Закон об оказании юридической помощи. Бесплатная юридическая помощь: возможности нового закона. В рамках программы бесплатно обслуживаются

15 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", закрепивший право граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи и организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной правовой поддержки.

Юридические сборы предоставляются адвокатам за определенные действия, такие как написание официального уведомления, допрос, судебное разбирательство более одного дня и т.д. их количество устанавливается законом. Внесудебные издержки также подразделяются на судебные издержки и выплаты.

Внесудебные сборы: это суммы, которые клиент выплачивает адвокату за работу, проделанную в файле. Внесудебные выплаты включают текущие расходы, связанные с файлом. Предоставлять каждому человеку помощь и помощь на дому; оказывать поддержку, помощь отдельному лицу, а также его семье. При наличии проблем со здоровьем помощь также обращается к семейному врачу, что, таким образом, помогает сохранить пациента дома. Лицо или его семья могут воспользоваться услугами по уходу на дому и ухода за детьми в случае беременности, родовспоможения, семейных проблем, болезни, несчастного случая или инвалидности.

Отношения, регламентируемые законом N 324-ФЗ, для России не новы. Напомним, возможность оказания бесплатной юридической помощи была закреплена еще законом об адвокатуре, где в статье № 26 устанавливается перечень льготных категорий граждан, имеющих право на ее получение. Более того, Правительством Российской Федерации были приняты постановления “О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам” (от 22.08.2005 № 534) и “О государственных юридических бюро” (от 03.12.2009 № 991), позволившие создать в регионах специализированные центры в целях оказания правовой помощи малоимущим гражданам.

Советы и сопровождающие родители и дети

Поэтому это новый закон для всех, универсальный, как для раннего детства, так и для пожилого человека, для больных и инвалидов. Простатические и материнские консорциумы были распущены, и их деятельность была включена в текущие службы по уходу на дому. Деятельность в этом секторе гарантируется присутствием медсестер и педиатрических медсестер, которые предлагают.

Первичную профилактику путем оценки и отслеживания потребностей и выявления проблем во время предродового периода, с тем чтобы было предпринято немедленное вмешательство в ситуации риска и возможность планирования послеродовой деятельности; социальной и родительской опеки, координации и информации, чтобы помочь родителям и их семьям получить доступ к услугам на территории; координация медицинских услуг, организация интервенций в случае домицилирования также посредством соглашений с медсестрами и акушерами независимыми. Консультирование и сопровождение родителей и детей дополняются деятельностью других служб, координируемой Управлением поддержки для организаций и мероприятий для семей и молодежи.

Между тем, действующее до настоящего времени законодательство относилось к данному вопросу формально, без учета потребностей граждан и возможностей юридических работников, требований к ним, не предусматривая практически никаких гарантий для обеих сторон. Подобным же образом оставались неурегулированными вопросы достойного денежного вознаграждения адвокатов и компенсации расходов, связанных с предоставлением помощи.

Помощь и уход за престарелыми, инвалидами, больными и социально-семейными проблемами

Прежде всего, содействие вмешательству на дому - это часть цели укрепления социальной и медицинской сети. На самом деле это не только продвижение медико-санитарной помощи, но и социальное вмешательство. Кроме того, содействие автономии является общей целью всех услуг, которые способствуют поддержанию дома человека. Закон в этой связи вводит новизну совместной работы для общего проекта в отношении отдельного человека. Наконец, работа правоохранительных органов предусматривает развитие услуг для лиц, находящихся в уязвимом положении, даже в новых руководящих принципах.

Предмет закона

Ценность нового закона состоит в том, что он закрепляет доступность бесплатной юридической помощи для гораздо более широкой группы граждан, устанавливает контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания соответствующих услуг,а также предъявляет жесткие требования к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

Уход на дому и уход за ними состоят из временных или длительных, профилактических или реабилитационных услуг, проводимых в доме пользователя и предназначенных для его поддержания. В частности, учитываются услуги по уходу на дому и уходу. Медико-терапевтическое лечение; базовый уход; внутренние жилищные средства; гигиенические, санитарные и социальные аспекты; информация и активация ресурсов, имеющихся на территории; образования и здравоохранения. Чтобы завершить вмешательство на дому, можно также прибегать к школам по старости или инвалидам, координируемым и помогаемым Старшим офисом и Бюро по делам инвалидов.

