Евгений Евстигнеев - Финансовое право. Краткий курс. Опорный конспект лекций по предмету «Финансовое право

Финансовое право имеет свой предмет правового регулирования. Предметом правового регулирования финансового права являются общественные отношения, которые возникают в связи с осуществлением государством финансовой деятельности, обусловленной наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода.

Лекция 1, 2. Финансовое право как отрасль российского права.

Лекция 3. Понятие, предмет, источники финансового права. Финансовые правоотношения.

Лекция 4, 5. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИИ

Лекция 6, 7. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО РОССИИ

Лекция 8, 9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ. НАЛОГОВОЕ ПРАВО.

Лекция 10. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лекция № 11. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ

Лекция 12, 13. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ И ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ.

Лекция 14. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТОВ

Лекция 15, 16. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Книги и учебники по дисциплине Финансовое право:

  1. БРИГІНЕЦЬ АНДРІАНА ВАСИЛІВНА. ПРАВОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ КОНФІДЕНЦІЙНОСТІ У ФІНАНСОВО-ПРАВОВИХ ВІДНОСИНАХ. Київ - 2018 - 2018 год
  2. БАРАМИДЗЕ ГЕОРГИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ. ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ». Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2017 - 2017 год
  3. Мошкова Дарья Михайловна. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И НАУЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Москва - 2016 - 2016 год
  4. Тория Рита Александровна. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Москва - 2016 - 2016 год
  5. ШЕПЕНКО МИХАИЛ РОМАНОВИЧ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ПОШЛИН В США. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва -2014 - 2014 год
  6. Востриков Геннадий Георгиевич. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО 2010 - 2010 год
  7. Шуплецова Ю. И.. Финансовое право: конспект лекций. - 3-є изд. доп. и пере- раб. - М.:,2009. - 182 с. - 2009 год
  8. Зима Денис Леонідович. Теоретико-правові питання координації державного фінансового контролю. Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук. Ірпінь –2008 - 2008 год
  9. ІСКОРОСТЕНСЬКИЙ АНАТОЛІЙ МИКОЛАЙОВИЧ. ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ВАЛЮТНИХ ВІДНОСИН В УКРАЇНІ. Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук. Ірпінь–2008 - 2008 год

Введение

Правовое регулирование финансовых отношений, которые возникают в процессе финансовой деятельности (образования, распределения и использования фондов денежных средств) государства, представляет собой предмет финансового права. Оно находится на стыке двух наук – финансов и права. Такое сочетание активно используется на практике, с ним часто сталкиваются не только юристы и финансисты, но и работники экономических, бухгалтерских, аналитических служб различных организаций, банковских учреждений и страховых компаний. Финансовое право затрагивает деятельность государственных органов в части формирования доходов и расходов бюджетов различных уровней, составления проектов бюджетов.

Успешное решение финансовых проблем хозяйствующих субъектов может быть осуществлено путем применения соответствующих законодательных норм. Отсюда вытекает необходимость в знании многочисленных российских законов и других нормативных актов. Правильное понимание законодательства и умение быстро ориентироваться в нем должны прививаться будущим специалистам со студенческой скамьи. Именно поэтому учебный курс по основам финансового права важен для вузов, ведущих подготовку студентов не только по юридическим, но и экономическим, а также финансовым специальностям в рамках магистерских программ.

В кратком курсе «Финансовое право» авторы постарались осветить такие темы, как предмет и источники финансового права; характеристика финансовых правоотношений; особенности построения российской финансовой системы; правовое регулирование финансовой деятельности организаций; понятие и виды финансового контроля. Большое внимание в пособии уделено бюджетному праву, сущности и принципам построения бюджетной системы и бюджетного процесса. Раскрыты вопросы правового регулирования налогообложения, налогового права и налогового производства, а также ответственность за нарушение налогового законодательства. Отдельные главы посвящены правовому регулированию банковской деятельности, эмиссии и обращению ценных бумаг, денежному обращению и расчетам, валютным отношениям, страхованию и лизингу.

Обратите внимание на важный момент. Поскольку законодательство нестабильно, авторы сочли целесообразным не указывать все источники, в которых опубликованы изменения и дополнения, внесенные в действующие нормативные акты. В учебном пособии даются название документа, дата и номер его принятия, а также дата последних изменений и дополнений. Для этого использована интернет-версия системы «КонсультантПлюс» по состоянию на 15 апреля 2010 г.

Авторы надеются, что предоставленный материал позволит читателям детально изучить важнейшие вопросы финансового права. Любая конструктивная критика будет воспринята с благодарностью и учтена в дальнейшей работе.

Финансовое право как отрасль российского права

Финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права, имеющую свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования.

Предметом финансового права являются финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства. Другими словами, с помощью финансового права государство регулирует общественные отношения, складывающиеся в области финансовой деятельности.

Метод финансового права – это метод властных предписаний, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, входящих в систему государственных органов и наделенных соответствующими полномочиями.

Метод финансового права характеризуется следующими особенностями:

♦ одной из сторон финансовых отношений всегда выступает орган государственной власти;

♦ любое юридическое и (или) физическое лицо обязано выполнить предписание, данное органом государственной власти, поскольку оно является односторонне властным;

♦ властные предписания не основываются на отношениях субординации и должностного подчинения.

Финансово-правовая норма – это установленное и контролируемое государством правило поведения участников общественных отношений, которые обладают соответствующими правами и обязанностями.

Нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений выполняемых в ходе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении национального богатства. В нормах финансового права закрепляются требования государства для обеспечения осуществления его задач и функций на определенном этапе общественного развития.

Финансово-правовые нормы носят государственно-властный, императивный характер: их содержание не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения. Требования норм однозначно определяют объем прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Классификация финансово-правовых норм осуществляется по различным основаниям (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Классификация финансово-правовых норм


В зависимости от характера воздействия на участников финансовых отношений нормы подразделяются на три вида:

обязывающие (требуют совершения конкретных действий от участников финансовых отношений, имеющих определенные права и обязанности);

запрещающие (налагают запрет на определенное действие в финансовой сфере);

уполномочивающие (предоставляют права участникам финансовых отношений при совершении ими определенных действий).

В законодательстве приоритет отдается обязывающим нормам финансового права.

В зависимости от содержания финансово-правовые нормы подразделяются:

♦ на материальные (закрепляют виды и размеры денежных обязательств налогоплательщиков перед государством, определяют направления расходования бюджетных средств и их объемы и т. д.);

процессуальные (определяют порядок деятельности субъектов финансовых правоотношений, например, по прохождению бюджета).

По времени охвата финансово-правовые нормы бывают:

общие - устанавливаются на неопределенный срок (они прекращают действовать в силу отмены или изменения);

временные - имеют конкретный срок действия.

Нормы финансового права структурно делятся на три компонента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза - несколько четко сформулированных условий, при наличии которых законодательство предоставляет право на совершение определенных действий в области финансов. Диспозиция предопределяет правила поведения участников финансовых правоотношений (например, закон определяет конкретные ставки налога, распределяемого в бюджеты разных уровней). Санкция - это мера ответственности, применяемая к нарушителям финансово-правовых норм.

Система финансового права состоит из общей и особенной частей. Общая часть охватывает нормы, регулирующие общие принципы и методы финансовой деятельности государства. В ней определяется правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в том числе государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах компетенции финансовую деятельность.

Особенная часть включает в себя различные финансово-правовые институты, каждый из которых имеет свой объект правового регулирования, то есть регулирует определенный круг финансовых отношений, возникающих в сфере многообразной разносторонней финансовой деятельности государства. Финансовый институт объединяет в группу однородные экономические отношения, взаимосвязанные по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Нормы финансового права в Российской Федерации многочисленны, они содержатся в разнообразных нормативных правовых актах или источниках финансового права. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления разных уровней. Источниками финансового права являются: Конституция Российской Федерации, кодексы Российской Федерации (Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК), Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК)), законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты органов государственного управления, ведомственные положения, приказы, инструкции и др.

Большинство норм финансового права, как и иных отраслей права, реализуются в правоотношениях. Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства.

Название: Финансовое право - конспект лекций.

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное. Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Финансовое право».
Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Издание предназначено студентам ВУЗ.

Финансы как экономическая категория существуют наряду с такими «неправовыми» понятиями, как «прибыль», «стоимость», «деньги». В праве же эти категории не имеют самостоятельного значения и используются только для обозначения предмета правового регулирования. Поэтому все определения «финансов», предлагаемые юридической наукой, одинаково правомерны, и споры об их истинности носят в основном теоретический характер.
Государственные финансы имеют богатую историю. Одним из главных признаков государства теория права называет наличие единой денежной системы и сбор налогов, т.е. формирование государственных денежных фондов, которые являются не чем иным, как государственными финансами.

СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Понятие финансов 5
Тема 2. Финансовая система Российской Федерации 11
Тема 3. Предмет и система финансового права 19
Тема 4. Источники финансового права 26
Тема 5. Финансовый контроль 31
Тема 6. Органы финансового управления и контроля 38
Тема 7. Понятие бюджета и бюджетной системы Российской Федерации 49
Тема 8. Доходы и расходы бюджета 56
Тема 9. Бюджетный процесс в Российской Федерации 71
Тема 10. Правовой режим финансов предприятий 88
Тема 11. Понятие и роль налогов в Российской Федерации 100
Тема 12. Налог на добавленную стоимость 109
Тема 13. Акцизы 118
Тема 14. Налог на доходы физических лиц 126
Тема 15. Налоги на имущество физических лиц 139
Тема 16. Налог на прибыль организаций 145
Тема 17. Налог на имущество организаций 150
Тема 18. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации 154
Тема 19. Валютное регулирование в Российской Федерации 163
Тема 20. Валютный контроль в Российской Федерации 175

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Финансовое право - конспект лекций - Шуплецова Ю.И. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Тема 1 «Финансовая деятельность государства».

1.

2.

3.

4. Система и источники финансового права.

5. Взаимосвязь финансового права и других отраслей права.

6. Финансовое право в системе прав.

7. Понятие и виды финансово – правовых норм.

    Финансы и финансовая система Российской Федерации.

Финансовое право охватывает своим воздействием определенный, специфический круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы, и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность.

Финансы РФ - это экономические отношения по созданию, распределению и использова­нию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а так же предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение сово­купного общественного продуктами контроль за удовлетворением общественных потребностей.

Функции финансов :

- распределительная : распределение национального дохода заключается в создании основных или первичных доходов, а перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наи­более эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций, с наличием наряду с производственной - непроизводственной сферы, в кото­рой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, управление), с пере­распределением доходов между различными соц. группами населения.

- контрольная - контролируется распределение валового внутреннего продукта по соответст­вующим фондам и расходование их по целевому назначению.

- регулирующая - эта функция связана с вмешательством государства через финансы (а именно государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процессе воспроиз­водства.

В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами вхо­дят несколько взаимосвязанных звеньев. Совокупность входящих в состав финансов РФ звеньев в их взаимосвязи образует финансовую систему России.

Финансовая система РФ:

1. Общегосударственные финансы:

Госбюджет;

Внебюджетные фонды;

Гос. кредит;

Фонды страхования:

А) социальное

Б) личное

В) страх, ответственности

Г) страхование предпринимательских рисков
2. финансы хозяйствующих субъектов

Государственных;

Муниципальных;

Частных (инц., семейных) ;

Акционерных;

Арендных;

Общественных.

Функционирование финансовой системы обеспечивается движением налич­ных денежных знаков и в большей части безналичными денежными платежами и расчетами.

Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отно­шений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, а каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу фи­нансовых отношений.

    Финансовая деятельность государства, её понятия и роль.

Финансовая деятельность государства - это осуществление им функ­ций по планомерному образованию, распределению и использованию денеж­ных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально -экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Главной определяющей целью деятельности государства - создание условий, обеспе­чивающих достойную жизнь человека, его свободное развитие (ст. 7 Консти­туции РФ).

Разнообразие функций обусловлено многозвенностью финансовой систе­мы, своеобразием ее звеньев. В связи с этим государство осуществляет деятель­ность по созданию, распределению и использованию разнообразных видов денежных фондов, бюджетных и кредитных ресурсов, страховых денежных фондов, финансовых средств отраслей народного хозяйства и госпредприя­тий.

Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая со­ставная часть механизма управления, что выражается в форме прямой финансовой поддержки, выделении средств на определенные планы, программы, а так же предоставлении налоговых льгот, предоставлении от­срочек по налоговым платежам, применение низких % ставок или без - % кредитов и т.п. в целях стимулирования какой - либо деятельности, признан­ной государством в качестве приоритетной.

Важной стороной деятельности государства в области финансов является распределение финансовых ресурсов между федеральными органами и субъ­ектами РФ, а так же местным самоуправлением.

При распределении гос. денежных средств применяются 2 ос­новных метода :

    финансирование, т.е. безвозвратный и безвозмездный их отпуск,

2. кредитование, т.е. предоставление средств на условиях возвратно­сти и платности.

Важное значение имеет контрольная функция государства.

    Понятия и предмет финансового права.

Осуществление финансовой деятельности государства требует правового урегу­лирования прав, обязанностей, ответственности участвующих в них субъек­тов. В этом заключается предназначение фин. права: посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством.

Фин. право - это совокупность юридических норм, регулирующих обще­ственные отношения, которые возникают в процессе образования, распреде­ления и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

К предмету фин. права относятся закрепленные структуры фин. системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъ­ектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регу­лирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в про­цессе фин. деятельности.

Предмет фин. права - это общественные отношения, возникающие в про­цессе деятельности гос-ва по планомерному образованию, распределению ииспользованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

    Система и источники финансового права .

Фин. право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Следовательно, система российского фин. права- это объективно обусловленное сис­темой общественных фин. отношений внутреннее его строение, объединение и располо­жение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Наиболее крупные подразделения российского фин. права части: Общая и Особенная .

К общей части относятся нормы фин. права, которые закрепляют основные общие прин­ципы, правовые формы и методы фин. деятельности, деятельности государства, систему гос. органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномо­чий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы фин. контроля и др. по­добные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей фин. деятельно­сти государства и имеют для нее общее значение.

Нормы общей части фин. права конкретизируются в его особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных фин. отношений. В раздел финансового права по признаку однородности регули­руемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов.

Источники фин. права РФ -- это правовые акты представительных и исполнительных органов гос. власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы фин. права.

1. Конституция РФ , конституции и уставы субъектов Федера­ции . В них закрепляются основы правовой организации фин. деятельности государства (или субъектов Федерации) в целом и по отдельным ее направлениям соответственно ис­пользуем звеньям фин. системы.

2. Источники права, которые содержат нормы и др. отраслей права – административного, гражданского, налоового и т.д. к ним относятся КоАП, ГК РФ, НК , а так же законы о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.

3. Новое содержание федеративных отношений в России вызвало к жизни и новые формы федеративного законодательства в области финансов основы регулирования такие как Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91 г., «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г., законы рес­публик в составе РФ, краев, областей, решения органов местного самоуправления . Это, например, законы республик о бюджете, положения о внебюджетных фондах, положения о местных налогах и сборах.

4. Нормы фин. права содержатся и в указах Президента , и в актах органов исполнитель­ной власти - постановлениях Правительства РФ.

5. Большую группу источников фин. права составляют акты финансово-кредитных орга­нов - Министерства финансов РФ, Центрального банка России, Государственной налого­вой службы РФ /приказы, инструкции и др./.

6. Фин. - правовые нормы могут содержатся в актах органов гос, управления - мини­стерств, ведомств, комитетов, регулирующих вопросы финансов в пределах соответст­вующей отрасли или сферы управления, и наконец в локальных актах, принимаемых корпорациями.

5. Взаимосвязь финансового права и других отраслей права.

Финансовое право - это самостоятельная отрасль российского права, которая отграничивается в системе права от всякой другой по предмету и методу правового регулирования. По этим критери­ям происходит совершенно четкое размежевание финансового права с трудовым, семейным, уголовным, земельным и другими отраслями права.