Понятие уголовного преследования. Виды уголовного преследования. Уголовное преследование: понятие

§ 1. Понятие и виды уголовного преследования

Уголовное преследование – процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК). Из данного определения вытекает, что уголовное преследование – это деятельность, связанная с преследованием конкретного лица, уже поставленного в положение подозреваемого и обвиняемого. А деятельность стороны обвинения, осуществляемая до появления в деле подозреваемого и обвиняемого, уголовным преследованием не является.

Уголовное преследование осуществляется в целях изобличения подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления. Поэтому, строго говоря, если в качестве подозреваемого или обвиняемого фигурирует лицо, не причастное к преступлению, то деятельность по его "изобличению" нельзя назвать уголовным преследованиям.

В соответствии с ч. 1 ст.20 УПК, в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке.

Согласно ч. 2 ст. 20 УПК, делами частного обвинения считаются уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои), ч. 1 ст. 129 (клевета без отягчающих обстоятельств) и ст. 130 (оскорбление) УК РФ. Эти дела возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, а также его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

На основании ч. 3 ст. 20 УПК, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 131 (изнасилование без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 136 (нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 138 (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 139 (нарушение неприкосновенности жилища без отягчающих обстоятельств), ст. 145 (необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет), ч.1 ст.146 (нарушение авторских и смежных прав без отягчающих обстоятельств) и ч.1 ст.147 (нарушение изобретательских и патентных прав без отягчающих обстоятельств) УК РФ являются делами частно-публичного обвинения. Они возбуждаются только по заявлению потерпевшего, но прекращению в связи с примирением его с обвиняемым не подлежат. Единственное исключение из этого общего правила предусмотрено ст. 25 УПК, в которой говорится, что суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных ст. 76 УК РФ, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

Остальные дела, согласно ч. 5 ст. 20 УПК, считаются уголовными делами публичного обвинения.

Выделение преступлений, преследуемых в порядке частного и частно-публичного обвинения, обусловлено тем, что данные преступления затрагивают интересы потерпевшего, и в связи с этим необходимо учитывать его мнение, нуждается ли то или иное лицо в уголовном преследовании либо можно обойтись иными средствами разрешения возникших конфликтов.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 4 ст. 20 УПК, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении частного и частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами. Но в данной статье ничего не говорится, подлежит ли это дело прекращению за примирением сторон. В ч. 2 и 3 ст. 20 УПК определяется круг лиц, по заявлению которых может быть возбуждено уголовное дело частного или частно-публичного обвинения. Коль скоро ни одно из этих лиц с заявлением не обращалось, а уголовное дело было возбуждено прокурором (либо следователем или дознавателем с согласия прокурора) по собственной инициативе, то данное дело прекращению за примирением потерпевшего с лицом, в отношении которого оно было возбуждено, не подлежит. Об этом же говорит и ч. 3 ст. 21 УПК.

Однако в указанной норме есть одно неясное положение. Если в ч. 4 ст. 20 УПК говорится, что возбудить производство по делу частного и частно-публичного обвинения может не только прокурор, но также следователь или дознаватель с согласия прокурора, то в ч. 3 ст. 21 УПК сказано, что осуществлять уголовное преследование по этим делам вправе только прокурор. В литературе высказывалось мнение, что и возбуждать уголовное дело, и вести уголовное преследование правомочны не только прокурор, но и следователь, и дознаватель. Но возможно и иное суждение: возбудить уголовное дело, преследуемое в порядке частного или частно-публичного обвинения, может и прокурор, и следователь, и дознаватель (два последних участника процесса вправе принять такое решение лишь с согласия прокурора), а вести по нему расследование – только прокурор. Вообще по данному вопросу требуется разъяснение самого законодателя.

В ч. 1 ст. 21 УПК говорится, что прокурор, а также следователь и дознаватель осуществляют уголовное преследование от имени государства по делам частного и частно-публичного обвинения. Стало быть, только эти лица вправе возбудить уголовное дело и вести по нему производство. Для других же лиц участие в данном уголовном деле – это их право, но не обязанность.

В соответствии с ч. 2 той же статьи, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель в каждом случае обнаружения признаков преступления принимают предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении.

Часть 4 ст. 21 УПК гласит, что требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Отсюда следует, что соответствующие органы и лица, которым адресованы эти процессуальные документы, должны выполнить содержащиеся в них поручения.

В ст. 22 УПК содержится указание, что потерпевший, его законный представитель и (или) представитель вправе участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, а по уголовным делам частного обвинения – выдвигать и поддерживать это обвинение. Думается, что указанные лица могут участвовать не только в уголовном преследовании обвиняемого, но и подозреваемого.

Согласно ст. 23 УПК, если деяние, предусмотренное гл. 23 УК РФ, причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное дело в этом случае возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия. Как правильно отмечается в литературе, дело о данном преступлении, по существу, является делом частно-публичного обвинения, поскольку подлежит возбуждению только на основании заявления (или с согласия) руководителя данной организации.

§ 2. Основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования

В соответствии с действующим законодательством, возможен отказ в возбуждении уголовного дела, прекращение уже возбужденного дела, а также прекращение уголовного преследования. Наличие какого-либо из обстоятельств, перечисленных в ст. 24 УПК, ведет как к отказу в возбуждении уголовного дела, так и к прекращению уже возбужденного дела. При этом прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования (ч. 3 ст. 24 УПК). В связи с примирением сторон (ст. 25 УПК), а также в связи с изменением обстановки (ст. 26 УПК) возможно только прекращение уголовного дела, но не отказ в его возбуждении. А ст. 27 и 28 УПК предусматривают прекращение уголовного преследования. Причем, в соответствии с ч. 4 ст. 27 УПК, в случаях, предусмотренных данной статьей, допускается прекращение уголовного преследования в отношении конкретного подозреваемого, обвиняемого; уголовное же дело, возбужденное по факту преступления, не прекращается и производство по нему ведется в общем порядке.

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уже возбужденного дела, предусмотренные ст. 24 УПК, таковы.

1. Отсутствие события преступления (п. 1), под которым следует понимать отсутствие самого деяния (действия или бездействия), ошибочно расцененного заявителем как преступление. Такое решение принимается, например, когда при проверке заявления о краже денег выясняется, что они не пропадали вообще.

2. Отсутствие в деянии состава преступления (п. 2). Здесь имеются в виду случаи, когда действие или бездействие имело место, но оно не содержит в себе признаков состава преступления (т. е. объекта, объективной стороны, субъекта или субъективной стороны). Отсутствие события преступления, по существу, является одним из случаев отсутствия состава преступления, поскольку отсутствие деяния означает отсутствие объективной стороны состава преступления. Поэтому нередко эти два обстоятельства путают.

По основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК, обычно отказывают в возбуждении уголовного дела или прекращают уже возбужденные дела в связи с наличием обстоятельств, исключающих преступность деяния (глава 8 УК), а также при невиновном причинении вреда, т.е. когда имел место случай. Кроме этого, по данному основанию уголовное дело подлежит прекращению и тогда, когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость этого деяния были устранены новым уголовным законом (ч. 2 ст. 24 УПК).

3. Истечение сроков давности уголовного преследования (п. 3). Условия применения этого обстоятельства указаны в ст. 78 УК РФ.

4. Смерть подозреваемого или обвиняемого (п. 4). Производство по делу в данном случае было бы бессмысленным, так как некого привлекать к уголовной ответственности и наказывать. Однако для применения этого основания к отказу в возбуждении уголовного дела либо к прекращению уже возбужденного дела необходимо достоверно установить, что у умершего не было соучастников.

Из этого общего правила есть исключение: уголовное дело может быть возбуждено в случае, когда производство по нему необходимо для реабилитации умершего (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК). Например, если приговор был основан на показаниях свидетеля, как оказалось позднее, заведомо ложных, то по факту дачи таких показаний должно быть возбуждено уголовное дело и проведено расследование независимо от смерти свидетеля (ст. 413 УПК), т. к. от этого зависит судьба приговора по первому делу.

5. Отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (п. 5). Перечень таких дел содержится в ч. 2 и 3 ст. 20 УПК.

Из общего правила, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК, как отмечалось, есть исключение: прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, преследуемом в порядке частного или частно-публичного обвинения, и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами (ч. 4 ст. 20 УПК).

6. Отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 1, 3–5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1 и 3–5 ч. 1 ст. 448 УПК (п. 6). В данной норме речь идет о члене Совета Федерации и депутате Государственной Думы (п. 1 ч. 1 ст. 448 УПК); судье Конституционного Суда РФ (п. 3 ч. 1 ст. 448 УПК); судье Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда (п. 4 ч. 1 ст. 448 УПК); иных судьях (п. 5 ч. 1 ст. 448 УПК); депутате законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 9 ч. 1 ст. 448 УПК); следователе, адвокате и прокуроре (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК).

В соответствии со ст. 25 УПК, возможно прекращение уголовного дела (но не отказ в его возбуждении) в связи с примирением сторон . Это допускается при наличии совокупности следующих условий. Во-первых, дело может быть прекращено на основании заявления либо самого потерпевшего, либо его законного представителя. Во-вторых, суд и прокурор могут прекратить уголовное дело по собственной инициативе, а следователь и дознаватель – только с согласия прокурора. В-третьих, прекращение уголовного дела по данному основанию – право соответствующих лиц, а не их обязанность. В-четвертых, возможно прекращение уголовного дела по подозрению или обвинению в совершении преступления небольшой или средней тяжести, т.е. всех неосторожных преступлений, а умышленных – только тех, за совершение которых предусмотрено наказание не более пяти лет лишения свободы (ч. 2 и 3 ст. 15 УК РФ). В-пятых, дело может быть прекращено в случае, если совершившее преступление лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

Статья 26 допускает прекращение уголовного дела в связи с изменением обстановки . Для этого необходимо установить следующие обстоятельства. Как и в предыдущем случае, суд и прокурор могут прекратить дело по собственной инициативе, а следователь и дознаватель – только с согласия прокурора; прекращение дела по данному основанию – это право соответствующих лиц, а не их обязанность; прекращение дела допускается по подозрению или обвинению в совершении преступления небольшой или средней тяжести. И, наконец, самое важное: следует установить, что в связи с изменением обстановки данное лицо или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными. А под изменением обстановки следует понимать наступление таких изменений в жизни общества в целом (например, прекращение войны), либо группы населения (в частности, отмена чрезвычайного положения на определенной территории), либо данного лица (призыв его на действительную военную службу), которые значительно меняют представление об общественной опасности деяния или совершившего его лица и дают возможность не применять к этому лицу меры наказания. В частности, деяние может потерять общественную опасность ввиду изменений социально-политического и экономического положения. А оценка общественной опасности личности обвиняемого может производиться с учетом таких факторов, как изменение семейного или служебного положения, состояния его здоровья и т. п.

В соответствии с ч. 2 ст. 26 УПК, до прекращения уголовного дела лицу, в отношении которого принимается данное решение, должны быть разъяснены основание прекращения дела и право возражать против его прекращения по данному основанию. Если лицо не согласно с принятием такого решения, производство по делу продолжается в обычном порядке.

Статья 27 УПК предусматривает следующие основания прекращения уголовного преследования.

1. Непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1). Прекращение уголовного преследования по этому основанию возможно в двух случаях: во-первых, при абсолютно точной доказанности того, что подозреваемый или обвиняемый не совершал того преступления, в котором его подозревают или обвиняют (например, при установлении алиби этого лица); во-вторых, когда преступление имело место в действительности, но, несмотря на то, что органами расследования были исчерпаны все возможности для собирания дополнительных доказательств, не установлено с полной достоверностью, совершено ли данное преступление подозреваемым или обвиняемым.

Непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления означает, что подозрение или обвинение не подтвердились. А поскольку все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в установленном законом порядке, толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст.14 УПК), недоказанная виновность равнозначна доказанной невиновности. И прекращение дела за недоказанностью участия лица в совершении преступления нельзя рассматривать как оставление данного лица в подозрении; это полная реабилитация обвиняемого, равносильная оправдательному приговору.

