.

В соответствии с изменениями 218 ФЗ с 1июля 2012 года пиво приравнено к алкогольной продукции.

Алкогольная продукция бывает нескольких видов:

  • спиртной напиток
  • вино (фруктовое, ликерное, игристое)
  • пиво (пивной напиток)


Продажа алкоголя не допускается в соответствии с 171 ФЗ:

Статья 16 пункт 2 ФЗ 171.


С 1 января 2013 года, в соответствии с редакцией 218 ФЗ не допускается продажа пива на нестационарных торговых точках.


Статья 16 пункт 5 ФЗ 171.

С 1 июля 2012 г. продажа алкоголя запрещена с 23.00 до 08.00 по местному времени, данный запрет не распространяется на организации общественного питания.


Розничная организация должна иметь в соответствии с 171 ФЗ:

Статья 16 пункт 6 ФЗ 171.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкоголя и пива должны иметь стационарный торговый объект и складское помещение и контрольно-кассовую технику.


Розничные организации, реализующие алкоголь должны иметь лицензию в соответствии с 171 ФЗ:

Статья 18 пункт 1 ФЗ 171.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкоголя должны быть лицензированы.

На организации, продающие только пиво, данное требование не распространяется.


Статья 18 пункт 10 ФЗ 171.

Лицензию на розничную продажу алкоголя выдает уполномоченный орган субъекта РФ ФСРАР.


Розничные организации, реализующие алкоголь и пиво должны сдавать декларации по алкоголю и пиву в соответствии с 218 ФЗ:

Статья 14 пункт 1 ФЗ 218.

Организации, которые осуществляют розничную продажу алкоголя и пива должны вести учет и декларирование своих объемов продажи.


Статья 14 пункт 4 ФЗ 218.

Порядок декларирования устанавливается Правительством РФ.

Розничные организации сдают декларации в уполномоченный орган субъекта РФ ФСРАР и в само Росалкогольрегулирование.

Уполномоченный орган субъекта РФ ФСРАР передает данные в Росалкогольрегулирование и ведет учет статистической информации.

Статья 18 171-ФЗ — Виды деятельности, подлежащие лицензированию

1. Лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением:

производства и оборота фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;

розничной продажи спиртосодержащей продукции;

закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях;

перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций;

производства и оборота виноградного сусла, произведенного сельскохозяйственными товаропроизводителями;

розничной продажи алкогольной продукции физическим лицам от имени и по поручению организации, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, в случае, если указанная продукция размещена на бортах воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции физическим лицам для потребления (распития) на борту воздушного судна при оказании услуг общественного питания от имени и по поручению организации, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

2. Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:

производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2005 N 102-ФЗ;

хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;

абзацы седьмой — восьмой утратили силу. — Федеральный закон от 21.07.2005 N 102-ФЗ;

производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;

розничная продажа алкогольной продукции;

перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;

производство, хранение, поставки и розничная продажа произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции.

3. Лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в статье 2 настоящего Федерального закона, а также по каждому виду винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения.

4. Лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в абзацах пятом и шестом пункта 2 настоящей статьи, выдаются отдельно на алкогольную продукцию, спиртосодержащую пищевую продукцию и спиртосодержащую непищевую продукцию.

Лицензии на вид деятельности, указанный в абзаце одиннадцатом пункта 2 настоящей статьи, выдаются отдельно на этиловый спирт (в том числе денатурат), нефасованную спиртосодержащую пищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, нефасованную спиртосодержащую непищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.

Лицензия на осуществление вида деятельности, указанного в абзаце двенадцатом пункта 2 настоящей статьи, по заявлению сельскохозяйственного товаропроизводителя выдается отдельно на вино или игристое вино (шампанское) либо одновременно на вино и игристое вино (шампанское).

Лицензии на вид деятельности, указанный в абзаце десятом пункта 2 настоящей статьи, выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, а также хранение закупленной алкогольной продукции и ее реализацию по договору розничной купли-продажи.

Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, хранение (в том числе во вскрытой потребительской таре (упаковке), использование в соответствии с подпунктом 15 статьи 2 настоящего Федерального закона для изготовления алкогольных напитков, кулинарных блюд, спиртосодержащей пищевой продукции и иной пищевой продукции, отпуск алкогольной продукции потребителю во вскрытой потребительской таре или в розлив, осуществляемые при оказании услуг общественного питания.

