Питание для малоимущих семей. Материальная помощь малоимущим семьям. Единовременная материальная помощь малоимущим

Действующим законодательством в Российской Федерации предусмотрены различные льготы для малоимущих и малообеспеченных граждан. К мерам социальной поддержки относят государственная социальная помощь, обеспечение жилыми помещениями, предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. При этом критерии отнесения нуждающихся лиц к категории малоимущих для разных видов социальной поддержки могут отличаться.

Вопросы предоставления льгот для материально необеспеченных граждан регламентированы Федеральными законами N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Жилищным кодексом Российской Федерации и др.

Региональными программами предусмотрены получение детьми из малоимущих семей бесплатных билетов в кино, зоопарк, цирк и др.

6. Малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, могут быть предоставлены жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. В этом случае для признания малоимущим учитывается не только доход, Также предъявляются дополнительные требования о сроке проживания в соответствующем субъекте.

Так, для того, чтобы получить социальное жилье в Москве необходимо проживать в г. Москве по месту жительства в общей сложности не менее 10 лет. Жилье предоставляется в порядке очередности.

Также малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, может быть предоставлено по договору социального найма освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей или собственников

Налоговые льготы для малоимущих

На федеральном уровне для малоимущих граждан предусмотрена льгота в виде освобождения от уплаты госпошлины за госрегистрацию прав на недвижимость и договоров об отчуждении недвижимости (см. пп. 15 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации).

Региональным законодательством в отдельных субъектах России для малообеспеченных граждан предусмотрены льготы в виде частичного освобождения от уплаты налога на имущество , земельного и транспортных налогов. О ставках и льготах по транспортному налогу можно прочитать по ссылке.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Какую семью признают малоимущей. Какие пособия предусмотрены для семей с низким доходом. Как оформить пособие малоимущим гражданам.

Какие пособия предусмотрены малоимущим семьям в 2018 году в Москве

В Российской Федерации достаточно высокий уровень жизни в сравнении со многими странам мира. Однако есть категория граждан, которая живёт на минимальный доход. Особое внимание государства обращено на малоимущие семьи, так как дети — приоритет для любой страны, а их благополучие зависит не только от родителей, но и поддержки органами власти.

Какая семья считается малоимущей

В соответствии с законодательством России малоимущей считается семья, у которой доход на одного члена ниже величины прожиточного минимума. Данный параметр устанавливает в каждом регионе в зависимости от цен на товары и услуги, а также размера коммунальных платежей в субъекте.

Важным аспектом является то, что все семейные узы должны быть зарегистрированы в органах ЗАГС. А семьей будет признана группа людей, проживающих вместе и ведущих одно хозяйство:

  • супруги;
  • несовершеннолетние дети;
  • нетрудоспособные родители;
  • третье поколение.

Таким образом, подсчитывается суммарный доход всех членов семьи, и делиться на количество человек. Если сумма на персону ниже прожиточного минимума на душу населения, то малая группа признаётся малоимущей.

Как рассчитать доход


Чтобы рассчитать доход малоимущей семье требуется знать несколько базовых параметров, подсчитывается среднедушевой показатель на каждого члена. При произведении расчётов учитываются следующие виды дохода:

  • заработная плата или доход от предпринимательской деятельности;
  • социальные пособия в виде пенсий, выплат по нетрудоспособности или безработице;
  • рента за сдачу собственности;
  • иные формы, например, алименты, гонорары, проценты по вкладам, подарки.

Не будет учитываться доход следующих лиц:

  1. Совершеннолетних членов семьи, в том числе детей, проживающих отдельно.
  2. Родителей, лишенных своих прав.
  3. Родственников, находящихся в исправительных учреждениях.

Формула расчёта основана на суммировании доходов всей семьи за три месяца и делении этого показателя на всех совместно проживающих людей.

Если среднедушевой показатель ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания, то малую группу признают малоимущей.

Ежемесячное пособие малоимущим семьям в Москве

Поддержка малоимущих граждан осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Помощь представлена в виде денежных выплат и бесплатных наборов социальных услуг.

К основным видам поддержки относятся:

  1. Ежемесячное социальное пособие на детей. В ряде регионов предусмотрены специализированные доплаты молодым матерям.
  2. Социальная ипотека и предоставление жилья по территориальной очереди на получение недвижимости.
  3. Субсидия на коммунальные услуги до пятидесяти процентов.
  4. Налоговый вычет по НДФЛ на единоразовые денежные поступления.

В дополнение к этому в нескольких субъектах действует специальная программа материнского капитала при появлении на свет третьего и последующих детей.

Когда предоставляются выплаты по 10000 рублей

С первого января текущего года в силу вступила новая президентская программа, направленная на поддержку малоимущих семей, у которых появился первый ребёнок. В соответствии с законопроектом с момента рождения до достижения полутора лет будет производиться начисление денежных средств равное прожиточному минимуму на ребёнка в конкретном субъекте Федерации. В среднем по России этот показатель равен десяти тысячам рублей.

Для того, чтобы получить право на выплату должны быть соблюдены следующие критерии:

  1. Доход семьи меньше 1,5 кратного размера прожиточного минимума на человека, установленный в регионе.
  2. Ребёнок родился в 2018 году.
  3. И родители, и малыш — граждане РФ.

Цель программы — повышение демографических показателей среди молодых семейных пар, которые либо имеют низкий уровень дохода, либо являются студентами.

Выплаты малоимущим семьям с детьми до 3 лет в Москве и Московской области

Программа помощи малоимущим семьям в Москве имеет ряд отличий от региональных проектов. На субъект распространяются все федеральные законы, но также существуют и территориальные привилегии.

В региональной программе предусмотрена помощь, как родителям, так и иным официальным представителям ребёнка, например, опекунам.

Повышенный размер назначается:

  • неполным семьям;
  • детям, недополучающим алиментов;
  • жёнам или мужьям с ребенком, у которых второй супруг(а) является военнослужащим.

Оформить выплату допустимо на официальном сайте мера города, а также при личном посещении учреждения «мои документы».

Особенностью Москвы и Московской области также является то, что за несколько лет размеры выплат малообеспеченным, многодетным и семьям с детьми-инвалидами возросли в несколько раз. Индексация была произведена и для остальных категорий граждан.

Единовременная материальная помощь

На текущий момент на федеральном уровне предусмотрено несколько единовременных выплат, связанных с рождением ребёнка и выплачиваемых вне зависимости от уровня дохода семьи:

  1. За рождение первенца или усыновление одного ребёнка младше семи лет – 16 759,09 рублей.
  2. За появление на свет или усыновление второго ребёнка — материнский капитал равный 453 026 рублей.

Повышенные пособия назначаются при усыновлении ребёнка-инвалида, детей старше семи лет, а также одновременно нескольких кровных родственников.

Ежемесячные выплаты

Для того, чтобы стать получателем ежемесячного пособия на ребёнка до трёх лет, семья должна соответствовать следующим критериям:

  • статус многодетной — три и более несовершеннолетних детей;
  • статус малоимущей — среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума;
  • ребёнку и детям, на которых оформляется выплата младше трёх лет;
  • постоянная регистрация в субъекте, где активирована программа по повышению демографического положения.

Размер выплат на третьего и последующих детей определяется на основании детского прожиточного минимума, который также устанавливается в каждом регионе отдельно.

Единственный регион, где это не предусмотрено — Москва, там за каждого ребёнка, притом, доход семьи роли не играет, ежемесячно выплачивают по две с половиной тысячи рублей. Для матёрей-одиночек эта сумма равна четырём с половиной тысячам.

Пособие на ребенка до 18 лет в 2018 году малообеспеченным семьям


В Москве и ряде других регионов уже несколько лет действует программа помощи малообеспеченным семьям, в рамках которой на несовершеннолетнего члена семьи ежемесячно выплачивается пособие, равное детскому прожиточному минимуму.

Такая поддержка предусмотрена для малых групп со среднедушевым доходом ниже допустимого в регионе. Важно учесть, что статус малоимущей семьи требуется регулярно подтверждать. Изменение в лучшую сторону повлечёт отмену выплаты. Укрывательство ряда поступлений денег также приведёт к аннулированию права на пособие от государства.

Пособие многодетным малоимущим семьям, материальная помощь

Президентским указом 1992 года регионам было поручено оказывать дополнительную поддержку многодетным семьям. Притом, как именно будет определяться этот параметр, и какого рода малым группам оказывать финансовую помощь — определяет орган власти субъекта.


Многодетные малоимущие семьи находятся в основной группе риска, так как они особо нуждаются в средствах и любая помощь со стороны государства способна улучшить положение. В большинстве случаев в таком союзе работает только один супруг, и если у родителей более трёх детей, то один доход делиться минимум на пятерых.

Показатель прожиточного минимума в среднем по стране равен девяти тысячам рублей (в ряде регионов достигает шестнадцати), а это значит, что заработная плата должна быть не ниже пятидесяти тысяч. Такой доход характерен не для всех регионов страны.

Программа работает на текущий момент в шестидесяти девяти субъектах, где низкий уровень рождаемости. Если семья постоянно проживает в одном из них, но зарегистрирована в регионе с хорошими демографическими показателями — выплата не предусмотрена.

Адресная помощь: сумма

Адресная помощь основана на выделение денег семье посредством передачи наличных или перевода на карточку на определённые нужды. Как правило, они основаны на потребности покупки еды или одежды, в частности на школьную форму. В дополнение к этому они выделяются на медикаменты, прописанные врачом.

Законодательно определённой фиксированной суммы адресной выплаты нет, так как есть и региональные отличия в ценах, и фактическая нуждаемость.

Размер выплаты определяет специальная комиссия, созданная для выявления потребностей детей малоимущей семьи.

Как оформить пособие


Для оформления пособия требуется обратиться в уполномоченный орган по месту постоянной регистрации и предъявить пакет документов. Предварительно следует собрать сведения о годовых доходах всех членов семьи.

Важно учесть, что статус нуждающихся подтверждается ежегодно, в виду потенциально изменяющегося финансового состояния семьи и взросления детей.

Для того, чтобы подать документацию допустимо обратиться в:

  • отдел социальной защиты населения — территориальную единицу;
  • многофункциональный центр по месту прописки.

Документы

К основному перечню предоставляемых материалов относятся:

  1. Заявление на получение пособия.
  2. Документы, удостоверяющие личность родителей, или одного, если семья неполная.
  3. Свидетельство о рождении третьего ребёнка.
  4. Сведения о составе семьи.
  5. Иная информация о членах группы и их связях, если это предусмотрено, например, свидетельство о браке, документация об усыновлении и так далее.
  6. Указание доходов всех членов семьи, притом, если кто-то не трудоустроен, то основания для этого.
  7. Реквизиты банковской карты для перевода денежных средств.

При сборе документации стоит обратить внимание, что часть материалов ограничены по сроку актуальности. Рекомендуется оперативно осуществлять подачу заявления.

Пособие (компенсация) к школе: как получить


В ряде регионов, с особенно низким уровнем жизни, предусмотрено денежное пособие для подготовки ребёнка к школе:

  • в первый класс;
  • ежегодно перед первым сентября.

Оно нацелено на покупку формы, а также требуемых учебным заведением принадлежностей и учебников.

В ряде субъектов выплата работает по принципу компенсации, то есть родители должны сначала все приобрести, а потом предъявить чеки, отражающие факт покупки и её целевое назначение.

Социальная помощь малоимущим семьям с детьми

Социальная помощь малообеспеченным семьям имеет цель в предоставлении равных возможностей детям не зависимо от уровня дохода родителей, а также стимулирование рождаемости в стране. Не во всех регионах предусмотрены программы финансовой поддержки, однако, есть и федеральные проекты, действие которых распространяется на всех молодых родителей.

Льготные путевки для малообеспеченных

Зачастую родители из малообеспеченной семьи не могут позволить организацию летнего отдыха ребёнка в виду отсутствия финансовых средств. На государственном уровне предусмотрена возможность получения бесплатного тура в лагерь или санаторий для несовершеннолетних из числа малоимущих.

Заявка на путёвку оформляется в ряде учреждений:

  • поликлинике;
  • отделе социальной защиты населения;

Решение о назначении тура принимается уполномоченными лицами органов власти субъектов. На федеральном уровне такой формы социальной помощи не существует. Важно учесть, что предпочтение отдаётся детям-инвалидам, сиротам, а также малышам, страдающим хроническими заболеваниями. Попадание того или иного ребёнка зависит от территориальных квот.

Какие положены в Уфе


В столице республики Башкортостан достаточно высокие показатели рождаемости, поэтому большая часть региональных программ нацелена на поддержку многодетных семей. Как показывает практика, они же чаще всего являются нуждающимися в связи с низким показателем среднедушевого дохода.

В Уфе действую все федеральные программы, а также введены специальные пособия на рождение первого ребёнка у молодых родителей (младше тридцати пяти лет), у которых есть потребность в улучшении жилищных условий. Размер выплаты составляет триста тысяч рублей.

Какие льготы в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге форма социальной помощи малообеспеченных семей, наряду с федеральными проектами, представлена в виде надбавки. Сумма равна разнице между базовой суммой прожиточных минимумов в регионе и фактическим уровнем дохода семьи. То есть региональные органы власти делают так, чтобы среднедушевой доход был равен параметру, установленному в городе.

К льготам, предоставляемым малоимущим семьям Санкт-Петербурга и Ленинградской области относятся:

  • скидка на питание в общеобразовательных учреждениях;
  • дешёвые туры в пансионаты региона;
  • бесплатный или льготный проезд в транспорте.

Экстренная помощь московской области: размер и условия получения


Экстренная помощь представляет собой оперативную поддержку со стороны государства семей и граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, справиться с которой самостоятельно они не в силах. Она основана на выделении разовой денежной выплаты.

Размер выплаты определяется сложностью ситуации, как правило, сумма составляет от семи до тридцати тысяч рублей на члена семьи.

К основным причинам появления права на выплату относятся:

  1. Потеря близкого человека, особенно опасно, если речь идёт о кормильце.
  2. Утрата собственности в связи с независящими от людей обстоятельствами: пожар, наводнение и прочее.
  3. Серьёзная болезнь или травма одно из членов семьи.

Для обращения за экстренной помощью люди вправе обратиться в МФЦ по месту регистрации или заполнить онлайн-заявку на портале Госуслуг.

Малообеспеченные семьи одна из ключевых точек внимания государства. Многие социальные программы нацелены на поддержку именно этой группы населения. Одна из целей Правительства — повышение рождаемости в стране, но она не достижима без обеспечения достойного уровня жизни людей.

Полезное видео

В соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы постановляет:

1. Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.

2. Утвердить Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение).

3. Установить, что:

3.1. Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется при наличии технической возможности получения сведений от органов исполнительной власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

3.3. Уровень имущественной обеспеченности не учитывается при решении вопросов предоставления бесплатного питания в период обучения в организациях, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, предоставления безвозмездно физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям, получающим указанные меры социальной поддержки до дня вступления в силу настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона города Москвы, предусматривающего внесение изменений в законы города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" и от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" и устанавливающего полномочие Правительства Москвы по установлению критериев нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Порядок
оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

1. Общие положения

1.1. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее - Порядок) определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.

1.2. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются:

1.2.1. Наличие недвижимого имущества.

1.2.2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники.

1.2.3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.

1.3. Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержи# малообеспеченным семьям.

1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи не осуществляется.

2. Критерии оценки уровня имущественной обеспеченности

2.1. Меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев:

2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.

2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).

2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.

2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.

2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет.

2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей.

При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.

2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках.

При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

2.2. При оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:

2.2.1. Состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.

2.2.2. Одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

2.3. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности.

В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях - в размере 18 квадратных метров.

2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относятся:

2.4.1. Гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации).

2.4.2. Приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.

2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - комиссии по оказанию адресной социальной помощи).

2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.

2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

3. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности

3.1. Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, представленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

3.2. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется проверка достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

3.3. Межведомственное информационное взаимодействие, предусмотренное пунктом 3.2 настоящего Порядка, не осуществляется в случаях:

3.3.1. Непредставления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.3.2. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности не по всем предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка критериям оценки уровня имущественной обеспеченности.

3.3.3. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка).

3.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и соответствующем уровню имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.

3.5. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям либо прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности

4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.

4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.

5. Особенности оценки уровня имущественной обеспеченности в 2017 году

5.1. В 2017 году осуществляется оценка уровня имущественной обеспеченности:

5.1.1. Малообеспеченных семей, в отношении которых до 1 января 2017 г. принято решение о предоставлении мер социальной поддержки.

5.1.2. Семей, которые до 1 января 2017 г. обратились за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и в отношении которых по состоянию на 1 января 2017 г. не принято решение о предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.1.3. Семей, обратившихся после 1 января 2017 г. за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в 2017 году осуществляется на основании результатов обработки Департаментом информационных технологий города Москвы сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с учетом технической возможности и сроков получения таких сведений от органов исполнительной власти. При этом оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на дату получения таких сведений.

5.3. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является:

5.3.1. Основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пункте 5.1.1 настоящего Порядка.

5.3.2. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пунктах 5.1.2, 5.1.3 настоящего Порядка.

5.4. Прекращение предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выявлены сведения, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка.

Обзор документа

С 1 января 2017 г. вводится дополнительный критерий нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер соцподдержки малообеспеченным семьям - уровень имущественной малообеспеченности.

Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности являются: наличие недвижимого имущества; наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники; наличие денежных средств во вкладах и на счетах в банках.

Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, предоставленных при обращении за предоставлением мер соцподдержки малообеспеченным семьям. Департамент труда и соцзащиты населения осуществляет проверку достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры соцподдержки, ежегодно до 31 августа подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год. Если в указанные срок сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи не представлены, меры соцподдержки прекращаются.

Установлено, что меры соцподдержки не предоставляются семьям, когда членами семьи в последние 12 месяцев совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности.

Малоимущей семьей считается семья, чей средний общий доход, разделенный на каждого члена семьи, оказывается ниже минимального прожиточного уровня в соответствующем субъекте РФ.

Для установления этого факта следует обратиться с соответствующим заявлением в органы социальной защиты населения по адресу проживания.

Кому положены льготы в 2019 году

Государственная материальная поддержка оказывается семье, официально заключившей договор с органами соцзащиты и доказавшей свой статус малообеспеченной.

Сразу стоит отметить, что на федеральном уровне помощь малоимущим гражданам не предусмотрена. Регионы самостоятельно разрабатывают нормативные акты, регламентирующие понятия, определяющие правовой статус малоимущих. Малоимущими может быть признан как одиноко проживающий граждан, так и целая семья.

Безусловно, членами семьи являются супруг, дети, родители, братья и сестры. Это также усыновители и усыновленные. Будут считаться членами семьи также бабушка и дедушка, внуки, отчим и мачеха, падчерица и пасынок, опекун и подопечный. При условии, что все они проживают в одном жилье и ведут совместное хозяйство.

Для признание семьи нуждающейся необходимо соответствовать определенным условиям:

  1. Совместное проживание и ведение общего хозяйства. Если родители не зарегистрировали свой брак или зарегистрировали, но не живут совместно, семья не получит статус нуждающейся, но их могут признать нуждающимися по отдельности, как несколько малообеспеченных субъектов.
  2. Все взрослые трудоспособные члены семьи должны работать или состоять на учете по безработице, за исключением женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком.
  3. Не будет признана малоимущей семья, в которой родители являются трудоспособными, но не работают по причине алкоголизма или наркомании.
Каждый регион вправе устанавливать дополнительно свои критерии для получения статуса малоимущей семьи.

Что такое среднедушевой доход

Материальная поддержка малообеспеченных слоев населения осуществляется на региональном уровне.

Пособие малоимущим семьям назначается в различных размерах, в зависимости от субъекта РФ и с учетом ранее выплаченных пособий.

Пособие малообеспеченным семьям с детьми до трех лет

До полутора лет мать получает пособие от работодателя (при наличии официального трудоустройства в размере 40% от своей зарплаты) или от государства с учетом МРОТ.

По достижении ребенком возраста 1,5 года выплаты прекращаются. Остается только компенсационная выплата — 50 р., которую можно получать ежемесячно до исполнения ребенку 3 лет. В связи с этим в некоторых регионах ввели доплату для малообеспеченных семей при наличии детей возрастом от 1,5 до 3 лет.

В каждом регионе размеры и сроки выплат отличаются.

К примеру, в г. Москве размеры выплат в 2019 году следующие:

  1. на детей одиноких матерей, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов и военнослужащих по призыву:
  • на детей от 0 до 3 лет- 15 000 руб.
  • на детей от 3 до 18 лет - 6 000 руб.
  1. на детей из остальных семей
  • на детей от 0 до 3 лет - 10 000 руб.
  • на детей от 3 до18 лет - 4 000 руб.

Выплаты не назначаются опекунам (попечителям), получающим денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).

Для Санкт-Петербурга размеры выплат в 2019 году составили:

  1. Полноценная семья - 1005 руб.
  2. Мать/отец одиночка - 1451 руб.
  3. Один из родителей военный-срочник - 1451 руб.
В Санкт-Петербурге выплаты производятся при наличии детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Начиная с 7 лет предусмотрены ЕДВ на детей из малоимущих семей школьного возраста и до 16 лет либо до окончания школы. В размере 933 р. для обычной семьи и 1349 р. — для одиноких матерей/отцов и детей военнослужащих-срочников.

Пособие на детей, не достигших 18 лет

После достижения ребенком возраста 1,5 лет малоимущие родители могут рассчитывать только на данный вид выплат.

Критерии назначения таких выплат:

  • доход семьи равняется ниже прожиточного минимума в регионе;
  • пособие назначается на каждого ребенка, не достигшего 18-летия;
  • средства на выплату выделяет регион;
  • ежегодно размер пособия пересматривается.
Каждый регион вправе сам утверждать размеры и сроки перечисления такого пособия. Размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Выплаты многодетным малообеспеченным семьям

Данное пособие установлено с целью увеличения рождаемости в регионах. Выплаты могут получить семьи:

  • на каждого 3-го и последующего ребенка;
  • в которых малыш или родитель, претендующий на выплату, является гражданином РФ.
Размер пособия приравнен к уровню прожиточного минимума в каждом регионе.

До 2017 году данный вид помощи установлен в 50 регионах РФ. С февраля 2017 года выплаты остались в 42.

В остальных 8-ми в связи с улучшением ситуации с рождаемостью, региональная поддержка закончена (кроме семей, где малыши родились до 2017 года и по достижении ими возраста 3-х лет).

Это такие регионы:

  1. Хабаровский край.
  2. Республика Крым.
  3. Сахалинская обл.
  4. Республика Коми.
  5. Чувашская республика.
  6. Республика Марий Эл.
  7. Камчатский Край.
  8. Калининградская обл.

Субсидии на оплату жилья и услуг ЖКХ


Жилищным кодексом предусмотрен такой вид выплат малоимущим, как субсидия для оплаты жилья и услуг ЖКХ.

Такие выплаты могут получать и собственники жилья, и наниматели жилья по договору социального найма, и даже наниматели по договорам коммерческого найма. Субсидия положена тем семьям, в которых расходы по квартплате и оплате коммунальных услуг превышают максимально допускаемую долю расходов на это.

С 2005 года эта доля на федеральном уровне установлена как 22%. Такую субсидию могут получить и не малоимущие семьи. Однако для малоимущих семей эта доля уменьшена.

Потребуется такой список документов:

  • Документы, которые подтверждают основание владения и пользования жильем, например свидетельство о праве собственности и договор дарения квартиры, или же ордер и договор социального найма.
  • Документы, которые содержат информацию об осуществленных платежах за жилье и коммунальные услуги (за последний месяц);
  • Справка об отсутствии задолженности по квартплате;
  • Справки о доходах за последние 6 месяцев;
  • Справка о составе семьи;
  • Копии паспортов всех членов о семьи, или свидетельств о рождении;
  • Справка из БТИ;
  • Документы, подтверждающие родство.
В зависимости от региона список документов может варьироваться, так что этот вопрос лучше уточнить заранее.

Выплаты малообеспеченным в г. Москве

В 2019 году на получение выплат малообеспеченным имеют право:

Получить выплаты имеют право:

  1. Один из родителей - отец или мать.
  2. Усыновители малыша.
  3. Опекун.
Для получения такого пособия у подающего документы на пособие должна быть регистрация по месту проживания в г. Москве.

Сроки оформления

Для того чтобы своевременно получить причитающиеся выплаты, следует соблюдать сроки подачи документов:

  • для получения выплат на несовершеннолетних до 1,5 лет обратиться следует не позднее шести месяцев с даты рождения малыша;
  • для выплат от 1,5 до 3 лет, а также от 3 до 18 лет, право получения возникает с момента, когда ребенок достигнет возраста получения соответствующих выплат.
Оформить право на получение выплат можно на портале госуслуг г. Москва (WWW.MOS.RU).

Период рассмотрения предоставленных документов составляет 10 дней.

Дополнительная помощь малоимущим

В Москве малообеспеченные семьи могут претендовать на получение ежемесячного пособия на ребенка, причем выплачиваемая сумма определяется возрастом ребенка и составом семьи. Максимальное пособие выплачивается на ребенка в возрасте от 0 до 3 лет, которого воспитывает одинокий родитель в малообеспеченной семье.

Наряду с пособиями в качестве мер социальной поддержки в Москве и регионах широко практикуются целевые единовременные выплаты: например, к началу учебного года на школьников из малообеспеченных семей, на дополнительное питание беременным женщинам и кормящим матерям.

Студентам вузов и учащимся из малообеспеченных семей, обучающимся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, назначается государственная социальная стипендия.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В 2018 году государство начало проводить социальную реформу, которая коснется и малообеспеченных граждан. Предусматривается помощь малоимущим не только в виде денежных выплат, но и одеждой, детским питанием, продуктами. Размер пособий также возрастет.

Изменения в льготах в 2019 году

Для детей из малообеспеченных семей изменения, в основном, произойдут в сфере образования:

  1. Будущие абитуриенты могут поступать в государственные вузы на следующих условиях:
  • Возраст не превышает 20 лет;
  • Успешно сданы ЕГЭ или вступительные экзамены (набран проходной минимум);
  • Родитель – единственный кормилец и имеем статус инвалида 1-й группы.
  1. Дети дошкольного возраста идут в детский сад вне очереди.
  2. Получение необходимых медикаментов для детей возрастом до 6 лет.
  3. Детям школьного возраста предоставляются следующие привилегии:
  • Бесплатное двухразовое питание в столовой;
  • Выдача школьной и спортивной формы;
  • Скидка на проездной билет в размере 50%;
  • Лечение в санатории по медицинским показаниям.

Для родителей малообеспеченных семей предусмотрели следующие послабления:

  1. Льготные условия труда (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день);
  2. Освобождение от уплаты госпошлины при регистрации ИП;
  3. Получение ипотеки с выплатой на льготных условиях, по которой государство субсидирует часть процентов.
  4. Получение садового участка или жилья по договору социального найма.
  5. Льготы на оплату детского сада в размере 20% родительской платы на первого ребенка, 50% - на второго, 70% - на третьего.
  6. Специальные льготы многодетным семьям (посещение парков, музеев).
  7. Бесплатные путевки в санатории.

Введение карточек на продовольствие

В 2018 году введены продовольственные карточки для малообеспеченных семей. Для этого используются пластиковые банковские карты «Мир», на которые начисляют определенное количество баллов. Полученные баллы следует потратить на покупку отечественной продукции (кроме алкогольной и табачной).

При использовании карты установлены ограничения:

  1. Приобретать можно будет в основном скоропортящуюся продукцию.
  2. Карточка не передается другому лицу.
  3. По окончании месяца неиспользованные балы на следующий месяц не переводятся и сгорают.
  4. Принимать такие карты будут в пунктах продажи, подключенных к системе.

В конце ноября 2017 г. утверждено распоряжение Правительства РФ о расширении действующего перечня субъектов РФ, получающих федеральные субсидии для соцпомощи нуждающимся многодетным семьям. Теперь таких регионов станет 60 — вместо 50.

Окончательный размер помощи еще не установлен. Полноценный запуск запланирован на начало 2019 года.

«Президентская» ежемесячная денежная выплата с 2018 года

Президент России в конце 2017 года выдвинул предложение о введении нового пособия малообеспеченным семьям, в которых дети будут рождены (усыновлены) после 01.01.2018 года. Условия получения выплаты:

  • семья должна постоянно проживать на территории России;
  • размер дохода на члена семьи не должен превышать 1,5 кратную величину прожиточного минимума. При расчете суммы дохода семьи учитываются все денежные средства, полученные членами семьи, до вычета налогов.

Размер выплаты составляет сумму прожиточного минимума для детей.
На первого ребенка такое пособие выплачивается из регионального бюджета, семьям, в которых родился/был усыновлен второй/третий ребенок денежные выплаты производятся из средств материнского капитала. В первом случае обратиться за назначением такого пособия можно в территориальное отделение Социальной защиты или ближайший МФЦ, во втором - в отделение Пенсионного фонда или МФЦ. Документы для оформления выплаты можно подать в любое время с момента рождения ребенка.

Пособие будет выплачиваться до достижения 1,5 лет ребенком на которого оно назначается. Денежные средства перечисляются на банковский счет заявителя, а их расходование не контролируется.

Государственное пособие малообеспеченным семьям

2 декабря 2015, 15:40 Апр 11, 2019 17:19