Ввиду непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (как и при наличии других оснований, предусмотренных ст. 27 УПК) допускается прекращение уголовного преследования в отношении лишь данного лица (ч. 4 ст. 27 УПК). Дело же о преступлении продолжается в целях раскрытия этого преступления и привлечения к уголовной ответственности виновных. При наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК, предварительное следствие по этому делу может быть приостановлено. Дело в целом ввиду непричастности подозреваемого или обвиняемого может быть прекращено лишь в том случае, когда исключается совершение этого преступления другим лицом, а вина данного лица осталась недоказанной (например, дело, возбужденное по заявлению об изнасиловании конкретным человеком, виновность которого так и осталась не установленной).

2. Прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1-6 части первой статьи 24 УПК (п. 2). Как уже говорилось, прекращение уголовного дела по указанным основаниям влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования (ч.3 ст.24 УПК).

3. Наличие акта об амнистии (п. 3). Условия применения амнистии указываются в самом акте законодательного органа Российской Федерации. Акт об амнистии влечет прекращение уголовного преследования лишь в том случае, если он устраняет уголовную ответственность за совершение преступления. Освобождение от наказания, сокращение срока наказания или замена его более мягким видом наказания, освобождение от дополнительного вида наказания актом об амнистии применяется к лицам, осужденным за преступление, а снятие судимости – к лицам, отбывшим наказание (ч. 2 ст. 84 УК РФ).

Амнистии подлежат только лица, окончившие свою преступную деятельность до издания соответствующего акта Президентом.

Условия и порядок применения акта об амнистии указываются в самом акте. При этом следует учитывать, что для прекращения уголовного дела по данному основанию необходимо точно, достоверно установить, какое именно преступление и кем совершено. Но не нужно устанавливать, в частности, признал ли подозреваемый или обвиняемый себя виновным; амнистия применяется как к лицам, признавшим свою вину, так и к отрицающим ее.

4. Наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению (п. 4). В ч. 1 ст. 50 Конституции РФ также говорится, что "никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление". Это положение установлено в связи с тем, что нельзя одного и того же человека по одному и тому же обвинению дважды привлекать к уголовной ответственности.

5. Наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 5). В уголовном процессе не может быть такой ситуации, когда по одному и тому же обвинению было бы принято два взаимоисключающих решения. Поэтому прежде чем осуществлять уголовное преследование, необходимо отменить постановление о прекращении дела либо об отказе в его возбуждении.

Кроме указанного, основанием прекращения уголовного преследования должно быть также наличие в отношении того же подозреваемого или обвиняемого уже возбужденного уголовного дела по подозрению или обвинению его в совершении того же самого преступления, если это дело находится в производстве того же или другого органа дознания, следователя, прокурора или суда.

6. Отказ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица (п. 8).

В соответствии с ч. 2 ст. 27 УПК, прекращение уголовного преследования в связи с истечением сроков давности (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК), отсутствием заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 1, 3–5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК, либо отсутствием согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1 и 3–5 ч. 1 ст. 448 УПК (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК), примирением с потерпевшим (ст. 25 УПК), изменением обстановки (ст. 26 УПК), деятельным раскаянием (ст. 28 УПК), а также вследствие акта об амнистии (п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК) и отказа Государственной Думы в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий (п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК), не допускается, если обвиняемый против этого возражает. В подобных случаях производство по делу продолжается в обычном порядке.

В ч. 3 ст. 27 УПК говорится, что уголовное преследование в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, возраста, с которого наступает уголовная ответственность, подлежит прекращению в связи с отсутствием в его деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК). По этому же основанию подлежит прекращению уголовное преследование и в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом.

В ст.28 УПК говорится о прекращении уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием. Это возможно при одновременном наличии следующих условий. Во-первых, суд и прокурор могут прекратить уголовное преследование по собственной инициативе, а следователь и дознаватель – только с согласия прокурора. Во-вторых, соответствующие лица вправе прекратить уголовное преследование, но не несут такой обязанности. В-третьих, возможно прекращение уголовного преследования по подозрению или обвинению в совершении преступления небольшой или средней тяжести, т. е. таких умышленных и неосторожных деяний, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы (ч. 2 и 3 ст. 15 УК РФ). Однако в соответствии с ч. 2 ст. 28 УПК, прекращение уголовного преследования лица по делу о преступлении иной категории по основаниям, указанным в ч. 1 данной статьи, возможно и в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части уголовного кодекса (см., например, примечания к ст. 126, 205–206, 208 и др. УК РФ). В-четвертых, это лицо после совершения преступления должно добровольно явиться с повинной, способствовать раскрытию преступления, возместить причиненный ущерб или иным образом загладить вред, причиненный в результате преступления.

До прекращения уголовного преследования лицу должны быть разъяснены основания его прекращения и право возражать против принятия такого решения. Если лицо, в отношении которого суд, прокурор, а также следователь и орган дознания с согласия прокурора намерены прекратить уголовное дело, против этого возражает, то принятие этого решения не допускается и производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке (ч. 3 и 4 ст. 28 УПК).

Жогин Н.В., Фаткуллин Ф.Н. Возбуждение уголовного дела. М., 1961.

Кузнецов Н.П. Доказывание в стадии возбуждения уголовного дела. Воронеж, 1983.

Михайленко А.Р. Возбуждение уголовного дела в советском уголовном процессе. Саратов, 1975.

Яшин В.Н., Победкин А.В. Возбуждение уголовного дела. Теория, практика, перспективы. М., 2002.

Публичное уголовное преследование представляет собой наиболее распространенный (общий) порядок изобличения лица в совершении преступления, обусловленный современным типом (формой) российского уголовного процесса. Поэтому в соответствии с частью 5 ст. 20 УПК РФ уголовное судопроизводство осуществляется в публичном порядке по всем делам, за исключением тех, для которых установлен иной (частный или частно-публичный) порядок.

Публичное уголовное преследование характеризуется следующими основными чертами.

1. Публичное уголовное преследование всегда осуществляется от имени государства специально уполномоченными субъектами – органом дознания, дознавателем, следователем и прокурором. Это положение обусловлено господствующей в настоящее время уголовно-правовой концепцией, что преступление – это деяние, посягающее на интересы всего общества и государства в целом. Поэтому именно государство должно осуществлять уголовное преследование лица и вступать с ним в процессуальное единоборство в судебном заседании.

2. Для осуществления публичного уголовного преследования орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор наделены определенными государственно-властными полномочиями. Так, в соответствии с частью 4 ст. 21 УПК РФ требования, поручения и запросы, предъявленные в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

3. Публичное уголовное преследование является обязанностью государства. Это означает, что в каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны принять предусмотренные законом меры по установлению события преступления и изобличению лиц, виновных в его совершении.

4. Уголовные дела публичного обвинения возбуждаются вне зависимости от волеизъявления потерпевшего , что выражается в следующих процессуальных положениях:

– поводом для возбуждения уголовного дела публичного обвинения может служить не только заявление потерпевшего (его законного представителя), но и любое другое предусмотренное ст. 140 УПК РФ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении;

– для возбуждения уголовного дела публичного обвинения не требуется согласие потерпевшего (его законного представителя).

5. Для уголовных дел публичного обвинения свойственно досудебное производство, т. е. стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Без досудебного производства государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование, лишены возможности последующего поддержания государственного обвинения в судебном заседании. Ведь государство возлагает осуществление обвинительных полномочий на лиц, не заинтересованных в исходе уголовного дела, изначально абсолютно не владеющих информацией о значимых для дела обстоятельствах. В противном случае это привело бы к отсутствию объективности или беспристрастности уголовного судопроизводства. Вместе с тем при поддержании государственного обвинения в судебном заседании государственному обвинителю (прокурору) уже должны быть доподлинно известны все значимые обстоятельства дела, позволяющие аргументированно добиваться признания лица виновным в совершении преступления и назначения ему наказания. Отсутствие аргументированной позиции государственного обвинения сведет на нет возможность судебного разбирательства и, следовательно, решение задач всего уголовного судопроизводства.

Поэтому именно в процессе осуществления досудебного производства государственные органы и должностные лица устанавливают все значимые обстоятельства уголовного дела и получают процессуальную возможность сформировать обоснованную позицию государственного обвинения, впоследствии отстаиваемую в судебном заседании.

6. Уголовные дела публичного обвинения не подлежат безусловному прекращению вследствие примирения потерпевшего с подозреваемым или обвиняемым. Поскольку в данном случае уголовное преследование осуществляет не частное лицо (потерпевший), а само государство, то прекращение уголовного дела допускается лишь по усмотрению субъекта уголовной юрисдикции и только в отношении лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (ст. 25 УПК РФ).

7. Правом участия в публичном уголовном преследовании наряду с субъектами уголовной юрисдикции обладают и заинтересованные частные лица: потерпевший и (или) его представитель (ст. 22 УПК РФ). Безусловно, преступление – это акт, имеющий публично-правовое значение, и в первую очередь посягает на интересы всего общества и государства в целом. Но помимо этого оно нередко затрагивает частные права и интересы конкретного лица (например, собственность). Поэтому законодатель не может не наделить правом участия в уголовном преследовании лиц, отстаивающих такие частные права и интересы.

Эти лица не наделены государственно-властными полномочиями. Следовательно, их участие заключается в реализации ими своих процессуальных прав. Например, потерпевший (его представитель) может представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, выступать в прениях сторон, обжаловать судебные решения и т. д.

Понятие уголовного преследования - это деятельность по установлению подозреваемого или обвиняемого лица, совершившего преступление. Осуществляется со стороны обвинения.

6. Утверждение вынесенного дознавателем постановления о

7. Принятие участия в судебных и досудебных заседаниях

8. Возращение уголовного дела с письменными указаниями следователю или дознавателю с целью проведения дополнительного расследования.

9. Изменение обвинительного акта или заключения.

Уголовно-процессуальный кодекс также наделяет полномочиями следователя (как должностного лица) осуществлять предварительное делопроизводство. Рассматриваемый представитель потерпевшего также является субъектом, осуществляющим преследование по смешанным и публичным делам, а также является стороной обвинения. Преследование следователем по уголовным делам заключается в сборе неопровержимых доказательств, изобличающих подозреваемого или обвиняемого путем доказывания вины в совершении преступления.

Куратор органа следствия наделен законным правом по осуществлению уголовного преследования посредством руководства над предварительным следствием.

Руководитель органа дознания и сама структура в отличие от следователей уполномочены осуществлять по уголовным делам (по которым не обязательно проведение предварительных следственных действий) рассматриваемое преследование. Также они наделены правом возбуждения уголовных дел и проведения оперативно-розыскных действий.

Возбуждение преследования

Основания уголовного преследования в смешанном и частном порядке начинаются с подачи заявления потерпевшей стороной. Также это выполнить может законный представитель гражданина. Заявление может подаваться напрямую в мировой суд. Это правило касается случаев, когда потерпевшим точно известно лицо, совершившее преступление. Но чаще всего заявление подается в органы полиции. После проведения соответствующей предварительной проверки и установления признаков, указывающих на совершившееся деяние, материал проверки по делу передается мировому судье. Об этом заявитель уведомляется.

Основания уголовного преследования по публичному обвинению.

1. Заявление потерпевшего.

2. Представление рапорта с указанием существования признаков совершенного деяния.

3. Явка с повинной и т.д.

После предварительной проверки выносится соответствующее постановление, указывающее на возбуждение дела, о чем уведомляется прокурор.

Основания прекращения уголовного преследования

Такими причинами являются нижеуказанные факторы.

1. Отсутствие деяния.

2. Нет состава преступления, то есть отсутствие всех признаков незаконного деяния (субъекта, объекта, субъективной или объективной стороны преступления).

3. Истечение давности сроков по уголовному преследованию.

4. Смерть обвиняемого или подозреваемого.

5. Отсутствие судебного заключения, указывающего на признаки преступления.

6. Отсутствие от пострадавшего заявления.

7. Примирение потерпевшего и обвиняемого.

8. Изменение обстановки. Например, совершенное деяние перестало быть опасным.

Причины окончания преследования

Прекращение уголовного дела (уголовного преследования) имеет ряд оснований, которыми являются нижеуказанные факторы.

1. Лицо не причастно к совершению преступления. Это происходит при доказанности, что гражданин наказуемое деяние не совершал. Или же, когда очевидна полная достоверность совершения преступления подозреваемым или обвиняемым лицом.

2. Наличие акта об амнистии.

3. Примирение сторон.

4. Наличие решения суда, принявшего законную силу по тому же обвинению, по которому прекращено уголовное дело.

5. Отказ в лишении полномочий Президента России со стороны Госдумы Федерального Собрания.

6. Деятельное раскаяние.

7. Лицо, совершившее преступление, не попадает под уголовную ответственность из-за недостаточного возраста.

Таковы основания прекращения уголовного преследования по закону РФ.

Уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ).

Однако, законодатель в УПК РФ обозначил уголовное преследование и как де­ятельность (п. 55 ст. 5 УПК РФ), и как процессуальную функцию в рамках «принципа» состязательности (ст. 15 УПК РФ).

Уголовное преследование как деятельность органов, веду­щих уголовное судопроизводство, направлена на раскрытие престу­пления, изобличение лица, его совершившего, и опровержение пре­зумпции его невиновности, т.е. направлена на решение общих задач всего уголовного судопроизводства ради достижения его цели. Ис­ходным, или первичным, в данном случае является сам факт совер­шения преступного деяния, позволяющий утверждать, что уголовное преследование начинается с момента возбуждения уголовного дела как по факту обнаружения события преступления, так и в отноше­нии конкретного лица.

Как правило, уголовное преследование осуществляют прокурор, органы следствия и дознания, вместе с тем деятельность по уголов­ному преследованию органов следствия и дознания, прокурора, в от­личие от процессуальной функции обвинения (уголовного преследо­вания), значительно сложнее в силу публичного характера органов государства, призванных защищать личность от незаконного и нео­боснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод и т.д. Поэтому в уголовное преследование как процессуальную дея­тельность входят не только действия органов следствия и дознания, заключающиеся в собирании только обвинительных доказательств, применении принудительных мер, обеспечивающих изобличение лица и применение к нему наказания, но и те действия, которые на­правлены на то, чтобы обосновать перед судом предъявленное об­винение, убедить суд на основе совокупности как уличающих, так и оправдывающих доказательств в виновности обвиняемого и необ­ходимости применить к нему соответствующее наказание. При этом поддержание государственного обвинения в суде является лишь со­ставной частью уголовного преследования.

Деятельность по осуществлению уголовного преследования представляет собой деятельность по приме­нению норм права.

Характерные признаки уголовного преследования:

1. процессуальная деятельность (осуществляется в предусмотренных уголовно-процес­суальным законом формах);

2. осуществляется компетентными госу­дарственными органами и должностными лицами (толь­ко они вправе и обязаны устанавливать фактические обстоятельства дела, давать им юридическую оценку и принимать соответствующие решения по делу);

4. носит государственно-властный, публичный характер, так как обе­спечивается принудительной силой государства;

5. является основной движущей силой уголов­ного процесса, которая организует весь процесс по конкретному уго­ловному делу и определяет содержание и направление производства по нему.

Таким образом, уголовное преследование представляет собой государственно-властную, публичную, организующую процессуальную деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, а также по установлению иных фактических обстоятельств дела, их юридической оценке и вынесении соответствующих актов уголовного судопроизводства, содержащих формулировку обвинения, адресованных конкретным участникам уго­ловного судопроизводства и обоснование его перед судом.

В УПК РФ законодатель разграничил виды уголовного преследова­ния в зависимости от характера и тяжести совершенного преступ­ления:

· публичный (дела публичного обвинения);

· частный (дела частного обвинения);

· частно-публичный (дела частно-публичного обвинения).

Эти виды обозначают определенный законом порядок процессу­альной деятельности, а значит и основные правила, последователь­ность действий и характер решений на разных стадиях уголовного судопроизводства.

Каждый отдельный вид уголовного преследования определяет зависимость данной процессуальной деятельности от волеизъявле­ния сторон. По степени такой зависимости выделяют три категории дел: дела публичного, частного и частно-публичного обвинения.

Ø Публичный порядок уголовного преследования

Производство по подавляющему большинству уголовных дел осуществляется в публичном порядке. При этом в большей мере про­является независимость уголовного преследования от позиции сто­рон. В случае обнаружения признаков преступления возбуждается уголовное дело и осуществляется уголовное преследование от имени государства (ст. 21 УПК РФ) независимо от желания потерпевшего.

Потерпевший, его законный представитель или представитель могут участвовать в уголовном преследовании об­виняемого, но самостоятельное решение по делу они принимать не вправе (ст. 22 УПК РФ).

Публичный порядок уголовного пресле­дования наиболее соответствует основным целям и характеристике уголовного судопроизводства - его объективности и независимости от частных лиц. Законодатель определяет данный порядок как об­щий (ч. 3 ст. 147 УПК РФ).

Ø Частный порядок уголовного преследования

Осуществление уголовного преследования в частном порядке основано на диспозитивном начале, означающем наибольшее влияние позиции сторон на окончательное решение по делу. По общему прави­лу (ч. 2 ст. 20 УПК РФ) дела частного обвинения возбуждаются не иначе какпо заявлению потерпевшего, его законного представителя и представителя.

Производство по таким делам прекращается также по воле потерпевшего, примирившегося с обвиняемым. Примире­ние допускается до удаления суда в совещательную комнату для по­становления приговора.

· ч. 1 ст. 115 УК РФ - умышленное причинение легкого вреда здоровью;

· ч. 1 ст. 116 УК РФ - побои;

· ч. 1 ст. 128.1 УК РФ - клевета;

· ч. 1 ст. 129 УК РФ - оскорбление (утратила силу) .

Как правило, основного предпосылкой к совершению перечисленных преступлений выступают столкнове­ние, серьезные разногласия между лицами. Это чаще всего знако­мые, связанные семьей, работой или соседством люди. Неприязнен­ные отношения между ними являются их внутренним делом, а опре­деленное поведение или лексика - своего рода традицией. Для того чтобы такой «традицией» не стали другие преступления, возникаю­щие на почве личных неприязненных отношений, законодатель до­вольно жестко ограничил перечень дел частного обвинения мини­мальной степенью вреда: самый значительный физический ущерб, который можно претерпеть как последствие совершения такого пре­ступления - это легкий вред здоровью.

Основные критерии, ха­рактеризующие дела частного обвинения:

1. объектом посягательства являются неотъемлемые свой­ства личности (здоровье, честь, достоинство);

2. причина - межличностный конфликт (неприязненные отношения между потерпевшим и обвиняемым);

3. максимальный причиненный ущерб - легкий вред здо­ровью;

4. субъективно-оценочное начало (оценка самим потер­певшим совершенного в отношения него деяния);

5. уголовное преследование осуществляется потерпевшим и полностью зависит от его волеизъявления: он сам вы­двигает и поддерживает обвинение (ст. 22 УПК РФ).

Перечисленные критерии определили частный порядок уголов­ного преследования: оно осуществляется самим потерпевшим, ко­торый, являясь частным обвинителем, самостоятельно выдвигает и поддерживает обвинение в суде (ст. 22 УПК РФ).

Исключение составляют случаи, когда:

· преступление совершено в отношении лица, находящего­ся в зависимом или беспомощном состоянии (ч. 4 ст. 20 УПК РФ);

· потерпевший в силу иных причин не может защищать свои права и законные интересы, в том числе, если преступление совершено лицом, данные о котором неизвестны (ч. 4 ст. 20 УПК РФ);

· заявление подано в отношении лица, принадлежащего к от­дельной категории обладающих профессиональным имму­нитетом граждан (депутаты, судьи, прокуроры и т.д.), пе­речисленных в ст. 447 УПК РФ и подвергающихся уголов­ному преследованию в особом порядке (ч. 1.2, 4.1 ст. 319 УПК РФ).

При этом следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело и при отсутствии заявления потерпевше­го. Уголовное преследование по таким делам будет осуществляться в публичном порядке, что не лишает стороны права на примирение. Тем не менее прекращение уголовного дела в таком случае будет осу­ществляться в ином порядке, присущем производству по делам пу­бличного обвинения (ч. 5 ст. 319 УПК РФ).

Ø Частно-публичный порядок уголовного преследования

Дела частно-публичного обвинения перечислены в ч. 3 ст. 20 УПК РФ. В перечень включены составы преступлений без отягча­ющих обстоятельств, ответственность за которые предусмотрена УК РФ:

· ч. 1 ст. 131 (изнасилование),

· ч. 2 ст. 132 (насильственные действия сексуального харак­тера),

· ч. 1 ст. 136 (нарушение равноправия граждан),

· ч. 1 ст. 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни),

· ч. 1 ст. 138 (нарушение тайны переписки, телефонных пере­говоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений),

· ч. 1 ст. 139 (нарушение неприкосновенности жилища),

· ст.145 (необоснованный отказ в приеме на работу или необо­снованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет),

· ч. 1 ст. 147 (нарушение изобретательских и патентных прав).

Возбуждаются дела данной категории только по заявлению по­терпевшего, но прекращению за примирением его с обвиняемым не подлежат. Примириться стороны могут лишь до вынесения поста­новления о возбуждении уголовного дела.

Если постановление вы­несено, уголовное преследование производится органами уголов­ного судопроизводства в публичном порядке (ч. 3 ст. 20, ч. 2 ст. 147 УПК РФ).

Таким образом, при производстве по делам частно-публичного обвинения диспозитивность представлена лишь на первой стадии уголовного процесса. Потерпевший, как и по делу частного обвине­ния, сам должен решить, насколько серьезно нарушены его интере­сы иследует ли ему обращаться за защитой к государству. Это так­же связано с его индивидуальными нравственными установками и принципами, но не ограничивается личными неприязненными от­ношениями. Пострадать от такого преступления может любой чело­век, поэтому законодатель не оставил возможности сторонам влиять на процессуальные решения органов, осуществляющих уголовное преследование, после возбуждения дела. Более того, руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора до­знаватель вправе возбудить уголовное дело и при отсутствии заявле­ния потерпевшего в случаях, если последний в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защитить свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 147 УПК РФ). Данное положение упо­миналось как исключение для частного порядка уголовного пресле­дования. Оно имеет одинаковое значение как для частного, так и для частно-публичного обвинения.

Основные критерии, ха­рактеризующие дела частно-публичного обвинения:

1. объект посягательства отчуждаем, но индивидуален (интел­лектуальная собственность); либо объект носит интимный характер (половая неприкосновенность);

2. уголовное преследование зависит от воли потерпевшего толь­ко на стадии возбуждения уголовного дела.

Из перечисленных отчетливо различаются между собой только два вида уголовного преследования - частный и публичный. В уго­ловном процессе они не смешиваются и никакого нового вида не об­разуют. Частно-публичный порядок лишь подразумевает определен­ную процессуальную границу перехода одного вида в другой. Такой границей является решение о возбуждении уголовного дела.

Уголовное преследование, в соответствии с п. 55 ст. 5 УПК РФ, - уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. В этом контексте главное то, что изобличение как процессуальная деятельность осуществляется в отношении подозреваемого и обвиняемого.

Понятие «уголовное преследование» имеет весьма продолжительную историю. Еще в ст. 1 главы второй «Краткого изображения процессов или судебных тяжб» (1715 г.) говорилось о том, что «Процес есть дело судимое, чрез который случающыяся тяжебные дела основательным представлением и из обстоятелства дел обретенных доказов явны сочиняются, и потом от судей, по изобретению оных притчин, решение чинится». С начала XIX в. осуществление уголовного преследования было поручено органам прокуратуры. Именно на прокуроров возложили обязанность не только наблюдать, «не происходит ли где кому пристрастных допросов, бесчеловечных истязаний и притеснений всякого рода», но и следить, «нет ли упущения и послабления преступлениям, а наипаче сокрытия нетерпимых злодеяний».

Как ни странно, до недавнего времени законодательно этот термин определен не был. Лишь в ст. 9 УПК РСФСР 1922 г. указывалось, что прокуратура обязана возбуждать уголовное преследование перед судебными и следственными органами по всякому совершившемуся и подлежащему наказанию преступлению. Данная формулировка в УПК РСФСР 1961 г. воспроизведена не была, а сам термин «уголовное преследование» заменили на другой - «возбуждение уголовного дела».

В существовавшей обвинительной модели досудебного уголовного процесса с уголовным преследованием часто ассоциировалось все уголовное судопроизводство, включая и деятельность суда.

Таким образом, законодательное определение данного термина в УПК РФ является прогрессивным шагом: оно призвано уточнить, какие именно участники уголовного судопроизводства наделены соответствующей функцией, с какого момента она возникает и какие юридически значимые последствия порождает.

Приведенное в начале главы законодательное определение уголовного преследования устанавливает следующие признаки, характеризующие уголовное преследование как один из видов уголовно-процессуальной деятельности:

  • а) данная деятельность является процессуальной, т.е. происходит в рамках уголовно-процессуального законодательства;
  • б) она осуществляется стороной обвинения, т.е. прокурором, а также следователем, начальником следственного отдела, дознавателем, частным обвинителем, потерпевшим, его законным представителем, гражданским истцом и его представителем;
  • в) имеет целью изобличение как подозреваемого, так и обвиняемого в совершении преступления.
  • г) имеет в зависимости от субъекта виды: частное, публичное, частно-публичное.

Стоит обратить внимание на ряд несоответствий в данном определении.

Прежде всего, в ст. 5 УПК РФ содержатся понятия, которые невозможно четко соединить между собой. В частности, согласно п. 55 лицами, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, являются подозреваемый и обвиняемый. Однако в приведенном в п. 46 ст. 5 УПК РФ перечне участников со стороны защиты (сторона защиты - обвиняемый, а также его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель) подозреваемый не упоминается. Тем самым существенно нарушен процессуальный паритет, поскольку функции уголовного преследования, реализующейся в отношении подозреваемого, не противостоит функция защиты этого же подозреваемого. Более того, данная ситуация прямо нарушает положения ст. 16 УПК РФ, в которой закреплены правила, входящие в содержание принципа обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Это, несомненно, требует дополнения содержащегося в п. 46 ст. 5 УПК РФ перечня участников уголовного судопроизводства со стороны защиты такой процессуальной фигурой, как подозреваемый.

Далее, в п. 45 ст. 5 УПК РФ в качестве синонимов употребляются термины «функция обвинения» и «функция уголовного преследования». Из этого как минимум вытекает, что уголовное преследование и обвинение - идентичные категории. Заметим, что ранее данную позицию поддерживали многие научные деятели (И.Я. Фойницкий, М.С. Строгович и др.).

Так, М.С. Строгович писал, что «уголовное преследование - это обвинение как процессуальная функция, т.е. обвинительная деятельность». Вместе с тем данный подход вполне соответствовал действительности того времени, когда по общему правилу на досудебные стадии производства по уголовному делу адвокат не допускался. Поэтому термином «обвинение» обозначалась практически вся досудебная деятельность по установлению лица, совершившего преступление, независимо от имевшегося у него процессуального статуса.

В настоящее время УПК РФ четко разделил статусы свидетеля, подозреваемого и обвиняемого, полагаем, что именно поэтому вопрос о том, являются ли термины «уголовное преследование» и «обвинение» равнозначными, приобрел совершенно иное звучание и стал весьма актуальным. Следует, однако, иметь в виду, что категория обвинения применяется только в отношении лиц, которые приобрели процессуальный статус обвиняемых, тогда как уголовному преследованию фактически могут подвергаться и те, в отношении которых не было вынесено формальное решение о признании их подозреваемыми или привлечении их в качестве обвиняемых.

Частично ответ на поставленный вопрос дал сам законодатель, поскольку при сопоставлении положений п. 22 и п. 55 ст. 5 УПК РФ обнаруживается парадоксальная ситуация. С одной стороны, в первом из названных пунктов однозначно говорится о том, что обвинение - это утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном настоящим Кодексом (данный порядок закреплен в главе 23 УПК РФ).

Когда эти два определения «сходятся» в п. 45 ст. 5 УПК РФ, то становится очевидным, что термин «уголовное преследование» шире, поскольку включает в себя деятельность в отношении не только обвиняемого, но и подозреваемого.

Весьма важным в рамках настоящей работы видится вопрос о сущности и содержании уголовного преследования. Исследованию данной проблемы уделяли значительное внимание многие авторы. Наиболее обширное определение было предложено профессором М.С. Строговичем. Он отмечал, что уголовное преследование представляют собой сложную деятельность, в которую «входят, прежде всего, действия следственных органов и прокуратуры, заключающиеся в собирании доказательств, уличающих обвиняемого или устанавливающих отягчающие его вину обстоятельства. Затем в уголовное преследование входят действия органов следствия и прокуратуры, заключающиеся в применении принудительных мер, обеспечивающих изобличение обвиняемого и применение к нему наказания (привлечение к уголовной ответственности, применение меры пресечения, вызов на допрос, производство обыска и др.). Наконец, к уголовному преследованию относятся действия прокуратуры, которые направлены на то, чтобы обосновать перед судом предъявленное обвинение, убедить суд в виновности обвиняемого и необходимости применить к нему заслуженное наказание (передача прокурором дела в суд с обвинительным заключением, участие прокурора в подготовительном и судебном заседании)».

Данное определение, как представляется, подчеркивает всю многогранность деятельности, осуществляемой следователем и прокурором. Вместе с тем обратим внимание на то, что М.С. Строгович соотносит данную деятельность исключительно с процессуальной фигурой обвиняемого. По нашему мнению, говоря о собирании доказательств, уличающих, по мнению автора, обвиняемого, следует иметь в виду, что уже на момент привлечения лица в качестве обвиняемого по уголовному делу должны быть собраны достаточные доказательства, подтверждающие виновность данного лица в совершении преступления, а значит необходимо говорить и об уголовном преследовании в отношении подозреваемого.

Рассматривая уголовное преследование, А.П. Лобанов определяет его как деятельность следователя, лица, производящего дознание (органа дознания), прокурора, состоящую в собирании фактических данных совершения преступления подозреваемым, обвиняемым, устанавливающую отягчающие и смягчающие вину обстоятельств, а также применение мер процессуального принуждения к подозреваемому и обвиняемому и поддержание обвинения в суде. Тем самым автор «приближает» начало уголовного преследования и говорит о том, что в его содержание входит собирание доказательств, подтверждающих совершение преступления не только обвиняемым, но и подозреваемым.

В.В. Гаврилов содержанием уголовного преследования считает «возбуждение уголовного дела, задержание подозреваемого, применение меры пресечения, предъявление обвинения, составление обвинительного заключения и его утверждение прокурором, направление дела в суд и как вершина уголовного преследования - поддержание обвинения в суде». В данном случае в содержание уголовного преследования ученый помещает два «разноплановых» действия: предъявление обвинения и составление обвинительного заключения с его последующим утверждением прокурором. Статус обвиняемого лицо приобретает не в момент предъявления обвинения, а после его составления и подписания следователем. В то же время обвинительное заключение приобретает юридическую силу не с момента его составления, а после утверждения прокурором. Поэтому в качестве следующей «отправной точки» уголовного преследования следует указать именно момент утверждения прокурором обвинительного заключения в порядке, установленном ст. 221 УПК РФ.

Другой автор, М.А. Ворончихин, предлагает в содержание уголовного преследования включать не только комплекс действий и отношений, связанных с осуждением лица, но и обеспечение правового режима отбывания назначенного по приговору суда наказания. Представляется, что режим фактического отбывания наказания регулируется нормами уголовно-исполнительного права и не может входить в содержание уголовного преследования, а представляет собой его результат. Другое дело, что уголовное преследование может осуществляться на стадии уголовного судопроизводства, именуемой «исполнение приговора» и регламентированной разделом XIV УПК РФ. Так, при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора, в судебном заседании вправе участвовать прокурор.

Нередко в рамках предварительного расследования производятся процессуальные действия, которые к уголовному преследованию непосредственного отношения не имеют (а иногда, наоборот, оказывают на уголовное преследование прямо противоположное воздействие). Например, это бывает при удовлетворении ходатайства обвиняемого о производстве следственных действий, подтверждающих его невиновность или меньшую виновность.

Довольно полное определение функции уголовного преследования применительно к деятельности прокурора с учетом положений УПК РФ приводит в своем диссертационном исследовании Е.Д. Болтошев. По его мнению, функция уголовного преследования, осуществляемая прокурором на досудебных стадиях, представляет собой «регулируемое уголовно-процессуальным законом направление деятельности, заключающееся в возбуждении уголовного дела против конкретного лица либо даче согласия на такое возбуждение органам расследования, сборе достаточных доказательств, изобличающих подозреваемого в совершении преступления и для привлечения его в качестве обвиняемого, проведении процессуальных действий, допускаемых по решению суда, но требующих предварительного согласия прокурора, либо проводящихся с санкции прокурора, в том числе по применению мер пресечения и иных мер процессуального принуждения с целью предотвращения негативного воздействия на нормальный ход расследования и его окончание с обвинительным заключением или обвинительным актом для направления уголовного дела в суд, а также в принятии мер по возобновлению уголовного преследования лиц, подозреваемых в совершении преступления, в случае незаконного и необоснованного отказа органов расследования в возбуждении против них уголовного дела либо его прекращении».

Наиболее значимым по сравнению со всеми изложенными позициями можно рассматривать предложение А.Г. Халиулина включить в содержание уголовного преследования следующие действия и решения:

  • а) возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица;
  • б) производство следственных действий, направленных на собирание в отношении конкретного лица обвинительных доказательств;
  • в) выдвижение в отношении конкретного лица подозрения в совершении преступления;
  • г) формулирование и предъявление обвинения в преступлении;
  • д) производство следственных действий, направленных на доказывание выдвинутого обвинения;
  • е) направление дела в суд с обвинительным заключением;
  • ж) поддержание обвинения перед судом.

Функция уголовного преследования не реализуется на так называемых проверочных стадиях, а также в рамках стадии исполнения приговора и стадии возобновления производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Действительно, объем уголовного преследования и его результаты уже оформлены, поэтому все действия прокурора в данном случае направлены не на привлечение лица к уголовной ответственности, а представляют собой лишь дополнительное обоснование обвинительного тезиса.

Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что в содержание функции уголовного преследования входит принятие следующих процессуальных решений и совершение следующих процессуальных действий:

  • а) принятие решений, которыми лицу предоставляется статус подозреваемого или обвиняемого;
  • б) производство следственных действий, в результате которых были получены обвинительные доказательства;
  • в) избрание в отношении лица мер пресечения или иных мер процессуального принуждения;
  • г) санкционирование прокурором решений следователя (дознавателя) о производстве следственных действий, в результате которых были получены обвинительные доказательства;
  • д) санкционирование прокурором ходатайств следователя (дознавателя) об избрании меры пресечения, если это возможно не иначе как по судебному решению;
  • е) утверждение прокурором обвинительного заключения (обвинительного акта);
  • ж) участие представителей стороны обвинения (уголовного преследования) в производстве в суде первой и апелляционной инстанции.

Определив решения и действия, входящие в содержание функции уголовного преследования, можно предложить следующее развернутое определение сущности уголовного преследования.

Сущность уголовного преследования - это соответствующее назначению уголовного судопроизводства осуществление деятельности по предоставлению лицу статуса подозреваемого и обвиняемого, производству следственных действий, в результате которых были получены обвинительные доказательства, избранию в отношении лица мер пресечения, санкционированию прокурором ходатайств следователя (дознавателя) об избрании меры пресечения, если это возможно не иначе как по судебному решению, утверждению прокурором обвинительного заключения (обвинительного акта), а также по участию представителей стороны обвинения в судебном разбирательстве и на стадии исполнения приговора при рассмотрении судом вопросов о замене осужденному наказания в случае злостного уклонения от его отбывания.