Временный управляющий. Назначение временного управляющего при банкротстве. Законное обоснование прав

, – временный управляющий.

Временный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей временного управляющего:

  1. в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение временным управляющим его обязанностей, если это нарушило права или законные интересы заявителя, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов;
  2. в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица временным управляющим, в том числе в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица временным управляющим;
  3. в иных предусмотренных федеральным законом случаях.

Временный управляющий вправе:

  1. предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок , заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона о банкротстве;
  2. заявлять возражения относительно требований кредиторов;
  3. принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности предоставленных возражений должника относительно требований кредиторов;
  4. обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника;
  5. обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;
  6. получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника;
  7. осуществлять иные установленные Законом о банкротстве полномочия.

Органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника. Временный управляющий является исполнительным органом юридического лица, исполняющим свои обязанности на непостоянной основе. Он осуществляет управление деятельностью организации в определенный период.

Временный управляющий обязан:

  1. принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
  2. проводить анализ финансового состояния должника;
  3. выявлять кредиторов должника;
  4. вести реестр требований кредиторов;
  5. уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
  6. созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Временный управляющий по окончании наблюдения обязан предоставить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Временный управляющий обязан направить для опубликования сообщение о введении наблюдения. Временный управляющий обязан уведомить всех выявленных им кредиторов должника о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения.

Временный управляющий при банкротстве юридического лица необходим в том случае, когда через 3 дня после начала процедуры банкротства вводится стадия наблюдения. Она длится в среднем 3-5 месяцев. Новый руководитель изучает финансовое положение компании-должника и делает заключение, насколько вероятна возможность финансового оздоровления.

Выбор кандидатуры

Занимать эту должность может лишь физическое лицо. Займодатели имеют право предложить свою кандидатуру, либо Арбитражный суд назначает того человека, который соответствует требованиям:

  • он должен быть гражданином РФ;
  • у него не должно быть судимостей или административных штрафов;
  • последние три года он не принимал участие в управлении компанией-должником;
  • он не является заинтересованным лицом (родственник, преемник и т.д.)

Если подходящей кандидатуры нет, суд делает запрос в гос. организацию, которая ведает делами финансового оздоровления. В течение недели она должна предоставить временного управляющего. Заметим, такому человеку не обязательно оформлять ИП, в отличие от тех управленцев, которых выбирают займодатели. Если выбранный кандидат не может исполнять возложенные на него обязанности, вместо него назначается другой человек.

Временный управляющий исполняет свои обязанности с момента назначения и до тех пор, пока:

  • не будет назначен конкурсный или внешний управляющий;
  • должник и его займодатели не заключат мировое соглашение;
  • суд не решит отказать в признании факта банкротства.

Обязанности управляющего

Главная задача временного управляющего – сохранить активы компании-должника. От него также требуется определить:

  • реальна ли возможность вернуть долги;
  • насколько ликвидным является имущество должника;
  • удастся ли восстановить платежеспособность, если ввести внешнее управление;
  • какова рыночная стоимость компании-должника.

На стадии наблюдения новый руководитель составляет план мероприятий по возврату должнику платежеспособности и одновременно пытается выявить «следы» фиктивного банкротства. Например:

  • бухгалтерская отчетность утеряна;
  • дебиторская задолженность не контролируется;
  • долговые обязательства не исполняются вопреки тому, что необходимыми финансами компания располагает;
  • руководство фирмы заключало заведомо убыточные договоры;
  • нет данных о контрагентах, которые пользуются имуществом должника.

При этом руководитель компании-должника не должен создавать препятствия для временного управляющего и обязан предъявлять оригиналы документов по первому требованию. Если эти оригиналы утеряны, управляющий имеет право запросить их копии у контрагентов.

Еще одна обязанность временного руководителя – составлять список займодателей и фиксировать их требования (при этом должник имеет право оспорить требования кредиторов, на это ему дается 1 неделя). За 10 дней до первого заседания по делу о банкротстве управляющий обязан уведомить кредиторов о начале процедуры банкротства и провести для них первое заседание.

Вся финансовая деятельность компании-должника должна находиться под строгим контролем временного управляющего. И руководитель компании-должника обязан не только уведомлять его о решении заключить ту или иную сделку, но и спросить разрешения. Если наблюдателю покажется, что этот шаг только усугубит финансовое положение должника, он имеет право запретить подписывать договор.

