Личная свобода человека. Введение. Личная (физическая) свобода человека составляет важнейшее благо и нормальное условие развития личности и общества в целом. Понятие "личная свобода человека"

Наряду с явными, противоправными формами унижения чувства собственного достоинства в жизни имеется много таких форм, в борьбе с которыми далеко не всегда эффективны правовые средства. Это грубость, хамство, цинизм, высокомерие, которые нередко проявляются в отношении руководителей к подчиненным, родителей к детям, мужа к жене или наоборот, преподавателя к студентам, старшего к младшему или младшего к старшему по возрасту, званию и т.п.

В развитие понимания достоинства личности и его охраны государством в ч. 2 ст. 21 Конституции РФ записано: "Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам". В этой норме отражены крайние, грубые формы ущемления достоинства личности. И для борьбы с ними у государства есть правовые средства. К сожалению, они часто не используются. Взять, к примеру, меры физического воздействия, применяемые некоторыми сотрудниками правоохранительных органов к задержанным, подозреваемым и подследственным. Они приобрели массовый характер, но должного реагирования со стороны работников прокурорского надзора нет.

Право на свободу и личную неприкосновенность

Свобода и личная неприкосновенность означают, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека, возможность совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь при этом какому-либо принуждению или ограничению в правах со стороны кого бы то ни было.

В ст. 22 Конституции РФ записано:

"1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест , заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов".

Понятие неприкосновенности включает как физическую неприкосновенность (это сама жизнь, здоровье человека), так и духовную неприкосновенность (честь, достоинство личности).

Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь - специальность, поступать или не поступать на работу, вступать в брак, выбирать друзей и т.д. и т.п. Никто не вправе с использованием физической силы или психологического воздействия принуждать другого к тем или иным действиям, подвергать его обыску , истязанию, или наносить какой-либо иной вред здоровью. Ограничения этой свободы возможно только в случаях, предусмотренных законом, и в законных формах. Все меры принуждения со стороны правоохранительных органов должны находиться под прокурорским надзором и судебным контролем.

Гарантией физической неприкосновенности человека служит строгая регламентация применения ареста , заключения под стражу и содержания под стражей. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 22) соответствующие ограничения свободы возможны только по решению суда. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Любая мера пресечения, в том числе и заключение под стражу, применяется при наличии данных полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора лицом, производящим дознание, следователем (с санкции прокурора) либо самим прокурором или судом.

Право на неприкосновенность частной жизни

Конституционное право каждого человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну производно от древнейших нравственных воззрений, согласно которым все, что связано с кровными узами и супружеством, свято и неприкосновенно. Бесцеремонное вторжение чужого в эту легко ранимую область всегда считалось делом бесстыдным и бесчеловечным.

В юридической литературе нет ясности, что следует понимать под частной жизнью человека . Так, М.В. Баглай считает, что "частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием: других". Более полно понятие частной жизни раскрывает Б.Т. Безлепкин. Он считает, что "частная жизнь - это та область жизни человека, которая относится к отдельному лицу, принадлежит и дорога только ему, касается только его, а не общества и государства, и поэтому, по общему правилу, не подлежит контролю с их стороны. Другими словами, это сфера личных, неслужебных и неделовых отношений и забот. Личная и семейная тайна является частью частной жизни, зоной наиболее деликатных и интимных сторон существования личности, когда разглашение определенных сведений является не только нежелательным, но и глубоко безнравственным делом, противоречащим самому человеческому естеству и отношениям, сложившимся между людьми издревле и существующим испокон веков. Личную тайну (и одновременно - врачебную), в частности, составляют сведения о состоянии здоровья (если, конечно, речь не идет о здоровье высших должностных лиц государства, от которых зависят "политическое здоровье" и благополучие всего общества). Глубина этой тайны зависит от характера болезни, т.е. от того, насколько "дурной" она является. Личную тайну составляют также и сведения о любовных связях, особенно тогда, когда они сопряжены с супружеской изменой (адюльтер), о пристрастиях, склонностях и привычках, врожденных и приобретенных пороках, физических и психических недостатках, сексуальной ориентации и сексуальных наклонностях, материальном положении, времяпрепровождении и т.д.

Семейную тайну составляют такие обстоятельства, которые касаются семьи, а семья - это союз лиц, основанный на браке, родстве (или только родстве), а также принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой".

И, наконец, некоторые авторы определяют частную жизнь как поведение и деятельность в свободное от работы время (поведение в семье, домашний уклад, дружеские контакты, переписка, деловые отношения вне работы). Сразу возникают вопросы: можно ли отнести к частной жизни такую "деятельность в свободное от работы время", как участие в политической жизни, поведение в общественных местах, дружеские контакты лиц, занимающих высокие посты в органах государственной власти, с аморальными или преступными элементами, жизнь "не по средствам" чиновника во время отпуска и т.д.?

С учетом изложенного, под частной (личной) жизнью человека следует понимать ту часть жизни человека, которая не связана с его служебной или общественной деятельностью и не может отрицательно повлиять на эту деятельность.

Частную жизнь можно определить как физическую и духовную область, которая контролируется самим индивидом и в значительной степени свободна от внешнего направляющего воздействия, в том числе от правового регулирования.

Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного интимного характера. Оно выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе в сферах семейной жизни, родственных и дружеских связей, интимных и других личных отношений, привязанностей, симпатий и антипатий.

Как юридическая категория право на неприкосновенность частной жизни состоит из ряда правомочий, обеспечивающих гражданину возможность находиться вне службы, вне производственной обстановки в состоянии известной независимости от государства и общества, а также юридических гарантий невмешательства в реализацию этого права.

В современном мире право на неприкосновенность частной жизни включено в каталог прав человека, то есть отнесено к числу тех важнейших прав, без которых индивид не может существовать как человеческое существо.

Личная и семейная тайны являются составными частями личной жизни человека, относительно обособленными зонами наиболее деликатных, интимных сторон его жизни, когда разглашение определенных сведений является не только нежелательным, но и вредоносным, пагубным с нравственной точки зрения.

Личную тайну составляют сведения о состоянии здоровья, особенно в тех случаях, когда человек страдает такими болезнями, которые считаются постыдными с позиции общественной морали; любовные связи, особенно когда они сопряжены с супружеской изменой; дурные привычки, склонности, пристрастия, врожденные, наследственные и приобретенные, пороки, граничащие порой с нервно-психическими аномалиями, скрытые физические недостатки; порочное социальное прошлое гражданина (например, снятая или погашенная судимость), а также порочащие человека деловые и дружеские связи.

Семейную тайну составляют такие обстоятельства, которые касаются семьи и по моральным соображениям скрываются от постороннего глаза семьей, под которой в социальном аспекте понимается союз лиц, основанный на браке, родстве или только родстве, принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой, а в юридическом смысле понимается круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. Семейная тайна может касаться всех членов данной семьи (например, причины бездетности), но может быть связана лишь с одним из них (например, происхождение детей в результате искусственного оплодотворения; тайна усыновления).

Понятия личной и семейной тайны тесно связаны между собой и во многом совпадают. Различия же между ними усматриваются в одном: если личная тайна непосредственно касается интересов лишь конкретного индивидуума, то семейная тайна затрагивает интересы нескольких лиц, находящихся друг с другом в отношениях, регулируемых Семейным кодексом.

Предметом личной и семейной тайны могут быть сведения:

  1. о фактах биографии лица;
  2. о состоянии его здоровья;
  3. об имущественном положении;
  4. о роде занятий и совершенных поступках;
  5. о взглядах, оценках, убеждениях;
  6. об отношениях в семье или об отношениях человека с другими людьми.

Основываясь на нормах действующего законодательства, можно выделить следующие виды профессиональных тайн: адвокатская, врачебная, тайна исповеди, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, усыновления, нотариальных действий, редакционная, следствия, депутатская, банковская.

Конституция РФ, закрепляя право на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23), устанавливает порядок, при котором данная сфера жизни должна быть тайной для посторонних и защищена государством от внимания и влияния внешнего мира. С этой целью Конституция РФ устанавливает институт "личной и семейной тайны" (ч. 1 ст. 23). Однако суть этого института, к сожалению, не раскрывается, что дает возможность произвольно, весьма субъективно его трактовать, а, следовательно, и безнаказанно нарушать эту тайну.

Неприкосновенность частной жизни означает запрет для государства, его органов и должностных лиц вмешиваться в личную жизнь граждан, право последних на свои личные и семейные тайны, наличие правовых механизмов и гарантий защиты их чести и достоинства от всех посягательств на указанные социальные блага.

Неприкосновенность жилища

Неприкосновенность жилища - одно из проявлений права на частную жизнь. Право на охрану жилища есть не только у собственника этого жилья, но и у тех, кто его законно арендует или проживает по договору найма. При этом под жилищем понимается не только квартира или отдельный дом, но и место временного проживания (гостиница, пансионат, общежитие).

Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц кроме случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом, законами "О полиции", "О федеральных органах государственной безопасности" и др.

Нормы действующего законодательства разрешают проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц в двух ситуациях:

    1. при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах (пожар, землетрясение, наводнение, обвал, авария водопровода, канализации, повреждение электропроводки, тепло- и газоснабжения, при подозрении, что хозяин квартиры (дома) умер и в других подобных случаях);
    2. при защите правопорядка (для раскрытия преступления и установления истины по уголовному делу; получения сведений о преступлении и подозреваемых в его совершении лицах при проведении оперативно-розыскной деятельности; пресечении преступлений и иных правонарушений в рамках административного права; исполнения приговора и других судебных решений).

При отсутствии должной регламентации и документального оформления проникновения в жилище без ведома лиц, в нем проживающих, а также при отсутствии строжайшего контроля со стороны судебных и прокурорских органов право на неприкосновенность жилища, закрепленное в ст. 25 Конституции РФ, может быть сведено на нет.

Свобода передвижения и места жительства

Каждый, кто законно находится на территории России (граждане РФ, иностранцы, соблюдающие законодательство о въезде и выезде, а также лица без гражданства) имеют право свободно передвигаться и избирать место жительства (или временного пребывания).

Это право закреплено в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ. Подробно вопросы передвижения внутри страны регулируются Законом РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Устанавливая общее правило свободного передвижения внутри России, закон вместе с тем ограничивает право свободного передвижения:

    • в пограничной полосе;
    • в закрытых военных городках;
    • в закрытых административно-территориальных образованиях;
    • в зонах экологического бедствия;
    • на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
    • на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

За пределами таких районов никакие ограничения свободы передвижения любым видом транспорта или пешком не допускаются.

Право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Органы государственной власти правомочны лишь на регистрацию результатов акта свободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и служить основанием для ограничения права гражданина на выбор места жительства.

Разновидностью права на свободу передвижения является право свободного выезда из РФ и беспрепятственного возвращения в страну. Это право закреплено в ч. 2 ст. 27 Конституции РФ и подробно регламентировано Федеральным законом "О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию" (1996 г.). Согласно этому закону каждый человек, в том числе и иностранец, имеет право въезжать в Россию и выезжать за ее пределы. Граждане России имеют безусловное право въезда-выезда. Что же касается иностранцев, то основанием для их въезда является въездная виза, а для граждан ряда стран (например, членов СНГ, кроме Грузии) установлен безвизовый режим посещения России.

Выезд за границу граждан РФ не может быть причиной умаления их гражданских прав. Граждане России пользуются своими правами и за рубежом. Они находятся под дипломатической защитой РФ.

Выезд гражданина РФ за пределы России невозможен , если он:

  • призван на военную или альтернативную службу;
  • задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в силу приговора суда;
  • осужден за совершение преступления - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;
  • уклоняется от исполнения обязанностей, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств или до достижения согласия сторонами;
  • сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из РФ, - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы;
  • допущен к сведениям, отнесенным к государственной тайне;
  • заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из России, при условии, что срок ограничения не может превышать 5 лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями, составляющими государственную тайну - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором, или в соответствии с Федеральным законом "О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию". Этим законом установлено, что срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности 10 лет со дня прежнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.

Отказ гражданину в праве на въезд и выезд из России может быть обжалован в суд.

Право определять и указывать национальную принадлежность

Конституция РФ 1993 г. установила, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26).

Конституция РФ (ч. 2 ст. 26) закрепляет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

В РФ недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому народу, любой национальности, их языку и культуре, установление привилегий или дискриминации по принципу национальной или языковой принадлежности.

Конституция РФ провозглашает государственным языком в России русский язык. А это значит, что на русском языке:

    • ведется работа федеральных органов государственной власти;
    • издаются официальные печатные издания;
    • ведется работа радио и телевидения;
    • ведется делопроизводство;
    • осуществляется внешнеполитическая деятельность РФ.

Но это вовсе не означает дискриминации других языков, используемых в РФ.

Республики в составе РФ наделены правом иметь свои государственные языки наряду с русским . В случае, если гражданин не владеет русским языком, ему должен быть предоставлен переводчик для общения с государственным органом и должностными лицами. Каждый гражданин имеет право пользоваться своим родным языком, осуществлять творчество (например, писать художественные произведения) на своем языке.

Свобода совести и свобода вероисповедания

Под свободой совести понимается право каждого человека самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии: быть верующим или атеистом.

Свобода вероисповедания включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Порядок реализации свободы совести и свободы вероисповедания установлен Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Этим законом предусмотрены такие гарантии свободы вероисповедания, как запрет требовать от человека сообщения о своем отношении к религии, тайна исповеди, право гражданина на замену военной службы, если она противоречит его убеждениям и вероисповеданию, альтернативной гражданской службой и ряд других.

Религиозная принадлежность не имеет юридического значения, а, значит, не указывается в официальных документах и является личным делом каждого.

Провозглашая и гарантируя свободу религии, закон вместе с тем преследует те, религиозные объединения (секты), деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий.

Свобода мысли и слова

Свобода мысли и слова - свобода, без которой невозможны нормальная жизнедеятельность как отдельных людей, так и общества в целом.

Свобода мысли - основа духовной жизни человека, возможность осуществлять работу собственного сознания и подсознания без внешнего контроля со стороны государства, общества и отдельных лиц.

Свобода мысли - это естественное состояние человека, связанное с определением своего отношения ко всему окружающему, со свободным формированием собственных убеждений относительно всего происходящего.

Как отмечают многие авторы, мысль всегда свободна, это ее имманентное состояние, поэтому свобода мысли не нуждается в законодательном закреплении. Вот почему в Конституции РФ (ч. 1 ст. 29) говорится не о праве на свободу мысли и слова, а об их гарантии.

Чем же можно гарантировать свободу мысли? Прежде всего, наличием демократического режима в стране, исключающего целенаправленное воздействие на сознание и подсознание человека, недопущение монополии на информацию, мощного идеологического прессинга на человека. Кроме того, свобода мысли должна гарантироваться строгой регламентацией технических средств (например, детектор лжи) или иных способов (например, гипноз), способных проникнуть в мыслительные процессы и воздействовать на них.

Под свободой слова понимается возможность выражать или не выражать свою мысль вовне, высказывать свое отношение к событиям окружающей действительности, отстаивать свою точку зрения, иметь собственное мнение, получать и распространять информацию.

Свобода слова предоставляет возможность выявлять и учитывать многообразие мнений и убеждений людей разных социальных слоев населения, разных по возрасту, убеждениям, способностям. Содержание свободы слова весьма широкое, оно охватывает право открыто выражать свои мысли, убеждения, идеи как устно, так и печатая, в произведениях изобразительного искусства, научных исследованиях, художественной литературе и музыке

Но свобода слова не может быть безгранична. Интересы сохранения мира, безопасности, культуры выработали ряд ограничений при пользовании правом на свободу слова. В п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах предусмотрено, что пользование свободой слова может быть ограничено для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, для охраны прав и репутации других лиц. Исходя из этих соображений Конституция РФ (ч. 2 ст. 29) и законы запрещают пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Положения Конституции РФ нашли свое развитие в административном, уголовном и гражданском законодательстве. Так, ограничение свободы слова, введенное для защиты чести, достоинства и репутации граждан и объединений, содержится в нормах Гражданского кодекса РФ и закона РФ "О средствах массовой информации" (1991 г.), которые предусматривают, что моральный вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, либо причиненный ему иной неимущественный вред возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом, а кроме того в этом средстве массовой информации публикуется опровержение.

Право на свободу мысли и слова неотделимо от права свободно искать, получать, производить и распространять всякого рода идеи и информацию независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати, художественных форм выражения, а также иным способом по своему выбору.

Это конституционное право (ч. 4 ст. 29) реализуется, прежде всего, через средства массовой информации (телевидение, радио, газеты и т.д.), которые в настоящее время являются наиболее эффективным способом поиска, получения и распространения информации.

Конституция РФ (ч. 5 ст. 29) гарантирует свободу информации, цензура запрещается. Что же касается сведений, составляющих государственную тайну, которые не могут свободно оглашаться, то их перечень приведен в Законе "О государственной тайне" (1993 г.). В ст. 5 этого закона дается подробный перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, в частности это сведения:

  • в военной области;
  • в области экономики, науки и техники;
  • в области внешней политики;
  • в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Нет сомнений, что закрепленные в Конституции РФ свобода слова и свобода информации важные демократические институты. Но, как уже говорилось выше, эти свободы не могут быть использованы во вред охраняемых Конституцией РФ и другими законами прав других граждан, во вред здоровью и нравственности населения.

Каждый человек стремится к личной свободе. Он хочет жить в соответствии с собственными принципами, интересами, идеалами. Для него важно принимать решения, руководствуясь исключительно личным выбором. И самое главное, самостоятельно избирать жизненный путь. Это необходимо для его внутреннего состояния, для его самоуважения. Ограничивая себя во всем, постоянно руководствуясь мнением других, пусть и важных для него людей, человек становится несчастным. Он становится птицей в клетке. И не может ни улететь, ни расправить свои крылья.

Тонкая грань между личной свободой и эгоизмом

От чего нужно пытаться освободиться? Прежде всего, от мнения ничего не значащей толпы, стереотипов и предрассудков. Нужно избегать людей, общение с которыми не приносит радости, и от бессмысленных отношений. Необходимо оставлять работу, которая не доставляет ни малейшего удовольствия. Нужно освободиться, от всего, что нарушает гармонию в душе. Однако в попытках стать ни от кого и ни от чего независимой личностью, люди часто не осознают грань между столь желанной свободой и банальным эгоизмом. Заботясь о своих интереса, они ущемляют свободу других. Российский мыслитель В.М. Бакунин писал: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». И это правда. Человек – существо социальное, проживающее в обществе других людей. И у него есть не только права, но и обязанности. Действовать, исходя из личных предпочтений и интересов можно и нужно, но только в том случае, если от этого не страдают другие. Во всем нужно придерживаться золотой середины.

Личная свобода в любовных отношениях

Находясь в отношениях, мужчина и женщина часто неосознанно пытаются ограничить личную свободу друг друга. Однако психологи утверждают, что именно она, такая желанная и прекрасная, – один из важнейших принципов счастливых отношений в паре. Даже самые любящие люди не могут быть счастливы, если ограничивается их свобода личности. Часто бывает так, что человек отказывается от своих увлечений, интересов, общения с друзьями ради любимого. Но это иллюзия счастья. Со временем они начинают хотеть «глоток свежего воздуха». Отношения рушатся. Еще хуже, если один человек из пары полностью претендует на свободу другого. Поэтому очень важно, чтобы у каждого из любящих людей было отдельное собственное жизненное пространство. Оно необходимо для того, чтобы иметь возможность развиваться как личность, общаться с друзьями, уделять внимание собственным увлечениям. Или же побыть в одиночестве и разобраться в себе, если в этом возникает необходимость.

– это то, что положено каждому, живущему в России с рождения и до конца жизни. Государство обязуется обеспечивать их человеку, защищать и по возможности расширять.

Российское законодательство приведено к нормам и требованиям международного сообщества. Потому то, что полагается человеку и гражданину в РФ, идентично тому, что положено людям, живущим в других развитых государствах.

Конституция — основной закон РФ. Гарантирует права и свободы человека и гражданина

Все наши свободы и права ежедневно проявляются в отношениях с другими людьми, организациями и государством. Правовая доктрина условно разделила то, что полагается людям, на виды. Нам полагаются следующие виды прав:

  • личные;
  • культурные;
  • социально-экономические;
  • политические;
  • экологические.

Зачастую, одни права переплетаются с другими. Многое зависит от того, с какой позиции рассматривается личность: как человек или как гражданин.

Большинство прав граждан России можно найти в Конституции. Все они (основная подборка) отражены во 2-й главе этого документа.

Основные статьи главы 2 Конституции РФ о «правах и свободах человека и гражданина»

Что представляют собой личные права

Личные гражданские права гражданина РФ часто называют просто личными или просто гражданскими. Они могут носить имущественный или неимущественный характер.

Личные неимущественные права

Личные неимущественные права не относятся к владению чем-либо материальным. Эта категория вступает в силу с момента появления человека на свет. Они наделяют вас следующими правами:

  • жить, дышать воздухом;
  • получить при рождении имя, фамилию, отчество;
  • выбирать на своё усмотрение место для жизни;
  • выбирать, в соответствии со своими взглядами и убеждениями, вероисповедание;
  • свободно передвигаться в пределах государства и за его пределами;
  • не работать по принуждению;
  • отвечать перед законом и людьми только тогда, когда суд вынесет соответствующее решение;
  • быть неприкосновенным;
  • вести с другими гражданами конфиденциальную переписку.

Никто не должен попирать ваше достоинство. К основным личным правам и свободам можно также отнести свободу совести. Это широкое и крайне важное понятие, согласно которому вы можете самостоятельно формировать и пересматривать свои убеждения. Подробнее о «свободе совести» смотрите в следующем видеосюжете.

Личные имущественные права

От личных неимущественных прав имущественные отличаются тем, что имеют отношение к факту владения чем-либо. Согласно им вы можете:

В данном случае объектами выступают какие-либо вещи, являющиеся собственностью определённого гражданина. Таковыми могут быть не только предметы, но и деньги. Разница между личными неимущественными правами и имущественными ещё и в том, что первые — нематериальные, они неразделимы с личностью. В них нет содержания экономического характера.

Разновидности имущественных прав в РФ

Что представляют собой политические права

Существенным отличием политических прав граждан РФ от прочих видов является их связь с гражданственной принадлежностью конкретного человека. Данная группа – это конституционные права, которые определяют взаимодействие личности с государством, её участие в общественной и политической жизни страны. Вот перечень основных прав российских граждан, политического характера:

  • нам дано всеобщее равенство перед законами Российской Федерации;
  • мы можем создавать союзы и объединения, не спрашивая на то дозволения;
  • россияне имеют право обращаться в государственные и иные инстанции с заявлениями, которые будут приняты и рассмотрены;
  • граждане могут организовывать стачки, если считают такую меру необходимой;
  • люди могут свободно собираться и проводить собраний и под открытым воздухом, и в помещениях;
  • цензура в РФ запрещена, слово и печать свободны.

Список можно продолжить. Часто в него попадает и то, что включают в личные права и свободы человека. К примеру, свобода совести применима в обоих случаях. С одной стороны, она имеет отношение к конкретной личности, с другой, определяет её взаимосвязь с обществом и страной.

О социально-экономических правах граждан

Если основные личные права невозможно разделить с их обладателем и большинство из них человек получает, лишь появившись на свет, то, что относится к социально-экономическому аспекту, зачастую обретается в процессе жизни по мере взросления. Данное направление напрямую связано с производственными отношениями и распределением материальных благ. Эта область призвана удовлетворить экономические потребности каждого россиянина.

Что входит в список прав

В группу вошли права:


Речь идёт о том, что каждый человек с гражданством или без него должен быть обеспечен необходимыми материальными благами.

«Свобода» - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование. Свобода - это возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями 1 . Поэтому стремление к свободе - естественное состояние человека.

Проблема свободы уходит своими корнями в глубокую древность.

Термин «свобода» в античности используется в основном в юридическом контексте, так как именно рассмотрение права в данном обществе наиболее ясно показывает, до какой степени самосознания дошла свобода. Например, античное право, признавая противоположность свободного человека и раба, было озабочено тем, чтобы придать свободе реальный статус, делая из рабства одних условие действительной свободы других.

В то же время античность показала, что свобода, будучи реальной, остается лишь привилегией некоторых и не может определить человеческую сущность в ее всеобщности.

Между тем, именно античность продемонстрировала ограниченное, но конкретное и реальное сознание свободы, тогда как современные определения свободы непосредственно включают ограничение и отрицание свободы. Свобода каждого конкретного человека прекращается там, где начинается свобода другого человека, и закон должен определить границу между свободами. Но, таким образом, свобода человека определяется через ограничение или лишение человека его свободы.

И хотя термин «свобода» встречается у античных авторов (еще эпикурейцы утверждали, что человек свободен, если он может реализовать свои желания), в собственно философском плане проблема свободы более или менее четко формируется лишь в Новое время. Так Г. Лейбниц отмечал: «Термин свобода очень двусмыслен 2 ». Отрицательные определения сводятся к констатации отсутствия противодействия, а положительные – к состоянию субъекта, действующего по собственной воле.

В работах английских и французских мыслителей К. Гельвеция, Т. Гоббса, Ж. -Ж. Руссо проблема свободы ставилась и решалась, как правило, в контексте теории общественного договора, где права человека на жизнь, свободу и ответственность раскрывались как «естественные права» человека. В философиях общественного договора свобода представлена, прежде всего, как свобода выбора (libre arbiter) естественно независимого индивида. Для преодоления противоречия необходимо, чтобы по «Общественному договору», то есть по соглашению между свободными волями, которое конституирует общество, каждая независимая воля потеряла «свою естественную свободу». Эта утрата абсолютна, так что формула договора была бы формулой тоталитарного общества, в котором индивид, лишенный всякого права, целиком подчинен социальной целостности, часть которой он составляет. Но такая абсолютная утрата всех прав противоречиво выступает абсолютной гарантией всех прав и настоящей свободы.

На смену концепции свободы, построенной на теории общественного договора, приходят концепции онтологического и гносеологического плана, характерные для немецкой классической философии. В немецкой классической философии противоборствовали два полярно противоположных взгляда на человеческую свободу: детерминистская трактовка свободы, где свобода выступает как познанная необходимость и альтернативная точка зрения, согласно которой свобода не терпит детерминации, а представляет собой разрыв с необходимостью, отсутствие сдерживающих границ. Понимание диалектической природы свободы упирается в анализ взаимодействия ”Я” и ”Не-Я”, в анализ ее как посредника между всеми гранями взаимопереходов процессов освоения и отчуждения. Представляя собой не некую вещь, но меру процессуального тождества противоположностей, свобода всегда внутренне противоречива и, следовательно, неопределенна, размыта, амбивалентна.

Иммануил Кант относил свободу к «неизбежным проблемам самого чистого разума» наряду с Богом и бессмертием.

По Канту сказать «Я должен» - то же самое, что «Я свободен» (иначе долженствование бессмысленно). Это и есть метафизическая сущность свободы.

Кант уточняет: если понимать свободу в позитивном смысле, то есть как аналитическую пропозицию, то тогда была бы необходима интеллектуальная интуиция (которая здесь совершенно недопустима по тем самым причинам, о которых он говорил в «Критике чистого разума»).

По Канту: свобода – это независимость воли от природного феноменального закона; то, что вне каузального механизма. Свобода – качество воли самоопределяться посредством только чистой формы закона, не спрашивая о его содержании. Свобода ничего не объясняет в мире феноменов, зато все объясняет в сфере морали, открывая широкую дорогу автономии. Кант говорит, что было бы безрассудством вводить в науку свободу, если бы практический разум и моральный закон не обладали автономией. Формулу «Если смогу, сделаю» Кант не приемлет. «Должен, следовательно, можешь», - в этом суть кантианства.

Если определять свободу как независимость воли от природных законов и от содержания морального закона, то мы получим ее негативный смысл. Если к этому мы добавим свойство воли самоопределяться, то получим специфически позитивный ее смысл. Автономия в том и состоит, что воля сама себе предписывает закон. У Канта свобода, автономия и «формализм» неразрывно связаны в том смысле, что материя никогда не может быть мотивом или определяющим условием волевого действия. В противном случае из максимы нельзя сконструировать закон по причине ее ненадежности.

В «Критике практического разума» понятия свободы как предмета третьей антиномии космологической идеи, бессмертия души и Бога становятся уже постулатами. Постулаты – не теоретические догмы, а предпосылки, с практической точки зрения. Итак, свобода есть условие императива. Кант даже называет категорический императив синтетической априорной пропозицией, структурно включающей свободу. Но он идет дальше: категория причины, чистое понятие, само по себе применимо как к миру феноменов, так и миру ноуменов, понятая как механическая и свободная. Воля будет свободной причиной. Человек как феномен признает свою подчиненность механической каузальности. Но как существо мыслящее, он свободен благодаря моральному закону. Сколь ни непосредственным достоянием любого человека является чувство свободы, оно, тем не менее, не находится на поверхности сознания. Требуется глубина анализа, чтобы возникало целостное восприятие принципа свободы.

Определенные положения о природе свободы человека, выводимые И. Кантом, нашли свое воплощение и дальнейшее развитие в философии И. Г. Фихте. Как заметил философ, между процессом формирования свободы и ее реальным обнаружением, проявлением, как правило, образуется временной интервал. Свобода реализуется поэтапно. Одни границы определяют ее становление, в рамках других происходит ее воплощение.

Философия Фихте - это философия чистого долженствования. Каждая последующая историческая стадия свободы выступает как причина предыдущей. Человечество утрачивает свое первоначальное «состояние невинности» не почему-то, а для чего-то. Это для чего - конечная цель истории. Исторический процесс имеет круговую структуру: конец есть возвращение к началу, правда, на новом уровне.

Только находясь на точке зрения религии, человек преодолевает свободу, а вместе с ней и раздвоенность, входящую в мир вместе с сознанием. Только теперь он может достичь единства с Божественным абсолютом.

В лекциях «О назначении ученого» он развивает ту мысль, что стремление человека к свободе означает его стремление к тождеству с «чистым Я». Данная цель нереализуема, но человек к ней непременно устремляется. Назначение, следовательно, состоит не в том, чтобы достичь этой цели, достичь социального равенства людей как идеала. Но человек может и должен все более и более приближаться до бесконечности к этой цели. Фихте развивает тот тезис, что о существовании других разумных существ человек узнает через призыв к нему быть свободным.

Итак, позитивный признак общества - это «взаимодействие посредством свободы».

Свобода в истории по Ф. Шеллингу носит противоречивый, диалектический характер: она порождается деятельностью людей и благодаря им же снимается. Это находит свое воплощение в диалектически противоположных суждениях немецкого философа: «Возникновение всеобщего правового строя не должно быть делом случая, и все-таки оно может быть только результатом свободной игры сил, наблюдаемой нами в истории 3 ». И далее: « Человек лишь потому имеет историю, что его поступки не могут быть заранее определены какой – либо теорией. Следовательно, историей правит произвол 4 ». Вместе с тем: «Всеобщее правовое устройство является условием свободы, так как без него свобода гарантирована быть не может… Свобода должна быть гарантирована порядком, столь же явным и неизменным, как законы природы 5 ». И, наконец: «… история не протекает ни с абсолютной закономерностью, ни с абсолютной свободой, но есть лишь там, где с бесконечным отклонением реализуется единый идеал,… весь образ в целом 6 ». Тем самым, единственно возможным (в логике Ф. Шеллинга) в данном случае является создание «философии абсолютного тождества», что подтверждает диалектический характер свободы в истории.

Второе направление в философской мысли Германии связано с Г. Гегелем, который подчеркивал, что наукоучение Фихте есть «первая разумная попытка на протяжении всей истории выводить категории». Наиболее полно проанализировал онтологические компоненты свободы именно Г. Гегель. Свобода трактуется Гегелем предельно широко и это можно проследить в сочинениях Бернского периода (1793-1796). Там Гегель предстает как исследователь, для которого свобода - это ценность всех ценностей, принцип всех принципов. Он имеет в виду, прежде всего, «свободу от»: от деспотизма, от угнетения, произвола властей предержащих. В связи с этим Гегель обращается к достоинству человека.

В своем главном труде «Феноменология духа» он исходит из той мысли, что индивид способен каким-то образом переживать свое отношение к форме чувственной достоверности. Но данное переживание не есть только его индивидуальное переживание. Оно как бы выступает на сцену форм являющегося духа. Например, одна из глав «Феноменологии» «Свобода и ужас» обращается к анализу таких выступающих на сцене духа форм сознания, которые связаны с пониманием свободы как ничем не ограниченной. Результат такой свободы - абсолютный ужас.

Гегель прекрасно осознает все парадоксы и тупики такой свободы. В его социальной философии начинает превалировать идея мирного разрешения социальных конфликтов. Эта мысль была не чужда реформаторам, но марксистская литература всегда относилась к ней критически. Гегель полагает, что общество, с одной стороны, призвано охранять свободу индивида, а с другой - создавать правовое государство, основывающееся на разумном взаимопонимании граждан.

Право истолковывается Гегелем как целостная система свободы, вытекающая из телеологического развития воли.

Гегель считает, что человек узнает о других «Я» потому, что они ограничивают его свободу, которую тот должен отстоять в борьбе за признание.

Итак, взяв за исходный пункт идею самодвижения понятия, Гегель логично «организовал» природу и дух, религию и искусство, государство и личность. Он - настолько «последовательный идеалист», что его философия означает уже переход в своеобразный реализм. Благодаря «диалектике понятия» Гегель осознал тот тезис, что свобода есть «истина необходимости».

Гегель считал, что начальное бытие свободы возможно только через государство. Поэтому он придает такое огромное значение теории государства. Народ не может быть, по Гегелю, свободен сам по себе. К тому же идеальная свобода, считал Гегель, есть свобода в сознании, не больше.

Онтологические трансформации принципа свободы можно обнаружить у Маркса, который уделял огромное внимание проблеме свободы. Свобода для него была равнозначна самоопределению духа, стремящегося к самопознанию.

Отсутствие публичности и гласности есть такое ограничение свободы, которое фактически сводит ее к нулю. К тому же, по мысли Маркса, свобода вообще не может быть частичной, не может касаться только одной стороны жизни, не распространяясь на другие, и напротив, ограничение свободы в чем-то одном есть ее ограничение вообще. «Одна форма свободы, - пишет Маркс, - обуславливает другую, как один член тела обуславливает другой. Всякий раз, когда под вопрос ставится та или другая свобода, тем самым ставится под вопрос и свобода вообще. Всякий раз, когда отвергается какая-либо одна форма свободы, этим самым отвергается свобода вообще… 7 ». Под свободой опять-таки понимается, прежде всего, свобода разума, ибо еще предполагается, что именно неосуществление этой свободы является конечной причиной всех прочих несвобод, включая «несвободное государство».

В отличие от существующего «несвободного государства», «разумное государство» представляет объединение людей, следующих «естественному закону свободы» и, объединившихся для его максимальной реализации. В контексте этих рассуждений свобода и разум оказываются во многом синонимичны. Определяя « разумное государство» как «союз свободных людей», Маркс требует «рассматривать государство человеческими глазами», то есть, государство должно быть «соответствующим природе человека», должно быть построено «на основе разума свободы» и должно являться «осуществлением разумной свободы».

Занимаясь вопросами социальной онтологии, Маркс утверждал, что «современная философия рассматривает государство как великий организм, в котором должны осуществляться правовая, нравственная и политическая свобода, причем отдельный гражданин, повинуясь законам государства, повинуется только естественным законам собственного разума, человеческого разума».

Маркс полагал, что нельзя судить о реальной свободе на основании спекулятивной идеи свободы, которая есть лишь плод теоретического воображения. Маркс, пытался осмыслить свободу как онтологическую проблему, как проблему освоения людьми отчужденных от них экономических и политических сил общественного развития. В этом плане свобода выступала у него в качестве деятельности людей по практическому освоению необходимости, по овладению средствами жизни и индивидуального развития. Но поскольку эта трактовка была сопряжена в основном с политической борьбой, с революционным преодолением капитализма, она фактически предполагала создание репрессивных структур, значительно ограничивающих свободу индивидуальных субъектов, ее юридические и экономические основания. Если продолжить эту мысль дальше и сказать, что социализм есть «скачок из царства необходимости в царство свободы» (Ф. Энгельс), то свобода приобретает высокий онтологический статус.

В XVIII в. Бенедикт Спиноза стремился разрешит противоречие между свободой и необходимостью. Именно он сформулировал известный тезис «свобода - есть познанная необходимость» 8 . Логика его рассуждений сводилась к следующему. В природе все подчинено необходимости, здесь нет свободы (и случайности). Человек - часть природы и, следовательно, также подчинен необходимости. Однако естественным состоянием человека остается стремление к свободе. Не желая лишать человека состояния свободы, Спиноза утверждал, что свободен человек, только когда познает. При этом он не может изменить хода событий, но, зная законы действительности, может сорганизовать с ними свою деятельность, тем самым, превратившись из «раба» действительного мира, в его «господина».

    Свобода воли = Свобода выбора (греч. το αύτεξούσιον или το εφ ημίν, лат. liberum arbitrium) от времён Сократа и доселе спорный в философии и богословии вопрос о том обладают ли люди реальным контролем над своими решениями и поступками. Содержание … Википедия

    личная свобода - ▲ свобода личность свобода отсутствие стеснений и ограничений в деятельности; возможность поступать, так как хочется; возможность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями (воздух свободы). свободный. свободно. свободен …

    Многозначное понятие, крайние значения которого: 1) С. как возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности; 2) С. как возможность действовать в направлении цели,… … Философская энциклопедия

    Энциклопедия социологии

    свобода - ▲ неограниченность возможность, действие свобода неограниченность возможностей для каких л. действий; отсутствие ограничений. свободный. свободно. свободен. беспрепятственный. беспрепятственно. ▼ личная свобода ↓ … Идеографический словарь русского языка

    СВОБОДА СОВЕСТИ - англ. liberty of conscience; нем. Gewissensfreiheit. Личная свобода; право индивида либо исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой; отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. С. с. гарантируется отделением… … Толковый словарь по социологии

    Базовые понятия Свобода воли Позитивная свобода Негативная свобода Права человека Насилие … Википедия

    Свобода Базовые понятия Свобода воли Позитивная свобода Негативная свобода Права человека Насилие · … Википедия

    Свобода Базовые понятия Свобода воли Позитивная свобода Негативная свобода Права человека Насилие · … Википедия

    Свобода Базовые понятия Свобода воли Позитивная свобода Негативная свобода Права человека Насилие … Википедия

Книги

  • Свобода и судьба , Мэй Р.. Личная свобода - это центральная проблема современного человека и общества. В своей книге Ролло Мэй показывает, что в наши дни наступил кризис личной свободы. Современный человек забыл, что…
  • Капитализм Незнакомый идеал , Рэнд А.. Индивидуальные права, свобода, справедливость, прогресс - вот философские ценности, теоретические цели и практические результаты капитализма.. Капитализм - единственная система, которая…