Гас правосудие. Российской федерации «правосудие» документация и специальное программное обеспечение

11.1.Подсистема «Интернет-портал ГАС «Правосудие»Материалы по подсистеме расположены в папке «Интернет-портал». СПО подсистемы состоит из программного изделия ПИ ИП (Интернет-портал). Состав материалов:


  1. Документация на подсистему.

  2. Дистрибутив модуля сопряжения ПИ ИП с БД ПИ СДП версии 2.2.4.

  3. Дистрибутив модуля сопряжения ПИ ИП с БД ПИ БСР версии 1.4.0.2.

  4. Документация на ПИ ИП.
Наименование эксплуатационной документации:

  1. ПИ ИП. Описание применения. Часть 2. Инструкция по администрированию сайта объекта автоматизации.

  2. ПИ ИП. Описание применения. Часть 3. Инструкция по управлению информационным содержанием сайта объекта автоматизации.

  3. ПИ ИП. Описание применения. Часть 4. Инструкция по установке и настройке модуля «Справочная «Судебное делопроизводство ГАС «Правосудие».

  4. ПИ ИП. Описание применения. Часть 5. Инструкция по использованию поисковой системы Yandex.Server.

  5. ПИ ИП. Описание применения. Часть 6. Инструкция по установке и настройке почтовой системы Communigate Pro Connector.
Документация на ПИ ИП разбита на несколько документов. В состав дистрибутивного комплекта включены только части, предназначенные для эксплуатации на КСА РОСД, КСА ССРФ, КСА РС, КСА ОВС, КСА ГВС.

Установка модуля сопряжения ПИ ИП с БД ПИ СДП (начальная установка и установка обновлений) описана в разделах 1.3–1.5 части 4 описания применения ПИ ИП. Настройка модуля сопряжения ПИ ИП с БД ПИ СДП описана в разделе 1.8 части 4 описания применения ПИ ИП. Для варианта установки с распределением баз данных по видам производства предназначен отдельный инсталлятор, расположенный во вложенной папке “Разделение по видам производства” дистрибутива. Примеры конфигурационных файлов для вариантов публикации материалов дел в РОСД, публикации из нескольких БД расположены во вложенной папке “Примеры конфигурационных файлов” дистрибутива. Конфигурирование модуля сопряжения в данных случаях описано в разделе 1.5 части 4 описания применения ПИ ИП.

Установка модуля сопряжения ПИ ИП с БД ПИ БСР (начальная установка и установка обновлений) описана в разделе 1.10 части 4 описания применения ПИ ИП. Начальная установка модуля сопряжения версии 1.4.0.2 и обновление модуля версий 1.4, 1.4.0.1 до версии 1.4.0.2 реализованы общим инсталлятором. Настройка модуля сопряжения ПИ ИП с БД ПИ БСР описана в разделе 1.11 части 4 описания применения ПИ ИП.

В состав ЭД дополнительно входят документы:


  1. Регламент получения доступа пользователей к публичной почтовой службе ГАС «Правосудие».

  2. Перечень адресов почтовых ящиков объектов автоматизации ГАС «Правосудие».

  3. Форма заявки на подключение к публичной почтовой службе ГАС «Правосудие».

  4. Инструкция по работе со встроенным текстовым редактором.

  5. Регламент организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда общей юрисдикции, утвержденный Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 27 января 2011 г. № 253 в редакции Постановления Президиума Совета судей Российской Федерации от 24 марта 2011 г. № 259.

  6. Текст Федерального закона № 123-ФЗ от 28.06.2010 «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О персональных данных» и статью 15 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

  7. Временный регламент размещения информации о деятельности мировых судей на официальных сайтах органов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (Утвержден Приказом СД при ВС РФ № 173 от 11.08.2010).
Проверка функционирования сайта объекта автоматизации, модуля сопряжения ПИ ИП с БД ПИ СДП, модуля сопряжения ПИ ИП с БД ПИ БСР проводится с АРМ пользователя публичного контура (любого ПК, подключенный к сети «Интернет») путем проверки отображения данных на сайте ОА, настроек этого сайта, а в судах также отображения списка дел, назначенных к слушанию, и опубликованных текстов судебных актов.

Проверка функционирования сайта должна осуществляться со страницы администрирования при помощи анализа статистики использования сайта. Просмотр статистических сведений описан в разделе 2.7 части 2 описания применения ПИ ИП. Настройка подключения модуля сопряжения ПИ ИП с БД ПИ СДП описана в разделе 1.11 части 3 описания применения ПИ ИП. Настройка подключения модуля сопряжения ПИ ИП с БД ПИ БСР описана в разделе 1.12 части 3 описания применения ПИ ИП.

Проверка модуля сопряжения ПИ ИП с БД ПИ СДП описана в разделе 1.9 части 4 описания применения ПИ ИП. При проведении проверки необходимо сравнить данные, опубликованные на сайте суда, с данными, введенными в ПИ СДП. Отсутствие данных свидетельствует о том, что модуль сопряжения установлен, но не используется.

Проверка модуля сопряжения ПИ ИП с БД ПИ БСР описана в разделе 1.13 части 4 описания применения ПИ ИП. При проведении проверки модуля сопряжения ПИ ИП с БД ПИ БСР необходимо сравнить судебные акты, опубликованные на сайте суда, с данными, введенными, обезличенными и разрешенными к публикации в ПИ БСР. Отсутствие данных свидетельствует о том, что модуль сопряжения установлен, но не используется.

Факторы, определяющие процессы информатизации и внедрения автоматизированных систем в правоохранительные органы.

1 фактор. Быстрое и точное решение вопросов по укреплению законности и раскрытию преступлений (и в целом правонарушений).

2 фактор. Рациональное использование сил и средств юристов.

3 фактор. Необходимость чёткой согласованной работы большого числа взаимосвязанных объектов.

4 фактор. Повышение скорости и точности обработки значительных потоков информации.

5 фактор. Повышение качества планирования и принятия решений.

Автоматизированная система – это человекомашинная система, предназначенная для организации и осуществления функций управления, которые используют вычислительную технику и современные средства хранения, передачи и обработки информации.

По территориальным масштабам деятельности они подразделяются:

· Федеральные (или общегосударственные);

· Отраслевые;

· Региональные;

· Локальные или корпоративные.

Их основами деятельности являются (пять основ):

1) Информационная основа, то есть структурированная информация, которая обрабатывается прикладными программами и хранится на внешних носителях.

2) Организационная основа. Это место АС в системе управления и её функциональные связи.

3) Математическая основа. Это комплекс программ, они подразделяются на общие (то есть сама операционная система, есть на каждой АС) и специальные (которые присутствуют в каждой АС и на каждой различны – прикладные программы), технические (это вычислительная система, устройство подготовки и регистрации информации и телекоммуникационная сеть).

4) Правовая основа. Это совокупность нормативных правовых актов, которые регулируют создание и функционирование АС.

В настоящее время существуют следующие автоматизированные системы:

ГАС (Государственные АС). ГАС «Выборы», ГАС «Персона» (правоохранительные органы), ГАС «Правосудие», Единая система информационно-телекоммуникационного обеспечения (ЕСИТО) «Юстиция» (самая маленькая среди всех), Автоматизированная система информационного обеспечения (АСИО) «Прокуратура» и Единая информационно-телекоммуникационная система (ЕИТКС) ОВД (органов внутренних дел) (в ЕИТКС ОВД вошла недавно НЕВОД – налоговых органов).

ЕСИТО «Юстиция» создавалась с 1999 года. У неё следующие подсистемы:

1) Законодательство. Существуют реестры нормативных актов муниципальных образований и регистры их уставов.

2) Регистрация общественных и религиозных организаций.

3) Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (перешла в Росреестр).

4) Государственная регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности (это перешло к Миннауке).

5) Служба судебных приставов.

6) Подсистема федеральной службы исполнения наказания.

7) Информационная сеть делопроизводства.

АСИО «Прокуратура» разрабатывается с середины 80-х годов. В ней была автоматизация 53 задач. Структура её:

· центральная ЭВС (генпрокуратуры);

· региональный ИВС;

· локальные вычислительные сети (ЛВС);

· автоматизированные рабочие места (АРМ) сотрудников органов прокуратуры.

Комплексы задач, которые выделяются в АСИО «Прокуратура»:

1) Криминалистические учёты.

2) Судебные экспертизы.

3) Процессуальные документы.

4) Надзор.

5) Контроль исполнения документа.

6) И ряд других.

Автоматизированные подсистемы:

2. Статистика.

3. Жалоба.

4. Автономная подсистема «Приёмная».

5. Маттехснаб (материально-техническое снабжение).

6. И ряд других.

ЕИТКС ОВД.

Была раньше АСУ МВД с 1965 года она создавалась. С конца 80-х начала 90-х годов она была преобразована в ИВС МВД (информационно-вычислительная система МВД).

ЕИТКС ОВД создаётся с 2006 года (не считая АС арбитражных судов – это самая новая система).

Подсистемы:

1) Телекоммуникационная подсистема. Она представляет из себя интегрированную мультисервисную телекоммуникационную систему (ИМТС ОВД – она так проходит в документах МВД). Имеет четыре уровня:

· Федеральный;

· Региональный;

· Административные центры субъектов РФ;

· Районные центры субъектов РФ.

2) Информационно-технологическая подсистема. Это автоматизированные информационные ресурсы, они бывают общего пользования и специального назначения.

Общего пользования – это оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учёты интегрированных баз данных.

Специального назначения бывают следующих видов:

1. АПК (автоматизированные программные комплексы) двух видов – оперативно-розыскного назначения (к ним относятся антитеррор и СОВА, Сова – это оперативно-розыскная база данных криминалистической полиции).

2. Экспертно-криминалистических учётов (это ДНК, хомоскопия, баллистика).

3. Ведомственный сегмент ГАС, изготовление и контроля загран документов (те, которые содержат в электронной форме биометрические данные о владельцах).

4. Федеральная информационная система обеспечения БДД (безопасности дорожного движения).

5. АСИО органов предварительного следствия.

6. АИС (автоматизированные информационные системы) дежурных частей, контроля миграционной обстановки и других.

3) Третья подсистема ЕИТКС. Интеграционная подсистема. Она представляет собой инфраструктуру единого информационного пространства ОВД (ЕИП ОВД). В неё входят системообразующие компоненты:

· Единая система ведения и распространения классификаторов информации.

· Единая система адресования информационных ресурсов.

· Единая система поиска и обнаружения информационных ресурсов и услуг по их обработке.

