Требования валютного контроля. Валютный контроль Спд валютный контроль правила заполнения

  • при исполнении, прекращении обязательств,
  • при изменении лица в обязательстве,
  • при изменении суммы обязательств по контракту/кредитному договору (включая обязательства по уплате процентных платежей при предоставлении займа резидентом нерезиденту), который необходимо поставить на учет.

Справку предоставлять не нужно:

Как правильно заполнить справку

Справка заполняется в одном экземпляре. Клиенты Альфа-Банка могут заполнить ее в интернет-банке* в электронном виде. Сделать это можно в разделе «Валютный контроль» - «Документы валютного контроля». В интернет-банке есть подсказки и автопроверка введенных данных - заполнить справку будет совсем не сложно.


Обратите внимание

В верхнем поле с наименования банка (АО «АЛЬФА-БАНК») нужно также указать наименование обслуживающего вас филиала, например:
Филиал «Екатеринбургский» АО «Альфа-Банк»


За вас полностью заполнить справку может сотрудник Альфа-Банка**. Если вы являетесь резидентом и представили необходимые документы и информацию. В этом случае вам нужно заполнить и направить подтверждающие документы для ее заполнения.


Как долго банк проверяет справку?

Банк проверяет справку в течение 3 рабочих дней после даты ее представления в банк (если справка оформлена на декларацию на товары, то в течение 10 рабочих дней).

Банк направляет резиденту справку не позднее 2 рабочих дней после даты ее принятия (дата принятия указывается в справке).

Может ли банк отказать в принятии справки?

Банк может отказать в принятии справки, если имеются следующие основания:

  • информация в справке (в том числе код вида подтверждающего документа) не соответствует сведениям в представленных резидентом подтверждающих документах (за исключением информации об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и/или валюты РФ);
  • недостаточно подтверждающих документов и информации, представленных резидентом одновременно со справкой;
  • в случае если ожидаемые сроки репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации превышают дату завершения исполнения обязательств по договору, указанную в ведомости банковского контроля;
  • не соблюден , установленный Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И.

Если банк отказал в принятии справки, резиденту нужно устранить замечания банка и еще раз направить справку.

Справка о подтверждающих документах (СПД) – инструмент, применяемый государством для учета валютных операций в рамках валютного контроля. Основное предназначение справки – подтверждение обоснованности платежей в иностранных деньгах, осуществляемых резидентами РФ. В качестве агента валютного контроля банк обязан отслеживать операции своих клиентов на предмет соответствия законодательству, выявлять неправомерные сделки и передавать полученную информацию вышестоящим органам.

Кто и кому должен предоставлять СПД?

Кому и в каких случаях необходима справка о подтверждающих документах, порядок и сроки ее предоставления – эти и другие вопросы, связанные с контролем валютных операций, регламентируются Инструкцией ЦБ РФ №138-и. Прежде всего данные положения касаются организаций – участников ВЭД, юридических и физических лиц, производящих платежи в валюте по контрактам в адрес зарубежных контрагентов и в связи с собственной деятельностью за пределами страны. При этом обязанность получать разрешение на такие сделки возлагается только на резидентов – организаций и граждан, действующих на территории и под юрисдикцией РФ:

  • юрлиц, занимающихся импортно-экспортными операциями;
  • юрлиц и ИП, оказывающих услуги и выполняющих работы за рубежом;
  • некоммерческих организаций, совершающих расчеты с иностранными партнерами.

Оформив паспорт сделки на договор с заграничным контрагентом в выбранном подразделении банка, резидент обязан обосновать валютные транзакции справкой о подтверждающих документах, поданной вместе с обозначенными в ней бумагами. СПД формируется на документ, удостоверяющий факт поставки товара или оказания услуг по контракту с нерезидентом (акт выполненных работ, счет на оплату и т.д.). Приняв справку, банк подшивает ее в досье по валютным операциям.

Где взять бланк справки?

Для оформления СПД существует специальная форма 0406010, разработанная ЦБ РФ - органом, уполномоченным осуществлять валютный контроль. Но поскольку паспорт сделки открывается в определенном банковском отделении, бланк справки о подтверждающих документах для валютного контроля логично запрашивать там же.

Типовая форма 0406010 приведена в Приложении №5 к Инструкции ЦБ от 04.06.2012 N 138-И, ее можно взять для заполнения, если обслуживающий банк не предъявляет особенных требований к оформлению документа. Как правило, шаблоны справок в разных банках, хоть и незначительно, но отличаются, например, «шапкой», в которой содержатся наименование и реквизиты конкретной кредитной организации.

Документ, оформленный на «чужом» бланке, могут и не принять: заранее узнайте, можно ли скачать «правильный» шаблон на официальном сайте финансового учреждения или заполнить форму СПД в интернет-банке для юрлиц. Все операции по одному валютному договору нужно осуществлять только в том отделении, где было получено разрешение на сделку: именно там проводилась паспортизация, там же находится досье, и через это же подразделение оформляются валютные транзакции.

Как заполнить СПД?

Порядок составления справки прописан все в той же 138-й Инструкции:

  1. Если вы взяли бланк непосредственно в банке, скорее всего, «шапку» вам заполнять не придется. В типовом шаблоне в поле «Наименование банка» нужно вписать полное название кредитной организации и номер отделения. Общепринятые сокращения допускаются.
  2. Дата составления справки по умолчанию указывается в международном формате «ГГГГ.ДД.ММ.», если банк не просит по-иному.
  3. Наименование резидента – здесь вносится название организации. Для НКО – только полное, для коммерческих юрлиц допустимо краткое обозначение, для ИП – ФИО без сокращений, паспортные данные и номер регистрационного свидетельства.
  4. В поле «Паспорт сделки» - номер ПС, если сделка беспаспортная – не заполняется.
  5. В графе «Подтверждающий документ» - номер документа (акта, счета, декларации), на который оформляется справка, и его дата в формате «ДД.ММ.ГГГГ». Указывается дата, проставленная в документе последней, - если их несколько (например, составление и подписание произошло в разное время).
  6. В столбце «Код документа» – обозначение вида документа, включающее цифры и нижнее подчеркивание, взятое из справочника 138-й Инструкции.
  7. Сумма сделки указывается дважды: в валюте подтверждающего документа и в валюте договора. Код валюты – цифровое обозначение в соответствии со справочником валют.
  8. Поле «Признак поставки» предназначено для указания направления оплаты и способа исполнения финансовых обязательств: по факту или по предоплате. Возможные варианты: 1 – получен аванс от нерезидента; 2 – нерезидент совершил оплату по факту; 3 – внесена предоплата от резидента; 4 – оплата нерезиденту по факту.
  9. Графа «Ожидаемый срок» заполняется при условии признака поставки «2» и следующих видов подтверждающих документов: от 01_3 до 04_3, 15_3. Дата устанавливается в стандартном формате и рассчитывается на основе условий контракта: она должна быть не раньше даты платежа по договору, иначе будет расцениваться как просрочка.
  10. При указании ожидаемого срока в графе «Примечания» необходимо пояснить, каким образом этот срок определен, со ссылкой на документ-основание.
  11. В поле «Код страны» вносится цифровой код государства – грузоотправителя или получателя, необходимые коды берутся из справочника.
  12. Достоверность информации скрепляется подписями руководителя фирмы-резидента и ее главбуха.

В какие сроки предоставляется справка?

Справка о подтверждающих документах имеет четкие сроки предоставления, зафиксированные Инструкцией 138-И:

  1. Если на груз имеется таможенная декларация, СПД подается не позднее 15 рабочих дней от даты, указанной в ней. Бывает, что документ «проштампован» несколько раз, то есть товар не сразу прошел через таможню, тогда за точку отсчета берется последняя дата. Фактическое время поступления товара к грузополучателю в данном случае значения не имеет.
  2. При отсутствии таможенной декларации срок в 15 дней начинает отсчитываться с 1 числа месяца, следующего за месяцем таможенного оформления.

Несоблюдение указанных сроков грозит резиденту штрафными санкциями. Основная ошибка, которую допускают организации – новички в валютных контрактах, - недопонимание разницы между таможенной и коммерческой датой доставки груза, в результате чего происходит просрочка с подачей формы 0406010.

Что будет за задержку СПД?

Не предоставленная или задержанная справка о подтверждающих документах является нарушением валютного законодательства. Для резидентов, запоздавших с подачей СПД и приложений к ней, предусмотрена административная ответственность в виде штрафов, дифференцированных по времени просрочки (ст.15.25 КоАП):

  • до 10 дней – для юрлица штраф 5 – 15 тыс. руб., для ИП и должностных лиц – 0,5 – 1 тыс. руб.;
  • 10 – 30 дней – штрафы 20 – 30 тыс. руб. и 2 – 3 тыс. руб. соответственно;
  • свыше 30 дней – 40 – 50 тыс. руб. организациям и 4-5 тыс. руб.- ИП.

Некорректное оформление справки или нарушение срока ее хранения чревато такими же штрафами, как при задержке с документами на месяц и более. Бумаги, относящиеся к валютным сделкам, хранить нужно не менее 3-х лет.

Как исправить справку 0406010?

СПД может быть отклонена банком по следующим основаниям:

  • информация, указанная в справке, не соответствует данным подтверждающих документов;
  • необходимые приложения к справке не предоставлены или их пакет не полон.

В случае, если документы не приняты, организация обязана исправить все замечания и подать весь комплект заново. Уведомить резидента о том, что СПД придется переделать, кредитная организация должна в течение 3-х дней с момента подачи.

Возможна ситуация, когда в уже помещенную в валютное досье справку необходимо внести корректировки. Например, зарубежный контрагент задерживается с оплатой, не подписывает акт выполненных работ, а следовательно, если ожидаемый срок не передвинуть, то произойдет нарушение правил валютного контроля. Корректировка делается в срок 15 дней с момента вступления в силу документов, подтверждающих изменения в совершенной сделке, путем подачи новой формы 0406010 с пометкой в поле «признак корректировки».

Всегда ли нужно подавать СПД?

Существуют условия, освобождающие резидента от подачи справки по валютной сделке:

  • пунктами контракта предусмотрено регулярное внесение фиксированных платежей (как пример – плата за аренду, лизинг);
  • паспорт сделки ликвидируется в связи с переуступкой долга третьему лицу;
  • резидент уполномочил обслуживающий банк самостоятельно формировать справку на основании предоставленных организацией подтверждающих документов.

Поручить финансовому учреждению заботу о подготовке справки для валютного контроля можно при заключении договора на расчетно-кассовое обслуживание или позже, подав соответствующее заявление.

Актуальные вопросы по исполнению требований Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция № 181-И):

В соответствии с требованиями Инструкции № 181-И при совершении операции (в валюте РФ или в иностранной валюте) по контракту, сумма которого в эквиваленте более 200 тыс. руб., но менее "пороговой" суммы для постановки контракта на учет, резидент должен предоставить в уполномоченный банк документы, связанные с проводимой операцией. При этом для проведения платежа в валюте РФ предоставляется расчетный документ по операции, заполненный в соответствии с п. 2.13 Инструкции № 181-И и содержащий информацию о коде вида операции согласно Приложению 1 к Инструкции. Для проведения операции в иностранной валюте рекомендуем также дополнительно предоставить заполненную форму "Сведения о валютной операции". Данная форма размещена на сайте Банка и в системах дистанционного обслуживания.

Никаких действий по контрактам, на которые ранее были оформлены ПС, от резидентов не требуется. Все такие контракты/кредитные договоры с 01.03.2018 г. считаются поставленными на учет в уполномоченном банке. Номер ПС становится уникальным номером контракта/кредитного договора (УНК).

Инструкция № 181-И не предусматривает предоставление резидентами в Банк документов по зачислениям валюты РФ по контрактам, не требующим их постановки на учет. Исключение: в случае несогласия резидента с кодом вида операции, указанным в расчетном документе, либо в случае отсутствия кода в расчетном документе резидент вправе представить в Банк информацию о соответствующем коде вида операции с приложением документов для его обоснования.

Согласно пункта 2) части 1.1 Статьи 19 Федерального закона 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять в уполномоченный банк информацию не только о сроках возврата аванса в соответствии с условиями контракта в случае неисполнения обязательств, но и о сроках исполнения основных обязательств нерезидента по контракту в счет ранее уплаченного аванса. В Пункте 1.1. Приложения 3 к Инструкции № 181-И указан порядок определения (расчета) каждого из этих сроков.

Согласно пункту 8.7 Инструкции 181-И при изменении сведений, содержащихся в принятой банком УК справке о подтверждающих документах (СПД) , в т.ч. сведений об ожидаемом сроке, резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, должен представить в банк УК новую СПД, содержащую скорректированные сведения, с приложением документов, подтверждающих такие изменения.

Для перевода в Банк на обслуживание контракта (кредитного договора), ранее поставленного на учет в другом уполномоченном банке, резиденту необходимо предоставить информацию об уникальном номере контракта/кредитного договора (УНК), а также контракт (кредитный договор) либо выписку из такого контракта (кредитного договора), содержащую информацию, необходимую для заполнения I раздела Ведомости банковского контроля по контракту/кредитному договору.

Для направления "новым" банком запроса в Банк России требуется наличие информации о дате и основании снятия с учета контракта/кредитного договора в "прежнем" банке.

В случае изменения сведений о резиденте, поставившем на учет контракт (кредитный договор), резидент должен представить в Банк заявление о внесении изменений в раздел I ведомости банковского контроля, оформленное в соответствии с требованиями п. 7.2 Инструкции № 181-И, с указанием тех реквизитов, которые требуют изменения в ведомости банковского контроля.
Рекомендованная Банком форма заявления размещена на сайте Банка и реализована в системах дистанционного обслуживания.
Заявление представляется резидентом не позднее тридцати рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц, либо в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо в реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, либо в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.

Банк разработал и предлагает к использованию следующие документы для целей валютного контроля, в рамках исполнения требований Инструкции № 181-И: - Заявление о постановке контракта на учет; - Заявление о постановке кредитного договора на учет; - Заявление о внесении изменений в раздел I Ведомости банковского контроля; - Заявление о снятии контракта (кредитного договора) с учета; - Сведения о валютной операции. Формы документов, а также порядок их заполнения размещены на сайте www.. В разделах «Малый бизнес» и «Крупный бизнес» данная информация также присутствует.
Для клиентов экс-ВТБ24 - на сайте www.vtb24.ru -> Бизнесу -> Расчетное обслуживание -> ВЭД и валютный контроль -> Валютный контроль.
На тех же ресурсах размещены форма справки о подтверждающих документах (установленная Приложением 6 к Инструкции № 181-И) и порядок ее заполнения.
Также обновленные формы документов для целей валютного контроля реализованы в системах дистанционного обслуживания (они могут отличаться от форм, размещенных на сайте).

Согласно главе 4 Инструкции № 181-И контракт (кредитный договор), заключенный между резидентом и нерезидентом, ставится на учет в следующих случаях: Экспортный (Импортный) контракт, предусматривающий вывоз (ввоз) из РФ (в РФ) товаров, выполнение резидентом (нерезидентом) работ, оказание резидентом (нерезидентом) услуг, передачу резидентом (нерезидентом) информации и результатов интеллектуальной деятельности, оказание резидентом (нерезидентом) услуг, связанных с продажей ГСМ и материально-технических запасов для обеспечения эксплуатации транспортных средств, передачу резидентом (нерезидентом) движимого или недвижимого имущества в аренду, финансовую аренду - если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте по курсу Банка России на дату заключения контракта, либо на дату заключения последних изменений (дополнений), предусматривающих изменение суммы контракта, по Экспортному контракту - 6 млн. российских рублей или по Импортному контракту - 3 млн. российских рублей.

Кредитный договор (договор займа) - если сумма предоставляемых (получаемых) резидентом заемных средств равна или превышает в эквиваленте 3 млн. российских рублей по курсу Банка России на дату заключения кредитного договора, либо на дату заключения последних изменений (дополнений), предусматривающих изменения суммы кредитного договора.

Резидент, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), должен осуществить его постановку на учет в следующие сроки (п. 5.7 Инструкции № 181-И):
1) При списании денежных средств (далее - ДС) в пользу нерезидента - не позднее даты представления распоряжения о списании средств.
2) При зачислении ДС от нерезидента - не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления средств на счет резидента.
3) При совершении расчетов с нерезидентом через счет резидента, открытый в банке-нерезиденте - не позднее 30 рабочих дней после окончания месяца, в котором была осуществлена указанная операция.
4) При исполнении обязательств по контракту посредством ввоза в РФ (вывоза из РФ) товаров и при наличии требования о таможенном декларировании товаров - не позднее даты подачи ДТ, документа, используемого в качестве ДТ, заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара).
5) При исполнении обязательств по контракту посредством ввоза в РФ (вывоза из РФ) товаров и при отсутствии требования о таможенном декларировании - не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы (далее - ПД).
6) При исполнении обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены ПД.
7) При исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанных в пунктах 1 - 6 - не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены ПД. 8) В случае если контрактом (кредитным договором) не определена сумма обязательств:
не позднее срока для представления резидентом документов, связанных с проведением операций, не позднее даты подачи документов для таможенного оформления товара или срока для представления справки о ПД в случае иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) при проведении той операции, таможенном оформлении той партии товара, ином исполнении обязательств, в результате которого сумма расчетов по контракту (кредитному договору), стоимость товара по контракту, сумма обязательств по контракту (кредитному договору) будет равна или превысит пороговое значение для постановки контракта (кредитного договора) на учет.

С 01.03.2018 г. номер ранее оформленного по контракту (кредитному договору) паспорта сделки (ПС) становится уникальным номером контракта/кредитного договора (УНК).

Справка о подтверждающих документах (далее СПД) продолжает использоваться в условиях действия Инструкции № 181-И и является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов (п. 1.3 гл. 1). Случаи, порядок и сроки предоставления СПД регламентируются гл. 8 Инструкции № 181-И. Форма и порядок заполнения СПД установлены Приложением 6 к Инструкции № 181-И.

Обращаем внимание, что статьей 15.25 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение сроков предоставления СПД.

С 01.03.2018 отменено требование о представлении резидентами в уполномоченный банк справки о валютных операциях.

В соответствии с Инструкцией № 181-И резидент обязан или вправе предоставить документы, связанные с проводимой операцией.

При наличии требования о предоставлении информации об операции (УНК, код вида операции, ожидаемый срок) данная информация может быть предоставлена как в произвольном формате, так и по форме "Сведения о валютной операции", рекомендованной Банком (для оперативности контроля на стороне Банка).

№14 Достаточно ли для исполнения платежа в иностранной валюте направить в Банк только заявление на перевод с указанием основания платежа и реквизитов договора с нерезидентом, сумма которого меньше или равна эквивалента 200000 рублей?

Нет, такого заявления на перевод недостаточно.

Согласно пункту 2.7 Инструкции № 181-И при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте резидент в рассматриваемой ситуации должен предоставить в уполномоченный банк информацию о коде вида операции, соответствующем наименованию операции из Приложения 1 к Инструкции № 181-И.

Резидент может использовать для предоставления в Банк ВТБ (ПАО) форму "Сведения о валютной операции" или предоставить информацию в произвольной форме на бумажном носителе или по системе ДБО. В любом случае сведения о валютной операции или иное сообщение клиента должно содержать указание на то, что сумма договора с нерезидентом не превышает в эквиваленте 200000 рублей, в связи с чем документы, связанные с проводимой операцией, не предоставляются.

№15 Можно ли считать наличие во внешнеторговом договоре срока его действия достаточным для выполнения требований Федерального закона № 173-ФЗ о включении в договор информации о сроках исполнения обязательств сторонами (вступают в действие с 14.05.2018), или сроки исполнения должны быть установлены отдельно?

По нашему мнению, наличия срока действия договора недостаточно.

Согласно части 1.1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах, заключенных между резидентами и нерезидентами в целях осуществления внешнеторговой деятельности, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам. Срок действия договора может включать также, например, гарантийный период, срок для предъявления возможных претензий после исполнения обязательств или иные дополнительные сроки, не относящиеся к контролю за сроком репатриации средств по внешнеторговым контрактам.

Уважаемые клиенты,

На официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации 20.09.2018 опубликовано Указание Банка России от 05.07.2018 № 4855-У О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

В соответствии с п.2 Указания оно вступает в силу по истечении 60 дней после дня его официального опубликования, то есть с 20.11.2018.

С полным текстом Указания можно ознакомиться на официальном сайте Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru) и в информационно-правовой системе «Консультант».

Подписывая контракт с нерезидентом, например, для поставки товара, для оказания услуг рекламного характера, агентский договор и др., организация автоматически становится участником внешнеэкономической сделки. В таком случае расчеты по контракту с нерезидентом наличными средствами невозможны.

В рамках российского валютного законодательства расчеты по внешнеэкономическим сделкам должны происходить только через уполномоченные банки в безналичной форме. Именно на этом этапе организация обязана пройти валютный контроль для юридических лиц в банке, выполняющем функции агента валютного контроля.

В статье мы с вами разберем: порядок и последовательность проведения валютного контроля банком, какие нужно предоставлять документы в банк для валютного контроля, рассмотрим ответственность за нарушение сроков валютного контроля, а также какие изменения валютного законодательства вступили в силу в 2018 году.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

2. Валютный контроль для юридических лиц

3. Органы российского валютного контроля

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

5. Изменения в закон о валютном контроле

6. Документы в банк для валютного контроля

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

Итак, идем по порядку.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

Основными нормативными документами, регулирующими осуществление валютного контроля банками, являются:

  1. Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» . Данный закон претерпел изменения 14.05.2018 г.
  2. Инструкция Центрального банка №181-И от 16.08.2017 г. , принятая в соответствии с законом №173-ФЗ. Данная инструкция регламентирует процесс предоставления документов и информации в банк при осуществлении валютных операций. И вступила в действие 01.03.2018 г. взамен предыдущей Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И.
  3. Еще один важный документ, имеющий непосредственное отношение к валютному законодательству – статья 15.25 КоАП РФ . В данной статье прописаны все виды ответственности за нарушение нормативных актов валютного законодательства.

Это три основных нормативных документа в области валютного законодательства, которые претерпели существенные изменения в 2018 году. Поскольку незнание закона не освобождает от ответственности, давайте подробнее разберем вышеуказанные нормативные акты и ответственность за их нарушение.

2. Валютный контроль для юридических лиц

Исчерпывающий список операций, на которые распространяется такой контроль, обозначен в ч.9 ст.1 закона № 173-ФЗ. В их числе:

  • покупка или продажа валюты компанией, а также расчеты по контрактам при помощи валюты;
  • ввоз или вывоз валюты;
  • перемещение валюты, принадлежащей компании, на зарубежные счета и возвращение ее обратно с таких счетов.

3. Органы российского валютного контроля

Прежде чем говорить об изменениях и действующих сейчас правилах, обозначим стороны, которые взаимодействуют в ходе валютного контроля.

В целом, логика валютного законодательства для юридических лиц следующая: если в Российскую Федерацию что-то пришло (товары, услуги, денежные средства), а эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства) из Российской Федерации не ушел, то к резиденту административная ответственность не применяется.

Например, резидент импортировал товар из европейской страны, но товар в установленные контрактом сроки не оплатил. Административная ответственность к резиденту применена не будет. Логика прослеживается – страна ничего не потеряла, не так ли? Кроме деловой репутации конечно…

Если наоборот, из Российской Федерации что-то ушло (товары, услуги, денежные средства), то в ответ обязательно должен прийти эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства). Если в этом случае эквивалент не приходит, то резидент несет административную ответственность по ст. 15.25 КоАП. Потому что тут прямые потери для страны.

Налагают административный штраф на резидентов-участников внешнеэкономических сделок органы валютного контроля. Органы российского валютного контроля включают:

  1. Центральный банк РФ – контролирует только кредитные учреждения (банки);
  2. Таможенные органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
  3. Налоговые органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного исключительно с выполнением работ, оказанием услуг по контрактам с нерезидентами;

Информация о нарушении сроков валютного контроля в таможенные и налоговые органы поступает от банков. Соответственно, если организация-резидент нарушила сроки репатриации по импорту товаров, то административный штраф стоит ждать от таможенных органов. Если же организация-резидент нарушила сроки репатриации по «импорту» услуг, то административный штраф стоит ждать от налоговых органов.

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

В федеральный закон №173-ФЗ с 14.05.2018 г. внесено важное изменение:

  • В контракте с нерезидентом обязательно прописываются фактические ожидаемые сроки поступления товара по импорту либо денежных средств по экспорту . Не условный срок, а фактический, т.е. либо конкретное количество дней, либо конкретная дата! Формулировки «в течение двух месяцев» или «по мере готовности» не подойдут.
  • В контракте с нерезидентом обязательно должны быть прописаны сроки возврата аванса , если товары не будут поставлены или не будут оказаны работы, услуги.

Если организация понимает, что сроки подходят, а поставщик-нерезидент не торопится с поставкой товара, по которому организация осуществила предоплату (при импорте) и задерживает оплату (при экспорте), то организации необходимо подписать допсоглашение о переносе сроков поставки (при импорте) или оплаты товара (при экспорте) на более поздний срок. Дата соглашения должна быть до даты поставки товара (при импорте) и оплаты товара (при экспорте).

Когда услуги не оказаны или товары не поставлены и организация понимает, что срок возврата аванса уже подходит, а поставщик-нерезидент не торопится с возвратом денежных средств, то организации необходимо подписать дополнительное соглашение об отсрочке возврата аванса на более поздний срок. Дата этого соглашения должна быть до даты срока возврата аванса, указанного в контракте.

В случае оказания услуг по контракту с нерезидентом может возникнуть ситуация, когда нерезидент задерживает подписание акта выполненных работ или задерживает оплату по оказанным услугам. Тогда при получении акта выполненных работ от нерезидента организация подписывает его текущей датой.

Например, организация получила акт выполненных работ за март 2018 года от организации-нерезидента только лишь 22.05.2018 г.: организация подписывает акт выполненных работ и ставит дату подписания 22.05.2018 г. и предоставляет в банк Справку о подтверждающих документах не позднее 25.06.2018 (не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги).

При выполнении этих правил организацию не привлекут к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП ч. 4,5.

5. Изменения в закон о валютном контроле

Итак, первое изменение вы уже знаете, это обязательное указание фактических ожидаемых сроков в контакте. Давайте поговорим подробнее, какие еще изменения претерпел валютный контроль для юридических лиц согласно Инструкции ЦБ РФ №181-И в порядке взаимодействия с банками при осуществлении валютных операций.

Справка о валютных операциях с 01.03.2018 г. отменена, теперь ее нет «в природе». Но данные изменения не коснулись Справки о подтверждающих документах. Сроки ее предоставления остались те же самые. Обратите внимание, что Справка о подтверждающих документах в «новой» Инструкции №181-И точно также как и в «старой» поименована формой учета и отчетности по валютным операциям.

Справка о подтверждающих документах предоставляется в банк только в том случае, если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке и ему присвоен уникальный номер, что аналогично «старой» Инструкции в случае оформления Паспорта сделки до 01.03.2018 г.

Таблица: Изменения в закон о валютном контроле

Инструкция №138-И

до 28.02.2018 года

Инструкция №181-И

с 01.03.2018 года

Влияние суммы контракта на валютный контроль для юридических лиц
Паспорт сделки (если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте 50 000 долларов США на дату ее заключения) На учет ставится контакт, которому присваивается уникальный номер (подробнее об этом читайте ниже)
Процесс передачи контракта банку
Требовалось оформление паспорта сделки, для чего в банк требовалось представить сам контракт Паспорт сделки отменен, а контракты банк ставит на учет. В некоторых случаях контракт может быть предоставлен позднее
Справка о валютных операциях
При совершении сделки на сумму свыше 1000 долл. надо было: отдать в банк документы, подтверждающие ее необходимость; представить справку о валютных операциях; При совершении сделки от 200 тыс. рублей и выше передает в банк: документы, которые объясняют совершившуюся сделку. Справка о валютных операциях отменена.
Справка о подтверждающих документах
Если сделка состоялась, то банк требовал СПД. Если сделка состоялась, резиденты и нерезиденты предоставляют в банк информацию о виде кода операции. СПД обретает вид единой формы учета и отчетности по валютным операциям
Порядок перевода контракта в иной банк
Требовалась ведомость валютного контроля (ВВК) от организации Банк сам занимается ВВК
Причины, по которым банк имеет право не проводить валютную операцию
Неправильная документация или ее отсутствие.

Подозрение на легализацию преступных доходов.

Обязанность организаций отмечать даты исполнения договора в контракте.

Их отсутствие – повод отказать в ведение валютной операции.

6. Документы в банк для валютного контроля

Как уже сказано выше, паспорт сделки сейчас не составляется. Вместо него появилась другая обязанность – поставить контракт на учет , после чего банк присвоит ему уникальный номер. Это делается в следующих случаях:

  • по экспорту – если сумма контракта равна или более 6 млн. рублей в эквиваленте;
  • по импорту товаров, работ, услуг, кредитным договорам – если сумма контракта равна или более 3 млн. рублей в эквиваленте;

Также с 01.03.2018 года, если в рамках одного контракта поступают денежные средства не более 200 000,00 руб. в эквиваленте – в банк ничего предоставлять не нужно, кроме кода валютной операции.

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

Если в рамках одного контракта поступают денежные средства:

  • по экспорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте, но до 6 000 000,00 руб. в эквиваленте
  • по импорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте — до 3 млн. руб. в эквиваленте

то предоставляются документы по согласованию с банком, которые объясняют совершившуюся сделку.

Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов на основании сведений об экспортном контракте. В случае, если для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер представил только сведения, экспортный контракт должен быть представлен в Банк не позднее 15 рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет Банком.

Чтобы поставить контракт на учет в банке, нужно направить в его адрес контакт или общую информацию по контракту.

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

Резидент обязан поставить контракт на учет в банке в следующие сроки:

при зачислении иностранной валюты или валюты РФ на счет резидента; не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления;
при списании иностранной валюты или валюты РФ; до осуществления валютной операции (перевод денежных средств);
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых есть требования о декларировании; не позднее даты подачи таможенной декларации;
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых нет требования о декларировании; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором осуществлен ввоз товара;
при оказании услуги передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги;
Внесение изменений в поставленный на учет контракт;
Изменение данных резидента (юридический адрес, наименование) в рамках поставленного на учет контракта; заявление о внесении изменений — не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов;

После предоставления организацией-резидентом документов для постановки контракта на учет уполномоченный банк открывает на данный контракт Ведомость банковского контроля и присваивает контракту уникальный номер.

Срок постановки контракта на учет банком – 1 рабочий день. Срок предоставления уникального номера банком резиденту – 1 рабочий день. Итого: в течение двух рабочих дней после предоставления всех документов контракт ставится на учет в уполномоченном банке и ему присваивается уникальный номер, о чем банк уведомляет организацию способом, согласованным с банком. В большинстве случаев это происходит по средствам обмена сообщениями через банк-клиент.

При переводе контракта на обслуживание в другой банк ведомость контроля резиденты «на руки» не получают. Она теперь ведется в электронном виде . Если, по каким-то причинам в новом уполномоченном банке не будет Ведомости банковского контроля, то контракт не будет поставлен на учет. В этом случае необходимо обращаться в Центральный банк РФ.

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

Если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке, то также необходимо составить справку о подтверждающих документах . Справка о подтверждающих документах – это вид единой формы учета и отчета валютных расчетов, которую составляет резидент РФ. Ее форма ОКУД 0406010. Утверждена она приложением 6 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 №181-И.

Справку не оформляют резиденты, заключившие контракт на сумму, не превышающую по экспорту 6 000 000,00 руб., по импорту 3 000 000 руб. Также предоставление справок о подтверждающих документах не нужно при периодических фиксированных платежах.

Вместе со справкой в банк передаются и сами подтверждающие документы . Перечень документов, которые подтверждают факт исполнения обязательств резидента по сделке, содержится в пунктах 9.1.1–9.1.4 Инструкции и определяется с учетом содержания и особенностей проведения конкретной коммерческой операции.

Так, при ввозе (вывозе) товаров подтверждающими документами являются таможенная декларация (либо заявление на условный выпуск), а также коммерческие, товаросопроводительные, перевозочные или иные аналогичные документы. При выполнении работ или оказании услуг в качестве подтверждением будут акты приема-передачи, счета-фактуры, бухгалтерские и иные бумаги. Если вас интересует раздельный учет .

Справка и документы должны быть предоставлены в срок не позднее 15 рабочих дней по истечению месяца, в котором:

Пункт 9.4 Инструкции позволяет организации заключить соглашение, согласно которому обязанность по оформлению СПД будет возложена на обслуживающий банк. Тогда организация подает подтверждающие документы и заявление об оформлении справки.

Обычно справка заполняется и подается через интернет-банк или клиент-банк в электронном виде. Банк проверит ее в течение 3 рабочих дней после ее представления (если справка оформлена на декларацию на товары, то в течение 10 рабочих дней). Принятая справка направляется организации не позднее 2 рабочих дней после даты ее принятия (дата принятия указывается в справке).

Если в подтверждающие документы внесены изменения, то справка заполняется заново и направляется в банк в течение 15 рабочих дней после внесения изменений.

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

За нарушение сроков валютного контроля и другое несоблюдение законодательства предусмотрена ответственность по КоАП.

  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.4,5 в случаях:
  • резидент не обеспечил в контракте условия репатриации
  • денежные средства пришли, но с опозданием
  • денежные средства пришли неполностью

предусмотрен штраф в размере:

  • для ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки и (или) от ¾ до полной суммы невозвращенных денежных средств;
  • для должностных лиц — от 20 000 тысяч до 30 000 тысяч рублей.
  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.6 при нарушении сроков:
  • постановки контракта на учет;
  • сроков предоставления Справки о подтверждающих документах;
  • внесения изменений в контракт, в том числе и в случае изменения данных резидента (юридический адрес, наименование);

предусмотрен штраф в размере:

  • нарушение не более, чем на 10 дней: должностное лицо на 500-1000 р., юридическое 5 000-15 000 р.;
  • нарушение на 10-30 дней: должностное лицо на 2 000-3 000 р., юридическое 20 000-30 000 р.;
  • нарушение более чем на 30 дней: должностное лицо на 4 000-5 000 р., юридическое 40 000-50 000 р.

В целом, изменения в закон о валютном контроле призваны, по мнению Центрального банка РФ:

— либерализовать действующие требования валютного контроля;

— снизить нагрузка на резидентов в части оформления документов валютного контроля;

— уменьшить основания для привлечения резидентов к административной ответственности;

— упрощение механизма взаимодействия резидентов и банков;

А как считаете вы? Действительно ли «новая» Инструкция ЦБ РФ упростила валютный контроль для юридических лиц?

Валютный контроль для юридических лиц: прохождение и документы

При проведении валютных операций банк осуществляет валютный контроль. Интересуют сроки предоставления в банк паспорта сделки, справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах и санкции за их несвоевременную подачу в банк, сроки привлечения к ответственности.

Ответ:

За нарушение установленного порядка валютного контроля организации и индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ на весьма существенные суммы (до 1 млн руб.). В связи с этим автором представлен обзор основных нововведений и изменений, касающихся обязанностей организаций и ИП, осуществляющих финансово-хозяйственные операции с иностранными субъектами (нерезидентами), представлять с 1 октября 2012 г. соответствующие документы в уполномоченный для осуществления валютного контроля банк (банк, в котором у организации открыт валютный счет).

С 1 октября 2012 г. вступила в силу новая Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением». В связи с этим с 1 октября 2012 г. утратили силу:

— Положение Банка России от 01.06.2004 N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций»;

— Инструкция Банка России от 15.06.2004 N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Инструкция распространяется на нерезидентов и резидентов, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»), физических лиц — индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее — резиденты) (п. 1.6 Инструкции N 138-И).

Требования настоящей Инструкции не распространяются на нерезидентов — физических лиц.

Инструкция не распространяется на осуществление валютных операций по счетам, открытым в Банке России, а также на осуществление валютных операций федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными Правительством РФ на осуществление валютных операций в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (п. 1.7 Инструкции N 138-И).

Не применяется Инструкция в отношении тех контрактов или кредитных договоров, сумма которых не превышает 50 000 долл. США (по курсу на дату заключения контракта или внесения в него последних изменений).

Раньше по кредитным договорам нужно было оформлять паспорт сделки, если сумма превышала 5000 долл. США.

Сейчас старый паспорт сделки можно закрыть по кредитному договору на сумму менее 50 000 долл. США.

Сейчас, например, гражданин России может перечислить (как со своего валютного счета в банке, так и с банковской карты) иностранному гражданину (или наоборот, получить от нерезидента) денежные средства (в валюте или в рублях) в виде займа (в т.ч. процентного) в любой сумме и не обязан представлять документы в банк и оформлять паспорт сделки.

Физические лица вправе закрыть ранее открытые паспорта сделок по кредитным договорам (договорам займа) вне зависимости от суммы обязательств.

Оформление расчетного документа (платежки)

В платежке при перечислении или поступлении рублей не нужно указывать номер паспорта сделки (ПС). Раньше в поле «Назначение платежа» в фигурных скобках нужно было указывать код валютной операции (КВО) и номер паспорта сделки (ПС).

Сейчас — только код валютной операции (КВО), например {V011100}.

Не нужно оформлять платежки (ни в рублях, ни в валюте), если:

— расчеты по банковской карте (но нужна СВО);

— расчеты по аккредитиву (но нужна СВО);

— банк имеет право на акцепт платежного требования или инкассового поручения ;

— принудительное взыскание денег по закону или по исполнительным документам.

Оформление паспорта сделки (ПС)

Паспорт сделки оформляется при одновременном выполнении условий:

1) между российской и иностранной организацией (между резидентом и нерезидентом) имеется согласованный (или-или):

— контракт (на ввоз или вывоз товаров, на оказание услуг, выполнение работ, на передачу информации, результатов интеллектуальной деятельности, исключительных прав, на аренду недвижимости, лизинг, кредит, заем);

предварительный договор;

— предложение о заключении договора (оферта);

— проект договора;

2) предусмотрены расчеты с российской организацией в рублях или в валюте:

— через счета в банках РФ;

— через счета в иностранных банках.

3) сумма обязательств превышает в эквиваленте 50 000 долл. США (или-или):

— на дату заключения контракта (кредитного договора);

— на дату изменения суммы обязательств по контракту (допсоглашения);

— на дату «накопления» предельной суммы по контрактам без указания суммы.

Ранее были такие же требования (кроме суммы по кредитному договору — не менее 5000 долл. США).

Сейчас для посредников, участвующих в расчетах (договоры агентские, комиссии, поручения), сумму обязательств для определения обязанности в оформлении ПС (50 000 долл. США) нужно считать по всем денежным расчетам. Ранее предусматривалось только по сумме посреднического вознаграждения.

Таким образом, большинство посредников после 1 октября 2012 г. вынуждены будут оформить паспорт сделки (ПС) и выполнять иные обязательства (предоставлять СВО и СПД ).

Сейчас нужно оформлять ПС и предоставлять СВО и СПД при проведении таких специфических операций, связанных с техническим и эксплуатационным обслуживанием транспортных средств:

— продажи на территории РФ ГСМ, продовольствия, МТЗ и иных товаров;

— приобретения на территории РФ ГСМ, продовольствия, МТЗ и иных товаров;

— продажи за рубежом ГСМ, продовольствия, МТЗ и иных товаров;

— приобретения за рубежом ГСМ, продовольствия, МТЗ и иных товаров.

Ранее это было не нужно.

Согласно изменениям ПС представляется в банк в одном (бумажном) экземпляре (после оформления отдается клиенту, а банк учитывает ПС только в электронном виде).

Ранее нужно было два экземпляра (один в банк, другой клиенту).

Можно также поручить оформление ПС своему банку (по отдельно оформляемому заявлению, если это предусмотрено договором с банком) или своему филиалу (если через его счет идут расчеты по контракту).

Сроки представления в банк паспорта сделки (ПС) и пакета документов (что наступит раньше):

— при зачислении рублей и валюты — до даты представления СВО, т.е. не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления денег;

— при списании рублей и валюты — до даты представления СВО, т.е. не позднее оформления платежки или при использовании банковской карты — не позднее 15 рабочих дней после месяца списания денег по карте;

— при ввозе или вывозе товаров за пределы Таможенного союза — до даты подачи таможенной декларации ;

— при ввозе или вывозе товаров в рамках Таможенного союза (в/из Беларуси и в/из Казахстана) — до даты представления в банк справки о подтверждающих документах (СПД), т.е. не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документов;

— при выполнении работ или услуг — до даты представления в банк справки о подтверждающих документах (СПД), т.е. не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документов;

— при исполнении обязательств иным способом — до даты представления в банк справки о подтверждающих документах (СПД), т.е. не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документов.

Ранее паспорт сделки следовало оформить не позднее осуществления первой валютной операции или первого исполнения обязательств по контракту.

Обратите внимание! Вышеуказанные сроки передачи в банк паспорта сделки и пакета документов в действительности сокращаются на три рабочих дня.

Дело в том, что сейчас документы считаются представленными российской организацией в срок, если в указанные выше сроки организация представила их в банк и банк успел обработать и зарегистрировать ПС (на это банку и дается три рабочих дня).

Ранее документы считались представленными на дату их поступления в банк от российской организации.

Как известно, штраф за несвоевременное представление таких документов составляет от 5000 руб. до 50 000 руб. (п. п. 6.1 — 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ). Переоформление ПС (внесение в ПС изменений) производится только на основании заявления российской организации, переданного в банк, в сроки:

— при обычном переоформлении — 15 рабочих дней после даты оформления изменяющих документов;

— при изменении сведений о российской организации — 30 рабочих дней с даты внесении изменений в ЕГРЮЛ (ЕГРИП);

— если в контракте есть условие о его продлении без подписания допсоглашений — 15 рабочих дней после даты, ранее указанной как дата завершения исполнения всех обязательств по контракту (в банк представляется только заявление о переоформлении ПС с новой датой завершения контракта).

Ранее два экземпляра переоформленного ПС (с пакетом документов) следовало представить банку не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк документов валютного контроля.

Порядок и основания закрытия ПС не претерпели существенных изменений.

Российская организация обязана представить в банк заявление о закрытии ПС:

— при переводе ПС в другой банк;

— при исполнении сторонами всех обязательств по контракту;

— при исполнении обязательства по контракту третьим лицом;

— при уступке требования (переводе долга) на другое лицо (резидента, нерезидента);

— при прекращении обязательств по другим основаниям;

— при прекращении оснований, требующих оформления ПС (например, допсоглашение о снижении суммы по контракту);

— если ПС был оформлен ошибочно.

Банк вправе самостоятельно закрыть ПС без заявления российской организации по истечении 180 календарных дней после даты завершения исполнения обязательств, указанной при оформлении ПС (гр. 6 разд. 3 бланка ПС):

— если по имеющейся у банка информации обязательства по контракту исполнены, но заявление о закрытии ПС организацией не представлено;

— если по имеющейся у банка информации обязательства по контракту не исполнены и организация не представила какие-либо документы или заявления. Конечно же, об этом будет проинформирован орган валютного контроля.

Однако сейчас можно возобновить валютный контроль по закрытому паспорту сделки (ПС), если организацией в контракт будут внесены изменения, предусматривающие продолжение исполнения обязательств по нему (на основании заявления организации и внесения изменений в ПС). Ранее не было такой возможности.

Порядок перевода ПС в другой банк:

— первый банк на основании заявления закрывает ПС;

— первый банк выдает российской организации паспорт сделки и ведомость банковского контроля (ВБК) на бумажном носителе и в электронном виде;

— российская организация несет в новый банк контракт (пакет документов), ПС и ВБК (в бумажном и электронном виде) в течение 30 рабочих дней после закрытия ПС (или не позднее срока представления СВО по зачислению или списанию денег через новый банк);

— новый банк принимает на учет ПС (в котором все, включая номер, остается прежним, но банком заполняется разд. 4 ) и продолжает вести ВБК по контракту.

Оформление справки о валютных операциях (СВО)

При перечислении или получении валюты или рублей по контракту оформляется справка о валютных операциях.

Как и прежде, банку можно поручить заполнять СВО на основании документов, представляемых российской организацией.

Как и раньше, СВО не нужно представлять, если по контракту с расчетами в рублях не оформляется паспорт сделки (ПС). СВО оформляет только резидент (российская организация) и представляет одновременно с обосновывающими документами.

Как и прежде, СВО с расчетами по контракту в валюте нужна вне зависимости от оформления ПС.

По новым правилам при оплате в валюте без оформления ПС в СВО нужно указывать номер и дату документа, явившегося основанием для платежа. Ранее этого не требовалось.

При получении рублей по контракту без паспорта сделки можно (а с паспортом сделки — нужно) оформлять СВО, если в платежке иностранный партнер:

— не указал код валютной операции (КВО);

— в платежке иностранный партнер указал КВО, но вы с ним не согласны.

В обоих случаях нужно соблюдать срок представления СВО — 15 рабочих дней с даты зачисления рублей (иначе грозит штраф по ст. 15.25 КоАП даже при добровольной подаче СВО).

Сейчас российской организации при перечислении рублей иностранной организацией нужно представлять справку о валютных операциях (СВО), если по контракту должен быть оформлен паспорт сделки. Раньше при перечислении рублей этого не требовалось.

Раньше при поступлении рублей от иностранной организации нужно было составлять справку о поступлении валюты РФ. Сейчас вместо нее — СВО.

СВО также нужно представлять при перечислении или поступлении иностранной валюты. Сроки остались прежними.

Нужно оформлять СВО при расчетах в рублях и в валюте в случае расчетов:

— по банковской карте (если оформлен ПС, иначе — не нужно);

— по аккредитиву;

— через счет за границей (в иностранном банке);

— третьим лицом — российской организацией;

— при уступке требования нерезиденту.

Не нужно оформлять СВО при перечислениях в рублях и в валюте в случаях:

— банк имеет право на акцепт платежного требования или инкассового поручения;

— принудительное взыскание денег по закону или по исполнительным документам;

— при расчетах со своим банком;

— перечисления валюты на счет другой организации в своем же банке;

— перечисления валюты на свои же счета в любых банках.

Сроки представления СВО в банк:

— при зачислении рублей и валюты — 15 рабочих дней после даты зачисления;

— при списании рублей и валюты — одновременно с платежкой;

— при списании по банковской карте рублей и валюты — 15 рабочих дней после месяца списания денег по карте (только по оформленным ПС);

— при расчетах в валюте или рублях через иностранный банк — 30 рабочих дней после месяца расчетов (передается вместе с копиями выписок по зарубежному счету).

Корректирующую справку о валютных операциях (СВО) нужно составлять в случае изменения сведений из прежней СВО. Корректирующая СВО — это «новая старая» СВО с измененными данными и звездочкой (*) в поле корректировки.

Раньше корректирующих СВО не было.

Срок представления корректирующей СВО — 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих изменения.

При этом датой оформления изменяющего документа является наиболее поздняя по сроку:

— или дата его подписания;

— или дата вступления его в силу;

— или дата его составления.

В ряде случаев в интересах российской организации как можно скорее представить в банк корректирующую СВО.

Справка дополнена графой 11 «Ожидаемый срок», в которой нужно указывать максимальный срок поставки товаров (работ, услуг) в счет выплаченной иностранному поставщику предоплаты. Этот срок определяется организацией самостоятельно, расчет банком не контролируется.

Однако если в указанный срок поставки не произойдет, то банковская программа будет автоматически фиксировать нарушение валютного законодательства, что может повлечь взыскание штрафа по п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ (от 3/4 до 1 размера суммы аванса).

Иными словами, российской организации нужно вовремя внести коррективы в такую СВО.

По новым правилам в графе 8 СВО нужно указывать номер и дату контракта по операциям в валюте без оформления паспорта сделки (ПС).

Кроме того, сейчас в отдельной ячейке нужно указывать код страны иностранного банка, через который проводятся расчеты в валюте и в рублях.

Оформление справки о подтверждающих документах (СПД)

При исполнении обязательств по контракту (поставки, выполнения работ и т.п.) оформляется справка о подтверждающих документах.

Сейчас СПД представляется в банк в одном экземпляре (ранее — в двух), как прежде, вместе с пакетом документов.

Согласно изменениям нужно представлять СПД и документы по кредитному договору (договору займа). Раньше этого не требовалось.

Не нужно представлять СПД и документы по контракту, предусматривающему периодические платежи (арендные, лизинговые, за услуги связи, страховые взносы и т.п.). Раньше было нужно.

Инструкцией N 138-И полностью изменен (расширен) перечень кодов подтверждающих документов (КПД).

В СПД нужно указывать признак поставки в графе 9:

— 1 — исполнение резидентом обязательств в счет ранее полученного аванса;

— 2 — предоставление резидентом отсрочки платежа нерезиденту;

— 3 — исполнение нерезидентом обязательств в счет ранее полученного аванса;

— 4 — предоставление нерезидентом отсрочки платежа резиденту;

— в рамках Таможенного союза в графе 11 СПД нужно проставлять код страны грузоотправителя (грузополучателя) при поставках, т.е. Казахстан (398) или Беларусь (112) .

В СПД нужно указывать в графе 10 информацию об ожидаемом максимальном сроке получения от нерезидента денег за поставленные товары (работы, услуги).

Этот срок устанавливается российской организацией самостоятельно исходя из условий контракта или исходя из обычаев делового оборота.

Банк только контролирует поступление денег в течение этого срока и при просрочке автоматически отражает нарушение валютного законодательства (что повлечет начисление штрафа по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ в сумме 1/150 ставки Банк России от незачисленных денег за каждый день просрочки и/или от 3/4 до 1 размера незачисленной суммы).

В связи с этим российской организации целесообразно своевременно вносить корректировки в СПД, если по каким-то причинам ранее указанный срок получения от нерезидента денег переносится. Корректирующая СПД представляется в банк в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления изменяющих документов.

Сроки представления СПД и пакета документов:

— импорт или экспорт товаров за пределы Таможенного союза — 15 рабочих дней после даты выпуска по таможенной декларации;

— импорт или экспорт товаров в рамках Таможенного союза — 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документов;

— выполнение работ, оказание услуг, результаты интеллектуальной деятельности — 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документов;

— исполнение (прекращение) обязательств иным способом (например, уступка, новация и т.п.) — 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документов.

Подтверждающие документы:

1) при вывозе (ввозе) товара за пределы Таможенного союза — таможенная декларация ;

2) при вывозе (ввозе) товара в пределах Таможенного союза (или-или):

— транспортные (перевозочные, товаросопроводительные) документы;

коммерческие документы;

— статистическая форма учета перемещения товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.01.2011 N 40);

— иные документы, содержащие сведения о вывозе или ввозе товара, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета;

3) при выполнении работ, оказании услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительных прав:

— акты приема-передачи;

— счета;

— счета-фактуры;

— иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в т.ч. документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета;

4) при ином исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору) — любые подтверждающие документы, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.

Согласно ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.