Требования к арбитражному управляющему. Квалификационные требования к кандидатуре арбитражного управляющего

Арбитражным управляющим, как следует из п.1 статьи 20, может быть только физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации. Закон ограничивает правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства. Для назначения управляющим кандидат должен отвечать определенным требованиям. Их можно назвать позитивными (качества, которые должны присутствовать) и негативными (качества, которые должны отсутствовать). Кандидат должен соответствовать и позитивным, и негативным требованиям в совокупности.

К позитивным требованиям относятся:

  • 1. Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
  • 2. Высшее образование.
  • 3. Стаж руководящей работы в совокупности не менее 2 лет. Пункт 6 статьи 20 Закона устанавливает, что руководящей считается:
  • 1) работа в качестве руководителя юридического лица либо заместителя руководителя;
  • 2) работа в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника (т.е. на стадии наблюдения, если руководитель отстранялся от исполнения обязанностей; на стадии внешнего управления либо конкурсного производства) за исключением проведения процедур банкротства отсутствующего должника.
  • 4. Сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих. Пункт 1 статьи устанавливает, что организация и проведение этого экзамена осуществляется комиссией, формируемой на условиях равного представительства федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и образовательным учреждением. Представляется, что разработка программы для сдачи такого экзамена будет осуществлена Правительством РФ либо компетентной организацией по его поручению.
  • 5. Стажировка в качестве помощника арбитражного управляющего сроком не менее 6 месяцев - организацию и проведение этой стажировки Закон относит к компетенции саморегулируемых организаций управляющих.
  • 6. Наличие договора страхования ответственности на случай причинения вреда лицам, участвующим в деле о банкротстве. Пунктом 8 ст.20 установлено, что указанный договор страхования является формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего. Он должен быть заключен сроком не менее чем на год с условием последующего возобновления на тот же срок; страховая сумма (минимальная сумма финансового обеспечения) не может быть менее 3 миллионов рублей в год. В настоящее время не предъявляется требований о наличии лицензии: в в ст. 17 Закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусматривающей исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, арбитражное управление не указано. Важно отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 231 Закона в течение года после вступления его в силу управляющими могут утверждаться лица, не сдававшие теоретический экзамен, не проходившие стажировку, не являющиеся членами саморегулируемых организаций, если они имели лицензию управляющего, которая не была отозвана или аннулирована.

Соответствие кандидата в управляющие всем позитивным требованиям Закона подтверждается документом, выдаваемым саморегулируемой организацией, членом которой управляющий является. Если он не является членом такой организации, что возможно в течение первого года действия нового Закона в соответствии с п. 4 ст. 231, необходимые документы должен будет предоставить сам управляющий.

К числу негативных требований к кандидатуре управляющего относятся: 1. Судимость. Препятствием для назначения субъекта управляющим является судимость:

  • · за любые преступления в сфере экономики (то есть препятствием для назначения управляющим является судимость по ст. 158-204 УК РФ);
  • · за любые преступления средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие. При этом Закон не дает точного ответа на вопрос, является ли препятствием судимость снятая или погашенная .
  • 2. Заинтересованность по отношению к должнику или любому из кредиторов (заинтересованность определяется по правилам ст.19 Закона).
  • 3. Осуществление процедур банкротства в отношении управляющего - индивидуального предпринимателя.
  • 4. Наличие неудовлетворенных требований к кандидату о возмещении убытков, причиненных должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении в прошлом обязанностей арбитражного управляющего. 5. Дисквалификация либо лишение (в порядке, установленном законодательством) права занимать руководящие должности, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в Совет директоров, управлять делами или имуществом других лиц (соответствующее решение предусматривает срок дисквалификации или лишения названных прав).

Пункт 1 статьи Закона устанавливает: если на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника то при осуществлении управляющим функций и полномочий руководителя на него распространяются все требования и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными и правовыми актами РФ для руководителя должника.

Из этого следует, что требования и ограничения, а также ответственность, установленные для руководителя учредительными документами должника (которые не являются нормативными актами), к управляющему, исполняющему функции руководителя, не применяются.

При осуществлении своих полномочий управляющий может столкнуться с необходимостью изучения документов, составляющих государственную тайну.

Для этого управляющий, как указано в п. 1 статьи, должен иметь допуск к государственной тайне либо получить такой допуск. Без получения допуска управляющий не сможет работать с секретными документами и материалами.

Нарушения со стороны управляющих, допускаемые ими при исполнении обязанностей, - явление достаточно распространенное. Как правило, такие нарушения приводят к возникновению убытков у должника, кредиторов либо третьих лиц. Однако практически неизвестны случаи, когда эти убытки возмещались. Можно выделить две причины подобного поведения арбитражного управляющего:

  • * сложность доказывания причинной связи между убытками и действиями управляющего;
  • * сложность реального применения ответственности, так как управляющий (физическое лицо) может не обладать и тысячной долей средств, необходимых для возмещения причиненных им убытков.

В федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 предпринята попытка решить вторую проблему. Во-первых, как уже отмечалось, в п.2 статьи введено новое требование к кандидатуре управляющего - наличие договора страхования ответственности. Во-вторых, в п.2 статьи установлено дополнительное требование страхования ответственности: в течение 10 дней с даты утверждения судом кандидатуры арбитражного управляющего он обязан заключить еще один договор страхования ответственности на случай причинения вреда лицам, участвующим в деле о банкротстве. Размер страховой суммы зависит от балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры. Зависимость установлена следующая:

  • * если стоимость активов должника составляет от 100 до 300 млн. рублей, страховая сумма определяется в размере 3% стоимости активов, превышающей 100 млн. рублей;
  • * если стоимость активов должника находится в пределах от 300 млн. до 1 млрд. рублей, страховая сумма должна быть равна 6 млн. и 2% балансовой стоимости, превышающей 300 млн. рублей;
  • * если стоимость активов превышает 1 млрд. рублей, страховая сумма должна быть равна 20 млн. рублей и 1% от балансовой стоимости, превышающей 1 млрд. рублей.

Очевидно, что расходы, связанные с заключением управляющим договоров страхования (в частности, суммы страховых премий), не подлежат возмещению управляющему - он имеет право только на установленное вознаграждение.

Итак, набор требований, предъявляемые Законом к арбитражному управляющему, является достаточно широким и не каждый индивидуальный предприниматель способен выполнить все требования. Это связано, прежде всего, с большой ответственностью, возложенной на арбитражного управляющего, что заставляет законодателя применять строжайший отбор кандидатур на данную должность.

Е.Г. ДОРОХИНА,

Одной из основных характеристик института арбитражных управляющих является соответствие арбитражного управляющего тем квалификационным требованиям, которые установлены законом. Это требования к образованию, стажу руководящей работы или деятельности в качестве арбитражного управляющего, к профессиональной подготовке арбитражного управляющего и стажировке в качестве помощника арбитражного управляющего, поскольку именно они определяют профессиональное соответствие арбитражного управляющего установленным стандартам.

В современной России арбитражный управляющий обязан иметь соответствующую квалификацию, подтверждаемую различными документами: дипломом о высшем образовании, аттестатом специалиста по антикризисному управлению, лицензией на осуществление деятельности арбитражного управляющего, документом о сдаче теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих, свидетельством о прохождении стажировки. Прежде всего это объясняется необходимостью защиты должника и кредиторов от непрофессионального ведения арбитражного управления, а также требованиями мировых стандартов, предъявляемых к деятельности арбитражных управляющих.

В рамках сокращения государственного регулирования предпринимательской деятельности законодатель отказался от практики лицензирования деятельности арбитражных управляющих. Так, ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) к арбитражному управляющему (гражданину Российской Федерации) установлены следующие квалификационные требования:

· наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

· наличие высшего образования;

· наличие стажа руководящей работы не менее чем 2 года в совокупности;

· сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

· прохождение стажировки сроком не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;

· отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

· членство в одной из саморегулируемых организаций.

Вместе с тем необходимо отметить, что с учетом переходных положений Закона о банкротстве (см. п. 3 ст. 231), а также разъяснений Пленума Высшего арбитражного суда РФ, изложенных в его Постановлении от 08.04.2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”», в течение одного года с даты вступления закона в силу арбитражным судом могли быть утверждены лица, не сдавшие теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих, не прошедшие соответствующей стажировки, не являвшиеся членами одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, при условии что они ранее имели лицензии арбитражных управляющих и такие лицензии не были отозваны или аннулированы, а также при условии, что они застраховали свою ответственность в соответствии с п. 8 ст. 20 Закона о банкротстве. В переходный период устанавливались и иные требования к стажу руководящей работы, достаточному для назначения арбитражного управляющего: учитывался стаж по исполнению обязанностей арбитражного управляющего не менее года в совокупности, за исключением стажа по исполнению таких обязанностей в отношении отсутствующего должника.

Закон о банкротстве не предъявляет каких-либо конкретных требований к специальному высшему образованию арбитражных управляющих, ограничившись указанием на то, что для деятельности в качестве арбитражного управляющего достаточно любого высшего образования.

Требования к стажу руководящей работы не менее 2 лет, напротив, конкретизируются: таковым признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев проведения процедур банкротства в отношении отсутствующего должника. Арбитражный управляющий исполняет обязанности руководителя должника только при ведении двух процедур банкротства: внешнем управлении и конкурсном производстве. Таким образом, в стаж руководящей работы засчитывается только деятельность в качестве внешнего или конкурсного управляющего, за исключением ведения указанных процедур в отношении отсутствующего должника.

Организация и проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих осуществляется комиссией, формируемой на условиях равного представительства федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и образовательным учреждением. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2003 г. № 308 утверждены Правила проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, а также поручено Минюсту России сформировать комиссию по организации и проведению единого теоретического экзамена. В состав комиссии, утверждаемой Минюстом России, включаются специалисты, имеющие ученую степень в области экономики или юриспруденции либо опыт работы в сфере антикризисного управления не менее 3 лет, а также государственные служащие.

В свою очередь Министерство юстиции РФ Приказом от 06.08.2003 г. № 189 утвердило порядок работы комиссий по организации теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, согласно которому экзамен принимает комиссия, формируемая на условиях равного представительства Минюста России и образовательного учреждения, проводившего подготовку арбитражного управляющего.

Прохождение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего как обязательное требование является новеллой Закона о банкротстве. Организация и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего возложены на саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРО). Постановлением Правительства РФ от 09.07.2003 г. № 414 (в ред. от 25.09.2003 г.) утверждены Правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего (далее - Правила), которыми установлен срок стажировки: не менее 6 и не более 12 месяцев. К помощнику арбитражного управляющего могут, если это предусмотрено СРО, предъявляться определенные требования, что ставит претендентов в неоднозначное положение. Во-первых, очевидно, что не все СРО и не во всех случаях предъявляют требования к помощнику арбитражного управляющего. Во-вторых, неясно, каким органом СРО должно приниматься решение о предъявлении таких требований.

В качестве требований, если на то есть решение СРО, выдвигаются: сдача теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих; наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; наличие высшего образования; наличие стажа руководящей работы не менее чем 2 года в совокупности. Однако даже если перечисленные требования не предъявляются СРО, претендент на должность помощника арбитражного управляющего все же обязан приложить к заявлению о прохождении стажировки копию свидетельства о сдаче теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, из чего следует, что сдача указанного экзамена является обязательным требованием для претендента вне зависимости от выдвижения СРО такого требования.

Правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего предусматривают наличие двух лиц, непосредственно участвующих в проведении стажировки помощника арбитражного управляющего: собственно арбитражного управляющего и лица, отвечающего за проведение стажировки (руководителя стажировки). Руководителем стажировки является член СРО, имеющий опыт работы в качестве арбитражного управляющего не менее 3 лет или завершивший не менее двух процедур банкротства (за исключением упрощенных процедур банкротства) при отсутствии установленных фактов допущенных им нарушений при осуществлении деятельности арбитражного управляющего, повлекших за собой привлечение к административной или уголовной ответственности. Взаимоотношения между помощником арбитражного управляющего, арбитражным управляющим и руководителем стажировки установлены в Правилах неточно, противоречиво. С одной стороны, участие помощника арбитражного управляющего в выявлении кредиторов должника, в заявлении обоснованных возражений кредиторам и проведении расчетов, а также в ведении реестра требований кредиторов, организации и проведении собрания кредиторов, ведении бухучета и составлении отчетности, проведении инвентаризации и оценки имущества должника возлагает определенную ответственность на помощника арбитражного управляющего перед самим арбитражным управляющим, поскольку самостоятельная ответственность помощника перед должником и кредиторами не предусмотрена. С другой стороны, руководитель стажировки вправе давать помощнику арбитражного управляющего поручения в соответствии с планом стажировки и осуществлять контроль за его деятельностью, что может не совпадать с позицией и мнением арбитражного управляющего. Примечательно, что отчет помощника арбитражного управляющего по итогам стажировки подписывают наряду с помощником арбитражного управляющего руководитель стажировки и руководитель СРО без участия арбитражного управляющего, который на самом деле имеет более полное представление о работе помощника арбитражного управляющего. Полагаем, что оптимальным был бы вариант, при котором арбитражный управляющий, к которому прикрепляется помощник, являлся бы руководителем стажировки. Тем более что при таком условии отпало бы одно из оснований отказа гражданину в проведении стажировки, а именно отсутствие в СРО лица, отвечающего за проведение стажировки и удовлетворяющего требованиям руководителя стажировки.

Природа отношений между СРО и помощником арбитражного управляющего не позволяет сделать однозначного вывода о наличии гражданско-правовых отношений в области оказания услуг. С одной стороны, гражданин, претендующий на должность помощника арбитражного управляющего, получает знания, умения и навыки, что предполагает предоставление услуг по обучению со стороны СРО. Вместе с тем стажировка помощника арбитражного управляющего производится на безвозмездной основе, что не дает возможности отнести этот факт к возмездному оказанию услуг. С другой стороны, в Правилах установлено, что по предложению руководителя стажировки с помощником арбитражного управляющего может быть заключен гражданско-правовой договор, предусматривающий выплату вознаграждения за счет средств СРО, а также, с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов), за счет средств должника. Представляется, что такое вознаграждение причитается помощнику арбитражного управляющего, и в данном случае оказание услуг производится уже им. Если такой договор заключается, то ответственность арбитражного управляющего регулируется нормами главы 39 ГК РФ; если договор не заключается, помощник арбитражного управляющего ответственности за свою деятельность на стажировке ни перед арбитражным управляющим, ни перед СРО не несет (равно как не несет ответственности и СРО за качество стажировки). Неисполнение или ненадлежащее исполнение помощником арбитражного управляющего Правил является основанием только для досрочного прекращения стажировки. Вместе с тем помощник арбитражного управляющего вправе обратиться с жалобой на СРО в регулирующий орган (в настоящее время это Минюст России), однако только по вопросу отказа в приеме на стажировку.

Отсутствие четких правил, позволяющих однозначно судить о природе отношений между помощником арбитражного управляющего и СРО по вопросам прохождения стажировки, ограничивает возможность защиты своих прав как для арбитражного управляющего и саморегулируемой организации, так и для помощника арбитражного управляющего.

Статьей 23 Закона о банкротстве конкурсным кредиторам или уполномоченному органу (собранию кредиторов) предоставляется право установить дополнительные квалификационные требования к кандидатуре арбитражного управляющего, а именно: наличие высшего юридического или экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника; наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики; а также установить количество процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего.

Иных требований к кандидатуре арбитражного управляющего ни конкурсные кредиторы, ни собрание кредиторов выдвигать не могут. Выдвигая дополнительные требования, конкурсный кредитор или собрание кредиторов вправе указать размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему.

Помимо общих правил о квалификационных требованиях, предъявляемых к кандидатуре арбитражного управляющего, Закон о банкротстве предусматривает особенные требования к арбитражным управляющим при ведении процедур банкротства отдельных организаций-должников: кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, стратегических предприятий или организаций, крестьянского (фермерского) хозяйства.

При банкротстве кредитной организации арбитражный управляющий обязан соответствовать квалификационным требованиям Банка России и иметь аттестат, выданный Банком России. Объем квалификационных требований Банка России, порядок и условия аттестации, порядок выдачи аттестатов определяются Положением Банка России от 07.08.2001 г. № 146-П «О порядке аттестации Банком России арбитражных управляющих (ликвидаторов) кредитных организаций».

Однако эти требования не предъявляются к служащему Банка России, осуществляющему функции арбитражного управляющего при банкротстве отсутствующей кредитной организации, поскольку, как разъяснил Высший арбитражный суд РФ, правило, содержащееся в абзаце втором п. 1 ст. 6 Закона о банкротстве кредитных организаций, носит специальный характер по отношению к положениям Закона о банкротстве и означает, что к моменту рассмотрения заявления о признании отсутствующей кредитной организации банкротом кандидатура конкурсного управляющего может быть предложена Банком России из числа служащих Банка России; при этом на служащих Банка России не распространяются требования, предъявляемые к арбитражным управляющим в соответствии со ст. 20 Закона о банкротстве.

В отличие от достаточно жестких требований к кандидатуре арбитражного управляющего кредитной организации, квалификационные требования к арбитражному управляющему при банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг не конкретизированы. Закон о банкротстве, повторяя текст закона предыдущей редакции, устанавливает требование о наличии соответствующего аттестата, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг. Однако ни объем квалификационных требований, ни порядок и условия выдачи аттестата до настоящего времени не определены, что, по сути, делает невозможным назначение арбитражного управляющего при ведении процедур банкротства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг.

Постановлением Правительства РФ от 19.09.2003 г. № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» установлены следующие общие требования:

· наличие стажа работы на предприятиях или организациях оборонно-промышленного комплекса либо на иных стратегических предприятиях или в организациях не менее

5 лет, из них не менее одного года стажа руководящей работы;

· участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в двух делах о банкротстве, за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника, при условии, что в течение последних 3 лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;

· наличие высшего юридического или экономического образования или высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

В отношении кандидатуры внешнего управляющего для ведения процедуры внешнего управления в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства Закон о банкротстве не требует соблюдения требований, установленных общими правилами для арбитражных управляющих. Полномочия внешнего управляющего в данном случае определяет глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

Специальные правила в отношении квалификационных требований предусмотрены Федеральным законом от 24.06.99 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса». Арбитражным управляющим согласно указанному закону может являться физическое лицо, имеющее опыт работы в организациях ТЭК в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче тепловой и электрической энергии, а также производства электрической и тепловой энергии, добыче природного газа. Арбитражный управляющий обязан иметь аттестат специалиста для работы в качестве арбитражного управляющего, выданный Минэнерго России.

Проблема квалификационных требований, предъявляемых к арбитражному управляющему, тесно связана с другой, не менее важной, - проблемой дисквалификации арбитражных управляющих.

В п. 4 ст. 29 Закона о банкротстве установлено, что регулирующий орган обращается в установленном федеральным законом порядке в суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего. Дисквалификация может быть применена к арбитражным управляющим в соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ за конкретное административное нарушение, выражающееся в неправомерном действии (бездействии) при банкротстве. При этом относительно применения административного законодательства к деятельности арбитражных управляющих возникают вопросы: каковы должны быть составы правонарушений, влекущих применение дисквалификации арбитражных управляющих, и каков порядок прекращения деятельности арбитражного управляющего в связи с дисквалификацией?

Среди норм, регулирующих административную ответственность арбитражных управляющих в виде дисквалификации, можно выделить следующие:

1) ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, регулирующая ответственность за невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства;

2) ст. 14.21 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за ненадлежащее управление юридическим лицом, т.е. использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков;

3) ст. 14.22 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за заключение лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или совершение иных действий, выходящих за пределы его полномочий.

В ст. 28.3 КоАП РФ определены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях по вышеуказанным статьям. Это должностные лица органа, уполномоченного в области банкротства и финансового оздоровления. Поскольку согласно Закону о банкротстве органами исполнительной власти в сфере финансового оздоровления и банкротства являются орган, уполномоченный предъявлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам (уполномоченный орган), и орган, осуществляющий контроль за деятельностью СРО (регулирующий орган), необходимо определить, какой из этих органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях. В настоящий момент законодатель однозначного ответа на этот вопрос не дает. Можно лишь предположить, что этим органом является регулирующий орган, так как именно он имеет право на обращение в суд с требованием о дисквалификации арбитражного управляющего. Вместе с тем регулирующий орган должен располагать соответствующими сведениями, дающими основания для составления протокола и обращения в суд. Между тем контакты регулирующего органа с участниками дела о банкротстве ограничены. Регулирующий орган не участвует в деле о банкротстве; его полномочия, определенные Законом о банкротстве, не позволяют ему иметь полную и достоверную информацию о деятельности арбитражного управляющего в ходе ведения процедуры банкротства. Необходимо восполнить данный пробел в законодательстве, уточнив процедурные вопросы деятельности регулирующего органа в области привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности.

Еще одной проблемой в рассматриваемой области является прекращение деятельности арбитражного управляющего в связи с дисквалификацией. Закон о банкротстве не предусматривает дисквалификации в качестве самостоятельного основания для отстранения арбитражного управляющего. Между тем норма ст. 32.11 КоАП РФ предусматривает немедленное исполнение арбитражным управляющим постановления суда о дисквалификации путем прекращения управления юридическим лицом. Очевидно, что самостоятельно, без решения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, арбитражный управляющий не имеет возможности сложить с себя полномочия. Регулирующий орган, не являясь участником дела о банкротстве, не вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с требованием об отстранении арбитражного управляющего. Участники дела (процесса) о банкротстве могут не воспользоваться своим правом на обращение в суд с требованием об отстранении арбитражного управляющего в связи с его дисквалификацией. Возможна ситуация, когда дисквалифицированный арбитражный управляющий продолжает выполнять свои функции и вести процедуру банкротства. Выход из данной ситуации видится в следующем. Регулирующий орган сообщает о дисквалификации арбитражного управляющего в СРО, которая, в свою очередь, исключает арбитражного управляющего из своих членов, что является основанием для отстранения арбитражного управляющего арбитражным судом в силу ст. 25 Закона о банкротстве. Вместе с тем суд, вынося постановление о дисквалификации, устанавливает срок дисквалификации, который варьируется от 6 месяцев до 3 лет. Исключение арбитражного управляющего из членов СРО нарушает его права на ведение профессиональной деятельности в дальнейшем, после истечения срока дисквалификации, и наносит ему материальный ущерб, связанный с возможной потерей взноса, вносимого при вступлении в СРО.

Зарубежное законодательство также устанавливает достаточно жесткие квалификационные требования к арбитражным управляющим. После принятия в Великобритании закона о несостоятельности 1986 года лицензии на право заниматься деятельностью арбитражного управляющего стали выдаваться только тем, кто сдал профессиональные экзамены. К экзаменам допускаются только дипломированные бухгалтеры или юристы. Помимо требований о сдаче экзаменов в Великобритании установлены требования к постоянному ведению деятельности арбитражного управляющего и повышению профессиональной квалификации посредством посещения учебных курсов (так называемое следование профессиональным стандартам компетентности).

Французское законодательство о банкротстве также устанавливает особые требования к администраторам (лица, выполняющие функции, аналогичные функциям российских административных управляющих), согласно которым администратором может быть назначено лицо, успешно сдавшее экзамены после прохождения интернатуры. Программу последней, а также порядок занятий и сдачи экзаменов определяет Национальная комиссия администраторов.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод об установлении Законом о банкротстве более жестких квалификационных требований по сравнению с требованиями, установленными предшествовавшими ему законодательными актами, что, несомненно, способствует повышению качества арбитражного управления. Вместе с тем арбитражный управляющий в современной России для получения надлежащего образования вынужден тратить немалые средства, которые ориентировочно составляют 2,5 - 3 тыс. долл. США. Не у всех есть возможность их найти.

Библиография

1 См.: Российская газета. 2003. 13 авг. № 160.
2 См. ст. 6 Федерального закона от 25.02.99 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в ред. от 08.12.2003 г.; далее по тексту статьи - Закон о банкротстве кредитных организаций).

4 См. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.08.2003 г. № 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

5 Подробнее см.: Хоуман М. Повышение стандартов деятельности арбитражных управляющих // Вестник Высшего арбитражного суда РФ: Спец. прилож. к № 3. 2001.

В Законе о банкротстве определён ряд требований, предъявляемых к арбитражному управляющему. Так, в соответствии со ст. 20 арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который:

Ÿ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

Ÿ имеет высшее образование;

Ÿ имеет стаж руководящей работы не менее 2 лет в совокупности;

Ÿ сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;

Ÿ прошёл стажировку сроком не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;

Ÿ не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

Ÿ является членом одной из саморегулируемых организаций.

Каждый пункт требований является значимым и обязательным к исполнению.

Наличие высшего образования и регистрации в качестве индивидуального предпринимателя подтверждается соответствующими документами.

Руководящей признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев проведения процедур банкротства по отношению к отсутствующему должнику.

Теоретическая подготовка арбитражных управляющих осуществляется по специальной программе. Единая программа подготовки арбитражных управляющих утверждается ФСФО РФ.

Стажировка в качестве помощника арбитражного управляющего организуется и проводится саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.

Кроме общих требований к арбитражному управляющему, определённых статьями 20 и 23 Закона о банкротстве, устанавливаются также требования, которые конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) вправе предусмотреть при рассмотрении кандидатуры арбитражного управляющего:

Ÿ наличие у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;

Ÿ наличие у кандидата определённого стажа работы на должности руководителя организации в соответствующей отрасли экономики;

Ÿ установление количества процедур банкротства, проведённых кандидатом в качестве арбитражного управляющего.

