Государственные и муниципальные расходы, их значение. Понятие государственных и муниципальных расходов

План


1. Сущность расходов бюджетов муниципальных образований


Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти - разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории, увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. Следует отметить, что высокий удельный вес расходов на финансирование социальной сферы, а также жилищно-коммунального хозяйство и транспорта в совокупных расходах муниципальных образований характерен для муниципальных образований многих стран.

Однако, в России на шесть основных статьей затрат местного самоуправления - транспорт, жилищно-коммунального хозяйство, образование, здравоохранение, социальная защита - приходится более 90 % всех расходов муниципальных образований. Данные статьи определяют только текущее содержание муниципального образования, соответственно на развитие муниципального образования средств практически не выделяют. Расходы, связанные с развитием, так же как и текущие расходы, финансируются в основном за счет текущих доходов. При недостаточности бюджетных доходов это приводит как не к оправданному сокращению текущих, как и неполному финансированию капитальных расходов.

Расходы местных бюджетов - затраты, возникающие в результате выполнения органами местного самоуправления своих функции. Они соответствуют природе и характеру местного самоуправления.

В соответствии с Бюджетным кодексом, расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная их величину.

принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 бюджетного кодекса.

В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

Расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, или с осуществлением органами местного самоуправления поселений части полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов.

В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих межбюджетных трансфертов, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета указанного муниципального образования.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных бюджетным кодексом.

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

В целом расходы бюджетов муниципальных образований включают следующие основные группы:

расходы, связанные с решением вопросов местного значения;

расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией и Федеральный закон №131 - ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления. К вопросам местного значения обычно относят:

местные бюджет, налоги и сборы, иные местные финансовые ресурсы;

муниципальную собственность;

планировку и застройку территорий местного самоуправления, системы местного энерго-, водо- и теплоснабжения, местный жилой фонд и коммунальное хозяйство, системы местных коммуникаций (связь, СМИ и др. системы коммуникаций), местное строительство и реконструкцию, инженерное обеспечение; местные транспорт и дороги; благоустройство территорий; землеустройство и землеотвод; торговлю, общественное питание, бытовое и коммунальное обслуживание и другие вопросы, перечень которых определяется федеральным законодательством и законодательством соответствующего субъекта РФ с учетом мнения органов местного самоуправления.


Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В Бюджетном Кодексе закреплена ведомственная классификация расходов. Это есть группировка расходов, которая отражает их распределение по государственным организациям, которые по закону осуществляют эти расходы, то есть главным распорядителям бюджетных средств.

Расходы муниципального бюджета осуществляются путем бюджетного финансирования, то есть системы предоставления бюджетных средств предприятиям, учреждениям и организациям на проведение мероприятий, предусмотренных в муниципальном бюджете. К ним относятся:

ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по муниципальным контрактам и заказам;

трансферты населению, включающие ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных органами власти различных уровней;

бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе налоговые кредиты, инвестиционные налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов, платежей и других обязательств;

субсидии, субвенции физическим и юридическим лицам.

Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами - их адекватность полномочиям, закрепленными за соответствующим уровнем власти. Разграничение расходных полномочий определяет специфику содержания и структуры расходов бюджетов различных уровней. Так, состав расходов муниципальных бюджетов отличен от расходов федерального бюджета, так как в муниципальные бюджеты не включаются направления расходования средств, являющихся прерогативой центрального органа власти (расходы на национальную оборону, безопасность государства, международную деятельность и т.д.). Особенностями содержания расходов местных бюджетов определяются задачами местного самоуправления по обеспечению социально - экономического развития муниципального образования, повышению качества жизни проживающего на его территории населения.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса, Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативно - правовым актом, договором или соглашением обязанности публично - правового образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично - правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения и иным вопросам и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органами местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

Так же нужно отметить, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств. Под реестром расходных обязательств понимается свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти (органами местного самоуправления) договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев нормативных правовых актов, договоров и соглашений), предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

И так, мы рассмотрели выше понятия расходы, расходные полномочия и расходные обязательства. В соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса, в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенции из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных бюджетных полномочий, можно придти к такому выводу, что понятие расходные обязательства на много шире понятия расходные полномочия органов местного значения.

Проанализируем структуру расходов местных бюджетов за 2006-2008 года, которая приведена в таблице 1.


Таблица 1.

Состав и структура расходов местных бюджетов в 2006-2008 годы

Расходы2006 год2007 год2008 год Сумма, млрд. руб. Удельный вес, %Сумма, млрд. руб. Удельный вес, %Сумма, млрд. руб. Удельный вес, %Расходы, в т. ч.: 1511,41001933,81003367,74100Управление170,728,80174,69306,409,09ЖКХ342,9817,70364,318,868620,38Образование228,3533,90673,634,81147,4734,07Культура77,25,1177,24130,963,89Здравоохранение и спорт255,416,90255,813,2417,0712,38Социальная политика155,410,28155,48256,677,62Прочие расходы232,915,41232,912263,7407,83

Согласно данным в вышеприведенной таблице запланированный годовой объем расходов местных бюджетов по состоянию на 2008 года составил 3367,74 млрд. рублей, что выше уровня 2007 года на 57,42% или 1433,94 млрд. рублей. Так, расходы на управление составили 306,4 млрд. рублей или с ростом к уровню 2007 года на 78%, образование - 473,67 млрд. рублей или с ростом на 58,7%, жилищно-коммунальное хозяйство - 514,5 млрд. рублей или с ростом на 53,1%, культуру - 58,95 млрд. рублей или с ростом на 53,76. В структуре общих расходов местных бюджетов преобладают расходы на образование - 34,07%, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составляют 20,38%, на здравоохранение и спорт - 12,38%, на управление - 09,09%, на культуру - 3,89 процента. Общий объем расходов местных бюджетов в 2007 году составил 1933,8 млрд. рублей, что выше уровня 2006 года на 27,9% или 422,4 млрд. рублей, в том числе расходы на решение вопросов местного значения - 1372,2 млрд. рублей или с ростом к уровню 2006 года на 27,8% или 298,2 млрд. рублей. по отношению к 2006 году в структуре основных расходов местных бюджетов 2007 года отмечаются изменения: выросли доля расходов на управление на 0,2% и расходов на жилищно-коммунальное хозяйство на 1,1% при снижении доли расходов на образование на 0,9 процента.

В отличие от бюджета субъектов федерации затраты на правоохранительную деятельность, муниципальное управление и финансовую поддержку расположенных на территории муниципального образования предприятий в сумме не превышают 2-3 % расходов местного бюджета. В то же время расходы на жилищно - коммунальное хозяйство составляют около одной третьи всего бюджета, а расходы на образование, здравоохранение, культуру и социальное обеспечение - почти две третьих. Важным направление расходования средств местных бюджетов является также финансирование экологических проблем.

Рассмотрим функциональную структуру расходов бюджетов Города Казань, Набережные Челны, Чистопольского и Елабужского муниципальных районов, Верхноуслонского сельского поселения Верхноуслонского муниципального района и Большекачкинского сельского поселения Елабуского муниципального района за 2006 и 2007 и 2008 годы. Для сравнения аналогично составим таблицу по составу и структуре расходов. Расходы городских округов по основным статьям, таким как ЖКХ, общегосударственные вопросы, культура увеличиваются из года в года в год, что связано с тем, что финансирование этих статей расходов из вышестоящих бюджетов также уменьшилось, за исключением 2007 года, где наблюдается тенденция увеличения.

Что касается расходов на образование, то следует отметить, что с 2006 года, эта статья расходов полностью перешла в ведение муниципального района, и финансируется исключительно из муниципального бюджета. Вследствие этого, доля расходов на образование в 2007 году в обоих районах значительно снизилась. Тогда как в бюджете города Набережные Челны эти расходы тоже снижаются, так, в 2007 году эти расходы снизились на 11%, составив 44 %, а в 2008 году выросли на 12 %, тем самым составив 65 % в общем объеме расходов. как и в городе Набережные Челны и составляют 44%. Следующим, выделившимся по удельному весу выступают такие статьи как здравоохранение и жилищно - коммунальное хозяйство. Так, в 2006 году расходы на жилищно - коммунальное хозяйство в городе Казани составили 12,99 %, в 2007 году резко сократились до 0,22 %, и в 2008 году составили 11,56 %. А расходы на здравоохранение в 2007 году составили 7,83 %, что ниже предыдущего года на 5 %, а в 2008 году выросли на 2 % и составили таким образом 9,16 %. Следующим, не мало важным расходом является расходы на социальную политику. Так, в 2007 году их удельный вес составил 5,22%, что ниже предыдущего года на 5 %, и больше на 4 % по сравнению с 2008 годом.

В городе Казани, так же как и в Набережные Челны, самую большую долю занимают расходы на образование - в 2006 году - 32,69%, в 2007 году - 31,7 %, в 2008 году резко сократились и составили всего - 0,06 %. Следующим по удельному весу выступают расходы на жилищно - коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ), так они в городе Казани за 2006-2007 годах составили в среднем 24 % а в 2008 году наблюдается резкое снижение.

На основе сделанного анализа можно придти к такому выводу, что в округах, но самая высокая доля в общих расходах приходится образованию. В городе Казани на его долю приходиться в среднем за три года 31,5 %, в Набережных Челнах - 55 %. На долю ЖКХ в городе Казани в 2006-2007 годах приходится 24 %, а в 2008 году снизилось до 0,52 %. А в Набережных Челнах в 2006 году 12,99 %, в 2007 году - 0,22 %, в 2008 году - 11,56 %. Здравоохранение и социальная политика в округах развивается в 2006-2007 годах развивается примерно одинаковыми темпами. А в 2008 году наблюдается резкое снижение этих расходов.

В бюджете Елабужского района в общих расходах наибольшую долю занимают расходы на образование. Так, в 2006 году они составили 55 %, а в 2008 году снизилось в плоть до 1,27 %. Следующим по доле выступают расходы на здравоохранение и на ЖКХ. На здравоохранение в 2006 году пришлось 12,18 %, а в 2008 году они составили 11 %, что выше на 4 % предыдущего года. А на ЖКХ пришлось в 2006 году 11,88 %, в 2007 году - 5,67 %, в 2008 году - 8,35 %.

В бюджете Чистопольского района наибольший удельный вес тоже как и в бюджете Елабужского района приходиться образованию, так, а в2006 году его доля составила 89,66 %, и в 2007-2008 годах 45 %. Наблюдается резкий рост расходов на ЖКХ - в 2006 году - 1,65 %, в 2007 году - 14,76 % и в 2008 году - 19,12 %. Социальная политика и здравоохранение с 2006 по 2007 года финансируется одинаково - 2%, 12 % соответственно, а в 2008 году здравоохранение составила 13 %, а социальная политика 5,93 %.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в рассмотренных нами бюджетах районов наибольший удельный вес приходиться в первую очередь образованию, затем следует здравоохранение и ЖКХ.

В бюджете Верхноуслонского сельского поселения Верхноуслонского муниципального района большую долю в общих расходах занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство - 40 %. Так же, в Верхноуслонском сельском поселении большую долю в общих расходах занимают расходы на культуру, кинемотатогрофию, средства массовой информации - 29,67 % и на межбюджетные трансферты - 22,54 %. В Больше качкинском сельском поселнии большую долю в общем объеме расходов занимают межбюджетные трансферты - 33,25 %, за ним следуют общегосударственные вопросы - 27,82 % и расходы на культуру, кинематографию, средства массовой информации - 25,64 %. Из этого следует, что Большекачкинское сельское поселение более зависимое от вышестоящих бюджетов нежели Верхноуслонское, где межбюджетные трансферты составляют на 10 % меньше, то есть составляют 22,54 %.

За счет средств бюджета предусмотрено содержание учреждений образования, обеспечиваются условия для реализации конституционных прав человека на образование, повышение качества образования в соответствии с современными требованиями, осуществляется государственная поддержка учреждений культуры, искусства, кинематографии и основных направлений развития этой отрасли, включающих сохранение и использование фондов музеев и библиотек.

бюджет муниципальное образование расход

Список использованных источников


1.Конституция Российской Федерации: федеральный закон от 12.12.1993 г. - Информ. - правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 19.05.09

2.Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 г., № 145-ФЗ (ред. от 6.12.2007 г.). - Информ. - правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 19.05.09 г.

.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003г., №131-ФЗ - Информ. - правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 29.03.08 г.

.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05.08.2000 г., №117-ФЗ (ред. от 06.12.2007 г.) - Информ. - правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 19.05.09 г.

.Решение Казанской городской Думы от 16 августа 2007 г. N 2-19 "О Положении о бюджетном процессе в муниципальном образовании городе Казани" (с изм. и доп.) - Информ. - правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 19.05.09 г.

.Решение Казанской городской Думы от 29 апреля 2009 N 3-40 "Отчет об исполнении бюджета муниципального образования города Казани за 2008 год" Решение Казанской городской Думы от 29 апреля 2009 N 3-40 - Информ. - правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 19.05.09 г.

.Решение Казанской городской Думы от 29 апреля 2009 N 3-40 "Отчет об исполнении бюджета муниципального образования города Казани за 2008 год" Решение Казанской городской Думы от 29 апреля 2009 N 3-40 - Информ. - правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 19.05.09 г.

.Решение Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 4 октября 2007 г. N 25/8 "О ставках налога на имущество физических лиц на 2008 год" - Информ. - правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 19.05.09 г.

.Решение Совета Актанышского муниципального района Республики Татарстан от 27 декабря 2007 г. N 143 "О бюджете муниципального образования Актанышского муниципальный район на 2008 год - Информ. - правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 19.05.09 г.

.Решение Совета Актанышского муниципального района Республики Татарстан от 27 декабря 2007 г. N 143 "О бюджете муниципального образования Актанышского муниципальный район на 2007 год - Информ. - правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 19.05.09 г.

.Решение Совета Актанышского муниципального района Республики Татарстан от 27 декабря 2007 г. N 143 "О бюджете муниципального образования Актанышского муниципальный район на 2006 год - Информ. - правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 19.05.09 г.

.Решение Совета Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 27 декабря 2007 г. N 143 "О бюджете муниципального образования Елабужский муниципальный район на 2008 год - Информ. - правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 19.05.09 г.

.Решение Совета Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 26 февраля 2008 г. N 149 "О бюджете муниципального образования Елабужский муниципальный район на 2007 год - Информ. - правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 19.05.09 г.

.Решение Совета Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 27 декабря 2007 г. N 143 "О бюджете муниципального образования Елабужский муниципальный район на 2006 год - Информ. - правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 19.05.09 г.

.Решение Совета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан от 27 декабря 2007 г. N 143 "О бюджете муниципального образования Чистопольского муниципальный район на 2008 год - Информ. - правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 19.05.09 г.

.Решение Совета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан от 27 декабря 2007 г. N 143 "О бюджете муниципального образования Чистопольского муниципальный район на 2007 год - Информ. - правов. система "Эксперт-Гарант".

.Решение Совета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан от 27 декабря 2007 г. N 143 "О бюджете муниципального образования Чистопольского муниципальный район на 2006 год - Информ. - правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 19.05.09 г.

.Решение совета Альметьевского сельского поселения Елабужского муниципального района от 29 декабря 2006 г. N 24 "О бюджете Альметьевского сельского поселения на 2007 год" - Информ. - правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 19.05.09 г.

.Решение совета Большекачкинского сельского поселения Елабужского муниципального района от 29 декабря 2006 г. N 31 "О бюджете Большекачкинского сельского поселения на 2007 год" - Информ. - правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 19.05.09 г.

.Решение совета Большекачкинского сельского поселения Елабужского муниципального района от 29 декабря 2007 г. N 32 "О бюджете Большекачкинского сельского поселения на 2008 год" - Информ. - правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 19.05.09 г.

.Решение Совета Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от 24 ноября 2007 г. N 100 "О бюджете Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района на 2008 год - Информ. - правов. система "Эксперт-Гарант". - Версия от 19.05.09 г.

.Анимицина.Е., Дворядкина.Е., Силин.Я. Бюджет большого города. - М.: Московская Школа политических исследований, 2002. - 264с

.Вахрин П.И. Бюджетная система РФ: Учебник. - М.: Изд. - торг. корп. "Дашков и Кº", 2002. - 344 с.

.Подъяблонская Л.М. Государственные муниципальные финансы: - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2009 г.

ВВЕДЕНИЕ

Финансовую сторону деятельности государственного аппарата в общих чертах можно описать как совокупность доходов и расходов государства, именуемую еще бюджетом.

Настоящая работа посвящена части этой деятельности, а именно: государственным и муниципальным расходам, а также средствам и способам их финансирования.

Перечень расходов установлен в Бюджетном кодексе РФ в статье 21, которая определяет единые для всей бюджетной системы РФ расходы бюджетной системы. Порядок формирования расходов, необходимых для деятельности органов государственной власти, устанавливается Министерством финансов РФ.

Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что именно от объема расходов зависит финансовое состояние государства, ведь при несовпадении объема расходов с объемами доходов может привести к глубокому финансовому кризису, ярким примером которого является начавшийся в 2008 года в России кризис. В связи с этим, правильное планирование и распределение расходов по периодам обеспечивает устойчивость финансовой системы страны.

Целью настоящей работы является раскрытие понятия и видов государственных и муниципальных расходов.

Структура работы - настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена понятию и классификации государственных и муниципальных расходов. Во второй главе раскрыты понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов. Третья глава о правовом режиме сметно-бюджетного финансирования.

Понятие и классификация государственных и муниципальных расходов

Обеспечивая выполнение своих задач и функций, государство распределяет и использует финансовые ресурсы.

Затраты государства, выражающие урегулированные правовыми нормами экономические отношения, складывающиеся при распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и обеспечивающие его бесперебойное функционирование, являются государственными расходами.

Экономическая роль государства проявляется в том, что оно оказывает финансовую поддержку отраслям народного хозяйства, финансирует социально-культурные мероприятия и науку, национальную оборону, правоохранительную деятельность, судебную систему, систему государственных органов управления, которые практически воплощают его функции. Совокупность всех видов расходов государства составляет систему его расходов.

Поскольку основная часть расходов государства покрывается за счет бюджетных средств, система расходов государственного бюджета (т.е. единство всех затрат, покрываемых за счет бюджета государства) прямо зависит от политического и социально-экономического характера деятельности государства.

Все субъекты Российской Федерации наделены правом покрытия затрат, связанных с их функционированием, за счет своих бюджетов. Первым участником правоотношений, связанных с покрытием расходов бюджетными средствами, является представляющий интересы государства, отпускающего бюджетные средства, финансовый орган, который составляет роспись расходов бюджета в соответствии с их поквартальным распределением, открывает кредиты, имеет права отзыва их и осуществляет постоянный контроль за использованием бюджетных ассигнований.

Участником правоотношений при бюджетном финансировании является также кредитное учреждение, в котором открыт расчетный, текущий (бюджетный) счет государственной организации, получающей бюджетные ассигнования.

Третьим участником правоотношений при бюджетном финансировании выступает распорядитель бюджетных кредитов - руководитель учреждения, предприятия, организации, которому предоставлено право распоряжаться отпускаемыми для него бюджетными ассигнованиями, переводить их нижестоящим распорядителям.

Финансово-правовые институты государственных расходов тесно переплетаются с институтами бюджетного права, государственных и муниципальных внебюджетных фондов, финансов государственных предприятий.

Государственные расходы осуществляются путем финансирования, которое урегулировано следующими правовыми нормами:

Законы о федеральном бюджете.

Постановления Правительства

Закон об инвестиционной деятельности в РФ,

Бюджетный кодекс.

Понятие «государственные расходы» рассматривают в нескольких аспектах:

) как конкретные суммы затрат государства и муниципальных образований, произведенных ими в целях выполнения своих функций и задач;

) как составную часть финансовой деятельности государства и муниципальных образований по использованию находящихся в их собственности и распоряжении денежных средств.

В финансовых правоотношениях в данном случае участвуют государственные и муниципальные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные или немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут специальные решения о выделении им государственных или муниципальных средств.

Система государственных расходов - совокупность всех расходов Российской Федерации в их взаимосвязи.

Государственные и муниципальные расходы классифицируются:

) в зависимости от формы собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы:

а) государственные;

б) муниципальные;

) в зависимости от источников получения денежных средств, порядка их планирования и использования:

а) централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных внебюджетных фондов;

б) децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными организациями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате своей деятельности и остаются в их распоряжении;

) в зависимости от характера участия в общественном производстве выделяются расходы на финансирование:

а) оборотных средств (текущих расходов);

б) основных фондов (капитальных вложений);

в) создание резервов;

) по функциональному признаку можно выделить направления расходов:

а) отрасли экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство);

б) социально-культурную сферу и науку;

в) охрану окружающей природной среды;

г) оборону;

д) правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы;

е) международную деятельность;

ж) государственное управление и местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнительных органов власти;

з) создание запасов и резервов.

Государственные доходы и государственные расходы тесно взаимосвязаны. Объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов. При их несоответствии наступают негативные последствия (бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных знаков и т.д.), которые могут перерасти в финансовый кризис.

Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов

Финансирование - предоставление свободных денежных средств на осуществление определенной цели на условиях безвозмездности и безвозвратности.

Расходы государства финансируются в основном за счет дохода общества, который концентрируется в государственном бюджете. Затраты государства покрываются также за счет прибыли предприятий, части амортизационных отчислений, долгосрочных банковских ссуд и т.д. Понятие расходов государства шире, чем понятие расходов государственного бюджета, составляющих лишь часть общих расходов государства.

Существуют следующие принципы финансирования государственных расходов:

безвозмездность и безвозвратность, отличающие финансирование от кредитования, осуществляемого на условиях возвратности, платности и срочности;

целенаправленность. Предоставление денежных средств осуществляется на строго определенные цели (строительство, развитие производства, оплату труда работников и т.д.; соблюдение финансовой дисциплины).

В практику финансирования вошло выделение денежных средств из бюджета на основах возвратности и возмездности. В значительной степени финансирование осуществляется на прежних принципах безвозвратности и безвозмездности, но в случаях необходимости получения бюджетных ассигнований и невозможности выделения средств на этих принципах участники финансирования в соответствии с законодательством могут получать денежные средства из бюджета на возвратной и возмездной основе.

Финансирование государственных расходов включает в себя следующие формы:

финансирование бюджетных расходов осуществляется Федеральным казначейством и представляет собой последовательно совершаемые действия, включая в себя разрешение на осуществление платежа и осуществление платежа;

финансирование государственных предприятий, в том числе унитарных и бюджетных;

финансирование отдельных государственных полномочий, передаваемых муниципальным образованиям;

финансирование отдельных федеральных программ.

Правовой режим сметно-бюджетного финансирования

Сметно-бюджетное финансирование - порядок выделения средств из бюджетов и внебюджетных фондов бюджетных учреждений на основе смет для осуществления их основной деятельности.

Принципы сметно-бюджетного финансирования:

) безвозвратность и безвозмездность отпуска денежных средств;

) целевое использование денежных средств;

) соблюдение финансовой дисциплины;

) получение средств учреждениями из бюджета, соответствующего их подчиненности;

) планирование и финансирование деятельности на основе экономических нормативов.

Понятие «сметно-бюджетное финансирование» неразрывно связано с понятием «бюджетное учреждение». Бюджетное учреждение - организация, созданная органом государственной власти РФ, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

В перечень расходов бюджетных учреждений входят:

) оплата труда в соответствии с трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

) трансферты населению;

) командировочные и иные компенсационные выплаты;

) оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств, в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Права получателя бюджетных средств:

) своевременно получать и использовать бюджетные средства в соответствии с утвержденной бюджетной росписью;

) своевременно доводить уведомления о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;

) на компенсацию в размере недофинансирования.

Обязанности получателя денежных средств:

) своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

) эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с целевым назначением;

) в полном размере возвращать бюджетные средства, предоставляемые на возвратной основе;

) своевременно представить отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Однако ему свойственны и специальные принципы, такие как отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности; отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений (наука и научные исследования) и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.

На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры.

Среди социально-культурных мероприятий и учреждений, финансируемых из бюджетов разных уровней, ведущее место занимают народное образование и подготовка кадров (высшие учебные заведения, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты повышения квалификации и т.п.). Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. государство должно гарантировать ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей бюджетов всех уровней.

В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание Вооруженных Сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств.

Важным направлением использования государственных средств являются расходы на управление. Из федерального бюджета финансируются расходы на Управление делами Президента Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, министерства и ведомства Российской Федерации, территориальные органы государственного управления.

Режим сметно-бюджетного финансирования распространяется и на правоохранительные органы, органы безопасности, федеральную судебную систему (включающую в себя общие суды, военные суды, возглавляемые Верховным Судом РФ, арбитражные суды, возглавляемые Высшим Арбитражным Судом РФ, Конституционный Суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов РФ) и органы прокуратуры Российской Федерации.

Заключение

Итак, мы рассмотрели понятие государственных и муниципальных расходов, правовые основы их финансирования и пришли к следующим выводам.

В настоящее время виды расходов бюджетов регулируются в основном нормами Бюджетного кодекса (ранее действовал Федеральный закон «О бюджетной классификации», который более подробно рассматривал не только расходование государственных средств министерствами и ведомствами, но и согласовывал эти расходы с выполнением программных задач государства и степенью ответственности в этом каждого министерства и ведомства.)

Также мы рассмотрели принципы, правовые основы и существующие способы финансирования государственных и муниципальных расходов.

Финансирование государственных и муниципальных расходов осуществляется в нескольких формах. Основной формой финансирования расходов является бюджетной финансирование, таким образом, что из доходов бюджета выделяются средства, распределяемые по расходам бюджета.

Кроме того, в настоящее время используется также финансирование в виде капитальных вложений, источниками которых являются собственные, а также привлеченные средства инвесторов.

Еще одним важным правовым режимом финансирования является сметно-бюджетное финансирование бюджетных учреждений. Его важность состоит в том, что именно через бюджетные учреждения выполняются функции государства по социальному обеспечению населения.

Из изложенного можно сделать вывод, что система финансирования государственных и муниципальных расходов в РФ является достаточно развитой, вместе с тем, в ней имеются некоторые пробелы. В частности, это касается привлечения внебюджетных и не бюджетных средств для финансирования расходов, например, с помощью размещения государственных заказов или привлечения инвестиций, в том числе иностранных.

государственный муниципальный расход бюджетный

Список используемой литературы

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) - М.: Эксмо, 2014.

«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.10.2014) - М.: Эксмо, 2014.

Финансовое право: Учебник/ отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000. - Гл. 23, 24.

Финансовое право Российской Федерации: Учебник/ отв. ред. М.В. Карасева. - М.: Юристъ, 2002. - Гл. 23, 24.

Мандрица В.М., Рукавишникова И.В., Дружинин Д.Н. Финансовое право / под ред. проф. В.М. Мандрица. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. - Гл. 8, 9.

Государственные (муниципальные) расходы - это непрерывное использование государством или муниципальным образованием денежных средств из бюджетов, внебюджетных фондов и собственных средств унитарных предприятий и организаций на цели и объекты, определенные законами о бюджете, внебюджетных фон­дах, нормативными актами правительства, министерств, федеральных служб и агентств и уставами предприятий и организаций.

Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансирова­нию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Государственные и муниципальные расходы осуществляются из фондов:

    централизованных бюджетов различных уровней, государственных вне­бюджетных фондов;

    децентрализованных - фондов унитарных предприятий и организаций.

Государственные расходы осуществляются на основе действующего законо­дательства в соответствии с финансово-плановыми нормативными актами, утверждаемыми компетентными органами. Органы федерального казначейства допускают только такие расходы, которые предусмотрены нормативными актами. Также обяза­тельным требованием осуществления государственных расходов является вклю­чение их в утвержденный финансово-плановый документ: бюджет, смету или баланс.

Государственные расходы осуществляются следующими способами, фи­нансированием и путем предоставления ссуд и кредитов.

39. Финансирование, особенности сметно-бюджетного финансирования

Финансирование - безвозмездное и безвозвратное предоставление де- нежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности путем перевода бюджетных ассигнований через лицевые счета, открытые распорядителям и получателям бюджетных средств в органах федерального казначейства.

Финансирование осуществляется на основе следующих принципов:

1) ц еленаправленность выражается в том, что расходы имеют предметно- целевое назначение: заработная плата, командировки, стипендии, коммунальные расходы и т. д.;

2) финансирование в меру выполнения работ и услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а всоответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями, подтвержденными соответствующими актами приемки и другими документами. Выражением этого принципа явля­ются поквартальные и месячные расшифровки расходов;

3) достижения конечного результата , предусмотренного целевыми программами или инвестиционными проектами;

4) соблюдения финансовой дисциплины выступает как условие законного, строго целевого и экономного расходования денежных средств.

Финансирование в Российской Федерации выступает в двух формах.

    финансирование государственных и муниципальных унитарных предприятий, казенных заводов;

    финансирование распорядителей и получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, все свои основные производственные и непроизводственные расходы должны покрывать за счет собственных доходов (при­были, амортизационных отчислений) либо банковского кредита. Финансирование их расходов осуществляется только на определенные цели, установленные законом, в частности на расходы по санации убыточных угольных шахт и разрезов, воспроизводство минерально-сырьевой базы, конверсию оборонной промышленности, на инвестиции (капитальные вложения) под определенные проекты и т. д.

Унитарные предприятия, основанные на праве опера­тивного управления (федеральные казенные предприятия), получают бюджетные средства в порядке финансирования как на расходы по текущей деятельности, так и на инвестиции.

Сметно-бюджетное финансирование - обеспечение бюджетными средствами на основе индивидуального финансово-плано­вого акта, устанавливающего целевое направление, объем и поквар­тальное распределение средств (сметы). Так финансируется почти вся непроизводственная сфера общества, которая именуется бюджетной сферой, а учреждения и организации, действующие в этой сфере, явля­ются бюджетными учреждениями.

Бюджетное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Бюджетная смета - финансовый план организаций и учреждений, устанавливающий лимиты их бюджетных обязательств, обеспечивающих их функционирование в соответствии с классификацией расходов. Бюджетная смета действует в тече­ние финансового года - с 1 января до 31 декабря.

Сметы устанавливают объем, целевое направление с поквартальным распределением средств, выделяемых учреждениям из бюджета соот­ветствующего уровня для выполнения стоящих перед ними задач.

Сметы подразделяются на индивидуальные и сводные.

Индивидуальная смета содержит расходы и доходы только одного учреждения и позволяет учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности. Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной отрасли или сфере деятельности, объединяются соответствующими министерствами, федеральными службами и агентствами, вышестоящими органами власти и местного самоуправления в сводные сметы ,которые включаются в соответствующие бюджеты.

Расходы бюджетных смет имеют строго обязательный целевой характер в соответствии с классификацией расходов бюджетов. Планирование расходов осуществляется на основе материальных и денежных норм, нормативов расходов.

Под нормами расходов понимаются единые типовые измерители смет-ных расходов по однородным учреждениям. Нормы расходов подразделяются по ряду оснований на:

    обязательные (штаты и ставки заработной платы, расходы на команди-ровки, питание, медикаменты) и расчетные (расходы на содержание зданий, сооружений, затраты на освещение, отопление). Обязательные нормы при их применении не подлежат изменению; расчетные, наоборот, изменяются и применяются (в пределах общей нормы) в соответствии с конкретными условиями субъекта финансирования;

    материальные и денежные: материальные нормы определяют объем ма­териальных (натуральных) средств на единицу измерения расходов. Денежные нормы являются стоимостным выражением материальных (на- туральных) норм расходов или определяют денежные затраты на оплату труда и других услуг;

    индивидуальные и комбинированные: индивидуальная норма расходов пре­дусматривает расходы на одну цель. Совокупность индивидуальных норм по определенному показателю образует комбинированную норму.

Нормативы – это относительный показатель, отражающий удельный вес данного расхода к определенному базовому показателю (фонду заработной платы и т.д.).

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

Государственные (муниципальные) расходы – это урегулированная нормами финансового права деятельность государства по расходованию разнообразных фондов денежных средств для реального обеспечения финансовыми ресурсами выполнения задач и функций, стоящих перед государством (муниципальным образованием). Данные расходы имеют публичный характер .

При осуществлении государственных и муниципальных расходов возникает широкий круг отношений, регулируемых не только финансовым правом, но и другими отраслями права – гражданским, административным. В финансовых правоотношениях при осуществлении государственных расходов участвуют государственные и муниципальные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, а также банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные или немуниципальные организации, а также физические лица, если им выделяются государственные или муниципальные средства. Государственные расходы тесно связаны с расходами бюджетов и внебюджетных фондов. Государственные расходы отличаются от бюджетных расходов тем, что при их осуществлении расходуются не только бюджетные средства.

Государственные расходы осуществляются только в соответствии с действующим законодательством. Обязательным условием государственных расходов является их плановость, т.е. включение их в бюджет, смету или бухгалтерский баланс.

Классификация государственных и муниципальных расходов.

В зависимости от форм собственности субъектов , осуществляющих публичные расходы, их следует подразделить на государственные и муниципальные.

В зависимости от источников получения расходных средств , а также порядка их планирования и использования расходы можно подразделить на:

· централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных (муниципальных) внебюджетных фондов;

· децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате их собственной деятельности и остаются в их распоряжении.

В зависимости от характера участия в общественном производстве выделяются расходы на финансирование:

· оборотных средств (текущих расходов) – осуществляется через сметно-бюджетное финансирование;

· основных фондов (капитальных вложений) – инвестиционная деятельность;

· создание резервов (Стабилизационный фонд РФ).

Функционально расходы выделяются на :

· общегосударственные вопросы;

· национальную оборону;

· национальную безопасность и правоохранительную деятельность;



· национальную экономику;

· жилищно-коммунальное хозяйство;

· охрану окружающей среды;

· образование;

· культуру, кинематографию и средства массовой информации;

· здравоохранение и спорт;

· социальную политику;

· межбюджетные трансферты.

У государственных (муниципальных) расходов есть много общих характеристик с государственными (муниципальными) доходами. Расходы, как и доходы, подразделяются на централизованные и децентрализованные, а также на федеральные, расходы субъектов РФ и местные (муниципальные), или более обобщенно – на государственные и местные (муниципальные). Объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов. При их несоответствии наступают бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных знаков, введение дополнительных налогов, использование внутренних и внешних займов в больших размерах и т.д.

Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования. Финансирование – это безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной деятельности.

Источниками финансирования государственных и муниципальных расходов являются средства :

· государственных и муниципальных бюджетов;

· государственных (муниципальных) внебюджетных фондов;

· централизованные фонды министерств и ведомств;

· финансы государственных и муниципальных предприятий.

При бюджетном финансировании порядок осуществления расходов определяется соответствующим бюджетом и сметами. При финансировании расходов из централизованных фондов министерств и ведомств порядок осуществления расходов определяется министром. При финансировании расходов за счет средств государственных (муниципальных) предприятий порядок и цели осуществления расходов определяются уставом предприятия и его руководителем на основе сметы.

Принципами финансирования государственных и муниципальных расходов являются:

· плановость - расходы должны планироваться на основе государственных или муниципальных планов и программ. В финансовых планах должны указываться потребность в средствах и источники их удовлетворения. Финансирование должно осуществляться поэтапно, по мере выполнения плановых заданий (освоения ранее выданных сумм);

· соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов ;

· целевое направление средств – обязательно должна быть указана не только общая сумма средств, выделяемых получателю, но и определены конкретные мероприятия, на которые они должны быть использованы;

· соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц, государства и муниципальных образований ;

· соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законом и в соответствии с ним норм ;

· безвозвратность и безвозмездность выделения средств ;

· контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области .

Существует три основных правовых режима финансирования:

· сметно-бюджетное финансирование - финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом;

· финансирование казенных предприятий , действующих на праве оперативного управления имуществом;

· финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций , за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения (унитарных предприятий).

Как уже было рассмотрено в главе 11, унитарные предприятия осуществляют коммерческую деятельность, и часть прибыли перечисляют в бюджеты соответствующего уровня. За счет оставшихся средств в соответствии со своим уставом унитарные предприятия обязаны осуществлять дальнейшее развитие. Порядок расходования этих средств определяется руководителем унитарного предприятия, отражается в смете и утверждается вышестоящим органом власти. При недостаточности собственных средств для функционирования унитарного предприятия ему выделяются средства из соответствующего бюджета. Казенные предприятия также могут осуществлять коммерческую деятельность, однако их прибыль в полном объеме зачисляется в доходы соответствующих бюджетов, а их финансирование осуществляется аналогично сметно-бюджетному финансированию.

Государственные расходы – это род деятельности, который урегулирован правовыми нормами и направлен на расходование бюджетных средств для обеспечения жизнедеятельности населения страны, развития производства, оборону державы, удовлетворение социальных, экономических и культурных потребностей.

Основные моменты

Государственные расходы зависят от правительственных задач в текущем финансовом году. Они осуществляются из разных фондов. Из централизованных, в которые входят бюджеты всех уровней, а также из государственного внебюджетного фонда и децентрализованного, что включают фонды госпредприятий и организаций. Обязательным условием является и использование таких способов, как кредиты и ссуды.

Виды расходов бюджета:

  • экономические;
  • военные;
  • социальные;
  • покрывающие внешнеполитическую деятельность;
  • идущие на содержание аппарата управления.

Иногда к основным затратам прибавляются и незапланированные.

Государственные и муниципальные расходы – это безвозмездное и безвозвратное выделение средств на функционирование и развитие предприятий или учреждений для выполнения их функций. Это означает, что эти затраты не возвращаются в казну, и она наполняется за счет других средств.

Виды расходов бюджета: бюджетный кредит

Любое законодательство подразумевает несколько других вариантов государственных расходов. Бюджетный кредит – это возможность выделения денежных средств из казны с последующим возвратом и возмездием.

Этот вид расходов не распространяется на государственные и муниципальные учреждения, только на юридические лица и иностранные державы. Обязательное условие – возврат с оговоренными заранее процентами.

Источники государственных расходов

На сегодняшний день основой финансирования муниципальных растрат являются в первую очередь инвестиции, долгосрочные вложения, а также средства госбюджетов. Источниками государственных расходов выступают фонды министерств, ведомств, внебюджетные активы, финансовые ресурсы предприятий и организаций. Все эти средства могут быть наделены платной или же безвозмездной основой.

Принципы финансирования государственных расходов

  1. Плановость. В соответствии с этим принципом государственные расходы должны соответствовать муниципальным планам и программам.
  2. Безвозвратность и безвозмездность выделенных средств. Исключаются только те случаи, которые устанавливаются действующим законодательством.
  3. Контроль. Политика государственных расходов должна быть прозрачной. За использованием средств ведется наблюдение и правонарушения влекут за собой ответственность.

Правовые режимы финансирования

К первому можно отнести финансирование государственных коммерческих предприятий. В этом случае имущество закреплено на правах хозяйственного владения. Ко второму режиму финансирования относится обеспечение денежными средствами муниципальных предприятий, которые относятся к некоммерческим. Здесь действуют права оперативного управления имуществом.

Государственные единые предприятия, которые основаны на праве хозведения, должны покрывать любые производственные и непроизводственные расходы за счет доходов организации. Если это невозможно, то руководство пользуется банковскими кредитами.

Нормы государственных расходов

Для того чтобы страна развивалась, функционировала во всех отраслях, на законодательном уровне устанавливаются определенные правила. Норма расходов – это единый измеритель растрат по однородным предприятиям. Их подразделяют на обязательные и необязательные. К первым относятся: ставка заработной платы, командировочные, отпускные. К необязательным – траты на содержание рабочих сооружений, в том числе отопление и освещение.

Нормы расходов также могут быть материальными и денежными. К первым относятся натуральные средства на единицу измерения растрат, например, объем продуктов на одного заключенного, находящегося в местах лишения свободы.

Виды государственных расходов включают также индивидуальные и комбинированные. Например, питание в больнице и обслуживание одного пациента – это одна цель, соответственно, норма расходов – индивидуальная. Комбинированная проявляется в том случае, если таких расходов образуется несколько. Например, полное медицинское обслуживание больного в сутки.

Расход бюджетных средств

Разумеется, что за государственными денежными средствами ведется пристальное наблюдение. Предприятия и организации не могут растрачивать на личные нужды, такие как новая мебель в кабинет или отпуск на море за счет организации.

Государственный бюджет покрывает такие расходы учреждений:

  • оплата труда в соответствии с трудовыми договорами (сюда относятся работники госорганов или, как их принято называть, бюджетники);
  • командировочные, отпускные и больничные, которые также прописаны в трудовом договоре;
  • оплата поставок товаров;
  • уплата налогов и других сборов в бюджетную систему страны;
  • возмещение вреда, в случае его получения на рабочем месте или при выполнении своих должностных обязанностей.

Экономика государственных расходов построена на функционировании организаций и обеспечении жизнедеятельности общества.

Все затраты учреждений обязательно лимитированы. Не допускаются растраты денежных средств государства на другие нужды. В случае невыполнения этих условий, нарушители караются по всей строгости закона.

Общественные государственные расходы

Этим термином обозначают использование денежных ресурсов в целях обеспечения некоторых слоев населения необходимыми благами.

Существует три основные группы общественных государственных расходов. К первой относится финансирование или производство товаров широкого спектра (например, оборонный заказ). Вторую группу направляют на удовлетворение нужд тех членов общества, которые не могут самостоятельно себя обеспечить (сироты, инвалиды, пенсионеры). Третья группа – это расходы на социальное страхование (в случае болезни, чрезвычайного происшествия, сюда же относятся и выплаты по безработице).

Способы финансирования

Расходы государственного бюджета включают в себя несколько способов финансирования.

  1. Закупка товаров и услуг у частных предприятий.
  2. Субсидирование организаций, которые включены в программу государственной поддержки.
  3. Финансирование растрат муниципальных предприятий.
  4. Выплаты лицам, попадающим под специальные программы.
  5. Обязательное социальное страхование.

Данные формы финансирования часто выступают в качестве дополняющих или взаимозаменяемых друг друга. Например, в программу помощи инвалидам входят расходы на содержание домов, где проживают люди с ограниченными возможностями, на обеспечение медикаментами, закупку специального оборудования. Сюда же включена и заработная плата персонала.

Или другой пример, когда в связи с естественной монополией на рынке фирма изготавливает социально значимый продукт. Государство вынуждает ставить низкую цену, а потому убытки, которые несет предприятие, покрываются из бюджета страны. Но в этом случае тоже есть два способа действий: компенсация потери или же национализация целой отрасли. Следует отметить, что в большинстве стран предприятия-монополисты принадлежат государству. И все их затраты покрываются за счет налогоплательщиков.

Социальная поддержка

Другим важнейшим направлением общественных расходов является социальная поддержка. Она дает возможность перераспределить расходы государственного бюджета на различные группы населения. Важно понимать разницу между ситуацией, когда человек нуждается в помощи и получает ее за счет других физических лиц (налогообложение) и тем случаем, когда он пользуется выплатой из специального фонда, накопленного ним самим же (социальное страхование).

Для того чтобы увеличить эффективность функционирования механизмов социальной защиты общества, нужно определиться с масштабами распределения. Это делается следующим образом:

  1. Те индивиды, которые не в состоянии делать вклады в формирование страховых фондов, должны быть обеспечены социальной помощью в пределах установленных государством гарантий.
  2. Остальное население должно быть охвачено обязательным страхованием, но тоже в пределах устанавливаемых гарантий, которые диктуются справедливостью и эффективностью.
  3. Государство должно следовать политике, которая позволяет дополнять обязательное общественное страхование добровольно-частным.

Именно благодаря наличию государственного бюджета экономически развитая страна имеет возможность использовать свои финансовые ресурсы на участках социального развития. Правительственный аппарат ежегодно принимает решения, связанные с казной, вносятся поправки и изменения в действующее законодательство для обеспечения достойного проживания жителей на данной территории. При помощи бюджета происходит и распределение национального дохода между сферами общественной деятельности.

Доходы госбюджета

Государственные доходы и расходы формируются за счет экономической деятельности организаций, физических или юридических лиц. В большей степени казну пополняют налоги, которые платят как центральные, так и местные органы власти. Меньше средств поступает благодаря внешнеэкономическим факторам, а также от доходов госучреждений. Маленький процент составляют средства, вырученные из целевых фондов сметы.

Государственный бюджет Российской Федерации пополняется в большей степени за счет налогов – всего 84%, в то время как доход от целевых фондов составляет около 10%.

В общем виде государственный бюджет представляет собой план доходов и расходов страны на текущий год, который составлен в форме баланса и имеет законодательную подоплеку. Каждой стране присуща своя система.

В современных экономических условиях по причине проведения активной государственной политики совершается значимое увеличение расходов. Этот рост предсказал известный немецкий экономист Адольф Вагнер. Он первым сформулировал так называемый закон о возрастании государственной активности. Его суть состояла в том, что расходы в странах с развивающейся промышленностью растут быстрее объемов национального дохода.