Если сделку заключат за его спиной, он вправе ходатайствовать перед судом о признании этой сделки недействительной. Кроме того, ему даны полномочия не подпускать к управлению компанией тех людей, которые, по его мнению, плохо справляются со своими служебными обязанностями.

Завершение процедуры

По завершении стадии наблюдения временный управляющий составляет отчет о проделанной работе, в котором делает выводы о финансовой несостоятельности компании-должника. В этом документе он может также указать свои рекомендации по ее финансовому оздоровлению, возвращению платежеспособности. К отчету прилагаются необходимые документы:

  • материалы, на основе которых анализировалось финансовое состояние должника;
  • протоколы собраний кредиторов;
  • заключение о том, является ли банкротство преднамеренным и др.

Все они направляются в Арбитражный суд, который принимает решение отказать в признании должника банкротом или перевести дело на другую стадию банкротства.

Временный управляющий за свои услуги получает денежное вознаграждение в виде оклада (фиксированная сумма) и процентов. Выплачивает его должник, и этот платеж входит в список первоочередных. Размер оклада регламентируется законом «О банкротстве» и на сегодняшний день составляет 30 000 рублей в месяц. Арбитражный суд может увеличить эту сумму по ходатайству займодателей и должника.

Временный управляющий может и лишиться своей должности. Происходит это, когда становится понятно, что он ненадлежащим образом исполняет свои обязанности (по ходатайству СРО арбитражных управляющих) либо если сам того захочет. В этом случае оплата его услуг прекращается.

Итак, временный управляющий – физическое лицо, которое назначается Арбитражным судом на должность руководителя компании-должника. Его задача – выяснить истинное финансовое положение фирмы и определить, насколько возможно финансовое оздоровление. Он за свои услуги получает денежное вознаграждение. Выплаты производятся из средств должника.

Временный управляющий назначается Арбитражным судом и является физическим лицом, призванным исполнять предписанные законом функции. В его компетенцию входит проведение мероприятий по сохранению активов задолжавшего предприятия. Рассмотрим обязанности временного управляющего и его роль в процедуре банкротства.

Кого назначают на должность

Временный управляющий определяется из списка внесённых в качестве исполнительных органов в судебный реестр лиц или по предложению кредиторов. Этот процесс считается сложным, поскольку поиск подходящего лица весьма затруднителен. Когда из действующего перечня нельзя выбрать претендента, судом направляется запрос в орган по делам о банкротстве. В течение десяти дней его представители обязаны предоставить специалиста, удовлетворяющего всем необходимым требованиям. Однако зачастую запрос не может быть удовлетворен, и кандидат предоставляется из штата сотрудников госоргана.

Согласно № 127-ФЗ, при назначении временного управляющего необходимо учитывать следующие особенности.

  1. Он должен входить в список членов организации управляющих с самостоятельным регулированием.
  2. Кандидат не должен быть заинтересованным лицом в рассматриваемом деле о несостоятельности.
  3. Допустимо его занятие предпринимательством.

При выполнении первого пункта дополнительно рассматриваются следующие моменты.

На практике распространён вариант, когда подавший в суд кредитор предлагает себя в качестве временного управляющего. Как правило, суд принимает такое предложение, поскольку процесс ограничен конкретными сроками. Соответственно действия направляются на решение проблемы кредитора, а не должника, который не имеет права предлагать кандидата на должность управляющего.

Основная функция временного исполнительного органа - сохранность активов задолжавшего предприятия. Должностное лицо приступает к выполнению обязанностей с момента назначения и действует до установления , занимающегося вопросом восстановления финансового состояния фирмы. Если суд признает учреждение неплатёжеспособным и принимает решение открыть завершающую процедуру банкротства, тогда исполнительный орган работает до назначения , до отказа в признании несостоятельности или до принятия мировой сделки.

Арбитражный суд может перенести обязанности на заместителя из списка кандидатов, если ответственность оказывается непосильной для действующего лица, неспособного исполнить предписанные ему функции. Управляющий может подать заявление об освобождении от должности, однако только при наличии уважительных на то причин.

Права и обязанности исполнительного органа

Основным участником в процессе доказательства неплатежеспособности юрлица является временный управляющий. Он контролирует деятельность фирмы на стадии наблюдения, выполняя временные обязанности. В данном случае арбитражный исполняющий - это орган, выполняющий полномочия временного управляющего.

Исполнительный орган занимается делом о признании компании банкротом, а также участвует в судебных заседаниях. Кроме того, он вправе выдвигать возражения по определенным вопросам в суде и подавать заявления на их обжалование. По закону (п. 3 ст. 24) временному управляющему отводятся те же права, что и всем арбитражным исполняющим. В статье 67 № 127-ФЗ «О несостоятельности» перечислены следующие его обязанности:

  • проведение ряда мероприятий и принятие мер по обеспечению имущественной сохранности фирмы;
  • осуществление финансового анализа состояния задолжавшей стороны;
  • выявление сторон, перед которыми у компании не выполнены долговые обязательства;
  • ведение перечня кредиторских требований;
  • осведомление кредиторов о начале этапа наблюдения;
  • сбор и организация первого собрания кредиторов.

Временный управляющий при банкротстве юрлица представляет в Арбитражный суд отчёт о своей работе и протокол - это важное мероприятие для задолжавшего лица, где решается его дальнейшая судьба. Согласно п. 7 ст. 12 Федерального законодательства РФ, он должен представить все документы в течение 5 дней с момента введения в судебном порядке наблюдения.

Отчет временного управляющего должен включать сведения об экономическом состоянии задолжавшей стороны, об отсутствии или наличии причин для оспаривания её сделок. В документе указываются основание вероятности улучшения финансового положения и место для назначения процедур банкротства.

В период наблюдения Законом о банкротстве устанавливаются следующие организационные нормы.

Срок проведения процедуры банкротства «наблюдение» составляет не более пяти месяцев (три месяца плюс два месяца возможной отсрочки (ст. 47 Закона о банкротстве) и исчисляется с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до вынесения определения о введении внешнего управления или об открытии конкурсного производства либо до утверждения мирового соглашения.

При проведении наблюдения не допускается опубликование или разглашение иным способом сведений о банкротстве должника до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом. Лица, допустившие нарушение указанного требования, несут ответственность, установленную п. 3 ст. 26 Закона о банкротстве.

Данным Законом процедура наблюдения определена как состоящая из девяти составляющих.

1. Действия, осуществляемые до введения наблюдения

Назначенному арбитражным судом временному управляющему необходимо проанализировать, какие действия были предприняты различными органами и организациями перед предъявлением заявления об открытии производства по делу о банкротстве предприятия-должника. Это могут быть:

Действия налоговой инспекции и налоговой полиции, иных уполномоченных органов, направленные на погашение просроченной в течение не менее трех месяцев задолженности предприятия по обязательным платежам;

Признание должником сумм задолженности в претензионном порядке либо вынесение арбитражным судом решения о взыскании задолженности по иску кредитора, выдача исполнительных листов, не исполненных в течение трех месяцев с момента предъявления требования;

Обращение самого должника (собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей, участников должника), кредиторов, налоговых и других уполномоченных органов, территориального органа ФСФО России, прокурора в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом;

Меры, принятые учредителями (участниками) юридического лица, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами или иными лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, направленные на финансовое оздоровление должника до подачи в суд заявления о признании его банкротом;

Меры досудебной санации - финансовая помощь, оказанная до подачи в суд заявления о банкротстве собственником имущества, кредиторами, иными лицами;

Вынесение определения арбитражного суда относительно принятия заявления о признании должника банкротом (такое определение или определение об отказе в принятии заявления должно быть принято судом не позднее трех дней со дня поступления заявления в суд);

Указание о назначении временного управляющего при введении наблюдения в определении арбитражного суда о принятии заявления (могут перечисляться меры по обеспечению требований кредиторов). Если такого назначения в определении о принятии заявления нет, временный управляющий должен быть назначен определением суда не позднее десяти дней со дня принятия заявления о признании должника банкротом;

Направление арбитражным судом определения относительно принятия заявления о признании должника банкротом в банки и иные кредитные учреждения, с которыми должник имеет договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы (п. 2 ст. 57 Закона о банкротстве).

2. Последствия вынесения арбитражным судом определения относительно принятия заявления о признании должника банкротом и введения наблюдения

Все имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, установленного Законом о банкротстве (ст. 57).

По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств (ст. 57 Закона о банкротстве).

Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (кроме исполнительных документов, выданных на основании судебных решений, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, по требованиям кредиторов первой и второй очереди) (ст. 57 Закона о банкротстве).

Запрещается удовлетворение требований участника должника - юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника с выходом из состава его участников (ст. 57 Закона о банкротстве).

Руководители и иные органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными п. 2,3 ст. 58 Закона о банкротстве.

Органы управления должника не вправе принимать решения:

О реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

Создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах, а также филиалов и представительств;

Выплате дивидендов;

Размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

Выходе из состава участников должника - юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций (п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве).

Органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего сделки и принимать решения:

О передаче недвижимого имущества в аренду, залог;

Внесении недвижимого имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ;

Распоряжении недвижимым имуществом любым другим образом;

Распоряжении иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов;

Получении и выдаче займов (кредитов);

Выдаче поручительств и гарантий;

Уступке прав требований или переводу долга;

Учреждении доверительного управления имуществом должника (все перечисленные нормы установлены п. 2 ст. 58 Закона о банкротстве);

Участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц (п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве).

В случае, если руководители должника не принимают необходимые меры по обеспечению сохранности имущества, чинят препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей или допускают иные нарушения законодательства Российской Федерации, арбитражный суд вправе отстранить таких руководителей от должности и возложить исполнение их обязанностей на временного управляющего (п. 4 ст. 58 Закона о банкротстве).

С момента введения наблюдения аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

3. Назначение временного управляющего

Временный управляющий назначается арбитражным судом из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии указанных предложений - из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. При отсутствии таких лиц кандидатура временного управляющего предлагается ФСФО России по запросу арбитражного суда (п. I ст. 59 Закона о банкротстве).

Временный управляющий действует с момента его назначения и до введения внешнего управления и назначения внешнего управляющего или до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и назначения конкурсного управляющего (утверждения судом мирового соглашения или принятия судом решения об отказе к признании должника банкротом) (п. 2 ст. 59 Закона о банкротство).

В случае временной нетрудоспособности временного управляющего суд вправе назначить его заместителя (п. 3 ст. 59 Закона о банкротстве).

При удовлетворении ходатайства временного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей суд назначает нового временного управляющего. Прежний временный управляющий исполняет свои обязанности до назначения нового (п. 4 ст. 59 Закона о банкротстве).

4. Права временного управляющего

Наряду с правами, общими для всех арбитражных управляющих (п. I ст. 20 Закона о банкротстве), временный управляющий имеет следующие права:

Предъявлять в суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований данного Закона (п. I ст. 60 Закона о банкротстве);

Обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 58 Закона о банкротстве, о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества на хранение третьим лицам (п. I ст. 60 Закона о банкротстве);

Обращаться в суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности и возложении его обязанностей на временного управляющего (п. 3 ст. 44 и п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве);

Давать согласие или запрещать органам управления должника совершение сделок, перечисленных в п. 2 ст. 58 Закона о банкротстве;

Давать согласие или запрещать органам управления должника принимать решения, связанные с участием в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях (п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве);

Получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника (п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве).

5. Обязанности временного управляющего

Круг общих для всех арбитражных управляющих обязанностей определен в п. 2 ст. 20 Закона о банкротстве, кроме них временный управляющий имеет дополнительные обязанности, характерные для проведения процедуры наблюдения:

Принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве);

Контролировать исполнение органами управления должника запрета на принятие ими решений, связанных с реорганизацией и ликвидацией должника, созданием юридических лиц или участием в иных юридических лицах, о создании филиалов и представительств, выплате дивидендов, размещении облигаций и иных ценных бумаг, выходе из состава участников должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций (п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве);

Определять наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве);

Устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований, уведомлять кредиторов о возбуждении дела о банкротстве (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве);

Определять дату проведения и созывать первое собрание кредиторов (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве) в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда, установленной в определении суда о принятии заявления о признании должника банкротом с уведомлением об этом всех выявленных кредиторов (п. 1 ст. 64 Закона о банкротстве);

Представлять в арбитражный суд не позднее чем в недельный срок с даты проведения первого собрания кредиторов протокол первого собрания кредиторов (п. 2 ст. 65 Закона о банкротстве);

По окончании наблюдения представлять в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника (п. 2 ст. 61 Закона о банкротстве);

Исполнять свои обязанности с момента назначения временного управляющего арбитражным судом до момента назначения внешнего или конкурсного управляющего или утверждения судом мирового соглашения (п. 1,4 ст. 67 Закона о банкротстве), исполнять обязанности внешнего управляющего до назначения судом внешнего управляющего (п. 2 ст. 72 Закона о банкротстве).

6. Анализ финансового состояния должника при наблюдении

Основными целями анализа финансового состояния должника являются:

Определение достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим (п. 1 ст. 62 Закона о банкротстве);

Определение возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника (п. 1 ст. 62 Закона о банкротстве), выявление обстоятельств, дающих достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена (п. 3 ст. 67 Закона о банкротстве);

Установление размеров требований кредиторов, признаваемых установленными (п. 4 ст. 4 Закона о банкротстве), размеров и обоснованности требований иных кредиторов (п. 1 ст. 62 Закона о банкротстве) в связи с подачей в арбитражный суд и представлением временному управляющему возражений должника по требованиям кредиторов (п. 2 ст. 63 Закона о банкротстве);

Установление возможности применения мер материальной ответственности при непредъявлении руководителем должника в суд заявления должника в случаях и в срок, предусмотренных ст. 8 Закона о банкротстве, что влечет за собой субсидиарную ответственность руководителя должника, членов ликвидационной комиссии по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим после истечения месячного срока, предусмотренного п. 3 ст. 8 (п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве);

Установление признаков фиктивного банкротства или преднамеренного банкротства (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве) и обеспечение применения мер материальной ответственности руководителя и (или) учредителей должника перед кредиторами за ущерб, причиненный подачей заявления о банкротстве при фиктивном банкротстве (п. 1 ст. 10 Закона о банкротстве); при преднамеренном банкротстве должника по вине руководителя, учредителей или иных лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия,- обеспечение применения к этим лицам субсидиарной ответственности по его обязательствам (п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве).

7. Собрание кредиторов

Первое собрание кредиторов созывает временный управляющий, уведомив о дате его проведения всех выявленных кредиторов.

Конкурсные кредиторы, а также налоговые и другие уполномоченные органы обладают на собрании числом голосов, пропорциональным сумме требований конкурсного кредитора по денежным обязательствам, установленным на дату проведения собрания (п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве). Без права голоса в первом собрании кредиторов принимают участие временный управляющий, руководитель должника и представитель работников должника (п. Зет. 64 Закона о банкротстве). С правом голоса принимают участие в собрании кредиторы, требования которых признаны установленными и направлены временному управляющему, и кредиторы, размер требований которых установлен арбитражным судом в связи с возражениями должника до проведения первого собрания (п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве).

Собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника, если не принято другое решение (п. 3 ст. 13 Закона о банкротстве).

К компетенции первого собрания кредиторов относятся:

Принятие решения о введении внешнего управления с указанием предполагаемого срока внешнего управления, кандидатуры внешнего управляющего и сведений о нем и об обращении в арбитражный суде соответствующим ходатайством (п. 1 ст. 65, ст. 66 Закона о банкротстве);

Принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 1 ст. 65 Закона о банкротстве);

Определение количественного состава комитета кредиторов и избрание его членов (п. 1 ст. 65 Закона о банкротстве);

Принятие решения о заключении мирового соглашения;

Решение иных вопросов, предусмотренных п. 1 ст. 65 Закона о банкротстве.

Круг полномочий собрания кредиторов приведен на рис. 2.1.

8. Утверждение мирового соглашения в ходе наблюдения

Мы уже говорили, что на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник (временный управляющий) и кредиторы (в лице собрания кредиторов) вправе заключить мировое соглашение.

Утверждение мирового соглашения в ходе наблюдения служит основанием для прекращения производства по делу о банкротстве, прекращения моратория на удовлетворение требований кредиторов (ст. 124 Закона о банкротстве).

9. Процедурные сроки при наблюдении

Должник обязан направить заявление в суд о признании его банкротом не позднее одного месяца в случаях, когда:

При проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме (п. 2 ст. 8 Закона о банкротстве);

Удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме (п. 1 ст. 8 Закона о банкротстве);

Органом должника, уполномоченным учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в суд с заявлением должника (п. 1 ст. 8 Закона о банкротстве);

Органом, уполномоченным собственником должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суде заявлением должника.

Судья арбитражного суда выносит определение о принятии заявления о признании должника банкротом не позднее трех дней со дня поступления указанного заявления в суд (п. 2 ст. 41 Закона о банкротстве) или отказывает в принятии заявления, если нарушено хотя бы одно из условий, предусмотренных п. 2 ст. 29 Закона о банкротстве.

Должник в пятидневный срок со дня получения определения суда о принятии заявления о признания должника банкротом обязан направить в суд, заявителю и иным лицам, участвующим в деле, отзыв на заявление и уведомить всех кредиторов, не указанных в заявлении, о возбуждении дела о банкротстве (ст. 45 Закона о банкротстве).

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено на заседании арбитражного суда в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, рассмотрение дела может быть отложено на срок не более двух месяцев (ст. 47 Закона о банкротстве).

Для участия в первом собрании кредиторов они вправе предъявить свои требования к должнику в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии судом заявления о признании должника банкротом, направив их в суд и должнику. Требования кредиторов, признанные установленными, направляются временному управляющему с приложением документов (п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).

Возражения на требования кредиторов могут быть представлены должником в суд, кредитору и временному управляющему в недельный срок с момента получения соответствующих требований (п. 2 ст. 63 Закона о банкротстве); суд рассматривает такие возражения в срок не позднее одного месяца до установленного судом срока рассмотрения дела о банкротстве (ст. 46 Закона о банкротстве).

Временный управляющий созывает первое собрание всех выявленных кредиторов в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания суда, установленной в определении суда о принятии заявления о при знании должника банкротом (п. 1 ст. 64 Закона о банкротстве). Протокол первого собрания кредиторов представляется временным управляющим в суд не позднее чем в недельный срок с даты проведения первого собрания кредиторов (п. 2 ст. 65 Закона о банкротстве).

Заявления арбитражных управляющих и жалобы кредиторов рассматриваются судом не позднее чем в двухнедельный срок со дня получения заявления или жалобы (п. 1 ст. 55 Закона о банкротстве).

Последующие собрания кредиторов созываются арбитражным управляющим в двухнедельный срок с момента соответствующего обращения комитета кредиторов или конкурсных кредиторов (п. 2 ст. 13 Закона о банкротстве).

Если нет решения первого собрания, то собрание кредиторов рассматривает, утверждает и представляет суду кандидатуру внешнего управляющего в двухнедельный срок с момента вынесения судом определения о введении внешнего управления (ст. 71 Закона о банкротстве).

График проведения основных мероприятий по наблюдению и подготовке к судебному разбирательству дела о банкротстве приведен в приложении 1.

Необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 12 марта 2001 г. признал п. 3 ст. 55 и ст. 56 Закона о банкротстве не соответствующими Конституции РФ. Незаконность первой из статей - в ограничении возможности обжалования решений арбитражного суда о признании организации банкротом. Неконституционным признано и то положение, что внешнее наблюдение на предприятии вводится непосредственно с момента принятия судом заявления кредитора о признании должника банкротом.

Теперь любое определение арбитражных судов, связанное с банкротством, можно будет обжаловать. А внешнее наблюдение будет вводиться судом не автоматически, а лишь после рассмотрения протеста должника.

Правильное по сути решение КС РФ в российских условиях может привести к удлинению сроков рассмотрения дел в суде и затягиванию процедуры банкротства

Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения, называется временным управляющим . Он утверждается в определении арбитражного суда о введении процедуры наблюдения; в этом же документе устанавливается размер его вознаграждения и источник выплаты. Если на момент вынесения определения по каким-то причинам невозможно утвердить кандидатуру внешнего управляющего, арбитражный суд откладывает рассмотрение этого вопроса на срок не более 15 дней с даты вынесения определения о введении наблюдения. Назначение временного управляющего и введение процедуры наблюдения не являются основанием для отстранения от работы руководителя и других органов управления предприятия должника. Они продолжают свою деятельность, но их полномочия ограничены. Например, совершение сделок органами управления должника возможно исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме. временный управляющий может ходатайствовать перед арбитражным судом об отстранении руководителя должника от должности в случае нарушения им требований Закона. Если такое ходатайство удовлетворено, то руководство предприятием-должником передается другому лицу, которое должно исполнять обязанности руководителя. По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, а также протокол первого собрания кредиторов с приложением соответствующих документов.

Одновременно с введением наблюдения арбитражный суд утверждает временного управляющего. В соответствии с содержанием ст.66 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»временный управляющий имеет право : - предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»; - заявлять возражения относительно требований кредиторов; - принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов; - обращаться в арбитражный суд с ходатайствами о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также об отстранении руководителя должника от должности. В случае отстранения руководителя должника от должности полномочия по управлению должником возлагаются на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а в случае непредставления такой кандидатуры - на одного из заместителей руководителя должника, а в случае отсутствия заместителей - на одного из работников должника; - получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника, и др.

Как следует из положений ст. 67 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»временный управляющий обязан: - принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; - проводить анализ финансового состояния должника; - выявлять кредиторов должника; - вести реестр требований кредиторов; - уведомлять кредиторов о введении наблюдения; - созывать и проводить первое собрание кредиторов (ст. 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Однако следует подчеркнуть, что в процессе проведения процедуры наблюдения временный управляющий не подменяет органы управления должника. Его деятельность должна быть направлена на установление факта наличия или отсутствия признаков банкротства и выявление возможных перспектив развития должника. 38. Внешний управляющий, его права и обязанности

Внешнее управление- это процедура в деле обанкротстве, применяемая кдолжникув целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должникомвнешнему управляющему. Помимо внешнего управления имуществом должника, указанным законом предусматривалась процедурасанации. Процедура санации предполагала оказание финансовой помощи предприятию-должнику.С момента введения внешнего управления всегда отстраняется от должности руководитель должника -юридического лица. При этом управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.Для обеспечения внешнему управляющему возможности приступить к реальному исполнению возложенных на него обязанностей по управлению делами должника на органы управления должника возлагается обязанность в течение трех дней передать управляющему бухгалтерскую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности. Внешний управляющий назначаетсяарбитражным судомодновременно с введением внешнего управления. Порядок введения внешнего управления 1.Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Фз. 2. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном настоящим Фз, не более чем на шесть месяцев, если иное не установлено настоящим Фз Определение о введении или продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 настоящего Фз.Последствия введения внешнего управления 1 Прекращение полномочий руководителя должника. Эти полномочия возлагаются на внешнего управляющего.2 Прекращение полномочий органов управления должника.3 Введение моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Права внешнего управляющего,внешний управляющий - арбитражный управляющий, утвержденныйарбитражным судомдля проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Фз полномочий- Статья 2.Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (в ред. Фз от 30.12.2008 N 296-ФЗ) -.1 Распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управленияю.2 Заявлять отказ о договорных обязательствах должника.3 Предъявлять в суд требования о признании сделок должника недействительными, в случае если они были заключены в нарушении законодательства банкротства.

Обязанности внешнего управляющего-Принять управление имуществом должника и провести его инвентаризацию.-1 Разработать план внешнего управления и предоставить его собранию кредиторов.-2 Ведение бухгалтерского, финансового и статистического учета и предоставление отчетности.-3 Заявлять возражение против требований к должнику. -4 Принимать меры к взысканию дебиторской задолженности.-5 Вести реестр требований кредиторов.6- Адекватно реализовывать план, который он предоставил собранию кредиторов-7.Предоставлять промежуточный и окончательный отчет о выполнении плана.

Освобождение внешнего управляющего Внешний управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве:--по заявлению внешнего управляющего;--по направленному на основании решения коллегиального органа управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих ходатайству саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является.- Статья 97. Освобождение внешнего управляющего (п. 1 в ред. Фз от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

По результатам отчета внешнего управляющего арбитражный суд выносит одно из следующих решений:---Прекращение производства по делу несостоятельности.---Мировое соглашение.---Продление срока внешнего управления.---Отказ утверждения отчета внешнего управляющего. Назначается новый внешний управляющий.---Введение процедуры конкурсного производства.

Внешний управляющий не является постоянным единоличным органом, осуществляющим руководство организацией, его полномочия временны и осуществляются исключительно на непостоянной основе. Внешний управляющий наделяется своими полномочиями в специальном порядке, он утверждается арбитражным судом одновременно с введениемвнешнего управления. Об утверждении внешнего управляющего арбитражный суд выносит определение.

Определение об утверждении внешнего управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Внешний управляющий наделяется в соответствии со своим статусом определенными правами и обязанностями. Его правоспособность носит исключительно специальный характер.

Внешний управляющий имеет право:

    распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления;

    заключать от имени должника мировое соглашение;

    заявлять отказ от исполнения договоров должника;

    предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок;

    осуществлять иные предусмотренные Законом о банкротстве действия.

Внешний управляющий обязан:

    принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;

    разработать план внешнего управления и предоставить его для утверждения собранию кредиторов;

    вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

    заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;

    принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

    вести реестр требований кредиторов;

    реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления;

    информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

    представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления;

    осуществлять иные полномочия. Компетенция внешнего управляющего включает в себя полномочия по установлению размера требований кредиторов, распоряжению имуществом должника, а также может включать в себя отказ от исполнения сделок должника.

Одним из важнейших моментов деятельности внешнего управляющего является установление размера требований кредиторов. Установление размера требований кредиторов далеко не всегда носит бесспорный характер.

Внешний управляющий в течение трех месяцев со дня введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника. При этом должны соблюдаться особые требования. Отказ от исполнения договоров и иных сделок должника может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах.

39. Конкурсный управляющий, его права и обязанности Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Срок конкурсного производства - шесть месяцев, может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть цели введения конкурсн. произв.-.-поиск и аккумулирование имуществадолжника.-ликвидацияорганизации.-соразмерное удовлетворение требованийкредиторов. -Конкурс.произв. открываетсясудом,если отсутствует возможность восстановитьплатежеспособностьдолжника. С момента открытия конкурс.произв. должник называется банкрот. В решении суда об открытии конкурс.произв. должна содержаться следующая информация:-о признании должника банкрот. -о назначенииконкурсного управляющего.--о последствиях открытия конкурс. произв.--о сроках конкурс.произв. о предоставлении отчета конкурсн.управляющ.в установленные сроки. Последствия открытия конкурс.произв.-наступление срока исполнения всех обязательств должника;-прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов,пеней) за ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей.-прекращается совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника.-снимаются ранее наложенныеарестына имущество должника и д.р.-прекращаются полномочия руководителя должника; Конкурс. произв. осуществляется конкурсн. управляющ, к которому переходят полномочия по делами должника. Опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного произ-ва осуществляется конкурс. управляющ. Конкурс.управляющ.не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования. В ходе конкурсного произ-ва конкурс. управляющ.осуществляетинвентаризациюи оценку имущества должника по рыночной стоимости, формирует конкурсную массу. Конкурс. управляющ. действует до завершения конкурсн.произ-ва. Деятельность конкурс. управляющ.завершается представлением в арбитражный суд отчета, и документов, подтверждающие продажу имущества должника:-Документы, подтверждающие продажу имущества должника.-Реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований.-Документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.После рассмотрения отчета конкурс. управляющ.арбитражный судвыносит определение о завершении конкурс.произв. Данное представляется конкурс.управляющ.в орган, осуществляющийгосударственную регистрацию. На основании определения суда вединый государственный реестр юридических лицвносится запись оликвидацииорганизации-должника.Полномочия конкурс. управляющ. Конкурс.управляющ. обязан:-принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества;-привлечь оценщика для оценки имущества должника;принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании;заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;вести реестр требований кредиторов передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с Фед. законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются Фед. законами и иными нормативными правовыми актами РФ;заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;предъявить требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством РФ несутсубсидиарную ответственностьпо обязательствам должника. Размер ответственности определяется, исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации-должника;по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурс. произв., в том числе отчет о своей деятельности.Конкурс.управляющ.вправе:распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены Фед.законом, увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены Фед законом.Конкурс. управляющ. представляет собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурс. произв-ва и в ходе конкурс. произв., а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета. Конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей.

При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производстваарбитражный суд утверждает конкурсного управляющего и размер вознаграждения конкурсного управляющего, о чем выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Конкурсный управляющий действует до наступления даты завершения конкурсного производства.

Конкурсный управляющий наделяется очень широкими полномочиями. Со дня утверждения конкурсного управляющего до наступления даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.

Конкурсный управляющий обязан:

    принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию;

    привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;

    уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее одного месяца со дня введения конкурсного производства;

    принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

    анализировать финансовое состояние должника;

    предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном Законом о банкротстве;

    заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

    вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве;

    принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

    исполнять иные установленные Законом о банкротстве обязанности.

Конкурсный управляющий вправе:

    распоряжаться имуществом должника;

    увольнять работников должника, в том числе руководителя должника;

    заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;

    передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами;

    предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником;

    осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей.

В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Для этого конкурсный управляющий привлекает независимых оценщиков и иных специалистов.