Устное заявление о преступлении заносится в. Теория всего

Статья 141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определяет порядок подачи заявления о преступлении, которое уже совершено, совершается в данный момент или планируется в будущем. При этом статья включает в себя много нюансов, которые напрямую в ней не отражены.

Согласно указанной статье с последними изменениями, сообщить об уже совершённом, в настоящий момент совершаемом или о планируемом злодеянии или преступлении можно устно или письменно. Информация об уголовном правонарушении, которая предоставляется на бумажном носителе или в электронном виде, должна быть собственноручно подписано заявляющим лицом.

Если же сообщение об уголовном правонарушении носит устный характер, оно проходит три этапа:

  1. Сотрудник полиции, принимающий сообщение, заносит данные в полицейский протокол (фиксирует на специальном бланке).
  2. Составленный сотрудником полиции документ подписывается уполномоченным лицом и самим заявителем.
  3. Документ, составленный по стандартному образцу, должен включать в себя данные о подавшем заявление лице, а также сведения о подтверждающих его личность документах. При предоставлении такого рода информации в ходе проведения установленных законом следственных действий или на этапе судебного делопроизводства, её сразу заносят в соответствующий протокол.
  4. После соответствующего оформления сообщения гражданину разъясняют ответственность за предоставление заведомо ложной информации о правонарушении (донос).

Если заявитель по независящим от него объективным причинам присутствовать во время составления указанного протокола лично не может, оформляющий сообщение сотрудник полиции пишет рапорт, что гражданином обнаружены явные признаки уголовного правонарушения.

Информация такого рода может подаваться не только лично, но и по телефону.

В этом случае все нужные в настоящий момент данные записываются со слов звонящего. Анонимное сообщение не является поводом, позволяющим возбудить уголовное делопроизводство.

Комментарии и пояснения к УПК РФ, особенно в программе «Консультант плюс», очень подробно раскрывают все моменты применения статьи 141.

Сообщение о правонарушении уголовного типа должно соответствовать законодательно установленной форме и иметь соответствующее содержание как протокол или иной документ (к примеру, аудиозапись, фото или видеоматериал и т. д.).

  • информацию о том, что налицо признаки готовящегося, происходящего или уже совершённого уголовного правонарушения;
  • просительную часть о привлечении к ответственности по уголовному законодательству одного или нескольких лиц.

Любую поступившую информацию необходимо рассмотреть и проверить, так как признаки уголовного правонарушения могут быть установлены при проведении такой проверки.

После этого нужно вынести соответствующее решение: возбудить дело или отказать в его возбуждении.

Если сообщение о преступлении касается дел частно-публичного или частного обвинений, подавать его должен либо сам потерпевший, либо с помощью своего законного представителя. Присвоение делу категории частного обвинения означает, что поданное заявление является альтернативой обвинительному заключению или акту по делам, касающимся публичных обвинений. Подавать такого рода заявления в суд необходимо с предоставлением копий по количеству обвиняемых лиц.

Принять, а также зафиксировать полученную устную информацию о преступлении обязаны следующие лица:

  • лица, уполномоченные возбуждать уголовные дела;
  • сотрудники правоохранительных органов;
  • суд (если сообщение получено на стадии судебного разбирательства).


Совершить указанные действия уполномоченные лица обязаны, независимо от подсудности или посредственности и даже если информация была получена анонимно.

Сообщение признаётся анонимным, если оно не содержит сведений о заявителе (имя, фамилия, отчество, домашний адрес и т. д.) и в котором отсутствует его подпись. Само по себе анонимное заявление не является допустимым и юридически значимым, чтобы считаться поводом к возбуждению уголовного дела. Оно служит поводом для организации проверки полученной информации средствами оперативно-розыскной деятельности.

Если в результате такой проверки установлено, что присутствуют признаки преступления, указанные в анонимном заявлении, об этом составляется соответствующий рапорт.

Впоследствии такого рода информация может получить статус вещественного доказательства. Так как первоисточник такого доказательства – сам данный предмет, анонимность этого доказательства не оказывает никакого влияния на его процессуальное значение. Например, анонимное письменное сообщение о том, что конкретное лицо совершило преступление, может стать вещественным доказательством при рассмотрении дела о заведомо ложном доносе. К таким доказательствам можно отнести также угрозы в письменном виде о будущем совершении преступления. В этом случае вещественным доказательством будет считаться, например, посылка со взрывчатыми или ядовитыми веществами.

Сотрудникам правоохранительных органов необходимо принять все соответствующие меры для сохранности следов на полученном источнике информации (отпечатков, микрочастиц, чернил, почерка, состава и качества бумаги и др.).

В этом случае поводом для возбуждения дела является рапорт сотрудника (или лица), получившего данное анонимное сообщение.

судебные решения и приговоры по статье 141 УПК РФ

В судебной практике применение ст. 141 УПК РФ (заявление о преступлении УПК РФ) в последней редакции встречается достаточно часто. Она может касаться и заявлений о мошенничестве, и явки с повинной, и ложных доносов.


Для наглядности следует привести несколько примеров:

  1. Согласно Апелляционному определению Верховного Суда РФ № 44-АПУ17-5 от 27 апреля 2017 года, виновное лицо было осуждено за совершение разбойного нападения, которое было совершено с помощью предмета, используемого как оружие. В результате данного деяния потерпевшая получила тяжкий вред здоровью и скончалась. Нападавший явился в органы правопорядка с повинной и сообщил о совершённом импреступлении. Апелляционная жалоба была подана защитником осуждённого в связи с тем, что суд не учёл некоторые детали при рассмотрении дела, а также принял явку с повинной, которая была сделана, по её мнению, под давлением. Так как добровольная явка осуждённого была зафиксирована и оформлена сотрудниками следственного органа в соответствии со статьёй 141 УПК РФ, ни прокуратура, ни суд не усомнились в подлинности указанного документа.
  2. Согласно Апелляционному определению Верховного Суда РФ № 20-АПУ17-4 от 25 мая 2017 года, судья мирового судебного участка, используя своё служебное положение, причинила ущерб значительного размера, попытавшись похитить чужое имущество с помощью обмана (мошенничества). Факт совершения преступления был установлен путём подачи заявления о преступлении с приложением аудиозаписи разговора о вымогательстве со стороны судьи. Так как данное заявление было составлено и принято надлежащим образом, сам заявитель был предупреждён о привлечении к уголовной ответственности за ложное донесение. Авторство записи сомнений не вызвало, заявление было приобщено к делу как вещественное доказательство. Данное доказательство послужило отправной точкой для привлечения к ответственности.
  3. Согласно Апелляционному определению Ставропольского краевого суда на Решение по делу № 22К-5857/2017 от 23 октября 2017 года, гражданин опубликовал на официальном сайте СК РФ по Ставропольскому краю сообщение о совершённом преступлении. Данная информация была адресована непосредственно руководителю СУ СК через интернет-приёмную. Сообщение было надлежащим образом зарегистрировано оператором интернет-приёмной. Руководитель указанного правоохранительного органа заявление о совершённом уголовном правонарушении не принял. Суд признал правоту руководителя правоохранительных органов.


Согласно части 6 статьи 141 УПК РФ, заявление о совершённом, совершаемом или готовящемся преступлении должно быть надлежащим образом подписано заявителем.

В соответствии со статьёй 474.1 УПК РФ, сообщения и заявления, поданные через официальные интернет-порталы, считаются подписанными, если на них стоит электронная подпись. Документы без соответствующей подписи к рассмотрению не принимаются.

Кроме того, заявитель не подтвердил свою осведомлённость о привлечении к ответственности по уголовной статье за ложный донос.

Данное подтверждение также совершается путём электронной подписи гражданина. В связи с тем, что ни один из указанных документов не был надлежащим образом подписан, СО СК РФ по Ставропольскому краю принял правомерное решение об отсутствии законных оснований для регистрации указанного заявления в книге учёта сообщений о преступлениях. В связи с этим суд правомерно отказал в удовлетворении жалобы гражданина на не рассмотрение его заявления о преступлении.

Согласно комментариям юристов, информация о готовящемся, совершаемом или совершённом уголовном правонарушении в качестве повода для возбуждения уголовного дела – это обращение в правоохранительные органы физического лица, в котором он в устной или письменной форме сообщает о планируемом либо уже исполненном уголовно наказуемом действии. Зачастую такое сообщение содержит не только факт совершения незаконного действия, но и включает в себя просьбу принять установленные законом необходимые меры для наказания виновного или виновных.

Это связано с тем, что в большинстве случаев заявитель проявляет личную заинтересованность в принятии законных карательных мер к преступнику (или преступникам). Если в делах публичных обвинений это необязательно, то в частных и частно-публичных обвинительных делах должна присутствовать ясно выраженная просьба о наказании виновного путём привлечения его к уголовной ответственности. Если в заявлении этой просительной части нет, такой документ не является юридическим поводом, чтобы начать уголовное преследование.


Полный текст ст. 141 УПК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 141 УПК РФ.

1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.

2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.

6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Комментарий к статье 141 УПК РФ

1. В к.с. приведена общая характеристика и требования к порядку оформления заявления о преступлении. Согласно ч.1 ст. 140 УПК заявление о преступлении - это повод для возбуждения уголовного дела. Будучи поводом к возбуждению уголовного дела, в самом общем виде заявление о преступлении может быть охарактеризовано как предусмотренный п.1 ч.1 ст. 140 УПК источник, из которого следователю (дознавателю и др.), а по делам частного обвинения также мировому судье непосредственно от физического лица - заявителя впервые поступили сведения о готовящемся, совершаемом либо совершенном деянии (последствиях), содержащем процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления. Заявление о преступлении одновременно является поводом для начала уголовного процесса.

2. Заявляет о преступлении физическое лицо. Комментируя ст. 141 УПК, А.Н.Шевчук утверждает, что заявление о преступлении может исходить не только от физического лица, но и от должностного лица и даже от организации (юридического лица). Так как должностное лицо всегда одновременно является физическим лицом, то, думается, вопрос о том, может ли заявление о преступлении исходить от должностного лица, не имеет прикладного значения. Тем более что в ст. 23 УПК, действительно, есть прямое указание на "заявление" должностного лица - руководителя коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием. Правда, в указанной норме речь идет просто о заявлении, а не о заявлении о преступлении. Просто о заявлении упоминается и во многих других статьях УПК. В них во всех термин "заявление" используется в значении аналогичном понятию ходатайства субъекта уголовного процесса. Так сформулированы положения ст. 166, 186, 189 и некоторых других статей УПК.

________________
Что заявления о преступлении могут исходить от должностного лица, утверждает и В.Н.Григорьев. См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации... - М.: Экзамен 201, 2002. - С.314.

См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Новая редакция... - С.264, 265; и др.

3. Содержание ст. 23 УПК ставит данное "заявление" в ранг документа, процессуальное значение которого в большей степени соответствует уровню обязательного условия (наличие согласия) для начала предварительного расследования, а не формы документа, с которого начинается уголовно-процессуальная деятельность. Из ст. 23 УПК не следует запрета производства предварительной проверки повода, в котором сообщается о преступлении, предусмотренном главой 23 УК. Напротив, предполагается, что в ходе такой проверки может быть получено согласие указанного руководителя на возбуждение уголовного дела, а значит, может быть получено и его заявление, содержащее аналогичное ходатайство.

4. Другое дело - утверждение А.Н.Шевчука о том, что "под заявлением следует понимать устное или письменное сообщение… организации… о факте совершения преступления". Если заявляет о преступлении не конкретное физическое лицо, то и непозволительно привлекать конкретного человека к ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК , да и предупреждать его о таковой, как этого требует ч.6 к.с., бессмысленно.

________________
См.: Там же. - С.264; и др.

5. Трудно представить устное сообщение организации, не являющееся сообщением конкретного физического лица. Кто-то же от имени организации его озвучил. Это физическое лицо и будет являться заявителем. Именно ему будут принадлежать права, предусмотренные не только к.с., но и ч.4 ст. 144, ч.2 ст. 145, ч.4 ст. 146, ч.ч.4 и 7 ст. 148 УПК.

6. Законодатель требует отражать в протоколе принятия устного заявления о преступлении данные о заявителе. Это не наименование и местонахождение организации и даже не сведения о должности должностного лица, это общеустановленные анкетные данные физического лица: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, работы и т.п.

7. Автор считает, что возможность признания потерпевшим по уголовному делу юридического лица "свидетельствует" о том, "что кроме физических лиц заявителями могут выступать и другие субъекты". Между тем данное обстоятельство ничего не доказывает. Основной объем уголовных дел в российском уголовном процессе составляют дела публичного обвинения. Законодателем же по данной категории дел не ставится знак равенства между заявителем и потерпевшим. Нигде не указывается на то, что заявителем по делам публичного обвинения может быть только потерпевший, или на то, что потерпевшим может быть признан только заявитель. По делам публичного обвинения эти две процессуальные фигуры совершенно самостоятельны.

8. Да, действительно, по некоторой категории дел обычно заявителем является пострадавший. Но таковыми могут быть и другие лица, к примеру, очевидец общественно опасного деяния. Более того, о преступлении вправе заявить и лицо, которому о таковом стало известно с чьих-то слов.

9. Некоторыми учеными высказано мнение, что заявление о преступлении, содержащее сведения, полученные из "вторых рук", даже при условии, что указан источник осведомленности, поводом к возбуждению уголовного дела не является.

________________
См.: Николюк В.В. Стадия возбуждения уголовного дела (В вопросах и ответах): Учеб. пособие / В.В.Николюк, В.В.Кальницкий, П.Г.Марфицин. - Омск: ВШМ МВД России, 1995. - С.8.

10. Трудно встать на такую позицию, и вот почему. Во-первых, как правильно отмечают эти же авторы, "закон не запрещает рассматривать в качестве повода к возбуждению уголовного дела заявления лиц, которым преступлением вред не причинен", а значит, такой повод нельзя признать незаконным. Во-вторых, боюсь, что приведенное мнение может породить не только крайне нежелательные теоретического плана последствия, выразившиеся в пренебрежительном отношении к закону и его толкованию, но и увеличить процент латентных, хуже того, укрытых преступлений. В-третьих, правоприменители, убежденные в правоте такой позиции, рискуют быть привлеченными к уголовной ответственности. Если признать, что такое заявление не является поводом к возбуждению уголовного дела, то его нельзя регистрировать, нельзя приступать к предварительной проверке и принимать по нему процессуальные решения. Практике же известны случаи лишения свободы должностных лиц за такое бездействие.

________________
Там же. - С.8.

11. Таким образом, заявление о преступлении всегда поступает от физического лица, вне зависимости от того, являлось оно одновременно должностным лицом и (или) представителем какой-либо организации. Заявляя о преступлении, оно действует от своего имени. И именно в отношении него, а не в отношении организации будет решаться вопрос о привлечении к ответственности за заведомо ложный донос.

12. В конце концов А.Н.Шевчук соглашается с этим. Уже в следующем абзаце, после утверждения, что заявление о преступлении может исходить от юридического лица, он пишет следующее: "Представители организаций, учреждений не вправе от имени организации делать заявлений о преступлении. Подобного рода заявления следует расценивать как сообщения частного лица".

________________
См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Новая редакция... - С.265; и др.

13. Именно частный характер любого заявления о преступлении позволяет говорить о несостоятельности данного Л.Н.Масленниковой разъяснения ст. 141 УПК. Она утверждает, что "письменное заявление должностного лица, сделанное им от имени предприятия, учреждения или организации, помимо подписи этого лица должно иметь соответствующий штамп (печать)". Такое требование не содержится в законе. Заявление о преступлении будет поводом для возбуждения уголовного дела и при отсутствии на нем штампа и (или) печати, кем бы оно ни было написано. Лишь бы оно не было анонимным, и были соблюдены все иные требования, закрепленные в к.с.

________________
Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации... - М.: Юристъ, 2002. - С.298.

14. Хотелось бы сделать очередное замечание. А.Н.Шевчук считает, что в заявлении о преступлении сообщается о факте преступления. С этим трудно согласиться. Исходя из содержания ч.2 ст. 140 УПК в заявлении о преступлении сообщается не о факте преступления, а о признаках преступления, причем уголовно-процессуальное значение имеет сообщение не о любых признаках состава преступления, а лишь о признаках общественно опасного деяния и общественно опасных последствий.

15. Заявлением о преступлении, о котором идет речь в к.с., может быть лишь сообщение, поступившее в орган, уполномоченный возбуждать уголовное дело. Поэтому нельзя признать поводом для возбуждения уголовного дела публичного или частно-публичного обвинения заявление о преступлении, адресованное суду (судье), в иное некомпетентное возбуждать уголовное дело учреждение.

16. В ч.4 к.с. описывается ситуация, когда устное сообщение о преступлении сделано в ходе судебного разбирательства. Такое заявление о преступлении должно быть занесено в протокол судебного заседания. Между тем поводом к началу нового (по новому "преступлению") уголовного процесса оно станет лишь в случае присутствия в судебном заседании должностного лица, уполномоченного возбудить уголовное дело, а именно, следователя (дознавателя и др.). В новом уголовном деле данный повод для возбуждения уголовного дела будет содержаться в виде рапорта об обнаружении признаков преступления с прилагаемым к таковому письменным документом - копией протокола судебного заседания или выпиской из него. Заявления о преступлении в ходе судебного заседания быть не может, потому что таковое делается органу, уполномоченному возбуждать уголовное дело. В то же время суд и даже государственный обвинитель (прокурор) не наделены таким полномочием.

________________
Дела частного обвинения возбуждаются путем подачи мировому судье (при отсутствии такового - судье районного суда) заявления потерпевшим, его законным представителем, а в случае смерти потерпевшего - близким родственником потерпевшего. Соответственно поводом для начала нового уголовного процесса по делам частного обвинения могут быть заявления о преступлении сделанные в ходе судебного разбирательства, осуществляемого мировым судьей (при отсутствии такового - судьей районного суда).

17. В некоторых комментариях к ст. 141 УПК говорится, что "заявлением следует считать обращение лица… в суд". Данное утверждение правильно лишь применительно к началу уголовного процесса по делам частного обвинения, да и то только если под судом понимать одних лишь мировых судей (гарнизонные суды), а в субъектах Российской Федерации, в которых не созданы должности мировых судей, - судей районных судов (ст. 5 Федерального закона от 18 декабря 2001 года "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"). Остальные суды не имеют права возбуждать уголовные дела. То обстоятельство, что уголовный процесс начинается со стадии возбуждения уголовного дела, а эти суды не уполномочены УПК осуществлять какие-либо действия на данной стадии, и позволяет исключить их из числа органов, обращение к которым с заявлением о преступлении порождает возникновение уголовно-процессуальных правоотношений.

________________
Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 года... - С.243.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" судьи гарнизонных военных судов рассматривают уголовные дела, отнесенные УПК к подсудности мировых судей.

18. Любое заявление о преступлении обязательно должно быть зафиксировано в материалах предварительной проверки (уголовном деле) в виде письменно составленного, подписанного заявителем документа.

19. Достаточно того, чтобы заявитель поставил одну подпись в конце заявления. Однако лучше если в заявлении будет две подписи заявителя. Не только в конце документа, но и под записью о том, что ему известно об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, предусмотренной ст. 306 УК.

20. Устное заявление о преступлении, за исключением того, которое сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, уже после начала уголовного процесса, фиксируется в письменном документе. Данный документ именуется протоколом принятия устного заявления о преступлении.

21. Помимо точного своего наименования, в нем должны быть отражены: место, день, месяц и год составления протокола, должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы лица, принявшего заявление, ссылка на ст. 141 УПК, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, работы или учебы заявителя, номер и серия паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность, кем и когда удостоверяющий личность заявителя документ был выдан, удостоверенное подписью заявителя предупреждение об ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК, уголовно процессуально значимые признаки состава преступления.

22. В конце протокола последовательно друг за другом отражаются сведения о том, кем документ был прочитан, правильно ли в нем отражены сообщенные заявителем сведения, какие имеются замечания (отсутствие таковых), подпись заявителя. Завершает документ подпись лица, принявшего заявление.

23. Место составления протокола принятия устного заявления о преступлении отражается в двух частях протокола. Сразу под наименованием документа указывается населенный пункт составления, а затем после слов "в помещении" - наименование учреждения (адрес квартиры или дома), где было осуществлено рассматриваемое процессуальное действие, и номер конкретного кабинета. К примеру - "в кабинете N 12 отдела полиции "Советский" г.Орла".

24. Основными документами, удостоверяющими личность заявителя, являются:
- паспорт гражданина Российской Федерации;
- дипломатический паспорт;
- служебный паспорт (ст. 7 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", п.1 Указа Президента РФ от 21 декабря 1996 года N 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации", п.1 постановления Правительства РФ от 14 марта 1997 года N 298 "Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации").

________________
См.: Собр. законодательства РФ. - 1996. - N 34. - Ст.4029.

См.: Собр. законодательства РФ. - 1996. - N 52. - Ст.5914.

См.: Собр. законодательства РФ. - 1997. - N 12. - Ст.1435.

25. Документом, удостоверяющим личность, признается также свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста).

________________
См.: Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию: Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 // Собр.законодательства РФ. - 1995. - N 30. - Ст.2939.

26. Согласно ч.2 п.7 ст. 4 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" документом, удостоверяющим личность лица, заявившего ходатайство о признании его беженцем, является свидетельство о рассмотрении по существу данного ходатайства. Документом, удостоверяющим личность, лица, признанного беженцем, признается удостоверение беженца (ч.2 п.7 ст. 7 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах").

________________
См.: Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. - 1993. - N 12. - Ст.425.

27. Документом, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего (офицеров, прапорщиков, мичманов) Российской Федерации, является удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации (п.1 Положения об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации).

________________
См.: Об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от (было 17) 12 февраля 2003 года N 91 // Собр.законодательства РФ. - 2003. - N 7. - Ст.654.

28. Документом, удостоверяющим личность солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту, признается военный билет.

29. Для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, рассматриваемым документом следует считать справку об освобождении из мест лишения свободы.

________________
См.: Об утверждении форматов электронного вида реестров талонов родовых сертификатов: Приказ ФСС России от 25 февраля 2009 года N 33 // Социальный мир. - 2009. - N 17.

30. Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

31. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:
а) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
б) разрешение на временное проживание;
в) вид на жительство;
г) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства (ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

________________
Собр. законодательства РФ. - 2002. - N 30. - Ст.3032.

32. Приведенный перечень документов, удостоверяющих личность заявителя, не является исчерпывающим.

33. При фиксации в протоколе уголовно процессуально значимых признаков состава преступления нужно стремиться к отражению конкретных сведений, указывающих на подготовку или совершение (сейчас либо в прошлом) преступления - всех известных заявителю признаков состава преступления (когда, где и что именно произошло, какой причинен ущерб). Как минимум в заявлении должны быть отражены вероятные данные о наличии в происшествии, о котором сообщает заявитель, уголовно процессуально значимых признаков общественно опасного деяния и (или) общественно опасных последствий.

34. В соответствии с ч.2 ст. 18 УПК заявителю, не владеющему или недостаточно владеющему языком, на котором ведется уголовно-процессуальное досудебное производство, должно быть разъяснено его право заявить о преступлении на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном УПК.

35. В процессе принятия у такого гражданина заявления о преступлении участвует переводчик. Перед началом данного процессуального действия следователь (дознаватель и др.) должен удостовериться в компетентности переводчика и разъяснить переводчику его права и ответственность, предусмотренные ст. 59 УПК.

36. Факт разъяснения данных прав как заявителю, так и переводчику отражается в протоколе принятия устного заявления о преступлении.

37. Заявление может быть дано не на русском языке (и не на государственном языке входящей в Российскую Федерацию республики). Протокол же принятия устного заявления о преступлении и в этом случае оформляется на языке, на котором ведется уголовно-процессуальное досудебное производство. Подписывают протокол и заявитель, и переводчик.

38. По аналогии с ч.3 ст. 167 УПК, если заявитель в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол принятия устного заявления о преступлении, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания заявителем.

39. По делам публичного обвинения не требуется, чтобы в заявлении о преступлении заявитель высказывал просьбу о привлечении виновного лица к уголовной ответственности. В силу принципа публичности (официальности), действующего в российском уголовном процессе, этот вопрос решается независимо от воли заявителя.

40. Данное правило не распространяется на дела частного обвинения, которые по общему правилу могут возбуждаться только по заявлению потерпевшего или его законного представителя, а в случае смерти потерпевшего - по заявлению близкого родственника потерпевшего (чч.1 и 2 ст. 318 УПК), а также на дела частно-публичного обвинения, которые, если преступление совершено в отношении лица, способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами, возбуждаются лишь по заявлению потерпевшего.

41. Дела частно-публичного обвинения возбуждаются по заявлению потерпевшего. В УПК нет прямого указания на то, что данная категория дел может быть возбуждена по заявлению законного представителя и тем более близкого родственника потерпевшего. Между тем, как минимум, законные представители потерпевшего должны обладать указанным правом, исходя из положений, закрепленных в ч.3 ст. 45 УПК, согласно которым законные представители потерпевшего имеют те же процессуальные права, что и представляемое ими лицо, а также по аналогии с ч.1 ст. 318 УПК. Думается, последовательным было бы наделение указанным правом и близких родственников потерпевшего в случае смерти последнего.

________________
О наличии у законного представителя таких же прав, как и у потерпевшего, некоторые процессуалисты часто забывают и поэтому к числу лиц, от которых может быть принято заявление о преступлении по делу частно-публичного обвинения, относят только лишь потерпевших. См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации... - М.: Юристъ, 2002. - С.298-299.

42. Только в связи с поступлением в компетентный орган заявления (жалобы) потерпевшего может начаться уголовный процесс по таким фактам, а затем возбуждено уголовное дело. Причем в заявлении потерпевших о преступлениях, исчерпывающий перечень которых дан в ст. 20 УПК, в обязательном порядке должна содержаться просьба о привлечении виновного к уголовной ответственности. Пострадавший может просить привлечь лицо к "законной ответственности" и даже наличия этого словосочетания в жалобе недостаточно для начала уголовного процесса.

________________
В данном случае термин "потерпевший" употребляется не в значении, которое употреблено в ст. 42 УПК, то есть не как лицо, в отношении которого вынесено соответствующее постановление о признании его таковым, а как лицо, которому причинен определенного рода вред. Такого субъекта уголовного процесса можно именовать пострадавшим.

Аналогичного мнения придерживаются и другие авторы. См.: Безлепкин Б.Т. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу… - С.177-178.

43. Поступающие мировым судьям заявления (жалобы) по делам частного обвинения, когда по ним до этого не было произведено досудебного производства, должны строго соответствовать предусмотренной ч.5 ст. 318 УПК форме.

44. Такое заявление о преступлении должно содержать:
а) наименование суда общей юрисдикции, в который оно подается;
б) описание события преступления, места, времени, а также обстоятельств его совершения;
в) просьбу, адресованную суду, о принятии уголовного дела к производству;
г) данные о потерпевшем, а также о документах, удостоверяющих его личность;
д) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
е) список свидетелей, которых необходимо вызвать в суд;
ж) подпись лица, его подавшего.

45. Однако требования ст. 318 УПК распространяются лишь на заявление (жалобу), направляемое непосредственно мировому судье, а когда таковой отсутствует - судье районного суда. Заявление о преступлении, предусмотренном ч.1 ст. 115, ч.1 ст. 116 и (или) ч.1 статьи 128.1 УК , полученное следователем (дознавателем и др.), может не содержать всех вышеуказанных реквизитов.

46. Нетрадиционный подход к разъяснению положений ст. 141 УПК продемонстрирован В.Н.Григорьевым. Им круг заявлений о преступлении ограничен лишь сообщениями "о совершенном или готовящемся преступлении", которые сопровождались "просьбой о привлечении виновного к уголовной ответственности". Автор утверждает, что "официальное уведомление дознавателя, органа дознания, следователя, прокурора о преступлении, не содержащее такой просьбы (письмо), не является поводом для возбуждения уголовного дела в смысле п.1 ч.1 ст. 140, оно относится к иным источникам, предусмотренным в п.3 ч.1 ст. 140" УПК.

________________
См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации... - М.: Экзамен 201, 2002. - С.314.

47. Сразу оговоримся, что в этой характеристике заявления о преступлении ни одно, а сразу три спорных положения.

48. Во-первых, сообщения могут быть не только о совершенном или готовящемся преступлении, но и о совершаемом преступлении. Почему-то данная значительная часть сообщений (сообщений о совершаемом преступлении) физических лиц автором не признается заявлением о преступлении.

49. Во-вторых, из поля зрения автора совершенно выпала такая группа не содержащих просьбы о привлечении виновного к уголовной ответственности сообщений граждан, как обращения к руководителю следственного органа (на тот момент он именовался начальником следственного отдела), руководителю (члену) следственной группы (группы дознавателей), а также к мировому судье (судье гарнизонного либо районного суда) по делам частного обвинения. Не ясно, каким поводом для возбуждения уголовного дела должны признаваться "уведомления" указанных должностных лиц гражданами о совершенном преступлении?
50. В-третьих, не ясно каково теоретическое или практическое значение данной кардинально новой идеи автора? Зачем нужно было так резко отмежевываться от того, что десятки лет оттачивалось процессуальной наукой? Статья 141 УПК - это аналог ст. 110 УПК РСФСР, а п.1 ч.1 ст. 140 УПК - аналог п.1 ч.1 ст. 108 УПК РСФСР. Разъяснения п.1 ч.1 ст. 108 и ст. 110 УПК РСФСР имелись и имеются. Данный же В.Н. Григорьевым комментарий к ст. 141 УПК существенно отличается от них.

51. Наверное, позиция В.Н.Григорьева имеет право на существование. Но главный ее недостаток заключается в том, что она приведет следователя (дознавателя и др.), которые ему поверят, к нежелательным для них последствиям - привлечению к ответственности за нарушение требований УПК.

52. Они по делам публичного обвинения не будут оформлять протокол принятия устного заявления о преступлении (не будут фиксировать устное сообщение гражданина в протоколе следственного действия) при обращении к ним очевидцев преступления (наверное, автор согласиться с тем, что не дело очевидца преступления обращаться с просьбой о привлечении виновного к ответственности) пострадавших по делам публичного обвинения, которые по той или иной причине (из-за страха перед преступником, из-за отсутствия знаний о том, кто совершил преступление, и т.п.) не желают в заявлении указывать свою просьбу о привлечении виновного к уголовной ответственности, пострадавших от общественно опасных деяний невменяемых, виновные в которых просто отсутствуют. Этот список можно продолжить.

53. Считая, что такие не содержащие просьбы о привлечении виновного к уголовной ответственности, исходящие от физического лица сообщения о преступлении не являются заявлениями о преступлении, следователи (дознаватели и др.) могут не отразить в поводе полные данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя, что является нарушением требований ч.3 ст. 141 УПК. Более того, в рапорте об обнаружении признаков преступления, который автор предлагает составлять в подобного рода случаях, бесспорно, будет отсутствовать удостоверенная подписью заявителя отметка о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК.

54. Указанные обстоятельства позволяет говорить, как минимум, о том, что подобного рода разъяснения не желательно размещать в адресованных практическим работникам постатейных комментариях к Уголовно-процессуальному кодексу РФ.

55. И еще об одном моменте, на который правильно обращают внимание некоторые ученые. Требование ч.6 к.с. о необходимости предупреждения заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос касаются не только тех лиц, которые обращаются в компетентный орган с устным заявлением. Оно в равной мере распространимо и на лиц, явившихся в орган дознания или предварительного следствия для подачи письменного заявления. Если в орган, компетентный возбуждать уголовные дела, письменное заявление о преступлении поступило по почте, и в нем не отражено, что заявитель знает о предусмотренной ст. 306 УК уголовной ответственности, ответственность за заведомо ложный донос должна быть заявителю разъяснена при первом его посещении следователя (дознавателя и др.).

________________
См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации... - М.: Экзамен 201, 2002. - С.315; и др.

56. Факт разъяснения ответственности, предусмотренной ст. 306 УК, и в этих случаях должен быть отражен в материалах предварительной проверки (уголовного дела). Это может быть сделано как в конце письменного заявления, так и в виде отдельного подписанного заявителем документа.

57. Установленный законом порядок, в соответствии с которым заявления о преступлении обязательно должны быть заявителем подписаны, а последний предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, служит одной из гарантий получения достоверных сведений, на основе которых предстоит решать вопрос о возбуждении уголовного дела.

58. Между тем не всегда заявитель может быть предупрежден об уголовной ответственности. Не достигший возраста, с момента наступления которого возможно привлечение к уголовной ответственности, заявитель не может быть признан субъектом такого преступления, как заведомо ложный донос. Поэтому его не только не нужно, но и нельзя предупреждать об уголовной ответственности. Не достигшему 16 лет заявителю разъясняется необходимость говорить правду, а также "уголовно-процессуальные" и уголовно-правовые "последствия, которые вытекают из подаваемого им заявления". Об этом также делается отметка в протоколе принятия устного заявления о преступлении (протоколе следственного действия, протоколе судебного заседания), которая удостоверяется подписью несовершеннолетнего заявителя.

________________
См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации... - М.: Экзамен 201, 2002. - С.316.

59. Из заявления о преступлении должно быть ясно, кто именно (как минимум, фамилия, инициалы и адрес места жительства) его написал. Анонимными признаются обращения, не содержащие сведений о заявителе (его фамилии и местонахождения (адреса)). Анонимное же "заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела" (ч.7 к.с.).

60. Анонимным заявлением следует также признавать не только неподписанное или не подписанное автором заявление о преступление, заявление, подписанное неразборчиво, то есть когда из подписи нельзя установить лицо, его направившее. Анонимным признается также заявление, когда точно известно, что оно подписано вымышленным именем. К анонимным также относят заявление, "поданное от имени другого лица либо других лиц без их ведома".

1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.

2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.

6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Комментарий к статье 141 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. Содержание и форма заявления должны отвечать требованиям доказательства в виде иного документа (ст. 84 УПК) или протокола (ст. ст. 83, 166). Заявление является поводом к возбуждению дела, если оно содержит хотя бы один из двух элементов: а) информацию о признаках преступления; б) просьбу о привлечении каких-либо лиц к уголовной ответственности. Даже если в таком заявлении не усматривается признаков преступления, оно все равно является поводом к возбуждению дела - влечет обязанность принять заявление, проверить его и вынести решение (признаки преступления могут быть обнаружены в результате проверки из других источников).

2. По делам частного и частно-публичного обвинения заявителем должен быть сам потерпевший или его законный представитель (см. ком. к ст. 147). По делам частного обвинения заявление подается в суд в письменной форме с копиями по числу обвиняемых с соблюдением ряда дополнительных реквизитов, так как заявление по делу частного обвинения "заменяет" обвинительное заключение или обвинительный акт по делам публичного обвинения. Смотрите ком. к ст. 318.

3. Обязанность принять и зафиксировать устное заявление о преступлении вне зависимости от подследственности или подсудности возложена на лиц, уполномоченных возбуждать уголовное дело, а также на сотрудников правоохранительных органов и суд во время судебного заседания. Смотрите ком. к ст. 144.

4. Анонимным признается такое сообщение, в котором не содержится подпись автора или отсутствуют сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, адрес). Неизвестность первоисточника (автора) исключает свойство допустимости документа, его юридическую силу и способность служить поводом к возбуждению дела.

По общему правилу анонимные сообщения не регистрируются (как заявления) и не рассматриваются в уголовно-процессуальном порядке. Если в анонимном сообщении содержится информация об общественно опасном деянии, то оно может послужить поводом для проверки средствами ОРД. При установлении в результате такой проверки признаков преступления поводом к возбуждению дела послужит рапорт в порядке ст. 143 УПК. Анонимное сообщение может обладать признаками будущего вещественного доказательства (если сам факт сообщения является элементом объективной стороны состава преступления). Первоисточником вещественного доказательства является сам предмет, поэтому анонимность вещественного доказательства не влияет на его доказательственное значение. Например, письменное сообщение о якобы готовящемся террористическом акте будет вещественным доказательством по преступлению в виде заведомо ложного сообщения об акте терроризма (); письменное анонимное сообщение о совершении преступления конкретным лицом может быть вещественным доказательством по преступлению в виде заведомо ложного доноса (ст. 306 УК). Вещественным доказательством могут быть и письменные угрозы о совершении преступлений (по соответствующим видам преступлений). К вещественным доказательствам следует отнести и почтовые отправления с ядовитыми или взрывчатыми веществами. Если анонимное сообщение обладает признаками будущего вещественного доказательства, то при его получении должны быть приняты меры для сохранения имеющихся на сообщении следов (отпечатков пальцев, микрочастиц, почерка, химического состава бумаги, чернил и фонограммы телефонного сообщения и т.д.). Поводом к возбуждению дела может послужить рапорт лица, получившего анонимное сообщение.

5. О правах заявителя на стадии возбуждения уголовного дела см. ком. к ч. 4 ст. 144 и ч. 2 ст. 145.

Кошелев Сергей Владимирович
юрист, участник рабочей группы
«Красный ответ»

Любые заявления о готовящемся, совершаемом или совершённом преступлении, независимо от места и времени его совершения, полноты сообщаемых сведений или формы представления (лично, нарочным, по почте, интернету, телефону, телеграфу, факсимильной или иным видом связи), принимаются в любом органе внутренних дел круглосуточно штатными дежурными (лицами, их заменяющими), а также следователями и дознавателями, уполномоченными расследовать преступления в соответствии со ст. 151 УПК РФ , и незамедлительно должны быть зарегистрированы. Т.е. подать их можно не только по месту жительства либо месту совершения преступления, а вообще в любом месте.

Обычно заявителем является пострадавший. Но таковыми могут быть и другие лица, к примеру, очевидец общественно опасного деяния. Более того, о преступлении вправе заявить и лицо, которому о таковом стало известно с чьих-то слов.

Заявитель вправе приложить к заявлению о преступлении необходимые документы и материалы либо их копии, в том числе в электронной форме.

Если рассмотрение поступившего заявления не относится к компетенции данного органа или преступление совершено на территории другого его подразделения, то все имеющиеся материалы после регистрации в соответствии с УПК РФ передаются по подследственности.

1. Анонимное заявление о преступлении.

Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ ). Однако оно передаётся (без регистрации) в соответствующий орган для возможного использования в оперативно-розыскной деятельности. При этом есть ряд исключений. Направленное в органы внутренних дел анонимное сообщение, содержащее данные о признаках совершённого или готовящегося террористического акта, подлежит обязательной регистрации и проверке в общем порядке . Органы ФСБ регистрируют анонимные сообщения вообще о любых преступлениях . Само собой, анонимный заявитель не уведомляется о результатах рассмотрения заявления и не может знакомиться с материалами проверки, это тоже стоит учитывать.

Анонимными признаются обращения, не содержащие сведений о заявителе (как минимум, его фамилии и адреса ).

Заявление относится к анонимному в случаях, когда оно: 1) не подписано (т.е. не указано, как минимум, фамилии заявителя); 2) подписано неразборчиво (т.е. когда из подписи нельзя установить лицо, его направившее); 3) точно известно, что оно подписано вымышленным именем; 4) подписано заявителем, однако его адрес и иные сведения, позволяющие установить место нахождения лица, отсутствуют; 5) подписано от имени неопределённого круга лиц; 6) подано от имени другого лица либо других лиц без их ведома.

2. Формы представления заявления о преступлении.

Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем (ч. 2 ст. 141 УПК РФ ). Уголовно-процессуальный кодекс не устанавливает какой-либо обязательной формы заявления о преступлении. В заявлении рекомендуется как можно полнее и обстоятельнее описать событие преступление: место, время, кто совершил преступление (если известно), кто являлся очевидцем и т.п. Желательно также указать полностью паспортные данные, телефон и место работы, дату составления заявления и подписать заявление на каждой странице.

Если заявление отправляется по почте, такое письмо лучше направлять заказной корреспонденцией с обратным уведомлением о получении. В таком случае дата принятия письма, указанная на уведомлении, и собственно само уведомление и будут доказательством обращения. Если в орган, компетентный возбуждать уголовные дела, письменное заявление о преступлении поступило по почте, и в нём не отражено, что заявитель знает о предусмотренной ст. 306 УК РФ уголовной ответственности, ответственность за заведомо ложный донос должна быть заявителю разъяснена при первом его посещении следователя или дознавателя. Это может быть сделано как в конце письменного заявления, так и в виде отдельного подписанного заявителем документа.

Если же о совершённом преступлении пострадавший, очевидец или любое иное лицо сообщает лично , сотрудник, к которому он обращается, обязан составить протокол устного заявления. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания (ч. 4 ст. 141 УПК РФ ). Протокол обязательно подписывается заявителем и лицом, принявшим устное заявление. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьёй 306 УК РФ , о чём в протокол вносится отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Не достигшему 16 лет (возраста уголовной ответственности по данной статье) заявителю разъясняется необходимость говорить правду, а также уголовно-процессуальные и уголовно-правовые последствия, которые вытекают из подаваемого им заявления.

Если заявитель в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол принятия устного заявления о преступлении, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания заявителем (ч. 3 ст. 167 УПК РФ ).

Если сообщение о происшествии поступило при личном обращении заявителя, то одновременно с регистрацией заявления ему должны выдать талон-уведомление, который состоит из двух частей – отрывного листка и корешка, имеющих одинаковый регистрационный номер. Талон-уведомление является доказательством того, что заявление принято. Заявитель расписывается за получение талона-уведомления, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

Может случиться ситуация, когда заявитель обратился с заявлением о преступлении в один день, а документ о принятии сообщения о преступлении ему выдают на следующий день или даже через несколько дней. В этом случае заявитель, помимо обжалования в порядке, установленном ст. ст. 124 и 125 УПК РФ , данного незаконного действия (бездействия) лица, принимавшего заявление о преступлении, вправе также настаивать на отражении в талоне-уведомлении и корешке к нему истинного времени и даты принятия у него заявления о преступлении. Время и дата принятия заявления о преступлении – это время и дата, когда к компетентному на принятие сообщения о преступлении лицу обратился гражданин с заявлением о преступлении или когда таковое к нему поступило по почте, с нарочным и т.п.

Отказ в приёме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. ст. 124, 125 УПК РФ . Обжалована может быть любая форма отказа в приёме заявления о преступлении: когда ответа на заявление нет вообще или получен отрицательный ответ на требование зафиксировать факт обращения. Обжалованы могут быть и невыдача или отказ в выдаче заявителю документа, подтверждающего принятие его заявления о преступлении.

3. Особенности подачи заявления о преступлении по интернету.

Заявитель может подать заявление с использованием электронной почты и (или) электронной формы, размещенной на официальном сайте соответствующего правоохранительного органа в сети Интернет (если таковые имеются), а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru). Государственная услуга предоставляется заявителям бесплатно.

Интернет-сообщение распечатывается, дальнейшая работа с ним ведётся как с письменным сообщением.

Заявитель информируется о принятом решении по заявлению, а также о передаче заявления (сообщения) по подведомственности, подследственности, подсудности по указанному им электронному адресу, а по заявлению, поступившему через Единый портал, – в личный кабинет заявителя, созданного на указанном портале, за исключением случаев, когда это запрещено федеральным законом.

Основаниями для отказа в рассмотрении заявлений, направляемых в электронном виде по информационным системам общего пользования, являются :

  • указание заявителем недействительных сведений о себе и (или) адреса для ответа;
  • поступление дубликата уже принятого электронного заявления;
  • некорректность содержания электронного заявления (если содержащийся в нём текст не поддается прочтению: нечитаемые символы и т.д.);
  • невозможность рассмотрения заявления без необходимых документов и личной подписи заявителя (в частности, когда заявление по делу частного или частно-публичного обвинения подается не самим пострадавшим, при этом необходимо подтвердить полномочия заявителя, в т.ч. для начала установить его личность).

4. Принятие решения по заявлению о преступлении.

Проверка сообщения о преступлении должна быть завершена не позднее 3 суток со дня поступления сообщения о преступлении. Срок проверки сообщения о преступлении может быть продлён до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий – до 30 суток. Если по результатам проверки усматриваются признаки состава преступления частного обвинения, то заявление и материалы проверки с сопроводительным письмом направляются мировому судье (за исключением случаев, когда лицо, подлежащее привлечению к ответственности, не установлено).

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и ст. 125 УПК РФ . Возможность подачи жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела каким-либо сроком не ограничена.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ и постановлением Конституционного Суда от 18 февраля 2000 г. № 3-П лица, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, имеют право на ознакомление с материалами проверки , проведённой по сообщению о преступлении, на основании которых вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

5. Подача заявления о преступлении на иностранном языке.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 УПК РФ заявителю, не владеющему или недостаточно владеющему языком, на котором ведется уголовно-процессуальное досудебное производство, должно быть разъяснено его право заявить о преступлении на родном или другом языке, которым он владеет, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном УПК РФ.

В процессе принятия у такого гражданина заявления о преступлении участвует переводчик. Перед началом данного процессуального действия следователь должен удостовериться в компетентности переводчика и разъяснить ему его права и ответственность, предусмотренные ст. 59 УПК РФ . Факт разъяснения данных прав как заявителю, так и переводчику отражается в протоколе принятия устного заявления о преступлении.

Заявление может быть дано не на русском языке (и не на государственном языке входящей в РФ республики). Протокол же принятия устного заявления о преступлении и в этом случае оформляется на языке, на котором ведется уголовно-процессуальное досудебное производство. Подписывают протокол и заявитель, и переводчик.

6. Особенности подачи заявления о преступлении по делам частного и частно-публичного обвинения.

По делам публичного обвинения не требуется, чтобы в заявлении о преступлении заявитель высказывал просьбу о привлечении виновного лица к уголовной ответственности. В силу принципа публичности (официальности), действующего в российском уголовном процессе, этот вопрос решается независимо от воли заявителя.

Данное правило не распространяется на дела частного и частно-публичного обвинения, которые по общему правилу могут возбуждаться только по заявлению потерпевшего или его законного представителя, а в случае смерти потерпевшего – по заявлению близкого родственника потерпевшего (ч. 1 и 2 ст. 318 УПК РФ ). Причём в заявлении потерпевших о преступлениях в таких случаях в обязательном порядке должна содержаться просьба о привлечении виновного к уголовной ответственности . Даже фразы «прошу привлечь к законной ответственности» или «к административной ответственности» в жалобе недостаточно для инициации уголовного процесса.

Без заявления потерпевшего или иных вышеуказанных лиц руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело частного или частно-публичного обвинения, только если преступление, о котором им стало известно, совершено в отношении лица, которое не может защищать свои права и законные интересы (находится в зависимом, беспомощном состоянии или по иным причинам не способно самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами). К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны. К лицам, находящимся в беспомощном состоянии, Верховный Суд РФ относит, в частности, тяжелобольных и престарелых, малолетних детей, лиц, страдающих психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее. На практике нахождение лица в беспомощном состоянии иногда признается в силу инвалидности пострадавшего.

Преступления, дела о которых именуются делами частно-публичного обвинения , перечислены в ч. 3 ст. 20 УПК РФ . Это преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 131 (изнасилование) , ч. 1 ст.132 (иные насильственные действия сексуального характера) , ч. 1 ст. 137 (незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан) , ч. 1 ст. 138 (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан) , ч. 1 ст. 139 (незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица) , ст. 145 (необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам) , ч. 1 ст. 146 (незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб) и ч. 1 ст. 147 (незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти деяния причинили крупный ущерб) , а также ст. 159-159.6 (мошенничества всех видов), ст. 160 (присвоение или растрата) , ст. 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения) , если они совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случаев, если преступлением причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования либо если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество.

Уголовные дела частно-публичного обвинения отличаются от дел частного обвинения тем, что согласно ч. 3 ст. 20 УПК РФ они не могут быть прекращены в связи с примирением сторон (т.е. после возбуждения дела заявление «отозвать» нельзя ), за исключением оснований примирения, которые закреплены в ст. 25 УПК РФ (в отношении преступлений небольшой или средней тяжести, если виновное лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред). С возбуждением дела частно-публичного обвинения производство по нему далее идёт в общем порядке, как по делам публичного обвинения.

Уголовные дела частного обвинения рассматриваются мировым судьёй (если таковой отсутствует – судьёй районного суда) по месту совершения предполагаемого преступления. Это преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 115 (умышленное причинение лёгкого вреда здоровью) , ч. 1 ст. 116 (побои) , ч. 1 ст. 128.1 УК РФ (клевета) .

В отношении конкретного лица заявление подается непосредственно мировому судье, а если же оно неизвестно - возбуждение уголовного дела осуществляется в общем порядке, затем после установления предполагаемого виновника оно направляется мировому судье.

Поступающие мировым судьям заявления по делам частного обвинения должны строго соответствовать предусмотренной ч. 5 ст. 318 УПК РФ форме. В противном случае в принятии заявления будет отказано.

Такое заявление о преступлении должно содержать:

1) наименование суда, в который оно подаётся;
2) описание события преступления, места, времени, а также обстоятельств его совершения;
3) просьбу, адресованную суду, о принятии уголовного дела к производству (т.е. о привлечении именно к уголовной ответственности);
4) данные о потерпевшем, а также о документах, удостоверяющих его личность;
5) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
6) список свидетелей, которых необходимо вызвать в суд;
7) подпись лица, его подавшего.

В случае, если должностное лицо правоохранительного органа, рассматривающее заявление, придёт к выводу, что обвинение в данном случае осуществляется в частном порядке (и лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности, установлено), заявление со всеми материалами передаётся мировому судье. При этом если оно не соответствует требованиям ст. 318 УПК РФ , судья отказывает в принятии заявления. После чего заявитель может привести его в соответствие и подать вновь.

П. 130 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ (утв. приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707)

Пп. 3, 22 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан РФ в органах ФСБ (утв. приказом ФСБ от 30 августа 2013 г. N 463)

П. 32 Административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (утв. приказом МВД РФ от 1 марта 2012 г. N 140). Поскольку данные обстоятельства объективно препятствуют рассмотрению заявления, то отказ в подобных случаях наверняка последует и в иных правоохранительных органах.

П. 28 постановления Пленума от 29.06.2010 г. N 17 "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве"