6 принципы права социального обеспечения. Основные принципы права социального обеспечения рф

Принципы ПСО – основополагающие и руководящие начала, господствующие идеи, выраженные в форме правовой нормы, определяющие содержание отрасли в целом. Следует заметить, что принципы ПСО содержаться в различных НПА, поскольку ПСО не кодифицировано.

В рамках ПСО (как и других отраслей права) выделяют 3 группы принципов :

1)Общие. К ним относятся:

а) принцип законности;

б ) принцип равенства каждого перед законом и судом;

в) принцип признания прав и свобод человека и гарантии их соблюдения;

г )принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;

д) принцип гуманизма и справедливости;

е) принцип презумпции невиновности;

ж) принцип гарантированности государственной защиты прав и свобод.

Общие принципы являются основой (несущими конструкциями) для эффективного функционирования и дальнейшего развития всей национально – правовой системы России.

2)межотраслевые (т.е. отражают общие черты ряда отраслей права). К примеру – государственная защита материнства и детства и др;

3)Отраслевые (т.е. характеризуют отрасль ПСО в целом). К ним, в частности, относятся:

а)принцип всеобщности соцобеспечения , реализация которого предполагает равную для каждого возможность получать (при определённых условиях) соответствующие виды социальной помощи, независимо от расовой, половой, национальной и т.п. принадлежности.

б)принцип общедоступности соцобеспечения , который наглядно проявляется в нормах, устанавливающих процедуру назначения, предоставления, исполнения отдельных видов обеспечения;

в)принцип осуществления соцобеспечения за счёт как страховых платежей, так и средств бюджета. В настоящее время введена система обязательного социального страхования, представляющая «основной организационно – правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части населения». Данная система включает такие виды обязательного страхования, как: пенсионное , медицинское , социальное . Страховые средства, накопленные в специальных (внебюджетных государственных) фондах (ПФР, ФСС, ФОМС) предназначены для социального обеспечения граждан (пенсионное обеспечение, медицинская помощь, выплата пособий и т.д.). Кроме того, определённые виды соцобеспечения финансируются за счёт средств бюджетов всех уровней (к примеру, социальные пенсии).

г)принцип многообразия оснований, форм, видов соцобеспечения, который наглядно проявляется в том, что государство (в соответствующих случаях) оказывает социальную помощь различными способами: социальные услуги, денежные выплаты и т.п. Среди важнейших современных социальных услуг:

Медицинская помощь и лечение;

Лекарственная помощь;

Санаторно – курортное лечение;

Социальная помощь на дому;

Обеспечение инвалидов средствами реабилитации;

Профобучение и трудоустройство инвалидов и др.

д)принцип дифференциации условий и порядка предоставления соцобеспечения. Так, данные различия могут зависеть от: вида трудовой деятельности, места выполнения работ, места проживания, материального и семейного положения, трудоспособности и т.д.;

е)принцип целевого использования средств , предполагающий финансирование соответствующих социальных программ, мероприятий и т.п. исключительно за счёт денежных средств, предусмотренных на эти цели.

ж)принцип установления минимальных социальных гарантий (МРОТ, минимальный набор товаров, услуг, льгот при наступлении определённых обстоятельств), удовлетворяющих потребности не только самого гражданина, но и некоторых членов его семьи (нетрудоспособных, несовершеннолетних, иждивенцев). Так, ФЗ «О прожиточном минимуме» (от 24.10.1997 г.) определяет данный минимум как стоимостную оценку потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Данная корзина должна включать минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для человека (для поддержания его здоровья и жизнедеятельности).

Отраслевые принципы являются «своеобразным преломлением общеправовых принципов через предмет и метод регулирования данной отрасли права».

3)внутриотраслевые (институционные), т.е. характеризуют отдельные институты ПСО . Это, к примеру, принципы пенсионного обеспечения; соцобслуживания; обязательного медицинского страхования и др. Так, в основе такого института ПСО, как пенсионное обеспечение, лежат следующие принципы:

а) каждый гражданин имеет право на пенсию в случае утраты трудоспособности (по старости, инвалидности и в др. случаях);

б) каждый (т.е. гражданин РФ, иностранец, апатрид) работающий по трудовому договору подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

в) каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в зависимости от продолжительности страхового стажа и заработка;

г) средства обязательного пенсионного страхования используются строго по целевому назначению (т.е. на финансирование пенсии).

Социальное обслуживание характеризуется следующими принципами:

Адресность;

Доступность;

Добровольность;

Гуманность.

Обязательное мед. страхование (как институт ПСО) характеризуется такими принципами, как:

Доступность медико – социальной помощи;

Соц. защищённость лиц в случае утраты здоровья;

Приоритет профилактических мер.

Под принципами понимают руководящие положения права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение.

К общесоциальным относятся такие принципы, как социальная свобода, справедливость, демократизм, гуманизм и другие.

Социально-юридическими являются такие принципы, как законность, равенство всех перед законом, правосудие, взаимная ответственность личности и государства и др.

Принципы права могут быть классифицированы в зависимости от степени распространенности в системе права, по степени их значимости. Они делятся на общие, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общими являются принципы, применяемые во всей системе права, закрепленные, как правило, в основном законе страны. К ним относятся принципы социальной свободы, гуманизма, равноправия, законности и др.

Межотраслевые принципы представляют собой руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права. Примером может служить принцип коллегиальности рассмотрения уголовных и гражданских дел, гласности судебного разбирательства, который является единым для гражданского процессуального и уголовного процессуального права.

Отраслевые принципы охватывают наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Так, например, отраслевым является принцип презумпции невиновности, в соответствии с которым никто не может быть обвинен в совершении преступления, пока это не установлено судом. Также никто не обязан доказывать свою невиновность, пока не доказана его вина. Этот принцип является уголовно-правовым.

В гражданском процессуальном праве имеется отраслевой принцип диспозитивности. Данный принцип является отражением автономного положения субъектов спорных правоотношений. Основным движущим началом гражданского судопроизводства служит инициатива участвующих в деле лиц. В соответствии с принципом диспозитивности гражданские дела, по общему правилу, возникают, развиваются, изменяются, переходят от стадии к стадии и прекращаются главным образом под влиянием инициативы участвующих в деле лиц.

Рассмотрим некоторые из названных принципов различных видов.

Принцип гуманизма является основополагающим для правового государства. Его суть состоит в закреплении правом отношений между людьми на основе человеколюбия, уважения достоинства личности, создания всех условий, необходимых для нормального существования и развития личности.

Гуманизм проявляется в том, что экономический и социальный строй, закрепленный законодательством, должен исключать угнетение, бесчеловечное отношение к личности. Система гарантий, существующая в государстве, обязана при ее последовательной реализации защитить гражданина от неправомерного посягательства. Наибольшее значение принцип гуманизма приобретает для охранительных отраслей права, в первую очередь для уголовного. Наказание, применяемое к преступнику, должно служить целям воспитания, а не унижения. Полное и неуклонное проведение принципа гуманизма позволяет надеяться на исправление преступника и возвращение его к социально активной правомерной жизни.

В полной мере гарантии прав и свобод личности могут работать в правовом государстве.

Принцип равенства граждан перед законом выражается в том, что все граждане независимо от национальной, религиозной и иной принадлежности, должностного и иного положения имеют равные права и обязанности, в одинаковой степени отвечают перед законом.

Данный принцип проявляется в равном исходном положении всех граждан государства. В государстве устанавливается равная для всех возможность иметь права и обязанности, однако в отношении каждого гражданина она проявляется по-разному в зависимости от конкретной ситуации, таланта, трудолюбия, социальных условий и других субъективных факторов. Кроме того, этот принцип выражается в равных общегражданских правах. Эти права гарантируются основным и иными законами государства и охватывают право избирать и быть избранным, право на труд, на охрану здоровья, на образование, на жилье и т.д. Речь в данном случае идет именно об общегражданских правах и свободах. Специальные права и свободы вытекают из должностного, выборного и иного положения. В связи с этим остро стоит вопрос о реальном воплощении общегражданских прав и свобод, о ликвидации привилегий, которые для других порождают дополнительные права. Этот принцип проявляется в равной ответственности перед законом. Все без исключения граждане должны отвечать за совершенные правонарушения независимо от занимаемого должностного и служебного положения.

Принцип демократизма в формировании и реализации права проявляется в широком участии представителей населения, трудовых коллективов, граждан в формировании правовой политики и совершенствовании законодательства. В реализации права показателем демократизма являются порядок образования и функционирования правоприменительных, в том числе правоохранительных, органов, степень их доступности для граждан, уровень юридической помощи населению.

Принципы права наряду с другими юридическими нормами, т.е. конкретными правилами поведения, способны регулировать общественные отношения. Они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному делу (при аналогии права, например) .

Правовые принципы либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания .

Правовые принципы в сфере социального обеспечения были предметом изучения многих известных ученых-правоведов: В.С. Андреева, М.Л. Захарова, Р.И. Ивановой, Е.Е. Мачульской,

Э.Г. Тучковой и др.

Отраслевые принципы развиваются динамично с экономическим, политическим, социальным развитием общества. Основными положениями данной отрасли являются принципы социального, материального обеспечения некоторых слоев общества, нуждающихся в социальной поддержке.

Поэтому под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающиеся идеи, руководящие начала, которые отражают единство отрасли права социального обеспечения.

Отраслевые принципы права социального обеспечения у ряда авторов сформулированы по-разному. Например, Е.Е. Мачульская называет их в следующем порядке:

  • всеобщность права на социальное обеспечение;
  • дифференциация в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатических зон, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • гарантированность социального обеспечения при наступления социальных рисков и иных социально значимых обстоятельств, установленных законом;
  • ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни .

Принцип всеобщности имеет значение применительно к кругу лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. В определенный период данный круг лиц имел весьма ограниченный характер. Но в связи с изменением ТК РФ работодатель осуществляет обязательное социальное страхование, т.е. работодатель обязан платить страховые взносы в различные государственные внебюджетные фонды. В Законе о трудовых пенсиях применяются такие категории лиц, как граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ и застрахованные в силу закона. Категория гражданства имеет статус прав и обязанностей и взаимосвязь человека с государством. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. предусматривает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение, а также на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной области.

Национальное законодательство включает все усилия для реализации положений декларации. Так, в Законе о медицинском страховании предусматривается, что обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с федеральным и территориальными программами государственных гарантий. Круг лиц, в соответствии с данным законом подлежащий обязательному медицинскому страхованию, наиболее широкий.

Действия государства по приведению законодательства в соответствие с принципом всеобщности продолжается и на современной этапе.

Дифференциация правового регулирования отношений по социальному обеспечению является одним из важнейших и сложнейших принципов в праве социального обеспечения.

Критерии дифференциации имеют объективный характер (природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда). Кроме того, важно учитывать еще особые субъективные свойства участников правоотношений (женщины, несовершеннолетние, инвалиды и др.).

Многие объективные критерии дифференциации закреплены в законодательстве и их можно разделить на группы, виды.

Известный ученый-правовед Э.Г. Тучкова разделяет критерии дифференциации правового регулирования отношений по социальному обеспечению на три группы: системные , видовые и внутривидовые ".

Первая группа включает критерии, обусловливающие наличие нескольких организационно-правовых форм социального обеспечения .

Во вторую группу включается видовые критерии, связанные с наступлением социального риска или иного значимого обстоятельства (например, старость, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет, отсутствие источников средств существования).

Третья группа включает внутривидовые критерии. Они носят, как правило, объективный характер (природно-климатические, вредные условия, тяжелые и особо вредные условия). Субъективные условия - это, например, свойства участников правоотношений, физиологические особенности, состояние здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация нужна, так как материальное положение ряда категорий лиц должна выравниваться, но тем не менее она должна носить необходимый характер. Поэтому установление ряда специальных норм для отдельных категорий населения, которые имеют особые заслуги перед государством, крайне важны. Это, например, бывшие узники фашизма, Герои СССР и РФ, лица, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсионеры, инвалиды I и II группы и пр.).

Гарантированность социального обеспечения при наступлении социального риска - принцип, который реализуется, если наступает конкретный случай, событие: безработица, болезнь, старость, трудовое увечье, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца, нуждаемость в медицинском помощи.

К сожалению, рыночные отношения не способствуют повышению материальной обеспеченности населения, в связи с этим необходимо уточнять принципы права социального обеспечения и их содержание. Бедность, нищета населения - один из составляющих элементов рыночных отношений за последнее время.

Так, практически на одном уровне держится коэффициент бедности, составляющий, как это следует из последних экономических расчетов, свыше 13%. По предварительным данным, коэффициент бедности в III квартале 2011 г. приближается к 15%. Также практически не снижается доля общей численности живущих ниже порога нищеты, бедных и малообеспеченных граждан страны, составляющая примерно 40% населения России .

Социальная помощь - один из видов борьбы с бедностью. Поэтому страховые случаи должны в законе меняться динамично в зависимости от ситуации. В настоящее время существует 12 видов обеспечения. Можно утверждать, что активно снижается численность среднего класса в России, увеличивается число богатых и очень богатых людей .

Не вызывает никаких сомнений, что причины бедности - прежде всего коррупция, политическая ситуация, финансово-экономический кризис.

Но и при финансово-экономическом кризисе богатые становятся богаче, бедные - еще беднее. В силу этих причин значение Федерального закона «О государственной социальной помощи» крайне актуально. Так, право на получение социальных услуг связано с возникновением трудной жизненной ситуации. Создание кризисных центров для определенных категорий лиц, условия их реабилитации остаются крайне важными.

Но, с точки зрения автора, следует вспомнить о некоторых завоеваниях советского периода: бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное образование, бесплатное получение жилья. Такой критерий, как наличие необходимого уровня трудового стажа для получения пенсии, является в настоящее время также весьма актуальным.

Принцип означает, что все пенсии, пособия, компенсационные выплаты иные виды социальной помощи должны соответствовать достойному прожиточному уровню жизни. Этого требуют ст. 7 Конституции, ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Но в настоящее время этот принцип не реализуется. Пенсионная система в кризисе. Понятие «прожиточный минимум» имеет правовое содержание и должно быть предусмотрено национальным законодательством.

На сегодняшний день величина прожиточного минимума не только не соответствует размерам пенсий, пособий и пр. По мнению автора, пенсионная система нуждается в серьезной реформе и следует определиться по основным позициям. Увеличение пенсионного возраста - обязательный шаг, т.е. для мужчин и женщин 62 года. Максимальный размер пенсий не устанавливается (но зависимость от длительности трудового стажа обязательна), минимальный размер должен соответствовать минимальному прожиточному уровню. Необходимо установить отраслевую дифференциацию при назначении пенсии (например, вредные условия труда и пр.).

Есть неблагоприятные условия для обеспечения достойного уровня жизни в стране. Одна из них - демографическая ситуация. Рождаемость - это проблема государственная. Следовательно, программа рождения детей имеет комплексный характер и предусматривает поэтапное обеспечение увеличения рождаемости.

Женщины, имеющие двух и более детей и занимающиеся их воспитанием, должны получать трудовую пенсию по старости.

Структура пенсии по старости должна складываться из заработка работника и среднего заработка в стране.

Принцип получения различных видов социального обеспечения в зависимости от наступления одного и того же обстоятельства нужно сохранить. Так, в связи с рождением ребенка мать получает право на единовременное пособие, на пособие по беременности и родам, на пособие по уходу за ребенком до полутора лет.

Вложение в социальную сферу зависит от увеличения числа среднего класса населения, производства, экономики.

2 Тучкова Э.Г. Указ. соч.

  • См.: Федосеев В.В. Социальная стратификация населения России: состояние идинамика. РГСУ. Филиал в г. Люберцы: Сб.: Материалы межвуз. науч.-практ, конф.(17 ноября 2011 г.) М.: Восход-А, 2011. С. 262.
  • См.: Федосеев В. В. Указ. соч. С. 260.

  • КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Право социального обеспечения»

    Тема: понятие принципов права социального обеспечения и их классификация

    Выполнила:

    студентка гр. ПСО-31

    Войтович Ольга Андреевна

    Проверил:

    г. Нягань 2011г.

    Функции права социального обеспечения 5

    Принципы права социального обеспечения 6

    ВВЕДЕНИЕ

    Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только собственного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

    Принципы права оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки нормативных актов, их издания, установления гарантий соблюдения правовых требований. Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой покоятся и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся его система. Принципы служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы. Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных его отраслей и институтов, правовых норм и правовых отношений, субъективного и объективного права.

    Принципы права социального обеспечения:

    а) отражают объективно сложившуюся закономерность развития общества;

    б) вытекают из содержания социальной политики государства;

    г) фиксируют сущность отрасли и указывают направления развития общества.

    В этом и состоит актуальность темы курсовой работы.

    Цель и задачи исследования. Целью курсового исследования является комплексный научный анализ принципов права социального обеспечения. Реализация поставленной цели исследования обусловила необходимость выполнения следующих задач:

    Изучить литературу по теме исследования;

    На основе теоретического анализа систематизировать знания о принципах права социального обеспечения;

    Раскрыть содержание понятия «принципы права социального обеспечения»;

    Охарактеризовать различные принципы права социального обеспечения.

    Объект и предмет исследования. Объектом курсового исследования является право социального обеспечения. Предмет исследования составляют принципы права социального обеспечения.

    Методологические основы курсового исследования. При написании работы использованы общенаучные и частно-научные методы исследования: диалектический, формально-логический, технико-юридический, сравнительно-правовой, структурно-системный, аналитический.

    ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    Право социального обеспечения - совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённым законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

    Предмет права социального обеспечения - это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения.

      Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме.

      Отношения по предоставлению различных социальных услуг.

      Процедурные и процессуальные отношения, связанные с реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения

    Функции права социального обеспечения

      Экономическая. Выравнивание личных доходов граждан путём предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Аккумуляция финансовых средств в целевых источниках.

      Производственная. Право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от её характера и размера вознаграждения за труд. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.

      Социально-реабилитационная. Способствует поддержанию социального статуса граждан путём предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. Восстановление полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать.