Лицензия на производство, хранение, поставки и розничную продажу винодельческой продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями, предусматривает право как на розничную продажу указанной продукции, так и на розничную продажу указанной продукции при оказании услуг общественного питания.

В случае указания в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в качестве места осуществления деятельности конкретного водного судна или вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета, вагона-бара) организация вправе осуществлять в нем розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на всем пути следования водного судна или данного вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета, вагона-бара), входящего в состав поезда дальнего следования.

5. Лицензии на производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдаются только заявителям, которые имеют оборудование, отвечающее требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона.

6 — 7. Утратили силу. — Федеральный закон от 21.07.2005 N 102-ФЗ.

8. Лицензии на виды деятельности, указанные в пункте 2 настоящей статьи, за исключением видов деятельности, указанных в абзацах девятом и одиннадцатом пункта 2 настоящей статьи, выдаются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Лицензии на виды деятельности, указанные в абзацах девятом и одиннадцатом пункта 2 настоящей статьи, выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9. Лицензии на виды деятельности, указанные в пункте 2 настоящей статьи, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, выдаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

10. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации при условии наличия между ними соответствующего соглашения.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 05.04.2010 N 41-ФЗ.

kodeks.systecs.ru

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ в наименование настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ
«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

С изменениями и дополнениями от:

10 января 1997 г., 7 января 1999 г., 29 декабря 2001 г., 24, 25 июля 2002 г., 2 ноября 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 октября 2006 г., 20 апреля, 19 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г., 5 апреля, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 1, 18, 21 июля 2011 г., 25, 30 июня, 28 июля, 25, 30 декабря 2012 г., 23 июля, 2 ноября 2013 г., 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 29 декабря 2015 г., 23 июня, 3 июля 2016 г., 29 июля, 28 декабря 2017 г., 29 июля 2018 г.

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Под государственным регулированием производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции понимается устанавливаемый законодательством и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами режим производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. К алкогольной продукции относятся спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5% от объема единицы алкогольной продукции. Под оборотом этилового спирта и алкогольной продукции понимаются их экспорт, импорт, поставки, закупка, оптовая и розничная реализация.

Действие Закона не распространяется на: алкогольную продукцию, произведенную физическим лицом не в целях сбыта; этиловый спирт, произведенный из сырья всех видов юридическим лицом или юридическими лицами на договорной основе и используемый только ими в технологическом процессе при изготовлении неалкогольной продукции.

Определены полномочия федеральных органов исполнительной власти и предметы ведения субъектов РФ в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Рассмотрены следующие меры государственного регулирования производства и оборота этилового спирта: лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта; установление квот на объем экспорта, импорта и закупки этилового спирта; запрет на реализацию этилового спирта в розницу; регулирование отпускных цен на этиловый спирт, произведенный из пищевого и непищевого сырья; установление государственных стандартов, технических условий, норм и правил в области производства и оборота этилового спирта; осуществление государственного контроля за качеством этилового спирта. Порядок государственного регулирования в этой области устанавливается Правительством РФ в соответствии с Законом.

Отдельно рассмотрены правила производства и оборота алкогольной продукции. Здесь государство, помимо лицензирования и установления стандартов (аналогично мерам по регулированию оборота и производства этилового спирта), производит сертификацию алкогольной продукции и оборудования для ее производства, устанавливает акцизы на алкогольную продукцию всех видов и осуществляет контроль за соблюдением прав потребителей алкогольной продукции. Непосредственный порядок регулирования устанавливается Правительством РФ. Реклама любой алкогольной продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением требований законодательства о рекламе.

Государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы МСУ. Систему органов контроля и их функции устанавливает Правительство РФ. Общественный контроль за соблюдением Закона осуществляется гражданами и их общественными организациями (объединениями).

Установлен ряд запретов в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 марта 2016 г. N 9-П пункт 5 статьи 20 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем положение в системе действующего правового регулирования допускает по истечении двух месяцев с момента прекращения действия выданной юридическому лицу лицензии на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции принудительное безвозмездное изъятие с целью уничтожения по решению суда остатков принадлежащей ему винодельческой продукции, выдержка которой на момент истечения двух месяцев, предусмотренных для ее реализации, не достигает необходимого в соответствии с требованиями технологического процесса срока, притом что само производство было начато в период действия лицензии, осуществлялось (с учетом стадии производственного процесса) в соответствии с действующим законодательством и с соблюдением обязательных требований и что, начиная его, лицензиат не мог предполагать, что лицензия на новый срок не будет им получена

Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2003 г. N 17-П положения, содержащиеся в абзаце седьмом пункта 1, пунктах 2, 6 и 11 статьи 19 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения служат основанием для отказа федерального лицензирующего органа от разрешения вопроса о выдаче организации федеральной лицензии на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во всех случаях, когда соответствующим субъектом Российской Федерации не дано согласие на ее получение.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г., 1 января 2018 г., 1 июля 2018 г. и 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 433-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 182-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ и от 28 декабря 2017 г. N 433-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 5 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 июля 2018 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2012 г. N 98-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие абзаца девятнадцатого пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона было приостановлено до 1 июля 2007 г. в части оборота денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования указанного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Алкоголь закон 171-фз

По вопросу возможности розничной продажи пива в розлив в полимерную тару продавца объемом более 1500 миллилитров.

Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 769 принят Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» (далее – ТР ТС 005/2011), устанавливающий на таможенной территории Таможенного союза единые обязательные для применения и исполнения требования к упаковке (укупорочным средствам), обеспечения свободного перемещения упаковки (укупорочных средств), выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.

Согласно статье 2 ТР ТС 005/2011 потребительская упаковка – упаковка, предназначенная для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю.

Следовательно, полимерная тара, в которую будет налито разливное пиво для реализации конечному потребителю, будет являться потребительской.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров.

Таким образом, розничная продажа пива, в том числе в розлив, в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров запрещена.

По вопросу возможности хранения и возврата алкогольной продукции поставщику в течение двух месяцев с момента прекращения действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 278-ФЗ) в статью 20 Закона № 171-ФЗ внесены изменения.

В течение двух месяцев с момента прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на хранение остатков алкогольной продукции, на возврат их поставщику за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ (пункт 5 статьи 20 Закона № 171-ФЗ). Данное изменение вступило в силу 31 июля 2017 года.

Таким образом, возможность хранения алкогольной продукции, а также ее возврата поставщику на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, действие которой прекратилось до вступления в силу Закона № 278-ФЗ, Законом № 171-ФЗ не предусмотрены.

При этом если действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции прекратилось после вступления в силу Закона № 278-ФЗ, организация в течение двух месяцев с момента прекращения действия такой лицензии может хранить остатки алкогольной продукции, а также вернуть их поставщику.

Осуществление государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 6 Закона № 171-ФЗ).

По вопросу необходимости предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода при розничной продаже алкогольной продукции в случае ее осуществления без применения контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Пунктом 10 статьи 16 Закона № 171-ФЗ установлено, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Правила применения контрольно-кассовой техники определяются нормами Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

При этом, розничная продажа алкогольной продукции не допускается без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения по перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Закона № 171-ФЗ (подпункт 13 пункта 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ).

Таким образом, обязанность предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода установлена независимо от применения контрольно-кассовой техники.

По вопросу указания в лицензии сведений о месте нахождения обособленных подразделений лицензиата и истребования лицензирующим органом дополнительных документов и информации.

В соответствии с формой лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденной приказом Росалкогольрегулирования от 12 ноября 2015 г. № 359 (далее – Форма лицензии), в табличной форме лицензии указываются места нахождения обособленных подразделений лицензиата, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, информация о которых состоит из:

графы 2 – адреса (указывается структура адреса в соответствии с Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № 1221);

графы 3 – иных сведений, позволяющих определенно установить места нахождения, где осуществляется лицензируемый вид деятельности.

В графу 3 Формы лицензии лицензирующим органом вносятся позволяющие определенно установить места нахождения, где осуществляется лицензируемый вид деятельности, сведения, содержащиеся в представленных организацией заявлении и документах, а также содержащиеся в информации, полученной лицензирующим органом в рамках оказания государственной услуги по лицензированию, за исключением сведений об адресе, указываемых в графе 2.

При этом, при заполнении лицензии, в том числе при указании сведений о местах нахождения обособленных подразделений лицензиата, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, лицензирующим органом может быть использована информация как из документов, предоставленных непосредственно соискателем лицензии (лицензиатом), так и полученная в рамках проведения документарной и (или) внеплановой выездной проверки в соответствии с положениями статьи 23.2 Закона № 171-ФЗ.

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг.

По вопросу перечня мест осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Согласно абзацу второму пункта 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.

Осуществление вышеуказанного лицензируемого вида деятельности в иных объектах общественного питания Законом № 171-ФЗ не предусмотрено.

Вместе с тем, статьей 7 Закона № 278-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, выданной до дня вступления в силу Закона № 278-ФЗ, вправе осуществлять указанную деятельность в объектах общественного питания, типы которых не указаны в абзаце втором пункта 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ, до окончания срока действия такой лицензии.

Классификация предприятий общественного питания, а также общие требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов установлены ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», введенным в действие для добровольного применения приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. № 1676-ст.

При этом необходимо отметить, что в постановлении от 20 июля 2016 г. № 46-АД16-5 Верховный Суд Российской Федерации указал, что несоответствие объекта общественного питания требованиям ГОСТа, устанавливающим требования к предприятиям общественного питания, позволяет сделать вывод, что такой объект по своей сути предприятием общественного питания не является.

По вопросу возможности изготовления настоек, алкогольных коктейлей организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) деятельность по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.

Положения данного пункта распространяются, в том числе на организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) при оказании услуг общественного питания.

В соответствии с подпунктом 15 статьи 2 Закона № 171-ФЗ не признаются производством алкогольной продукции действия по изготовлению алкогольной продукции путем смешения закупленной алкогольной продукции, содержащейся в потребительской упаковке и маркированной в соответствии со статьей 12 Закона № 171-ФЗ, с иной пищевой продукцией или с применением других технологических процессов (настаивание, брожение и другие) в отношении такой алкогольной продукции, совершаемые организацией, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.

Таким образом, организации при наличии лицензии на розничную продажу алкогольной продукции могут осуществлять изготовление коктейлей и других напитков в процессе обслуживания потребителя при оказании услуг общественного питания с использованием алкогольной продукции, находящейся в легальном обороте, в том числе маркированной в соответствии со статьей 12 Закона № 171-ФЗ.

По вопросу возможности перемещения алкогольной продукции между обособленными подразделениями юридического лица, осуществляющего ее розничную продажу.

В соответствии с пунктом 19 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) в лицензии указывается место нахождения организации, места нахождения ее обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности.

Согласно пункту 20 статьи 19 Закона № 171-ФЗ действие лицензии на оборот алкогольной продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.

Таким образом, перемещение алкогольной продукции возможно по местам нахождения подразделений, указанных в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

В соответствии со статьей 26 Закона № 171-ФЗ запрещается оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность такой продукции.

Перечень документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, установлен статьей 10.2 Закона № 171-ФЗ и содержит в том числе, справку к товарно-транспортной накладной (далее – Справка к ТТН).

Форма Справки к ТТН и правила ее заполнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию».

В соответствии с пунктом 5 правил заполнения Справки к ТТН при каждой последующей реализации (передаче, внутреннем перемещении между обособленными подразделениями организации) продукции организацией-продавцом заполняется только раздел «Б» Справки к ТТН.

Согласно абзацу восьмому пункта 2 статьи 8 Закона № 171-ФЗ оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (далее – ЕГАИС).

Правилами функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1459, установлен перечень информации, представляемой в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств, организациями, использующими оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции.

Согласно Правилам организации, осуществляющие закупку алкогольной продукции в целях последующей розничной продажи указанной продукции, представляют информацию, содержащую в том числе:

— сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, Справке к ТТН, справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза);

— номера, даты и время представления заявок о фиксации информации об организации (сельскохозяйственном производителе, индивидуальном предпринимателе), о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, в единой информационной системе.

Форма заявки о фиксации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации о передаче, внутреннем перемещении, возврате алкогольной продукции утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 2016 г. № 84н.

Исходя из вышеизложенного, для перемещения алкогольной продукции между обособленными подразделениями юридического лица необходимо оформление документов, предусмотренных статьей 10.2 Закона № 171-ФЗ, а также отражение в ЕГАИС информации о таких перемещениях.

При этом такое перемещение возможно как между обособленными подразделениями юридического лица, находящимися в границах одного субъекта Российской Федерации, так и между обособленными подразделениями юридического лица, находящимися в разных субъектах Российской Федерации.

По вопросу возможности использования алкогольной продукции, закупленной у организации, осуществляющей ее розничную продажу, для производства неспиртосодержащей продукции в предпринимательских целях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предпринимательская деятельность по продаже товаров в розницу осуществляется на основании договора розничной купли-продажи, согласно которому продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, под розничной продажей алкогольной продукции следует понимать деятельность по передаче покупателю алкогольной продукции для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Следовательно, использование алкогольной продукции, приобретенной по договору розничной купли-продажи, при производстве неспиртосодержащих продуктов питания для их последующей продажи не соответствует целям, предусмотренным статьей 492 ГК РФ.

При этом, в данном случае закупка алкогольной продукции может осуществляться по договору поставки (статья 506 ГК РФ) у организации, имеющей лицензию, предусматривающую поставку алкогольной продукции в соответствии с видами деятельности, определенными абзацами третьим, шестым и одиннадцатым пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

По вопросу необходимости фиксировать в ЕГАИС сведения о закупке алкогольной продукции в целях её использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции.

В соответствии с абзацем восьмым пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (далее – ЕГАИС).

Указанное требование не распространяется на учет объема закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (подпункт 4 пункта 2.1 статьи 8 Закона № 171-ФЗ).

Таким образом, Законом № 171-ФЗ не предусмотрена обязанность организации фиксировать в ЕГАИС сведения о закупке алкогольной продукции в целях её использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции.

По вопросу возможности осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в одном помещении.

В соответствии с пунктом 19 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) в лицензии указываются, в том числе, места нахождения обособленных подразделений организации (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности.

Согласно пункту 20 статьи 19 Закона № 171-ФЗ действие лицензии, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.

Таким образом, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности в обособленных подразделениях (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах лицензиата, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), указанных в лицензии.

При этом пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности.

Согласно форме лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденной приказом Росалкогольрегулирования от 12 ноября 2015 г. № 359, в лицензии указываются, в том числе, иные сведения, позволяющие определенно установить место нахождения, где осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Таким образом, место осуществления розничной продажи алкогольной продукции и место осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания должны отличаться как фактически, так и в лицензии.

По вопросу необходимости применения контрольно-кассовой техники при розничной продаже алкогольной продукции.

Согласно пункту 6 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

(далее – Закон № 171-ФЗ) организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, в том числе должны иметь для таких целей контрольно-кассовую технику.

Абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 16 Закона № 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских поселениях, а также организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ.

При этом, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) внесены изменения, в том числе в статью 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а именно, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники. Данное изменение вступает в силу с 31 марта 2017 года.

Учитывая, что вышеуказанное требование Закона № 261-ФЗ является специальной нормой по отношению к положениям Закона № 54-ФЗ (пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 г. № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»), все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, должны использовать контрольно-кассовую технику с 31 марта 2017 г.

Популярное:

  • Каковы правила продажи алкогольной продукции? Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, […]
  • Федеральный закон № 116-ФЗ от 23 мая 2018 года РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации Принят Государственной Думой 10 мая 2018 […]
  • АПТЕЧКА ПЕРВОЙ ПОМОЩИ РАБОТНИКАМ АППОЛО Аптечка первой помощи работникам апполо инструкция по применению Лекарственная форма аптечка первой помощи Состав аптечки "Первой помощи работникам" соответствует приказу […]
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и […]
  • Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 12 января 2015 г. № 4 “Об утверждении перечней документов, необходимых для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за […]
  • За 2013 год в России были выплачены пенсии на сумму 5,25 трлн рублей За 2013 год Пенсионный фонд РФ выплатил 41 миллионам российских пенсионеров 5,25 трлн руб. Об этом сообщается в отчете, размещенном на сайте фонда. Сумма […]
  • Определение лимита остатка кассы на 2012 год Расчет лимита кассы на 2012 год Кассовый лимит рассчитывается по одной из двух формул. Зависит это от того, есть ли у вашей организации торговая выручка или нет. Если у […]
  • Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ"О судах общей […]

Торговля спиртосодержащими напитками - отрасль, занимающая значительную часть всемирного товарооборота. Это справедливо и для Российской Федерации. Чтобы законодательно контролировать оборот алкогольной продукции, применяется ФЗ 171. О содержании, поправках и ключевых статьях закона и пойдет речь в статье.

Федеральный закон под номером 171 регламентирует правовые основы вопросов производства и товарного оборота алкогольной продукции, и контролирует из потребление (распитие).

Также, в ФЗ 171 приведены определения, включая «этиловый спирт», «денатурат», «спиртосодержащая продукция», «спиртные напитки» и т. д. Закон определяет полномочия органов контроля за торговлей алкогольными напитками и порядок производства, указывает на способы контроля за соблюдением настоящего законопроекта.

Принятие настоящего закона и его вступление в силу произошло 22 ноября 1995 года. После этого неоднократно вносились поправки и изменения. Последняя редакция ФЗ 171 датируется 3 июля 2016 года, с ее вступлением в силу 4 числа.

Последние поправки в ФЗ 171 «Об обороте алкогольной продукции»

Проблема чрезмерного потребления алкоголя на территории Российской Федерации стоит очень остро. Поэтому, чтобы контролировать этот момент, в ФЗ 171 «Об обороте алкогольной продукции» и вносятся поправки.

Первой необходимо рассмотреть статью 16 ФЗ 171, которая внесла существенные поправки в законопроект о розничной торговле спиртосодержащей продукцией.

Статья 16

  • 1. В этом пункте ст. 16 ФЗ 171 рассматривается, какие предприятия, организации и хозяйства имеют право розничной продажи пива, сидра, пуаре и т. д. Под эти категории попадают ИП, сельскохозяйственные товаропроизводители и организации;
  • 2. Здесь указывается, в каких категориях строений и помещений не допускается розничная торговля алкогольными напитками: образовательные и медицинские учреждения, недвижимость, принадлежащая ЮЛ и т. д.;
  • 3. Данный пункт закона приводит исключения из правил, попадающих под запрет пункта 2 настоящей статьи: торговля на бортах авиа- и водных судов, в магазинах беспошлинной торговли и т. д.;
  • 4. Объяснение, при каких условиях допустима розничная продажа алкоголя в заведениях общественного питания;
  • 5. Уточнение, что в стандартных условиях продажа спиртосодержащей продукции в объектах общественного питания, на водных и воздушных судах, не допускается, за исключением моментов, которые указаны в 3 и 4 пункте настоящей статьи;
  • 6. Указание исключений, на какие виды алкогольной продукции не распространяются запреты на продажу;
  • 7. Этот пункт законопроекта объясняет, в каких местах и кому запрещено распитие алкогольных напитков;
  • 8. Определение границ объектов, на территории которых запрещено распитие спиртосодержащей продукции. И этот пункт рассматривает порядок информирования органов местного самоуправления об организациях, занимающихся распространением этих напитков, уполномоченными лицами;
  • 9. Временные ограничения для розничной торговли алкогольными напитками устанавливаемые законодательством РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • 10. Требования к организациям, занимающимся продажей алкоголя, касательно складских помещений, с исключениями из подпункта закона;
  • 11. В этом пункте поясняется - когда территория торгового объекта уже во время действия лицензии перестает соответствовать требованиям ФЗ 171, то организация имеет право продолжать деятельность, и на последующую выдачу лицензии это не влияет - только ограничение срока в 5 лет.

Ознакомьтесь Федеральный закон 390 «О безопасности»

Рассмотрим оставшиеся ключевые статьи закона.

В этой статье закона приведены понятия, используемые в тексте ФЗ 171, с определениями: все спиртосодержащие пищевые и непищевые товары, термины, относящиеся к производству и торговле. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Объяснение правил использования аппаратуры, применяемой при сбыте алкогольной продукции. Изменению подвергся пункт ФЗ 171, в котором говорится о случаях, когда учет объема проданных напитков не обязательно должен вестись с использованием электронных ресурсов. В предыдущей редакции ФЗ 171 это разрешено для поселений с числом жителей менее трех тысяч - теперь - для неподключенных к сети «Интернет».

Ст. 12

Статья рассматривает особенности налогообложения алкогольной продукции, и ее маркировки. Текст пункта ФЗ 171 включает информацию о необходимых документах и условия выдачи акцизных марок. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 18

Этот пункт ФЗ 171 указывает, какие виды торговой и производственной деятельности подлежат лицензированию, а какие - нет. В последней редакции закона, пункт изменений не претерпел.

Ст. 19

Текст статьи ФЗ 171 описывает порядок выдачи официальных лицензий на производство алкогольной продукции, перечень документов, и исключения из закона. В последней редакции, статья изменений не претерпела.

Ст. 20

Пункт ФЗ 171, полезный для начинающих предпринимателей - описание условий приостановки, возобновления или даже аннулирования лицензии на деятельность. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 26

Статья ФЗ 171, важная для новичков в производстве и реализации спиртосодержащей продукции - ограничения и запреты. С учетом возможности уголовной ответственности за нарушения, пункт требует внимания. В последней редакции закона, изменений не претерпел.

    Постановление от 28 декабря 2018 г. по делу № А17-8145/2018

    Арбитражный суд Ивановской области (АС Ивановской области)

    Алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции. В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 19, пункта 4 статьи 23.2 Закона № 171-ФЗ указанные требования, в том числе требование абзаца 2 пункта 4 статьи 16 настоящего Закона, одновременно являются особыми требованиями к розничной продаже алкогольной продукции...

    Решение от 27 декабря 2018 г. по делу № А19-27425/2018

    Арбитражный суд Иркутской области (АС Иркутской области)

    Видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Из подпункта 6 пункта 9 статьи 19 и пункта 4 статьи 23.2 Закона № 171-ФЗ следует, что применительно к деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, лицензионными признаются требования, установленные в статьях 2, 8, 9, 10.1, ...

    Решение от 25 декабря 2018 г. по делу № А42-8192/2018

    Арбитражный суд Мурманской области (АС Мурманской области)

    Основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования. Из подпункта 6 пункта 9 статьи 19 и пункта 4 статьи 23.2 Закона № 171-ФЗ следует, что применительно к деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, лицензионными признаются требования, установленные в статьях 2, 8, 9, 10.1, ...

    Решение от 24 декабря 2018 г. по делу № А32-47221/2018

    Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)

    Государственного принуждения, в том числе в виде административной ответственности, приостановления действия или аннулирования лицензии. Из подпункта 6 пункта 9 статьи 19 и пункта 4 статьи 23.2 Федерального закона № 171-ФЗ следует, что применительно к деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, лицензионными признаются требования, установленные в статьях 2, 8, 9, 10....

    Решение от 20 декабря 2018 г. по делу № А58-9441/2018

    Арбитражный суд Республики Саха (АС Республики Саха)

    Органом государственной власти на территории Республики Саха (Якутия), осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Согласно пункту 1 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции в соответствии с...

Торговля спиртосодержащими напитками - отрасль, занимающая значительную часть всемирного товарооборота. Это справедливо и для Российской Федерации. Чтобы законодательно контролировать оборот алкогольной продукции, применяется ФЗ 171. О содержании, поправках и ключевых статьях закона и пойдет речь в статье.

Федеральный закон под номером 171 регламентирует правовые основы вопросов производства и товарного оборота алкогольной продукции, и контролирует из потребление (распитие).

Также, в ФЗ 171 приведены определения, включая «этиловый спирт», «денатурат», «спиртосодержащая продукция», «спиртные напитки» и т. д. Закон определяет полномочия органов контроля за торговлей алкогольными напитками и порядок производства, указывает на способы контроля за соблюдением настоящего законопроекта.

Принятие настоящего закона и его вступление в силу произошло 22 ноября 1995 года. После этого неоднократно вносились поправки и изменения. Последняя редакция ФЗ 171 датируется 3 июля 2016 года, с ее вступлением в силу 4 числа.

Последние поправки в ФЗ 171 «Об обороте алкогольной продукции»

Проблема чрезмерного потребления алкоголя на территории Российской Федерации стоит очень остро. Поэтому, чтобы контролировать этот момент, в ФЗ 171 «Об обороте алкогольной продукции» и вносятся поправки.

Первой необходимо рассмотреть статью 16 ФЗ 171, которая внесла существенные поправки в законопроект о розничной торговле спиртосодержащей продукцией.

Статья 16

  • 1. В этом пункте ст. 16 ФЗ 171 рассматривается, какие предприятия, организации и хозяйства имеют право розничной продажи пива, сидра, пуаре и т. д. Под эти категории попадают ИП, сельскохозяйственные товаропроизводители и организации;
  • 2. Здесь указывается, в каких категориях строений и помещений не допускается розничная торговля алкогольными напитками: образовательные и медицинские учреждения, недвижимость, принадлежащая ЮЛ и т. д.;
  • 3. Данный пункт закона приводит исключения из правил, попадающих под запрет пункта 2 настоящей статьи: торговля на бортах авиа- и водных судов, в магазинах беспошлинной торговли и т. д.;
  • 4. Объяснение, при каких условиях допустима розничная продажа алкоголя в заведениях общественного питания;
  • 5. Уточнение, что в стандартных условиях продажа спиртосодержащей продукции в объектах общественного питания, на водных и воздушных судах, не допускается, за исключением моментов, которые указаны в 3 и 4 пункте настоящей статьи;
  • 6. Указание исключений, на какие виды алкогольной продукции не распространяются запреты на продажу;
  • 7. Этот пункт законопроекта объясняет, в каких местах и кому запрещено распитие алкогольных напитков;
  • 8. Определение границ объектов, на территории которых запрещено распитие спиртосодержащей продукции. И этот пункт рассматривает порядок информирования органов местного самоуправления об организациях, занимающихся распространением этих напитков, уполномоченными лицами;
  • 9. Временные ограничения для розничной торговли алкогольными напитками устанавливаемые законодательством РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • 10. Требования к организациям, занимающимся продажей алкоголя, касательно складских помещений, с исключениями из подпункта закона;
  • 11. В этом пункте поясняется - когда территория торгового объекта уже во время действия лицензии перестает соответствовать требованиям ФЗ 171, то организация имеет право продолжать деятельность, и на последующую выдачу лицензии это не влияет - только ограничение срока в 5 лет.

Рассмотрим оставшиеся ключевые статьи закона.

В этой статье закона приведены понятия, используемые в тексте ФЗ 171, с определениями: все спиртосодержащие пищевые и непищевые товары, термины, относящиеся к производству и торговле. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Объяснение правил использования аппаратуры, применяемой при сбыте алкогольной продукции. Изменению подвергся пункт ФЗ 171, в котором говорится о случаях, когда учет объема проданных напитков не обязательно должен вестись с использованием электронных ресурсов. В предыдущей редакции ФЗ 171 это разрешено для поселений с числом жителей менее трех тысяч - теперь - для неподключенных к сети «Интернет».

Ст. 12

Статья рассматривает особенности налогообложения алкогольной продукции, и ее маркировки. Текст пункта ФЗ 171 включает информацию о необходимых документах и условия выдачи акцизных марок. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 18

Этот пункт ФЗ 171 указывает, какие виды торговой и производственной деятельности подлежат лицензированию, а какие - нет. В последней редакции закона, пункт изменений не претерпел.

Ст. 19

Текст статьи ФЗ 171 описывает порядок выдачи официальных лицензий на производство алкогольной продукции, перечень документов, и исключения из закона. В последней редакции, статья изменений не претерпела.

Ст. 20

Пункт ФЗ 171, полезный для начинающих предпринимателей - описание условий приостановки, возобновления или даже аннулирования лицензии на деятельность. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 26

Статья ФЗ 171, важная для новичков в производстве и реализации спиртосодержащей продукции - ограничения и запреты. С учетом возможности уголовной ответственности за нарушения, пункт требует внимания. В последней редакции закона, изменений не претерпел.

Текст федерального закона 171

С учетом поправок и дополнений настоящего закона, смысла обращаться к изначальному варианту нет. Рекомендуем скачать по ФЗ 171 «Об обороте алкогольной продукции» с изменениями последней редакции от 3 июля 2016 года.

Законодательство Российской Федерации

Сборник основных федеральных законов РФ

Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 01.05.2019)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА
И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ
ПРОДУКЦИИ И ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ (РАСПИТИЯ)
АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года
Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

Глава I. Общие положения

Глава II. Требования к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Глава III. Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Глава IV. Контроль за соблюдением настоящего Федерального закона и ответственность за его нарушение

Федеральный закон РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» N 171-ФЗ (действующая редакция 2019)

Российское законодательство 2019
Сборник федеральных законов РФ (ФЗ РФ)
Последнее обновление: 21.05.2019