Что такое третейские суды: определение, особенности. Что нужно знать о разбирательстве в третейских судах

Что такое - третейский суд?

Институт Третейских судов в Российской Федерации создан с целью упрощения разрешения экономических споров среди юридических лиц или граждан. Правовые основы деятельности Третейского суда регулируются Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации" от 24.07.2002 года N 102-ФЗ, а также Гражданским Кодексом РФ и Регламентом суда.

Принцип деятельности:

в Третейский суд может обратиться любая организация или физическое лицо, которые заключили со своим контрагентом третейское соглашение, в виде третейской оговорки в тексте вновь заключаемого договора (контракта) или в виде отдельного соглашения на любой стадии спора (даже если спор уже рассматривается в государственном суде, вплоть до принятия первого решения по делу). Третейское соглашение должно состоять из наименования конкретного третейского суда и определения факта окончательности судебного решения. Пример: "Все споры и разногласия, независимо от оснований их возникновения, которые возникли или могут возникнуть между Сторонами по настоящему Договору, в том числе связанные с его заключением, исполнением, изменением, расторжением или признанием недействительным (полностью или частично), а также возникновением, прекращением или переходом прав на недвижимое имущество или земельные участки, передаются на рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы или в Арбитражный третейский суд города Москвы (г. Москва, ул. Шкулева, д. 9, корп.1), по выбору истца. Решение Третейского суда окончательно".

Третейский суд, также вправе разрешать споры с участием физических лиц (общая юрисдикция) или нерезидентов Российской Федерации и независимо от территориальности заключения, исполнения или местонахождения сторон.

Подача иска и разрешение спора:

Исковое заявление оформляется в том же виде и с таким же приложением, как и при подаче иска в государственный суд, с добавлением абзаца обосновывающем компетенцию третейского суда на рассмотрение переданного ему спора и индивидуальными требованиями регламента третейского суда. После подачи иска, формируется состав суда (или формируется коллегия с представителями от сторон спора, или председателем назначается единоличный судья). Разрешение спора, в среднем, проходит в одно судебное заседание. При необходимости, судья может переносить заседания. Судебное решение третейского суда вступает в силу с даты его принятия. Если третейское соглашение содержит указание о его окончательности, то решение третейского суда обжалованию не подлежит. Если в третейском соглашении окончательность решения третейского суда не предусмотрена, то решение можно оспорить, но только по основаниям, предусмотренным ст. 233 АПК РФ и 421 ГПК РФ.

Исполнение решения третейского суда:

Решение третейского суда подлежит добровольному исполнению. В случае неисполнения решения, победившая сторона вправе обратиться в государственный суд (по месту нахождения ответчика или нахождения имущества) за выдачей исполнительного листа.

При выдаче исполнительно листа, государственный суд проверяет формальные признаки третейского разбирательства: 1) компетенцию третейского суда в рамках Федеральных законов, запрещающих рассмотрение некоторых категорий дел, 2) соблюдение основополагающих принципов Российского права. По заявлению одной из сторон, государственный суд может проверить дополнительные формальные признаки, но только в рамках ст. 239 АПК РФ и ст. 426 ГПК РФ. Определение государственного суда можно обжаловать, но только в кассационном порядке, поэтому на исполнительное производство, обжалование не влияет.

Полученный исполнительный лист передается в Службу судебных приставов в общем порядке исполнительного производства.

Материал подготовлен Арбитражным судом г. Москвы совместно с Арбитражным третейским судом г. Москвы

Трете́йский суд - единоличный арбитр (третейский судья) или коллегия арбитров, избранные в согласованном порядке сторонами или назначенные Арбитражным учреждением для разрешения спора, возникшего из гражданско-правовых отношений. Федеральным законом могут устанавливаться ограничения на передачу отдельных категорий споров в арбитраж (третейское разбирательство). Рассматривает споры между юридическими лицами , юридическими лицами и гражданами, а также граждан между собой.

Арбитражные учреждения (третейские суды) являются институтом саморегулирования гражданского общества , осуществляющим правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (Арбитражного соглашения). В процессе третейского разбирательства, так же как и в государственном судопроизводстве, применимы альтернативные способы урегулирования споров .

Виды третейских судов

Деятельность российских третейских судов регулируется на трех уровнях:

  1. Общеевропейский (Европейская конвенция «О внешнеторговом арбитраже»)
  2. Федеральный (Федеральный закон РФ № 382-ФЗ от 29.12.2015 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»; при рассмотрении споров с участием хотя бы одного из иностранных субъектов также регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля г.)
  3. Местный (Регламент постоянно действующего арбитражного учреждения).

Постоянно действующее арбитражное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с правилами арбитража. Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе иметь более чем одни правила арбитража, в том числе правила международного коммерческого арбитража, правила арбитража внутренних споров, правила ускоренного арбитража, правила арбитража конкретных видов споров, правила арбитража корпоративных споров.

В арбитражном соглашении стороны также могут записать свои правила, являющиеся обязательными для арбитража (Третейского разбирательства).

Учреждение третейского суда

В Российской Федерации постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях. Создание постоянно действующих арбитражных учреждений федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными корпорациями, государственными компаниями, политическими партиями и религиозными организациями, а также адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации и Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, нотариальными палатами и Федеральной нотариальной палатой не допускается. Запрещается создание в Российской Федерации постоянно действующих арбитражных учреждений, наименования которых включают в себя словосочетания "арбитражный суд" и "третейский суд", если полное наименование учреждения сходно до степени смешения с наименованиями судов Российской Федерации или иным образом способно ввести участников гражданского оборота в заблуждение относительно правовой природы и полномочий постоянно действующего арбитражного учреждения.

Арбитр (третейский судья), физическое лицо достигшее возраста 25 лет, если он председательствует в коллегии или рассматривает дело единолично, то обязан иметь высшее юридическое образование , не должен иметь не снятую или не погашенную судимость . Также должны отсутствовать какие-либо компрометирующие сведения.

Не требуется получение права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства Российской Федерации Международному коммерческому арбитражному суду и Морской арбитражной комиссии при Торгово-Промышленной палате Российской Федерации).

Порядок создания третейского суда для рассмотрения споров между российскими организациями на территории РФ определяется Федеральным законом РФ № 382-ФЗ от 29.12.2015 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской федерации». До вступления в силу 01.09.2016 года (Федеральным Законом «О третейских судах в Российской Федерации» № 102-ФЗ от 24.07.2002г (до принятия этого закона - «Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров» (утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня г.)).

Третейское соглашение

Результат третейского разбирательства оформляется судебным решением, которое незамедлительно становится обязательным, если в третейской записи стороны не предусмотрели иного.

Решение Третейского суда подлежит немедленному добровольному исполнению. Если решение Третейского суда не исполнено добровольно, то оно подлежит принудительному исполнению. В этом случае государственный суд вызывает стороны третейского разбирательства и предлагает им заявить о наличии оснований для отказа в выдаче исполнительного листа (исчерпывающий перечень оснований установлен ст. 239 АПК РФ и 426 ГПК РФ). Если оснований нет, то выдаётся исполнительный лист, который взыскатель имеет право направить в Федеральную службу судебных приставов либо в определённых законом случаях осуществить принудительное взыскание самостоятельно.

За неисполнение решения Третейского суда проигравшей стороной добровольно, третейским соглашением или Регламентом может быть предусмотрен штраф .

Обжалование решений третейского суда

Гражданским процессуальным (глава 46 ГПК РФ) и арбитражным процессуальным (глава 30, параграф 1 АПК РФ) законодательством определен порядок оспаривания решений третейских судов.

Принудительное исполнение решений третейского суда осуществляется на основании исполнительного листа, выдаваемого компетентным судом по заявлению стороны спора, после процедуры судебной проверки при отсутствии основания для отказа в его выдаче (глава 47 Гражданского процессуального кодекса (ГПК)РФ и глава 30, параграф 2 АПК РФ), в частности:

  1. если третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
  2. сторона не была уведомлена должным образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;
  3. решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, не охватываемым таким соглашением, суд выдает исполнительный лист только на ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением;
  4. состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали третейскому соглашению или федеральному закону;
  5. решение ещё не стало обязательным для сторон третейского разбирательства или было отменено судом в соответствии с федеральным законом, на основании которого было принято решение третейского суда;
  6. спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом;
  7. решение третейского суда нарушает основополагающие принципы около 60 % коммерческих споров рассматриваются третейскими судами. В США третейское разбирательство - арбитраж, который регулируется на федеральном уровне Федеральным арбитражным актом США 1925 года (United States Federal Arbitration Act 1925) . На уровне штатов США третейское разбирательство - арбитраж, который регулируется законами или статутами конкретных штатов. Ведущей некоммерческой негосударственной организацией в США ведущей третейское разбирательство является Американская арбитражная ассоциация , которая в соответствии со своими правилами рассматривает споры как внутреннего характера, так и международного.

    Республика Беларусь

    В Республике Беларусь институт третейского разбирательства существовал с момента, когда «Положение о третейском суде», как приложение к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР, было постановлением III сессии ЦИК БССР от 26.07.1923 года введено в действие на территории Белорусской ССР с 01.09.1923 года .

    Принятие Закона «О третейских судах» ознаменовало новый этап развития института третейского разбирательства в Республике Беларусь, в ходе реализации которого Министерством юстиции Республики Беларусь было зарегистрировано 27 третейских судов . Из 27 судов три созданы в качестве некоммерческих организаций, в числе которых лишь Выездной третейский суд на постоянной основе осуществляет выездное рассмотрение всех поступающих в него материалов в любом месте Республики Беларусь.

    Третейский суд - представляет собой суд, занимающийся решением различных споров (экономических, хозяйственных и гражданских), которые время от времени возникают между физическими и юридическими лицами. Важно отметить, что третейский суд - орган не государственный, поэтому никак не зависит от какой-либо державы. Существует два основных вида третейских судов - это постоянно действующие и собранные для того, чтобы решить конкретный спор.

    Постоянно действующие образуются торговыми палатами, организаторами торговли, объединениями потребителей и предпринимателей, а так же другими организациями, которые либо являются юридическими лицами, либо осуществляют свою деятельность при юридических лицах. Количество судей в третейском суде должно быть нечетным. На практике их чаще всего бывает три. Третейским судьей может быть любое физическое лицо, не заинтересованное в исходе конкретного дела и не зависимое от обеих сторон спора.

    Какими делами занимается третейский суд?

    На территории Российской Федерации, обращение в Третейский суд - это достаточно распространенное явление. Это связано в большей степени с тем, что именно в их компетенции рассмотрение различного вида гражданско-правовых споров. Однако, прежде чем обращаться в подобную организацию, необходимо точно знать,чем занимается третейский суд .

    На этот вопрос нет точного ответа, так как судебная практика, касающаяся деятельности этих судов, достаточно противоречива. На сегодняшний день, существует три основные точки зрения.

    1. Согласно первой, третейские суды имеют полномочия, рассматривать абсолютно все виды гражданско-правовых споров. Кроме того, они могут признавать право собственности человека на недвижимое имущество.
    2. Согласно второй, третейские суды имеют право рассматривать только споры, не имеющие публично-правового характера.
    3. Согласно третьей, третейские суды не рассматривают споры, касающиеся вещно- правовых отношений.
    Закон гласит: по согласованию сторон, для рассмотрения, в третейский суд может быть передан совершенно любой спор, являющийся гражданским правоотношением.

    Особенности принятия решения

    В не зависимости от того, государственный суд или нет, его решение выносится соответственно законодательству. Третейский суд руководствуется законами России, а также другими, существующими законодательными актами, действующими на территории этой страны. Решение суда по каждому конкретному вопросу, принимается членами инстанции.

    Все документы, включая решение, принято оформлять только в письменном виде. На документах ставится подпись всех членов суда.

    В своем решении, судом в обязательном порядке указываются:

    1. дата принятия решения, а так же время и место рассмотрения спора;
    2. суть спора и показания, объяснения, заявления всех участников судебного процесса;
    3. данные всех участников спора: их фамилии, место работы и должности;
    4. все обстоятельства дела, которое рассматривалось, вновь выявленные обстоятельства, а также те доказательства, которое легли в основу принятия конкретного решения;
    5. содержание принятого решения и распределение всех расходов;
    6. срок исполнения решения.


    Что же такое судебный акт и с чем его едят, давайте попробуем с Вами сегодня разобраться....

    Кто такой третейский судья? Третейский судья, это сотрудник третейского суда, основанного в 2002 году на основании ФЗ РФ № 102-ФЗ"О третейских судах в Российской Федерации". Эти суды занимаются разрешением споров, возникающих в гражданских правоотношениях (имущественные и лично неимущественные споры). Третейский суд состоит из трех судей: по одному от каждой стороны и тот, кого выберут эти двое судей. Судья может отказаться от своих обязанностей или его могут освободить от них стороны спора. Также существуют постоянно действующие третейские суды, они организовываются торговыми организациями, общественными объединениями бизнесменов и потребителей и другими юридическими лицами в соответствии с законом.

    Кто может стать третейским судьей?

    Третейским судьей может стать полностью дееспособное лицо, имеющее высшее образование, не имеющее судимости. Дополнительные требования: отсутствие проступков по карьерной линии (как сотрудника правоохранительных органов, судьи или адвоката, нотариуса) и опыт работы в сфере финансов не менее 5 лет.

    Что нужно сделать для того, чтобы воспользоваться услугами третейского судьи?

    Для начала необходимо заключить третейское соглашение. Оно заключается сторонами спора письменно, также может быть частью договора, заключаемого между сторонами спора. Главная черта третейского суда – обоюдная добровольность и разрешение спора в досудебном порядке. Свое решение третейские судьи выносят независимо и в соответствие с нормами законодательства: Гражданского процессуального кодекса и Арбитражного процессуального кодекса. Стороны могут создать постоянно действующий арбитраж, для разрешения постоянно возникающих однотипных вопросов между ними.

    Нельзя воспользоваться услугами третейского суда, если:

    1. Спор не является объектом гражданских правоотношений;
    2. Принадлежность сторон спора к юрисдикции разных стран;
    3. Нет соглашения о проведении арбитража между сторонами спора
    4. Одна из сторон спора – физическое лицо.

    Как принимает решение третейский судья?

    Судебный процесс проходит по существу, поэтому формальные ошибки не давлеют над решением судьи, он рассматривает представленные бумаги, выслушивает речь адвоката и удаляется на совещание: решение принимает судья - председатель, избранный сторонами. Судебный процесс не ограничен по времени, судья будет продолжать рассмотрение вопроса, вплоть до его снятия. Особенностью принятия решения является то, что судья отсылается к особенностям именно данного вопроса, арбитр является специалистом по конкретной области, а значит, знает тонкости и нюансы.

    Преимущества арбитра перед обычным судьей

    1. малая загруженность работой;
    2. рассмотрение вопроса с точки зрения профессионала;
    3. «прозрачность» проведения процесса;
    4. возможность работы на любом предприятии.


    Действия приставов могут быть обжалованы любой стороной производства, и даже теми лицами, чьи права и интересы были ущемлены в процессе работы приставов. Правда, порядок...

    Многие не знают, что такое третейские суды. И это неудивительно, так как, несмотря на большое их количество, созданных при коммерческих организациях и юридических лицах, в России данное судопроизводство развито слабо. Некоторые юристы вовсе не имеют практики рассмотрения дел в таких судах.

    Понятие «третейский суд»

    Что такое третейские суды? Это постоянно или временно действующий орган, образованный при спорных вопросах обеими сторонами, то есть альтернативный вариант государственной юстиции. Третейский суд – одна из самых приемлемых форм законного решения спорных вопросов, во избежание государственной юрисдикции. Цель – урегулирование конфликта и контроль над добровольным исполнением обязательств.

    Арбитражный третейский суд – это условное название, обозначающее организацию или учреждение, занимающиеся по обоюдному соглашению конфликтующих сторон формированием состава участников для разрешения одного или нескольких споров. Такой суд может быть создан для третейского разбирательства и наделен расширенными функциями.

    На чем основана власть третейского судьи?

    Судья – третье лицо, имеющее доверие обеих сторон и выносящее решение по конкретному делу между сторонами-спорщиками. Они, в свою очередь, обязуются заранее подчиниться принятому решению третейского судьи. Он может быть назначен участниками конфликта из числа независимых специалистов.

    Виды третейских судов

    Что такое третейские суды? Это органы власти, создаваемые сторонами конфликта для его урегулирования. Они могут быть постоянно действующими или временными, созданными лишь для одноразового решения одного или нескольких конфликтов. Между временными и постоянными третейскими судами есть существенные различия.

    Постоянно действующие третейские суды

    Постоянно действующий третейский суд не может быть образован при федеральных органах госвласти и местного самоуправления. Стороны, обратившиеся в данный третейский суд, не согласовывают между собой все процессуальные вопросы, а четко следуют уже установленным правилам. Постоянно действующие суды могут быть созданы торговыми биржами, предприятиями, палатами и т.д., являющимися юридическими лицами.

    Такой судебный орган постоянно информирует арбитражные органы власти о составе и процедуре проведения каждого дела. Данные предоставляются добровольно. Но, если информация по делу не поступила в городской или районный арбитражный суд, то он не сможет впоследствии содействовать исполнению решения третейского.

    Что такое третейские суды, созданные для решения конкретного спора?

    Суды, созданные для решения конкретного спора, иначе называются временными. В этом случае стороны обязаны самостоятельно сформировать третейский суд (найти юриста и т.д.), согласовать процедуру рассмотрения одного или нескольких конфликтов, организовать состав участников. Назначение третейского судьи может быть прописано в договоре или отдельном соглашении. Так как состав участников формируется на основании специального документа, данный третейский суд прекращает существование сразу после вынесения решения.

    Договор и третейское соглашение

    При разрешении конфликта между спорящими сторонами временный третейский суд, право которого выносить окончательное решение оговаривается всеми участниками спора заранее, должен следовать установленным законом федеральным правилам.

    Рассмотрение и разрешение спора возможно только при наличии договора (третейской записи) между конфликтующими сторонами. Такой документ должен быть составлен по определенной форме, заключаться в письменном виде и заверяться подписями всех участников.

    Договор может быть создан на основе писем, телеграмм, электронных сообщений и при использовании различных средств связи, содержание разговоров которых можно зафиксировать. Отдельное (третейское) соглашение может быть добавлено к уже существующему договору дополнительно.

    Но с условием, что в нем есть ссылка на соглашение, которое необходимо считать частью основного документа. Если третейское соглашение не заключено в письменном виде с подписями сторон, то может быть признано недействительным. В нем можно прописать дополнительные условия. Например, язык общения, место для разрешения конфликта и т.д.

    Кто может быть третейским судей?

    Разрешать спор в третейском суде может как один судья, так и несколько. Но число их должно быть нечетным. Судьей может быть только физлицо, которое способно обеспечить беспристрастность в решении между спорящими сторонами. Оно должно быть не заинтересовано в конечном исходе дела и быть независимым оценщиком конфликта.

    Третейским судьей не может быть выбран человек:

    Принципы третейского разбирательства

    Третейское разбирательство должно соблюдать равноправие сторон. Судья обязан осуществлять возложенные на него обязательства на основе принципов:

    • законности;
    • беспристрастности;
    • конфиденциальности;
    • независимости.

    Исполнение решений третейских судов исполняется в установленные им сроки (в противном случае немедленно), в добровольном порядке. Если ответчик не выполнил свои обязательства, то применяются принудительные меры. В арбитражный (или районный) суд обращается сторона, в чью пользу вынес решение третейский суд. Исполнительный лист является основанием для исполнения решения в принудительном порядке. Обязанность следить за исполнением в срок возлагается на судебных приставов. Исполнительный лист передается ответчику. Если он не выполняет обязательств, то на него налагаются штрафы.

    Обжалование решения третейского суда

    Решение третейского суда может быть обжаловано, если в соглашении не предусмотрено, что оно является окончательным. Основаниями для отмены могут стать выход решения за границы соглашения или его недействительность, либо нарушение закона в части состава суда и процедуры проведения разбирательства.

    Стороны могут подать заявление в районный суд об отмене третейского решения, но в срок до трех месяцев. Отсчет ведется со дня получения оспариваемой стороной третейского решения, при этом оплачивается государственная пошлина. Заявление на отмену решения подается в письменном виде, с подписью самого заинтересованного лица или его представителя. В заявлении главное – тщательная аргументация недостатков или ошибок во время третейского производства.

    Основания для отмены третейского решения

    Решение третейского суда может быть отменено, если существуют веские основания:

    • решение не соответствует федеральным законам;
    • сторона не была предупреждена о третейском разбирательстве, его числе, месте и времени или не могла присутствовать по уважительным причинам;
    • третейское решение было принято по делу, не предусмотренному в договоре и не попадающему под условия соглашения;
    • состав суда или сама процедура не соответствовали федеральному закону или соглашению сторон;
    • решение нарушает основные принципы российского права;
    • спор не мог быть предметом рассмотрения, согласно федеральному закону.

    Заявление об отмене третейского решения в районном суде рассматривается в течение месяца со дня поступления ходатайства. Во время подготовки дела к судопроизводству из третейского суда могут быть затребованы материалы для ознакомления. Обе стороны, фигурирующие в третейском соглашении, извещаются о месте, дате и времени судебного заседания. Неявка препятствием для слушания не является.

    При отмене решения третейского суда стороны вправе туда обратиться повторно. При условии, что возможность обращения не утрачена, либо продолжить решать спорный вопрос в гражданском суде.