Положение по 223 фз. Положение о закупках. Принципы подбора критериев

Изменения также размещают в ЕИС в течение 15 дней с момента утверждения. При этом при их публикации устанавливается срок, в течение которого все присоединившиеся организации также должны внести правки в свои положения. Он не может составлять менее 15 дней. Другие изменения, касающиеся положений по 223-ФЗ По новым правилам в своих положениях заказчики должны предусмотреть два вида закупок — конкурентные и неконкурентные. В число первых входят открытые, закрытые и электронные конкурсы, аукционы, запросы котировок, закрытые и электронные запросы предложений. Можно использовать и другие виды, прописанные в положении. Если заказчик не установил иное правило, он обязан проводить все конкурентные процедуры на электронных площадках. Также следует дополнить положения списком ситуаций, когда закупку можно проводить у единственного поставщика.

Положение о закупках по 223-фз

Российской Федерации на международном рынке капитала, признаны лучшими (распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.3.2014 №364-р)

  • Перечень типовых положений о закупках

Перечень типовых положений о закупках Типовое положение Аппарата Правительства Мурманской области (914.91 Кб) 223-ФЗ Типовое положение Министерства образования Саратовской области (3.53 Мб) 223-ФЗ Типовое положение Администрации муниципального образования Каргопольский муниципальный район Архангельской области (5.88 Мб) 223-ФЗ Типовое положение УМУ Суксунского района (725.65 Кб) 223-ФЗ Типовое положение Министерства финансов Саратовской области (5.44 Мб) 223-ФЗ Типовое положение Министерства труда и социальной защиты Калужской области (2.17 Мб) 223-ФЗ Типовое положения Департамента образования мэрии г.

4. кем утверждается положение о закупке?

Внимание

N ОГ-Д28-2628 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу о предоставлении разъяснений отдельных положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) и сообщает следующее.


Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» внесены изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.

Положение о закупках по 223-фз с июля 2018 год: образец

Инфо

Целесообразно принять положение об отделе закупок, отражающее закрепление за отдельными сотрудниками конкретных полномочий по подготовке, согласованию и утверждению документов, необходимых для проведения заказа, а также фиксирующее сроки исполнения обязанностей и ответственность за их нарушение. Содержание положения Заказчику необходимо учесть требования не только 223-ФЗ, но также 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», а также «Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц», утвержденного ФАС России.


Заказчик должен соблюдать принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.

Документы

Внесение корректировок в положение о закупке Организация, работающая в рамках 223-ФЗ, имеет право самостоятельно вносить корректировки в положение о закупках. Для того чтобы изменения вступили в силу, они должны быть опубликованы в ЕИС.
Выкладывается два документа: обновленное положение, а также полный реестр всех внесенных корректировок. Обновленная документация подписывается усиленной квалифицированной подписью заказчика.


Важно

Вносить коррективы организация может столько раз, сколько это необходимо. Никаких рамок по этому вопросу закон не определяет. При составлении и реализации положения о закупках заказчик должен четко соблюдать все требования законодательства.


В противном случае на должностное лицо организации накладывается штраф в объеме от 20 до 30 тысяч рублей. Заказчик должен будет выплатить от 50 до 100 тысяч рублей.

Типовое положение о закупках по 223-фз с учетом последних изменений

В конце 2017 года в 223-ФЗ внесли ряд изменений, некоторые из которых уже начали работать. Они коснулись и типового положения о закупках по 223-ФЗ.

Это не новый для заказчиков документ, однако в 2018 году он претерпел ряд правок. Подробнее об этом — в материале. Типовое положение о закупках по 223-ФЗ на 2018 год Учредители бюджетных и автономных учреждений, собственники имущества МУПов и ГУПов по новым правилам смогут утвердить на федеральном, региональном и муниципальном уровнях образец положения о закупках по 223-ФЗ для бюджетных учреждений, автономных предприятий, которые должны будут его применять.
Такие нововведения введены ст. 3 Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ. К примеру, материнские компании могут присоединить к разработанному ими типовому положению о закупках по 223-ФЗ дочерние организации.
У последних есть 15 дней на то, чтобы решить вопрос с присоединением.

Составляем положение о закупках по правилам 2018 года

На титульном листе утвержденного положения должна стоять надпись «Утверждено», указан завизировавший орган, а также приведены реквизиты документа, на основание которого была поставлена подпись, например, протокол общего собрания. Требования к содержанию документа Согласно пункту 2 статьи 2 223-ФЗ в положении о закупках должна быть освещена следующая информация:

  1. Правила проведения подготовительных операций к закупке.
  2. Регламент проведения закупочной процедуры.
  3. Особенности выбора типа закупочной процедуры.
  4. Правила заключения и реализации договора.

При разработке документа организация должна учитывать особенности своей деятельности. Учтены должны быть и нормативно-правовые акты, относящиеся к закупкам.

Закона N 223-ФЗ. Таким образом, законодательством Российской Федерации о закупках не предусмотрено обязательство заказчиков повторно (ежегодно) утверждать положение о закупке. При этом заказчики вправе вносить изменения в положение о закупке в соответствии с нормами Закона N 223-ФЗ.

Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

Это значит, что к нему будут в полной мере относиться правила контрактной системы, а именно необходимость: Типовое положение о закупках Скачать образец (файл) -обосновывать начальную цену договора с единственным поставщиком; — выбирать способ закупки; — проводить закупки у СМП и СОНО; устанавливать требования к участникам, оценивать их заявки; — создавать комиссию по закупкам; — направлять в ФАС сведения о недобросовестных исполнителях для включения в РНП. Однако заказчикам по-прежнему не нужно будет согласовывать с антимонопольной службой закрытые процедуры выбора поставщика, а также направлять уведомления о закупках у единственного поставщика, которые не состоялись.

Как будет выглядеть типовая форма положения по 223-ФЗ с новыми изменениями Структура похожа на ту, что существовала раньше, однако есть ряд изменений.
КЕМ УТВЕРЖДАЕТСЯ ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКУПКЕ? Согласно ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке утверждается: — высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания; — руководителем унитарного предприятия, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие; — наблюдательным советом автономного учреждения, если заказчиком выступает автономное учреждение; — советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества, если заказчиком выступает акционерное общество.

Примерный план положения Для того чтобы документ содержал все необходимые по закону сведения заказчикам рекомендовано придерживаться следующей структуры документа:

  1. Определения и используемые термины.
  2. Область применения документа.
  3. Последовательность процедуры подготовки к закупочной процедуре.
  4. Способы приобретения товаров и услуг.
  5. Требования, предъявляемые к участникам закупки.
  6. Условия применения и правила проведения закупочных процедур.
  7. Порядок оформления и реализации договора.

Согласно части 10 статьи 4 223-ФЗ в положении должны быть предусмотрены все требования к закупочной документации. Должно быть включено требование о приоритете товаров российского производства.

Скачать образец — типовую форму положения.
ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);

  • автономное учреждение - наблюдательным советом (№ 174 от 03.11.2006 «Об автономных учреждениях»);
  • АО - советом директоров, общим собранием, коллегиальным исполнительным органом (№ 208 от 26.12.1995 «Об акционерных обществах»);
  • ООО - общим собранием участников, советом директоров, коллегиальным исполнительным органом (№ 14 от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
  • государственное или муниципальное бюджетное учреждение - учредителем (№ 7 от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»);
  • публично-правовая компания - наблюдательным советом (№ 236 от 03.07.2016 «О публично-правовых компаниях»).

Стандарт закупочной деятельности, вносимые в него изменения заказчик размещает на сайте ЕИС в течение 15 дней со дня подписания акта.

В конце 2017 года в 223-ФЗ внесли ряд изменений, некоторые из которых уже начали работать. Они коснулись и типового положения о закупках по 223-ФЗ. Это не новый для заказчиков документ, однако в 2018 году он претерпел ряд правок. Подробнее об этом - в материале.

Типовое положение о закупках по 223-ФЗ на 2018 год

Учредители бюджетных и автономных учреждений, собственники имущества МУПов и ГУПов по новым правилам смогут утвердить на федеральном, региональном и муниципальном уровнях образец положения о закупках по 223-ФЗ для бюджетных учреждений, автономных предприятий, которые должны будут его применять. Такие нововведения введены ст. 3 Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ.

К примеру, материнские компании могут присоединить к разработанному ими типовому положению о закупках по 223-ФЗ дочерние организации. У последних есть 15 дней на то, чтобы решить вопрос с присоединением.

Дочерние предприятия юрлиц с долей участия государства или муниципального образования 50 и более процентов обязаны присоединиться к положениям своих материнских компаний.

Типовое положение по 223-ФЗ должно содержать дату, до которой организациям необходимо внести изменения в свои положения либо утвердить новые. Они не будут иметь права менять в утвержденном документе информацию о порядке, способах и условиях закупок, сроке, чтобы заключить договор.

Пакет поправок, указанных в Федеральном законе от 31.12.2017 № 505-ФЗ, вступил в силу в конце 2017 года. Изменения уже действуют.

Что ждет нарушителей

Если заказчик в срок не приведет свое положение в соответствие с новыми требованиями, он не сможет работать по 223-ФЗ. Это значит, что к нему будут в полной мере относиться правила контрактной системы, а именно необходимость:

Типовое положение о закупках Скачать образец (файл)

Обосновывать начальную цену договора с единственным поставщиком;

Выбирать способ закупки;

Проводить закупки у СМП и СОНО; устанавливать требования к участникам, оценивать их заявки;

Создавать комиссию по закупкам;

Направлять в ФАС сведения о недобросовестных исполнителях для включения в РНП.