      Политическая. Позволяет государству реализовывать основные направления социальной политики, а именно создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

      Демографическая. Система социального обеспечения воздействует на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости.

      Духовно-идеологическая.

      Защитная. Защита граждан в трудной жизненной ситуации.

    Принципы права социального обеспечения

      Всеобщность социального обеспечения. Равная возможность получения определённых видов социального обеспечения при наступлении оснований независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Социальное обеспечение предоставляется как гражданам страны, так и иностранным гражданам (подданным), а равно и лицам без гражданства (апатридам).

      Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.

      Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень, который обеспечивается доходом не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного.

      Многообразие оснований и видов социального обеспечения. Основания: старость; инвалидность; временная нетрудоспособность; потеря кормильца; безработица; рождение ребёнка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др. Виды: 1) Денежная форма обеспечения - пенсии, пособия, компенсационные выплаты; 2) Натуральная форма обеспечения - медицинская и лекарственная помощь, социальное обслуживание, различные льготы.

      Дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. Специфика трудовой деятельности; местность, где она выполнялась или живёт человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т. п.); материальное положение.

      Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Гражданин имеет право на объединение для защиты своих интересов, на участие в управлении делами государства, на обращение в государственные органы.

    Классификация принципов по сфере действия такова:

    Общеправовые принципы, свойственные всем отраслям права (гуманизм, демократизм, принцип социальной справедливости, признания и гарантированности прав и свобод человека и гражданина, равенство всех перед законом, презумпции невинности и т.д.);

    Межотраслевые принципы, которые отражают единые черты нескольких отраслей права (государственная защита материнства и детства);

    Отраслевые принципы, характеризующие отдельную отрасль права (всеобщность права социального обеспечения, социальное обеспечение за счет обязательных платежей во внебюджетные фонды, государственного бюджета, негосударственных пенсионных фондов и др.);

    Внутриотраслевые принципы, касающиеся отдельных институтов отраслей права (принципы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, обязательного медицинского страхования и др.).

    Система принципов права социального обеспечения должна соотноситься с общей системой принципов права, в основе которой лежит родовая классификация.

    Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

    В течение долгого времени эта формулировка оставалась традиционной, однако в последние годы взгляды специалистов стали меняться. Споры обычно сводятся к тому, являются ли принципы права только «руководящими идеями» и потому достаточно вывести их из смысла правовых норм, или они обязательно должны быть еще и закреплены в этих нормах. По мнению ряда ученых, определение правового принципа только как некой руководящей идеи без обязательного закрепления ее в праве перевело бы эту категорию в область правосознания или правовой науки 1 . Правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы - это принципы « права своего времени» 2 .

    При данной позиции авторов возникает вопрос: если принципы закреплены в законодательстве, то в чем состоит их отличие от правовых норм? Отличие заключается в том, что принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). С помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права.

    Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы 1 .

    1. Принципы права социального обеспечения – это основные идеи или руководящие начала, определяющие сущность этой отрасли права и обозначающие перспективы ее развития.

    Принципы права не всегда находят свое закрепление в конкретных нормах права. Часто принципы выводятся из содержания правовых норм. С помощью принципов нельзя урегулировать конкретное правоотношение, однако, принцип дает возможность правильно понять сущность правовых норм, которые регулируют эти отношения. Правовые принципы более долговечны, чем правовые нормы, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм. Принципы помогают в правильном применении норм права на практике и в решении вопросов еще не урегулированных правовыми нормами.

    По сфере действия принципы классифицируются на:

    а) общеправовые, свойственные всей системе права;

    б) межотраслевые;

    в) отраслевые;

    г) внутриотраслевые.

    К общеправовым принципам относятся такие принципы: признание и гарантированность в РФ прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина, равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации, право каждого на объединение для защиты своих интересов, гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту и т.д. Общеправовые принципы представляют собой определяющие, наиболее существенные черты права в целом.

    Межотраслевые принципы характерны для нескольких отраслей права одновременно. Они отражают черты двух и более отраслей права, как правило, близко соприкасающихся. К таким принципам относятся:



    Обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;

    Обеспечение государственной поддержки семьи;

    Обеспечение государственной поддержки материнства, отцовства, детства, пожилых граждан;

    Запрещение принудительного труда;

    Право на защиту от безработицы и т. д.

    Перечисленные принципы характерны для таких отраслей права как трудовое, семейное, право соцобеспечения.

    Внутриотраслевые принципы действуют для отдельных институтов какой-либо отрасли права, например, для института социального обслуживания в праве соцобеспечения в статье 4 ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" от 28.12.2013 закреплены следующие принципы социального обслуживания :

    Адресность;

    Доступность;

    Добровольность;

    Гуманность;

    Сохранение благоприятной среды;

    Конфиденциальность;

    Уважение прав человека.

    Отраслевые принципы отражают специфику, существенные черты конкретной отрасли права. На них основываются и создаются нормы, образующие отрасль. Через содержание отраслевых принципов реализуются общеправовые и межотраслевые принципы. См. вопрос 2.

    2. Содержание отраслевых принципов ПСО официально не закреплено в законодательстве, поэтому разные ученые по–разному их формулируют. Можно выделить следующие формулировки принципов:

    Всеобщность социального обеспечения;

    Многообразие видов социального обеспечения;

    Дифференциация СО в зависимости от ряда значимых обстоятельств;

    Соответствие СО уровню экономического развития.

    Всеобщность социального обеспечения – этот принцип означает равную для всех возможность получать определенные виды социального обеспечения, при наличии объективных социально значимых обстоятельств независимо от пола, расы, и т.д. Право на социальное обеспечение гарантировано Конституцией РФ в ст. 39. В силу данного принципа социальное обеспечение предоставляется как гражданам РФ, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства постоянно проживающим в РФ.

    Этот принцип проявляется в нормах, регулирующих социальное обслуживание, которое предоставляется независимо от социального положения и продолжительности трудовой деятельности нуждающегося в соц. обслуживании гражданина. На этом принципе основаны нормы, регулирующие обеспечение граждан пособиями, медицинской помощью, протезированием.

    Также принцип всеобщности реализован в пенсионном обеспечении, т.к. оно предоставляется не только тем гражданам, которые имеют длительный трудовой стаж, но и тем, которые недостаточно долго работали (менее 5 лет) или вообще не имеют трудового стажа.

    Многообразие видов социального обеспечения предполагает, чтовзаконодательстве РФ закреплено значительное число жизненных ситуаций, которые являются основанием для предоставления социального обеспечения. К ним относятся: старость, инвалидность; потеря кормильца; болезнь; рождение ребенка; безработица; малообеспеченность; нуждаемость в посторонней помощи или уходе и т.д. По мере изменения социально – экономически условий, этот перечень может расширяться.

    С многообразием оснований социального обеспечения связано и многообразие его видов (повторить вопрос: «Виды соц. обеспечения»).

    Принцип дифференциации СО в зависимости от обстоятельств предусматривает, чтообъем и размер социально обеспечения, предоставляемого гражданам не является одинаковым.

    Существуют различные критерии, по которым определяют условия и уровень обеспечения для конкретного гражданина. Наиболее важными из них являются трудовые критерии, т.е. продолжительность трудовой деятельности, условия и характер труда, длительная работа в отдельных профессиях, местность, где выполняется работа.

    Кроме того, в законодательстве выделяют личностные или субъективные критерии дифференциации: пол, возраст, наличие иждивенцев, состояние здоровья, материальное положение.

    Учет тех или иных критериев дифференциации определяется видом обеспечения, на который претендует гражданин, например: при назначении пенсии учитываются трудовые критерии, при предоставлении социального обслуживания - состояние здоровья и т.д.

    Принцип соответствия СО уровню экономического развития страны :

    Статья 7 Конституции РФ закрепляет, что политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Достойная жизнь предполагает наличие средств, необходимых для удовлетворения не только минимальных физиологических потребностей, но и культурных и духовных интересов личности.

    Однако обеспечение достойной жизни человека в государстве во многом зависит от сложившегося уровня развития экономики страны, поэтому в настоящее время в государстве закрепляются обязательные для исполнения, минимальные норм обеспечения, которые могут быть реально гарантированы.

    Долгое время в качестве стандарта социального обеспечения выступал минимальный размер оплаты труда, в настоящее время в качестве социального стандарта выступает прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

    Потребительская корзина это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

    Потребительская корзина определяется в целом по РФ и ее субъектам 1 раз в 5 лет.

    Прожиточный минимум устанавливается в целом по РФ и ее субъектам каждый квартал.

    Если среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина ниже прожиточного минимума, то семья считается малоимущей и имеет право на получение соц. поддержки.

    В развитие данного принципа принят Закон, в соответствии с которым с 01. 01. 2010 г. производятся доплаты к пенсии лицам, у которых ее размер не достигает прожиточного минимума.

    Тема № 4. «Источники ПСО»

    1. Понятие источников, основания их классификации.

    2. Международно-правовые акты как источники права социального обеспечения.

    3. Характеристика источников ПСО.

    1. Под источником права понимается внешняя форма выражения его содержания.

    В этом смысле под источниками права социального обеспечения следует понимать нормативно – правовые акты соответствующих властных органов.

    Так как отношения в сфере социального обеспечения населения очень разнообразны, то в настоящее время действует целый комплекс нормативных актов, которые можно классифицировать по различным основаниям:

    § По юридической силе;

    § По видам социального обеспечения;

    § По сфере действия, в том числе различают нормативные акты, действие которых распространяется на всю территорию РФ и нормативные акты, которые действуют на ограниченной территории;

    § По кругу лиц (нормативные акты, действие которых распространяется на всех граждан РФ и нормативные акты, которые действуют в отношении отдельных категорий) - общие и специальные.

    2. Важное место среди источников ПСО занимают международно – правовые акты. Ст. 15 КРФ закрепила правило о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

    Международно-правовое регулирование выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения.

    По юридической силе международно-правовые акты можно классифицировать следующим образом:

    а) акты, обязательные для исполнения государствами, участниками международных организаций без ратификации. К ним относятся:

    Учредительные документы международных организаций, например, Россия - член ООН, учредительный документ - Устав ООН, номы устава имеют прямое действие и являются приоритетными по отношению к внутригосударственному праву.

    б) акты, обязательные для исполнения только после ратификации или подписания, к ним относятся:

    Документы ООН, МОТ

    Международные договоры и т.д.

    Например, Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах принят в 1966 году, ратифицирован в 1973 году. Участвующие в нем государства признали право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст.9). Право на достаточный жизненный уровень, включая право свободу от голода (ст. 11), на наивысший достижимый уровень физического, психического здоровья (ст.12.). Также можно назвать Конвенцию ООН «О правах ребенка», Европейскую социальную хартию 2000 г., в которой закреплено право на защиту от нищеты и социального отторжения.

    Важными источниками ПСО являются международные договоры, заключенные РФ с другими государствами в сфере социального обеспечения. В большинстве таких договоров закреплены правила о социальном обеспечении граждан при переезде из одного государства в другое. Например, договор между РФ и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11.04.1994. Договор между РФ и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения. Ратифицирован 07.12.2006г.

    Большое количество нормативных актов, связанных с социальной защитой граждан было создано странами – участниками СНГ, например, «Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения», от 13.04.1992 г. (РФ, Белоруссия, Украина, Армения, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Кыргызстан).

    в) акты, не подлежащие ратификации и необязательные для исполнения. Они содержат нормы рекомендательного характера. Наиболее важными из них являются: Декларации ООН и Рекомендации МОТ. Например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация социального прогресса и развития 1969г.

    3 . Наибольшее практическое значение имеет классификация источников ПСО по юридической силе на законы и подзаконные нормативные акты. Законы являются основными источниками права, они обладают высшей юридической силой по отношению ко всем нормативным актам кроме международных. Среди законов особое место принадлежит Конституции РФ , которая является юридической базой для всего законодательства страны, в том числе для ПСО.

    Особое значение имеет статья 7 Конституции РФ (читать! ). Права человека в сфере социального обеспечении изложены в ряде статей Конституции РФ, в том числе 39, 40, 41.

    Осуществление прав, закрепленных в КРФ, производится путем разработки конкретных законов, при этом запрещается уменьшение или ограничение прав, предусмотренных в КРФ.

    Большое значение в регулировании отношений по предоставлению конкретных видов социального обеспечения имеют федеральные законы , например:

    ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» № 195-ФЗ от 10.12.1995,

    ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 (оба утратили силу с 1.01.2015).

    Вместо них вступили в силу с 1.01.2015 два закона от 28.12.2013:

    ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях",

    ФЗ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ".

    Кроме того, действует и будет продолжать действовать:

    Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15.12.2001.

    Законы издаются также и на региональном уровне , чаще всего они регулируют предоставление каких-либо дополнительных видов обеспечения, а также закрепляют состав потребительской корзины, величину прожиточного минимума, например:

    Закон Воронежской области № 103-03 от 14.11.2008г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области»; Закон Воронежской области № 98-03 от 25.06.2012 г. «О государственной социальной помощи в Воронежской области».

    Подзаконные нормативные акты по социальному обеспечению имеют форму указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов, правил, инструкции и других нормативных актов министерств, ведомств и органов исполнительно власти субъектов РФ.

    Подзаконные нормативные акты принимаются во исполнение законов и не должны им противоречить.

    Указы Президента имеют часто нормативный характер, т.е. регулируют отношения на уровне закона, т.к. содержат новые нормы права.

    Указы Президента принимаются в случаях, являющихся политическими или социально-значимыми. Например, Указ Президента РФ № 949 от 09.08.2005 г. "О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ"

    Значительное место среди источников ПСО занимают постановления Правительства. Они устанавливают правовой механизм реализации закрепленных законом прав граждан, в сфере социального обеспечения. Например: в целях реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Правительством РФ утверждены списки работ и профессий, с учетом которых назначаются пенсии.

    Кроме того, Постановления Правительства координируют деятельность органов власти по реализации принятых ФЗ, например, Постановление Правительства от 24.08.2005г. № 536 «О порядке выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам, вследствие «военной травмы».

    Самостоятельную группу подзаконных нормативных актов составляют ведомственные нормативные акты, прежде всего - это акты Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ. В компетенции Минтруда находятся вопросы по обобщению практики применения законодательства и обеспечение единообразного его применения на всей территории РФ, например: Мин-во издает разъяснения о тождестве отдельных профессий, а так же прав. акты, в которых разъясняется порядок применения отдельных норм. Часто такие правовые акты издаются совместно с ПФР.

    Органы исполнительной власти в субъектах РФ издают правовые акты, регулирующие предоставление дополнительных видов социального обеспечения или дополнительно социальной помощи на уровне субъекта, например: Постановление Правительства Воронежской области от 27.06.2013 №576 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям».

    На местном уровне принимаются постановления по вопросам СО.

    Третьи рассматривают принципы права в качестве .

    Однако преобладающей точкой зрения является признание того, что принципы права находят свое закрепление в нормативных актах , нормах права. При этом они либо прямо закрепляются в норме права, либо, минуя прямое закрепление, принцип выводится из содержания множества норм, т. е. из содержания норм права. Принципы — нормы и принципы, выводимые из норм, — составляют, по мнению Р.З. Лившица, две разновидности принципов права.

    В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на социально-экономические, политические, идеологические, специально-юридические, этические.

    К специально-юридическим принципам обычно относят: принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритет этих норм перед иными социальными нормами; принцип непротиворечивости норм и приоритет закона перед иными нормативными правовыми актами; принцип недопустимости принятия законов или иных нормативных правовых актов, отменяющих или умаляющих права и свободы граждан , и др.

    Помимо указанной выше классификации, принципы права под разделяются на группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права, на несколько отраслей или только на одну отрасль, либо отражают основополагающие идеи, руководящие начала норм права, образующих самостоятельный институт отрасли (внутриотраслевые принципы).

    Межотраслевые принципы не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, наоборот, они базируются на них, конкретизируя те или иные основополагающие идеи, пронизывающие содержание права в целом, с учетом специфики отраслей права.

    К межотраслевым принципам относятся такие, как: право на защиту от безработицы ; право на охрану здоровья; государственная поддержка семьи , материнства, отцовства и детства; право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту; право на защиту от бедности.

    Указанные принципы являются общими для отраслей права, регулирующих общественные отношения, в которых граждане реализуют предоставленные им социально-экономические права. К числу таких отраслей относятся прежде всего трудовое право и право социального обеспечения.

    Наряду с принципами, отражающими социально-экономическую сущность права (в данном случае таких отраслей, как трудовое право и право социального обеспечения), в литературе сформулированы принципы, на которых должна строиться социальная политика российского государства. К ним, в частности, относятся: единство экономической эффективности и социальной справедливости, органическая взаимосвязь защиты и самозащиты, субсидиарность. Реализация этих принципов в общественной практике возможна также посредством норм права, в связи с чем они могут перерасти в принципы права, общие для тех отраслей, через нормы которых проводится в жизнь социальная политика государства.

    Следующий уровень принципов права — это отраслевые принципы. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов; вместе они образуют фундамент, на котором создаются и функционируют не только отрасли, но и все право.

    Отраслевые принципы отражают сущность и пронизывают содержание норм конкретной отрасли права. На их основе создаются и реализуются нормы, в совокупности образующие и такую отрасль, как право социального обеспечения. Таким образом, отраслевые принципы — это как бы низший этаж в общей системе принципов права, это принципы, конкретизирующие основополагающие идеи более высокого порядка.

    Наряду с рассмотренными выше группами принципов права, некоторые ученые убедительно обосновывают необходимость выделения также и внутриотраслевых принципов, т. е. принципов отдельных институтов отрасли. Например, в праве социального обеспечения можно раскрывать сущность пенсионного обеспечения, социального обслуживания через соответствующие основополагающие идеи, которые пронизывают содержание норм права соответствующих институтов этой отрасли.

    Содержание принципов права социального обеспечения

    Данный принцип пронизывает нормы каждого института права социального обеспечения, но наиболее полно он реализуется в пенсионном обеспечении, поскольку в связи с принятием в России Закона 1990 г. пенсионной системой охвачено все население страны. В настоящее время в России введено подлинное всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права .

    Принцип всеобщности пронизывает также нормы, регулирующие обеспечение граждан социальными пособиями, социальными услугами, медицинской помощью и лечением, бесплатной либо со скидкой лекарственной помощью по системе социального обеспечения. В то же время в отношении предоставления некоторых льгот о принципе всеобщности можно говорить лишь с определенной долей условности, поскольку само понятие льгот связано с определенным предпочтением, оказываемым некоторым категориям обеспечиваемых по сравнению со всеми остальными.

    2.Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Этот принцип тесно связан с принципом всеобщности социального обеспечения.

    Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, в частности за счет средств централизованных фондов обязательного социального страхования, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Так, гражданин, которому установлена трудовая пенсия по старости, может получить, как и любой другой гражданин, который вообще не трудился, протезно-ортопедическую помощь либо социальное обслуживание на дому или в стационарном учреждении, если он нуждается в этих видах помощи.

    Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.

    3. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Этот принцип конкретизирует общеправовой принцип, закрепленный во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), — право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Этот принцип закреплен и в Конституции РФ, ст. 7 которой провозглашает, что Россия является социальным государством и ее политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    На современном этапе утверждать, что этот принцип полностью реализуется, нет оснований. В то же время государство не освобождается от юридического обязательства по его претворению в жизнь в силу Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, который был ратифицирован Советским Союзом в 1973 г. и по которому Россия как правопреемница СССР несет все обязательства.

    Реализация данного принципа предполагает, что достойную жизнь каждого человека может обеспечивать доход не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного, объективно определяемого в установленном законом порядке.

    В 1990 г. была предпринята попытка определить и установить минимальный размер пенсии по старости на уровне прожиточного минимума. Однако в дальнейшем в силу известных социально-экономических причин от этого пришлось отказаться.

    Указом Президента РФ от 14 ноября 1997 г. было установлено, что начиная с 1 января 1998 г. минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже , равном требуемому для назначения полной пенсии, с учетом компенсационной выплаты, не может быть ниже 80% прожиточного минимума пенсионера, установленного законодательством. Правительству предлагалось предусмотреть средства, необходимые для обеспечения с 1 января 1998 г. указанного выше соотношения минимального размера пенсий по старости с учетом компенсационной выплаты к прожиточному минимуму. Данный Указ не реализован до сих пор: минимальный размер пенсии с учетом компенсационной выплаты и к 2000 г. оказался значительно ниже прожиточного минимума.

    Федеральным законом от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» предусматривается, что на основе прожиточного минимума должны определяться минимальный размер пенсии, минимальная заработная плата , иные фиксированные социальные выплаты. Закон предусмотрел поэтапное приближение указанных выплат к прожиточному минимуму. В целях его реализации принят еще один Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

    Постановлениями Правительства РФ от 31 мая и от 11 августа 2000 г. установлен промежуточный минимум на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России за I и II квартал 2000 г. За II квартал 2000 г. прожиточный минимум в целом по России в расчете на душу населения составляет 1185руб., для трудоспособного населения 1290 руб., пенсионеров 894 руб., детей 1182 руб. В постановлениях указывается, что величина прожиточного минимума устанавливается для оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат и формирования бюджетов всех уровней на 2001 г.

    С принятием этих постановлений завершилось формирование правового механизма, обеспечивающего полную реализацию Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

    В целях реализации данного принципа в июле 1999 г. впервые в качестве самостоятельного основания для социального обеспечения была признана бедность человека, в связи с чем введена государственная социальная помощь тем, у кого доход ниже прожиточного минимума в соответствующем регионе. Размер этой помощи составляет разницу между фактическим доходом человека (семьи) и прожиточным минимумом в регионе.

    Раскрывая содержание рассматриваемого принципа, нельзя его абсолютизировать для каждого отдельного вида социального обеспечения, поскольку обеспечение уровня жизни не ниже прожиточного минимума может достигаться совокупностью предоставляемых человеку видов социального обеспечения. Кроме того, необходимо также учитывать, что виды социального обеспечения имеют различные цели. Так, содержание и обслуживание нетрудоспособного человека в учреждении социального обслуживания преследует цель предоставить ему все необходимое, в чем он нуждается, по установленным нормам. Цель пособия по временной нетрудоспособности — возместить полностью либо частично утраченный вследствие болезни заработок. Пенсия по старости предназначена для того, чтобы гарантировать источник средств достойного существования. В то же время некоторые виды социального обеспечения вовсе не рассчитаны на предоставление полного обеспечения (например, пенсия по инвалидности III группы; пенсия по случаю смерти одного из родителей ; различного рода социальные пособия и компенсации, предоставляемые с целью материальной поддержки), в связи с чем их уровень не должен устанавливаться в соответствии с рассматриваемым принципом. Кроме того, специфика некоторых видов социального обеспечения такова, что они вообще не могут быть соизмеримы с прожиточным минимумом (например, медицинская, лекарственная помощь, различные льготы, предоставляемые по системе социального обеспечения).

    Иногда принцип, о котором идет речь, формулируется иначе: как обязанность государства гарантировать обеспечение не ниже прожиточного минимума. Такая формулировка обедняет содержание этого принципа, поскольку прожиточный минимум еще не в полной мере обеспечивает человеку достойную жизнь и социально оправдан как промежуточная цель на пути к полному претворению в общественной практике международного принципа. Кроме того, обеспечение на уровне прожиточного минимума в ряде случаев, о которых говорилось выше, не является объективно необходимым и социально оправданным.

    4. Многообразие оснований и видов социального обеспечения. На заре становления государственных систем социального обеспечения перечень оснований (социальных рисков), при наступлении которых у человека возникало право на социальное обеспечение, охватывал лишь утрату трудоспособности, старость и вдовство. По мере изменения социально-экономических условий и развития цивилизации этот перечень непрерывно расширялся. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), закрепившая право каждого как члена общества на социальное обеспечение, относит к таким основаниям не только старость, утрату трудоспособности (временную или постоянную), вдовство, но и безработицу , а также все иные случаи, когда человек по независящим от него причинам теряет источник средств к существованию. Кроме того, в качестве самостоятельных оснований для социального обеспечения Декларация закрепляет материнство и детство. Национальное законодательство различных стран конкретизирует круг оснований для социального обеспечения.

    Право социального обеспечения России к их числу относит следующие: старость (т. е. достижение установленного законом возраста); инвалидность; временную нетрудоспособность; потерю кормильца; безработицу; рождение ребенка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др.

    В прошлом данный принцип формулировался как всесторонность социального обеспечения.

    С многообразием оснований социального обеспечения неразрывно связано и многообразие его видов. Оно проявляется в установлении и фактическом предоставлении гражданам обеспечения как в денежной, так и в натуральной форме.

    Денежная форма обеспечения — это различные пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, а для отдельных категорий граждан также пенсии за выслугу лет), доплаты к некоторым пенсиям; социальные пособия — по временной нетрудоспособности в различных ее случаях (при болезни и травме, при уходе за больным членом семьи и т.д.), по беременности и родам, ежемесячные пособия на детей, единовременные пособия (при рождении ребенка и в случае смерти члена семьи), пособия по безработице, а также различные компенсационные выплаты (за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком, академического отпуска по медицинским показаниям, за время проживания с супругом в местности, где невозможно трудоустроиться, за период осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином и т.д.).

    Натуральная форма обеспечения охватывает целый комплекс разнообразных видов медицинской и лекарственной помощи и социального обслуживания (на дому, в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов, в том числе детей-инвалидов), а также различных льгот (по проезду, оплате коммунальных услуг и т.д.).

    Российская система социального обеспечения имеет, таким образом, богатый арсенал различных видов обеспечения и обслуживания, в том числе основные виды, характерные для зрелых систем социального обеспечения развитых стран. Однако надо иметь в виду, что некоторые виды помощи и поддержки являются временными, они введены в связи с существенными сбоями в организации общественного производства и значительным снижением уровня жизни населения. К ним относятся, в частности, некоторые компенсационные выплаты.

    5. Дифференциация (различие) условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (объем трудовой деятельности и ее результаты); характер трудовой деятельности (специфика условий труда и профессии и т.д.); местность, где выполнялась работа (служба) или живет человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т.п.); материальное положение.

    Полный «набор» оснований для дифференциации условий и норм обеспечения содержится в правовых предписаниях массива законодательства о социальном обеспечении. Они различаются в зависимости от вида обеспечения и обслуживания. При предоставлении одних видов обеспечения преобладают трудовые критерии, других — критерии материального положения и т.д. Наиболее часто различные критерии пересекаются. В некоторых законах называются основные критерии, хотя дифференциация осуществляется фактически с учетом и многих иных обстоятельств. Так, в преамбуле Закона 1990 г. указывается, что основными критериями дифференциации норм и условий пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты; фактически же учитываются также семейное положение пенсионера (наличие у него иждивенцев), необходимость постоянного ухода за ним, место его жительства и т.д.

    Основным, подчас единственным, критерием предоставления различных видов социального обслуживания, кроме медицинской и лекарственной помощи и разных социальных льгот, являются военные, трудовые и иные заслуги человека. Следует отметить, что в последние годы трудовые критерии для дифференциации постепенно утрачивают свое значение и, наоборот, критерии материальной необеспеченности (бедности) приобретают особую значимость. Это вполне объяснимо и оправдано в условиях резкого падения уровня жизни подавляющего большинства населения, и к тому же небывалого расслоения семей по уровню доходов и ограниченных финансовых ресурсов государства, вынуждающих его сосредоточить основное внимание на оказании помощи наиболее бедным слоям населения.

    6. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав . В данном принципе конкретизируются конституционные права граждан на объединение для защиты своих интересов, на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также право обращаться в государственные органы лично, направлять туда индивидуальные и коллективные обращения. Под давлением общественного мнения и по инициативе общественных объединений ветеранов, инвалидов, движения солдатских матерей принят ряд законов: «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих , проходивших службу по призыву», «О социальной защите инвалидов» и др.

    В разработке проектов законов по вопросам социального страхования и обеспечения в порядке обязательного социального страхования активное участие принимают профсоюзы , осуществляющие защитную функцию экономических интересов трудящихся.

    Наряду с отраслевыми принципами права социального обеспечения выделяются и внутриотраслевые принципы. Это могут быть основополагающие идеи, отражающие сущность правовых норм ряда институтов отрасли либо ее отдельных институтов.

    Так, к числу принципов комплексного института пенсионного обеспечения относятся следующие: исчисление пенсий на основе индивидуального заработка и установление их в твердых размерах, равных минимальным размерам, когда исчислить пенсию из индивидуального заработка невозможно; ограничение предельного размера трудовых пенсий (прямо либо косвенно) определенным максимальным размером; установление соответствующих компенсационных надбавок к пенсиям (кроме пенсии по инвалидности III группы), в том числе сверх их максимального размера, и т.д. Принципами пединститута пенсий по старости является сравнительно низкий общий пенсионный возраст, его дифференциация по признаку пола, дифференциация требуемого общего трудового стажа по тому же признаку; снижение в ряде случаев пенсионного возраста и стажевых требований и т.д.

    Правовыми принципами обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам являются предоставление права на эти пособия лишь работающим и исчисление размера пособия из полного заработка. В то же время принципом обеспечения пособием по беременности и родам является выплата пособия всем работающим женщинам в размере полного заработка независимо от каких-либо обстоятельств, а пособиями по временной нетрудоспособности в размере полного заработка лишь при наступлении временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профзаболевания, а в остальных случаях — с учетом иных обстоятельств: длительности непрерывного трудового стажа, семейного положения, некоторых других причин наступления временной нетрудоспособности.

    Правовые принципы отдельных институтов наиболее динамичны и могут изменяться при пересмотре соответствующих концепций, на которых они основаны. Последний пример — принципиальное изменение основания для назначения ежемесячного пособия на ребенка: ранее оно устанавливалось на каждого ребенка вне зависимости от среднедушевого дохода в семье, теперь оно устанавливается с учетом определенного уровня такого дохода.