Приобретение гражданином рф иного гражданства. Как осуществляется прием в гражданство? Что означает признание гражданства

Получение россиянином второго гражданство зависит от соглашения РФ с другими государствами . Так, необходимо, чтобы у Российской Федерации был международный договор об урегулировании двойного гражданства. Такой документ был подписан только и Туркменистаном (23 декабря 1993 года).

Однако с последней страной соглашение утратило свою силу в 2015 году. Лица, решившие получить двойное гражданство после этого года, утратили такую возможность. А вот те, кто получил такой статус до 2015 года, его сохраняют до сих пор.

Пошаговый алгоритм

Куда обращаться в стране, разрешающей его наличие по соглашению?

После того как человек пересек границу Таджикистана, ему нужно немедленно обратиться в регистрационный орган и встать на учет. Пойти необходимо в то отделение МВД, что находится по месту временной или постоянной регистрации вместе с собственником жилья. Если же произошла остановка в гостинице, то нужна бронь отеля.

Необходимые документы

Вот какие бумаги нужно собрать:

  • Заграничный паспорт (оригинал и копия).
  • Свидетельство о рождении.
  • Внутренний паспорт (копия и оригинал).
  • Свидетельство о браке.
  • Фотографии (5 штук).
  • Квитанция об оплате государственной пошлины.

Порядок действий

Для того чтобы приобрести иное гражданство (а Таджикистан остался единственной страной, в которой гражданам Российской Федерации ) нужно:

Сроки и госпошлины

В течение 3-х дней после приезда в Таджикистан нужно обратиться в органы внутренних дел с заявлением, чтобы встать на миграционный учет. Жить нужно на территории государства безвыездно в течение 5 лет (если вы не принадлежите ко льготной категории. Об этом ниже). Стоимость госпошлины составляет примерно 2000 рублей.

Вроде бы все просто, не так ли? Однако вот так «с разбегу» пройти процедуру не получится. Необходимо также соответствовать ряду условий.

Условия для нельготных категорий людей

Прежде, чем идти получать гражданство, нужно убедиться, что человек соответствует определенным условиям:

  • Обязательное наличие регистрации в государстве.
  • Постоянное проживание на территории Таджикистана в течение 5 лет.
  • Не иметь возбужденного против вас уголовного дела.
  • Знать государственный язык на уровне разговорного.
  • Если лицо состоит в браке с гражданином Таджикистана, то необходимый срок постоянного проживания сокращается до 3-х лет.

Упрощенные требования

Гражданин должен:


Важно! Если человек соответствует какому-либо требованию из перечисленных выше, то он может значительно сократить требование по сроку постоянного проживания.

Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство), что не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если не предусмотрено иное (ч. 1, 2 ст. 62 Конституции РФ).

Условия приобретения двойного гражданства

РФ признает двойное гражданство только в том случае, если между РФ и другим государством заключен соответствующий межгосударственный договор (ст. 62 Конституции РФ). Например, в настоящее время договор об урегулировании вопросов двойного гражданства заключен РФ с Республикой Таджикистан (п. 1 ст. 1 Договора между РФ и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 07.09.1995; Закон от 15.12.1996 N 152-ФЗ).

Поэтому, если гражданин РФ получил гражданство государства, с которым РФ не заключала соответствующих межгосударственных договоров, считается, что он приобрел второе гражданство, но не двойное гражданство в юридическом смысле. Для РФ такой гражданин является только гражданином РФ. Это означает, что находиться на территории РФ, въезжать и выезжать из страны, обращаться в российские органы и учреждения, в том числе за рубежом, гражданин должен только по российским документам. При этом ему не запрещается пользоваться вторым паспортом в других странах.

Обязанность уведомить уполномоченный орган в сфере внутренних дел о наличии иного гражданства

Гражданин РФ (за исключением граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ), имеющий иное гражданство, обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства в уполномоченный орган в сфере внутренних дел (МВД России, далее - уполномоченный орган) по месту жительства (пребывания) в течение 60 дней со дня приобретения иного гражданства. Гражданин РФ, не подавший в указанные сроки уведомление в связи с нахождением за пределами РФ, обязан подать такое уведомление не позднее 30 дней со дня въезда в РФ (ч. 3 ст. 6 Закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ; п. 1 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).

При этом в период до изготовления бланков, печатей и штампов нового образца, но не позднее 31.12.2017 МВД России использует бланки, печати и штампы упраздненной ФМС России (ч. 2 ст. 35 Закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ).

За несвоевременную подачу уведомления либо предоставление не в полном объеме сведений, которые должны содержаться в уведомлении, налагается административный штраф в размере от 500 до 1 000 руб. (ст. 19.8.3 КоАП РФ).

Последствия приобретения двойного гражданства

Приобретение гражданином РФ иного гражданства не означает прекращение гражданства РФ, не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ (ст. 62 Конституции РФ).

Так, например, законодательством установлено, что гражданин не может поступить на государственную службу при наличии гражданства иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ (п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ). Также гражданин РФ, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителем (участником) СМИ, являться редакцией СМИ, не вправе осуществлять владение, управление либо контроль в отношении более 20% долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося участником учредителя СМИ, редакции СМИ, организации, осуществляющей вещание (если иное не предусмотрено международным договором), не вправе осуществлять контроль над СМИ иным способом, не вправе быть членом Общественной палаты (ст. 19.1 Закона от 27.12.1991 N 2124-1; п. 5 ч. 2 ст. 7 Закона от 04.04.2005 N 32-ФЗ).

Последствия приобретения двойного гражданства обычно отражаются и в межгосударственных договорах. Основным принципом таких договоров является то, что тот, кто имеет гражданство стран, заключивших договор, не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства этих стран.

Например, призывник проходит военную службу только в стране, в которой он постоянно проживает на момент призыва, и не может быть призван в соответствии с законодательством другой страны.

Кроме того, на гражданина, состоящего в гражданстве двух стран и пребывающего на территории одной из них, не распространяются ограничения в правах или дополнительных обязанностях, которые установлены для иностранных граждан в стране пребывания.

Каковы порядок и сроки уведомления о втором гражданстве или виде на жительство? >>>

Статья 62 Конституции РФ

Комментарий к Статье 62 Конституции РФ

1. Обладание гражданством двух или нескольких независимых друг от друга государств принято называть двойным или множественным гражданством.

Отечественному законодательству о гражданстве всегда была свойственна традиция отказа от двойного гражданства. Она была нарушена Законом о гражданстве 1991 г., который признал возможность наличия у граждан России двойного гражданства.

Приобретение гражданства РФ иностранными гражданами допускалось этим законом исключительно при условии их отказа от прежнего гражданства. Исключение, т.е. сохранение иностранным гражданином его иностранного гражданства при приобретении российского гражданства, было возможно лишь в том случае, когда международным договором РФ с государством, гражданином которого является приобретающее российское гражданство лицо, предусмотрена возможность двойного гражданства. Наличие такого договора было обязательным условием приобретения гражданином России одновременно и гражданства другого государства.

Действующая Конституция вслед за Законом о гражданстве 1991 г. также признала возможность граждан РФ иметь двойное гражданство. Признание института двойного гражданства на конституционном уровне, считавшегося одним из важных проявлений демократизма новой России, было обусловлено прежде всего необходимостью обеспечения со стороны России защиты прав, свобод и законных интересов этнических россиян, проживающих за рубежом.

Однако практика показала, что признание этого института не решило ни одной из тех задач, которые с ним связывались, а скорее наоборот, усугубило положение россиян, прибегнувших к использованию тех возможностей, которые этот институт должен был предоставить. Говоря об этих возможностях, нельзя забывать известное правило: если одно государство, гражданство которого лицо имеет, пытается оказать ему защиту через свое дипломатическое или консульское представительство во время его нахождения на территории другого государства, гражданство которого оно также имеет, то такая защита будет непременно отклонена именно на том основании, что данное лицо является гражданином государства пребывания.

Сложившаяся практика показывает, что искусственное насаждение двойного гражданства в России, вопреки многолетним традициям, ничего положительного с собой не принесло ни для граждан России, ни для самой России, ни для бывших граждан СССР, исторически или этнически связанных с Россией, но оказавшихся на территории других государств, образовавшихся после распада СССР. Более того, предназначенное прежде всего для предоставления россиянам, проживающим в других республиках бывшего СССР, возможности получить гражданство России, двойное гражданство вскоре породило процесс получения российского гражданства в качестве второго выходцами из этих республик, представляющими их титульные нации. В результате их диаспора в России составила почти 10 млн человек и продолжает расти из-за плохих условий жизни в этих республиках.

В самой России подавляющее большинство ее жителей не проявляют интереса к иностранному гражданству, а следовательно, и к двойному гражданству. Что же касается бывших союзных республик, входивших в состав СССР, то в большинстве из них двойное гражданство отрицается, а своих граждан, которые приобретают российское гражданство, они не считают сохранившими одновременно и их гражданство, т.е. рассматривают в качестве иностранцев.

Закон о гражданстве 2002 г. сохраняет институт двойного гражданства. В нем содержится понятие двойного гражданства (ст. 3), которое определяется как «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства». В Закон также включена ст. 6, посвященная двойному гражданству, которая базируется на комментируемой конституционной норме, допускающей наличие у гражданина РФ иного гражданства в соответствии с международными договорами РФ или федеральным законом. Правоотношения Российской Федерации со своими гражданами в этих случаях регулируются нормами, изложенными в комментируемой статье и в соответствующих международных договорах.

2. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. В таких случаях Россия фактически не признает наличие у гражданина двойного гражданства и в своих правоотношениях исходит из его статуса гражданина РФ со всеми вытекающими из этого последствиями.

Однако из этого общего правила федеральным законом сделан целый ряд исключений. Так, например, в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» и Положением о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, к государственной тайне лица, имеющие двойное гражданство, приобретенное в соответствии с законом, получают допуск лишь к сведениям, составляющим государственную тайну с грифом «секретно». Основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне являются: а) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и б) выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ.

Действующее законодательство РФ запрещает лицам, имеющим двойное гражданство, быть министрами федерального правительства, депутатами Государственной Думы и т.д.

Международные договоры РФ также регулируют правовой статус лиц, имеющих двойное гражданство. В них обычно указывается что лицо, состоящее в гражданстве стран, заключивших договор, не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства этих стран. Например, такие лица проходят военную службу в соответствии с законодательством стороны, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва, и не подлежат призыву на военную службу в соответствии с законодательством другой стороны. В соответствии с договором на гражданина, состоящего в гражданстве двух стран и пребывающего на территории одной из них, не распространяются ограничения в правах или дополнительных обязанностях, которые установлены для иностранных граждан в стране пребывания.

3. Комментируемая статья закрепляет основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разделяет всех законно находящихся в России иностранцев на временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих. Принадлежностью к одной из этих категорий определяется различный срок пребывания иностранца на территории РФ.

В целом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Однако федеральным законом или международным договором РФ могут быть установлены исключения из этого правила. Из комментируемой статьи в ее взаимосвязи с ч. 2 ст. 17 и другими статьями Конституции, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно граждан РФ, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами (см. Постановление КС РФ от 17.02.1998 N 6-П*(737)).

Иностранные граждане имеют право на свободное передвижение в пределах территории РФ при некоторых ограничениях, установленных федеральным законом. Иностранные граждане не обладают правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также участвовать в референдуме РФ и ее субъектов. Вместе с тем постоянно проживающие в России иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Однако они могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами (см. комментарий к ст. 59).

Иностранные граждане не имеют права: находиться на муниципальной, государственной службе; быть членами экипажа военного корабля РФ, быть командирами воздушного судна гражданской авиации и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. В сфере трудовых отношений иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Закон предусматривает, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии на это разрешения. В свою очередь и иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Однако это условие не распространяется на широкий круг иностранных граждан: постоянно и временно проживающих в России; сотрудников дипломатических и консульских учреждений; журналистов, аккредитованных в Российской Федерации; обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования и др.

Международным договором или федеральным законом могут устанавливаться ограничения права собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. При этом как сама возможность ограничения федеральным законом этого права, так и его характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией, согласно ч. 3 ст. 55 (см. Постановление КС РФ от 20.07.1999 N 12-П*(738)).

К отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц применяются правила гражданского законодательства в соответствии с принципом «национального режима». Земельный кодекс устанавливает право указанных лиц приобретать в собственность земельные участки на территории РФ, а сама по себе возможность предоставления указанным лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России (см. Постановление КС РФ от 23.04.2004 N 8-П*(739)).

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные и иные правонарушения на территории РФ, подлежат ответственности на общих основаниях с ее гражданами.

Как уведомить ФМС (МВД) о наличии вида на жительство и второго гражданства: популярные вопросы

С момента вступления в силу закона об обязательном уведомлении ФМС России о наличии вида на жительство или гражданства другой страны прошло больше двух лет. За это время в закон были внесены поправки, сложилась практика его применения, и даже появились прецеденты наказаний за утаивание этой информации. Вопросов у обладателей ВНЖ по-прежнему много.

4 августа 2014 года в закон №142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» внесли поправки. По новым правилам, все граждане РФ, которые получают (или получили ранее) вид на жительство или паспорт другой страны, должны сообщить об этом в Федеральную миграционную службу. Сейчас ее функции переданы Министерству внутренних дел, а обязанность у обладателей ВНЖ или гражданства осталась прежней.

Уведомить необходимо в течение 60 дней с момента получения статуса. Это можно сделать лично, придя в управление по вопросам миграции по месту жительства, по почте России, а с декабря 2014 года еще и с помощью уполномоченного представителя на основании нотариальной доверенности.

В законе прописан механизм уведомления и для тех, кто на момент наступления обязанности находится за рубежом. Они должны представить свои документы в течение 30 дней со дня въезда в Россию.

Уклонистов ждет наказание. За «несообщение» установлена уголовная ответственность (в соответствии со ст. 330.2 УК РФ). Максимальная санкция – обязательные работы сроком до 400 часов. За опоздание или предоставление заведомо ложных сведений полагается административное наказание (в соответствии со ст. 19.8.3 КоАП) в виде штрафа от 500 до 1000 рублей.

Обязанность не распространяется на лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

На вопросы отвечает директор компании «Второй Дом», кандидат юридических наук Евгений Цикунов.

Уведомлять или нет? Как они узнают?

Задают этот вопрос достаточно часто, хотя, на мой взгляд, сама формулировка вопроса достаточно странная. Какой бы ни был закон, хороший или плохой, это закон, и мы обязаны его соблюдать вне зависимости о строгости наказания за его нарушение.

Действительно, миграционные ведомства зарубежных государств не обязаны уведомлять соответствующие российские ведомства о том, что такой-то россиянин получил ВНЖ или гражданство этого государства, и на практике этого не происходит.

При выезде из России в ходе пограничного контроля сотрудники пограничной службы проверяют документы на выезд из России и наличие у лица различных ограничений (алименты, долги и т.д.). В обязанность пограничной службы в соответствии с Административным регламентом ФСБ России (Приказ ФСБ России от 08.11.2012 №562) не входит проверка документов, дающих право на въезд в страну, в которую вы направляетесь. Но, сегодня действует один регламент, а завтра другой, как мы знаем, законодательство у нас может измениться в любой момент.

К тому же сотрудники авиакомпании при регистрации на рейс обязательно проверят не только срок действия вашего загранпаспорта, но и наличие у вас визы или документа, дающего право на безвизовый въезд в страну отправления. Иначе, если вы не пройдете паспортный контроль в стране, куда вы летите, на том основании, что у вас нет визы или иного разрешающего документа (ВНЖ, ПМЖ, гражданства), и вам откажут во въезде в страну – авиакомпания будет вынуждена вас «возвращать» в Россию за свой счет.

Поэтому, еще раз хотим отметить, что уголовная ответственность, особенно в России – это «не игрушки», уведомить МВД стоит в установленные законом сроки.

Изменился ли порядок уведомления в связи с упразднением ФМС и передачей ее функций Главному управлению по вопросам миграции МВД России?

Приказ ФМС России №450 от 28.07.2014, которым утвержден порядок уведомления и все формы, действует и отменен не был. На местах работают те же специалисты, что и раньше, только форма у них теперь другого цвета. Даже находятся они, как правило, там же. В Москве, например, в МФЦ «Мои документы».

Изменились некоторые детали. Раньше сотрудники ФМС не требовали представить оригиналы карты ВНЖ или паспорта иностранного государства. Сейчас просят оригинал и копию, сверяют копию с оригиналом и заверяют ее. В результате уведомлять по доверенности стало сложнее, поскольку уполномоченному представителю нужно иметь на руках все оригиналы как российских, так и зарубежных документов семьи клиента.

Во всем остальном процедура полностью осталась прежней и ничем не отличается.

Закон не распространяется на лиц, постоянно проживающих за пределами России. Если большую часть времени я проживаю в США, мне нужно уведомлять МВД?

Действительно, обязанность не распространяется на лиц, постоянно проживающих за пределами России. Но, к сожалению, в нашем законодательстве пока нет определения понятию «лицо, постоянно проживающие за пределами России» для целей иммиграционного законодательства.

Ранее на пресс-конференции в Фейсбуке представители ФМС объясняли свою позицию. По их мнению, уведомлять не нужно, если вы одновременно соответствуете этим критериям:

  • постоянно проживаете за пределами России;
  • встали на консульский учет за рубежом;
  • выписались по адресу, где были зарегистрированы в России.

Очевидно, что Фейсбук не является источником права в России, и интервью чиновника не имеет юридической силы, тем не менее, это официальная позиция, которую пока в МВД никто не подтвердил, но и не опровергнул. Остается надеяться, что рано или поздно в МВД устранят этот пробел и в новом регламенте появится четкий ответ на данный вопрос.

Мы купили недвижимость в Латвии и получили на этом основании ВНЖ для всей семьи, что мы должны указать в п. 4 Формы уведомления (основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве)?

Для того, чтобы понять, что такое основание приобретения гражданства (ВНЖ/ПМЖ), необходимо обратиться к статьям 11, 12, 13 закона «О гражданстве», где они перечислены. В Российской Федерации это, например, по рождению, вступление в брак и т.д.

Другими словами, основания приобретения гражданства (ВНЖ/ПМЖ) – это события или действия, в результате которых вы стали обладателем данного статуса.

Применительно к нашему случаю это будет «приобретение недвижимости» или «инвестиции в недвижимость». При получении ВНЖ/ПМЖ Венгрии через гособлигации это будет «инвестиции в государственные ценные бумаги Венгрии». При получении гражданства Кипра через покупку гособлигаций – «инвестиции в государственные облигации Кипра».

Что будет, если я не укажу основание приобретения гражданства (ВНЖ/ПМЖ) в форме уведомления?

В соответствии со ст. 19.8.3 КоАП за «предоставление сведений в неполном объеме, либо заведомо недостоверных сведений» установлена административная ответственность в размере штрафа от 500 рублей до 1000 рублей. Как мы уже говорили выше, наша рекомендация всегда однозначная – закон не нарушать.

Можно ли уведомить через сайт государственных услуг или по электронной почте?

Нет, такой возможности по закону не предусмотрено. Уведомить можно только лично, с помощью Почты России и через уполномоченного представителя по нотариальной доверенности.

Где можно найти формы уведомления?

Раньше формы были размещены на сайте ФМС России, сейчас, к сожалению, на официальном сайте ГУВМ МВД России этой информации нет.

В системе Консультант+ или Гарант можно найти Приказ ФМС №450 от 28.07.2014 в нем есть сами формы и инструкция по их заполнению.

Нужно ли носить с собой отрывную часть формы уведомления при пересечении границы?

В законе «О гражданстве» такая обязанность для граждан России не предусмотрена. Но, с учетом того, что вся информация вносится в базу данных вручную и это занимает время, лучше отрывную часть при себе иметь.

Материал подготовлен при поддержке компании «Второй Дом».

Двойное и второе гражданство РФ

Разница между двойным гражданством и вторым гражданством.

У Российской Федерации соглашение о двойном гражданстве подписаны с двумя среднеазиатскими государствами Туркменией и Таджикистаном.
В тех случаях, когда гражданин РФ приобретает гражданство другого государства, он не утрачивает автоматически гражданство РФ, если с него не требуют оформлять выход из гражданства России, но и он не приобретает двойного гражданства в юридическом смысле этого слова.
Он приобретает второе гражданство. Когда законный обладатель двух паспортов российского и иного, находится на территории РФ, государство рассматривает его исключительно как гражданина РФ.

В Российской Федерации не существует запретительных норм относительно приобретения гражданами РФ гражданства других государств, поэтому приобретение второго гражданства является абсолютно законной процедурой. Это означает, что иметь второй паспорт законно.

