Досудебная санация: тактика проведения. Финансовое оздоровление предприятия

Мероприятия по предупреждению банкротства в узком смысле - меры, направленные на недопущение судебного разбирательства, т.е. меры, связанные с устранением условий для обращения в суд с заявлением о банкротстве должника. Досудебные мероприятия применяются в период предбанкротного состояния должника, когда во-первых, его платежеспособность уже пошатнулась; во-вторых либо еще нет оснований для заявления о банкротстве, либо основание есть, но ими еще никто не воспользовался.

Меры по восстановлению платежеспособности, недопущению банкротства – являются общей обязанностью добросовестного предпринимателя. В случае возникновения признаков банкротства, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

В соответствии с п.2 ст.32 Закона, учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

Наиболее распространенными мерами предупреждения и предотвращения банкротства принято считать:

1. Выделение денежных средств организации-должнику по договору займа (кредита) учитывая условия, которые позволяют выполнить текущие требования должника;

2 Обеспечение поручительств либо банковских гарантий должнику;

3. Отсрочка и/или рассрочка платежа.

4. Перевод долга организации-должника на другие лица с соглашения кредиторов.

5. Прекращение, прощение долга: обязательство прекращается в результате снятия кредитором с должника лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает чужие права в отношении имущества должника. Долг может быть прощен как полностью, так и частично.

6. Новация долга. Предусматривает замену существующего долга на иной путь изменения предмета или способа исполнения обязательства;

7. Дополнительные различные вложения в уставный капитал организации.

Досудебная санация – одна из предупредительных процедур, направленных на предупреждение несостоятельности должника до подачи заявления о возбуждении конкурсного процесса в арбитражный суд. Досудебная санация - одно из трех мероприятий, предусмотренных Законом для достижения цели восстановления платежеспособности должника наряду с мерами периода наблюдения и внешнего управления.

В рамках проведения досудебной санации происходит полное погашение требований по обязательствам и обязательным платежам. Для погашения всех требований должнику предоставляется финансовая помощь. Оказывать такую помощь может практически любое лицо, включая учредителей (участников) собственника имущества унитарного предприятия, кредиторов.

Если досудебная санация проводится за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов или за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов, то условия ее проведения устанавливаются соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на текущий год либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законом.

Для принятия решения о проведении досудебной санации необходима проверка финансового состояния должника, поскольку финансовая помощь оказывается тем должникам, относительно которых можно сделать вывод о возможности в течение определенного периода времени восстановить их платежеспособность. Анализ финансового положения должника по договоренности с его кредиторами может быть проведен аудиторской фирмой.

Закон определяет досудебную санацию как меру по восстановлению платежеспособности должника, применяемую собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника – юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Мерой по восстановлению платежеспособности является финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, оказываемая как безвозмездно, так и с возвратом задолженности путем принятия на себя должником и иными лицами обязательств в пользу третьих лиц, предоставивших эту помощь.

Законом предусматривается возможность проведения досудебной санации за счет средств федерального, местного бюджета, или государственных внебюджетных фондов. Для реализации этого положения необходимы два условия:

* в соответствующих бюджетах должны быть предусмотрены статьи расходов на эти цели;

* условия проведения санации должны быть установлены в законе о бюджете.

Преимущественным правом на проведение санации имеют: собственник, кредиторы и трудовой коллектив предприятия-должника. Если ни один из них не желает принять участие в санации, то объявляется конкурс, в котором могут принимать участие любые юридические и физические лица, в том числе иностранные.

Лица, получившие право на осуществление санации, принимают на себя сообща обязанность в полном объеме и своевременно рассчитаться со всеми кредиторами в согласованные с ними сроки и несут непосредственно перед кредиторами ответственность за соблюдение указанной обязанности. Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очереди, установленной законодательством.

Между участниками санации заключается соглашение, в котором конкретизируются обязанности участников, связанные с удовлетворением требований кредиторов, определяются сроки такого удовлетворения, предполагаемая продолжительность санации, ответственность того из участников, кто откажется от участия в санации.

Для проведения санации устанавливается максимальный срок – 18 месяцев. После первых 12 месяцев должно быть удовлетворено не менее 40% общей суммы долгов. Если это требование не выполняется, то санация прекращается.

До истечения срока, указанного в соглашении, собственник, любой из кредиторов или трудовой коллектив может потребовать прекращения санации по причине неэффективного проведения или того, что действия участников направлены на ущемление прав заявителя.

Санация прекращается с окончанием срока ее проведения, в случае, если по истечении 12 месяцев не удовлетворено 40% требований или установлена неэффективность ее проведения. Во всех случаях арбитражный суд может прекратить санацию и вынести решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного процесса. Если суд считает цель санации достигнутой, он прекращает производство по делу.

2.3 Наблюдение

Это первый этап арбитражного управления предприятием, который начинается с момента возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве предприятия-должника, продолжается в течение всей стадии подготовки дела к рассмотрению в суде и заканчивается решением суда либо о признании предприятия банкротом и о введении конкурсного производства, либо о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо об утверждении мирового соглашения, либо об отказе в признании должника банкротом. Временный управляющий назначается арбитражным судом из числа кандидатур, предложенных саморегулирующейся организацией арбитражных управляющих.

Основными целями периода наблюдения являются обеспечение арбитражным управляющим сохранности имущества и проведение анализа финансового состояния несостоятельного предприятия для определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

В период наблюдения основные цели данного этапа арбитражного управления реализует временный управляющий, назначаемый арбитражным судом. Период наблюдения длится, как правило, до семи месяцев. В это время требования кредиторов в индивидуальном порядке не удовлетворяются, а предприятию предоставляется возможность нормально функционировать и восстановить свою платежеспособность.

Временный управляющий имеет те же права, что и другие арбитражные управляющие: административный, внешний и конкурсный, а также специфические для данного этапа арбитражного управления права, например, он имеет право:

* предъявлять в суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований законодательства;

* обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника.

Период наблюдения имеет следующие особенности:

1. Имущественные требования к предприятию-должнику предъявляются с учетом порядка, предусмотренного законодательством (кредиторы в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом вправе предъявлять свои требования должнику).

2. По ходатайству кредитора может быть приостановлено по делам, связанным с взысканием с должника долга, однако при этом кредитору необходимо помнить, что он сможет принять участие в первом собрании кредиторов лишь в том случае, если предъявит свои требования к должнику в месячный срок (п. 1).

3. Приостанавливается исполнение судебных решений по имущественным взысканиям (исключение составляют взыскания по зарплате, алиментам и др). Задержка исполнения решений по имущественным взысканиям действует до вынесения судом соответствующего распоряжения. Если будет принято решение об отказе признания должника банкротом, то исполнение решений восстанавливается.

4. Запрещается удовлетворение требований должника – юридического лица о выдаче доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом его из состава участников предприятия. Участники предприятия не признаются кредиторами, и их требования удовлетворяются по завершении конкурсного производства, после удовлетворения требований кредиторов.

В период наблюдения несостоятельным предприятием фактически управляют прежний руководитель и другие органы управления, а временный управляющий лишь контролирует их действия.

Контроль за действиями руководителя предприятия-должника заключается в согласовании сделок, связанных:

* с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, уставный капитал других предприятий или распоряжением недвижимостью иным образом;

* с распоряжением иным имуществом предприятия-должника балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов предприятия;

* с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с доверительным управлением имуществом должника.

Кроме того, в этот период вводятся ограничения на действия органов управления предприятием. Они не могут принимать решения:

* о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

* о создании юридических лиц, филиалов и представительств;

* об участии в иных юридических лицах;

* о выплате дивидендов;

* о размещении должником эмиссионных ценных бумаг;

* о выходе из состава участников предприятия-должника;

* о приобретении у акционеров выпущенных акций.

Если органы управления предприятием нарушают установленные ограничения, действующее законодательство, препятствуют в получении временным управляющим необходимой информации или препятствуют исполнению временным управляющим своих функций, последний может ходатайствовать перед арбитражным судом об отстранении руководителя предприятия от занимаемой должности. В этом случае руководство предприятием по решению арбитражного суда переходит к временному управляющему.

В период наблюдения временный управляющий обязан реализовать, как минимум, пять специфических функций:

1) обеспечение сохранности имущества;

2) анализ финансового состояния несостоятельного предприятия;

3) определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;

4) установление кредиторов должника и определение размеров их требований;

5) организация первого собрания кредиторов.

Закон предъявляет особые требования к осуществлению досудебной санации, которая может быть названа особым мероприятием при осуществлении досудебных процедур (как следует из вышесказанного, термины "досудебные процедуры" и "досудебная санация" нельзя отождествлять).

Досудебная санация - предоставление должнику финансовой помощи.

Ученые по-разному определяют сущность данного мероприятия.

Так, ряд авторов не относит досудебную санацию к числу процедур, применяемых при банкротстве; *(399) обосновывается и другая позиция, в соответствии с которой санация является восстановительной процедурой наряду с наблюдением и внешним управлением. *(400)

Размер финансовой помощи, оказываемой в порядке досудебной санации, должен быть достаточен для удовлетворения всех требований по обязательствам и обязательным платежам. Очевидно, речь идет о требованиях, срок исполнения которых наступил. Однако необходимо учитывать интересы и кредиторов, срок исполнения требований которых не наступил, а также интересы должника. Поэтому можно сформулировать следующий вывод, имеющий важное практическое значение: размер финансовой помощи при досудебной санации должен быть достаточен не только для удовлетворения всех требований, но и для восстановления платежеспособности должника, т.е. для продолжения функционирования в нормальном режиме, что повлечет своевременное удовлетворение требований кредиторов по мере наступления сроков их исполнения. К сожалению, этот вывод четко в Законе не закреплен, что влечет практические проблемы в ситуациях, когда досудебная санация не приводит к ожидаемым результатам.

Таким образом, в порядке досудебной санации можно удовлетворить только все требования в полном объеме и только одновременно.

Договоренности с отдельными кредиторами о различных рассрочках, отсрочках, скидках долгов и т.п. возможны только как конкретные досудебные процедуры - эти договоренности не могут быть квалифицированы как досудебная санация.

Из п. 2 ст. 31 Закона о банкротстве следует, что финансовая помощь может оказываться безвозмездно. Ученые также говорят о двух вариантах относительно наличия встречного предоставления: "...соглашением может быть (подчеркнуто мною. - М.Т.) предусмотрено принятие должником на себя определенных обязательств в пользу кредиторов и иных лиц, осуществляющих меры, направленные на финансовое оздоровление должника"; *(401) "...к мерам по предотвращению банкротства следует отнести, в первую очередь, оказание финансовой помощи должнику (как на возмездной, так и на безвозмездной основе)". *(402)

Вопрос-проблема: Не имеет ли при этом место дарение, которое пп. 4 ст. 75 ГК РФ запрещено между коммерческими организациями?

На мой взгляд, не следует смешивать досудебную санацию и дарение, цель которого - безвозмездная передача имущества одним субъектом другому. Целью же санации является восстановление платежеспособности должника, т.е. продолжение его нормальной деятельности. При этом договор о досудебной санации (предоставлении финансовой помощи) является непоименованной сделкой, следовательно, осуществлять досудебную санацию могут любые субъекты, в том числе и коммерческие организации.

Конечно, в большинстве ситуаций финансовая помощь не будет безвозмездной; ее оказание сопровождается принятием должником на себя определенных обязательств в отношении санатора. Но даже если договор о проведении досудебной санации, заключаемый санатором и должником, не содержит никакого встречного предоставления (т.е. является безвозмездным), санатор имеет какую-либо заинтересованность в судьбе должника.

Практический пример

При оказании финансовой помощи в порядке досудебной санации акционерным обществом "С" производственному кооперативу "В" выяснилось, что АО "С" получало от кооператива, оказавшегося в предбанкротном состоянии, детали для производимых обществом агрегатов. При этом прекращение деятельности кооператива повлекло бы для АО необходимость поиска другого контрагента, выпускающего аналогичные детали, что в данном регионе являлось затруднительным. По указанным причинам АО "С" оказало финансовую помощь кооперативу; при этом в договор не были включены условия о встречном предоставлении.

Еще одна практическая проблема, которая иногда возникает в связи с досудебной санацией, связана с ответом на вопрос: возможно ли проведение досудебной санации, т.е.

Удовлетворение всех требований кредиторов без согласия самого должника? То есть возможна ли договоренность "санатора" с каждым из кредиторов индивидуально, минуя должника?

Отвечая на этот вопрос, мы придем к выводу, что, конечно, это возможно, но досудебной санацией такое удовлетворение назвать будет нельзя. По сути, в описанной ситуации будет осуществляться обычная цессия, о которой должника необходимо поставить в известность. Последствием осуществленных уступок прав требования будет то, что первоначальные кредиторы уже не смогут обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника, но требование не будет погашено, поэтому новый кредитор вполне сможет заявить о банкротстве (в то время как целью досудебной санации является прекращение угрозы заявления о банкротстве). Впоследствии этот новый кредитор сможет в порядке досудебных процедур осуществить прощение долга, однако этот вопрос является не бесспорным (на мой взгляд, прощение долга не следует отождествлять с дарением, *(403) но многие ученые придерживаются противоположного мнения). *(404)

В досудебной санации могут участвовать несколько субъектов, в этом случае договор о досудебной санации должен содержать положения о распределении обязанностей между ними и порядок получения встречного предоставления, если оно предусмотрено.

Закон 1998 г. предусматривал, что досудебная санация может осуществляться из средств бюджета и государственных внебюджетных фондов, но только в том случае, если соответствующие положения содержатся в законе о бюджете. Действующий Закон указанного упоминания не содержит; представляется, что положений о возможности оказания финансовой помощи должникам из бюджета не должно быть в Законе о банкротстве, поскольку их наличие противоречит принципам рыночной экономики.

Временные рамки досудебной санации определяются тем, что ее проведение возможно ровно до тех пор, пока кредитор (группа кредиторов), либо другие субъекты не обратятся в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника (сделать это может и сам должник, подав заявление о своем банкротстве либо в предвидении банкротства). При наличии определенных признаков, о которых будет сказано ниже, суд обязан принять заявление, даже если должник представит доказательства осуществления досудебной санации.

Например, на практике возникают ситуации, когда соответствующий договор, подписанный с санатором накануне, поступает в арбитражный суд вместе с ходатайством об отказе в принятии заявления о банкротстве должника.

Более того, возможны ситуации, когда средства, достаточные для исполнения всех обязательств должника, перечислены санатором должнику либо в депозит нотариуса (и соответствующие доказательства представлены в суд). На практике нередко суды в таких ситуациях выносят определение об отказе в принятии заявления о банкротстве, однако такая практика представляется незаконной.

Суд обязан принять заявление о банкротстве, если признаки банкротства есть в наличии (т.е. требования кредиторов не погашены).

В случае принятия судом заявления о банкротстве дальнейшие мероприятия будут судебными, т.е. проводиться в соответствии с Законом о банкротстве под контролем суда.

Вопрос-проблема: Что делать, если заключенный, но не исполненный договор о досудебной санации в этом случае прекращается по причине невозможности исполнения, так как его исполнение было направлено на достижение целей недопущения заявления о банкротстве, а в дальнейшем допускается погашение требований кредиторов должника с соблюдением других правил (на основании других договоров)?

Однако по данному вопросу может быть аргументирована и противоположная позиция, в соответствии с которой договор о досудебной санации подлежит исполнению и после принятия заявления о банкротстве должника, что повлечет прекращение производства по делу о несостоятельности, т.е. тем самым будет предотвращено банкротство в узком смысле, на что тоже направлены досудебные процедуры.

Меры по предупреждению банкротства и досудебная санация

§2. Досудебная санация

Закон предъявляет особые требования к осуществлению досудебной санации. Установлено, что размер финансовой помощи, оказываемой в порядке досудебной санации, должен быть достаточен для удовлетворения всех требований по обязательствам и обязательным платежам. Очевидно, речь идет о требованиях, срок исполнения которых наступил. Однако необходимо учитывать интересы и кредиторов, срок исполнения требований которых не наступил, а также интересы должника. Размер финансовой помощи при досудебной санации должен быть достаточен не только для удовлетворения всех требований, но и для восстановления платежеспособности должника, т.е. для продолжения функционирования в нормальном режиме, что повлечет своевременное удовлетворение требований кредиторов по мере наступления сроков их исполнения.

Таким образом, в порядке досудебной санации можно удовлетворить только все требования в полном объеме и только одновременно. Однако до осуществления санации возможны договоренности с отдельными кредиторами о различных рассрочках, отсрочках, скидках долгов и т. п.

В досудебной санации могут участвовать несколько субъектов, в этом случае договор должен предусматривать распределение обязанностей между ними и порядок получения встречного предоставления, если оно предусмотрено.

Досудебная санация может осуществляться из средств бюджета и государственных внебюджетных фондов, но только в том случае, если соответствующие положения содержатся в законе о бюджете. На наш взгляд, положения о возможности оказания финансовой помощи должникам из бюджета должны быть исключены из Закона о банкротстве, поскольку их наличие противоречит принципам рыночной экономики.

Проведение досудебной санации возможно ровно до тех пор, пока кредитор, либо группа кредиторов, либо другие субъекты не обратятся в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника (сделать это может и сам должник, подав заявление о своем банкротстве либо в предвидении банкротства). При наличии определенных признаков, суд обязан будет принять заявление, даже если должник представит доказательства осуществления досудебной санации (например, соответствующий договор, подписанный с санатором накануне). В случае принятия судом заявления о банкротстве дальнейшие мероприятия будут судебными, т.е. проводиться в соответствии с Законом о банкротстве под контролем суда. Заключенный, но не исполненный договор о досудебной санации в этом случае, на наш взгляд, прекращается по причине невозможности исполнения. Следует отметить, что и в дальнейшем допускается погашение требований кредиторов должника, но уже с соблюдением других правил. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации. - 2004 г., стр.39.

Осуществление досудебных процедур имеет как преимущества (конфиденциальность действий), так и недостатки (ограниченный круг возможностей и опасность упустить время, когда судебные процедуры дали бы результаты).

Конечно, в большинстве ситуаций финансовая помощь не будет безвозмездной; ее оказание сопровождается принятием должником на себя определенных обязательств в отношении санатора. Но даже если договор о проведении досудебной санации, заключаемый санатором и должником, не содержит никакого встречного предоставления (т.е. является безвозмездным), санатор имеет какую-либо заинтересованность в судьбе должника. Например, при оказании финансовой помощи в порядке досудебной санации акционерным обществом «С» производственному кооперативу «В» выяснилось, что АО «С» получало от кооператива, оказавшегося в предбанкротном состоянии, детали для производимых обществом агрегатов. При этом прекращение деятельности кооператива повлекло бы для АО необходимость поиска другого контрагента, выпускающего аналогичные детали, что в данном регионе являлось затруднительным. По указанным причинам АО «С» оказало финансовую помощь кооперативу, при этом в договор не были включены условия о встречном предоставлении.

Осуществляемые в рамках досудебной стадии мероприятия могут быть любыми - как экономическими (модернизация, перепрофилирование производства, изменение управленческой политики и др.), так и юридическими (получение кредитов, заключение соглашений о новации, отступном либо прекращении обязательств иным способом, ликвидация обособленных подразделений, истребование своего имущества из чужого незаконного владения, взыскание дебиторской задолженности и др.). Главное, чтобы эти мероприятия повысили платежеспособность должника и обеспеченность его экономическими ресурсами, что позволило либо избежать возникновения признаков банкротства, либо (при их возникновении и возбуждении конкурсного процесса) сделать возможным введение восстановительных процедур.

В п. 1 статьи 30 речь идет об обязанности руководителя должника на том этапе стадии досудебных процедур, когда возникли признаки банкротства должника, установленные п. 2 ст. 3 Закона. Эта обязанность состоит в информировании учредителей (участников) должника о возникновении указанных признаков. Отметим, что трудно исполнить эту обязанность, когда участников тысячи.

К сожалению, положение об обязанности руководителя информировать
участников о возникновении признаков банкротства не подкреплено какими-
либо мерами ответственности.

Статья 31 определяет одну из мер, направленных на предупреждение банкротства. Досудебная санация - предоставление должнику финансовой помощи, размер которой достаточен для исполнения всех его обязательств и обязанностей. По сути своей досудебная санация - это договор между должником и субъектом, предоставляющим средства (санатором). Причем это договор непоименованный, так как он не назван в качестве такового ни ГК, ни даже самим Законом, который исходит из договорной конструкции данных отношений, однако прямо термин «договор» применительно к досудебной санации не употребляет.

Досудебная санация может осуществляться любыми лицами, включая учредителей (участников) должника, которые, как правило, более всего заинтересованы в предупреждении банкротства должника. Средства, предоставленные участниками, впоследствии могут быть возвращены должником, если это предусмотрено соответствующим договором. В этом случае речь будет идти о действиях участников, порождающих обычные гражданско-правовые (а не корпоративные) обязательства.

Средства должны быть предоставлены именно должнику. Оплата третьим лицом всех обязательств должника непосредственно кредиторам без соглашения об этом с должником досудебной санацией названа быть не может, так как в результате все права требования перейдут к субъекту, исполнившему обязательства. Если же впоследствии данный субъект осуществит прощение долга, это будет являться не досудебной санацией, а обычной досудебной мерой по предупреждению банкротства.

Пункт 2 рассматриваемой статьи уточняет, что предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником либо третьими лицами обязательств в пользу субъектов, предоставивших финансовую помощь. Соответственно может и не быть принятия обязательств, т.е. средства могут быть предоставлены безвозмездно. Однако это, возможно, повлечет проблемы, связанные с квалификацией отношений между должниками (третьими лицами) и санатором. Эти отношения похожи на дарение, а дарение между коммерческими организациями запрещено ГК, из чего следует вывод о невозможности оказания безвозмездной финансовой помощи одной коммерческой организацией - другой коммерческой организации - должнику. Данный вывод, конечно, небесспорен, так как отношения досудебной санации и дарения необходимо дифференцировать.

В отношении досудебной санации все несколько сложнее, так как данная сделка (договор досудебной санации) является непоименованной сделкой, т.е. не имеет (как прощение долга) регламентации в ГК. Тем не менее мы можем провести следующее рассуждение. Перед нами различные сделки, имеющие самостоятельные цели (цель дарения - безвозмездно предоставить имущество; цель досудебной санации - восстановление платежеспособности должника путем предупреждения подачи заявления о его несостоятельности); прямое указание о возможности применения норм о дарении к договору досудебной санации отсутствует, следовательно, у нас нет оснований считать, что одна коммерческая организация предоставить другой коммерческой организации - должнику финансовую помощь не может. Комментарий к Федеральному Закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" М.В. Телюкина.

Следует отметить, что статья 31 не содержит положений о возможности осуществления досудебной санации из бюджета (подобные нормы содержались в Законе 1998 г.). Вообще оказание государством финансовой помощи определенным субъектам противоречит принципам рыночной экономики, особенно если учесть, что в соответствии с Законом 1998 г. в данных отношениях публично-правовые образования участвовали как субъекты, наделенные властными полномочиями. В настоящее время такая модель оказания финансовой помощи представляется недопустимой. Однако вполне возможно заключение договора досудебной санации публично-правовым образованием как участником гражданских правоотношений.

Заметим, что факт предоставления финансовой помощи (как и факт заключения договора досудебной санации) не способен предотвратить возбуждение конкурсного процесса при наличии соответствующих признаков - для этого необходимо осуществление исполнения требований.

В условиях перехода к рыночной модели хозяйствования одной из основных экономических проблем является проблема определения наиболее эффективных путей преодоления кризисного состояния, в котором оказались большинство предприятий и отраслей реального сектора экономики России.

В условиях современной российской действительности традиционные методы менеджмента, как оказалось, не дают реального эффекта, поскольку ориентированы на нормально функционирующие на рынке предприятия. В обстановке, когда преобладающее большинство малых, средних и даже крупных компаний не просто испытывают временные затруднения, а достаточно длительное время находятся на самом краю пропасти, обычные, стандартные инструменты менеджмента уже не помогают. Поэтому столь актуально стала проблема поиска и внедрения в широкую практику таких форм и методов управления, использование которых позволяло бы не доводить дело до кризисного состояния предприятия, несмотря на общую неблагоприятную рыночную обстановку в нашей стране, а в случае, когда результаты оказались плачевны и речь уже идет о банкротстве, позволили бы подготовить и реализовывать программу оздоровления предприятия.

Главной задачей антикризисного управления является обеспечение такого положения предприятия на рынке, когда о банкротстве речи идти не должно, а упор делается на преодоление временных трудностей, в том числе и финансовых, посредством использования всех возможностей современного менеджмента, разработки и практической реализации на каждом предприятии социальной программы, имеющей стратегический характер, которая позволила бы остаться на плаву при любых рыночных коллизиях.

Процедуры финансового оздоровления и банкротства предприятий, будучи экономическими по своей сути, всегда должны быть облечены в правовую форму. Правовой основой для их применения является Конституция РФ, все российское законодательство. Основная часть применяемых законодательных норм относится к гражданскому праву, однако часто необходимо знание и других отраслей права, прежде всего административного и налогового.

В ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» дано определение понятия финансового оздоровления. Под финансовым оздоровлением понимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Нормы, применяемые при осуществлении процедур финансового оздоровления, прописаны в различных нормативных актах, но его основой являются статья 65 ГК РФ И ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 от 26.10.2002 года. Законодательство о несостоятельности включает разные правовые институты – как институт банкротства (регулирующий банкротство в последующей ликвидацией должника), так и институты реабилитации должника: досудебной санации, внешнего управления, мирового соглашения.

Действующее законодательство лишь в общих чертах определяет меры по предотвращению банкротства, выходу предприятия из кризисных ситуаций без применения специфических процедур банкротства. Когда же предприятие не в состоянии преодолеть кризис самостоятельно, помощь ему может прийти в форме досудебной санации. Досудебная санация – это меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Досудебная санация включает следующие элементы 1:

    участие в процедуре внешних по отношению к предприятию лиц, круг которых не ограничен.

    предоставление финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности предприятия-должника. Это означает, что помощь при досудебной санации должна носить исключительно финансовый характер (предоставление товарного кредита и другого имущества не может рассматриваться в качестве санации). А также объем помощи должен быть достаточен для погашения всех обязательств предприятия и восстановления его платежеспособности, то есть способности в срок погашать все принимаемые на себя обязательства.

    предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

    Таким образом, норма о досудебной санации носит достаточно общий характер. С одной стороны, в правовой институт судебной санации укладываются отношения, давно урегулированные другими институтами, с другой стороны – досудебная санация не влечет никаких правовых последствий ни для должника, ни для кредиторов, проведение санации не препятствует возбуждению судебного дела о несостоятельности, не приостанавливает принудительного исполнения должником своих обязательств. Следовательно, у потенциальных участников такой санации, не желающих допущения банкротства должника, нет оснований облекать свою помощь в форму досудебной санации, кроме случаев, когда санатором выступает государство. Такая санация могла бы стать эффективным инструментом экономической политики государства.

    Термин «санация» происходит от латинского «sanare» – оздоровление, выздоровление. Экономический словарь толкует это понятие как систему мероприятий, осуществляемых для предотвращения банкротства промышленных, торговых, банковских монополий, определяя, что санация может производиться путем слияния предприятия, которое переживает кризис, с более мощной компанией; путем выпуска новых акций или облигаций для мобилизации денежного капитала; путем увеличения банковских кредитов и предоставлением субсидий; превращением краткосрочной задолженности в долгосрочную; полной или частичной покупкой государством акций предприятия, которое находится в кризисном положении. Приведенное в словаре толкование целей санации и механизма ее проведения, список санационных методов не являются достаточно четкими. Ведь предупреждение банкротства еще не означает оздоровления и полного выхода предприятия из финансового кризиса. Приведенный список мероприятий не полный и не раскрывает полных методологических подходов тех или иных форм санации. Некоторые из авторов (например, И.А. Бланк) с санацией отождествляют только мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия, которые реализуются с помощью посторонних юридических и физических лиц и направлены на предупреждение признания предприятия-должника банкротом и его ликвидации. С этим нельзя согласиться, поскольку мобилизация внутренних финансовых резервов является неотъемлемой составляющей процесса оздоровления любого предприятия. В монографии, посвященной материально-правовым и процессуальным аспектам банкротства, Титов М.И. предлагает дать такое законодательное определение санации: санация – оздоровление неспособного должника, предоставление ему финансовой помощи от владельца имущества, кредиторов и других физических и юридических лиц (в том числе иностранных), направленной на поддержку деятельности должника и предотвращение его банкротства. Это определение также предполагает понятие санации как института внешней финансовой поддержки должника.

    Санация – реорганизационная процедура. Она заключается в том, что предприятию-должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника.

    Санация предприятия проводится в трех основных случаях 1:

    1) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;

    2) если само предприятие, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве одновременно предлагает условия своей санации;
    3) если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов и предприятия должника и выполнить его обязательства перед бюджетом.

    Из приведенного широкого спектра мнений о сущности понятия санации можно синтезировать единственное определение. Таким можно считать определение, данное известными зарубежными экономистами (Н. Здравомыслов, Б. Бекенферде, М. Гелинг), передовыми специалистами по вопросам вывода предприятий из финансового кризиса: санация –это система финансово-экономических, производственно-технических, организационно-правовых мероприятий, направленных на достижение или восстановление платежеспособности, прибыльности и конкурентоспособности предприятия-должника в долгосрочном периоде. То есть, санация – это совокупность всех возможных мероприятий, которые способны привести предприятие к финансовому оздоровлению. Приведенное определение воплощает комплексный подход к рассмотренному понятию, является универсальным и всесторонне освещает экономическую сущность санации предприятий.

    В зависимости от глубины кризиса предприятия и условий предоставления ему внешней помощи, различают два вида санации, каждая из которых имеет ряд форм. 1. Санация предприятия, направленная на реорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия). Такая санация обычно осуществляется для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается как временное явление 1: – погашение долга предприятия за счет средств бюджета. В такой форме санируются только государственные предприятия; – погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита деятельности последнего; – перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое пожелало принять участие в санации предприятия-должника;
    – выпуск облигаций (и других ценных бумаг) под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие.
    2. Санация предприятия с изменением, как правило, статуса юридического лица санируемого предприятия. Эта форма санации носит название реорганизации предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, связанных со сменой его формы собственности, организационно-правовой формы деятельности и т. п. (слияние, поглощение, разделение, преобразование в открытое акционерное общество, передача в аренду, приватизация). Она осуществляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия. Санация осуществляется в порядке и на условиях, определенных в соглашении и под контролем арбитражного суда. Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. Арбитражным судом ее срок может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. Санация завершается по достижении ее цели прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия либо в случае ее неэффективности решением арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства. На практике достаточно часто с санацией идентифицируется понятие «реструктуризации». Реструктуризация субъекта хозяйствования – это проведение организационно-экономических мероприятий, направленных на изменение его структуры, системы управления, форм собственности, организационно-правовых форм, которые способны восстановить прибыльность, конкурентоспособность и эффективность производства. Можно утверждать, что «санация» является более широким понятием, чем «реструктуризация». Реструктуризацию целесообразно начинать на ранних стадиях кризиса. Она направлена преимущественно на преодоление причин стратегического кризиса и кризиса прибыльности. А санация включает в себя как реструктуризацию (мероприятия по восстановлению прибыльности и конкурентоспособности), так и мероприятия финансового характера (направленные на восстановление ликвидности и платежеспособности). В экономической литературе часто упоминается концепция быстрого выявления финансового кризиса и радикальных санационных действий («Primat des Handelns»). Приверженцы этого направления (в основном экономисты-практики) не учитывают, что в случае его выбора не остается времени для тщательного исследования причин кризиса и разработки оптимальной санационной стратегии. В противоречие этим взглядам теоретики придерживаются того, что цейтнот в подготовке санационных мероприятий – основной фактор будущих неудач, поскольку нет шанса для разработки импровизированных и гибких действий. На методы и формы проведения санации повлияли развитие экономической теории; эволюция роли государства как регулятора рыночной экономики; макроэкономические изменения в странах бывшего социалистического блока; новые подходы к приватизации (реприватизации) предприятий. Предметом дискуссий ведущих ученых Германии, США, Великобритании являются вопросы, связанные с методами прогнозирования банкротства предприятий, классификацией финансовых источников санации и последовательностью их мобилизации; содержанием контролинга санации, порядком проведения санационного аудита; формами и размерами государственной финансовой поддержки предприятий; санационными приоритетами; скоростью финансового оздоровления; приватизационными аспектами санации предприятий.

    Рис. – Экономическое содержание понятия «санация»

    Для полного раскрытия содержания санации следует конкретизировать виды мероприятий, которые проводятся в рамках финансового оздоровления субъектов хозяйствования.

    Особое место в процессе санации занимают мероприятия финансово-экономического характера, которые отражают финансовые отношения, возникающие в процессе мобилизации и использования внутренних и внешних финансовых источников оздоровления предприятий. Источниками финансирования санации могут быть средства, полученные на условиях займа или собственности; на возвратной или безвозвратной основе.

    Целью финансовой санации является покрытие текущих убытков и устранение причин их возникновения, восстановление или сбережение ликвидности и платежеспособности предприятий, сокращение всех видов задолженности, улучшение структуры оборотного капитала и формирование фондов финансовых ресурсов, необходимых для проведения санационных мероприятий производственного характера. 1

    Санационные мероприятия организационно-правового характера направлены на усовершенствование организационной структуры предприятия, организационно- правовых форм бизнеса, повышение качества менеджмента, освобождение предприятия от непродуктивных производственных структур, улучшение производственных отношений между членами трудового коллектива.

    Таким образом, санация является одной из предусмотренных законодательством процедур финансового, экономического оздоровления предприятий, предотвращения банкротства.

    Особое место в процессе санации занимают мероприятия финансово-экономического характера. Целью финансовой санации является оптимизация финансовых потоков предприятия: покрытие текущих убытков и ликвидация причин их возникновения, возобновление или сохранение ликвидности и платежеспособности предприятий, сокращение всех видов задолженности, улучшение структуры оборотного капитала и формирование фондов финансовых ресурсов для проведения мероприятий производственно-технического и организационного характера.

    Финансовая санация осуществляется в несколько этапов и имеет определенный порядок проведения. Целостный взгляд на этапы разработки санационной концепции отдельного предприятия представляет собой так называемая «классическая модель санации», которая широко используется в качестве основы для разработки механизма финансового оздоровления субъектов хозяйствования в странах с развитой рыночной экономикой.

    В основе процесса санации лежит законодательство о банкротстве и финансовом оздоровлении предприятия, которое должно:

    предотвращать непродуктивное использование активов предприятий.

    являться механизмом санации (финансовой реорганизации) предприятий, которые имеют реальный потенциал для успешной финансово-хозяйственной деятельности в будущем.

    способствовать полному удовлетворению требований кредиторов.

    В соответствии с российским законодательством санация предприятия-должника осуществляется в форме досудебной санации. Досудебная санация — одно из мероприятий по восстановлению платежеспособности должника и урегулирования взаимоотношений с кредиторами до возбуждения дела в арбитражном суде, наряду с мерами периода наблюдения и внешнего управления, хотя ходатайство о проведении санации должно быть подано в арбитражный суд. Оно, как правило, удовлетворяется, если есть реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия.

    2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Акционерное общество «КРАЙТЕХСНАБ», зарегистрированное Регистрационной палатой мэрии г. Краснодара № 10952 от 14 мая 1999 г., ОГРН 1022301987278, в дальнейшем именуемое «Общество», является закрытым акционерным обществом.

    Общество является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства РФ. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

    Полное фирменное наименование Общества на русском языке:
    Закрытое акционерное общество «КРАЙТЕХСНАБ». Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: ЗАО «КРАЙТЕХСНАБ».

    Местонахождение (почтовый адрес) Общества: 350021, РФ, Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунскнй административный округ, ул. Трамвайная, 25.

    Закрытое акционерное общество «КРАЙТЕХСНАБ» создано без ограничения срока деятельности.

    Основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли в интересах Акционеров.

    Предметом деятельности Общества является:

    торгово-закупочная деятельность, посредническая, брокерская деятельность;

    производство, закупка, хранение, переработка и реализация продуктов;

    производство и реализация продукции и товаров народного потребления, услуг, как собственных, так и третьих лиц;

    производство всех видов строительно-монтажных работ, пуско-наладочных, сварочных, ремонтных, проектно -сметных, конструкторских работ;

    маркетинг;

    создание миницехов по переработке сельхозпродукции, сырья, пушнины, кожи, меха, отходов производства;

    оказание транспортно-экспедиционных услуг широкого профиля, включая организацию грузопассажирских перевозок различными видами средств доставки в установленном законом порядке;

    выполнение услуг хозяйственного, бытового, производственно-технического характера широкого профиля, включая ремонт бытовой техники, проведение хозяйственно-бытовых мероприятий;

    организация и проведение исследовательских, опытных инженерно-технических работ, информационно-консультативная деятельность;

    внешнеэкономическая деятельность;

    осуществление иной деятельности, которая не противоречит закону.

    Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

    Проведем анализ показателей финансовой устойчивости исследуемой организации (таблица 1).

    Таблица 1 – Анализ показателей финансовой устойчивости ЗАО «Крайтехснаб» в абсолютном выражении

    Показатели

    2004 г.

    2005 г

    2005 г. к 2003 г.

    (+,-)

    Темп роста, %

    1. Источники собственных средств

    6508475,4

    7713483,3

    342 270,9

    2. Внеоборотные активы

    1320240,0

    1301215,0

    38 050,0

    3. Наличие собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат

    5188235,4

    6412268,4

    380 321,0

    4. Долгосрочные кредиты и займы

    5. Наличие собственных средств и долгосрочных заемных источников средств для формирования запасов и затрат

    5188235,4

    6412268,4

    380 321

    Окончание таблицы 1

    Показатели

    2004 г.

    2005 г

    2005 г. к 2003 г.

    (+,-)

    Темп роста, %

    6. Краткосрочные кредитные и заемные средства

    2000000,0

    1500000,0

    7. Общая величина основных источников для формирования запасов и затрат

    7188235,4

    7912268,4

    380 321,0

    8. Общая величина запасов и затрат

    10289636,4

    11152558,8

    1367753,1

    14,0

    9. Излишек собственных оборотных средств

    5101401,1

    4740290,4

    987432,2

    26,3

    10. Изменение собственных оборотных средств и долгосрочных средств для формирования запасов и затрат

    5101401,1

    4740290,4

    987432,2

    26,3

    11. Изменение общей величины источников формирования запасов и затрат

    3101401,1

    3240290,4

    987 432,2

    43,8

    12. Трех комплексный показатель (S) финансовой ситуации

    (0,0,0)

    (0,0,0)

    Проводя анализ типа финансовой устойчивости предприятия в динамике, заметно снижение финансовой устойчивости предприятия.

    Как видно из таблицы 1, и в 2004 г., и в 2005 г. финансовую устойчивость ЗАО «Крайтехснаб» по 3-х комплексному показателю финансовой устойчивости, можно охарактеризовать как «Кризисно неустойчивое состояние предприятия», так как у предприятия не хватает средств для формирования запасов и затрат для осуществления текущей деятельности.

    Таблица 2 – Коэффициенты ликвидности и платежеспособности ЗАО «Крайтехснаб»

    Показатели

    2004 г.

    2005 г.

    (+,-)

    Коэффициент абсолютной ликвидности

    0,04

    0,05

    0,01

    Коэффициент текущей ликвидности

    1,62

    1,36

    0,26

    Коэффициент промежуточной (быстрой) ликвидности

    0,54

    0,65

    0,12

    Коэффициент обеспеченности собственными средствами

    0,30

    0,26

    0,04

    Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности

    0,61

    Коэффициент абсолютной ликвидности и на начало и на конец анализируемого периода (2004 – 2005 г.г.) находится ниже нормативного значения, что говорит о том, что значение коэффициента слишком низко и предприятие не в полной мере обеспечено средствами для своевременного погашения наиболее срочных обязательств за счет наиболее ликвидных активов. На начало анализируемого периода — на в 2004 г. значение показателя абсолютной ликвидности составило 0,04. На конец анализируемого периода значение показателя возросло, и составило 0,05.

    Коэффициент промежуточной (быстрой) ликвидности показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть погашена за счет наиболее ликвидных и быстро реализуемых активов. Нормативное значение показателя — 0,6 – 0,8, означающее, что текущие обязательства должны покрываться на 60-80% за счет быстрореализуемых активов. На начало анализируемого периода — в 2004 г. значение показателя быстрой (промежуточной) ликвидности составило 0,54. В 2005 г. значение показателя возросло, что можно рассматривать как положительную тенденцию и составило 0,65.

    Коэффициент текущей ликвидности и на начало и на конец анализируемого периода (2004 – 2005 г.г.) находится ниже нормативного значения (2), что говорит о том, что предприятие не в полной мере обеспечено собственными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. На начало анализируемого периода — в 2004 г. значение показателя текущей ликвидности составило 1,62. На конец анализируемого периода значение показателя снизилось, и составило 1,36.

    Так как на конец анализируемого периода Коэффициент текущей ликвидности находится ниже своего нормативного значения (2), рассчитывается показатель восстановления платежеспособности предприятия. Показатель восстановления платежеспособности говорит о том, сможет ли предприятие, в случае потери платежеспособности в ближайшие шесть месяцев ее восстановить при существующей динамике изменения показателя текущей ликвидности. На конец периода значение показателя установилось на уровне 0,61, что говорит о том, что предприятие не сможет восстановить свою платежеспособность, так как показатель меньше единицы.

    Для оценки вероятности банкротства используем модель Э. Альтмана, которая имеет вид:

    где Х1 – соотношение между оборотным капиталом и совокупными активами;

    Х2 – соотношение между чистой прибылью и совокупными активами;

    Х3 – соотношение между прибылью до налогообложению и совокупными активами;

    Х4 – соотношение между собственным капиталом и суммарной задолженностью;

    Х 5 – соотношение между выручкой от продаж и совокупными активами.

    Для определения значения Z составляет таблицу 3.

    Таблица 3 – Показатели для анализа возможности вероятности банкротства ЗАО «Крайтехснаб» по модели Ж. Альтмана

    Показатели

    2004 г.

    2005 г.

    Оборотный капитал, руб.

    10034494,4

    10993860

    Совокупные активы, руб

    18899476,4

    25748120

    Чистая прибыль, руб

    350104,8

    143814,9

    Прибыль до налогообложения, руб

    312511,9

    385178,8

    Собственный капитал, руб

    6508475,4

    6858577,9

    Выручка от продаж, руб

    11985497,9

    19876053,33

    Суммарная задолженность, руб

    10850187,4

    18889542,1

    Показатель Х 1

    0,531

    0,430

    Показатель Х 2

    0,019

    0,006

    Показатель Х 3

    0,017

    0,015

    Показатель Х 4

    0,60

    0,363

    Показатель Х 5

    0,634

    0,734

    Показатель Э. Альтмана

    1,714

    1,526

    Таким образом, в соответствии с моделью Э. Альтмана вероятность банкротства в 2004 и 2005 годах была очень высокой, в то же время следует отметить некоторое увеличение вероятности банкротства предприятия в 2005 году.

    Используем модель Лиса в целях прогнозирования возможного банкротства предприятия

    где L 1 – соотношение между оборотным капиталом и суммой активов;

    L 2 – соотношение между прибылью от продаж и суммой активов;

    L 3 – соотношение между нераспределенной прибылью и суммой активов;

    L 4 – соотношение между собственным капиталом и суммой активов.

    Для определения значения Z составляет таблицу 4.

    Таблица 4 – Показатели для анализа возможности вероятности банкротства ЗАО «Крайтехснаб» по модели Лиса

    Показатели

    2004 г.

    2005 г.

    Оборотный капитал, руб

    10034494,4

    10993860

    Совокупные активы, руб

    18899476,4

    25748120

    Собственный капитал, руб

    6508475,4

    6858577,9

    Прибыль от продаж, руб

    411448,8

    366063,5

    Нераспределенная прибыль, руб

    6483475,4

    6833577,9

    Показатель L 1

    0,531

    0,427

    Показатель L 2

    0,217

    0,014

    Показатель L 3

    0,343

    0,265

    Показатель L 4

    0,344

    0,266

    Показатель Лиса

    0,073

    0,044

    Показатели Лиса превышают предельное значение, равное 0,037 как в 2004 году, так и в 2005 году. Следовательно, банкротство предприятия маловероятно.

    Модель прогнозирования банкротства иркутских ученых имеет вид:

    где К 1– отношение оборотного капитала к активам;

    К2 – отношение чистой прибыли к собственному капитала;

    К3 – отношение выручки от реализации к активам;

    К4 – отношение чистой прибыли (непокрытого убытка, взятого с отрицательным знаком) к затратам.

    При расчете коэффициентов К2 и К 4 – чистую прибыль из требования осмотрительности следует уменьшить на сумму непокрытого убытка прошлых лет.

    Таблица 5 – Показатели для анализа возможности вероятности банкротства ЗАО «Крайтехснаб» по модели иркутских ученых

    Показатели

    2004 г.

    2005 г.

    Оборотный капитал, руб

    10034494,4

    10993860

    Чистая прибыль, руб

    350104,8

    143814,9

    Совокупные активы, руб

    18899476,4

    25748120

    Собственный капитал, руб

    6508475,4

    6858577,9

    Выручка от продаж, руб

    11985497,9

    19876053,3

    Общая величина затрат, руб

    19509990

    2065049,1

    Показатель К 1

    0,531

    0,427

    Показатель К 2

    0,054

    0,021

    Показатель К 3

    0,634

    0,772

    Показатель К 4

    0,018

    0,07

    Показатель иркутских ученых

    4,54

    Для оценки значений модели R используется шкала из пяти интервалов (таблица 6).

    Таблица 6 – Вероятность банкротства организации в зависимости от значений R

    Значения R

    Вероятность банкротства, %

    Меньше 0

    Максимальная (90 – 100)

    От 0 до 0,18

    Высокая (60 – 80)

    От 0,18 до 0,32

    Средняя (35 – 50)

    От 0,32 до 0,42

    Низкая (15 – 20)

    Больше 0,42

    Минимальная (до 10)

    Таким образом, по модели иркутских ученых вероятность банкротства ЗАО «Крайтехснаб» высокая.

    Нами предлагаются следующие пути улучшения платежеспособности: – увеличение собственного капитала; снижение внеоборотных активов (за счет продажи или сдачи в аренду неиспользуемых основных средств); сокращение величины материально-производственных запасов до оптимального уровня (до размера текущего и страхового запасов); провести мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности и принять меры по ее снижению.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2003 № 127-ФЗ.

  2. Антикризисное управление: Учебник./Под ред. Короткова Э.М. – М.: ИНФРА — М, 2002.
    Касса предприятия: назначение, порядок хранения денег, порядок получения и сдачи наличных денег в банке, документальное оформление операций, кассовая книга и порядок ее ведения, инвентаризация, отражение ее результатов, учет операций Касса предприятия: назначение, порядок хранения денег, порядок получения и сдачи наличных денег в банке, документальное оформление операций, кассовая книга и порядок ее ведения, инвентаризация, отражение ее результатов, учет операций Проведение мониторинга финансово-экономического состояния муниципального предприятия Проведение аудита расчетов по оплате труда и прочим операциям

    2013-11-10