Ст 204 состав преступления. Коммерческий подкуп - судебная практика

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Коммерческий подкуп – один из видов коррупционных преступлений, часто называемый «коммерческой взяткой». Коррупцией признаётся незаконное использование должностного положения вопреки общественным и государственным интересам с целью получения определённых финансовых либо материальных выгод для себя или третьих лиц. Коррупционные правонарушения всегда связаны со злоупотреблением своими полномочиями. Ошибочно считать, что государство, взяв направление на активную и всестороннюю борьбу с коррупцией, будет следить только за государственными служащими, а также работниками государственных корпораций, внебюджетных фондов. Взяткодательсво охватывает все группы населения, вследствие чего уголовно-правовое регулирование осуществляется предельно широко.

Новостные потоки переполнены информацией о пресечении правоохранительными органами попыток получения взятки официальными лицами, представляющими государственный сектор экономики, но аналогичная информация от сферы бизнеса практически не озвучивается. Это приводит к деформированному восприятию коррупционных злоупотреблений как исключительной «привилегии» организаций, наделённых государственно-распорядительными полномочиями.

Бизнес-взяточничество – явление повсеместное. Статьи, предусматривающие ответственность за подобные действия, содержат нормативные документы уголовно-правового характера многих стран. Так, Модельный Уголовный кодекс для государств – участников СНГ содержит статью 271, посвящённую вопросам коммерческой взятки, что должно служить образцом для уголовных кодексов всех республик Содружества.

Большой процент нарушений закона коррупционной направленности связан с главным свойством рыночной экономики – конкурентной борьбой за доступ к ресурсам производства услуг, рынку сбыта.

Стоит отметить, что мздоимство в бизнесе регулярно становится предметом научных исследований, хотя является относительно новой статьёй российского уголовного законодательства. Это связано с высокой динамикой изменений, вносимых законодателем в текст соответствующей статьи. Действующая редакция УК России остается неизменной с 2016 года. Относительно старой редакции существенно расширен предмет правонарушения, введён институт пособничества, а также выделен мелкий коммерческий подкуп как самостоятельное нарушение законодательства. Помимо этого, изменениям подвергалась подслественность – с 15 января 2011 года уголовное преследование по нарушениям закона, предусмотренным статьёй 204 уголовного закона, осуществляется исключительно сотрудниками Следственного комитета.

Коммерческий подкуп статья 204 УК РФ определяет как вид неправомерного влияния на менеджмент компании.

Проведение анализа его описания позволяет определить следующие признаки:

  1. Наличие у взяткополучателя управленческих полномочий;
  2. Противоправный характер передачи предмета договорённости;
  3. Предоставление указанных ресурсов исключительно за совершение действия (бездействия), отнесённого к полномочиям взяткополучателя.

Соответственно, передача некоторых материальных ресурсов управляющему работнику может классифицироваться по ст. 204 только при совпадении всех трёх факторов.

С точки зрения правосудия, важен сам факт получения незаконного вознаграждения, а не то, как это сделано – в форме предоплаты или по факту выполнения.

Противоправные платежи управленцам частного сектора экономики часто путают с дачей взятки, состав которой определяют ст. 290 , Уголовного кодекса Российской Федерации. Составы этих деяний настолько близки, что для обоих составов используют одинаковую терминологию. Например, предмет преступления – предложение дачи материальных благ – принято называть взяткой, а получение таких благ – взяточничеством.

Предмет противоправного деяния также однородный:

Важно отметить именно незаконный характер платы, то есть не предусмотренный ни законодательством, ни трудовым договором, не отнесённый к категории подарков, тратам на представительские расходы. Взяткой может выступать предоставление непосредственной имущественной или опосредованной выгоды (например, освобождение от имущественных обязательств либо исполнение имеющихся обязательств мздоимца перед другими лицами).

Исходя из примечания к ст. 204 УК РФ для определения состава нарушения необходимо, чтобы стоимость предмета договорённости имела значительный размер, то есть превышала сумму 25 тыс. р.

Приведённая таблица сравнения статей 204, 290, 291 УК РФ показывает принципиальные отличия этих составов преступлений по ключевым моментам:

Регулирование вопросов, связанных с торговой коррупцией, осуществляется:

  1. Уголовным кодексом Российской Федерации.
  2. Кодексом об административных правоотношениях Российской Федерации.
  3. Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Рассмотрению практических аспектов применения положений законодательства посвящено постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

Законодатель выделяет следующие виды субъектов преступления с разнородной ответственностью:

  • управляющий/менеджер организации;
  • посредники;
  • лицо (группа лиц), извлекающее выгоду;
  • юридическое лицо, от имени которого предлагалась взятка.

Особенностью подкупа является наступление ответственности не только для непосредственных сторон передачи взятки, но также для третьих лиц и организаций.

Таким образом, законом определено три противоправных деяния, связанных с коммерческим подкупом:

  1. Дача (предложение дачи взятки) (ч. ст. 204 УК РФ).
  2. Получение (ч. 5 – ст. 204 УК РФ).
  3. Посредничество (ст. 204.1 УК РФ).

Специалисты выделяют ряд сложностей, связанных с квалификацией действий, которые предусматривает статья 204 УК РФ. Признаками, квалифицирующими коммерческий подкуп, статья закона определяет групповую организованность и вымогательство.

Групповая организованность – сговор об осуществлении деяния между сотрудниками, каждый из которых наделён функциями управления. Проблему составляет доказательство наличия предварительной договорённости о действиях.

Вымогательство представляет собой требование выплаты денег, передачи материальных (нематериальных) ценностей либо иных активов, сопровождаемое угрозами охраняемым законом интересам человека. Особенность квалификации вымогательства составляет декларативный характер угрозы. Значение имеет лишь заявление намерения нанести ущерб, возможность реализовать данную угрозу не важна.

Угроза должна представлять реальную опасность для личных законодательно закреплённых интересов гражданина.

В отличие от «коммерческой» сути подкупа вымогательство носит личностный характер. В качестве примера вымогательства можно рассмотреть угрозу нанесения репутационного, физического или имущественного вреда управленцу, его семье.

Разбор ст. 204 УК РФ показывает, что наказание за участие в откатной схеме начинается со штрафов до 400 тыс. р., значительный размер взятки может увеличить штраф до 800 тыс. р., крупный – до 1,5 млн р. Также закон предусматривает наказание сроками лишения свободы либо назначением исправительных работ.

Анализ наказаний, перечисленных статьёй 204 УК РФ, показывает, что коммерческий подкуп, исходя из обстоятельств совершения, может расцениваться судом как деяние небольшой или средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое преступление. От этого зависит приговор суда, выбранная им мера пресечения, а также определение сроков давности при принятии решения о возможности освобождения от ответственности по статье 78 Уголовного кодекса.

Установление следственными органами факта дачи взятки финансовых (материальных) ресурсов стороной-участницей вследствие вымогательства стороной-получателем отменяют применение к нему мер уголовной ответственности. Аналогично решается вопрос о наказании лиц, активно способствующих следствию, оказывающих содействие раскрытию преступления, добровольно сообщивших о совершённом.

Коммерческий подкуп – преступление, раскрытие и доказывание которого представляет настоящую уголовно-правовую проблему. Это связано с тем, что сделка совершается к взаимной выгоде сторон-участниц, обе стороны являются преступниками. Говоря обывательским языком, рука руку моет. К добровольному обращению к правоохранительным органам может привести лишь вымогательство, когда «взяткодатель» фактически принуждён давать взятку.

Обращение может совершаться устно или письменно, после чего оперативной группой начинается работа по контрольной даче взятки. Проводимые мероприятия включают организацию работы таким образом, чтобы действия следователей не подпадали под определение провокации или мздоимец не имел возможности избавиться от полученного гонорара. Часто подставного взяткодателя отправляют подкупать руководящего сотрудника организации посредством денег, маркированных специальной краской.

Следствие должно найти подтверждение:

  • факта незаконной передачи финансовых либо материальных ресурсов;
  • соответствия между дачей взятки и совершением управленцем определённых действий (бездействием);
  • виновных;
  • обстоятельств, квалифицирующих нарушение закона.

Факт стяжательства будет доказан, если передана хотя бы часть оговорённых финансовых средств, материальных благ.

Помимо этого вида нарушения уголовного законодательства, существует ряд действий, которые, обладая схожими внешними признаками, не подпадают под действие статьи 204 УК:

  1. «Мнимое посредничество». Фактически данное действие – мошенничество, направленное на материальные блага, выделенные на «откатные» мероприятия. Суть аферы заключается в предложении решить заинтересованной стороне вопросы от имени руководящего работника организации человеком, никакого отношения к организации не имеющим, либо сотрудником той же организации, не имеющим необходимых распорядительных полномочий.
  2. Требование материального или иного вознаграждения, носящее противоправный характер, но не завершившееся передачей финансовых, материальных активов.
  3. Предоставление предмета интереса на законном основании. Если ресурс, которым управленец распоряжается законно, распределён аффилированно, то состав коммерческого подкупа квалифицирован не будет;
  4. Передача материальных ресурсов, оказание услуг должностному лицу за действие (бездействие) без предварительной договорённости о факте передачи либо характере ресурса. Фактически такое действие, являясь односторонним свободным волеизъявлением второй стороны, представляет собой дарение.

Как видно, торговое взяточничество имеет ряд проблем с определением точной квалификации проступка. Это вызывает сложности у простых граждан и профессионалов уголовной юриспруденции.

Вопросам отдельных экономических нарушений закона посвящено постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». Документ интересен тем, что разработан как методическое пособие для судий при рассмотрении ими составов дел, классифицированных по статье 204 УК РФ. Постановление содержит большое количество разъяснений относительно нюансов применения закона, подкреплённых последующей судебной практикой.

Так, согласно пояснениям Верховного суда Российской Федерации деяние будет считаться завершённым с момента получения мздоимцем хотя бы части средств или услуг, обещанных в качестве его платы. Если в качестве взятки оказываются услуги, окончанием стяжательства будет начало деятельности по приобретению выгоды.

Ответственность наступает независимо от наличия возможности извлекать пользу (доход) от полученных ресурсов.

Если при наличии преступного сговора об осуществлении стяжательства представитель организации отказывается от получения предмета подкупа, то действие взяткодателя будет расценено как покушение на преступление и он будет нести предусмотренную ответственность. Если сделка сорвалась по обстоятельствам непреодолимой силы, то усилия сторон, направленные на достижение договорённости о предмете и объёме передачи средств, будут рассматриваться судом как покушение на осуществление преступления.

Интересная позиция также озвучена по получению взятки при осуществлении преступления группой лиц. Суд признает предмет переданным, а деяние оконченным по факту получения взятки хотя бы одним из участников сговора. Таким образом, если одно из лиц-взяткополучателей решит отказаться от намерения нарушить закон, но другим правонарушителем предмет подкупа будет получен, для суда оба должностных лица будут подозреваемыми.

Если кратко резюмировать имеющуюся информацию, то «рыночное взяточничество» является сложным противоправным экономическим явлением, которое может использоваться злоумышленниками не только для незаконного обогащения, но также для нанесения ущерба деловой репутации конкурентов. Чтобы избежать двусмысленного толкования действий уполномоченных лиц, необходимо по аналогии с имеющимся опытом государственных организаций разрабатывать тесты на знание коррупционного законодательства, методические рекомендации по поведению в неоднозначных ситуациях для пресечения возникновения ситуаций, когда действия руководителя могут трактоваться как предложение незаконного вознаграждения своих действий. Оптимальное решение – возложение обязанностей консультанта по антикоррупционным вопросам на представителя юридической службы организации.

1. Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением - наказываются штрафом в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. 2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они: а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) совершены за заведомо незаконные действия (бездействие), - наказываются штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до шести лет. 3. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением - наказываются штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа. 4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они: а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа; в) совершены за незаконные действия (бездействие), - наказываются штрафом в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа. Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Консультации юриста по ст. 204 УК РФ

Задать вопрос:


    Любовь Виноградова

    Здравствуйте! ИП будет субъектом ст. 204 УК РФ, если он (ИП) выдавал свидетельство о прохождении обучения без прохождения обучения

    Дарья Молчанова

    Есть ли судебная практика когда по ст 204 ч6 предъявляли обвинение используя термин фактический руководитель

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Артур Бесшапошников

    Ст 204часть 2 п б какие смягчающие обстоятельства? У меня дочка на иждивении

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Ярослав Гренадерский

    Добрый вечер! бывший директор пытается меня как менеджера обвинить в получение отката, ноя уже уволился что делать?

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Василий Катеринин

    подскажите является ли ИП субъектом ст. 204 УК РФ коммерческий подкуп?

    • Ответ юриста:

      Что, касается передачи денег, имущества, то 100% ИП является субъектом преступления. Что, касается получения. Теоретически, является. Как правильно заметил Александр, ИП ведь осуществляет организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции. А на практике, вряд ли такое может быть! Ведь законодатель не ошибся, говоря именно об Организациях. Здесь, я имею ввиду, объективную сторону преступления, которая характеризуется действием – передачей, к примеру, денег за совершение действий (бездействия) в интересах дающего. И это действие, за которое ему передается вознаграждение, должно быть Обязательно связано с занимаемым им положением, кругом осуществляемых прав и выполняемых обязанностей. Например, деньги передаются коммерческому директору фирмы за предоставление информации о готовящихся и заключаемых сделках. ИП – это физическое лицо – человек. Он сам себе режиссер. На что его подкупать? За действия против самого себя или своих работников, за разглашение своих собственных планов?

    Илья Оконничников

    Реальна ли взятка не должностному лицу?. Директор фирмы в гражданском процессе, где он выступал свидетелем, утверждал, что сторона по делу предлагала ему взятку. Так и написано в решении суда.На мой взгляд - это юридический бред. т.к. директор фирмы не длжностное лицо, не госслужащий, заявление о взятке от него в милицию не поступало.На что можно сослаться, оспаривая такое бредовое решение суда с подобными словами?

    • Ответ юриста:

      Действительно, о взятке здесь не может быть и речи. ч. 1 ст. 291 УК РФ (дача взятки) предусматривает наступление уголовной ответственности за дачу взятки должностному лицу. п. 1. Примечания к ст. 285 УК РФ разъясняет, что должностным лицом в признается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющие организационно-рспорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ. Как видите, директор фирмы к этой категории не относится. Ст. же 204 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за коммерческий подкуп, т. е. незаконную передачу лицу, выполняющему управлеческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Также не следует забывать про ст. 309 УК, предусматривающую уголовную ответственность за подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний. разница в квалификации заключается в том, обращались ли к директору с предложением о подкупе в связи с занимаемым им положением или же как к свидетелю (здесь его положение не имеет значения) . В любом случае, как уже выше отметил Александр Абрашкин, коли суд ссылается на даннй факт, то он должен быть доказан в установленном законом порядке, иначе действует презумпция невиновности. дела о преступлениях, предусмотренных ст. 204, 309 УК РФ, относятся к категории дел публичного обвинения, т. е. возбуждаются по факту, независимо от волеизъявления сторон, таким образом, суд должен был выделить материалы дела, касающиеся подкупа, и направить их в соответствующие органы для принятия решения в порядке, предусмотренном ст. 144-146 УПК РФ

    Зинаида Кудрявцева

    Глупо влип по ст. 204 ч.1 УК РФ первый раз и не в страшных масштабах. Что светит знаю. Как можно облегчить ситуацию?

    • Деятельно раскаятся - это хорошо. Не мешало бы правильно "втереть", что вымогали. А еще - нанять адвоката. Тут уж лучше не жадничать. Взятка - это вариант, но законно заплатить иногда полезней:)

    Лидия Козлова

    Если человек который предлогает к примеру прорабу откат если он будет у него закупаться-закон нарушается закон?. Нарушаеться закон? это наказуемо?

    • Ответ юриста:
  • Анастасия Баранова

    Медведев исправил УК. Снижено наказание за экономические преступления..Как Вам такое??

    • Большой стратег! Какую экономику создал, такое и наказания! Анархия мать порядка называется!

  • Борис Шелонцев

    Привлечение к уголовной отвественности сотрудника коммерческой организации.. В связи с заявлением представителя коммерческой организации, сотрудниками правоохранительных орагнов было возбуждено уголовное дело по признакам ст. 160 ч.3 УК РФ (присвоение). В ходе предварительного следствия следствием было установлено еще несколько фактов присвоения. было выделено и возбуждено другое уголовное дело потой же статье.Признали представителя коммерческой организации потерпевшим.ВОПРОС: будет ли возбуждение второго дела законным, если не было второго заявления от коммерческой организации.В протоколе допроса согласие не отражено!

    • Ответ юриста:

      Согласно ст. 23 Уголовно-процессуального кодекса РФ, преступления, предусмотренные главой 23 Уголовного кодекса РФ (ст. ст. 201 , 202, 203, 204 УК РФ) , в случае, если они не причиняют ущерба другим лицам или государству, возбуждаются только по заявлению руководителя организации или с его согласия.Преступление, предусмотренное ст. 160 УК РФ , к таковым не относится. Уголовные дела о таких преступлениях относятя к делам публичного обвинения и могут быть возбуждены независимо от желания или нежелания потерпевшего или его представителей.Таким образом, возбуждение второго дела является законным.

    Андрей Сенников

    Задача по уголовному праву, помогите!. Главный бухгалтер Российского внешнеэкономического объединения Панов, находясь в служебной командировке в Индии, вступил в сговор с представителями индийской фирмы и произвел повторную оплату предъявляемых ими счетов, в результате чего внешнеэкономическому объединению нанесен финансовый ущерб. За эту «услугу» Панов получил 460 тысяч индийских рупий и 1000 долларов США. Нужно указать по каким ст. УК квалифицируется данное деяние, а также объект, субъект преступления, объективная сторона и субъективная сторона

  • Евдокия Блинова

    Является ли НЕВМЕНЯЕМОСТЬ,обстоятельством,исключающим юридическую ответственность?

    • Ответ юриста:

      Невменяемость - это обусловленная болезненным состоянием психики либо слабоумием неспособность лица отдавать себе отчет в совершаемых действиях или руководить ими в момент совершения правонарушения. Исходя из изложенного определения, можно выделить два основных критерия невменяемости лица: - медицинский - биологический, - юридический - психологический. Лицо, которое совершило преступление (правонарушение) в состоянии вменяемости, но заболевшее до вынесения судебного приговора душевной болезнью, также освобождается от юридической ответственности.

    Клавдия?ковалёва

    Почему, с приходом демократов и либералов, сразу же отменили в стране статью о конфискации имущества у преступников?

    • Потому, что это политика.Страной правят так называемые бандиты сейчас их называют бюрократы.И все это понимают и молчат.За Путина проголосовало на выборах на много меньше чем было объявлено.Я беру пример с нашего Ульяновска,у нас за него...

    Зинаида Сергеева

    можно ли гнать самогон и иметь дома самогонный аппарат?Имеет ли право милиция изьять аппарат?И при каких условиях?Статья

    • Ответ юриста:

      В настоящее время ответственности за самогоноварение в Российском законодательстве (повторяю, в Российском законодательстве, а то меня смутил ответ на украинском языке) , нет. Но есть уголовная ответственность по ч. 1 ст. 238 УК РФ "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности ". Вот по этой статье и наказывают граждан занимающихся сбытом самогона. В рамках оперативно-розыскной деятельности выявляются адреса по которым сбывают самогон, проводится контрольная закупка (с использованием аудио-видео фиксации) , проводится экспертиза жидкости (самогона) , следствие и.. . предъявляется обвинение по вышеуказанной статье. Но это то, что касается сбыта. Для личного употребления ПОЖАЛУЙСТА.

    Лариса Королева

    Каков перерыв и восстановительный срок исковой давности по законодательству?

    • Ответ юриста:

      Статья 202. Приостановление течения срока исковой давности 1. Течение срока исковой давности приостанавливается: 1) если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила) ; 2) если истец или ответчик находится в составе Вооруженных Сил, переведенных на военное положение; 3) в силу установленной на основании закона Правительством Российской Федерации отсрочки исполнения обязательств (мораторий) ; 4) в силу приостановления действия закона или иного правового акта, регулирующего соответствующее отношение. 2. Течение срока исковой давности приостанавливается при условии, если указанные в настоящей статье обстоятельства возникли или продолжали существовать в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности. 3. Со дня прекращения обстоятельства, послужившего основанием приостановления давности, течение ее срока продолжается. Остающаяся часть срока удлиняется до шести месяцев, а если срок исковой давности равен шести месяцам или менее шести месяцев - до срока давности. (ст. 202, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) " от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)) Статья 203. Перерыв течения срока исковой давности Течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок. (ст. 203, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) " от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)) Статья 204. Течение срока исковой давности в случае оставления иска без рассмотрения Если иск оставлен судом без рассмотрения, то начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается в общем порядке. Если судом оставлен без рассмотрения иск, предъявленный в уголовном деле, то начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности приостанавливается до вступления в законную силу приговора, которым иск оставлен без рассмотрения; время, в течение которого давность была приостановлена, не засчитывается в срок исковой давности. При этом если остающаяся часть срока менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев. (ст. 204, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) " от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)) Статья 205. Восстановление срока исковой давности В исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т. п.) , нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности. (ст. 205, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) " от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994))

    Дмитрий Тарабаров

    Может ли МИРОВОЙ судья проводить суд по УК? ст.115.

    • только при условии, что это дело частного обвинения и люди, причинившие вред, Вам знакомы, в противном случае передача не правомерна.

    Зоя Лазарева

    Всем привет. У кого нибудь есть по коммерческому подкупу ст. 204 УКРФ, все что не жалько. Спасибо.

    • Ответ юриста:

      КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП - экономическое преступление, предусмотренное ст. 204 УК РФ; направлено против интересов службы в коммерческой или иной организации и состоит в незаконной передаче лицу, выполняющему в ней управленческие функции (а равно в незаконном получении таким лицом) , денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за действия (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Лицо, совершившее вышеуказанные деяния, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении него имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о К. п. органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Коммерческий подкуп : МонографияИЗДАТЕЛЬСТВО: КамеронСЕРИЯ: Юридическая литератураЖАНР: Юридические справочники и учебникиГОД ВЫПУСКА: 2005СТРАНИЦ: 176АВТОР: Тумаркина Людмила ТИП ОБЛОЖКИ: облМАССА: 176 гРАЗМЕРЫ: 145x210x10ммISBN: 5-9594-0036-7 В НАЛИЧИИ: На складе ЦЕНА: 218.00 р.КупитьВ книге рассматриваются вопросы, касающиеся уголовно-правовых проблем преступности, связанной с дачей и получением незаконного вознаграждения, обосновывается общественная опасность коммерческого подкупа, анализируются причины его роста, указываются объективные и субъективные признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 204 УК РФ. В научный оборот вводятся новые эмпирические данные и отдельные понятия, характеризующие предмет исследования. Обосновывается понятие "коммерческий подкуп" как правовая категория, поднимаются спорные вопросы квалификации указанных преступлений, отграничения от смежных составов, ответственности за коммерческий подкуп при соучастии в преступлении. В связи с тем, что проблема ответственности за коммерческий подкуп стоит не только перед российскими законодателями и правоприменителями, в работе представлен анализ зарубежного законодательства по обозначенной проблематике.Монография адресована студентам юридических вузов, аспирантам, преподавателям, работникам правоохранительных органов, адвокатам и судьям, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами уголовно-правовых проблем преступности, связанной с дачей и получением незаконного вознаграждения в коммерческих организациях.

1. Комментируемая статья включает в себя описание двух самостоятельных составов преступлений: 1) дача предмета коммерческого подкупа (ч. ч. 1 и 2); 2) получение предмета коммерческого подкупа (ч. ч. 3 и 4). Юридико-технически она построена аналогично статьям, устанавливающим ответственность за дачу (ст. 291 УК РФ) и получение взятки (ст. 290 УК РФ). Однако законодатель указывает на существенные различия между коммерческим подкупом и взяточничеством. Они определяются спецификой объекта и субъекта этих преступлений.
2. Непосредственным объектом преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование аппаратов управления коммерческих и некоммерческих организаций, интересы службы в них.
Предметом подкупа может быть любое имущество, включая деньги в любой валюте, ценные бумаги (облигации, векселя, чеки и т.д.), иное имущество, а равно выгоды (уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и др.) или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.).
3. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется общественно опасным действием - передачей денег, ценных бумаг, иного имущества либо оказанием услуг за совершение действий (бездействия) в интересах дающего.
Передача имущества или оказание услуг лицу, выполняющему управленческие функции, является преступным при наличии совокупности следующих обстоятельств: а) передача имущества или оказание услуг направлены на удовлетворение потребностей определенного лица, а не на использование в интересах всей коммерческой или иной организации; б) передача имущества или оказание услуг является условием совершения действий (бездействия) в пользу дающего; в) наличие связи действий (бездействия), ожидаемых от подкупаемого лица, с характером выполняемых им управленческих функций.
Например, деньги передаются коммерческому директору фирмы за предоставление информации о готовящихся и заключаемых сделках.
Для квалификации содеянного не имеет значения, когда материальные ценности или услуги были переданы (оказаны) лицу, выполняющему управленческие функции, - до, во время или после совершения им действий (бездействия) в интересах дающего.
По конструкции объективной стороны преступление имеет формальный состав. Дача незаконного вознаграждения считается оконченным преступлением с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе").
В случаях, когда лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять предмет коммерческого подкупа, лицо, передающее предмет подкупа, несет ответственность за покушение на дачу предмета коммерческого подкупа.
Не может быть квалифицировано как покушение на дачу предмета коммерческого подкупа высказанное намерение лица передать предмет коммерческого подкупа в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало.
Если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве предмета коммерческого подкупа и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество (см. комментарий к ст. 159 УК РФ). Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на совершение коммерческого подкупа. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, которому предполагалось передать незаконное вознаграждение (см. п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6).
4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность незаконной передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денежного или иного материального вознаграждения за совершение действий (бездействия) в своих интересах, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает этого. Обязательная цель передачи предмета подкупа - совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым служебным положением лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации.
5. Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204, - общий: любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает повышенную ответственность за дачу предмета коммерческого подкупа, совершенную группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Содержание понятий "группа лиц по предварительному сговору" и "организованная группа" раскрывается в ст. 35 УК РФ (см. комментарий к данной статье).
Определенную сложность на практике представляет квалификация действий участников группы лиц по предварительному сговору, когда один из соучастников - специальный субъект (должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации). В п. 12 Постановления "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации передать лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги, иное имущество, несет ответственность по ч. ч. 1 или 2 ст. 204 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, - как соучастник коммерческого подкупа.
7. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 204, характеризуется общественно опасным действием - незаконным получением предмета коммерческого подкупа лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, в связи с занимаемым служебным положением за совершение действий (бездействия) в интересах дающего.
Получением является принятие предмета подкупа независимо от способа и момента такого принятия. Незаконным получение предмета подкупа является, например, в случае, когда такого рода действия прямо запрещены действующими нормативными правовыми актами или учредительными документами коммерческой (некоммерческой) организации либо явно противоречат обычаям делового оборота.
По конструкции объективной стороны рассматриваемое преступление имеет формальный состав. Получение предмета коммерческого подкупа лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (как и дача незаконного вознаграждения), считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.
Получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК РФ (см. комментарий к данной статье).
8. Субъективная сторона получения предмета коммерческого подкупа характеризуется прямым умыслом.
9. Субъект незаконного получения предмета коммерческого подкупа - специальный: лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.
10. Часть 4 комментируемой статьи содержит два квалифицирующих признака получения предмета коммерческого подкупа: а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) сопряженное с вымогательством.
Содержание этих квалифицирующих обстоятельств разъяснено в названном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ.
Согласно п. 13 Постановления предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученным по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два или более лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из этих лиц.
В соответствии со ст. 35 УК РФ организованная группа при получении предмета коммерческого подкупа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора. В организованную группу могут входить лица, не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ как организаторы, подстрекатели либо пособники преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ. В таких случаях преступление считается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе хотя бы одним из лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Под вымогательством при коммерческом подкупе в п. 15 Постановления понимается требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.
11. Примечание к комментируемой статье содержит поощрительную норму, согласно которой лицо, совершившее передачу предмета коммерческого подкупа работнику, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, освобождается от уголовной ответственности. Альтернативными условиями такого освобождения являются: а) если в отношении виновного имело место вымогательство или б) если это лицо добровольно сообщило о факте подкупа органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Новая редакция Ст. 204 УК РФ

1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), -

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, -

наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) за заведомо незаконные действия (бездействие);

в) в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой, пунктами "а" и "б" части третьей настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет шести месяцев, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

5. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), -

наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, -

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

7. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;

в) совершены за незаконные действия (бездействие);

г) совершены в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до девяти лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

8. Деяния, предусмотренные частью пятой, пунктами "а" - "в" части седьмой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, или в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового.

Примечания. 1. Значительным размером коммерческого подкупа в настоящей статье и статье 204.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером коммерческого подкупа - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером коммерческого подкупа - превышающие один миллион рублей.

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой - четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Комментарий к Статье 204 УК РФ

1. Общественная опасность коммерческого подкупа заключается в том, что данное деяние посягает на основополагающие начала функционирования рыночной экономики и сопряжено с нарушением прав и законных интересов участников экономических отношений, причинением им ущерба, подрывом доверия общества в способности государства обеспечить провозглашенный конституционный принцип равенства граждан перед законом, в том числе и в области взаимодействия негосударственных субъектов хозяйствования.

2. Объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование управленческого аппарата коммерческих организаций любой формы собственности, а также некоммерческих организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями.

3. Комментируемая статья объединяет под понятием коммерческого подкупа два самостоятельных, тесно связанных между собой преступления: подкуп - дачу незаконного вознаграждения (ч. 1 и 2 ст. 204) и подкуп - получение незаконного вознаграждения (ч. 3 и 4 ст. 204).

4. Предметами преступного посягательства могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также услуги имущественного характера (см. п. 2.1 - 2.6 коммент. к ст. 290).

4.1. Следует отметить, что понятием незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе не охватываются все выгоды имущественного характера (например, отказ от требования уплаты долга и т.п.). Не могут признаваться предметом данного преступления услуги нематериального характера (например, дружеское расположение начальника, лестная характеристика или отзыв в печати и т.п.).

5. С объективной стороны коммерческий подкуп по ч. 1 и 2 коммент. статьи состоит в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно в незаконном оказании ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

5.1. Под передачей денег, ценных бумаг, иного имущества или оказанием услуг имущественного характера следует понимать любые активные действия виновного, направленные на вручение (независимо от формы и способа передачи) получателю указанных ценностей имущественного характера, а также любое поддающееся легальной имущественной оценке безвозмездное удовлетворение потребностей лица, не приносящее прибыли, выгод или иных преимуществ коммерческой или иной организации, в которой подкупаемое лицо выполняет свои обязанности.

5.2. Необходимой характеристикой объективной стороны рассматриваемого преступления является незаконность совершения указанных действий, т.е. их противоречие действующим нормативно-правовым актам, учредительным документам коммерческой или иной организации или условиям трудового договора (контракта).

5.3. В отличие от преступления, предусмотренного ст. 290, по которой возможна ответственность как за взятку-подкуп, так и взятку-вознаграждение, конструкция ст. 204 УК РФ и ее терминология исключает уголовное преследование за дачу или получение заранее не обусловленного платежа. В соответствии с данной нормой привлечение к УО наступает только за передачу и получение заранее оговоренного вознаграждения.

6. Объективная сторона коммерческого подкупа по ч. 3 и 4 коммент. статьи выражается в незаконном получении управляющим денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно в незаконном пользовании услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

6.1. Получением является принятие денег, ценных бумаг, иного имущества или услуги имущественного характера, независимо от способа такого принятия.

6.2. Обязательным признаком является взаимосвязь между полученным лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, незаконным вознаграждением или предоставленной услугой имущественного характера и готовностью данного лица на совершение (действия) либо несовершение (бездействие) деяния с использованием своих служебных полномочий в интересах дающего.

7. По законодательной конструкции составы, предусматривающие ответственность за незаконную передачу вознаграждения и его незаконное получение, являются формальными. Преступление окончено (составами) в момент передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части заранее обусловленного платежа (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6). Время передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

8. В соответствии с п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 в случаях, когда лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять предмет коммерческого подкупа, лицо, передающее предмет подкупа, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное ч. 1 или 2 ст. 204.

8.1. Как покушение на получение либо дачу незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе следует квалифицировать деяние и в случаях, когда обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет подкупа.

8.2. Не может быть квалифицировано как покушение на коммерческий подкуп высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало.

9. На основании п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159. Владелец ценностей в таких случаях несет УО за покушение на коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами.

9.1. Если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве предмета коммерческого подкупа и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на совершение коммерческого подкупа. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, которому предполагалось передать незаконное вознаграждение (см. п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

10. Субъективная сторона коммерческого подкупа (во всех его проявлениях) характеризуется прямым умыслом.

10.1. При совершении преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 коммент. статьи, виновный осознает, что незаконно передает лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги или иное имущество либо незаконно оказывает ему услугу имущественного характера, и желает совершить эти действия. При этом субъект преследует цель побудить лицо, выполняющее управленческие функции, совершить в его интересах какие-либо действия (бездействие) в связи с занимаемым служебным положением в коммерческой или иной организации.

10.2. Субъективная сторона составов преступления, предусмотренного ч. 3 и 4 коммент. статьи, выражается в том, что виновный осознает, что незаконно получает деньги, ценные бумаги или иное имущество либо незаконно получает услугу имущественного характера за совершение или несовершение каких-либо действий в интересах дающего с использованием служебного положения, и желает получить имущество либо услугу имущественного свойства.

10.3. Характерными признаками данного преступления являются корыстные цели и мотивы его совершения.

11. Субъект передачи имущественного вознаграждения (ч. 1 и 2 коммент. статьи) общий. Им может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

11.1. Субъект получения незаконного имущественного вознаграждения (ч. 3 и 4 коммент. статьи) специальный. Им может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации и обладающее признаками, предусмотренными примеч. 1 к ст. 201.

12. Подкуп - дача незаконного вознаграждения и подкуп - получение незаконного вознаграждения имеют ряд одинаковых квалифицирующих признаков, к числу которых относятся их совершение: а) группой лиц по предварительному сговору; б) организованной группой.

13. Преступление, предусмотренное ч. 2 коммент. статьи, считается совершенным группой лиц по предварительному сговору, когда два или более лица предварительно, т.е. до момента незаконной передачи предмета подкупа или оказания услуг имущественного характера, договорились совершить эти действия. При этом все участники будут являться соисполнителями, так как они полностью или частично выполняют действия по незаконной передаче ценностей или оказанию услуг.

13.1. Данный квалифицирующий признак по п. "а" ч. 4 коммент. статьи будет в наличии, если в совершении преступления принимали участие два и более лица, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, заранее договорившиеся о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из них (см. п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

14. В организованную группу могут входить лица как выполняющие, так и не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут УО согласно ч. 4 ст. 34 как организаторы, подстрекатели либо пособники преступления, предусмотренного ч. 2 или п. "а" ч. 4 коммент. статьи. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения хотя бы одним из лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

15. Вымогательство как способ незаконного получения коммерческой взятки (п. "в" ч. 4 коммент. статьи) означает как требование незаконного вознаграждения под угрозой ущемления прав и законных интересов лица, к которому обращено требование (а также близких ему лиц, организации, интересы которой он представляет), так и умышленное поставление этого лица в такое положение, при котором оно оказывается вынужденным уплатить незаконное вознаграждение во избежание причинения вреда своим правам или законным интересам либо правам и законным интересам представляемой им организации (см. п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

16. Комментируемая статья снабжена примечанием, в котором формулируются основания освобождения от УО лица, совершившего незаконную передачу вознаграждения управленческому работнику коммерческой или иной организации. Это лицо освобождается от УО, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о факте подкупа органу, имеющему право возбудить УД.

16.1. Решая вопрос об освобождении от УО лица, сообщившего органу, имеющему право возбудить УД, о незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, следует знать, что сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о факте коммерческого подкупа стало известно органам власти (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

16.2. Сообщение о коммерческом подкупе должно быть сделано органу, имеющему право возбудить УД. В соответствии со ст. 146 УПК таковыми являются органы прокуратуры, следствия, суда, дознания.

16.3. В соответствии с п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 освобождение лица, совершившего коммерческий подкуп, от УО по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этого лица состава преступления. Поэтому оно не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде предмета коммерческого подкупа.

16.4. Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства как нажитые преступным путем. Вместе с тем не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать УД, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возврату их владельцу.

При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, суд должен иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу (см. п. 23, 24 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

17. Коммерческий подкуп по ч. 1 коммент. статьи является преступлением небольшой тяжести, а по ч. 2 - 4 относится к группе преступлений средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. В комментируемой статье объединены два самостоятельных состава преступления: дача коммерческого подкупа (ч. ч. 1 - 2) и получение коммерческого подкупа (ч. ч. 3 - 4). Признаки обоих составов преступлений имеют много общего с составами получения и дачи взятки (ст. ст. 290 и 291 УК РФ).

2. Предмет коммерческого подкупа определен в законе как деньги, ценные бумаги, иное имущество или имущественные права и услуги имущественного характера и в целом совпадает с понятием взятки в ст. 290 УК РФ.

3. Объективная сторона дачи предмета коммерческого подкупа заключается в незаконной передаче предмета подкупа за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым лицом служебным положением.

Действие (бездействие), за совершение которого дается предмет подкупа, должно: а) совершаться в интересах дающего и б) быть связано с занимаемым лицом служебным положением. Действие (бездействие) в интересах дающего следует трактовать широко, включая в это понятие не только конкретно обусловленные как законное, так и незаконное действие (бездействие), но и общее покровительство или попустительство по службе. Действие (бездействие) также должно быть связано с кругом прав и обязанностей, которыми наделен подкупаемый субъект.

Момент передачи предмета подкупа - до или после совершения действия (бездействия) - не имеет значения, однако при передаче предмета подкупа после совершения действия (бездействия) требуется доказать предварительно состоявшуюся договоренность о передаче (получении) предмета подкупа.

4. Объективная сторона получения предмета коммерческого подкупа заключается в незаконном получении предмета подкупа за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым лицом служебным положением.

5. Передача и получение имущественных благ для образования коммерческого подкупа должны быть незаконными, т.е. являться не предусмотренными законодательством или трудовым договором либо не относиться к разновидности представительских расходов (подарков).

6. Дача и получение предмета коммерческого подкупа считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.

7. Примечание к статье предусматривает специальное основание освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего предмет коммерческого подкупа, если оно активно способствовало раскрытию или расследованию преступления и одновременно альтернативно в отношении его имело место вымогательство либо если оно добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

  • Вверх