Более того, человек может иметь любое количество иностранных документов, если они приобретались на законных основаниях.
Существует несколько ограничений по этому вопросу бипатридов, которые надо знать для того, чтобы избегать разного рода штрафов и неприятностей.

1. Если у иностранного гражданина есть законным образом приобретенные российские документы, то на территории России он ими обязан пользоваться.
2. Если иностранец, имеющий российское гражданство не проживает в России более 90 дней, он обязан извещать налоговую службу.
3. Если российский гражданин имеет иные гражданства, он обязан извещать об этом миграционную службу.

Двойное гражданство означает наличие у гражданина Российской Федерации гражданства одновременно одного или более иностранных государств. В статье 62 Конституции РФ написано:

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Существуют два основных понятия связанных с иными гражданствами,

1. Двойное гражданство (ситуация, когда человек приобретает второе гражданство с согласия государства которое у него уже было).

2. Два и более гражданства (ситуация, когда человек приобретает второе гражданство без ведома, разрешения государства, гражданином которого он является изначально)

Россия имеет соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства только с Туркменистаном и Таджикистаном. Дети, родившиеся у родителей, которые имеют двойное гражданство, также получают двойное гражданство. Есть соответствующая статья, которая оговаривает, что никакая профессиональная или иная деятельность лиц, состоящих в гражданстве обеих сторон, не может служить основанием для прекращения гражданства любой из сторон.

В соответствии с условиями международных договоров РФ с другими государствами, на сегодняшний день гражданин Российской Федерации не может приобрести двойное гражданство без разрешения компетентных органов государственной власти. Данное положение Закона касается договоров, заключенных ранее СССР преимущественно с восточноевропейскими странами с целью сокращения в случае возникновения двойного гражданства.

Случаи приобретения российскими гражданами иностранного гражданства вне рамок вышеуказанных международных договоров не являются наказуемым деянием, однако, полученное таким образом гражданство, так же как и соответствующие иностранные документы (загранпаспорт), не признаются российским законодательством и не действуют на территории России.

Иностранные государства, как правило, не информируют консульские учреждения других стран о приобретении их гражданами второго гражданства. Таким образом, факт получения российским гражданином иностранного гражданства не будет зафиксирован в России. При получении второго гражданства нет необходимости отказываться от гражданства страны происхождения.

Фактически, отдельного закона о двойном гражданстве в России нет, но эти положения указаны в основном законе о гражданстве.
В формулировках действующих миграционных законах в России, правильнее говорить о втором гражданстве, имеющим второстепенное правовое значение.

В этом вопросе мы однозначно имеем правовую международную коллизию, так как в большинстве иностранных государствах есть четкий законы о двойном гражданстве.
Своевременно разрешать эти затруднения правильнее всего можно через российский МИД или через консульства иностранных стран, чти документы оказались у российского гражданина.

Если сказать проще, если у человека есть российские документы, в России он однозначно считается российским гражданином по действующему закону, а остальные иностранные документы это его частное дело.
Единственной обязанностью в этом случае с двойным гражданством, является уведомление миграционных органов об этом факте.

Есть высокая вероятность, что в новом законе о гражданстве России в 2018 году будет отдельное положение о двойном или втором гражданстве, но это пока не очевидно.

Консультации + 7 495 220-82-81, 542-13-33

Уведомление о наличии двойного гражданства, как подать через госуслуги в 2018 году

На двойное гражданство у каждого государства имеется свой взгляд. Одни страны налагают строгий запрет на наличие у своих граждан паспорта другого государства, тогда как другие смотрят на это либерально, вводя лишь ряд определенных условий. В августе 2014 года в РФ были приняты дополнения к миграционному закону, согласно которым уведомление о втором гражданстве стало обязательным. За неисполнение данного требования предусмотрена административная и уголовная ответственность. В этой статье мы расскажем об этой процедуре.

Понятие второго гражданства

Согласно Закону «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ, гражданство другой страны приобретается с получением паспорта иностранного государства. Вместе с тем вы остаетесь гражданином РФ со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Второе гражданство означает двойную нагрузку в налогообложении, необходимость дважды проходить службу в армии в обеих странах и др.

Двойное гражданство не влечет за собой риск быть дважды призванным в армию, с ним не возникнут проблемы в налогообложении, однако статус двойного гражданства должен быть урегулирован на государственном уровне. Международный договор о признании двойного гражданства у России подписан только с Таджикистаном.

Узнать больше подробностей вы сможете из материала о том, что такое двойное гражданство.

Обязательно ли уведомлять о втором гражданстве

Согласно принятым поправкам, все граждане РФ обязаны заявить о втором гражданстве и о приобретении вида на жительство в иностранном государстве в ГУВМ МВД, действие закона распространяется также на несовершеннолетних и недееспособных лиц.

Давайте разберемся, кто должен уведомлять о втором гражданстве:

  • лицо, вступившее в гражданство иностранного государства;
  • лицо, обладающее видом на жительство в другой стране;
  • гражданин с правом постоянного проживания за рубежом;
  • представитель несовершеннолетнего лица, который имеет второй паспорт;
  • представитель недееспособного лица, имеющего второе гражданство.

Те, кому надо уведомлять о наличии второго гражданства, должны заполнить форму или бланк, установленные приказом ФМС РФ от 28.07.2014 № 450, и подать документы по месту регистрации или пребывания. Закон об уведомлении о втором гражданстве действует, и уже появились прецеденты наказаний за утаивание сведений от Главного управления по вопросам миграции (ГУВМ) МВД России.

Кто может не сообщать о втором гражданстве

Граждане РФ, проживающие на постоянной основе за рубежом, имеют право не передавать миграционной службе сведения о смене статуса, однако они обязаны обратиться с соответствующей информацией в отделение ГУВМ МВД по прибытии на территорию России не позднее чем через 30 дней. Теперь вы знаете, как не сообщать о втором гражданстве и при этом не иметь проблем с законом.

Бланк подачи уведомления

То, как сообщить о двойном гражданстве, указано в приказе ФМС РФ от 28.07.2014 № 450, приложения к которому содержат примеры бланков для заполнения. Форму можно скачать и заполнить дома либо получить в миграционном отделе и там внести данные.

Форма уведомления для совершеннолетнего гражданина РФ

Чистый бланк анкеты для информирования о наличии второго паспорта либо вида на жительство увидеть здесь.

Форма уведомления для несовершеннолетнего гражданина РФ

Незаполненную форму извещения для несовершеннолетних и недееспособных лиц можно увидеть здесь.

Список необходимых документов

Чтобы уведомление было принято органами миграционного контроля, заявление о наличии второго гражданства у гражданина РФ сопроводите следующими документами:

  • копия гражданского паспорта РФ;
  • копия паспорта или вида на жительства, выданного иностранным государством;
  • копия документа, удостоверяющего место постоянного проживания в РФ.

Если уведомителем выступает доверенное лицо, представляющее интересы несовершеннолетнего или недееспособного гражданина, тогда в список документов также входят:

Если речь идет о втором гражданстве или иностранном ВНЖ детей возрастом до 14 лет, понадобится предъявить:

  • заграничный паспорт ребенка, выданный в России;
  • иностранный паспорт одного из родителей, гражданина РФ;
  • свидетельство о рождении, где компетентными органами проставлены отметки о наличии российского гражданства;
  • приложение к документу о регистрации ребенка, выданное компетентными органами другой страны.

Вместе с копиями обязательно принесите оригиналы документов или нотариально заверенные копии, чтобы работники миграционной службы смогли сверить предоставленную информацию.

Правила заполнения бланка

Заполнить анкету о втором гражданстве можно как на компьютере, так и вручную, почерк в этом случае должен быть разборчивым и аккуратным.

Не допускаются исправления и сокращения, любые аббревиатуры необходимо расшифровать; не оставляйте поля пустыми и не ставьте прочерк, и если информация никак к вам не относится, то напишите слово «нет», внимательно и правдиво вносите данные, поскольку за ошибки предусмотрена административная ответственность.

На лицевой стороне бланка необходимо указать следующие данные:

  • данные о месте жительства;
  • информацию о гражданском паспорте;
  • сведения о паспорте иностранного государства или о виде на жительство;
  • основания для получения второго гражданства или ВНЖ (здесь можно указать любую причину на ваше усмотрение);
  • пункты 5 и 6 предназначены для тех, кто уведомление о гражданстве другого государства подает не в первый раз (здесь необходимо указать новые данные после продления ВНЖ или сведения об отказе от гражданства).

Справа пунктирной линией отделена отрывная часть бланка, которая частично заполняется госслужащим: вам необходимо лишь еще раз указать ФИО, паспортные данные и адрес подразделения, куда вы обратились.

Подпись и дату ставят в день подачи извещения, на обратной стороне формы нужно указать количество копий приложенных документов.

Где принимают извещения

Порядок и последовательность подачи извещения, а также информация о том, куда надо сообщать о втором гражданстве, регулируются статьями 6 и 30 Закона «О гражданстве Российской Федерации».

Корректно заполненный бланк и копии документов необходимо подать:

  • в ближайший орган по вопросам миграции УВМ МВД России по месту регистрации или по месту пребывания на территории РФ;
  • если у вас нет ни временной, ни постоянной прописки и вы не знаете, где можно подать уведомление о двойном гражданстве, тогда обратитесь в подразделение ГУВМ МВД по месту фактического нахождения.

Для жителей столицы как ответ на вопрос, куда сообщать о двойном гражданстве в Москве, закон предусматривает два варианта:

Как и когда подать уведомление

Если вы постоянно проживаете на территории России, тогда уведомление о наличии у гражданина РФ иного гражданства необходимо подать в течение 60 дней с момента приобретения иностранного удостоверения.

К сожалению, воспользоваться электронной почтой не получится, так же как и подать уведомление о втором гражданстве через сайт Госуслуги, поскольку необходима личная проверка данных заявителя работником миграционной службы.

Личное посещение ГУВМ МВД

Гражданин может лично подать извещение, посетив подразделение ГУВМ МВД по месту жительства или по месту пребывания. Подать уведомление от имени ребенка можно без его присутствия в учреждении, достаточно предъявить заполненный бланк и копии необходимых документов. Обратиться в органы ГУВМ МВД можно и через законного представителя, который имеет от вас нотариально заверенную доверенность.

Через Почту России

Законодательство РФ предусматривает возможность подать уведомление о втором гражданстве через почту России в 2018 году. При этом важно личное присутствие заявителя при отправке посылки, чтобы работник почты смог сверить оригиналы документов с копиями и удостоверить личность гражданина. Пакет документов должен быть отправлен в течение суток. Обязательно указывайте адрес, куда работники миграционной службы должны отправить подтверждение о принятии документов.

Последовательность подачи извещения

Порядок подачи уведомления о втором гражданстве следующий:

  1. Найти адрес регионального подразделения Главного управления по вопросам миграции, в этом вам поможет сайт Министерства в нутренних дел России.
  2. Собрать оригиналы и копии необходимых документов, корректно заполнить бланк извещения и обратиться в подразделение ГУВМ МВД.
  3. Если подача уведомления о двойном гражданстве прошла успешно, получить подтверждение о принятии документов.

Процедура рассмотрения документов

Сотрудник миграционной службы проводит сверку данных и идентифицирует личность гражданина.

Как только документы проверены, сотрудник МВД заполняет и выдает отрывной талон. На нем должна стоять отметка о приеме уведомления и штамп подразделения.

Сохраните эту часть формы, поскольку она является подтверждением того, что справка о двойном гражданстве у вас теперь есть.

Если вы решили отправить извещение через почту, тогда отрывной талон заполняется сотрудником почтового отделения.

Штраф за невыполнение закона

Законом «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 04.06.2014 № 142-ФЗ установлены нормы юридической ответственности за уклонение или несвоевременную подачу данных о приобретении второго гражданства или ВНЖ в иностранном государстве.

Административная ответственность предусматривается за следующие правонарушения:

  • извещение подано с опозданием;
  • указана неполная или некорректная информация;
  • предоставлены заведомо ложные сведения.

В этих случаях может быть наложен штраф в сумме от 500 до 1000 рублей.

К уголовной ответственности будут привлечены граждане РФ, намеренно не сообщившие о вступлении в гражданство другой страны: нарушение наказывается наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 400 часов.

Если вы все еще не понимаете, зачем сообщать о втором гражданстве, и намерены игнорировать предписание закона, тогда будьте готовы к объяснениям с бдительным представителем Пограничной службы, который попросит вас предъявить талон об уведомлении.

Многие россияне довольно часто путешествуют за рубеж по работе или с личными визитами. Постоянное оформление визы – это не очень удобно, а поэтому необходим другой выход из положений. Одним из них может стать приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства, а о том, как это происходит, мы поговорим далее.

Наличие двойного гражданства означает, что человек имеет подданство Российской Федерации и другой страны. Это право закреплено в международных соглашениях и Конституции РФ. При этом важно понимать, что приобретение гражданства другой страны никак не освобождает лицо от выполнения своих обязанностей. Однако его права также не могут быть никак ущемлены, если это не предусмотрено законодательством РФ.

Приобретение иного гражданства может осуществляться несколькими путям:

  • двойное гражданств;
  • два и более гражданства.

В первом случае человек может получить статус в рамках подписанных международных соглашений. При этом он может самостоятельно решать, какое государство выбрать для проживания и каким законам подчиняться. Его безопасность и свобода обеспечиваются обеими странами. Отметим, что двойное гражданство в РФ возможно только с Таджикистаном и Туркменией.

Второй случай означает, что россиянин становится подданным другой страны, при этом он сможет получить разрешение соответственных органов Российской Федерации. Это значит, что он одновременно является гражданином нескольких стран, но не отказывается от статуса россиянина. Такое положение приносит определенные неудобства. К примеру, лицо будет обязано пройти службы в армиях государств, независимо от своего предыдущего воинского опыта. Более того, уплачивать налоги придется также в оба бюджета.

Как получить второе гражданство?

Приобретение гражданства иной страны россиянин возможно несколькими путями, однако наиболее популярный – переезд в другое государство на постоянное место жительства. Как правило, большинство людей выбирают следующие страны:

  1. Канада.
  2. Израиль.
  3. Страны ЕС.
  4. Австралия.

К слову, Австралия имеет довольно неплохие условия касательно мигрантов. Получить гражданство очень сложно, но его приобретение не требует отказа от статуса россиянина. Это значит, что может быть подданным сразу нескольких государства. В США запрещено такое поведение, однако на практике никого не волнует, отказался ли человек от своего предыдущего гражданства или нет.

В большинстве стран действует одна и та же процедура, хотя и имеются свои нюансы. Если говорить в целом, то россиянин может получить гражданство иного государства за 5-10 лет. Это очень долго и если такая ситуация вас не устраивает, то можно попытаться получить подданство по льготной схеме. К примеру, наиболее частым основанием для этого является брак с иностранцем. Отметим, что женитьба не является гарантией, но увеличивает шансы на успех, существенно сокращая срок выдачи гражданства. Участники программы репатриации могут получить паспорт непосредственно при пересечении границы государства. Однако лишь небольшая часть россиянин сможет пойти по такому пути, а остальным людям придется долго ждать, прежде чем получить статус.

Перед тем как начинать процедуру, детально взвесьте все за и против, изучите законодательство страны, в которую вы хотите переехать. При этом стоит понимать, что второе гражданство обеспечивает как привилегии, так и накладывает определенные обязанности. Одним из наиболее серьезных недостатков – необходимость прохождения воинской службы.

Помните, что большинство стран требует сдачи теста на знание государственного языка, прежде чем будет выдано гражданства. Это может стать проблемой для многих россиян, поскольку уровень владения должен быть очень высоким. Справедливости ради отметим, что в Российской Федерации действует такая же схема. Тест платный и он включает в себя проверку устной речи, письма, грамматики и т. д. Поэтому оцените свои возможности и если вы готовы сдать экзамен, а также вы соответствуете другим требованиям, то можете начинать процедуру.

Преимущества подданства иной страны

Приобретение гражданства иного государства требует выполнения определенных действий и соответствия ряду требований. Например, это может быть наличие определенного количество средств на счету, знание государственного языка, ВНЖ или наличие недвижимого имущества. Тем не менее, подданство другой страны обеспечивает множество преимуществ.

Любой житель РФ может получить гражданство иного государства, поскольку такое право закреплено в Конституции РФ. Это значит, что если человек проходит все этапы, предъявляет нужные документы, то он может претендовать на приобретение нужного статуса.

Что касается уплаты налогов, то здесь все зависит от конкретной страны. Если лицо постоянно проживает в Российской Федерации и получает легальный доход, то платить налоги придется в бюджет РФ. Работа и проживание за границей – это основание для уплаты налогов в соответственную страну.

При этом преимущества наличия второго гражданства зависят от конкретной страны, но наиболее весомое – отсутствие визовых ограничений. Не нужно оформлять разрешения, ведь моно получить гражданства и посещать страну без ограничений. Особенно актуально это для обладателей паспорта США, Канада или стран Евросоюза.

Особенности

Приобретение гражданства иной страны вносит в жизнь россиянина определенную неясность. К примеру, довольно часть возникает вопрос о том, как должен осуществляться въезд в Россию? Согласно действующему законодательству, гражданин Российской Федерации может пересекать границу по документу, удостоверяющему его личность за рубежом – по заграничному паспорту. Если он был утерян, то придется обращаться в консульство РФ за пределами страны и оформлять специальное разрешение на въезд. По возвращению домой загранпаспорт восстанавливается на общих основаниях. Отметим, что разрешение может использоваться исключительно для въезда на территорию страну, а выехать по нему не получится.

Существует еще один часто задаваемый вопрос. Если россиянин может получить паспорт Германию, к примеру, сможет ли он поставить в него визу РФ? Нет! Это запрещено из-за нарушения действующих норм законодательства, и сотрудники консульства откажут в визе, ведь на территории Российской Федерации лицо будет считаться гражданином.

Заезжать в РФ можно только по загранпаспорту. Если же вы захотите отправиться в Германию, то на границе у вас спросят, какой документ вы будете использовать для перелета. В этом случае можно смело предъявлять свой немецкий паспорт и никаких вопросов у сотрудников авиакомпании у вас не возникнет.

Уведомление о получении гражданства – особенности оформления

Летом 2014 года законодательство Российской Федерации было изменено, а приобретение гражданства осуществляется по-новому. В нем появился пункт, который указывает на необходимость уведомление отделения МВД по месту жительства или нахождения о получении гражданства иного государства, разрешение на временное проживание или ВНЖ. На это дается 60 дней с момента получения документа другой страны. Важно то, что действие этого закон распространяется на всех россиян, имеющих подданство других стран, независимо от того, когда оно было получено.

Существуют определенные исключения. К примеру, если человек проживает за границей большую часть года, то подавать уведомление ему не обязательно. При этом если россиянин имеет место регистрации, то он будет считаться лицом, которое проживает в Российской Федерации, даже если на деле это не так.

Подача уведомление осуществляется по установленной законодательством процедуре, причем для этого нужно использовать специальные бланки. Они доступны на сайте МВД. Для несовершеннолетних заявителей создан отдельный документ, заполнять который должны его родители или опекуны. Допускается заполнение третьими лицами, ели они имеют на это право.

Подать уведомление нужно самостоятельно. Если по каким-то причинам сделать это невозможно, то придется оформлять доверенность на иного человека. Направить уведомление можно также через почту, но сделать это только в пределах Российской Федерации. Помимо самого уведомления, необходимо также подать такие документы:

  1. Копия удостоверения личности иной страны или документа, который подтверждает право на проживание за рубежом.
  2. Копия внутреннего паспорта гражданина Российской Федерации.
  3. Копия паспорта иностранца, если он занимается подачей уведомления.
  4. Копия паспорта и доверенность лицу, которое подает документы.

Поскольку закон распространяется на всех россиян, то подавать уведомление должны также лица, которые находятся за рубежом. Поскольку отправить по почте документ они не могут, то для них действует особое правило Российские граждане, которые находятся за рубежом, должны подать уведомление в органы МВД в течение 30 дней после пересечения границы РФ, даже если это случится нескоро. К сожалению, консульства и другие дипломатические учреждения Российской Федерации за границей не имеют права обрабатывать уведомления или пересылать их в МВД.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


Приобретение гражданства - обретение иностранцем, лицом без гражданства (апатридом) статуса гражданина Российской Федерации по основаниям и в порядке, предусмотренным российским законодательством о гражданстве.

Российское гражданство приобретается:

  • по рождению;
  • в результате приема в гражданство;
  • в результате восстановления в гражданстве;
  • путем выбора гражданства (оптации) и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации и СССР;
  • по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве.

Приобретение гражданства по рождению . Приобретение гражданства по рождению (филиация) означает, что гражданская связь лица с государством возникает из самого факта его рождения. Датой приобретения гражданства является дата рождения. Законодатель вводит ряд правил определения гражданства по рождению.

1. Родившийся ребенок становится российским гражданином независимо от того, где он родился (на территории России или за ее пределами), если оба его родителя или единственный родитель имеют на момент рождения российское гражданство. Это правило исходит из принципа крови.

2. Если один из родителей на момент рождения ребенка имеет российское гражданство, а другой родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, то ребенок становится российским гражданином независимо от места рождения. Здесь также действует принцип крови.

3. Если один из родителей на момент рождения ребенка имеет российское гражданство, а другой родитель является иностранцем, ребенок становится российским гражданином при условии, что родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства. В таком случае используются как. принцип крови, так и принцип почвы.

4. Если оба родителя, проживающие на территории Российской Федерации, на момент рождения ребенка являются иностранцами или лицами без гражданства, ребенок становится российским гражданином тогда, когда родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются родители, не предоставляют ему свое гражданство. Данное правило исходит из принципа почвы.

5. Находящийся на территории Российской Федерации ребенок, родители которого неизвестны, становится российским гражданином в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. Изложенное правило также исходит из принципа Почвы.

В перечисленных случаях российское гражданство предоставляется детям независимо от волеизъявления их родителей и, естественно, их самих. Оформление российского гражданства по рождению производится органами записи актов гражданского состояния, органами внутренних дел, органами Министерства иностранных дел.

Прием в гражданство в общем порядке . Прием в российское гражданство (натурализация, укоренение) осуществляется в России в разрешительном порядке, хотя момент усмотрения существенно ограничен законодательными рамками. Суть ограниченного разрешительного порядка: иностранец или лицо без гражданства могут приобрести гражданство России при положительном решении этого вопроса Президентом РФ. Однако Президент, принимая свое решение, должен ориентироваться на требования законодательства о гражданстве.

Данный порядок не ущемляет право индивидов на гражданство. Право каждого человека на гражданство не означает возможность получения гражданства любым желающим. Оно включает: во-первых, право человека на обращение за гражданством даже в случае, когда ему ранее было в этом отказано; во-вторых, обязанность государства закреплять в законодательстве основания отказа в приеме, если даже они содержат момент усмотрения.

Одним из критериев правомерности приема является добровольность со стороны обращающегося лица. Добровольность выражается в подаче заявления о приеме в гражданство по собственной воле лица. С точки зрения международного права противоправными считаются односторонние действия государства, направленные на навязывание своего гражданства гражданам иностранных государств, например после аннексии чужой территории.

Законодательство большинства государств закрепляет определенные предпосылки приема в гражданство. В ряде стран, например, на основе доктрины «эффективной связи лица с государством» предпосылкой приема является «домицилий», или иначе, ценз оседлости. В некоторых странах условие оседлости считается выполненным, если ходатайствующий о приеме в гражданство человек послужит некоторое время на судах заграничного плавания конкретного государства (как в Швеции) или в действующей армии (как в США).

Эффективная связь лица с государством подразумевает его фактическое укоренение в государстве и обществе, когда человек, не будучи гражданином, постоянно и на законных основаниях проживает и работает в данной стране, имеет здесь недвижимость и иную собственность, участвует в общественно-политической жизни в допустимых формах и т.д.

Российский законодатель также вводит ценз оседлости и называет ряд иных условий приема в гражданство.

По общему правилу, с заявлениями о приеме в гражданство вправе обращаться иностранцы, лица без гражданства, достигшие 18-летнего возраста, дееспособные, проживающие на территории России со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории России считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы страны не более чем на три месяца в течение одного года.

Пятилетний срок непрерывного проживания сокращается до одного года при наличии одного из следующих оснований:

  • рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;
  • состояние в браке с российским гражданином не менее трех лет (на момент обращения);
  • наличие у нетрудоспособного лица дееспособного сына или дочери, достигших 18 лет и имеющих российское гражданство;
  • наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры, обладание профессией, квалификацией, представляющей интерес для Российской Федерации;
  • предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
  • признание лица беженцем.

Помимо ценза оседлости для принятия в гражданство также требуется, чтобы заявитель взял обязательство соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство, имел законный источник средств существования, обратился в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства, владел русским языком.

Заявитель лично подписывает следующий текст: «В случае принятия меня в гражданство Российской Федерации обязуюсь быть верным России и добросовестно выполнять свой гражданский долг в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации».

Наличие законного источника средств существования подтверждаются справкой о доходах физического лица, налоговой декларацией, справкой с места работы, трудовой книжкой, пенсионным удостоверением, справкой органа социальной защиты о получении пособия, подтверждением получения алиментов, справкой о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, иными документами.

Отказ от иного гражданства не требуется в нормативно предусмотренных случаях или если он невозможен (в силу законодательства иных стран). Не обязаны подтверждать отказ от иного гражданства беженцы, лица, получившие в России политическое убежище. Если отказ от иного гражданства обусловлен приобретением российского гражданства, то заявитель обязуется в течение года со дня приобретения российского гражданства представить документ о выходе из иного гражданства. Если иное гражданство прекращается в случае приобретения российского гражданства, то заявитель обязуется представить соответствующий документ в течение трех месяцев со дня приобретения российского гражданства.

Владение русским языком необходимо на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне подтверждается документом государственного образца о получении образования (не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением (организацией): до 1 сентября 1991 г. - на территории государства, входившего в состав СССР; после этой даты - на территории Российской Федерации.

Другие документы, подтверждающие владение русским языком: сертификат о прохождении тестирования по русскому языку, выданный уполномоченным образовательным учреждением; документ об образовании, выданный на территории иностранного государства и имеющий в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании. От представления документов, подтверждающих владение русским языком, освобождаются мужчины, достигшие возраста 65 лет, женщины - 60 лет, а также недееспособные лица и инвалиды I группы.

Требования пятилетнего ценза оседлости, наличия законного источника существования, владения русским языком не являются обязательными в случае приема в российское гражданство лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией. Названными заслугами являются выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие экономики, обеспечение обороны и безопасности России, другие заслуги, способствовавшие повышению ее международного престижа. Прием в гражданство указанных лиц осуществляется при наличии их волеизъявления, а также обращения к Президенту РФ федерального органа государственной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации.

Заявления о приеме в российское гражданство подаются в письменном виде на имя Президента РФ в органы Министерства внутренних дел по месту жительства лица или в дипломатические представительства и консульские учреждения страны, в случае проживания обращающегося за рубежом. Органы внутренних дел, дипломатические представительства, консульские учреждения проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений о приеме и направляют последние вместе с иными документами и собственными заключениями по существу вопроса в комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

Последняя проводит собственные проверки и готовит проекты указов Президента РФ о приеме в гражданство или об отказе в приеме. Рассмотрение заявлений о приеме в гражданство в общем порядке и принятие по ним решений осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявлений и иных необходимых документов. Российское гражданство считается приобретенным лицом с момента вступления в силу соответствующего указа Президента.

Прием в гражданство в упрощенном порядке . Ряд иностранцев, лиц без гражданства вправе приобрести российское гражданство без соблюдения всех условий приобретения гражданства в общем порядке. Это лица, достигшие 18-летнего возраста, дееспособные, имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя - российского гражданина, а также лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, проживавшие и проживающие в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств.

В упрощенном порядке приобретают российское гражданство являющиеся иностранцами или лицами без гражданства:

  1. ребенок, один из родителей которого имеет российское гражданство, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя, если ребенок проживает вне пределов Российской Федерации;
  2. ребенок, единственный родитель которого имеет российское гражданство, - по заявлению родителя;
  3. ребенок или недееспособное лицо, над которым установлена опека или попечительство, - по заявлению опекуна, попечителя, имеющего российское гражданство.

Упрощенный прием в гражданство производится в уведомительном порядке органами внутренних дел внутри страны, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями - за рубежом. Заявления о приеме в гражданство в упрощенном порядке и принятие по ним решений рассматриваются в срок до шести месяцев. При этом не требуются ценз оседлости (общий или сокращенный) наличие законного источника существования, владение русским языком.

У несовершеннолетних детей, недееспособных лиц, кроме того, не отбирается обязательство соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство. Не обязательно также представление документов о прекращении иного гражданства ребенка, недееспособного лица или Документа об отказе от такого гражданства. Вместе с тем прием в российское гражданство ребенка в возрасте от 14 до 18 лет производится с его письменного согласия.

Восстановление в гражданстве (или ренатурализация, или повторное укоренение) - предоставление российского гражданства лицам, ранее им обладавшим. Восстановление в гражданстве производится так же, как и прием в гражданство - в общем порядке (Указом Президента РФ), за исключением требования о сроке непрерывного проживания в Российской Федерации. Он при восстановлении сокращен до трех лет.

Представляется, однако, что ренатурализация может осуществляться и с сокращением срока непрерывного проживания до одного года (ч. 2 ст. 13 Закона о гражданстве), и в упрощенном порядке (ст. 14). Конечно, при наличии обстоятельств, предусмотренных в указанных статьях Закона.

Отклонение заявлений о приеме в гражданство. Заявления о приеме в гражданство в общем, упрощенном порядке, о восстановлении в гражданстве отклоняются в случаях (ст. 16 Закона о гражданстве):

  1. выступления лица за насильственное изменение основ конституционного строя страны или иные действия, создающие угрозу безопасности Российской Федерации;
  2. выдворения лица за пределы страны в течение пяти лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство (восстановлении в гражданстве);
  3. использования при приеме в гражданство подложных документов или сообщения о себе ложных сведений;
  4. состояния лица на военной службе, на службе в органах безопасности или правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  5. наличия у лица неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений на территории России или за ее пределами, признаваемых таковыми федеральным законом;
  6. преследования лица в уголовном порядке компетентными органами России, иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
  7. осуждения лица и отбытие им наказания в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);
  8. отсутствия у лица законного источника средств существования на день обращения с заявлением о приеме в гражданство или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории России, если иной срок проживания на ее территории как условие обращения с заявлением о приеме в гражданство не установлен Законом.

Решения об отклонении заявлений о приеме, восстановлении в гражданстве принимают органы, их рассматривающие. Президент РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных в п. «б» - «ж», в исключительных случаях вправе рассмотреть вопрос о приеме в российское гражданство, восстановлении в гражданстве иностранцев, лиц без гражданства.

Иные основания приобретения гражданства . Помимо фактов рождения, приема в гражданство, его восстановления, появление у липа гражданства может связываться с наступлением иных обстоятельств, в частности заложенных в международных договорах.

Одно из таких обстоятельств - оптация, когда два или более государств договариваются между собой о том, что часть их граждан до (установленного договором срока получает праве выбора гражданства одного из договаривающихся государств.

Если гражданин одного государства - участника договора решает избрать гражданство другого государства, его гражданство меняется, например, с момента выезда на постоянное место жительства в государство своего нового гражданства. С помощью оптации государства производят массовое взаимное переселение своих граждан.

Оптация осуществлялась, например, в соответствии с Соглашением между СССР и Чехословакией от 10 июля 1946 г. На его основе Президиум Верховного Совета СССР издал Указ от 31 октября 1946 г., установивший, что лица чешской и словацкой национальностей, члены их семей, переселяющиеся из СССР в Чехословакию, признаются вышедшими из советского гражданства с момента их выезда из СССР, а лица русской, украинской и белорусской национальностей, члены их семей, переселяющиеся из Чехословакии в СССР, приобретают советское гражданство с момента их прибытия на территорию СССР.

Оптация применяется и для того, чтобы дать возможность жителям территорий, изменивших свою государственную принадлежность, Самостоятельно сделать выбор между сохранением прежнего гражданства (если государство прежнего гражданства продолжает существовать) или обретением гражданства государства, к которому отошла территория их проживания.

К числу иных оснований приобретения российского гражданства относятся также правила следования гражданства детей гражданству родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей, следования гражданства недееспособных лиц гражданству попечителей.

Приобретение, прекращение российского гражданства в этих случаях оформляется либо в общем порядке (Президентом РФ), либо в упрощенном порядке (органами внутренних дел, органами Министерства иностранных дел). Для приобретения или прекращения российского гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет во всех случаях его следования гражданству родителя, усыновителя (удочерителя), попечителя требуется письменное согласие ребенка.

Если один из родителей, имеющих иностранное гражданство, приобретает российское гражданство, их ребенок, проживающий на территории России, может приобрести российское гражданство по заявлению его родителя, приобретающего российское гражданство.

Если один из родителей, имеющих иностранное гражданство, приобретает российское гражданство, их ребенок, проживающий за пределами России, может приобрести российское гражданство по заявлению обоих родителей.

Если один из родителей, имеющих иностранное гражданство, приобретает российское гражданство, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести российское гражданство по заявлению родителя, приобретающего российское гражданство.

Если один из родителей, приобретающих российское гражданство, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иностранное гражданство, их ребенок может приобрести российское гражданство по заявлению обоих родителей.

Ребенок, являющийся российским гражданином, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет российское гражданство. Последнее" может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Ребенок, усыновленный (удочеренный) российским гражданином или супругами, являющимися российскими гражданами, или супругами, один из которых российский гражданин, а другой - лицо без гражданства, приобретает российское гражданство со дня усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя - российского гражданина.

Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является российским гражданином, а другой - иностранцем, может приобрести российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка. В этом случае при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает российское гражданство со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории России.

Ребенок (недееспособное лицо), над которым установлена опека или попечительство российского гражданина, приобретает российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.

Ребенок (недееспособное лицо), находящийся на полном государственном попечении в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения, другом аналогичном учреждении России, приобретает российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению руководителя соответствующего учреждения.

Ребенок (недееспособное лицо), над которым установлена опека или попечительство иностранца, приобретающего российское гражданство, может приобрести российское гражданство одновременно с указанным гражданином по его заявлению.

Ребенок (недееспособное лицо), являющийся российским гражданином, над которым установлена опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет российское гражданство.