Однако заказчикам по-прежнему не нужно будет согласовывать с антимонопольной службой закрытые процедуры выбора поставщика, а также направлять уведомления о закупках у единственного поставщика, которые не состоялись.

Как будет выглядеть типовая форма положения по 223-ФЗ с новыми изменениями

Структура похожа на ту, что существовала раньше, однако есть ряд изменений. Типовое положение о закупках по 223-ФЗ с поправками на 2018 год предполагает наличие неизменной части. В нее следует включить следующие данные:

Порядок подготовки и проведения закупочной процедуры;

Возможные способы закупок, условия, когда их можно применять;

Сроки заключения договора.

Вносить свои правки бюджетные и автономные учреждения, а также МУПы и ГУПы не смогут. Еще одно нововведение связано с тем, что типовая форма положения по 223-ФЗ с новыми изменениями должна включать особенности закупок у малого и среднего бизнеса.

Размещение в ЕИС

Указанные органы власти размещают решение о присоединении к типовому положению по 223-ФЗ в ЕИС в течение 15 дней со дня принятия. В случае, если в типовое положение о закупках по 223-ФЗ на 2018 год внесли изменения, все организации, присоединившиеся к нему, должны учесть правки при осуществлении закупок.

Изменения также размещают в ЕИС в течение 15 дней с момента утверждения. При этом при их публикации устанавливается срок, в течение которого все присоединившиеся организации также должны внести правки в свои положения. Он не может составлять менее 15 дней.

Другие изменения, касающиеся положений по 223-ФЗ

По новым правилам в своих положениях заказчики должны предусмотреть два вида закупок - конкурентные и неконкурентные. В число первых входят открытые, закрытые и электронные конкурсы, аукционы, запросы котировок, закрытые и электронные запросы предложений. Можно использовать и другие виды, прописанные в положении.

Если заказчик не установил иное правило, он обязан проводить все конкурентные процедуры на электронных площадках.

Также следует дополнить положения списком ситуаций, когда закупку можно проводить у единственного поставщика. Этот список считается исчерпывающим, то есть использовать иные основания будет нельзя.

Заказчикам дали время на исправление своих положений до начала 2019 года. До этого времени документ нужно привести в соответствие с новыми требованиями, утвердить и опубликовать в ЕИС. Если заказчик не сделает этого, его признают не опубликовавшим положение.

Внесенные в 223-ФЗ правки в некоторой степени делают его ближе к 44-ФЗ. То есть процедуры становятся более упорядоченными, регламентированными, что не может не ограничивать свободу заказчиков.

Мы являемся бюджетной организацией. Узнали, что денежные средства от предпринимательской деятельности мы можем осваивать через торги по положению, которое должны самостоятельно разработать. Где можно скачать образец положения о закупках?

  • Вопрос: №291 от: 2013-11-04.

По смыслу статьи 15 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств, руководствуясь положениями вышеуказанного закона.

Если бюджетным учреждением принято в единой информационной системе (в настоящее время сайт http://zakupki.gov.ru), данное учреждение вправе осуществлять закупки по ст. 15 Закона 44-ФЗ:

  1. за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  2. в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
  3. за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

28 декабря 2014 года был принят Закон 396-ФЗ, который внес изменения в законодательство, связанное с осуществлением закупок.

В силу ч. 25 ст. 112 Закона 44-ФЗ до 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения вправе принять правовой акт в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в отношении закупок, предусмотренных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона и осуществляемых в 2014 году. Указанные правовые акты в случае их принятия бюджетными учреждениями должны быть размещены до 1 апреля 2014 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. До размещения указанного правового акта, но не позднее 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения осуществляют такие закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В изменениях (Закон 396-ФЗ) указано кто утверждает принятое положение о закупках .

В силу п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона 223-ФЗ Положение о закупке утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае, если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение.

Таким образом, денежные средства, полученные от предпринимательской деятельности (п. 3 ч. 2 ст. 15 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок...") для большинства бюджетных учреждений, а для научных и образовательных учреждений от грантов (п. 1 ч. 2 ст. 15 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок...") можно осваивать, осуществляя закупки самостоятельно (своей комиссией) по правилам принятого положения, которое необходимо принять, утвердить и опубликовать на сайте до 01 апреля 2014 года.

Необходимо помнить, что при принятии своего положения о закупках бюджетным учреждением, планы графики заполняются и опубликовываются отдельно по 44-ФЗ и 223-ФЗ, т.е. создаются два отдельных план-графика.

