Собрание кредиторов и комитет кредиторов порядок формирования. Собрание и комитет кредиторов, их правовая природа. Регламент мероприятия и оформления договора

После принятия арбитражным судом к своему производству заявления о банкротстве должника кредиторы не вправе индивидуально обращаться к должнику с исками, вытекающими из конкретных обязательств, а также совершать иные действия, направленные на удовлетворение их требований. Для представления и защиты всех кредиторов создаются собрание и комитет кредиторов, порядок работы и полномочия которых детально определены законом.

Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные государственные органы. Без права голоса в собрании кредиторов вправе участвовать представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия. Если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, то он единолично принимает решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов. Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим*(493).

К исключительной компетенции собрания кредиторов относятся:

Принятие решения о введении и об изменении срока проведения финансового оздоровления, внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

Утверждение и изменение плана внешнего управления;

Утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

Утверждение требований к кандидатурам административного, внешнего и конкурсного управляющего;

Выбор саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур арбитражных управляющих;

Выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией;

Принятие решения о заключении мирового соглашения;

Принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

Принятие решений об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава, избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении его полномочий и др.

Вопросы, относящиеся к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.

Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.

Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель (профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг). Учет требований кредиторов в реестре ведется в рублях. В реестре указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований*(494).



Собрание кредиторов правомочно, в случае если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр и обладающие более чем 30 процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр, при условии что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены.

Надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания по почте не позднее чем за 14 дней до даты его проведения или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания. Если количество конкурсных кредиторов и уполномоченных органов превышает 500, надлежащим уведомлением признается опубликование сообщения о проведении собрания кредиторов в средствах массовой информации.

Если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению названных лиц (п. 4 ст. 15).

Собрание кредиторов созывается по инициативе: арбитражного управляющего; комитета кредиторов; конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее чем 10 процентов общей суммы требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр; одной трети от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника или органов управления должника, если иное не установлено собранием. В случаях когда это невозможно, место проведения собрания определяется арбитражным управляющим. Во время заседания собрания кредиторов ведется протокол. Он составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд.

Еще одним органом, представляющим интересы всех кредиторов и уполномоченных органов после возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве должника, является комитет кредиторов. Данный орган осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего и реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия. Если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет менее пятидесяти, собрание кредиторов может не принимать решение об образовании комитета.

Количественный состав комитета кредиторов определяется собранием, но не может быть менее чем три человека и более чем одиннадцать человек. При решении вопросов на заседании комитета кредиторов каждый его член обладает одним голосом. Передача права голоса членом комитета кредиторов иному лицу не допускается. Решения принимаются большинством голосов от общего количества членов комитета кредиторов.

Выборы комитета кредиторов осуществляются кумулятивным голосованием. Каждый конкурсный кредитор и каждый уполномоченный орган обладают числом голосов, равным размеру его требования в рублях, умноженному на число членов комитета кредиторов. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган вправе отдать свои голоса за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами. Избранными в состав комитета считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.

Если к собранию кредиторов избравшему комитет...

В начале небольшой анализ закона.

П.3 Ст.17. Комитет вправе:




5.Другие решения , а также действия в случае предоставления собранием таких полномочий в порядке, установленном настоящим законом .

Порядок установленный настоящим законом п.2 Ст.12 к исключительной компетенции собрания относятся:
- отнесение к компетенции комитета принятия решений, которые в соответствии с настоящим законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов .

Т.е. если в законе сказано, что решения принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, то для того чтобы данное решение принималось комитетом, собрание должно наделить комитет данным полномочием.

В соответствии с настоящим законом решения, которые принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов в законе фигурируют в двух конструкциях:

1. "… собрания кредиторов или комитета кредиторов …". (п.4 Ст.28, п.5, 6, 7 Ст.110, п.3 Ст.130).

2. "…собрания кредиторов(комитета кредиторов) …" п.3 Ст.82, п.3 Ст.83, п.1, 4 Ст.101, п.1 Ст.104, Ст.105, п.3 Ст.111, п.1 Ст.112, п.1 Ст.130, п.4 Ст.132, п.3 Ст.133, п.1,2,3 Ст.139, п.1,2 Ст.140, п.9 Ст.142, п.1 Ст.143, п.1 Ст.145).

Что касается конструкции №1, то здесь понятно, что данными полномочиями комитет должен быть наделён на основании решений собрания.

А вот по поводу конструкции №2 ???
Если скобки понимать как "или", то приходим к конструкции №1, а если нет, то получается что данными полномочиями комитет уже наделён законом.

Если и №1 и №2 обязательно наделяются исключительно на основании решений собрания, то изначально комитет наделён следующими полномочиями п.3 Ст.17.:
1.Требовать предоставить информацию.
2.Обжаловать действия арбитражного.
3.Пинимать решения о созыве собрания.
4.Принимать решения об обращении к собранию с рекомендацией об отстранении арбитражного.
И ВСЁ .

Реальная ситуация следующая.

1.Собрание избирает комитет.
2.Наделяет его полномочиями: "Наделить комитет кредиторов полномочиями в соответствии с законом ".
3.Комитет принимает решение об оценке "малоценного" имущества и порядке его продажи. (п.3 Ст.130).

Моё мнение, что комитет принял незаконное решение, т.к. не был наделён соответствующими полномочиями.

Ваше мнение.:wub:

Претензий нет (собрание легитимно), то я считаю что решения комитета кредиторов - законно.
Хотя именно для того, что бы избежать вот таких умных, изворотлевых и двоякотолкующих закон мы стараемся при избрании комитет кредиторов написать формулировку:"наделить комитет кредиторов всеми полномочиями собрания кредиторов, за исключением решений отнесенных к исключительной компетенции собраний кредиторов" (формулировка не дословная, но смысл такой)

Цель создания комитета кредиторов — защита и представление интересов конкурсных кредиторов. Избранный орган вправе контролировать управляющего на арбитражной основе, комитет кредиторов располагает и другими полномочиями, их регламентируют законы РФ, и предоставляет собрание.

Как избирается комитет кредиторов

Предприятие подаёт заявление о несостоятельности, и теперь ни один кредитор не может предпринимать самостоятельных действий. Решения принимаются лишь общим собранием, но в большинстве случаев только его избранными участниками — комитетом кредиторов. , что происходит с работниками при банкротстве предприятия.

Организация и проведение заседания — функция управляющего, которого назначил арбитражный суд. Дело о несостоятельности предприятия суд заводит только при условии превышения размера общей долговой претензии до ста тысяч рублей — для организации, для обанкротившегося индивидуального предпринимателя эта цифра равняется десяти тысячам рублей.

Комитет кредиторов избирается в обязательном порядке, когда число кредиторов с требованиями к должнику превышает пятидесяти. Для выборов организовывают собрание. Выбранные лица наделяются правом голоса, причём число голосов определяет размер требований от общей суммы долга кредиторам. Представительный орган может состоять из определённого количества человек, максимальное число членов совета — 11, минимальное число — 3 представителя.

Лица, образовавшие комитет, имеют право на выбор управляющего, впоследствии они будут средним звеном между ним и остальными участниками производства, что максимально упрощает процедуру принятия решений.

В том случае, когда число кредиторов менее пятидесяти, комитет не избирают, а полномочия передаются общему собранию.

Права избранного органа

По факту комитет кредиторов дублирует функции собрания, однако его преимущество заключается в том, что комитет контролирует арбитражного управляющего, это позволяет легко защищать интересы конкурсных кредиторов.

Полномочия комитета кредиторов:

  • Назначение заседаний.
  • Предложение об устранении внешнего управляющего.
  • Ходатайство в арбитражный суд об отстранении от обязанностей конкурсного управляющего.
  • Ходатайство в суд о назначении нескольких управляющих на конкурсной основе.
  • Предложение кандидатуры на место заместителя арбитражного управляющего.
  • Согласие или отказ относительно решения о крупных сделках и сделках, способных заинтересовать.
  • Требование информации о состоянии банкрота от внешнего управляющего.
  • Требование информации о продвижении конкурсного производства от конкурсного управляющего.
  • Обжалование действий обоих управляющих в арбитражном суде.

Отдельное внимание стоит обратить на полномочие комитета кредиторов, дающее право выбирать заместителя внешнего управляющего. Такое действие предпринимается в следующих случаях:

  1. Если процедура внешнего управления предполагает реализацию значительной части активов банкрота , комитет вправе назначить дополнительного управляющего, который будет заниматься только этим вопросом.
  2. Если обанкротившееся предприятие является сетью филиалов , находящихся на больших расстояниях друг от друга.
  3. Если внешний управляющий временно нетрудоспособен .

Комитет контролирует арбитражного управляющего.

Комитет кредиторов представляет вариант заместителя, назначить кандидатуру вправе только арбитражный суд.

Когда целесообразно назначать нескольких конкурсных управляющих? Только при условии, что это обеспечит эффективность реализации конкурсной массы.

Порядок работы

Порядок работы — важная составляющая в организации деятельности комитета кредиторов. Избранный орган обязан разработать регламент, основываясь на Федеральный Закон №127 «О несостоятельности». Регламент определяет права и полномочия комитета, порядок заседания.

Заседание – правовая форма организационной работы комитета кредиторов, оно проходит один раз в три месяца. Для заседаний должны быть выбраны председатель и секретарь. В процессе собрания составляют протокол.

В круг обязанностей председателя входит:

  • Организация всех рабочих моментов.
  • Ведение собрания.
  • Оглашение повестки дня.
  • Проведение голосования.
  • Предоставление права голоса всем участникам.
  • Подписание протокола.

Деятельность секретаря заключается в регистрации участников и выполнении поручений председателя комитета, кроме того, секретарь заседания должен вести протокол.

В регламенте комитета значится, что на заседании должен присутствовать внешний управляющий, в ходе процесса участники приступают к рассмотрению отчёта о его деятельности, а также анализированию продвижения конкурсного производства в отношении должника. Собрание принимает банкрот по месту своего нахождения.

Инициатива по проведению заседания принадлежит арбитражному управляющему, председатель также может организовывать собрания, полномочиями обладают и кредиторы с требованиями, размер которых равен 10% и более относительно общей суммы долга.

Уведомление о проведении заседания отправляется всем членам по почте за две недели до встречи и не позже, чем за 5 дней, если оповещение будет доставлено иным способом. Уведомление содержит вопросы, которые будут вынесены на повестку дня.

Перед встречей собрания арбитражный управляющий готовит к рассмотрению актуальные материалы, обеспечивая к ним доступ всех лиц, участвующих в собрании. Лица, принимающие участие, обязательно регистрируются в журнале, каждый член собрания заверяет свое присутствие подписью. Участники голосуют бюллетенем или поднятием руки. Право голоса передавать третьим лицам не допустимо.

Регламент мероприятия и оформления договора

В регламенте собрания значится поэтапный порядок его проведения:

  1. Председатель комитета открывает заседание, говорит о наличии кворума — главного условия проведения собрания, либо предлагает перенести дату заседания, если большая часть участников комитета отсутствует.
  2. В ходе заседания оглашаются основные темы, которые были включены в уведомление.
  3. Члены комитета переходят к активному обсуждению вопросов.
  4. Далее проводится голосование.
  5. Председатель подводит итоги, затем оглашает результаты.
  6. Закрытие заседания, соответствующее оформление протокола.

Комитет кредиторов ведёт обсуждение до тех пор, пока все насущные вопросы не будут решены или, по крайне мере, рассмотрены. Каждые два часа сменяют 15 минутные перерывы. На обсуждение каждого конкретного вопроса выделяют двадцать минут. Самый долгий перерыв, установленный регламентом, – 30 дней, время даётся при условии письменного или устного заявления членов комитета.

В завершении мероприятия секретарь заседания оформляет протокол в трёх экземплярах. Первый экземпляр остаётся у председателя комитета, арбитражный управляющий имеет право на два других экземпляра, один из которых он должен представить в арбитражный суд.

Регламент протокола содержит сведения:

  • Наименование обанкротившегося предприятия.
  • По какому типу проходило собрание, какие причины послужили его проведению.
  • Адрес, по которому проходило заседание.
  • Информация о лицах, принимавших участие в заседании.
  • Вопросы, разбираемые и значившиеся в повестке дня.
  • Сведения о выступлениях членов комитета.
  • Основные принятые решения в ходе заседания.
  • Результаты голосования.
  • Информативные сведения о председателе заседания и секретаре.
  • Дата и подпись председателя.
  • Комитет кредиторов имеет полномочия на определение первоначальной цены при продаже обанкроченного предприятия.
  • Устанавливает порядок продажи имущества.
  • Имеет право на одобрение дебиторской задолженности банкрота.
  • Определяет порядок привлечения специалистов для проведения оценки имущества.
  • Одобряет условия проведения торгов на конкурсной основе.

Торги, как правило, проводят в форме открытого аукциона. Но имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному, можно продать лишь на закрытых торгах. Форма торгов также определяется планом внешнего управления.

Избранный орган имеет право на определение цены при продаже имущества должника, не зависимо от того, является ли цена первоначальной при продаже с торгов или эта цена обусловлена прямыми договорами.

Комитет кредиторов имеет правовой статус, это избранный и активно действующий орган. Осуществление контроля над арбитражным и конкурсным управляющими — не единственные функции комитета, орган также разрабатывает положения и регламент работы кредиторов. Важной составляющей полномочий комитета кредиторов является возможность самостоятельно назначать цену и определять порядок продажи имущества должника.

М.А. ГОВОРУХА,
начальник юридической службы ЗАО «Авалон» (г. Москва)

Элементами системы управления должником, которые образуются в результате возникновения конкурсных организационных правоотношений, выступают наряду с арбитражным управляющим собрание кредиторов и комитет кредиторов. Их правовая природа не определена и является предметом научных изысканий исследователей конкурсного права. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) содержит лишь конкретные нормы, касающиеся правового положения собрания кредиторов и комитета кредиторов.

В практике арбитражных судов также не выработано единообразного подхода. Так, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в ряде постановлений определяет собрание кредиторов в период конкурсного производства как «законный орган управления должником». В связи с этим особое значение приобретает теоретическое осмысление юридической природы собрания кредиторов и комитета кредиторов в конкурсном праве.
Наиболее распространен взгляд на собрание кредиторов и комитет кредиторов как на коллегиальные (коллективные) органы кредиторов. М.В. Телюкина полагает, что «собрание и комитет являются органами, наделенными определенной компетенцией в силу конкурсного законодательства, что служит цели защиты интересов кредиторов». При этом автор отрицает наличие у собрания кредиторов и комитета кредиторов свойств субъекта гражданского права и, соответственно, применение конструкции представительства для объяснения взаимоотношений между этими органами и составляющими их кредиторами, но в то же время считает собрание кредиторов и комитет кредиторов субъектами конкурсного права, поскольку последнее имеет самостоятельный, характерный только для него субъектный состав. Напротив, С.А. Карелина со ссылкой на ст. 12 Закона о банкротстве определяет собрание кредиторов как специальный орган, представляющий интересы кредиторов во взаимоотношениях с должником. По всей видимости, основой для формулирования такого определения выступили нормы Закона о банкротстве, предусматривающие, что комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов (п. 1 ст. 17), что собрание кредиторов и комитет кредиторов, в свою очередь, могут иметь собственных представителей для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве от имени этих органов (ст. 20). На наш взгляд, позиция законодателя в этом отношении выглядит не до конца последовательной: ныне действующий Закон о банкротстве в отличие от своего предшественника не содержит нормы о том, что все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов; что при проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляет собрание кредиторов, но в отношении комитета кредиторов такая норма сохранилась.
Е.А. Павлодский и О.Р. Зайцева, разделяя в целом мнение о том, что собрание кредиторов - это новый орган, который выражает волю всех кредиторов, критикуют позицию М.В. Телюкиной об отнесении собрания кредиторов и комитета кредиторов к специальным субъектам конкурсного права. Авторы считают институт банкротства институтом гражданского права и в обоснование приводят аргументы, выдвинутые КС РФ в постановлении от 22.07.2002 № 14-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций”, пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” в связи с жалобами граждан, жалобой региональной общественной организации “Ассоциация защиты прав акционеров и вкладчиков” и жалобой ОАО “Воронежское конструкторское бюро антенно-фидерных устройств”» (далее - Постановление № 14-П), против признания новым объединением физических и юридических лиц объединения кредиторов в процессе реструктуризации кредитных организаций, - по мнению КС РФ, оно «представляет собой собрание кредиторов кредитной организации, с которыми у кредитной организации заключены гражданско-правовые договоры либо которые признаны таковыми (налоговые и иные уполномоченные органы), а не какое-либо новое объединение физических и юридических лиц, создаваемое по устанавливаемым ими правилам».
По мнению В.А. Химичева, собрание кредиторов и комитет кредиторов - это коллегиальные, волеобразующие органы кредиторов, участие в которых является формой реализации принадлежащего кредитору неимущественного права, присущего ему только как участнику конкурсных отношений. С точки зрения В.А. Химичева, «для более точного определения правовой природы коллективных органов кредиторов важным является установление в общем взаимодействии кредиторов объединяющего начала… Можно заключить, что все кредиторы при банкротстве объективно объединены наличием у каждого из них права требования к должнику». Основой для такого вывода послужило мнение Г.Ф. Шершеневича, указывавшего, что кроме тех прав, которые принадлежат каждому кредитору в отдельности, в конкурсном процессе не создается вовсе новых прав; кредиторы остаются так же разобщены, как и до объявления несостоятельности их должника. Создание общего собрания кредиторов не связано с каким-либо правовым общением: их соединяет общий интерес возможно полного удовлетворения - общение чисто фактическое.
Интересную трактовку правовой природы собрания кредиторов и комитета кредиторов предлагает А.А. Пахаруков. Автор, как и М.В. Телюкина и С.А. Карелина, отмечает наличие определенных свойств правосубъектности у коллегиальных органов кредиторов (способность иметь своего представителя, представление комитетом интересов кредиторов, принятие решения о заключении мирового соглашения и т. д.). Позиция А.А. Пахарукова строится на том, что, в отличие от традиционного подхода, согласно которому в качестве коллективных субъектов гражданских правоотношений признаются только юридические лица, в теории права существует и иной подход (предлагаемый, например, Н.И. Матузовым, И.С. Шиткиной), предусматривающий в качестве коллективных субъектов не только юридические лица, но и всякое более или менее значительное, устойчивое, постоянное образование, которое характеризуется единством воли и цели, а также определенной внутренней организацией. Следовательно, «собрание и комитет кредиторов, не будучи юридическими лицами, тем не менее не могут просто рассматриваться как “юридическая совокупность” лиц, координирующих свои действия в период проведения конкурсного производства. Особенность отношений кредиторов в деле о несостоятельности обусловливается тем, что кредиторы, вступившие в конкурс, сливаются в одно целое… Иными словами, коллегиальные органы конкурсного управления, не являясь юридическим лицом, тем не менее обладают некоторыми чертами правосубъектного единства. Таким образом,
на базе основной модели правосубъектности (в данном случае общей и специальной правосубъектности кредиторов и уполномоченных органов) строится производная (по терминологии О.А. Красавчикова) правосубъектная юридическая форма». Таким образом, А.А. Пахаруков занимает позицию, противоположную той, что отражена в Постановлении № 14-П.
Понятие «коллективный субъект права» наиболее часто используется в науке административного и трудового права, т. е. отраслях публичного права. Так, Д.Н. Бахрах полагает, что «коллективные субъекты - это организованные, обособленные, самоуправляемые группы, наделенные правами выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое, персонифицированно. Как правило, коллектив объединен каким-то интересом, целью, он функционально дифференцирован, действует на законном основании, имеет свои механизмы управления. Коллективное образование в административно-правовых отношениях действует от своего имени, на него как на определенную целостность возлагаются обязанности, ему предоставляются права, но вместе с тем он обезличивает конкретных людей. Поэтому изменения в личном составе не влияют на его название, правовое положение и не отражаются на его правосубъектности». Особенностью таких субъектов является то, что «существует специфическая категория коллективных субъектов административного права, которые не являются субъектами гражданского оборота, а относятся лишь к субъектам административно-правовых отношений (это прежде всего общественные объединения, не прошедшие государственной регистрации)». На это указывал также А.В. Венедиктов: «…цех государственного производственного предприятия или магазин, не наделенный в установленном порядке собственными оборотными средствами, является субъектом административного права и в то же время не является субъектом гражданского права».
Одним из основных аргументов, используемых Е.А. Павлодским и О.Р. Зайцевой для критики позиции М.В. Телюкиной, выделяющей собрание кредиторов и комитет кредиторов в качестве субъектов конкурсного права, выступает тезис о том, что институт банкротства, по их мнению, является институтом гражданского права. В то же время среди исследователей конкурсного права наиболее распространен взгляд на институт несостоятельности (банкротства) как на комплексный правовой институт, представляющий собой совокупность норм частного и публичного, материального и процессуального права.
По нашему мнению, приобретение собранием кредиторов и комитетом кредиторов качеств коллективного субъекта права (или производной правосубъектной юридической формы) является наглядным доказательством того, что институт банкротства в силу своего комплексного характера использует инструменты, присущие публичному праву. Собрание кредиторов и комитет кредиторов по аналогии с коллективными субъектами административного права обладают свойствами правосубъектного образования только в рамках конкурсных правоотношений и не являются субъектами гражданского права (самостоятельно не выступают в предпринимательском обороте). Собранию кредиторов и комитету кредиторов как коллективному субъекту конкурсного права присущи и аналогичные ему черты: в конкурсных правоотношениях действуют от своего имени; обладают в силу законодательства о банкротстве определенной компетенцией; правовая личность отдельного кредитора «растворяется» в коллективном субъекте в силу того, что все кредиторы обязаны действовать сообща как единое целое; изменения в составе собрания кредиторов и комитета кредиторов не влияют на их название, правовое положение и не отражаются на присущих им качествах коллективного субъекта конкурсного права. В период производства по делу о несостоятельности собрание кредиторов и комитет кредиторов способны не только к волеобразованию, формированию единой воли кредиторов, но и к выражению ее вовне (волеизъявлению), по крайней мере посредством участия представителя собрания и комитета в арбитражном процессе и выступления в нем от имени этих органов.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Собрание кредиторов - это коллективный субъект конкурсного права, представляющий собой коллегиальный, волеобразующий и волеизъявляющий орган кредиторов, участие которых в нем предопределено наличием права требования к должнику.
Комитет кредиторов - это коллективный субъект конкурсного права, представляющий собой коллегиальный, волеобразующий и волеизъявляющий орган кредиторов, осуществляющий представительство их законных интересов и контроль над действиями арбитражного управляющего в силу полномочий, предоставленных законом и собранием кредиторов.
Между тем существует и иной подход к определению правовой природы собрания кредиторов и комитета кредиторов, сторонники которого полагают, что это органы управления самого должника. Так, А.Б. Васильев определяет собрание кредиторов и комитет кредиторов как «контрольно-представительные органы предприятия должника, осуществляющие общее руководство деятельностью кредиторов».
По мнению Е.В. Яцевой, с момента открытия процедуры банкротства объединение кредиторов приобретает характер poola, т. е. кредиторы частично лишаются возможности действовать в своем праве и в своем интересе. Для выражения вовне своей воли этим объединением лиц, имеющим непостоянный состав, образуется собрание кредиторов и в определенных случаях комитет кредиторов. Но на стадиях наблюдения и финансового оздоровления это не орган должника, он не формирует волю должника. Это специфическое объединение, которое на указанных стадиях, будучи внешним по отношению к должнику, имеет право решать его судьбу без учета его воли. После принятия решения о возможности введения внешнего управления и вынесения арбитражным судом соответствующего решения, собрание (комитет) кредиторов становится органом управления юридического лица в части вопросов, отнесенных к его ведению. На стадии конкурсного производства должник из субъекта оборота превращается в объект, воля должника в конкурсе на совершение сделок отсутствует, поскольку он не совершает сделок, он лишается способности к совершению сделок, сделки совершаются в отношении него самого. В этой стадии, утверждает Е.В. Яцева, конкурсный управляющий действует не как орган юридического лица, а от собственного имени. А кредиторы действуют как pool, как объединение, наделенное единой волей, но не как орган управления должника.
Еще более радикально настроен Б.С. Бруско, который утверждает, что во всех стадиях производства по делу о несостоятельности «собрание (комитет) кредиторов представляет собой не что иное, как орган управления должника-юридического лица (действия этого органа считаются действиями самого должника). Коллективные органы юридического лица, в соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ, во всех случаях представляют собой лишь часть юридического лица, не имеющую самостоятельной правосубъектности (а потому и взаимоотношения такого органа со своим юридическим лицом не могут строиться на началах представительства). Решения собрания (комитета) кредиторов оказывают непосредственное влияние на деятельность должника. Именно собрание (комитет) кредиторов осуществляет волеобразующую функцию должника, а арбитражный управляющий производит его волеизъявление (через эти органы должник приобретает гражданские права и принимает юридические обязанности)». Стоит отметить, что автор указывает на наличие особенностей, отличающих собрание (комитет) кредиторов от иных органов управления должника. «Во-первых, собственно органы управления юридического лица… представляют интересы самого юридического лица. Коллективные органы управления в конкурсном праве представляют интерес, прежде всего, кредиторов, а решения являются концентрированным выражением воли как должника, так и самих кредиторов. Во-вторых, в конкурсном праве полномочия собрания (комитета) кредиторов существенно ограничены принципами судейского усмотрения… не каждое их решение наделено властной силой принуждения и влечет правовые последствия без подтверждения судебным актом».
На наш взгляд, указанные авторы сделали неверный вывод относительно правовой природы коллективных органов кредиторов, в первую очередь по причине определенного внешнего сходства этих органов с органами управления хозяйственных обществ (прежде всего акционерных обществ). На наличие аналогий между собранием кредиторов и комитетом кредиторов, с одной стороны, и собранием акционеров и наблюдательным советом, с другой стороны, указывали еще дореволюционные исследователи конкурсного права. Г.Ф. Шершеневич, выступая с критикой теории Канштейна, указывал, что «Канштейн прибегает к сравнению конкурсного процесса с ликвидацией акционерных товариществ, причем роль общего собрания акционеров сравнивает с общим собранием кредиторов, роль наблюдательного комитета (Aufeichtsrath) переносится на комитет кредиторов, наконец, роль правления передается конкурсному попечителю. Сравнение должно быть признано остроумным, мало того, нельзя отвергать, что некоторые постановления конкурсного права, как, например, о комитете кредиторов, действительно создавались под влиянием акционерного права. Все же нужно признать, что comparaison n’est pas raison. Сходство несомненно существует, но сходство чисто внешнее, нисколько не способствующее уяснению истинной природы отношения».
Действительно, общие принципы корпоративного права, относящиеся к формированию, организации, проведению собрания акционеров, заседаний совета директоров (наблюдательного совета), нашли свое отражение и при разработке аналогичных правил, касающихся собрания кредиторов и комитета кредиторов. На это указывает и В.А. Химичев: «Сравнительный анализ отдельных норм законодательства о несостоятельности и норм корпоративного права позволяет выявить сходство в порядке проведения и принятия решений собранием кредиторов и общим собранием акционеров»; автор в связи с этим придерживается позиции о субсидиарном применении к конкурсным отношениям норм корпоративного законодательства. Разделяют данную позицию В.В. Витрян-ский, О.А. Никитина.
Собрание кредиторов и комитет кредиторов не являются органами управления должника, поскольку не становятся частью самого юридического лица. Если признать за ними свойства органов управления должника, то нарушается один из основных признаков юридического лица - признак организационного единства. Данный признак проявляется в определенной внутренней структуре органов управления, наличии иерархии, четкой регламентации отношений между ними. Как будут соотноситься между собой, например, общее собрание акционеров и собрание кредиторов в период внешнего управления? Не иначе как в самом юридическом лице образуется параллельная вертикаль управления со своим высшим органом (собранием кредиторов), принимающим решения только по некоторым вопросам, входящим в его компетенцию. Другой вопрос: каким образом решения собрания кредиторов, представляющего интересы только кредиторов, становятся концентрированным выражением воли как должника, так и кредиторов? Притом что сам должник участвует в собрании кредиторов посредством представителя учредителей (участников) должника, не обладающим даже правом голоса. Собрание кредиторов и комитет кредиторов не формируют волю должника, решения этих органов - исключительно оформление выраженной воли кредиторов. Суть состоит в том, чтобы подчинить решению коллективного органа кредиторов (внешнего по отношению к должнику) волю самого должника по тем вопросам, которые касаются деятельности должника, способной, по мнению кредиторов, привести к достижению преследуемой ими цели - максимально удовлетворить свои требования к должнику. При этом наличие единой цели в деятельности юридического лица, которая координирует действия его органов управления, также является одной из составляющих признака организационного единства, соответственно, коллективные органы кредиторов еще и потому не являются органами управления должника, что преследуют цель, отличную от цели деятельности органов должника. Подчинение воли должника происходит либо посредством подтверждения решения собрания (комитета) кредиторов актом суда, рассматривающего дело о несостоятельности данного должника, либо посредством установления законом случаев, когда воля должника обязана подчиниться решению собрания или комитета кредиторов (например, при одобрении крупных сделок в период внешнего управления воля должника в лице его органов управления не принимается во внимание, а сразу подчинена решению собрания или комитета кредиторов (п. 1 ст. 101 Закона о банкротстве)).
Таким образом, в период производства по делу о несостоятельности у должника-юридического лица не появляется новых органов управления, помимо тех, что наличествовали у конкурсоспособного лица до возбуждения в отношении него процедуры банкротства. Вместе с тем коллективные субъекты конкурсного права (собрание кредиторов и комитет кредиторов) в период существования способны при определенных условиях подчинять своим решениям волю должника.

Библиография
1 См.: постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28.09.2005 № Ф04-448/2005 (15179-А75-21); от 10.10.2005
№ Ф04-5914/2005 (15494-А75-21) // СПС «КонсультантПлюс».
2 Телюкина М.В. Собрание кредиторов несостоятельного должника как субъект конкурсного права // Адвокат. 2003. № 2; Она же. Основы конкурсного права. - М., 2004. С. 231.
3 См.: Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учеб.-практ. пособие. - М., 2006. С. 61.
4 См.: Павлодский Е.А., Зайцева О.Р. Правовое положение кредитора в деле о банкротстве // Журнал рос. права. 2004. № 7. С. 39.
5 Химичев В.А. Защита прав кредиторов при банкротстве. - М., 2005. С. 33-35.
6 См.: Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. - М., 2000. С. 342.
7 Пахаруков А.А. Правовое регулирование конкурсного производства юридических лиц (вопросы теории и практики): Дис. … канд. юрид. наук. - Иркутск, 2003. С. 130-132.
8 Бахрах Д.Н. Коллективные субъекты административного права // Правоведение. 1991. № 3. С. 66-73.
9 Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учеб. - М., 2005. С. 170.
10 Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву: В 2 т. Т. 2. - М., 2004.
11 См.: Павлодский Е.А., Зайцева О.Р. Указ. ст.
12 Васильев А.Б. Собрание кредиторов, его организация, условия проведения и компетенция // Комментарии к Закону «О несостоятельности (банкротстве)». - СПб., 1998. С. 126.
13 См. подробнее: Яцева Е.В. Правовое регулирование сделок несостоятельного должника, находящегося в процессе банкрот-ства: Дис. … канд. юрид. наук. - М., 2003. С. 57-64.
14 Бруско Б.С. Защита прав и законных интересов кредиторов в конкурсном праве: Дис. … канд. юрид. наук. - Иркутск, 2004. С. 109-110.
15 Там же.
16 Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 321.
17 Химичев В.А. Указ. соч. С. 41, 43.
18 См. там же.
19 См.: Витрянский В.В. Неправомерные действия должника, кредиторов и арбитражных управляющих // Вестник ВАС РФ. Специальное приложение к № 3. 2001. С. 164-165.
20 См.: Никитина О.А. Конкурсное производство // Арбитражная практика. 2003. № 6. С. 18.
21 См. подробнее: Тюкавкин-Плотников А.А. К вопросу о признаках юридического лица // Академ. юрид. журнал. 2006. № 2. С. 23-31.

В соответствии со ст. 12 Закона о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.

В собрании кредиторов также вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

В случаях если в деле о несостоятельности (банкротстве) участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения (п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве).

Собрание кредиторов созывается по инициативе:

  • - арбитражного управляющего;
  • - комитета кредиторов;
  • - конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее чем 10% общей суммы требований, включенных в реестр требований кредиторов;
  • - 1/3 от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (п. 1 ст. 14 Закона о банкротстве).

Участники собрания кредиторов обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. При этом штрафные санкции не учитываются (п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве).

Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, обладающие более чем 30% голосов при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены (п. 4 ст. 12 Закона о банкротстве).

Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, по общему правилу принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (п. 1 ст. 15 Закона о банкротстве). По данному поводу необходимо учитывать позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой "положения, определяющие порядок голосования и принятия решений на заседании объединения кредиторов, направлены на выявление и согласование общих интересов кредиторов данной кредитной организации. Принятие решения большинством голосов всех кредиторов с учетом принадлежащих им сумм имущественных требований - демократическая процедура, не противоречащая принципу равенства нрав всех участников гражданско-правовых отношений" (абз. 11 п. 4 мотивировочной части постановления от 22 июля 2002 г. № 14-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобами граждан, жалобой региональной общественной организации "Ассоциация защиты прав акционеров и вкладчиков" и жалобой ОАО "Воронежское конструкторское бюро антенно-фидерных устройств"").

К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:

  • - о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
  • - об утверждении и изменении плана внешнего управления;
  • - об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
  • - об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
  • - о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;
  • - об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;
  • - об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;
  • - о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;
  • - о заключении мирового соглашения со стороны кредиторов;
  • - об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • - об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
  • - об определении компетенции комитета кредиторов;
  • - об избрании представителя собрания кредиторов.

Принятие решений но этим вопросам не может быть передано иным лицам или органам (п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве).

Как видно из приведенного перечня, вопросы, относящиеся к исключительной компетенции собрания кредиторов, касаются порядка проведения дел о банкротстве и тем самым предопределяют тс ограничения, которые будут введены в отношении правоспособности и дееспособности должника.

Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано:

  • - лицом, уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение 20 дней с даты принятия такого решения;
  • - лицом, не уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение 20 дней с даты, когда такое лицо узнало или должно было узнать о решениях, принятых данным собранием кредиторов, по не позднее чем в течение шести месяцев с даты принятия решения собранием кредиторов.

При этом указанный 20-дневный срок на обжалование решения собрания кредиторов является сокращенным сроком исковой давности, в отношении которого применяются правила гл. 12 ГК РФ (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. № 93).

Комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями должника и арбитражных управляющих, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия.

В частности, комитет кредиторов вправе:

  • - требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставить информацию о финансовом состоянии должника и ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;
  • - обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего;
  • - принимать решения о созыве собрания кредиторов;
  • - принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей.

Комитет кредиторов может не образовываться собранием кредиторов только в случае, если количество конкурсных кредиторов и уполномоченных органов составляет менее 50.

Количественный состав комитета кредиторов должен быть не менее трех и не более 11 человек.

При решении вопросов на заседании комитета кредиторов каждый его член обладает одним голосом. При этом передача права голоса членом комитета кредиторов иному лицу не допускается.

Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего количества членов комитета кредиторов (ст. 17 Закона о банкротстве).

Помимо перечисленных полномочий собрание кредиторов или комитет кредиторов в соответствии с Законом о банкротстве выполняют следующие контрольные функции:

  • - собрание кредиторов вправе требовать от арбитражного управляющего информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц, а также о признаках преднамеренного и фиктивного банкротства (п. 2 ст. 20.3);
  • - принимают решение об обращении внешним управляющим или конкурсным управляющим от имени должника в арбитражный суд с заявлением об оспаривании сделки должника (ст. 61.9);
  • - в ходе финансового оздоровления дают согласие на совершение должником ряда сделок (п. 3 ст. 82);
  • - в ходе внешнего управления дают согласие на совершение внешним управляющим от имени должника определенных сделок, за исключением предусмотренных планом внешнего управления (п. 1 и 4 ст. 101), а также на увеличение расходов должника, не предусмотренных планом внешнего управления (ст. 105);
  • - вправе потребовать отчета внешнего управляющего перед кредиторами о ходе внешнего управления и реализации плана внешнего управления (п. 4 ст. 106);
  • - вправе устанавливать условия конкурса по продаже предприятия (п. 5 ст. НО);
  • - дают согласие внешнему управляющему и конкурсному управляющему на уступку прав требования должника путем их продажи (п. 1 ст. 112, п. 1 ст. 140);
  • - при проведении конкурсного производства дают согласие на совершение конкурсным управляющим от имени должника ряда сделок (п. 2 ст. 129);
  • - в ходе конкурсного производства собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника (п. 6 ст. 129);
  • - при проведении конкурсного производства дают согласие на заключение соглашений об отступном (п. 9 ст. 142);
  • - собрание кредиторов вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего (п. 2 ст. 15), а комитет кредиторов - обращаться к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей (п. 3 ст. 17).

Представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов являются лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве (п. 1 ст. 35 Закона о банкротстве).

Собрание кредиторов и комитет кредиторов не являются субъектами гражданского права. Исходя из этого, они не могут быть признаны и субъектами отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), или субъектами конкурсного права (подход к определению субъектов нрава одинаков во всех сферах правового регулирования). Однако они обладают самостоятельной компетенцией по решению вопросов несостоятельности (банкротства) должника, к которому составляющие их лица имеют права требования. Исходя из этого, они являются объединением юридических и физических лиц, а также уполномоченных органов, действующих через представителей, выражающих их коллективный общий интерес. Такая же конструкция выражения интересов применяется применительно к работникам должника и его учредителей (участников). Единственное отличие состоит в том, что в деле о банкротстве интересы кредиторов представляет комитет, а в арбитражном процессе по делу о банкротстве - представитель комитета.

Данное объединение не является объединением в контексте ст. 30 Конституции РФ. Как отмечал Конституционный Суд РФ, объединение кредиторов представляет собой собрание кредиторов должника (в деле - это кредитная организация), с которыми у должника заключены гражданско-правовые договоры либо которые признаны таковыми (налоговые и иные уполномоченные органы), а не какое-либо повое объединение физических и юридических лиц, создаваемое по устанавливаемым ими правилам. Исходя из гражданско-правового принципа свободы договора предполагается, что каждый кредитор вступал в правоотношения с должником добровольно, без принуждения. Содержанием таких правоотношений являются права и обязанности его участников. Все кредиторы должника объективно объединены наличием у каждого из них прав требования к должнику, что и определяет их статус как кредиторов в процессе заключения мирового соглашения (абз. 1 и 2 п. 5 мотивировочной части постановления от 22 июля 2002 г. № 14-П).

Заслуживает внимания мнение, что собрание кредиторов является коллективной формой осуществления нрав кредиторов.

Существование собрания кредиторов предопределяется тем, что среди кредиторов потенциально существует конфликт интересов, частичное устранение которого возможно в рамках нормативно определенной формы согласования интересов. Такой формой выступает собрание кредиторов, где воля кредиторов формируется по принципу подчинения меньшинства большинству, что предполагает умаление интересов одних кредиторов в пользу других. Допущение дискриминации интересов отдельных кредиторов вызвано действием конституционного принципа ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров па основе требований справедливости, соразмерности, пропорциональности с учетом необходимости защиты прав и законных интересов других лиц, поскольку индивидуальная свобода сегодня мыслима только в кооперации с другими носителями основных прав.

Вместе с тем умаление интереса отдельного кредитора в пользу коллективного интереса не влечет ущемление его основного права - права получить соразмерное удовлетворение своих требований к должнику.

Следует также согласиться с еще одним мнением Е. Г. Дорохиной о том, что появившиеся в последнее время высказывания относительно необходимости законодательной защиты прав мелких кредиторов с помощью установления принципа "один кредитор - один голос" нарушают принципы справедливости и соразмерности. Предоставленное кредитору право обжаловать решение собрания кредиторов является достаточным средством для защиты собственного субъективного права в случае его нарушения решением собрания кредиторов.

Что касается комитета кредиторов, то I". Ф. Шершеневич так объяснял его появление в конкурсном процессе: "Это учреждение получило... распространение ввиду аналогии между конкурсом и акционерным товариществом. Замечено было, что общее собрание акционеров нисколько не стесняет произвола директоров ввиду многочисленного состава и неподготовленности, напротив, учреждение наблюдательного комитета (Aufsichtsrath, conseil de surveillance) действительно ограничило бесконтрольность деятельности правления. По сходству признано было необходимым перенести этот комитет с тою же ролью в конкурсный процесс, где общее собрание кредиторов играло столь же пассивную роль, как и общее собрание акционеров". Подобной точки зрения придерживается и Г. Папе, который сравнивает функции комитета кредиторов с полномочиями наблюдательного совета в обществах и товариществах, отводя собранию кредиторов роль общего собрания в указанных коммерческих организациях.