Нарушение использования земельного участка. Нецелевое использование – штрафы для собственников участков

  1. Невыполнении мероприятий, направленных на рекультивацию, улучшение и охрану ЗУ (ст. 8.7 КоАП РФ).
  2. Использовании ЗУ не по ее целевому назначению, неполном выполнении или невыполнении мероприятий с ЗУ, позволяющих использовать их по назначению (ст. 8.8 КоАП РФ).

Например, собственника могут привлечь к ответственности по ст. 8.7 п 2 КоАП за то что им не были вовремя осуществлены работы по борьбе с сорной травой.

Земельным и гражданским законодательством в земельных отношениях в качестве объектов определяются отдельные ЗУ и виды права на них. Земля может выступать и в качестве объекта правонарушений. Зачастую ЗУ бывают засеяны какими-либо культурами со стороны третьих лиц . Поэтому каждый собственник, арендатор или пользователь ЗУ в процессе с/х деятельности должны контролировать ее использование и защищать от незаконного использования.

Чтобы у титульных владельцев и собственников не возникало неприятностей, связанных с землей, они должны регулярно проводить осмотр ЗУ, даже если они не обрабатываются. Если будет обнаружен факт незаконного использования земли третьими лицами необходимо:

  1. Поставить в известность местный кадастровый орган о том, что земля была незаконно занята и использована третьим лицом. Так же ходатайствовать о привлечении его к ответственности.
  2. Составить акт обследования ЗУ или протокол о правонарушении.
  3. Направить требование о прекращении использования земли и выплаты всей суммы полученных доходов от ее использования в адрес лица, незаконно использующего землю. При этом установить конкретный и адекватный требованиям срок выполнения.
  4. При невыполнении требований до конца установленного срока со стороны виновного лица, потерпевшая сторона подает заявление в суд.

Для его составления нужно собрать комиссию, в состав которой должны входить кадастровый инженер и представитель муниципалитета, землям которого принадлежит данный участок. В Акте должна содержаться информация о:

  • местоположение земельного участка (ориентиры, план границ, );
  • категория земель;
  • размер земельного участка (площадь, занятая с/х культурами);
  • на каком основании земельный участок используется третьими лицами, какими культурами засеян и какие работы проводились;
  • кем осуществлялись с/х работы на дату составления Акта.

Протокол

Этот документ, так же как и Акт может служить подтверждением незаконного использования земли. Протокол составляется представителем федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии, который ведет контроль за правильным использованием земель.

В протоколе должно быть указано в качестве виновника конкретное лицо, совершившее данное правонарушение. Виновник привлекается к админ. ответственности по ст. 7.1 главы 7 КоАП РФ за незаконное занятие участка земли.

Со своей стороны собственник участка может подать на него иск о взыскании убытков и при этом доказать наличие обстоятельств, которые являются упущенной для него выгодой.

Любой участок земли принадлежит к определенной категории земель — они группируются на основе однородности и схожести по целевому назначению. Среди них выделяются земли:

  • с/х назначения;
  • поселений;
  • особо охраняемые территории;
  • лесного фонда;
  • водного фонда.

Кроме категории у всех ЗУ есть . Это касается параметров по эксплуатации, закрепленных законодательно. Вид определяется в соответствии с принадлежностью земли по признаку зонирования, которое определяется местными органами. Виды использования ЗУ бывают:

  • для с/х производства;
  • садоводства и огородничества;
  • дачного строительства;
  • крестьянского или фермерского хозяйства;

Вид использования земли можно поменять. Узнайте , как это можно сделать.

Исходя из вышеизложенного, целевое назначение каждого ЗУ, согласно определенным характеристикам, закреплено законодательно. Но в отдельных регионах РФ фиксируются случаи использования земли не по назначению. В частности это касается Москвы и области. В связи с подобными нарушениями государством была законодательно закреплена ответственность за них. За нарушение порядка использования земли предусмотрена ответственность:

Земли с/х назначения, на которых действует ФЗ «об обороте земель с/х назначения», согласно которому земля изымается в случаях:

  • снижения плодородия;
  • вредного влияния на окружающую среду;
  • если земля не используется по назначению 3 и более года подряд с момента возникновения собственности на нее.

Исключение составляют земли садоводства и огородничества, гаражного и дачного строительства, ЛПХ, ИЖС.

В случаях, когда органы местного самоуправления обнаружат один из вышеперечисленных фактов, они вправе наложить штраф на нарушителя и направить ему предписание о ликвидации нарушения. Если эти требования не будут исполнены нарушителями в срок, то местные органы обращаются в суд с иском об изъятии земель у собственника.

Президентом России были подписаны поправки в КоАП, касающиеся увеличения сумм штрафов в земельных отношениях. По новым правилам административные штрафы должны начисляться исходя из кадастровой стоимости земли.

Согласно ст. 8.8 с редакциями от 08.03.2015 года за ненадлежащее использование земель предусматриваются следующие виды наказания:

Использование ЗУ не по назначению при определенной кад. стоимости сумма штрафа составляет:

  • гражданам – 0,5–1% от кадастровой стоимости, но минимум 10 тыс. руб.;
  • должностным представителям – 1-1,5%, но мин. — 20 тыс. руб.;
  • организациям – 1,5-2%, но мин. — 100 тыс. р.

Если кад. стоимости нет:

  • гражданам – 10-20 тыс. руб.;
  • должностным представителям – 20-50 тыс. руб.;
  • организациям – 100-200 тыс. руб.

Неиспользование ЗУ с/х назначения сумма штрафа будет составлять:

  • Гражданам – 0,3-0,5% от кадастровой стоимости, но мин. 3 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 0,5-1,5%, но мин. — 50 тыс. руб.;
  • Организациям – 2-10%, но мин. — 200 тыс. руб.

Неиспользование ЗУ под строительство и огородничество при определенной кад. стоимости:

  • Гражданам – 1-1,5% от кадастровой стоимости, но мин. 20 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 1,5-2%, но мин. – 50 тыс. руб.;
  • Организациям – 3-5%, но мин. – 400 тыс. руб.

Если кад. стоимости нет:

  • Гражданам – 20-50 тыс. руб.;
  • Организациям – 400-700 тыс. руб.

Несвоевременно выполненные или вовсе невыполненные действия по работе с землей, повлекшие ее непригодность для использования:

  • Гражданам – 20-50 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 100-200 тыс. руб.;
  • Организациям – 200-400 тыс. руб.

Ответственность при несанкционированном захвате земель

Одним из распространенных в земельных отношениях правонарушений, является самозахват земель. За него предусматривается ответственность, согласно ст. 7.1 Кодекса РФ, регулирующего административные правонарушения. Текст данной статьи кроме самовольного захвата предусматривает ответственность и за пользование землей без соответствующих документов, подтверждающих права владения, и за использование земли без документов, которые бы подтверждали .

Каждый земельный участок имеет своего владельца. Им может быть:

  • физическое лицо;
  • юридическое лицо;
  • муниципальное образование;
  • субъект РФ;
  • Российская Федерация.
Само понятие самовольного захвата предусматривает использование земель без правовых оснований. Не будет являться правонарушением если законодательно гражданин не имеет обязанности оформлять правоустанавливающие документы.

Действия арендатора или собственника земли могут расцениваться как самовольный захват, если они самовольно переносят границы своего участка, выносят за него какие-либо постройки или осуществляют складирование своего имущества.

Если гражданин построил какое-либо сооружение на самовольно захваченной земле, он не имеет права им распоряжаться, поскольку оно не является законным.

Лицам, самовольно захватившим земли, не возмещается материальный ущерб при возвращении этих участков в собственность владельцев.

Штрафы за самовольный захват

Согласно поправкам к статье 7.1 Кодекса РФ, регулирующего административные правонарушения от 08.03.2015 года, предусмотрены штрафы за несанкционированный захват земель, использование земель без правоустанавливающих документов и без документов, разрешающих ведение какой-либо хозяйственной деятельности при определенной кадастровой стоимости в размере:

  • Гражданам – 1-1,5% от кадастровой стоимости, но мин. 5 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 1-1,5%, но мин. 20 тыс. руб.;
  • Организациям – 2-3%, но мин. 100 тыс. руб.

Если кад. стоимости нет:

  • Гражданам – 5-10 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 20-50 тыс. руб.;
  • Организациям – 100-200 тыс. руб.

Полный текст закона из 7 главы КоАП РФ читайте ниже:

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечания:

    1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
    2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется

пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Заключение

Если сравнивать землю с другими природными ресурсами, то она выполняет более широкие функции в общественных отношениях. На охране и отрицательно сказываются нарушения Земельного Кодекса РФ, ненадлежащее выполнение или невыполнение требований земельного права.

Правовые средства регулирования отношений имеют немаловажное значение для более рационального и бережного использования ЗУ и охраны, а так же для защиты прав землепользователей. Правовые средства позволяют устранять нарушения в земельных отношениях, восстанавливают права собственников и позволяют привлекать к ответственности виновных лиц.

Нецелевое использование земельного участка признается правонарушением. Ответственность за него устанавливается в КоАП. В качестве субъектов правонарушения выступают граждане, юридические и должностные лица.

Использование земель: общие сведения

В законодательстве установлены обязанности для субъектов, владеющих наделами, вне зависимости от наличия права собственности. В частности, нормами предусмотрено конкретное назначение участка, отведенного тому или иному лицу. В соответствии с ним должна осуществляться эксплуатация надела. Вместе с этим использование земли не должно причинять ущерб природе. Данное правило установлено ст. 42 ЗК.

Категории

Они установлены п. 1 ст. 7 ФЗ №136. Норма предусматривает 7 категорий:


Нормативная база

При установлении правового режима земли, следует учитывать не только ее целевую категорию, но и разрешенное использование. Оно определяется согласно принципам зонирования. В п. 2 ст. 7 указанного выше закона предусмотрено, что эксплуатация земли в соответствии с ее назначением является правомочной. В федеральном законодательстве уточняется, как именно подразделяются территории, устанавливаются разрешения и приоритеты. Юридический статус каждого надела определяется в зависимости от его категории. П. 2 ст. 8 приведенного выше закона, предусматривает, что принадлежность участка фиксируется в кадастровом паспорте либо другом документе, выданном уполномоченной госструктурой. Категория надела также может указываться в св-ве о праве на собственность либо иной бумаге о регистрации.

Специфика зонирования

В законодательстве регламентируется порядок разделения территории населенных пунктов. Зонирование осуществляется в соответствии с правилами, установленными в Градостроительном кодексе. При этом муниципальным органам необходимо разработать Правила пользования и застройки. В соответствии с ними, производится зонирование территории конкретного МО. Для каждого сегмента устанавливается свой регламент. В нем содержатся сведения о режиме эксплуатации наделов, правилах его изменения. Перевод земель, на которые действие регламентов не распространяется либо правила в отношении них не устанавливаются, из одной категории в другую производится в соответствии с нормами федерального законодательства. Это положение закрепляется в п. 5 ст. 37 Кодекса.

Ограничения

Законодательство предписывает владельцам наделов эксплуатировать их строго в соответствии с назначением. При этом, как выше было сказано, деятельность субъектов не должна причинять вред природе. Речь идет как в целом об окружающей среде, так и в частности о земельном участке, который используется. Собственникам запрещено по своему усмотрению изменять категорию надела. Такая процедура выполняется в порядке, установленном в положениях законодательства. В результате изменения новый статус фиксируется в соответствующих документах.

Чем грозит нецелевое использование земли?

Ответственность для субъектов установлена в ст. 8.8 КоАП. За нецелевое использование земельного участка, кроме случаев, определенных в ч. 2.1, 2, 3 указанной статьи, предусматривается административный штраф, если известна кадастровая стоимость надела:

  1. Для граждан – 0.5-1 % от цены. При этом минимальная сумма не должна быть меньше 10 тыс. руб.
  2. Для должностных лиц – 1-1.5 %, но не меньше 20 тыс. руб.
  3. Для организаций – 1.5-2 %, но не менее 100 тыс. руб.

Если кадастровая стоимость не определена, за нецелевое использование земельного участка налагается штраф:

  1. На граждан – 10-20 тыс. руб.
  2. На организацию – 100-200 тыс. руб.
  3. На служащих – 20-50 тыс. руб.

С/х территории

Оборот регулируется ФЗ №101. Если на территории, относящейся к данной категории, не осуществляется деятельность, связанная с с/х производством на протяжении установленного указанным законом срока, предусматривается административный штраф:

Дополнительно

Нецелевое использование земельного участка, являющегося с/х территорией, на протяжении года с даты получения на него права собственности признается правонарушением, если:

  1. Надел куплен в результате проведения публичных торгов в соответствии с судебным решением. В данном случае определение должно предусматривать изъятие объекта в связи с его нецелевым использованием либо эксплуатацией с нарушением положений законодательства.
  2. В отношении надела у компетентного органа, осуществляющего государственный надзор, есть сведения о том, что субъект не вел на нем деятельность в течение срока, предусмотренного п. 3 ст. 6 ФЗ №101.

За указанные нарушения предусматривается административный штраф:


Ч. 3 ст. 8.8 КоАП

В этой части установлены санкции для субъектов, которым выделена земля под строительство, ведения садоводческой, огороднической деятельности. Наказание действует в случаях, когда обязанность по эксплуатации таких наделов в течение конкретного срока предусмотрена в федеральном законодательстве. За неиспользование участков устанавливаются административные штрафы, если кадастровая стоимость известна:

  1. Для физлиц – 1-1.5 %, но не меньше 20 тыс. руб.
  2. Для организаций – 3-5 %, но не менее 400 тыс. руб.
  3. Для служащих – 1.5-2 %, но не меньше 50 тыс. руб.

Если цена не определена, санкции будут следующими:

  1. Для физлиц – 20-50 тыс. руб.
  2. Для должностных лиц – 50-100 тыс. руб.
  3. Для организаций – 400-700 тыс. руб.

Важный момент

В рассматриваемой статье КоАП устанавливается ответственность и за неисполнение либо ненадлежащее (несвоевременное) выполнение обязанностей, касающихся приведения земли в состояние, пригодное к использованию в соответствии с установленной категорией. При выявлении указанных нарушений, норма предусматривает административные взыскания:

  1. Для граждан – 20-50 тыс. руб.
  2. Для должностных лиц – 100-200 тыс. руб.
  3. Для организаций – 200-400 тыс. руб.

Следует сказать, что указанные обязанности установлены и в иных нормативных актах. В частности, они зафиксированы в экологическом законодательстве. В нормах определены конкретные мероприятия, направленные на сохранение и улучшение качества земель.

Специфика рассмотрения дел

Зачастую, когда в качестве исходного источника возникшей проблемы уполномоченный органы принимают нецелевое использование надела, судебная практика становится весьма запутанной. Это обуславливается тем, что в процессе осуществления той или иной деятельности требуется обоснование того факта, что субъект, к примеру, собственник, эксплуатировал выделенную территорию не для удовлетворения индивидуальных потребностей, а для извлечения экономической выгоды.

Допустим, гражданин, который является индивидуальным предпринимателем, на наделе, находящемся у него на праве собственности, осуществлял ремонт транспортного средства. Надзорная инстанция вполне может предъявить ему обвинение в нецелевом использовании выделенной ему территории. Противоречие появится в том случае, если автомобиль указанный субъект ремонтировал для личных нужд на наделе, предназначенном для ИЖС, но не как предприниматель для получения экономической выгоды. В этой связи судам предписывается рассматривать каждый случай предъявления обвинений отдельно.

Заключение

Владение и пользование земельными участками закреплено на законодательном уровне. Действующими нормами введена специальная классификация территорий на категории. Это сделано для наиболее рационального использования земель. Субъекты, пользующиеся правами, имеют и соответствующие обязанности. В первую очередь они заключаются в целевом использовании выделенных им территорий. Кроме этого, в обязанности владельцев входит обеспечение и поддержание надлежащего состояния наделов. Нарушения установленных предписаний влечет денежные взыскания.

В настоящее время достаточно остро стоит проблема рационального использования земель. Все граждане, должностные и юрлица обязаны выполнять требования законодательства. Действующие предписания направлены на обеспечение госконтроля за использованием территорий. В обязанности надзорных инстанций входит своевременное выявление и пресечение нарушений, установление виновных лиц и применение к ним мер ответственности. Все эти действия обеспечивают сохранение земельных ресурсов в надлежащем состоянии, защиту окружающей среды от неправомерных действий пользователей.

Земли промышленного назначения так же требуют зонирования . Например, если зона застройки отчуждается под возведение металлургического комплекса, здесь недопустимо возводить складское помещение под нефтехранилище, с последующим использованием в коммерческих целях.

Регламент целевого использования тех или иных зон устанавливается администрацией населённого пункта соответственно классификатору , вступившему в юридическую силу в 2014 году. В ведении муниципалитета так же находится надзор за исполнением установленного регламента использования земель.

Проверка

На основании поданного третьим лицом заявления, требуется провести проверку на ненадлежащее использование земельного участка. Уполномоченное должностное лицо, которым может выступить начальник земельного департамента (отдела) администрации, или департамента градостроительства и архитектуры, приказом назначает комиссию, с указанием сроков проведения проверки.

Административная комиссия посещает собственника, в сторону действий которого поступила жалоба на использование земельного участка не по назначению, проверяя фактическое состояние дел на наделе. При проверке обязательно составляется акт проверки , в котором рассматриваются указанные в жалобе причины нарушений и выявляются иные возможные неправомерные виды деятельности. Внесение таковых в акт подписывается членами комиссии.

Акт передаётся уполномоченному должностному лицу для выявления фактов нарушений . Здесь проводится сверка нормативов, допускающих те или иные виды работ, в соответствии с установленным целевым назначением участка. При выявлении нарушений правообладатель ЗУ привлекается к ответственности.

Нецелевое использование земельного участка: ответственность

После принятия решения по вопросу, нарушителю направляется официальное письмо, с вложением в виде административного акта , указывающего на недопустимость проведённых действий. Регламент назначения санкций и предупредительных мер по прекращению проводимых работ, не соответствующих нормам законодательства, опирается на статьи 8.8 и 23.21 КоАП РФ .

По регламенту статьи 8.8 КоАП (ч. 2, 2.1, 3) нарушение за неиспользование земельного участка по назначению сельскохозяйственного назначения, влечет:

  1. Физическим лицам штраф за нецелевое использование земельного участка в размере от 0,5 до 1% кадастровой стоимости, но не ниже десяти тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – от 1 до 1,5%, но не ниже, чем 20 тысяч рублей.
  3. Юридическим лицам – от 1,5 до 2%, но не ниже ста тысяч.

Кроме этого, дается предписание с требованием приведения земельных участков в надлежащий, правоспособный вид, с установлением сроков.

По прошествии установленного срока, уполномоченная административная комиссия проводит повторную проверку состояния дел на участке, с составлением нового акта.

По результатам вторичной проверки решение администрации признается выполненным или применяются дополнительные меры.

Иначе владельцу будут вменяться новые штрафные санкции и предписания . Размер штрафа в данном случае следующий:

  1. Физическим лицам – 20-50 тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – 100-200 тысяч.
  3. Юридическим лицам – 200-400 тысяч.

В повторном предписании указывается, что дальнейшие споры будут решаться в судебном порядке . В этом случае по решению суда взыскиваются все невыплаченные суммы штрафов, допуская взимания процентов за несвоевременную уплату.

За счёт собственника ЗУ проводятся принудительные работы по приведению участка в надлежащий вид.

Ответственность за использование ЗУ без документов

Использование земельного участка без правоустанавливающих документов определяется как , которые принадлежат администрации. Кроме случаев, когда были утеряны владельцем.

Правоустанавливающая документация не имеет срока давности и считается правоспособной с момента выдела земель владельцу. Поэтому утерянные документы требуется восстановить:

  • обращением в администрацию;
  • через суд.

Самовольное использование земельного участка без оформления документации вменяет ответственность по статье 7.1 КоАП РФ. Здесь начисляются штрафы в следующих объёмах:

  1. Для физических лиц – от 1 до 1,5% кадастровой стоимости ЗУ, но не ниже пяти тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – от 1,5 до 2%, но не менее, чем 20 тысяч рублей.
  3. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — 2-3%, но не менее ста тысяч.

КоАП РФ, Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечания:

  1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
  2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Если кадастровая стоимость не установлена (подробнее о том, как ее установить ), определяются суммы за использование земельного участка без документов в объёме :

  • 5-10 тысяч – гражданам;
  • 20-50 тысяч – руководителям;
  • 100-200 тысяч – учредителям (юр. лицам).

Кроме штрафов администрация выносит постановление об аннулировании последствий использования земель.

Здравствуйте!

В соответствии с п. 3 ст.11.2, ст.83 ЗК РФ

Целевым назначением и разрешенным использованием
образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное
использование земельных участков, из которых при разделе, объединении,
перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением
случаев, установленных федеральными законами.

Землями населенных пунктов признаются земли,
используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Земельные участки в составе жилых зон предназначены
для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного
назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой
застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой
застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно
градостроительным регламентам.

В состав жилых зон могут включаться:

1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;

2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;

3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;

4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;

5) зоны жилой застройки иных видов.(ст. 35 ГрадК РФ)

То есть, если согласно кадастровому паспорту
Ваш зем.уч. относится к зем. населенного пункта, то Вы вправе его осваивать согласно разрешенного вида
использования, в том числе для нежилых видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Согласно ст.40 и ст. 42 ЗК РФ

Собственники земельных участков вправе:

Возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные
здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного
участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований
градостроительных регламентов, строительных, экологических,
санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

обязаны:


Использовать земельные участки в соответствии с их целевым
назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным
использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в
том числе земле как природному объекту;

Своевременно приступать к использованию земельных участков
в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

Выполнять иные требования, предусмотренные настоящим
Кодексом, федеральными законами.

То есть, если целевое назначение зем. уч.для
строительства дома, то Вы обязаны его использовать
соответственно.


Согласно ст. 85 ЗК
РФ

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки,
отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным
зонам:

2) общественно-деловым;

2. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям
принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается
градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с
учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности
территориального сочетания различных видов использования земельных участков
(жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов
использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в
границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный
регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу
правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под
поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и
последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

То есть, град. Регламентом
определены территориальные сочетания различных видов использования
земельных участков (жилого, бытового, общественно-делов..)
Если Вашим градостроительным регламентом для Вашей территор. зоны разрешено
строит. соц.- бытового назначения, то Вы вправе получить
условное разр. вида исп., сохраняя основной.

Согласно
ст. 35 и ст.37 ГрадК РФ

Разрешенное
использование земельных участков и объектов капитального строительства может
быть следующих видов:

1)
основные виды разрешенного использования;

2)
условно разрешенные виды использования;

3)
вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве
дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и
условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно
к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования
земельных участков и объектов капитального строительства.

Основные и вспомогательные виды
разрешенного использования земельных участков и объектов капитального
строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального
строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного
самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и
муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без
дополнительных разрешений и согласования.

То есть, правовой режим земель определяется исходя из их
принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в
соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования
(включая вспомогательные виды разрешенного использования) выбирается
самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.


ПОэтому, если. Зем. Уч. относится к зоне жилой застройки, при этом строит. жилого дома относится к основным видам разрешенного использования; а бытового назначения (магазина) -относится к условным видам разр. Исп., то Вы вправе зем. использовать под магазин.

То есть, Вы вправе использовать
земельный участок в соответствии с любым предусмотренным градостроительным
регламентом
видом разрешенного использования БЕЗ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СОГЛАСОВАНИЯ (публ.слушания).


Смотрите положительное
решение суда по аналогичному делу.
ОДнако, если регламент не позволяет использовать зем. уч. для магазина, то Вы вправе получить условный вид разр. испол. или перевести зем. уч. в др. кат.

Т аким образом, сейчас Вам следует ознакомиться с градостроит. планом и получить все сведения из ГКН для определения Ваших перспектив.


Смогу проконсультировать по успешному решению вопроса
в чате