Спасательные службы гражданской обороны г. Гражданская оборона. Медицинская служба гражданской обороны. Основные задачи службы

Спасательные службы представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для выполнения мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также первичного жизнеобеспечения населения.

Правовые основы создания и деятельности спасательных служб составляют Федеральный закон "О гражданской обороне" от 12.02.98 № 28-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 2.11.2000 № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", ежегодные организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы.

Основными задачами спасательных служб являются:

Проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении

военных действий или вследствие этих действий.

Участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

Участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

Обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения и другие.

Применение спасательных служб осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.

3. Виды нештатных аварийно-спасательных формирований

Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

По подчиненности: территориальные формирования и формирования организаций;

По составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации: посты, группы, звенья, команды;

По предназначению: радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.

Территориальные формирования предназначаются для выполнения мероприятий гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях, наращивания группировки сил гражданской обороны и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках. Территориальные формирования подчиняются руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления соответствующих территорий.

Базой для создания территориальных формирований являются организации, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, продолжающие работу в военное время на территории, подведомственной органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления.

Формирования организаций предназначаются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в тех организациях, на базе которых они созданы, и подчиняются их руководителям. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления формирования организаций могут привлекаться для ведения аварийно-спасательных работ в других организациях в установленном порядке.

Все формирования создаются для ведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с их предназначением.

Сводная команда (группа) является основным формированием, предназначенным для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Сводная команда (группа) механизации работ предназначается для усиления сводных и спасательных команд (групп) средствами механизации, а также для выполнения наиболее трудоемких работ самостоятельно.

Спасательная команда (группа) предназначается для проведения спасательных работ.

Формирования, создаваемые на базе ремонтных, химических, медицинских, противопожарных, аварийно-технических, транспортных, охранных и иных специализированных организаций, служб, подразделений предназначаются для осуществления специальных мероприятий в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий:

группы инженерной, радиационной, химической и биологи ческой разведки - для ведения разведки в очагах поражения (заражения), зонах катастрофического затопления, в районах массовых пожаров, на маршрутах выдвижения и в местах размещения формирований и населения;

посты радиационного, химического и биологического наблюдения - для наблюдения за радиационной, химической и биологической обстановкой;

команды, группы радиационной, химической и биологической защиты - для ликвидации последствий радиационного, химического и биологического заражения, проведения дезактивации, дегазации, дезинфекции личного состава формирований, населения, территорий и сооружений, осуществления радиационного, химического, биологического контроля, а также для локализации и ликвидации вторичных очагов заражения;

команды и звенья связи - для обеспечения связью руководителей органов управления гражданской обороны и пунктов управления с подчиненными и взаимодействующими силами, а также для ведения аварий но-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи;

медицинские отряды, бригады, санитарные дружины и санитарные посты - для осуществления медицинского, санитарно - эпидемического и биологического контроля, оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения, проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в очагах заражения (загрязнения), на маршрутах эвакуации и ввода сил гражданской обороны, в загородной зоне, а также для ухода за пораженными;

инженерные команды, группы, звенья - для ведения инженерной раз ведки, аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановления и ремонта дорог и дорожных сооружений, взрывных работ, строительства и обслуживания (эксплуатации) защитных сооружений;

аварийно-технические команды - для выполнения аварийно-технических работ на сетях и сооружениях коммунально­энергетического хозяйства;

автомобильные и автотранспортные колонны - для перевозки в загородную зону рассредоточиваемых рабочих, служащих и эвакуируемого населения, вывоза материальных и культурных ценностей, перевозки сил гражданской обороны к очагам поражения, эвакуации пораженных в лечебные учреждения загородной зоны, подвоза (вывоза) рабочих смен, доставки материальных средств;

подвижные ремонтно-восстановительные и эвакуационные группы - для проведения текущего ремонта техники в полевых условиях и ее эвакуации;

подвижные автозаправочные станции - для обеспечения автотранспорта и другой техники формирований горючим и смазочными материалами;

команды защиты и эвакуации культурных ценностей - для выполнения мероприятий по защите и эвакуации предметов историко - ­художественного наследия, памятников истории, архитектуры и других культурных ценностей;

команды и группы охраны общественного порядка - для участия в поддержании общественного порядка в населенных пунктах, на объектах работ, в районах размещения, а также в пунктах сбора, на маршрутах вывоза рабочих, служащих и населения в

загородную зону и выдвижения сил гражданской обороны в очаги поражения (заражения);

команды защиты животных - для осуществления ветеринарного контроля, специальной обработки пораженных животных, защиты животных, фуража и источников воды, обеззараживания фуража и продуктов животного происхождения, ферм и других мест размещения скота, а также для проведения профилактических ветеринарно-санитарных и охранно-карантинных мероприятий;

команды защиты растений - для осуществления фитопатологического и энтомологического контроля, проведения мероприятий по защите растений и продуктов растениеводства, обеззараживания сельскохозяйственных угодий и продуктов растениеводства;

противопожарные и лесопожарные команды, отделения и звенья - для локализации и тушения пожаров на маршрутах выдвижения формирований, на объектах спасательных работ и в районах массовых лесных пожаров;

подвижные пункты питания - для обеспечения горячим питанием личного состава формирований в районах размещения при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также обеспечения питанием пораженного населения;

подвижные пункты продовольственного снабжения - для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения продуктами питания (сухим пайком) при отсутствии возможности приготовления горячей пищи;

подвижные пункты вещевого снабжения - для обеспечения пострадавшего населения и санитарно-обмывочных пунктов обменной одеждой, бельем и обувью;

звенья подвоза воды и обслуживания водозаборных пунктов - для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения водой.

Кроме вышеуказанных формирований в организациях водного транспорта могут создаваться также морские (речные) аварийно- спасательные команды (группы), предназначенные для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на акваториях, водных путях и прибрежных объектах. Состав и организация этих формирований определяются исходя из местных условий и возможностей.

В организациях, производящих или использующих аварийно химически опасные вещества (АХОВ), создаются команды (группы) радиационной и химической защиты.

В организациях энергетики, железнодорожного, воздушного транспорта и связи для решения задач гражданской обороны непосредственно в своих организациях, кроме специальных ведомственных формирований могут создаваться спасательные, аварийно-восстановительные и аварийно-технические команды, а также другие формирования в зависимости от прогнозируемых чрезвычайных ситуаций и наличия базы.

На угольных, сланцевых и других шахтах создаются горноспасательные команды и команды по обслуживанию убежищ и укрытий, расположенных в горных выработках.

В строительных и строительно-монтажных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не используемых для развертывания территориальных формирований или специальных ведомственных формирований, создаются группы инженерной разведки, команды по ремонту и восстановлению дорог и мостов, команды взрывных работ.

В жилищно-эксплуатационных организациях городов создаются аварийно-технические команды, звенья по обслуживанию убежищ и укрытий, посты радиационного, химического и биологического наблюдения, санитарные посты, команды (группы) охраны общественного порядка.

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие формирования.

город Мегион

1.Общие положения

1.1.Спасательные службы создаются для выполнения инженерно-технических, медицинских, транспортных, других спасательных мероприятий гражданской обороны, подготовки для этого сил и средств служб, а также для обеспечения действий нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий и (или) вследствие этих действий.

1.2.Спасательные службы гражданской обороны города в своей деятельности руководствуются Федеральным законом от 01.01.2001 №28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», постановлениями и распоряжениями Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, главы города, настоящим положением и другими нормативно-правовыми актами по вопросам относящихся к их компетенции.

1.3.Спасательные службы решают задачи на всех этапах деятельности гражданской обороны, как в мирное, так и в военное время.

2.Порядок создания спасательных служб

2.1.Спасательные службы городского округа город Мегион создаются и утверждаются постановлением администрации города.

2.2.Для обеспечения функционирования спасательных служб создаются штабы служб, которые могут состоять из отделов, отделений и групп.

Начальники штабов спасательных служб назначаются приказами начальников соответствующих спасательных служб.

2.3.В состав спасательной службы объединяются органы управления , силы и средства гражданской обороны организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (подчинённости) и их структурных подразделений сходного профиля деятельности, способных к совместному проведению конкретного вида специальных мероприятий гражданской обороны.

2.4.Состав штабов спасательных служб, перечень и состав нештатных аварийно-спасательных формирований (формирований служб) определяются приказами начальников соответствующих спасательных служб.

2.5.Руководящий состав спасательной службы разрабатывает необходимые организационно-плановые документы, осуществляет методическое руководство подготовкой органов управления, сил и средств других организаций, включаемых в соответствующую спасательную службу.

2.6.Организационно-штатная структура спасательных служб и включаемых в их состав органов управления и формирований, порядок разработки штатов и табелей, комплектования личным составом, нормы и порядок оснащения техникой и материально-техническими средствами разрабатываются согласно методическим рекомендациям МЧС России.

3.Руководство спасательными службами

3.1.Общее руководство силами спасательных служб при ведении военных действий или возникновении чрезвычайных ситуаций осуществляет глава города, координацию и контроль деятельности сил спасательных служб гражданской обороны – управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и охране окружающей среды администрации города.

3.2. Непосредственное руководство спасательными службами осуществляют начальники этих служб.

4.Задачи спасательных служб

4.1.Спасательные службы гражданской обороны решают свои задачи на всех этапах деятельности гражданской обороны в военное время, с возникновением угрозы нападения противника, при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

4.2.Задачи спасательных служб гражданской обороны определяются положениями о соответствующих службах, планами обеспечения мероприятий гражданской обороны, нормативными правовыми актами по вопросам, относящимся к их компетенции.

4.3.Поддержание органов управления спасательных служб гражданской обороны в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4.4.Подготовка необходимых сил и средств к выполнению специальных и других мероприятий гражданской обороны;

4.5.Организация и поддержание взаимодействия с органами управления гражданской обороной, с другими службами, привлекаемыми для выполнения задач в интересах гражданской обороны на территории городского округа город Мегион, с органами военного командования;

4.6.Планирование и организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

4.7.Участие в контроле за соблюдением технологических и инженерно-технических требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций.

4.8.Участие в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4.9.Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участие в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайной ситуации.

4.10.Участие в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

4.11.Основные задачи спасательных служб вытекают из задач, возложенных на гражданскую оборону и направленных на всестороннее обеспечение:

предоставления населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

проведения аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

борьбы с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

обеззараживания населения, техники, зданий, территорий и проведения других необходимых мероприятий;

восстановления и поддержания порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

срочного захоронения трупов в военное время;

разработки и осуществления мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

4.12.Общими задачами для всех спасательных служб являются:

подготовка органов управления и формирований спасательной службы к выполнению специальных и других мероприятий гражданской обороны;

выполнение специальных мероприятий гражданской обороны в соответствии с профилем спасательной службы;

организация и поддержание взаимодействия с другими спасательными службами, с соответствующими органами управления гражданской обороны, с соединениями и частями гражданской обороны, с органами военного командования;

обеспечение действий формирований гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

обеспечение защиты личного состава, техники и имущества спасательных служб от поражающих факторов радиоактивных веществ, аварийных химически, биологически опасных веществ, аварий, катастроф и стихийных бедствий;

учёт формирований, входящих в состав спасательных служб, организаций, привлекаемых для решения задач гражданской обороны, их укомплектованности и обеспеченности.

5.Функции спасательных служб гражданской обороны

5.1.Медицинской спасательной службы - осуществление медицинских мероприятий гражданской обороны, организация и осуществление лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение здоровья населения, личного состава сил гражданской обороны, своевременное оказание медицинской помощи пострадавшим, пораженным и больным в целях их быстрейшего возвращения к трудовой деятельности, максимального снижения инвалидности и смертности, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

5.2.Спасательная служба охраны общественного порядка - поддержание общественного порядка на территории города, в очагах поражения, местах сосредоточения людей и транспорта, на маршрутах их движения, охраны собственности и организации комендантской службы.

5.3.Противопожарная спасательная служба - осуществление контроля за своевременным выполнением инженерно-технических, организационных и пожарно-профилактических мероприятий, направленных на повышение противопожарной устойчивости населенных пунктов и объектов экономики, локализации и тушения пожаров при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, локализация районов (зон) разлива, выброса и распространения аварийных химически опасных веществ в районах стихийных бедствий, а также при авариях и катастрофах.

5.4.Спасательная служба наблюдения и лабораторного контроля - проведение санитарно - эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории, установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний людей при чрезвычайных ситуациях мирного времени, исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность известными возбудителями, измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения, установление наличия в окружающей среде отравляющих веществ, аварийных химически опасных веществ и проведение их предварительной идентификации, отбор проб с зараженных объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, и доставка их в Территориальный отдел Роспотребнадзора и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в городе Мегионе, для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы.

5.5.Спасательная служба оповещения - своевременное оповещение руководства гражданской обороной, членов комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности , органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, населения города в мирное и военное время. Организация технического обеспечения передачи сигналов оповещения по указаниям соответствующих органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

5.6.Спасательная служба энергетики - обеспечение устойчивой работы энергосетей в условиях войны, ликвидации аварий на энергетических сооружениях и сетях, работы автономных источников электроэнергии и энергообеспечения при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

5.7.Коммунально-техническая, автотранспортная спасательная служба - осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы сооружений и сетей коммунального хозяйства , ликвидация аварий на них, проведение дегазации, дезактивации и дезинфекции зараженных транспортных средств. Контроль за проведением мероприятий по защите источников хозяйственно-питьевого водоснабжения . Обеспечение водой действий сил гражданской обороны. Обеспечение перевозки материалов для строительства защитных сооружений, рассредоточения и эвакуации населения, подвоза рабочих смен, подвоза сил и средств при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

5.8.Спасательная служба санитарной обработки и обеззараживания - организация и осуществление санитарной обработки людей, выходящих из очагов поражения. Обеззараживание одежды и средств индивидуальной защиты.

5.9.Спасательная служба связи - организация связи и обеспечение связью органов управления гражданской обороны города. Поддержание системы связи в постоянной готовности к использованию по назначению. Создание резервных каналов связи для нужд гражданской обороны города.

5.10.Спасательная служба торговли и питания - организация и проведение мероприятий, направленных на обеспечение продовольствием и промышленными товарами первой необходимости населения и личного состава аварийно-спасательных формирований в зонах чрезвычайных ситуаций. Обеспечение горячим питанием или сухими пайками пострадавшего населения и личного состава аварийно-спасательных формирований в ходе проведения спасательных и других неотложных работ. Руководство подготовкой санитарно-пищевых лабораторий по проведению исследования продуктов питания на зараженность (загрязненность радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами). Защита личного состава подвижных подразделений спасательной службы гражданской обороны торговли и питания, а также ввозимых товарных запасов от оружия массового поражения и других средств нападения. Определение потерь ввозимых товарных запасов, а также установление пригодности для дальнейшего использования сохранившихся товарных запасов, организация пополнения этих запасов.

5.11.Спасательная служба ритуальных услуг - заблаговременное определение мест возможных захоронений, создание запасов материальных средств для осуществления захоронения трупов в военное время. Создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций. Организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил, организация санитарно-эпидемиологического надзора .

5.12.Спасательная служба убежищ и укрытий - укрытие населения в убежищах и представления им средств индивидуальной защиты. Организация учета наличия фонда защитных сооружений гражданской обороны, подвалов и других заглубленных помещений, пригодных для укрытия населения в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени. Контроль за эксплуатацией, техническим состоянием и использованием в мирное время в интересах экономики защитных сооружений гражданской обороны и других заглубленных помещений, их готовностью к приему укрываемого населения. Организация взаимодействия с другими спасательными службами города, предприятиями, учреждениями и организациями по вопросам жизнеобеспечения укрываемого населения.

6.Управление спасательными службами и организация их деятельности

6.1.Управление спасательными службами заключается в осуществлении постоянного руководства со стороны начальника службы и его штаба деятельностью формирований спасательной службы, в обеспечении их готовности, в организации взаимодействия между сходными по профилю деятельности организациями, входящими в соответствующую службу, в направлении их усилий на своевременное и успешное выполнение поставленных задач.

6.2.Основой управления спасательными службами являются решения начальников служб и вышестоящих руководителей гражданской обороны по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны соответствующего уровня, отражённые в планах обеспечения мероприятий гражданской обороны.

6.3.Контроль за деятельностью и готовностью спасательных служб:

на местном уровне осуществляет глава города через управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и охране окружающей среды администрации города;

на объектовом уровне осуществляют руководители организаций через структурные подразделения (работников) организаций, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.

6.4.Планирование обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательными службами осуществляется на основе планов гражданской обороны и защиты населения соответствующих министерств, ведомств Российской Федерации, плана гражданской обороны и защиты населения города Мегиона и планов гражданской обороны организаций.

6.5.Планы обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательных служб, определяющие организацию и порядок выполнения ими специальных мероприятий гражданской обороны при приведении их в готовность, разрабатываются начальниками спасательных служб в соответствии с требованиями методических указаний и рекомендаций МЧС России.

6.6.Планы обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательных служб городского округа город Мегион подписываются начальником службы, согласовываются с управлением по гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и охране окружающей среды администрации города и утверждаются главой города.

6.7.Планы обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательных служб организаций подписываются начальником службы, согласовываются со структурным подразделением (работником) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и утверждаются руководителем организации.

6.8.Планы спасательных служб городского округа город Мегион разрабатываются в 3-х экземплярах и находятся:

2-й экземпляр - в вышестоящем штабе соответствующей службы;

3-й экземпляр - в управлении по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и охране окружающей среды администрации города.

6.9.Планы спасательных служб организаций разрабатываются в 2-х экземплярах и находятся:

1-й экземпляр - в штабе службы;

2 экземпляр - в вышестоящем штабе соответствующей службы.

6.10. Корректировка планов проводится ежегодно по состоянию на 01 января очередного года в срок до 01 февраля.

6.11.Планы обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательных служб вводятся в действие соответствующими руководителями гражданской обороны в установленном порядке.

6.12.Организация работы штабов спасательных служб, порядок и сроки представления оперативных донесений, организация взаимодействия с другими спасательными службами определяются соответствующими наставлениями и специальными указаниями министерств, ведомств и органов управления гражданской обороны.

6.13.Для обеспечения устойчивого управления спасательными службами оборудуются пункты управления.

7.Ответственность за готовность спасательных служб

к решению поставленных задач

7.1.Ответственность за готовность органов управления, сил и средств, включаемых в состав спасательных служб, несут начальники служб, а также руководители организаций, на базе которых созданы эти службы.

7.2.При переходе права собственности организаций и дальнейшем сохранении профиля их деятельности обязанности по созданию спасательных служб закрепляются за правопреемником имущественных прав и обязанностей организации на основе соответствующего договора.

7.3.Должностные и юридические лица, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении устанавливаемых настоящим положением и иными нормативными правовыми документами требований к созданию и обеспечению деятельности спасательных служб, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

8.Порядок комплектования, материально-технического

и финансового обеспечения спасательных служб

8.1.Комплектование спасательных служб личным составом, оснащение техникой и материально-техническими средствами формирований гражданской обороны осуществляются соответствующими руководителями гражданской обороны и начальниками спасательных служб за счёт организаций, на базе которых создаются эти формирования.

8.2.Обеспечение спасательных служб автомобильным транспортом, дорожно-строительной и подъёмно-транспортной техникой производится за счёт ресурсов, не подлежащих передаче Вооруженным Силам РФ в военное время.

8.3.Финансирование специальных мероприятий гражданской обороны, включая подготовку и оснащение спасательных служб, осуществляется соответственно:

на местном уровне - за счёт средств местного бюджета в пределах средств, предусмотренных на финансирование гражданской обороны;

на объектовом уровне - за счёт средств организаций.

Краевое государственное образовательное учреждение

«Учебно-методический центр по гражданской обороне , чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края »

защиты от ЧС

(Учебное пособие)

Красноярск, 2007

Пособие «Рекомендации руководителям спасательных служб по обеспечению проведения мероприятий ГО и защиты от ЧС» подготовлено в Красноярском государственном образовательном учреждении «Учебно – методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края» с учетом требований нормативных правовых документов Российской Федерации с целью оказания помощи должностным лицам и специалистам ГО и РСЧС в вопросах создания спасательных служб и организации работы.

Пособие можно использовать при подготовке преподавателей к занятиям со слушателями в КГОУ «УМЦ по ГО, ЧС и ПБ Красноярского края».

Пособие подготовлено старшим преподавателем-методистом КГОУ «УМЦ по ГО, ЧС и ПБ Красноярского края»

Пособие рассмотрено и одобрено на заседании рецензионной комиссии КГОУ «УМЦ по ГО, ЧС и ПБ Красноярского края»

Перечень документов

руководителя спасательной службы

Приказ руководителя организации. Положение о спасательной службе организации. План спасательной службы по обеспечению мероприятий ГО организации. План спасательной службы по обеспечению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в организации. Приложение «Функциональные обязанности должностных лиц спасательной службы». Приложение «Штатно-должностной список личного состава спасательной службы». Приложение «План приведения спасательной службы в готовность». Приложение «Нормы оснащения спасательной службы имуществом». Приложение «Схема оповещения и сбора личного состава спасательной службы». Приложение «Схема построения личного состава и техники спасательной службы на месте сбора». Приложение «Выписка из календарного плана выполнения основных мероприятий ГО при переводе организации с мирного на военное время».

Приказ

руководителя _____________________________

(наименование организации)

«___» _________ 200_ г.

__________________________

(наименование населенного пункта)

«Об организации и ведении

гражданской обороны

в (наименование организации)

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О гражданской обороне» от 12.02.98 (в редакции Федерального закона № 000 от 22.08.04) с целью проведения мероприятий по подготовке к защите и по защите рабочих и служащих, материальных и культурных ценностей организации при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

· готовить предложения в территориальные органы управления ГОЧС, руководителю территориальной спасательной службы по подготовке, планированию и проведению мероприятий в организации и их согласование;

· вносить соответствующие предложения и готовить проекты необходимых документов (приказов, распоряжений) по вопросам, требующим решения руководителя организации;

· проводить сборы, совещания, занятия, тренировки со службой и ТСУ с формированиями службы, участвовать в проведении комплексных учений организации.

1.7. Решения, принимаемые руководством службы в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для исполнения всеми структурными подразделениями организации.

1.8. Применение формирований спасательной службы осуществляется по планам ГО.

1.9. В случае крайней необходимости личный состав формирований спасательной службы можно привлекать к ликвидации ЧС мирного времени при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение определенных видов работ. Личный состав формирований спасательной службы, принимающий участие в ликвидации ЧС, подлежит обязательному страхованию жизни на случай увечья, инвалидности или смерти.

2. Состав службы

2.1. В состав коммунально-технической спасательной службы входят:

· руководство службы;

· орган управления (штаб) службы – при наличии возможностей по созданию;

· силы и средства – формирования, специализированные структурные подразделения, производственная деятельность которых в военное время не будет существенно отличаться от их деятельности в мирное время, привлекаемые к решению задач службы.

Состав службы определяется приказом руководителя организации.

2.2. Руководство и штаб службы комплектуется из должностных лиц, не освобожденных от исполнения обязанностей по их основной работе.

Руководство службы:

· руководитель службы – главный механик организации;

· заместители руководителя службы – руководители структурных подразделений, на базе которых создана служба.

На руководство службы возлагаются задачи по организации, подготовке и проведению ремонтных, восстановительных и технических мероприятий и обеспечение управления подчиненными силами и средствами.

2.3. При руководителе службы может создаваться штаб (группа управления) службы, состоящий из начальника штаба, его заместителей и помощников для обеспечения планирования, координации, контроля выполнения задач, возлагаемых на службу, и управления силами и средствами. Состав штаба определяется руководителем службы в зависимости от характера и объема решаемых задач и утверждается руководителем организации.

Штаб службы комплектуется из штатных работников структурных подразделений отдела главного механика – специалистов по направлениям деятельности, не освобожденных от их основных обязанностей.

На штаб службы возлагается создание, подготовка и поддержание в постоянной готовности сил и средств службы к выполнению возложенных на нее задач, их оснащение средствами защиты; табельным имуществом и необходимыми материалами, оборудованием и техникой.

Должностные лица штаба службы обязаны знать задачи службы, возможности подчиненных сил и средств и их обеспеченность, разрабатывать мероприятия (планы) службы и докладывать руководителю службы о выполнении службой мероприятий, предусмотренных планом.

2.4. Нештатные аварийно-спасательные формирования, созданные в соответствии с приказом МЧС России от 23.12.05 № 000 и привлекаемые для решения задач службы:

· группа газовых сетей;

· группа тепловых сетей.

При создании формирований службы предусмотреть такой порядок, чтобы в каждой рабочей смене были аварийно-технические звенья соответствующих формирований службы.

3. Основные задачи службы

3.1. При повседневной деятельности:

3.1.1. Выполнение мероприятий, возлагаемых на службу в соответствии с Планом основных мероприятий объекта по вопросам ГО на текущий год, утверждаемым руководителем организации и Планом обеспечения мероприятий ГО службы.

3.1.2. Разработка совместно со структурным подразделением объекта, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны (штабом ГО), плана гражданской обороны объекта и его ежегодное уточнение.

3.1.3. Разработка и своевременная корректировка плана обеспечения службы (мероприятий, возлагаемых на службу, и включаемых в Календарный план выполнения основных мероприятий ГО объекта).

3.1.4. Укомплектование формирований службы личным составом и оснащение их табельным имуществом.

3.1.5. Проверка и поддержание готовности службы, организация подготовки личного состава службы и формирований к выполнению задач по предназначению.

3.1.6. Заблаговременная разработка и осуществление мер, направленных на повышение надежности тепло-, водо-, газоснабжения , в общем комплексе мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в военное время.

3.2. При переводе гражданской обороны в высшие степени готовности:

3.2.1. С получением от дежурно-диспетчерской службы (иной службы круглосуточного дежурства) установленного распоряжения (сигнала) о введении степеней готовности гражданской обороны руководству и штабу службы (если он создается) немедленно прибыть на рабочие места (руководителю службы – к руководителю организации).

3.2.2. С получением от руководителя объекта задачи, ее уяснения и оценки обстановки организовать выполнение мероприятий плана обеспечения службы (мероприятий, предусмотренных Календарным планом выполнения основных мероприятий гражданской обороны объекта, возложенных на службу – если план обеспечения службы не разрабатывается).

Привести в готовность формирования службы, ввести усиленный режим работы службы с круглосуточным дежурством руководящего состава или его круглосуточной работы.

3.2.3. Обеспечить формирования службы средствами индивидуальной защиты, организовать ввод в действие в установленном порядке соответствующих планирующих документов службы.

3.2.4. Руководить выполнением мероприятий, возложенных на службу в соответствии с Календарным планом выполнения основных мероприятий по устойчивости тепло-, водо-, газоснабжения.

3.2.5. При проведении мероприятий по рассредоточению необходимо обеспечить возможность первоначального управления действиями формирований службы, находящихся в составе рабочей смены, с запасного пункта управления объекта в загородной зоне.

3.3. При угрозе и наличии опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий:

3.3.1. Организовать укрытие личного состава службы в кратчайшие сроки в защитном сооружении на период возможной опасности.

3.2.2. Поддерживать связь с защищенного пункта управления и запасного пункта управления в загородной зоне (при его создании) с формированиями службы и взаимодействие с территориальной спасательной службой и службами соседних объектов.

3.3.3. Оценить состояние системы тепло-, водо-, газоснабжения, доложить руководителю объекта свои предложения по восстановлению потребителей по временным схемам и организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

3.3.4. Обеспечить проведение работ по восстановлению тепло-, водо-, газоснабжения необходимыми материалами, оборудованием и техникой.

3.3.5. Обеспечить соблюдение мер безопасности при проведении ремонтно-восстановительных работ на инженерных сетях.

3.3.6. Своевременно представлять донесения, доклады и информацию в орган управления ГОЧС объекта и территориальную аварийно-спасательную службу об обстановке и проводимых мероприятиях.

3.3.7. Время на приведение службы в готовность Ч + ____ .

4. Управление службой

4.1. Управление службой заключается в осуществлении постоянного руководства со стороны руководителя службы, его заместителей и штаба службы подчиненными формированиями в обеспечении их готовности, организации деятельности и направлении усилий службы на выполнение поставленных задач при проведении мероприятий гражданской обороны.

4.2. Основой управления службой является решение руководителя службы и разрабатываемый в соответствии с ним план (мероприятия) службы.

4.3. Непрерывность, устойчивость, оперативность и скрытность управления достигается постоянной готовностью средств оповещения и связи, своевременным принятием решений и доведением их до исполнителей, четкой организацией контроля и проверки исполнения, а также знанием и строгим выполнением всем личным составом требований по сохранению государственной тайны.

4.4. Управление силами и средствами в мирное время осуществляется должностными лицами с мест их основной работы с использованием имеющихся в их распоряжении средств связи, а также путем личного общения.

4.5. Работа службы ведется по годовому плану, утвержденному руководителем объекта, а работу штаба службы – по месячным планам, утверждаемым руководителем службы.

4.6. С вводом степени готовности гражданской обороны "Общая" управление осуществляется с заблаговременно созданного защищенного пункта управления в месте постоянной дислокации, а с проведением эвакуационных мероприятий и с запасного пункта управления в загородной зоне, оснащенных необходимыми средствами связи и обеспечивающие нормальные условия работы для руководства и штаба службы.

4.7. При проведении АСДНР управление формированиями службы осуществляется через узлы связи подвижных (мобильных) пунктов управления и использованием средств мобильной связи.

5. Подготовка личного состава службы и ее формирований

Подготовка личного состава коммунально-технической спасательной службы проводится в соответствии с нормативно-правовыми документами:

· нештатные аварийно-спасательные формирования спасательной службы готовятся по 36-часовой программе, а также проводят тактико-специальные учения 1 раз в 3 года в течение 8 часов;

· личный состав службы готовится по 36-часовой программе ежегодно.

6. Ответственность за организацию работы и готовность службы несет руководитель коммунально-технической спасательной службы.

7. Материально-техническое обеспечение службы специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющегося в организации для обеспечения производственной деятельности.

8. Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению формирований спасательной службы осуществляется за счет финансовых средств организации, создающей формирования спасательной службы.

Руководитель коммунально-технической

спасательной службы организации

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Начальник ОУ по делам Руководитель организации

ГОЧС организации

__________________ __________________

«___» ___________ 200 _ год «___» __________ 200 _ год

ПЛАН

коммунально-технической спасательной службы по обеспечению мероприятий ГО организации

1. Задачи службы.

1.1. Обеспечение устойчивости работы и защиты технологического оборудования, инженерных сетей и коммуникаций.

1.2. Защита (укрытие, вывоз) ценного оборудования, механизмов, технической документации службы.

1.3. Организация (подготовка) действий формирований в общей системе проведения АСДНР на объекте.

1.4. Своевременное проведение аварийно-восстановительных работ на инженерных сетях и коммуникациях после нападения противника.

2. Выводы из оценки обстановки на объекте и ее влияние на выполнение задач.

2.1. В результате применения противником ядерного оружия при ударе по объектам города на территории объекта возможна сложная радиационная и химическая обстановка, ожидаются серьезные разрушения производственных помещений. Территория объекта попадает в зону средних и сильных разрушений с избыточным давлением во фронте ударной волны 0,2-0,3 кгс/см2. При этом возможны разрушения и повреждения кровель, крыш, оконных переплетов, внутренних перегородок, верхних этажей зданий. После расчистки и ремонта может быть использована часть нижних этажей и подвалов. Получат повреждения трансформаторные подстанции, будут выведены из строя воздушные линии электропередач. Наземные эстакады будут частично разрушены. Заглубленные сети водоснабжения , газо-, тепло-, пароснабжения и канализации получат незначительные повреждения.

Защитные сооружения предприятия полностью сохранятся. Значительные повреждения и разрушения получат многоэтажные жилые дома близлежащей жилой зоны. Завалы будут иметь местный характер.

В результате воздействия светового излучения ядерного взрыва возможно возникновение пожаров. Наибольшую опасность будет представлять зона сплошных пожаров, которая может разделиться на множество отдельных возгораний. В этой зоне проход и работа нештатных аварийно-спасательных формирований службы будут возможны только после локализации или тушения пожаров.

Проникающая радиация и радиоактивное заражение может привести к большим потерям персонала предприятия и остановке производства. Также имеется вероятность нарушения целостности технологических систем заполнения АХОВ и емкостей для их хранения как на самом предприятии, так и на соседних потенциально опасных объектах. В результате выброса АХОВ в атмосферу на территории предприятия возможно образование очага комбинированного поражения, что может существенно осложнить ведение разведки и АСДНР.

Исходя из возможных уровней радиации ведение АСДНР будет возможно:

· в зоне чрезвычайно опасного заражения (мощность дозы на 1-й час после взрыва на внешней границе – 14 рад/ч) – через пять суток;

· в зоне опасного заражения (мощность дозы на 1-й час после взрыва на внешней границе – 4,2 рад/ч) – через двое суток после нанесения ядерного удара.

2.2. После нанесения удара вероятного противника по городу обычными современными средствами поражения территория предприятия попадает в зону слабых и средних разрушений с избыточным давлением во фронте ударной волны 0,1-0,2 кгс/см2.

При этом возможны разрушения или повреждения конструкций зданий: трещины в стенах, разрушения крыши, внутренних перегородок, оконных переплетов. Возможно обрушение верхних этажей.

Заглубленные сети инженерных коммуникаций могут получить незначительные повреждения, воздушные линии электропередач частично будут выведены из строя.

Возможно возникновение отдельных очагов возгорания, разрушение емкостей с АХОВ, что может усложнить обстановку при проведении аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных работ формированиями службы.

3. Порядок и сроки приведения службы в готовность.

3.1. Состав службы:

· группа управления – руководитель службы, заместители, орган управления службы (штаб службы) – 5 человек;

· нештатные аварийно-спасательные формирования службы – аварийно-техническая команда – 44 человека в составе:

а) электротехническая группа – 10 человек;

б) группа водопроводно-канализационных сетей – 12 человек;

в) группа газовых сетей – 11 человек;

г) группа тепловых сетей – 11 человек.

3.2. Порядок и сроки приведения службы в готовность

Показатели готовности службы

Формирования службы

Аварийно-техническая команда

Численный состав, чел.

От каких подразделений выделяется личный состав

Цех № 5 – 22 чел., цех № 10 – 22 чел.

Оповещение, сбор личного состава службы

Способы оповещения:

Лично начальники структурных

подразделений

· при внезапном нападении;

Сирены, сообщения речевого текста по радио

б) в нерабочее время:

· при планомерном переводе ГО;

По телефонам, посыльными

(по цепочке

· при внезапном нападении;

Сирены, сообщения речевого текста по радио и телевидению

Время на оповещение и сбор:

а) в рабочее время;

· при планомерном переводе ГО

· при внезапном нападении:

"Ч" + 15 мин

б) в нерабочее время:

· при планомерном переводе ГО

"Ч" + 3,00 мин

Место сбора

Цех № 5, цех № 10

Приведение в готовность службы:

Время получения СИЗ и другого имущества:

· при планомерном переводе ГО;

В период проведения первоочередных мероприятий ГО 2-й группы

· при внезапном нападении

Место получения СИЗ и другого имущества

Цех № 5, цех № 10

4. Организация защиты личного состава службы.

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "СЫКТЫВКАР"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О СОЗДАНИИ СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ МО ГО "СЫКТЫВКАР"

(в редакции Постановлений администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 14.09.2012 N 9/3514 , от 30.10.2017 N 10/3750)

На основании Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" , приказов МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" , от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" , распоряжения Правительства Республики Коми от 10.05.2011 N 182-р "Об организации решения задач в области гражданской обороны на территории Республики Коми", решения Совета МО ГО "Сыктывкар" от 25.09.2009 N 24/09-438 "Об утверждении Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны на территории МО ГО "Сыктывкар", руководствуясь статьей 44 Устава МО ГО "Сыктывкар", в целях защиты населения и территории МО ГО "Сыктывкар" от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера постановляет:

1. Создать на базе отраслевых (функциональных) органов администрации МО ГО "Сыктывкар", муниципальных предприятий и учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, находящихся на территории МО ГО "Сыктывкар" спасательные службы гражданской обороны МО ГО "Сыктывкар" (далее - спасательные службы ГО) согласно приложению N 1.

2. Утвердить положение о спасательных службах ГО согласно приложению N 2.

3. Назначить должностных лиц отраслевых (функциональных) органов администрации МОГО "Сыктывкар", муниципальных предприятий и учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, находящихся на территории МО ГО "Сыктывкар", руководителями спасательных служб ГО согласно приложению N 3.

Разработать положения о спасательных службах ГО и планы обеспечения мероприятий ГО спасательной службы ГО;

Согласовать положения о спасательных службах ГО и планы обеспечения мероприятий ГО спасательной службы ГО с управлением по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара, соответствующими органами исполнительной власти Республики Коми, ответственными за осуществление мероприятий по ГО в Республике Коми в интересах защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Утвердить положения о службах ГО и планы обеспечения мероприятий ГО службы ГО у главы МО ГО "Сыктывкар" - руководителя администрации.

(в ред. Постановления администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 30.10.2017 N 10/3750)

5. Рекомендовать руководителям организаций, создающим нештатные аварийно-спасательные формирования (далее - НАСФ), нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий ГО (далее - НФГО) в составе служб ГО, согласно приложению N 1 к настоящему постановлению:

Разработать и согласовать с Управлением по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара структуру, численный состав, техническую оснащенность и экипировку НАСФ, НФГО;

Провести укомплектование НАСФ, НФГО специальной техникой, имуществом и личным составом, организовать их обучение и подготовку к выполнению задач по предназначению;

Разработать планы приведения НАСФ, НФГО в готовность к действиям по предназначению;

Представить в Управление по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара и в соответствующие службы ГО приказ о создании и планы приведения в готовность НАСФ, НФГО;

Планировать, организовывать и проводить в установленном порядке подготовку личного состава НАСФ, НФГО в составе служб ГО и проверки их готовности к действиям по предназначению в ходе учений и тренировок.

(п. 5 в ред. Постановления администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 30.10.2017 N 10/3750)

6. Начальнику Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара:

Оказывать методическую помощь и обеспечивать руководителей служб ГО и организаций, создающих НАСФ, НФГО, организационно-методическими документами по созданию, подготовке, оснащению и применению служб ГО, НАСФ, НФГО;

Планировать и проводить в установленном порядке командно-штабные и тактико-специальные учения (тренировки) со службами ГО, НАСФ, НФГО по защите населения и территорий МО ГО "Сыктывкар" от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

(п. 6 в ред. Постановления администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 30.10.2017 N 10/3750)

7. Признать утратившим силу постановления главы администрации МО ГО "Сыктывкар" от 19.03.2007 N 3/769 "О создании спасательных служб гражданской обороны муниципального образования городского округа "Сыктывкар", от 27.08.2009 N 8/3553 "О внесении изменений в постановление главы администрации МО ГО "Сыктывкар" от 19.03.2007 N 3/769 "О создании спасательных служб гражданской обороны муниципального образования городского округа "Сыктывкар".

8. Настоящее постановление вступает в силу с даты его подписания.

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации М.Н.Османова.

И.о. главы администрации
М.ОСМАНОВ

Приложение N 1. РАСЧЕТ СОЗДАНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ (СЛУЖБ ГО) И ФОРМИРОВАНИЙ ГО МО ГО "СЫКТЫВКАР"

Приложение N 1
к Постановлению
администрации
МО ГО "Сыктывкар"
от 23 марта 2012 года N 3/873

от 30.10.2017 N 10/3750)

Структурные подразделения администрации МО ГО "Сыктывкар", организации и учреждения, на базе которых создаются спасательные службы ГО

Наименование нештатных формирований ГО, входящих в состав спасательных служб ГО

Количество формирований

Наименование организаций, входящих в состав спасательной службы ГО и создающих формирования ГО

УМВД России по г. Сыктывкару

Команда охраны общественного порядка

УМВД по г. Сыктывкару (2)

Группа охраны общественного порядка

Управление Росгвардии по РК (2)

Сыктывкарский отдел организации медицинской помощи населению ГКУ РК "Центр обеспечения деятельности Министерства здравоохранения РК"

Бригада специализированной медицинской помощи

ГБУЗ РК "Коми Республиканская больница" (7)
ГУЗ "Коми республиканская стоматологическая поликлиника" (2)
ГБУЗ РК "Коми республиканский онкологический диспансер (2)
ГБУЗ РК "Республиканский противотуберкулезный диспансер" (1)
ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская больница N 1" (3)
ГУ РК "Кардиологический диспансер" (1)
ГБУЗ РК "Республиканская инфекционная больница" (1)
ГБУЗ РК "Республиканская клиническая детская больница" (3)
ГБУЗ РК "Коми республиканская психиатрическая больница" (2)
ГБУЗ РК "Городская больница Эжвинского района г. Сыктывкара" (3)
ГБУЗ РК "Республиканский кожно-венерологический диспансер" (1)
ГУ "Республиканская станция переливания крови" (1)

Фельдшерско-сестринская бригада

ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская поликлиника N 3" (2)
СЭП

СЭП
ГБУЗ РК "Эжвинская городская поликлиника" (2)
СЭП
ГБУЗ РК "Эжвинская детская городская поликлиника" (6) СЭП

Врачебно-сестринская бригада

ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская больница" (3)

ГБУЗ РК "Сыктывкарская детская поликлиника N 1" (2)
ГБУЗ РК "Сыктывкарская детская поликлиника N 3" (2)
ГБУЗ РК "Коми республиканский диагностический центр" (3)
ГБУЗ РК "Коми республиканский наркологический диспансер" (1)
ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр" (1)
ГУ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер" (2)

Бригада экстренной медицинской помощи

ГБУ РК "Территориальный центр медицины катастроф Республики Коми" (1)
ГБУЗ РК "Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи" (25)

Мобильный медицинский отряд

ГБУЗ РК "Центральная поликлиника г. Сыктывкара" (1)
ГБУЗ РК "Эжвинская городская поликлиника" (1)
ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская поликлиника N 2" (1)
ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская поликлиника N 3" (1)
ГБУЗ РК "Сыктывкарская детская поликлиника N 2" (1)
ГБУЗ РК "Сыктывкарская детская поликлиника N 1" (1)

Санитарный противоэпидемиологический отряд

ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК", г. Сыктывкар (1)

ООО "Сыктывкарское АТП N 1"

Команда по перевозке населения

ООО "Сыктывкарское АТП N 1"
ООО "Коми Автолайн"
ООО "СПАТП 19"
ООО "Пригородные перевозки"
ИП "Карпов"
ООО "СПАТП N 2"
Организации, имеющие автотранспорт для перевозки населения или арендующие автотранспорт

Команда по перевозке грузов

Организации, имеющие автотранспорт для перевозки грузов или арендующие автотранспорт

Станция специальной обработки транспорта

ООО "Сыктывкарское АТП N 1" (1)
ООО "Эжватранс" (1)

Управление ЖКХ администрации МО ГО "Сыктывкар"

Аварийно-техническая команда по теплосетям

Филиал Сыктывкарские тепловые сети
ПАО "ТПлюс"
ЭМУП "Жилкомхоз"
МУП "Жилкомуслуги"

Аварийно-техническая команда по водопроводным сетям

МУП "Сыктывкарский Водоканал"
ЭМУП "Жилкомхоз"
МУП "Жилкомуслуги"

Аварийно-техническая команда по канализационным сетям

МУП "Сыктывкарский Водоканал"
ЭМУП "Жилкомхоз"
МУП "Жилкомуслуги"

Аварийно-техническая команда по насосным станциям

МУП "Сыктывкарский Водоканал"

Аварийно-техническая команда по электросетям

ПО "Южные электрические сети" филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго"

Аварийно-техническая команда по газовым сетям

АО "Газпром газораспределение Сыктывкар"

Звено подвоза воды и обслуживания водозаборных сооружений

МУП "Сыктывкарский Водоканал" (2)
МУП "Жилкомуслуги" (1)
ЭМУП "Жилкомхоз" (1)

Группа по переоборудованию подвальных помещений и обслуживанию защитных сооружений

Организации, обслуживающие жилой фонд
г. Сыктывкара (ООО, ТСЖ)

Отряд по захоронению трупов людей

ЭМУП "Жилкомхоз"
Кооператив "Колер"
ООО "Ритуал-сервис"
ООО "Эдем"
МКП "Жилкомсервис"
МКП "Дорожное хозяйство"

Команда по захоронению трупов животных

ООО "Пригородный"

Команда по обеззараживанию территорий

МКП "Дорожное хозяйство" (1)
МКП "Жилкомсервис" (1)
МУП "Жилкомуслуги" (1)

Команда нейтрализации АХОВ

ЭМУП "Жилкомхоз"

БУ "Управление капитального строительства" МО ГО "Сыктывкар"

Группа инженерной разведки

Команда по ремонту и восстановлению дорог

ОАО "Коми дорожная компания"
МКП "Дорожное хозяйство"

Команда по ремонту и восстановлению мостов

МКП "Жилкомсервис"

Бригада по расчистке завалов

ООО "ТетрастройКоми"
АО "Коми тепловая компания"
ООО "Ремонтно-строительный трест"
ООО "Кран Плюс"

Управление экономики и анализа администрации МО ГО "Сыктывкар"

Подвижный пункт вещевого снабжения

ООО "Профессионал-Коми" (2)
ООО "Термоклуб" (1)
ООО "Партнер" (2)
ООО "Экспедитор" (1)

Подвижный пункт продовольственного снабжения

ООО "Лидер" (2)
ООО ТП "Бумажник" (1)
ПК "РСТ" (1)
ООО "Ассорти ЛТД" (1)

Подвижный пункт питания

ООО ТП "Бумажник" (2)
МУП ПиТ "Восторг" (2)

Стационарный пункт питания

ООО ТП "Бумажник" (2)
МУП ПиТ "Восторг" (2)
ЭМУП "Общественное Питание" (1)

ФГКУ "1 отряд ФПС по РК"

Подразделения противопожарной службы

ФГКУ "1-й отряд ФПС по РК"
11 отряд ГКУ "УППС и ГЗ"
ФГКУ" Специализированная пожарно-спасательная часть ФПС по РК"
ООО "ПожГазСервис"
ГОУ ДПО "Сыктывкарский УЦ ФПС"

МУП "Сыктывкарский банно-прачечный трест"

Пункт санитарной обработки людей

МУП "Сыктывкарский банно-прачечный трест" (3)
ЭМУП "Жилкомхоз" (2)

Станция специальной обработки одежды

ООО "Аквастар" (1)
ООО "Лебедь" (1)

Приложение N 2. ПОЛОЖЕНИЕ О СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБАХ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ МО ГО "СЫКТЫВКАР"

Приложение N 2
к Постановлению
администрации
МО ГО "Сыктывкар"
от 23 марта 2012 года N 3/873

(в редакции Постановления администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 30.10.2017 N 10/3750)

1. Общие положения:

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" , приказов МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" , от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" , от 18.12.2014 N 701 "Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий ГО" , распоряжения Правительства Республики Коми от 10.05.2011 N 182-р "Об организации решения задач в области гражданской обороны на территории Республики Коми", решения Совета МО ГО "Сыктывкар" от 31.03.2016 N 06/2016-83 "Об утверждении Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" и определяет порядок создания и функционирования спасательных служб ГО (далее - служб ГО), нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ), нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий ГО (далее - НФГО) в составе служб ГО.

Спасательная служба ГО (служба ГО) - это совокупность органов управления, сил и средств, обладающих сходным профилем деятельности, предназначенных для обеспечения выполнения мероприятий ГО и защиты населения и территории МО ГО "Сыктывкар" от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также для управления и обеспечения действий входящих в состав спасательной службы ГО НАСФ, НФГО при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР).

Службы ГО создаются на базе отраслевых (функциональных) органов администрации МО ГО "Сыктывкар", организаций подведомственных администрации МО ГО "Сыктывкар" и организаций и предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, находящихся на территории МОГО "Сыктывкар".

Нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) - самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий ГО (далее - НФГО) - это формирования, которые создаются организациями в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайной ситуации, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию помощи населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях природного техногенного и военного характера, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Общее руководство службами ГО осуществляет Глава МО ГО "Сыктывкар" - руководитель администрации.

Непосредственное руководство службой ГО осуществляет руководитель службы ГО, назначаемый на указанную нештатную должность постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар".

Для организации и обеспечения деятельности службы ГО приказом руководителя службы создается штаб, определяются обязанности должностных лиц.

Руководитель службы ГО, руководители предприятий, организаций и учреждений, входящих в состав службы ГО, осуществляют контроль и несут ответственность по готовности органов управления, сил и средств службы ГО к выполнению задач по предназначению.

2. Основные задачи служб ГО:

Основными задачами служб ГО являются:

поддержание органов управления, сил и средств служб ГО, НАСФ, НФГО (далее - формирований ГО) в составе служб ГО в готовности к проведению АСДНР при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера;

создание в установленном порядке (на базе организаций и предприятий в составе службы ГО) формирований ГО для проведения АСДНР на территории МОГО "Сыктывкар", организация оснащения формирований ГО необходимой техникой и имуществом;

организация и контроль за обучением и подготовкой в установленном порядке личного состава формирований ГО в составе службы ГО, проведение в установленном порядке проверок готовности к действиям по предназначению формирований ГО в ходе учений, тренировок;

управление формированиями ГО в составе служб ГО при проведении АСДНР в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций, обеспечение их действий;

разработка и ежегодное уточнение планов обеспечения мероприятий ГО службы ГО, формализованных и организационных документов по управлению службой ГО;

участие в разработке и ежегодном уточнении плана гражданской обороны и защиты населения МОГО "Сыктывкар";

обеспечение выполнения мероприятий ГО и защиты населения и территории МОГО "Сыктывкар" от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

участие в подготовке нормативной правовой базы МОГО "Сыктывкар" по определению состава и объемов, созданию, хранению резервов материальных ресурсов в целях гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам организации и проведения АСДНР;

пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

организация взаимодействия с органами исполнительной власти Республики Коми, ответственными за осуществление мероприятий по ГО в Республике Коми, при планировании и выполнения мероприятий ГО, проведения АСДНР на территории МОГО "Сыктывкар";

организация создания, хранения и освежения резервов материально-технических средств в целях ГО, защиты населения и территорий МОГО "Сыктывкар" от чрезвычайных ситуаций (на базе организаций и предприятий в составе службы ГО);

создание и поддержание в готовности к применению пунктов управления службы ГО, систем управления, связи и оповещения.

3. Специальные задачи служб ГО:

Служба охраны общественного порядка ГО:

организация и поддержание общественного порядка при выполнении мероприятий ГО, в военное время, а также при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

обеспечение безопасности и регулирование дорожного движения на маршрутах эвакуации и выдвижения группировки сил для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

охрана пунктов управления, особо важных объектов и организаций, государственного и личного имущества граждан;

борьба с преступностью в военное время и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

организация применения штатных подразделений полиции для поддержания общественного порядка в период выполнения мероприятий ГО;

организация создания территориальных формирований ГО (команды и группы охраны общественного порядка) для выполнения задач по предназначению.

Медицинская служба ГО:

медицинское обеспечение территориальных формирований ГО, участвующих в проведении АСДНР в военное время и при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

медицинское обеспечение населения в период выполнения мероприятий ГО, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

оказание всех видов медицинской помощи пострадавшему населению;

развертывание больничной базы в безопасных районах для оказания квалифицированной специализированной медицинской помощи пораженным и их стационарного лечения;

организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и поддержание санитарно-эпидемического благополучия населения;

медицинское обеспечение эвакуации населения, которое включает в себя проведение организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний;

создание территориальных формирований ГО (санитарные дружины, бригады скорой медицинской помощи, мобильные медицинские отряды, бригады специализированной медицинской помощи, врачебно-сестринские бригады, отряды эпидемиологического контроля) для выполнения задач по предназначению.

Автотранспортная служба ГО:

организация и обеспечение автомобильных перевозок населения при проведении эвакуационных мероприятий;

организация и обеспечение автомобильных перевозок материальных и культурных ценностей при проведении эвакуационных мероприятий;

организация перевозок личного состава территориальных формирований ГО, участвующих в проведении АСДНР;

организация перевозок грузов и материалов для проведения АСДНР;

организация и проведение специальной обработки (обеззараживания) техники;

создание территориальных формирований ГО (команды для перевозки населения, команды для перевозки грузов, станции специальной обработки транспорта) для выполнения задач по предназначению.

Коммунально-техническая служба ГО:

планирование и выполнение организационно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов жизнеобеспечения населения, организаций жилищно-коммунального, топливно-энергетического и газового хозяйства;

организация и проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жизнеобеспечения населения, организаций жилищно-коммунального, топливно-энергетического и газового хозяйства;

защита водоисточников и систем водоснабжения;

организация и проведение обеззараживания территорий;

организация и проведение мероприятий по переоборудованию подвальных помещений домов жилого фонда в защитные сооружения для укрытия населения;

организация и проведение мероприятий по поддержанию в рабочем состоянии уличной дорожной сети и уличного освещения;

организация срочного захоронения трупов людей и животных при военных конфликтах, а также при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и пандемиях;

организация и контроль выполнения мероприятий по светомаскировке в военное время;

организация и проведение специальной обработки (обеззараживания) территорий, зданий и сооружений;

создание территориальных формирований ГО (аварийно-технические команды (группы) по водопроводным, тепловым, канализационным и газовым сетям, группы (звенья) по переоборудованию подвальных помещений и обслуживанию защитных сооружений, команды по обеззараживанию территорий, команды (группы) захоронения трупов людей, команды по захоронению трупов животных, команды по обеззараживанию территорий, команды нейтрализации АХОВ) для выполнения задач по предназначению.

Инженерная служба ГО:

планирование, организация и проведение мероприятий по инженерному обеспечению населения в военное время;

инженерное обеспечение эвакуации населения;

планирование и организация строительства недостающих защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укрытий, укрытий быстровозводимых убежищ);

эксплуатация, ремонт, восстановление имеющихся защитных сооружений;

инженерное обеспечение ведения АСДНР в очагах поражения при военных конфликтах, ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

разбор завалов и прокладка маршрутов движения сил ГО в очагах поражения;

организация и ведение инженерной разведки в очагах поражения, при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, а также при проведении эвакуации населения;

планирование, организация и проведение ремонта и восстановления дорог и мостов, разрушенных вследствие чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, для обеспечения выполнения мероприятий ГО;

создание территориальных формирований ГО (сводные команды механизации работ, группы инженерной разведки, команды (группы) по восстановлению дорог и мостов) для выполнения задач по предназначению.

Служба торговли, питания и материально-технического обеспечения ГО:

организация и защита продовольственных и промышленных товаров от радиационного и химического заражения (загрязнения);

организация и обеспечение питанием, продовольственными и промышленными товарами первой необходимости личного состава формирований ГО;

организация и обеспечение питанием, продовольственными и промышленными товарами первой необходимости населения, эвакуированного в безопасные районы;

организация и обеспечение материально-техническими средствами формирований ГО при выполнении мероприятий ГО и проведении АСДНР;

создание территориальных формирований ГО (подвижные и стационарные пункты питания, подвижные пункты продовольственного снабжения, подвижные пункты вещевого снабжения, команды (группы) материально-технического снабжения) для выполнения задач по предназначению.

Противопожарная служба ГО:

организация и осуществление профилактических противопожарных мероприятий;

организация и проведение тушения техногенных и природных пожаров;

проведение АСДНР в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций;

спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

организация применения штатных подразделений всех видов пожарной охраны;

организация создания территориальных формирований ГО (команды, группы пожаротушения) для выполнения задач по предназначению.

Служба санитарной обработки людей и обеззараживанию одежды ГО:

организация и проведение санитарной обработки людей и обеззараживания одежды;

создание территориальных формирований ГО (пункты санитарной обработки людей, станции специальной обработки одежды) для выполнения задач по предназначению.

Приложение N 3

Приложение N 3
к Постановлению
администрации
МО ГО "Сыктывкар"
от 23 марта 2012 года N 3/873

(в редакции Постановления администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 30.10.2017 N 10/3750)

Наименование спасательной службы ГО

Штатная должность руководителя спасательной службы

Спасательная служба охраны общественного порядка ГО

Заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка) УМВД России по г. Сыктывкару

Спасательная медицинская служба ГО

Начальник Сыктывкарского отдела организации медицинской помощи населению ГКУ РК "Центр обеспечения деятельности Министерства здравоохранения РК"

Спасательная автотранспортная служба ГО

Директор ООО "Сыктывкарское АТП N 1"

Спасательная коммунально-техническая служба ГО

Начальник Управления ЖКХ администрации МО ГО "Сыктывкар"

Спасательная инженерная служба ГО

Начальник БУ "Управление капитального строительства" МО ГО "Сыктывкар"

Спасательная служба торговли, питания и материально-технического обеспечения ГО

Начальник Управления экономики и анализа администрации МО ГО "Сыктывкар"

Спасательная противопожарная служба ГО

Начальник ФГКУ "1 отряд ФПС по РК"

Спасательная служба санитарной обработки людей и обеззараживания одежды ГО

Директор МУП "Сыктывкарский банно-прачечный трест"

Службы гражданской обороны

нештатные организационно-технические объединения органов управления, сил и средств гражданской обороны предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, обладающие сходным профилем деятельности и способные к совместному проведению конкретного вида специальных мероприятий гражданской обороны (медицинских, инженерных, противопожарных и т.д.) Создаются С. ГО федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные, городские, организаций. Решения о их создании принимается Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций в соответствии с их полномочиями. Положения о С. ГО утверждаются соответствующими начальниками гражданской обороны.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Службы гражданской обороны" в других словарях:

    Службы гражданской обороны - штатные органы в системе ГО, предназначенные для проведения специальных мероприятий ГО, подготовки для этого необходимых снл и средств и обеспечения действий невоенизированных формирований ГО при проведении спасательных и неотложных аварийно… … Словарь военных терминов

    Орган управления медицинской службы Гражданской обороны в республике, крае, области или городе, предназначенный для организации медицинского обеспечения населения при возникновении очагов массовых поражений и при стихийных бедствиях … Большой медицинский словарь

    Совокупность лечебных и вспомогательных учреждений, объединенных единым руководством, предназначенных для оказания квалифицированной и специализированной мед. помощи и лечения пострадавших в результате аварий и катастроф, стихийных бедствий, а… …

    Лечебно профилактическое, санитарно профилактическое, аптечное, научно исследовательское медицинское учреждение или медицинское учебное заведение, в котором по заблаговременно разработанному плану проводятся мероприятия гражданской обороны… … Большой медицинский словарь

    силы гражданской обороны - 2 силы гражданской обороны; силы ГО: Воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Силы гражданской обороны - (англ. civil defence forces) в РФ воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.… … Большой юридический словарь

    Силы гражданской обороны - (англ. civil defence forces) в РФ воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также … Энциклопедия права

    Силы гражданской обороны - 1. Силы гражданской обороны спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно спасательные… … Официальная терминология

    силы гражданской обороны - силы ГО Воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны [Федеральный закон «О… … Справочник технического переводчика

    Личный состав, техника, материальные средства, различные специализированные службы, подразделения и формирования, предназначенные для защиты населения и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие… … Словарь черезвычайных ситуаций

Книги

  • , Бобий Б.В. , В сборнике лекций отражен многолетний опыт преподавания медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны в Российской медицинской академии последипломного образования. Приведены… Категория: Популярная и нетрадиционная медицина Издатель: ГЭОТАР-Медиа , Производитель: ГЭОТАР-Медиа ,
  • Медицина катастроф. Избранные лекции , Бобий Б.В. , В сборнике лекций отражен многолетний опыт преподавания медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны в Российской медицинской академии последипломного образования. Приведены… Категория: