Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Акт инвентаризации источников выбросов. Приказ о проведении инвентаризации и составе инвентаризационной комиссии

в атмосферный воздух и их источников

1.1. Общие положения

1. В Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" впервые (в сравнении с ранее действовавшим Законом "Об охране атмосферного воздуха") введена статья, касающаяся инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ имеет название "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 22 "Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников" этого ФЗ и ст. 121 ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.04 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":

"Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды" (в настоящее время - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, далее - Ростехнадзор).

Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (в дальнейшем - "инвентаризацию") проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов .

Инвентаризация является основой для ведения всей воздухоохранной деятельности. Основной целью инвентаризации является выявление и учет источников загрязнения атмосферы (ИЗА), определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ для:

Подготовки исходных данных для нормирования выбросов и установления нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов ЗВ в атмосферу (ПДВ и ВСВ) предприятий;

Подготовки исходных данных для оценки загрязнения атмосферы (в частности, в рамках расчетного мониторинга загрязнения атмосферы);

Контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;

Ведения статистической отчетности о выбросах;

Контроля работы пылеулавливающих и газоочистных установок (ГОУ) и выработки рекомендаций по улучшению их эффективности;

Разработки и установления технических нормативов выбросов (ТНВ) вредных (загрязняющих) веществ для передвижных и стационарных источников выбросов от технологических процессов и оборудования;

Оценки экологичности используемых технологий;

Формирования компьютерной базы данных об ИЗА в разрезе предприятия, отрасли, города и региона.

2. При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса ЗВ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.

Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

Стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на два типа:

Источники с организованным выбросом;

Источники с неорганизованным выбросом.

Наиболее часто употребляется краткая форма данных терминов: "организованный источник" и "неорганизованный источник".

Под организованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы; под неорганизованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки, выгрузки или хранения сырья, топлива, полупродуктов и продуктов и т.д.

3. Работы по инвентаризации можно подразделить на следующие основные этапы:

Изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами;

Подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация;

Кодификация и определение координат ИЗА.

Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код-идентификатор (как правило, номер, N), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого ИЗА в пределах промплощадки предприятия (см. п. 13 раздела 1 настоящего Пособия).

Однако, при необходимости, для крупных предприятий с большим числом источников допускается независимая нумерация ИЗА структурных подразделений предприятия: площадок, цехов и т.д. В этом случае код (номер) ИЗА, указываемый на карте-схеме, может составляться из номеров структурных подразделений предприятия и номера источника внутри структурных подразделений (например, 1.1 - цех N 1, источник N 1);

Анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния ГОУ с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа;

Примечание: В случаях, если фактические (среднеэксплуатационные) показатели работы оборудования ГОУ не соответствуют проектным или наладочным показателям более чем на 20%, перед началом инвентаризации должны быть выполнены операции технического обслуживания или ремонта.

Выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов ЗВ в атмосферу;

Определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики ИЗА и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси (ГВС);

Составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия.

4. Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет предприятие (в лице руководителя) .

Инвентаризация выбросов проводится один раз в пять лет .

5. Нередко возникает необходимость в проведении корректировки результатов инвентаризации выбросов всего предприятия или его отдельных производств, которая проводится в случаях обнаружения или возникновения несоответствия между существующими характеристиками выбросов предприятия (объекта) и данными последней по времени инвентаризации (в т.ч. на основании которых были установлены нормативы выбросов). К таким случаям, в частности, относятся нижеследующие ситуации.

Контролирующие органы или природопользователи установили наличие:

Неучтенных при инвентаризации источников выброса ЗВ в атмосферу;

Неучтенных при инвентаризации ЗВ в выбросах источников;

Неучтенных при инвентаризации режимов работы источников, выброс при которых приводит к нарушению установленных нормативов ПДВ (ВСВ);

Кроме того, на предприятии в процессе эксплуатации произошли изменения технологии производства, состава исходного сырья и т.п., повлекшие за собой значимые изменения качественных и количественных характеристик выбросов и их источников.

Корректировка инвентаризации может быть проведена или по решению руководителя предприятия, или по предписанию территориального органа Ростехнадзора с указанием факторов, обусловливающих необходимость корректировки инвентаризации.

5.1. Если в течение 5-летнего срока действия инвентаризации на предприятии (или в отдельных его цехах) не произошло никаких изменений в технологии и объемах производства, составе и видах используемого сырья и топлива, то срок действия имеющейся инвентаризации может продляться на 3 - 5 лет (при соответствующем обосновании) по усмотрению территориального органа Ростехнадзора.

Если на предприятии имеются производства, для которых разработаны и утверждены в установленном порядке технические нормативы выбросов (ТНВ), то для таких производств последующая инвентаризация выполняется на основе этих ТНВ.

Примечание: Если в период действия инвентаризации введены в действие новые методики определения выделений (выбросов), то, как правило, учет возможных изменений количественных и качественных характеристик ИЗА выполняется после окончания действия существующей инвентаризации. В отдельных случаях территориальные органы Ростехнадзора, исходя из экологической обстановки в городе (регионе), вправе рекомендовать провести корректировку действующей инвентаризации.

6. При строительстве новых и реконструкции (расширении) существующих объектов и при введении в действие таких объектов возможны отклонения (разрешенные и согласованные) от проектной технической документации, изменения условий эксплуатации оборудования, сырья, материалов в отличие от объектов-аналогов. Для выявления таких различий в количественных и качественных характеристиках источников загрязнения атмосферы необходимо проведение инвентаризации выбросов нового объекта. Как правило, в этих случаях инвентаризация проводится не позднее чем через год после введения в действие основных производственных мощностей данного объекта.

7. В практике воздухоохранной деятельности нередки случаи, когда для предприятия инвентаризацию выполняет одна организация, а проект нормативов ПДВ разрабатывает другая организация. При рассмотрении проекта нормативов ПДВ в контролирующих органах нередко выявляются недостатки, связанные с неполнотой учета источников и вредных веществ, недостаточной обоснованностью данных инвентаризации. В результате предприятие вынуждено нести дополнительные расходы по уточнению инвентаризации. Поэтому целесообразно, чтобы предприятие при заключении договора на проведение инвентаризации с подрядной организацией предусматривало гарантийные обязательства со стороны этой организации по корректировке инвентаризации и компенсации затрат предприятия, понесенных им вследствие неправильной инвентаризации, в случаях, когда необходимость таких действий возникла по вине подрядчика.

Со своей стороны предприятие должно нести ответственность за предоставление исполнителю полных и достоверных данных о технологии производства, материальных балансах, составе сырья и топлива, наличии паспортов вентустановок и газоочистного оборудования (ГОУ), а также обеспечить работу оборудования на режимах, необходимых для проведения инвентаризации.

8. Выборочную проверку достоверности и полноты инвентаризации территориальные органы Ростехнадзора, как правило, осуществляют при государственном контроле за охраной атмосферного воздуха предприятия.

9. Следует обратить внимание на завершающую стадию работ по инвентаризации выбросов на предприятии, связанную с оформлением соответствующей документации, а именно "Отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия".

Нередки случаи, когда инвентаризация выбросов ограничивается источниками с организованными выбросами, определение параметров которых выполнялось инструментальными методами. При этом результаты расчетного определения выбросов от ряда источников с организованным выбросом, в основном не оснащенных ГОУ, и всей совокупности источников с неорганизованным выбросом не включаются в отчет по инвентаризации. В этих случаях результаты расчетного определения выбросов, как правило, включаются в проект нормативов ПДВ (ВСВ) предприятия. Это приводит к тому, что на предприятии отсутствует единый отчет по инвентаризации выбросов, требуется дополнительная работа по составлению разделов III и IV отчета по инвентаризации , и, кроме того, неоправданно увеличивается объем работы по рассмотрению проектов нормативов ПДВ (ВСВ) в контролирующих органах.

В случаях, когда по рекомендации территориальных органов Ростехнадзора инвентаризация проводится в едином комплексе с разработкой нормативов ПДВ, отдельный отчет по инвентаризации для предприятий может не составляться. При этом вся информация, которая должна содержаться в этом отчете, представляется в проекте нормативов ПДВ в виде соответствующих приложений.

Примечание: В основном это относится к предприятиям, выбросы которых определяются расчетными методами.

10. При выборе сроков проведения инвентаризации следует учитывать возможную годовую изменчивость выбросов в атмосферу и выбирать время года, когда выбросы в атмосферу будут наибольшие. Так, например, для объектов теплоэнергетики, работающих по отопительному графику, таким периодом является холодный период, для открытых поверхностей испарения - летний период и т.д.

11. В соответствии с положением ст. 22 на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должны устанавливаться источники выбросов и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию.

До введения в действие нормированию подлежали выбросы любых вредных веществ вне зависимости от их массы и степени воздействия на атмосферный воздух. В результате на многих предприятиях (в т.ч. использующих сырье и топливо с широким спектром микропримесей, содержащихся в них) предлагалось нормировать большое количество вредных веществ, выбросы которых не оказывают сколько-нибудь ощутимого (значимого) воздействия на атмосферный воздух. Все это неоправданно увеличивает объем работ по нормированию, а затем и по контролю выбросов.

Для того, чтобы определить источники и перечень вредных веществ, подлежащих нормированию, в НИИ Атмосфера разработаны критерии, позволяющие на первом этапе этой работы без проведения расчетов загрязнения атмосферы по унифицированным программам расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА) определить перечень нормируемых вредных веществ, а затем (при необходимости) уточнить этот перечень с помощью расчетов загрязнения атмосферы по УПРЗА.

12. Основные требования к проведению инвентаризации выбросов:

1. Определение параметров ИЗА должно осуществляться при регламентной загрузке технологического оборудования и нормальных условиях эксплуатации газоочистных и пылеулавливающих установок (ГОУ).

2. Наряду с этим параметры ИЗА следует фиксировать и на основных режимах работы технологического оборудования (установки) и стадиях технологических процессов.

3. Результат определения разового значения каждого параметра ГВС и других параметров, характеризующих режим выброса ЗВ из ИЗА, должен характеризовать среднее за 20-минутный интервал времени значение этого параметра.

13. При проведении инвентаризации рекомендуется применять единую сквозную нумерацию промплощадок в рамках предприятия, цехов - в рамках промплощадки, участков - в рамках цехов, источников выделения ИВ - в разрезе каждого источника загрязнения атмосферы (ИЗА), режима (стадии) ИВ - в разрезе каждого ИВ, режима (стадии) выброса - в разрезе каждого ИЗА, ИЗА - в разрезе промплощадки (при наличии только одной промплощадки - в разрезе предприятия), начиная с N 1 в возрастающей последовательности. Принятая нумерация от года к году не должна изменяться.

При появлении нового источника (ИВ, ИЗА) ему присваивают номер, ранее не использовавшийся в отчетности. При ликвидации (консервации) источника его номер в дальнейшем не используют. Всем организованным источникам загрязнения атмосферы присваивают номера от 1 до 5999, а всем неорганизованным источникам - с 6001.

Примечание: Для крупных производственных объектов с большим числом источников допускается рассматривать каждое из структурных подразделений данного объекта как промплощадку.

13.1. При проведении инвентаризации выбор наименований вредных веществ и их кодов выполняется согласно и дополнительным рекомендациям, приведенным в Приложении 1 настоящего Пособия и в разделе 2.

Примечание: В случае отсутствия выбрасываемого вещества в перечне ему присваивается четырехзначный код в диапазоне 9001 - 9999, о чем делается соответствующее примечание в тексте инвентаризации.

Инвентаризация выбросов отходов в атмосферу - это комплекс мероприятий, которые выполняются природопользователями, включающий систематизацию данных о выбросах загрязняющих веществ, выявление их местонахождения, определение показателей выбросов. Детальнее о том, как проходит этот процесс и как заполняется акт инвентаризации источников выбросов, читайте далее.

Терминология

Стационарным источником выбросов являются любые источники выброса ЗВ, располагаемые на территории проверяемого предприятия. Они условно делятся на два типа:

  • организованные (выброс осуществляется через газоходы и трубы);
  • неорганизованные (выброс поступает в атмосферу в результате нарушения работы оборудования).

Цели

Инвентаризация источников выбросов в атмосферу осуществляется с целью:

  • определения норм выбросов;
  • оценки технологических процессов на предмет их соответствия требованиям;
  • сопоставления величин выбросов требованиям нормативных актов;
  • формирования баз данных источников выделений веществ.

Сам процесс осуществляется в соответствии с ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». По данному закону организации, имеющие источники загрязняющих веществ, обязаны: осуществлять контроль источников выбросов, обеспечивать проведение проверки и участвовать в разработке допустимых норм.

Задачи инвентаризации

  • Классификация источников загрязнений.
  • Определение количественного содержания загрязняющих веществ (ЗВ).
  • Оценка уровня влияния выбросов на природную среду.
  • Определение уровня эффективности очистки.
  • Выявление характеристик используемых предприятием ресурсов.

Инвентаризацию осуществляют все предприятия, работа которых связана с выбросом отходов. Во время проведения проверки следует учесть:

  • основные источники выбросов на производственной площадке;
  • объекты тяготения источников;
  • все загрязняющие вещества;
  • архивные данные предыдущих проверок.

Сроки

Организация, проводящая проверку, должна соблюдать действующие нормы. Если работы проводятся силами собственного подразделения, то оформлять лицензию на их проведение не нужно. Инвентаризация источников выбросов в атмосферу по новым, модернизированным источникам должна осуществляться раз в два года с даты выхода документации на оборудование. По действующим источникам выбросов 1 раз в:

  • 4 года - для объектов, отнесенных к 1--й категории;
  • 5 года - для объектов, отнесенных ко 2--й и 3-й категориям;
  • 6 лет - для объектов 4-й категории;
  • 10 лет - для объектов 5--й категории.

Передвижные источники выбросов загрязняющих веществ, а также объекты, оснащенные автоматизированной системой контроля, находящиеся на консервации, проверке не подвергаются.

Этапы

Проверка осуществляется в такой последовательности:

  • подготовка;
  • обследование;
  • получение и оформление результатов.

Рассмотрим каждый из этапов детальнее.

Документация

Перед тем как будет проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ, организация должна:

  • осуществить наладку системы вентиляции и оформить на нее паспорт;
  • оборудовать места отбора по требованиям нормативных актов;
  • -подготовить справку о методах управления технологическим оборудованием;
  • -подготовить статистику о годовом производстве, количестве всех видов потребляемого сырья и вспомогательных веществ.

К справке прилагаются:

  • данные о химических реакциях;
  • диаграммы техпроцесса;
  • порядок запуска и вывода оборудования;
  • другая документация, необходимая для понимания всех аспектов работы.

Подготовка

На этом этапе необходимо выполнить ряд мероприятий:

Разработать программу работ. Эта задача лежит на руководителе экологической службы и представителях организаций, участвующих в процессе.

Издать образец которого будет представлен далее. В нем указываются ответственные за проведение проверки лица в целом по организации и в конкретном подразделении.

Изучить проектную документацию на предмет сырья, используемого в производстве. Специалисты должны выявить ЗВ, выделяющиеся в технологическом процессе. Для этого они знакомятся с результатами предшествующих обследований сырья и оборудования. Все документальные материалы предоставляются руководителю службы по согласованию с инженером.

Визуально проверить газоуправляющие установки (ГОУ), определить места размеры, расположения, направления выбросов. По результатам проверки определяют объем работ, срок их проведения, необходимое обеспечение в виде точек отбора проб и измерительных приборов.

Оценить состояние вентиляционных систем, ГОУ.

По результатам проверки оформляется акт инвентаризации, бланк которого можно получить у представителей экологической службы. В нем делается заключение о работоспособности оборудования. Документ подписывается членами комиссии. При выявлении каких-либо отклонений сотрудники организации под руководством механика (энергетика) и контролем сотрудника экологической службы выполняют работы по их устранению. Затем проводится повторный осмотр. Если работы невозможно выполнить к установленному сроку, то их включают в акт инвентаризации источников выбросов. В документе указывают сроки выполнения, фиксируют потребность в повторном осмотре и текущие замеры.

Приказ о проведении инвентаризации: образец

ООО «АВС»

г. Москва 21.12.2016

о проведении инвентаризации

Для осуществления проверки _________________________ назначается комиссия в составе:

Председатель: Ф.И.О. сотрудника Подпись

Члены комиссии: Ф.И.О. сотрудников Подписи

Проверке подлежит ___________________________.

К инвентаризации приступить 20.12.2016 и окончить 25.12.2016 г.

Материалы по инвентаризации сдать в Росприродназор до 28.12.2016 года.

Руководитель Иванов И.И.

Обследование

На этом этапе осуществляют:

  • ГОУ в соответствии с принятыми ГОСТами.
  • Сбор проб выбросов, их анализ на предмет содержания ЗВ. Для этой цели осуществляют минимум шесть контрольных проб в период проведения технологического процесса. При возникновении аварийных ситуаций, которые могут повлиять на состав выбросов, проводятся дополнительные пробы.
  • Определяют эффективность работы ГОУ путем фиксирования показаний в рабочих журналы.

Организации, которые используют оборудование, находящееся в разных районах города, составляют акт инвентаризации источников выбросов отдельно по каждому объекту. Количество выбросов определяется на основании информации о расходе топлива и времени работы источников ЗВ за предшествующий год.

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ предусматривает оценку категории воздействия объектов на воздух. Этот процесс можно осуществить по результатам последней проверки:

  • для объектов, отнесенных к 4 и 5 группам со значением показателя опасности объекта менее 0,1, осуществляются уточненные расчеты ЗВ, устанавливается их количественный и качественный состав;
  • для объектов, отнесенных к 1-3 группам со значением показателя опасности объекта более 0,1, составляются за предшествующий год балансовые схемы энергетических потоков с указанием количества использованного сырья, электроэнергии, топлива, количества изготовленной продукции.

Также в процессе -определяются координаты источников выделения веществ. На объекты наносятся номерные знаки, соответствующие картосхеме производственной площадки. Они присваиваются один раз и не меняются при последующих проверках.

Организованным источникам присваиваются номера 0001-5999, а неорганизованным - 6001-9999. Отдельно отбираются и исследуются источники выделения ЗВ, подсчет которых осуществляется инструментально--расчетными методами, и ГОУ, на которых они образуются. В процессе проверки определяются геометрические параметры выбросов. Калькуляция проводится в условиях регламентной загрузки оборудования с учетом режимов работы и в нормальных условиях эксплуатации.

Оформление результатов

На завершающем этапе систематизируют результаты испытаний, оформляют итоги проверок оборудования, заполняют паспорта проверок и акт инвентаризации источников выбросов. Документы составляется в двух экземплярах. Дополнительно прикладывается пояснительная записка, содержащая расчёты выбросов. Копии документов направляются в управление Росприроднадзора. Комиссия либо подтверждает результаты проверки, либо направляет список замечаний, после ликвидации которых и выдается заключение.

Обработка результатов включает:

  • -формирование таблицы с перечнем параметров, их характеристик;
  • систематизацию результатов проверки, калькуляцию массового выброса всех веществ;
  • определение влияния, которое оказывают стационарные источники выбросов в атмосферу, путем суммирования эффекта воздействия всех ЗВ;
  • -подготовку новых карт-схем приземных концентраций групп суммации, на производственной площадке и в районе ее расположения.

Карт-схемы групп суммации составляются в масштабе 1:25000, производственной площадки - 1:500. При этом на них должны быть такие обозначения:

  • направления сторон света;
  • -заданная система координат;
  • -корпуса и здания, стоянки ТС, дороги;
  • -границы площадки;
  • -номера и -границы источников выбросов;
  • границы жилой и санитарно--защитной зон.

Внесение изменений

В период действия акта разработчики должны корректировать результаты проверки по отдельным источникам ЗВ, если:

  • -произошли изменения технологии производства, качества применяемого топлива;
  • проведена реконструкция и ремонт оборудования;
  • появились дополнительные источники выделения ЗВ;
  • -установлены неучтенные режимы работы;
  • -изменение места нахождения оборудования повлекло за собой увеличение (на 10 % и более) качественных и количественных характеристик;
  • вступили в действие новые акты, регулирующие порядок определения выбросов.

Корректировка результатов осуществляется в течение шести месяцев с момента возникновения указанных обстоятельств.

Ответственность

За нарушение законодательства в области охраны атмосферного воздуха виновные лица несут такую ответственность:

  • Сокрытие, искажение, несвоевременное предоставление полной информации о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения, радиационной обстановке, состоянии земель, водных объектов влечет наложение штрафа в размере 500-1000 рублей (на граждан), 1-2 тыс. руб. (на должностных лиц), 10-20 тыс. руб. (на юридических лиц).
  • Незаконный выброс вредных веществ в атмосферу влечет наложение штрафа в размере 2-2.5 тыс. руб. (на граждан), 4-5 тыс. руб. (на ИП), 40-50 тыс. руб. или приостановление работы на 90 суток (на юридических лиц).
  • Нарушение условий осуществления выбросов влечет наложение штрафа в размере 1,5-2 тыс. руб. (на граждан), 3-4 тыс. руб. (на должностных лиц), 30-40 тыс. руб. (на юридических лиц).

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух состоит из следующих этапов:

  • Подготовки исходных данных для нормирования выбросов и установления нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов ЗВ в атмосферу ПДВ предприятия;
  • Подготовки исходных данных для оценки загрязнения атмосферы (в частности, в рамках расчетного мониторинга загрязнения атмосферы);
  • Установление источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ для передвижных и стационарных источников выбросов от технологических процессов и оборудования;
  • Оценка экологичности используемых технологий;
  • Формирования компьютерной базы данных об ИЗА в разрезе предприятия.

Инвентаризация является основным этапом перед разработкой тома ПДВ:

1 этап. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбор исходных данных и документов. Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет руководитель предприятия

Далее идет 2 этап . Проведение расчетов и оформление результатов работы в соответствии с инвентаризацией и «Рекомендациями по содержанию и оформлению проектов для предприятий». Состав проекта нормативов ПДВ зависит от группы (категории) сложности объекта (предприятия). К основным разделам относятся следующие:
. общие сведения о предприятии;
. характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы;
. проведение инвентаризации выбросов инструментальными методами;
. выполнение расчетов выбросов ЗВ;
. проведение расчетов рассеивания ЗВ в атмосферном воздухе;
. предложения мероприятий по снижению выбросов и нормативов ПДВ;
. мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях;
. контроль за соблюдением нормативов на предприятии.

Третий этап в работе с проектом ПДВ очень зависит от правильно проведенной инвентаризации ИЗА представляет собой с огласование проекта ПДВ и получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ, которое осуществляется в следующих инстанциях:
. ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» или другая организация, аккредитованная на проведение экспертизы проектной документации для получения экспертного заключения по проекту;
. Территориальное управление Федеральной службы по надзору прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии документации санитарным нормам и правилам;
. Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников.

Исходные данные для проведения инвентаризации ИЗА:

  • Договор аренды земли.
  • Ситуационный план района расположения предприятия, с указанием на нем границы предприятия, селитебной территории, зон отдыха, территорий заповедников и др. в радиусе не менее 500 метров от границы предприятия, М 1:2000, заверенный печатью Архитектурного управления с указанием даты выдачи. Дата выдачи должна быть не ранее шести месяцев до даты заключения настоящего договора и оплаты авансового платежа по настоящему договору.
  • Договор на водоснабжение.
  • Договор на водоотведение.
  • Сведения о теплоснабжении предприятия. При централизированном теплоснабжении дополнительно представить копию договора на энергоснабжение; при наличии собственной котельной дополнительно представлять договор на поставку газа, режимные карты котлов, справку о расходе газа за год по каждому котлу отдельно.
  • Карта-схема предприятия с экспликацией зданий и сооружений, М 1:500 - 1:1000.
  • Предыдущий проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) (при повторной разработке проекта).
  • Заключение Управления Ростехнадзора по проекту ПДВ (при повторной разработке проекта).
  • Оригинал Справки отдела экологических расчетов и справок МосЦГМС о климатических характеристиках и фоновых концентрациях загрязняющих веществ района расположения предприятия. Справка (Таблицы мероприятий) о режиме работы предприятия в период неблагоприятных метеорологических условия (НМУ).
  • Справка о расходе сырья и материалов, используемых в технологических процессах, заверенная руководством предприятия.
  • Справка о наличии автотранспорта на балансе предприятия с указанием: состава парка автомашин (грузоподъемность, объем двигателя, тип двигателя), годового пробега, коэффициента использования парка. Количество расходуемого горючего по маркам (при наличии АЗС).
  • Справка о перспективе развития предприятия на 5 лет.
  • Справка об отсутствии залповых и аварийных выбросов.
  • Справка о наличии (отсутствии) арендаторов с указанием профиля их деятельности, месторасположением.
  • Сведения о чистом времени работы, типах, основных характеристиках установленного технологического оборудования, заверенные руководством предприятия.
  • При наличии ТО и ТР - справка о количестве ТО и ТР по каждому типу автотранспорта.
  • Акт обследования предприятия инспектором (при наличии).
  • Аттестат или свидетельство о прохождении подготовки по вопросам охраны окружающей среды.
  • Паспорта очистных сооружений (при наличии сооружений)
  • Паспорта ПГУ (при наличии) или сведения об эффективности очистки ПГУ, заверенные руководством предприятия.
  • Паспорта вытяжных вентсистем (от производственных участков).
  • Паспорта безопасности ЛКМ (при использовании ЛКМ).
  • Паспорт котельного оборудования.
  • Прочие паспорта установленного оборудования.

Нормативные документы:

Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) неорганических химических веществ в почве и допустимые уровни их содержания по показателям вредности.

Начнем с того, что определим понятие данного термина. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (в статье мы будем писать сокращенно ИВЗВ) - это комплекс мероприятий, которые осуществляются с целью подсчета количества и качества выбросов в атмосферу загрязняющих ее газов.

Кто должен проводить и в какие сроки

Инвентаризация выбросов должна проводится всеми хозяйствующими субъектами, в числе которых индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые имеют стационарные источники, загрязняющие атмосферу, то есть производящие выброс вредных веществ в воздух, которым мы дышим.

Решение о проведении ИВЗВ должен принять руководитель организации, он издает соответствующий приказ, в котором указывает на сроки проведения и на состав комиссии по проведению.

Важно! Инвентаризация выбросов должна проходить не реже чем один раз в пять лет.

Источники загрязняющих воздух веществ

При проведении инвентаризации выбросов на предприятии должны быть подвергнуты пересчету все источники. Рассмотрим их в таблице.

Источники Описание
Линейные Когда выбросы поступают по установленной линии, которая имеет большую протяженность.
Точечные Когда выбросы поступают в воздух из одной точки - отверстия.
Площадные Когда загрязняющие вещества поступают в атмосферу с какой то определенной площадки.
Организованные Когда вещества выбрасываются в атмосферу через специальные устройства.
Неорганизованные Когда выбросы не имеют направленных потоков.
Перемещаемые Когда вещества выбрасываются передвижными объектами.

Законодательство по этому вопросу

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в воздух регламентируется сразу несколькими законодательными актами, среди которых Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” , Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды ». Министерство природы Российской Федерации некоторое время назад подготовило проект приказа, в котором утверждены правила проведения инвентаризации, порядок корректировки и многое другое, что касается данного вопроса. Проект данного приказа можно посмотреть по ссылке – ».
В данном проекте перечислены такие важные аспекты, как:

  • на ком лежит ответственность за проведение ИВЗВ;
  • кто входит в состав лиц, проводящих ИВЗВ;
  • как будет происходить исправление данных, полученных в ходе ИВЗВ;
  • как оформить решение о необходимости проведения ИВЗВ;
  • как правильно оформить и хранить результаты ИВЗВ;
  • в отношении каких выбросов должна проводиться ИВЗВ;
  • каким образом будет происходить выявление показателей для ИВЗВ и другие аспекты.

Также в Приложении к Проекту есть варианты оформления Таблиц, в которые вносятся результаты проведения инвентаризации.

Этапы проведения

Всю систему инвентаризации можно разделить на соответствующие этапы, которые должны соблюдаться в хронологическом порядке. После того как руководитель подписал приказ о проведении инвентаризации, были выбраны члены комиссии по инвентаризации и указаны сроки, начинается непосредственно сама инвентаризация. Этапы:

  1. Происходит обследование и изучение территории источника выбросов, виды производства, в результате которого происходит выброс, данные инвентаризации с прошлого раза;
  2. Определяются все источники выделения выбросов и все объекты, которые осуществляют это выделение;
  3. Записываются все данные о перемещении выбросов в пространстве;
  4. Проверяется состояние очистительных сооружений, позволяющих минимизировать выбросы;
  5. Всем выбросам устанавливают тип, характеристику, вид, объем;
  6. Определяется состав газов, поступающих в атмосферу, в качественном и количественном выражении. Записываются все показатели газов;
  7. Все полученные результаты должны быть оформлены документально.

Правила проведения

Проведение инвентаризации выбросов - очень трудоемкое занятие, этапы которого мы рассмотрели выше. Теперь давайте рассмотрим некоторые правила проведения, к числу которых можно отнести:

  • Для подсчета показателей по загрязнению окружающей среди должны быть использованы методы, установленные законодательством. Если же таких методов для каких показателей нет, то нужно применять расчеты, установленные самой организацией.
  • Показатели по каждому отдельно взятому источнику должны подсчитываться в индивидуальном порядке, то есть нельзя объеденить несколько источников и выдать усредненные значения в целях инвентаризации.
  • Определение объемов загрязнения должно проводится с применением соответствующих инструментов.

Документирование результатов

После осуществления всех замеров требуется грамотно оформить результаты инвентаризации. Для этого нужно составить отчет об инвентаризации. Структуру отчета, какие обязательные данные должны быть в отчете можно посмотреть в документе:

Структура отчета по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных.doc

К данному отчету прилагается карта-схема. В отчете должны быть указаны все данные по инвентаризации, включая расчетные и аналитические. Данные по ИВЗВ должны быть сохранены как в электронном варианте, так и на бумаге.

Ответственные лица и привлекаемые организации

ИВЗВ может проводится либо самим хозяйствующим субъектом, либо специальной организацией, имеющей аккредитацию для данных действий. Вся полнота ответственности за правильностью проведения и оформления инвентаризации лежит на хозяйствующем субъекте.

Выводы

Инвентаризация выбросов, осуществляемых стационарными объектами, в атмосферу должна проводится в соответствии с государственными регламентами. Ее проводят не реже одного раза в пять лет. Все данные по результатам ее проведения должны быть документально оформлены. Ответственность за проведение инвентаризации лежит на организации, использующей соответствующие объекты.

В. Старков, инженер-эколог ФГУ «РГИА» (г. Санкт-Петербург)

Виды инвентаризации на предприятии

1. Инвентаризация источников образования отходов производства и потребления

В соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (ред. от 25.06.2014) "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" необходимо ежегодно проводить инвентаризацию отходов производства и потребления.

Мне довелось провести инвентаризацию отходов, причем с "нуля", потому как в экологической документации предприятия было написано одно, а по факту - другое. В тот момент я готовил документ Производственный экологический контроль и столкнулся с тем, что в Проекте нормативов образования отходов совершенно не грамотно были расписаны подразделения предприятия, где эти отходы образуются.

В проекте НООЛР нашей компании были обозначены 20 наименований отходов с указанием их местоположения. При этом на самом деле этих мест не было. Мне пришлось пройтись с главным инженером по производству в поисках мест временного накопления отходов.

Искали долго, в итоге нашли только три реальных места накопления отходов: с ртутными лампами, маслами и бытовыми отходами. Все они находились отдельно друг от друга (что, кстати, правильно). Где базировались оставшиеся 17 видов отходов - было неизвестно.

Незадолго до этого я посетил экологический форум, на котором представители одной организации, которая предлагала свои услуги в сфере экологии, провели с посетителями небольшой тренинг - рассказали, как нужно обращаться с отходами на производственных площадках, раздав в помощь плакаты и брошюры. Я изучил буклет и организовал новые места для временного накопления отходов, провел инструктаж с работниками о том, куда какие отходы складировать. Неделю спустя на нашем предприятии всё наладилось: отходы стали складироваться в места временного накопления.

К примеру, чтобы избежать засорения предприятия, были закуплены и установлены урны объемом 10 литров перед каждым цехом. Для крупногабаритных строительных отходов (как раз ремонтировалась одна производственная площадка) во дворе мы оборудовали место, куда было удобно подъехать погрузочной машине, и постелили деревянные поддоны.

Имеющуюся площадку для временного накопления бытовых отходов и смёта с территории мы несколько преобразовали: на контейнерах краской указали виды отходов, номера контейнеров, название нашего предприятия, номер контейнерной площадки.

Отработанные аккумуляторы переставили на деревянные поддоны и накрыли полиэтиленовой пленкой.

После проделанных преобразований можно было спокойно отслеживать образование отходов и их количество.

Итак, инвентаризация отходов на предприятии проводится для выявления отходов и их количества; понимания более точного процесса образования отходов, их полного списка, движения и обращения на предприятии, а также наличия мест их размещения.

После проведения инвентаризации готовится документ "Отчет по итогам инвентаризации источников образования отходов производства и потребления", куда вносятся собранные данные по отходам, т.е. - что за отходы (наименование по ФККО); в каких количествах образуются, где размещены, процесс образования каждого отхода.





Страницы из отчета по итогам инвентаризации источников образования отходов производства и потребления

Сроки действия отчета по отходам не ограничены, они изменяются только в том случае, если в производственном процессе произойдут изменения, т.е. - если образуются новые отходы и т.д.
Отчет по инвентаризации отходов пригодится для составления годовой статистической отчетности 2-ТП-отходы, разработки проекта нормативов образования отходов (ПНООЛР), составления отчета по отходам для малого и среднего бизнеса, сдачи расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, технического отчета о неизменности производственного процесса.

2. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Согласно Приказу Минприроды России от 31 декабря 2010 г. N 579 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию и Перечню вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию" необходимо проводить инвентаризацию источников выбросов.

Стоит помнить, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые на своем производстве имеют источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Более подробную информацию можно найти в ФЗ №96 «Об охране атмосферного воздуха» Статья 22. "Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух".

Когда я работал менеджером-экологом в проектной организации, моему первому клиенту нужен был Проект допустимых выбросов . До разработки проекта мы договорились провести инвентаризацию источников выбросов с последующим предоставлением отчета клиенту. Я и наш штатный инженер-эколог приехали к заказчику, встретились с главным инженером, который провел экскурсию по производственному помещению. Эколог насчитал 8 источников выбросов на предприятии. Из них два организованных (труба котельной и оконный проем в производственном корпусе) и шесть неорганизованных источников выбросов. К ним относились: автостоянка, внутренний проезд, проем ворот гаража по ремонту автотранспорта, проем ворот гаража по окраске автотранспорта, проем ворот ремонтных боксов, погрузо-разгрузочная площадка.

В отчете об инвентаризации была изложена информация о выявленных стационарных источниках выбросов, предложены способы определения качественного и количественного состава выбросов:

Труба котельной (расчетным методом с применением программного обеспечения "Котельные (версия 3.4)" фирмы "Интеграл")

  • Оконный проем производственного корпуса (инструментальный метод с привлечением специалистов аккредитованной лаборатории)
  • Автостоянка
  • Внутренний проезд (расчетным методом с применением программного обеспечения "АТП-Эколог" фирмы "Интеграл")
  • Проем ворот гаража по ремонту автотранспорта (расчетным методом с применением программного обеспечения "АТП-Эколог" фирмы "Интеграл")
  • Проем ворот гаража по окраске автотранспорта (расчетным методом с применением программного обеспечения "Лакокраска" фирмы "Интеграл")
  • Проем ворот ремонтных боксов (расчетным методом с применением программного обеспечения "АТП-Эколог" фирмы "Интеграл")
  • Погрузо-разгрузочная площадка (расчетным методом с применением программного обеспечения "АТП-Эколог" фирмы "Интеграл")

  • Отчет о проведении инвентаризации источников выбросов в атмосферу эколог подготовил в соответствии с требовании "Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу", "Временных рекомендаций по вопросам воздухоохранной деятельности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области" и "Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух".

    Есть еще и передвижные источники выбросов. Это - транспортные средства предприятия, которые в качестве топлива используют бензин, дизельное топливо, керосин, сжатый природный газ.





    Страницы из отчета о проведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ


    В какой момент следует проводить инвентаризацию источников выбросов? В статье 22 сообщается, что "инвентаризация стационарных источников на объектах, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объектов". Значит, в течение двух лет, как на предприятии появился новый стационарный источник выбросов, и он введен в эксплуатацию, необходимо провести инвентаризацию. Следующую инвентаризацию, скорее всего, придется проводить в случае изменения технологического процесса, замены оборудования или используемого сырья. А также, если обнаружены несоответствия между выбросами и данными последней инвентаризации; или же если проведение этого мероприятия определено правилами эксплуатации газоочистных установок.

    Проведение инвентаризации и подготовка отчета - это первая ступень, которая в позволит полноценно разработать такие документы, как проект нормативов допустимых выбросов, проект санитарно-защитной зоны, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, отчетность по форме 2-ТП.

    3. Инвентаризация источников сбросов загрязняющих веществ

    В связи с Федеральным законом № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», необходимо проводить инвентаризацию источников сбросов на всех предприятиях, которые осуществляют сбросы в водные объекты РФ.

    Существуют еще сбросы в водные объекты. Прошу не путать сбросы и выбросы, т.к. во многих источниках СМИ эти понятия обобщают. Тут все донельзя просто: выбросы - в атмосферу, сбросы - в воду.

    Инвентаризация проводится для учета поступления загрязняющих веществ в водные объекты. Существует много видов сбросов, это - очищенные и неочищенные производственные и хозяйственно-бытовые стоки, ливневые стоки (ливневка). Инвентаризация источников сбросов проводится один раз в пять лет. Для этого необходимо поднять экологическую документацию на предприятии и посмотреть, где именно находятся трубы из которых, соответственно, осуществляются сбросы.

    С помощью инструментальных и расчетных методов анализа необходимо определить качественные характеристики стоков. Далее делается "отчет по инвентаризации сбросов вредных веществ на предприятии". Делает его инженер по охране окружающей среды (эколог на предприятии) или инженер-эколог из привлеченной проектной организации.

    В отчете должна быть указана следующая информация:

    1. Источники загрязнения на карте-схеме предприятия, наименования водных объектов, куда осуществляются сбросы;
    2. Наличие очистных сооружений;
    3. Каким способом осуществляется отведение хозяйственно-бытовых, ливневых и промышленных стоков с территории предприятия;
    4. Название источника загрязнения, режим работы, технологические характеристики, качественный и количественный состав сточных вод;
    5. Наличие водоохранных ограничений, способы уменьшения загрязнения в районе расположения исследуемых объектов.
    С помощью результатов инвентаризации можно подготовить статистическую отчетность 2-ТП (водхоз), разработать план мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, провести мониторинг сточных вод, более того, данные отчета являются исходной информацией для установления НДС (нормативов допустимых сбросов) загрязняющих веществ.

    Декабрь 2015

    Остались вопросы по статье?

    Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте office@сайт или по номеру 8-800-500-81-25.