· Система, реализующая единые стандарты обмена сообщениями между информационными ресурсами.

4) Четвёртая и последняя подсистема ЕИТКС – это информационная безопасность. В неё входят такие функциональные подсистемы, как:

1. Идентификация и аутентификация пользователей.

2. Разграничение доступа пользователей.

3. Криптографическая и антивирусная защита.

4. Предотвращение утечки информации.

5. И ряд других.

20 мая в 11:30 пробное тестирование. Если мы наберём на пробном тестировании более 50% ответов (это 8 баллов), то мы получаем зачёт. Кто меньше (те же семь) те пока не получают зачёт.

Тогда мы приходим 28 числа, в субботу, с 10 часов он нас буде принимать (весь поток).

В первый раз мы будем 15 вопросов.

К пробному тестированию не будут допускаться те, у которых не зачтены процессуальные акты.

Государственная автоматизированная система «Персона».

Она разрабатывалась с 1998 года на основании постановления коллегии госкомсвязи России (тогда этот орган так назывался) вначале для органов внутренних дел, потом федеральная миграционная служба подключилась, ФСБ и некоторые другие пользователи.

Основная её задача – это оперативное обеспечение органов управления актуализированной информацией о населении.

От системы (этой ГАС):

1. паспортно-визовой информации;

2. учёта посещения России иностранцами;

3. государственный регистр населения;

4. учёт военнообязанных;

5. учёт мигрантов;

6. учёт избирателей;

7. регистрация актов гражданского состояния;

8. регистрация разных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, других льготников, налогоплательщиков, владельцев страхового полиса и других).

ГАС «Выборы».

Правовой основы её деятельности является ФЗ от 10.01.03 «О государственной автоматизированной системе «Выборы»».

Но разрабатывается она с 1998 года, до этого были разные указы и постановления.

Она представляет собой территориально распределённую систему, элементы которой размещаются в более чем 3000 (трёх тысячах) городов и районов страны. И включает почти 109 миллионов избирателей.

Выделяются два блока:

1) Структурный блок.

2) Функциональный блок.

Структурный блок – это комплексы средств автоматизации избирательных комиссий.

Следующие уровни этих средств автоматизации:

1. Центральная избирательная комиссия (ЦИК).

2. Субъектов РФ.

3. Окружные.

4. Территориальные.

5. Участковые.

КСА (комплексы средств автоматизации) состоят из технического, программного и информационного обеспечения, объединяются в информационно-коммуникационную сеть с использованием каналов, сетей связей и передачей данных.

Второй (функциональный) блок.

Состоит из функциональных комплексов задач (ФКЗ), которые автоматизируют основные технологические процессы избирательной системы, а также оперативно представляют информацию в вышестоящие избиркомы.

Существуют следующие ФКЗ:

1. Учёт избирателей. Называется ФКЗ «Избиратель».

2. Автоматизация избирательных процессов. Там идёт планирование, территория, кандидат/депутат и ФКЗ «Итоги».

3. ФКЗ «Картография». Это подготовка картографических данных.

4. ФКЗ «Кадры». Учёт кадрового состава избирательных комиссий.

5. ФКЗ «Контроль финансов». По избирательным фондам.

6. ФКЗ «Делопроизводство».

7. ФКЗ «Право». По избирательному законодательству РФ.

Информатизация судебных органов.

По видам органов судебной власти.

Конституционный Суд РФ. Отдельной автоматизированной системы там не существует (это же самый маленький суд в стране).

Автоматизация производится на основании распоряжения Президента РФ от 21.09.1992 года «Об информационных системах Конституционного суда РФ».

Какие существуют автоматизированные системы:

1) Официальный сайт КС РФ.

2) Внутренний портал Конституционного Суда, который содержит различную информацию для внутреннего пользования (новости там, вакансии…).

3) Банк решений Конституционного Суда и обжалуемых документов.

4) База знаний – правовые позиции Конституционного Суда.

5) Электронная библиотека.

6) АИС (автоматизированная информационная система) «Делопроизводство».

7) АС (автоматизированная система) «Публикации судебных решений».

8) АИПС (автоматизированные информационно-поисковые системы по законодательству). Причём они взяли три АИПС: «Консультант+», «Гарант» и «Кодекс».

Арбитражные суды.

Здесь разрабатывается единая автоматизированная информационно-коммуникационная система (ЕАИКС) Арбитражных судов РФ.

Это производится на основании Концепции информационного обеспечения работы системы арбитражных судов РФ, утверждённых приказом Председателя ВАС от 19.11.08 года.

Подсистемы, которые существуют в этой ЕАИКС:

1. Судебное делопроизводство (процесс).

2. Делопроизводство (обеспечение работы суда).

4. Дистанционное обучение.

5. Бухгалтерский учёт.

6. Планирование расходов, финансирование расходов.

7. Учёт договоров.

8. МТО (материально-техническое обеспечение) «Кадры и государственная служба».

9. Подсистема информационного взаимодействия с внешними пользователями.

Помимо этих автоматизированных подсистем, существует комплекс задач, называемых «Судебно-арбитражная практика».

Суды общей юрисдикции.

Здесь создаётся ГАС (государственная автоматизированная система) «Правосудие».

На основании Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы судебного департамента, которая утверждена Постановлением Совета Судей РФ от 11.04.2002 года.

Объекты информатизации (структура ГАС «Правосудие»).

1) Верховные Суды Республик, краевые, городские, областные, федерального назначения районные и 1 автономной области и 10 автономных округов, а также суды городов федерального значения.

2) Военные суды – окружные, флотские, гарнизонные.

3) По отдельному проекту – Верховный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд РФ (дополнительное соглашение есть).

4) Мировые судьи.

5) Российская академия правосудия (с филиалами).

ГАС «Правосудие» состоит из трёх блоков.

1 блок. Автоматизированные подсистемы.

1. Административное управление;

2. Судебное делопроизводство и статистика;

3. Банк судебных решений (судебной практики);

4. Видеоконференц-связь.

5. Документооборот.

6. Обращения граждан.

7. И ряд других.

2 блок. Функционально-технологические подсистемы.

1) Информационно-справочная;

2) Отображение информации коллективного пользования;

3) Обеспечение безопасности информации;

4) Интернет-портал.

3 блок. Обеспечивающие подсистемы.

1. Связи и передачи данных.

2. Управления и контроля функционирования.

3. Обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания.

4. Обучение кадров.

По отдельному проекту автоматизированные системы Верховного Суда отличаются от ГАС «Правосудия», хотя ВС туда и подключён.

Свои АС ВС РФ:

1) Общие документооборот и делопроизводство;

2) Судебное делопроизводство;

3) Видеоконференц-связь;

4) ЭБД (электронная база данных) судебных документов;

5) Судебная статистика;

6) Автоматизированная справочная система;

7) Информационно-справочные киоски;

8) Табло отображения информации о назначении слушания по делам;

9) Автоматизированная подсистема протоколирования судебных заседаний;

10) Электронный архив судебных решений;

11) WEB-портал (везде по разному называется – интернет-портал, официальный сайт – но суть одна).

Направления информатики, используемые при раскрытии и расследовании преступлений:

1. Разработка алгоритмов и программ;

2. Интегрированный БД (база данных). Существуют в органах внутренних дел.

3. ИВС (информационно-вычислительные системы).

4. АРМ (автоматизированные рабочие места).

По первому направлению (разработка алгоритмов и программ) – это «оружие» по хищению оружия из мест его хранения; информационно-аналитическая «Заказ» (по расследованию заказных убийство).

11 пользователей подключены к интегрированным базам данных – это суды (территориальные и военные суды; квалификационные коллегии судей); прокуратуры (территориальная прокуратура, военная, транспортная и спецпрокуратура – расположена на улице Депутатской и обслуживает ракетный чего-то там завод), федеральная миграционная служба, налоговая полиция была подключена…

Три уровня этих баз данных:

1) Локальный уровень.

Здесь следующие базы: о зарегистрированных событиях и фактах криминального характера, в том числе различных правонарушениях, о правонарушителях и преступниках, о предметах преступного посягательства, об орудиях совершения преступления. Ну и ряд другой имеющей значение информации

2) Региональный уровень.

Здесь о лицах, проходящих по материалам и делам оперативного учёта, а также по уголовным делам.

О лицах, осуждённых, разыскиваемых, без вести пропавших, неопознанных трупах.

О лицах, совершивших административное правонарушение или состоящих под административным надзором.

О лицах, отбывших наказание.

3) Федеральный уровень.

Пофамильная и дактилоскопическая картотеки осуждённых и подучётных лиц.

Досье по тяжким, особо опасным и межрегиональным видам преступлений, на особо опасных рецидивистов, профессиональных преступников и авторитетов уголовной среды.

Оперативная информация (это секретная, тайная информация, которая собирается нелегальным, тайными способами) об организованных и коррумпированных преступных группах.

Сведения о преступлениях и правонарушениях, совершённых иностранцами и в отношении них.

Следующее направление – информационно-вычислительные системы: они бывают информационно-справочные, информационно-логические и экспертные системы (три вида).

Существуют: ИВС «Версия» (по расследованию различных видов преступлений – краж квартирных, убийств…); «Следователь» (ОВД используют), «Хищение» (там же в борьбе с экономическими преступлениями), «Банк» (по расследованию банковских преступлений) и другие.

Четвёртое направление – автоматизированные рабочие места. ВИСИТО «Юстиция». Их много, в общем.

АРМ «Следователь». Автоматизированное рабочее место следователя – АРАМИС.

В неё входят:

· Картотека (учёт дел и лиц у следователя);

· Доказательства (в основном сюда входят протоколы – осмотра места происшествия, допросов, очных ставок…).

· Постановление (возбуждение уголовного дела, прекращение или передача с обвинительным заключением в суд).

· Сервисная подсистема. Тут электронные записные книжки, электронная почта, база данных по законодательству, электронные планировщики…

Информатика в судебной экспертизе.

Направления:

1) Использование информационно-поисковых систем (системы «Опознания» (опознания трупов неопознанных), «Оружие» (по огнестрельному нарезному оружию) с пулетекой и гильзотекой, «Кортик» по холодному оружию, «Папилон» по отпечаткам пальцев, «Тату» по татуировкам криминального мира; раньше была «Помада» когда контролировались потоки продаж, сейчас её уже нет).

2) Проведение (или производство) расчётов и выполнение счётных операций. Используется в судебно-бухгалтерской экспертизе, в автотранспортной и баллистической экспертизах.

3) Нахождение количественных закономерностей, характерных для преступления и его расследования. Здесь экспертизы: почерковедческая, физико-химическое исследование материалов и веществ и идентификация личности.

4) Компьютерно-техническая экспертиза.

Её объектами являются:

· Текстовые и графические документы, но не все, а с использованием средств автоматизации;

· Программы для ЭВМ;

· БД (базы данных);

· Информация, представленная в формате мультимедиа;

· Физические носители информации различной природы.

Задачи компьютерно-технической экспертизы:

1. Воспроизведение и распечатка информации.

2. Восстановление информации.

3. Установление времени ввода, изменения, уничтожения либо копирования той или иной информации.

4. Расшифровка закодированной информации, подбор паролей и вскрытие систем защиты информации.

Факторы, влияющие на развитие компьютерной преступности:

1) Широкое распространение ЭВМ;

2) Развитие программного обеспечения;

3) Появление телекоммуникационных сетей;

4) Компьютерная грамотность населения.

У нас нет компьютерных преступлений, есть преступления против компьютерной информации. Это три статьи – 272, 273, 274 УК РФ, если все эти вышеперечисленные программы произвели: модификацию, блокирование, копирование или уничтожение информации.

Информация, охраняемая законом – это информация, у которой есть обладатель и этот обладатель не даёт доступа к ней.

Способы совершения преступления (их множество, только несколько видов): перехват информации, манипуляция данными, подделка программы (которая выдаёт себя за истинную, а на самом деле является ложной) и несанкционированный доступ к вычислительной системе.

Информационное право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, когда информация является конечной целью правоотношений.

Процессы сбор, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации – это ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ.

Основные информационные процессы

Хранение Передача Обработка

информации информации информации

Объект (процесс) Сбор (восприятие) Подготовка (преобразование информации) Передача Обработка информации Хранение.

Передача Отображение (воспроизведение) информации Потребитель информации.

Предмет информационного права – это общественные отношения в информационной сфере.

Общественные отношения:

1) Уклад (традиции);

3) Общественные связи;

4) Общественные институты.

Информационная сфера (среда) – это сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.

Область поиска, получения и потребления информации


Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг

Государственная автоматизированная система «Правосудие» (ГАС «Правосудие») – это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде.

Ключевая цель создания системы - осуществить комплексную автоматизацию всех функциональ­ных и обеспечивающих задач, стоящих перед су­дами общей юрисдикции, органов судейского со­общества, аппарата Судебного департамента и его управлений (отделов) в субъектах России, причем часть рутинных функций не только автоматизируется, но и выполняется ав­томатически.

Общее число объектов автоматизации ГАС «Правосу­дие» составляет 2825. На каждом из них устанавливается и используется комплекс средств автоматизации (КСА) соответствующего типа

Создание системы началось в 2004 г. в рамках целевой федеральной программы «Развитие судебной системы», а введена в эксплуатацию ГАС «Правосудие» была в 2006 г. В разработке и внедрении ГАС «Правосудие» принимали участие более 30 соисполнителей и поставщиков программно-технических средств.


Для функционирования серверов подсистем ГАС «Правосудие» рассматривается использование следующие операционные системы:

  • Microsoft Windows 2012 Server 64 bit (если серверное ПО, ориентированное только на Windows);
  • Альт Линукс СПТ 6.0 (для использования на серверах безопасности) или аналог, соответствующий ГОСТ Р 54593-2011, сертифицированный ФСТЭК;
  • ALT Linux 7.0 Кентавр (для работы остального серверного ПО, работающего под Linux) или аналог, соответствующий ГОСТ Р 54593-2011.

Для функционирования автоматизированных рабочих мест пользователей рассматривается использование:

  • операционные системы семейства Microsoft Windows 7/8 (32 или 64-битные версии) и офисный пакет MS Office 2013;
  • Альт Линукс 7.0 Desktop (с пакетом офисных программ LibreOffice) или аналог, соответствующий ГОСТ Р 54593-2011.

Финансирование

В 2004-2006 гг. на создание ГАС «Правосудие» было потрачено порядка 1,5 млрд руб. в рамках целевой федеральной программы «Развитие судебной системы». Еще 2 млрд руб. на ее поддержку и эксплуатацию предусматривалось в аналогичной программе на 2007-2011 гг.

Ключевые направления развития

Модернизация и развития информационных систем судов в рамках единого информационного пространства ГАС «Правосудие» осуществляется в соответствии с Концепцией развития информатизации судов до 2020 года (утв. Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. №439).

  • развитие сервисов построения информационного общества, качественное расширение доступа граждан и организаций к информации о судебной деятельности;
  • расширение применения в деятельности судов современных информационных технологий, создание условия для применения элементов электронного правосудия;
  • полномасштабное внедрение в деятельность судов юридически значимого электронного документооборота, электронных архивов и сервисов;
  • совершенствование средств защиты информации;
  • обновление и модернизация программно-технических средств.

На 2016 год

  • разработка рабочей документации;
  • отработка проектных решений (первой очереди) на стендах и опытных зонах;
  • внедрение некоторых инфраструктурных решений.

На 2017 год

  • модернизация комплексов средств автоматизации по результатам опытной эксплуатации первой очереди подсистем с учетом приоритетов и объемом выделенного финансирования;
  • отработка проектных решений (второй очереди) на испытательных стендах и опытных зонах.

На 2018-2020 годы

  • комплектация программными и техническими средствами и подготовка персонала;
  • модернизация комплексов средств автоматизации по результатам опытной эксплуатации (с учетом приоритетов и объемом выделенного финансирования).
  • ввод в промышленную эксплуатацию.

История

2017

Закупка ВКС Avaya и Polycom

Судебная ИТ-система России ГАС «Правосудие» будет дооснащена комплектами видеоконференцсвязи (ВКС), включая оборудование связи и телефонии, факсимильные средства, периферийное оборудование и т. д. Это «железо» Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» закупит в рамках объявленного 17 апреля 2017 г. электронного аукциона с начальной ценой контракта в p578,1 млн. Торги запланированы на 15 мая 2017 года. Победителю нужно будет доставить и настроить технику до 1 ноября. Подробнее смотрите .

2016

Появилась возможность юридически значимой подачи исков в суд через интернет

ФГБУ ИАЦ Судебного департамента сообщил в конце года о запуске в промышленную эксплуатацию сервис подачи в федеральные суды общей юрисдикции исков и других процессуальных документов и получения из судов юридически значимых решений через сеть интернет. Такая возможность реализована на сайтах всех федеральных судов общей юрисдикции на портале ГАС «Правосудие».

В личном кабинете пользователя Портала предоставлена возможность направить в суд иски, заявления, ходатайства и иные процессуальные документы в электронном виде и получать копии судебных актов, извещения, вызовы в суд и иные документы в виде электронных документов, подписанных судьей усиленной квалифицированной электронной подписью.

Для авторизации и осуществления юридически значимого взаимодействия гражданину достаточно иметь усиленную квалифицированную электронную подпись, выданную любым аккредитованным Минкомсвязи России удостоверяющим центром, либо подтверждённый аккаунт в Единой системе идентификации и аутентификации (), который более двадцати миллионов граждан России уже получили на сайте госуслуг.



Поисковая система ГАС «Правосудие» запущена в промышленную эксплуатацию

Система хранения судебных актов, прошедших процедуру деперсонификации в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», создана в 2014 году.

Система предоставляет возможность пользователям сети Интернет получить сведения о делах и о принятых решениях в обезличенном виде при помощи удобных поисковых механизмов. Поисковая система по судебным делам и судебным решениям доступна на официальном сайте Интернет-портале ГАС «Правосудие» (http://sudrf.ru).

Технически источником информации для поисковой системы являются хранилища данных судов общей юрисдикции и Верховного Суда Российской Федерации. Поэтому информация о делах и принятых решениях (в обезличенном виде) в поисковой системе портала ГАС «Правосудие» идентична той, что содержится на сайтах отдельно взятых судов. Система хранения судебным актов, наряду с официальными сайтами судов, является единственным достоверным источником информации о деятельности судов.

Особенность доступа к сведениям о делах и судебных решениях средствами на портале ГАС «Правосудие» заключается в возможности проанализировать информацию в разрезе всей России с использованием инструментов гибкого поиска, детализации по регионам, судам, производствам, инстанциям и другим критериям.

В качестве условия поиска может выступать не только реквизитный состав судебного акта (субъект, категория дела, результат рассмотрения, ФИО участников и т.д.), но также слова и словосочетания, фигурирующие в текстах судебных актов. Это позволяет пользователю производить сквозной поиск по содержимому текстов всех имеющихся в базе судебных актов –полнотекстовый поиск.

Возможность сочетания атрибутивного и полнотекстового поиска значительно повышает эффективность поиска при выборке дел по тематикам.

Поисковые инструменты также позволяют осуществить фильтрацию в массиве данных, предоставленных по первоначальным критериям запроса.

Аналитические инструменты системы хранения судебных актов позволяют пользователю отслеживать события на всех этапах движения дела включая изменения статуса рассмотрения судебного дела, факт начала или прекращения судопроизводства, назначение даты и времени проведения судебного заседания и другое.

Система хранения судебных актов содержит более 33 миллионов судебных решений по гражданским и административным делам, делам об административных правонарушениях, уголовным делам судов общей юрисдикции. Актуализация сведений базы данных системы хранения судебных актов обеспечивается непрерывно в режиме 24 часа в сутки.

Помимо решений федеральных судов общей юрисдикции поисковая система содержит судебные акты и сведения о делах, находящихся на рассмотрении Верховного Суда Российской Федерации включая решения судебной коллегии по экономическим спорам. В поисковую систему загружено более 450 тысяч судебных актов Верховного Суда Российской Федерации.

Технический проект модернизации и развития системы


«Ростелеком» проиграл собственной «дочке» мега-тендер по переезду судов в облако

28 ноября 2016 года Группа компаний «Ростелеком» объявила о заключении контракта с «Информационно – аналитическим центром поддержки ГАС «Правосудие» (ФГБУ ИАЦ Судебного департамента) на создание облачной вычислительной инфраструктуры центра обработки данных ГАС «Правосудие».

Закупка зарубежного оборудования ВКС

27 июня 2016 года стали известны планы ИАЦ поддержки ГАС "Правосудие" на закупку в 2016 году оборудования для видеоконференцсвязи от американских компаний Avaya и Polycom . Планируемая акция обойдется российским налогоплательщикам в сумму ~ 635,4 млн руб .

Сведения о закупке доступны в формате электронного аукциона с начальной максимальной ценой контракта в 635,4 млн руб., за счет которой общая сумма затрат на указанные решения за последние три года может достичь 1,5 млрд руб. Заявки на тендер принимались до 30 июня 2016 года. Торги намечены на 8 июля 2016 года. Срок поставки оборудования с установкой и настройкой - до 10 ноября 2016 года.


Взаимодействие в ГАС "Правосудие", (2014)

В техническом задании указано: закупаемое оборудование (средства связи и телефонии, факсы, периферийное оборудование и т.п.) необходимо для проведения судебных процессов и взаимодействия судей, прокуроров и адвокатов с осужденными или подследственными, удаленного допроса свидетелей и опроса потерпевших по программе защиты свидетелей (с искажением голоса и сокрытием глаз), общения адвокатов и родственников с осужденными, интерактивного дистанционного обучения сотрудников федеральных судов, а также проведения консультаций, совещаний, семинаров судей и сотрудников аппарата суда с коллегами.

В соответствии с тендерной документацией, техника должна быть «полностью совместима с программно-техническими средствами, эксплуатируемыми в ГАС "Правосудие": оборудованием компании Avaya в части VoIP -телефонии и компании Polycom в части оборудования ВКС ».

Согласно изданию Cnews, аналогичные конкурсы госзаказчик проводит регулярно, с периодичностью примерно один раз в год: летом 2014 года при начальной максимальной цене контракта в 471 млн руб. победителем стало ООО «Итерион » с предложением 468,6 млн руб. Соперник компании, ООО «Орбита-сервис », предложила ровно такую же сумму, но заявка получила второй номер.

Летом 2015 года состоялся идентичный по условиям тендер: при стартовой цене контракта 405,4 млн руб. договор заключили с единственным претендентом - «Итерионом », без снижения указанной суммы.

Мнения на рынке

Конкурс не предполагает использования чего-либо, кроме решения Polycom. Это немного странно, так как остается открытым вопрос безопасности, а производитель в любой момент может ввести санкции на поставку оборудования. Это классический пример "влипания" в аппаратную ВКС. Заказчик испытывает зависимость от старых технологий, и чем дальше, тем дороже ему будет это обходится. В техзадании указан фирменный сервер управления, с которым должны быть совместимы терминалы. Но он может быть заменен разными способами (если, конечно, будет указано его назначение, а не наименование и производитель). Сейчас существуют отечественные решения нового поколения, апробированные в госорганах, которые могут обеспечить такой же уровень сервиса и качества. Плюс производитель всегда рядом.

В компании убеждены в технической возможности использовать на основе действующей аппаратной части ГАС другие серверы (не Polycom). Хотя и ограничив функционал. Альтернативные решения не будут отличаться по цене. Поскольку для аппаратных терминалов необходимо транскодировать видео. Терминалы Polycom HDX/Group других протоколов кроме SIP/H.323 не понимают. Переход на альтернативный сервер займет много времени из-за длительного использования в рассматриваемой ГАС зарубежного «железа».

По мнению представителей российской компании Spirit тренд мирового рынка видеоконференцсвязи на 2016 год - переход от аппаратных систем к программным. Однако в госорганизациях РФ не спешат отказываться от закупленных и установленных раннее дорогих иностранных аппаратных ВКС -комплексов и по инерции продолжают расширять свои системы за счет добавления новых "поликомов". Это происходит, несмотря на наличие отечественных полнофункциональных программных ВКС -продуктов мирового класса.

Дополнительно, в арбитражных судах система персональной ВКС судей организована на основе Microsoft Lync . Система управления и администрирования подсистемы ВКС также организована на базе программно-технических средств Polycom моделей /DMA 5000/DMA 7000.

В качестве пограничных маршрутизаторов на объектах автоматизации ГАС «Правосудие» используются программно-технические средства компании Cisco серий ISR1 и ISR2: Cisco8xx, Cisco18xx, Cisco 28xx, Cisco 29xx, Cisco 39xx, с установленным ПО Cisco IOS. Общее количество пограничных маршрутизаторов около 3 тыс. единиц.

2015

Федеральная база исполнительных документов



Претензии аудиторов к созданию центра поддержки ГАС «Правосудие»

В свою очередь, анализ структуры расходов на информатизацию деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судов показал, что выделенный на это в 2013-2014 гг. бюджетный ресурс был сосредоточен на финансировании технического обеспечения функционирования ГАС «Правосудие» – 87%, в то время как на оставшиеся 4 работы приходится всего 13%.

«То есть в качестве приоритета информатизации деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судов избрана закупка товаров и услуг для АРМ судей и работников судов, что явно не способствует формированию единого информационного пространства для судейского сообщества и не повышает доступность информации о деятельности судов», - отмечают в Счетной палате.

По мнению аудиторов Счетной палаты, схема финансирования центра не отвечает требованиям Бюджетного кодекса в части включения в нее бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для информатизации судов: более 50% бюджетных ассигнований, предусмотренных на закупки в сфере ИКТ, расходовались без включения в план информатизации cудебного департамента и не проходили согласование в Минкомсвязи .

Помимо замечаний к схеме финансирования информатизации судов, у счетной палаты также возник ряд вопросов относительно учета имущественного комплекса ГАС «Правосудие». Также аудиторы выявили, что данные о выполнении показателей мероприятий по ФЦП «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», которые предоставлялись в Минэкономразвития и Счетную палату, были недостоверными. Причем эти недостоверные данные были отражены и в отчете правительства РФ об исполнении федерального бюджета за 2013 год. Последнее послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении, который был направлен в Росфиннадзор .

2013

Тендер на поставку ПК в рамках ГАС «Правосудие» признали незаконным

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала обоснованной жалобу Depo Computers на аукцион по поставке 5,1 тыс. компьютеров, а также ряда другого оборудования, для дооснащения объектов автоматизации ГАС «Правосудие» на сумму около 265 млн руб.

Все системные блоки должны комплектоваться LCD LED-мониторами с диагональю экрана не менее 19 дюймов и разрешением не менее 1600x900, а также ИБП номинальной мощностью не менее 700 VA с номинальным выходным напряжением переменного тока 220В, 50 Гц.

В свою очередь, информационные киоски должны иметь не менее пяти слотов расширения архитектуры PCI-Express, не менее одного Ethernet-порта 10/100/1000 BaseT, не менее одного звукового адаптера, не менее шести USB -портов. Устройства должны быть также оснащены средством антивирусной защиты, работающим до старта загрузчика ОС, и встроенным средством защиты от несанкционированного доступа, сертифицированным ФСТЭК. Дисплеи киосков должны быть сенсорными антивандальными, с технологией ПАВ, размером по диагонали 17 дюймов и разрешением не менее 1280х1024.

Второй тендер связан с закупкой программно-технических средств видеоконференцсвязи. Как говорится в документации, приобретаемые ПТС ВКС предназначены для организации связи в режиме реального времени между залами судебных заседаний Верховного Суда РФ, областных и равных им судов, районных судов, городских судов, окружных военных судов (ОВС), гарнизонных военных судов (ГВС), а также с учреждениями ФСИН России .

Программно-технические средства подсистемы связи и передачи данных (ПСПД) и ВКС должны быть полностью совместимы с программно-техническими средствами, эксплуатируемыми в ГАС «Правосудие», а именно: с продукцией компании Avaya - в части VoIP -телефонии и с продукцией компании Polycom - в части оборудования ВКС . На все программно-технические комплексы должны быть предоставлена гарантия не менее 36 месяцев с даты подписания акта приема-передачи товара по договору.

Совокупная стоимость ПТС ВКС оценивается заказчиком в 395 млн руб. Финансирование закупки осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета. На поставку товара и его ввод в эксплуатацию заказчик отвел срок с момента заключения гражданско-правового договора до 16 декабря 2013 г.

На дооснащение объектов автоматизации ГАС «Правосудие» выделят еще 777 млн руб.

Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» объявил в сентябре 2013 года открытый аукцион в электронной форме на поставку, установку и настройку программно-технических средств (комплектов аудио-видеофиксации), необходимых для дооснащения объектов автоматизации ГАС «Правосудие».

В целом заказчик планирует закупить: 550 стационарных модулей аудио-видеофиксации; 1575 стационарных модулей аудиофиксации; 925 мобильных модулей аудио фиксации; 387 модулей хранения данных; 187 модулей для обеспечения вызова свидетелей в зал судебных заседаний; 70 модулей озвучивания зала судебных заседаний; 800 компонентов «Зал судебных заседаний»; 415 компонентов «Помещение скрытого свидетеля». Также предполагается установка и настройка поставленного товара в составе: 3,05 тыс. программно-технических комплектов технической фиксации и протоколирования хода судебных заседаний и 800 программно-технических комплектов для обеспечения допроса свидетеля (потерпевшего) в ходе судебного заседания без возможности его идентификации иными участниками процесса.

Все работы по госконтракту оцениваются заказчиком в 777,98 млн руб. Финансируются работы за счет субсидий из федерального бюджета. На выполнение всех обязательств по госконтракту (поставка, установка и настройка товара) ИАЦ поддержки ГАС «Правосудие» отводит срок до 30 декабря 2013 г.

Как говорится в аукционной документации, закупаемые комплекты аудио-видеофиксации должны предусматривать возможность: создания и отображения текстовых комментариев к фрагментам результатов аудио- (аудио-видео) фиксации; проведения автоматической репликации результатов аудио- (аудио-видео) фиксации (с обеспечением их фонового копирования) с компьютера в зале судебного заседания в модули хранения данных; сохранения и тиражирования копий результатов аудио- (аудио-видео) фиксации на съёмные носители (CD/DVD-диски) с поддержкой проверки целостности записей; прослушивания и просмотра результатов аудио- (аудио-видео) фиксации и редактирования текста протокола на любом мультимедийном компьютере с предустановленной клиентской частью ПО (для прослушивания и просмотра результатов на компьютере без установки дополнительного ПО комплекты аудио-видеофиксации должны иметь веб-интерфейс). Программно-технические средства также должны обеспечивать возможность интеграции с подсистемой «Судебное делопроизводство и статистика» ГАС «Правосудие».

2012: Смена куратора

До 2012 г. систему внедряло и курировало ФГУП НИИ «Восход» , затем, в соответствии с распоряжением правительства, эти функции были переданы «Информационно-аналитическому центру поддержки ГАС «Правосудие» , образованному в конце мая 2011 г.