При этом теперь оказание бесплатной юридической помощи должно строиться на таких принципах, как объективность, беспристрастность, своевременность, равенство доступа граждан к получению помощи и обеспечение конфиденциальности при ее оказании.

Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов, государственное юридическое бюро, адвокаты и нотариусы. В соответствии с законом органы исполнительной власти субъектов РФ вправе самостоятельно решать - учреждать ли им государственные юридические бюро или же привлекать для оказания бесплатной юридической помощи адвокатов. Они же призваны определять размер и порядок оплаты труда адвокатов и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи.

Четыре точки закона

С новым законом о попечении на дому и заботой кто-то хотел узнать, что уже существует, что ценно как для опыта, так и для представления новых проектов. Производительность служб поддержки, хотя и не выполняется дома, способствует обслуживанию на дому. Так обстоит дело, например, о дневных центрах, доставке на дом, услугах телесервиса, транспортных услугах и услугах по оказанию услуг. Их производительность оплачивается пользователю на основе обычных тарифов, которые должны запрашиваться для одних и тех же услуг. Фактически каждому пользователю может потребоваться несколько служб как дома, так и в службах, которые также предоставляют услуги за пределами дома. признанный новым законом, - это добровольчество, связанное с предоставлением услуг в качестве незаменимого дополнения к работе профессионалов. Наличие прямых средств в качестве средства поощрения индивидуальной финансовой помощи облегчает пребывание у себя дома для людей со скромными доходами и в значительной степени зависят от постоянного присутствия членов семьи и добровольцев. Фактически они могут обратиться за помощью на дому. На основании ст. 98, пункт 4 Конституции Республики Болгария.

Главными участниками государственной системы бесплатной помощи представлены государственные юридические бюро, являющиеся юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов РФ, которые вправе оказывать все предусмотренные законом виды бесплатной юридической помощи. Обеспечение деятельности бюро возлагается на региональные власти. Только по предварительным данным консолидированный объем бюджетных ассигнований из бюджетов субъектов в случае создания во всех субъектах государственных юридических бюро может составить 630,33437 млн. рублей. В свою очередь все государственные юридические бюро, созданные ранее, подлежат передаче в ведение субъектов Российской Федерации.

Президент Республики: Розен Плевнелиев. Внесение изменений и дополнений в Закон о правовой помощи. § В ст. 8, внесены следующие изменения. В пункте 1 добавляется запятая и добавляется «выдача обязательных инструкций по применению закона и подзаконных актов».

«Принимает решения о въезде, отказе в регистрации или вывозе адвоката из реестра национальной юридической помощи». «Принимает решения об отказе в выплате юридической помощи или возмещении вознаграждения, полученного в случае обнаружения необоснованной или некомпетентной юридической помощи в конкретном случае».

Закон выделяет несколько форм бесплатной юридической помощи. Бесплатная помощь может оказываться в виде правового консультирования в устной и письменной форме, путем составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также посредством представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях. Такую помощь могут оказывать исключительно лица, имеющие высшее юридическое образование. Помимо этого, законами могут быть установлены и дополнительные квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов граждан в судах и органах власти.

Так называемые 11 и 12 предметов стали соответственно пунктами 12 и 12. § В ст. 12, второе предложение, слова «того же периода» заменяются словами «три года». § В ст. Создано 17 объектов 9 и 10. Выносить решения для определения размера вознаграждения адвоката в соответствии с распоряжением по ст. 37, пункт. 1.

Выдает реституционные поручения на оплаченное вознаграждение в случаях, предусмотренных ст. 37, пункт. 3 или неправильный или дублированный платеж. § В ст. 18, внесены следующие изменения. В пункте 2 добавьте «и резервные защитники». Наблюдает за соблюдением формы и содержания акта по ст. 25, пункт. 3;.

Одновременно закон определяет, что бесплатная юридическая помощь может оказываться гражданам не только в рамках государственной, но и в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Участниками последней будут являться юридические клиники и негосударственные юридические центры.

Кому может быть оказана бесплатная юридическая помощь

До сих пор пункты 4 и 5 стали соответственно пунктами 5 и 6 и были изменены следующим образом. Проверять счета юристов, оказавших юридическую помощь, и готовить предложения или мотивированные отказы платить вознаграждение в соответствии с постановлением по ст. 37, пункт. 1;.

Обеспечить обучение адвокатов услуг. Обеспечить техническое обеспечение юридической помощи. Помогать лицам по ст. 22, чтобы получить юридическую помощь. § В ст. 20, внесены следующие изменения. В п. 1 после слов «Министерство обороны» добавляется запятая и добавляется «с Министерством финансов».

Лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, закон делит на две большие категории. Во-первых, это граждане, которые вправе обратиться за помощью по любым вопросам, указанным в законе. Во-вторых, это лица с особым статусом,обусловленным возрастом, отношениями представительства и требованиями специальных законов.

В п. 2 после слов «Министерство обороны» добавляется запятая и добавляется «Министерством финансов». В п. 3 слова тело по ст. 25, пункт. 1 заменяется на соответствующий орган согласно ст. 25, пункт. 1. § В главе вторая, ст. 20а. Национальное бюро правовой помощи и органы по ст. 20 выпустить совместные руководящие принципы применения закона.

Юридическая помощь по ст. 21, пункты 1 и 2 являются бесплатными и предоставляются. Лица и семьи, которые имеют право на ежемесячную поддержку по ст. 9 и 10 Положения о применении Закона о социальной помощи. Лица и семьи, которые имеют право на целевую помощь в области отопления в течение предыдущего или текущего отопительного сезона.

Первую группу составляют, прежде всего, граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, и одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума. Также сюда относятся инвалиды 1-ой и 2-ой группы, ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда.

Лица, проживающие в специализированных учреждениях для предоставления социальных услуг или социального обслуживания - типа резидента или службы социального обслуживания «Мать и ребенок» согласно ст. 36 Положения об осуществлении Закона о социальной помощи.

Детей, помещенных в приемные семьи или семьи родственников или родственников в соответствии с Законом о защите детей. Ребенок под угрозой в соответствии с Законом о защите детей. Жертвам домашнего или сексуального насилия или торговле людьми, у которых нет средств и они хотят пользоваться правовой защитой.

Ко второй группе относятся дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений, граждане, признанные судом недееспособными, а также законные представители указанных лиц.

Кроме того, рассчитывать на получение бесплатной помощи вправе граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с законом о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, и законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.

Лица, ищущие международной защиты в соответствии с Законом об убежище и беженцах, для которых предоставление юридической помощи не связано с другой правовой базой. Иностранцы, которые подпадают под обязательную административную меру, и иностранцев, помещенных в специальный дом для временного размещения иностранцев в соответствии с Законом о иностранных гражданах в Республике Болгарии, которые не имеют средств и хотят пользоваться правовой защитой.

Факты и обстоятельства по п. (1) должны быть заверены судебными решениями или документами, выданными соответствующими компетентными органами, а также заявлением о семейном положении и имущественном статусе соответствующего лица. § В ст. 23 п. 3 и 4, должны быть изменены следующим образом.

Законные представители вышеуказанных граждан имеют некоторые ограничения при осуществлении своих прав на бесплатную юридическую защиту. Так, например, представители несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы,и несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности,могут обратиться за помощью только по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних, за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве.

В гражданских и административных вопросах юридическая помощь предоставляется в тех случаях, когда на основании доказательств, представленных соответствующими компетентными органами, суд считает, что у страны нет средств оплаты за вознаграждение адвоката. Суд проводит оценку с учетом.

Доход лица или его семьи. Статус собственности, заверенный декларацией. Для частного обвинителя, гражданского истца, гражданского ответчика и частного заявителя оценка проводится в соответствии с п. § В ст. 25 п. 1 и 2 изменены следующим образом. Отказ в предоставлении правовой помощи мотивируется и подлежит обжалованию соответствующим образом. Отказ обжалуется в соответствии с Административно-процессуальным кодексом. § В ст. 26, пункт. 2 после слов «специальный представитель для всех» добавляются «этапы и».

Стоит отметить, что перечень льготных категорий граждан по новым правилам может быть пересмотрен в сторону увеличения. Так, закон предоставляет субъектам РФ право принимать собственные законы, устанавливающие дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи путем расширения перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, а такжедополнения перечня случаев оказания такой помощи.

§ В ст. 27 п. 3 изменяется следующим образом. § В заголовок главы 5 внесены следующие изменения: Дежурные адвокаты. § В ст. 28 п. 1 изменяется следующим образом. В неотложных случаях в случаях процессуальных принудительных мер и допросов перед судьей в досудебном производстве, а также в быстрой и непосредственной процедуре в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом и в ходе разбирательства в соответствии с Законом о здравоохранении и в соответствии с Законом о защите детей секретарь Совета адвокатов определяет дежурный адвокат, если лицо не уполномочило защитника.

Что касается негосударственных центров бесплатной юридической помощи, то категории граждан, имеющих право на ее получение, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, определяются ими самостоятельно. При этом к категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, в первую очередь должны относиться граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, здесь не допускается установление ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Дежурный адвокат и резервный адвокат назначают адвоката из Национального реестра правовой помощи, который согласился быть включенным в список дежурных адвокатов, соответственно, в резервном списке. Согласие по пар. 1 не может быть на срок менее одного месяца и выражает готовность адвоката быть назначенным в качестве адвоката по долгу в любое время дня, включая праздничные и праздничные дни, но в качестве резервного адвоката, независимо от продолжительности судебного разбирательства.

Совет адвокатов ведет ежемесячный список дежурных адвокатов и составляет еженедельный график для соответствующих органов. Совет по адвокатуре создает и ведет резервный список. Тело по ст. 25, пункт. (1) Сразу же после задержания или вербовки в качестве обвиняемого он или она объясняет задержанному его право на защиту, передавая ему подписанную форму с его / ее правом на уполномоченного или поверенного в законе.

Устное и письменное консультирование, составление документации

Бесплатное правовое консультирование и составление заявлений, жалоб и ходатайств производится при заключенииуказанными в законе гражданами сделок с недвижимостью, признании прав на жилье, земельный участок, при защите прав потребителей в части предоставления коммунальных услуг, признании гражданина безработным и установлении пособия по безработице, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца.

Также данный вид правовой поддержки может быть запрошен при отказе работодателя в заключении трудового договора, предоставлении мер социальной поддержки, установлении отцовства, взыскании алиментов, реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий, ограничении дееспособности, обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи, обжаловании во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Помимо этого, бесплатную помощь обязаны оказать в случаях назначения, перерасчета и взыскания трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем, а также при проведении медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

Представительство в суде и государственных органах

Возможность представления в судах, государственных и муниципальных органах интересов граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, поставлена в зависимость от того, являются ли данные гражданами истцами, или ответчиками. Так, закон определяет всего три группы споров, по которым могут быть бесплатно представлены интересы как истцов, так и ответчиков. Это споры о:

Расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав.

Признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения.

Признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Бесплатное представительство граждан, являющихся истцами и заявителями, осуществляется при рассмотрении судами дел о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью.

Отдельно государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, обязаны представлять интересы обратившихся к ним заявителей, если они являются гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными, пострадавшими от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией, или гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар.

Обращение за помощью и отказ в предоставлении бесплатной помощи

В целях получения юридической помощи граждане должны предоставить в бюро, или адвокатам определенный пакет документов. В него входят документ, удостоверяющий личность, заявление об оказании юридической помощи и справку о среднедушевом доходе семьи, которую можно получить в подразделениях государственного учреждения социальной защиты населения по месту жительства. Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение помощи по другим основаниям, необходимо предоставить предусмотренные законодательством документы, подтверждающие их принадлежность к соответствующим льготным категориям.

В свою очередь вопросы, которые могут быть разрешены в рамках бесплатной помощи, должны отвечать ряду критериев. Они должны иметь правовой характер, быть ранее неразрешенными вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Помимо этого, помощь может быть оказана только по вопросу, по которому не имеется принятого по спору между теми же сторонами решения третейского суда, ставшего обязательным для сторон, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Одновременно закон детально регламентирует случаи возможного отказа в предоставлении юридической помощи, не допуская произвольного расширения их перечня. При этом если государственное юридическое бюро или адвокат принимают решение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, ему выдается соответствующее заключение.

Во-первых, юридическая помощь не оказывается в случаях, если гражданин не соответствует требованиям, обозначенным самим законом, то есть является ненадлежащим заявителем. Во-вторых, в помощи отказывается, если гражданин обратился по вопросу, не имеющему правового характера, просит составить документ при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований, или просит представлять его интересы при наличии препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган.

Наконец, бесплатная юридическая помощь не оказывается гражданину, если прокурор уже обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов данного гражданина.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации (далее - граждане) на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.

2. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - бесплатная юридическая помощь);

2) формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства;

3) создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию.

Статья 2. Право на получение бесплатной юридической помощи

1. Граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Бесплатная юридическая помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства оказывается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Статья 3. Правовое регулирование отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи

1. Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в рамках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, и организационно-правовое обеспечение реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством.

3. Федеральными законами могут быть установлены случаи и порядок оказания бесплатной юридической помощи в административном судопроизводстве, а также в иных случаях.

4. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи.

Статья 4. Государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

1. Государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью является совокупностью организационно-правовых, социально-экономических, информационных и иных мер, принимаемых в целях реализации гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи.

2. Основные направления государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью определяются Президентом Российской Федерации.

3. Государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами физическими и юридическими лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь.

Статья 5. Основные принципы оказания бесплатной юридической помощи

Оказание бесплатной юридической помощи основывается на следующих принципах:

1) обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;

2) социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;

3) доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

4) контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;

5) установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;

6) свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;

7) объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;

8) равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;

9) обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.

Статья 6. Виды бесплатной юридической помощи

1. Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.

Статья 7. Субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь

Оказание бесплатной юридической помощи осуществляется:

1) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) иными лицами, имеющими право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Статья 8. Квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь

1. Все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные статьей 6 настоящего Федерального закона, могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование, если иное не предусмотрено федеральными законами.

2. Федеральными законами могут быть установлены дополнительные квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

Статья 9. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

К полномочиям Президента Российской Федерации относятся:

1) определение основных направлений государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, в том числе направлений развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи;

2) определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), и установление его компетенции;

3) осуществление иных полномочий в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

К полномочиям Правительства Российской Федерации относятся:

1) участие в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью;

2) принятие мер по обеспечению функционирования и развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи;

3) установление компетенции федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью и полномочий их должностных лиц;

4) обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью;

5) определение объема бюджетных ассигнований из федерального бюджета, необходимых для обеспечения государственных гарантий реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, а также обеспечение финансирования этих расходов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

6) осуществление иных установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации полномочий в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

Статья 11. Полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти

К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти относятся:

1) разработка предложений по вопросам формирования и реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, а также по вопросам правового информирования и правового просвещения населения;

2) участие в разработке проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, касающихся функционирования и развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи;

3) принятие мер по обеспечению функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, координация деятельности участников этой системы и их взаимодействия;

4) методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, а также государственных юридических бюро и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения;

5) проведение мониторинга деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения;

6) ежегодная подготовка и опубликование в средствах массовой информации доклада о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, о состоянии и развитии государственной системы бесплатной юридической помощи, об оценке эффективности функционирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и использовании соответствующих бюджетных ассигнований;

7) разработка и установление единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также обеспечение контроля за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи;

8) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами полномочий в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, а также правового информирования и правового просвещения населения.

Статья 12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

1) реализация в субъектах Российской Федерации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью;

2) издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, в том числе расширение перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи, определение порядка принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и обеспечение их исполнения;

3) определение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью (далее - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), и его компетенции;

4) определение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подведомственных им учреждений и иных организаций, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации, установление их компетенции, в том числе решение вопросов об учреждении и обеспечении деятельности государственных юридических бюро;

5) определение порядка взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;

6) определение размера и порядка оплаты труда адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи;

7) оказание в пределах своих полномочий содействия развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечение ее поддержки.

2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области обеспечения гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи.

Статья 13. Полномочия органов прокуратуры Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

Органы прокуратуры Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", осуществляют надзор за исполнением законов в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью и вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

1. Органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью в случае, если федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации они наделены такими полномочиями, оказывают содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечивают ее поддержку в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии права граждан на получение бесплатной юридической помощи, участвовать в создании муниципальных юридических бюро и оказывать гражданам все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные статьей 6 настоящего Федерального закона.

Глава 3. Государственная система бесплатной юридической помощи

Статья 15. Участники государственной системы бесплатной юридической помощи

1. Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:

1) федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;

3) органы управления государственных внебюджетных фондов;

4) государственные юридические бюро.

2. Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 16. Оказание бесплатной юридической помощи федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им учреждениями, органами управления государственных внебюджетных фондов

1. Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.

2. Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представляют интересы гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Статья 17. Оказание бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро

1. Для обеспечения функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, а также для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут создаваться государственные юридические бюро и (или) могут привлекаться к участию в государственной системе бесплатной юридической помощи адвокаты.

2. Государственные юридические бюро при осуществлении своей деятельности также вправе привлекать к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов с учетом соглашений, указанных в части 5 статьи 18 настоящего Федерального закона, и (или) иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

3. Государственные юридические бюро оказывают все предусмотренные статьей 6 настоящего Федерального закона виды бесплатной юридической помощи.

4. Государственные юридические бюро являются юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов Российской Федерации.

5. Порядок создания и деятельности государственных юридических бюро устанавливается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 18. Оказание бесплатной юридической помощи адвокатами

1. Адвокаты участвуют в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывая гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. При оказании гражданам бесплатной юридической помощи адвокаты руководствуются настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

3. Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте Российской Федерации осуществляется адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.

4. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 15 ноября направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации, а также адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность. Ежегодно не позднее 31 декабря уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации опубликовывает список адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, в средствах массовой информации и размещает этот список на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

5. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 1 декабря заключает с адвокатской палатой субъекта Российской Федерации соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма такого соглашения утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения, заключаемого в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

7. Адвокаты направляют в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации отчет об оказании ими бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма отчета и сроки его представления утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

8. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодный доклад и сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма сводного отчета утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

9. Жалобы граждан на действия (бездействие) адвокатов при оказании ими бесплатной юридической помощи рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

10. Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 19. Оказание бесплатной юридической помощи нотариусами

Нотариусы в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий, исходя из своих полномочий путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате.

1. Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

5) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях:

1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9) назначение, перерасчет и взыскание трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

12) ограничение дееспособности;

13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

3. Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:

а) расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

в) признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел о:

а) взыскании алиментов;

б) возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре.

Статья 21. Оказание бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи

1. В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывается гражданину, обратившемуся за такой помощью:

1) по вопросу, имеющему правовой характер;

2) по вопросу, который не получил ранее разрешения вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям:

а) решением (приговором) суда;

б) определением суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска;

в) определением суда о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения;

3) по вопросу, по которому не имеется принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, ставшее обязательным для сторон, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

2. Государственное юридическое бюро или адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, при принятии решения об оказании бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи, должны учитывать, что бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи не оказывается в случаях, если гражданин:

1) обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;

2) просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;

3) просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию.

3. Если государственное юридическое бюро или адвокат, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, принимают решение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, ему выдается соответствующее заключение в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

4. Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, не оказывают бесплатную юридическую помощь гражданину, если прокурор в соответствии с федеральным законом обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов этого гражданина.

Глава 4. Негосударственная система бесплатной юридической помощи

Статья 22. Участники негосударственной системы бесплатной юридической помощи

1. Негосударственная система бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах.

2. Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

Статья 23. Оказание бесплатной юридической помощи юридическими клиниками

1. Образовательные учреждения высшего профессионального образования для реализации целей, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи могут создавать юридические клиники.

2. Юридическая клиника создается в качестве юридического лица, если такое право предоставлено образовательному учреждению высшего профессионального образования его учредителем, или структурного подразделения образовательного учреждения высшего профессионального образования.

3. Порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4. Юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.

5. В оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Статья 24. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи

1. В целях оказания гражданам бесплатной юридической помощи некоммерческие организации, адвокаты, адвокатские образования, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, нотариусы, нотариальные палаты могут создавать негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

2. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи может быть создан в качестве юридического лица - некоммерческой организации или структурной единицы юридического лица. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи может не являться юридическим лицом.

3. Для создания негосударственного центра бесплатной юридической помощи необходимы:

1) помещение, в котором будет осуществляться прием граждан;

2) лица, имеющие высшее юридическое образование, привлеченные, в том числе по трудовому договору или гражданско-правовому договору, осуществлять правовое консультирование граждан в данном негосударственном центре бесплатной юридической помощи.

4. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи вправе оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.

5. Виды бесплатной юридической помощи, категории граждан, имеющих право на ее получение, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, определяются негосударственными центрами бесплатной юридической помощи самостоятельно. При этом к категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, прежде всего должны относиться граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации.

6. При оказании бесплатной юридической помощи в негосударственных центрах бесплатной юридической помощи не допускается установление ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

7. В случае, если негосударственным центром бесплатной юридической помощи не определены категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, за оказанием бесплатной юридической помощи в этот центр имеют право обращаться граждане, указанные в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

8. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи и его учредители должны информировать граждан о вопросах, по которым в этом центре оказывается бесплатная юридическая помощь.

9. Ответственность за возможные неблагоприятные последствия оказания гражданину юридической помощи негосударственным центром бесплатной юридической помощи несут лица, оказавшие такую помощь, негосударственный центр бесплатной юридической помощи и (или) учредители такого центра в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Список негосударственных центров бесплатной юридической помощи

1. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи и его учредители в течение десяти дней со дня его создания направляют в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти уведомление, в котором должны содержаться следующие сведения о негосударственном центре бесплатной юридической помощи:

1) дата и адрес места нахождения учреждения (создания) этого центра;

2) полное наименование этого центра;

3) адрес помещения, в котором будет осуществляться прием граждан;

4) сведения на каждого учредителя, содержащие в обязательном порядке фамилию, имя, отчество, паспортные данные физического лица - учредителя, его место жительства и полное наименование, основной государственный регистрационный номер юридического лица - учредителя, его адрес;

5) подписанный лицом, уполномоченным учредителем или учредителями этого центра, список соответствующих установленным требованиям лиц, которые будут осуществлять бесплатную юридическую помощь, заверенные копии документов, удостоверяющих личности указанных лиц, и документов об их юридическом образовании;

6) информация о видах бесплатной юридической помощи и категориях граждан, которые будут иметь право на ее получение;

7) перечень правовых вопросов, по которым будет оказываться бесплатная юридическая помощь;

8) адрес места нахождения этого центра, адрес электронной почты и номер контактного телефона.

2. В случае, если негосударственный центр бесплатной юридической помощи создается в качестве юридического лица, порядок его создания и деятельности регламентируется Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ведет список негосударственных центров бесплатной юридической помощи и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет". Порядок ведения указанного списка и его размещения устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 26. Взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти и участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи

1. В целях обеспечения гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, его территориальные органы и негосударственные центры бесплатной юридической помощи, созданные в качестве юридических лиц, некоммерческие организации, являющиеся учредителями негосударственных центров бесплатной юридической помощи, осуществляют взаимодействие на принципах социального партнерства.

2. Организации, указанные в части 1 настоящей статьи, могут на добровольной основе заключать соглашение о взаимодействии с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или его территориальными органами в случае, если такие полномочия предоставлены им уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Соглашением должно предусматриваться, в частности:

1) осуществление указанными организациями поддержки всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, и (или) определение иных видов оказания бесплатной юридической помощи;

2) дополнительные требования к указанным организациям;

3) меры государственной поддержки указанных организаций.

3. Некоммерческие организации и иные учредители негосударственных центров бесплатной юридической помощи осуществляют деятельность за счет собственных средств.

Статья 27. Государственная и муниципальная поддержка некоммерческих организаций, являющихся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут осуществлять поддержку некоммерческих организаций, являющихся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи, в формах и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и другими федеральными законами.

Глава 5. Информационное обеспечение деятельности по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи

Статья 28. Правовое информирование и правовое просвещение населения

1. В целях правового информирования и правового просвещения населения федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны размещать в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети "Интернет" либо доводить до граждан иным способом следующую информацию:

1) порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи;

3) компетенция и порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, полномочия их должностных лиц;

4) правила оказания государственных и муниципальных услуг;

5) основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц;

6) порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий.

2. Обязанности по правовому информированию и правовому просвещению населения, в том числе по правовому информированию граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут также возлагаться на государственные юридические бюро, адвокатов и нотариусов.

3. Органы местного самоуправления могут осуществлять правовое информирование и правовое просвещение населения в соответствии с муниципальными правовыми актами.

4. Правовое информирование и правовое просвещение населения может осуществляться юридическими клиниками образовательных учреждений высшего профессионального образования и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.

Глава 6. Финансовое обеспечение государственных гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи

Статья 29. Финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации

1. Финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, возлагается на органы государственной власти Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения и осуществляется за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Финансирование расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи за счет средств иных субъектов, осуществляется соответствующими субъектами самостоятельно.

2. Финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с компенсацией их расходов на оказание такой помощи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

3. Финансирование расходов органов местного самоуправления, связанных с созданием и деятельностью муниципальных юридических бюро, установлением дополнительных гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, является расходным обязательством местных бюджетов.

Глава 7. Заключительные положения

Статья 30. Заключительные положения

1. Государственные юридические бюро, созданные Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат передаче в ведение субъектов Российской Федерации до 31 декабря 2012 года.

2. До передачи в ведение субъектов Российской Федерации государственные юридические бюро, указанные в части 1 настоящей статьи, осуществляют оказание бесплатной юридической помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и финансируются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Статья 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации