Способы, методы, типы правового регулирования. Императивный метод правового регулирования

Деление на обусловлено наличием у каждой из них специфических предмета и метода правового регулирования.

— совокупность различных способов и приемов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, составляющих предмет отрасли.

Метод правового регулирования включает следующие компоненты:

  • порядок возникновения прав и обязанностей сторон (из закона, договора, акта применения права и т.д.);
  • степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей (равенство сторон или отношения власти и подчинения);
  • способы регулирования активности субъектов права (запреты, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения);
  • способы обеспечения прав и обязанностей (судебный и иной порядок).

Различные сочетания этих компонентов образуют метод конкретной отрасли права. В теории права различают два противоположных метода правового регулирования; императивный (авторитарный) и диспозитивный (автономии).

Императивный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены.

Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом.

Предмет правового регулирования

Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права контролирует свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений.

В качестве более конкретного предмета правового регулирования иногда называют общественно значимое поведение людей. Однако понятие «общественное отношение» богаче по содержанию, так как включает, в частности, разнообразные связи между людьми.

Общественные отношения, подвергаясь правовому регулированию, не теряют своих свойств, т.е. они остаются социальными, духовными, экономическими, политическими и т.д. Правовому регулированию подвергаются только те общественные отношения, в которых есть волевой, сознательный элемент. Это означает, что общественные отношения в той или иной мере должны зависеть от воли людей. Чем меньше отношение от этого зависит, тем меньше возможностей его урегулировать. Например, экономические отношения, связанные со спросом и предложением, установлением стоимости товара, объективны и мало зависят от воли конкретных лиц. Поэтому попытки «отменить» такие отношения приводят к тому, что они все равно существуют, развиваются по своим законам, как это показал советский период истории нашей страны.

Метод правового регулирования — сложное, системное образование, которое включает ряд составляющих элементов, в первую очередь средства и способы воздействия на общественные отношения и отвечает на вопрос «как регулируются отношения?» (рис. 1).

Рис. 1. Метод правового регулирования

Средства воздействия на общественные отношения — дозволение, позитивное обязывание, запрет (основные), уполномочивание, ограничение, закрепление определенных отношений (статуса, целей и принципов деятельности), рекомендация, поощрение, предоставление льгот, государственное принуждение. Перечисленные средства используются при формировании структурных элементов нормы (рис. 2).

Определяют особенности связей участников упорядочиваемых отношений. Существуют автономный способ (равенство участников, как в имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом), приказной (властное отношение, когда один субъект подчинен другому, как в административном праве, которое регулирует отношения в сфере государственного управления), субординационный (сочетание равенства в одних случаях и подчинение в виде контроля властных структур — в других, как в области предпринимательских отношений, когда хозяйствующие субъекты государственным органам напрямую не подчиняются, однако последние осуществляют контроль и надзор за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности).

Рис. 2. Средства правового регулирования

Отдельно выделяют методы правового регулирования: разрешительный и запретительный, диспозитивный (когда есть возможность отступить по соглашению сторон от намеченных в норме правил поведения либо изменить их) и императивный (когда такая возможность отсутствует).

В разных отраслях права применяются различные сочетания средств, способов воздействия, поэтому можно говорить о наличии отраслевых методов правового регулирования.

Правовое регулирование - сложный комплекс мероприятий, имеющий в своем составе множество важных аспектов. Они взаимодействуют между собой, образуя механизмы влияния. регулирования классифицируются в зависимости от этих аспектов. Суть регуляционных действий заключается в четкой расстановке прав и обязанностей каждого члена общества и описании критериев, согласно которым она происходит.

Правовое воздействие

Правовое воздействие означает влияние правовой деятельности на жизнь, сознание и поступки общества в целом и также отдельных его единиц. Оно происходит с использованием как юридических, так и других социальных средств.

Правовое воздействие на общество совершается с помощью информационного и ценностно-ориентационнного канала. Первый доводит сведения о том, какие действия являются разрешенными, а какие - запрещенными с точки зрения государства. По ценностно-ориентационному каналу с помощью правовых норм происходит усвоение ценностей и наследия предыдущих поколений.

Правовое регулирование: понятие, способы, типы

Процесс влияния на общественные отношения с целью их стабилизации и регламентирования называется правовым регулированием. Данный процесс является целенаправленным. То есть каждая правовая норма, которая издается законодателем, имеет определенный смысл, достигаемый применением различных типов правового регулирования. Основной смысл данного воздействия - упорядочивание.

Правовое регулирование - понятие более специфическое, чем правовое воздействие, и является одним из его направлений. Основной отличительной чертой является то, что используются при правовом регулировании методы, способы и типы влияния только правоведческого характера. При воздействии применяются и прочие социальные аспекты.

Это не единственное отличие. Еще одной важной особенностью является то, что государственный орган участвует во всех типах механизма правового регулирования. Он создает правила поведения, доводит их до общества, контролирует их соблюдение. Для более четкого понимания процесса классифицируют несколько и типов правового регулирования.

Общественные отношения

Социальные связи, возникающие между людьми в процессе их жизнедеятельности, называются общественными отношениями. Они могут образоваться между двумя людьми, между человеком и группой, между коллективами. Существует несколько видов социальных отношений. Применимо к правовому взаимодействию следует рассматривать правовые отношения.

В них участвуют люди, являющиеся в данном случае субъектами права. Такие отношения складываются из трех элементов:

  1. Субъект, который принимает участие в отношениях. Он может являться физическим, юридическим лицом и государством.
  2. Объектом считается предмет правовых отношений. Это явления действительности, на которые накладываются субъективные права и юридические обязанности (основные элементы системы правовых связей).
  3. Содержание правовых отношений - действия субъекта в отношении объекта. Другими словами, это проявление или непроявление элементов правоотношений.

В любом виде социальных отношений субъективные права как юридически обеспеченные возможности и юридические обязанности как юридически закрепленная необходимость неразделимо связаны между собой. Как правило, каждый субъект-участник правоотношений обладает и тем, и другим.

Ключевой элемент

Направлены типы и способы правового регулирования на предметы. Ими в данном случае выступают те отношения в обществе, которые поддаются регламентации при помощи закона. Иными словами, регуляционная функция права направлена именно на него.

Предмет регуляционного воздействия включает в себя несколько взаимодействующих элементов:

  1. Субъект - индивидуальный или коллективный участник общественных отношений.
  2. Объект регулирования - причина, по которой возникли отношения.
  3. Действия субъектов, направленные на объект регулирования.
  4. Причины, по которым образуются и прекращаются отношения.

Следует отметить, что не все социальные связи возможно урегулировать с точки зрения закона. Соответственно, не все отношения можно считать предметами правового регулирования. Закон регламентирует только те отношения, которые содержат сознательный и волевой аспект.

Метод регулирования

Методы регуляционной деятельности со стороны права являются инструментами влияния на отношения в социуме. Каждый метод регулирования имеет сложную структуру, включающую несколько элементов: способы, средства и приемы. Предметы и методы различных типов правового регулирования - важнейшие системообразующие факторы. В первую очередь они обуславливают систематизированное разделение права на отрасли.

Методы определяют специфику урегулирования правовых отношений. Его задача - обеспечение эффективности и целенаправленности воздействия закона на отношения в обществе. Метод регулирования не рассматривается как самостоятельное понятие и напрямую зависит от предмета, по причине которого возникают социальные отношения. Выбор метода воздействия обусловлен непосредственно предметом воздействия.

На что направлен регуляционный метод? Во-первых, он устанавливает границы правоотношений в зависимости от особенностей предмета. Во-вторых, он играет законодательную роль, издавая нормативные акты, оговаривающие юридические возможности и необходимость. В-третьих, наделяет субъектов отношений право- и дееспособностью, обеспечивающими им вступление в те или иные отношения. И, в-четвертых, метод регулирования определяет степень ответственности участников отношений за ущемление чужого интереса и неисполнение своих обязанностей.

Отрасли права

Их возникновение связано с многообразием предметов и методов урегулирования. В каждой отрасли имеет место их эффективное сочетание. Под отраслью следует понимать комплекс институтов права, которые регламентируют ту или иную область социальных отношений. Отрасль права как самостоятельный институт состоит из средств и способов воздействия на отношения между субъектами в определенной сфере их жизнедеятельности и обеспечивает урегулирование отношений в социуме.

Отрасли права можно классифицировать на несколько групп. Профилирующие считаются основными отраслями, например административная и гражданская. К специальным относятся трудовое, семейное право. Комплексными называются отрасли, в которые включены основные и специальные системы права. Для каждой отрасли права предусмотрены определенные методы и типы правового регулирования.

Классификация юридических приемов

Каждый метод регулирования направлен на определенную отрасль права. Основными являются императивный и диапозитивный методы. Суть первого заключается в неравноправии субъектов отношений, так как одним из них является государство. Императивные положения закрепляют правовые предписания, дозволения и запреты, обеспечивая государственное принуждение к исполнению. Соответственно применение императивного метода заключается в принуждении субъекта государственным органом.

Важной характеристикой является то, что управляющему субъекту (государству) не требуется согласие на исполнение от субъекта, в адрес которого направлено обязательство. Однако адресат имеет право участвовать в обсуждении той или иной нормы права и контролировать рамки полномочий управляющего субъекта.

Диспозитивный метод характеризуется равенством субъектов отношений. В данном случае участники правоотношений самостоятельно и по согласованию распределяют возможности и необходимость в рамках права. Таким образом, стороны отношений сами совершают регулирование, определяя конкретные для данного случая нормы, заранее оговоренные в правовых актах.

Вышеуказанные методы являются основными, но не единственными. Существует поощрительный метод, часто используемый в трудовой отрасли права. Рекомендательный метод применим, когда в отношения с государством вступают негосударственные организации. В таком случае применить невозможно, и регулирование имеет рекомендательный характер.

Средства

Они представляют собой инструменты правового регулирования, использование которых обеспечивает права. В качестве средств регулирования выступают в первую очередь правовые нормы. К ним также можно отнести юридические возможности и необходимость, ограничения и поощрения, правовые акты, меры наказания и другое.

Взаимодействуя и сочетаясь между собой, средства регулирования лежат в основе механизма правового воздействия. С его помощью регламентируется решение проблем в социальных отношениях. Правовых средств огромное количество, но следует отметить, что все они согласованы с нормами права. В противном случае средства нельзя считать правовыми.

Способы и типы правового регулирования

Существует три варианта нормативной регламентации отношений. обязывание и запрещение. К дополнительным способам относятся меры принуждения, предупредительные меры, стимулирование и прочее.

Дозволение (управомочивание) дает право субъекту правоотношений совершить определенные действия в рамках правовых норм. Обязывание диктует субъекту необходимость совершать какие-либо действия в целях удовлетворения интересов управомочного субъекта. Запрещение - необходимость воздержаться от определенных действий. Запрещение можно также рассматривать как форму обязывания, то есть запрет на совершение действия равнозначен обязательству его не совершать.

Типы правового регулирования определяются совокупностью способов. В зависимости от преобладания в регулировании того или иного способа, выделяют два типа воздействия.

Общедозволительный тип

Общедозволительный тип правового регулирования основан на принципе: разрешено все, кроме того, что запрещено. Согласно этому типу воздействия четко обозначаются запреты, а дозволения Общедозволительный тип направлен на проявление самостоятельности субъектов отношений в принятии решений. Он дает субъектам возможность выбора средств и способов в рамках правовых норм.

Общедозволительный тип не применим к правомочному субъекту, так как это может привести к злоупотреблению правами. Регулирование государственной деятельности осуществляется с помощью дозволительно-обязывающего типа. Он предполагает, что правомочия предоставляются в ограниченном количестве, требуемом для осуществления обязанностей. Таким образом, этот тип регулирования разрешает все, предписанное законом.

Разрешительный тип

Принцип разрешительного типа правового регулирования звучит в противоположность общедозволительному: запрещается все, что не разрешено. То есть субъект правоотношений может совершать только те действия, которые допускают правовые нормы. Данный тип строго ограничивает правомочия субъекта, запрещая инициативность и самостоятельное принятие решений.

Понятие и классификация юридических фактов и фактических составов.

Объекты правоотношений.

Понятие и виды субъектов правотворчества, правосубъектность и правовой статус субъектов права.

Виды правоотношений.

Понятие, признаки и состав правоотношений.

1.Понятие, признаки и состав правоотношений . Вопрос о понятии правоотношений является дискуссионным. Существует 2 точки зрения. 1ая – Правоотношения это урегулированные нормами позитивного права и охраняемые государством общественные отношения участники которых связаны между собой субъективными правами и юридическими обязанностями.

Исходя из этого можно выделить 3 признака: 1ый – правоотношения это определенный вид общественных отношений. 2ой – правоотношения – это волевые общественные отношения т.е. эти отношения носят волевой характер. Волевой характер правоотношений выражается в следующем: во1ых – в государственной воле которая всегда выражена в правоотношениях. Во2-ых – волевой характер правоотношений выражается в волеизъявлении участников правоотношений. 3ий признак - правоотношения это общественные отношения возникающие на основе норм позитивного права. 4ый – правоотношения это общественные отношения охраняемые государством поскольку эти отношения возникают на основе норм права то есть по воле государства то государство охраняет обеспечивает существование этих правоотношений. 5-ый – правоотношения это общественные отношения участники которых является носителями субъективных прав, юридических обязанностей и связаны с друг другом этими правами и обязанностями.

Состав правоотношений: - характеризует структуру точнее то из каких элементов состоят (складываются) правоотношения. Обычно выделяют в составе правоотношений 3 элемента: 1ый элемент – это субъекты правоотношений то есть это лица между которыми возникают, складываются правоотношения. По этому в правоотношениях принято выделять 2 стороны: управомоченную и обязанную. Управомоченая сторона это носитель субъективных прав, обязанная сторона – носитель юридических обязанностей. В реальных правоотношениях нередко одна сторона имеет 2 стороны. 2ым элементом правоотношений входящих в состав является содержание правоотношений которые образуют субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений. 3ий элемент правоотношений это объекты правоотношений это объекты правоотношения – это то по поводу чего возникают, складываются правоотношения.

2. Виды правоотношений, классификация . Правоотношения в юридической науке принято классифицировать по различным основаниям. 1ая классификация по отраслевому признаку т.е. с учетом отраслей права правоотношения подразделяются на конституционные, административные, гражданские, уголовные, и тд.



2ая классификация с учетом основных видов правовых норм правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения складываются на основе регулятивных норм, охранительные на основе охранительных.

3я классификация с учетом поведения обязанной стороны правоотношения делятся на активные (активного типа) и пассивные (пассивного типа). В активных правоотношениях обязанная сторона должна вести себя активно т.е. совершать определенные действия. В пассивных обязанная сторона вести себя пассивно т.е. воздерживаться от совершения определенных действий (Никто не в праве посягать на чужую собственность).

4ая классификация – по степени определенности субъектов (участников) правоотношений. Правоотношения подразделяются на относительные, абсолютные и общие. В относительных правоотношениях чётко определены и конкретизированы обе стороны: управомоченная и обязанная. В абстрактных правоотношениях четко определена и конкретизирована управомоченная сторона. Обязанной стороной является любой и каждый. Общие правоотношения – в них четко не определены и не конкретизированы обе стороны. Это правоотношения между всеми и всеми. Существуют и другие классификации.

3. Понятие и виды субъектов права и субъектов правоотношений, правосубъектность и правовой статус субъектов права. Субъекты права – это индивиды и организации которые могут быть участниками правоотношений т.е. носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Близким к понятию субъекты права является понятие субъекты правоотношений. Нередко эти понятия отождествляют и рассматривают как равнозначные. Принципиальной ошибки здесь нет, но определенные различия между субъектами права и субъектами правоотношений все же существуют. Это различие состоит в том, что субъекты права это возможные потенциальные участники правоотношений. Субъекты правоотношений это уже реальные участники правоотношений. По этому под субъектами правоотношений следует понимать индивидуумов и организации которые являются участниками конкретных правоотношений. Т.о. понятие субъект права шире чем понятие субъект правоотношений.

Виды Традиционно субъекты права и субъекты правоотношений подразделяют не 2 вида (категории). На индивидов или физических лиц и организации или юридических лиц. К индивидам относятся во первых граждане государства, во 2ых иностранные граждане или иностранцы. 3я разновидность – лица без гражданства (апатриды) – не являются гражданами какой либо страны. Нередко сюда относят бипатридов (2ое гражданство). В последнее время в литературе к индивидам стали относить беженцев, временных переселенцев, лица находящиеся в политическом убежище. 2я категория. К организациям относят во первых государство в целом. 2 разновидность – это органы государства, 3я – государственные организации (государственные учреждения, предприятия) 4я – не государственные организации (не государственные предприятия, предприятия, общественные организации, движения). Организации которые могут быть субъектами гражданских то есть имущественных правоотношений именуются в юриспруденции юридическими лицами. Т.е. юридические лица – это субъекты гражданских правоотношений. Понятие организации шире чем понятие юридическое лицо (некоторые ученые). Иногда выделяют еще одну категорию субъектов: социальные общности (первый предложил Алексеев) – народ, нации, трудовые коллективы. В последнее время в юриспруденции различают субъекты публичного и частного права. Субъектов публичного права подразделяют на индивидуальных субъектов или индивидов и коллективных субъектов (организации), а субъекты частного права подразделяются на физические и юридические лица.

Понятие и элементы правосубъектности. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъектов права . Для того, что бы быть субъектом правоотношений индивиды и организации должны обладать таким качеством как правосубъектность – это способность быть субъектом права отсюда и субъектом правоотношений. Вместе с тем правосубъектность это комплексное понятие включающее в свой состав 2 элемента: правоспособность и дееспособность.

Правоспособность – это способность иметь юридические права и обязанности то есть если индивид или организация способны иметь юридические права и обязанности, значит они правоспособны. Обычно правоспособность рассматривают как абстрактную возможность иметь юридические права и обязанности. Принято различать правоспособность индивидов, в частности граждан возникает с момента их рождения и прекращается смертью. А правоспособность организации возникает с момента официального создания организации и прекращается с момента ликвидации. В литературе нередко правоспособность подразделяют на общую, отраслевую (трудовая) и специальную (некоторые организации обладают).

Дееспособность – это способность самостоятельно своими действиями осуществлять свои юридические права и обязанности. Понятие дееспособность имеет значение только для индивидов, поскольку дееспособность организаций сливается с их правоспособностью и автономно от правоспособности существовать не может. Дееспособность индивида имеет значение только в области гр. права. Правоспособность с рождения, а дееспособность с 18ти лет. На дееспособность влияет возраст, психическое здоровье индивида т.к. лица имеющие психические заболевания могут быть признаны судом недееспособными. Во 2ых некоторые др. факторы могут повлиять на дееспособность: родственные отношения, лица принимающие алкоголь или наркотики могут быть признаны частично недееспособными. Права недееспособных лиц осуществляют их законные представители.

Разновидностью дееспособности является деликтоспособность – это способность самостоятельно нести юридическую ответственность за правонарушение. Деликтоспособность часто выделяют как дееспособность в охранительных правоотношениях. Иногда деликтоспособность придают самостоятельное значение и рассматривают её не как разновидность дееспособности, а как самостоятельный третий элемент правосубъектности.

Материальное содержание правоотношений составляют сами фактические общественные отношения. Юридическое содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений. Акцентируют внимание именно на юридическом содержании, поскольку оно составляет специфику правоотношений.

Субъективное право – это мера возможного (дозволенного) поведения субъекта правоотношений (управомоченная сторона обладает субъективными правами). Субъективное право – это не само поведение, не сами действия управомоченного субъекта, а лишь возможность определенного поведения, возможность совершить определенные действия. Субъективное право именуется в правоотношениях субъективным потому что оно принадлежит конкретному субъекту. В субъективном праве принято выделять 3 элемента которые называются правомочиями. 1. Право на положительное действия т.е. возможность субъекта правоотношений совершить те или иные действия (право собственности). 2. Право требования – это возможность управомоченной стороны требовать поведения от обязанной стороны (договор займа). 3. Право притязания – это возможность управомоченной стороны обратится в компетентные органы за защитой нарушенных прав и интересов. Выделяют и 4ый элемент – право на социальное благо (проф. Матузов), но оно растворяется как бы в трёх предыдущих.

Юридическая обязанность в правоотношении это мера должного необходимого поведения в правоотношении. Юридическая обязанность выражается в должном поведении. Юридическая обязанность в правоотношении это тоже не само поведение, не сами действия обязанной стороны, а только лишь долженствование или необходимость совершения определенных действий. Юридическая обязанность в правоотношениях тоже является субъективной, поскольку принадлежит конкретным субъектам, поэтому её можно назвать субъективной обязанностью. Однако термин субъективная обязанность в юриспруденции употребляется редко. Юридическая обязанность в правоотношениях имеет определенную структуру в составе которой обычно выделяют 2 элемента: 1. пассивная обязанность – это обязанность воздерживаться от совершения каких либо действий. 2. активная обязанность – это обязанность совершить определенные действия. Некоторые ученые выделяют 3ий элемент: юридическую ответственность – обязанность ответить за совершенное правонарушение.

5. Объекты правоотношений. Объекты правоотношений и объекты права . Объекты правоотношений – это те социальные блага по поводу которых возникают те или иные правоотношения и на которых направлены субъективные права и юридические обязанности субъекта правоотношений. Объекты делятся на материальные и на нематериальные.

Материальные – различные материальные блага (вещи, деньги, ценные бумаги и тп.). Нематериальные – различные нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, имя человека, различные духовные блага).

Кроме материальных и не материальных нередко к объектам правоотношений относят действия и результаты действий обязанной стороны. Объекты правоотношений следует отличать от объектов права.

Соотношение этих двух понятий зависит от того в каком значении употребляются термин объект права. Если под объектом права подразумевается объект объективного права, т.е. норм позитивного права, то в этом случае объекты правоотношений и объекты права не совпадают т.к. объектами правоотношений являются определенные социальные блага, а объектами объективного права, т.е. правовых норм являются общество.

Если же под объектом права подразумевается объект субъективного права, то в этом случае объекты субъективного права совпадают с объектами правоотношений, т.к. объектами субъективных прав тоже является определенные социальные блага.

6. Понятие и классификация юридических фактов и фактических составов . Юридические факты – это основания возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений. Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Признаки: 1. Юридические факты – это определенные жизненные обстоятельства, т.е. факты реальной действительности, связанные с жизнью людей. 2. Юр-ми фактами являются только такие факты реальной действительности, которые нашли отражение в гипотезах правовых норм и с которыми нормы права связали наступление определенных юридических последствий, т.е. либо возникновение либо изменение, либо прекращение правоотношений.

Классификация юридических фактов. 1) С учетом волевого содержания или связи фактов с индивидуальной волей отсюда юридические факты подразделяются на: события и действия. События – это факты, наступление которых прямо не связано с волей человека. События делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные – это такие факты, наступление которых вообще не зависит от воли человека (стихийные бедствия, достижение определенного возраста, естественная смерть). Относительные – это факты, наступление которых связано с волей человека. Начинается факт обычно по воле человека, а заканчивается помимо воли (рождение ребенка, смерть человека в результате самоубийства).

Действия – это юридические факты, которые всецело зависят от воли людей. Действия подразделяются на: Правомерные и неправомерные. Правомерны е – это действия связанные с выполнением требований правовых норм. Подразделяются на: 1. Юридические акты – это правомерные действия, имеющие своей целью вызвать определенный правовой результат (сделки, договоры, АПП и тп.) 2. Юридические поступки – это правомерные действия, которые вызывают правовой результат уже в силу своего существования, т.е. целенаправленность таких действий никакого значения не имеет (художник рисует картину и становится автором в любом случае).

Неправомерны е – это действия, нарушающие нормы прав, носящие противоправный характер. К ним относятся: правонарушения, объективно противоправные деяния (нет либо субъекта субъективной стороны), злоупотребление правом.

2) С учетом правовых последствий юридические факты делят на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Правообразующие вызывают возникновение правоотношений т.е. объем субъективных прав и обязанностей (подача заявление о приеме на работу). Правоизменяющие - изменяют юридическое содержание правоотношений, т.е. объем субъективных прав и обязанностей. Правопрекращающие – прекращают правоотношения (смерть человека). Нередко один и тот же факт может быть в одних случаях правообразующим в другом правопрекращающим.

3) С учетом элементарного состава (сложности) юридические факты делятся на: простые и сложные. Простые – одноэлементные факты (договор займа). Сложные – многоэлементные элементы (правонарушение).

4) С учетом продолжительности существования юридические факты делятся на: факты однократного действия и на факты состояния. Факты однократного действия существуют непродолжительное время (договор займа). Факты состояния существуют неопределенно длительное время (состояние в родстве, в браке).

5) С учетом формы выражения юридические факты делятся на: положительные (реально существующий факт) и отрицательные (отсутствие факта тоже факт).

Нередко для возникновения, изменения или прекращения правоотношений требуется не один юридический факт, а определенная совокупность. Такая совокупность юридических фактов в юриспруденции именуется фактическим (юридическим составом). Фактический состав – это такая совокупность юридических фактов, которая необходима для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Классификация фактических составов . 1ая с учетом правовых последствий подразделяются на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. 2ая с учетом порядка накопления юридических фактов в состав, юридические составы делят на: простые, сложные и смешанные. Простые – факты накапливаются в любой последовательности в любом порядке. Сложные – в строго определенной последовательности. Смешанные - вначале в любой, затем в строго определенной последовательности.

Фактические составы необходим отличать от сложных юридических фактов. Это отличие состоит в том, что фактические составы – это всегда совокупность юридических фактов то есть несколько юридических фактов, взятых вместе, а сложный юридический факт – это всегда один факт, но состоящий из нескольких элементов.

Тема: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1. Понятие и виды правового регулирования. Правовое регулирование и правовое воздействие . Правовое регулирование – это осуществляемая при помощи норм права и др. правовых средств воздействие общественные отношения с целью их упорядочения.

Признаки: 1. Правовое регулирование – это определенное воздействие на общественные отношения. 2. Правовое регулирование – воздействие которое осуществляется либо государством, либо с разрешения государства. (правовое регулирование это в принципе государственное регулирование). 3. Правовое регулирование – это воздействие которое осуществляется при помощи норм права и др. правовых средств (правоотношений, актов реализации права, АПП). 4. Правовое регулирование – это воздействие направленное на упорядочение общ-ых отношений, на приведение их в определенную систему.

Виды правового регулирования: 1. с учетом субъектов осуществляющих правовое регулирование делятся на: государственное и не государственное. По средствам делится на: нормативное (при помощи нормативных актов) и ненормативное (при помощи индивидуальных правых средств, АПП). Правовое регулирование не следует отождествлять с правовым воздействием, т.к. правовое воздействие понятие более широкое. Правовое регулирование – это лишь одна из форм (основная).

Др. формами правового регулирования является информационное воздействие права и ценностно-ориентационное правовое воздействие. Информационное правовое воздействие выражается в том, что право несет определенную информацию. Ценностное правовое воздействие выражается в том, что право ориентирует поведение людей на определенные поступки (на совершение или не совершение каких либо действий).

Информационное и ценностное правовое воздействие осуществляются параллельно с правовым регулированием (когда НА вступил в силу и начал действовать) или предшествует правовому регулированию (когда НА опубликован но в законную силу не вступил т.к. не все НА начинают действовать с его момента опубликования).

2. Предмет, сфера в пределах правового регулирования . Предмет правового регулирования – это общественные отношения, но не все общественные отношения регулируются правом, по этому предмет правового регулирования состоит в следующем:

1. Волевые общественные отношения (есть и те которые складываются помимо воли людей)

2. Конкретные волевые отношения (право не способно регулировать волевые отношения как процесс - Пример: не может регулировать демографический процесс).

3. Конкретные волевые отношения поддающиеся внешнему контролю (право не может регулировать не поддающиеся контролю отношения – любовь, дружбу). Т.о. предмет правового регулирования составляют поддающиеся внешнему контролю конкретные волевые общественные отношения в регулировании которых государство заинтересованно.

Близким к понятию предмет правового регулирования является понятие сфера правового регулирования. Нередко эти понятия отождествляют. В тоже время сферу правового регулирования следует рассматривать шире, а именно как круг тех общественных отношений, которые регулируются и должны регулироваться правом. В этом случае предмет правового регулирования – это часть сферы правового регулирования.

Близкими к понятиям предмет и сфера правового регулирования является понятие пределы правового регулирования – это границы, рамки в которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Существуют объективные и субъективные пределы правового регулирования. Объективные обусловлены самими общественными отношениями (право объективно не может регулировать некоторые общественные отношения). Субъективные пределы правового регулирования определяются правотворческими органами. Законодатель определяет какие отношения регулировать а какие нет. Наиболее значимыми среди субъективных пределов являются временные, пространственные и субъектные (личностные) пределы. С этими пределами связано действие норм права и НПА во времени, пространстве и по кругу лиц.

3. Действие норм права НПА во времени. Обратная сила и переживание закона . Действие во времени норм права и НПА – характеризуется началом и окончанием действия НПА т.е. вступлением их в силу и утратой ими юридической силы. НПА начинают действовать т.е. вступают в силу, либо с момента указанного в самих НПА, либо с момента определенного специальными НА. Если в акте не определяется момент вступления его в силу то НА вступают в силу следующим образом: ФЗ и законы некоторых субъектов РФ вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования. Нормативные указы президента РФ и НА правительства РФ вступают в силу по истечении 7 дней с момента их официального опубликования. НА центральных органов исполнительной власти имеющие всеобщее значение вступают в силу по истечении 10 дней с момента их опубликования. НА прекращают свое т.е. утрачивают силу в следующих случаях: 1. Временные НА по истечении срока на который они были изданы. 2. В случае их официальной отмены правотворческим органом. 3. В случае принятия и вступления в силу аналогичного НА (конституция). 4. В случае признания акта не законным судебными органами (КС и ВС). С действием НА во времени связаны обратная сила и переживание закона.

Обратная сила закона (НА) это распространенное действие НА на факты и отношения возникшие и сложившиеся до вступления этого акта в силу. По общему правилу закон обратной силы не имеет т.е. он распространяется только на те факты или отношения которые возникли с момента вступления этого акта в силу. НО в двух случаях закон может приобретать обратную силу. Во первых обратную силу приобретает закон который смягчает или устраняет ответственность (ст. 54 К РФ). Во вторых закон приобретает обратную силу если об этом прямо сказано в самом законе.

Переживание закона – это фактическое действие НА, формально утратившего силу. Имеет место тогда когда закон отменен или по другим причинам утратил свою силу, а урегулированные отношения сохраняются, но это имеет место тогда когда новый закон не приобрел обратной силы (применяется закон, действовавший в момент совершения преступления и если новый закон не отменил или не смягчил ответственность).

5. Методы, способы и типы правового регулирования . Методы это определенные способы и приемы которые используются государством при регулировании общественных отношений. Традиционно выделяют 2 основных метода правового регулирования:

1. метод централизованного регулирования (метод субординации, императивный, авторитарный, метод власти и подчинения).

Во вторых метод децентрализованного регулирования (метод координации, диспозитивный, автономии, равенства сторон). Императивный метод используется в публичном праве для регулирования вертикальных отношений т.е. отношений между государством и гражданами. В таких отношениях всегда присутствует властный субъект. Метод децентрализованного управления используется в частном праве при регулировании частных между гражданами и их организациями, властвующих субъектов нет.

Способы правового регулирования – это пути воздействия права на общественные отношения. Принято выделять 3 основных и 2 вспомогательных способа правового регулирования. К основным способам относят: запрет (запрещение), предписание или позитивное обязывание и дозволение. К вспомогательным способам относятся поощрения и рекомендации.

Типы правоотношений – это определенные режимы регулирования общественных отношений. Принято выделять два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный. Общедозволительный используется в частном праве, в его основе лежит общее дозволение и частные запреты. Регулирование строится по принципу разрешено всё кроме того, что конкретно запрещено. Разрешительный тип используется в публичном праве, в его основе лежит общий запрет и частное дозволение. Регулирование строится по принципу: запрещено все кроме того, что конкретно дозволено (определенная компетенция государственных органов).

  • Вопрос 6. Понятие и сущность государства
  • Вопрос 7. Функции государства: понятие, виды. Эволюция функций современного российского государства
  • 1. Понятие и классификация функций государства (м.И. Байтин)
  • Вопрос 8. Понятие механизма государства. Государственный орган: понятие, классификации
  • Вопрос 9. Государственная власть. Легализация и легитимация государственной власти
  • Вопрос 10. Принцип разделения властей: содержание, значение и проблемы реализации
  • Вопрос 11.Понятие формы государства и соотношение ее элементов
  • Вопрос 12. Формы правления: понятие и виды
  • 1) Монархия:
  • 2) Республика (дело народа)
  • Вопрос 13. Форма государственно устройства: понятие, виды
  • Вопрос 14. Государство в политической системе общества. Понятие государственного режима
  • Вопрос 15. Авторитаризм и тоталитаризм как государственно-политические режимы
  • Вопрос 16. Демократия как государственно политический режим
  • Вопрос 17. Форма современного российского государства: общая характеристика и тенденции развития
  • Вопрос 18. Типология государства: понятие, основные подходы.
  • Вопрос 19. Формальное определение права. Признаки права.
  • Вопрос 20. Сущность права (основные подходы).
  • Вопрос 21
  • Вопрос 22. Социальная ценность права. Функции права
  • Вопрос 23. Соотношение права с техническими нормами, обычаями и корпоративными нормами (Матузов)
  • Вопрос 24. Проблема соотношения права и морали.
  • Вопрос 25. Правовое регулирование: понятие, виды, предмет, стадии. (Сорокин, Мартыщин, Сильченко)
  • Вопрос 26.Методы, способы, типы правового регулирования.
  • Вопрос 27.Нормы права: понятие, классификация (Жинкин, Рыбалов, Баландин)
  • Вопрос 28.Структура норм права и способов их изложения
  • Вопрос 30.Нормативно-правовой акт: понятие, виды. Соотношение нпа по юридической силе в российском законодательстве
  • Вопрос 31. Действие нпа во времени
  • Обратная сила уголовного закона
  • Вопрос 32. Действие нпа в пространстве и по кругу лиц.
  • Вопрос 34. Юридическая техника: понятие, содержание, требования.
  • Вопрос 35. Понятие системы права. Отрасль права.
  • 35. Право публичное и право частное: понятие и соотношение.
  • 36. Система законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства.
  • 37. Способы систематизации норм права.
  • 38. Понятие правоотношения: основные подходы. Виды правоотношений.
  • 39. Субъекты права: понятие и виды.
  • 40. Объект и содержание правоотношений.
  • Вопрос 41. Реализация права: понятие, формы, значение.
  • Вопрос 42 Применение права как форма реализации права: понятие, стадии
  • Вопрос 43. Пробелы в праве и способы их преодоления.
  • Вопрос 44. Понятие и способы толкования норм права.
  • Вопрос 45. Виды толкования норм права по объему и субъектам.
  • Вопрос 46. Правомерное поведение: понятие, виды.
  • Вопрос 47. Понятие правонарушения.
  • Вопрос 49. Состав правонарушения.
  • Вопрос 50. Виды правонарушений.
  • Вопрос 51. Понятие юридической ответственности.
  • Вопрос 52. Виды юридической ответственности.
  • Вопрос 53. Цели, функции и принципы юридической ответственности.
  • Вопрос 54. Понятие и структура правовой культуры общества.
  • Вопрос 55. Понятие, структура и виды правосознания. Особенности российского правосознания.
  • Вопрос 56. Законность и правопорядок: понятие, принципы, требования.
  • Вопрос 57. Государство и право в условиях глобализации
  • Вопрос 58. Правовое государство и гражданское общество: характер соотношения.
  • Вопрос 59. Проблемы построения правового государства в России.
  • Вопрос 60. Правовая система общества: понятие, структура, виды.
  • Вопрос 26.Методы, способы, типы правового регулирования.

    СОРОКИН + НАСЫРОВ:

    Методы правового регулирования – совокупность способов юридического воздействия на общественную жизнь:

      Диспозитивный метод (метод децентрализации, координации) – определяет пространство, в котором субъекты могут определять вид поведения. Предоставление свободы действий, свободы усмотрения и свободы выбора в отношениях, где стороны равноправны и обеспечивается децентрализованное регулирование (СП, ГП). Диспозитивный метод можно определить в тексте правовых актов по не исчерпывающим перечням, в конце которых ставятся слова «и т. д.», также по ключевым словам «имеет право» «вправе», «если стороны не договорились о другом».

      Императивный метод (метод централизации) – метод категорических предписаний, складывающийся из сочетания запретов и обязываний в целях централизованного регулирования сверху - вниз на властных началах (УП, АП). Данный метод можно обнаружить в тексте правовых актов в запретительных и обязывающих нормах, в нормах-принципах.

    Способы правового регулирования – это отдельные приемы юридического воздействия на общественные отношения; это закрепление в праве определенного вида правового поведения, которому может или должен следовать субъект права:

      Дозволение – предоставление прав, свобод и выбора.

      Обязывание позитивное (предписание) – требование совершить активный поступок.

      Запрет (негативное обязывание) – требование воздержаться от определенного поведения.

      Рекомендация – дозволение, плюс законодатель прямо указывает на желательность поведения; необязательное для исполнения предложение. Например, Центральный Банк – рекомендательные письма. (Некоторые авторы выделяют)

      Поощрение (Гущина выделяет) – вознаграждение за правомерное поведение либо особые успехи.

    Различное сочетание способов правового регулирования и создает определенные типы правового регулирования – это общие направления юридического воздействия:

      Общедозволительный тип – сочетание общего дозволения и исключение из него в виде запретов. Если этот тип, то список запретов должен быть ограничен. «И т. д.» нельзя ставить. (Дозволено все, кроме; разрешено все, что не запрещено законом). Этот тип касается только граждан не состоящих на государственной службе.

      Разрешительный тип – сочетание общего запрета с исключениями в виде дозволений (Запрещено все и всем, кроме; разрешено лишь то, что прямо дозволено). Распространяется на должностных лиц органов власти и управления.

      В учебнике Корельского, Перевалова предлагается третий тип правового регулирования: дозволительно-обязывающий тип – этот тип характерен для официальных органов и должностных лиц (То, что им дозволено делать – они обязаны делать)

    Общедозволительный тип гарантирует свободу гражданскому обществу, а разрешительный тип призван ограничить произвол государственных органов.

    Вопрос 27.Нормы права: понятие, классификация (Жинкин, Рыбалов, Баландин)

    В нормах права закрепляются равные масштабы поведения для фактически неравных людей.

    Норма права – унифицированное правило поведения, закрепляющее права и обязанности либо провозглашающее принципы и ценности общества.

    Признаки нормы права:

      Рассчитана на многократное действие.

      Рассчитана на индивидуально неопределенный круг лиц

      Как правило, норма права оформляется документально и имеет официальное значение

      Норма права обладает общеобязательностью с точки зрению юридической силы.

    Классификация:

    1) по отраслям права – по предмету правового регулирования

    (конституционно-правовые, гражданско-правовые)

    2) по методам правового регулирования

    (императивные, диспозитивные)

    3)по способам правового регулирования

    (запретительные, обязывающие, дозволительные, рекомендательные, поощрительные)

    4) по ветвям государственной власти (субъектам нормотворчества)

    (законодательные, исполнительно-распорядительные, нормы высших судебных инстанций)

    5) по месту и роли в механизме правового регулирования

    Учредительные – нормы, вводящие новые, ранее неизвестные группы общественных отношений

    Дефинитивные – нормы, содержащие определения понятий

    Оперативные – нормы, которые предусматривают механизм введения данного акта права

    Коллизионные – носят технический характер и предусматривают способы преодоления противоречий между разными нормами права

    Коллизионные правила:

    Если друг другу противоречат два акта права одинаковой юридической силы, следует применять тот из них, который регулирует данный вопрос специально.

    Если взаимоисключают друг друга два юридических документа разной юридической силы, следует применять акт более высокой юридической силы.

    Если вступают в коллизию два акта одинаковой силы и идентичные по названию, нужно применять акт, принятый позднее.

    Норма права - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

    Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм.

    1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внутренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и от внешних обстоятельств (степени упорядоченности общественных отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой).

    2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других.

    3. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

    4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа - нормативно-правовом акте.

    5. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.

    6. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

    Виды правовых норм

    1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации..

    2. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

    Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

    Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.

    Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

    3. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.).

    4. По степени определенностиразличаются абсолютно-определенные, относительно-определенные (альтернативные) и бланкетные нормы права. Названный признак может относиться к различным структурным элементам нормы: гипотезе, диспозиции или санкции. Поэтому, по существу, следует различать, например, нормы с абсолютно-определенной диспозицией ("пенсии не подлежат обложению налогами"); нормы с относительно-определенной гипотезой ("условия договора поставки могут устанавливаться сторонами в пределах настоящих правил") либо альтернативной санкцией ("...наказывается лишением свободы до трех лет или ограничением свободы на тот же срок"). Бланкетными, т. е. прямо не содержащими конкретного правила поведения, могут быть только диспозиции (например, нормы об уголовной, административной или дисциплинарной ответственности "за нарушение правил торговли", "за нарушение правил техники безопасности"). Такие нормы, по существу, не устанавливают содержания правила, а предусматривают наличие других норм, содержащихся нередко в иных нормативных правовых актах. Практика бланкетных норм всегда чревата возможностью неопределенности и произвола в правовом регулировании.

    Понятие способа правового регулирования тесно связано с понятием метода правового регулирования (в литературе эти термины применяются иногда как взаимозаменяемые).

    Метод правового регулирования показывает характер взаимоотношений участников правоотношения. Обычно выделяют два основных метода правового регулирования:

      императивный метод предполагает властное веление одних участников правоотношений другим. Например, в случае совершения преступления государство применяет достаточно жесткие меры принуждения к преступнику. Этот метод в литературе называется также методом подчинения, авторитарным методом, методом субординации;

      диспозитивный (автономный) метод предполагает равноправие субъектов правоотношений, например в гражданско-правовых отношениях - заключение договоров купли-продажи, аренды, хранения.

    Как мы отмечали ранее, методы правового регулирования являются важнейшими критериями разграничения права на отрасли.

    В литературе в качестве самостоятельных выделяются также:

      метод поощрения (характерен, например, для трудового права);

      метод убеждения (характерен для большинства отраслей права);

      метод принуждения (характерен для отраслей права, предусматривающих юридическую ответственность).

    Следует отметить, чтоспособы и методы правового регулирования «привязаны» к соответствующим нормам права и формам реализации права. Так, дозволению как способу правового регулирования соответствуют диспозитивный метод, управомочивающие нормы и использование права как формы его реализации. Соответственно, запрещению как способу правового регулирования присущи императивный метод, запрещающие нормы, соблюдение как форма реализации, а обязыванию - императивный метод, обязывающие нормы и исполнение как форма реализации права.

    Типы правового регулирования

    Общая направленность права на общественные отношения зависит от того, что лежит в основе правового регулирования - дозволение или запрет. В зависимости от этого правовое регулирование делится на типы:

      разрешительный тип;

      общедозволительный тип.

    Разрешительный тип правового регулирования предполагает использование принципа «запрещено все, кроме прямо разрешенного». Субъекты могут совершать только те действия, которые разрешены в нормах права. Применяется обычно в отраслях уголовно-право- вого комплекса (уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право), административном праве и др.

    Общедозволительный тип правового регулирования предполагает использование принципа «разрешено все, кроме прямо запрещенного». Данный тип регулирования имеет место прежде всего в сфере гражданско-правовых отношений, когда субъекты вправе совершать любые действия, за исключением тех, которые противоречат закону.

    В юридической практике указанные способы, методы и типы правового регулирования в чистом виде не встречаются: в любой отрасли права имеется их сочетание.

    Структура механизма правового регулирования

    Механизм правового регулирования как система в общем случае имеет следующие элементы:

      норма права. Она представляет исходную базу для правового регулирования. В ней заложена модель нужного поведения, которой должен следовать субъект права;

      юридический факт (фактический состав), который является «спусковым крючком» механизма правового регулирования. С его появлением «оживают» нормы права и механизм правового регулирования приводится в движение;

      возникшее с появлением юридического факта (фактического состава) правоотношение;

      реализация права;

      правоприменительный акт;

      охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

    В механизме правового регулирования все эти элементы соединяются, и механизм приводится в движение.

    Соответственно указанным элементам выделяются следующие стадии механизма правового регулирования:

      регламентация общественных отношений, входе которой издается соответствующая норма права;

      появление реальных обстоятельств, необходимых для действия нормы права, которые связываются с наличием юридических фактов. В юридической практике толчком к движению становится юридический факт, т. е событие или действие (бездействие), порождающие, изменяющие или прекращающие правовые отношения;

      выявление объекта и субъектов возникшего правоотношения, соответствующих прав и обязанностей. На этой стадии правового регулирования определяется, кто и как будет выполнять требования нормы права, т. е общая модель поведения, заложенная в норме права, конкретизируется применительно к субъектам;

      непосредственная реализация прав и обязанностей субъектов правоотношений. Это фактическое поведение субъектов, обеспечивающее тот результат, на который была направлена воля законодателя;

      издание правоприменительного акта - властного веления компетентных органов, гарантирующего осуществление прав и обязанностей субъектов правоотношений. В этом случае правоприменительный акт рассматривается как последнее звено в механизме правового регулирования, в результате чего субъект права достигает определенной цели. В соответствии с правоприменительным актом возникает новое правоотношение (в этом случае правоприменительный акт выступает как юридический факт) и механизм правового регулирования вновь включается, но его содержание будет уже другим.

    Рассмотрим действие механизма правового регулирования на конкретном примере. Так, у абитуриента есть цель - поступить в вуз. Для осуществления права на поступление в вуз абитуриент опирается на соответствующие нормы права, т. е стадия регламентации общественных отношений уже имела место. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Данная норма права нашла дальнейшее развитие в издании федеральных законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании» и ряде подзаконных нормативных актов.

    Для того чтобы эта норма начала работать, нужно появление реальных обстоятельств, необходимых для действия нормы права, которыми являются соответствующие юридические факты. Таковыми являются достижение лицом определенного возраста, получение им общего среднего образования и главный в данном случае юридический факт - подача самим лицом заявления о желании учиться в конкретном вузе с приложением всех необходимых документов.

    Данный фактический состав приводит в движение весь механизм правового регулирования. В рамках возникших правоотношений происходит юридическая квалификация юридических фактов, т. е их сопоставление с соответствующими правовыми нормами. Появляются взаимные права и обязанности: с одной стороны - абитуриента, а с другой - администрации вуза. Последний, в частности, обязан обеспечить необходимые условия для проведения конкурсного отбора наиболее подготовленных абитуриентов.

    Акт реализации права констатируется в соответствующем правоприменительном акте - приказе ректора вуза о зачислении в образовательное учреждение.

    Приказ ректора о зачислении - правоприменительный акт - вызывает к жизни новое правоотношение, связанное с получением высшего образования. В этом случае также действует механизм правового регулирования с новым содержанием.

    В механизме правового регулирования возможна еще одна, шестая стадия механизма правового регулирования -защита нарушенных прав, что может быть в случае, если одним субъектам правоотношений не удается реализовать свои права в результате неправомерных действий других субъектов. Возникновение правоприменения в этом случае связывается с обстоятельствами негативного характера (опасность правонарушения либо правонарушение).