Судебная система РФ: характеристика и особенности. Судебная система по действующему законодательству

Судебная система РФ, схема которой будет рассмотрена далее, играет особую роль в демократическом обществе. Она использует специфический метод регулирования отношений и разрешения конфликтов между субъектами. В статье рассмотрим, что собой представляет суд и судебная система РФ в целом.

Общие сведения

Суд – это особый государственный орган. На него возложено исполнение специфических функций. Федеральная судебная система РФ формируется в установленном порядке. Она наделяется определенной компетенцией. Система судебной власти в РФ отличается разветвленностью. В ее распоряжении находятся необходимые организационные и материальные средства, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений.

Характеристика судебной системы РФ

В кадровом составе данного института присутствуют люди, которые находятся на государственной службе. Они реализуют полномочия на профессиональном уровне. Определяя понятие судебной системы РФ, следует сказать, что она являет собой особый институт, осуществляющий рассмотрение административных, гражданских, уголовных и прочих дел в соответствии со специально созданными процедурными правилами. Любое разбирательство заканчивается вынесением решения от имени государства. Постановление (определение, приговор) суда считается общеобязательным. Для его исполнения используется сила государственного принуждения.

Организация и порядок деятельности

Существуют определенные принципы, на основании которых функционирует судебная система РФ. Конституция страны достаточно четко устанавливает основные из них. Среди них, в частности, следует назвать:


Согласно ст. 123 Основного Закона, все судебные заседания должны быть открытыми. Закрытое рассмотрение дел допускается исключительно в случаях, которые предусмотрены ФЗ. Не разрешено также заочное разбирательство. Исключения составляют случаи, определенные в ФЗ. Производство по делу выполняется на основе принципа равноправия и состязательности сторон. Нормативные акты предусматривают случаи, когда разбирательство может осуществляться с привлечением присяжных. Судебная система РФ финансируется за счет бюджета страны. Это обеспечивает возможность независимой и полной реализации задач в соответствии с ФЗ.

Структура судебной системы РФ

Поскольку в соответствии с существующим в России государственным строем управление основывается на разделении госаппарата, подразделения каждого направления считаются самостоятельными. В частности, в стране существует исполнительная, законодательная и судебная власти. Последняя реализуется посредством особых институтов. Основной Закон страны не допускает формирования чрезвычайных судов. В рассмотрении дел должностные лица руководствуются уголовным, гражданским, административным кодексами. В систему входят следующие суды:

  • Высший Арбитражный. В его составе присутствуют:
  1. федеральные окружные;
  2. апелляционные;
  3. субъектные.
  • Конституционный.
  • Верховный суд. В его составе присутствуют:
  1. краевые;
  2. республиканские;
  3. областные;
  4. городов со статусом федеральных;
  5. автономных округов и областей;
  6. районные;
  7. мировые.

К судебной системе РФ относятся и уполномоченные военные и специализированные подразделения.

Статус должностных лиц

Его основы закреплены в главе 7 Конституции. Эти положения едины для всех подразделений. Судьей может стать гражданин России, достигший 25-ти лет, имеющий высшее образование (юридическое) и стаж работы по своей профессии не меньше пяти лет. Дополнительные требования могут быть установлены ФЗ. Назначение судей Высшего Арбитражного, Верховного и Конституционного судов осуществляется Советом Федераций. Он, в свою очередь, получает представление от Президента. Судьи прочих федеральных судов назначаются Главой государства в соответствии с порядком, определенным ФЗ. Полномочия указанных должностных лиц могут быть прекращены или приостановлены только в установленном порядке.

Соответствие нормам права

Законность выступает в качестве универсального принципа. Она относится не только непосредственно к правосудию, но и к функционированию прочих государственных органов. Этот принцип указывает на то, что любое разбирательство в любом подразделении должно осуществляться в соответствии с нормами права. Согласно данному положению, судебная система РФ должна осуществлять свою деятельность с соблюдением иерархии юридических предписаний. Это особенно актуально при возникновении случаев коллизии. При этом система судебных органов РФ обязана сначала руководствоваться нормами Конституции, затем предписаниями ФЗ и в последнюю очередь – прочими актами, если они не противоречат положениям, имеющим большую силу.

Осуществление деятельности только уполномоченными подразделениями

Закон "О судебной системе РФ" определяет порядок признания лица виновным/невиновным. Данное положение основывается на принципе осуществления рассмотрения дел только компетентными подразделениями. В ст. 118 Конституции указано, что лицо признается виновным исключительно в соответствии с судебным приговором. В ФЗ определен круг лиц, которые вправе выносить подобное решение. В частности, Закон "О судебной системе РФ" говорит о том, что принять на себя право принятия оправдательного или обвинительного постановления имеют:


Ни один другой юридический институт не обладает необходимыми возможностями для принятия обоснованного и соответствующего правовым нормам решения. Только непосредственно в ходе заседания проявляются все принципы, в соответствии с которыми функционирует судебная система РФ. Схема, в соответствии с которой дело поступает на рассмотрение, предполагает несколько этапов. Ни на одном из них нельзя обеспечить равноправие и состязательность сторон. Это возможно только непосредственно в зале судебного заседания. Например, имеет место уголовное преступление. До того как дело поступит в суд, должны быть осуществлены предварительное расследование, осмотр места преступления, допросы свидетелей, потерпевших и подозреваемых и прочие мероприятия. Только после их завершения при наличии обвиняемого дело передается на рассмотрение суда для вынесения решения.

Независимость должностных лиц

Этот принцип закрепляется в ст. 120 Основного Закона. Данное положение отражено и в прочих нормативных актах. Как гласит действующее законодательство, разбирательство дела в суде первой инстанции выполняется при участии арбитражных, народных, присяжных заседателей. Они также независимы и руководствуются в своих действиях юридическими нормами. При этом заседатели наделены всеми правами судьи. Принцип независимости предполагает отсутствие влияния на мнение должностного лица со стороны. При принятии решения судья или заседатель руководствуется не внутренними убеждениями, а буквой закона.

Обеспечение защиты интересов граждан

Этот принцип считается одним из приоритетных. Судебная система РФ обеспечивает свободу доступа лиц, чьи права, по их мнению, ущемлены, к защите. Данное положение как нельзя лучше отражает демократичность государственной системы страны. Судебная система РФ гарантирует рассмотрение жалоб организаций и граждан по поводу бездействия или неправомерного действия любых лиц (юридических, физических, должностных) по отношению к нему.

Однако здесь также уместно сказать и о принципе презумпции невиновности. Он предусмотрен в ст. 49 Конституции. Суть его заключается в том, что никто не может считаться виновным, пока данное не доказано по существующему порядку и не установлено судебным решением. Данный принцип должен соблюдаться на всех этапах рассмотрения и изучения дела. В ходе предварительного следствия сотрудники могут предъявлять обвинения. Однако данное мнение считается субъективным. Оно не влечет тех последствий, которые вероятны при признании лица виновным в суде. Действие презумпции невиновности продолжается до того момента, пока не будет достаточно доказательств, подтверждающих вину.

Равноправие и состязательность

Этот принцип провозглашен в ст. 123, ч. 3 Основного Закона. Состязательность предполагает такое построение разбирательства, при котором имеет место разделение функций защиты, обвинения и разрешения дела. Первые две стороны процесса обладают равными правами в части предоставления доказательств, обжалования действий и постановлений суда, заявления ходатайств. Обвинительные функции возложены на прокурора, гражданского истца, потерпевшего, общественного обвинителя. На стороне защиты находятся подсудимый, общественный защитник, адвокат, гражданский ответчик. При рассмотрении должна быть обеспечена реализация прав для каждой стороны. Функция разрешения дела возлагается исключительно на суд. В его компетенцию также входит контроль над соответствием действий сторон установленным правовым нормам и порядку.

Гласность

Этот принцип указывает на то, что рассмотрение всех дел во всех судах должно быть открытым. Это означает, что при разбирательстве доступ в зал заседания имеют все лица, кроме не достигших 16-ти лет (если они не выступают в качестве участников процесса). Присутствовать при рассмотрении дела могут представители прессы, а само рассмотрение может освещаться в СМИ. Число присутствующих может быть ограничено из-за недостаточной вместительности зала заседания.

Гласность разбирательства предусматривается каждым отраслевым законодательством. Этот принцип считается одним из основных показателей демократичности судопроизводства. Гласность разбирательства выступает как важное условие вынесение обоснованного и справедливого решения, побуждает всех участников процесса выполнять свои обязанности добросовестно. Кроме того, данный принцип препятствует оказанию давления на судью. Это, в свою очередь, гарантирует независимость и подчинение правовым нормам. При этом законодательство предусматривает и случаи, в которых судебное разбирательство проводится в закрытом режиме. Однако решение и приговор зачитываются публично.

Использование национального языка

В качестве государственного по всей территории России признан русский язык. У республик есть право устанавливать свой. Согласно нормативным актам, судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на государственном, а в республиках, входящих в ее состав, на признанных национальных языках. Если участники процесса не владеют русским, они вправе говорить, подавать заявления, ходатайства, давать показания, выступать на заседании на выбранном или родном для них языке. Суд обязан не только разъяснить сторонам это право, но и предоставить в их распоряжение переводчика.

Народные заседатели

Они участвуют в рассмотрении гражданских и уголовных дел в судах первой инстанции (военной и общей юрисдикции). Они независимы и подчинены нормам права. Как и судьи, народные заседатели обладают соответствующими обязанностями и возможностями. Приговоры по уголовным и гражданским процессам принимаются ими совместно с должностным лицом большинством голосов. Тот из заседателей, который будет не согласен с общим мнением, может в письменной форме выразить свое. Оно будет приложено к решению или приговору.

Охрана достоинства и чести личности

Система правосудия в РФ гарантирует исполнение данного принципа в соответствии с Конституцией. Как гласит ст. 2, человек, а также его свободы и права признаются высшей ценностью. Их охрана является обязанностью государства. В соответствии с этим судебная система - как ветвь правоохранительной власти - должна обеспечивать защиту свобод и прав граждан. В ст. 21 указано, что никто не должен быть подвергнут жестокому обращению, пыткам, унижениям, насилию и прочим ущемляющим его права действиям. Иногда судьи, которые рассматривают уголовные дела, получают жалобы граждан о том, что при даче показаний они подвергались жестокому обращению. В задачи должностного лица входит тщательное изучение данных обращений. В случае подтверждения фактов, изложенных в таких жалобах, показания лиц признаются недействительными. При этом нарушители конституционных норм привлекаются к ответственности.

Непосредственность и устность

Данный принцип, в отличие от прочих, не зафиксирован в Конституции прямо. Однако некоторые прочие положения не могут быть реализованы при несоблюдении устности и непосредственности. В частности это относится к состязательности и гласности. В соответствии с принципом непосредственности, все выводы, которые содержатся в приговоре либо решении, суд должен делать только на основании тех доказательств, которые были исследованы непосредственно им в ходе рассмотрения дела. Устность означает, что все обсуждения и восприятие доказательств осуществляется вслух. Суд обязан оглашать все документы, присутствующие в деле.

В заключение

В качестве основного содержания судебной власти в России выступает правосудие. Данное определение прежде всего является правовым. Его основные компоненты должны быть связаны с соответствующими нормативными актами. Правосудие предполагает такую деятельность судебной системы, при которой рассмотрение дел осуществляется в соответствии с юридическими предписаниями и по справедливости.

Идеи Джона Локка нашли отражение во многих правовых системах, в том числе и в России. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Положения о судебной власти и системе в России установлены Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Подсказки адвоката, помогут разобраться какому суду подсудно ваше дело. Общая схема Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды в России делятся на:

  1. Конституционные суды.

Судебная система россии. инфографика

Однако принципы независимости судей и объективности при осуществлении правосудия предполагают недопустимость совмещения функций рассмотрения дел различными судебными инстанциями в рамках одного и того же субъекта РФ, и тем более в рамках одного и того же суда. Авторы документа считают, что создание структурно обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, не связанных рамками территориального деления субъектов РФ, приведет к решению сложившейся проблемы и эффективной реализации основополагающих принципов правосудия.
Также предполагается, что это позволит снизить судебную нагрузку путем распределения между вновь создаваемыми судами того массива дел, который в настоящее время сконцентрирован исключительно в областных и равных им судах, указывают авторы законопроекта.

Судебная система рф

Внимание

Суды общей юрисдикции К судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт-Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное.

В 2017 году в городе Москве запущен портал судов общей юрисдикции, расположенный по адресу http://mos-gorsud.ru/. Данный ресурс призван объединить, централизовать и синхронизировать данные о работе 36 московских судов (35 районных судов и Московского городского суда).

Портал содержит 6 основных разделов: «Суды общей юрисдикции», «Поиск по судебным делам», «Электронная приемная», «Территориальная подсудность», «Калькулятор госпошлины» и «Личный кабинет», и несколько дополнительных («Новости о работе судов», «Инфографика» и др.).

Судебная система россии

Важно

Для этих целей в определенном законом порядке и формируется судейское сообщество, а также определяются грани его компетенции. Этот факт говорит о том, что подобное объединение действует в рамках четкой регламентации, поэтому возможность самодеятельности исключается.

Закон об органах судейского сообщества полностью определяет все элементы структуры и направления их деятельности в рамках сообщества. В этой части федерального законодательства рассматривается также вопрос членства, образования ключевых органов и принципы организации объединения судей.

Более того, внимание уделяется таким темам, как полномочия, определение регламентов и обеспечение всех органов, имеющих отношение к сообществу. Как можно заметить, к регулированию и развитию судейской власти государство подходит основательно.

Правоведение для чайников - 18. судебная система: основные термины и принципы

Инфо

Они рассматривают дела о соответствии нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ – это делает Конституционный суд Российской Федерации. А Конституционные (уставные) суды субъектов РФ проверяют на соответствие нормативные правовые акты субъектов Федерации их Конституциям (уставам).

  • Суды общей юрисдикции.

Основному звену подведомственны уголовные, административные, гражданские и иные дела, такие же дела, относящиеся к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба подсудны военным судам.
  • Арбитражные суды рассматривают судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • Дисциплинарный орган.
  • Представлена новая схема судебной системы рф

    Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.
    Конституционный (уставный) суд субъекта РФ - в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

    Система арбитражных судов рф 2017

    Для того чтобы все элементы сообщества могли полноценно выполнять свои функции действующее законодательство четко определило полномочия органов судейского сообщества. Они подробно описаны в соответствующей части ФЗ. В качестве примера можно привести несколько пунктов из раздела, касающегося Высшей квалификационной коллегии.
    Этот орган имеет право на: — Проведение проверки информации о поведении судьи, не соответствующем кодексу, которая была опубликована в СМИ. Эти действия позволяют предотвратить подрыв авторитета судейской власти.
    — Рассмотрение заявок кандидатов на любые должности внутри системы. — Объявление в СМИ информации о том, что появились вакантные места на ключевых позициях в судах различных категорий. — Решения, касающиеся прекращения или приостановления полномочий Председателя Верховного суда РФ. — Осуществление квалификационной аттестации судей.

    Суд - это государственный орган, который разрешает правовые споры между гражданами или организациями (в том числе самим государством). Все вместе российские суды образуют судебную систему России.

    Суд не должен ловить преступников или искать доказательства чьей-то правоты - это делают полиция, прокуратура, адвокаты и другие люди. Также суд не исполняет свои решения - это делают Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) и Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Суд должен лишь изучить аргументы сторон и доказательства, свериться с законом и решить, кто прав в конкретном споре.

    Суд - это государственный орган. Но принцип разделения властей говорит о том, что во время разбирательства он должен отделяться от общего государственного механизма и работать независимо от него. И если человек спорит с целым государством, то суд, хотя и является частью этого государства, должен как бы отойти в сторону и посмотреть со стороны, кто прав - представители государства или гражданин. Впрочем, в реальности это происходит не всегда.

    Судебная система России - тема очень большая и сложная, одной заметкой её не охватить. Сперва надо разобраться в видах судов и судопроизводства, а также выяснить смысл базовых терминов и принципов. Поэтому начнём с этих вещей, а потом постепенно разберёмся в устройстве судов и их работе.

    Виды российских судов

    В России существует четыре вида судов.

    Суды общей юрисдикции (иногда их название сокращают до аббревиатуры «СОЮ») занимаются подавляющим большинством дел. Убийства, кражи и изнасилования, споры о наследстве и разводе, нарушения правил дорожного движения и незаконные увольнения, защита прав потребителей и жалобы на действия чиновников, невыплаченные кредиты и коммунальные платежи. Более 90% дел в России рассматривают суды общей юрисдикции.

    «Юрисдикция» - это полномочия по рассмотрению каких-то споров, а слово «общая» подразумевает противопоставление термину «специальная» или «специализированная». То есть словосочетание «общая юрисдикция» означает, что такой суд рассматривает все споры, кроме тех, которыми занимаются специализированные суды (со специальной юрисдикцией).

    Военные суды - это официально подвид судов общей юрисдикции, но с отдельной структурой и особой сферой деятельности. В них, в основном, разбирают споры, связанные с прохождением военной службы (например, дела о преступлениях военнослужащих или конфликты между военными и их начальством).

    Арбитражные суды разбирают бизнес-споры. Это обычно либо конфликт между коммерческими организациями, либо конфликт между коммерческой организацией и государством. В число арбитражных судов входит Суд по интеллектуальным правам, расположенный в Москве. Словосочетание «арбитражный суд» иногда не вполне корректно сокращают до слова «арбитраж».

    Конституционные и уставные суды (в том числе Конституционный суд РФ) рассматривают соответствие законов российской Конституции и региональным конституциям и уставам.

    Над всеми этими судами, кроме конституционных и уставных, стоит Верховный суд РФ.

    Перечисленные выше суды - это российские государственные суды. Помимо них, в российской правовой системе действуют третейские суды и Европейский суд по правам человека. О том, что это такое, расскажу позже.

    Лирическое отступление: как выглядит суд

    Наиболее распространённый вид российского суда - районный суд общей юрисдикции (он же просто районный суд). Он обычно имеет отдельное здание, в котором работают как судьи, так и ряд других сотрудников (помощники судей, секретари судебных заседаний, работники канцелярии, судебные приставы).

    При входе в суд посетителей встречают судебные приставы: они проверяют документы и досматривают вещи, чтобы никто не пронёс в суд оружие и взрывчатку. За приставами в вестибюле обычно висит стенд с информацией о том, в каком кабинете работает тот или иной судья.

    Как правило, на первом этаже здания суда находится «приёмная» (она же «экспедиция») - место, куда нужно сдавать документы, которые вы хотите передать в суд, и «канцелярия» - подразделение суда, которое ведёт учёт документов и выдаёт гражданам судебные решения и иные важные акты.

    Судебные дела разбирают в залах судебных заседаний. У входа в каждый зал должна висеть бумага с информацией о времени и месте рассмотрения дел, назначенных на данный день.

    В самом зале судебных заседаний у одной из стен (иногда на небольшом возвышении) находится стол, за которым сидит судья во время заседания. У стен справа и слева от него - столы и стулья для сторон. А у противоположной от судьи стороны зала находятся скамьи для зрителей. Но поскольку зрителей на заседаниях обычно нет, там могут быть свалены разные документы и папки с делами.

    В коридорах здания суда обычно сидят и стоят люди, ожидающие разбирательства своего дела. Самые многолюдные места, где могут скапливаться большие очереди, - у приёмной и канцелярии.

    Виды судопроизводства

    Судопроизводство - это порядок действий суда при рассмотрении дела. Всего в России есть пять видов судопроизводства, которые отражают пять типов правовых конфликтов. Синоним слова «судопроизводство» - «процесс».

    Уголовное судопроизводство (уголовный процесс) . Суть дела - государство обвиняет человека в совершении преступления. Место действия - суд общей юрисдикции (в т.ч. военный суд). Как судить - читаем Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ). За что судить и как наказывать - читаем Уголовный кодекс РФ (УК РФ).

    Гражданское судопроизводство (гражданский процесс) . Суть дела обычно такова - один субъект (физлицо, юрлицо, РФ, субъект РФ или муниципалитет) считает, что другой субъект нарушил его права и нанёс ему имущественный или моральный ущерб. Поэтому первый субъект (истец) требует от второго субъекта (ответчика) компенсацию, чаще всего денежную. Место действия - суд общей юрисдикции (в т.ч. военный суд). Как судить - читаем Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ). Как разрешать спор - читаем Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), а также Семейный, Трудовой, Жилищный и Земельный кодексы , закон РФ «О защите прав потребителей» и другие законы.

    Административное судопроизводство (административный процесс) . В науке не устоялось чёткое понимание этого термина, и в разных источниках в него включают разные виды судопроизводства. Если объединить их все, то получится следующий круг ситуаций. Первый случай - госорган привлёк кого-то к административной ответственности (например, оштрафовал водителя за превышение скорости), а «привлечённый» жалуется в суд. Второй случай - госорган передаёт в суд дело об административном правонарушении, где сам не может назначить наказание (например, об административном аресте или лишении специального права). Третья ситуация - человек оспаривает действия госслужащих или органов власти (неправильно посчитали пенсию или налоги, не регистрируют право собственности на землю, нарушили порядок подсчёта голосов на выборах и др.).

    Место действия - суд общей юрисдикции (в т.ч. военный суд). Как судить в первых двух случаях - читаем Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), в третьем - Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ). Какое решение выносить в первых двух случаях - читаем КоАП РФ и ряд других законов, в третьем - законы, регулирующие работу госорганов.

    Арбитражное судопроизводство (арбитражный процесс) . Здесь тоже может быть несколько ситуаций. Первая - один бизнесмен обвиняет другого в нарушении договора или закона и требует компенсации убытков. Вторая ситуация - спор между бизнесменом и госорганом о налогах или административном правонарушении. Под «бизнесменом» я подразумеваю как индивидуального предпринимателя (ИП), так и юридическое лицо.

    Место действия - арбитражный суд. Как судить - читаем Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ). Как разрешать спор - читаем ГК РФ, КоАП РФ и другие законы.

    Арбитражный процесс выделяют в особую категорию, потому что происходит он в специальном суде и регулируется отдельным кодексом . Но некоторые юристы считают, что арбитражный процесс - лишь разновидность гражданского.

    Конституционное судопроизводство (конституционный процесс) . Спор зависит от уровня суда. В первом случае заявитель считает, что один из законов противоречит российской Конституции, и просит его изменить или отменить. В этом случае место действия - Конституционный суд РФ. Как судить - ФКЗ «О Конституционном суде РФ». Как разрешать спор - Конституция РФ и ряд других законов.

    Во втором случае заявитель считает, что один из региональных законов противоречит региональной конституции или уставу. В данном случае «конституция» и «устав» - это одно и то же, просто конституции есть у республик, а уставы - у всех остальных регионов. Место действия - конституционный или уставный суд региона. Как судить и как разрешать спор - читаем законы субъекта РФ.

    Разумеется, в описании каждого вида судопроизводства указаны далеко не все возможные конфликты. Есть много других вопросов - разрешение суда на обыск, ликвидация юрлица, банкротство, развод и т. д. Но пока затронем лишь основные ситуации.

    Звенья судебной системы

    Звено судебной системы - это все суды с одинаковыми полномочиями, действующие на равнозначных территориях. Или, иными словами, звено судебной системы - это суды соответствующего уровня.

    Разные виды судов по-разному делятся на звенья.

    Звенья системы судов общей юрисдикции (снизу вверх): мировые судьи; районные суды; областные и иные региональные суды; Верховный суд. Мировые судьи работают на самом нижнем уровне - на территории, где живут несколько десятков тысяч человек. Несколько таких территорий объединены в судебный район, в котором работает районный суд. В свою очередь, судебные районы расположены на территории одного региона, где работает областной или иной региональный суд. Наконец, верхнее звено этой системы - Верховный суд.

    Система арбитражных судов устроена иначе. Здесь на каждый регион приходится всего один суд - арбитражный суд субъекта РФ. Выше - апелляционные арбитражные суды (действуют на территории нескольких регионов), ещё выше - окружные арбитражные суды (действуют на территории примерно десяти регионов). Верхнее звено системы арбитражных судов - тот же Верховный суд.

    Звенья системы военных судов: на низовом уровне - гарнизонные суды, выше - флотские и окружные суды, выше - всё тот же Верховный суд.

    Что касается конституционных и уставных судов, то они действуют независимо друг от друга и не образуют единую систему.

    Каждый спор в зависимости от ряда параметров попадает в то или иное звено судебной системы. Это явление называют «родовой подсудностью» (подробности позже).

    Судебные инстанции

    Словом «инстанция» называют определённую стадию судопроизводства или суд, который разбирает спор на этой стадии.

    Дело в том, что люди, в том числе судьи, могут ошибаться. Поэтому издавна почти во всех странах была возможность обжаловать судебное решение. Когда-то жалобу подавали королю или царю, потом этим занялись специально созданные суды. Данная система много раз менялась и усложнялась, и в итоге появилась возможность обжаловать решение не один раз, а несколько.

    Всё это должно оградить людей от произвола и сформировать единую правоприменительную практику. То есть решение по конкретному делу в идеале должно зависеть не от мнения и настроения конкретного судьи, а от неких объективных параметров.

    Итак, любой правовой спор попадает сперва в суд первой инстанции . Обычно это одно из нижних звеньев судебной системы. Суд первой инстанции должен рассмотреть дело, изучить документы, выслушать стороны и свидетелей и вынести решение. Потом сторонам дают срок на обжалование: например, месяц по гражданским делам (ч. 2 ст. 321 ГПК РФ) либо десять дней по уголовным (ч. 1 ст. 389.4 УПК РФ). Если никто решение не обжалует, оно вступает в законную силу. «Вступает в законную силу» - значит, что его можно исполнять. Скажем, взыскивать деньги с должника или отправлять осуждённого в колонию.

    Если же кто-то из участников дела недоволен решением, он в течение указанного выше срока может подать апелляционную жалобу . Тогда вступление в законную силу откладывается, а дело попадает в суд апелляционной инстанции. Задача апелляционной инстанции - проверить судебное решение, не вступившее в законную силу, как с фактической, так и с правовой точки зрения. То есть суд апелляционной инстанции должен определить, насколько верно суд первой инстанции установил все факты и правильно применил закон. В итоге суд апелляционной инстанции может вынести своё решение либо оставить в силе решение суда первой инстанции. Тяжеловесную конструкцию «суд апелляционной инстанции» юристы обычно сокращают до «апелляции» («апелляция рассмотрела», «в апелляции отказали» и т. д.).

    Если суд апелляционной инстанции принял решение, оно сразу вступает в законную силу и его можно исполнять.

    Однако участники дела всё ещё могут его обжаловать. Сделать это можно в кассационной инстанции . Её задача - проверить судебное решение, вступившее в законную силу, с правовой точки зрения. Это означает, что кассационная инстанция не проверяет, насколько правильно предыдущие судьи установили факты. Если они уже решили, что человек что-то украл или что магазин продал неисправный товар, то пересмотреть эти факты уже нельзя. Можно обжаловать лишь правовую сторону дела: например, что нужно было применить другую статью УК РФ или закона РФ «О защите прав потребителей». Если вдруг кассационная инстанция изменила решение, а оно уже было исполнено, то возможен «поворот исполнения». Например, если Иванов взыскал долг с Петрова, а кассация посчитала, что долг должен быть меньше, то Иванов должен вернуть часть денег. Словосочетание «суд кассационной инстанции» юристы тоже сокращают и говорят просто «кассация».

    Ещё одно различие между судами апелляционной и кассационной инстанций: если первый должен рассмотреть любую поступившую жалобу, то во втором есть предварительный фильтр. Один из судей кассационной инстанции предварительно изучает жалобу и решает, нужно ли для её рассмотрения делать заседание. Если он думает, что жалоба совсем бесперспективная, он пишет заявителю отказ в передаче жалобы на рассмотрение суда. Чётких критериев здесь нет: закон позволяет отказывать заявителю, «если отсутствуют основания для пересмотра» (ч. 2 ст. 381 ГПК РФ, ч. 2 ст. 401.8 УПК РФ). Таким образом, большинство кассационных жалоб судьи отсеивают ещё до полноценного рассмотрения.

    В большинстве стран процесс обжалования ограничивается апелляционной и кассационной инстанцией. В России, однако, есть ещё две инстанции. Во-первых, у нас почему-то появилась вторая кассационная инстанция - решения, которые уже рассматривала кассационная инстанция, можно обжаловать в том же порядке в одну из коллегий Верховного суда РФ. Во-вторых, решение можно обжаловать в надзорную инстанцию - это президиум Верховного суда РФ. Обе эти инстанции ещё менее доступные, там почти все жалобы отсеиваются на этапе подачи. Но если вторая кассация - это просто не очень доступная инстанция (она рассматривает в лучшем случае несколько процентов из поступивших жалоб), то надзор - это, можно сказать, космическая инстанция. Туда попадает дай бог одна из тысячи жалоб. Так что последние две инстанции для большинства людей выполняют скорее символическую роль.

    Соотношение звеньев и инстанций зависит от вида суда. Так, в судах общей юрисдикции (в т.ч. в военных судах) предусмотрены условия, в зависимости от которых первой инстанцией может стать одно из звеньев судебной системы - мировой судья, районный суд, областной или Верховный. В арбитражных судах всё проще - там каждая инстанция закреплена за одним из звеньев. Первая инстанция - это арбитражный суд субъекта РФ, апелляционная - арбитражный апелляционный суд, кассационная - арбитражный суд округа, ну а вторая кассация и надзор - это, соответственно, коллегия по экономическим спорам и президиум Верховного суда РФ.

    Принципы деятельности органов судебной власти

    В своей работе суды должны действовать на основе ряда принципов. Большинство из них прописаны в российской Конституции.

    Осуществление правосудия только судом . Этот принцип упомянут в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ. При этом ни сама Конституция, ни другие российские законы не дают определение термину «правосудие». В словарях под этим словом понимают «судебную деятельность государства» («Большой толковый словарь русского языка», гл. ред. С. А. Кузнецов, 2014 г.). Получается тавтология: судебной деятельностью занимается только суд.

    Но есть и другие определения. Например, такое: правосудие - это «разрешение различных споров и дел об ответственности с постановлением обязывающих решений» (постановление КС РФ от 26.05.2011 N 10-П). Тогда этот принцип можно сформулировать так: споры по правовым вопросам и о привлечении к юридической ответственности («правосудие») может разбирать только специальный государственный орган, отделённый от других госорганов («суд»).

    Правда, есть и несудебные органы, которые разбирают правовые споры и привлекают к ответственности: таможня, пограничная служба, налоговая и т. д. Но суды занимают особое место, поскольку любое решение, принятое любым другим органом, можно обжаловать в суде, и именно решение суда будет окончательным. А в ряде случаев спор вообще не может разрешить никто, кроме суда: например, когда человека обвиняют в преступлении.

    Принцип осуществления правосудия только судом возник в противовес тем временам, когда правовой спор разбирали обычные чиновники, никак не отделённые от исполнительной власти. Опасности такого порядка, думаю, объяснять не надо. Если люди, расследующие преступление, и люди, которые выносят по нему решение, подчинены одному и тому же человеку (например, президенту), тогда, скорее всего, первые будут больше преследовать реальных и мнимых врагов президента, а второй - признавать их всех виновными. Например, глава СССР Иосиф Сталин в 1930-е годы создал разного рода внесудебные органы, близкие к правоохранительным. Всё это привело к массовому беззаконию и произволу при вынесении решений. Поэтому в Конституции и прописали данный принцип, чтобы он помог сделать разрешение правовых споров более объективным и справедливым.

    Независимость судей . Судьи образуют отдельную ветвь власти, и представители других ветвей власти не вправе вмешиваться в деятельность суда. Официально ни президент, ни министр, ни губернатор не могут приказать или даже попросить судью принять то или иное решение. Даже судьи вышестоящих судов не должны давить на нижестоящих судей. Этот принцип прописан в ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, но, к сожалению, не всегда соблюдается.

    Законность . Термин «законность» раскрыт в ч. 1 ст. 120 Конституции РФ: «судьи… подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону».

    У этого принципа есть несколько аспектов. Во-первых, это означает, что при расхождении закона и другого правового акта дело нужно решить на основании закона. Если распоряжение губернатора, приказ чиновника, постановление правительства или указ президента противоречат закону, суд обязан соблюдать закон. На практике, впрочем, не всегда ясно, противоречит какой-то акт закону или нет. Для этих целей Верховный суд разбирает споры о соответствии подзаконных актов закону.

    Во-вторых, принцип законности означает, что судебные решения должны быть основаны не на личном мнении судьи, а на нормах права. Это хорошее пожелания, однако обилие каучуковых норм в России сильно мешает реализовать этот принцип. Если судья сам решает, что такое «нарушение общественного порядка» или «разжигание вражды», в каких «исключительных» случаях можно снизить неустойку и как «с учётом всех обстоятельств» посчитать размер морального вреда, то принцип законности не очень помогает. Чтобы его реализовать, нужна качественная работа законодателей и вышестоящих судебных органов, которые должны более однозначно формулировать и толковать нормы права.

    Сочетание коллегиальности и единоличности . Лучше всего, когда дело рассматривают несколько судей. «Коллегиальное рассмотрение дел обеспечивает более тщательное и многостороннее обсуждение их, - писал дореволюционный российский юрист Евгений Васьковский в своём «Учебнике гражданского процесса». - Решение дел коллегией является результатом обмена мнений между судьями, результатом столкновения различных взглядов на одни и те же вопросы, различных точек зрения. То, что не расслышано или упущено из внимания одним судьей, может быть замечено другим; что кажется неясным одному, может быть выяснено другим».

    Однако один судья решает дело быстрее и обходится государству дешевле. Так что в России в подавляющем большинстве случаев дела в первой инстанции (в том числе достаточно серьёзные, например, об убийстве) рассматривает лишь один судья. Это касается всех низших звеньев судебной системы: мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и арбитражных судов субъекта РФ. А вот в вышестоящих звеньях дела чаще рассматривает коллегия (группа) из трое судей.

    Кроме того, закон в ряде случаев предусматривает, что решение вместе с судьёй выносят присяжные заседатели. Это ещё более замечательное правило, однако присяжные в России рассматривают очень небольшое число дел.

    Состязательность и равноправие сторон . Принцип состязательности (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ) означает, что суд не поддерживает ни одну сторону в правовом споре и не должен работать за неё. Сам судья не обвиняет человека в преступлении, не ищет доказательства его вины или невиновности, не разбирается самостоятельно, кто и почему нарушил договор. Судья лишь изучает аргументы и доказательства сторон и решает, какие из них более весомы.

    При этом судья не может решать, что человек виновен в том, в чём его не обвиняет прокурор, и не может взыскать с должника больше, чем требует кредитор.

    То есть судебный процесс должен выглядеть как рыцарский турнир. Каждая сторона приносит своё оружие (доказательства и аргументы), пытается поразить им другую сторону, а суд решает, кто из них сильнее, не помогая никому из участников.

    В гражданском судопроизводстве принцип состязательность более или менее соблюдается, а вот в уголовном есть заметный перекос в сторону обвинения. Например, судья по уголовному делу может дать подсудимому больше, чем просит прокурор. Такая норма явно нарушает принцип состязательности и превращает судью не в арбитра, а одного из участников процесса. Это как если на турнире один рыцарь ранит и опрокидывает другого, а судья не только провозглашает победителя, но ещё и добивает проигравшего своим мечом.

    «Равноправие сторон» означает, что каждой стороне предоставлены более или менее одинаковые права во время процесса. Это не значит, что права совершенно идентичны, но они часто близки по смыслу. Обе стороны могут давать объяснения, вызывать свидетелей, представлять доказательства и др.

    Обязательность судебных решений . Все решения суда, принятые в законном порядке, должны быть обязательны для всех на территории России (ч. 1 ст. 6 ФКЗ «О судебной системе РФ»). То есть все граждане и особенно представители власти должны поступать в соответствии с судебным решением. Если суд что-то решил - например, что гражданин Смирнов совершил преступление, или что некий дом принадлежит гражданину Кузнецову, или что ребёнок гражданки Ивановой должен остаться с ней после развода - во всех этих случаях никто в стране не может игнорировать это решение. Органы власти должны исполнить его в рамках своих обязанностей или действовать, исходя из того, что решение суда правильное и законное.

    Гласность судебного разбирательства . Разбирательство дел во всех судах по умолчанию открытое и гласное (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ), на него может прийти и посмотреть любой желающий. То есть вы может прийти в суд, зайти в любой зал заседаний и послушать дело, которое там разбирают. На практике это вызывает удивление судьи и участников процесса. Но если вежливо объяснить причину визита (например, что вы студент юрфака и хотите посмотреть на реальный процесс), проблем обычно не возникает.

    Зритель может фиксировать всё происходящее в заседании в письменном виде или посредством аудиозаписи. А вот фото- и видеосъемка, а также телетрансляция допускаются только с разрешения суда (ч. 7 ст. 10 ГПК РФ, ч. 5 ст. 241 УПК РФ). Ход и результаты судопроизводства можно свободно освещать в СМИ, а судебные решения - распространять и публиковать безо всяких ограничений.

    В последнее время в России, правда, увеличилось число процессов, происходящих в закрытом режиме. Многие из них связаны с обвинениями в шпионаже и государственной измене. Это резко понижает и так не очень высокое доверие к судебной системе. Ведь в случае открытого процесса мы по репортажам из зала суда можем оценить аргументы участников и решить для себя, насколько судебное решение справедливо или нет. И когда судья выносит несправедливый приговор, мы хотя бы можем пристыдить его. Конечно, слабое утешение, но хоть какое-то.

    В случае же закрытого процесса мы лишены даже такой возможности и нам остаётся гадать, действительно ли человек виновен или нет. Некоторые такие процессы освещены в статье «О шпионах и изменниках нашего времени» (openrussia.org/post/view/11206) на сайте проекта «Открытая Россия».

    Равенство перед законом и судом . Теоретически судья не должен отдавать кому-то предпочтение из-за его социальной, половой или национальной принадлежности (ч. 2 ст. 7 ФКЗ «О судебной системе РФ»). На практике, как я уже рассказал в заметке «Правоприменение», судьи обычно более снисходительно относится к представителям государства, чаще выслушивает их аргументы и дают им меньшее наказание, чем другим.

    Участие граждан в осуществлении правосудия . Граждане могут участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей (ч. 1 ст. 8 ФКЗ «О судебной системе РФ»). Подробнее про это я расскажу позже, но пока отмечу, что количество дел, которые рассматривают присяжные, за последние годы сильно уменьшилось. Сегодня количество уголовных дел, где граждане действительно осуществляют правосудие, составляет доли процента от общего числа дел. Так что этот принцип в России практически не действует.

    Язык судопроизводства - русский . Судопроизводство в России ведут на русском языке. При этом закон разрешает в национальных республиках вести процесс на языке этой республики (ч. 1 ст. 10 ФКЗ «О судебной системе РФ»). Однако я не слышал, чтобы где-то это применялось на практике и какой-то суд в Карелии разбирал дела на карельском, а в Ингушетии - на ингушском. В военных судах судопроизводство происходит только на русском языке (ст. 6 ФКЗ «О военных судах РФ»).

    Если человек плохо владеет русским языком, то ему должны обеспечить возможность выступать и давать объяснения на родном языке через переводчика (ч. 3 ст. 10 ФКЗ «О судебной системе РФ»).

    Важные термины

    Подведомственность - это разграничение полномочий судебных органов, то есть распределение дел между судами общей юрисдикции, военными и арбитражными судами. Подведомственность зависит от характера спора и статуса его участников. В процессуальных кодексах прописаны условия, в зависимости от которых дело должен разбирать суд того или иного типа.

    Ну а если мы уже определились с подведомственностью, нам нужно разобраться с подсудностью. Подсудность - это установление суда, который должен разрешить дело в первой инстанции. Различают родовую и территориальную подсудность. Родовая подсудность указывает на то, какое звено судебной системы должно рассматривать данный спор (например, мировой судья или районный суд). А территориальная подсудность указывает на местонахождение суда, который должен разбирать дело. Дело в том, что вся территория России поделена на участки, за каждый из которых отвечает тот или иной суд. И этот суд может разбирать дело, если на его участке либо что-то произошло (например, заключение договора или нарушение закона), либо находится спорное имущество, либо живёт человек, участвующий в процессе, либо находится организация - участник процесса.

    Скажем, уголовное дело в большинстве случаев рассматривают в суде по месту совершения предполагаемого преступления, но в некоторых случаях - по месту жительства потерпевшего или обвиняемого (ст. 32 УПК РФ). Гражданское дело по умолчанию рассматривают по месту жительства ответчика, но в некоторых случаях - по месту жительства истца, по месту нахождения спорного недвижимого имущества или в зависимости от иных оснований (ст. 28-33 ГПК РФ). Правила определения подсудности прописаны в кодексах , которые регулируют соответствующий процесс (УПК, ГПК, АПК, КоАП).

    Термин «альтернативная подсудность » означает, что истец может выбрать один из нескольких возможных судов (например, по делам о защите прав потребителей человек может обратиться в суд как по своему месту жительства, так и по месту нахождения организации, нарушившей его права, ч. 7 ст. 29 ГПК РФ). Термин «исключительная подсудность » указывает на то, что дела определённой категории должен рассматривать только какой-то конкретный суд (например, иски о правах на земельные участки должен рассматривать суд по месту нахождения участка, ч. 1 ст. 30 ГПК РФ). Наконец, «договорная подсудность » - это возможность сторон договориться о том, какой суд будет рассматривать их спор (ст. 32 ГПК РФ, ст. 37 АПК РФ).

    Преюдиция - это обязанность всех судов принять без проверки факты, ранее установленные решением по другому делу. Представим, что один суд в порядке уголовного судопроизводства установил, что Фёдоров совершил преступление и нанёс Михайлову тяжкие телесные повреждения. Если Михайлов пропустил разбирательство, то он всё ещё может взыскать с Фёдорова компенсацию в порядке гражданского судопроизводства. При этом ему не нужно доказывать, что преступление действительно произошло и что виноват в нём Фёдоров. Считается, что раз суд вынес решение, нет нужды снова всё доказывать. Это и есть преюдиция или преюдициальность. Михайлову нужно лишь доказать наличие убытков и аргументировать размер компенсации морального вреда.

    Резюме

    Суд - это госорган, который на основании закона разрешает правовые споры между гражданами или организациями (включая само государство). Все вместе российские суды образуют судебную систему России.

    В России существует четыре вида судов. Суды общей юрисдикции (СОЮ) занимаются подавляющим большинством дел (всеми, которые не отнесены к компетенции других судов). Военные суды разбирают споры, связанные с военной службой. Арбитражные суды разбирают бизнес-споры. А конституционные и уставные суды рассматривают соответствие законов российской Конституции и региональным конституциям и уставам.

    Судопроизводство (процесс) - это порядок действия суда при рассмотрении дела. Всего в России есть пять видов судопроизводств, которые отражают пять типов правовых конфликтов.

    Суды общей юрисдикции занимаются:
    уголовным судопроизводством (государство обвиняет человека в совершении преступления);
    гражданским судопроизводством (один субъект считает, что другой субъект нарушил его права, и требует компенсацию);
    административным судопроизводством (спор о привлечении к административной ответственности либо об оспаривании действий госоргана).

    В арбитражном суде происходит арбитражное судопроизводство - это когда спорят два бизнесмена, либо бизнесмен спорит с государством.

    Наконец, в Конституционном суде РФ и конституционных и уставных судах регионов происходит конституционное судопроизводство - это дело о соответствии законов конституции.

    Звено судебной системы - это суды соответствующего уровня. Звенья системы судов общей юрисдикции (снизу вверх): мировые судьи; районные суды; областные и иные региональные суды; Верховный суд. Звенья системы арбитражных судов: арбитражные суды субъектов РФ; апелляционные арбитражные суды; окружные арбитражные суды; Верховный суд. Звенья системы военных судов: гарнизонные суды; флотские и окружные суды; Верховный суд. Конституционные и уставные суды не образуют единую систему, а действуют независимо друг от друга.

    Инстанция - это определённая стадия судопроизводства, а также суд, который разбирает спор на этой стадии. Суд первой инстанции должен рассмотреть дело, изучить документы, выслушать стороны и свидетелей и вынести своё решение. Суд апелляционной инстанции проверяет решения, не вступившие в законную силу, как с фактической, так и с правовой точки зрения. Суд кассационной инстанции проверяет судебные решения, вступившие в законную силу, с правовой точки зрения. В России также есть вторая кассационная инстанция и надзорная инстанция, которые не очень доступны для населения.

    В своей работе суды должны действовать на основе ряда принципов. Главные принципы таковы:
    - осуществление правосудия только судом;
    - независимость судей;
    - законность;
    - сочетание коллегиальности и единоличности;
    - состязательность и равноправие сторон;
    - обязательность судебных решений;
    - гласность судебного разбирательства;
    - равенство перед законом и судом;
    - участие граждан в осуществлении правосудия;
    - использования русского языка в судопроизводстве.

    Подведомственность - это разграничение полномочий судебных органов, то есть распределение дел между судами общей юрисдикции, военными и арбитражными судами. Подсудность - это установление суда, который должен разрешить дело в первой инстанции. Родовая подсудность указывает на то, какое звено судебной системы должно рассматривать данный спор (например, мировой судья или районный суд). А территориальная подсудность указывает на местонахождение суда. Преюдиция - это обязанность суда принять без проверки факты, ранее установленные решением по другому делу.

    Cудебная система - совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями.

    Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 ко­торой, в частности, сказано:

    “1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом...
    Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

    Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной сис­темы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Консти­туции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими суда­ми в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.

    В ст. 125 определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, при­званного контролировать конституционность законов и иных право­вых актов. Этот суд занимает особое место. Ему напрямую не подчиня­ются никакие суды , в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную прак­тику, а равно практику других правоохранительных органов.

    Что касается Верховного Суда РФ , о котором говорится в ст. 126 Конституции Российской Федерации, то ему отведено несколько иное место. У него есть свои подсистемы судов . В отношении судов, входящих в соответствующие подсисте­мы, он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт им разъяснения по вопросам судебной практики.

    Структура судебной системы

    Структура судебной системы в целом определяется предписания­ми не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодатель­ных актов:

    • Закона о судоустройстве;
    • Закона об арбитражных судах;
    • Закона о военных судах;
    • Закона о мировых судьях.

    Подсистемы (блоки) федеральных судов:

    1. Конституционный Суд РФ;
    2. Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор:

    Конституционный Суд РФ занимает обособленное по­ложение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Консти­туции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он не осуществляет надзора ни за какими феде­ральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ.

    В ведение судов судов общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ) передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами.

    Особую ветвь судов общей юрисдикции образуют военные суды . Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

    • гарнизонных военных судов;
    • окружных (флотских) военных судов;
    • Военной коллегии - одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.

    Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов . Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

    Из приведенных конституционных положений и положений назван­ных законодательных актов можно сделать следующий вывод:

    • Правосудие должно осуществляться только су­дебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования - даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитраж­ный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Вер­ховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) - не относятся к чис­лу органов судебной власти, реализующих полномо­чия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение испол­нения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной сис­темы, в частности, потому, что это противоречило бы ч. 2 ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", где сказано, что “в Россий­ской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (ус­тавные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, со­ставляющие судебную систему Российской Федерации”.

    Суды федеральные и суды субъектов РФ

    Суды в Российской Федерации подразделяют­ся на два вида:

    федеральные суды;

    1. Конституционный Суд Российской Федерации;
    2. Верховный Суд Российской Федерации;
    3. кассационные суды общей юрисдикции, суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
    4. арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

    суды субъектов Российской Федерации;

    1. конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
    2. мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

    Вся судебная система Российской Федерации - единое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее:

    “Единство судебной системы Российской Федерации обеспечива­ется путем:

    • установления судебной системы Российской Федерации Консти­туцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конститу­ционным законом;
    • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями ус­тановленных федеральными законами правил судопроизводства;
    • применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обще­признанных принципов и норм международного права и международ­ных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
    • признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
    • законодательного закрепления единства статуса судей;
    • финансирования федеральных судов и мировых судей из федераль­ного бюджета”.

    Для обеспечения единства судебной системы принципиальное зна­чение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов . В соответствии со

      Судебная система РФ по действующему законодательству.

      Звено судебной системы; судебные инстанции; суд 1-ой инстанции.

      Суд 2-ой (кассационной) инстанции.

      Судебные инстанции, рассматривающие дела в порядке надзора.

    Вопрос 1.

    Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории РФ, построенных в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами,

    п.3 ст.118 Конституции РФ предусматривает, что судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

    Судебная тема в Конституции РФ ст.125,126,127.

    Судебную систему закрепляет:

    В РФ суды бывают двух типов:

    Федеральные

    Суды субъектов федерации

    К федеральным относятся 3 типа:

      Конституционный суд РФ (входит в судебную систему, но ему больше никто не подчиняется).

      Суды общей юрисдикции. Возглавляет их Верховный Суд РФ - высший судебный орган РФ. Верховный суд осуществляет контроль за Гражданскими и Военными судами.

    а) Гражданские суды: Верховные суды республик, краевые, областные, городов Ф.З., суды автономных округов и областей, районные (городские) суды

    б) Военные суды - создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов: Окружные (флотские) и Гарнизонные.

      Федеральные арбитражные суды. Высший Арбитражный Суд РФ, Федеральные Арбитражные суды округов (10), Высшие Арбитражные суды республик, краевые, областные и городов Ф.З., суды автономных округов и областей.

    К судам субъектов федерации относятся:

      Конституционные или уставные суды субъектов РФ (осуществляют контроль за исполнением нормативных актов).

      Мировые судьи.

    Единство судебной системы обеспечивает:

      Судебная система установлена Конституцией РФ и Федеральным законом РФ.

      Судьи федеральных судов и мировые судьи рассматривают дела по единым правилам закреплённым в ГПК РСФСР, УПК РСФСР, и в АПК РСФСР.

      Судьи имеют единый правовой статус, независимо от того, в каком суде они осуществляют свои полномочия.

      Федеральные судьи и частично мировые судьи финансируются из федерального бюджета.

      Все судьи независимы и подчиняются конституции и закону.

      Судебные постановления вступившие в законную силу подлежат обязательному исполнению на территории РФ.

      Существует единый порядок создания и упразднения судебных органов. Высшие федеральные суды и арбитражные суды могут быть упразднены только внесением поправок в Конституцию РФ, иные высшие ФЗ, судебную систему РФ, на основе законов субъектов РФ.

    Вопрос 2.

    Звено судебной системы – это суды, наделённые однородными полномочиями с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

    В судах общей юрисдикции:

      Основное звено – районные суды.

      Среднее звено – высшие суды субъектов РФ, краевые, областные, суды город федерального значения, суды автономных областей, суды автономных округов…

      Верховный суд РФ.

    Военные суды:

      Основное звено – гарнизонный суд.

      Среднее – окружной.

      Высшее – военная коллегия в Верховном суде РФ.

    Арбитражные суды:

      Основное звено – арбитражные суды субъектов федерации.

      Среднее звено – федеральные арбитражные суды округов.

      Высшее звено – Высший арбитражный суд РФ.

    Судебная инстанция – это стадия рассмотрения дела в суде определённой компетенции.

    Суд первой инстанции – это суд, который непосредственно исследует и устанавливает в судебном заседании обстоятельства дела, выносит по нему решение или приговор.

    Решение суда – это акт правосудия осуществляемого от имени государства, которым гражданское дело разрешается по существу.

    Приговор – это акт правосудия, вынесенный судом в заседании, по вопросу о виновности или невиновности подсудимого, и о применении или неприменении к нему наказания.

    Приговор: 1) оправдательный 2) обвинительный.

    Определение – это постановление суда, которым дело не разрешается по существу.

    Постановление – это решение принятое судьёй единолично по уголовному делу.