Жирным курсивом выделил изменения в Положении.

P.S.: пример разработанного положения подходит для применения другими субъектами, которые подпадают под действие ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Как обновить положение о закупках по изменениям в 223-ФЗ

Чтобы работать по новым правилам, измените положение о закупке. Правки затрагивают способы закупки, разделы о договорах и отчетности. Разобраться, что и как изменить в положении, поможет практика заказчиков и примеры из действующих положений.

Что поменять в положении о закупке

Переписывать все положение о закупке необязательно. Достаточно изменить часть сведений и добавить новые. Какие блоки положения поправить - смотрите в таблице.

Сведения в положении С 1 июля 2018 года До 1 июля 2018 года
Конкурентные закупки Четыре способа конкурентной закупки - конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок. Другие способы - на усмотрение заказчика Два обязательных способа закупки - аукцион и конкурс. Понятия «конкурентная закупка» нет
Порядок конкурентной закупки Рамочный порядок конкурентных закупок, в том числе закрытых и электронных Нет
Порядок закупки у МСП Обязанность закупать продукцию у МСП, публиковать ежегодный отчет. Правила закупки у МСП согласно постановлению № 1352
Подробный порядок закупок у МСП. Закупки проводят только на электронных площадках Порядок закупки у МСП определяет заказчик
Извещения и документация При изменениях извещения и документации срок приема заявок продлевают минимум на половину первоначального срока.
Перечень сведений в извещении и документации шире
При изменениях извещения и документации срок приема заявок продлевают минимум на 15 дней
Требования к участникам Требования к участникам в положении и документации Требования к участникам в документации
Обеспечение заявки Минимальное значение НМЦД, при которой заказчик требует обеспечить заявку. Ограничен размер обеспечения. Заказчик применяет постановление № 1352 Заказчик определяет порядок обеспечения заявки с учетом постановления № 1352
Комиссия по закупкам Заказчик обязан создать комиссию при конкурентной закупке. Закупку проводит комиссия Заказчик вправе создать закупочную комиссию
Протоколы Два вида протоколов конкурентной процедуры - протокол закупки и итоговый протокол.
Исчерпывающий перечень сведений в протоколах
Заказчик самостоятельно решает, какие сведения включить в протокол
Заключение договора Минимальный и максимальный сроки - не ранее 10 и не позднее 20 календарных дней с даты, когда опубликовали итоговый протокол Минимальный срок - не ранее 10 календарных дней с даты, когда подвели итоги закупки (ч. 4 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ)
Ежемесячная отчетность Отчитываться о закупках у МСП не нужно. В ЕИС публикуют отчеты обо всех договорах, сделках с едпоставщиком и договорах с едпоставщиком по результатам закупок, которые не состоялись В ЕИС публикуют отчеты обо всех договорах, договорах с едпоставщиком, договорах с гостайной и договорах с МСП

Читайте подробнее о каждом блоке изменений далее.

Конкурентные и неконкурентные закупки

В положении о закупке предусмотрите конкурентные и неконкурентные способы закупки, а также порядок процедур.
Конкурентные закупки проводят торгами - конкурсом, аукционом, запросом котировок и запросом предложений. Конкурс и аукцион делят на открытый, закрытый, электронный, а запрос предложений и запрос котировок - на закрытый и электронный. Торги включите в положение обязательно.
Кроме торгов, заказчик вправе предусмотреть в положении другие конкурентные процедуры. Например, акционерное общество «Роскартография» проводит конкурентные переговоры - закупка, при которой победителя определяют в ходе переговоров (п. 2.2.16 положения АО «Роскартография» от 28.04.2018 № 03/2018).

Внимание: напишите в положении о закупке, какие процедуры проводите не в электронной форме. Если не укажете информацию, все закупки обязаны проводить на электронных площадках (ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Неконкурентные закупки - это договоры с едпоставщиком и другие процедуры, которые не отвечают требованиям к конкурентным закупкам. Напишите полный перечень случаев, когда закупаете продукцию у едпоставщика. При необходимости предусмотрите случаи, когда публикуете в ЕИС извещение о закупке у едпоставщика. Подробнее о неконкурентных закупках читайте в рекомендации.

Пример: как включить в положение закупки у едпоставщика

В типовом положении для московских заказчиков перечислены случаи закупки у едпоставщика. Заказчик вправе заключить сделку с едпоставщиком, когда закупает:

Кроме того, заказчик вправе заключить договор на банковскую гарантию.

Случаи перечислены в пункте 45.1 типового положения из приказа департамента городского имущества, главконтроля, тендерного комитета Москвы от 14.04.2015 № 72/38/70-01-43/15.
Предусмотрите в положении другие неконкурентные процедуры, если необходимо.

Пример: какие неконкурентные способы закупки включить в положение Корпорация МСП установила два неконкурентных способа - закупка у едпоставщика и мелкая закупка. Стоимость мелкой закупки не превышает 100 тыс. руб. с НДС. При годовой выручке более 5 млрд руб. максимальный размер мелкой закупки - до 500 000 руб. В течение квартала корпорация вправе провести мелкие закупки на сумму в 2,5 млн руб. или в 5 млн руб. при выручке выше 5 млрд руб. (п. 16.1 положения АО «Корпорация МСП» от 06.11.2015 № 2).

Требования к способам закупки перечислены в частях 2-3.1 статьи 3, части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Порядок конкурентных закупок

Опишите в положении порядок, в котором проводите конкурентные закупки. Напишите, в какие сроки опубликуете извещение и документацию, примите, рассмотрите и оцените заявки, составите протоколы, заключите договор. Укажите порядок, в котором разъясните и при необходимости измените извещение и документацию, а также отмените закупку (ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).
Пример: порядок конкурентной закупки в положении
В типовом положении для московских заказчиков описан порядок конкурса, аукциона, запроса котировок и запроса предложений. Например, разделы аукциона в положении такие:

Раздел Содержание раздела
Извещение об аукционе Сроки публикации в ЕИС
Сведения в извещении
Порядок изменения извещения
Порядок отмены закупки
Документация Сведения в документации
Порядок публикации в ЕИС - вместе с извещением
Информация о том, что проект договора - обязательная часть документации
Правило, что сведения в документации должны отвечать извещению
Порядок предоставления документации Срок, в который заказчик предоставит документацию участникам
Плата за документацию
Запрет на переговоры заказчика с закупочной комиссией
Разъяснение, изменение документации Право участников направить запросы для разъяснений документации
Сроки для запроса и для разъяснений
Право заказчика изменить документацию согласно запросу или по собственной инициативе
Подача заявок Требования к заявке
Срок подачи заявок
Право участника отменить или изменить заявку
Случай, когда никто не подал заявку или заявился один участник (закупка не состоялась)
Рассмотрение заявок Срок рассмотрения заявок
Право заказчика направить участникам запросы для уточнения сведений в заявках
Содержание протокола рассмотрения заявок

Случай, когда комиссия отклонила все заявки или допустила к аукциону одного участника (закупка не состоялась)
Порядок аукциона Обязанность заказчика обеспечить доступ к торгам всем участникам, которые отвечают требованиям документации
Размер «шага аукциона» - суммы, на которую участники снижают НМЦД
Порядок аукциона - действия участников и аукциониста (ведущего торгов)
Победитель аукциона
Содержание итогового протокола
Порядок публикации протокола в ЕИС
Случи, когда участники не снизили цену, на торги пришел только один участник или никто не пришел (аукцион не состоялся)
Порядок возврата обеспечения заявок
Заключение договора Минимальный и максимальный сроки, в которые стороны заключают договор
Действия сторон по заключению договора
Условие, что договор стороны заключат на условиях извещения, документации и предложения победителя закупки
Порядок действий, когда победитель уклонился от заключения договора
Аукцион не состоялся Право заказчика подписать договор с едпоставщиком, объявить повторную закупку или отказаться от закупки

Требования к аукциону перечислены в разделах 27.1-35 типового положения из приказа № 72/38/70-01-43/15.
Для конкурса и запроса предложений напишите критерии оценки и сопоставления заявок. Возьмите критерии из Закона № 44-ФЗ или разработайте свои. Перечислите в положении все критерии, которые применяете в закупках. Критерии для конкретной закупки будете уточнять в документации (п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Пример: критерии оценки заявок при конкурсе
Нижегородские бюджетные учреждения при закупках по Закону № 223-ФЗ применяют стоимостные и нестоимостные критерии оценки конкурсных заявок.

Стоимостные критерии:

  • цена;
  • расходы на эксплуатацию товара;
  • расходы на техобслуживание товара.

Нестоимостные критерии:

Для конкурса заказчики выбирают не менее двух критериев. Значимость всех критериев - 100 процентов. Порядок оценки по критериям описывают в документации. Такие правила описаны в статье 22 типового положения, которое Министерство социальной политики Нижегородской области утвердило приказом от 17.12.2015 № 744/1.
Подробнее о том, как провести конкурентную закупку, читайте в рекомендации.

Опишите в положении порядок закупок в электронной форме. Выделите отдельный раздел об электронных закупках либо опишите порядок каждого способа электронной закупки. Например, в типовом положении для московских заказчиков отдельный раздел об электронной закупке.

Порядок закупок в электронной форме описан в статье 3.3 Закона № 223-ФЗ. Подробнее читайте в рекомендации.