Кроме требований в Законе предусмотрен ряд ограничений для арбитражных управляющих. Так, арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве временных, административных, внешних или конкурсных управляющих арбитражные управляющие:

Ÿ которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику или кредиторам, в отношении которых введена процедура банкротства;


Ÿ которые не возместили убытки, причинённые должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;

Ÿ которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном Законом о банкротстве, права занимать руководящую должность и/или осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и/или управлять делами и/или имуществом других лиц;

Ÿ которые не имеют заключённых в соответствии с требованиями Закона о банкротстве договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Кандидатуру арбитражного управляющего представляет в арбитражный суд саморегулируемая организация арбитражных управляющих. Соответствие кандидатуры перечисленным требованиям Закона о банкротстве подтверждается соответствующим документом.

Саморегулируемая организация, подбирая кандидата из числа своих членов, самостоятельно оценивает их, для чего создается специальный орган (подразделение) по оценке и отбору кандидатур арбитражных управляющих.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова экономическая сущность и роль арбитражного и антикризисного управления?

2. Назовите основные сходства и различия антикризисного и арбитражного управления.

3. В чём заключается государственное регулирование деятельности арбитражных управляющих?

4. Охарактеризуйте систему подготовки арбитражных управляющих и механизм допуска их в профессию.

5. Какова система требований (общих и частных) к арбитражным управляющим, предъявляемая Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»? Каковы основные виды ответственности арбитражных управляющих за результаты своей деятельности?

6. Назовите функции, цели деятельности, права и ответственность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

7. Перечислите основные права и обязанности антикризисных управляющих, прошедших обязательный порядок лицензирования, предусмотренный текущим законодательством РФ.

8. Как назначается и как отстраняется от исполнения возложенных на него обязанностей арбитражный управляющий?

9. Какие функции и задачи выполняет временный управляющий? Охарактеризуйте деятельность временного управляющего.

10. Каковы взаимоотношения временного управляющего с администрацией предприятия и судебными органами?

11. Какие права предоставляются административному управляющему?

12. Какие функции выполняет арбитражный управляющий? В какой срок он должен разработать план внешнего управления предприятием-должником?

13. Какие функции выполняет административный управляющий?

14. Каковы функции, права и обязанности конкурсного управляющего?

Банкротство – процесс довольно сложный и долгий. Данная процедура получила свое четкое законодательное регулирование. При этом законом получили свое регулирование права и обязанности участников этого процесса.

Одним из них является арбитражный управляющий. Кто же это такой и какую роль он играет в процедуре несостоятельности?

Место в процедуре банкротства

Арбитражный управляющий играет важную роль в процедуре несостоятельности юридического лица. Это – лицо, к которому переходит управление организацией в процессе признания ее банкротом . На него возложена обязанность возврата долгов кредиторам за счет имущества должника. Он осуществляет опись и продажу имущества, погашение за этот счет задолженностей.

При подтверждении плана финансового оздоровления управляющий следит за его осуществлением. Он наделен также многими другими полномочиями, которые дают возможность обеспечить удовлетворение требований кредиторов.

Физическое лицо может быть назначено на такую должность только в том случае, если оно является членом соответствующей .

Кто его назначает?

Законодательство тщательно регулирует порядок назначения управляющего. В частности, его кандидатуру необходимо указать , которое предъявляется в суд для признания должника банкротом. Если в документе не указывается кандидатура конкретного лица, то заявитель должен указать СРО, из членов которого назначается управляющий.

Законодательство гласит, что окончательное решение о назначении того или иного лица в качестве арбитражного управляющего по конкретному делу принимает суд . При этом суд также наделен возможностью замены данного лица в процессе рассмотрения дела о банкротстве.

Требования, предъявляемые к нему

Законодательство также предъявляет определенные требования к управляющим. В частности, как уже было сказано выше, он должен быть членом одной из соответствующих СРО. Кроме того, существуют следующие условия:

  • высшее образование;
  • стаж работы в качестве руководителя (не менее 1 года);
  • стаж работы в качестве помощника арбитражного управляющего (не менее 2 лет);
  • отсутствие дисквалификации в качестве меры административного наказания;
  • отсутствие судимости;
  • наличие страхования своей ответственности и т. д.

Чтобы стать членом СРО, физическое лицо также должно сдать определенные экзамены, которыми проверяются его знания и навыки в сфере банкротства.

Если кандидат соответствует вышеуказанным требованиям, он может стать членом саморегулируемой организации управляющих.

Законодательство также предусматривает возможность СРО устанавливать дополнительные требования к своим членам. В подобных случаях данные требования устанавливаются внутренними нормативными документами и распространяются только на членов данного объединения.

Порядок назначения

  1. Как уже говорилось выше, заявитель должен указать кандидатуру управляющего или СРО в своем заявлении, которое предъявляется в суд для признания должника банкротом.
  2. Если заявитель указал данные конкретного лица, то суд направляет запрос в СРО, чтобы выяснить соответствие данного кандидата предъявляемым законодательством требованиям. Организация должна направить ответ в течение 9 дней после получения соответствующего запроса.
  3. Если же заявитель указал лишь саморегулируемую организацию, то подбор подходящей кандидатуры осуществляется в соответствии со внутренними правилами данного объединения.
  4. После выбора управляющего СРО обязано отправить уведомление суду.

Это основной порядок назначения арбитражного управляющего по делам о банкротстве.

О том, кто такой арбитражный управляющий, можно узнать из видео ниже.

Его права, обязанности, вознаграждение за работу

Управляющий, как участник судебного процесса о несостоятельности, наделен определенными правами и обязанностями (ст. 20.3 ФЗ-127). К перечню его прав можно отнести следующие:

  • возможность созыва собрания или комитета кредиторов;
  • при необходимости предъявление соответствующих ходатайств в суд;
  • привлечение экспертов и специалистов при необходимости предъявления соответствующего заключения по делу о несостоятельности;
  • возможность получения вознаграждения за свою работу;
  • направление запросов в банки, государственные и негосударственные учреждения для выявления имущества должника;
  • предъявление ходатайства о своем отстранении от дела;
  • обжалование заключенных должником сделок в случаях, предусмотренных действующим законодательством и т. д.


Но кроме прав и возможностей, он наделен также определенными обязанностями:

  • принимать определенные меры, направленные на выявление имущества должника;
  • принимать определенные меры, необходимые для обеспечения сохранности этого имущества;
  • ведение реестра требований кредиторов, которые были предъявлены в соответствии с установленным законодательством порядком;
  • осуществление анализа финансового состояния должника;
  • выявление признаков фиктивного или преднамеренного банкротства и предъявление соответствующих сведений об этих данных в уполномоченные государственные органы;
  • при обнаружении признаков административных правонарушений или преступлений сообщить о них уполномоченным гос. органам и т. д.

В соответствии с действующим законодательством (ст. 20.6 ФЗ-127), арбитражный управляющий имеет право на получение вознаграждения. Устанавливается 2 его вида — фиксированное и процентное :

  • Размер фиксированной суммы варьируется в зависимости от роли лица и составляет 15 000-30 000 рублей .
  • Что же касается процентов, то они выплачиваются на основании балансовой стоимости активов должника. Закон устанавливает, что размер процентов не может превышать 60 000 рублей .

Также кредиторы могут предоставить управляющему дополнительное вознаграждение за счет своих собственных денежных средств.

Кто и почему его может отстранить?

Арбитражный управляющий может быть отстранен от дела по собственному желанию на основании ходатайства, которое он должен предъявить суду. После рассмотрения документа суд принимает соответствующее решение.

Он также может прекратить свое членство в СРО. В этом случае организация несет обязанность уведомления суда о прекращении членства конкретного лица. При получении подобного уведомления суд принимает решение об освобождении управляющего от участия в конкретном деле.

Он также может быть исключен из членства в СРО при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством.

Законодательство всех стран, в том числе и Российской Федерации, устанавливает жесткие требования к деятельности арбитражных управляющих. Это, несомненно, делается для повышения качества арбитражного управления, так как от скорости и качества его проведения зависит полнота удовлетворения требований кредиторов. Во время любого банкротства именно управляющий принимает решения по ключевым вопросам, касающимся регистрации требований, управления имуществом, формирования конкурсной массы и ее реализации.

Виды процедур банкротства

Арбитражный управляющий выполняет такие функции на заданном этапе:

  • при процедуре наблюдения он действует как временный управляющий;
  • во внешнем руководстве - как внешний управляющий;
  • в процессе производства - как конкурсный управляющий;
  • при банкротстве граждан - как финансовый управляющий.

Его основная функция заключается в должном обеспечении проведения процедуры банкротства, на которую он назначен.

Какие же предъявляются требования к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве?

Квалификационные требования

В законе "О несостоятельности (банкротстве)" закреплены следующие требования к арбитражному управляющему:

  • Статус индивидуального предпринимателя. Управляющий осуществляет свою деятельность за счет вознаграждения, а соответственно, его работа носит предпринимательский характер и обязывает к наличию регистрации предпринимательского статуса.
  • Наличие любого высшего образования, без ограничения по узкой специализации.
  • Наличие рабочего стажа на должности руководителя на протяжении минимум двух лет. Работать необходимо руководителем организации. Можно трудиться в качестве арбитражного управляющего и быть руководителем гражданина-должника (за исключением дел о несостоятельности при отсутствии гражданина-должника).
  • Прохождение экзамена по теоретической программе обучения арбитражных управляющих.
  • Стажировка сроком от полугода до одного года в качестве помощника управляющего в СРО.
  • Отсутствие привлечение к ответственности за преступления в финансовой сфере, а также за любые преступные деяния выше степени небольшой тяжести. Для подтверждения отсутствия судимости необходимо представить справку из УВД.
  • Членство в саморегулируемой организации (СРО).
  • Арбитражным управляющим может быть только физическое лицо.

Теоретический экзамен

Теоретический экзамен принимает комиссия, состоящая из представителей образовательного учреждения и сотрудников Министерства юстиции РФ. В состав комиссии входят образованные люди с высшим образованием, обладающие учеными степенями в сфере экономики, имеющие профессиональный опыт работы в сфере управления несколько лет (минимум три года).

Прохождение стажировки

Процесс стажировки контролируют саморегулируемые организации. Основные правила:

  • Возможность прохождения обучения появляется у человека после выполнения им первых четырех пунктов требований, предъявляемых к будущему управляющему.
  • Стажировка проводится на безвозмездной основе.
  • Стажировку проводят два человека: арбитражный управляющий и руководитель стажировки.
  • Руководитель стажировки - член саморегулируемой организации с опытом работы более трех лет, проводящий как минимум дважды процедуру банкротства не по упрощенной схеме, не имеющий привлечения к ответственности (административной, уголовной) в период проведения банкротства граждан.
  • Ответственность помощника перед любой стороной во время банкротства не предусмотрена.
  • По окончании стажировки составляется отчет, подписываемые руководителем стажировки и руководителем СРО.
  • Нарушение правил стажировки является стопроцентным основанием для досрочного прекращения стажировки помощника управляющего. Если человек не согласен с отчислением, он вправе обратиться в орган исполнительной власти с жалобой на СРО.

Дополнительные условия

Конкурсный кредитор имеет право установить дополнительные требования к арбитражному управляющему:

  • Наличие высшего юридического образования.
  • Наличие специального образования (например, образование в сфере информационных технологий, если должник IT-компания).
  • Определенный опыт работы в руководящей должности.
  • Количество проведенных процедур банкротств.
  • Отсутствие заинтересованности лица в отношении должника или кредиторов.
  • Отсутствие причастности к ведению дел должника на протяжении последних трех лет.

К числу заинтересованных лиц относятся:

  • Руководитель должника.
  • Члены совета директоров.
  • Бухгалтер должника, работающий в организации на период банкротства или на протяжении последнего года до начала процедуры признания несостоятельности компании.
  • Ближайшие родственники (супруг или супруга, сестры, братья, сестры и братья супругов) лиц, перечисленных в первых трех пунктах.

Многие специалисты, удовлетворяющие требованиям к арбитражному управляющему, не хотят принимать участие в банкротстве граждан по причине отсутствия у типичных должников какого-либо имущества для взыскания и реализации. Большинство дел о несостоятельности физических лиц сводятся к признанию гражданина банкротом, у которого в собственности в лучшем случае - единственное жилье, не подлежащее взысканию.

В процессе банкротства гражданина управляющий должен:

  • Разместить публикацию в издании журнала «Коммерсантъ» о банкротстве гражданина и начала процедуру реализации его имущества.
  • Разместить публикации в ЕФРСБ.
  • Запросить в реестре кредитных историй данные о том, в каких бюро у гражданина-должника имеется кредитная история.
  • Отправить информацию о начале в отношении человека процедуры банкротства в каждое БКИ.
  • Оценить финансовое положение банкрота (соотношение обязательств, доходов и имущества гражданина).
  • Открыть в кредитном учреждении банковский счет для зачисления доходов гражданина.
  • Оповестить работодателя банкрота о новых реквизитах для зачисления доходов должника.
  • Составить и направить в суд отзывы на заявления кредиторов о включении их в реестр.
  • Созвать собрание кредиторов и сообщить им реестр обязательств.
  • Провести опись имущественного положения банкрота (наличие или отсутствие движимого или недвижимого имущества, счетов в банках).
  • Организовать торги по продаже найденного имущества должника.
  • Зачислить средства от продажи имущества на счет и разделить их между всеми кредиторами согласно очереди и пропорции заявленных требований.
  • Направить в суд отчет о своей работе.
  • Завершить процедуру банкротства гражданина.

Управляющие и их законные права

Арбитражный управляющий имеет право:

  • участвовать в судебных заседаниях;
  • заявлять возражения на требования кредиторов;
  • подавать в суд требования о признании недействительности сделок и применении последствий недействительности сделок;
  • обращаться в суд с просьбой принять меры, обеспечивающие сохранность имущества должника, в том числе применения запрета на совершение любых сделок должника со своим имуществом;
  • инициировать отстранение от должности руководителя должника;
  • запрашивать и получать любые сведения о деятельности, имуществе должника.

Обязанности специалистов арбитражного управления

Арбитражный управляющий обязан:

  • отчитываться в суде о своей деятельности;
  • сообщать сведения о должнике;
  • вести протоколы собрания кредиторов;
  • заполнять реестр кредиторов, их требований, созывать собрания кредиторов;
  • предлагать процедуру восстановления платежеспособности должника или не предлагать ее при отсутствии финансовой возможности гражданина;
  • сохранять имущество должника, в том числе инициировать запрет на совершение сделок должника со своим имуществом.

Вознаграждение управляющего

До октября 2016 года арбитражный управляющий физических лиц получал десять тысяч рублей. Очень часто по причине невысокой оплаты СРО не могли предоставить физическому лицу финансового управляющего. Это подтолкнуло повысить размер выплаты специалистам арбитражного управления. При несостоятельности граждан размер оплаты услуг арбитражного управляющего составит двадцать пять рублей за одну процедуру. Семь процентов от всей суммы получит специалист, если будет продано имущество гражданина-должника.

При банкротстве юридического лица месячный гонорар в рублях за услуги арбитражного управляющего примерно составит для:

  • временного управляющего - тридцать тысяч;
  • конкурсного управляющего - тридцать тысяч;
  • внешнего управляющего - сорок пять тысяч;
  • административного управляющего - пятнадцать тысяч.

Арбитражный суд устанавливает вознаграждение арбитражным управляющим. Обязанность платить эту сумму возникает у должника на основе судебного акта. Размер вознаграждения, являющегося предпринимательским доходом, устанавливает суд. Это достаточно уникальная ситуация в финансовой сфере.

Арбитражный управляющий физических лиц имеет ключевое значение как для должника, так и для всех кредиторов, так как именно он отвечает за предложение процедуры примирения сторон, нахождение всего имеющегося имущества у гражданина, проверку всех сделок должника.