Имеет ли закон обратную силу. Что означает "закон не имеет обратной силы"

Данное понятие означается, что действие закона распространяется исключительно на все случаи, которые имели место быть после его принятия. Что же касается случаев, которые произошли до его принятия, то они не попадают под данный законодательный акт. То есть, применение закона к действиям, до момента обнародования данного законодательства, не имеет юридической силы и не допускается законодательством.

Определение «закон не имеет обратной силы»

В принципе, основой данного определения выступает то понятие, что закон не может быть наделен обратной силой, как и не может нарушать приобретенные права. Это положение многие юристы считают естественным и неоспоримым. В принципе, именно данное понятие закрепляется нашей Конституцией и многочисленными другими федеральными законам. Впрочем, другие юристы указывают на то, что смысл данного понятия считается достаточно спорным. Все правила, то есть, законодательные акты, которые существуют в нашей стране, определены деятельностью общества. И в принципе, практически любой закон, который определяет новые права, как бы, нарушает старые и устоявшиеся. То есть, в данном случае, приобретенные права человека становятся другими, что не позволяет использовать определение обратной силы закона.

В тоже время, в нашей стране существует такое понятие, как юридический прогресс, отказаться от которого, общество в принципе не может, так как с течением времени многое меняется, как должно и меняться правовое поле, которое защищает прав и интересы граждан.

Статья 2 Гражданского кодекса: Законы отменены только позднее. Отмена должна иметь объем, который явно предусмотрен и всегда распространяется на все, что в новом законе, по тому же вопросу, несовместимо с предыдущим. Путем простого отмены закона они не возвращают законность, которую он отменил.

Правило о том, что законы только отменены последующими, подразумевает исключение других возможных причин отступления, таких как неиспользование или изменение обстоятельств в случае Законов, предусмотренных для исключительных случаев. Правило отступления должно быть того же или более высокого ранга, чем отменено.

Действие понятия «обратная сила закона»

В нашем обществе данное понятие воспринимается исключительно посредством рассмотрения дел на основании новых федеральных законов, в то время, как проступок был совершенно до момента вступления в силу данных законодательных актов. В данном случае, в процессе разбирательства ситуации непременно должны быть использованы предыдущие законодательные акты, так как вводится само понятие, обратная сила закона. То есть, человека, совершавший проступок, не мог знать о том, что законодательство изменится, как возможно и сами аспекты рассмотрения дела, а также принятия решения. Впрочем, новое законодательство принято использовать в том случае, если оно предусматривает более мягкое наказание или же отсутствие наказания за тот или же иной проступок.

Если углубиться в историческую особенность данного понятия, то становится понятно, что оно далеко от истины. Ведь те права человека, который он приобретал в процессе развития общества, давно остались позади. Сегодня человек и его свобода, его личность – основные принципы государственности. Тем не менее, человек не имеет право делать все, что ему пожелается. Ведь в такой ситуации пропадает само понятие правового общества. А наше государство относится к правовому, и имеет весьма продуманную структуру законодательной базы, которая все равно со временем меняется, изменяется и модернизируется. Так как формируется юридический прогресс, и от этого не куда не денешься.

Отступление может быть выраженным или молчаливым, выведенным последним из несовместимости нового Закона с предыдущим. Есть правовые отношения, которые достаточно обширны во времени, чтобы коснуться двух разных моментов, в которых они действуют, последовательно, норм разного содержания. Этот предмет изучается преходящим законом или межвременным законом.

Столкнувшись с этими конфликтами законов во времени, считается, что новый закон должен применяться даже к правовым отношениям, рожденным под властью старого, или должен уважать юридическое государство, созданное ранее. Его следует учитывать при изучении вопроса о том, что в доктрине различаются разные степени ретроактивности. Таким образом, после Кастана мы можем говорить о ретроактивности первой степени или слабости, что повлияет на родившиеся правовые отношения, но не на уже достигнутые последствия, а на ретроактивность второй степени или сильной, которая изменяет или оставляет без последствий последствия уже выполненных из предыдущих событий.

P.S. Если Вам требуется провести экспертизу товарного знака - кликните по ссылке. В том случае, если по результатам проведения экспертизы будет установлено, что используемое им обозначение не является сходным до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком истца, ответчик с большей вероятностью сможет добиться вынесения решения судом в свою пользу.

Крайнее решение временного конфликта было бы недостаточно. Абсолютная ретроактивность закона - это смерть безопасности и юридического доверия. Абсолютная беззатратность была бы смертью развития закона. В доктринальной области были разработаны различные теории, которые направлены на решение этой проблемы.

Савиньи различал две категории норм. Те, которые относятся к приобретению прав, будут регулироваться принципом отсутствия обратной силы. Напротив, те, которые ссылаются на существование или существование юридического института, будут регулироваться принципом ретроактивности.


Структура составления федеральных законов и их принятия основаны на Конституции РФ 104-105 статья. Пишут законы, естественно, специалисты-юристы, которые составляют текст в...

Самостоятельно разобраться в нюансах данного вопроса Вам поможет следующая статья:

Обратная сила закона имеет большое значение для правильного применения законодательства.

Теория приобретенного права. Отсутствие обратной силы закона имеет свою основу и ограничение в отношении приобретенных прав, отличающих приобретенное право от юридических факультетов и от простых ожиданий. Теория юридического факта выполнена. В этой теории не рассматривается вопрос о том, было ли приобретено право, но был ли выполнен факт.

Различают непосредственный эффект закона и ретроактивный эффект. Обратный эффект запрещен. Напротив, непосредственный эффект - это общее право. Можно сказать, что закон имеет обратный эффект, когда он влияет на прошлые события и прошлые последствия прошлых событий. Напротив, закон имеет непосредственный эффект, когда он влияет на будущие последствия прошлых событий. Исключением и в силу уважения в силу принципа автономии воли, Рубиер исключает немедленный эффект нового закона о текущих контрактах.

Обострение вопроса об обратном действии закона и его пределах в немалой степени предопределено чрезвычайной изменчивостью законодательства. Достаточно распространенной является проблема временного разрыва между обращением за осуществлением своего права в орган государственной власти или местного самоуправления и принятием соответствующего правоприменительного акта. Период этот может продлеваться в случае принятия органом акта, незаконность которого установлена позже и он отменен судом. Суд выносит решение об устранении допущенного нарушения, но само законодательство, подлежащее применению, за это время изменилось. Неопределенность в вопросе о применимом в данном случае законодательстве может препятствовать осуществлению гражданами их прав и защите их интересов.

На испанском языке следует учитывать положительное право Статья 3 Гражданский кодекс. «Законы не будут иметь обратного эффекта, если они не предусматривают иное». Единственным явным ограничением возможности приведения ретроактивного эффекта в норму было бы предоставление Конституции Испании, которая гарантирует отсутствие обратной силы санкций, которые не являются благоприятными или ограничивают права личности.

Запрет ретроактивности неприемлемых санкционирующих положений применим как к уголовным, так и к административным или гражданским санкциям. Что касается ограничения индивидуальных прав, Конституционный суд считает, что он касается не приобретенных прав, а основных прав.

Таким образом, вопрос об обратном действии закона и пределах его применения не разработан в необходимой степени и актуализируется в современных условиях изменчивого законодательства и бюрократического правоприменения.

1. Закон может приобрести обратную силу только при прямом указании закона. Гражданский кодекс РФ не имеет обратной силы, о чем прямо указано в п. 1 ст. 4 ГК РФ, в соответствии с которым акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случае, когда это прямо предусмотрено законом. Если специальный закон не содержит отличных норм, то следует использовать режим, сформированный кодексами для отношений определенного вида.

Однако мы должны также учитывать конституционный принцип правовой определенности, который может противоречить правилу, которое устанавливает полный ретроактивный эффект, доходя уже до законных ситуаций, при условии отсутствия общих интересов, которые его оправдывают.

Хотя в соответствии с Гражданским кодексом ретроактивность нормы должна быть выраженной, в Доктрине изучалась возможность молчаливых ретроактивных норм. Де Кастро цитируется как нормы, которые обычно подразумевают молчаливый ретроактивный эффект. Условные толкования, которые считаются действительными с той же даты, что и Закон, толкованный ими.

2. Для правильного решения вопроса о применимом законодательстве в отечественной правовой системе большое значение имеет содержание закона: улучшает или ухудшает он положение гражданина, создает ли он права и обязанности или прекращает их. Именно в зависимости от содержания норм устанавливаются темпоральные правила Конституцией РФ. Дискуссионным является вопрос о том, является ли применение закона, прекратившего право гражданина на получение определенного блага (правомочия), ухудшением его положения.

Дополнительные или исполнительные положения, оцениваемые как простое развитие основного закона. Законы и положения строгого процессуального характера. Положения, которые осуждают как несовместимые с их моральными и социальными целями, ранее сложившиеся ситуации.

Положения, направленные на создание общего и единообразного режима. Следует также упомянуть ретроактивный эффект благоприятных положений о санкционировании. В случае сомнений относительно определения наиболее благоприятного Закона обвиняемый будет заслушан.

Предварительное общее заявление. «Изменения, внесенные настоящим Кодексом, которые наносят ущерб правам, приобретенным в соответствии с предыдущим гражданским законодательством, не будут иметь обратного эффекта». Первое переходное положение. Права, которые были рождены, по ее словам, действиями, совершенными в ее режиме, будут регулироваться законодательством до Кодекса, даже если Кодекс регулирует их по-другому или не признает их. Но если право будет впервые объявлено в Кодексе, оно, безусловно, вступит в силу, хотя тот факт, что он возник, будет проверен в соответствии с предыдущим законодательством, при условии, что он не наносит вреда другому приобретенному праву равного происхождения.

В соответствии со ст. 54, 55, 56 и 57 Конституции РФ законы, ухудшающие положение граждан, не могут иметь обратной силы. Так, ст. 54 Конституции РФ установлено, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Второе преходящее положение. Акты и контракты, заключенные в соответствии с режимом предыдущего законодательства и действующие в соответствии с ним, будут иметь все последствия в соответствии с теми же ограничениями, установленными в этих правилах. Третье переходное положение.

Положения Кодекса, санкционирующие гражданское наказание или лишение прав, действий или упущений, которые не обладали санкциями в предыдущих законах, не применимы к положениям Кодекса, в которых, когда они были в силе, упущение или совершение деяния, запрещенного Кодекса.

Так, Президиум Верховного Суда РФ, разрешая дела, исходит из конституционного принципа, что законы, ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют (ст. 54, 55, 57 Конституции Российской Федерации), что зафиксировано в том числе в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 18 сентября 2002 г. N 249пв01.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. По смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Когда преступление также наказуемо в соответствии с предыдущим законодательством, применяется более мягкое положение. Четвертое переходное положение. Действия и права, возникающие и не осуществляемые до вступления в силу Кодекса, сохраняются с продлением и в условиях, признанных в соответствии с предыдущим законодательством; но подвергая себя, в отношении его осуществления, продолжительности и процедур, чтобы сделать их действительными, положениям Кодекса. Если осуществление права или действия находится на рассмотрении официальных процедур, начатых в соответствии с предыдущим законодательством, и они отличаются от установленных Кодексом, заинтересованные стороны могут выбрать тот или иной.

Таким образом, конституционная доктрина со ссылкой на ст. 54 - 57 Конституции РФ идет по пути признания умаления прав граждан издание закона, уменьшающего объем их прав. Именно из этого исходит положение о запрете применять законы, прекращающие правомочие, к отношениям, которые возникли до введения в действе нового закона. Действительно, если у гражданина в ранее действовавших нормах присутствовало какое-либо правомочие, то прекращение этого права сокращает его правоспособность на соответствующий период времени.

Что касается специальных переходных положений, мы не будем входить в их общее исследование, поскольку вопросы, к которым они относятся, подлежат последующим реформам, каждый из которых имеет свои собственные временные правила. Тот, который мы будем приводить, чтобы сохранить общий интерес, - это Двенадцатое переходное положение, касающееся вопроса о правопреемстве, согласно которому: Права на наследство умершего, с или без воли, до вступления в силу Кодекса, будет регулироваться предыдущим законодательством.

Наследование умершего позже, независимо от того, будет ли оно или нет, будет рассмотрено и распространено в соответствии с Кодексом; но выполняя, как только это позволяет, завещательные распоряжения. Поэтому будут соблюдаться законные, улучшения и наследие; но уменьшая его количество, если в противном случае каждому участнику наследства не может быть предоставлено то, что ему соответствует в соответствии с Кодексом.

3. Большой практической значимостью обладает вопрос о том, можно ли применять закон к юридическим фактам, возникшим до его введения в действие. Казалось бы, ответ на указанный вопрос однозначный - нет. Тем не менее, важен следующий нюанс: в процессе рассмотрения заявления гражданина юридическим фактом, по которому устанавливается законодательство, будет: а) дата обращения с заявлением; б) дата начала рассмотрения вопроса или в) дата принятия правоприменительного акта? Решение этой временной проблемы имеет большое значение.

Его общий смысл распространяется на правопреемство закона, действующего на момент открытия правопреемства, совпадает с положениями Переходного положения 8 Закона от 13 мая. Наконец, в 13-м переходном положении предусматривается: «Случаи, не включенные в предыдущие положения, должны быть решены путем применения принципов, которые служат основой».

К правовым нормам могут относиться четыре различных понятия, хотя они и связаны друг с другом. Действительность указывает на то, что это правило относится к правовой системе, поскольку оно было создано компетентным органом, переданным соответствующим инструментом и связанным в соответствии с другими более высокими правовыми нормами. Длительность указывает, что стандарт может, теоретически, вступить в силу. В свою очередь, Вигор является обязательной силой нормы. Правило со связующей силой можно социально уважать и, следовательно, эффективно.

В юридической науке исследован вопрос о длящихся правоотношениях, которые переживают изменение законодательства. Решение вопроса о применении к таким отношениям более позднего закона напрямую зависит от того, был ли принят по ним правоприменительный акт. Если правоприменительный акт был принят, то недопустимо в дальнейшем применение к тем же отношениям более позднего закона. Это будет фактически означать пересмотр принятого правоприменительного акта.

Теоретически правило может стать действительным, но не имеет никакой силы и силы. Это происходит, если существует «льготный период» между датой его публикации и началом его производства. Когда норма вступает в силу, она приобретает силу, поскольку она приобретает обязательную силу перед общественными и общественными агентами. Если правило соблюдается, оно будет давать свои эффекты.

Мы можем предположить, что, как правило, сила нормы совпадает с периодом ее действия. К этому совпадению мы называем деятельность нормы. Может ли новая правовая норма проецировать свою силу в прошлое? Иными словами, может ли нормативная норма изменять ситуации, которые произошли до ее существования?

Обратим в этой связи внимание на то обстоятельство, что даже признание акта неконституционным не ведет к пересмотру актов и отношений, которые произошли к моменту вынесения решения и вступления его в силу, что следует из ст. 79 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Решение Конституционного Суда Российской Федерации является материально-правовым основанием для пересмотра ранее принятых судебных решений лишь в отношении тех лиц, которые выступали заявителями в деле, рассматривавшемся Конституционным Судом Российской Федерации. В отношении иных лиц, в делах которых были применены нормативные положения, признанные неконституционными либо получившие конституционно-правовое истолкование, отличное от имевшего место в правоприменительной практике, решение Конституционного Суда Российской Федерации влечет по обращениям управомоченных лиц пересмотр (изменение или отмену) в установленных процессуальным законом порядке и пределах основанного на таких нормативных положениях правоприменительного решения, не вступившего в законную силу либо вступившего в законную силу, но не исполненного или исполненного частично. Таким образом, возможности применения обратного действия судебного акта также ограничены в зависимости от того, состоялось ли правоприменение и было ли окончено его исполнение. Даже если действовал и применялся неконституционный закон, но его применение к моменту вынесения решения суда о его неконституционности окончено, это не дает возможности применить справедливую конституционную норму, так как это будет приданием закону обратной силы.

Эта проекция силы правовой нормы для прошлого называется обратной силой. По сути, ничто не помешало бы власти, создавшей правовое правило, выбирать обратную силу. Поэтому факты, которые произошли до нормализации, также должны быть адаптированы к их содержанию. Консолидированные ситуации необходимо отменить или переделать.

Большая проблема ретроактивного правила - юридическая неопределенность, которая должна быть установлена. Люди больше не будут практиковать правовые акты с уверенностью, что исход их действий будет защищен таинством, поскольку он может в любой момент пострадать от последствий новой нормы. Это будет препятствовать социальной жизни в контексте капиталистической экономики, в которой повседневная жизнь пронизана празднованием и исполнением потребительских и трудовых договоров. Чтобы избежать этого риска, некоторые законы запрещают или ограничивают ретроактивность правовых норм.

С учетом сказанного полагаем, что обращение гражданина за осуществлением своего права является фактом, определяющим законодательство, подлежащее применению. Именно по этой дате осуществляется установление действующего законодательства. Данная позиция подтверждается юридической наукой и судебной практикой.

Имеется , полностью соответствующая установленной юридической доктрине. Так, например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа по арбитражному спору N КГ-А41/10590-04 от 23 ноября 2004 г. исследовались обстоятельства, связанные с подачей на государственную регистрацию заявления, до рассмотрения которого регистрирующим органом произошло изменение законодательства. Судом указано, что изменения к Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", требующие подачи заявления о госрегистрации договора обеими его сторонами, вступили в силу уже после обращения Фонда "Прогимназия "Радуга" в МОРП. С учетом высказанной правовой позиции суд указал на правомерность регистрации поданной заявки по законодательству, действовавшему на момент его подачи, несмотря на то что на момент рассмотрения заявки действовал другой закон.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа по делу N КА-А40/13302-05 от 20 апреля 2006 г. содержит правовую позицию, связанную с действием законодательства по заявкам, поданным в ФГУ "Палата по патентным спорам". Суд установил, что поскольку заявка N 2000727084 была подана 26.10.2000, то есть до даты вступления в силу ФЗ от 11.12.2002 N 166-ФЗ, то при оценке охраноспособности заявленного обозначения (ст. 6, 7 Закона) должны были применяться положения Закона в старой редакции. Таким образом, судом сделан вывод о том, что подлежит применению законодательство, действовавшее на момент подачи заявки.

Имеются о применении укороченного срока исковой давности по недействительным сделкам. Срок с 10 лет до 3 был сокращен Федеральным законом от 21.07.2005 N 109-ФЗ, вступившим в силу с момента его опубликования (26.07.2005). Судами рассмотрены дела, в которых дан анализ действия законодательства во времени. Так, при рассмотрении дела было установлено, что согласно отметке канцелярии Арбитражного суда города Москвы ОАО "Марийский машиностроительный завод" обратилось в суд с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки 17.03.2005. Суд первой инстанции рассмотрел дело и вынес решение 22.12.2005, применив Закон от 21.07.2005. Последующие инстанции до Высшего Арбитражного Суда РФ сохранили действие первоначального решения. ВАС РФ установил, что истец обратился с заявлением в суд 17.03.2005, то есть до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2005 N 109-ФЗ, и сделал вывод, что установленный на тот момент десятилетний срок исковой давности истцом пропущен не был.

По мнению ВАС РФ, оспариваемые в данном деле судебные акты нарушили единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 АПК РФ является основанием для их отмены. Вынося решение об их отмене, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации использовал ст. 303, п. 2 ч. 1 ст. 305, ст. 306 АПК РФ.

Из приведенного примера очевидно, что в системе арбитражных судов сложилось и поддерживается следующее правило действия законодательства во времени: обращение с заявлением определяет применимое к данному делу законодательство.

Конституционный Суд РФ сформулировал следующее темпоральное правило: "Общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19, ч. 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод".

Верховный Суд РФ, рассматривая применение изменений в законодательстве о ссуде военнослужащих, сделал ряд выводов относительно действия гражданского законодательства во времени. Суждения были основаны на п. 1 ст. 4 ГК РФ. Оценивая специальное законодательство, Верховный Суд РФ указал, что "положения пункта 7 статьи 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) вступили в силу с 1 января 2005 года, а поэтому действие этих положений распространяется на отношения, возникшие после 1 января 2005 года, и не применяется к отношениям, возникшим до указанной даты, поскольку это данным Законом прямо не предусмотрено.

Поэтому после 1 января 2005 года к правоотношениям, возникшим до этой даты между командованием и военнослужащим, связанным с выдачей последнему беспроцентной ссуды на обзаведение имуществом первой необходимости на срок до трех лет, должно применяться законодательство, действовавшее на момент получения ссуды".

Мытищинским городским судом вынесено решение от 24 сентября 2007 г. по делу N 2-1643/07, в соответствии с которым решение действующей комиссии по размещению объектов на территории Мытищинского муниципального района при Администрации Мытищинского муниципального района признано незаконным и нарушающим права и законные интересы граждан. Соответственно, выполняя данное решение, должностное лицо - глава Администрации - обязано устранить допущенные нарушения. Поскольку граждане обратились к нему с заявлением в ноябре 2006 г., то, рассматривая его, он должен руководствоваться законодательством на дату подачи заявления. Позднее, в июле 2007 г., произошли изменения законодательства. Тем не менее в какой бы день должностное лицо ни исполнило решение суда, оно должно действовать законно: руководствоваться законом, действовавшим в момент обращения граждан. Именно в то время (22 ноября 2006 г.) были нарушены права граждан, а суд обязал устранить допущенные нарушения.

Имеются и другие дела по другим предметам, но содержание их объединяет то, что поданные ранее заявления рассматриваются по законодательству, действовавшему на момент их подачи в управомоченный (регистрирующий) орган.

Руководствуясь действующим законом, субъекты права осуществляют разнообразные действия: обращаются с заявлениями в органы государственной власти и местного самоуправления, исполняют обязательства, используют правомочия. Каждое отдельно взятое деяние происходит в какой-либо момент времени, и именно тот момент определяет законодательство, подлежащее применению для оценки правомерности (противоправности, правоспособности) гражданина. Возникающие затем правоотношения, основанные на долженствовании другой стороны, являются производными от первоначальных. Соответственно в таких длящихся правоотношениях применяется законодательство, определенное на момент возникновения правоотношения. Действительно, гражданин обратился за предоставлением земельного участка, который ему был выделен, но окончательное оформление не было завершено, и на стадии оформления межевого дела принято законодательство, запрещающие такого рода сделки. Регистрирующий орган, выдавая при таких обстоятельствах свидетельство о праве , руководствуется не действующим законом, а законом, действовавшим на момент возникновения у гражданина права на государственную регистрацию.

Факт обращения гражданина в орган государственной власти или местного самоуправления является правообразующим фактом, то есть в соответствии с ним между органом местного самоуправления и гражданином возникли публичные правоотношения. В соответствии с характером этих отношений орган должен вынести решение по законодательству, действующему в соответствующий правообразующий момент. Применение законодательства, которое в будущем изменилось, к данном факту недопустимо.