Напишите случаи, когда применяете закрытые закупки. Опишите правила таких процедур. К примеру, в типовом положении для московских заказчиков раздел о закрытых закупках выглядит так:


Требования к закрытым закупкам перечислены в статье 3.5 Закона № 223-ФЗ.

Порядок закупок у МСП

Раздел о закупках только среди МСП в положение включите, если обязаны закупать продукцию у малого и среднего бизнеса. Перечень заказчиков, которые должны покупать продукцию у МСП, Правительство утвердило постановлением от 11.12.2014 № 1352.

Закон № 223-ФЗ регламентирует порядок закупок среди представителей малого и среднего бизнеса. Продукцию у МСП закупайте на электронных площадках и только на торгах, то есть электронными конкурсами, аукционами, запросами предложений и запросами котировок. Об этом сказано в частях 1 и 2 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ.

При закупке только среди МСП учитывайте сроки для публикации извещения. Для закупок у любых участников и для торгов среди МСП сроки разные.

Способ закупки Минимальный срок при общих закупках Минимальный срок при закупках у МСП
Конкурс 15 календарных дней Семь календарных дней при НМЦД до 30 млн руб., 15 календарных дней при НМЦД выше 30 млн руб.
Аукцион
Запрос предложений Семь рабочих дней Пять рабочих дней, НМЦД не должна превышать 15 млн руб.
Запрос котировок Пять рабочих дней Четыре рабочих дня, НМЦД не должна превышать 7 млн руб.

Установите требования к заявкам заказчиков. Учтите правила обеспечения заявок. Перечислите этапы конкурентных закупок среди МСП. Заказчик вправе разбить конкурс на пять этапов, а в аукцион и запрос предложений включить квалификационный отбор. Закрепите такое право в положении, а в документацию конкретной закупки этапы включайте на свое усмотрение. Однако если включили, то соблюдайте последовательность. При этом этапы не должны повторяться.

Пример: о закупках у малого и среднего бизнеса «Роскартография» выделила в положении раздел о закупке среди МСП. Правила закупки заказчик взял из статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ.
Заказчик описал, какими способами проводить закупки среди МСП, указал сроки для публикации извещения.



В аукцион и запрос предложений заказчик вправе включить этап квалификационного отбора. В конкурсе среди МСП выделили пять этапов.



Заказчик описал правила, по которым оператор электронной площадки обязан проводить аукцион среди МСП.



Отдельно заказчик прописал требования к обеспечению заявок, которое предоставляют участники закупок среди МСП.


В положении заказчик описал состав заявок в зависимости от способа конкурентной закупки.


Договор стороны заключают на электронной площадке. Порядок заказчик описал отдельным пунктом положения.



Требования к закупкам среди МСП заказчик прописал в разделе 18 положения о закупке.

Требования к извещению и документации

Изменились требования к извещению и документации. В положении с 1 июля 2018 года дополнительно пишите, что в извещение включают:

  • краткое описание предмета закупки согласно части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ;
  • порядок и сроки подачи заявок, порядок, в котором подведете итоги конкурентной закупки (или этапов закупки);
  • адрес электронной площадки при конкурентной закупке в электронной форме.

Требования к извещению перечислены в части 9 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Составить извещение поможет рекомендация.
Когда описываете в положении о закупке требования к документации, дополнительно включите:

  • формулу цены или цену единицы продукции, а также максимальную цену договора (если нельзя рассчитать НМЦД);
  • порядок, в котором подведете итоги закупки;
  • требования к участникам закупки, к субподрядчикам и перечень документов, которыми подтвердят, что отвечают требованиям. Напишите требования и документы при закупке работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, закупке товаров, работ, услуг, которые связаны с использованием атомной энергии.
  • описание предмета закупки согласно части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Сведения, которые необходимо включить в документацию, перечислены в части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Подробнее о документации читайте в рекомендации.

Порядок, в котором меняете извещение и документацию

В положении о закупке напишите, что вправе изменить извещение или документацию конкурентной закупки. Когда внесете правки, продлите срок подачи заявок. Между датами, когда опубликовали изменения и когда завершите принимать заявки, оставьте не менее половины срока подачи заявок согласно положению. Об этом сказано в части 11 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.



Например, заказчик разместил извещение об электронном аукционе 1 августа. Заявки принимает 20 календарных дней, то есть до 22 августа. 17 августа опубликовали в ЕИС правки извещения. Продлить прием заявок необходимо минимум на 11 дней, так как принимать заявки согласно положению необходимо 20 календарных дней. Заказчик продлил срок приема заявок на 11 дней - до 29 августа.

Требования к участникам

Заказчик обязан написать требования к участникам закупки в положении. В документацию о конкурентной закупке включайте только требования к претендентам из положения. Об этом сказано в части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
Пример: требования к участникам в положении о закупке
В типовом положении для московских заказчиков прописаны обязательные и дополнительные требования к участникам закупки.
Обязательные требования:

  1. Участник отвечает требованиям законодательства к лицам, которые поставляют товар, выполняют работы или оказывают услуги по договору. Например, у претендента должна быть лицензия или он должен состоять в СРО.
  2. Участник - юрлицо не ликвидируется, арбитражный суд не признал участника банкротом.
  3. Деятельность участника на день подачи заявок не приостановили.
  4. Сведений об участнике нет в реестре недобросовестных поставщиков.
  5. Участник обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если по договору заказчик приобретает права на такие результаты. Исключение - договоры, по которым исполнитель создает произведения литературы или искусства, а также договоры на финансирование проката и показа национального фильма.

Дополнительные требования:

  1. Квалификация участника, в том числе опыт работы по аналогичным договорам.
  2. Наличие у претендента материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Дополнительные требования заказчик устанавливает на свое усмотрение в зависимости от предмета закупки. Допустим, при закупке овощей квалификация участника не важна. Когда необходимо закупить строительные работы, имеет значение и квалификация, и ресурсы претендента. Требования к участникам перечислены в пунктах 14.1 и 14.2 типового положения.

Обеспечение заявки при конкурентной закупке

Требовать обеспечить заявку при конкурентной закупке - право заказчика. Если предусмотрите такое требование, то опишите в положении максимальный размер обеспечения, а также порядок, срок и случаи возврата обеспечения. Опишите способы, которыми участник обеспечит заявку:

  • денежный залог;
  • банковская гарантия;
  • другой способ по Гражданскому кодексу.

Кроме банковской гарантии и залога, обеспечить обязательства возможно неустойкой, удержанием вещи, поручительством, задатком, обеспечительным платежом или другим способом (п. 1 ст. 329 ГК).
При закупке среди МСП участники обеспечивают заявку только денежным залогом или банковской гарантией. Напишите это в положении о закупке.

Внимание: требуйте обеспечить заявки только при НМЦД выше 5 млн руб. включительно. Установите обеспечение не более 5 процентов НМЦД. Размер обеспечения при закупках у МСП не должен превышать 2 процентов НМЦД. Об этом сказано в части 27 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ и в пункте 23 положения из постановления Правительства от 11.12.2014 № 1352.
В положении напишите, в какие сроки вернете обеспечение. Перечислите случаи, когда обеспечение не вернете или потребуете выплату по гарантии.

Пример: требования к обеспечению заявки «Роскартография» в положении предусмотрела условия обеспечения заявки при закупке у МСП:


Для закупок на общих основаниях требования такие:


Заказчик не вернет обеспечение в двух случаях:



Правила обеспечения заявок описаны в части 25 статьи 3.2 и части 12 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ. Подробнее читайте в рекомендации.

Порядок работы комиссии по закупкам

Напишите в положении, что победителей конкурентной закупки выбирает закупочная комиссия. Опишите порядок, в котором создадите комиссию. Возьмите за основу порядок из Закона № 44-ФЗ или разработайте собственные правила. Требование создать комиссию установлено в части 8 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.

Напишите, правила, по которым работает комиссия:

  • сколько участников необходимо для кворума;
  • какие решения принимает комиссия;
  • как комиссия оформляет решения.
Пример: раздел о закупочной комиссии в положении о закупке
В типовом положении правительство Самарской области перечислило, как заказчики создают комиссии.
Заказчик создает комиссию до начала закупки. В решении о создании комиссии определяет порядок работы комиссии и персональный состав, права и обязанности членов комиссии, назначает председателя. Возглавляет комиссию руководитель организации заказчика или заместитель. Вместо них руководить вправе представитель ГРБС.

Заказчик вправе создать единую комиссию или отдельные комиссии для каждого способа конкурентной закупки. Количество членов комиссии - не менее пяти человек. В состав комиссии не обязательно включать только штатных сотрудников. Комиссию заказчик формирует преимущественно из лиц, которые прошли профессиональную подготовку или повысили квалификацию в сфере закупок, а также со специальными знаниями по предмету закупки. Кроме того, в состав комиссии включают представителя ГРБС.

В состав комиссии нельзя включать лиц, которые лично заинтересованы в результатах закупки. Например, в комиссии не могут работать супруги или родственники участников закупки.

Комиссия принимает решение большинством голосов. Заседание правомочно, только если есть кворум - не менее 50 процентов от общего состава. Комиссия принимает решения:

  • допускает участника к закупке или отказывает;
  • выбирает победителя закупки;
  • признает закупку несостоявшейся.
Протокол по итогам заседания подписывают все члены комиссии.

Такие правила перечислены в пунктах 2.1.1-2.1.8 типового положения из постановления правительства Самарской области от 16.02.2017 № 99.

Требования к протоколам

Учтите в положении два вида протоколов конкурентной закупки. Первый - протокол, который комиссия составляет в ходе закупки или по этапу закупки. Второй - итоговый протокол. Напишите, какие сведения включите в протокол для каждой закупки отдельно, либо выделите блок с полной информацией о протоколах.

Например, напишите так:



Требования к протоколам перечислены в частях 13 и 14 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ. Какие сведения включить в протоколы, читайте в рекомендации.

Заключение договоров

Напишите в положении сроки, в которые заключите договор по результатам конкурентной закупки. Стороны вправе подписать договор не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 календарных дней с даты, когда заказчик разместит в ЕИС итоговый протокол закупки.

Перечислите исключения из сроков:

  1. Необходимо получить одобрение органа управления заказчика.
  2. Участник, региональная власть или корпорация МСП обжалуют закупку.

В этих случаях сделку заключите в течение пяти календарных дней с даты, когда получите одобрение или ФАС вынесет решение. Об этом сказано в части 15 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.
Опишите порядок, в котором заключите договор: когда передадите проект победителю, в какой срок он обязан подписать документ и вернуть заказчику. Например, в положении для нижегородских заказчиков указано:



Перечислите случаи, когда вправе заключать договоры с несколькими участниками конкурентной закупки. Опишите порядок заключения таких договоров. Если не внесете эти сведения в положение, то заключать сделку с несколькими участниками по результатам одной конкурентной закупки не вправе. Вывод следует из части 28 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.

Например, самарские заказчики вправе заключить с несколькими заказчиками договоры на закупку двух и более поисковых научно-исследовательских работ. Условие необходимо предусмотреть в документации. Об этом сказано в абзаце 3 пункта 4.1.3.5 типового положения из постановления правительства Самарской области от 16.02.2017 № 99.

Ежемесячная отчетность

Измените в положении сведения об отчетах, которые размещаете в ЕИС. Напишите, что до 10 числа каждого месяца публикуете в ЕИС сведения о количестве и стоимости договоров по результатам всех закупок, закупок у едпоставщика, а также договоров с едпоставщиком по результатам несостоявшейся закупки. Такое правило установлено в части 19 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.



Размещать ежемесячный отчет о закупках у МСП после 1 июля 2018 года не нужно. Если включали обязанность отчитываться в положение, то удалите этот пункт. Если оставите, то согласно положению о закупке обязаны отчитываться. В этом случае, если не разместите отчет, сотрудник заплатит штраф от 30 000 до 50 000 руб., организация - от 100 000 до 300 000 руб. Об этом сказано в части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ и в части 5 статьи 7.32.3 КоАП.

Внимание: пункт о ежемесячной отчетности по закупкам у МСП удаляйте только после 1 июля. До 1 июля отчет обязателен.
Новые правила действуют с 1 июля 2018 года. Однако предусмотрен переходный период. Измените, утвердите и опубликуйте в ЕИС положение о закупке до 1 января 2019 года. Применяйте правила, как только опубликуете измененное положение. Если не разместите положение до 1 января 2019 года, будете работать по Закону № 44-ФЗ до тех пор, пока не опубликуете исправленное положение в ЕИС. Об этом сказано в части 5.1 статьи 8 Закона № 223-ФЗ и в части 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ.


Юридические услуги опытных юристов и адвокатов

:

:

Положение о закупках - документ, который регламентирует закупочную деятельность учреждения заказчика. Наличие правильно составленного положения о закупке позволяет заказчику проводить закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ) и этим положением.

Необходимость разработать и утвердить Положения о закупочной деятельности предусмотрена ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при разработке положения о закупке заказчик должен руководствоваться следующими принципами:

Информационная открытость закупки;

Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

Отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ).

Эксперты Московского института государственных закупок могут за Вас разработать Положение о закупках товаров, работ, услуг с удобными способами закупок и с учетом всех последних изменений.

Преимущества:

  • Вы получаете внутренне согласованный и сбалансированный документ.
  • Вы застрахованы от нарушений законодательства.
  • Вы значительно экономите время.

Для крупных организаций рекомендуем разработать оригинальное Положение о закупке, учитывающее организационную и функциональную специфику заказчика. Рекомендуем услугу по разработке комплекта типовых документаций для способов закупки, предусмотренных Положением о закупке. Полный комплект локальных актов, регламентирующих закупочную деятельность, обеспечит прозрачность и эффективность торгов.

Так же возможно правовое исследование действующего у заказчика Положения о закупке. Обращаем на это внимание тех заказчиков, которым Положение о закупке утверждает вышестоящая организация, и они сами не имею возможности менять текст. Правовое исследование данного Положения о закупке позволит понять все его слабые стороны и учитывать при применении.