Красота среди бегущих: Куда и как бегут бизнесмены от российского правосудия. Генпрокуратура рассказала, почему британия не выдает россии обвиняемых

Выдача преступника (экстрадиция) является правом государства, а не его обязанностью. Однако, в случае заключения двустроннего договора об экстрадиции, право становится обязанностью. (1)

Опять же, существующий договор об экстрадиции не гарантирует выдачу преступника в РФ. Как и отсутствие такого договора не говорит о невозможности экстрадиции. Всё зависит от множества факторов (личных отношений глав государств, к примеру).

Из стран, которые не экстрадируют преступников в Россию, можно назвать:

  • Беларусь;
  • Великобритания;
  • Венесуэла (хотя отдельные случаи имели место);
  • Израиль (хотя были случаи во времена СССР);
  • Китай;
  • Польша;
  • Украина;
  • Швеция;
  • Япония.

Принцип невыдачи своих граждан в рамках экстрадиции законодательно закреплён почти во всех странах мира. Когда-то и где-то этот принцип соблюдается, но не всегда и независимо от наличия договора об экстрадиции.

1 - здесь имеется в виду выдача в РФ граждан иностранных государств.

Не выдают преступников страны , между которыми не заключен договор о выдаче преступников, либо этого не предусматривает законодательство страны.

Страны не выдают преступников и в том случае, если есть основания считать, что требование о выдаче вызвано не фактом совершения преступления, а политическими мотивами.

Поэтому практически невозможно представить какой-то перечень стран, которые никогда не выдают преступников другим странам. Всегда существует множество юридических нюансов, которые и определяют, как поступит страна в том, или ином случае.

Опыт показывает, что спецслужбы и силовые структуры разных стран все равно взаимодействуют между собой в расследовании преступлений, так что главный способ избежать выдачи – не совершать преступлений.

не выдают преступников

Каждая страна вправе сама решать выдавать преступников другой стране или нет, иногда даже бывает так, что страна выдает преступников одной стране, а другой стране не выдает.

Например в Россию не экстрадируют преступников из следующих стран:

И это далеко не полный список таких стран.

Все зависит от взаимоотношениях между государствами и заранее подписанных договорах об экстрадации: в соответствии с ними преступник выдается при определенных условиях. А так каждое государство имеет право не выдавать преступника или выдавать: все зависит от политических обстоятельств.

Подобные вопросы регулируются соответствующими двухсторонними международными договорами и соглашениями между конкретными государствами. В этих договорах указываются подробные процедуры таких действий, порядок экстрадиции и другие вопросы.

Прежде всего это те страны, между которыми нет экстрадиции (договора о выдачи преступников). Насчет России, то это Англия , Швеция и США (основные страны, где они скрываются), а также Белоруссия, Украина, Израиль и другие.

Из каких стран нет экстрадиции в Россию?


Экстрадицией называют форму сотрудничества между странами, при которой преступники, скрывшиеся в другом государстве, подлежат передаче на родину, туда, где их ждет наказание за совершенные преступления. Иными словами, сбежал негодяй за границу, там его поймали и вернули обратно – подвергли экстрадиции.

Правда, дело это хоть и регламентированное соглашениями, однако в экстрадиции государство может и отказать, по каким-либо своим причинам – например, при подозрении в политическом преследовании.

У России заключены договоры об экстрадиции с 65 государствами, а в Конституции закреплена норма, запрещающая выдачу россиян другим странам. 65 – это не так и много, учитывая, что всего членов Интерпола 188.

Все чаще отказывает России полюбившаяся олигархам Великобритания , необоснованно политизируя дела. Все чаще приходится искать беглецов в таких экзотических государствах, как Тринидад и Тобаго, Никарагуа, Камбоджа . Но быть уверенным в том, что скрыться от российского правосудия можно где-нибудь за океаном, не стоит. Вовсе не значит, что стоит сбежать, например, в Венесуэлу , и вас уже «не достать». Если страна, в которой найдено укрытие, заинтересована в выдаче преступника, она, несомненно, сделает это – а при необходимости дипломаты применят все возможные методы, чтобы убедить местные власти в правильности такого поступка.

Что касается США , то и оттуда экстрадируют весьма неохотно. А на фоне обострившихся отношения с Россией и вовсе непонятно, как повернется дело.

Кроме того, собственных своих граждан, провинившихся где-то за рубежом и успевших укрыться «в домике», на родине, могут и не выдать. Другое дело, что их могут судить уже у себя, если сочтут необходимым. Так что получение гражданства в другой стране может оказаться выходом для тех, кто ни за что не желает возвращаться в Россию. Не экстрадируют «своих» Беларусь, Украина, Польша, Япония, Китай и некоторые другие страны.

Совет 1: Страны, из которых нет экстрадиции преступников


Что такое экстрадиция


Экстрадиция (от латинских слов ех - «из, вне» и traditio - «передача») означает арест и принудительное возвращение домой граждан, совершивших на родине какое-то преступление и сбежавших за границу. Применяется она также в отношении подозреваемых и осужденных к лишению свободы, являясь одной из форм, используемых государствами в борьбе с преступностью. Все случаи экстрадиции происходят с участием не только прокуратуры, суда, полиции и прочих правоохранительных органов, но и Национального бюро Интерпола.

Обязательна ли экстрадиция?


На словах практически все государства активно борются с преступностью. На самом деле все происходит не столь гладко, поскольку главным условием экстрадиции считается официальный договор. Отсутствие его, как, скажем, у России и США, становится веским основанием для отказа выдать преступника на родину.

Договор в запасе


Иногда случается, что экстрадиция происходит вне договора. Известен случай, когда Израиль все же захотел выдать России Шумшума Шубаева, которого искали за совершение жестокого убийства в Кисловодске. Но сделал он этот жест лишь после обещания вернуть Шубаева после суда в израильскую тюрьму. К слову, выдали израильтяне Боснии и Герцеговине и обвиненного в массовых убийствах во время Гражданской войны бывшего сербского военнослужащего Александра Цветковича.

Земля обетованная


Многие преступники, особенно богатые, не всегда скрываются в Англии, Швеции или Израиле, которые не выдают их родным странам или же выдающих, но с огромным трудом. Нередко для укрытия они выбирают так называемые офшорные зоны или экономически слаборазвитые и потому особо гостеприимные государства Азии и Центральной Америки. К последним, в частности, относятся уже упомянутая Камбоджа, а также Белиз, Гайана, Никарагуа, Тринидад и Тобаго, острова Теркс и Кайкос и им подобные. Их не имеющая достаточных ресурсов экономика сильно заинтересована в притоке иностранного капитала. Пусть даже он и с криминальным следом.

Место России в обмене преступниками


Контекст

В последнее время правовой институт экстрадиции, как на Западе, так и в России, все чаще называют дипломатическим инструментом построения отношений между странами: юристы отмечают, что техническая выдача преступников превращается едва ли ни в обмен заложниками.

Чтобы разобраться, насколько это представление верно, необходимо разобраться в сути, состоящей из множества формальностей, длительной юридической процедуре ареста и последующей выдачи иностранного гражданина по запросу правоохранительных органов другой страны. Почему предугадать исход экстрадиции зачастую оказывается весьма проблематично?

Экстрадиция - выдача одним государством другому государству негражданина этого государства для привлечения к уголовной ответственности или исполнения вынесенного приговора. Считается, что первый договор об экстрадиции, был подписан 33 века назад египетским фараоном Рамзесом II и хеттами. Этот договор, в частности, содержал обязательства обеих сторон по выдаче беглых преступников, в число которых входили как уголовники, так и противники власти.

Однако за прошедшие три с лишним тысячелетия механизм экстрадиции ни на одном континенте так и не приобрел достаточно прозрачный и отлаженный формат. Наоборот, все только усложняется.

В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда: преступление совершено на его территории; преступник является гражданином этого государства; преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

При этом еще надо учитывать, что согласно Европейской конвенции о экстрадиции 1957 года, подписанной в том числе Россией, не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях.

Именно поэтому на Украину, очевидно, никогда не будут выданы экс-президент страны Виктор Янукович и его соратники, объявленные в розыск украинским МВД. Так же как и российские политики, оказавшиеся в списках разыскиваемых украинскими силовиками по обвинению в «финансировании незаконных вооруженных формирований, снабжении их оружием, боеприпасами, военной техникой». Среди них: руководители КПРФ Геннадий Зюганов, «Справедливой России» - Сергей Миронов, ЛДПР - Владимир Жириновский, или, например, министр обороны РФ - Сергей Шойгу.

Впрочем, в свою очередь Россия также объявила в розыск целый ряд украинских политиков, которые также вряд ли когда-либо будут депортированы. Это руководитель МВД Украины Арсен Аваков, экс-губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, лидер запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» Дмитрий Ярош. Они обвиняются в убийствах мирных граждан в Донецкой области.

Не могут служить основанием для экстрадиции и правонарушения, связанные с гражданско-правовой и административно-правовой ответственностью. Государство должно отказывать в экстрадиции тех лиц, которые просят и получают статус беженца.

Также важным фактором является такое условие: преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник. К выданному не может быть применена смертная казнь.

И, наконец, ни одна страна не должна возвращать гражданина другому государству, если есть основания полагать, что в этой стране нарушаются права человека и обвиняемому может угрожать применение пыток.

Впрочем, и все вышеперечисленное не имеет характера строгих, обязательных к исполнению, правил. В реальности, общепризнано в мире, что выдача гражданина по требованию зарубежных правоохранительных органов не обязанность государства, а лишь его право.

Попытаться вернуть из-за границы подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений на родине можно двумя способами.

Во-первых, обычно для этого используется Интерпол. Прокуратура страны, требующей экстрадиции, должна направить в его штаб-квартиру запрос с разъяснением, в чем обвиняется человек и на каком основании.

Интерпол может арестовать объявленную в розыск персону на территории любого государства. По официальным данным, арестовывается примерно каждый пятый разыскиваемый по каналам Интерпола преступник. Однако после этого суд той страны, где был задержан разыскиваемый, должен принять решение о его выдаче. И на этот процесс повлиять Интерпол уже не может.

Второй путь проще. Если между странами действует договор о взаимной экстрадиции, можно обойтись без Интерпола. Однако решение суда той страны, где попытался укрыться обвиняемый, все равно является обязательным элементом этой процедуры.

При этом ни у одной страны мира на сегодня нет соглашений со всеми странами мира. Например, США не имеют договоров об экстрадиции с более чем пятьюдесятью странами, включая Китай. Россия имеет соглашение о выдаче с 65 странами - членами Интерпола.

Вопросам экстрадиционной деятельности посвящены многие международно-правовые документы и решения. В их числе документы ООН (например, Типовой договор о выдаче, принятый на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 года; Римский статут Международного уголовного суда 1998 года и др.), конвенции (Европейская конвенция о выдаче 1957 года, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, Берлинская конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 года) и межгосударственные договоры.

Остановимся подробнее на национальных особенностях основных акторов экстрадиции, кто в ближайшее время может нас удивить или разочаровать в контексте международной борьбы с преступностью.

Россия подписала Европейскую Конвенцию об экстрадиции 1957 года с оговорками, запрещающими выдачу российских граждан. Это обусловлено содержанием главного закона нашей страны. Статья 61 Конституции РФ гласит, что гражданин России не может быть выслан за пределы своей страны.

Таким образом, мы можем говорить лишь о частичном принятии государством такого института, как экстрадиция. РФ в этом смысле отличается от стран Евросоюза, между которыми существует двусторонняя обязанность выдачи преступников. Однако, это не наша исключительная особенность. Аналогичные положения есть, например, в законодательстве Израиля.

Кроме того, согласно статье 471 УПК РФ в передаче лица может быть отказано в случае, если ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный; в случае непризнания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора российского суда и т.д.

Бросается в глаза, что количество экстрадиций в Россию намного меньше как числа безрезультатных запросов, направляемых Генпрокуратурой РФ, так и преступников, выданных нашей страной. По данным Генпрокуратуры РФ, ежегодно Россия направляет в разные страны примерно около 700 запросов об экстрадиции, из которых доводится до завершения 30-60 в год, т.е. процент эффективности этого института для нас - менее 10%. Относительно успешно контакты в поимке и задержанию преступников из России у нас налажены с Германией и Испанией.

Одна из причин этих неудач - отсутствие двустороннего межгосударственного соглашения об экстрадиции с рядом близлежащих стран (например, с Литвой и Эстонией). Нет его у России и с Великобританией, где Генпрокуратуру постигли самые сильные разочарования.

Гораздо активнее идет обратный процесс - экстрадиция из России. По официальным данным, зачастую Россия выдает более 1000 подозреваемых и обвиненных в преступлениях иностранных граждан в год.

По мнению юристов, причина такой нестыковки в российской и европейской позиции по отношению к экстрадиции заключается в некоторой монополизации данного вопроса в РФ одним органом, что вызывает подозрения в объективности за рубежом. В России решение об удовлетворении просьбы об экстрадиции или отказа в ней принимает Главное управление международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры. В то время как в Европе окончательное решение лишь суд, взвешивающий доводы обеих сторон.

Все страны Европейского союза имеют между собой правовые соглашения, позволяющие выдачу своих граждан. Даже Великобритания, согласно Акту об экстрадиции 2003, обязана выдавать, в том числе и своих граждан государствам, с которыми она имеет соответствующие межправительственные соглашения.

Наибольшего прогресса в упрощении экстрадиции добились члены ЕС, которые приняли «Европейский ордер на арест». Фактически он предполагает автоматическое исполнение запроса о передаче предполагаемого преступника, без проверки этого запроса с точки зрения содержания.

Россия сделала шаг по направлению к европейским правилам в феврале 2015 года, когда генпрокурор Юрий Чайка подписал дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 года. Этот документ призван повысить эффективность сотрудничества в вопросах выдачи. Теперь запрашиваемая сторона не должна учитывать срок давности преступления. Кроме того, запросы о выдаче можно будет отправлять в электронном виде. а не в письменном, используя дипломатические каналы, как сейчас.

Особые сложности в возвращении своих граждан, разыскиваемых за совершение преступлений в России, наша страна имеет при запросах в Великобританию. Юристы объясняют это различиями правовых систем наших государств. Система общего права в Англии рассматривает иностранное решение как создающее ответственность одной стороны процесса перед другой, что создает трудности в рассмотрении запроса. Политические причины лишь усугубляют этот процесс.

Юридические причины заключаются в том, что несмотря на то, что между Россией и Великобританией заключен ряд международных договоров о правовом сотрудничестве, ни один из них не содержит четких механизмов для признания и исполнения запросов другой стороны, а также исполнения запросов по экстрадиции.

В 2006 году, казалось бы, был сделан важный шаг для преодоления этой преграды: был подписан меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Генпрокуратурой РФ и Королевской прокурорской службой Англии и Уэльса.

Однако первой реальной выдачей из Великобритании за последние 100 лет стала экстрадиция обвиняемого в убийстве по неосторожности Максима Винцкевича в 2013 году. Решение по его делу на тот момент было пятым положительным решением Великобритании по российским запросам о выдаче после подписания меморандума, но каждый раз британская сторона ограничивалась только декларациями.

В идеале, России следовало бы брать пример с США. Соединенные Штаты на сегодняшний день располагают всеми необходимыми инструментами для экстрадиции лиц, где бы те не находились и независимо от их гражданства.

Из всех американских ведомственных организаций, привлекаемых для решения вопросов с экстрадицией, на первом плане всегда было Управление по борьбе с наркотиками (DEA). Агенты DEA, как правило, фигурируют в особо сложных случаях - таких, например, как экстрадиция россиян Виктора Бута из Таиланда и Константина Ярошенко из Либерии.

Власти США, инициируя процесс экстрадиции, неизменно опираются на собственное законодательство, результаты следствия, судебные решения и другие документы, в том числе двусторонние договоры об экстрадиции и взаимопомощи по правовым вопросам. С каждым годом эти документы носят все более транснациональный характер.

Так, шесть лет назад Исследовательская Служба Конгресса США признала, что ранее в договорах в обязательном порядке прописывалась территориальная юрисдикция. Однако впоследствии, как отмечается в документе, из-за роста террористической угрозы и распространения наркотиков США стали добиваться более широкого применения своего уголовного законодательства. В результате сегодня вполне правомерно говорить о наднациональном характере юрисдикции, которую установили власти США.

К каким результатам это привело, наглядно показывает история сомнительной с правовой точки зрения экстрадиция Виктора Бута. Когда решением таиландского суда его должны были освободить из-под стражи, список обвинений в его адрес чудесным образом преобразился. Вместо обвинений в попытке продать оружие колумбийским повстанцам из FARC (организация признана террористической США, но не международными институтами, в том числе ООН) вдруг появились новые, беспроигрышные: отмывание денег и мошенничество. В итоге, США добилось желаемого, несмотря на решение местного суда.

Несмотря на конфликтную ситуацию между правительствами России и Украины, сотрудничество между странами в сфере экстрадиции продолжается. Оно все так же осуществляется на основе двух международных документов: Европейской конвенции о выдаче 1957 года и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года.

В институциональном плане по вопросам оформления экстрадиции Украина гораздо ближе России, чем Европе. Так же, как и у нас, на Украине решение по запросам иностранных государств в отношении лиц, которых разыскивают следственные органы, принимает Генпрокуратура. Минюст рассматривает запросы в отношении тех, кто скрывается от суда.

После осложнения отношений между соседними государствами российские правоохранительные органы более лояльно относятся к запросам украинских коллег о выдаче разыскиваемых преступников. Так, с января по июль 2015 года Генпрокуратура РФ приняла решение о выдаче на Украину 25 запрашиваемых лиц, в то время как украинская сторона решила выдать российским силовикам только 12 беглецов.

Впрочем, в последние пару лет российская и украинская сторона выдают друг другу практически исключительно только мелких правонарушителей, разыскиваемых за бытовые преступления. Чаще всего это поножовщина в ходе совместного распития алкоголя, после которой преступник пытается спрятаться в соседней стране, пользуясь тем, что граница между Россией и Украиной, по-прежнему, так и осталась фактически прозрачной.

Таким образом, ни о каких единых международных правилах выдачи обвиняемых и подозреваемых в преступлениях говорить пока, к сожалению, не приходится. А активность отдельных стран по лоббированию собственных интересов на этом фронте, по оценкам юристов, скорее уменьшает шансы на появление реально действенного универсального правового механизма экстрадиции в обозримом будущем.

В таких условиях самым эффективным методом возвращения на родину весомых правонарушителей оказывается не юридические, а дипломатические каналы и т.н. «обмен преступниками». До четкости Рамзеса II в исполнении международных договоров современному миру, к прискорбию юристов, еще далеко.

Основные положения об экстрадиции: понятие, виды, страны без экстрадиции


Стремясь скрыться от наказания, гражданин страны может использовать возможность нелегальной эмиграции на территорию государства, находящегося в политической конфронтации с родиной правонарушителя.

Однако правительство в «новом доме» далеко не всегда решает встать на сторону беглеца.

О том, что это такое экстрадиция, из каких стран нет экстрадиции в Россию вы узнаете в данной статье.

Понятие экстрадиции


Экстрадиция представляет собой официально организованную выдачу лица одним государством другому, на основании признания виновным выдаваемого преступника, совершившего преступление закона на территории страны, запросившей экстрадицию.

По субъектному основанию различают следующие виды экстрадиции:

  • лица, являющегося гражданином РФ;
  • подданного другого государства;
  • лица без гражданства;
  • лица с двумя или более гражданствами.

Классификация с учетом цели процедуры:

  • необходимость осуществить уголовное преследование;
  • необходимость отправления правосудия;
  • необходимость исполнить приговор.

Классификация с учетом обязанностей, прав сторон, договаривающихся о проведении процедуры выдачи:

  • по запросу РФ из другого государства в соответствующее ведомство России;
  • по запросу любого государства к РФ.

Принцип экстрадиции


Решая судьбу лица, относительно которого поставлен вопрос о передаче, государство в лице компетентных органов:

  • стремится к первоочередному соблюдению собственных законов, обеспечивающих спокойствие внутри страны, а не порядок в другом государстве;
  • придерживается позиции, что подданных можно привлекать к уголовной ответственности только согласно кодексу их страны проживания;
  • не считает правомерным наказывать за содеянное вне своих территориальных границ;
  • ориентируется на свою обязанность защищать собственных граждан;
  • противится выдаче своих граждан, так как это станет действием, ослабляющим политическую независимость страны.

Каким органом разрешаются вопросы экстрадиции?


Запрос о выдаче рассматривает Генпрокурор РФ, а для разрешения требуется согласование с МИД.

Порядок исполнения


  • Инициатор выдачи занимается сбором пакета документов, подтверждающих, что процедура экстрадиции лица обоснована (ст. 58 Минской конвенции), не нарушит принципов, правил процедуры.
  • Запрашиваемая сторона изучает правомерность предложения о выдаче.
  • В случае одобрения выдачи, проводят согласование условий проведения процесса (определяют дату, время, круг лиц для выполнения конвоирования).

Условия экстрадиции преступника

Экстрадиция преступника это выдача преступника одним государством другому, которая производится в случае:

  • Наличия двухстороннего договора между РФ и страной заявителем/ответчиком об экстрадиции (при этом условия конкретного процесса должны соответствовать прочим условиям выдачи лиц по запросу).
  • Отсутствия у лица российского гражданства (подданные РФ, совершившие в другой стране уголовное преступление, находящиеся в момент запроса об экстрадиции на территории России, выдаче не подлежат — ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, ч. 1 ст. 13 УК).
  • Наличия доказательств, что преступник совершил уголовное преступление (политические (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ), административные, гражданские провинности не являются условиями для инициации экстрадиции).
  • Наличия у преступника подданства страны, запросившей выдачу.
  • Отсутствия упомянутых выше факторов и классификации совершенного преступления, как повлекшего нанесение вреда стране, запросившей выдачу.
  • Тождественности оценок совершенного правонарушения в стране выдающей и запрашивающей выдачу (правонарушение должно считаться таковым не только в стране, требующей экстрадиции, но и в РФ).
  • Предоставления гарантий неприменения к преступнику пыток, унижающих процедур, смертной казни.
  • Предоставления гарантий о содержании обвиненного и осужденного в условиях, не унижающих его человеческого достоинства, не способствующих ухудшению здоровья.

Выдача своих граждан


Не проводится, так как это противоречит Конституции, УК РФ (ч. 1 ст. 61 и ч. 1 ст. 13 УК соответственно).

Запрос об экстрадиции преступника


Соблюдение правил подачи запроса, гарантирует положительный исход дела, если выдача лица не будет противоречить принципам и условиям, делающих невозможным удовлетворение просьбы.

Как правильно сделать?

В запросе обязательно должны присутствовать следующие сведения:

  • полное наименование, адрес учреждения, составившего запрос;
  • полные личные данные лица, о выдаче которого ходатайствует запрашивающий (необходимо перечислить время рождения, сведения о гражданстве, фактическом месте проживания, прочие данные для облегчения идентификации, фото);
  • перечисление причин, приведших к необходимости инициации выдачи, упоминание нарушенных статей закона, документы, подтверждающие правонарушение и размер ущерба;
  • документация с фактами о времени официального вынесения приговора (заверенные копии).

Куда нужно обращаться?

Основания для отказа в экстрадиции


Основные причины для отказа в выдаче:

  1. Нарушение регламента подачи запроса.
  2. Отсутствие базы доказательств вины человека.
  3. Лицо не является подданным государства, запросившего выдачу.
  4. Экстрадиция станет нарушением перечня условий, запрещающих выдачу (см. п. Условия выдачи преступника).

Пример экстрадиции


В июне 2012 года Израиль удовлетворил запрос со стороны РФ об высылке гражданина России Леонида Сухих, нанесшего умышленные тяжелые физические увечья свой жене в ходе бытовой ссоры, случившейся в декабре 2004 года.

Опасаясь возмездия, Сухих скрылся от представителей правоохранительных структур. Уклонение от ответственности стало причиной инициации федерального розыска (март 2005 года), а затем и международного (ноябрь 2009).

После рассмотрения запроса и выяснения обстоятельств дела, соответствующие службы Израиля приняли решение об удовлетворении запроса. К процессу передачи преступника были подключены представители российского Интерпола и ФСИН России.

Страны где нет экстрадиции


Частично страны Азии и Америки с низким уровнем развития (решения принимают ситуативно).

Список стран без экстрадиции в Россию

Экстрадиция (от латинских слов ех - «из, вне» и traditio - «передача») означает арест и принудительное возвращение домой граждан, совершивших на родине какое-то преступление и сбежавших за границу. Применяется она также в отношении подозреваемых и к лишению свободы, являясь одной из форм, используемых государствами в борьбе с преступностью. Все случаи экстрадиции происходят с участием не только прокуратуры, суда, полиции и прочих правоохранительных органов, но и Национального бюро Интерпола.

Обязательна ли экстрадиция?

На словах практически все государства активно борются с преступностью. На самом деле все происходит не столь гладко, поскольку главным условием экстрадиции считается официальный договор. Отсутствие его, как, скажем, у России и США, становится веским основанием для отказа выдать преступника на родину.

Специалисты международного права подчеркивают, что подписание договора вовсе не обязанность, а право. Повлиять же на решение способно многое. Например, плохие отношения между президентами. Именно поэтому полного списка стран, из которых вообще нет экстрадиции, не существует. Однако известно, что почти все, включая Россию, конституционно запрещают экстрадировать только своих граждан, судят их дома.

Многим, наверное, памятна случившаяся в 1970 году трагическая история советского самолета и угон его в Турцию отцом и сыном Бразинскасами. Тогда советское правительство настойчиво и неоднократно требовало экстрадиции угонщиков и убийц, но всякий раз получало отказ только из-за отсутствия договора.

В настоящее время у России подписано 65 соглашений со странами, также входящими в систему Интерпола. При этом договориться с еще 123 представителями этой международной системы россиянам пока не удалось. Среди «отказников», в частности, фигурируют США, Великобритания, Венесуэла, Белоруссия, Украина, Китай, Швеция, Израиль, Япония, Польша и другие. То есть, теоретически все эти сто с лишним стран вполне могут проигнорировать просьбы российских властей в выдаче беглых преступников, зачастую так и поступая. Впрочем, как и наоборот.

Договор в запасе

Иногда случается, что экстрадиция происходит вне договора. Известен случай, когда Израиль все же захотел выдать России Шумшума Шубаева, которого искали за совершение жестокого убийства в Кисловодске. Но сделал он этот жест лишь после обещания вернуть Шубаева после суда в израильскую тюрьму. К слову, выдали израильтяне Боснии и Герцеговине и обвиненного в массовых убийствах во время Гражданской войны бывшего сербского военнослужащего Александра Цветковича.

Разумеется, у медали имеется и другая сторона, в экстрадиции отказывают и при действующем договоре. Основаниями могут являться недостаточная доказательная база преступления; политическая, а не уголовная подоплека запроса; предоставление человеку политического убежища; жестокое обращение в тюрьмах; наличие пыток и .

Еще пошла Япония, способная игнорировать запросы только на том основании, что они делаются на бежавших к ним этнических японцев. Именно так произошло при попытке Перу экстрадировать из Токио бывшего президента своей страны Альберто Фухимори.

Земля обетованная

Многие преступники, особенно богатые, не всегда скрываются в Англии, Швеции или Израиле, которые не выдают их родным странам или же выдающих, но с огромным трудом. Нередко для укрытия они выбирают так называемые офшорные зоны или экономически слаборазвитые и потому особо гостеприимные государства Азии и Центральной Америки. К последним, в частности, относятся уже упомянутая Камбоджа, а также Белиз, Гайана, Никарагуа, Тринидад и Тобаго, острова Теркс и Кайкос и им подобные. Их не имеющая достаточных ресурсов экономика сильно заинтересована в притоке иностранного капитала. Пусть даже он и с криминальным следом.

Экстрадиция представляет собой официально организованную выдачу лица одним государством другому, на основании признания виновным выдаваемого преступника, совершившего преступление закона на территории страны, запросившей экстрадицию.

Виды

По субъектному основанию различают следующие виды экстрадиции:

  • лица, являющегося гражданином РФ;
  • подданного другого государства;
  • лица без гражданства;
  • лица с двумя или более гражданствами.

Классификация с учетом цели процедуры:

  • необходимость осуществить уголовное преследование;
  • необходимость отправления правосудия;
  • необходимость исполнить приговор.

Классификация с учетом обязанностей, прав сторон, договаривающихся о проведении процедуры выдачи:

  • по запросу РФ из другого государства в соответствующее ведомство России;
  • по запросу любого государства к РФ.

Принцип экстрадиции

Решая судьбу лица, относительно которого поставлен вопрос о передаче, государство в лице компетентных органов:

  • стремится к первоочередному соблюдению собственных законов, обеспечивающих спокойствие внутри страны, а не порядок в другом государстве;
  • придерживается позиции, что подданных можно привлекать к уголовной ответственности только согласно кодексу их страны проживания;
  • не считает правомерным наказывать за содеянное вне своих территориальных границ;
  • ориентируется на свою обязанность защищать собственных граждан;
  • противится выдаче своих граждан, так как это станет действием, ослабляющим политическую независимость страны.

Каким органом разрешаются вопросы экстрадиции?

Запрос о выдаче рассматривает Генпрокурор РФ, а для разрешения требуется согласование с МИД.

Порядок исполнения

Общие положения:

  • Инициатор выдачи занимается сбором пакета документов, подтверждающих, что процедура экстрадиции лица обоснована (ст. 58 Минской конвенции), не нарушит принципов, правил процедуры.
  • Запрашиваемая сторона изучает правомерность предложения о выдаче.
  • В случае одобрения выдачи, проводят согласование условий проведения процесса (определяют дату, время, круг лиц для выполнения конвоирования).

Условия экстрадиции преступника

Экстрадиция преступника это выдача преступника одним государством другому, которая производится в случае:

  • Наличия двухстороннего договора между РФ и страной заявителем/ответчиком об экстрадиции (при этом условия конкретного процесса должны соответствовать прочим условиям выдачи лиц по запросу).
  • Отсутствия у лица российского гражданства (подданные РФ, совершившие в другой стране уголовное преступление, находящиеся в момент запроса об экстрадиции на территории России, выдаче не подлежат — ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, ч. 1 ст. 13 УК).
  • Наличия доказательств, что преступник совершил уголовное преступление (политические (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ), административные, гражданские провинности не являются условиями для инициации экстрадиции).
  • Наличия у преступника подданства страны, запросившей выдачу.
  • Отсутствия упомянутых выше факторов и классификации совершенного преступления, как повлекшего нанесение вреда стране, запросившей выдачу.
  • Тождественности оценок совершенного правонарушения в стране выдающей и запрашивающей выдачу (правонарушение должно считаться таковым не только в стране, требующей экстрадиции, но и в РФ).
  • Предоставления гарантий неприменения к преступнику пыток, унижающих процедур, смертной казни.
  • Предоставления гарантий о содержании обвиненного и осужденного в условиях, не унижающих его человеческого достоинства, не способствующих ухудшению здоровья.

СПРАВКА! Лица, попросившие политического убежища у РФ и получившие его, экстрадиции не подлежат.

Выдача своих граждан

Не проводится, так как это противоречит Конституции, УК РФ (ч. 1 ст. 61 и ч. 1 ст. 13 УК соответственно).

ВАЖНО! Лица, официально являющиеся подданными двух государств, одно из которых РФ, автоматически попадают в категорию лиц, передача которых не осуществляется.

Запрос об экстрадиции преступника


Соблюдение правил подачи запроса, гарантирует положительный исход дела, если выдача лица не будет противоречить принципам и условиям, делающих невозможным удовлетворение просьбы.

Как правильно сделать?

В запросе обязательно должны присутствовать следующие сведения:

  • полное наименование, адрес учреждения, составившего запрос;
  • полные личные данные лица, о выдаче которого ходатайствует запрашивающий (необходимо перечислить время рождения, сведения о гражданстве, фактическом месте проживания, прочие данные для облегчения идентификации, фото);
  • перечисление причин, приведших к необходимости инициации выдачи, упоминание нарушенных статей закона, документы, подтверждающие правонарушение и размер ущерба;
  • документация с фактами о времени официального вынесения приговора (заверенные копии).

Куда нужно обращаться?

В прокуратуру.

Основания для отказа в экстрадиции

Основные причины для отказа в выдаче:

  1. Нарушение регламента подачи запроса.
  2. Отсутствие базы доказательств вины человека.
  3. Лицо не является подданным государства, запросившего выдачу.
  4. Экстрадиция станет нарушением перечня условий, запрещающих выдачу (см. п. Условия выдачи преступника).

Пример экстрадиции


В июне 2012 года Израиль удовлетворил запрос со стороны РФ об высылке гражданина России Леонида Сухих, нанесшего умышленные тяжелые физические увечья свой жене в ходе бытовой ссоры, случившейся в декабре 2004 года.

Опасаясь возмездия, Сухих скрылся от представителей правоохранительных структур. Уклонение от ответственности стало причиной инициации федерального розыска (март 2005 года), а затем и международного (ноябрь 2009).

После рассмотрения запроса и выяснения обстоятельств дела, соответствующие службы Израиля приняли решение об удовлетворении запроса. К процессу передачи преступника были подключены представители российского Интерпола и ФСИН России.

Страны где нет экстрадиции

Частично страны Азии и Америки с низким уровнем развития (решения принимают ситуативно).

Список стран без экстрадиции в Россию

Рассмотрим подробнее в каких странах нет экстрадиции в Россию?

России запросы о выдаче бессмысленно подавать, если правонарушитель является подданным:

  • Америки.
  • Японии.
  • Украины.
  • Белоруссии.
  • Китая.
  • Польши.
  • Великобритании.
  • Швеции.

Экстрадиция из России в Украину

Выдача лиц, совершивших преступление, возможна в случае, когда правонарушитель является:

  • подданным Украины;
  • лицом, не просившим у РФ политического убежища;
  • запрашивающий имеет пакет неопровержимых доказательств, указывающих на вину лица;
  • при подаче запроса были соблюдены формальности;
  • выдача гражданина не противоречит условиям экстрадиции.

Экстрадиция в России есть или нет?


Есть. РФ активно участвует в процессах возвращения преступников в страну, где те совершили преступления, если это не противоречит Минским конвенциям и условиям для экстрадиции.

Преступникам не всегда удается избегать правового возмездия из страны проживания, если получается сбежать в другое государство.

При запросе об экстрадиции, вопрос будут решать с учетом целого ряда факторов.

  • Низкие цены на недвижимость. Комфортабельные апартаменты на берегу Средиземного моря обойдутся вам от 30000 евро. Цены значительное ниже, чем в остальной Европе.
  • Низкие цены на все. На северном Кипре и продукты питания и налоги ощутимо ниже, чем в России. При этом цены на остальное находятся на таком же уровне.

Если подводить итог, то Северный Кипр — это идеальная вариант для жизни, и не только при наличии проблем с законом в России.

Грузия - полный отказ от дипломатических отношений с Россией

Это может показаться странным, но Грузия не только является страной, не выдающей преступников России. Грузия является государством, которое разорвало все дипломатические отношения с Россией. Это является следствием вооруженного конфликта, который произошел в августе 2008 года в Южной Осетии. Несмотря на то, что режим в Грузии давно сменился и отношения между странами стали заметно теплее, грузинская сторона не спешит восстанавливать дипломатические отношения с Россией.

Но как это соотносится с нашим вопросом и почему Грузия возглавляет список стран, не выдающих преступников России. Все дело в том, что подобные запросы шлются исключительно по дипломатической линии, которых на данный момент просто нет. Прямые обращения спецслужб получали вежливые отказы со стороны грузинских коллег.

Получить вид на жительство в Грузии можно несколькими способами, в том числе и при помощи инвестиций в экономику. На данный момент эта сумма составляет всего 100000 евро, но в ближайшее время данный ценз будет поднят в три раза.

Так почему же Грузия проигрывает Северному Кипру, казалось бы более очевидное превосходство в этом плане:

  • Получения вида на жительство на Северном Кипре гораздо более просто процесс. Никакого ценза по сумме нет, можно купить самую дешевую квартиру и остаться жить в этой стране. Также в Грузии не до конца отрегулирован сам процесс, поскольку данный законопроект принят только в этом году.
  • Уровень жизни в Грузии ниже, чем на Северном Кипре. Банально жизнь в центре Средиземного моря выглядит гораздо более привлекательной.
  • Спецслужбам сложнее воздействовать на вас. Несмотря на то, что по официальным линиям идут отказы, спецслужбы могут прибегнуть и к неофициальным методам воздействия.

Однако, если у вас не получается перебраться на Северный Кипр, то Грузия кажется очень интересным вариантом.

Соломоновы острова, Бутан и Косово - государства, скрывающие преступников из России

Эти три страны в списке, не выдающие преступников России, выделены в один пункт по ряду причин. В первую очередь — это неимоверная сложность пребывания или дороги. Рассматривать их стоит только в том случае, если Северный Кипр или Грузия не подходит по каким-либо вариантам.

Соломоновы острова — это государство, находящееся в Тихом океане. Весь парадокс ситуации в том, что с Украиной эта страна заключила договор о дипломатических отношениях. Главная проблема — добраться сюда и получить визу. Вы можете попытаться оформить визу сами, обойдется вам это примерно в 30 долларов, но велика вероятность того, что вы ответа просто не получите. Можете воспользоваться услугами сторонних организаций, они обойдутся вам примерно в 200 долларов. Если вас не пугают эти трудности, и вы хотите жить в тропическом государстве, то Соломоновы Острова могут оказаться неплохим выбором.

Бутан находится глубоко в Гималаях. Эта страна является одной из самых закрытых в мире, дипломатических отношений нет практически ни с кем. А это значит, что Бутан является государством, не выдающей преступников России. Иностранцев здесь не любят, но если у вас есть деньги, то вам будут все улыбаться. Также стоит знать, что в этой стране нет телевидения и интернета. Если у вас есть много денег и вы хотите побыть в тишине, то Бутан будет неплохим вариантом.

Косово, это государство Россия не признает, а значит и не заключает дипломатических отношений. Косово — это дешево и сердито, но нужно помнить, что конфликт на этой земле до конца не исчерпан, а русскоговорящих здесь могут принять очень холодно. Поэтому эта страна является, пожалуй худшим вариантом.

Еще несколько стран, о которых стоит знать

Если с вышеперечисленными государствами всё понятно, то есть еще небольшой список стран, не выдающих преступников России, несмотря на налаженные дипломатические отношения.

  • Великобритания, США, Швеция. Отношения с этими странами всегда были очень натянутыми, отголоски холодной войны слышны до сих пор. А усилившаяся агрессивность российской внешней политики, только обостряет и так не простые взаимоотношения. Как итог — абсолютное большинство запросов получает отказ, ссылаясь на негуманность российских судов и политизированность преследований.
  • Украина. После событий 2014 года Украина не стала разрывать дипломатические отношения, как сделала это Грузия, но практически свела их на нет. Все запросы о выдачи преступников всегда получают отказ, но стоит понимать, что ситуация может измениться в любой момент.
  • ОАЭ. Неожиданно в этом списке оказались Арабские Эмираты. Всё дело в том, что по закону этой страны выдача преступника возможна только в случае, если он является членом ОПГ.

Заключение

Сегодня мы подробно рассмотрели страны, не выдающие преступников России, а именно список надежных вариантов. Экстрадиция сегодня — это крайне неэффективный инструмент, который, зачастую, работает исключительно на бумаге. Поэтому многие люди, нарушившие закон, себя свободно чувствуют в других странах.